Традиционная одежда как феномен этнической культуры бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Санжеева, Лариса Васильевна
- Специальность ВАК РФ24.00.02
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Санжеева, Лариса Васильевна
Введение С.З
I глава. Проблема одежды в контексте исследований этнической культуры
§ 1. Одежда как объект междисциплинарных, исследований. С.
§ 2. Проблема полифункциональности одежды. С.
§ 3. Одежда и телесность: проблема социокультурной жорреляции. С.
II глава. Традиционная одежда в этнокультурной истории бурят С.
§ 1. Традиционная одежда в контексте этнокультурогенеза бурят. С.
§ 2. Отражение в исторической эволюции одежды бурят особенностей религиозных, мифологических, художественно-эстетических представлений. С-
§ 3. Соционормативные особенности бурятской традиционной одежды. С. 126 Заключение С. 144 Список литературы С Л 48 Приложение С.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Традиционный женский костюм западных бурят: Дифференцирующие функции2005 год, кандидат исторических наук Дагданова, Марина Борисовна
Тело человека в контексте традиционной культуры бурят2006 год, кандидат культурологии Ветохина, Светлана Евгеньевна
Маньчжурский костюм эпохи династии Цин2006 год, кандидат исторических наук Николаева, Виктория Баторовна
Хакасский костюм в художественном пространстве традиционной культуры2009 год, кандидат культурологии Киштеева, Оксана Вячеславовна
Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы2012 год, доктор культурологии Шигурова, Татьяна Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная одежда как феномен этнической культуры бурят»
В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, общечеловеческое и специфическое, национальное, особенное, то, что объединяет людей и одновременно отличает их друг от друга. Культура по своей природе не монистична, а плюралистична - таково преобладающее умонастроение нашего времени. Современный взгляд на культуру предполагает наличие множества ее этнических моделей, их качественные различия и своеобразие. Сегодня всем понятна невозможность говорить о культуре как о чем-то, лишенном внутренних границ и специфических особенностей. Преобладающим становится плюралистический взгляд на культуру, который выражается в признании за Jкaждoй этнической культурой ее права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноправного сосуществования всех культур, что исключает любую претензию на культурное лидерство.
На данном этапе в обществе происходит возврат к истокам своих культур, приобщение к традициям, необходимым дня сознания принадлежности к своей нации, для этнонадиональной самоиндентификации. В связи с этим повысился интерес к современным исследованиям проблем традиционных дсультур, возросла значимость этнических факторов в общественной жизни. В ситуации экологического кризиса большое значение приобретает опыт традиционных культур, находящихся в органической связи с природой, выработавших свои собственные способы неразрушающего природопользования.
Изучение этнических культур народов мира является-актуальной проблемой современности. Появились новые подходы и к такой части этнической культуры как традиционный костюм: философский, социологический, психологический, педагогический, что расширяет источниковедческую базу и создает огромное поле исследовательской деятельности.
Анализ семантики традиционного костюма и его функционального назначения, а также связанных с ним культурно-бытовых явлений помогают полнее воссоздать и понять различные стороны традиционного уклада жизни этноса.
В нашей работе костюм будет рассматриваться как часть материальной, духовной и социальной культуры, отражающая традиционные представления об эстетическом идеале, нравственных установках, сложной системе социальных знаков и обрядовой стороне жизни, сложившихся задолго до воцарения европейской моды, выработанных этнической общностью на протяжении веков.
Одежда занимает особое место в традиционных этнических культурах. Для понимания многих историко-культурных процессов важно осознать, как происходит процесс вытеснения одних форм другими (эволюционным^, заимствованными), понять, означала ли замена элементов одежды вытеснение и особого этнического характера в культуре.
Косном является первой материальной оболочкой человека, медиативным звеном, связывающим его с пространством жилища, с окружающей средой, с другим миром. Недаром в костюме закодирована очень сложная и интересная информация о миропонимании человека, в основе которого лежит синкретизм традиционных культур.
Для всестороннего изучения данной темы необходим комплексный ис-торико-культурологический подход с междисциплинарной ориентацией, в связи с чем область исследования захватывает смежные гуманитарные дисциплины - философию, социологию, этнографию, искусствоведение.
Актуальность проблемы
Сохранение и развитие традиционных этнических кулыур народов Сибири в условиях нарастания процессов этнической мобилизации и самоидентификации народов и этнических трупп региона, требует активизации исследований особенностей этнических моделей культуры, выявление условий и факторов формирования этнической специфики.
Одним из важных элементов традиционной культуры является одежда, которая отражает социокультурное и историческое развитие этнических общностей.
Актуальность исследования заключается в том, что до сих пор не выработаны методы культурологического исследования традиционной одежды. Мы предлагаем на базе междисциплинарного подхода выделить систему функций для изучения костюмных комплексов разных этнических групп, что позволит изучить костюм в историко-культурологичееком ракурсе.
Культура полифункциональна, а так как одежда является одним из объектов культуры, она обладает теми же особенностями развития, т.е. должна рассматриваться как полифункциональный элемент культуры. Впервые структурно-функциональный метод в исследовании одежды применил П.Г.Богатырев [32], который отмечал, что функции переходят одна в другую, при этом ослабляются одни и возрастают по силе другие, или же появляются новые. Нельзя не согласиться с мнением автора, вместе с тем, на наш взгляд, есть необходимость выделить ведущую, доминантную функцию, которая упорядочит знания об одежде.
Изучая работы этнографов и искусствоведов, таких, как И. Гаген-Торн [62], М. Н. Серебрякова {281], М. Г. Рабинович [261], Т. В. Козлова [153], М. А. Некрасова [225], И. В. Кузнецов [170], мы видим, что исследователи одежды используют функциональный подход для подтверждения или объяснения исторических фактов. Актуальной проблемой исследования одежды (костюма) мы считаем определение специфики функционирования разных ее моделей, выявление доминантных функций, определяющих эту специфику. В этом смысле традиционная одежда, участвующая в процессе трансляции традиций, этнических стереотипов поведения, являются важным фактором этноидентификации, представляется достаточно перспективным объектом культурологического анализа, исследование которого способно вскрыть сущностные особенности современного бытия культуры, в частности взаимодействия в нем традиционного и инновационного, устойчивого и исторически изменчивого.
Культурологические исследования одежды в единстве историко - генетического и структурно - функционального подходов выявляют теоретическую актуальность анализа проблемы социокультурной корреляции традиционной одежды и телесносна, а также определения соматической функции одеады.
Вместе с тем состояние проблемы показывает, что многоаспектная взаимосвязь телесности и одежды на данный момент исследована недостаточно, требуется отдельное исследование, посвященное этой проблеме. Поэтому мы только представляем на обсуждение данный вопрос. В изучении поставленной задачи мы опирались на работы современных философов: В. А. Подороги [251], И. М. Быховской [47], Н. Н. Визитея [54], В. Н. Выдрина [59], Л. П. Матвеева [195], В. И. Столярова [299], М. Я. Сарафа [280], Л. В. Жарова [103], И. С. Кона [160], А. Ф. Лосева [184] ,С. Н. Яременко [357] и др.
Дальнейшее исследование посвящено этническому аспекту традиционной одежды бурят. Эмпирическим материалом служат этнографические работы по бурятскому костюму, коллекции Российского этнографического музея и этнографического музея народов Забайкалья. Сравнительно-описательный и историко-типологический методы исследования позволяют определить этническую принадлежность традиционного костюма
Важным моментом актуальности проводимого нами исследования является выявление цветовой и орнаментальной семантики одежды, отражения в них религиозных, мифологических и художественно - эстетических представлений бурятского народа. Специальных работ по изучению цвета и орнамента в одежде бурят практически нет. В тоже время знания семантических особенностей цвета и орнамента является важнейшим фактором гармонизации межэтнических, межнациональных, социокультурных контактах народов, населяющих Россию.
Степень разработанности проблемы
Проблема традиционного костюма в системе культуры исследована еще не достаточно. На сегодняшний день наука о костюме еще не сложилась, поэтому необходимо рассмотреть все аспекты этого уникального явления культуры в новом историко-культурологическом ракурсе.
Традиционная одежда стала объектом научного исследования только в XIX веке. На протяжении всего столетия, да и позднее, ее изучением в основном занимались этнографы и искусствоведы. Первоначально это были разрозненные описания, зачастую не отвечающие строгим научным критериям. Первое определение одежды было предложено этнографом Н.И.Гаген-Торном [63]. В дальнейшем исследования традиционной одежды разных народов было продолжено такими учеными как, С.Ш.Гаджиева [64], Н.Ф.Куфтин [175], Н.Г.Богатырев [32], Н.Ф.Прыткова [259], О.А.Сухарева [300], Г.С.Маслова [194], Г.И.Охрименко [241], С.В.Иванов [119], И.В.Захарова [112], М.П.Лобачева [183], В.В.Кобко [149], Н.И.Лебедева [177], Е.Ф.Фурсова [333], В.Н.Белицер [29], И.В.Богословская [35], Н.М.Калашникова [137], Г.С.Кнабе [148] и др.
Источниками для исследования бурятской одежды как элемента этнической культуры стали сведения, которые мы встречаем в записях дипломатов, путешественников, историков, этнографов, начиная с XVII века. Путевые записи русских послов в Китае Н.Спафария [295], Исбранта Идеса [15], также Д.П.Карпини [142], описания Н.Г.Георги [71], А.И.Термена [303], П.С.Палласа [244], С.П.Крашенинникова [166], Ф.Лангас [15], Г.Спасского [294] дают нам представление об одежде в XVII-XVIII в.в. В дальнейшем, в XIX веке, исследовательскую работу продолжили Г.Н.Потанин [253], А.В.Потанина [254], П.Е.Кулаков [172], И.А.Молодых [213], П.П. Крапоткин [165], Л.Арлуев [7] и др. В XX веке в работах, посвященных материальной культуре и искусству бурят, уделено особое внимание народному костюму. Это труды Ф.А.Кудрявцева [168], П.П.Хороших [340], Р.С.Мэрдыгеева [218],
Б.Э.Петри [248], монографии А.В.Тумахани [321], И.И.Тугутова [319], К.К.Вяткиной [61], И.И.Соктоевой [291] и др.
Итогом этнографических исследований стала работа Р.Д.Бадмаевой «Бурятский национальный костюм» [15], в которой костюм рассматривается в качестве историко-этнографического источника, как часть материальной культуры, в бытовом, производственном, социальном, обрядовом и эстетическом значениях, прослеживаются его изменения во времени. При этом автор не ставит задачи раскрыть мифологическую основу орнамента одежды, не изучает влияние религии на семантику цвета и на эволюцию костюмных элементов, что, на наш взгляд, требует специального исследования. Такой анализ, на наш взгляд, является необходимым условием историко - культурологического исследования проблемы.
Изучением цветовой динамики, символики и значимости в культуре народов занимались В.Тернер [304], В.Я.Рабинович [261], А.К.Кононов {161], Л.В.Самарина [278]. Н.В.Серов [282], К.Роу [272], Ж.Агостон [2] и др. В разное время ученые - историки, искусствоведы, - пытались выявить семантику цвета у монгольских народов: К.В.Вяткина [60], И.Житецкий [105], А.В.Тумахани [321], К.М.Герасимова [73], Н.Л.Жуковская [107] .
В процессе работы над темой мы опирались также на культурологические идеи М.С.Кагана [133], Г.С.Кнабе [148], А.Ф.Лосева [184], Н.М.Калашниковой [137] и др.
Объект, предмет, цели и задачи работы.
Объектом исследования является этническая культура как система и традиционный костюм (одежда) как ее структурная единица. jftредмет исследования - костюм (одежда) в контексте этнической культуры бурят, в его конкретно-исторической объективации.
Цель исследования - определить статус и функции традиционной одежды как элемента этнической культуры бурят.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- анализ исследовательских работ по одежде в ряде наук - этнографии, искусствоведении, социологии, психологии, определение возможностей междисциплинарного исследования;
- анализ содержания понятия «костюм» в рамках историко - культурологического исследования;
- определение системы функций традиционной одежды;
- рассмотрение взаимосвязи одежды и телесности в социокультурной среде, выраженной в «соматической функции» одежды;
- выявление особенностей материальной культуры бурят в контексте этнической истории;
- исследование семантики цвета и орнамента в одежде бурят, отражающих религиозные, мифологические и художественно - эстетические представления;
- анализ соционормативных особенностей традиционной одежды бурят.
Научная новизна
В диссертации впервые предпринята попытка комплексного культурологического анализа традиционной одежды как феномена этнической культуры бурят. На основе историко-культурологического анализа предложено определение понятия «костюм», и новый подход к пониманию соотношения телесности и одежды в социокультурной среде. Исследование функции традиционного костюма впервые представлено как система, в которой доминирующей функцией выступает этноидентифицирующая. Впервые проводиться анализ семантики цвета и орнамента в одежде бурят.
10
Методология исследования
Теоретической и методологической основой выступают научные традиции, сложившиеся в философии, культурологии, социологии, искусствоведении, этнографии, этнологии. В работе мы последовательно опирались на этнографические методы: историко - типологический, сравнительно - описательный. Они органично «писались в системный и функциональный подходы изучения костюма (одежды). Единство историко - генетического и структурно - функционального анализа послужило основным методологическим принципом исследования.
Источниковедческую и исследовательскую базу работы составляют:
- теоретико-методологические исследования культуры и ее аспектов;
- историко-культурные исследования частного и общего характера, а также работы по искусствоведению, этнографии, философии, психологии и т.д.
- коллекции Российского этнографического музея и этнографического музея народов Забайкалья.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века: Опыт этнографической реконструкции2000 год, кандидат исторических наук Гаврильева, Римма Семеновна
Символика костюма в контексте культуры2003 год, кандидат философских наук Полихова, Мария Павловна
Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв.2006 год, доктор культурологии Санжеева, Лариса Васильевна
Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии конца XIX-начала XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Ковалева, Вера Васильевна
Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья: XIX - начало XX в.2011 год, кандидат исторических наук Банаева, Виктория Андреевна
Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Санжеева, Лариса Васильевна
Заключение
В современных условиях возрастает интерес к этническим культурам. Этническая принадлежность есть изначальная данность и закономерность существования человеческого рода. На сегодняшний день это утверждение особенно актуально, так как идет активный процесс этнической мобилизации, этнической самоидентификации народов России. На этом фоне характерно возвращение к социокультурным традициям, желание сохранить и популяризировать ценности культурного наследия.
Традиционная одежда занимала особое место в культуре этноса. Вместе с тем недостаточно исследован социальный статус, культурные модификации, знаковая сущность, взаимосвязь с телесностью. Изучением одежды занимались в основном этнографы и искусствоведы, в процессе познания сложились определенные методы исследования. Сегодня пересматриваются старые и предлагаются новые подходы к изучению традиционных культур. В связи с этим междисциплинарное исследование отражает все грани социокультурного развития костюмных комплексов в исторической эволюции. Тема данной работы и ее методы открывают важные и существенные подходы для изучения одежды. Так как практически все науки пересматривают устоявшиеся стереотипы исследовательской деятельности, автор предлагает новый ракурс рассмотрения традиционного костюма как элемента этнической культуры бурят.
Мы считаем, что этнокультурологический подход дает возможность органически связывать широкие культурологические обобщения с эмпирическими исследованиями этнокультурных форм. Это позволяет преодолеть односторонне специализированное их изучение и способствует интеграции этнографических, искусствоведческих, психологических и др. видов знания, предметом непосредственного изучения которых выступают этносы и их культуры.
Развитие этнокультурных исследований находиться в прямой зависимости от разработки узловых проблем самой культурологической теории, и прежде всего ее способности выразить культуру как целостную, реально функционирующую и развивающуюся систему через показ взаимодействия присущих ей основных подсистем.
Любое явление традиционной культуры системно уже по самой своей природе. Будучи продуктом функционирования сложнейшего социального организма, оно, по своей сути функционально, и воспроизводит в себе все его характерные черты и взаимосвязи. Вследствие этого мы предлагаем систему функций для изучения традиционного костюма.
Мы выделяем три основных функции; этноидентифицирующая, духовно - эстетическая, соционормативная. Этноидентифицирующая функция может быть рассмотрена в качестве доминирующей. Исследование духовно - эстетической функции позволяет раскрыть особенности мифологического и религиозного мировозрения бурят, которые выражаются в цветовых и орнаментальных композициях, формируя художественно - эстетические представления. Анализ социо-нормативной функции дает нам картину этносоциальных особенностей бурятской одежды.
Социокультурная корреляция одежды и телесности еще не имеет точных дефиниций, конкретных обоснований, тем не менее, мы предлагаем на рассмотрение «соматическую» функцию одежды. Данную постановку вопроса и считаем необходимым ввести в процесс изучения костюмных комплексов, как традиционной, так и современной одежды. Соотношение телесности и одежды в социокультурной среде открывают новые подходы в изучении костюма.
Мы попытались создать целостную картину костюмных комплексов бурятской, традиционной культуры в процессе исторической эволюции, и проследить взаимокультурные влияния и взаимосвязь разных этнических групп.
В нашей работе костюм рассматривается в этнокультурогенезе бурят как часть материальной, духовной и социальной культуры, отражающий традиционные представления об эстетическом идеале, нравственных установках, сложной системе социальных знаков и обрядовой стороне жизни, выработанных этнической общностью на протяжении веков.
На примере бурятского костюма мы можем сделать следующие выводы:
1. Одежда является отражением синкретизма традиционной культуры, может быть понята только в контексте синкретической по характеру целостности этнической культуры.
2. Исследование традиционной одежды имеет большое значение для решения комплекса культурно-экологических проблем, касающихся механизмов и принципов сохранения традиционной культуры и ее адаптации к меняющейся современной социокультурной ситуации.
3. Традиционная одежда представляет собой особое сочетание различных элементов, единство и определенная связь которых складывается в комплексе черт, позволяющих различать людей по внешним признакам и относить их к конкретным этническим общностям. Костюм выполняет функцию знаковой системы, выражает общественную идеологию и образно раскрывает мировоззрение человека, его представления о существующих и желаемых связях между социальными группами, человеком и природой, дает эмоциональную оценку окружающей действительности.
В процессе исторического развития он характеризует по-разному взаимоотношения различных социальных и этнических общностей, экономический и культурный уровень, дает представление об образе жизни и деятельности человека той или иной эпохи, костюм отражает также моральные, этические и эстетические нормы.
На протяжении веков чередуются несколько культурных эпох. Возникает разрыв социального и культурного циклов и вместе с ним опасность разрыва культурно - исторической преемственности. Именно традиция между тем охватывает все то, что не является биологически наследуемым, а составляет историко - культурную субстанцию человеческого бытия.
На территории Бурятии на протяжении веков сосуществовали фрагменты двух мировых религий и цивилизаций, народы различных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска и обретения не только способа сожительства, но и развитие через взаимодействие. Это взаимодействие порой не бесконфликтное, омраченное проявлениями государственного, религиозного насилия и неравномерное по интенсивности в различные периоды, является, тем не менее, отличительной чертой богатой и сложной истории бурятского народа.
В современном мире противостояние разных этнических групп ведет к дестабилизации в стране, в связи с этим одной из задач нашего исследования состояло в том, чтобы выявить общие этногенетиче-ские и этнокультурные формы развития, которые бы способствовали общему движению к мирному урегулированию межэтнических конфликтов и равноправному существованию всех наций и народностей.
На наш взгляд проблема национально - культурного взаимодействия, функционирования механизмов межэтнического общения не разрешима без изучения традиционных элементов этнических культур, в частности, традиционной одежды.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Санжеева, Лариса Васильевна, 2000 год
1. Агаев А.Г. К вопросу теории народности. Махачкала: Дагест. кн. изд., 1965. - 286 с.
2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Пер. с англ. М.: Мир, 1982. - 181 с.
3. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. - 255 с.
4. Адлер Б.О. Возникновение одежды. Очерк. СПб.: Худ. тип. А.К.Вейерман, 1903. - 80 с.
5. Алоева Н. Монгольский орнамент и его символика // Декоративное искусство СССР. 1979. - № 5. - С.22-24.
6. Антонов Н.К. Язык миф - культура народов Сибири: Сб. науч. Трудов Якут. гос. ун-та. - Якутск: ЯГУ, 1988. - 185 с.
7. Арлуев JI. Поездка в пределы Западной Монголии, совершенная в 1899 г. Зайсангом Малодербетевского улуса Астраханской губернии. СПб.: Тип. кн. В.Мещерского, 1901. - 14 с.
8. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 5. - С.7-10.
9. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. 1983. - № 2. - С.22-31.
10. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этно социальных и биологических групп человечества // Расы и народы, 1972. - Вып. 2. - С. 23 - 26.
11. Арутюнян Ю.В., Дробижева JT.M., Сусоколов A.A. Этносоциоло-гия. М.: Аспент Пресс, 1999. - 271 с.
12. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993. - 183 с.
13. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. - 70 с.
14. Бабич И.Л. К новым подходам в отечественной этнологии // Этнографическое обозрение. 1993. - № 2. - С.156-159.
15. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ.: Бур. кн. изд - во, 1987. - 145 с.
16. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно -семантический анализ восточнославянских обычаев и обрядов — СПб: Наука, 1993.-237 с.
17. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. - 165 с.
18. Бакушинский А.В. Искусство Мстеры. М. - Л.: Мособлполи-граф, 1934. - 102 с.
19. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан - Удэ: Бур. кн. изд - во., 1959. - 200 с.
20. Балдаев С.П. Материалы о бурятских племенах и родах // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1961. - Вып.2. - С. 129-133.
21. Балдаев Ф.И. Бурятский народный орнамент. Улан-Удэ: Бур. кн. изд - во, 1972. - 64 с, илл.
22. Банников А.Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. Василий Тюменец, Иван Петлин, Федор Байков. -М.: Географгиз., 1949. 55 с.
23. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М.: Смысл, 1977. - 159 с.
24. Басманов В. О взаимодействии цветов // Декоративное искусство СССР. 1979. - № 7. - С.55-56.
25. Батоцыренова Е.Б. Бурятский бытовой орнамент. Улан-Удэ: Бур. кн. изд - во, 1974. - 62 с. илл.
26. Багуев Б.Б. Буряты в XVII XVIII вв. - Улан - Удэ, 1996. - 104 с.
27. Батуев Т.Б. Народы Сибири в трудах западно европейских исследователей XVII - XIX в.в. - Улан-Удэ, 1995. - 107 с.
28. Бахтин М.М. «Свое-чужое» в контексте культуры нового времени. -М.: 1996.-236 с.
29. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М.,1951. - 142 с.
30. Беляева Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. - М.: Академия моды, 1996. - 117 с.
31. Богатырев П.Г. Знаки в театральном искусстве // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. - Вып.7. - С.7 - 15.
32. Богатырев П.Г, Функции национального костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. -С.297-366.
33. Богораз Тан В.Г. К психологии шаманства у народов СевероВосточной Азии // Этнографическое обозрение. —1910. - № 1. -С.1-36.
34. Богословская И.В. Национальный костюм национальное самосознание: Проблемы науки о костюме // Этнографическая наука и этнокультурные процессы. Сб.ст. - М.: МАД, РАИ, 1993. - С. 85 - 96.
35. Богословская И.В. Одежда народов библейских стран. СПб., 1995. - 144 с.
36. Болдырев Казарин Д.А. Народное искусство Сибири // Сибирская живая старина. - Иркутск: Первая Гостипография, 1924. -Вып. 2.-С.5-20.
37. Болонев Ф.Ф. Семейские. Улан - Удэ.: Бур. кн. изд - во, 1985. - 143 с.
38. Болотоков В.Х. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1998. - 376 с.
39. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания. М.: ГНОЗИС, 1996. - 413 е.: плл.
40. Бромлей Ю.В. К проблеме типологизации этнических общностей. М., 1973. - 16 с.
41. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
42. Бромлей Ю.В. Этнознаковые функции культуры / Сб. ст. М., 1991.-224 с.
43. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. М.; ЭКСМО, 1995. - 440 с.
44. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.: Наука, 1983.-248 с.
45. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск; Наука, 1981. - 184 с.
46. Буряты: Этнографический очерк. Труд. - 1891. - № 4. - С.15 -17.
47. Быховская И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. (Очерки социальной и культурной антропологии). М.: ФОН, 1997. - 209 с.
48. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. -254 с.
49. Василевич Г.М. Доламаистские и шаманские верования эвенков // Советская этнография. 1971. - № 5. - С.53-60.
50. Васильев Г.М. Тунгусский нагрудник у народов Сибири // Сб. музея антропологии и этнографии. М., 1949. - Т.П. - С.42-61.
51. Ведерникова Н.М. Эстетика народной одежды в производстве фольклора // Традиции народной одежды и искусство современного костюма. Сб. науч. Тр. НИИХП. М.,1983. - 150 с.
52. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен. -М., 1873. Т.1. - 388 е., 1874. - Т.2. - 507 с.
53. Визитей H.H. Физическая культура личности. Кишинев: Шти-инца, 1989. - 110 с.
54. Викторова JI.JI Монгольская одежда. Одежда народов зарубежной Азии. / Сб. музея антропологии и этнографии. АН СССР, Инт этнографии. - Вып.32. - Л.: Наука, 1977. - С.169 - 197.
55. Владимирцев Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л.: Изд - во АН СССР, 1934. - 233 с.
56. Виннер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение, 1989. № 4. - С.15-16.
57. Воронов В.И. Художественная концепция: Из опыта современной прозы 60 80х годов. - М.: Советский писатель, 1984. - 382 с.
58. Выдрина В.И. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. М., 1986. -№5.-С.5-8.
59. Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры у западных монголов, бурят и южных алтайцев // Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964. - Т.9. - С.352 - 368.
60. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л.: Наука, 1969. -218 е.: илл.
61. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, - 1960. - 228 е.: илл.
62. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография. 1933. - № 3-4. - С.119-135.
63. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. -207 е.: илл.
64. Галданова Г.Р. Доламаистические верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. - 115 с.
65. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М.: Искусство, 1965. - 323 с.
66. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону, 1993. - 320 с.
67. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - М.: Институт ДИДИК, 1999. - 368 с.
68. Гачев Г.Д. Национальный космо психо - логос // Вопросы философии, 1994. - С. 59-78.
69. Геденштром М, Отрывки о Сибири. Спб.: Тип. мед. деп. МВД, 1850. - 165 с.
70. Георги И.О. О монгольских народах // Описание всех в Российском государстве обитающих народов. 2-е изд. СПб.; Изд. Имп. А.Н., 1799. - 4.4. -С.1-45.
71. Герасимова K.M. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск.: Наука, 1980. - 177 с.
72. Герасимова K.M. О бурятском изобразительном искусстве. -Улан-Удэ.; Бур кн. изд во, 1963. - 162 с.
73. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР. 1979. - № 1. - С.30-31.
74. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII в., XVIII в. и пер. пол. XIX в. о бурят моноголах. - Улан - Удэ: Бурят - Монгол, изд., 1939. - 91 с.
75. Головачев П.М. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. Изд. 2-е. М.: И.Я.Сытин, 1905.-401 с.
76. Головлев A.B. Модель в культурологии // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург: УрО РАН, - 1992. - С.142-169.
77. Горбачева Н.П. К вопросу о происхождении одежды // Советская этнография. 1950. - №3. - С.9-28.
78. Гофман А.Б. Мода: равенство и неравенство // Техника и эстетика. 1989. -№ 2. - С.22-25.
79. Гринкова H.П. Отражение производительной деятельности руки в русской орнаментике // Советская этнография. — 1935. № 1. -С. 60-90.
80. Гумилев JI.H. О термине «Этнос» // Доклады отделений и комиссий географического общества СССР. Л,, 1967. - Вып.З. - С.З-17.
81. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992. - 528 с.
82. Гуревич П.С. Человек как объект социально философского анализа.// Проблема человека в Западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 504- 517.
83. Гусейнов A.A. Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. - 352 с.
84. Даль В. Полное собрание сочинений, М.: Столица, - 1995. - Т.2. - 445 с.
85. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. -712 с.
86. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX сер. XX вв. - М.: Наука, 1979. - 206 е.: илл.
87. Денинг Г.Б. Историческое обозрение нравов и обычаев всех народов Ю.Джулиани. СПб., 1836. - 242 с.
88. Джулиани Ю, Буряты // Библиотека для чтения. Т.7. - СПб., 1834. (микрофильм).
89. Джунусов М.С. Введение в марксистско ленинскую теорию наций. - Ашхабад: Ыылым, 1988. - 404 с.
90. Дмитриев A.B. Этнический конфликт. М., 1998. - 58 с.
91. Добрянекий В.Н. Бурятка // Охрана материнства и детства. М.: НКЗ. 8-я тип. Мосполиграф, 1928. - 64 с.
92. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1960. - 622 с.
93. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. -Ростов на - Дону: Изд. Рост, ун - та, 1987. - 174 с.
94. Дробижева JI.B. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. - № 5. - С. 3 - 16.
95. Дробижева Л.М. Духовная культура и этническое самосознание наций. М.: ИЭ, 1990. - ВыпЛ. - 241 с.
96. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. М.: Наука, 1991.-297 с.
97. Дугаров Д.С. Лебедь в орнаменте женского костюма тюрко -монгольских народов.// Советская этнография. 1983. - № 5. - С. 104-113.
98. Духовная культура в жизни этноса. / Сб. науч. тр. АН СССР. -СПб. от. Якут. Ин-т яз., лит. и истории. Якутск, 1991. - 105 с.
99. ЮО.Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд., 1990. - 176 с.
100. Ельски А. Татуировка. Минск: Мс+, 1997. - 230 с.
101. Жаров Л.В. О специфике телесной культуры человека II Вопросы философии. 1987. - № 6. - СЛ45-148.1.03.Жаров Л.В. Проблема человеческой телесности в философском знании // Философские науки. 1985. - № 1. - С.67-72.
102. Живописный альбом народы России. Санкт - Петербург: Изд. Картогаф. заведение А.Ильина, 1880. - 574 с.
103. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884 1886 гг. - Элиста: Гос. карт, галерея, 1991. - 73 е.: илл.
104. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели: Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. -М.,1991. С. 17-21.
105. Жуковская H.JI. Цветочисловые композиции в монгольской культуре // Историко этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти С.А.Токарева. - М.: Изд. Фирма Восточная литература РАН, 1994. - С. 77 - 85.
106. Жуковская H .Л. Ламаизм и традиционные формы религии. М.: Наука, 1978,- 1-99 с.109.3алкинд Е.М. Исследования и материалы по истории Бурятии.
107. Улан-Удэ, 1973,- 174 с. ПО.Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII перв. пол.
108. XIX вв. М.: Наука, 1970. - 400 с. 111.Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. - СПб.:
109. Тип. К.Крайя, 1828. Т.1. - 339 с. 112. Захарова И.В. Традиционная одежда народов Средней Азии и
110. Казахстана. М.: Наука, 1989. - 255 с. 113.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991.- 511 е.: илл.
111. Зернов В.А. Цветоведение. М.: Книга, 1970. - 239 с.
112. Золотарева Н.М. Антропологический тип бурят в связи с вопросом их этногенеза. Автореф. канд. истор. наук. М., 1960. - 15 с.
113. Пб.Зориктуев Б.Р. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск.: Наука, 1993. ^313 с.
114. Иваненко В.П. Телесная культура как социально-философская проблема.: Автор, дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. - 137 с.
115. Иванов В.О. Буряты. // Инородческое обозрение. Казань, 1913.- Кн.1. С.116-119.
116. Иванов C.B. Одежда народов Сибири / Сб. ст. Л.: Наука, 1970.- 224 с.
117. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник / По мат XIX-XX вв. Народы Севера и Дальнего Востока. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 500 е.: илл.
118. Иванов C.B. Элементы защитного доспеха в шаманской одежде народов Западной и Южной Сибири /У Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. - С.136-169.
119. Ивекс Р. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. - 442 с.
120. Иностранные путешественники о Бурятии // Исследования и материалы по истории Бурятии. Улан-Удэ, 1973. - С. 139-155.
121. Иордан М.В. Этническая культура: Проблема самосохранения в современном контексте (культурология, очерки). М.-Нальчик: Логос, 1997.-259 с.
122. Искусство Бурятской АССР. Улан - Удэ: Бур. кн. изд.,1959. -239 с.
123. Исследования и материалы по истории Бурятии. Улан-Удэ, 1973,- 174с.
124. Историко-культурные связи народов Центральной Азии / Сб. ст. -Улан-Удэ, 1983 137 с.
125. Историко-культурологические аспекты этнографического исследования. / Сб. ст. М„ 1988. - 151 с.
126. Историко-этнографический атлас Сибири. M.-JL: АН СССР, ЛО, 1961.-498 с.
127. Историко-этнографический атлас Средней Азии и Казахстана. -М., 1967.- 70 с.
128. Итоги и задачи изучения памятников изобразительного искусства бурят. Жизнь Бурятии. - Верхнеудинск.: Тип. Бурнарком-промторга,1924. - № 6. - С.83 - 89.
129. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: ЛГУ, 1991. - 168 с.
130. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / Избранные статьи. Л., 1991. - 384 с.
131. Каган М.С. Философия культуры. Спб.: Петрополис, 1996. -416с.
132. Каган M.С. Эстетика как философская наука.- Спб.: ТК ПЕТРОПОЛИС, 1997. 543 с.:илл.
133. Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече. 1997. - № 10. - С.23 - 38.
134. Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте традиционной русской культуры. Автореф. дисс. док. культурологии. Спб.,1999. -38 с.
135. Каминская Н.М, История костюма. М.: Легпромиздат, 1990. -160 с.
136. Каралькин П. Этнографические зарисовки художника XIX в. В.П.Петрова // Б.М.Правда. 1956. - 28 декабря. - С.З.
137. Карлов В.А. О методологическом аспекте разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса» в свете проблемы передачи культурной традиции // Традиционное и новое в культуре народов России. Саранск, 1992. - С.64-65.
138. Карпини П. История монгалов. М.: Мысль, 1997. - 460 с.
139. Карпини П. Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях. СПб.: Тип. Деп. нар. просвещения, 1825. - 306 с.
140. Кастрен М.А. Собрание старых и новых путешествий. М.: В тип. А.Семена, 1860. - ч.2. - 495 с.
141. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. - 196 с.
142. Киреева Е.В. История костюма (Европейские костюмы от античности до XX века). М., 1970. - 165 е.: илл.
143. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII пер. пол. XX в.в. - М.: Большая рос. энцикл., 1995. - 381 е.: илл.
144. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. (По материалам исследований в СССР в период 20 80х годов). - Спб.: Изд -во С. -Петербургского университета, 1997. - 136 с.
145. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима. — М., 1993. 528 с.
146. Кобко В.В. Одежда старообрядческого населения Приморья // Этнос и культура. Владивосток, 1994. - С.48-57.
147. Кожанов A.A. Внешность как фактор этнического сопоставления // Советская этнография. 1977. -№3.-С.14-21.
148. Кожин П.М. О древнейших орнаментальных системах Евразии // Этнознаковые функции культуры / Под ред. Ю.В.Бромлея. М., 1991.-224 с.
149. Козлов В.И. Проблематика «Этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. - № 4. - С39-54.
150. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. Конспект лекций. — М., 1980.-68 е.: илл.
151. Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма / Уч. пос. М.: МТИ, 1979. - 39 е.: илл.
152. Козлова Т.В. Цвет в костюме (Лекции). М., 1989. - 39 е.: илл.
153. Козловский С. Вокруг света. 1977. -№ 3. - С.15-19.
154. Колпаков Е.М. Этнос и этничность. Этнографическое обозрение. - 1995.-№ 5. - С.13-23.
155. Коммисаржевский Ф,Ф, История костюма. Мн.; Литература ,1998. - 496 с.
156. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. - 335 с.
157. Кононов А.Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов ¡1 Тюркологический сборник. М., 1966.-276с.
158. Кочешков Н.В. Монголы и народы Средней Азии и Сибири. Проблемы историко-культурных связей. Новосибирск, 1983. - 6 с.
159. Кочешков Н.В. Народное искусство монголов. М., 1973. - 145с.
160. Кочешков H.B. Этнические традиции в декоративном искусстве монголоязычных народов МНР и СССР /XIX 70-е годы XX вв./: Автореф. дис. канд. истор.наук. - М., 1980. - 48 с.
161. Кравченко С.А., Мнакацанян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. М.: МГИМО, 1997. - 404 с.
162. Крапоткин П.П. Поездка в Окинский караул. ЗСОГО, 1Х-Х. -1867, отд. 1. - С. 1-94.
163. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Спб.: Наука, 1994,- Т.1. - 438 с. - Т.2. - 319 с.
164. Кроль М. О забайкальских бурятах. Зап. Читинский отдел 1, 1896. -С.118-166.
165. Кудрявцев Ф.А. История бурят монгольского народа от XVII в. до 60х годов XIX в. - М. - Л., 1940. - 242 с.
166. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. М.: ЦИМО, 1999.-376 с.
167. Кузнецов И.В, Одежда армян Понта. М., 1995. - 294 е.: илл.
168. Кузнецова А. Жилища, одежда и пища Минусинских и Ачинских инородцев. Красноярск: Тип. Енисейск, губ. управ., 1898. -213с.
169. Кулаков П.Е. Буряты Иркутской губернии. ИВСОГО, XXVI. -1896.-№4-5.-С.118-166.
170. Культура народов Сибири. СПб., 1997. - 288 с.
171. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. -М.: Высшая школа, 1990. - 351 с.
172. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. - 4.1. - 144 с. + прил.
173. Лар Л.А. Шаманы и боги. Тюмень.: СОРАН, 1998. - 126 с.
174. Лебедева A.A. Одежда одной из локальных групп русского населения Забайкалья (старообрядцы) // Сб. музея антропологии и этнографии. М., 1972. - Т.28. - 140 с.
175. Левин М.Г., Чебоксаров H.H. Хозяйственно культурные типы и историко - этнографические области. (К постановке вопроса) // Советская этнография, 1955. - №4. - С. 3 - 17.
176. Левитов Л.В. Человеческое тело и его судьба в вечности. М.: Отчий дом, 1997. - 47 с.
177. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4-х томах. М.: Мысль, 1983. - Т.2. -686 с.
178. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (пер. пол. XVIII в.). -М.: Кн. изд-во Магазин, 1983. 176 с.
179. Липе Ю. Происхождение вещей (из истории культуры человечества). / Пер. с нем. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954. - 486 с.
180. Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана.// Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1989. - С.5 - 38.
181. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
182. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М.: Искусство, 1992. - Кн.1. - 656 с. - Кн.2. - 603 с.
183. Лотман Ю.В. Символ в системе культуры. Тарту: ТГУ, 1987. -145 е.: илл.
184. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство // Декоративное искусство СССР. 1974. - № 4. - С.50. - 52.
185. Лувадсан С. Традиции народного монгольского искусства и пути их творческого развития // Искусство. 1980. - № 11. - С.49-53.
186. Маковецкий И.В., Маслова Г.С. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1971. - 198 с. + прил. (ч.1); 1975,- 148 с. + прил. (ч.2).
187. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистиче-ские термины. М.: Наука, 1978. - 127 с.
188. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. — 1981. -№ 3. С.59-71.
189. Марков Г.Е. Этнические общности как историческая категория // Советская этнография, 1986. № 4. - С. 69-72.
190. Маслова Г.С. Проблемы и методы изучения материальной культуры. Опыт работы советских ученых. М.: Наука, 1969. - 10 с.
191. Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири // Этнографический сборник. Улан - Удэ, 1962. - Вып.З. - С. 17 -27.
192. Матвеева Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: ФИС, 1983.- 128 с.
193. Материалы к историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана // Сб. ст. М.-Л., 1961. - 198 с.
194. Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века / Сб. ст. Владивосток, 1988. - 104 с.
195. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986. - 61 с.
196. Межуев В.М. О национальной идее / Вопросы философии, 1997. -№12.-С. 8-15.
197. Мейер К. По тункинскому краю Северо-западной Монголии: Из путевых заметок // Естествознание и география. М., 1917. - № 1-4.-С.21-40.
198. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Рос. Гос. Гум. ун - т, 1998. - 576 с.
199. Мерцалова И.Н. История костюма. М., 1972. - 199 с.
200. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М.: Академия моды, 1993. Т.1. - 543 е.: илл. - 1995. - Т.2. - 431 е.: илл.
201. Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван, 1978. 124 с.
202. Методологические проблемы теоретико прикладных исследований культуры. - М.,1988. - 301 с.
203. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. -СПб., 1860. 4.1. - 314 с. - 1862. - 4.2. - 489 с.
204. Миронова Л.Д. Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984. -326 с.
205. Митина В.М. Мир личности как мир культуры // Вестник МГУ. -Серия 7. Философия. - 1997. - № 6. - С.51-60.
206. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 287 с.
207. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.
208. Михайлов Т.М. Религии в этнической истории бурят (XVII-нач.19 вв.) // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. Улан-Удэ, 1984. - С.30-55.
209. Мкртумян КХИ. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван, 1978. С.42-47.
210. Молодых И.А., Кулаков П.Е. Иллюстрированное описание быта сельского населения Иркутской губернии. СПб.: Паровая ско-ропечатня П.О.Яблонского, 1896. - 242 с.
211. Монголы-буряты в Нерчинском округе Иркутской губернии. -ЖМВНДХ. 1843. - С.3-43.
212. Монгольские, художественные изделия из мягких материалов // Труды ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Владивосток: Дальневосточный научный центр АН СССР, 1973. - Т.9 - С.218-247.
213. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. -415 с.
214. Мурсалимов P.B. Проблема самодостаточности этносов: теоретико-методологические вопросы. Казань, 1996. - Вып.1. - 263 с.
215. Набок И.Л. Этнокультурология и ее роль в сохранении и развитии традиционных культур обско угорских народов // Народы Северо - Западной Сибири. - Томск: Изд.Томск.ун - та, 1998. -С.3-7.
216. Набок И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Вестник Северо Западного отделения РАО. Образование и культура Северо - Запада России. Спб.,1997. - Вып. 2. - С. 70 - 75.
217. Национальное государство: теория, история, политическая практика. (Круглый стол В.И.Толстых, В.М.Межуев, А.А.Гусейнов, Ю.М.Бородай, А.А.Казин, Ж.Р.Равно) // Полис. Политические исследования, 1992. - № 5 - 6. - С. 9 - 58.
218. Национальные отношения и межнациональные конфликты / Мат. Всероссийской научно-технической конф. «Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе». Владикавказ, 1997. - 456 с.
219. Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ: БНЦСОРАН, 1995. - 156 с.
220. Некрасова М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля. М.: Изобразит, искусство, 1988. - С.43-96.
221. Некрасова М.А. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. М.: НИИ Теории и истории изобразит, искусства, 1991.-378 с.
222. Никитина Т.И. Эвенкийский кафтан // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972. - С.156-161.
223. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. Новосибирск: Наука, 1988.- 169 с.
224. Нугманов Р.Г. Проблемы теории и истории костюма. Казань, 1997.-245 с.
225. Ням Осорын Цултэм. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века, М.: Изобр. искусство, 1982. - 232 е.: илл.2300 монголо-бурятах в Нерчинском округе. ЖМВНД. Ч.Ш. -1845. - С.413 - 415.
226. Окладников А.П. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1951 г. -Т.1. - 574 с.
227. Окладников А.П. Образ птицы в искусстве бронзового века Забайкалья и его аналогии в народном искусстве бурят // Советская этнография. 1954. - № 12. - С.150-153.
228. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. - 214 с.
229. Орлова Э.А. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. -М., 1989. 118 с.
230. Освальд В. Цветоведение. М.-Л.: Промиздат, 1926. - 201 с.238. 0сокин Г.Н. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1906.-306 с.
231. Охрименко Г.И. Этнография русского населения Сибири и Средней Азии./ Сб.ст. М.; Наука, 1969. - 276 с.
232. Очерки культуры и быта бурят. Л.: Наука, 1969. - 218 с.
233. Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российского государства / Пер. с нем. СПб. - 1788. - Ч.З. - пер. пол. - 480 с. -вторая пол. - 623 с.
234. Панферов В.Н. Восприятие и интерпритация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. - № 2. - С.59 - 68.
235. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1997. - 318 с.
236. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромиздат, 1994. -272 с.
237. Першиц А.И. Проблемы теории традиции глазами этнографа // Советская этнография. 1981. - № 3. - С.45-46.
238. Петри Б.Э. Народное искусство Сибири. Иркутск: СИБГОСИЗ-ДАТ, 1923.-29 с.
239. Петри Б.Э. Орнамент кудинских бурят. Петроград: Тип. Рос. Акад. наук, 1918. - 252 с.
240. Пименов В.В. Этнографический факт7/ Советская этнография. -1990. № 3. - С.43-52.
241. Подорога В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию; мат. курса лекций. М., 1995. - 340 с.
242. Поппе H.H. Летописи селенгинских бурят. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1936.- 55 с.
243. Потанин Г.Н. Описание костюма невесты бурят тункинского края. // Очерки Северо-Западной Монголии. Т.IV. - СПб., 1883. - С.294 - 296.
244. Потанина A.B. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М.: Тип, Елизаветы Гербек. - 1895. - 296 е.: илл.
245. Праздников Г.П. Искусство и спорт. Л., 1981. - 18 с.
246. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. Улан-Удэ; Бурятское кн. изд., 1984. - 286 с.
247. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука. 1976. - 333 с.
248. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и образы народов Сибири в XIX XX вв. СМАЭ, Т.XVII. - Л.: Наука, 1971. - С. 3 - 100.
249. Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд - во Академии наук СССР, 1961. -С.227 - 328.
250. Прыткова Н.Ф. Программа по изучению одежды народов Сибири.// Одежда народов Сибири. Л., 1970. - С.208 - 222.
251. Рабинович М.Г. Древняя одежда народов Восточной Европы. -М.; Наука, 1986. 271 е.: илл.
252. Равинский П.А. Сообщения о поездке но Ангаре и Лене. ИСО-ГОХ II. 1871. - № 3. - С.45-63.
253. Раев А.О. Буряты. ВГО 6 XXIV. - 1858. - отд. 2. - С.1-40.
254. Разумовский Г., Сосновский И, Население, значение рода у инородцев и ламаизм. Спб.: 1898. - Вып. 6. - 165 е.: илл.
255. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М-Л.: Изд - во Академии наук СССР, 1952. - 222 с.
256. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX -нач. XX вв. // Сб. музея антропологии и этнографии. Л.: Наука, 1971.-Т.27.- 302 с.
257. Ренан Э. Что такое нация. СПб.: Издание В.Л.Бермана, 1938. -43 с.
258. Решетов А.М. О соотношении типов этнических общностей и социально экономических формациях.// Советская этнография, 1986. - № 5. - С. 55 - 59.
259. Розин В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии. -1993. № 4. - С.79 - 88.
260. Романова E.H. Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991. - 108 с.27Т.Романова Н.М. Отражение межэтнических контактов народов СССР в экспозициях и выставках ГМЭ народов СССР II Этнокультурные процессы и современность. Л., 1991. - С. 178- 193.
261. Роу К. Психология цвета. М.: Изд. ВАКЛЕР, 1996. - 349 с.
262. Румянцев Г.И. Архив засак ламы Галсана Гомбоева.(материалы по истории ламаизма в Забайкалье во второй половине XIX века). Улан — удэ: Бур. кн. изд., 1959. - 58 с.
263. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. - № 1.-С.30-36.
264. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X XIII в. - Л.: Изд. Аврора, 1971. - 128 с.
265. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос» ,философско антропологический аспект. // Этнографическое обозрение - № 6. - С. 3 - 16.
266. Савельева М. Народный костюм. Форма и функции// Декоративное искусство СССР. 1967. - № 1. С.15 - 19.
267. Самарина JI.В. Традиционная этническая культура и цвет (Основные направления и проблемы художественных исследований.) // Этнографическое обозрение. 1992. - № 2. - С.147-161.
268. Сандагдорж Д. Символика монгольского орнамента // Искусство.- 1979. -№ 11.-С.17- 18.
269. Сараф М.Я. Эстетическое содержание спортивной деятельности.- М,: Знание, 1981. -23 с.
270. Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989.-С. 154 - 175.
271. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. Спб.: ФПБ - ТОО "БИОНТ", 1997. - 64 с.
272. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Объединение всессоюз. кн.центр., 1990. - 351 е.: илл.
273. Синицына В.И. Основные исторические этапы в развитии костюма. -М., 1976. 75 с.
274. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии.- Спб.: Изд во С. - Петербургского университета, 1997. - 184 с.
275. Скрынникова Т.Д. Два варианта картины мира в традиционной культуре бурят // Культура народов Сибири / Сб. ст. СПб., 1997.- 288 с.
276. Смолев Я.С. Три табангутских рода селенгинских бурят / Этнографический очерк. Тр. Троицко-Кяхт. КПО ИРГО. - М., 1900.- Вып.З. С.79-135.
277. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М., 1991. - 223 с.
278. Сокровенное сказание монголов. Улан - Удэ: Бур. кн. изд., 1990.-318 с.
279. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1988. - 157 с.:илл.
280. Солладзе Л. Семантика древнего орнамента // Декоративное искусство СССР. 1980. - № 9. - С. 17 - 22.
281. Сонин М.Л. Эвенкийское шаманство как одна из форм первобытной религии. —М., 1948. 65 с.
282. Спасский Г.И. Изображение обитателей или новое и достоверное описание некоторых коренных народов Сибирских Империй Акад. наук коррес. и разных ученых обществ членами. СПб., 1820-1822. - Кн. 1. -204 е., Кн.2. -66 е.: илл.
283. Спафарий Н. Путешествие через Сибирь. / Записки рус. Геграф. об ва по отделению этнографии. - М., 1882. - Вып. 1 (микрофильм).
284. Степанов П.К. История русской одежды. Спб., 1915. - 48 с.
285. Столяр А.Д. К вопросу о социально-исторической дешифровке женских знаков // Палеолит и неолит СССР. Л., 1977. - № 185. - С.210.
286. Столяр А.Л. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.-299 с.
287. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры.// Вопросы философии, 1988. № 4. - С.78-91.
288. Сухарева O.A. Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. -240 с.
289. Сычев Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в искусстве. М.: Наука, 1975. - 131 с.+43 (илл.).
290. Таксами Ч.М. Народы Сибири в XX веке. Социально-экономическое и культурное развитие // Экология этнических культур Сибири накануне XXI в. — СПб., 1995. С.3-23.
291. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области / Очерки и впечатления. СПб.: Тип. Мин. вн. дел, 1912. - 144 с.:илл.
292. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах.// Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - С. 50-81.
293. Тиль Э. История костюма / Пер. с нем. М.: Легкая индустрия, 1971. - 104 с.
294. Типы бурят. Изд. 2-е. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1900. - 77с.
295. Тишенко П.Д. Психосоматическая проблема. (Объективный метод и культурологическая интерпритация) // Телесность человека: междисциплинарное исследование. М,: Фил, об во России, 1991. - С. 26-35.
296. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. (Доклад). М., 1993. - С. 3- 4.
297. Тишков В,А. Очерки теории и политики этничности в Россяи. -М., 1997.- 532 с.
298. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Советская этнография. 1970. - № 4. - С.3-17.
299. ЗП.Томко Т.В, Междисциплинарные исследования культуры: проблема специфики // Методологические проблемы теоретико -прикладных исследований культуры. М., 1988. - С.47 - 78.
300. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых культур. Л., 1989. - 98 с.
301. Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений.- Тарту: Труды по знаковым системам, 1965. С. 17 - 29.
302. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. -М.: Прогресс, 1994.- 621 с.
303. Традиции народного костюма в современной одежде. М.: ЦБНТИ, 1991. - 26 с.
304. Традиции народной одежды и искусство современного костюма.- М.: НИИХП, 1983. 150 с.
305. Традиционное и новое в культуре народов России. Саранск, 1992.-224 с.
306. Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М.: НИИХП, 1981. - 118 с.:илл.
307. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Этнографические исследования. Улан Удэ, 1958. - 215 е.: илл.
308. Тумахани A.B. Бурятский народный узор. (Орнам. украш. одежды) // Записки Бурят, науч. исслед, ин-та культуры. 1958. -Т.25. - С.129-151.
309. Тумахани A.B. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ: Бур. кн. изд - во, 1970. - 111 е.: илл.
310. Тюрко-монголы и тунгусо-манчжуры: проблемы историко-культурных связей. На примере народного декоративного искусства XIX нач. XX вв. // Археология и этнография народов Дальнего Востока. - Владивосток, 1984. - С. 17-29.
311. Уварова Т.Б. Историко-культурные аспекты этнографического исследования. М., 1988. - 152 с.
312. Удимова Н.И. К изучению одежды русских тункинцев. Иркутск, 1926. Оттиск из сб. «Сибирская живая старина». - 1926. -Вып.2. - С.1-12.
313. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. - 176 с.
314. Успенский М.И. Старообрядческое сочинение ХУШ столетия об одежде. СПб.: Тин. Императорской Акад. наук, 1905. - 13 с.
315. Ушаков Н.Р. К вопросу классификации одежды восточных славян // Сб. музея антропологии и этнографии. 1982. - Т.38. -С.16-27.
316. Ушаков Н.Р. Сравнительный указатель типов одежды народов Восточной Европы. Проект // Сб. музея антропологии и этнографии. 1982. - Т.38. - С.28-42.
317. Федорова Е.Г. О значении предмета (на примере плечевой одежды хантов) // Модель в культурологии -Сибири и Севера. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. - С.98-103.
318. Фетисова Л.Е. Народно-бытовая культура как этноопределяющий фактор (по материалам белорусского фольклора Приморья) // Этнос и культура. Владивосток: Дальнаука, 1994. - С.6-22.
319. Философское обоснование истории культурологии / Методологический семинар. 4.1. - М., 1993. - 148 с.
320. Фролов И.Т. О человеческом в человеке. М,: Политиздат, 1996. - 384 с.
321. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - нач. XX в.в.). - Новосибирск: Инст. археол, и этнограф. СО РАН, 1997. - 152 с.
322. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб., Петрополис, 1993. - 120 с.
323. Хамзина Е.А., Именохоев Н.В. Два шаманских погребения из Кижинги // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - 184 с.
324. Хангалов M.H. Балаганский сборник. Сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят. Томск: Паровая Типо - литография П.И.Макушина, 1903. - 289 с.
325. Хангалов М.Н. Несколько данных для характеристики быта северных бурят // Этнографическое обозрение. 1891. - № 3. -С.144-165.
326. Хороших П.П. Материалы по орнаменту бурятской народности // Сибирская живая старина. 1923. - Вып. 2. - С.154 - 175.
327. Хороших П.П. Орнамент северных бурят. Узоры на шитых работах. Иркутск, 1927. - Вып. II. - 9 е.: илл.
328. Хороших П.П. Программа для собирания сведений об одежде и обуви бурят. Улан - Удэ: Бурятиеведение. - 1926. - № 2. -С.43-46.
329. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. (Материалы международного научного симпозиума 20-26 июня, Улан-Удэ, оз. Байкал), Улан-Удэ, 1996. - 156 с.
330. Цыдендамбаев Ц.Б. Исследование бурятских говоров / Сб.ст. -Улан Удэ: Бур. кн. изд., 1968. - 196 е.: илл.
331. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. - № 4. -С.94-109.
332. Чеснов Я.В. Телесно-витальное знание // Традиционная этническая культура и народные знания. Материалы межд. конф. М., 1994.-С. 138 - 139.
333. Чеснов Я.В. Тело в облачении одежды // Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. - С.209-232.
334. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994.-№>6.-С.35-49.
335. Шагдарон С.Д. Игры и увеселения агинских бурят. СПб.: Тип. В.О.Киришбаума отд., 1909. - 18 с.
336. Шадже А.Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества // Социально-политический журнал. 1996. - № 6. - С.205-215.
337. Шаман и Вселенная в культуре народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 1997.- 142 с.
338. Шендриковский И.И. Заметки по этнографии бурят // Труды антропологического общества при Воен-Мед. Акад. Т.2 за 18941895 уч. год. - СПб., 1897. - С.231-257.
339. Шерцель В.А. О названиях цветов // Филологические записки. -Воронеж, 1984. Вып.2. - С.5 - 8.
340. Широкогоров С.М. Этнос: Исследования основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. - 134 с.
341. Щукин Н.С. Буряты. ЖМВНД XV и XVI. - 1849. № 4. - С ,423-438.
342. Этнографический музей народов Забайкалья: путеводитель. -Улан Удэ: Бур. кн. изд.,1984. - 64 с.
343. Этнографическое изучение знаковых средств культуры // АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Лен. часть. Отв. ред. Н.С.Мымыников. Л : Наука, 1989. -297 с.
344. Ядамсурен У. Народный костюм МНР / Альбом. Улан-Батор, 1967. - 19 с.
345. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону, 1997.-287 с.
346. Ярцев В.В. Эфирное тело человека. Омск, 1997. - 176 с.
347. Костюм замужней женщины. Забайкалье. Нач. XX в.
348. Костюм замужней женщины. Предбайкалье. Нач. XX в.
349. Зимние головные уборы. Забайкалье. Начало XX в
350. Башмаковидная обувь. А) Предбайкалье. Б) Забайкалье.
351. Верхняя одежда замужней женщины. Предбайкалье. Конец XIXнач. XX вв.
352. Костюм замужней женщины. Забайкалье. Конец XIX нач.XX вв. (коллекции Российского этнографического музея).
353. Верхняя женская одежда. Предбайкалье. Тункинский район.
354. Конец XIX в. (коллекции Российского этнографического музея).16. Орнамент на одежде.
355. Платье безрукавка. Предбайкалье. Нач. XX в. (коллекции Российского этнографического музея)
356. Уужи безрукавка. Забайкалье. Нач. ХХв. (коллекции Российского этнографического музея).
357. А) Костюм замужней женщины Аларского ведомства. Предбайкалье. Нач. XX в. Б) Костюм замужней женщины Закаменского района1. Забайкалье. Нач. XX в.22. «Гуу» нагрудное украшение. XIX в.
358. А) Корона шамана. Б) Конные трости.
359. Плащ шамана (буряты) (коллекции Российского этнографического музея).
360. Забайкальский этнографический музей г.Улан Удэ )
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.