Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лю Юйтун

  • Лю Юйтун
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 154
Лю Юйтун. Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лю Юйтун

Общая характеристика работы.

Глава 1. Российская педагогика в сфере музыкального воспитания и образования: содержательные аспекты и характеристики.

1.1 Ретроспективный анализ российской музыкальной культуры и педагогики. Становление традиций и музыкально-педагогических парадигм.

1.2 Преподавание музыки: эволюция идей и методологических подходов в этой сфере.

1.3 Лидеры российской педагогики. Процессы гуманизации образования в России (ХУ111 - XX вв.).

1.4 Традиции российской музыкальной педагогики и их трансформация на современном этапе. Приоритетные направления методологии и методики обучения музыке.

Глава 2. Повышение эффективности музыкального воспитания и образования на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование.

2.1 Педагогические наблюдения.

2.2 Педагогические беседы, интервью.

2.3. Педагогические эксперименты.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе»

Педагогическая теория и практика развиваются в разных странах по своим особым, этнографически детерминированным законам. Вместе с тем, в ряде случаев эти законы если и не совпадают полностью, тем не менее, достаточно близки. Сказанное может быть в полной мере отнесено к педагогическим системам России и Китая.

Показательно, что контакты российских и китайских специалистов в области музыки на протяжении последних лет интенсивно расширяются и обогащаются. Посланцы обеих стран, артисты и педагоги, студенческая молодёжь и люди старшего поколения учатся друг у друга, перенимают опыт, обмениваются творческими достижениями, ассимилируют их в собственной практике.

Сходство двух систем наблюдается и на более глубоких уровнях. Реформы*, в сфере образования, относящиеся в последние десятилетия XX - началу XXI вв. (в России) и к первому десятилетию XXI в. (в КНР) нацелены во многом на решение сходных задач. Видный китайский, специалист Чжу Сяомань пишет: «В настоящее врем в Китае реализуется на практике новая парадигма, ядром которой является отказ от широко распространённой прежде концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену и переход к новому ориентиру -«образование ради повышения!качества развития личности учащегося. (.) Изменение содержания, образования — это не самоцель, а средство для всестороннего развития учащихся, подготовки их к жизни, развития их интеллекта, нравственности и эмоциональной сферы. (.) Меняются сами цели образования и его ценностные ориентации, оно становится плюралистичным и многообразным, концентрируется на развитии личности каждого учащегося и-использует для этого деятельностные подходы»1

Аналогичные философско-педагогические подходы разделяются, как известно, и российской педагогической элитой,

1 Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае. - Педагогика, 2005, № 1, с. 96, 97, 99.

Россия, как и Китай, страна богатых и разнообразных музыкальных традиций. Однако знакомство современной молодёжи с ними вряд ли можно назвать удовлетворительным. Отсюда - противоречие между стремлением молодых музыкантов глубже, основательнее освоить культурное наследие другой страны - и серьёзные пробелы в соответствующих системах знаний.

Цель настоящего исследования — изучение наиболее значительных достижений российской музыкальной культуры и педагогики; использование творческого опыта российских коллег в учебно-воспитательной работе с китайскими' учащимися-музыкантами.

Объект исследования: российская педагогика в области музыкального • воспитания и образования; её атрибутивные качества и свойства.

Предмет исследования: теория и практика преподавания музыки в России; педагогические тенденции в их становлении и развитии.

Задачи исследования:

1. Выявить и охарактеризовать наиболее значительные вехи и периоды в эволюции российской музыкальной педагогики.

2. Проанализировать художественно-эстетические и профессиональные воззрения ряда видных российских музыкантов - представителей различных педагогических и исполнительских специальностей.

3. Рассмотреть гуманистические основы российской музыкальной педагогики в их наиболее характерных проявлениях.

4. Показать близость позиций российских и китайских педагогов в вопросах обучения и развития учащихся-музыкантов.

5. Теоретически.обосновать и экспериментально.проверить эффективность ряда методов обучения музыке (творчески-поискового, обобщённо-синтезирующего, блочно-интегративного, информационно-когнитивного методов).

6. Разобрать психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации процессов общего и специального развития учащихся в ходе учебных занятий, а также в рамках аутодидактических методик.

Гипотеза исследования:

Качественный уровень обучения в области музыкальной культуры и педагогики существенно повысится, если: педагоги-музыканты, представляющие различные национальные школы, будут максимально использовать преимущества, которые даёт взаимопроникновение культур, опыта, знаний и профессиональных технологий; индивидуальный опыт мастеров в области преподавания музыки, будучи выведенным на уровень интегративных обобщений, трансформируется в надындивидуальные парадигмы обучения; станет достояние широких кругов педагогов-музыкантов - как отечественных, так и зарубежных; педагогами-практиками будут более квалифицировано и последовательно использоваться блочно-интегративный, информационно-когнитивный и другие современные методы обучения, направленные на подготовку широко и всесторонне образованных специалистов; если более энергичным будет противостояние узко прагматической , утилитарно ремесленнической трактовке обучения музыке (равно как и другим видам и разновидностям художественного творчества); молодёжь, изучающая творческое наследие русской музыкальной педагогики, будет исходить из того, что её ценность и значимость не сводятся лишь к выдающимся профессиональным показателям (которые очевидны и бесспорны), но заключаются прежде всего в утверждении высоких морально-этических принципов и аксиологических приоритетов.

Методологическую основу исследования составили: а) труды, посвященные проблемам интернационального воспитания и сравнительной педагогике (Н'.Е.Боревская, Б.Л.Вульфсон, А.Н.Джуринский, З.А.Малькова и др.); б) работы, анализирующие различные аспекты профессионального образования, развивающего обучения и эстетического воспитания ( Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Е.А.Леванова, Н.И.Киященко, Серякова С.Б. В.П.Подвойский и др.); в) исследования в области истории и теории преподавания музыки (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, А.В.Малинковская,

Т.Г.Мариупольская и др.); труды специалистов в области методологии педагогики (Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева, А.И.Щербакова и др.); работы учёных и педагогов-практиков, готовящих кадры учителей музыки для общеобразовательной школы (А.С.Базиков, Т.И.Бакланова, Б.Д.Критский, А.Н.Малюков, А.И.Николаева, О.П.Радынова, Г.П.Стулова, А.П.Юдин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, культурология, искусствоведение); обобщение передового музыкально-педагогического опыта российских и китайских специалистов; методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, опросы, педагогические интервью, обучающие эксперименты).

Новизна исследования:

1. Показано, что ряд теоретических положений и методических подходов, выработанных музыкальной педагогикой в прошлом, обретает в наши дни особую актуальность и значимость, оказывается востребованным в контексте ситуации, сложившейся сегодня в области музыкального воспитания! и* образования.

2. Очерчен вектор музыкальных занятий в современных музыкальных учебных заведениях, российских и китайских. Подчёркнуто, что приоритет должен отдаваться трансформации взаимных достижений» (российских, китайских) в практику обучения — при сохранении её национальной специфики.

3. Освещены, воззрения китайских коллег по вопросам обучения и воспитания музыкальной молодёжи;, выявлена близость позиций российских и китайских специалистов по этим вопросам;

4. Показано, что традиции в искусстве формируются как в творческой практике харизматических личностей , так и в групповой деятельности представителей однош творческой генерации, обобщающей индивидуальный и надындивидуальный опыт. Проявляясь не только в сфере профессионализма, ер и (главное!) в общей направленности художественно-эстетической мысли, традиции обнаруживают себя в таких проявлениях как вкусы, идеалы, идейнохудожественные устремления, творческие принципы в широком, универсальном толковании этого понятия.

5. Разработаны в контексте обучения музыке структурные и технологические аспекты следующих методов: творчески-поискового; обобщённо-синтезирующего; блочно-интегративного; информационно-когнитивного, ауто-дидактического; рассмотрены и уточнены условия их применения в обучении.

Теоретическое значение исследования. Проанализирован в теоретическом * ракурсе широкий круг вопросов, связанных с обучением музыке, а также воспитанием. учащихся в этом процессе. Выявлены факторы, оптимизирующие учебно-образовательную практику современных педагогов-музыкантов. Выведены на уровень обобщений устойчивые, инвариантные свойства, характеризующие преподавание музыки в российских учебных заведениях прошлого и настоящего. Очерчены основные ракурсы проблемы интернационального воспитания и образования. Сделан вклад в сравнительную педагогику (на материале профессиональной деятельности российских и китайских педагогов-музыкантов).

Практическое значение исследования. Разобраны возможности повышения эффективности музыкальных занятий в современных условиях. Исследованы конкретные методологические подходы, способные оптимизировать музыкальные занятия как в российских, так и китайских учебных заведения. Рекомендованы приёмы и способы учебно-воспитательной работы, способные улучшить практику обучения в музыкально-исполнительских классах (фортепиано, скрипка и др.).

Материалы диссертации могут быть использованы в рамках лекционных курсов типа: «Методология педагогики' в области музыкального воспитания и образования , а также в рамках лекционных курсов «Методика обучения игре на музыкальных инструментах», «История и теория музыкального исполнительства».

Положения, вынесенные на защиту: Интерес к творческим достижениям зарубежных стран, их музыкальной культуре и педагогике, контакты с коллегами из-за рубежа - всё это должно органично сочетаться с сохранением национального облика и характерных особенностей искусства своей страны, её педагогическими традициями. Примером может послужить содружественная деятельность педагогов-музыкантов России и Китая. Существует ряд факторов, (социокультурных, информационных и др:), оказывающих неоднозначное, подчас противоречивое воздействие на современную педагогику, включая и «педагогику искусства». Тем важнее сохранить то наиболее ценное; что складывалось и отристаллизовывалось на протяжении длительного-времени-в, теории-и практике преподавания, дисциплин художественно-творческого цикла. Современное музыкально-исполнительское искусство, при всех его видимых успехах и достижениях, несвободно и от некоторых негативных тенденций. Культивируются виртуозно-технические эффекты, распространённым явлением среди части, музыкальной молодёжи, становится исполнительский «самопоказ», нарциссомания; дают о себе знать издержки вкуса и т.п. Всем этим обуславливается необходимость активного воспитания молодёжи, необходимость ставить во главу угла высокие художественно-эстетические идеалы, утверждавшиеся в творческой практике выдающихся представителей музыкальной культуры России, Китая и ряда других стран. = Архивные материалы свидетельствуют, что на протяжении длительного времени' в музыкальной, педагогике шло противоборство двух тенденций. Одна из них выражалась в направленности^ на универсальное,, общехудожественное развитие учащегося; активизацию его интеллекта, эмоциональной сферы, всего комплекса общих и специальных способностей. Другая была связана в той или иной степени с ориентацией на технологические операции, на ускоренное формирование у учащихся-музыкантов двигательно-моторных («технических») умений и навыков.

Не снято полностью это противоборство и сегодня. В этой связи есть основания утверждать, что действенными способами противостояния гипертрофированному «технологизму» являются те, которые основываются на принципах развивающего обучения в их модифицированных вариантах.

В качестве реального и эффективного выражения этих принципов; выступают, как показало настоящее исследование, творчески-поисковый, обобщённо-синтезирующий, блочно-интегративный и информационно-когнитивный методы обучения. Необходимость! совершенствовать и модернизировать, современный? учебно-образовательный процесс,.интегрируя в его рамках достижения российских и китайских педагогов, не освобождает последних от обязанности всемерноинициировать.механизмы самообучения и; саморазвития учащихся; актуализируя всёто; что входит в понятие «аутодидактика».

Достоверность исследования обеспечена: а)соответствием его? методологии1 природе, и характеру изучаемых явлений; б)опорой на авторитетные научно-педагогические источники, равно: как и труды, видных музыкантов (Л.Ауэр, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и др.); в)оптимальным,сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных подходов к проблеме:исследования; проверкой его основных результатов-в ходе педагогических наблюдений; опросов и?педагогических бесед (проводившихся как с российскими, так и китайскими специалистами).

Апробация: и; внедрение результатов работы происходили: посредством публикации статей и теоретико-методических материалов по теме диссертации; в ходе проведения опытно-экспериментального исследования на базе: музыкального факультета Mill У; в процессе обсуждения работы на заседаниях,кафедры музыкальных инструментов МИГУ.

Структура и основное содержание диссертации;

Диссертация состоит из, Введения, двух глав., выводов, приложения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лю Юйтун

Выводы Эволюция российской музыкальной педагогики складывается из ряда периодов, каждый из которых вносил свою существенную лепту в развитие национальной теории и практики обучения музыке. Характерно, что ряд теоретических положений и методических подходов, выработанных музыкантами-педагогами прошлого, обретает в наши дни особую актуальность и значимость, оказывается востребованным в контексте ситуации, сложившейся сегодня» в области музыкального воспитаниям образования. Анализ художественно-эстетических и профессиональных высказываний ряда видных российских педагогов-музыкантов свидетельствует, что практически все придают важное значение контактам с зарубежными, в частности, китайскими, коллегами. Благодаря таким контактам, специалисты, представляющие разные национальные школы и направления, могут максимально использовать преимущества, которые даёт взаимопроникновение культур, опыта, знаний-и профессиональных технологий. Рассмотрение гуманистических основ российской музыкальной*педагогики показывает, что при всей их глубине и многослойности суть их сводится к кристаллизации индивидуально-личностных качеств учащихся, инициированию свободы и самостоятельности когнитивно-поисковой деятельности, расширению общей культуры и образованности, созданию условий, благоприятствующих их внутреннему, духовному росту будущих специалистов: Проведённое в ходе настоящего исследования сопоставление педагогических позиций российских и китайских музыкантов показало практическое отсутствие противоречий в этих позициях, продемонстрировало совпадение взглядов российских и китайских коллег на основные вопросы профессионального воспитания и образования музыкальной молодёжи. Анализ психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процессов общего и специального развития учащихся в ходе обучения выявил высокую эффективность следующих методов: творчески-поискового, обобщённо-синтезирующего, блочно-интегративного, информационно когнитивного. Одновременно подтверждена продуктивность умело структурированных аутодидактических методик. Подчёркнуто, что одна из основных обязанностей педагогов-музыкантов - всемерно инициировать механизмы самообучения и саморазвития учащихся, актуализируя всё то. что входит в понятие «ау-то дидактика».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лю Юйтун, 2011 год

1.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., 1990.

2. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. — М., 2010.

3. Алексеев А.Д Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2. М., - Л-д., 1948.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд. 3 М., «музыка», 1978

5. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Кн.1 — Л-д, «Музыка», 1971.

6. Асафьев Б.В. Русская музыка (XIX и начало XX в.) Л-д, 1979.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.

8. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия, пути их преодоления. — М., 2002.

9. Бакланова Т.И. История церковного русского певческого искусства. — М., 1999.

10. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -«Музыка», 1969.

11. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию Л-д. - М., «Советский композитор», 1973.

12. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика, часть 1. М., «Музгиз», 1937.

13. Бердяев H.A. Русская идея. Вопросы Философии 1990. - № 1,2.

14. Берлянчик М.М. Искусство и личность. М., 2009.

15. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории, вып. 1, 2, 3, 4. -М., МГК им. П.И.Чайковского, 1992, 1994. 1996, 1999.

16. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997.

17. Бочкарёв JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

18. В классе А.Б.Гольденвейзера, сост. Д.Д.Благой, Е.И.Гольденвейзер. -М., «Музыка», 1986.

19. Вицинский A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Известия АПН РСФСР, вып. 25, - М., 1950.

20. Вицинский. Беседы с пианистами. М., «Классика», 2004 г.

21. Вопросы»фортепианного исполнительства, вып. 1,2,3,4. М., «Музыка», 1965, 1968, 1973, 1976 гг.

22. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

23. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, сост. и ред. С.М.Хентовой. М:- Л., 1966.

24. Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю Л-М., «Советский композитор», 1988.

25. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

26. Гинзбург Григорий. Статьи. Воспоминания, Матриалы. М., «Советский композитор», 1984.

27. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., «Музыка», 1968.

28. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия: проблемы музыкального мышления. М., 1974

29. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., Гос. муз. издательство, 1961.

30. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., - Магнитогорск. МГК им. Чайковского, Магнитогорская гос. консерватория, 1998.

31. Гринберг М.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1987.

32. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

33. Джемс У. Психология. М., «Педагогика», 1991.

34. Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика., ред сост. Лео Гинзбург. М., «Музыка», 1975.

35. Дранков В.Л. Природа таланта Ф.И.Шаляпина. Л-д, 1973.

36. Зак Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания. М., «Советский композитор», 1980.

37. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М. 1968.

38. Избранные афоризмы. В помощь педагогу., сост. И.П.Смирнов. М., Изд. Центр Академии профессионального образования, 2001 г.

39. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к её решению \\ Психологический журнал, 1987, с. 1987, № 2

40. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, 3, 5, 7. — М., «Музыка», 1966, 1967, 1970, 1975 гг.

41. История русской музыки в 3 томах. Общая редакция Н.В.Туманиной. -М., 1956, 1958, 1960.

42. Келдыш Ю. История русской музыки, ч. 1,2. М-Л„ 1947.

43. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.

44. Киященко Н.И. Эстетика жизни. М., 2000.

45. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., ВТО, 1976.

46. Коган Г.М. Избранные статьи, вып. 2, 3.- М., «Советский композитор», 1972,1985.

47. Коган Г.М. Работа пианиста. — М., Гос. муз. издательство. 1963.

48. Коган Г.М. У врат мастерства. М., «Советский композитор», изд.4-е, 1977.

49. Кондрашин К.П. Мир дирижера. Беседы с В.Ражниковым. — Л-д, «Музыка», 1976.

50. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического анализа. М., 2000.

51. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных учёных. — СПб,, 2009.

52. Леванова Е.А. Проблема субъектного взаимодействия теории и методики воспитания. Калининград, 1999.

53. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

54. Малинковская A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., «Владос», 2005.

55. Малюков А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. -М., 2005.

56. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и-методике преподавания музыки. М*., 2002.

57. Мастера советской пианистической школы. Очерки. М:, Гос. муз. издательство, 1954.

58. Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1. — М., «Советский композитор», 1972.

59. Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Хрестоматия, т.2, М., 1956:60." Мелик-Пашаев A.A. Мир художника: М., 2000.

60. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., Гос. муз. издательство, 1963.

61. Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства М., «Советский композитор; 1983 г.

62. Мострас К.Г. Система домашних занятий скрипача. М., 1955.

63. Музыкальное исполнительство и современность, вып. 2. М., МГК им. Чайковского, 1997.

64. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры». М., «Гос. музыкальное издательство», 1958.

65. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., «Советский композитор», 1975.

66. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. — М., «Искусство», 1985.

67. Николаева А.И. Педагогические принципы Л.А.Баренбойма и современность — М., 2007.

68. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования \\ Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999.

69. Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания. М., «Музыка», 1977.

70. Обучение и умственное развитие. М., 1966.

71. Очерки по методике обучения игре на фортепиано М., «Музгиз», 1950.

72. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1997.

73. Пианисты рассказывают, сост. и ред М, Р. Соколова, т. 1,2, 3., 1979, 1984, 1988. 2-е издание, вып. 1 1990 г. -М., «Музыка».

74. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.

75. Подвойский В.П. Профессиональная подготовка специалиста: интеграция педагогических идей как способ раскрытия личностного потенциала. -М., 2007.

76. Пономарёв Я. А., Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.

77. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя М:, 1956.79." Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. — Л.д, 1978.

78. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М., «Советский композитор», 1979 г.

79. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. — М., 1997.

80. Рапацкая Л.А. История русской музыки (от древней Руси до «Серебряного века») М., 2001.

81. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие, Т. 1. Из «Короба мыслей». -М., «Музыка», 1983.

82. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в двух томах. М., «Педагогика», 1989.

83. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. — Л-д, «Музыка», 1964.

84. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л-д., «Советский композитор», 1963.

85. Серов А.Н. Избранные статьи., ред. и примечания Г.Н.Хубова. М., Гос. муз. издательство, 1957.

86. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. М., 2005.

87. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

88. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., «Музыка», 1973.

89. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX в. С ост, и перевод А.Бушен. - Л'-д.,- «Музыка», 1972.

90. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М., 1992.

91. Стулова Г.П. Школа церковного пения. М., 1998.

92. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Способности и одарённость. -М., АПН РСФСР, 1961.95.' Тимакин Е.М: Воспитания пианиста. М., «Советский композитор», 1989.

93. Традиции русской музыкальной культуры ХУ111 века. -М., 1975.(Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21).

94. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., «Музыка», 1965.

95. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности (в 2 томах)-М., 2005.

96. Цуккерман В.А. Музыкально-исторические оцерки и этюды. М., «Советский композитор», 1970.

97. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

98. Чайковский П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. М., «Музыка», 1964 г.

99. Чехов М.А. Литературное наследие в двух томах. М., «Искусство», 1986,

100. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., «Московский рабочий», 1989.

101. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л-д, 1986.

102. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Про, блемы методологии. Л-д, 1973.

103. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., «Советская Россия», 1960 г.

104. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования.-М., 2001.

105. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX в.-М., 2004.

106. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1978.

107. Якиманская И.С. Развивающее обучение М., 1979.

108. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. М., 1995.

109. Ямпольский А.И. Мой метод обучения игре на скрипке. М., 1968.

110. Одна из принципиально важных, приоритетных задач педагога-музыканта-Всестороннее,- интенсивное, систематическое развитие учащегося в процессе обучения? 9

111. Необходимо инициировать художественные интересы и запросы учащихся-музыкантов, пробуждать любознательность.в отношении смежных видов, искусства. 8

112. Обучение должно стимулировать самостоятельность учащихся, как в сфере художественно-исполнительских (интерпретаторских) идей, так и в области содержания и организации внеклассной (домашней) работы. 7

113. В числе задач педагога-музыканта'должна быть задача формирования у учащегося-стремления к самосовершенствованию,- реализации своего потенциала, полноценному функционированию как в общественной жизни, так и в рамках своей профессиональной деятельности. 7

114. В процессе обучения должна вырабатываться установка на межнациональные культурные связи; на освоение учащимися не только национальных достижений в области музыки и других искусств, но и на аналогичные достижения представителей других народностей. 6

115. Необходимо ориентировать учащихся на инновационные подходы-к обучению, внедрение современных психолого-педагогических методик в учебно-образовательный процесс. 5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.