Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся: На примере использования декоративно-прикладного искусства татарского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Минсабирова, Венера Нашатовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Минсабирова, Венера Нашатовна
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Подготовка будущего учителя начальной школы к формированию национального самосознания учащихся как педагогическая проблема
1.1. Генезис понятия «национальное самосознание».
1.2. Формирование национального самосознания подрастающего поколения в современных условиях.
1.3. Сущность и особенности формирования национального самосознания будущих учителей начальной школы.
Глава 2. Система подготовки студентов педагогического факультета к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа
2.1. Из опыта работы педвуза по формированию национального самосознания у будущих учителей.
2.2. Декоративно-прикладное искусство татарского народа как средство формирования национального самосознания.
2.3. Использование татарского декоративно-прикладного искусства в подготовке будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся.
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа
3.1. Программа и технология экспериментального исследования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
3.2. Обработка и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: На материале Республики Дагестан2000 год, доктор педагогических наук Казилов, Гаджиахмед Насрутдинович
Народное искусство как средство формирования этноэстетической культуры будущего учителя начальных классов: На материале декоратив.-приклад. искусства народов Башкортостана1999 год, кандидат педагогических наук Исламова, Зульфира Фаритовна
Формирование готовности студентов художественно-графических факультетов к художественному образованию учащихся: на материале татарского декоративно-прикладного искусства2008 год, кандидат педагогических наук Гатина, Альбина Ростямовна
Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна
Подготовка учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства2002 год, кандидат педагогических наук Соколова, Светлана Георгиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся: На примере использования декоративно-прикладного искусства татарского народа»
Переживаемый переходный период как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации в целом, связан с коренной трансформацией мировоззрения, пересмотром базовых ценностей, многократно возросшей ответственностью личности и общества за выбор социально-ценностных ориентиров.
С одной стороны, по мере расширения международной интеграции происходит интернационализация культуры и быта, т. е. значительно увеличивается взаимовлияние и взаимообогащение разных культур. С другой стороны, быстрыми темпами растет национальное самосознание, которое выражается в повышенном интересе к традициям и ценностям исторического прошлого и культурного наследия, к сохранению национального языка, обычаев, фольклора, искусства, декоративно-прикладного творчества.
Рост национального самосознания порождает самые разнообразные по направленности, глубине и силе воздействия процессы. Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального образования, т. к. национальные интересы в самом широком плане включают значительный круг интеллектуальных, исторических, нравственных и культурных ценностей. Стремление народов к самоопределению и упрочению самостоятельности обостряет потребность в формировании национального самосознания подрастающего поколения, что, в первую очередь, затрагивает школу и педагогическую науку.
Национальное самосознание — это не только основа духовного единства нации, но и один из первостепенных факторов национального развития в целом, атрибут демократического общественного устройства. Оно принадлежит к важнейшим способам самоидентификации большинства людей. Национальное самосознание есть кристаллизация социального опыта, в том числе опыта национальных отношений и памяти народа, который становится одним из компонентов самосознания личности.
Стержнем индивидуального национального самосознания является, прежде всего, осознание своей национальной принадлежности (национальная идентификация). На основе осознания личностью своей национальной принадлежности, происходит осмысление национальных ценностей, приобщение к другим аспектам самосознания нации. Национальное самосознание может способствовать развитию и даже возрождению некоторых элементов национальной культуры, например, языка, обрядности, видов и жанров искусства и т.д.
Одним из определяющих факторов самосознания современных народов является, прежде всего, осознание общности культурных ценностей как достояния народов и человечества. Относительно нациеобъединяющей роли культуры Э. Геллнер отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения» [52, с. 35].
Одним из средств формирования национального самосознания является национальная культура, которая представляет собой определяющий фактор жизнедеятельности любого народа. В свою очередь национальная культура является базой и стимулирующим фактором для развития национального самосознания как личности, так и общности.
Национальная культура представляет собой естественную форму проявления и самореализации национального самосознания. Именно культура, по мнению многих ученых, лежит в основе национальной дифференциации общностей и национальной самоидентификации индивида.
Основы национального самосознания закладываются в младшем школьном возрасте, который является наиболее восприимчивым к усвоению народных традиций, народного искусства, декоративно-прикладного творчества. Декоративно-прикладное искусство (ДНИ) выступает фактором «дополнительного действия» в становлении национального самосознания младших школьников, так как оно наиболее близко к восприятию детей. Осознание себя, в этот период, происходит через определенное эмоционально окрашенное состояние приобщенности к конкретной социально-этнопсихологической общности, причем общности, особым образом самоопределяющейся в жизненно важных показателях (этностереотипы, культура, язык, быт и т.д.).
Особая роль в формировании национального самосознания личности принадлежит образовательным учреждениям. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов населяющих Россию, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную толерантность уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что отражено в национальной доктрине образования Российской Федерации. В ней определены основные цели и задачи государства в решении выше поставленных задач в сфере образования:
- гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур всех народов РФ [123].
Учитывая современные условия, когда отмечается подъем гражданственности, социальной активности, уровня национального самосознания, интереса к культурно-историческим ценностям и традициям татарского народа появляется необходимость в подготовке специалистов, являющихся носителями национальной культуры, менталитета, психологии, способных пробудить интерес к национальной культуре своего народа, формировать национальное самосознание подрастающего поколения средствами национальной культуры.
Философский и психологический аспекты проблемы формирования национального самосознания личности раскрывается в работах таких авторов, как Ю.В. Бромлей, А.Ф. Дашдамиров, И.С. Кон, Ю.А. Серебрякова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, А.К.Уледов, К.Н. Хабибуллин, И.И. Чеснокова и др.
Социальные условия развития и формирования национального самосознания народа выявлены в трудах Е.И. Клементьева, B.C. Мухиной и др.
Организационно-педагогические условия, сущность и принципы формирования национального самосознания учащихся гимназий в предметах общественно-гуманитарного цикла исследованы Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым, Г.Ф. Хасановой и др.
Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся и студентов педагогических вузов рассматривала А. А. Барболина. Проблемы подготовки учителя средствами народной педагогики освещены в трудах отечественных ученых и практиков Г.Н. Волкова, Н.М.Гизатуллиной, С.Г. Исмагиловой, З.Г. Нигматова, Р.Г. Сибгатуллина, Я.И. Ханбикова, Р.Х.Шаймарданова.
В работах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и др. раскрыт характер воспитательного воздействия средств искусств.
Проблемам использования народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителей начальной школы и учителей изобразительного искусства посвящены работы Г.А. Поровской, А.Г. Скрипина, Ф.С. Сулеймановой, В.Ф. Сюзевой, И.М. Раджабова и др.
Роль национально-культурных традиций в структуре этнокультурного образования и воспитания будущих учителей в современных условиях раскрыта такими исследователями, как О.М. Батчаев, А.Н. Дубкова, Л.Е. Ишпаева и др.
К проблеме использования традиционных ремесел и традиций декоративно-прикладного искусства татарского народа в современной подготовке учителя обращались Л.Г. Ахметов, Д.Р. Фатхуллина и др.
Исследования Э.Г. Ахметшиной, Л.Х. Кадыйровой и др. посвящены проблемам использования татарского декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании и развитии художественной культуры подрастающего поколения.
Однако, фиксируя достаточную меру разработанности проблемы профессиональной подготовки учителя, следует отметить, что эти работы не дают полного представления о профессиональной подготовке будущего учителя начальной школы к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Все вышеизложенное позволило определить противоречия: между создавшейся ситуацией, потребностью формировать национальное самосознание подрастающего поколения и несостоятельностью системы образования в ее решении; между объективной необходимостью подготовки будущего учителя начальных классов к формированию национального самосознания учащихся и требованиями, предъявляемыми современной школой в поликультурном обществе; неразработанностью средств реализации данного процесса и отсутствием такой системы.
Данные противоречия позволили выявить проблему: проектировать систему подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа. Принимая во внимание актуальность, недостаточную теоретическую разработанность проблемы, была определена тема исследования: «Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся (на примере использования татарского декоративно-прикладного искусства)».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить систему подготовки будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе.
Предмет исследования - система подготовки студентов педвуза к формированию национального самосознания младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
На основании анализа психолого-педагогической литературы, наблюдений за работой учителей начальных классов и студентов педагогического факультета педвуза была выдвинута гипотеза: профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся на материале декоративно-прикладного искусства татарского народа будет эффективной, если:
- декоративно-прикладное искусство будет рассматриваться как средство формирования национального самосознания подрастающего поколения;
- профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа будет носить системный, комплексный и интегративный характер, включать в себя теоретическую, художественно-практическую и методическую подготовку;
- в качестве критериев профессиональной готовности будущих учителей к формированию национального самосознания учащихся будут рассматриваться следующие компоненты системы: сформированность национального самосознания; теоретическая, художественно-практическая и методическая подготовленность студентов.
С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать философские, психологические, социально-педагогические аспекты формирования национального самосознания личности.
2. Определить сущность и особенности формирования национального самосознания студентов.
3. Выявить место и роль декоративно-прикладного искусства татарского народа в системе и саму систему профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к формированию национального самосознания учащихся начальных классов на основе комплексного подхода.
4. Адаптировать критерии профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
5. Разработать программу интегрированного специального курса «Декоративно-прикладное искусство татарского народа» с дисциплиной «Методика преподавания изобразительного искусства» и педагогической практикой.
6. Экспериментально проверить систему подготовки будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Методологическую основу исследования составили философско-психологические положения о социальной сущности личности (И.С. Кон, Ю.В.Бромлей, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); о формировании личности в социально изменяющихся условиях (Л.П. Буева, Н.Т. Фролов); теоретико-методологические положения о педагогических системах (В.П. Беспалько, Т.А.Ильина, B.C. Лазарев); концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагогике (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов); научные идеи о влиянии национальной культуры и искусства на становление личности, формирование национального самосознания личности и ее мировоззрения (Ю.А. Серебрякова, А.А. Барболина).
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ программных документов Российской Федерации, Республики Татарстан в области образования; анализ учебно-методической документации и практической деятельности педвузов, татарских школ и гимназий по формированию национального самосознания студентов и учащихся; индивидуальные беседы с преподавателями педвуза, анкетирование студентов, интервьюирование, опрос; педагогический эксперимент; обработка и оценка полученных результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования явились Набережночелнинский государственный педагогический институт, Казанский государственный педагогический университет.
Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2003 гг.
Первый этап (1998 - 1999 гг.) включал изучение и анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных работ, близких по теме исследования; изучение состояния проблемы в практике педагогических вузов в Республике Татарстан; экспертную оценку учебных планов, программ воспитательной работы по формированию национального самосознания будущих учителей начальной школы; была сформулирована гипотеза исследования, разработан научно-логический аппарат, решены основные теоретические задачи исследования.
Второй этап (1999 — 2001 гг.) состоял в изучении опыта работы педагогических вузов, деятельности молодых учителей в школе по формированию национального самосознания младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству; в разработке методики проведения эксперимента; включал разработку специального курса и методических пособий для студентов; опытно-экспериментальную проверку содержания разработанного спецкурса по подготовке будущего учителя начальной школы к формированию национального самосознания младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Третий этап (2002 — 2003 гг.) - завершающий - систематизация, обобщение, обработка и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
1. В выявлении системы подготовки будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания подрастающего поколения в современных условиях в ходе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе с использованием декоративно-прикладного искусства татарского народа; в ее комплексном и интегрированном осуществлении.
2. В разработке программы специального курса «Декоративно-прикладное искусство татарского народа» как курса теоретической подготовки будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся; и корреляционной методики проверки показателей сформированное™ национального самосознания студентов, выявленных путем самооценок. 3. В теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности системы подготовки будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в проектировании системы подготовки будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания младших школьников, учитывающей интеграцию и комплексный подход к разработке программы, содержания спецкурса и проведению его во взаимосвязи с дисциплиной «Методика преподавания изобразительного искусства» и педагогической практикой; в адаптировании критериев измерения готовности будущих учителей к формированию национального самосознания учащихся на уроках изобразительного искусства на материале декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем подготовки учителей к формированию национального самосознания средствами ДЛИ и совершенствовании содержания и методики обучения изобразительному искусству на педагогических факультетах педвузов. Разработанный в процессе исследования интегрированный специальный курс «Декоративно-прикладное искусство татарского народа» может быть использован в учебно-воспитательной работе высших педагогических образовательных учреждений, в институтах повышения и переподготовки квалификации работников образования.
На защиту выносятся:
1. В систему профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся целесообразно включение декоративно-прикладного искусства татарского народа.
2. Адаптированными критериями готовности будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа выступают: сформированность национального самосознания; теоретическая, художественно-практическая и методическая подготовленность студентов.
3. Комплексный и интегрированный подход к системе и сама система подготовки будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Обоснованность и научная достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием материалистической методологии и комплексом методов исследования, анализом современных достижений педагогики, психологии и опорой на закономерности формирования национального самосознания личности; применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных решению задач исследования; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся, воспроизводимостью и репрезентативностью данных экспериментального исследования.
Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась в ходе обсуждения теоретических положений, выводов и результатов экспериментальной работы на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования, кафедры черчения, методик преподавания и дизайна Набережночел-нинского государственного педагогического института. Результаты исследования освещались в докладах на межвузовской научно-практической конференции «Наука в системе высшего педагогического образования» (Набережные Челны, 2000), межвузовской научно-методической конференции (Елабуга, 2000), Международной научно-практической конференции «Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее» (Москва, 2001), межвузовской научно-методической конференции «Педагогическое образование в современном обществе» (Казань, 2001). На основе материалов исследования опубликовано 5 печатных работ, издана программа специального курса для студентов педагогического факультета педвуза.
Методические разработки апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами педагогического факультета Набе-режночелнинского государственного педагогического института, Казанского государственного педагогического университета, в татарских школах и гимназиях г. Набережные Челны.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (214 источников), приложений (5 стр.), 24 таблиц Объем работы - 181 страница.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства2007 год, кандидат педагогических наук Гусев, Дмитрий Александрович
Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников1998 год, кандидат педагогических наук Кондратьева, Елена Порфирьевна
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников2007 год, кандидат педагогических наук Громова, Людмила Анатольевна
Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства: В городских многонациональных школах Дагестана2001 год, кандидат педагогических наук Махаев, Руслан Абдулкагирович
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях2008 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Минсабирова, Венера Нашатовна
Выводы по 3-ей главе
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по измерению эффективности системы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников на материале татарского декоративно-прикладного искусства подтвердили состоятельность гипотезы нашего исследования.
Выбранная методика измерения, позволяющая качественно определить уровень усвоения студентами приобретенной информации о народном искусстве, качество приобретенного ими при обучении опыта художественно-практической деятельности на основе принципов народного декоративно-прикладного искусства, и, следовательно, качество учебно-воспитательной деятельности, которую могут осуществлять будущие учителя при проведении уроков в результате обучения, дала возможность определить эффективность системы профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию национального самосознания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Важное значение при определении качества профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию национального самосознания учащихся начальной школы имело использование адаптированных нами критериев уровней сформированности национального самосознания студентов и характеристик профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами татарского ДНИ.
Экспериментальное обучение студентов в процессе изучения интегрированного спецкурса «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», в ходе педагогической практики и исследовательской деятельности студентов подтвердило актуальность использования татарского декоративно-прикладного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся как средства обучения, воспитания и формирования национального самосознания учащихся.
Как подтвердило исследование, качественная подготовка будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся возможна в результате теоретической, художественно-практической и методической подготовки студентов средствами татарского декоративно-прикладного искусства, отражающих структурные блоки целостного учебно-воспитательного процесса вузовской подготовки специалистов и являющихся одновременно средством формирования национального самосознания будущих учителей.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что уровень сформированности национального самосознания, также уровни теоретической, художественно-практической и методической подготовленности студентов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа у студентов, с которыми проводилась работа по разработанной нами системе выше, чем у студентов, не охваченных этой работой. Это позволяет считать разработанную нами систему подготовки студентов педвуза к формированию национального самосознания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь к Родине — естественное для каждого человека чувство. Гордость за свою страну, нацию, ощущение своей связи с ней позволяют чувствовать себя уверенно, способствуют созданию необходимого духовного и нравственного равновесия. К сожалению, отсутствие четкого политического курса, экономическая нестабильность, переориентация общества в сферу материальных ценностей и другие процессы, происходящие в стране в последние годы, способствуют отчуждению подрастающего поколения от национальных корней и традиций.
Назначение общеобразовательной школы в современных условиях заключается в духовном становлении молодого поколения, формировании национального самосознания учащихся, их патриотическом воспитании.
Уровень самосознания - важнейший показатель культуры личности и общества, в том числе и национальной общности.
Ныне человечество приходит к пониманию необходимости сохранения всех национальных культур. Их своеобразие все в большей степени осознается как безусловная культурная ценность, достояние всех народов. Национальные культуры как бы образуют диахронные связи человечества, а мировая культура обеспечивает синхронные взаимосвязи народов. Эти процессы взаимно дополняют друг друга. Одной из ведущих тенденций, отвечающих интересам всех народов и человечества в целом, является стремление к диалогу народов и культур.
Высокоразвитая, имеющая гармоничную внутреннюю структуру национальная культура жизнеспособна и органично включается в общемировые процессы.
В условиях стремительного распространения во всем мире общемировой национальной культуры национальное самосознание является не только механизмом обновления, но и способом защиты, сохранения самоидентичности как национальной культуры, так и самого ее носителя — народа.
Важнейшей подсистемой национальной культуры, способом целостного универсального духовно-практического освоения действительности является искусство. На всех этапах развития оно представляет собой художественное самосознание личности и социума, в том числе в его этническом и национальном аспектах. Особенно важное значение приобретает использование традиций изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения. Одним из действенных средств формирования национального самосознания личности младшего школьника в современных условиях могут служить традиции декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Профессионально-педагогическая направленность содержания подготовки, являющаяся необходимым условием педагогического образования, требует соответствия вузовской подготовки учителей начальных классов современным требованиям к обучению и воспитанию школьников средствами народного искусства.
2. Проведен анализ состояния современного развития педагогической науки в системе подготовки учителей начальных классов, в результате которого выявлена недостаточная разработанность проблемы подготовки студентов педагогических факультетов педвузов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
3. Исследование показало, что национально-региональный компонент, выраженный в обоснованном использовании в содержании основных учебных дисциплин, в частности, в содержании дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» элементов татарской национальной культуры, народной педагогики, ДНИ татарского народа, значительно обогащает знания студентов о культуре своего народа, ее особенностях, создает привязанность к культурным достижениям своих предков, воспитывает национальные черты характера, личностные качества, поддерживаемые традиционной культурой народа, что обеспечивает эффективную подготовку будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
4. В ходе исследования выявлены место и роль декоративно-прикладного искусства татарского народа в системе и сама система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников. ДЛИ татарского народа должно рассматриваться как средство формирования национального самосознания подрастающего поколения.
5. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и исследований позволил определить роль и значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в формировании национального самосознания будущих учителей.
6. Адаптированы критериальные показатели профессионально-педагогической готовности будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся, к которым относятся:
- совокупность знаний о татарской национальной культуре и татарском декоративно-прикладном искусстве как части общечеловеческой культуры и средстве формирования национального самосознания личности младшего школьника;
- художественно-графические умения и навыки будущих учителей на основе усвоения специфики народного декоративно-прикладного искусства, подчиненные профессионально-педагогической направленности;
- комплекс методических умений, направленных на формирование национального самосознания младших школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
7. Были адаптированы критерии уровней сформированности национального самосознания студентов — будущих учителей, которые характеризуются такими показателями как:
- отношение к самому себе и отношение к своей нации — самооценка себя как представителя данной нации, принятие образа жизни своего народа;
- прагматическая направленность этнокультурного самосознания будущих учителей, заключающаяся в желании и умении включать в учебно-воспитательный процесс занятия с элементами татарской национальной культуры и декоративно-прикладного искусства;
- творческая активность личности - направленность на творческую самореализацию во благо своей нации.
8. Разработан интегрированный специальный курс «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», содержание которого носит комплексный характер и включает теоретическую, художественно-практическую и методическую подготовку будущих учителей средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Исследование подтвердило, что профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к формированию национального самосознания младших школьников средствами татарского ДНИ приведена в соответствие с современным уровнем развития теории народного искусства.
9. Экспериментальное обучение и исследование подтвердило эффективность разработанной системы подготовки будущего учителя начальных классов к формированию национального самосознания учащихся по предложенной программе, связанной с целенаправленностью и систематичностью организации; включением ее в целостный педагогический процесс.
10. Проведенная экспериментальная работа показала, что подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания младших школьников с опорой на национальные традиции декоративно-прикладного искусства татарского народа обеспечивает существенные позитивные изменения в росте уровня сформированности их национального самосознания.
11. Наше исследование показало, что успешная реализация научных результатов эксперимента невозможна без решения проблемы воспитания национальной культуры у самих будущих педагогов, формирования их национального самосознания.
12. Разработаны методические рекомендации по подготовке будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Эффективность внедрения разработанной системы профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию национального самосознания младших школьников средствами ДЛИ татарского народа в систему педагогического образования подтверждена результатами проведенного исследования.
Необходимы дальнейшие специальные исследования по проблеме подготовки будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания подрастающего поколения, где предметом исследования могут выступить другие компоненты татарской национальной культуры и дисциплины эстетического цикла, а также практическая перестройка системы подготовки специалистов для начальной школы в педагогических образовательных учреждениях и институтах переподготовки и повышения квалификации работников образования.
164
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Минсабирова, Венера Нашатовна, 2004 год
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991. -281 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 338 с.
4. Андреева А.А. Преемственность содержания непрерывного образования молодежи региона на материале народного художественного промысла «Гжель»: Дисс. канд. пед. наук в форме научного доклада. — Казань, 1994.
5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. 296 с.
6. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
7. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 е.: илл.
8. Архипова М.П., Волович Л.А., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 56 с.
9. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1993. - 196 с.
10. Атаев К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа: Дисс. канд. социолог, наук. -М., 1992. — 119 с.
11. Ахмадуллин М.Л. Духовная культура и художественные традиции // Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования: Мат. междунар. науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-воБГПУ, 1999.-230 с.
12. Ахметов Л.Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 25 с.
13. Бальжиев В.А. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971.-28 с.
14. Баранов А.А. Пути совершенствования системы подготовки учителя изобразительного искусства // Совершенствование психолого-педагогической методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. — Уфа: Изд-во БГПИ, 1991 С. 10-11.
15. Барболина А.А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. 126 с.
16. Батчаев О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ярославль, 1996.- 17 с.
17. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1996. 16 с.
18. Белоскудцева Е.Н. Вопросы подготовки учителя сельской школы // Искусство и образование: Сб. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996. — С. 98-100.
19. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. — 1968. № 4. — С. 51-66.
20. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. школа, 1989. 144 с.
21. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов. Вестник высшей школы. - 1988. - № 1. - С. 4-8.
22. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1970.-642 с.
23. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методич. пособие для студ. Наб. Челны, 1995. — 40 с.
24. Богуславская И.Я. Вопросы изучения народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1974. - № 6. - С. 36-37.
25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. —460 с.
26. Болдырев Н.И. Основы теоретической и практической подготовки студентов педвузов к воспитательной работе // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. — Минск, 1971.- С. 13-18.
27. Болотов В.А., Исаев Е.И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. №4. — С. 66-72.
28. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Дисс.канд. психол. наук. — Сургут, 2000. — 175 с.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 176 с.
30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 283 с.
31. Брулин С.Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы во внеклассной работе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1980. — 16 с.
32. Брюханов Т.А. Народное декоративное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 174 с.
33. Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности. — М., 1992.-201 с.
34. Валеев Ф.Х. Орнамент Казанских татар. — Казань, 1969. — 204 с.
35. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественная культура татар // Аргамак. — 1997. №2. -С. 115-145.
36. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественная культура татар в фокусе цивилизаций // Татарстан. — 1997. №5. — С. 56-69.
37. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство Казанских татар. — М.: Советский художник, 1990. — 216 с.
38. Вилькеев Д. В. Проблемное обучение. — Казань: К111И, 1974. — 250 с.
39. Виноградов С.Г. Народная педагогика // Сибирская живая старина. — Иркутск, 1926.-С. 11.
40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.
41. Волович JI.A., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. — Казань: ИССО РАО, 1997. 36 с.
42. Волович JI.A. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. — Казань, 1995. -36 с.
43. Выготский JT.C. История развития высших психических функций. — М.: Педагогика, 1983. 328 с.
44. Выготский JT.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
45. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
46. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
47. Гаранин JI.A., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. — М.: Орион, 1997. — 143 с.
48. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.-С.35-37.
49. Гизатов К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. 126 с.
50. Гизатуллина Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999. - 236 с.
51. Гилимшин Г.Н. Роль и влияние народных традиций в становлении и развитии национального самосознания татарского народа: Автореф. дисс. канд. со-циол. наук. — Казань, 1998. — 16 с.
52. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. - №1. - С. 18-20.
53. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. - 158 с.
54. Джусупова Р.С. А. Развитие духовной культуры в условиях национального возрождения: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1993. — 135 с.
55. Евдокимов П.Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990. — 251 с.
56. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. — 187 с.
57. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М., 1992. - 233 с.
58. Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Вестник (Информационный бюллетень Министерства народного образования РТ). 1994. — январь 74 с.
59. Ивасин Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
60. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Творческие воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
61. Ильин И.А. Возрождение духовности основа национального воспитания. — М., 1993.- 181 с.
62. Ильина Т.А. К вопросу о профессиональной подготовке учителей в педагогических институтах // Советская педагогика. 1965. — №9. С. 58-65.
63. Исаев М.И. Нация и язык. М., 1968. - с. 106.
64. Исламшии Р.А Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогических работников: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М, 1996.- 41 с.
65. Ишпаева JT.E. Воспитание на народных традициях // Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан: Материалы межреспубл. науч.-практ. конф. — Иошкар Ола, 2001. - С. 27-30.
66. Кадыйрова JI.X. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 26 с.
67. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1976. — 463 с.
68. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971. — 188 с.
69. Козлов К.И. Этнография народов Поволжья. — М., 1964.
70. Кон И.С. В поисках себя: Личность и его самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-332 с.
71. Кон И.С. Национальный характер — миф или реальность // Иностранная литература. 1968. - №9. - С. 218-219.
72. Конышева Н.М. Формирование профессиональной подготовки учителей к эстетическому воспитанию младших классов в процессе его подготовки в педагогических институтах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. - 15 с.
73. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. — М., 1990. — 68 с.
74. Королева Г.И. Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в вузах. Казань, 1984. - 180 с.
75. Кошаев В.Б. Вопросы формирования понятий в науке о народном искусстве.- Ижевск: Изд-во Удм. ГУ, 1998. — 76 с.
76. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.- 165с.
77. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
78. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 1972. — 270 с.
79. Курилова Т.Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ // Советская педагогика. 1991. - №11. - С. 81-86.
80. Кучуков М.М. Национальное самосознание: Вопросы теории и истории: Дисс. д ра филос. наук. — Ростов н / Д, 1993. — 430 с.
81. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
82. Левицкий М.Л. Профессиональная подготовка учителя: итоги двух конференций // Педагогика. 1993. - №3. - С. 42
83. Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989.-351 с.
84. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
85. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1988. — 317 с.
86. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Просвещение, 1981.- 186 с.
87. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. 13 с.
88. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1981. -174 с.
89. Лихачев Д. С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. — Л.: Наука, 1985. -575 с.
90. Малыгина И.В. Проблема взаимодействия культуры и национального самосознания: Дисс. канд. философ, наук. — М., 1993. 146 с.
91. Мансуров P.M. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1998. — 22 с.
92. Масленникова В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 203 с.
93. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дисс. .д-ра пед. наук. Барнаул, 1999. — 353 с.
94. Махмудов А.Т. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1995.-156 с.
95. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990.-107 с.
96. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.Р. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
97. Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). — М., 1925. — 124 с.
98. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивидуума. — М., 1990.-222 с.
99. Морева О. Л., Юрина Г. В. Изобразительное искусство и художественная культура / Искусство и образование. Сб. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1995. — С. 84-90.
100. Мукаева О. Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей // Советская педагогика. 1987. - №1. - С. 77-79
101. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996. -328 с.
102. Мухаметзянова Г.В., Карева Н.Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. — Казань, 1991. — 183 с.
103. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тан, 1994. — 114 с.
104. Мухаметзянова Г.В. Проблема создания национальных систем образования // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тез. международ, научн.-практ. конф. — Казань, 1994. — С. 39-41.
105. Мухаметзянова Г.В. Региональная система профессионального образования // Специалист. 1994. - № 5 - 6. - С. 18-20.
106. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 167 с.
107. Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VI11-XIV в.в.): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1995.-22 с.
108. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений — основа формирования самосознания личности // Просвещение на крайнем Севере. 1992. -№25.-С. 56-59.
109. Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе: Сб. научн. тр. — Саратов, 1991. -163 с.
110. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень М ва Образования Р Ф. Высшее и среднее проф. образование. — 2000. -№11.-С.З- 13.
111. Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000. № Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. - Якутск, 1993. - 320 с.
112. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.
113. Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование. М., 1993. - 80 с.
114. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. — 1991. №3. — С. 9-16.
115. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. -255 с.
116. Нигматов З.Г. Проблема гуманистического воспитания в татарской народной педагогике. Казань: Изд-во КГПИ, 1993. - С. 72-91.
117. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя//Магистр.— 1994.-№6.-С. 19-23.
118. Новичков В.Б. Региональные образовательные программы: Новгородский вариант // Педагогика. 1997. - №1. - С. 24-28.
119. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
120. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. - 536 с.
121. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО, 1996. — 100 с.
122. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань, 1976. - 200 с.
123. Пискунов А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. — 1985. № 12. — С. 42-47.
124. Помелов В.Б. Аксиологические национальные приоритеты в сфере регионального образования // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1997. - С. 193-223.
125. Поровская Г.А. Народное декоративно прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 196 с.
126. Поровская Г. А. Искусство мастеров родного края на уроках декоративного рисования // Начальная школа. 1987. - № 8. — С. 53-56.
127. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
128. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования республики Дагестан: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 1998. 36 с.
129. Развитие образования России. Федеральная программа. Раздел «Высшее образование». -М.: НИИВО, 1993. 102 с.
130. Разумный В.А. Модернизация культуры и системы образования. — М., 1997.- 153 с.
131. Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Саранск, 1993. -196 с.
132. Ростова С.И. Формирование художественной культуры студентов педагогических институтов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1974.- 19 с.
133. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т., Т. 2 / АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989. 704 с.
134. Серебрякова Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: Сущность, специфика, аспекты: Дисс. д-ра филос. наук. Иркутск, 1997.- 329 с.
135. Скворцова Л.В. Культура самосознания. М., 1989. -121 с.
136. Скрипин AT. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию различных видов искусства в воспитании учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1985. - 224 с.
137. Снежков И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по мат. Киевской и Закарпатской областей) // Советская этнография. 1982. - №1. - С. 80.
138. Соколов В.И. Региональный компонент образования: опыт и проблемы // Региональный компонент в гуманитарном образовании. Рязань , 1997. - С. 6-9.
139. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М: Изд-во Политической литературы, 1983.-271 с.
140. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 283 с.
141. Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1990. — 149 с.
142. Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана: истоки национальных традиций, история современного развития: Автореф. дисс. д-ра искусств. наук. — М., 1998. — 48 с.
143. Сулейманова Ф.С. Национально-региональный компонент содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза: Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2000. — 219 с.
144. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1971. — 300 с.
145. Ткаченко Е.В. Школа обретает региональное лицо // Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Вып.2. — М., 1994.-С. 25-37.
146. Тихонова Л.П. Гуманитарное образование: региональный аспект // Профессиональное образование. — 1996. №6. - С. 62-72.
147. Толпыгина И.К. Подготовка студентов к эстетическому воспитанию учащихся // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. — Минск, 1973.-С. 204-211.
148. Торукало В.П. Нация: история и современность. — М., 1996. — 120 с.
149. Третьяков О.А. Проблема возрождения народных традиций в современных условиях // Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан: Мат. межреспубл. науч.-практ. конф. Йошкар - Ола, 2001. - С. 36-40.
150. Третьякова Е.Н. Воспитание учащихся на традициях культуры марийского народа // Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан: Мат. межреспубл. науч.-практ. конф. Йошкар - Ола, 2001. - С. 40-41.
151. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. — 1998. №2.- С. 3-7.
152. Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. — 1998. — № 4. С. 66-72.
153. Тюнников Ю.С. Об исходных моделях проектирования национального образования // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тез. докл. междунар. науч.- практ. конф. — Казань, 1994.- 144 с.
154. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф. Критерии и показатели сформированности национального самосознания // Народная педагогика — основа воспитания. -Казань, 1994.-90 с.
155. Тюнников Ю. С., Хасанова Г. Ф. Сущность и принципы формирования национального самосознания. Казань, 1994. — 189 с.
156. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. - 90 с.
157. У ледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. — 318 с.
158. Уразманова Р.К. Народные обряды и праздники татар (на тат. яз). Казань, 1992. - 96 с.
159. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. В 6-ти т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1949. 257 с.
160. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.З. M.-JL, 1978. - 498 с.
161. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. — M.-JL, 1949. — 503 с.
162. Фатхуллина Д.Р. Традиции декоративно-прикладного искусства татарского народа в современной подготовке учителя. — Уфа: БГПИ, 1997. — 59 с.
163. Фешина Г.Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе (на мат. факультетов общественных профессий): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1970.- 27 с.
164. Филатов В.Н. Национальный характер и классовая психология // Нация и национальные отношения. — Фрунзе, 1966. 236 с.
165. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
166. Фомина Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура.-М., 1991.-92 с.
167. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: Изд-во КГПИ, 1989. - 144 с.
168. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение — JL: Знание, 1989. — 30 с.
169. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. - 222 с.
170. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. — Казань, 1967.-232 с.
171. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. — Казань, 1975. — 163 с.
172. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов / Ред. Р.А. Низамов. — Казань, 1975. 162 с.
173. Харисов Ф.Ф. Из опыта работы по формированию национального самосознания учащихся // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тез. докл. научн.- практ. конф. — Казань, 1994. — С. 70-76.
174. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. — Казань: Тан Заря, 1996. - 138 с.
175. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1995.- 186 с.
176. Харисов Ф.Ф. Роль гимназии в развитии системы национального образования // Формирование национального самосознания и творческих способностей учащихся Тез. докл. науч.- практ. конф. — Казань, 1993. — С. 3-7.
177. Харисова JI.A. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1995. 17 с.
178. Харисова JI.A. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань: Тан-Заря, 1996. - 76 с.
179. Харисова JI.A. Роль национальной культуры в реализации образовательного потенциала гуманитарных предметов // Национальное образование: опыторганизации, проблемы и результаты исследования: Тез. докл. науч.- практ. конф. Казань, 1994. - С. 80-82.
180. Харитонов М.Г. Теория и практика подготовки учителя начальных классов национальной школы: Дисс. д ра пед. наук. - М., 1999. - 409 с.
181. Хасанова Г.Ф. Национальная культура как источник формирования содержания образования // Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Казань, 1993. — С. 30.
182. Хасанова Г.Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.-М, 1994.-С. 172-184.
183. Хасанова Г.Ф. Формирование национального самосознания в предметах общественно-гуманитарного цикла // Формирование национального самосознания учащихся: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Казань, 1994. — С. 22-23.
184. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе // Вопросы психологии. 1998. - №3. — С. 36-48.
185. Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. - 352 с.
186. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: АН СССР, Инст-т психол., 1977. — 144 с.
187. Шадриков В.Д. Философия образования и воспитательные политики. — М.: Логос, 1993.- 181 с.
188. Шаймарданов Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в ВУЗе: Автореф. дисс. д ра пед. наук.- Казань, 1998.-39 с.
189. Шаймарданов Р.Х. Этнокультурная подготовка будущего учителя сельской школы в педвузе // Современная сельская школа: реалии и перспективы: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Елабуга, 1993. - С. 214-217.
190. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллина А.Т., Сибгатуллин Р.Г. Татарская народная педагогика. Набережные Челны, 1997. — 136 с.
191. Шаймарданов Р.Х., Сибгаттуллин Р.Г. Татарская национальная педагогика. — Казань: Матбугат йорты, 2000. 392 с.
192. Шакиров Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в. Казань: Матбугат йорты, 1999. - 528 с.
193. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. — Казань: КГПУ, 1998. 306 с.
194. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Дисс. канд. философ, наук. — М., 1993.-153 с.
195. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирование гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1992. — 43 с.
196. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание: На материале Северного Кавказа: Дисс. д -ра филос. наук. — Нальчик, 1999. — 357 с.1. Анкета №1
197. Дорогой друг! Просим Вас принять участие в исследовании и откровенно ответить на ряд вопросов
198. Представителем какой нации Вы себя считаете?
199. В совершенстве ли Вы владеете татарским языком? а) на бытовом уровне б) на литературном уровне в) оперирую языком на уровне научных понятий
200. Ваш мотив поступления на педфак НГ11И?
201. Ваш мотив поступления на татарское отделение (было ли это связано с желанием сохранить, возродить татарскую национальную культуру, воспитывать и обучать подрастающее поколение на традициях татарской национальной культуры? Или другое)
202. Укажите какими из вышеперечисленных областей татарской национальной культуры Вы интересуетесь? Перечислите
203. Носителем какой национальной культуры Вы себя осознаете?
204. Соблюдаются ли в Вашей семье обычаи, традиции, обряды своей нации в повседневности? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить11 .Какие татарские национальные праздники Вы знаете и празднуете? Перечислите
205. На каком языке Вы общаетесь с родителями и друзьями?
206. Какие виды декоративно-прикладного искусства татарского народа Вы знаете? Перечислите
207. Как Вы считаете, должны ли национальные культурные традиции передаваться из поколения в поколение? а) Да б) Нет в) Не знаю
208. Построено ли обучение в Вузе на традициях татарской этнопедагогики и национальной культуры? а) Да б) Нет в) Не знаю
209. При изучении каких дисциплин Вы знакомитесь с традициями татарской этнопедагогики и татарской национальной культуры? Перечислите
210. Ведется ли в Вузе учебно-воспитательная работа по возрождению и сохранению культурного наследия татарского народа? а) Да б) Нет
211. Какие дисциплины или другие учебные мероприятия способствуют этому? Перечислите
212. Если Да — то с какой целью?
213. Испытываете ли Вы чувство гордости и национального достоинства за:а) свою нацию в) татарскую национальную культуруб) родной язык г) историю татарского народа
214. Чувствуете ли Вы ответственность за будущее своей нации? а) Да б) Нет
215. Если Да в чем это выражается?
216. С работами каких авторов по этнопедагогике Вы знакомы? Перечислите
217. Имеются ли в Вашей личной библиотеке книги по этнопедагогике и декоративно-прикладному искусству татарского народа? а) Да б) Нет
218. Принимаете ли Вы участие в конкурсах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности? а) Да б) Нет
219. Какие из вышеперечисленных качеств присущи лично Вам? Напишите
220. Принимаете ли Вы участие в общественной жизни своего народа? Посещаете ли Вы мероприятия проводимые ТОЦ (татарским общественным центром)1. Митинги 3. Демонстрации2. Собрания 4. Другое
221. Интересуетесь ли Вы культурной жизнью своего народа? а) Да б) Нет30. Посещаете ли Вы:
222. Татарский национальный театр
223. Концерты татарских исполнителей
224. Выставки с участием татарских художников4. Другое
225. Вы смотрите и слушаете теле радиопередачи на татарском языке? а) Да б) Нет1. Анкета № 2
226. Ваше отношение к изобразительному искусству (источник информации о жизни; отдых и развлечение; источник красоты, познание прекрасного; безразлично).
227. Любимые виды изобразительного искусства (скульптура; исторические картины, пейзажи, портреты, натюрморты; декоративно-прикладное искусство; не думал об этом).
228. Какие культурно-зрелищные мероприятия посещаете? (театр, эстрада, выставки, картинные галереи, другие).
229. Ваше отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству (примитивно; интересно, но устарело; можно использовать в современной жизни; не думал об этом).
230. Какие выставки посетили за год? (выставка художников, выставка татарских художников; выставка народного декоративно-прикладного искусства; другие).
231. Ваши намерения в области художественной, эстетической подготовки за период обучения в Вузе (дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства»; спецкурсы; самостоятельно).
232. Ваше отношение к собственному преподаванию изобразительного искусства в школе (не хотелось бы, чувствую неподготовленность; отдам часы предметнику; справлюсь; не думал об этом).
233. Экспертный лист теоретической, художественно-практической и методической подготовленности студентов к формированию национального самосознанияучащихся средствами татарского ДПИ
234. Ф.И.О. студента Теоретические знания Художественно-практические умения и навыки Методические умения студентов реализуемые на практике
235. Оценивание проводилось по трехбалльной системе: 3 балла — высокий уровень подготовки; 2 — средний уровень; 1 низкий уровень.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.