Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович

  • Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 259
Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович. Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2006. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович

Введение

Глава I. Теоретические основы использования традиций татарской народной педагогики в подготовке сельских школьников к семейной жизни

1.1. Семья и подготовка школьников к семейной жизни как ценностный социокультурный процесс

1.2.Традиции татарской народной педагогики, связанные с подготовкой сельских школьников к семейной жизни

1.3. Формирование семьеориентированных качеств личности у сельского школьника.

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики

2.1. Актуализация традиций татарской народной педагогики в условиях современной сельской школы и их практическое внедрение.

2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности процесса подготовки учащихся сельской школы к семейной жизни.

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики»

Актуальность исследования. Многовековая история человечества показывает, что сформировать ребенка полноценным членом общества можно главным образом в условиях полноценной семьи, поскольку опыт коммуникации и единения изначально закладывается и отрабатывается в многомерной семейной практике. Поэтому укрепление семьи стало одной из фундаментальных задач общества, нацеленной на процветание и духовное развитие каждого его члена, на достижение личностью самых возвышенных целей, сопряженных с достижением личного счастья.

В современных условиях система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, а разрушение семьи в традиционном понимании углубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: обострение социальных и экономических трудностей, урбанизация общества, однодетность или малодетность семьи, снижение влияния старшего поколения на молодежь, утрата традиций народной педагогики и другие.

В настоящее время все более актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания будущего семьянина, осуществляемых в образовательных учреждениях, в семье и этнической среде на основе традиций народной педагогики. Особое место в подготовке школьников к семейной жизни занимает сельская общеобразовательная школа, вынужденная брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме, а также призванной осуществлять сотрудничество с семьей для формирования у учащихся качеств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Основная проблема в воспитании будущего семьянина заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу. Курс "Этика и психология семейной жизни" перестал быть обязательным для школьной программы несколько лет назад и используется в школах в качестве факультативов. В некоторых инновационных учебных учреждениях проводятся различные занятия по половому воспитанию, но это не позволяет им широко осуществлять воспитание будущего семьянина. Специальные курсы и факультативы, направленные на подготовку школьников к реализации социальных функций семьи во многом не выполняют эту задачу, так как имеющиеся программы не отвечают современным требованиям. В частности, они не в полной мере учитывают установки на семейно-брачные отношения старшеклассников, их интересы, желания, возможность усваивать тот или иной материал. Кроме того, эти программы не сориентированы на подготовку к определенным социальным функциям семьи и носят зачастую бессистемный характер. Некоторые сферы семейно-брачных отношений рассматриваются поверхностно, а иные игнорируются совсем.

Наиболее успешно, хотя и не совсем полно, система образования готовит молодежь к экономической функции семьи, поскольку уроки труда как для мальчиков, так и для девочек, в основном ориентированы на деятельность в хозяйственно-бытовой сфере семьи. Подготовка к реализации репродуктивной, воспитательной, регулятивной и сексуальной функций ограничивается лишь предметами гуманитарного цикла и не носит целенаправленного характера, а поэтому не может быть высокорезультативной.

Школьная практика показывает, что среди учителей, администрации школ, родителей существуют противоречивые взгляды на необходимость подготовки молодежи к семейной жизни в рамках общеобразовательной школы, на некоторые социальные функции семьи. Большинство родителей высказывается против занятий по половому воспитанию в школе, считая, что семья лучше справится с этой задачей. Многие учителя довольно скептически относятся к самой возможности системы образования успешно готовить молодежь к семейной жизни, утверждая, что все, ранее не удавшиеся попытки, объясняются специфической психосексуальной культурой населения нашей страны. При этом надо отметить, что интерес у самих учащихся к подобным занятиям есть.

Изучение состояния школьной практики позволяет сделать вывод, что не только учащиеся и родители, но и многие педагоги не в полной мере понимают сущность и воспитательную роль традиций народной педагогики, поэтому не систематически используют их в работе с детьми.

Вместе с тем педагогический коллектив в своей работе встречает ряд трудностей. В частности, содержание учебных программ и учебно-тематических планов в большинстве случаев носит недифференцированный характер. Они составляются без учета возраста, пола, социального положения и других особенностей сельских школьников. Методы и формы учебно-воспитательной работы с учащимися не всегда адекватны их индивидуально-психологическим и возрастным особенностям. Кроме того, количество часов, отведенных на усвоение той или иной темы, а также формы получения знаний, умений и навыков базируются на субъективном опыте учителей-предметников и классных руководителей.

На совершенствование подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций негативно влияет отсутствие необходимой психолого-педагогической литературы, методических пособий. Сложность в подготовке будущего семьянина связана с отдаленностью сельских школ от современных очагов культуры, с невысоким культурным уровнем сельских жителей, с недостаточным количеством внешкольных учреждений и замкнутостью социума. Все это вызывает необходимость поиска форм, методов, средств совершенствования процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе народных традиций.

Обращение к теории вопроса показывает, что значение народного педагогического наследия в подготовке молодежи к семейной жизни подчеркивали А.С.Макаренко, К.Насыри, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий. В современных исследованиях проблемам народной педагогики посвящены работы Ф.Х.Арутюняна, В.Ф.Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, В.И.Баймурзиной, Х.Х.-М.Батчаевой Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г.Нигма-това, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе, А.И.Шорова. В них освещаются педагогические воззрения отдельных народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности будущего семьянина, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым.

Продолжает оставаться одной из важнейших проблем оценка педагогического наследия татарского народа, выяснение его соотношения с педагогической культурой настоящего и будущего. За последние двадцать лет появились исследования по использованию традиций татарской народной педагогики в гуманистическом (З.Г.Нигматов), эстетическом (С.И.Раимова), патриотическом и интернациональном (А.Н.Хузиахметов), нравственном (Р.А.Низамов), физическом (Э.Х.Галиев) воспитании. Н.Х.Халитова раскрывает особенности использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов. В то же время недостаточно исследований, посвященных использованию опыта татарской этнопедагогики в подготовке учащихся к семейной жизни, хотя освоение народного педагогического наследия и внедрение его в практику способствовало бы достижению положительных результатов, в том числе и в вопросах подготовки к семейной жизни.

Проблемы подготовки школьников к семейной жизни, взаимодействие школы и семьи разрабатывались в трудах психологов В.Н. Алмазова, П.П. Блонского, А.А. Бодалева, С.В. Ковалева, Д.В. Колесова, И.Ф. Мягкова, И.С. Кона, В.М. Целуйко и др. Общетеоретические аспекты подготовки будущего семьянина исследованы в трудах Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Т.М. Афанасьева, Т.В. Воликова, И.В. Гребенникова, P.M. Капраловой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина и др. Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что проблема подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе народных традиций многоаспектна и требует комплексного исследования. Однако данная проблема не получила достаточного теоретического освещения и практического решения.

В частности, изучение состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях, анализ программ по учебным дисциплинам, планов воспитательной работы, беседы с учителями, родителями, учащимися показали, что педагогический опыт татарского народа еще не стал полностью предметом серьезного внимания педагогической науки при подготовке к семейной жизни сельских школьников.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью использования опыта татарского народа в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и недостаточной разработанностью теоретического обоснования использования в этом процессе традиций народной педагогики.

Вышеназванное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики?

Проблема обусловила выбор темы нашего исследования: «Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики», целью которого явилось выявление и обоснование педагогических условий подготовки сельских школьников к семейной жизни с использованием традиций татарского народа.

Объект исследования: процесс подготовки сельских школьников к семейной жизни как ценностный социокультурный процесс.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что эффективность подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций народной педагогики повысится, если будут:

- теоретически обоснован процесс подготовки к семейной жизни как ценностный социокультурный процесс;

- выявлены воспитательные возможности татарских народных традиций;

- разработана и внедрена в педагогический процесс сельской школы научно-обоснованная модель подготовки школьников к семейной жизни;

- созданы необходимые педагогические условия подготовки сельских школьников на основе традиций татарской народной педагогики;

- определена и апробирована система диагностики показателей уровня подготовленности сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики.

Задачи исследования:

1) Раскрыть особенности семьи как социокультурной ценности в контексте семейного воспитания сельских школьников;

2) Определить воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики, оказывающих позитивное влияние на подготовку сельских школьников к семейной жизни;

3) Определить и экспериментально проверить комплекс критериев определения уровней подготовленности сельских школьников к семейной жизни;

4) Выявить и обосновать педагогические условия совершенствования подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе татарских народных традиций.

Методологическую основу исследования составили: положения философской науки о роли народа в создании духовной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о своеобразии и самобытности педагогических культур различных народов, о воспитании с использованием традиций народной педагогики; основные положения общей этнопедагогики и этнической педагогики татарского народа.

Теоретическую основу исследования составили историко-педагогические теории и концептуальные идеи А.С.Макаренко, К.Насыри, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др. классиков; работы по этнопедагогике (С.М.Абрамзон, В.Ф.Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков, И.А.Шаров и др.); дидактические концепции формирования личности (Д.В.Вилькеев, М.И.Махмутов, Н.А.Половникова, А.И.Синюк, М.Н.Скаткин, Н.М.Таланчук и др.); теории формирования гуманистического мировоззрения (Л.А.Волович, Э.И.Моносзон, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов и др.), а также психологии личности (В.В.Давыдов, Р.С.Немов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн и др.), социальной психологии управления (А.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Р.Х.Шакуров, Ю.А.Шерковин и др.).

Такой подход к решению проблемы подготовки сельских школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики предопределил выбор методов при ведущей роли педагогического эксперимента: изучение и анализ философской, исторической, социологической, психологической и педагогической литературы; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, учителей и родителей, с целью изучения состояния проблемы; анкетирование, интервьюирование школьников, родителей и учителей; беседы с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта работы школ и его анализ.

Экспериментальной базой исследования служили 16 общеобразовательных школ Сармановского и Ютазинского районов Республики Татарстан. В формирующем эксперименте принимали участие ежегодно в среднем 55 учителей-предметников пяти средних общеобразовательных школ Сармановского района Республики Татарстан (в том числе 10 учителей татарского языка и литературы, 9 - биологии, 14 - истории, 8 - физической культуры, 14 -технологии-домоводства), 94 учащихся этих школ, 168 родителей, 25 классных руководителей.

Этапы исследования:

Первый этап (2000 -2001 гг.). Сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по исследуемой проблеме; осмысление и анализ понятийного аппарата. Изучалась философско-социологическая, научно-педагогическая, психологическая литература, накапливался фактический материал, определялись исходные позиции, намечались цель, гипотеза и задачи исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2002-2004 гг.). Осуществлялся формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, уточнялись исходные положения исследования; читались лекции, проводились семинары, "круглые столы", деловые игры, конференции учителей, воспитателей и родителей, участвующих в экспериментальной работе; разрабатывались учебные и воспитательные планы по проблемам подготовки сельских школьников к семейной жизни; составлялись анкеты, тесты, вопросники с целью изучения уровней знаний учащихся, а также учителей и родителей по вопросам подготовки сельских школьников к семейной жизни. Работа велась в естественных условиях, когда диссертант исполнял обязанности директора Кутемелинской средней общеобразовательной школы и имел возможность в повседневных ситуациях осуществлять опытно-экспериментальную работу, не только в своей, но и других школах Сармановского района Республики Татарстан.

Третий этап (2005 -2006 гг.). Систематизировались и обобщались материалы формирующего эксперимента, осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования, и внедрение результатов эксперимента в практику общеобразовательной сельской школы, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования; оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Реализован методологический подход, основанный на убеждении в целесообразности изучения семьи как социокультурной ценности и использования традиций народной педагогики в подготовке учащихся общеобразовательных школ к семейной жизни;

2. Осуществлен научный анализ воспитательного потенциала традиций татарской народной педагогики, оказывающих позитивное влияние на подготовку будущего семьянина;

3. Разработана модель процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни;

4. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики;

5. Определены критерии и показатели уровня подготовленности сельских школьников к семейной жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены сущность и содержание процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни, выявлены воспитательные возможности и значение татарских народных традиций в воспитании будущего семьянина; создана модель процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни; дано теоретическое и экспериментальное обоснование критериев и показателей оценки уровня подготовленности сельских школьников к семейной жизни.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в педагогическом процессе всех типов средних образовательных учреждений по подготовке учащихся к семейной жизни: они ориентируют педагогов и родителей на применение традиций татарской народной педагогики в подготовке сельских школьников к семейной жизни, на разработку и реализацию способов интеграции всех процессов использования народного опыта в подготовке будущего семьянина. Разработанная комплексная целевая программа «Подготовка сельских школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики», реализованная в педагогическом процессе сельских школ и учреждений образования Сармановского, Муслюмовского, Азнакаевского, Мензелинского, Заинского, Тукаевского районов Республики Татарстан обеспечивает успешное решение проблемы подготовки будущего семьянина.

Достоверность и обоснованность полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается методологическими положениями, основанными на общепризнанных идеях философов, социологов, педагогов и психологов, разрабатывающих проблемы народной педагогики, семейного воспитания и подготовки школьников к семейной жизни; прогнозированием тенденций развития школы и семьи в новых социально-экономических, культурно-национальных условиях; проведением многолетней опытно-экспериментальной работы по внедрению идей народной педагогики в организацию педагогического процесса сельских школ и учреждений; использованием комплекса эмпирических методов исследования; целенаправленным системным анализом массовой практики и передового опыта, а также выводами, полученными в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях (г.Пенза, 2002 г.; г.Уфа, 2003 г.; г.Казань, 2004 г.; г.Ульяновск, 2005 г.) и региональных методологических семинарах (г.Елабуга, 2001 г.; г.Заинск, 2003 г.); на совещаниях директоров школ (с.Сарманово, 2001-2005 гг.); на совещаниях заместителей директоров школ по воспитательной работе (с.Сарманово, 2002-2005 гг.); на родительских собраниях (с.Кутемели, Старое Каширово, Лешев-Тамак, Старый Мензелябаш, Муртыштамак и др., 2001-2005 гг.); на августовских совещаниях учителей Сармановского района (2001-2005 гг.).

На защиту выносятся:

1. Педагогическая сущность традиций татарской народной педагогики (национальные праздники, народные игры, фольклорные средства, семейные обычаи и праздники и др.), ориентированных на подготовку сельских школьников к семейной жизни и их внедрение в практику.

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки школьников к семейной жизни:

- разработка и апробация модели подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, принципы, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства. Критерием ее эффективности является результат;

- учет процессов формирования семьеориентированных качеств личности у сельских школьников (присвоение ценностей семейного образа жизни, формирование семейных образов и стереотипов поведения в семье, усвоение знаний и умений для проигрывания системы семейных ролей, приобретение социальной практики по проигрыванию системы семейных ролей);

- диагностика уровней подготовленности школьников к семейной жизни;

- педагогическое просвещение учителей и родителей учащихся.

3. Критерии (интеллектуальные, мотивационные, поведенческие) и основные показатели (знание татарского народного фольклора, связанного с семейной тематикой; знание национальных праздников и их сущности; умение давать оценку фактам, касающихся вопросов семейной жизни; способность и готовность отстаивать идейно-нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях; умения, навыки и привычки поведения, основанные на народных традициях; соответствие поведения учащихся приобретенным знаниям), определяющие уровни подготовленности сельских школьников к семейной жизни.

4. Программа подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики, с опорой на предметы школьного цикла (татарский язык и литература, технология, биология, физическая культура) и организацию внеучебной деятельности, направленная на формирование у учащихся качеств будущего семьянина.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович

• выводы:

1. Обострение социальной напряженности, кризисная демографическая ситуация, рост масштабов девиантного поведения и, в то же время, распространение новых форм полоролевого межпоколенного взаимодействия, развитие социальных институтов, выполняющих функции, аналогичные семейным, демонстрируют социокультурную ценность семьи и тем самым актуализируют проблему семьеориентированного воспитания как одну из

• важнейших в развитии современного российского общества. В этом контексте востребованными оказываются традиции, средства татарской народной педагогики, гарантией сохранности которой исторически служит семья, в том числе национальная.

2. Выявлены воспитательные возможности татарских народных традиций и их специфика. Традиционная педагогическая культура татарской семьи представляет собой сферу материальной и духовной жизни народа, связанная

• прямо и непосредственно с воспитанием детей. Она осознается как совокупность идей и приемов по подготовке подрастающего поколения к жизни: традиционные детские и молодежные праздники, спортивные и иные состязания подростков; посвящение подростков в "возмужалость"; советы молодой матери, правила кормления, рецепты детской пищи, предметы детского обихода; заветы предков потомкам; трудовые обязанности детей.

Важнейшими факторами семейного воспитания у татар выступают: природа, щ труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал.

Основными средствами воспитания в татарской семье являются праздники, обычаи, игры, мифы, сказки, пословицы, поговорки, обереги, песни, байты и др.

3. Процессу реализации традиционной педагогической культуры в сельских условиях свойственны: массовость или вовлеченность представителей всех социальных групп и возрастных категорий в дело воспитания; коллективный характер воспитания, проявляющийся в том, что все воспитывает, в том числе и коллектив: детский, взрослый, семья, община; стабильность, надежность и эффективность традиционной модели воспитания, создающейся за счет передающихся из поколения в поколение одних и тех же целей, задач, методов воспитания; ориентация на образ идеального, совершенного человека; действенность, выявляющаяся в ходе оптимальной подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослую жизнь, зачастую в трудных условиях.

4. Выявлены основы педагогической интеграции процессов подготовки сельских школьников к семейной жизни. В ходе подготовки будущего семьянина целесообразно опираться на использование процессуальных характеристик явления педагогической интеграции - как формы выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, всех субъектов семейного воспитания, направленной на интенсификацию системы подготовки учащихся. Интеграция определяется как один из основных путей подготовки сельских школьников к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики, выполняя функцию объединения разноаспектных знаний и поведения, выступая в качестве системообразующего фактора.

5. Цель подготовки сельских школьников к семейной жизни - формирование разносторонне развитой личности - требует от всех воспитательных институтов взаимодействия сил, их научно обоснованной расстановки. От согласованности педагогических действий всех социальных институтов, участвующих в формировании будущего семьянина, зависит обеспечение преемственности и единства педагогических воздействий на учащихся в школе и семье, т.е. органическое сочетание и взаимообогащение школьного и семейного воспитания.

Укрепление взаимодействия школы и семьи - как основных субъектов целостного процесса формирования личности растущего человека - является важным фактором в решении задач нравственного воспитания подрастающего поколения, в реализации принципа туманизма. Принцип содружества школы и семьи, вытекающий из интересов общества и конкретного человека, единства целей школы и каждой отдельной семьи в формировании готовности к семейной жизни, становится сегодня одним из ведущих принципов воспитания. Педагогический аспект единства их целей предполагает умелое использование школьных и семейных традиций, не противоречащих друг другу.

6. Выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки сельских школьников с использованием традиций народной педагогики. Процесс подготовки сельских школьников к семейной жизни проходит успешно при условии, если: используется разработанная нами модель подготовки сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики;

- используется разработанная нами система диагностики показателей уровня подготовленности сельских школьников к семейной жизни. Основными критериями подготовленности сельских школьников к семейной жизни являются: интеллектуальный, мотивационный, поведенческий;

- происходит систематическое педагогическое просвещение учителей и родителей учащихся для совершенствования подготовки будущего семьянина.

- формирование потенциального семьянина проводится по следующим линиям личностного развития: присвоение ценностей семейного образа жизни; формирование семейных образов и стереотипов поведения в семье; усвоение знаний и умений для проигрывания системы семейных ролей; приобретение социальной практики по проигрыванию системы семейных ролей.

7. Определены основные направления совершенствования подготовки будущего семьянина:

- системный подход к подготовке семьянина в общеобразовательной школе, который включает в себя все элементы системы воспитания - от изучения объекта воспитания до разработки рекомендаций по направлениям подготовки будущего семьянина;

- выделение аспектов, направленных на подготовку семьянина, в преподавании школьных дисциплин;

- введение в учебные программы школьных предметов (татарский язык и литература, биология, технология, физическая культура) разделов, ориентированных на ознакомление с основами этики, сексологии, психологии и опыта татарского народа в области подготовки к семейной жизни;

- организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися с опорой на традиции татарской народной педагогики

- работа с родителями, педагогами, включающая, психолого-педагогическое и этнопедагогическое просвещение.

8. Эффективность подготовки сельских школьников, учителей и родителей к использованию традиций татарской народной педагогики в практической деятельности в немалой степени определяется тем, насколько в этой подготовке представлен национально-региональный компонент. Исследование позволило установить, что социально-педагогическая логика включения и использования национально-регионального компонента в процесс подготовки сельских школьников к семейной жизни обусловливает ряд факторов, при которых данный процесс оптимизируется.

Наше исследование не претендует на решение всего комплекса проблем подготовки сельских школьников к семейной жизни. Требуется дальнейшее изучение данной проблемы. Перспективными, на наш взгляд, являются: изучение механизмов интеграции основных компонентов, факторов и направлений процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни, разработка и внедрение новых педагогических технологий по подготовке учащихся к семейной жизни и др.

Заключение

Опытно-экспериментальная работа, полученные эмпирические данные подтвердили правильность выдвинутой в ходе исследования гипотезы о том, что целенаправленная реализация народных традиций приводит к заметному повышению эффективности процесса подготовки сельских школьников к семейной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович, 2006 год

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азаров. М.: Политиздат, 1989.-335 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. -М, 1993.-321с.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.

4. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы / Ю.Е. Алёшина //Вестник Московского университета. Психология. Серия 14. -1987.-№2.-С. 60-72с.

5. Алмазов В.Н. Психологическая совместимость с детьми / В.Н. Алмазов. -Свердловск, 2003. 116с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.-М.: Просвещение, 1995,- 122с.

7. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребёнка / Н.М. Амосов. М.: Знание, 1979.-96 с.

8. Андреев Ю.А. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Книга для учащихся. 3-е изд., перераб. / Ю.А. Андреев. - М: Просвещение, 1986. -112 с.

9. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления / А.И. Антонов, А.Л. Борисов. М.: Просвещение, 2001.- 96с.

10. Апышев Б.Н. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников / Б.Н. Апышев. М.: Просвещение, - 1974,-112с.

11. Арутюнян М.З. Легко ли быть родителями? (Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс) / М.З. Арутюнян, М.Ю. Земнов. М.: МП «ВЕЛЕС», 1991.-191 с.

12. Афанасьев А.Н. Богатство народного фольклора / А.Н. Афанасьев. М.: Просвещение, 1979. - 196 с.

13. Афанасьева Т.М. Мальчик, юноша. Муж. Отец / Т.М. Афанасьев. М.: Знание, 1983.-64 с.

14. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов / Т.М. Афанасьева. -М.: Просвещение, 1985.-224 с.

15. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К.Ш. Ахияров. Уфа: БГПИ, 2003. - 379с.

16. Баздырев К.К. Единственный ребёнок / К.К. Баздырев. М.: Финансы и статистика, 1983. - 119 с.

17. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер с англ. / Р.Т. Байярд, Д.М. Байярд. М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

18. Башкирова Г.Б. Время выбора / Г.Б. Башкирова. М.: Знание, 1977. - 96 с.

19. Бергер П.Т. Теория социального конструирования / П.Т. Бергер, Т.Н. Лукман. М.: Наука, 1983. - 324 с.

20. Березина А.С. Только вместе.(Ученики, учителя, родители) / А.С. Березина. М.: Знание, 1978. - 96 с.

21. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра./ И.В. Бестужев-Лада. -М.: Знание, 1979. 96 с.

22. Блонский П.П. Работа школы с родителями / П.П. Блонский // Вестник просвещения. М.: Просвещение, 1928. - №4. - С. 10

23. Богословская B.C. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учебно-методическое пособие / B.C. Богословская. Минск: Университетское, 1998.-88 с.

24. Бодалев А.А. О службе семьи / А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин // Психологический журнал. 1983. - № 4. - С. 91 - 98.

25. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2001. - 219с.

26. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

27. Брак и семья (Демографический аспект). Пер. с англ., франц., чеш. Под ред и с предисл. А.Г. Волкова и JL Е. Дарского. М.: «Статистика», 1975. 224 с.

28. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 136 с.

29. Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства / З.П. Бушмина //Начальная школа. 2000. - № 5. - С. 88 -92.

30. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей / М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

31. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье / С.И. Варюхина. Мн.: Полымя, 1987. - 128 с.

32. Васильева Э.К. Семья и её функции (демографо-статистический анализ) / Э.К. Васильева. М.: Статистика, 2001. - 172 с.

33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. 2-е изд. / З.П. Васильцова. - М.: Педагогика, 1988. - 256 с.

34. Вахмянина Г.Д. Больше не вернусь / Г.Д. Вахмянина // Соц. защита. -1998.-№4.-С. 39-41.

35. Введение в психологию: Учебник для высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

36. Вернадский В.И. Прогресс человечества и природа / В.И. Вернадский. -М.: Просвещение, 1972.-252 с.

37. Виноградов В.Л. Концептуальные основы работы средней общеобразовательной школы «Центр образования» с семьями учащихся: Инновационная разработка / В.Л. Виноградов, А.И. Синюк. Елабуга, Ел. кн. изд., 2000.- 16 с.

38. Виноградов B.JI. Семья и школа пути и методы взаимодействия: Пособие для педагогов школ и родителей / В.Л. Виноградов, А.И. Синюк. -Елабуга, Ел. кн. изд., 2000. - 37 с.

39. Владин В.В. Гармония семейных отношений / В.В. Владин, Д.К. Капустин. Мн.: Выш. шк., 2002. - 335 с.

40. Воднева А.К. Жених и невеста / А.К. Воднева. Минск: Народная асвета, 1986.-96 с.

41. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С.Михальчик: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. -256 с.

42. Воликова Т.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т.В. Воликова. М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

43. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке / А.Г. Волков // Мир России. 1999. - № 4, том. VIII. - С. 47 - 70.

44. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. Изд-во, 1989.-304с.

45. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика / Г.Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. Изд-во, 1958. -291с.

46. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. Изд-во, 1974.-376 с.

47. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М: Изд. Центр «Академия», 2000. - 407с.

48. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию / Б.З. Вульфов. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 192 с.

49. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: Изд- во УРАО, 1997. -288 с.

50. Гамаюнов И.Н. Легко ли быть папой? Невыдуманная повесть о молодом папе и его первых шагах на поприще родительской педагогики / И.Н. Гамаюнов. -М.: Знание, 1978. 96 с.

51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 2005.-448 с.

52. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М.: Изд-во Моск. ун -та, 1987. - 176 с.

53. Голод С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод. -JI.: Наука, 2001. 136 с.

54. Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Э.Ш.Камалдиновой. М.: Изд. Моск. унив., 1995. - 277 с.

55. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. М.: Изд-во Моск. унив., 1991. - 278с.

56. Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием / И.В. Гребенников. М.: Педагогика, 2001.- 282с.

57. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности / И.В. Гребенников. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1985.-40 с.

58. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя / И.В. Гребенников. М.: Просвещение, 2002. - 321с.

59. Дашковский Х.В. Словесная агрессия / Х.В. Дашковский // Наука и жизнь. 1995.-№6.-С. 99-101.

60. Дельгадо Х.М. Мозг и сознание / Х.М. Дельгадо. М.: Мир, 1971. - 264 с.

61. Дементьева И.М. Современная семья в зеркале социологии / И.М. Дементьева // Воспитание школьников. 1995. - № 5.

62. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра (Редкол.: Л.Л.Рыбаковский (пред.) и др. М.: Мысль, 1986. - 204 с.

63. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего: Книга для учащихся / И.В. Дубровицкий. М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

64. Ерёмин В.А. Улица подросток - воспитатель / В.А. Ёремин. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.65.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.