Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гизатуллина, Наиля Мухаметовна

  • Гизатуллина, Наиля Мухаметовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 236
Гизатуллина, Наиля Мухаметовна. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 1999. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гизатуллина, Наиля Мухаметовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические основы использования традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников

1.1. Генезис и современное состояние проблемы ф формирования национальною самосознания личности школьника.

1.2. Возможности традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников. 1.3. Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики.

1.3.1. Принципы управления процессом формиро-ф вания национального самосознания подростков на основе традиций татарской народной педагогики.

1.3.2. Обеспечение педагогического мониторинга в процессе формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики.

1.3.3. Разработка программ использования традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания ® подростков.

Глава II. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики

2.1. Методы реализации программы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле.

2.2. Формы и методы воспитания национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики во внеклассной деятельности.

2.3. Взаимодействие школы и семьи в формировании национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики.

2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания у учащихся- подростков средствами традиций татарской народной педагогики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков»

Актуальность исследования. Социально-политическая ситуация в современном мире на исходе XX в. отличается углублением кризиса в области межнациональных отношений, ростом стремления наций к самоопределению, охране и возрождению своих этнических ценностей: национального языка, фольклора, традиций, обычаев и т.д. Содействие на уровне государственной культурной политики дальнейшему развертыванию этнических процессов в России вполне созвучно ее демократизации и гуманизации, так как оно означает создание наилучших условий для свободного развития личности, исключающих унифицированный стиль в ее духовном становлении. Важно отметить, что организуемые меры, направленные на поддержку национальных начал в личности, в том числе и самосознания, не должны сводиться лишь к деятельности по охране разнообразных памятников и художественных образцов, в которых материализована та или иная культура. Еще важнее сохранять в живой памяти народа ее духовное содержание: идеалы, нравственные ценности, особенности национального характера. В свете сказанного особое значение в воспитательной системе школы приобретает задача формирования национального самосознания учащихся, в процессе решения которой и воспитывается осознанно эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре своего народа, а сама личность становится носителем и продолжателем этой культуры.

Проблема формирования национального самосознания личности изучается учеными давно, однако особенно активно она стала исследоваться именно в последние годы. Это связано с общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации.

Глубокому анализу была подвергнута проблема формирования национального самосознания педагогами-исследователями в разработке ее концептуальных основ, а также в представлении конкретных путей формирования данного качества личности в воспитательной системе национальной школы (ДВ. Вилькеев, Г.В. Мухаметзянова, Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова, Ф.Ф. Харисов и др.). Особенно актуальным является вопрос о педагогических средствах, которые позволяют результативно решать вопросы формирования национального самосознания школьников.

В частности, P.P. Муниров, Р.А. Низамов, Г.А. Петрова, Ф.А. Фаткуллина и др. считают важным особое внимание уделять способам, методам и опыту краеведческой работы как средству развития национального самосознания школьников. Другими исследователями подчеркивается значимость специально организованной внеклассной и внешкольной воспитательной работы как эффективного средства формирования этого качества личности (Ф.Ф. Харисов.). Как самостоятельное средство решения данной педагогической задачи следует рассматривать, как считает JI.A. Харисова, возможности дисциплин гуманитарно-обществоведческого цикла. В исследовании Г.Ф. Хасановой в качестве основного источника развития национального самосознания учащихся школ выделяется национальная культура в целом во всем богатстве ее духовных возможностей.

Значительный вклад в понимание проблемы формирования национального самосознания личности с точки зрения ее взаимосвязанности с возможностями этновоспитания внесен В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, Р.А. Измайловым, З.Г. Нигматовым, Я.И. Ханбиковым и др.

Продолжая дальнейшее исследование проблемы формирования национального самосознания школьников, можно выделить следующие актуальные, на наш взгляд, направления педагогического поиска: Выявление эффективных педагогических средств стимулирующих процесс формирования национального самосознания учащихся. В качестве такого средства в исследовании рассматриваются традиции татарской народной педагогики.

Проведение тщательного обоснования организационно-педагогических основ решения поставленной проблемы, а именно: сквозь призму регионально-культурологического подхода при котором максимально учитываются особенности определенной этнической среды.

Выделение в качестве значимой позиции данного исследования положения об особой актуальности формирования национального самосознания средствами традиций татарской народной педагогики у учащихся подросткового возраста. В прежних исследованиях народно-педагогические средства воспитания чаще рассматривались по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Преодоление регламентированного подхода к использованию возможностей традиций татарской народной педагогики лишь в одном звене педагогического процесса: либо во внеклассной работе, либо в преподавании отдельных учебных предметов, что снижает достигаемые результаты. В процессе формирования национального самосознания подростков, несомненно, необходим целостный, системный подход, охватывающий всю воспитательную систему школы в единстве всех ее компонентов: воспитание в процессе учебной деятельности, воспитание во внеурочное время и воспитание через организацию взаимодействия школы и семьи.

Таким образом, изучение состояния разработанности проблемы формирования национального самосознания учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость в более тщательной разработке программы целенаправленного использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Этот вопрос нуждается как в теоретическом обосновании, так и в нахождении эффективных технологических решений на основе целостного, системного подхода. Отсюда проблема исследования была сформулирована следующем образом: каковы теоретические и организационно-педагогические основы и технология реализации возможностей традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания учащихся-подростков.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования национального самосознания учащихся-подростков в воспитательной системе школы средствами традиций татарской народной педагогики.

Объект исследования - использование педагогического наследия татарского народа в воспитании учащихся.

Предмет исследования - процесс формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования национального самосознания подростков средствами традиции татарской народной педагогики будет результативным, если:

- будет выявлен воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики и реализован в его полном объеме;

- определены теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания на традициях татарской народной педагогики, выраженные в категориях «принципы», «педагогический мониторинг», «программы»;

- разработана технология (формы и методы) и дано теоретическое и практическое обоснование целенаправленного применения традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания подростков во всех звеньях воспитательной системы школы: дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие его задачи:

1. Выявить воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся - подростков;

2. Охарактеризовать теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики;

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию формирования национального самосознания у подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы (дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания).

Методологической основой исследования выступили идеи и положения о роли деятельности в развитии личности; системно-структурный, личностно - деятельностный подходы к процессу изучения личности и организации педагогического процесса в школе; идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, народной педагогики как нравственной основы личности; положения о роли национальной культуры, фольклора для воспитания подрастающих поколений (К. Насыри); концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, В.П. Зинченко, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов и др.); положение об огромном воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, И.Я. Ханбиков и др.).

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по использованию педагогического наследия в воспитании учащихся; метод педагогического моделирования; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение; методы педагогического измерения (анкетирование, интервьюирование, тестирование); изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации (учебных планов, программ, учебников для татарских школ); педагогический эксперимент.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в школах п.Кукмор и Кукморского района (Псякской, Березнякской, Яныльской, Байлангарской, Болыиекукморской), п. Арск и Арского района (Нижнеметискинской, Казанбашской). Всего в эксперименте участвовало 1495 подростков (в контрольных группах - 739, в опытных -756 учеников), 135 учителей, 150 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1988 по 1998 годы.

Первый этап (1988-1991) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; организацию экспертной оценки школьных учебников, пособий, учебных программ для татарских школ; изучение состояния проблемы в практике работы национальных школ Республики Татарстан, что позволило определить теоретические основы исследования.

Второй этап (1992-1995) состоял в осуществлении поискового эксперимента на базе ряда школ Республики Татарстан, в ходе которого уточнялась и совершенствовалась разработанная в исследовании экспериментальная программа формирования национального самосознания подростков на основе использования традиций татарской народной педагогики. На данном этапе были разработаны авторские программы «Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания в 1-11 классах», методическое пособие «Изобразительное искусство в 5-7 классах», программа кукольного театра; программа изучения татарской народной педагогики для классных руководителей 5

11 классов и ряд программ по учебным предметам с введением регионально-национального компонента.

Одновременно на этом этапе разрабатывалась технология и методики педагогического мониторинга подростка, для чего были подготовлены анкеты для проведения срезов уровней сформированности национального самосознания подростков, разработаны методические рекомендации по осуществлению системы учебно-воспитательной работы в экспериментальных классах. Результаты, полученные на данном этапе, позволили сформулировать основную гипотезу исследования.

Третий этап (1995-1998) являлся этапом формирующего эксперимента, на котором была проведена апробация разработанной системы работы в ее полном объеме. Эксперимент был организован с широким привлечением учителей-экспериментаторов, классных руководителей базовых экспериментальных школ. Он позволил на достаточно широком материале тщательно проверить практическую приемлемость предложенной технологической системы использования народных традиций в воспитании национального самосознания у подростков. По ходу работы проводилось регулярное снятие срезов уровня развития национального самосознания у подростков. Аналогичные срезы проводились и в контрольных школах. Сопоставление полученных данных позволяло нам судить с достаточной объективностью об эффективности предложенной в диссертации системы работы, внося при необходимости соответствующие коррективы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

- уточнено определение понятия «национальное самосознание»;

- выявлен воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся-подростков, а именно:

• раскрыты их воспитательные функции (мировоззренческая, ценностно-ориентационная, нравственно-регулятивная, коммуникативная, интегративно-коллективообразующая, эмоционально-стимулирующая, эмоционально-стабилизирующая и культурологическая);

• подробно охарактеризован состав традиций татарской народной педагогики (по видам, форме, содержанию и ситуациям актуализации, по отнесенности к определенной сфере самореализации личности; по происхождению: исконные и производные);

- определены теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики

• принципы (преемственности и непрерывности, системности, регионально-культурологический, технологический);

• педмониторинг (критерии, уровни, диагностические методики);

• программы (татарский язык и литература; география; изобразительное искусство, физкультура; интегративный учебный курс; родительский университет, «Неделя семьи» и др.).

- разработаны содержание и технология (формы и методы учебной и внеклассной работы, семейного воспитания) формирования национального самосознания подростков на основе активного использования воспитательных возможностей традиций татарской народной педагогики в педагогическом процессе школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию изучения проблемы формирования национального самосознания личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; целенаправленным анализом массового и передового педагогического опыта по применению традиций народной педагогики при решении задачи формирования национального самосознания подростков; многолетним практическим опытом работы автора в качестве учителя общеобразовательной школы и заведующей районным методическим кабинетом; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты докладывались на конференциях: Ш международной научно-практической конференции КГПУ «В будущее, сохраняя народные педагогические традиции» (Арск, 1996 г.); на республиканской научно-практической конференции «Школа и национальное согласие» (Казань, 1996 г.); на 1У международной научно-практической конференции «Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики» (Елабуга, 1997 г.); на научно-практической конференции «Региональные культурные традиции содержания образования» (Кукмор, 1997, 1998 г.г.), а также в выступлениях перед учителями и руководителями школ, на заседаниях методических объединений, педагогических советов школ и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программой и рекомендациями по формированию национального самосознания подростков на основе использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации системы воспитательной работы в национальной школе, а также частично в общеобразовательных школах любого типа; в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей;

На защиту выносятся:

- Обоснование воспитательных возможностей традиций татарской народной педагогики как эффективного средства формирования национального самосознания учащихся-подростков.

- Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания подростков с использованием традиций татарской народной педагогики.

- Содержание и технология формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гизатуллина, Наиля Мухаметовна

Выводы по П главе

Во II главе диссертации подробно раскрываются формы и методы формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики. Последовательно по каждому отдельному звену воспитательной системы школы: в дидактическом цикле; в сфере внеклассной деятельности; в подсистеме семейного воспитания.

В главе также описан сам экспериментальный опыт, в ходе которого разработанная программа формирования национального самосознания учащихся-подростков была реализована в полном объеме. Какие же основные научные результаты были раскрыты в данной главе?

1. Прежде всего, подробно было представлено, как реализуется потенциал татарских народных традиций в учебном процессе, для чего раскрыта процедура перестройки и обогащения учебных программ содержательными элементами традиций татарской педагогики по ряду основных предметов общеобразовательной школы: изобразительного искусства, музыки, русского языка, родного языка и литературы, истории, географии, физической культуры. В результате проведенного исследования предложен ряд авторских программ по отдельным предметам, либо показаны отдельные фрагменты преподаваемых предметов, где может быть обнаружена возможность для включения в них материала, отражающего традиции татарского народа. Следует отметить, что преподнесение знаний о них учащимся тесно связывается в диссертации с современными тенденциями их представления в культуре данной региональной среды. Определенное внимание было уделено и показу методов и форм учебного процесса, соответствующих его этнопедагогической направленности, что вызвало необходимость введения новшеств и в области его технологии: выбора определенных* методов и форм обучения (уроки-практикумы, экскурсии, семинары, ксМрЬренции, дискуссии, деловые игры и др.); разработки нетрадиционных уроков, оригинальных и по форме, и по содержанию.

2. Воздейственностъ традиций татарской народной педагогики на национальной самосознание учащихся-подростков достигается и в результате активных нововведений внеклассной деятельности. Всесторонне, последовательно и постоянно погружать учащихся в культуру традиций татарского народа позволяет организация их деятельности в соответствии с разработанной ингегративной программой "Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания в I - XI классах в общеобразовательной школе", предусматривающей ее развертывание через систему функционирования кружков, классных часов, факультативов, праздников, выстроенных в определенной последовательности, что позволяло вести учащихся в направлении углубления их знаний в области народно-национальных традиций, освоения ими этической культуры предков.

Через это и идет, как ожидалось их личностное самосовершенствование как носителей культуры своего народа.

3. В единстве с предыдущими двумя выступает и третье направление реализации потенциала традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания учащихся подростков - подсистема семейного воспитания. Проникновение этих традиций в область семейной микросреды имеет очень большое значение, т.к. именно здесь происходит формирование основ личности, в том числе и ее национального самосознания. В связи с этим, школьные педагоги, следуя разработанной программе, стремились способствовать пропаганде среди родителей лучших традиций семейных взаимоотношений, обычаев, этикета, издревне сложившегося в культуре татарской семьи. С этой целью и были продуманы разнообразные формы сотрудничества школы и семьи: родительский всеобуч, родительские конференции, деловые игры, программа "Неделя семьи", что содействовало углублению культуры семьи в области знания и применения в воспитании детей народных традиций.

Комплексация всех сфер воспитательного влияния вокруг решения задачи развития национального самосознания подростков с активным применением традиций воспитания татарского народа, позволяло создать целостное "регионально-этическое пространство" как постоянно действующий фактор воспитания личности. О том, что это был результативный процесс, подтвердил специально организованный формирующий эксперимент.

4. Эксперимент был организован на базе пос. Кукмор и Кукморского района, а также Арского района Республики Татарстан с охватом 7 общеобразовательных школ. Результаты педагогического мониторинга позволили сделать положительное заключение об эффективности разработанной программы формирования национального самосознания учащихся-подростков с применением традиций татарской народной педагогики. Следовательно, можно было сделать вывод о том, что выдвинутая нами в исследовании гипотеза была верной и научно состоятельной.

189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Областью исследования в данной диссертации стал сложный, многогранный, глубоко личностный процесс созревания индивида в осознании своего места в лоне родной культуры, что в научном обороте принято называть проблемой формирования национального самосознания личности. Как можно убедиться через теоретический анализ и наблюдения за практикой - это сегодня один из ключевых вопросов гуманистически ориентированной педагогики, в особенности, имеющий принципиальное значение для развития национальной школы.

В исследовании мы исходили из того, что наиболее ответственный период для становления этого качества - это подростковый возраст, в течение которого личность делает решительный шаг из мира детства в период взрослости, обретая самые главные жизненные ценности, в числе которых ценность привязанности к своему роду, культуре, родному дому и т.п.

Определясь в своем исследовании в сущности данного феномена и пытаясь соотнести его с потребностями гуманизации современного образования, особо было подчеркнуто, что помимо его специализирующей направленности процесс национальной самоидентификации личности следует трактовать и как специфический и необходимый результат ее самореализации (см. Определение на с. 33).

В осмысление проблемы в педагогическом аспекте самым главным можно назвать вопрос о педагогических средствах, с помощью которых можно было бы эффективно решать поставленную задачу. Наш выбор пал на средства традиций татарской народной педагогики, обладающих значительными воспитательными возможностями в формировании национального самосознания учащихся-подростков.

Раскрывая потенциал татарских народных традиций воспитания было выделено несколько областей его проявления:

1) они могут быть охарактеризованы со стороны их содержания, главной доминантой которого выступает насыщенность общечеловеческими, нравственными ценностями: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие и др. (мировоззренческая, ценностно-ориентационная и нравственно-регулятивная воспитательные функции);

2) они обладают возможностями формирования культуры взаимоотношений в ближайшем социуме: в семье, с друзьями, соседями, незнакомыми людьми (коммуникативная функция);

3) народные традиции легко трансформируются к условиям и потребностям среды школьного коллектива, становясь естественным атрибутом его культуры, создавая его целостное воспитательное пространство (интегративно- коллективообразующая функция);

4) традиции обладают по своей природе огромным положительным эмоциональным зарядом для тех, кто с ними соприкасается: зарядом энергии, любви к жизни, создавая у человека ощущение полноты бытия и эмоциональной стабильности (эмоционально-стимулирующая и эмоционально-стабилизирующая функция);

5) благодаря активному функционированию народно-национальных традиций осуществляется духовно-генетическая связь поколений в ее культурологическом виде (культурологическая воспитательная функция).

Педагогический потенциал традиций татарской народной педагогики был охарактеризован в диссертации и на основе других классификационных признаков: по форме и ситуациям их актуализации; по целевой функции; по происхождению.

Исходя из последнего, в диссертации были подробно проанализированы как исконные, существовавшие в социально-исторической практике жизни татарского народа в течение длительного времени, так и вновь рожденные школьные традиции, близкие по духу и ценностному потенциалу национальным традициям. Особенно ценен для формирования национального самосознания подростков воспитательный потенциал следующих исконных народных традиций: национально-исторический этикет взаимоотношений в семье; традиции взаимопомощи «омэ»; татарских праздников «Нэуруз» (Навруз); «Карга туе» (Встреча вороны); «Каз омэсе» (Гусиное перо), Сабантуй, «Сомбела» (Сумбиля), «Янгыр боткасы» (Заклинание дождя) и др.

Как продукт творчества сегодняшней школы в сфере создания традиций, вобравших в себя национальную духовность татарского народа, были представлены следующие школьные традиции: трудовые праздники разных видов; проведение экспедиции «Тайны родного края»; конкурсы по декоративно-прикладному искусству с целью возрождения интереса к наследию народных умельцев; традиция чествования героев-земляков, снискавших славу при защите отечества и в труде; традиция ведения летописи классного коллектива; школьные вечера народных сказок и других видов татарского фольклора и др.

Перечисленные татарские народно-педагогические традиции и родственные им школьные традиции, очень интересны и в силу их технологического разнообразия, что выражается в широком использовании средств художественно-эстетического представления игрового действия (танцы, музыка, костюмы, театрализации и т.п.); оригинальных форм и методов организации общения, связанного с осуществлением традиции (игры, состязания, забавы, церемонии, конкурсы, выставки, концерты и др.).

Большое внимание в исследовании было уделено разработке теоретических и организационно-педагогических основ управления процессом формирования национального самосознания личности с целенаправленным применением татарских народно-педагогических традиций.

Преодолевая имеющиеся недостатки в сложившейся практике, состоящие в одностронности подхода к решению проблемы лишь в одном звене воспитательно-образовательного процесса - либо во внеклассной работе, или на уроке по предмету или отдельно в семейном воспитании; исходили из того, что в ее решении необходим интегративный, системный подход. При уточнении теоретических и организационно-педагогических основ разработки целостной программы реализации идеи использования татарских народно-педагогических традиций в процессе формирования национального самосознания учащихся-подростков, были выделены следующие основополагающие принципы: преемственности и непрерывности; системности, регионально-культурологический, технологический.

Особое внимание было уделено управленческому аспекту программы, что включало в себя разработку общего образа (модели) «регионально этнического пространства», воплощающего потенциал традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся подросткового возраста.

Модель отражает общую структуру организации процесса формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики и включала в себя следующие компоненты:

1. Методологический и организационно-педагогический (обоснование принципов; разработка методики педагогического мониторинга; подготовка программ).

2. Содержательно-технологический (содержание, формы и методы деятельности формирующего характера по трем направлениям: в дидактическом цикле, в сфере внеклассной деятельности, в подсистеме семейного воспитания.

3. Целевой компонент (установка на достижение сформированное™ достаточно высокого уровня развития национального самосознания личности подростка).

На базе исходной концепции разработаны содержание и технология формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики по каждому отдельному звену воспитательной системы школы. Рассмотрим кратко научные результаты по данному аспекту проведенного исследования.

1. Актуализация потенциала традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле была проведена в преподавании всех учебных предметов, и особенно обстоятельно (на уровне создания авторских программ) по географии, истории, музыке, литературе, изобразительному искусству, физической культуре. Процедура осуществления этой задачи включала в себя пересмотр и внесение изменений в структуру содержания этих предметов с целью более тесной его увязки со знаниями и ценностями, содержащимися в народных традициях и обычаях, характерных именно для данного региона и его исторического прошлого.

Именно по предложенным программам и осуществлялся учебный процесс в экспериментальных школах. Преобразования учебных предметов в рассматриваемом направлении не сводились лишь к перестройке их содержания, но и вызывали необходимость поиска и более оптимальных методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Предпочтение чаще всего отдавалось урокам-практикумам, экскурсиям, комбинированным урокам, семинарам, конференциям, дискуссиям, деловым играм. Был разработан и ряд нестандартных уроков, методика проведения которых была продиктована учебными ситуациями, возникавшими в связи с применением элементов народно-национальных традиций. Так был создан, к примеру, урокярмарка «Народные промыслы Кукморского района». Оригинальная методика была осуществлена и на уроках физкультуры

И. Этнопедагогизация сферы внеклассной деятельности в школе с активным применением потенциала традиций татарской народной педагогики представляла собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, проведения классных часов, факультативов и др. Стержнем этой деятельности выступила интегративная культурологическая программа «Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания в I-XI классах в общеобразовательной школе». Программа была предназначена для ознакомления учащихся с родным краем, его этнокультурой, татарскими народными традициями, нравственно-этическими нормами поведения и формирования бережного отношения к культурному наследию татарского народа и культуре других народов. Она была разработана с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Занятия, предусмотренные программой, проходят в разнообразных формах; но особенно важны были проводимые национальные праздники: «Сомбела», «Навруз», «Татарские посиделки», «Каз омэсе».

Экспериментальная работа показала, что насыщение внеклассной деятельности учащихся комплексом разнообразных воспитательных дел позволяет достичь значительных изменений в росте показателей их национального самосознания.

III. Особое значение придавалось осуществлению намеченной задачи в семейной микросреде, что потребовало последовательного регулярного сотрудничества школьных педагогов с родителями своих учеников. Среди всех прочих, где родители постигали искусство народного воспитания, весьма интересной формой сотрудничества родителей, учителей и учащихся явилась реализация программы «Неделя семьи», также основанная на использовании народных традиций. Несомненно, последнее звено экспериментальной программы явилось одним из самых важных факторов образования «регионально-этнического пространства» школы как средства формирования национального самосознания подростков.

Все три выше представленных направления в их совокупности и явились стержнем организованного в ряде школ Кукморского и Арского районов Республики Татарстан экспериментального опыта в течение пяти лет. В ходе эксперимента были достигнуты значительные успехи.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования национального самосознания личности подростка может быть признана весьма актуальной и органично вплетается в систему задач воспитания, присущих гуманистически ориентированной школе.

2. Традиции татарской народной педагогики обладают богатым спектром возможностей в процессе формирования национального самосознания учащихся, выполняя разнообразные воспитательные функции: мировоззренческую, ценностно-ориентационную, нравственно-регулятивную, коммуникативную, интегративно-коллективообразующую, эмоционально-стимулирующую и эмоционально-стабилизирующую, а также культурологическую, что позволяет им выступать в качестве эффективного средства формирования национального самосознания учащихся-подростков.

3. Качественная определенность и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики обусловлены требованиями принципов системности преемственности и непрерывности, регионально-культурологического и технологического.

4. Экспериментальная программа формирования национального самосознания учащихся-подростков с применением татарских народнопедагогических традиций носит интегративный характер и представлена совокупностью трех основных направлений: через актуализацию воспитательного потенциала традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле; в сфере внеклассной деятельности, в подсистеме семейного воспитания. Ее опытная апробация подтвердила большие возможности разработанной программы в интенсивном развитии национального самосознания учащихся подросткового возраста.

J 97

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гизатуллина, Наиля Мухаметовна, 1999 год

1. Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М., 1991.- 11с

2. Агаев А.Г. Теория наций в тисках скаластического догматизма // Социально-политические исследования.-1990.-№ 12,- 27 с.

3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под.ред. И.А. Каирова и О.С.Богдановой, М: Просвещение, 1979. - 316 с.

4. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань, 1973. - 38 с.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. - 294 с.

6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во КГУ, 1988.-282 с

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: Изд-во ЛГУ, 1968.- 338 с.

8. Анищенко А.Н. Структура общественного сознания М.: Высшаяшкола, 1973.- 86 с.

9. Антонова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Просвещение, 1968.- 168 с.

10. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988. - 238 с.

11. Антонова Т. Р. Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений: Дис.канд. пед. наук. М.; 1997. - с.32.

12. Аронов А.А. Воспитывать патриотов .-М.: Просвещение. 1989. 10

13. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде. Советская педагогика. 1991. - № 12. - с.23.

14. Астахов А.И. Семья и школа растят хлеборобов. М.: Просвещение. 1983. 87 с.

15. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока, Якутск.: Якутское кн. изд-во. 1979. - 184с.

16. Бабанский К.Ф. Проблемы повышения эффективностипедагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 193 с.

17. Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания (теория и практика). Уфа: Восточный университет, 1995. - 130с.

18. Баймурзина А.И. Становление и развитие башкирской народнойпедагогики. //Автореферат дис.док.пед.наук. Казань, 1997. 41 с.

19. Батышев С .Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса.: М., 1975. 326 с.

20. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей.

21. Улан-Удэ.: Бурят. Кн. изд. 1971. 28 с.

22. Бахарев В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - с 26-27.

23. Большая Советская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1977.391 с.

24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968. 183 с.ф 24. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопростеории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.j 25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983.

25. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988, - с.39.

26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

27. Брунер Д.Ж. Процесс обучения. М., 1962. - 125 с.

28. Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности. М., 1992.

29. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. 1971. - № 3. - с. 138139.

30. Буруллова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской нац. школе: дис. канд. пед. наук. М. 1997. с. 116.

31. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в Европейской педагогики ( первая половина XX века). Казань: Казанский пед. ун-т, 1997, 172 с.

32. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века / Казань: Казанский пед. ун-т, 1996, 172 с.

33. Вилкеев Д. В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Казань: КГПИ, 1974. -70 с.

34. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Вост. Сибирское отд. Русс, географии, об-ва, 1926. С.27.

35. Владиславлев А.Н. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1978. - 64 с.

36. Волков Г.Н. Вечность воспитания //Нар. образ-е, 194 г. № 4. 68 с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Под ред. Чл. кор. АПН СССР И.Т. Огородникова. - Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1974. -375 с.г

38. Волович JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: Казан, ун-т, 1976. - 224 с.

39. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе. /Под ред. Д.И. Перфильевской, Х.Х. Янбулатова. М.: Б.Н., 1981. -102 с.

40. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, JI.H. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой./М: сентябрь, 1997 112с.

41. Воспитание детей в семье: Методические материалы в помощь классному руководителю по педагогическому всеобучу родителей. Средний и старший школьный возраст /Сост. Р.А.Низамов. -Казань: Татарское книж. Изд-во, 1986. 224 с.

42. Воспитание детей в семье: Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей /Сост. Р.А.Низамов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1983. - 64 с.

43. Возрастные и индивидуальные особенности подростков./ Под ред. Д.Б, Эльконина. М.: Просвещение, 1986. - 194 с.

44. Вопросы воспитания: Системный подход /Под общей ред. Л.Н. Новиковой. М: Прогресс, 1981. - 136 с.

45. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982. - Т.2. 504с.

46. Гаджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. - 144 с.

47. Галеев Э.Х., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-ое изд., перераб. и доп. - Казань: Татарск. Кн. Изд-во, 1992. - с.240-241.

48. Галеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебновоспитательной работы: Автореферат. Дис . . канд. пед. наук. -Казань, 1973. 21с.

49. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри.- Казань: Татарск. кн. изд-во, 1975- 47 с.

50. Гальперин П.Л. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий.// Исследования мышления сов. Психологии. М.: Наука-, 1966.- с. 26.

51. Галимуллин Ф.Г. Взгляд в будущее. Критические статьи. Казань. Книж. Изд-во 1995. -119 с.

52. Герои Советского Союза наши земляки. - Казань, 1990. - 35 с. География Татарстана /Под ред. Г.П. Бутакова - Казань. Издательство «Магариф», 1994. - 143 с.

53. Гершунский Б.С. Философия образования М.: «Флинта», 1998. -с.7

54. Гизатуллина Н.М. Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания ( программа) //Магариф. 1997. -№ 5. - с. 54-57.

55. Гончаров Н.К. Педагогическая система НЛСУшинского.- М.: Педагогика, 1974. 272 с.

56. Гончаров Н.К. Вопросы педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 375 с.

57. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы журнала Педагогика 1996, № 1, с.20.

58. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: Духовная культура.- Казань: Тат. кн. Изд-во, 1990.-192 с.

59. Давлиев Н.А., Нигматов З.Г. Верить и жить. Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. - 160 с.

60. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического й экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

61. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Т.З, - М., 1955. - с. 380-381.

62. Данилов М.К. Методика педагогических исследований .- М.: Педагогика, 1976. 208 с.

63. Дащдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм., 1976. - 226 с.

64. Джунусов М.С. Введение в марксистко- ленинскую теорию нации.- Ашхабад, 1988, с.238.

65. Доржиева М.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят.- Новосибирск: Буряткнигоиздат, 1980. 173 с.

66. Дробижева JI.M. Этносоциальное изучение современности //Расы и народы. 1976, № 6, с.73.

67. Драгунова Т.В. Подросток. М: Знание 1976. - 95 с.

68. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР: историко-социалогический очерк межнациональных отношений. М., 1981.

69. Духовный И.М. Очерки по педагогике. М.: Учпедгиз, 1951. -432 с.

70. Ершов А.А. Личность и коллектив. Л: Знание, 1976. - 40 с. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М.: Политиздат, 1990. - 287 с.

71. Жданов Н.В. Ислам на пороге XXI века.- М.: 1989. 349 с. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия) : Статьи и материалы. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.

72. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений.- Ассоциация профессиональное образование М: 1992. 123 с.

73. Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях во внеклассной работе в условиях сельской татарской школы: Дис. . канд. пед. наук. -Казань, 1974. 183 с.

74. Зимняя И.А., Б.Н Боденко, Н.А Морозова Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1988. - 82 с.

75. Зубайраев В.JI. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей //Советская пед-ка. 1991. - № 1.

76. Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа. Дис. канд. философских наук. М., 1997,- с.4-10.

77. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е перераб. И доп. М.: Новая школа, 199.- 320 с.

78. Зюзин Д.Н. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Педагогика, 1976. - 134 с.

79. Ибн-Фаддан. Путешествие Ибн-Фаддана на реку Итиль. М.: Мифи - Сервис, 1992. - 92 с.

80. Иванова Л.А. Специфические особенности сельской среды и учет их в учебно-воспитательном процессе школы. Иркутск: ИГПИ, 1981. - 87 с.

81. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991. 256с.

82. Имамов В. Сает Батыр: Исторический роман. Наб. Челны.: изд-во Камаз, 1994. - 395 с.

83. Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М., 1980, с. 64.

84. Исмагилова С.Г., Исмагилова Ф.М. Народная педагогика ( на татарском языке). Челны, «Камаз», Магариф, 1992, 64 с.

85. История Арского края, Казань 1996. - 52 с.

86. История Татарской АССР . Казань: Татарской АССР. - Казань: Татарское книж. изд-во, 1980. - 254 с.

87. Из истории педагогики Татарии. Сборник 2. / тв. ред. Я.И. Ханбиков, ред. Э.А.Салимова. Казань: КГПИ, 1972 - 254 с.

88. Каташев В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1992. -147 с.

89. Конституция Республики Татарстан. Казань: Тат. книг, изд., 1993. - 46 с.

90. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 332 с.

91. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. с.68-70. Конникова Т.Е. Организация коллектива уч-ся в школе. - М., 1957. - 30 с.

92. Конкина .Э. Традиции воспитания. М.: Знание, 1975. - 50 с. Краткий этнологический словарь. - М., 1994.44с Крахмалева А.Д. Социалистические традиции и воспитание. - Ж. Педагогика. 1989. № 4.

93. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина: Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. - 476 с.

94. Краткий политический словарь /втор сост. И.В. Лехин. М.: Политиздат, 1964. - 351 с.

95. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко: под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М,: Политиздат. 1985.- 432с.

96. Куббель JL. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988, с. 185-186.

97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

98. Лесгафг П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Страницы истории педагогической мысли. М.: Педагогика, 1991. - 176 с

99. Леонтьев .Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975. - 314 с.

100. Левишев Н.Д. Психология подростка и воспитание его в семье. -М.: Знание, 1958. 30 с.

101. Лосанова Л. Школьные традиции и их роль в укреплении связи школы с жизнью: Дис. канд.пед.наук. Фрунзе, 1964. - 189 с.

102. Макаренко А.С. Собр. соч. в 10-ти т., Т.1 367 с.

103. Макаренко А.С. Собр. соч. В 10-ти т., Т.З. с. 392.

104. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Коллектив и воспитаниеличности. М.: Педагогика, 1972. - с. 131.ил

105. Марджани М.Б. Источники по истории Казани и Булгара. -Казань.: Татар, кн.изд-во, 1989. 414 с.

106. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 10.

107. Малькова З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах // Советская педагогика. -1990. № 12. - с. 116.

108. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

109. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

110. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.:1. Просвещение, 1980. 183 с.цл

111. Марджани Мостафад ал-акбар фи эхвали Казан ве Болгар. -Казань, 1989. 415 с.

112. Махмутов М.И. Размышление о судьбах национальной школы // Нар-ое образ-е. 1989. - № 9, - с. 122.

113. Межнациональные отношения: Термины и определения. Словарь -справочник. Киев, 1991.

114. Методические рекомендации по изучению воспитанности учащихся /Сост. З.Г.Нигматов. Казань: КГПИ, 1985. - 22 с.

115. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивидума.- М.: Наука, 1990. 222 с.

116. Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). М., 1925. -с.77-83, 124.

117. Можаев П.П. Традиции средства воспитания нового человека. -Л.: Лениздат, 1968. - с.З.

118. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря Тан, 1994. - с. 70-71.

119. Мухетдинов Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа. ПС «Вестник научного общества татароведения. № 9, 10, 1930.

120. Муратов Г.В. Я слушаю мир (стихи). Казань. Книж.изд-во. 1988.-42с.

121. Муратов Г.В. Летят песни. Стихи и поэма. Казань. Книж. Изд-во. 1991.-98с.

122. Мустафин Ш.А. Завещание.// Казань 1997 // № 1-2. 48с.

123. Мухаметов P.M., Мухаметов М.Р., Мухаметов А.М. География Кукмор. р-на. Под. ред. P.M. Мансурова Казань, 1996. - 108 с.

124. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности. //Просвещение на крайнем Севере. - СП б., 1992, № 25.

125. Мясищев В.Н. Основные проблемы современного состояния психологии отношений человека: Сборник //Психологическая наука в СССР. М., 1960. - Т.2. - 656 с.

126. Народная педагогика основа воспитания //Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции /Отв. ред. З.Г. Нигматов. - Казань: КГПИ, 1993. - 125 с.

127. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения / Сост. К.Ш. Ахияров, С.А. Бронников, Г. К. Исхаков. - Уфа, 1992. - 48 с.

128. Насыри Каюм Сайланма эсэрлэр. Казан, 1974. - 103 с.

129. Насыри Каюм. Сказания о мудром Абу Али Сине. Казань: Татар, кн.изд-во, 1981. - 127 с.

130. Насыри Каюм. Книга о воспитании. Казань: Татар, кн. изд-во, 1994. 144 с.

131. Насыри Каюм. Избранные произведения. Казань, 1953, с. 15 (на татарском языке).

132. Насыри Каюм. Хисаплык. Казан, 1873. - 58 с.

133. Насыри Каюм. Эхлак рисалэсе, Казан, 1911. - 67 с.

134. Нафиков К.А. Путешествие в прошлое. Казань. Татар, кн. изд-во, 1993. - 17 с.

135. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. - 298 с.

136. Неменская JI.A. Эстетический характер самосознания //Советская педагогика. 1990. № 12 .

137. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - с. 170-172.

138. Нигматов З.Г. Гуманизация школьных традиций //Народное образование . 1984. № 3.

139. Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания //Народное образование. 1986. - № 1.

140. Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1988. 271 с.

141. Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие. -Казань: изд-во КГПИ, 1985. с.70-72

142. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998 - 130 с.

143. Никандров Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры //Могистр.- 1995. № 6. С.5-6.

144. Новикова Л.Н., Кулешова Н.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: 1996, с 195-203.

145. Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы: Сб. Научных трудов /Гл. ред. Н.И. Монахов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1974. - 186 с.

146. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. - с.355

147. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С .Я. Батышева и С.А. Шапоринского М. 1977. - 348 с.

148. Очерки по истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.1.-Казань 1967, - 114 с.

149. Павленко П.А. Собр. соч. в 8-ми томах. Т.6.- М., 1955. 465 с

150. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. -П Наука. Ленинградское от-ие., 1981. 191 с.

151. Педагогический словарь. Т.2. М.: АПН РСФСР, 1960, - с.37,491.

152. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров (глав, ред.) , Ф.Н.Петров (глав, ред.) (и др.), Т.З., М., «Советская энциклопедия»; 1966. (Энциклопедии. Словари. Справочники).

153. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 417 с.

154. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Клаон. М.: Педагогика. 1981. - Т.1. - 334 с.

155. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского и др. М.: Педагогика, 1984. - 366 с.

156. Пимеров В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса.-Л.: Наука. 1977-С.136.

157. Пидкасистый П. И. Педагогика. М : Российское педагогическое агентство. 1996 с. 106-107,470,471. Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, док, пед. науки профессора П.И. Пидкасистого 2-изд-е (доработанное и исправленное).

158. Плахов В. Д. Философско-социологические основания общей теории традиции. М., 1987. - 70 с.

159. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993, - с.203,206

160. Программа уроков нравственности в 5-11 классах /Под ред. Р.А.Низамова. Казань: Магариф, 1995. - 20 с.

161. Ризванов Г.Г. Свой след (на тат. языке). Казань. Книж. Изд-во. 1986 , 70 с.

162. Руднев В Л. Древо жизни. Лениздат.: 1989. - 98 с.

163. Сафаров Н.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент: изд-во фан., 1987. - 97 с.

164. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Л., 1993. - 18 с.

165. Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков: дис. .канд.пед.наук. М.: 1996. - с. 55-56.

166. Саласкина З.И. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии. Авт. реферат на соиск. уч. степени канд. пед. наук. 22 с.

167. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии. Автореферат дис. на соиск. уч. степени, канд пед. наук, с.10-11.

168. Семенов К.Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике/ Карачая и Черкесии. Автореф.дис. на соиск. канд.пед. наук 1989. с.5-6.

169. Скворцов JI.B. Культура самосознания. М., 1989.

170. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона, 3-е изд. М: Политиздат, 1975. - 392 с.

171. Соловейчик СЛ. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей 2-ое изд. М.: Дет. лит-ра, 1989. .305с.

172. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия. 1987. - с.391-392.

173. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч-ся 5-8 кл: в 4 ч. ч.1. Основы рисунка. -Обнинск: Титул, 1996. 96 с.

174. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.: 1997, - 43 с.

175. Сокольников Ю.П. Общая пед. теория. Системное понимание пед. действительности. М., 1997, 30с.

176. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997, - 384 с.

177. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX в.в.) Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. - Чебоксары, 1998. - 42 с.

178. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1983.

179. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Рад. школа, 1978. 288 с.

180. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Школа, 1977. - 384 с.

181. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. 204 с.

182. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

183. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. -98 с.

184. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.204. t. Суханов И.В. Обычаи и традиции и преемственность поколений.

185. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

186. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969 - с.97.

187. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива //Избр. Пед.соч.: в 3-х т. Т.З. - М.: Педагогика, 1981. - 394 с.

188. Татарское народное творчество: Байты /Гл. ред. И.Н.Надиров. -Казань: Тат. кн. Изд-во, 1983. 350 с.

189. Татарское народное творчество: Обрядовые и игровые песни /Гл. ред. И.Надиров. Казань: Тат. кн. Изд-во, 1980. - 318 с.

190. Татарское народное творчество: Сказки /Гл. ред. И.Н. Надиров. -Казань: Тат. кн. Изд-во, 1977. 406 с.

191. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки /Гл. ред. И.Н.Надиров. Казань: Тат. кн. Изд-во, 1987. - 592 с.

192. Тимошина Т. Использование прогрессивных традиций Мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1982. - 16 с.

193. Торукало В.П. Нация: история и современность. М., 1996, - с 149-151.

194. Толковый словарь татарского языка /Под ред. Л.Т.Махмутовой М.Г., М.Г.Мухаммадиева, К.С.Сабирова и др. В 3-х томах. -Казань: Тат.кн.изд-во, 1977. Т.1.-476 с.

195. Тукай Г. Избранное. М.: Сов. Россия, 1974. - 304 с.

196. Тюнников Ю. С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования с.6-7,25.

197. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990, - с. 318.

198. Уледов А. К. Русская идея как феномен национального самосознания // Alma matez. 1992 № 7-9. - Лики России. - с.54.

199. Уразманова Р.К. Народные обряды и праздники татар: историко-этнографическое исследование. Казань: Тат.кн. изд-во, 1984. -96 с.

200. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Т.З. М:Л., 1978 с.498

201. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1989. - T.2.cl62,l63

202. Ушинский К.Д. Собр.соч., Т. 10. М. - л. 1950. 391 с.

203. Фаисханов X. Краткий учебник грамматики татарского языка. -Санкт-Петербург, 1862.

204. Фаисханов X. «Три надгробия булгарской надписи». Известия Императорского археологического общества. - Санкт-Петербург, 1863.

205. Фахретдинов Р.Г. Мелодии камней: Записки археолога /на тат. языке/. Казань: тат. кн. изд-во, 1992. - 176 с.

206. Фахрутдинов А.М. Программа курса «История Кукморского края» Кукмор. 1996. 5 с.

207. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. - 47 с.

208. Фельдштейн Д.Н. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: «Флинта», 1997. - с.4.

209. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СП б., 1991, в 2-х томах.

210. Фукс К.Ф. Казанские татары в систематическом и этнографическом отношениях. Казань. : 1844. - 132 с.

211. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1967. - 232 с.

212. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. Казань: КГПИ, 1975. - 163 с.

213. Харисов Ф.Ф. , Харисова JI.A. Игра средство воспитания: Педагогические записи. - Наб. Челны: Изд-во Камаза, 1994. -112 с.

214. Харисов Ф.Ф., Харисова JI., Тюнникова С.М., Хасанова Г.Ф. Проектирование воспитательной работы в национальной гимназии. Казань: Мин. образ, респ. Татарстан, 1994. - с.44.

215. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Автореферат диссер. на соиск уч. степени, канд. пед. наук с.78.

216. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-ое изд. Перераб. И допол. -М.: Мысль, 1979. -с. 292.

217. Харисов Ф.Ф. Из опыта работы по формированию национального самосознания учащихся // Национальное образование. Казань АН РТ 1994. - с.101-105.

218. Харисова J1.A. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры. Автореферат диссер. на соискание учен, степени, канд пед. наук. 1995. 17 с.

219. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности. Казань, 1999. - 12 п.л.

220. Хасанова Г.Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся //Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: Магистр, 1994. С.172-184.

221. Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей в семье средствами народной педагогики. Казань: Казан, гос. пед-ий уни-т, 1999. -43 с.

222. Царева Н.П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: Дис. канд.пед.наук. Л., 1981. - 206 с.

223. Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. -352 с.

224. Червонная С.М. Художники советской Татарии. Казань: Тат.кн.изд-во, 1984. - 464 с.

225. Шакуров .X. Социально-психологические основы управления: Рук-ль и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208 с.

226. Шарафутдинов Д.Р. Традиции, рожденные жизнью. Казань: Тат. кн.изд-во, 1978. - 96 с.

227. Шайдаева Г.М. Исламская мораль. Махачкала. : 1990. - 157 с.

228. Шаров И.А. Адыгейская народная педагогика. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1989. - 336 с.

229. Шарафутдинов З.Т. Педагогическое пространство татарского народа. Монография //КГПУ. Казань, 1998. 180 с.

230. Шибутани Г. Социальная психология. М., 1969. - с. 171.

231. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири . М., 1948. - 114 с.

232. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978, - 391 с.

233. Юсупов Г.В. Булгаро-татарская эпиграфика этногенеза Казанских татар. Казань, 1971. - 300 с.

234. Ягафарова Д.С. Классный руководитель в сельской школе. -Казань. Татар, книж. Изд-во, 1983. 112 с.

235. Якубов 3-Я. Социально-педагогические аспекты использования народных традиций в воспитательной работе сельских школ Дагестана: Дис. канд.пед.наук . М., 1977. - 169 с.

236. Ярми X. Бэетлэр Казан, 1962. - 140 с.

237. Deutsch K.W. Nationeribildung Nationalstaat-Integration. Hrgs. Von A.Aschkenasi und P.Schulze.-Dusseldotf, 1972.P.204.

238. См.: Hayes G.Y.H./ Essays on nationalism.-N.-Y.,1928; Ортега-и-Гассет X.Восстание масс//Вопросы философии.-1989.-N 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.