Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Лю Гэ

  • Лю Гэ
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 199
Лю Гэ. Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2012. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лю Гэ

Содержание

Введение

Глава I. Китайский традиционный инструментарий как базис воспитания музыкальной культуры на национальных традициях

§1. Возникновение и развитие китайских традиционных музыкальных

инструментов. Принципы классификации

§2. Особенности исполнительства на китайских традиционных инструментах

§3. Китайские традиционные ансамбли и оркестры. История и классификация

§4. Опыт ансамблевого и оркестрового музицирования на национальных

инструментах в общеобразовательной школе

Глава II. Педагогический эксперимент по приобщению к музыке с

включением традиционного китайского инструментария

§1. Педагогический эксперимент по тестированию уровня музыкальной

культуры в высшем учебном заведении и средней школе

§2. Педагогический эксперимент по воспитанию музыкальной культуры в начальных классах общеобразовательной школы с применением элементов

системы К. Орфа

Заключение

Список литературы

Приложения. I. Иллюстрации китайских традиционных музыкальных инструментов

II. Образец партитуры современного китайского национального оркестра

III. Схемы расположения инструментов в современных китайских национальных оркестрах

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая»

Введение

Актуальность темы исследования. Китай является страной древней цивилизации и выдающихся духовных традиций. В нем была создана блестящая музыкальная культура, в частности инструментальная, которая уходит своими корнями в далекое прошлое.

Китайские народные музыкальные инструменты и методика игры на них развивались на протяжении нескольких тысяч лет. Ныне это великое наследие должно обогащать разные аспекты музыкального воспитания и образования. Освоение традиционных музыкальных инструментов в эпоху глобализации приобретает особую значимость, так как влияние западной культуры подавляет национальные достижения в области искусства. От того, какие духовные ценности будут приоритетными для народа КНР, зависит будущее китайской культуры. От этого во многом зависит самосознание молодого поколения.

Сегодня первостепенное внимание должно быть уделено пониманию народом ценности своего музыкального богатства, частью которого является инструментарий. Поэтому исполнительство на традиционных музыкальных инструментах имеет в Китае не только художественно-эстетическое, но и воспитательное значение. Причем важно и опираться на накопленный опыт, и вносить в него нечто новое.

Одной из насущных педагогических проблем является популяризация знаний о традиционных инструментах в молодежной среде. Необходимо также приобщение этой среды к пониманию их выразительных возможностей.

Другая проблема связана с тем, чтобы воспитать у детей и молодежи потребность музицировать в китайских ансамблях и оркестрах. Это напрямую апеллирует к разработке новых методических материалов по формированию в широком масштабе таких музицирующих коллективов.

Третья, не менее важная проблема, - организация педагогического процесса, позволяющая внедрять национальные инструменты в общее музы-

кальное образование.

Традиционный инструментарий вкупе с достижениями передовой музыкально-педагогической мысли может стать базисом для создания инновационных музыкально-педагогических систем. Вопрос этот не праздный, так как, несмотря на значительные усилия руководящих структур КНР, проведение реформ, совершенствование учебных планов, большинство молодых людей не отличается высоким уровнем музыкальной культуры. А главное, в своих художественных предпочтениях они зачастую далеки от национального

искусства.

Нельзя не признать, значительные меры для устранения этих недостатков предпринимаются. Сегодня в Китае ученики средних школ все активнее знакомятся с традиционными музыкальными инструментами и их репертуаром. Постепенно исчезает предубеждение, что в общеобразовательной школе можно обойтись без них. Но процесс этот развивается недостаточно интенсивно, так как не все понимают его значимость.

Целенаправленное включение традиционных инструментов в музыкальную педагогику (без игнорирования достижений зарубежной культуры) имеет не только воспитательное, но и культурологическое значение.

Все перечисленное определяет актуальность темы.

Степень изученности темы. Китайские традиционные музыкальные инструменты привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. В современном Китае, написано немало книг и статей о различных аспектах традиционного инструментария. В частности в КНР это труды таких известных авторов как Ван Чжэнья [61], Гао Хоуюн [68], И Циин [87], Ли Миньсюн [99], Лю Чжэнвэй [112], Сюй Цзянь [127], Ся Е и Чэнь Сюея [130], Тянь Ляньтао [135], Фан Цзяньцзюнь [138], Хэ Маньцзы [144] и другие.

Немало изданий посвящено и методике исполнения на китайских тра-ди- ционных музыкальных инструментах. В Китае известны работы Ван Цзунминя [57], Гань Тао [67], Лян Гуанчэня и Пань Юнчжаня [ИЗ], Ху Дэн-тяо [143], Чай Гуанюйя и Чжан Ди [157], Чжао Сунтиня [165], Чжоу Шибо

[169], Юань Цзинфаня [183] и других.

В России также китайские традиционные музыкальные инструменты и китайская национальная музыка привлекали научную мысль. Например, широко известны труды «Музыкальная культура Китая» Г. М. Шнеерсона [49], «Музыка в Китайской Народной Республике» В. С. Виноградова [13], «История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония)» У Ген-Ира [43] и др. Немало ценных сведений по китайскому инструментарию содержится в популярных учебниках Р. И. Грубера [18] и К. К. Розеншильда [36].

Тем не менее, несмотря на столь солидный «послужной» список, практически открытой остается проблема китайский традиционный инструментарий и общее музыкальное воспитание и образование. Поэтому объектом исследования данной работы является общее музыкальное воспитание и образование в современном Китае. Предметом исследования становятся методические возможности воспитания музыкальной культуры в контексте музицирования на китайских традиционных инструментах. Материал исследования базируется на результатах экспериментов по внедрению национального инструментария во внеклассную работу и на уроки музыки в общеобразовательной школе и вузе. Он основывается также на обобщении историко-теоретических данных по наиболее востребованным в КНР традиционным инструментам и оркестровым составам.

Цель исследования — доказать, что включение в систему общего музыкального образования традиционного инструментария, особенно в форме инновационных воспитательных методик, будет способствовать тотальному подъему музыкальной культуры в КНР и активному развитию национального

самосознания.

Задачи исследования:

У обобщить эволюцию китайских традиционных музыкальных инструментов, их классификацию и выявить на этой основе наиболее перспективные для педагогического процесса виды; ^ охарактеризовать инструментальные составы китайских традиционных

оркестров и определить самые значимые из них для общего музыкального воспитания;

✓ разработать и апробировать методику организации оркестра народных инструментов в общеобразовательной школе;

✓ поставить педагогический эксперимент с использованием традиционного инструментария для выявления и развития уровня музыкальной культуры у старшеклассников и студентов высших учебных заведений;

✓ разработать и опробовать авторскую методику с привлечением китайских инструментов для преподавания предмета музыка в младших классах общеобразовательной школы;

/ наметить систему мер, активизирующих внедрение традиционных инструментов в общее музыкальное воспитание.

Теоретическая база исследования. Диссертационное исследование базируется на солидном теоретическом фундаменте, включающем музыковедческую, методико-педагогическую, эстетическую, справочно-энциклопедическую литературу и программные документы правительства

КНР.

Мы обращались к многочисленным историко-музыковедческим изданиям, прямо или косвенно связанным с нашей темой. В частности это уже упомянутые ранее труды китайских и российских авторов. Следует также отметить «Заметки о музыкальных знаниях» Сюе Ляня [126], «История музыки Китая» Ван Юйхэя [62], «Древние китайские музыкальные рукописи» Ли Чуньия [104], «Создание, развитие и распространение Яньюе во времена династий Суй и Тан» Пань Хуайсуя [122], «Историю музыки и эстетического воспитания Китая» Сю Хайлиня и Ли Цзития [129], «Краткий курс по истории музыки древнего Китая» Ся Ея [132], «История музыки Китая» Чэнь Цинцюаня [179], «Древние китайские рукописи о музыке» Ян Иньлюя [191] и

Др.

Помимо уже отмеченных методико-педагогических изданий, посвященных освоению китайских инструментов, отметим также «Курс аранжи-

ровки для китайских традиционных музыкальных инструментов» Фу Лиминя [140].

Среди педагогической литературы иного профиля немалое значение имела работа «Уроки наслаждения музыкой» Ван Вэйжэня и Ван Шуньтуня [54]. Нельзя не упомянуть книги и учебники об истории музыкальной педагогики, о современных теориях и идеях музыкального воспитания и образования таких авторов как Ван Цычжао [59], Гуань Цзяньхуа и Цяо Сяодун [74], Кун Фаньчжоу [89], Кэ Кэ [91], Ли Ланьцин [96], Ли Лин и Чжао Фэн [98], Сюе Лян [126], Цао Ли [146], Ци И и Чжан Вэньчуань [150], Чжан Мэй [160], Чжан Фань [162], Чжан Цянь [164], Чжу Гуанцянь [170], О. А. Апраксина [5], Э. Б. Абдуллин [1, 2], Л. В. Школяр [48] и другие.

Особняком стоит большой блок работ, отечественных и китайских авторов, посвященных системам К. Орфа, Б. Л. Яворского и другим экспериментам по внедрению элементарных инструментов в музыкальное воспитание [7, 9, 15, 19, 28, 42, 69, 74, 76, 80, 82, 85, 87, 98,109,115118, 145, 146, 160, 161]. Среди них особое место занимают книги и статьи Л.А. Баренбойма [8, 37], О. Г. Леонтьевой [25], В. Келлера [22], Б. Л. Яворского [50], Ли Дана [93], Сю Хайлиня, Ин Айцина [94], Се Цзясиня. Ян Яньи, Сунь Хайя [124].

Значительным подспорьем в разработке темы стали труды по теории музыки выдающихся российских музыковедов-аналитиков И. В. Способина, Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой [38, 27, 46, 47].

Нами были учтены результаты диссертационных исследований, защищенных в последние годы на факультете музыки РГПУ им. А. И. Герцена, -О. В. Воронцовой, Лю Цзинь, Ян Бохуа и Ян Ся Сюй [16, 26, 51, 52].

В орбиту изучения были вовлечены правительственные документы, постановления и учебные материалы, изданные в последние годы в КНР [55, 60, 70, 71,106, 118,121, 125, 128,145, 152 и др.].

Методология исследования базируется на тезисе Цао Ли [146] о приоритете знакомства с китайским музыкальным инструментарием и нацио-

нальной музыкой с первых шагов обучения. Важнейшей составляющей является положение Ци И и Чжан Вэньчуаня [150] о массовом повышении уровня музыкальной культуры в КНР. Методология основывается также на идеях музыкально-педагогической системы К. Орфа и Б. Л. Яворского.

Методы исследования. В диссертации использованы историко-

аналитический, обобщающий и сравнительный методы. Важную роль также сыграли методы генерализации, эмпирический (на основе педагогического эксперимента) с включением психологического тестирования и анкетирования.

Практической базой исследования стала серия педагогических экспериментов, поставленных 2008-2011 годах в педагогическом институте г. Лоян (КНР, провинция Хэнань), в университете г. Чжэнчжоу (КНР, провинция Хэ-нань), в 10 классе общеобразовательной средней школы № 5 г. Чжэнчжоу и в 3 классе начальной общеобразовательной школы г. Лоян.

Гипотеза исследования: китайский национальный инструментарий в сочетании с элементами традиционной оперы дает богатый материал для создания инновационной музыкально-развивающей методики. На защиту выносятся следующие положения:

Практическое музицирование на традиционных инструментах, их изучение - первый шаг к глубокому музыкальному развитию. Игра в традиционных оркестрах и включение в учебный процесс музыкально-образовательных методик, основанных на национальном материале, - наиболее оптимальный путь к познанию родной культуры.

^ Повсеместное распространение положения о приоритете национальной музыки в художественном воспитании должно способствовать нравственному и эстетическому развитию личности. Научная новизна диссертации.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что:

>/ выдвинут тезис об осуществлении общего музыкального образования в

КНР на основе изучение традиционных музыкальных инструментов; у/ обобщена историческая периодизация и классификация китайских традиционных музыкальных инструментов;

всесторонне охарактеризована монгольская скрипка - матоуцинь; л/ сделано описание китайских религиозных оркестров; У выдвинуты экспериментально обоснованные методические положения об организации школьного оркестра китайских народных инструментов;

•/ проведено экспериментальное исследование музыкальной культуры

среди старшеклассников и студенческой молодежи КНР; •/ разработана и апробирована инновационная методика музыкального воспитания в начальной школе на основе вовлечения китайского традиционного искусства в педагогическую систему К. Орфа. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены данные о возникновении, развитии и классификации китайских традиционных инструментов и национальных оркестров. Получены объективные результаты об уровне музыкальной культуры детей и молодежи КНР. Намечены пути использования достижений национальной культуры в контексте зарубежных музыкально-педагогических систем.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общем музыкальном воспитании и образовании как в общеобразовательных школах, так и в вузах КНР. Полученные данные обладают значимостью для преподавания предмета Технология музыкального воспитания и образования на факультетах музыки педагогических вузов КНР и РФ.

Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в шести статьях для научных сборников РГПУ им. А. И. Герцена, ТГУ (Тверского государственного

университета), АГУ (Адыгейского государственного университета), в том числе две работы изданы в журналах рецензируемых ВАК («Вестник Тверского государственного университета», «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена»). Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных в РГПУ им. А. И. Герцена на международных научно-практических конференциях: «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (декабрь 2007; ноябрь 2009), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (декабрь 2009), «Методологические проблемы современного музыкального образования» (апрель 2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (первая из которых содержит четыре раздела, вторая — два), заключения, списка литературы из 208 источников, в том числе 52 на русском, 155 на китайском и 1 на английском языках. Работа включает приложения с иллюстрациями китайских традиционных музыкальных инструментов, образцом партитуры современного китайского национального оркестра, схемы расположения инструментов в китайских национальных оркестрах.

Глава I. Китайский традиционный инструментарий как базис воспитания музыкальной культуры на национальных традициях

§1. Возникновение и развитие китайских традиционных музыкальных инструментов. Принципы классификации

Период глубокой древности (XXI в. до н. э.). По мнению известных китайских историков и археологов, о древности китайской расы, закономерности развития ее культуры, в том числе о музыкальном инструментанрии, свидетельствуют археологические находки 7000- летней давности. Об этом в частности говорится в столь авторитетных изданиях, как «Китайская музыкальная археология» Ван Цзычуя [58], «Древние китайские музыкальные рукописи» Ли Чуньия [104], «Краткий курс по истории музыки древнего Ки-тайя» Ся Ея [132], «История музыки Китая» Чэнь Цинцюаня [179] и т. д. Например, Ван Цзычу указает, что самый старый китайский традиционный музыкальный инструмент появился больше семи или восьми тысяч лет назад. Археологические находки стали существенным доказательством того, что уже в столь стародавние времена появились такие первобытные музыкальные инструменты как гуди (флейта из кости), чжун (колокол, см. приложение 4.29), гу (барабан, см. приложения 4.10), цин (барабан из нефрита), сюнъ (духовой инструмент из гончарной глины, см. приложения 1.16) и др. Самый древний инструмент, по мнению Чэнь Цинцюаня, - гуди.

Труд не только создал человека, благодаря труду появились музыкальные инструменты. Человечество обратилось к ним в глубокой древности, чтобы выразить свои мысли и чувства. После охоты люди часто били в каменные листы, играли на буйволовом роге или на тетиве лука, аккомпанируя коллективным танцам. Постепенно открыли, что если ударять в каменные листы более тонкой выделки на лемешном плуге, то они будут издавать звонкий и приятный звук. Человек играл на полой круглой куче из гончарной глины, сделав в ней отверстие для красивого тона. Шкурой накрывалось пустое

дерево, чтобы оно издавало громкий звук, когда по нему бьют. Так предки китайского народа создали первые образцы барабанов - цин, сюнь и гу [58, с. 2].

В апреле 1931 года на раскопках в деревне Цзин уезда Ваньжун провинции Шаньси были найдены три сюня, изготовленные в эпоху неолита. В наше время в местности Уян Цзяху провинции Хэнань открыты восемнадцать образцов гуди, которым уже 8000 лет [157, с. 1]. Это духовые инструменты с восемью, семью, шестью или пятью отверстиями. В развалинах района Юйяо Хэмуду провинции Чжэцзян найдено несколько гушао (свисток из кости), которым 7000 лет, а также самый древний таосюнъ {сюнь из гончарной глины, имеющая одно отверстие, см. приложение 1.15). В деревне Баньпо Яншао близ города Сиань в развалинах примерно 6000 или 7000-летней давности обнаружены сюнь также с одним отверстием — то есть без отверстия для звука. С одним и двумя отверстиями сюнь найдены в деревне Ваньжунцзин провинции Шаньси (им примерно 4000 или 5000 лет [там же, с. 2]). Хотя эти музыкальные инструменты предельно просты, даже примитивны, однако они свидетельствуют о сознательной музыкальной деятельности.

В глубокой древности возникли и ударные инструменты. По преданию 4000 или 5000 лет назад появился шипянь (каменный осколок), сделанный из камня. Люди обращались к шипяню, чтобы высказать свои эмоции или для аккомпанемента. Шипянь постепенно эволюционировал и преобразовался в шицин (комплект каменных осколков, см. приложение 4.32).

Период правления династий Ся, Шан, Сичжоу, Чуньцю и Чжаньго (XXI — III вв. - 221 г. до н. э.). Этот период занимает большую историческую эпоху. Точно определить исходную временную границу Древнего Китая представляется весьма трудным. Поэтому достоверно судить о культуре про-тогосударства Шан, сложившегося к XVIII веку до н. э., и государства Чжоу, сформировавшегося к XII веку до н. э., крайне сложно. По археологическим раскопкам и историческим памятникам можно лишь предположить, что уже в протогосударстве музыка играла важную роль в жизни общества. Это были прежде всего песенно-плясовые обряды ритуального характера, которые со-

провождались игрой на ударных инструментах типа колоколов, в том числе изготовленных из бронзы и камней. Постепенно увеличивается и развивается состав ударного инструментария. Законченную конструкцию приобретают бяньцин и бянъчжун (см. приложение 4.30) — инструменты, представляющие собой деревянную раму с двумя горизонтальными брусками, на которых подвешены несколько каменных плит {цин) или бронзовых колоколов (чжун). Чуть познее, в классическом варианте таких плит или колоколов будет 16, настроенных по хроматической гамме [там же, с. 3].

Техника плавки бронзы достигла в ту эпоху высокого искусства, появился бянъчжун; также возникают чжун и цин, относящиеся к той же группе инструментов. В последние годы был открыт образец бянъчжун, принадлежащий членам царствующего дома династии Инь. В гробнице также обнаружено пять чжун. Высота их звуков равна а, с, £ Образец бяньчжуня, сделанного в эпоху династии Шан, сейчас хранится в Тугуне1. Там можно увидеть также три различных образца чжуня, вырезанных из металла, которые называют юнци, юнсюй, яосюи. Предположительно, что у них было разное предназначение: для пения и для танцев. Высота их звуков соответствует Ь, а, еэ.

Кроме того, близ города Аньян (деревня Угуань) найден большой ши-цин (ударный инструмент из шкуры тигра). Он отличается красотой изготовления с причудливыми складками и обладает переливчатыми звуками. Этот шицин - не только музыкальный инструмент, но и выдающийся образец прикладного искусства. Такие инструменты из бронзы и камней будут составлять неотъемлемую часть оркестров Китая на всем протяжении его истории (см. § 3).

Духовые инструменты, как уже отмечалось, также относятся к древним. По преданию 4000 лет назад в эпоху Ся (XXI в. до н. э.) появился инструмент юе, сделанный из трости камыша. Он использовался для аккомпанемента пе-

1 Большой музей в Пекине.

2 Эти слова не переводятся на русский язык. Можно только примерно описать предназначение этих чжун-. юнци - начинать петь или для начала пения, юнсюй - для медленного пения, яосюй - для медленного танца.

сен и танцев. Из гончарной глины зготавливали сюнь в форме гусиного яйца. На узком конце располагалось отверстие, а вокруг него еще пять или шесть малых отверстий. Сюнь мастерили также из кости, камней и т. д. Тембр сюня напоминает звуки, которые появляются в стеклянной бутылке с узким горлышком. Голос инструмента передавал безотрадное и печальное настроение

[там же, с. 34].

К числу древних относится также шэн. Упоминание инструмента (как сяошэн) встречается в иероглифах эпохи династии Инь (1401—1122 г. до н. э.) на костях и черепаховых щитках. Шэн считался престижным музыкальным инструментом; музыка, исполняемся на нем, в эпоху Чжоу звучала во дворцах (475—221 г. до н. э.). Наиболее древний шэн (2400 лет) был открыт при раскопках гробницы Цзэнхоуи в деревне Суй провинции Хубэй [там же, с. 57].

В эпоху Сичжоу (Западная Чжоу, XI в. — 770 г. до н. э.), вскоре после прихода к власти династии Чжоу, осознавая великую силу музыки, проводится ряд мероприятий, направленных на упорядочение и развитие музыкальной жизни, прежде всего при дворе. Учреждается Музыкальное ведомство, при котором впервые в истории музыки Китая (вероятно и во всемирной истории) открывается музыкальная школа для подготовки музыкантов и танцоров. По свидетельству исторической летописи, опубликованной в «Китайской истории музыки и археологии», ведомство состояло из 1463 человек (по другим сведениям — 1339) и включало администрацию, школу, исполнительские группы. Обучение в школе длилось в течение семи лет, обычно с 13 до 20 лет. Ведомством проводилась классификация музыки, положившая начало обособления придворной музыки яюэ {правильная, изящная, классическая музыка) от народной минчан (народная песня) [44, с. 16].

Этот период характеризуется активным развитием и распространением инструментария. Появляются струнные, а такой инструмент как цинъ (см. приложения 2.1, 2.2, 2.3), становится излюбленным среди аристократии и образованных людей того времени.

Щипковые музыкальные инструменты возникли более 3000 лет назад. В эпоху государства Чжоу появились цинъ и сэ, в конце эпохи и в период династии Чжаньго (475—221 г. до н. э.) — чжу и чжэн. Забегая вперед, отметим, что сянътао возник при династии Цинь (221—206 г. до н. э.), кунхоу и жуанъ — во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), пипа и ху-лэй — в эпоху династий Суй (581 — 618 г. н. э.) и Тан (618—907 г. н. э.), санъсянь — при династии Юань (1279 — 1368 г.), янцинъ — в период династии Мин (1368 — 1644 г.) и т. д. [157, с. 61].

Палеонтологи свидетельствуют, что запечатленный на костях иероглиф юе означает цинъ (струна). 2500 лет назад философ Кун Фуцзы в сборнике «Шицзин»3 многократно упоминал об этом музыкальном инструменте. Кун Фуцзы принадлежит составление этого сборника, который включал песни трех жанров: Фэн, Я, Сун (см. примечание 3). В «Шицзин» уже есть упоминание об использовании таких духовых инструментов как сяо (см. приложение 1.11), гуань, юе, сюнъ, чи, шэн и др. Гуцинъ символизировал в китайской истории ортодоксальную музыку. Кроме того, гуцинъ играл важную роль в конфуцианском учении и его обрядах, поэтому он занял особое место. Кун Фуцзы был не только создатель учения, он обладал изумительным эстетическим вкусом, поощрял игру на гуцинъ.

Ныне открыто и описано больше 70 видов музыкальных инструментов, относящихся к периоду Чжоу. В «Шицзин» внесены только двадцать девять видов: двадцать один ударный инструмент, шесть - духовых, два - струнных. Все это свидетельствует о ранних типах инструментальной классификации [44, с. 36].

В эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) возникает и развивается военная музыка, жанровые разновидности которой называют цзюнъюе или гуюе, хэнчущ цичуй и т. д. В цзюнъюе использовали духовые инструмен-

3 «Шицзин» - самый древний сборник поэзии в Китае. Он включает 305 поэтических форм, собранных за 500 лет начиная Гэпохи Сичжоу (Западная Чжоу, XI до н. э.) до середины периода Чуньцю (770-476 г. до н э.) В династии Цинь ГывГи гГши; в династии Сихань (Западная Хань) - шщзгш. Классик конфуцианской школь, Кун Фуцзы систематизировал его. Сборник состоял из трех частей: Фэн (160 разделов), Я (105 разделов) и Сун (40 разделов). Фэн ортодоксальная музыка. Я включает Дая (большая Я) и Сяоя (малая Я). Сун - музыка для жертвоприношения 1157].

ты пайсяо, цзя, цзяо, ди и т. д. Когда проходила армия или шествовал почетный караул, то всегда звучали именно эти инструменты. Они использовались на банкетах и во время других развлечений. Значительно позднее (в эпоху династии Мин, 1368—1644 г. н. э.) появилась сона.

Музыка этого периода в основном базировалась на пентатонике. Однако профессиональные музыканты знали уже семиступенные звукоряды, напоминающие лидийский лад. Несмотря на это, в музыкальной практике Китая пентатоника оставалась и по-прежнему остается основной ладовой структурой в практике сочинения, а семиступенные звукоряды рассматриваются

как производные от пентатоники.

В период правления династий Чуньцю и Чжаньго (770 - 221 г. до н. э.) китайская музыкальная культура достигла наиболее высокого развития. Образовался большой оркестр чжунгу, стало повсеместно использоваться сводное звучание инструментов. В 1978 году в деревне Суй провинции Хубэй в гробнице придворного вельможи — мандарина Цзэнхоуи был обнаружен чжунгу (начала династии Чжаньго), включавший 124 инструмента [129, с. 6, см. приложение 4.31]. Оркестр столь мощного состава представляет собой исключительную ценность. В него входит 65 бронзовых бянъчжун (см. приложения 4.31), 32 каменных бянъцин, а также гу (ударный), чжэн (см. приложения 2.4, 2.5), цинь, сэ (щипковые), шэн (см. приложения 1.12, 1.13, 1.14), пайсяо (см. приложение 1.19), чи, ди (духовые, см. приложения 1.5, 1.6) и т. д. Все музыкальные инструменты искусно изготовлены и хорошо сохранились [58, с. 44].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лю Гэ, 2012 год

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 111 с.

2. Абдуллин Э. Б., Ванилихина О. В. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие посвящено становлению методологической культуры будущего педагога-музыканта. М.: Академия, 2002. 272 с.

3. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, вуз. М.: Академия, 2004. 336 с.

4. Андреев В. К Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. Изд. 2-е. 600 с.

5. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. 224 с.

6. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 452 с.

7. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы // Музыкальное воспитание в СССР / Сост. и ред. Л. А. Баренбойм. М.: Музыка, 1978. С. 274-284.

8. Баренбойм JI. А. Выдающиеся советские музыканты-просветители и развитие их традиций // Материалы Международного семинара по музыкальному воспитанию молодежи. М.: ЦДРИ, 1970. № 27.13 с.

9. Ванагайтес Г. Сб. пьес для игрушечного оркестра. Вильнюс, 1956. 76 с.

10.Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. 205 с.

11 .Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М.: Просвещение, 1968. 415 с.

\2.Виноградов В. С. Музыка в Китайской народной республике. М.: Сов. композитор, 1959. 366 с.

\3.Виноградов В. С. Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 5. С. 241-273.

14.Виноградова Е. В., Желоховцев А. К Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Келдыш Ю. В. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. С. 807-815.

15.Волкова П. С. Музыкальные занятия в школе: Методические рекомендации для преподавателей I—III кл. общеобразовательной школы. Астрахань, 1993. 46 с.

16.Воронцова О. В. Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2010. 24 с.

П.Гайдамович Т. А. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. статей. М.: Музыка, 1991. 240 с. Грубер Р. К История музыкальной культуры: с древнейших времен до конца XVI века. М.; Л.: Гос. муз. изд., 1941. Т. I. 514 с.

19 .Дмитриева Л. Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере первого класса): Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1981. 16 с.

Ю.Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебно-метод. пособие для работы с детьми дошк. и млад. шк. возраста. М.: Владос, 2003. 304 с.

21.Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 207 с.

22 .Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Сов. композитор, 1973. С. 26-39.

23 .Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. 496с.

24.Кракаускайте В. Методические указания // Ванагайтес Г. Сб. пьес для

игрушечного оркестра. Вильнюс, 1956. С. 97-105. 25Леонтьева О. Г. Карл Орф. М.: Музыка, 1989. 334 с.

26.Лю Цзинь Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 24 с.

27.Мазель Л. А. Выразительные средства музыки. М.: Музгиз, 1960. 48 с.

28.Найнис К. Метод музыкального воспитания Пьера ван Хауве // Из истории музыкального воспитания XX века. М.: Музыка, 1990. С. 188-196.

29.Николаева Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X — середина XVII столетия: Учебник для вузов. М.: Владос,

2003. 208 с.

30.Овсянкина Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. - СПб.: Союз художников, 2007. 240 с. 31.Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов

н/Д: Феникс, 2002. Изд. 3-е. 704 с. 32Лилячаускас А. Ритмика, музицирование и импровизация. Вильнюс 1972. 356 с.

ЪЪ.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000. 240 с.

34.Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика XXI,

2004. 140 с.

35.Ринкявичус 3. Воспринимают ли дети полифонию. Л.: Музыка, 1979. 64 с.

36.Розеншильд К. К. История зарубежной музыки: до середины XVIII века. М.: Музыка, 1969. Вып. 1. 540 с. (С. 27-30).

37.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред., вступ. статья Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. 160 с.

ЗЬ.Способин И. В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2008. 183 с.

39.Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

40.Терентъева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Министерство народного образования РСФСР. М.: Прометей МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. 184 с.

М.Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие. М.: Граф-прессс, 2008. 255 с.

42.Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.

43.У Ген-Ир История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, Лань, 2011. 544 с.

44. У Ген-Ир Традиционная музыка Дальнего востока (Китай, Корея, Япония): Монография. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 2005. 342 с.

45. Усов Ю. Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. М.: Музыка, 1991. Вып. 10. 176 с.

Аб.Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 320 с.

47.Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983.281 с.

4%.Школяр Л. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001. 232 с.

49.Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изда., 1952. 252 с.

50Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка // Яворский Б. Сб. в 2-х т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Сов. Композитор, 1972. Т. I. Изд. 2-е, испр. и доп. 670 с.

51 .Ян Бохуа Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах со-

временного Китая / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Астерион, 2011. 132 с. 52 Ян Сяо Сюй Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: Автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2011.26 с.

Литература на китайском языке

53. Ван Бинчжао Краткая история образования в Китае. Пекин: 1994. 371 с.

ШШ , , Ш , 1994о

54. Ван Вэйжэнь, Ван Шунътун Уроки наслаждения музыкой: Учебник. Пекин: Народное муз. изд-во, 1995. 644 с.

ЗЕШ. 11« МШ Л* ,1995с

55. Ван Гоань От практики до решения: реформа и развитие музыкального образования в школах нашей страны. Гуанчжоу, 2005. 273 с.

Л^ШГ&Ш—Ш^^ЗШШтаад^Ш ,Г'М ,2005с

56. Ван Найхэ Чэн Яоцай и музыкальная драма Пинцзюй: Монография. Пекин: Художественная культура, 1984. 166 с.

, мштт, , ш, , 19840

57. Ван Цзунмин Методика ускоренного обучения на цзинху: Методические рекомендации. Пекин: Народное муз. изд-во, 2001. 69 с.

, , , ЙЗЙ , , 2001с

58. Ван Цзычу Китайская музыкальная археология: Учебник. Фучжоу: Фуцзяньское педагогическое изд-во, 2004. 632 с.

ЗЕТ® , Фт'Ш&ЗЙ^ , , Ш'М , , 2004с

59. Ван Цычжао Музыкальная эстетика: Учебник. Пекин: Высшее образование, 1994. 293 с.

, ШШ^ , , Ш , , 1994с

60. Ван Чжанъ Проводить в жизнь идеи Всенародного съезда работников

образования, создавать новую ситуация школьного художественного воспитания // Китайское музыкальное образование. Пекин, 2001. №2. 5 с.

ifr&o 2001o

61. Ван Чжэнья Гуцинь: Исследование. Пекин: Центральная консерватория, 2005. 158 с.

Ï.ШШ , ШШ , щ\¥ , Ш , ФЛШЯ^КИЛВД: , 2005о

62. Ван Юйхэ История музыки Китая: Новое время и современность: Исследование. Пекин: Народное муз. изд-во, 1984. 291 с.

ЯЕ1Ш , , ОЙ , , ASt^tÜ» , 19840

63. Ван Юн И Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840 — 1949. Сборник документов и материалов. Шанхай, 1999. 408 с.

, ШтЖШФИШЗШШ : 1840 — 1949 , ±.Щ , 199%

64. Ван Яохуа Достижения и недостатки китайского школьного музыкального образования периода Новой истории // Музыкальные исследования. 1994. №2. 69 с.

, , , 1994о

65. Ван Яохуа Китайская традиционная музыка общий обзор: Монография. Фучжоу: Фуцзяньское педагогическое изд-во, 1999. 399 с.

, , Ш# , Ш'М , , 1999о

66. Ван Яохуа, Лю Чуньшу Фуцзяньские музыкальные исследования. Фучжоу: Фуцзяньское народное изд-во, 1989. 441 с.

*ij#0f , ЯШШШШ , Ш , ШМ , ШШЛ&ШЪк , 1989о

67. Ганъ Тао Как играть на ди и сяо. Цзянсу: Цзянсуское лит. изд-во, 1960. 82 с.

Ш , ШШМ , , Ш , Я.ЯХ1;Ш»± , 1960o

68. Гао Хоуюн Китайские национальные музыкальные инструменты: Монография. Наньцзин: Цзянсуское лит. изд-во, 1981. 326 с.

ШШ* , J^, ÎC#ÀSfcUJKtfc , 1981o

69. Го Динян Теория качественного образования в начальных и средних школах. Шанхай, 1998. 354 с.

штт, , ±», i9980

70. Го Чуанбао Определение целей учебных курсов. Пекин, 2001. 308 с.

, , , 2001 о

71. Гуанъ Цзянъхуа Анализ музыкального воспитания в Китае: Монография. Пекин: Китайское совместное изд-во культуры, 1995. 297 с.

72. Гуан Цзянъхуа Введение в музыкальную антропологию. Нанцзин, 2004. 253 с.

ЩШ* , W&Л, ШЖ , 2004о

73. Гуан Цзянъхуа Китайское музыкальное образование и музыкальное образование в мире на грани двух веков. Шанхай, 2002. 381 с.

шт& ,±т ,2002«

74. Гуанъ Цзянъхуа, Цяо Сяодун Современное музыкальное воспитание и образование: Исследование. Пекин: Художественная культура, 1991. 300 с.

ЩШ-, Ш^ШШ , , , -ШЪИttÜJRtt , 19910

75. Дай Динчэн Перспективы музыкального образования. Шанхай, 2001. 397 с.

шшт, , ±», 2001 о

76. Джан Сианъ, Джан Юань Сборник законов современного художественного образования в Китае. Пекин, 1997. 546 с.

, Ш^ФН^тШШШУ^Ш , Ш , 1997о

77. Джен Ли, Зин Явэн Новый взгляд на фундаментального музыкальное образование. Пекин, 2004. 228 с.

ШХ , , dfc£ , 2004о

78. Джоу Шибин Музыкальное образование и основы психологической статистики. Чунцин, 2005. 175 с.

ш, шшш^'шта^шш, м^, 2005о

79. Джу Музюй Приближение к новому курсу. Пекин, 2002. 264 с.

, ШШШИШ , , 2002о

80. Диао Пейэ Идти своей дорогой к новаторскому обучению. Шанхай, 2000. 378 с.

^, шш&мштшё.т, ±т, 2ооо0

81. Ду Ясюн Обзор музыки национальных меньшинств Китая: Исследование. Пекин: Народное муз. изд-во, 1993. 753 с.

1993 о

82. Е Дун Разновидности китайских национальных музыкальных инструментов: Монография. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1983. 296 с. &Н* , > ш , ±» , , 1983о

83. Е Цунълянсюн Музыкальная эстетика: Исследование. Пекин: Народное муз. изд-во, 1991. 168 с.

т^ш, ш&ш, , ш, акш&ШМЬ, 1991о

84. Зиа Синфэн Введение в музыкальное образование. Шанхай, 1937. 166 с.

Ш/тШ , ^ШШФйШтб , , 1937о

85. Зоу Аймин, МаДонфэн Педагогика музыкального образования. Пекин,

1996. 345 с.

ЩЩ* З&Д , Ш&ЯЬФ , , 19960

86. Зуо Линлин Развития музыкальных качеств и навыков: соединение иностранной системы музыкального образования с реальной ситуацией китайского образования. Шандон, 2004.132 с.

-.^т^ШШШЖ , , 2004о

87. ИЦиин Характеристика чоу и цю. Пекин: Муз. науке,1984.188 с.

шт, ш^шшш, , ля, , 19840

88. Ин Айцин, Цао Ли, Миао Ли Музыкальное образование детей за рубежом. Шанхай, 1999. 155 с.

ШИЙч Ш , ШЛШШШИ , ±3® , 1999о

89. Кун Фанъчжоу Заметки о музыкальном воспитании и образовании. Пекин: Китайское совместное изд-во культуры, 2000. 433 с.

шт, ^штшшм, т#, ш, , 2ооо0

90. Кун Фанъчжоу Музыкальное творчество в Китае: Монография. Шаньси: Шаньсиское народное изд-во, 1991. 136 с.

шт, Фтш&ъшш , «Амин, идалшш»±, ти

91. КэКэ Музыкальный язык: Исследование. Пекин: Народное муз. изд-во, 1981. 328 с.

, ^тш, ш, , амгяжшь, ши

92. Кэ Пуланъ Как научиться понимать музыку: Исследование. Пекин: Народное муз. изд-во, 1984. 196 с.

тш^, , ш, ш, лт^&шмь, 19840

93. Ли Дана Музыкальное воспитание в мире: Монография. Лицзян: Лиц-зянское изд-во, 1991. 392 с.

шт , ИкШ-ШШШШ , Т.Ш , ЯЯ , ШпШЛКЯ:, 19910

94. Ли Дана, Сю Хайлинъ, Инъ Айцин Идея и практика музыкального воспитания и образования в педагогической системе Карла Орфа: Исследование. Шанхай: Воспитание и образование, 2010. 302 с.

адш, штш, РШШ , шк&шшщшжт^т., , ±тш

ШШ»± , 2010о

95. Ли Лайчжан Северо-восточные ударные и духовые музыкальные инструменты: Исследование. Чанчунь: Цзилиньское лит. и ист. изд-во, 1994. 335 с.

ШШ , ШШШШЯ , 19940

96. Ли Ланъцин Пропагандируем симфонию в вузе // Народная музыка. Пекин. 1998. № 3. С. 7-12.

шт , , , Ш ,

Ш»± , 1998о

97. Ли Лин Сборник произведений для китайских национальных музыкальных инструментов. Пекин: Народное муз. изд-во, 1992. 2115 с.

, ФВШШЗЗ&Й&Я, ш, ш, АНШ&жййь, mi*

98. Ли Лин, Чжао Фэн Музыкальное воспитание в мире. Пекин: Китайское совместное изд-во культуры, 1988. 353 с.

тк, ШЖ , Ml^tfll , О! , Ш , ФйЗШЖМ± , 1988о

99. Ли Миньсюн Китайские национальные музыкальные инструменты: Монография. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1997. 393 с.

тш, ,,±я, , i9970

100. Ли Миньсюн Китайские ударные музыкальные инструменты: Монография. Пекин: Народное изд-во, 1996. 473 с.

Ш , , т^ , Ш , , 1996о

101. Ли Миньсюн Национальные музыкальные инструменты: Цикл лекций для радио. Пекин: Народное муз. изд-во, 1987.144 с.

, , , УсЖ , Л&^&ШМ: , 1987с

102. Ли Хунюй Динамика обучения. Ухан, 1999. 3 60 с.

, штт, шж, 1999«

103. Ли Цзити Общая характеристика композиционного мышления в китайской музыке: Исследование. Пекин: Центральная консерватория, 2004. 588 с.

т^ш, фяшшшттъ, ш, , ,

2004о

104. Ли Чуньи Древние китайские музыкальные рукописи: Монография. Пекин: Муз. изд-во, 1964. 50 с.

, Ф, , Ш , WffcfcÜJRtt , 1964o

105. Луань Гуйцзюанъ Китайская драматическая музыка и оперная музыка: Монография. Пекин: Народное муз. изд-во, 1998. 569 с. ШШ , , , Ш , , 1998о

106. Лю Бин Серьезно придерживаться образовательного курса - действительно усиливать художественное воспитание, готовить всесторонне развитых специалистов высокого уровня // Китайское музыкальное образование. Пекин. 1997. С. 3-7.

, 1ЬЖ , 19970

107. Лю Гоцзе Великая китайская музыкальная система: опера и драма: Энциклопедия. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 320 с.

1989о

108. Лю Гоцзе Сипи и эрхуан - общая характеристика: Исследование. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 528 с.

, , , ±т, , i9890

109. Лю Пэй Исследование практики и теории музыкального образования. Шанхай, 2004. 278 с.

, штяшшшъ, , 2оо40

110. Лю Пэй Очерк музыкального обучение в США. Шанхай, 1998. 340 с.

ш, маде^шшдаг, ±м, ms0

111. Лю Сиан Ю Краткая история китайского педагогического образования. Пекин, 1984. 175 с.

, , , 1984о

112. Лю Чжэнвэй Народная музыка: Исследование. Чунцин: Юго-западный пед. унив-т, 2005. 343 с.

МШ , тшшш&ш , , , , 2005о

113. Лян Гуанчэн, Панъ Юнчжан Методика инструментального музицирования. Пекин: Народное муз. изд-во, 1996. 301 с.

тгш, шш, , , ш, , i9960

114. Лянъ Бо Великая китайская музыкальная система: драма и опера: Энциклопедия. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 1025 с.

тш, , , ±ш, ,

1989с

115. Ма Да Китайское массовое музыкальное воспитание в XX в. Шанхай, 2002. 353 с.

ЦШ , 20 ШЕФ ШШЖШШИ , Ш , 2002о

116. Ма Да Научный метод исследования музыкального образования. Шанхай, 2005. 554 с.

, , ±т , 2005о

117. Ма Кэ, Гуан Цзианхуа, Циао Сиаодун Современное музыкальное образование. Шаньси, 2006. 331 с.

цщ, ШФ, тш, , цщ, 20060

118. Мю Пэйянь Музыкальное образование в начальных и средних школах. Шанхай, 1996. 102 с.

тш , ШШЪЪФФ^ , ±Щ , 1996о

119. Мяо Пэйянь, Мяо Ли, Линь Нэнцзе Очерк о японском музыкальном воспитании и образовании. Шанхай: Воспитание и образование, 1999. 258 с.

ттш, , , , ±м, iitt ж

Ш± , 1999о

120. Мяо Цзин, Цяо Цзянъчжун Жанровое разнообразие китайской национальной песни: Монография. Пекин: Художественная культура, 1987. 202 с.

?шф , 1шмшт&шшш, щ#, ш, шъж

Ш®± , 1987с

121. Объективные проблемы современного музыкального воспитания и образования в школах Китая // Музыкальное воспитание и образование в Китае: Периодическое издание. Пекин: Муз. воспитание и образование в Китае, 2003. Вып. 7. С. 23-25.

ТУШЕ : ФШ^ШШШ , HflJ , Ш , , 2003о

122. Панъ Хуайсу Создание, развитие и распространение Яньюе во времена династий Суй и Тан: Монография. Пекин: Народное муз. изд-во, 1954. 458 с.

шт, тшм&шдся., тшш, mw, ш, ,

19540

123. Пэй Вэнъчжун Культура Китая в эпоху каменного века: Монография. Пекин: Китайское молодежное изд-во, 1954. 68 с.

И£Ф , ФШБЙЙГСЙШЬ , , Ш , ФВ*¥Ш»± , 1954с

124. Се Цзясинъ, Ян Яньи, Сунь Хай Немецкое музыкальное образование. Шанхай, 1999. 327 с.

тш*, «кш, 1№, , ±т, 19990

125. Сун Эньжун, Чжан Сянь Свод образовательных законов китайского национального правительства. Наньцин, 1990. 754 с.

яш, шш, Фттшшттюм, ш:, 1990о

126. Сюе Лян Заметки о музыкальных знаниях: Энциклопедия. Пекин: Китайское совместное изд-во культуры, 1991. 587 с.

им, ш&тяш, , ш, фшзшш»± , 199ц

127. Сюй Цзянь Цинь: историческая эволюция. Монография. Пекин: Народное муз. изд-во, 1982. 196 с.

гШ , Щ&.Ш , *# , , ЛШ^&ЖМЬ , 19820

128. Сюй Шуюнъ Наша цель: создание единой музыкальной системы в Китае. Пекин: Народное муз. изд-во, 1990. 107 с.

ж»± , 1990о

129. Сю Хайлинъ, Ли Цзити История музыки и эстетического воспитания в Китае: Исследование. Пекин: Китайский народный ун-т, 1999. 348 с.

штп, тш, ФШ^ЙША^М , *#, ш, филка^

ж М± , 1999о

130. Ся Е, Чэнь Сюея Великая китайская музыкальная система: национальные музыкальные инструменты: Энциклопедия. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 242 с.

шт. йэде , , , ±ш, ±ш

Ш&ЖШ± , 19890

131. Ся Е История музыки и драмы: общая характеристика. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2006. 379 с.

жт, , , ±т, , 2ообс

132. Ся Е Краткий курс по истории музыки древнего Китая: Учебник. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 218 с.

жт, , )т, ±м, ±тш&ытк, т%

133. Тианъ Лин Музыкальное образование и художественная культура. Чунцин, 2003. 240 с.

Щ* , , М^ , 2003о

134. Тун Фэй Истоки китайской музыки: Монография. Пекин: Торговое изд-во, 1926. 244 с.

ЖШ , Ф&Щ-М , , Ш , , 1926о

135. Тянь Лянътао Традиционная музыка национальных меньшинств: Монография. Пекин: Центральный национальный университет, 2001. 1920 с.

тпт, 'рщ&шшш, , ш, , 2оои

136. Тянь Шэ Эффективность художественного воспитания // Юнь-наньская художественная академия. Юньнань. 1996. № 4. С. 21-43.

, тъъшшттшщфртшм , гшгж

, 19960

137. У Нанъсюнь Об основных тонах музыки: Сб. статей. Пекин: Научное изд-во, 1964. 538 с.

мшш, т^&т, уст, ш, , 19б40

138. Фан Цзяньцзюнь Китайский музыкальный словарь: Энциклопедия. Пекин: Народное муз. изд-во, 1985. 524 с.

яшщ, Фмяда*, ъ, ш, , 19850

139. Фан Цзяньцзюнь Технология создания мада на дицзы в период династии Хань // Китайская музыка. Пекин. 1988. № 3. С. 6-29.

ядер, , х», ш, фв^&ЖИ

*± , 19880

140. Фу Яиминь Курс аранжировки для китайских традиционных музыкальных инструментов: Учебное пособие. Шанхай: Воспитание и образование, 2005. 166 с.

штт , , Ш# , ±.ш , ±Шк*ШЙЙ± , 2005о

141. Хуан Сянпэн Краткое изложение основ китайской традиционной теории музыки // Национальная музыка. Пекин. 1986. № 2. С. 63—75.

Ют!, Фя^&я^вздтбйят^таш, А* , ш, ш

ШШ&ШЪк , 19860

142. Хуан Юнъчжэн Великая китайская музыкальная система: песни и пляски: Энциклопедия. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1991. 346 с.

ЙЛЖ , , , ,

»± , 1991 о

143. Ху Дэнтяо Методика организации китайских национальных оркестров. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1997. 611 с.

ЯЗЯ , ВШЯй&й , , ±Ш , , 1997о

144. Хэ Манъцзы Китайский древний протокол о ди // Наньцзинский педагогический университет. Наньцзин. 2003. № 3. С. 173-175.

, ФШШГСШМШ , , ШЖ , ,2003о

145. Цао Ли, Мю Пэйянъ Редактирование учебных планов по музыке для средних школ: Методическое пособие. Пекин: Высшее образование, 1996. 201 с.

щш, тт, Ф^шш^шт, ш\¥, ш, ,

19960

146. Цао Ли Общая музыкальная педагогика: Учебник. Пекин: Пекинский пед. ун-т, 1990. 344 с.

щт МПШ&яъфш лж лжтш^шш^. лш0

147. Цзэн Фанъжэнъ, Гао Сюйдун Новый взгляд на эстетическое воспитание: Учебное пособие. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 1997. 300 с.

ШШШ , , , , , 19970

148. Цзян Миндунъ Обзор национальных песен Китая: Монография. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1982. 438 с.

SLтш, жжтжтъ, , ±м, , i9820

149. Цзян Цзин, Гуанъ Цзяньхуа, Цянь Жун Китайская музыкальная культура: Исследование. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2001. 732 с.

& , 2001 о

150. Ци И, Чжан Вэнъчуанъ Музыкальное воспитание и образование. Пекин: Народное изд-во, 2002. 260 с.

ftMs ЗШН , Ш&ЯШШ , , , ARfcÜJKtt , 2002о

151. Цыхай: Большой энциклопедический словарь / Сост. Шу Синьчэн, Чэнь Вандао и редколлегия. Шанхай: Шанхайское изд-во справочной литературы, 1999. 5878 с.

ШМ, , WM , ЛШт, ±Ш , ±Ш

, 1999о

152. Цюй Баокуй Реформа китайского образования. Пекин, 1990. 140 с. ШШ , , Ш , 1990о

153. Цянь Наньян Архив Хань Шансянья: Исследование. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1980. 203 с.

шт, , т#, ±ш, , i980o

154. Цяо Цзяньчжун Исследование о китайской песне. Шаньдун: Шаньдунское лит. изд-во, 1998. 467 с.

^ШФ , жкшшй , , шж, iíi££Z;ш®±, 1998о

155. Цяо Цзяньчжун Руководство по анализу китайских классических песен: Сб. статей. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 2005. 711 с.

зшф , ФЭ^шии , oí, ±т, ,2оо50

156. Чай Бэньяо, Чжун Жуйкан Популярные песни Китая и зарубежья: Сб. Шанхай: Воспитание и образование, 1985. 256 с.

ттт, Фя^вгай/ада, , ±м, ±шшшм±,

1985o

157. Чай Гуанюй, Чжан Ди Наслаждение музыкой для китайских национальных инструментов: Монография. Пекин: Хуалин, 2006. 186 с.

тгш, ш, *тштшж, , ш, , 2ообс

158. Чан Жэнься Шелковый путь и искусство сиюй: Монография. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1981. 264 с.

шш Mft ,±ш Д98ц

159. Чжан Лянъци Опыт обучения в музыкальном образовании. Пекин, 2002. 94 с.

Л&В , ^ЗШШФШ^ШЙ , Ш , 2002о

160. Чжан Мэй Методика проведения уроков музыки в начальных и средних классах. Сычуань: Сычуаньское народное изд-во, 1983. 315 с.

, , т^, т\, ил1лшш»±, 198з0

161. Чжан Сянъ, Чжан Юань Свод законов художественного образования в китайской новой и современной истории. Пекин, 1997. 1254 с.

ш, ш, ш^тшштт, ш, 19970

162. Чжан Фань Специальное музыкальное воспитание и образование: Учебное пособие. Пекин: Китайское социальное научное изд-во, 1997. 252 с.

Ш , ш^шшт^ , ## , Ш , , mi0

163. Чжан Цзюньянъ Древний Китай: связь с западной Азией и Африкой на море. Монография. Пекин: Морское изд-во, 1986. 217 с.

ШШ , -Й^ФЯедаЕ, , ШФ , Ш , ,

1986о

164. Чжан Цянь, Ван Цычжао Основы музыкальной эстетики: Учебник. Пекин: Народное муз. изд-во, 1992. 350 с.

ш, m:т, з&мздю, , ш, , 19920

165. Чжао Сунтин Искусство ди в эпоху правления Чуньцю: Монография. Чжэцзян: Чжэцзянское народное изд-во, 1985. 246 с.

шшт, штх., щ#, ш, шхлтжмь, i9850

166. Чжао Юаньжэнь Статьи о музыке. Пекин: Китайское совместное

изд-во культуры, 1994.161 с.

ÄÄft, MTtte^&fe&m, oi, жш, фвзшш®± , i9940

167. Чжоу Цинбао Музыкальная культура о Шелковом пути: Монография. Синьцзян: Синьцзянское народное изд-во, 1987. 453 с.

тш, , , тш, шшлшш®± i9870

168. Чжоу Цинцин Китайская народная музыка: Монография. Пекин: Народное муз. изд-во, 2003. 407 с.

тшш, фвшшшъё, т#, ш, , 2ооз0

169. Чжоу Шибо Библиотека музыки для сяо и ди: Исследование. Ху-нань: Хунаньское лит. изд-во, 2002. 141 с.

тш,фшшя^яа*—arnw* ,

2002о

170. Чжу Гуанцянъ Эстетические очерки. Хунань: Хунаньское народное изд-во, 1980. 476 с.

, , гея, т, , i980o

171. Чжун Цзинвэнъ Фольклора как дисциплина. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1998. 494 с.

ятх, ,ш,±т, , i9980

172. Чэн Тяньцзянь Китайская национальная музыка: Монография. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2004. 334 с.

Ш5Ш , , Ш , ±» , , 2004о

173. Чэн Тяньцзянь Национальная музыка: Монография. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2004. 334 с.

ШИП , ЯШШ&Ш ,±Ш, , 2004о

174. Чэнъ Баочэн Китайская оперная и драматическая культура: Монография. Пекин: Китайское драматическое изд-во, 1995. 247 с.

шт, фшюяйшь , т#, ш, фв*:шш»± , 1995«

175. Чэнь Гоцюанъ Песни: курс композиции: Учебник. Пекин: Народное муз. изд-во, 1992. 265 с.

штш., т&шш, штъ , ш, , 19920

176. Чэнь Гунсюн Любовь и музыка во всестороннем воспитании и образовании: Исследование. Тайвань: Известные композиторы Тайваня, 1991.48 с.

тш, и&»ти&"±твшъ, , , а»шшшъ. ,

1991о

177. Чэнь Сыхай Китайская национальная музыка: Монография. Шаньси: Туристское изд-во, 2000. 328 с.

ттш, ф тшштъ , , 2ооос

178. Чэнь Хэцинъ Полное собр. соч. Цзянсу: Цзянсуское пед. изд-во, 1990. 844 с.

шшт, Iтт±т, , sm, , i99o0

179. Чэнь Цинцюань История музыки Китая: Монография. Пекин: Торговое изд-во, 1937. 324 с.

ВШЖ , , , , Щ&ЫШ. , 1937о

180. Чэнь Циньцзянь Китайский фольклор: Монография. Пекин: Китайское народное лит. изд-во, 1989. 244 с.

ШШШ , Ф1Ш , , Ш , ФШШад^ЖШ: , 19890

181. Ша Ли Размышление о специфике музыки: Монография. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1980. 182 с.

т& , , Ш , ±Ш , , 1980о

182. Шэнь Цзяньцзюнь Музыка и наука: Исследование. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1989. 334 с.

183. Юань Цзинфан Китайская традиционная музыка: Монография. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 2000. 540 с.

, , , ±я, , 2ооо0

184. Юань Цзинфан Китайские национальные музыкальные инструменты: Монография. Пекин: Высшее образование, 2004. 572 с.

шш, , , ш, ттш\нт±, юо40

185. Юй Жуньян История музыкальной эстетики. Пекин: Народное муз.

изд-во, 1986. 256 с.

, , m&, ш, , i9860

186. Юй Сюнъфа, Ху Янминь Китайский бамбуковый ди; Монография. Тайвань: Даньцин, 1990.166 с.

шж, шшш, шш, , à m, afcawffl^tujKtt, i990o

187. Юй Сюнъфа, Юй Баочэнъ Сборник пьес для ди. Пекин: Китайское совместное изд-во культуры, 2006. 286 с.

«> Tse хт лж ,Фазшш»± ,2ооб0

188. Юй Чжэнфэй Пьесы для эрху и цзинху: Сб. Шанхай: Шанхайское лит. изд-во, 1982.476 с.

, JilSÉi* , ОЙ , ±Ш , ±»£2fflJKtt , 1982о

189. Яао Сиюанъ Документы по музыкальному образованию в современных китайских школах: 1945-1995. Шанхай, 1999. All с.

ШШтЬ , : 1945-1995 , ±» , 19990

190. Яао Сиюанъ Музыкальное воспитание. Пекин, 2004. 181 с. ШШтЬ , , ЖЖ , 2004о

191. Ян Инълю Древние китайские рукописи о музыке: Монография. Пекин: Народное муз. изд-во, 1981. 1070 с.

mmm, , , ш, , i98u

192. Ян Инълю Конспект по истории музыки Китая. Шанхай: Ванье, 1952. 342 с.

ШШШ , ФШШ&АЯ , ## , ±Ш , , 1952с

193. Ян Инълю, Цао Анъ Сборник пьес для духовых инструментов, собранных в деревне Цзывэй уезда Дин. Шанхай: Ванье, 1952. 93 с.

штм, ш, jè&ïiSLttw&àm, ш, ±т, ,

1952с

194. Ян Инълю, Цао Анъ Сборник пьес для духовых и ударных инструментов района Сунань. Пекин: Муз. изд-во, 1957. 291 с.

«шик , йитэтй , öi, ш, , 1957«

195. Ян Инълю Ши фань гонг и барабан: Исследование. Пекин: На-

родное муз. изд-во, 1980. 234 с.

ттт , tm, , ш, лш^&шш:, тоа

196. Ян Инълю Элементарная теория музыки: Учебник. Пекин: Народное муз. изд-во, 1983. 144 с.

тшм , тш^&щт, , ш, , 198з0

197. Ян Энъхуанъ Введение в эстетику. Ляонин: Изд-во Ляонинского ун-та, 1992. 679 с.

ШШЖ , ШШ , , 1992о

198. Яо Сыюанъ Воспитание музыкальности и основных музыкальных способностей: Сб. статей. Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 1992.

W± , 1992о

Литература на английском языке

199. Orff Carl. The Schulwerk / Translated by Margaret Murray. N. Y.: Schott Music Corp., 1978. 303 p.

Интернет-источники

200. Китайская национальная музыка // http://www. www.yueqi 114.com ф http://www.yueqil 14.com

201. Китайские музыкальные инструменты // http://www. rockwhy.com

http://www.rockwhy.com

202. Китайские традиционные музыкальные инструменты // http://www. zgmzyq.alibole.com

Ф Sf^i^^fciM, http://www.zgmzyq.alibole.com

203. Китайских библиотек // http://www. sinolib.com ф Ш ШШ ЩН http://www.sinolib.com

204. Китайское музыкальное воспитание и образование о педагогической системе Карла Орфа // http://www. chinaorff.com

Ф ШШ^^Я^ЗД// http://www.chinaorff.com

205. Китайское музыковедение // http://www. www.musicology.com Ф S If Sk^ ШН http://www.musicology.com

206. Мировая наука // http://www.cnki.com Ф Щ Щ// http://www.cnki.com

207. Музыкальное воспитание и образование в КНР // http://www. csmes.org

Ф Щ If W ШИ http://www.csmes.org

208. Собрание китайских книг // http://www. bookschina.com ФЯЮТР^// http://www.bookschina .com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.