Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хасанали, Мирзабеки Шабанали

  • Хасанали, Мирзабеки Шабанали
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Хасанали, Мирзабеки Шабанали. Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2010. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хасанали, Мирзабеки Шабанали

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТРАДИЦИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИРАНСКОЙ СЕМЬЕ

1. Социокультурная и этнопедагогическая система семейного воспитания.13

2.Из истории семейных традиций обучения и воспитания в

Иране.26

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИРАНСКОЙ СЕМЬЕ

1.Особенности традиций образования и воспитания в контексте современных проблем семейного воспитания. 53

2.Духовно-нравственные ценности как фактор семейного воспитания в современном социокультурном пространстве 72-93 Ирана.

3.Современные тенденции трансформации этнопедагогической системы воспитания детей в иранской семье.94

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи»

Иран - страна с очень древней историей и великой культурой, которая ещё три тысячи лет тому назад считалась одним из важнейших центров цивилизации, внесшим большой вклад в развитие научной мысли и культуры человечества.

Семья в Иране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность, что было тесно связано с процессом культурного формирования личности.

Современная иранская семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций, что очень важно для нашего исследования Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий изменялись, стали все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанностью друг к другу, ибо для большинства числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. И это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет её.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.

Исследования показывают, что сегодня традиции семейного воспитания, столетиями жившие в народной культуре, практически утрачены.

Представляется, что возрождение этих традиций в современных условиях не только имеет значение для укрепления семьи, её динамического развития и семейной подготовки, но и может способствовать профилактике негативных явлений среди детей и подростков, формированию их как личностей, укреплению семейных ценностей. Решение этой проблемы возможно только усилиями всего общества с помощью соответствующих государственных 3 структур. Для возрождения традиций семейного воспитания необходима не только минимальная педагогическая подготовка, но ещё в большей степени — образование самих родителей, предполагающий набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств воспитательной культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум педагогической образованности во время обучения в школе и вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, тогда специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью семьи по трансформации традиций обучения и воспитания обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого - раскрыть современные проблемы семейного образования и воспитания в иранской семье.

Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания и выявлений современных проблем иранской семьи, свидетельствуют об актуальности данной работы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, способствующих повышению эффективности использования традиций семейного образования и воспитания в современных условиях, определило тему диссертационной работы.

Степень научной разработки проблемы

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам семейного воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Анализ педагогических идей великих просветителей - учёных, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва тадбири манзел», в разделе «Обучение и воспитание детей», приведено много примеров из практики семейного воспитания; в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идёт о традициях разных народов; в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки; в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей; творчество Абуабдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х.ДБарифзода Ф., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С., Нурова М., Маджидовой Б., Юлдашевой М.Р. и других таджикских ученых.

Проблемы семейного воспитания рассматривали Ю.П. Азаров, А.Ю. Гранкин, O.J1. Зверева, О.Д. Кавашкина, А.Г. Ковалёв, В.Т. Лисовский, Т.Б. Савина, А.Г. Харчев и др. Отдельные аспекты социокультурных и духовных трансформаций личности исследовали российские культурологи, социологи, философы, психологи - М.Ю. Арутюнян, А.И. Антонов, В.И. Добреньков, О.М. Здравомыслова, Н.И. Лапин, Г.И. Осадчая, М.Ю. Попов, Е.Н. Селезнёва, В.А. Тишков, Л.Б. Шнейдер и др. Этнокультурные проблемы воспитания подрастающего поколения успешно решали И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, О.Д. Мукаева, Т.Г. Саидов, С.Б. Узденова, З.Б. Цаллагова, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и др. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания разработаны

Дагестанскими учёными, и они разрабатывались в исследованиях Б.Ш. 5

Алиевой, Г.О. Бабаева, М.И. Гаджиевой, С.Ш. Гаджиевой, Р.С. Исрафилова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашаевой и др.

Можно назвать ещё ряд интересных исследований важнейших проблем семейной педагогики. Среди них заслуживает внимания работа иранских учёных (Али Асгари Ахмади, Бехпажух, Шукухи Набовинажод, Богири Санои, Симин Хусейниян, Гулямалии Афруз, Тураджи Муроди, Надир Фатхи,Бахман Хурризадганджкар, Мухаммадризо Шарафи, Меньрангези Кор и ДР-)

Особый интерес представляет ряд трудов и диссертационных работ Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., Джалилова Дж., Назарова А.Х., Ашуралиева М., Ходжаева Ф., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о семейном воспитании на уровне диссертационного исследования.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы, являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.

Однако сопоставление актуальности исследования и степени её научно-педагогической разработанности позволяет выявить ряд противоречий:

- между отсутствием социально - педагогически обоснованных концепций, задающих адекватное исследование современных тенденций и перспектив;

- эволюции традиций семейного воспитания детей;

- запросами образовательной практики в решении задач преобразования современного иранского общества, институтов семьи и воспитания;

- между этнокультурными факторами семейного воспитания детей; направленностью на этнопедагогические традиции ради сохранения национальной идентичности и созданием необходимых условий для вхождения каждого ребёнка в мировое культурно-образовательное пространство в условиях глобализации мировых процессов.

Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы: каковы тенденции развития и условия использования семейной традиции образования и воспитания в современной иранской семье?

Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала народной традиции и Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.

Цель исследования: раскрыть особенности семейной традиций образования и воспитания детей, выявить педагогические условия семейного воспитания в Иране.

Объект исследования: этнопедагогические традиции семейного образования и воспитания детей иранской семьи.

Предмет исследования: факторы и механизмы этнопедагогических традиций воспитания детей в иранской семье, обусловленные социально-экономическими условиями страны.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс трансформации этнопедагогических традиций образования и воспитания детей в семье более значимо, если будут: а) учтены изменения социально-экономической базы и политических реформ в стране, которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества; б) учтены изменения приобретений и развитие новых тенденций семейного воспитания детей в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества; в) выявлена сущность современной семьи как социокультурной и этнопедагогической системы; г) определены качественные периоды, содержание и тенденции этих трансформаций с учётом взаимосвязи и взаимовлияния этнопедагогики системы образования;

Задачи исследования:

- раскрыть сущность семьи как социокультурной и этнопедагогической системы, и охарактеризовать специфику семейных традиций образования и воспитания детей;

- проанализировать основные аспекты этнопедагогики иранских народов с точки зрения новых идейно - теоретических парадигм развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизацию и гуманизацию общественных институтов;

- выявить педагогико-психологические факторы, влияющие на совершенствование семейного воспитания в современных условиях;

- разработать новые подходы в реализации традиций семейного воспитания в современной иранской семье.

Ведущие идеи исследования. Изучение и теоретический анализ педагогико-психологической и социологической литературы: анализ продуктов деятельности традиционных и современных семей. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта и работа с родителями и семьями.

Методологической базой исследования является положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и социологии образования, культурологические и этнологические знания.

Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленный на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий 8 этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.

Методы исследования

Теоретический анализ литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления традиций семейного воспитания, увидеть общие и частные закономерности тенденции развития, определить основные направления научного поиска.

Сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении традиций семейного образования и воспитания в различные периоды и позволил выявить основные тенденции эволюции семейного образования и воспитания.

Беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в том числе диагностический метод по разработанным автором анкетам;

Исследование проводилось тремя этапами.

На первом этапе (2003-2005 гг.) уточнялась тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывалась методика проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования; проводилась диагностика практического использования в иранских семьях этнопедагогических традиций образования и воспитания детей и выявление типичных форм традиций этнокультурного воспитания детей.

На втором этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного обследования семейных традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2008-2009гт.) на основе исследования двух глав проводилась систематизация и обобщение результатов, вырабатывались практические рекомендации по итогам исследования.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с родителями и учителями общеобразовательных школ городов Тегерана, Кашана и Шираза. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись в других регионах Ирана.

Научная новизна:

- сделаны новые выводы в результате проведённого научно-педагогического анализа и систематизации современных этнопедагогических аспектов теории семейного образования и воспитания детей на традициях;

- раскрыта специфика современного института иранской семьи как этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества.

Теоретическая значимость:

- выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиций семейного образования и воспитания детей;

- результаты исследования позволили адекватно выявить динамику и тенденции традиций образования и воспитания детей в семье;

- представлена достоверная панорама отношения детей к традициям и к инновациям семейного образования и воспитания детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций семейного воспитания, их тенденций и перспектив развития может быть использовано при построении продуктивной модели современной семьи.

Диссертация имеет прикладное научно - практическое значение, которое состоит в том, что: включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе образования родителей, а также в

10 совершенствовании курсов педагогики и психологии для родителей; даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, консультантам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения родителей по воспитанию и образованию детей на семейных традициях иранского народа.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Семейная педагогика», «Андрагогика», «Специальная педагогика», «Семейная психология», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в иранской семье».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Семья как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в стране и обществе социально-экономическими, политическими радикальными изменениями, преобразуется, и вместе с тем трансформируется как структура семьи, так и реализация её основных социообразующих функций.

2.Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье, с одной стороны, а, с другой, - к усилению возрождённых старых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3.Семейные традиции обучения и воспитания иранцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалось использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачей, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается анализом полученных результатов.

Она подтверждается многолетней опытной работой диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в семейных кругах Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на семинарах, конференциях, круглых столах и представлением мастер-классов.

Опубликованы монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественные обсуждения монографии автора, выпущенной Таджикским государственным педагогическим университетом им.С.Айни: «Традиции воспитания и образования в иранской семье» — Душанбе:Ирфон,2007.-130 е.».

По материалам исследования опубликовано более 25 научных работ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хасанали, Мирзабеки Шабанали

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами составляет основу жизни, и формирует личность. Любая семья определяется взаимоотношениями. В семье каждый человек является частью единого целого, обладает уникальной личностью, но в то же время отражает в себе всю семью.

Процесс педагогического сопровождения семьи принципиально отличен от процесса управления. Взаимодействие структур, работающих с супругами и родителями в процессе медицинского, психолого-педагогического сопровождения ими семьи, носит характер именно сопровождения, более мягкий и органичный по сравнению с управлением и руководством. Семья, таким образом, оказывается именно сопровождаема, но не ведома, не управляема. К тому же, допустима ли сама возможность управления извне таким процессом как семейное воспитание? Сопровождение семьи в вопросах воспитания возможно: тон и содержание ему задают проблемы семьи, находящейся на той или иной стадии развития, либо попавшей в ту или иную жизненную ситуацию. Необходимо отметить, что взаимодействие в процессе сопровождения предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьи — общее объединение усилий.

Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия с семьёй. В частности - на уровне образовательного учреждения. Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне

135 необходимым взаимодействие образовательного учреждения и семьи в решении воспитательных задач.

Ислам связан с образом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что злом. Основой общества, его моральных ценностей является семья, и все традиционные религии нашей страны, поддерживающие нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи и цивилизации. Эти ценности - честность, целомудрие, уважение к собственности. Ислам учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показывает, как им следовать в жизни. Одной из целей ислама является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества. Раскрывая историю общества, мы видим, что семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье от поколения к поколению передавались основы исламской веры, пути достижения мира, обычаи и традиции - всё то, что составляет жизнь человека. В семье люди постигали ценность личностной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

Ислам призывает к доброжелательности, взаимопониманию между народами, уважает традиции и обычаи всякого народа, если они гуманны и направлены на благо человека. Исламские ученые считают традиции и обычаи одним из источников шариата. Когда речь заходит о народах из «Ахли китаб», подразумеваются народы, владеющие священными книгами, евреи и христиане. К ним в исламе особое отношение.

Понимая это, все мировые религии сходным образом относятся к семье, подчеркивая важность чистоты, любви и справедливости взаимоотношений в семье. Религию можно назвать хранилищем коллективной мудрости и опыта человечества. Все мы осознаём, зачастую ценой собственного горького опыта, что быть человеком означает обладать нравственностью. Религия постигала и распространяла нравственные и духовные истины. Через религию можно унаследовать мудрость народа.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие учёные установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями. Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это ещё и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания - это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Считаем необходимым рассмотреть семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции, как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Воспитание детей и юношества дело всеобщее. В нём должны участвовать не только семья и отдельные личности, но и все члены общества. Если все члены социума будут чувствовать ответственность за всеобщее дело воспитания подрастающего поколения, то в обществе непременно будет создана здоровая среда. Однако, в противном случае, при отсутствии взаимопонимания между членами общества, невозможно будет создание здорового климата в обществе. Эта тяжёлая ноша лежит на плечах семьи, общества, радио и телевидения, средств массовой информации, писателей, медресе и правительства. На наш взгляд осуществление этих задач особую роль должны играть семья и медресе.

Под семьёй мы подразумеваем тех, кто постоянно живёт, заботится и уделяет большое внимание, находясь с ними под одной крышей. К ним относятся отец, мать, брат, сестра, дедушка и бабушка.

В деле семейном воспитании роль отца и матери особенно велика, т.к. основная ответственность за воспитание возложена на них.

Родители могут считаться выполнившими свою социальную миссию в том случае, если они воспитали всесторонне развитую и гармоничную

138 личность, имеющую определённые достижения в религиозной, социальной, политической и культурной областях.

В случае, если родители допускают в воспитании своих детей серьёзные промахи, то должны будут нести ответственность перед собой, ребёнком, обществом и государством.

Следовательно, главная ответственность за воспитание детей лежит на плечах родителей. В воспитании ребёнка следует особое внимание обратить на первые периоды жизни, когда он ещё не сформировался и весьма чувствителен, готовится к познанию окружающей среды. В этот период на основе подражания формируются его личные качества. Поэтому очень важно, чтобы родители вели себя примерно, вежливо, ласково, уважительно и тогда они увидят добрые всходы своего поведения в лице своих детей и их отношений между собой.

Все отрицательные поступки современной молодёжи есть результат их плохого воспитания в семье. Недопустимо, чтобы человек, выведя сына в свет, не думал и не принял меры по его обучению и воспитанию, или проявил к нему равнодушие.

В связи с тем, что Иран является Исламской Республикой, влияние Ислама сегодня распространено на все слои общества, начиная с семей, всех стадий обучения и до национальной безопасности. Моральные устои общества берут своё начало в исламе и эти устои полностью соответствуют международными нормам морали, т.е. везде, на всех мероприятиях речь идёт о морали, уважении, щедрости, великодушии, благонравии, благотворительности, развитии, совершенствовании, независимости, величии, свободе и т.п.

На основе проведённого исследования мы пришли к выводу, что в Иране издревле существовали различные виды семейного воспитания.

В процессе воспитания родители играют различные роли, но излишняя критичность, которая преграждает путь ребёнку к самостоятельному развитию и независимости предполагает:

- убеждение в том, что дети полностью находятся под их влиянием;

- принуждение к взяточничеству;

- родители, которые заняты работой и на воспитание детей обращают мало внимание;

- родители - диктаторы, которые запрещают детям всё; препятствуют их свободе и независимости;

- родители, выступающие в роли наставника ребёнка;

- безразличные родители, они не противятся росту ребёнка.

Такие родители и виды их воспитания могут нанести большой урон не только семье, учёбе, воспитанию, но и всему обществу.

В современном Иране сегодня существуют следующие виды воспитания:

1. Технологическое обучение и воспитание: воспитание поставлено на основе использования новых, современных технических средств воспитания и обучения;

2. Научное воспитание: воспитание, основанное на достижениях современной педагогики и психологии;

3. Общественное воспитание: сотрудничество общества с окружающей средой и личностью;

4. Воспитание помимо воли: в основном носит официальный и ханжеский характер, осуществляется путём наказания и штрафа;

5. Приобретенное воспитание: подражание другим без учёта положительных и отрицательных сторон;

6. Внешнее воспитание: расцвет и независимость ради завтрашнего дня общества.

Обобщая виды воспитания семейной педагогики иранцев, мы приходим к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, её развитии и воспитании, а значит и в жизни общества. Она сформировалась под воздействием социально-экономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных

140 традиций. Семья персов, курдов, тюрков, белуджи имела много общего, порождённого укладом жизни иранцев, их общими историческими судьбами, культурой, религией. В то же время каждый народ самобытен и отличается от другого языком, образом жизни и образом мыслей, обычаями и традициями. Всё это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения в ней и педагогическую культуру родителей, на формирование самобытной народной педагогики.

В народной практике накоплены традиции семейного воспитания. Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство.

Рекомендации:

1.восстановление в общественном сознании традиционных ценностей брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

2.возрождение отечественной культурно-исторических и религиозных традиций;

3 .творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

4.совершенствование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Участие родителей в совместной жизнедеятельности, обучение и воспитание своих детей, а также проведение с ними совместных занятий не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям, но и совершенствуют их воспитательную деятельность, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Семейная форма обучения и воспитания

141 способствует как физическому развитию, укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению взаимоотношений между самими родителями.

Пикники с досуговым и физкультурно-спортивным уклоном — это не только способ реализации семейного воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это ещё и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребёнка. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, нравственная, патриотическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат во многом зависит от окружающих ребёнка взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идёт об их поведении, форме, содержании комментариев и т.д.

Многие родители перегружают своих детей просмотром развивающих видеофильмов и посещением различных занятий и кружков, которые, предположительно, должны помочь детям преуспеть в жизни. Зачастую родители приносят в жертву спонтанную игру.

Семейные просмотры телепередачи и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания. Корректные комментарии взрослых по следам телефильмов, спортивных мероприятий могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, и в то же время — человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, как это заложено в традициях большинства народов мира.

Участие родителей в семейном воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми, с одной стороны, безусловно, повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой —

142 поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей подготовленности и педагогическим навыкам минимально соответствовать уровню современной педагогики.

Для возрождения традиций семейного воспитания необходимы не только минимальная педагогическая подготовка, но в ещё большей степени -образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств воспитательной культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум педагогической образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Огромный вклад в популяризацию семейного образования и воспитания могут сделать СМИ, особенно телевидение.

Проблемы современной иранской семьи настолько глубоки, что в их преодолении разовые меры помощи не могут оказаться эффективными. Необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Системность педагогических условий семьи в вопросах трансформации традиций образования и воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по решению проблемы.

Выделим несколько направлений системы работы:

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования семейной традиции и современность в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей: а) Семьям, переживающим разные периоды развития: молодёжи, готовящейся к вступлению в брак; молодым супругам (до рождения ребенка); семьям, имеющим ребёнка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение; родителям детей-дошкольников (посещающих и не посещающих дошкольное учреждение); родителям младших школьников; родителям подростков; родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам; б) Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи: многодетным, малоимущим, неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов. в) Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку двух последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению традиции семейного воспитания: а) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к исламской культуре), б) организации совместной деятельности семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержке семьи.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение и непосредственное осуществление выявления источников финансирования и расхода объёмов программы содействия семейному образованию и воспитанию.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации деятельности компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.

Эффективное управление системой даёт возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общей задачи возрождения традиционной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьёй в целом), в системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хасанали, Мирзабеки Шабанали, 2010 год

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Топикал, 1994.608с.

2. Антология педагогической мысли таджикского народа / Сост.: М.Лутфуллоев, С.Сулаймони, Х.Афзалов. Душанбе: Матбуот, 2009. - 448с.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988. —207с.

4. Антонов А.И. Борисов А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990с.

5. Афзалов, Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX- начале XX вв.-Душанбе: Ирфон, 1992.-231 с.

6. Богославская B.C. В кругу семьи рождается душа — Минск: Ураджай, 2001.- 166с.

7. Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок, или все о геперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 96с.

8. Буйдаков Х.Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом процессе. Душанбе: Маориф,1988. — 447с.

9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших пед.учебн.заведений. М., 2004.-221 с.

10. Ю.Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 2009. 234 с.11 .Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Изб. Психологические исследования. М., 1997. -С.138-156.

11. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт — Флинта, 1998. 432с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: ACT: Астрель, 2007.-238с.

13. Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. М., 1980. - 267с.

14. Григорович JI.A. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2003. - 475с.

15. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985с.

16. Духовность и проблемы образования: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Х.Асозода; сост. С.Сулаймони; НИИ педагогических наук АПН РТ; ТГПУ. -Душанбе, 2007.-378с.

17. Джалилова, Дж. Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама.-дис. .канд. пед. наук.-Душанбе: АПН РТ,2006.-178.

18. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. Киев, 1991.

19. Иаошев К.Е. Минковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.231с

20. История Ирана.- Киев Москва: Альтернатива - Евролинц, 2003.359 с.

21. Ильина Н.А. Растить ребёнка. Как? СПб: Невский проспект, 2007.- 400с.

22. Ильин И.А. О семье. Собр. соч. T.l. М.: Русская книга, 1993.С. 142167.

23. Кадыров, К.Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама).-Душанбе:Ирфон,1998.

24. Кволс К. Радость воспитания: как воспитывать детей без наказания.- СПб: ИД «Весь», 2002. 288с.

25. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.

26. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973с.

27. Койчуев А.А. Педагогика ислама.- Карачевск: Карачаевский государственный университет, 2006.-206 с. /Сайт Карачаевский государственный округ.

28. Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2004. - 21с.

29. Крившенко JI. П. Вайндорф Сысоева М.Е. и др. Педагогика: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 432с.

30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. - 232с.

31. Маджидова, Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье: дисс. .д- ра док.пед.наук.-Душанбе:ТГПУ им.К.Джураева, 2004.-360 с.

32. Макаренко А С. Книга для родителей // Соч.: В 7т. М., 1957. Т. 4.

33. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М., 1987с.

34. Никитин Б.П., Никитина JI.A. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.123с.

35. Отец в семье: Книга дня родителей. М., 1970с.

36. Педагогика и психология семейного воспитания/ под.ред. М.П.Осиповой. Минск: ИВЦ МИНФИНА, 2008. - 360с.

37. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Бим-Бад Б.М. М.: Изд-во БРЭ, 2002. - 528с.

38. Подласый, И.П.Педагогика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009.540с.

39. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.-310с.

40. Сенько В.И. Учителя и родители. Минск., 1987с.

41. Скатин,М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.,2000.231с.

42. Сластелин, В.А.Исаев, И.Ф. и др. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. М., 2007. -321с.

43. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. -М., 1987с.

44. Социальная психология / сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В.Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: Инфра-М., 2001. - 408с.

45. Сухомлинский В.А Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В Зт. Т. З.М., 1981с.

46. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. -М., 1977с.

47. Тайчинов, М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа.-М.:ИГОПУ, 1999.-189 с.

48. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. Минск, 1982 .123с.

49. Тэффелъ, Р. Родители ссорятся: что делать?.- СПб.: Питер, 2005.252 с.

50. Хасанали М. Этнопедагогические традиции воспитания в иранской семье//Вестник Таджикского государственного национального университета.-2009.-№3 (51).-С188-192.

51. Ходжаев К.Т. Педагогико эстетические взгляды мыслителей таджикского народа в XI-ом веке. - Душанбе: Эр-граф, 2004. -250с.

52. Ходжаев К.Т Педагогические взгляды Унсурмаали Кайковуса и Носира Хусрава.- Душанбе: Ирфон, 2009.- 204 с.

53. Ходжаева Ф. Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в Исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества: дисс. . канд. пед. наук. Душанбе, 2009. — 145с.

54. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -271с.

55. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания. -Минск: Пачатковая школа, 2007. — 184 с.

56. Чечет, В. В. Умеем ли мы общаться с детьми? . -Минск: Нар. асвета, 1987. — 144 с.

57. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье.-Мине: Содействие, 2006. 224 с.

58. Шарипов Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы: дисс. .док.пед.наук. — Душанбе, 1997. -389с.

59. Шарипов Ф. Интегрированное обучение- основа развития и воспитания. Душанбе: Маориф, 1995. - 231с.

60. Шпаргалка для родителей / сост. М.Г.Коляда. Донецк: ПФК «Бао», 1998.-448с.

61. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. - 656с.

62. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003. - 272с.

63. Элиум Д. Воспитание сына. СПб.: Питер, 1997. - 288с.

64. Элиум Д. Воспитание дочери. СПб.: Питер, 1997. — 384с.71 .Эрдиль, К. Семейная педагогика в исламе. М., 2008. — 197с.

65. Яго дин В.В. Народные традиции в физической культуре / УрГПУ. Екатеринбург, 1992.- 189 с.72a.http://www.yspu.yar.ruперсид.яз.

66. Абхдрй, Мацид. Осеб^ои ицтимой. Тех,рон: Интишороти Пашутан, 1380/1991.Социалъная помология.

67. Авесто: Ку^антарин ганцинаи мактуби Ирони бостон/ Тарчума ва пажу^иши Хршими Ризо.-Тех,рон: Интишороти Бехдат.-1383/ 2004. Авеста

68. Алмосй, Али Мухдммад. Таърихи омузишу парвариш дар Ирон / Виростор Жолаи Саршор.-Те^рон: Нашри дониши имруз, 1370. Ч,.2. -447с. История обучения и воспитания в Иране.

69. Алмосй, Алй Мухдммад. Таърихи омузишу парвариши Ислом ва Ирон. Тех,рон: Муассисаи интишороти Амири Кабир, 1381. - 446с. История обучения и воспитания в исламе и в Иране.

70. Аминй, (Ибро^им). Ойини тарбият. Техрон: Интишороти исломй, 1368/1989.-203 с. Системы воспитания.

71. Ардабилй, Юсуф. Ро^намой ва мушовараи ^ирфай.-Те^рон: Нашри вироиш, 1374/1995.-143 с.Профориентация.

72. Атторон, Мухдммад. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак: Ибни Сино, Еазолй ва Хоца Насриддини Тусй,-Тех,рон, 1366. 147с. Педагогические идеи великих исламских учителей о воспитании детей.

73. А^амият ва зарурати таълиму тарбият /Хдйъати та^рираи муассисаи «Дар рох,и хдк,», Теэфон, 1376. 24с. Значение обучения и воспитания.

74. А^мадй, Сайид Ах,мад. Усулу равиш^ои тарбият дар ислом. -Тех,рон: Муассисаи интишороти ци^оди донишгох,й, 1372. 335с. Принципы и методы воспитания в исламе.

75. Баёнгард, Исмоил. Равишх,ои эцоди иртибот байни авлиё ва мураббиён. «Интишороти парниён», 1380/1991. Методы коммуникации меэ/сду родителей и воспитателей.

76. Би^ишти, Адмад. Ислом ва тарбияти кудакон.-Тех,рон:Созмони таблиготи исломй, 1370/2000.-430 с. Ислам и воспитание детей.

77. Бедгул, Офок;. Баррасии таъсири барномах,ои омузишии волидайн бар ого^и^ои тарбиятии онх,о: Поённомаи коршиносй. -Тех,рон: Маркази омузиши олии Шах,ид Бохунар, 1994. 124с. Исследования влияния программы обучения родителей по воспитанию детей.

78. Би^иштй, Ах,мад. Ислом ва тарбияти кудак. Тех,рон: Созмони таблиготи исломй, 1372. - Ч.1.2. - 351с. Ислам и воспитание ребёнка

79. Бих,иштй, Ах,мад. Тарбият аз дидгох,и ислом. К^ум: Паём, 1360. -216с. Воспитание в исламе.

80. Гавердон, Томас. Фархднги тафохум дар робита бо фарзандон. -чопи аввал / Тарч. Фарчодй. Тех,рон: Интишороти Ойини тафодум, 2001. - 231с. Культура взаимопонимания с детьми.

81. Гайнот, Х,ойм. Робитаи байни волидайн ва кудакон / Тарч. Сартипй. Тех,рон: Интишороти Иттилоот, 2005. - 235с. Взаимодействие родителей с детьми.

82. Еафурй (Алй). Фарзанд-донишомуз-кудак. -Тех,рон: Интишороти Фачр,1371/2001.-186 с. Дети-учащихся-ребёнок.

83. Дайламй, А^мад, Озарбойчонй, Масъуд. Ахлоки исломй. Интишороти Маориф. -1382/2002.-124 с. Исламское нравы.

84. Дижком,Алй. Озодй ва диндорй.-Тех,рон: Интишороти Товил.-1379/1981.-167 с. Свобода и религиозность.

85. Дурронй, Камол. Таърихи омузишу парвариш дар Ирон. -Тех,рон: Самт, 1376. Ч.1. - С.54-136. История образования в Иране.

86. Гелонй, Мухдммад Амин ибни Шайх Му^аммад. Таълиму тарбият аз назари Газзолй. Табриз, 1320. - 76с. Воспитание и образование в педагогических идеях Газоли

87. Ибни Сино. Китаб-ал ишорат ва танбехат / Тарчума ва нигориши Мухдммад Начафии Зинчонй. Техрон: Ибни Сино, 1319. -100с. Книга указаний и наставлений

88. Ибни Сино, Крнун дар тибб. -Техрон: Суруш, 1366/1981.Канон врачебной науки.

89. Иззатй, Абулфазл. Омузиш ва парвариши исломй.-Техрон:Интишороти беъсат.-1366/1987.-460 с. Исламское обучения и воспитания.

90. Иззатй, Абулфазл. Таълиму тарбияти исломй: баррасии хддаф, усул ва техникадои таълиму тарбияти исломй.-Табрез: Анчумани илмии мазхдбии Донишгох,и Табрез. 125с. Исламское обучение и воспитание

91. ЮО.Иззатй, Абулфасл. Омузиш ва парвариши исломй. Техрон: Биъсат, 1366. - Ч.З. - 460 с. Обучение и воспитание в исламе.

92. Илхомй ва диг. Таълиму тарбият дар ислом.-К^ум: Маркази тахдицоти исломии сипох,и посдорони индилоби исломй, 1372. 250с. Обучение и воспитание в исламе.

93. ЮЗ.Каримй, Абдулатиф. Руйкардх,ои намодин: тарбияти динй бо таъкид бар равипщзи иктишофй.-Техрон: Муассисаи интишороти Кддёнй, 1374. 186с. Символы: религиозное воспитание исследовательским средством.

94. Кор, Ме^рангез. Ч,омеашиносии хонавода.-Те^рон, 1387.-231 с.1. Социология семьи.105Дазвинй, Сайид Козим. Ислом ва таълимоти тарбияти / тарчумаи Зикриллох, Ах,мадй. К,ум: Нашри баён. - 176с. Ислал1 и обучение и воспитание.

95. ЮбДавонини Ирон дар бораи нико^ ва хонавода.-Техрон, 1387.-76 с. Кодекс Исламской Республики Иран о браке и семье.

96. Ю7.К,оимй, Алй. Парвариши мазхдбии кудак. Техрон: Иршод, 1358. - 79с. Религиозное воспитание ребёнка.

97. Ю8.К,оимй, Алй. Ислом ва тарбияти духтарон. Тедрон: Интишороти Амирй бо хдмкории интишороти динй, 1367/1988. - 340с. Ислам и воспитание девочек.

98. Ш.Кримй, Алй. Хонавода ва кудакони гирифтор. Тех,рон: Интишороти Амирй. - 1374/1995. - 123с. Семья и трудные дети.

99. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак(Ибни Сино,Еаззолй ва Хоча Насриддини Тусй).-Тех,рон: Вазорати омузиш ва парвариш, 1368/1989.-146 с. Идеи мусульманских ученых о воспитание ребёнка.

100. Карими, Абдулозим. Таълиму тарбият ба кучо меравад? Интишороти «Мунодии тарбият». 1379. Куда ведёт обучение и воспитание?

101. Конел, В.Ф. Таърихи омузиш ва парвариш дар кдрни бистум/ Тарч. Хдсани Афшор.-Тех,рон:Нашри марказ, 1980.-960 с. История образование в XX в.

102. Мавлоно Чдлолидцини Мухаммади Балхй. Маснавии маънавй.-Техрон: Муассисаи интишороти НигохД372/1993.-1094 с. Маснави (Стихи обращенные к внутренней сути вещей).

103. Мазлумй, Рачабалй. Гоме дар тарбияти исломй.-Техрон, 1382/2003.-143 с. Шаг к исламскому воспитанию.

104. Мирзобегй, Х,асаналй. Сад рох, барои афзоиши эътимод ба нафс/Зери назари профессор С.Сулаймонй.-Техрон: Овоматн,1384/2005.-124 с. Сто золотых ключей совершенствования собственного достоинства.

105. Мирзобегй, Х,асаналй. Чй гуна бихонем, ки бехтар ёд гирем/Зери назари профессор С.Сулаймонй.-Техрон: Овоматн, 1382 /2003.-144 с. Как можно читать, чтобы больше узнать.

106. Мирзобегй, Х,асаналй. Х,азор калрщи тарбият /Зери назари профессор С.Сулаймонй.-Техрон: Овоматн, 1385/2006.-124 с. Тысяча ключей к воспитанию.

107. Мирзоч,онй, X. Духтарони фарорй. Техрон, 1387. - 195 с. Бродяжные девочки.

108. Мундниё, Фарибо. Тарбияти хонавода //Пайванд. -1382.-№292.-С.21 .Воспитание в семье.

109. Муставфй, Ч,авод. Бих,ишти хонавода.-Техрон: Интишороти Дорулфикр,1382/2003.-132 с. Рай семьи.

110. Муч;табо, Мухаммад Бокир. Ислом ва тарбият. -Техрон: Дафтари нашр, 1377/1998.-132 с .Ислам и воспитание.

111. Мутаххарй, Муртазо. Фалсафаи ахлок,й. Техрон: Интишороти Садро, 1366/1987.-197 с.Философия нравов.

112. Нахчулбалога /Тарч. Саййд Ч,аъфари Шахидй. Техрон, 1378/1999.-574 с. Нахчулбалага.

113. Некзод (Махмуд). Куллиёти фалсафаи таълиму тарбият.-Техрон: Интишороти Кайхон, 1361.-204 с. Общая философии образования.

114. Навобинажод, Шукух. ' Хонавода.-Техрон: Интишороти Анчуман ва авлиёи мураббиён, 1378/1999.-206 с. Семья.

115. Низомии Ганчави. Хамса.-Техрон,2006.-194 с. Хамса.

116. Садрниё, Исо. Сайри фархднг дар Ирон ва Магрибзамин.-Те^рон: Донишгох,и Тех,рон, 1961.-710 с. Из истории культуры в Иране и Западе.

117. Саъдии Шерозй. Гулистон / Тасх,ех, ва тавзхд Еуломх,усайни Юсуфй. Тех,рон: Интишороти Хоразмй, 1373/1994.-814 с. Гулистан.

118. Сокит, Мух,аммадх,усайн. Таърихи омузиш дар Ислом.-Тех,рон: Интишороти Кдлам, 1374/1995.-207 с. История образование в исламе.

119. Сулаймони С. Хонавода дар ислом.-Б^ум: Фарогуфт, 2009.-105 с. Семья в исламе.

120. Сурайё, Саидмахдй. Фархднг ва шахсият.Тех,рон: Интишороти К,асидасаро, 1384/2005.-197 с. Культура и личность.

121. Табрезй, Мустафо. Мушовараи хонавода.-Те^рон: Интишороти Фароравон, 1378/1999.-201 с. Семейный консультант.

122. Унсурулмаолии Кайковус. К^обуснома.-Те^рон: Интишороти Най, 1979.-192 с. Кабуснаме.

123. Фарах,й, Еуломх,усайн. Бидишти хонавода^-Техрон: Интишороти Сипе^р озин. -1383/2004.-144 с. Рай семьи.

124. Фаромарзй, Мухдммадта^й. Ахлокиёти зебошиносй.-Техрон: Интишороти Бобак, 1384/2005.-211 с. Нравы эстетики.

125. Фурконй,Ша^ло. Шинохти мушкилоти рафторй.-Техрон, Интишороти Муъовинати пажух,иш, 1383/2004.-204 с. Диагности трудного поведения.

126. Х,асаналй, Мирзобекй. Х,азор калиди тарбият: забони ишк ва хдетиро биомузем/ Зери назари профессор С.Сулаймонй.-Техрон: Овоматн, 1384/2005.-126 с. (дар хдмкорй) Тысяча ключей к воспитанию.

127. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. Сад пурсиш ва посух дар мавриди бехдошти равонии кудак ва навчдвон.-Техрон:Фарноб, 1384/2005.112 с.(дар хдмкорй). Сто ответов по детской и юношеской психологии.

128. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. Рафтор бо кудаки дабистонй.-Техрон: Фарноб, 1385/2006.-80 с. Отношение в детских садах.

129. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. На^ши тагзия дар х,офиза ва ёдгирй.-Тех,рон:Фарноб,1385.- 80 е.(дар хдмкорй). Роль пищи в развитии памяти и совершенствование обучение.

130. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. Накдш тагзия дар саломатй ва рафтор.-Техрон:Фарноб,1384.- 104 е.(дар хдмкорй. Роль пища в здоровье и отношениях.

131. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. Бихонед- бидонед: бехдар тасмим бигиред.-Техрон:Фартоб, 1384/2005.- 4^.2.-89 с.(дар хдмкорй). Учитесь, узнайте и решитесь.

132. Хасанали Хдсаналй, Мирзобекй. Булуп авц ё мавч,.-Тех,рон:ФартобД385/2006.-136 с. Совершенелетие: выерта или вольна?

133. Хдсаналй, Мирзобекй. Пажу^иш дар улуми инсонй бо равиши сода. Чдаати истифодаи муаллимин ва донишчуён.-Тех,рон6 Тех,рон: Фартоб, 1384/2005.-Ч,.1.-90с. Исследование в области человековедение простъъи методом.

134. Хдсаналй, Мирзобекй. Хонавода ва бехдошти равонии кудак ва навчдвон.-Техрон:Фартоб.-1385/2006.-184 с. Семья и психическое здоровья детей и юношей.

135. Хдсаналй, Мирзобекй. Калидх,ои тиллой барои ширин шудани зиндагй//Дунёи чавонон: Мо^номаи фарх,ангй, ичтимой, сиёсй, варзишй ва адбиёти достонй.-Техрон,1385/2006.-№86.-С.16-17. Золотые ключи к хорошей жизни.

136. Хдсаналй, Мирзобекй. Суннатдои омузишу парвариш дар хонаводаи иронй/ Зери назари профессор С.Сулаймонй; ДДОТ ба номи С.Айнй.-Душанбе: Ирфон, 2007.-130 с.Традиция образование и воспитание в иранских семьях.

137. Х,икмат, Алй Ризо. Омузиш ва парвариш дар Иронии бостон.-Техрон: Муассисаи тахдик;от ва барномарезии илмй ва омузишй, 1972.524 с. Образования в древнем Иране.

138. Х,усайнй, Алиакбар. Ахлок; дар хонавода.Тех,рон: Интишороти симо ва садои Ч,умх,урии Исломии Ирон. -1369/2000.-209 с.Семейные нравы.

139. Х,уччдтй, Бо^ир. Равоншиносй аз дидгох,и Раззолй. Те^рон:Интишороти фархднги исломй, 1376/1997.-189 с. Психология с точки зрения Газзали.164Дуччатй, Сайид Мухдммад. Ислом ва таълиму тарбият.-Те^рон, 1368/1989.-276 с .Ислам и образования.

140. Ч,ойгох;и тарбият дар омузишу парвариши ибтидой. Техрон: Интишороти Вазорати омузишу парвариш, 1377/1998.-125 с. Место воспитание в системе начального образование.

141. Шафеободй Абдулло^. Ро^намой, мушовираи шуглй, ^ирфай ва назариях,ои интихоби шугл.-Техрон: Интишороти рушд.-1359/1980.-300 с.Профориентация.

142. Шалабй, Ах,мад. Таърихи омузиш дар Ислом.-Тех,рон: Дафтари нашри фархднги исломй.-1361/1982.-414 с. История образование в исламе.

143. Шарафй, Мухдммадризо. Вижагих,ои хонаводаи мутаодил.-Техрон, 1387.-134 с. Особенносити нормальной семьи.

144. Шахракй, Хдсан Париноз. Зухури педогужих,ои чддид.-Техрон:Интишороти фарошинохти андеша, 1382/2003.-220 с. Становление новой педагогики.

145. Шукух,й (Еуломризо). Мураббиёни бузург. Интишороти Донишгохд Техрон». 1328. Знаменителъные ученые.

146. Шах,идй, Сайидчаъфар. Зиндагонии хдзрати Алй.-Техрон: Интишороти фархднги исломй, 1379/2,000.-254 с Жизнь Али.1. На тадж яз.

147. Аминй, Ибро^им. Интихоби хдмсар/Та^ияи ва та^к;икй Сафар Сулаймонй.-Душанбе: Симург, 1992.-176 с. Выбор жениха.

148. Лутфуллоев, М. Э^ёи педагогикаи ачам.-Душанбе: Маориф, 1997. Возроэ/сдение педагогики аджама.

149. Тусй, Хочд Насируддин. Ойини донишандузй / Бо кушиш ва эх,тимоми Мачид Мах,муди Музаффар; мухдррири масъул С.Сулаймонй; Академияи илмхри педагогии Точ,икистон;Пажух,ишгох,и илмхри педагогй.-Душанбе: Ирфон, 2008.-110 с. Традиция обучения.

150. Сулаймонй, С. Педагогикаи ислом: чойгох, дар низоми омузишу парвариши Ирон/Зери назари Х.Афзалов; Академияи илмх,ои педагогии Точикистон; Пажудишго^и илм^ои педагогии Точ;икистон.-Душанбе: Ирфон, 2008.-250 с. Педагогика ислама.

151. Сулаймонй, С. Консепсияи омузиш ва парвариш дар тамаддуни ориёй/Юмузгор.-2006.-№ 16.-21.04: J4&17* -28.04. Концепция образования в арийской цивилизации.

152. Anastopoulos, A.D., Dupaul, G.J, & Barkley, R. (1991). Stimulant medicantion and parent Training therapies for attention deficit hyperactivity disorder. Journal of Learning Disabilities, 24, 210-218.

153. Barkley, R.A. (1977) A review of stimulant drug research with hyperactive children, Journal of Child Psychology and Psydiatry, 18, 137-165.

154. Barkley, R.A. (1987). Defiant children: Aclinincian's manual for Parent training. New York: Guilford.

155. Barkely, R.A. (1981). Hyperactive children: handbook of diagnosis and treatment. New York: Guilford.

156. Barth, R.P., Blythe, B.J.Schike, S.P., & Schilling, R.F. (1983) self-control training with maltreating parents. Child Welfare 62, 313-324.

157. Baum, C.G, & Forehand, R. (1981). Longterm follow-up Parent training by use of multiple outcome measures, Behavior Therapy, 12, 643-652.

158. Becker, W.G. (1971). Parents are teachers: A child management program, Illinois: Research press.

159. Bellack, A.S., & Hersen, M. (1987). Dictionary of behavior therapy technigus New York: Pergamon Press Inc.

160. Dubey, E.R., O'leary, S.G.& kaufman, K.F. (1983). Training parents of hyperactive children in child manage: A comparative outcome study, Journal of Abnormal Child Psychology, Vol. 229-246.

161. Eisenberg, L. (1979). Hyperkinetic reactions, vol.2. New York: Basic Books.

162. Erhatdt, D., Bake, B.L. (1990). The effect of behavioral parent training of families with young hyperactive children. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 21 (2), 121-320.

163. Eyberg, S.M., & Robinson, E.A. (1982). Parent-child interaction training, Effects on family functioning. Journal of Clinical Child Psychology, 11., 130-137.

164. Fiengold, B.F. (1975). Why your child is hyperactive. New York: Feldman, Julie, and Alan E. kazdin. (1995). Parent management Training for conduct Problem children. The clinical psychologist yale university. 48 (4), 3-5.

165. Ferguson, H.B., Popas, B.A. (1979). Evaluation of Physiological, neurochemical, and animal models of hyperactivity: In R.L. Trits (Ed,), Hyperactivity in children. Baltimore. Md: University Park Press.

166. Fleischman.M.J., & Szykula, S.A. (1981). A community setting replication of a social learning treatment for aggressive. The Behavior Therapist, 12, 115-122.

167. Hall, C.W., Kataria, S. (1992). Effects of two treatment, techniques on delay and vigilance tasks with attention deficit hyperactive disorder (ADHD) children. Journal of psychology, 126, (1), 17-25.

168. Hawkins, R.P. (1977). Behavioral analysis and early childhood education: Enginearing childrens, learning. Psychological Processes in early education. New York Academic Press.

169. Hawkis. R.P., & Petterson, R.F. (1966). Behavior therapy in the home: Journal of Experimental child psychology, 4-99-107.

170. Hecht man, L., Weiss, G.& Perlman, T. (1984). Young adult out come of hyperactive children who received long-termstimulant treatment. Journal of the American Academy of child and Adoloscent Psychiatry, 26, 356-362.

171. Henker, B, & Whalen, C.K. (1980). The changing faces of hyperactivity retrospective and prospective. Inc.K.Whalen, & B. Henker (Eds.), Hyperactive children. New York: Academic Press.

172. Pollard, S., Ward, E., & Barkley, R.A. (1983). The effects of parent training and ritalin onf the parent-child interactions of hyperactive boy. Child and Family Behavior Therapy, 5, 51-69.

173. Powell, Т.Н., Salzberg, С.1., & Itkowitz, J.S. (1983). Reaching mentally retarded children to play with their sibling: using parents as trainers. Education and Treatment of Children, 6, 343-362.

174. Rabin, C. (1982). The effectiveness of a combined marital parent training program in changing parental attitudes and Parceptions. International Journal of Behavior social worker Abstract, 2, (1), 41-65.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.