Русский народный костюм как ценностно-культурная парадигма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Митрягина, Тамара Алексеевна

  • Митрягина, Тамара Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Митрягина, Тамара Алексеевна. Русский народный костюм как ценностно-культурная парадигма: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2005. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Митрягина, Тамара Алексеевна

Введение

Содержание

Глава 1. Философско-культурологический анализ русского народного костюма.

1.1 Концепт народного костюма как идеальная форма культурного бытия.

1.2 Семиотика народного костюма как способа этнокультурной идентификации.

1.3 Русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен.

Глава 2. Традиционный народный костюм как этнокультурная парадигма

2.1 Генезис и эволюция народного костюма.

2.2 Культурная типология и стилистика народного костюма.

2.3 Парадигма народного костюма в современном моделировании.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский народный костюм как ценностно-культурная парадигма»

Актуальность исследования. Русский народный костюм входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры иТсак знак и как символ художественно-творческого выражения. В его образно-стилистической структуре ёмко и зримо отразились этноконфессиональные, этические, художественно-эстетические представления народа, его история, менталитет, система ценностей, уровень духовной и материальной культуры. Ввиду того, что русский народный костюм формировался на протяжении веков под непосредственным воздействием социально-экономических, культурно-исторических, природ но-географических факторов, в нем наиболее полно аккумулирован социокультурный опыт этноса, который в качестве специфического кода посредством семиотической системы транслируется в социум. Это открывает широкие перспективы для изучения народной культуры и быта, этнокультурного самосознания, менталитета народа, характеристик традиционного художественного творчества, культурно-исторического процесса развития нации в целом.

К сожалению, отсутствие многоаспектного анализа образно-стилистической структуры народной одежды, ее значения и роли в отечественной культуре прошлого и настоящего как «памятника» материальной и духовной культуры, как этнокультурного символа препятствует выявлению семиотического «социокода» русской цивилизации, определению ее художественно-эстетической сущности и содержания творческих взаимодействий с широким полем других этнических культур.

Этим обстоятельством определяется потребность во всестороннем, комплексном исследовании концепта русского народного костюма как ценностно-полифункционального феномена, воплотившего специфику духовной и материальной культуры народа, в ракурсе этих аспектов.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер проблемы исследования, включающий в себя философско-культурологические, историко-этнографические и искусствоведческие аспекты, предопределил освоение самого широкого круга источников, концепций и методологий.

Фундаментальной основой осмысления народного костюма, передающего русский национальный характер и его черты, стали исследования проблем философии и духовной культуры, К.С. Аксакова, Д.Л. Андреева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, И.В. Кириевского, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Ф.И. Тютчева, П.А.Флоренского, а также культурологические труды А.И.Арнольдова, А.Я.Флиера и др.

Философская направленность исследования обусловила использование методов этнографических аналогий Дж. Фрэзера и феноменологического - Э. Гуссерля, культурно-семиотического - Ю. Лотмана, представляющего костюм в наиболее универсальных и долговечных формах из «мира вещей» - Ж. Бодрийяра и как особой культурной ценности - М.М. Бахтина.

Общие сведения о народном костюме как части народного быта содержатся в классических работах о художественном творчестве, фольклоре, обычаях и обрядах русского народа известных этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М.Снегирева, А.В. Терещенко. В обобщающих трудах по истории костюма Б. Бруна, М. Тильке костюм трактуется как часть материальной культуры, тесно связанный со всем процессом ее развития. Фундаментальные этнографические труды под научной редакцией С.А. Токарева, С.П. Толетова, И.Н. Чебоксарова позволяют проследить эволюцию традиционного костюма как элемента материальной культуры многих народов мира.

Отдельные стороны генезиса народной одежды в контексте первобытной культуры рассматривали А.В. Арциховский, М.Г. Рабинович, Б.А. Рыбаков. Семиотический аспект культуры освещен в исследованиях А. Беляева, Ю.М. Лотмана. Проблема общего и особенного в системе традиционных знаковых стереотипов разрабатывалась А.А. Артюх и Т.Т. Косминой. Некоторые принципы семиотического анализа костюма сформулировала Т.В. Козлова. В работах Н.И. Гаген-Торна народная одежда рассматривается не только как памятник материальной культуры, но и как символ. Другой, не менее важный вывод, сделанный ученым, свидетельствует о необходимости исследования комплекса как целого. В трудах П.Г. Богатырева, Г.С. Масловой представлены структура функций народного костюма и некоторые аспекты символики обрядовой одежды. Проблемы содержания древних мотивов орнамента нашли отражение в исследованиях А.К. Ам-броза, В.А. Городцова, JI.A. Динцеса, В.В. Стасова, В.А. Фалеевой. В изысканиях М.Н. Мерцаловой костюм впервые рассматривается как искусство, изменяющееся в зависимости от контекстов эпохи. Разработка типологии русской и восточнославянской одежды на основе изучения ее покроя, приемов и способов украшения представлена в трудах Д.К. Зеленина, Б.А. Куфтина, Н.И. Лебедевой.

Рассмотрение народного костюма как вида художественного творчества нашло отражение в работах Г.К. Вагнера, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, И.П.Работновой. Большой эмпирический материал об истории костюма, его материале, отдельных частях и аксессуарах содержится в литературе справочного характера, энциклопедических иллюстрированных словарях, подготовленных Анри де Мораном, О. Гребеновой, JI. Кибаловой, Р. Кирсановой, М. Ламаровой, Н. Со-сниной, И. Шангиной.

В исследованиях последних лет, в силу динамических преобразований в социально-культурной сфере, ученые все чаще обращаются к антропологии русского народного костюма, предпринимаются попытки теоретико-методологического основания этнокостюмологии как подотрасли культурологии (С.П. Исенко). Происходит осмысление традиций народной одежды в современном бытовом и театральном костюме (P.M. Захаржевская); предложена стройная научная теория народной одежды в контексте традиционной художественной культуры (М.С. Жиров).

Таким образом, анализ существующих источников по данной проблематике выявил значительный пробел в философском и культурологическом знании костюма как парадигмы культуры. Отсутствует достаточно четкое представление о костюме как о целом, особом этнокультурном явлении, нет попыток выявления закономерностей его формирования, функционирования, эволюции. Существуют лишь разрозненные взгляды специалистов на костюм: исторический, социологический, информационный, эстетический, региональный и т.д., - представляющие костюм в отдельных аспектах. Пока еще мало изучены региональные художественные особенности народного костюма, его ценностные представления, функциональные и технологические возможности для воспитания духовно богатой и гармонично развитой личности XXI века. Культурологический анализ народного костюма, базирующийся на историко-социальном и семиотическом изучении интеграции народов русско-украинского пограничья, в должной степени также пока не осуществлен.

Исходя из этого, объектом исследования является русский народный костюм как ценностно-полифункциональная парадигма.

Предмет исследования - процесс становления русского народного костюма, его ценностная трансляция в условия социокультурной динамики современности.

Цель и задачи исследования.

Цель работы - философско-культурологическая интерпретация русского народного костюма как ценностно-культурной парадигмы.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач исследования:

• осуществить реконструкцию парадигмальности русского народного костюма в контексте философско-культурологических, культурно-антропологических, эстетических концепций XIX - начала XX веков;

• дать семиотический анализ русской народной одежды как «социокода» цивилизационного человека, как отражение его духовного мира;

• рассмотреть русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен;

• выявить генезис народной одежды и на конкретном культурно-эмпирическом материале осмыслить ее эволюцию;

• раскрыть культурную типологию и стилистику русского народного костюма;

• определить функциональные, духовные, материальные проявления русского народного костюма и их значения в культурном контексте современности.

Теоретико-методологической основой исследования стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию понимания русского народного костюма как обобщающей философско-культурологической модели - прообраза культуры:

- философско-культурологический подход, определяющий осмысление содержательных аспектов народного костюма, его элементов и художественного воплощения;

- культурно-семиотический подход, обусловивший возможность осмысления социокодов традиционной русской одежды;

- историко-философский подход, послуживший выявлению универсальных логических моделей познания предмета данного исследования;

- культурно-антропологическая методология, дающая возможность концептуально интерпретировать варианты костюма, раскрыть особенности их существования в жизни человека;

- искусствоведческие методы, раскрывающие эстетические ценности и художественную выразительность русского костюма как феномена в искусстве.

Основа исследования характеризуется единством философско-культурологического подхода, системно-универсального, феноменологического, сравнительно-исторического, структурно-функционального и эмпирического принципов.

Эмпирическую базу исследования составили авторские этнографические материалы, коллекции реконструированных под руководством автора этнографических костюмов, авторские разработки сценических костюмов на основе подлинников с последующим представлением их на международных, Всероссийских и региональных смотрах, конкурсах и фестивалях.

Достоверность результатов работы подтверждается обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов исследования, которое отражает ареал бытования традиционной народной одежды сегодня; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; корректным применением известных достижений в области философии, культурологии, социологии, этнологии, этнографии, иску сствоведен ия.

Научная новизна исследования представлена следующими моментами:

• осуществлен ретроспективный анализ русского народного костюма в контексте философско-культурологических, культурно-антропологических, логических и искусствоведческих воззрений ученых XIX - начала XX вв.;

• реализован семиотический анализ русской народной одежды - «социоко-да» бытия русского народа и человека;

• дан системный анализ русского народного костюма как ценностно-полифункционального феномена культуры;

• выявлен культурно-исторический генезис народной одежды и эволюция, современные формы ее бытования в контексте этнографических реалий (в том числе - и на основе авторских полевых исследований);

• описана типология и стилистика русского костюма как источника целостного выражения народной жизни;

• определены функциональные, духовные и материальные формы русского народного костюма в культурном контексте современности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Окружающая природная и социокультурная среда обусловили контекст, в котором существовал русский народный костюм: его «практическую» философию, религиозные смыслы и художественную традицию, обычаи и образ жизни людей. Русский народный костюм, являясь неотъемлемой частью обрядового синкретизма, отражает зачатки различных видов художественной деятельности (песню, танец, инструментальную музыку, игры, произведения словесно-поэтического творчества, ритуально-бытовую атрибутику). Утилитарное в народном костюме, как и в обряде в целом, проникнуто эстетическим, а философское, религиозное, моральное представлено как ценностно-художественное. Костюм - философско-культурологическое явление в едином ритме жизни русского народа.

2. Семиотика русского народного костюма выявляет первосмыслы ее символов, отражавших мировоззренческие ориентиры, сущность человеческой жизни. Знаковые образования русского народного костюма обеспечивали закрепление и трансляцию социального и духовного опыта.

3. Русский народный костюм — ценностно-полифункциональный феномен духовно-практической деятельности народа, выразитель его интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления, ценностных и эмоциональных форм в системе соотношения коллективного и индивидуального, родового и социального, национального и общечеловеческого. Обладая сложными социокультурными функциями, системой механизмов обмена информацией между людьми, лежащей в основе коммуникативной функции, выражая сопричастность человека к какому-либо общезначимому событию, народная одежда имела обереговое, защитное, престижное, воспитательное значения, и при этом главной оставалась эстетическая функция, которая определяла специфику этнокультурных функций: эмотив-ной, познавательно-эвристической, этической, компенсаторной, суггестивной, аксиологической, гедонистической и ряд др., обеспечивалась трансляцией опыта и взаимодействия, как с современниками, так и с последующими поколениями в социокультурном контексте. Костюм аккумулировал духовный опыт нации, ее поэтично-образное видение мира.

4. Создание русского народного костюма — это процесс перекодирования жизненного опыта в эстетико-художественные образы. Культурная типология и стилистика в русском народном костюме связана со способностью делать человека красивым, а также - в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности ко-лористики и рациональности конструкций, в красоте силуэта, в декоративном и эстетическом великолепии, в глубине идейно-художественного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении. В будничном комплексе народной одежды преобладают утилитарные функции, в праздничном — эстетические функции, символизирующие единство духовной жизни личности и коллектива. Основные типы русского народного костюма условно сложились на территории России из южнорусского поневного комплекса, северорусского сарафанного, однодворческого («с андараком»), городского («парочка»),

5. Концепт русского народного костюма — это целостное этнокультурное явление, веками создаваемое и продолжающее сегодня жить в социокультурном пространстве. Русский народный костюм является носителем личных, классовых, национальных и общечеловеческих культурных значений и смыслов, выразителем социокультурных форм, в которые он включен. При этом народ выступает объектом и субъектом, создателем и хранителем этого необходимого и понятного ему вида декоративно-прикладного творчества, отражающего миропонимание русского человека.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования результаты имеют значение для развития перспективных направлений философии, культурологии, этнографии, истории и теории народной художественной культуры. Значимость проблемы позволяет использовать данные диссертационного исследования в содержании ряда специальных учебных курсов профессионального этнохудожественного образования - в особой модели «детский художественно-эстетический центр - школа — колледж — вуз».

Результаты исследования могут иметь методологическое значение при реконструкции и моделировании русского народного костюма, в создании предпосылок для достижения подлинности в области художественного проектирования и производства современной одежды. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в духовно-нравственном воспитании современной молодежи, в формировании новых ценностных ориентиров российского общества.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, 2001), «Народная художественная культура Белгородчины в процессе подготовки специалистов к профессиональной деятельности: состояние и перспективы» (Белгород, 2001), «Социокультурная динамика региона», «Духовное Возрождение» (Белгород, 2002, 2003, 2004); «Культурологическое образование нового тысячелетия» (Москва, 2003, 2004), «Формирование единого полиэтнического культурного пространства в порубежных районах России и Белоруссии», «Культура. Искусство. Образование: Проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2003, 2004), «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Санкт-Петербург, 2004), «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2004). Часть материалов диссертации подготовлена в рамках областных, региональных, всероссийских и международных творческих выставок, конкурсов, показов и фестивалей.

По теме диссертации опубликовано 14 научных работ объемом 14,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, библиографического списка из 227 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Митрягина, Тамара Алексеевна

Заключение

Рассмотрев русский народный костюм как культурную ценностную парадигму, следует отметить значительный пробел в философском и культурологическом знании костюма как феномена культуры. Отсутствует достаточно четкое представление о костюме как о целом, особом этнокультурном явлении, нет попыток выявления закономерностей его формирования, функционирования, эволюции. Существуют лишь разрозненные взгляды специалистов на костюм: исторический, социологический, информационный, эстетический, региональный, -представляющие костюм в отдельных аспектах. Пока еще недостаточно изучены региональные художественные особенности народного костюма, его ценностные представления, функциональные и технологические возможности для воспитания духовно богатой и гармонично развитой личности XXI века.

Исследование проводилось в срезе культурологического анализа, начиная с установления природы костюма, его исторического места в культуре, семиотики и типологии, в современном аспекте трансформации одежды в социум. Структурный и функциональный анализ позволил проследить процесс формообразования элементов народного костюма, выявить систему закономерностей этого процесса, исторический - выявить основные закономерности генезиса и эволюции костюма.

В работе отмечена взаимосвязь народного костюма со многими сферами бытия. В ходе исследования стало очевидно, что проблемы костюма — междисциплинарные, тесно связаны с антропологией, социологией, психологией, информационными процессами, этикой, эстетикой, философией и культурологией. Особое влияние на все этапы жизни народного костюма оказывал и продолжает оказывать человек. В исследовании костюм рассматривается в двух аспектах: как вещь, созданная с чисто практическими целями — для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, и как символ, дающий представление о человеке и обществе.

Мы полагаем, что народный костюм, в какой мере он ни был бы описан и изучен, всегда был единством духовного и материального, в котором «дух и предметы однородны, дух повторяется в предметах, предметы повторяются в духе» (В.Ф. Одоевский) в контексте святого триединства веры, науки и искусства.

Задача современной науки - объяснить диалектическую природу костюма как носителя духовности и, одновременно, художественного образа.

Бесспорно, что русский народный костюм является уникальным памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, определенной эпохи. Это обосновано тем, что в его создании и формировании принимали участие славянские племена, этнические и сословные группы населения, все без исключения социальные слои общества, каждый из которых имел свою определенную точку отсчета включения в эту деятельность. Ввиду этого русский народный костюм выступает выразителем и носителем личных, классовых, национальных и общечеловеческих значений, сформированных под воздействием определенных исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурно-бытовых предпосылок и факторов. И в этом культурологическом, художественно-творческом процессе народ является объектом и субъектом, создателем, хранителем и продолжателем этого целостного этнокультурного явления, продолжающего жить в первозданном и трансформированном виде сегодня благодаря таланту и художественному созиданию Человека.

В традиционной культуре многовариантный народный костюм, сохранявшийся и в памяти носителей народных традиций, и в образцах народного творчества, произведениях классического искусства, стал отражением целостной картины гармоничного мира, уникальной полифункциональной системой духовно-нравственных и эстетических ценностей, результатом многовековой эволюции народного творчества.

Благодаря осуществленному исследованию есть основание утверждать, что характерной особенностью русской крестьянской культуры являлось одновременное бытование нескольких костюмных комплексов, сложившихся в разное время, что способствует видению целостного процесса становления народного костюма как ценностно-полифункционального феномена национальной культуры в контексте его семиотического анализа.

Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: с поневой, с сарафаном, с юбкой-андараком, с кубельком, парочка (кофта с юбкой). Первые два комплекса были основными и бытовали на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы с андараком и кубель-ком, как и парочка, имели ограниченное распространение. Рассмотренные комплексы являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские, жившие в том или ином регионе.

Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами, которые проявлялись в манере ношения и комплектования костюма, в колористическом строе, композиции, покрое и характере украшений. Особенно большое количество локальных вариантов прослеживается в южнорусском комплексе одежды с поневой, где они проявляются даже на уровне села. Мужской же костюм был унифицирован, но также имел свои региональные варианты. Все варианты, как бы ни отличались друг от друга, никогда не выходили за рамки основных комплексов русского национального костюма. Различия одежды для детей, взрослых, стариков, холостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых и солдаток, старых дев сохранялись на всей территории России.

Устойчивость основных типов одежды, их вариативность внутри комплексов, включение в костюм заимствованных предметов одежды, воздействие европейской моды на народный костюм - все это нашло свое отражение и в лексике. Фонд терминов народной одежды, как свидетельствует глоссарий, разнообразен и обширен.

Рассматривая костюм как образно-знаковую систему, нами осуществлен семиотический анализ русского народного костюма в аспекте его материала, кроя, силуэта, колористики, орнаментики, способов ношения и комплектования деталей костюма, культивируемых этносом ритуальных и обрядовых действ, что позволило расшифровать информацию, закодированную в нем и подойти к рассмотрению предмета нашего анализа как ценностной многофункциональной системы.

Именно гармоничный синтез духовной и материальной жизни способствовал формированию целостного художественного ансамбля русского народного костюма, построенного на закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии конструкций и декоративного строя, на единстве утилитарных и эстетических достоинств. Это обусловлено тем, что народный костюм - это плод коллективного труда многих поколений, подчеркивающий социокультурную функцию одежды, позволяющую включить человека в пространство социума.

Развитие современных образцов одежды на основе традиционных материальных памятников транслируется в мировое культурное пространство посредством международных и Всероссийских выставок, которые и определяют художественный облик вещей, их востребованность и вневременный потенциал. Философия современной одежды, в итоге, проявляется в гармонии внешнего образа и внутреннего содержания как констатация вековых народных устоев: «Красота внутри нас, одежда не самоценна».

В современном социокультурном пространстве, в условиях интенсивного информационного взаимодействия, благодаря межцивилизованным влияниям, взаимопроникновению, а значит - обогащению национальных культур происходит активная фольклоризация многих сфер человеческой деятельности, что проявляется в образовательной и социокультурной политике, в классическом искусстве (живопись, кинематограф, литература, театр, музыка), в создании констант духовной и материальной культуры, одной из которых и является русский народный костюм.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Митрягина, Тамара Алексеевна, 2005 год

1. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа / А.К Амброз // Советская археология. —1966. № 1. - С. 14-27.

2. Антонова, В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина / В.И Антонова. М.: Просвещение, 1966. - 295 с.

3. Арнольдов, А.И. Путь к храму культуры / А.И.Арнольдов. М.: Издательский дом «Грааль», 2000. - 108 с.

4. Артюх, А.Ф. Этнические символы в материальной культуре украинцев. / А.Ф. Артюх, Т.В Космина // Советская этнография. М., 1989. - № 6,- С. 46-54.

5. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов / А.Н.Афанасьев. — М.: Индрик, 2002.-Т.1-3.- 768 с.

6. Арциховский, А.В. История культуры Древней Руси. Одежда: В 2 т. / Под ред. А.В.Арциховского. М.: Учпедгиз, 1948. - Т.1. - 262 с.

7. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе / Т.И. Бакланова // Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовки кадров. — М.: МГУКИ, 1994.-375 с.

8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1994.-С. 292.

9. Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы / В.Н. Белицер. М.: Наука, 1972.- 46 с.

10. Ю.Беловинский, J1.B. История русской материальной культуры / Л.В. Беловин-ский. М.: МГУКИ, 1995. - 108 с.

11. П.Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н.А. Бердяев. -М.: МПСИ, 1994.- Т. 1-2. 536 с.

12. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. — М.: Искусство, 1989. — 213 с.

13. Билибин, И. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII вв. / И.'Билибин // Старые годы. 1909. - № 7/9. - С. 440-456.

14. Н.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

15. Богатырев, П.Г. Функции национального костюма Моравской Словакии / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. — С. 320.

16. Боголей, Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства / Д.И. Боголей. М.: Искусство, 1987. - 250 с.

17. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Архимед, 1995. - 235 с.

18. Богуславская, И .Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская. М.: Искусство, 1973.- 151 с.

19. Бореев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев М.: Политиздат, 1988.- 399 с.

20. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -М.: ЭКСМО, 2003.-667 с.

21. Брун, В. Россия XVI-XVII вв.: История костюма от древности до Нового времени Пер. с нем Г.А. Светличной. / В. Брун, М. Тильке. М.: ЭКСМО, 1995. - 215 с.

22. Булгаков, Г.И. Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении / Г.И. Булгаков. Курск, 1925.- 213 с.

23. Бунин, И.А. Избранное / И.А. Бунин. М.: Худож. лит., 1984. - С.14.

24. Буровик, К.А. Родословная вещей / К.А.Буровик.- М.: Знание, 1995.- 224 с.

25. Буслаев, Ф.И. Древнерусская борода / Ф.И. Буслаев // Древнерусская литература и искусство. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1861. -Т.2. - 235 с.

26. Вагнер, Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв. / Г.К. Вагнер. М.: Искусство, 1980. - 266 е.: ил.

27. Василенко, В.М. Народное искусство / В.М. Василенко // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Просвещение, 1974,- С. 25.

28. Веселовский, Г.М. Острогожск и его уезд / Г.М. Веселовский. — Воронеж, 1867. -188 с.

29. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве / B.C. Воронов // Избр. труды. М.: Сов. Россия, 1972.- С.38.

30. Гаген-Торн, Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы / Н.И. Гаген-Торн // Советская этнография, 1933. -№ 5. С. 34.

31. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. -М.: Искусство, 1991. -367 с.

32. Гачев, Г.Д. Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию / Г.Д. Гачев. Ростов н /Д: РГУ, 1993. - 320 с.

33. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1977.-С. 616.

34. Гиляровская, Н. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене / Н. Гиляровская // Русский исторический костюм для сцены. — Л.: Искусство, 1945. 140 с.

35. Гмызина, Э.В. Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (24.00.02) / Э.В, Гмызина. Ярославль, 2000.- 23 с.

36. Гоголь, Н.В. Избр. соч.: В 2 т. Мертвые души / Н.В. Гоголь. М.: Худож. лит., 1994.-Т. 2.-С. 55, 122.

37. Гоголь, Н.В. Избр. соч.: В 2 т. Ночь перед Рождеством / Н.В. Гоголь. М.: Худож. лит., 1994.-Т. 2. - С.221.

38. Гоголь, Н.В. Избр. соч.: В 2 т. Сорочинская ярмарка / Н.В. Гоголь. М.: Худож. лит., 1994. - Т. 2. - С.74.

39. Горина, Г.С. Народные традиции в моделировании одежды / Г.С. Горина. — М.: Легкая индустрия, 1974. С.85.

40. Горожанина, С.В. Русский народный свадебный костюм: (Из собрания Сергие-во-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника) / С.В.Горожанина, JI.M. Зайцева. М.: Культура и традиции, 2003.- 110 с.

41. Городцов, В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / В.А.Городцов // Труды Государственного Исторического Музея. -1926.-Вып. 1.

42. Горький, М. Повести и рассказы / М. Горький. М.: Худож. лит., - 1987. - С. 30, 95.

43. Гринкова, Н.П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту (по материалам русской одежды) / Н.П. Гринкова // Сб. музея антропологии и этнографии. 1955. - С. 24-40.

44. Гриценко, В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Дисс. канд. философ. наук (09.00.01) / В.П. Гриценко. М., 2000. - 142 с.

45. Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М.М.Громыко, А.В. Буганов. -М.: Паломникъ, 2000. 541с.

46. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / J1.H. Гумилев. М.: Рольф, 2001. -560 с.

47. Гумилев, JI.H. Этносфера: история людей и история природы / J1.H. Гумилев. -М.: Мысль, 1993.-456 с.

48. Гуревич, А.Я. Культура средневековья и истории конца XX века / А.Я. Гуре-вич. М.: Искусство, 1988. - 350 с.

49. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки / В.Е.Гусев. СПб.: Наука, 1993. - 248 с.

50. Гусерль, Э. Кризис европейского человека и философии / Э.Гусерль // Общество, культура, философия: Матер, к XII Всемирному философскому конгрессу. М.: Наука, 1983. - 227 с.

51. Давидович, В.Е. Сущность культуры / В.Е.Давыдович, Ю.А.Жданович

52. Отв. ред. Е.Я. Режабек. Ростов-н/ Д.: Изд-во Ростовского Университета. -264 с.

53. Давыдова, В.В. Костюм как феномен культуры: Дисс. канд. филос. наук: (24.00.01) / В.В. Давыдова. СПб., 2000. - 152 с.

54. Давыдова, С.А. Очерки кружевной промышленности в России / А. Давыдова // Советская археология СПб., 1913. - 166 с.

55. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. М.: Рус. язык, 1980.-555 с.

56. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М. Книга, 1991.-574с.

57. Демин, В.Н. Тайны русского народа в поисках истоков Руси / В.Н. Демин. М.: Вече, 2000.- 560 с.

58. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.: ОГИЗ, 1935. -382 с.

59. Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. Москва - Иерусалим: Университетская книга, Qesharim, 2000. - 464 с.

60. Динцес, J1.A. Восточные мотивы в народном искусстве / JI.A. Динцес // Советская энциклопедия. М., 1946. - № 3. - С. 138.

61. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1990.-С. 147.

62. Драч Г.В. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-н / Д.: Феникс, 2003. -570 с.

63. Древняя одежда народов Восточной Европы: (Материалы к историко-этнографическому атласу) / Отв. ред. М.Т.Рабинович. М.: Искусство, 1986. -271 с.

64. Ефимова, JI.B. Русская вышивка и кружево / JI.B. Ефимова, P.M. Белогорская // Собрание ГИМ. М.: Изобраз. искусство, 1982. - 271 с.

65. Жабрева, А.Э. Русский костюм: Библиогр. указатель кн. и ст. на рус. яз. / А.Э. Жабрева // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб.: Профессия, 1993. -319 с.

66. Жиров, М.С. Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств: Дис. канд. пед. наук / М.С. Жиров. М.: МГУКИ, 1996. -155 с.

67. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород, 2000. - 267 с.

68. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Монография / М.С.Жиров. Белгород: БелГИК, 2003.-310 с.

69. Жиров, М.С. Фольклорные традиции села Мощёное Яковлевского района / М.С. Жиров. Белгород: БелГИК, 1998. - 88 с.

70. Жиров, М.С. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. Белгород: БелГИК, 2001. - 154 с.

71. Жиров, М.С. Традиционные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. Белгород, 2001.- 162 с.

72. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник / С.В. Иванов. М.: Сов. Россия, 1963. - 167 с.

73. Иванов, В.И. Бороды и межи / В.И. Иванов. М.: Тайнин. печатник, 1916, -418 с.

74. Иконникова, С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные связи / С.Н. Иконникова. СПб.: Наука, 1995.-275 с.

75. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. М.: Логос, 1996. — 280 с.

76. Исенко, С.П. Этнокостюмология в контексте современной культуры: Дисс. д-ра культурологии / С.П. Исенко. М.: МГУКИ, 1999.- 373 с.

77. Исенко, С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко. М.: МГУКИ, 1999. - 144 с.

78. Исенко С.П. Эстетика русского народного костюма и его сценическое воплощение: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств, наук / С.П. Исенко. М.: МГУКИ, - 1993. - 22 с.

79. Калашникова, Н.М. Народный костюм / Н.М. Калашникова. М.: Сварог, 2002.-374 с.

80. Калашникова, Н.М Народный костюм в контексте традиций российской культуры: Дисс. д-ра искусств, наук / Н.М.Калашникова. СПб., — 2002. - 155 с.

81. Каминская, Н.М. История костюма / Н.М.Каминская. М.: Легкая индустрия, 1977.- 128 с.

82. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М.: Архимед, 1997.-С.41.

83. Карагодин, М.И. Белгородский край в древности / М.И. Карагодин. Воронеж: Центр.- Чернозем, кн. изд-во, 1982. — 143с.

84. Карамзин, Н.М. История государства Российского: В 4 т. / Н.М. Карамзин. -М.: Московский рабочий, 1988. — 560 с.

85. Каргин, А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. М.: Знание, 1997.-288 с.

86. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: Наука, 1993.- 235 с.

87. Касавин, И.Т. Познание в мире традиций / Отв. ред. В.А.Лекторский, АН СССР, ин-т философии / И.Т. Касавин. М.: Наука, 1990. - С. 66.

88. Касперавичюс, М.М. Функции религиозной и светской символики / М.М. Кас-перавичюс. Л.: Знание, Ленинградское отделение, 1990. - 32с.

89. Каплан, Н.И. Народное узорное ткачество и вышивка на юге Воронежской области / Н.И. Каплан // Сб. тр. научно-исследовательского института химической промышленности. М., 1966. - 76 с.

90. Киреевский, П.В. Новые материалы из архива в книге «Литературное наследие» / П.В.Киреевский. — М.: Искусство, 1968.

91. Кирсанова, P.M. Костюм в русской художественной культуре: (Опыт энцикл.) / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. / P.M. Кирсанова. — М., 1995. — 383 с.

92. Кирсанова, P.M. «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»: Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX века / P.M. Кирсанова. М.: Книга, 1989.-286 с.

93. Козлова, Т.В. Культура современного костюма / Т.В. Козлова. М.: МТИ, 1987.- 159 с.

94. Козлова, Т.В. Обувь и костюм / Т.В. Козлова.- М.: Экономика, 1967.- 192 с.

95. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма / Т.В. Козлова. — М.: МТИ, 1998. С.6-14.

96. Комиссаржевский, Ф.Ф. История костюма / Ф.Ф. Коммиссаржевский. -Минск, 1998.- 491 с.

97. Кончаловская, Н.П. Наша древняя столица / Н.П.Кончаловская. М.: Худож. лит., 1953.-С.10.

98. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа (Утварь, одежда, ища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей) / Н.И. Костомаров. М.: Экономика, 1993. - 399 с.

99. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX — XX в.): Определитель. М.: Сов. Россия, 1971. - 364 с.

100. Кулабухова, М.А. Древнеславянская мифология / М.А. Кулабухова. — Белгород: БелГИК, 2002. 168 с.

101. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-н / Д.: Феникс, 1997.- 400 с.

102. Культурология. XX век. Словарь / Авт. и сост. А.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

103. Куфтин, Б.А. Материальная культура русской Мещеры. Ч.1.: Женская одежда: рубаха, понева, сарафан / Б.А. Куфтин. М.: Тайнин. печатник, 1926. -144 с.

104. Лажечников, И.И. Избр.: В 2 т. / И.И. Лажечников. М.: Худож. лит., 1989. - T.I. - С. 13, 20.

105. Ламанова, Н.П. Русская мода / Н.П. Ламанова // Красная нива. 1923. - № 30. -С.32.

106. Лебедева, Н.И. Вопросы этнологического изучения южных уездов Рязанской и Тульской губерний (бассейн Дона) / Н.И. Лебедева. М.: Наука, 1929. -С.46-54.

107. Лебедева, Н.И. Научные труды / Рязан. этнографический вестник / Н.И. Лебедева. Рязань, 1996.- 191 с.

108. Лебедева, А.А. Народные знания славян / А.А Лебедева // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М. Наука, 1987. - С. 483488.

109. Лесков, Н.С. Повести и рассказы / Н.С. Лесков. Воронеж: Центр.-Чернозем. изд-во, 1986. -С.17.

110. Липе, Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества / под ред. С.А.Токарева / Ю.Липс. М.: Изд-во иностранной лит., 1954. - 486 с.

111. Лихачев, Д.С. Избранные работы: В 3 т. Великое наследие: Смех в Древней Руси: Заметки о русском / Д.С, Лихачев. Л.: Худож. лит., - 1987. — Т 2. - 496 с.

112. Лихачев, Д.С. Стилеобразующая доминанта древнерусского домонгольского искусства и литературы / Д.С. Лихачев // Средневековая Русь. — М.: Наука, 1976.-325 с.

113. Локк, Дж. Соч.: В 3 т. Опыт о человеческом разумении (философское наследие) АН СССР, институт философии / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2. - 560 с.

114. Ломоносов, М.В. Избранные философские произведения МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Г.С. Васецкого / М.В. Ломоносов. Л.: Госполитиздат, 1950.-458 с.

115. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М.: Тр. по языкознанию, 1982.-С.64.

116. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1997.-С.335.

117. Лотман, Ю.М. О семиотическом механизме культуры / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. - Вып. 284. -С.144-164.

118. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. -Таллин: Александра, 1992. 479 с.

119. Любимов, О.Р. Искусство Древней Руси / О.Р. Любимов. — М.: Просвещение,. 1974-336 с.

120. Мавродин, В.В. Очерки истории СССР: Древнерусское государство / В.В. Мавродин. М.: Учпедгиз, 1956.-156 с.

121. Малыхин, П. Быт крестьян Воронежской губернии / П. Малыхин. — СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1853. 102 с.

122. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Приваловские миллионы: Роман в 5 ч. / Д.Н. Мамин-Сибиряк. М.: Худож. лит., 1989. - 4.1. - С.20.

123. Маринко, Т.Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (09.00.04) / Т.Г. Маринко. М., 1982. - 23 с.

124. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. / Г.С. Маслова. - М.: Наука, 1984. - 215 с.

125. Маслова, Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX начале XX вв. / Г.С. Маслова // Восточнославянский этнографический сборник. -М.: Наука, 1956.-С. 543-757.

126. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. М.: Наука, 1978. - 206 с.

127. Маслова, Г.С. Одежда / Г.С. Маслова // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. - С. 259-291.

128. Машкин, А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Сб. науч. тр. по этнографии / А.С. Машкин. — СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1862. Вып. 5.- 110 с.

129. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н.Мерцалова. — М.: Молодая гвардия, 1988. 244 с.

130. Медведева, В.Н. На Серединской улице: Аннотация к пластинке / В.Н. Медведева.-М.: АЗГ, 1986. -С.1.

131. Миллер, В.Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея / В.Ф.Миллер. М.: Типо-лит. Дашкевич, 1887-1895. - Т.1-4 -108 с.

132. Народные мастера: Традиции, школы / Под ред. М.А. Некрасовой. М.: Изо-браз. искусство, 1985. - Вып. 1. - С. 296.

133. Невлева, И.М. Русская философия: Монография / И.М.Невлева. Белгород: Кооперативное образование, 2001. - 512 с.

134. Некрасова, М.А. Народное искусство России = Russian folks art: Нар. твор-во как мир целостности / М.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1983. - 219с.

135. Некрасова, М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля / Под ред. М.А. Некрасовой. М.: Изобр. искусство, 1988. - С. 13-42.

136. Некрасов, Н.А. Кому на Руси жить хорошо: Избр. соч.: В 2 ч. / Н.А. Некрасов. М.: Худож. лит., - 1989. - 4.1, Гл.1. - С.394.

137. Некрасова Н.А. Феномен духовности: бытие и ценность: Монография / Н.А.Некрасова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 231 с.

138. Некрасова Н.А. Философия / Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов. Белгород: Изд-во БелГУ. - 2003. - 164с.

139. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. Мн.: Интер-прессервис. Книжить дом, 2001. — 1280 с.

140. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1981. - 924 с.

141. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1994.-280 с.

142. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры: от язычества к империи / С.В.Перевезенцев. М.: Вече, 2001. - 432 с.

143. Плетнева, С.А. Половцы / С.А. Плетнева. / Отв. ред. Б.А.Рыбаков; АН СССР- М.: Наука, 1990.- С.93.

144. Поддубный, Н.В. Проблема троичности в теоретическом знании о природе божественной Троицы / Н.В. Поддубный // Христианство и культура: Научно-богословский сб. Белгород, 2002. - 210 с.

145. Пономарев, П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. Воронеж: Центр-Чернозем, кн. изд-во, 1994. - 36 с.

146. Потебня, А.А. О Символ и миф в народной культуре / Поел, и комент. А.Л. Топоркова: Сб. тр.. / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 2000. - 479с.

147. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000.- 186 с.

148. Пушкин, А.С. Собр. соч.: В 3 т. / А.С. Пушкин. М.: Худож лит., 1989. — Т. 1. - С.40, 671; Т. 2. - С.631; Т.З - С.243.

149. Рабинович, М.Г. Одежда, пища, утварь / М.Г. Рабинович // О древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан XI XVI вв. - М.: Наука, 1964.-320 с.

150. Рабинович, М.Г. Заключение книги «Древняя одежда народов Восточной Европы» / М.Г. Рабинович. М.: Наука, 1986. - С. 256.

151. Работнова, И.П. Русская народная одежда / И.П. Работнова. — М.: Легкая индустрия, 1964. — 75 с.

152. Работнова, И.П. Русская народная вышивка / И.П. Работнова, Б.Я. Яковлева. -М.: КОИЗ, 1956.- 113 с.

153. Работнова, И.П. Русское народное кружево / И.П. Работнова. М.: КОИЗ, 1957.- 160 с.

154. Радшцев, А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А.Н. Радищев. М.: Худож. лит., 1989. - 295 с.

155. Рапацкая, JI.A. Художественная культура Древней Руси / JI.A. Рапацкая. М.: Владос, 1995.- 190 с.

156. Резниченко, Е.А. Гуманитаризация картины мира в культуре конца XX века: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (24.00.01) / Е.А. Резниченко. М., 2000. - 23 с.

157. Рекомендации о сохранении фольклора // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.-М., 1993.-С. 495-499.

158. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. Белгород: Изд-во Везелица, 1997.- 199 с.

159. Римский, В.П. Тоталитаризм, космос и человек / В.П. Римский. — Белгород: изд-во БелГУ, 1998. 126 с.

160. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / Сост. Н.Николюнина / В.В. Розанов. М.: Республика, 1992. — 397 с.

161. Русские: Историко-этнографический атлас: Земледелие. Крестьянское жилище. Одежда (середина XIX начала XX в.) / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Наука, 1967.-360 с.

162. Русские: Народы европейской части СССР / Под ред. В.А.Александрова АН СССР. М.: Наука, 1964. - Т.1. - С. 119 - 571, ил. - (Народы мира: Этногр. очерки).

163. Русские: Историко-этнографический атлас: Земледелие. Крестьянское жилище. Одежда (середина XIX начала XX в.) / Под ред. Аванесова Р.И. и др. -М.: Наука, 1967.-360 с.

164. Русский народный костюм: Альбом / Сост. Ефимова JI. — М.: Сов. Россия. 1989.-312 с.

165. Русский народный костюм 1750-1917 гг. / Под ред. В. Рындина- М.: Сов. писатель, 1960.-Вып. 1. -С. 21.

166. Русский традиционный костюм: Иллюстрир. энцикл. / Авт. сост. Н.Соснина, И.Шангина. СПб.: Искусство 1998. - 400 с.

167. Русские шали: Сб. / Авт.- сост. Г.А.Макаровская. М.: Сов. Россия, 1986. -182 с.

168. Рыбаков, Б.А. Поляне и северяне / Б.А. Рыбаков. М.: АН СССР, 1944, Т.6-7.- 546 с.

169. Рыбаков, Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента / Б.А. Рыбаков // Научно-исследовательский институт художественной промышленности: Сб. тр. М.: Наука, 1972. - Вып.5. - С. 127.

170. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси: АН СССР отделение истории, институт археологии / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987. - С.469.

171. Рыбаков, Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / Б.А. Рыбаков // ДИ СССР. 1975. № 3. - С. 31-33.

172. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI — XVII в. / Ю.С. Рябцев. М.: ВЛАДОС, 1997. - 336с.

173. Савваитов, П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное / П.Савваитов. СПб.: Тип. Имп. АН, 1896. - 184 с.

174. Савелова, Е.В. Миф в современной образовательной парадигме: Дис. канд. философ, наук (24.00.01) / Е.В. Савелова Владивосток, 1997. — 151 с.

175. Салтыков, А.Б. Использование народных традиций в развитии прикладного искусства. Самое близкое искусство / А.Б. Салтыков. М.: Просвещение, 1968. -С.130.

176. Сахаров, И.П. Народные праздники и обычаи / И.П. Сахаров. Тула: Приок. кн. изд-во, 2000. - 480 с.

177. Снегирев, И.Н. Русские народные праздники и суеверия / И.Н. Снегирев. -Спб.: Тип.Имп. АН, 1839. Вып. 1-4. - 137 с.

178. Соболевский, А.И. Русский народ как этнографическое целое / А.И. Соболевский. — Харьков, 1907. 210 с.

179. Соловьев, B.C. Философия начала цельного знания: В 2т. / B.C. Соловьев-М.: Искусство, 1988. 347 с.

180. Станюкович, И.Б. Женский старинный головной убор / И.Б. Станюкович // Сценическая техника и технология. 1983. — С. 27-29.

181. Стасов, В.В. Русский орнамент: Шитье, ткани, кружева / В.В. Стасов. -СПб.: Общество поощрения художников, 1872. Вып.1 — С. 16.

182. Степанюк, Л.И. Творческая целостность празднично-обрядовой культуры: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (24.00.01) / Л.И. Степанюк. М., 1999.-24 с.

183. Семенова, М. Мы славяне / М.Семенова. СПб.: Азбука, 1997. - 560 с.

184. Мода и стиль / Отв. ред. Т. Евсеева. М.: Аванта, 2002. - 480 с.

185. Темерин, С.М. Русское народное искусство узорного ткачества: Дисс. канд. искус, наук М., 1956. - С.84.

186. Терещенко, А.В. Быт русского народа / А.В. Терещенко. — М.: Русская книга, 2001.-507 с.

187. Тиль, Э. История костюма Пер. с нем. М.Н.Козлова. / Э.Тиль. М.: Легкая индустрия, 1971.- 103 с.

188. Толстой, Н.И. Из географии славянских слов: В Зт. / Н.И. Толстой. М.: Языки русской культуры, 1997. - T.I. - 123 с.

189. Толстых, В.И. Мода как социальный феномен / В.И.Толстых. М.: Искусство, 1973.-288 с.

190. Третьяков, П.Н. Восточнославские племена / П.Н. Третьяков. — М.: АН СССР, 1953.-С.242.

191. Тургенев, И.С. Повести и рассказы. Записки охотника / И.С. Тургенев. — М.: Худож. лит., 1979. С.97.

192. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. — М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.

193. Халанский, М.Г. Народные говоры Курской губернии: Сб. тр. отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. / М.Г. Халанский. СПб.: Имп. АН, 1904. - Т. XXV. - 274 с.

194. Художественно-эстетическая культура древней Руси XI — XVII вв. / Под ред. В.В.Бычкова М.: Ладомир, 1996. - 560 с.

195. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А.Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. -432 с.

196. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево = Russian pillow lase / В.А. Фалеева. Л.: Художник РСФСР, - 1983. - 326 с.

197. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. / М. Фасмер. М., 1964-1973.

198. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998 — 576 с.

199. Флиер, А.Я. Культурология (Культурология XX в.) / А.Я. Флиер. М.: ИНФРА, 1998.-210 с.

200. Флоренский, П.А. Иконостас: Полн. собр. Соч. / П.А. Флоренский. Париж, 1985. Т.1. - С. 273.

201. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А. Флоренский. — М.: Мысль, 2000. 446 с.

202. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж.Фрэзер. М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

203. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М.Фуко. Спб.: А-Cad, 1994.-406 с.

204. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К.В. Чистов. -Л.: Наука, 1986.-С. 21.

205. Чижикова, Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры / Л.Н. Чижикова.- М.: Наука, 1988.- 256 с.

206. Чижикова, Л.Н. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области / Л.Н. Чижикова // Институт этнографии. Полевые исследования 1977 года. -М.: Наука, 1979. -С.9 15.

207. Чичеров, В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX в.: Очерки по истории народных верований / В.И. Чичеров. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 236 с.

208. Шабельская, Н. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. Вопросы реставрации / Н. Шабельская. // Сборник центральных реставрационных мастерских. М.: Союзрекламкультура, 1926.- С.113-124.

209. Шевченко, Н.И. Ее величество потребность: Философско-эстетический анализ свободы и ответственности в процессе реализации потребностей в художественном творчестве: общее, особенное, единичное / Н.И.Шевченко. — Белгород: Изд-во Везелица, 1993. 268 с.

210. Шейн, П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, сказках, легендах и т.п.: Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В.Шейном / П.В. Шейн. М.: Сов. Россия- 1989.- 158с.

211. Шпет, Г.Н. Введение в этническую психологию / Г.Н. Шпет. СПб.: Наука, 1996.-213 с.

212. Шульгина, А.Н. Советы костюмера / А.Н. Шульгина, Л.П.Томилина. М: Профиздат, 1968.- 152 с.

213. Щуров, В.М. Южнорусская песенная традиция / В.М. Щуров. М.: Сов. композитор, 1987.-320 с.

214. Щуров, В.М. Песни Усердской стороны / В.М.Щуров. — М.: Сов. композитор, 1995.-360 с.

215. Этнознаковые функции культуры. — М.: Сов. Россия, 1991. 215 с.

216. Юнг, К.Г. Архетип и символ /К.Г. Юнг.-М.: Наука, 1991. 190 с.

217. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.А.Юрганов. -М.: Ин-т развития образоват. систем, 1998. 447 с.

218. Яковенко, М.Т. Поэма "Карагод" / М.Т. Яковенко // Живая старина, 1995. -№3. С.37.

219. Якунина, Л.И. Русское шитье жемчугом / Л.И. Якунина М., 1955 - 158 с.

220. Bazeielich, Barbara. Sl^skie stroie ludowe / Barbara Bazeielich. — S. 1..: «Sl^sk», 1988.- 152 s.

221. Kybalova L. Das grose Bilderlexikon der Mode / L.Kybalova, O.Herbenova, M.Lamarova. Dresden: Artia Praq. - 1980. - 608 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.