Традиции в историко-культурном развитии народного костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Бакшаева, Ольга Азарьевна

  • Бакшаева, Ольга Азарьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Бакшаева, Ольга Азарьевна. Традиции в историко-культурном развитии народного костюма: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2007. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бакшаева, Ольга Азарьевна

Введение.

Глава 1. Функциональный анализ традиции.

1. Роль традиции в передаче общественного наследия.

2. Культура и объекты общественного наследия

3. Три понятия «традиции» в механизме передачи общественного наследия.

Глава 2. Содержание и форма в искусстве народного костюма.

1. Духовно - утилитарные основы русского национального костюма.

2. Формирование традиций народного костюма.

3. Народный костюм как художественно-техническая система человеккостюм

Глава 3. Традиции и новации в культурно-историческом развитии народного костюма.

1. Историко-культурные предпосылки развития русского народного костюма.

2. Вариативность форм, орнаментальных стилей, колористических особенностей народного костюма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции в историко-культурном развитии народного костюма»

Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью анализа природы традиции в культурно - историческом аспекте развития национального костюма, и ее влияния на развитие современной культуры одежды. Представляется, что традиция - это и в самом деле одна из главных проблем теории народной художественной культуры.

Как мы понимаем, нет традиции вообще, а есть традиция конкретной сферы человеческой деятельности у конкретного народа, в конкретном месте и в определенную эпоху. В этой связи жизнь и развитие традиции требует конкретно - исторического подхода к анализу ее развития. Между тем, необходимо подчеркнуть, что история развития народного костюма связана не только с накоплением и сохранением различных знаний, но и с изменением его образного решения: эволюцией форм и декора народного костюма в период от крещения Руси до начала 20 века. Поэтому, изучая примеры отдельных исторических эпох, мы сталкиваемся с диалектическим единством прошлого, настоящего и будущего, заложенным в традиции и зафиксированным в духовном творчестве народа.

Проблема развития такого фрагмента декоративного искусства как народный костюм заключается не просто в его сохранении как части культурного наследия, но и в его интерпретации и переосмыслении. На наш взгляд, связь между информационно-описательным и коммуникационно-ориетированным подходом особенно важна в изучении народного костюма. Недостаточная их расчлененность объясняется наличием естественного взаимодействия между этими направлениями: описанием и фиксацией художественно - конструкторских достоинств костюма как историко-этнографических ценностей в их состоянии на начало 20 века, периода наиболее активного угасания народных традиций, и проблемой межпоколенной трансляции наиболее ценных художественно -конструкторских достоинств народного костюма в их конкретно -историческом развитии.

Отрыв традиций от обновления и развития не только превращает живые культурные ценности в мертвые музейные экспонаты, но и призывает людей жить по законам идеализированного, воображаемого прошлого. И в этой связи нельзя не согласиться с Е.Шацким в том, что «традиция живет только обновляясь, а у новации нет другого способа выжить, как доказать свою органичность, укорененность в культуре и добиться статуса традиции, выработать механизм взаимной адаптации традиции в конкретном месте и времени».1 Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств народной одежды неотделимы от их переосмысления и обновления. В то же время, творческая трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма. Водораздел должен проходить не между традиционным и новым, а между высокой, возрождающей духовность в человеке и массовой культурой.

Очевидно, что формальное следование традиционным приемам искусства народного костюма при создании современной одежды неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому «псевдорусскому» стилю, который нередко возрождается сейчас. Бытует неверный термин «использование», применение традиций. Традиции можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но «использовать» - значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору.

Способ унификации одежды, выраженный в современном методе «цитат», где дизайнер, комбинируя разные цитаты, смешивая элементы

1 Ежи Шацкий. Утопия и традиция. - М.:11рогресс. - 1990. С. -450.

2 И.Я.Богуславская. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. //Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Художник РСФСР. - 1981. С. -41. костюмов разных народов, создает совершенно новый образ, является отражением глобализационных процессов, охвативших современный мир и угрожающих самобытности национальных общностей в плане усвоения совершенно чуждой им культуры со всем, что она с собою несет. Сегодня даже сторонники глубоких общественных преобразований в разных странах мира все чаще связывают прогресс не с простым изживанием традиции, но с ее «искусным сочетанием с избранными элементами современности», позволяющим избежать, с одной стороны, застоя, а с другой - растворения в чужой стихии. Поэтому, данная работа направлена на исследование народного костюма как одного из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры, влияющих не только на формирование современной российской моды, но и на национальную идентификацию, духовность в целом.

Широкое распространение рационального подхода к прошлому вытесняет авторитет примера и обычая прошлого в политическом и культурном мышлении. В этом случае подвергается сомнению любое мнение, любой обычай, любой опыт. Поэтому в современном мире ценности могут искусственно меняться чересчур быстро. Но, надо полагать, что приверженность духовным ценностям все-таки воспитуема. Мощным воспитательным механизмом здесь может явиться народное декоративное искусство: национальные традиции народного костюма. Изучение народного костюма позволяет раскрыть взаимосвязь традиций и новаций, преемственность ценностей, ибо в нем наиболее ярко выражено отношение человека к жизни, здоровью, природе, красоте.

Одной из важнейших функцией народного костюма мы считаем способность межпоколенной трансляции традиции, аккумулирующей социально - значимый опыт. Традиция здесь возникает как отражение многократно повторенных общественных отношений. Причем, устойчивостью и длительностью во времени обладают лишь социально значимая традиция, способствующая воспроизводству в общественной жизни.

Степень разработанности научной проблемы. Наиболее методологически продуманная позиция в вопросе исследования проблемы традиции как таковой, на наш взгляд, принадлежит польскому философу Ежи Шацкому. Анализ ценностной природы традиции Е.Шацкий осуществляет в конкретно-историческом контексте. Автор понимает традицию не как пассивное восприятие наследия прошлого, а как сознательный выбор элементов этого наследия.

Искусство народного костюма чрезвычайно многообразно по своим видам, формам и местным особенностям. Однако до сих пор наблюдается явный дефицит объективных подходов к осмыслению традиции в самых различных областях народного творчества, в том числе и в области народного костюма.

Нельзя утверждать, что проблема теории, истории и практики народного творчества до сегодняшнего дня теоретически не разработана. Этой проблемой в той или иной степени, занимались такие выдающиеся ученые как П.Г.Богатырев, А.Б.Салтыков, Б.А.Рыбаков, А.С.Канцедикас.

В.М.Василенко в «Избранных трудах» выявляет природу народного искусства, компоненты народного искусства XVIII - XX веков, освещает проблемы стиля и стилистической эволюции народного искусства.

Среди научных изданий значительны работы Т.М.Разиной. В ее книге «Русское народное творчество» рассматриваются пе отдельные виды и жанры, а общие вопросы, связанные с особенностями содержания традиционных образов и спецификой декоративного народного творчества.

Сочетание живой практической деятельности с теоретическим обобщением своего опыта и научных наблюдений - отличительная особенность научных исследований В.С.Воронова. Он раскрывает содержание и смысл народного творчества. Воронов определил коллективность как одну из существенных особенностей традиции. Отдельные аспекты исторического развития костюма, связанные с материальной и духовной культурой народов

России и в частности народов Поволжья мы находим в научных трудах, статьях и книгах знаменитых исследователей - путешественников Петербургской Академии наук Г.Ф.Миллера, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, И.Г.Георги.

Над темой народного костюма работали сотрудники Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, такие как Н.А.Фирсов, В.Н.Майнов и другие. Особый интерес представляет работа Н.А.Фирсова «Иногородческое население прежнего Казанского ханства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время», иллюстрированная рисунками, изображающими девичьи, женские и мужские одеяния. Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов в своем очерке «Чуваши», написанном для энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона словаря оценивает чувашскую одежду - рубахи, свадебные принадлежности и украшения - как произведения высокого искусства.4

Отдельные аспекты специфики костюма народов Поволжья освещены в работе Т.М.Молотовой «Марийский народный костюм; в альбоме Т.П.Прокиной и М.И.Суриной «Мордовский народный костюм; в альбоме Р.Г. Мухамедовой «Татарская народная одежда». Предметом исследования здесь являются тенденции развития национального костюма народов Поволжья в период со второй половины XIX века до наших дней. Издания представляют для нас этнографический, исторический, культурный и художественный интерес.

Определенный интерес вызывают труды М.Забылина по истории народной культуры. Его издание «Русский народ», дает представление о специфике русского быта во всем многообразии, в том числе и русского народного костюма, как явлении глубоко самобытном.

3 Н.А.Фирсов. Иногородческое население прежнего Казанского ханства в новой России до 1762 года п колонизация закамских земель в это время. Казань. - 1886.

4 И.Н.Смирнов. Чуваши. //Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона. Т.76. СПб. - 1903. С. -.933-939.

Отдельные аспекты рассмотрения вопроса, касающегося деления великорусов по костюму на две большие территориальные группы - север и юг, освещены в труде Г.К.Зеленина «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течением позднейшей великорусской колонизации». СПб. 1913г. Авторские описания и исследования подлинников русского народного костюма дают наиболее точные сведения о границах бытования северного и южного костюмных комплексов.

Собиранием, систематизацией элементов народного костюма занимался Б.А.Куфтин. Куфтин рассматривал поневу как древний вид женской одежды и элемент русского женского костюма, представляющий собой своеобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее посредством семиотической системы вышитого и тканого орнамента.

Исключительный интерес представляют источники этнографических материалов, сосредоточенные в музеях и текущих архивах. Большой интерес был вызван изданием альбома «Русский народный костюм», из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Авторы и составители Л.Н.Молотова, Н.Н.Соснина. В 1989году был издан очередной альбом «Русский народный костюм», автор-составитель Л.Ефимова, в него вошли экспонаты из собрания Государственного Исторического музея. Как историко - этнографический источник костюм рассмотрен Г.С.Масловой в монографии «Народная одежда восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в.

Тема образной характеристики народного костюма отражена в монографии искусствоведа, ученого М.Н.Мерцаловой «Поэзия народного костюма».

Чрезвычайную ценность по исследованию таких элементов декоративной отделки костюма как вышивка, кружево, ткачество, набойка представляют труды Г.С.Масловой, Т.Н.Манушиной, Л.М.Моисеенко, В.А.Фалеевой, Е.ВАрсеньевой. И.Я.Богуславская рассматривает вышивку как едва ли не самое развитое искусство среди многих видов народного творчества.

Автор анализирует особенности геометрического и растительного орнамента вышивки, его древнейшие мотивы и многочисленные сюжетные композиции, принципы их сложных совмещений в одном произведении и взаимных превращений друг в друга. Значительное освещение получила вышивка в монографии Н.Т.Климовой «Народная вышивка Нижегородской губернии в XVIII - XIX».

Опыт работы советских модельеров по освоению традиций народного костюма в современной одежде отмечен в трудах: Г.С.Гориной. Р.С.Макаровой, М.Н.Мерцаловаой, Т.С.Стриженовой, М.И.Шмелевой и др. Освоение традиций народного костюма в моделировании современной женской одежды отражено в научных трудах ведущих специалистов НИИХП Н.Г.Сальковой, Т.А.Парцевской, И.П.Работновой, Т.А.Афанасьевой, Л.С.Ханявиной, Е.Г.Яковлевой, Л.П.Синельниковой Н.М.Ведерниковой и др

В современной учебной литературе связанной с культурой производства и культурой потребления костюма авторами М.Л.Бодровой,

А.Л.Лаврентьевым, А.Блейз, Н.Будур, Г.С.Гориной, Н.М.Каминской, Н.М.Калашниковой, П.А.Плушниковой; Т.В.Козловой Ф.Ф.Коммисаржевским,. Г.М.Гусейновым, Ф.М.Пармоном, Г.П.Кондратенко достаточно широко освещены вопросы, связанные с изучением традиций народного костюма и сохранением связи с наследием прошлого

В частности хочется отметить работу Ф.М.Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества», впервые наиболее полно и глубоко исследованы на обширном подлинном материале художественно-конструкторские особенности русского народного костюма.К наиболее заметным современным изданиям, можно отнести учебное пособие автора Н.М. Калашниковой «Народный костюм», где дан анализ семиотического статуса основных типов одежды сельского населения России в 20в., рассмотрению закономерностей появления во второй половине 20 в. фольклорного стиля.

Среди современных научных изданий общего характера несомненный интерес представляют работы М.Н Мерцаловой. Ее книга «Костюм разных времен и народов» затрагивает вопросы психологической связи между человеком и его одеждой, определяет форму и особенности костюма в различные исторические эпохи у разных народов.

Тема влияния традиций русского народного костюма на формирование европейской моды в 20-30-е годы XX века нашла отражение в книге известного современного искусствоведа А.А.Васильева «Красота в изгнании».

Однако, современных исследований по теории народного костюма очень мало, их почти нет. К сожалению, до сегодняшнего дня остаются теоретически неразработанными вопросы, связанные с традицией костюма, развитием положений о природе народного творческого мышления, выраженного в костюме. В научной литературе отсутствует анализ природы традиции и механизма ее передачи вообще и в народном костюма в частности.

Объект исследования - анализ ценностной природы традиции в конкретно-историческом процессе.

Предмет исследования - действие - передача одним поколением другому художественно-конструкторских достоинств русского народного костюма.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является: конкретизация понимания традиции на современном уровне развития общества; культурологический анализ традиционных декоративных основ и этнического своеобразия русского народного костюма; рассмотрение проблемы сохранения и преемственности традиции; выявление механизмов терпретации и переосмысления традиции в историческом развитии народного костюма. В соответствии с целыо исследования в диссертации решаются следующие задачи:

- роль традиции в развитии народного костюма.

- соотношение традиций и новаций в развитии народного костюма.

- выявление структуры, содержания и функций народного костюма как элемента духовной культуры;

- анализ образного соответствия «природного и человеческого» в народном костюме, в системе человек-природа-культура.

- изучение семиотики народного костюма в традиционном и современном звучании.

- исследование взаимозависимости образного и конструктивного в предметном мире народного костюма.

- оценка исторического, теоретического, художественного и практического опыта в искусстве народного костюма.

- анализ специфических особенностей народного костюма -конструктивных форм, орнаментальных стилей, колорита в контексте тенденций общественного развития.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической основой исследования стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурологическим подходом к изучению традиции, ее исторического и современного состояния в трех основных пониманиях функциональном, объектном и субъектном.

В диссертации применяется методология междисциплинарного исследования, построенная на принципах соотношения и взаимосвязи различных аспектов философии, культурологии, истории, этнографии, географии и др, аксиологический метод, а также методы анализа, синтеза, актуализации. В качестве методов в диссертации использовались следующие: метод культурно-исторического анализа, диахронический и синхронический методы исследования, метод исторических параллелей, сравнительно-типологический метод. Все они сочетаются с методом периодизации, аналогии и экстраполяции.

Исследование традиции народного костюма в данной работе опирается на теоретические и эмпирические источники. К первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, ко вторым - данные практических исследований, материалы публикаций в специальных изданиях.

Характер исследования потребовал обращения к проблеме системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, культуры социализации, интеграции, культурной идентичности, которые освещались в работах В.П.Кожевникова, Е.В.Федотова, Ю.В.Ананьева и других нижегородских ученых. Для нас представляют особый интерес методологические подходы, изложенные в концепции профессора Л.А.Зеленова «О восьми родах деятельности», где основа культуры определяется как реализация в деятельности меры человека.

Научная новизна диссертационного исследования. Цели и задачи исследования, сформулированные выше, определяют основные теоретические позиции и выводы. В работе впервые в комплексе культурологически исследуются проблемы традиции народного костюма. Новизна конкретных исследовательских результатов состоит в следующем: в анализе ценностной природы традиции искусства народного костюма в конкретно-историческом контексте; в анализе традиции в народном декоративном искусстве в трех основных понятиях: функциональном (функция передачи), объектном (каковы передаваемые ценности) и субъектном (оценочное отношение данного поколения к прошлому); определены наиболее емкие дефиниции традиции, структуры и уровней ее проявления и выявлен ряд закономерностей и механизмов ее развития в искусстве народного костюма; определены специфические особенности традиции народного костюма в ее культурно-исторической и географической вариативности; выявлена роль костюма как выражение природы народного образного мышления, выражение взаимозависимости образного и конструктивного в системе «человек - костюм». в разработке теоретической проблемы традиции в народном костюме; в социологическом анализе связей народного костюма со средой; в анализе механизмов взаимной адаптации традиции и новации в народном костюме.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется: актуальностью разработки проблем, касающихся как принципиальных вопросов специфики народного творчества в целом, так и народного костюма в частности, расширением диапазона исследований, и углублением самого метода изучения проблемы традиции. Пробел в разработке теоретических вопросов народного костюма и теории народного искусства в целом особенно ощутим сегодня, так как большинство работ, темой которых избрано народное творчество, - это монографические исследования по отдельным видам творчества в ретроспективном плане, либо описание какого-либо конкретного вида народного творчества отдельного региона или исторического периода.

В работе в комплексе рассматривается проблематика соотношения традиций и новаторства, формирования нового художественного стиля, анализа основных средств художественной выразительности, применяющихся в искусстве народного костюма.

Данные исследования можно использовать при чтении специального курса культурологии по темам: «Проблемы традиции народного декоративного искусства», «Содержание традиционных образов и специфика народного костюма» и др. Кроме того, выводы диссертации могут быть применены в работе учреждений культуры, образования, народных художественных промыслов.

Положения, выносимые на защиту:

Мы можем утверждать, что понятие традиции относится не ко всему наследию, а только к его выделенным частям, и говорить, что «принцип выделения традиции - это принцип, исходящий всегда из мира ценностей».

• Исходя из субъектного понимания традиции, мы пришли к выводу, заключающемуся в том, что проблема наследия - это проблема готовых условий, в которых нам приходится действовать; проблема передачи - это проблема средств, при помощи которых условия эти формировались и формируются; проблема традиции - это проблема целей, которым мы подчиняем нашу деятельность.

• Обрядовая сторона обычая и традиции, проявляющаяся в народном костюме, усиливая эмоциональные и эстетические переживания, вела к совершенствованию его художественных качеств, или к замене их другими, более соответствовавшими возрастающей культуре чувств.

• Анализ проявления характерных черт местного своеобразия народного костюма позволяет увидеть соотношение коллективного и индивидуального начала в народном декоративном искусстве.

• Духовная утилитарность - необходимый признак традиционного народного костюма, без него искусство костюма было бы невозможно.

• Традиционный русский костюм следует рассматривать через призму его этносоциального бытования, выражающегося в его знаковых функциях, семантическом статусе, элементном кодировании, стилевом разнообразии при единстве форм и содержания.

• В народном костюме, в его орнаментальном убранстве как в фокусе, сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых и использованы художественные средства.

• Народный костюм - это система взаимосвязанных элементов, а не механическая их сумма, ибо изменения и нововведения даже в одном из этих элементов часто ведут к ломке и перестройке всей системы костюма.

• Тенденция понимания искусства как жизни и жизни как искусства наиболее ярко, на наш взгляд, проявилась в специфике народного костюма как идейно-художественного объекта, включенного в контекст повседневной культуры быта не только в виде яркого самобытного элемента материальной культуры, но и стойкого этнического индикатора, синтезирующего различные виды художественно-ремесленного творчества.

• Исходя из эстетической концепции И.А.Ильина, мы стремились показать, что народный костюм не только выражает, но и формирует духовный мир человека. Костюм выполнял не только функции, но строил и отражал дух народа. Он внедрял определенные ценностные ориентации, ценности - нормы, ценности идеалы.

Апробация исследования. Материалы, положения, выводы диссертации, выносимые на защиту, были представлены в процессе обсуждения на восьмой международной Нижегородской ярмарке идей «Законы экологической сферы общества» (2005г), Одиннадцатой межвузовской конференции по культурологи «Этнические культуры народов Поволжья» (Н.Новгород 2005г.), Двенадцатой межвузовской конференции по культурологи «Проблемы развития Художественных промыслов» (Н.Новгород 2006г.)

Апробация и внедрение в производство традиционных и инновационных технологий народного костюма осуществлялось на строчевышивальных предприятиях НХП Горьковской области.

Демонстрация авторских работ проходила на Областных, Всесоюзных и Международных художественных выставках и торговых ярмарках. Авторская коллекция научно исследовательского характера, выполненная на традиционной основе русского, марийского, мордовского костюма хранится в фондах Нижегородского Историко-архитектурного музея заповедника.

Публикации. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования отражены в 9-ти публикациях. В частности, основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях:

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК

1. Бакшасва, O.A. Культура и традиция [Текст] / O.A. Бакшаева // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 9. - С. 148-153.

2. Бакшаева, О.А Место народного творчества в художественной культуре [Текст] / O.A.Бакшаева // Среднее профессиональное образование. -2006.-№ 10.- С. 48-52.

3. Бакшасва, O.A. Народный костюм: инновации и традиции [Текст] / О.А.Бакшаева // Среднее профессиональное образование. - 2006. - №11. - С. 44-49.

Остальные публикации

4. Бакшаева, О.А.Традиция и культура [Текст] / О.А.Бакшаева // Пед. обозрение. - 2006. - №3.- С. 123-126.

5. Бакшаева, O.A. Экология культуры [Текст] / O.A. Бакшаева // Законы экологической сферы общества: материалы 8-ой Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 33 Акад. Симп., 27-30 мая 2005. - Н.Новгород, - 2005.- С. 62-64.

6. Бакшаева, O.A. Чувашский костюм [Текст] / О.А.Бакшаева // Этнические культуры народов Поволжья : сб ст. и докл. 11 межвуз. конф. по культурологии. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; Нижегор. Художеств ин-т. - Н. Новгород, - 2005. - С. 24-26.

7. Бакшаева, O.A. Актуальные проблемы в системе народного искусства [Текст] / О.А.Бакшаева // Русские ремесла и художественные промыслы: сб. ст. и докл. 12 межвуз. конф. по культурологии. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Нижегор. художеств, ин-т. Н. Новгород, 2006. - С. 21-23.

8. Бакшаева, O.A. Искусство народного костюма и диалектика развития современного искусства [Текст] / О.А.Бакшаева // Русские ремесла и художественные промыслы : сб. ст. и докл. 12 межвуз. конф. по культурологии Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Нижегор. художеств, ин-т. - II. Новгород, 2006.-С. 44-51.

9. Бакшаева, O.A. Нижегородская элита ХХвека / O.A. Бакшаева, Р. Г. ,Стронгин, В.И. Белоус. - Н. Новгород, 2005. - 334 с.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования поставленной проблемы, определена характером цели и задач работы и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 175 страниц машинописного текста и 12 рисунков входящих в приложение. В заключении диссертации сделаны основные выводы и обозначены проблемы для дальнейшего исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бакшаева, Ольга Азарьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ пие ценности искусства и народного костюма как существенного комгы с ■: народной художественной культуры приобретает в современной социо .ной ситуации особый смысл. Историческое существование наро;и • декоративного искусства в целом, и народного костюма в частности, неизГ .^влечено в контекст современной жизни, поэтому всякий его исто]- .¡и факт может оказаться и современным. Искусство народного кость • .учает в ходе своего исторического движения новое ценностносмыс. содержание. Возможность синтеза нового содержания и нового пони . данного явления культуры обусловлена тем, что в его развитии набл, . не только его многообразие, но и единство. Именно повтч. включает в себя структурные элементы, присущие народному кость .: культурному феномену, объединяя их в единое целое. ыЛ косном с течением времени при переходе в новую исто, и среду может приобретать такой смысл, который раньше не был влож. .его субъектом - творцом. В народном костюме происходит постч ".актуализация» материала. Она может проявляться по-разному, в созда ершенно новых мотивов и форм одежды, в сохранении тех же стар; ; в приспособлении старых форм к новым задачам и т.д. Исходя из этой. ,л.;-/кны говорить не о консервации традиции вообще, а в духе сохр. --ели можно так выразиться «генерального стержня» творчества, кото, . обрастает новыми эстетическими качествами. ьенним трудность в изучении проблемы традиции русского наро, чЧ-с. <ома связана с масштабностью этого явления. Можно наблюдать тенд , . охвату термином «традиция» явлений, выходящих за пределы даже ь.лроко понимаемой культуры народного костюма. Собственно гово; .и явление, имевшее место в прошлом при определенных уело. ч.л.ег быть признано традицией. Все фазы изменений в костюме окоп cj'-.üo по усвоены и не отторжены. Огромные пласты истории, залог г. в народном костюме, особенно в его декоративном убранстве, поро' мсшиваются и из самых глубин выплывают элементы, которые, каза.' !>, ,í совсем забыты. ir ¡.^-которые из унаследованных приемов, элементов, орна п.,:х стилей народного костюма становятся традициями. В шир* с .лмшмаиии, нам важно не то, что сохранилось из прошлого, а то, как i- :: . . .лишаются сохранившиеся элементы. Мы видим в традиции не стол¡ к. сколько ценность. Пас интересует не общественное наследие как тако. ;.,> конкретная его часть, именно та, которая подлежит оценке. ,:.шлись к постановке узловых проблем, тесно связанных с изуч . .иблемы традиции в культуре русского народного костюма. Дела г о том, что в русской художественной культуре понятие трад. связано с понятием преемственности. Нами выделены элем . . получили статус традиции. исторический анализ развития народного костюма, на наш взгл, ; .,,~.авляет собой диалектическое движение ценностно позн .смыслов, стремящихся к осознанию культуры костюма проь . ,;лщего и будущего. Народный костюм с любой отправной точки спос l ходить или представить нам заключенную в нем массу образов, чувс . рассматриваем народный костюм как особую сферу духовно yi) . производства, создающую и сохраняющую смыслы, ценности и идеа - .ск'ий жизни. i,» .л: исследования темы традиции народного костюма, мы o6pi. : ■ . : .леям Д.С.Лихачева о том, что для человека важна не только при^ ( . ;.'нческам среда, но и среда, созданная культурой его предков и им i 1 . anuí взгляд именно в специфике русского костюма заложен коло .ыюй жизни, национальный образный стиль, духовный строй русс --------i:a. Глобальные процессы в духовно - нравственном прост; 1 ■•[, . ; одной стороны в значительной степени стимулируют как разв: :.'. • V . .■ствепно-творческих систем, эволюцию социо-культурных и духе.! гиениых ценностей, так и межкультурное общение между люд; .\ . О с другой стороны, эти же самые тенденции сопровождают нега 1 . . .н^-ссы соцно-культурной трансформации: рост суррогатной масс л ' . . культуры, снижение уровня восприимчивости к подлинным духе :: :. .^енным и самобытным художественным ценностям. з эстетической концепции И.А. Ильина, мы стремились покс. .,.,дный костюм не только выражал, но и формировал духовный мир чс. :;юм выполнял не только определенные функции, но строил и отра\: , ,лдл. Костюм внедрял определенные ценностные ориентации, ценно - .ац ценности - идеалы. Эти ценности, ставшие средством фор. л '1 I „лранее заданных духовных качеств человека с полным основа . . считать традицией. Лиспом выражал национальные оттенки традиций, которые воп;: ^ ей внешней предметности своеобразие психического склада нащ.; . своеобразием, нельзя не считаться на каком бы уровне идее.к .:. сношений оно не проявлялось - в национальной форме при1 . . л.ли! друг друга или в традициях народного костюма и т.д. истюм несет в себе этнозащитную функцию воспроизводства и пс , . . дыурного своеобразия этносов, проживающих на территории сов] \ . .ни. Огромный интерес в этом смысле представляет богатство вар]. . .мордовской, марийской, чувашской, татарской, удмуртской наро . се эстетические достоинства, пластические возможности и свое ,пл ношения. Творческие способности этих народов нашли нет . .жжение в различных видах декоративного искусства, но

0С0(1 . 1! проявились в народном костюме. Неграмотные крестьянки, не и .¡л о законах композиции, моделирования и конструирования оде; .осле себя подлинные шедевры. При этом они интуитивно мыс .л :. :.чис некий художественный образ, отвечающий эстетическим вкус -г;;.-ниым представлениям своего народа. Эта малоисследованная на с- .:¡1 \jiii, тема нуждается в дальнейших глубоких теоретических иссл 1 унифицированная одежда не способна поддерживать у рос^ чувство этнокультурной идентичности: на уровне созп. л--,.отельного происходит внедрение стереотипов и ценностей масс :> .)1'! американского типа. Сегодня в общественное сознание актп п. ,, либеральная модель человека, не вписывающаяся в социокуш. -.^ь.к.-нравственный контекст исторического развития народов

Росс ,. принимает во внимание тот факт, что подавляющее бол1 ■ посменных западных теорий, изначально ориентированных на куль ч;.зма, чуждо вековым культурным традициям нашего народа.

Она . .сцпфику нравственного и культурного опыта, особенностей мирч ! . менталитета наших соотечественников. Видимо, поэтому тра;. ч ь.;,сг-венная отечественному искусству развивающая, вос1. . I. икция, все в большей мере уступает место развлекательно рели . .стран, прошедших путь от общества традиционного тип;. • . .Ли.му например Японии, показывает плодотворность бер. ' .як духовным ценностям собственной культуры, их сох; . .ложения. а не забвения или даже разрушения. И это, на наш >л. .сальный путь модернизации, перехода к обществу

СОВ] . —сгся, чю традиционная ориентация российской культуры на . .лю - нравственных ценностей человека, в современном дип. .--¡.'.аицемся мире приобретает новую актуальность. Это поз. .!, об особой роли России, ее духа и национальной худ( . луры в современных условиях роста противоречивых гло1 .,1 в мировом сообществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бакшаева, Ольга Азарьевна, 2007 год

1. Алексий, П. (А.М.Редигер). Основы православного образования в России / П. Алексий // Педагогика. 1995. -№3. - С. 74-81.

2. Андреева, А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль, Мода / АЛО. Андреева, Г.И.Богомолова. СПб.: «ПАРИСТ». 2001, - 120с.

3. Андреева, И.Н. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей / И.Н. Андреева // Социс. 1989. -№4. - С. 48-56.

4. Анохина, Л.А. Быт городского населения средней полосы РСФСР, в прошлом и настоящем / Л.А. Анохина, М.Н.Шмелева. М.: Молодая гвардия. 1977,- 112 с.

5. Арсеньева, Е.В. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / Е. В. Арсеньева. М.: Искусство. 1965, - 155 с.

6. Арсеньева, Е. В. Ивановские ситцы 18 начала 20века / Е. В. Арсеньева. -Л.: Художник РСФСР. 1983, -216 с.

7. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа / А. К. Амброз // «Советская археология». 1966. - №1.- С. 19-26.

8. Афонькина, Е.Ю. Орнаменты народов мира: практическое пособие / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькина. СПб.: Кристалл. 2005, -72 с.

9. Баллер, Э. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.Баллер. -М.: Наука. 1987, 125 с.

10. Балбаев, Г. В. Мордовское народное искусство. / Г.В. Балбаев, А.Н.Нижегородцева. Саранск.: Мордовское книжное издательство. 1985, -143 с.

11. Бабушкина, Н.В. Золотое шитье / Н.В. Бабушкина. М.: ОЛМА -ПРЕСС. 2003, - 64 с.

12. Баранова, О. Г. Русский праздник: Праздники и обряды народного Земледельческого календаря: энциклопедия / О.Г. Баранова, Т. А. Зимина.- СПБ.:. Искусство СПб. 2001, 672 с.

13. Балдаио, Ц.Ц. Мода хх века: энциклопедия / Ц. Ц. Балдано. М.: OJTMA-ПРЕСС. 2002, - 400 с.

14. Баранов, Д. А. Русская изба. Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): ил. энциклопедия / Д. А. Баранов, О.Г.Баранова. СПб.: Искусство. 2001, - 376 с.

15. Барская, H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А.Барская. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 1993, - 223 с.

16. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений / В.Г.Белинский. М.: Госполитиздат. 1955, -740 с.

17. Беляева, А.П. Формирование гуманистических ценностей на основе культурологической концепции / А.П. Беляева //День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. СПб.: Издательство СПбГУП. 1996. - 185 с.

18. Бердяев, H.A. Русская идея / Н.А.Бердяев //О России и русской философской культуре. М.:Прогресс. 1990, - 152 с.

19. Бердяев, H.A. О смене поколений и вечном возвращении. К спорам о личности и коллективе / H.A. Бердяев // Новый град. Париж. - 1935. - №5. -С. 36-42.

20. Би Цилли, П. Н. Место ренессанса в истории культуры / П. Н. Би Цилли. СПб.: МИФРИЛ. 1996, - 256 с.

21. Библер, В. С. Диалог культур / В. С. Библер //Вопросы философии. -1989.-№6.-С. 34-46.

22. Богуславская, И. Я. Русская народная вышивка из собрания Государственного Русского музея / И. Я. Богуславская. М.: Искусство. 1972, -151 с.

23. Богуславская, И.Я. Творческий проблемы современных народных художественных промыслов / Богуславская И.Я. Л.: Художник РСФСР. 1981, -373 с.

24. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М. ¡Советский художник. 1971. - №5. - 175 с.

25. Богатырев, П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии /П.Г.Богатырев // Вопросы теории народного искусства.-М.:

26. Советский художник. 1971, 544 с.

27. Бодрова, М. JI. А.Л.Паврентьев. Художник, вещь, мода / М. JI. Бодрова, А. Л. Лаврентьев. М.: Советский художник. 1988, -368 с.

28. Боткина, 3. Я. Удмуртия / З.Я. Боткина. М.: Планета. 1990,- 190 с.

29. Блейз, А. История в костюмах / А.Блейз. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2001, - 159 с.

30. Будур, Н.В. Вышивка по канве и бисером (конец 18 начало 20 в.) / Н.В.Будур. / Н.Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2001, - 272 с.

31. Будур, Н. История костюма / Н.Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2001,480 с.

32. Бутромеев, В. Древняя Греция. Искусство и философия. Серия «Наследие знаменитых энциклопедий». Иллюстрированная энциклопедическая библиотека / В. Бутромеев. М.: ОЛМА-Пресс. 1995, -400с.

33. Вагнер, Г. К. К проблеме крестьянского в народном искусстве / Г. К. Вагнер // Декоративное искусство СССР. 1978. - №3. С. 14 -19.

34. Васильев, A.A. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. / А. А. Васильев; научный редактор Е.Беспалова. -М.: «CJIOBO/SLOVO». 1998, 480 с.

35. Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды о народномтворчестве Х-ХХ веков / В. М. Василенко. М.: Советский художник. 1974, -293 с.

36. Васильев, M. JI. Теория отражения и искусство / М. Л. Васильев, II. Л. Лейзеров // Ленин и искусство М.: Искусство. 1969, - 195с.

37. Ведерникова H. М. Эстетика народной одежды в произведениях фольклора / H. М. Ведерникова //Сборник научных трудов НИИХП «Традиции народной одежды и искусство современного костюма. М., 1983, - С 132-148.

38. Вишневская, В. М. Народное декоративное искусство Русского Севера/В. М. Вишневская. Л. А. Кожевникова -М.: Искусство. 1963, 150 с.

39. Вестник Удмуртского университета / под общ. ред. Н.П. Лигенко. -Ижевск .: Издательство Удмуртского университета. 1999, - №3.

40. Вишневская, В. и Мамаева Н. ХОХЛОМА / В. Вишневская. Н. Мамаева. -М.: Планета. 1980, 78 с.

41. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды / B.C. Воронов. М.: Советский художник. 1972, - 350 с.

42. Выгодский, А. С. Психология искусства / А. С. Выгодский. М.: Искусство. 1968, - 220с.

43. Володин, В. А. Современная энциклопедия Аванта + Мода и стиль /В. А. Володин. М.: Аванта +. 2002, - 480 с.

44. Волобуев, О. В. Кулешов C.B. Россия в 90-е годы 20 начала 21 века / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов. М.:Мнемозина. 2002, - 63 с.

45. Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь имен. /В. Г. Власов. СПб.: Изд. «КОЛЬНА». М.: Вече. 1996, - Т. 2, - 256 с.

46. Вышеславцев, Б. П. Русский национальный характер /Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995, - №6. - С. 78-81.

47. Гагсн-Торн, II. И. Женская одежда народов Поволжья / Н. И. Гаген-Торн. Чебоксары.: Чувашское книжное издательство. 1960, - 250. с.

48. Гегель. Эстетика: В 2т. / Гегель. М.: Политиздат. 1973. - Т.2.- 502 с.

49. Гсннсаретский, О. И. Творческая деятельность как проблема дизайна

50. О. И. Генисаретский. //Вопр. методологии. 1992. - №3-4. - С. 10-28.

51. Георги, И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И. Г. Георги. СПб. -1799.

52. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. -М.: Легпищепром. 1974, 118 с.

53. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. М.: «Изд-во ГНОМ и Д». 2000, - 232 с.

54. Горожанина, С. В. Русский народный свадебный костюм: Из Собрания Сергиево Посадского историко-художественного музея Заповедника / С. В. Горожанина. Л. М. Зайцева. - М.: Культура и традиция. 2003, - 128 с.

55. Горшкова, К. В. Историческая диалектология русского языка. /К. В. Горшкова. М.: Просвещение. 1972, - 157 с.

56. Глинка, В.М. Русский военный костюм 18 начала 20 века / В. М. Глинка. Л.: Художник РСФСР. 1988, - 250 с.

57. Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: К интерпретации отеч. философии / М. Н. Громов //Вопросы философии. 1994. - №1. - С.54-61.

58. Гумилев, Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. М.: Центр экол. проев. И развития «Экопрос»: Прогресс: Фирма «Пангея». 1994,- 150 с.

59. Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Огарева. Саранск.: Красный Октябрь. - 2001. - №2 193с.

60. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев М.-Л.: Наука. 1967,95 с.

61. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов / Г.М. Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова и др. М.: Издательский центр «Академия». 2003, - 432 с.

62. Динцесс, JI. А. Культура Древней Руси / JI. А. Динцесс. М. - JL: Ан СССР. 1951, -350 с.

63. Дицкая, JI. А. Орнамент как знаковая ориентация в мире: учеб. Пособие / J1. А. Дицкая. М.: Альфа - М. 2005, - 72 с.

64. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / II. Я. Данилевский. М.: Книга. 1991,- 150 с.

65. Добрынина, В. И. Актуальные проблемы культуры XX века / В. И. Добрынина. М.: О-во «Знание России». 1993, - 95 с.

66. Елкова, В. А. Народное искусство СССР / В. А. Елкова. JI. Ф. Романова. М.: Изобразительное искусство. 1972, - 264 с.

67. Ефимова, JI.B. Русский народный костюм. (Из собрания Государственного Исторического музея) / JI. В. Ефимова. М.: Советская Россия. 1989,-309 с.

68. Ефимова, JI. В. Русская вышивка и кружево. (Из собрания Государственного Исторического музея) / JI. В. Ефимова. Р. М. Белгородская. -М.: Изобразительное искусство. 1982, 269 с.

69. Ефимова, JI.B. Костюм в России 15 начала 20в / JI. В. Ефимова. -М.: «АРТ-РОДНИК». 2000, - 232 с.

70. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей истории / Б. С. Ерасов. М.: Наука. 1990, - 140 с.

71. Загороднюк, В. П. Целесообразность культуры и смысл человеческого бытия / В. П. Загороднюк // Филос. и социол. мысль. 1992. -№9.-С. 53-55.

72. Захаржевскаи, Р.В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская. М.: Искусство. 1967, - 180 с.

73. Зеленов, Л. А. Историческая логика эстетики. (Биография эстетических идей / Л.А. Зеленов. Нижний Новгород.: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. 2002, - Часть 1. -160 с.

74. Зелинг, Ш. Мода: Век модельеров / Ш. Зелинг. М.: КОЫЕМАШ. -2000, - 656 с.75.3именко В. Художественный опыт народных умельцев и искания современных живописцев / В. Зименко // Искусство. 1967. - № 8. - С. 30-34.

75. Иванов, В.П. Чуваши. Этническая история и традиционная культура /

76. B. П. Иванов, В. Д. Дмитриев, А. С. Николаев. М.: Издательство ДИК. 2000.

77. Иптен Иоханнес. Искусство цвета / Иоханнес Иптен. М.: Д. Аронов. 2001,-96 с.

78. Ильин, И.А. Историческая судьба и будущее России / И. А. Ильин. -М.: Наука. 1992, -271 с.

79. Ильин, И.А. О новом человеке / И. А. Ильин //Слово. -1993. №1-2.1. C. 16-20.

80. Ильин, Л. Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития России) / Л. Г. Ильин //Социс. 1996. -№3 - С.11-121.

81. Ильинский, И. М. Молодежь России: Тенденции, перспективы / И.М. Ильинский, А.В.Шаронов. М.: Молодая гвардия. 1998, - 89 с.

82. Иткина, Е. И. Русский рисованный лубок конца 18-начала 20 века. Из собрания Государственного Исторического музея / Е. И. Иткина. М.: Русская книга. 1992,-255 с.

83. Каган, М.С. Социальные функции искусства. Л.: « Знание России». 1978,- 110 с.

84. Каган, М.С. Философия культуры. Акад. Гуманит. Наук / М. С. Каган. СПб.: Политиздат. 1974, - 140 с.

85. Калашникова, Н .М. Одежда народов СССР /Н. М. Калашникова, П.А.

86. Плушникова. М.: «Планета». 1990, - 200 с.

87. Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина 18 начала 19 века / Л.Э. Калмыкова. Л.: Художник РСФСР. 1981, -270 с.

88. Каминская, II.M. История костюма / Н. М. Каминская. М.: Легкая индустрия. 1977, -86 с.

89. Кант, И. Собрание сочинений / И. Кант; под общ. ред. А.В.Гулыги. -М.:ЧЕРО. 1994, -Т.8.-С. 94- 120.

90. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н. М. Карамзин; примеч. А.М.Кузнецова. Калуга.: Золотая аллея. 1993, - Т.5-12.

91. Касавин, И. Т. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / И. Т. Касавин. М.: Политиздат. 1990, - 464 с.

92. Кибалова, JI. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова О. Гребнева, М. Ламанова. Прага.: «Артия». 1986, - 750 с.

93. Касссн-Скатт, Д. Иллюстрированная энциклопедия моды / Д. Кассен-скат. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2002, 192 с.

94. Кирсанова, P.M. Костюм в Русской художественной культуре 18-первой половины 20 века / Р. М. Кирсанова. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 1995, - 321 с.

95. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России 19 века / P.M. Кирсанова. М.: OJIMA-ПРЕСС. 1995, - 236 с.

96. Козлова Т. В. Основы моделирования и художественного оформления одежды / Т. В. Козлова. М.: Легпром. 1983, - 134 с.

97. Козлова, Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Т. В. Козлова, Л. Б . Рытвинчкая, 3. II. Тимашева. -М.: Легиромбытиздат. 1990, 318 с.

98. Коммисаржевский, Ф.Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммисаржевский. -М.: Современный литератор. 1999, 496 с.

99. Коршунова, Т. Т. Костюм в России 18 начала 20 века / Т. Т. Коршунова.-Л.: Художник РСФСР. 1979,-196 с.

100. Кузнецов, В. Геокультура. Основы геокультурной динамики безопасности в МИРЕ: КУЛЬТУРА-СЕТЬ / В. Кузнецов. М.: ЗАО Книга и бизнес. 2003, - 631 с.

101. Кулбанов, Б. Г. Гносеологическая природа литературы и искусства / Б.Г. Кулбанов. Львов.: Изд-во Львовского университета. 1958, - 126 с.

102. Купцов, И. И. Родина Жар-Птицы / И. И. Купцов.- М.: Советская Россия. 1983,- 173 с.

103. Ламанова, Н. Русская мода / Н. Ламанова // Красная Нива. 1923. -№30. - С.32.

104. Лебедев, О. Т. Цивилизация будущего информационная или интеллектуальная / О. Т. Лебедев, Т. Ю. Филиппова // Мост. - 2000. - №1. С. 44-46.

105. Лебедева, Н. М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века / Н. М. Лебедева // Психол. журн. 2000. - №3. - С. 73-87.

106. Левинсон-Нсчаева, М.Н. Постникова-Лосева. Сборник «300 веков искусства. Искусство европейской части СССР» / М. Н. Левинсон-Нечаева, Т. И. Постникова-Лосева. М.: Изобразительное искусство. 1975, -500 с.

107. Ленин, В.И. О культуре и искусстве / В. И. Ленин. М.: Искусство. 1956,- 170с.

108. Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 г и 1769 г. СПБ. 1771 -1772. Ч. 1и 2.

109. Лихачев, Д. С. Избранные работы: В 3 т. / Д. С. Лихачев. Л.: Худож. лит. -1987.

110. Лосев, А.Ф. Проблемы символики и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Изобразительное искусство. 1976, 178 с.

111. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Ренессанс. 1993,-959 с.

112. Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат.1991.-215 с.

113. Ляхова, К.А. Мастера иконописи и фрески / К. А. Ляхова. М.: Вече. 2002, - 288 с.

114. Лори Пэт Мак Вильяме. Блузы: силуэты и детали / Лори Пет Мак Вильяме. М.: Внешсигма. 1997,-90 с.

115. Маврина Т. Городецкая живопись / Т. Маврина. Л.: Аврора. 1970, - 137 с.

116. Майнов, В. Один день среди «мокши / В. Майнов // Древняя и новая Россия.-СПб, 1878. -Т.З. № 10.-С. 117-134.

117. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Об искусстве. Сборник в двух томах / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Искусство. - 1957.

118. Миллер, Г.В. Описание живущих в Казанской губернии языческих Народов, яко то черемис, чуваш, вотяков / Г. В. Миллер. СПб. 1871.

119. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения / К. Марек. Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат. - 1968. - Т. 12. - 680 с.

120. Манушина, Т.Н. Художественное шитье древней Руси из собрания Загорского музея / Т. Н. Манушина. М.:Советская Россия. 1983, - 293. с.

121. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19-начала20в / Г. С. Маслова. М.: Издательство «НАУКА». 1984, -252 с.

122. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. М.: Искусство. 1978, - 150 с.

123. Макарова, Н.С. Народные традиции в современной одежде /Н. С. Макарова. // «Декоративное искусство СССР. 1957. - Юбилейный номер.

124. Макаров, К.А. Содержательность и условность / К. А. Макаров // «Декоративное искусство СССР». 1963. - №10. - С.29 - 31.

125. Матузова, Е.М. Мода и крой / Е. М. Матузова, М.: Институт индустрии моды. 2001, - 192 с.

126. Моисеенко, Л. Русская вышивка 17 начала 20 века из собрания

127. Государственного Эрмитажа / JI. Моисеенко. JI.: Художник РСФСР. 1978, -184 с.

128. Мерцалова М.Н. Как возникает мода / М. Н. Мерцалова // «Декоративное искусство СССР».- 1960.-№3.- С.20-25.

129. Молотова, J1.II., Соснина, H.H. Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР /Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина. Л.: «Русский художник». 1984, - 220 с.

130. Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм / Т.Л. Молотова. -Иошкар Ола.: Марийское книжное издательство. 1992, - 108 с.

131. Монтескье, Ш. Избранные произведения /Ш. Монтескье. М.: Советский писатель. 1955, - 800 с.

132. Мур, Дж. Принципы Этики / Дж. Мур: пер с англ. Р.В.Коноваловой; под общ. ред. И.С.Нарского. М.: Прогресс. 1984, - 250 с.

133. Мухамедова, Рамзия. Татарская народная одежда /Рамзия Мухамедова, Казань.: Татарское книжное издательство. 1987, - 223 с.

134. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика ист. Прогресса): Курс лекций. 2-е изд., дораб и доп. / А. П. Назаретян. -М.: Наследие. 1996,-315 с.

135. Народная художественная культура в проблемах знания, образования, творческой практики и производства: Сб статей / Отв. Ред. В. Б. Кошаев, Н. П. Лигенко. Ижевск.: РИО Удмуртского университета. 1998, -212 с.

136. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987- 2000). Проблемы, традиции, перспективы, региональные особенности /10. В. Назаров. М.: Союз дизайнеров России. 2002,-416 с.

137. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров //Педагогика. 1998. - №3. - С.3-10.

138. Нестерова, И. Г. Ализариновые ситцы в народной одежде северных И южных районов Европейской части России во 20й половине XIX начале XXв. / И.Г. Нестерова //Сборник научных трудов НИИХП. М.: НИИХП. - 1983. -С.120- 132.

139. Новгородцев, Л. О путях и задачах русской интеллигенции / Л. Новгородцев //Из глубины. М.: Раритет. 1990, - С. 204 -220.

140. Новикова, Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе / Л. И. Новикова //Вопр. философии. 1982. - № 10. - С. 53-63.

141. Новикова, Е. Семеновский сувенир / Е. Новикова, И. Сорокин. -Горький.: Волго-Вятское книжное издательство. 1987, 142 с.

142. Ортега и - Гасет X. Эстетика: Философия культуры / Ортега и ГассетХ: Пер. с исп. -М.: Искусство. 1991, - 450 с.

143. Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. СПб. - Т. 1,2,3. - 1773, 1778,1789.

144. Пармон, Ф. М. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов / Ф. М. Пармон М.: Легпромбытиздат. 1997, - 316 с.

145. Пармон, Ф. М. Кондратенко Г.П. Рисунок и графика костюма: учеб. пособие для вузов / Ф. М. Пармон, Г. П. Кондратенко. М.: Легпромбытиздат, 1967, -208 с.

146. Пармон, Ф. М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма): учеб. пособие для вузов / Ф. М. Пармон. М.: Омега. 2005,-200с.

147. Парцевская, Т.А. Использование традиций мордовского народного костюма при моделировании современной одежды / Т. А.Парцевская // Сборникнаучных трудов НИИХП. М.: НИИХП. - 1983. - С. 60-70.

148. Петрова-сорина, Е.А. Язык одежды или как понять человека по его одежде: психологический практикум / Е.А. Петрова сорина, Н. А. Коробцова. «Сорины сестры». - М.: Изд-во текстильного института им. Косыгина.-1998. -224 с.

149. Платон. Сочинения / Платон. М.: Прогресс. - 1972. - Т.З. - 4.2.678 с.

150. Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления / Э.Б. Плаксина. -М.: ИРПО: Издательский центр «Академия». 2003, -224 с.

151. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп М.: Прогресс. 1976,- 325с.

152. Пронина, Т.П. Сурина М.Н. Мордовский народный костюм / Т. П. Пронина, М. Н. Сурина. Саранск.: Мордовское книжное издательство. 1990, -382 с.

153. Разина, Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина. М.: Изобразительное искусство. 1970, - 253 с.

154. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: пер. с нем / Г. Риккерт. -М.: Республика. 1988, 214 с.

155. Рождественский, Ю. И. Введение в культуроведение: учеб. пособие для вузов/И. Ю. Рождественский.-М.: ЧКРО. 1996. -315 с.

156. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство 10-13 веков / Б. А. Рыбаков. Л.: Аврора. 1971, -110с.

157. Рыбченков, Б.Ф. Талашкино / Б. Ф. Рыбченков, А. П. Чаплин. -М.: Изобразительное искусство. 1973, - 114 с.

158. Салькова, Н. Г. Из опыта моделирования современной модной одежды на основе русского сарафана / Н. Г. Салькова // Сборник научных трудов НИИХП. М.: НИИХП. - 1983, - 4-17 с.

159. Синельникова, Л. П. Русская народная вышивка в современной женской одежде /Л. П. Синельникова // Сборник научных трудов НИИХП М.: НИИХП. 1983.- 17-28 с.

160. Соловьев, В. С. Сочинения. В 2 т. / В. С. Словьев. М.: Прогресс. 1988.-Т.2.- 822 с.

161. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен в пятнадцати томах / С. М. Соловьев; отв. ред. издания Л.В.Черепнин. М.: Издательство социально - экономической литературы. 1959. - Книга 1. - 809 с.

162. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, бщество: пер с англ. / П.А.

163. Сорокин. М.: Республика. 1992, - 145 с.

164. Столович, J1.H. Красота, добро, истина: Очерки истории эстет. Аксиологии / J1. II. Столович. М.: Республика, 1994, - 112 с.

165. Cthji, JI. Дресс Этикет, или одевайтесь правильно / JL Стал. -М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2001, - 448 с.

166. Стриженова, Т. С. Из истории советского костюма / Т. С. Стриженова. М.: Легпром. 1972, -180 с.

167. Сутягин, А. Основы Марксистско-ленинской эстетики /А. Сутягин. -М.: Государственное издательство Политической литературы. 1990, 638 с.

168. Тазихина, J1.B. Русский сарафан / Л. В. Тазихина // Сборник трудов Института этнографии АН ССР. М., - 1955. - С. 4.

169. Тасалов, В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса / В. И. Тасалов //Информкультура: Кульура в современном мире. Опыт, пробл., решения. М., 1994. - Вып 10.

170. Троицкий, Ю.Н. Эстетические взгляды Монтескье / Ю. Н. Троицкий // Вопросы философии. -№3. 1955. - С. 14-21.

171. Темерин, С.М. Русское прикладное искусство / С. М. Темерин. М.: Искусство. 1960, - 210 с.

172. Уханова, Н.И. Резьба по кости в России 18-19 веков / Н. И. Уханова. Л.: Художник РСФСР. 1981,-240 с.

173. Фалеева, В. Русское кружево / В. Фалеева. Л.: Аврора. 1986.

174. Фалеева, В. А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР. 1983,-324 с.

175. Фирсов, H.A. Иногородческое население прежднего Казанского ханства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время / I I. А. Фирсов. Казань, 1827.

176. Философский энциклопедический словарь /С.С.Аверинцев, Э.А.Араб Оглы, М.Ф.Ильичев и др: - 2-е изд.- М.: Советская энциклопедия. 1989.- 815 с.

177. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А.

178. Флоренский. М.: Правда. 1990, - 230 с.

179. Флоренский, П. А. Троице-Сергиева Лавра в России. У водоразделов мысли /П. А. Флоренский. -Новосибирск.: Новосиб. кн. изд-во. 1991,- 180 с.

180. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций / 3. Фрейд. М.: Малое предпр. «Алфавит». 1994, - 175 с.

181. Фролов, И. Т. Гуревич П.С. Человекознание / И. Т. Фролов, П. С. Гуревич // Человек. 1994. - №6. - С. 5-11.

182. Ханявина, Л. С. Художественные традиции народной одежды центральных районов Европейской части России во 2-ой половине XIX начале XX века / Л. С. Ханявина // Сборник научных трудов НИИХП. М.: НИИХП. -1983.71-77 с.

183. Хебермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хебермас //Вопр. философии. 1989. - №2. - С. 34-41.

184. Хэрольд, Р. Костюмы народов мира / Р. Хэрольд: Иллюстрированная энциклопедия. М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2002, - 240 с.

185. Холмогоров, О. В. Соц-Арт / О. В. Холмогоров. М.: ГАЛАРТ. 1994,- 160 с.

186. Чертихин, В. Е. Человек и культура / В. Е. Чертихин //Философия. Основные идеи и принципы; под общ. ред. И.А.Ракитова. 2-е изд. - М.: Политиздат. 1994, - 378 с.

187. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. / П. Я. Черных. М.: Просвещение. - 1994. - 2-е изд. -Т. 1-2.

188. Чидзиива, Хидеяки. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций: пер с англ. И.А Бочкова / Чидзиива Хидеяки. М.: Издательство «ACT». 2003, - 142 с.

189. Чучин Руссов, А. Е. Культурный плюрализм / А. Е. Чучин -Руссов //Обществ. Науки и современность. - 1996. - №2. С. 165 - 175.

190. Шаповалова, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб: пособие для вузов / В. Ф. Шаповалова. М.: ФАИР-ПРЕСС. 1998.-576 с.

191. Юнг, К. Проблемы души нашего времени: пер. с нем. A.M. Боковикова / К. Юнг. М.: Прогресс. 1994, - 304 с.

192. Яковлева, Е. Г. Ручное узорное ткачество в народной одежде центральных районов Европейской части России 2-й половины XIX в. / Е. Г. Яковлева // Сборник научных трудов НИИХП. М.: НИИХП. - 1983. - 78-93 с.

193. Bendix R. Tradition and Modernity Reconsiderred. In: Comparative Studies in Sosiety and History, 1967, vol. IX, № 3, p. 313.

194. Boas G. La tradition. -Diogene, 1960.(7-9). №31. p. 76.

195. Zimand R. Problem tradyji. In; Janion M., Piorunowa A. (red). Proces. historuczny w Iiteraturze I sztuce. Materialy konferencji nfukowej (maj 1965)/ Warczawa, 1967. 362 c.

196. Popper K.R/ Krytycyzm i tradycja.-In: Znak, № 1963. 109-110(lupiec-sierpien), s. 856

197. Kroeber A., Kluckhohn CI. Culture. A CritikalReview of Concepts and Definitions. In: Papers of the Peabody Museum of American Archeology and Ethnology. Harvard University, 1952. vjl. XLVII, № 1, p. 47.

198. Le Bon G. Psychologie des foules. Paris., - 1963. P. 47-85.

199. Oakeshott M. Rationalism in Politiks and others Essays. London. 1967,p. 4.

200. Ossovvski St. Z zagadnien psychologii spoleznej. Dziela. Warszawa, 1967. t. 3 194-195.

201. Popper K.R. Krytycyzm i tradycja.-In: Znak, № 1963. 109-110 (lupiec-sierpien), s. 856.

202. Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence. Ethics, 1958, vol. LXVIII,№3, p. 153.

203. Toulemont R. L' essence de la societe selon Husseri. Paris, 1962, p. 731.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.