Типы и функции номинаций персонажа: на материале романов М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и В.В. Набокова "Лолита" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Гуцалюк, Ольга Николаевна

  • Гуцалюк, Ольга Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 208
Гуцалюк, Ольга Николаевна. Типы и функции номинаций персонажа: на материале романов М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и В.В. Набокова "Лолита": дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2010. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гуцалюк, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Номинация лица в общеязыковой системе и в художественном тексте.

1.1. Номинация как теоретическая проблема. Типология номинаций.

1.2. Номинация лица в теории номинации.

1.3. Номинация в художественном тексте.

1.4. Номинация и повествовательная структура текста. Номинация и проблема «точки зрения» в повествовании.

1.5. Обоснование концепции работы.

ГЛАВА II. Типы и функции номинаций персонажа в романе

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.1. Повествовательная структура романа «Мастер и Маргарита» и соотношение точек зрения нарратора и персонажей.

2.2. Основные речевые особенности номинации лица в повествовательной структуре романа «Мастер и Маргарита».

2.3. Номинации главных героев романа как средство выражения смены «точки зрения» в повествовании.

2.4. Номинации Воланда и его свиты и их роль в повествовательной' структуре романа.

2.5. Номинации героев «ершалаимских глав» как средство создания «повествования в повествовании».

ГЛАВА III. Типы и функции номинаций главного героя в романе В.В. Набокова «Лолита».

3.1. Номинации Гумберта Гумберта и оппозиция «нарратор - актор» в повествовательной структуре романа.

3.2. Номинации главного героя романа «Лолита» именами собственными

3.3. Номинации главного героя нарицательными именами существительными.

3.4. Образные номинации Гумберта Гумберта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типы и функции номинаций персонажа: на материале романов М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и В.В. Набокова "Лолита"»

В числе приоритетных направлений в современном гуманитарном знании находятся антропоориентированные стратегии научного поиска, призванные всесторонне изучить человека в его отношении к языку. В этой связи по-новому звучат традиционные проблемы языкознания, в частности - проблема номинации. Постижение основных механизмов номинации в языковой деятельности индивида, социума, этноса приобретает важнейшее значение, так как способствует раскрытию исходных принципов языкового освоения мира человеком, пониманию того; каким образом представлена окружающая нас действительность в естественном языке.

В широком смысле номинация представляет собой обращение фактов внеязыковой действительности в достояние системы и- структуры языка. Протекание этого процесса зависит от мировоззрения субъекта называния, от уровня развития языкового сознания, от исторических условий, в которых происходило- именование. Номинация объективирует результаты социально - значимого и духовно-ценностного опыта носителей языка. В качестве объекта номинации могут выступать предметы, вещества, признаки, свойства, действия, процессы, состояния и события. Однако в общей-теории номинации особое место занимает номинация лица в связи с коммуникативной, когнитивной и прагматической выделенностью категории лица в языковом отображении мира.

Номинативные единицы, которые образно характеризуют человека, эмоционально-оценочно определяют его внешние и внутренние качества, действия и состояния по какому-либо признаку, составляют значительный пласт в системе любого языка. Их' многоаспектное изучение предоставляет возможность интерпретировать специфику воплощения образа человека в языке. Причем к подобного рода единицам относятся единицы разных уровней языковой системы: лексемы, фразеологические единицы, синтаксические конструкции.

Под номинацией лица в настоящей работе подразумеваются разные способы обозначения лица, существующие в системе языка и актуализуемые в речевом употреблении.

Также под знаком антропоцентризма в последнее время развиваются и лингвистические исследования художественного текста. Во многом благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, A.M. Пешковского, Л.В. Щербы и др. складывается понимание того, что именно в языке художественного произведения, актуализуется субъектная организация текста и его художественный мир, во всем своем своеобразии и уникальности. Для современной лингвистики текста основные категории текста - образ автора, персонаж, точка зрения, хронотоп и др. - получают лингвистическую определенность. К таковым следует отнести и номинацию ' лица, которая в художественном произведении, несомненно, также выступает как текстовая категория, репрезентирующая антропоцентрическую «координату» художественного мира текста.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфики номинаций лица в аспекте их обусловленности системой точек зрения и недостаточной изученностью механизмов номинации лица в традиционном нарративе.

В силу абсолютной антропоцентричности художественного текста (основным предметом изображения которого выступает человек, явления и предметы с ним связанные), важнейшей его категорией является* категория «персонажа» («героя»). «Литературный персонаж (герой), художественный образ - одно из обозначений целостного существования человека в искусстве слова в совокупности его облика, поведения; душевного мира» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 195].

Одним из основных средств речевого воплощения смысловой категории «персонаж» в художественном тексте являются его номинации, которые участвуют в эстетической презентации художественного лица. Кроме этого, во многих исследованиях показано, что номинации играют не меньшую роль и в речевом воплощении «образа автора», субъектной перспективы текста, системы точек зрения в его повествовательной структуре.

Проблема повествовательной точки зрения является одной^ из центральных в изучении структуры художественного текста и исследуется в рамках как литературоведческих, так и лингвистических дисциплин. Изучение этой проблемы имеет продолжительную историю, восходящую к классическим работам A.A. Потебни, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, и связано с именами таких крупных специалистов в области нарратива, как Ж. Женетт, Б.О. Корман, Б.А. Успенский, Е.В. Падучева, В. Шмид и др.

Тексты литературы XX в., созданные с определенными отклонениями от моделей традиционного нарратива, демонстрируют нам тесную взаимосвязь системы авторской номинации героя с системой точек зрения персонажей. Именно проблема обусловленности типов и функций номинации особенностями повествовательной структуры и системой точек зрения еще не нашла достаточного освещения в современной лингвистике.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем применяется комплексный подход к описанию системы номинаций персонажа, учитывающей новейшие достижения в области изучения' повествовательной структуры текста, типов повествования и системы точек зрения в тексте; в том, что данная проблематика исследуется на материале романов с повествовательной структурой нетрадиционного типа; в выявлении специфических авторских приемов использования номинативных средств и в определении их роли в создании индивидуального авторского стиля.

Актуальность проблемы обусловленности системы номинаций персонажа структурой повествования нетрадиционного типа определила выбор объекта, предмета и материала для исследования.

Объектом исследования является текстовая категория номинации персонажа в повествовательной структуре художественного произведения. Непосредственным предметом исследования выступает система номинаций персонажа в структуре повествования нетрадиционного типа.

Материал исследования - тексты романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как образца переходной повествовательной формы по типу свободного косвенного дискурса и романа В.В. Набокова «Лолита» как образца модернистского типа повествования;

Основная гипотеза исследования: система номинаций персонажа в художественном тексте нетрадиционного типа повествования обусловлена особенностями его повествовательной структуры, а именно системой точек зрения («Мастер и Маргарита») или взаимодействием разных типов авторского повествования («Лолита»).

Цель исследования - проанализировать типы и функции номинаций персонажа на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В. Набокова «Лолита» и выявить их образно-смысловую роль в художественной системе текста.

Данная цель предполагает решение конкретных задач исследования:

1. Определить исходные теоретико-методологические принципы исследования типов и функций номинации лица в художественном тексте на основе истории научного изучения, а также современного состояния вопроса в науке о языке.

2. Описать типологию, основные функции и особенности языкового выражения номинаций персонажа в художественном повествовании, разных типов.

3. Рассмотреть особенности повествовательной структуры и системы точек зрения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В1. Набокова «Лолита».

4. Проанализировать типы и функции номинаций главных реальных героев (Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного), Воланда и его свиты, героев «ершалаимских глав» в повествовательной структуре романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и выявить роль номинаций в повествовательной структуре романа, в том числе — как средства выражения смены точки зрения в повествовании; как средства создания «повествования в повествовании».

5. Проанализировать типы и функции номинаций персонажа в повествовательной структуре романа В.В. Набокова «Лолита»: а) номинации Гумберта Гумберта собственными именами существительными; б) номинации Гумберта Гумберта нарицательными именами существительными; в) образные номинации Гумберта Гумберта.

Методы исследования. В качестве основного метода в исследовании используется метод традиционного лингвистического описания, а также методы наблюдения, обобщения^ сопоставительного анализа, функционального анализа текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении теоретико-методологических принципов и конкретной методики лингвистического анализа системы номинаций персонажа художественного текста как важного структурообразующего средства в повествовании нетрадиционного типа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в вузовском преподавании лингвистической поэтики, лингвистического анализа художественного текста, отдельных разделов общего языкознания, лексикологии, стилистики, в подготовке и проведении спецкурсов «Филологический анализ художественного текста», «Художественная ономастика»» и пр., а также в преподавании тем, связанных с творчеством М.А. Булгакова и В.В. Набокова в курсах по истории русской литературы XX в.

Основные положения диссертации:

1. Система номинаций персонажа в художественном тексте с повествовательной структурой нетрадиционного типа обусловлена взаимодействием разных точек зрения и типов повествования;

2. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» систему номинаций персонажа характеризуют такие особенности, как столкновение в повествовании совпадающих номинаций разных лиц, совмещение; в номинации разных точек зрения;, использование в роли номинаций неопределенных конструкций, гиперонимического типа, значительная роль развернутых и цитатных номинаций, наличие сложных номинационных цепочек и номинационных рядов.

31. Номинации персонажа в повествовательной структуре романа М:А. Булгакова «Мастер и Маргарита» выступают в качестве механизма смены точек зрения; повествователя и персонажей; в качестве средства актуализации оценочной позиции повествователя или персонажа; в качестве структурообразующего средства сигнала перехода; плана повествования от реального к сверхъестественному и наоборот; в качестве средства созданияг «повествования ^повествовании»;

4. В области номинации главного героя романа; «Лолита» именами собственными главным структурообразующим приемом выступает парадигматическое варьирование номинаций: «Гумберт Гумберт», «Гумберт», «F.F.», уменьшительно-ласкательные наименования; от имени; Гумберт, другие: собственные имена; в том числе включающие интертекстуальную составляющую; что указывает на двойственную натуру Гумберта и выражает противоречивое и сложное отношение Гумберта-нарратора к описываемому герою Гумберту Гумберту.

5. Значительная часть функциональных номинаций главного героя романа В.В. Набокова подчеркивает неопределенность, двусмысленность и даже ложность его позиции; в оценочных и образных номинациях доминирует морально-этическая составляющая - демонстрируется нравственная ущербность и ничтожество героя.

6. Своеобразие номинаций главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» определяется, во-первых, двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, а во-вторых, постоянным варьированием типов повествования — акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного).

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены в докладах, сделанных на Всероссийской научно - практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». VIII Кирилло-Мефодиевские чтения (г. Москва, Московский педагогический государственный университет, май 2007 года), на VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, Московская финансово-юридическая академия, май 2009 года).

Основные положения работы изложены в 6 научных публикациях общим объемом 2,45 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, который содержит 198 наименований, в том числе — 5 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 208 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Гуцалюк, Ольга Николаевна

Выводы по главе III

Особенности номинации главного героя в романе В.В. Набокова обусловлены постмодернистским характером повествования в целом и своеобразием его повествовательной структуры, которое связано с двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, и с постоянным варьированием типов повествования - акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного).

Номинации главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» являются одним из основных способов выражения его оценки в романе. Они служат средством внешней и внутренней характеристики героя. Через номинации текст романа насыщается реминисценциями, цитатами, обнажаются элементы интертекста, выступающие в роли конструктивного текстообразующего фактора.

В области номинации главного героя именами собственными главным структурообразующим приемом выступает парадигматическое варьирование номинаций: «Гумберт Гумберт», «Гумберт», «Г.Г.», уменьшительно-ласкательные наименования от имени Гумберт, другие собственные имена, в том числе включающие интертекстуальную составляющую. Они указывают на двойственную натуру Гумберта и выражают противоречивое и сложное отношение Гумберта-нарратора к описываемому герою - Гумберту

Гумберту. Варьирование имени «Гумберт» на протяжении всего повествования указывает на проблемы героя с идентичностью (самоидентификацией), на его склонность к постоянной мене масок, а также на стремление спрятаться, закрыться от внешнего мира.

В области номинации главного героя именами нарицательными также отмечается парадигматическое варьирование номинаций, являющееся важным средством его характеристики с разных точек зрения. В романе представлены номинации демографического, релятивного, функционального и оценочного типа. Среди них преобладают оценочные номинации, отражающие множественность точек зрения на главного героя и неоднозначность оценочной позиции Гумберта-нарратора по отношению к Гумберту-актору. В плане реализации художественного замысла романа это связано с морально-этической доминантой романа: с помощью оценочных номинаций ярко демонстрируется нравственная ущербность и ничтожество героя, сквозь которые пробивается ощущение им аморальности содеянного и раскаяние преобразившегося Гумберта.

Особую роль в принципах номинации лица в повествовательной структуре романа играют образные номинации. В романе наличествует ряд образных номинаций, связанных с несколькими главными темами романа. Прежде всего, это ряд номинаций, связанных с темой избранности, с темой странничества и с темой «охотник - добыча». Также активны в повествовательной структуре романа зооморфные номинации с качественно-оценочной семантикой (чудовище, зверь, животное). К образным номинациям в романе относятся номинации именами мифологических существ (вурдалак, черт, людоед и др.). Они выполняют характеризующую функцию, подчеркивая определенные черты личности главного героя и раскрывая его систему ценностей. Тем самым« оценочные и образные номинации выступают в повествовании как скрытые предикации: они не только называют персонажа, но и содержат его качественную характеристику.

В целом парадигматическое варьирование номинаций главного героя, состоящее из сложных и разветвленных номинационных цепочек, отражает сложную повествовательную структуру романа и сложную систему взаимоотношений «точек зрения» нарратора и персонажей. Номинации играют важную роль в создании целостного образа главного героя и организации художественного произведения, выполняя образно-смысловую, сюжетно- и структурообразующую функции.

Выявление типов и функций номинаций главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» предоставляет возможность для более адекватной интерпретации художественного повествования модернистского типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа текстов романов М:А. Булгакова , «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита» подтверждена основная гипотеза исследования и реализованы его цели и задачи. Обозначим основные результаты работы.

В настоящем исследовании разработана практическая методика комплексного анализа типов и< функций номинаций- персонажа в связи с особенностями повествовательной структуры и системы точек зрения в романном повествовании нетрадиционного типа и представлен конкретный образец подобного анализа на материале романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита».

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что- целью данной работы не являлось описание системы номинаций как таковой. В* силу особенностей повествовательной структуры обоих романов? можно было заранее предположить, что мы обнаружим в них все' основные типы номинаций, которые принято выделять в лингвистической ^ литературе: прямые и косвенные; идентичные и вариативные; имена собственные, гиперонимические, демографические, функциональные, релятивные, оценочные, местоименные; безобразные и. образные; однокомпонентные и многокомпонентные (развернутые), - и что эти номинации выполняют все те функции, которые принято усматривать у номинаций: интродуктивную, идентифицирующую, предикатную, апеллятивную. Цель работы состояла в другом- показать, какова роль номинаций в формировании повествовательной структуры нетрадиционного типа, в выражении авторской позиции, в характеристике персонажа, в формировании позиции читателя.

Фундаментальные особенности художественного текста (реализация > эстетической функции языка; антропоцентричность, полисемантичность, наличие не только эксплицитного, но и имплицитного содержания), определяя'специфику его образно-семантической организации, так или иначе влияют на выбор тех или иных типов наименований. Однако в нашем случае номинации персонажей должны были рассматриваться с учетом усложненной повествовательной структуры произведения, которая, в частности, связана с особенностями;речевой и композиционной актуализации повествующего лица - «образа автора» (В.В; Виноградов) и зависит от типов повествования и от дифференциации речи?; автора и речи персонажей, определяющих систему точек зрения в повествовании.

Вообще, как неоднократно отмечалось исследователями, один из главных «трендов» литературы ХХ-го столетия по сравнению, с Х1Х-м -постепенное уменьшение роли повествователя, вытеснение- авторского повествования повествованием, организованным неавторскойточкой? зрения. В силу этого существенно изменяются типы и функции номинаций; выработанные классической литературой в рамках традиционного нарратива.

В традиционном повествовании* основная* функция номинаций — • идентифицирующая: Герой, как правило, именуется именем; собственным, поскольку его именует автор (например; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» < персонажи» именуются ¿Базаров, Аркадий-, Николай Петрович, Фенечка и т.д.). Даже в полифонических романах Ф:М. Достоевского, в; которых существенно меняются принципы организации повествованияшо сравнению с традиционными^ эти, изменения; практически* не затрагивают сферу номинации: персонажиг называются собственными именами не только в авторском тексте, но и во внутренней речи других персонажей: Раскольников (в обращениях также - Родион Романыч или« Родя), Свидригайлов, Шатов, Настасья Филипповна: Лишь, изредка, номинации содержат в себе, характеристику,. да< и, то это свойственно, главным образом; предикатным номинациям:

В произведениях нетрадиционного типа именно номинация; оказывается той сферой, куда, активно? вторгаются новые принципы построения повествовательной« структуры, и наоборот: новые функции номинаций становятся одним из важнейших факторов, формирующих новый тип нарратива.

Романы М.А. Булгакова и В.В. Набокова были выбраны именно как ярчайшее воплощение нетрадиционного нарратива: «Мастер и Маргарита» -как образец переходной повествовательной формы по типу свободного косвенного дискурса, «Лолита» - как образец модернистского типа повествования, для которого характерна игра на типах повествователя и крайняя усложненность субъектной перспективы повествования.

Эти тексты являются для исследователя неисчерпаемым источником уникального языкового материала, на котором можно показать ту новую и очень важную роль номинаций, которую мы обнаруживаем при сравнении повествования нетрадиционного типа с традиционным повествованием (при всей условности этих терминов и самого этого противопоставления).

В целом, система номинаций персонажа в художественном тексте нетрадиционного типа повествования обусловлена особенностями его повествовательной структуры, а именно системой точек зрения («Мастер и Маргарита») или взаимодействием разных типов авторского повествования («Лолита»).

Своеобразие типов т функций номинаций в романе «Мастер и Маргарита» связано с соотношением в тексте речевых систем повествователя и персонажей, с организацией повествовательной перспективы высказывания. Особенность повествования в романе М.А. Булгакова состоит в том, что одни и те же эгоцентрические средства отсылают здесь то к персонажу, то к повествователю, а в некоторых (и даже во многих) случаях -к персонажу и повествователю одновременно (когда субъекта точки зрения сложно определить). Неоднозначность отношений точек зрения нарратора и персонажа проявляются в романе «Мастер и Маргарита» в ряде специфических особенностей номинации персонажей. Это намеренное столкновение в повествовании совпадающих номинаций, принадлежащих разным персонажам, обыгрывание значения ключевого слова при номинации лица посредством совмещения разных повествовательных точек зрения, использование неопределенных конструкций в роли номинации лица, которые выступают в функции прагматической' мотивированности неполноты точки зрения персонажа. Для романного повествования характерно широкое употребление образных и цитатных номинаций, наличие развернутых номинационных цепочек, характеризующих наименование персонажа с разных точек зрения, и номинационных рядов, комплексно и подробно характеризующих персонажа.

Номинационные цепочки главных реальных героев романа (Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного) отражают не только смену точек зрения в повествовании, но и изменение оценочной позиции по отношении к герою со стороны повествователя (прежде всего это касается Маргариты и Ивана).

Особое многообразие номинаций характеризует в романе Воланда и его свиту. Это связано* с тем; что они воплощают так называемый фантастический, «сверхъестественный» план повествования. Поэтому герои на протяжении повествования- меняют свои обличья, попеременно выступая то в одной, то в другой роли-маске, совершенно по-разному изображаются в романе с точки зрения разных героев; и даже в восприятии одного и того же персонажа их характеристика все время изменяется. При этом многообразие номинаций этих персонажей является- важным структурообразующим средством — не только средством усиления атмосферы загадочности, таинственности, фантастичности происходящего 'для читателя, но и средством воплощения важнейшей для Булгакова идеи ненадежности свидетельств; непостижимости истинного смысла происходящего для поверхностного наблюдателя.

Система номинаций героев «ершалаимских глав» определяется неоднозначностью позиции повествователя! в структуре повествования, который- выступает то- как непосредственный наблюдатель событий, то как вездесущий и всеведущий экзегетический повествователь, с воплощением множественности точек зрения в повествовании, а также атмосферы загадочности и таинственности для читателя, который не сразу идентифицирует героев описываемых событий. Поэтому в повествовании часто осуществляется переход на точку зрения персонажа, участвующего в событии.

В целом, номинации персонажей в романе «Мастер и Маргарита» являются одним из ведущих способов художественного воплощения повествовательной структуры свободного косвенного дискурса.

Особенности номинации главного героя в романе «Лолита» обусловлены своеобразием повествовательной структуры романа, которая определяется, во-первых, двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, а во-вторых, постоянным варьированием типов повествования — акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного), - что порождает сложные взаимоотношения между точками зрения повествователя и персонажа.

В области номинации главного героя именами собственными главным структурообразующим приемом выступает парадигматическое варьирование номинаций: «Гумберт Гумберт», «Гумберт», «Г.Г.», уменьшительно-ласкательные наименования от имени Гумберт, другие собственные имена, в том числе включающие интертекстуальную составляющую. Они указывают на двойственную натуру Гумберта и выражают противоречивое и сложное отношение Гумберта-нарратора к описываемому герою — Гумберту Гумберту.

Употребление нарицательных имен имеет своей целью семантическую конкретизацию, выделение характеризующих признаков героя. Разнообразные номинации главного героя — демографические, гиперонимические, релятивные, функциональные, оценочные - отражают предысторию главного героя, его связи с другими персонажами, их оценки и отношение к Гумберту, а иногда и самооценки Гумберта.

Важнейшую роль в романе выполняют образные номинации (иногда -целые ряды образных номинаций, объединенные смыслами "странник", охотник", "животное", "мифическое существо"), связанные с несколькими главными темами романа. Эти номинации выполняют характеризующую функцию, подчеркивая определенные черты личности главного героя и раскрывая его систему ценностей. Именно поэтому оценочные и образные номинации выступают в повествовании как скрытые предикации: они не только называют персонажа, но и содержат его качественную характеристику.

Номинации главного героя- романа. «Лолита» являются одним из основных способов выражения его оценки в романе. Они служат средством внешней и внутренней характеристики героя. Текст романа через номинации насыщается реминисценциями; цитатами, обнаруживаются также элементы интертекста, выступающие в роли конструктивного текстообразующего фактора. Номинации играют важную роль в создании целостного образа главного героя и организации художественного произведения, выполняя образно-смысловую, сюжетно- и структурообразующую функции. В целом, номинации главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» выступают в качестве одного из ведущих способов актуализации в романе набоковской «игры» на переходах типов' повествования: таким образом, парадигматическое варьирование номинаций главного героя является важнейшим средством' художественного воплощения» повествования модернистского типа.

При всем художественном своеобразии каждого из романов и при всех различиях между ними, в обоих текстах можно, как представляется, усмотреть ряд общих принципов функционирования номинаций (сходные «номинационные принципы» обнаруживаются и в других текстах с нетрадиционной организацией повествования; более того, отдельные случаи нетрадиционных принципов* номинаций» можно, конечно, обнаружить и в текстах с традиционной повествовательной организацией. Но в такой концентрации и с такой последовательностью они используются, конечно, именно в нетрадиционном нарративе).

Итак, формулируя результаты проведенного исследования, мы можем констатировать, что в романах М.Л. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В В. Набокова «Лолита» выделяются следующие основные функции номинаций:

- использование разных номинаций в повествовании служит, одним из механизмов смены повествовательной точки зрения, представляя поочередно точки зрения разных персонажей или персонажа и повествователя;

- в развернутых номинациях могут совмещаться позиции повествователя и персонажа;

- изменение номинаций может служить, сигналом «переключения», изменения^ плана или типа повествования; (реальный - сверхъестественный; план; перволичное — третьеличное повествование);

- номинации могут выполнять» структурообразующую функцию, как, например, номинация «пятый? прокуратор? Иудеи Понгий Пилат», участвующая в образовании так называемой «рамочной» композиции: Структурообразующими, можно5 считать- и оценочно-характеризующие, номинации Гумберта {Гумберт Грозный и Гумберт Кроткий; очарованный странник и, безумное чудовище и под.) ~ в той мере, в какой они указывают на двойственную натуру Гумберта, определяющую и его двойную жизнь, и нравственную двусмысленность, его позиции; и/ двойственный характер повествования;.

- номинации: могут выполнять также более частные сюжетообразующие функции, отражая этапы сюжетного развития. В первую очередь это- относится к релятивным и функциональным? номинациям, которые могут подготавливать и «номинативно: обеспечивать» развитие сюжетных линий и мотивов! повествования (так, номинации сумасшедший, безумный: и под; не только являются, своего рода сигналом, предсказывая и отражая связь многих персонажей «Мастера и. Маргариты» с клиникой: Стравинского; но и служат- мотивировками в рамках одной из версий, объясняющих московские события; номинации, жилец, квартирантлюбовник, спутник жизни, вдовец отражают изменение статуса Гумберта по отношению к Шарлотте); изменение номинаций в пределах одной номинационной цепочки, или в разных фазах развития одного эпизода, или в разных фрагментах повествования может отражать: эволюцию позиции повествователя по отношению к персонажу (ср. изменение номинаций Маргариты в речи повествователя); изменение отношения персонажа к другому персонажу (ср. номинации Иешуа с точки зрения Пилата в сцене допроса (преступник — бродяга —разбойник — бродячий философ — философ\ — Иешуа — несчастный)', ср. также переход от нейтральных демографических, реляционных или функциональных номинаций к оценочно-характеризующим в пределах одной субъектной позиции-, например в номинациях Воланда с точки зрения Ивана в сцене на Патриарших: иностранец, консультант, профессор - заграничный гусь, сумасшедший немец, убийца, шпион, преступник, ненавистный неизвестный; ср. также изменение номинаций Гумберта в речи Лолиты: Гумочка, милый папаша - грязный, грязный старик; старый павиан)', изменение номинаций' в пределах одного эпизода может просто моделировать этапы восприятия и знакомствах персонажем (ср. номинации Мастера с точки зрения Ивана в сцене первого появления Мастера: таинственная фигура — этот мужчина — неизвестный — таинственный посетитель - мастер) или отражать ситуативные роли персонажа (гость — на протяжении всего эпизода первого знакомства Ивана и.Мастера, больной — номинация Мастера как обитателя клиники Стравинского, слушающий — когда Мастер слушает рассказ Ивана, рассказчик - когда Мастер повествует о своей'жизни); наконец, номинации1 могут иметь интертекстуальные составляющие (ср. Иван Бездомный• и под. в «Мастере и Маргарите» или Жан-Жак Гумберт, Эдгар Гумберт и под. в «Лолите»).

Таким образом, в нетрадиционном повествовании, каким является, например, роман «Мастер и Маргарита», номинация персонажа в каком-то смысле перестает выполнять идентифицирующую функцию, точнее - эта функция совмещается с другими, зачастую более важными функциями, и становится, так сказать, функцией второго плана.

Основной (или одной из главных) для номинаций в романе Булгакова является функция репрезентации точки зрения персонажа (или повествователя, который, по крайней мере в московских главах, также имеет статус периферийного персонажа), ср.: «Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию. <.> — Какая голова? — спросила Маргарита, вглядываясь в неожиданного соседа. <.> Как ни была занята своим Маргарита Николаевна, ее все же поразили странные враки неизвестного гражданина». В рамках традиционного нарратива повествователю нет нужды называть персонажа «гражданином», а тем более «неизвестным гражданином», поскольку этот персонаж уже далеко не в первый раз появляется в повествовании, и читатель прекрасно знает, что его зовут Азазелло. Но в поле зрения Маргариты этот персонаж появляется впервые, и номинации репрезентируют именно ее точку зрения.

Альтернация именований персонажа в рамках номинационной парадигмы может даже выполнять функцию, в каком-то смысле противоположную идентификации, подчеркивая, что герой - «не тот же самый», открывая все новые его стороны и качества и оставляя другие стороны и качества скрытыми, недоступными прямому восприятию читателя. Так, номинации многих персонажей в «Мастере и Маргарите» меняются на протяжении всего романа, и некоторые из них появляются лишь в самом конце: например, истинные имена членов свиты Воланда открываются лишь в эпилоге вместе с их истинным обликом. Более того, некоторые номинации, как элемент игры повествователя с читателем, даже вводят читателя в заблуждение, не позволяя ему правильно идентифицировать персонажа (как, например, в главе «Поединок между профессором и поэтом», когда читатель вправе ожидать продолжения противостояния Ивана и Воланда, а в действительности происходит вполне дружелюбная беседа Ивана с профессором Стравинским).

В романе «Лолита» указанные функции и особенности номинаций (смена точки зрения, выражение оценочной позиции, переключение планов повествования и др.) реализуются в условиях еще большего усложнения повествовательной структуры, т.к. повествователем является не условный нарратор; а сам главный герой, т.е. герой, получающий номинации, и повествователь, присваивающий их герою, - одно и то же лицо. Более того, Гумберт как повествователь репрезентирует точки зрения других персонажей, в том числе — их позицию по отношению к нему самому, и в то же время- имеет возможность давать им< характеризующие номинации не только как нарратор, но и как главный герой.

Системы номинаций персонажей проанализированных романов отражают не только художественные принципы, но и философские воззрения авторов: ненадежность свидетельств, получаемых из «достоверных» источников и даже при наблюдении1 собственными глазами; непостижимость истины, с одной стороны, а с другой — неспособность понять, идентифицировать, «зафиксировать» самого себя, объяснить мотивы собственных поступков^

Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны с расширением исследовательской, базы за счет включения в. рассмотрение других текстов Булгакова и Набокова, а также с применением разработанной методики к анализу текстов других писателей XX в., в которых представлен нетрадиционный» нарратив с неоднозначным соотношением нарраториального и персонажного- начал, - А. Белого, М. Зощенко, А. Платонова и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гуцалюк, Ольга Николаевна, 2010 год

1. Г.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков MA. Собрание сочинений: В 10-ти т.т. М.: Голос, 1999. Том 9:

2. Набоков В.В. Лолита // Набоков В .В. Собрание сочинений^ американскогопериода: В 5-ти т.т. СПб., 1997-1999. Т.2.

3. Набоков В.В. Собрание сочинений? русского периода: В 5-ти т.т. СПб., 1999-2000.

4. Аверин Б.В. Дар Мнемозины. Романы» В. Набокова в контексте русской?автобиографической традиции. СПб., 2003. 5: Акопова Л.С. Отпредметные названия человека // Русский язык в школе, 1986, №5.

5. Александров В.Е. Набоков и; потусторонность: Метафизика, этика,эстетика. СПб., 1999;

6. Александрова Т.Н; Взаимонаправленная транспозиция 'имя лица признаклица1 в русском и английском языках. (К изучению системно-языковой и национально-культурной ; обусловленности; деривационных процессов): Дисс. канд; филол. наук. Саратов; 2004.

7. Андреева Е.В. Речь героя* и позиция автора в поздних рассказах

8. А.П.Чехова: Дисс.канд. филол. наук. СПб;, 20041

9. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. М , 1979.

10. Арутюнова Н.Д. Коммуникативная функция и значение слова // Филологические науки; 1973, № 3.

11. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст // Языковая номинация: Виды наименований. М., 1977.

12. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия лит. и языка, 1976. Т. 35. № 4.

13. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия лит. и языка, 1980. Т. 39. № 1

14. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

15. Баевский B.C. Структурализм // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

16. Байков В.Г. Антропоцентризм языка и поэтика точки зрения // Общая стилистика: Теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей.1. Калинин: КГУ, 1990.

17. Барлас Л.Г. Специфика художественно-речевой семантики и особенности ее анализа // Основные понятия и категории лингвостилистики. Пермь, 1982.

18. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М., 1978.

19. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

20. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб,: Азбука, 2000.

21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. литература, 1972.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

24. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000.

25. Белобровцева И.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Конструктивные принципы организации текста. Дисс. . докт. филол. наук. Тарту, 1997.

26. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. М.: Книжный клуб 36.6, 2007.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974".

28. Болотова М.А. Текст и смысл. Стратегии чтения. К.К. Вагинов «Козлиная песнь». В.В. Набоков «Дар». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»: Научное издание. Новосибирск, 2004.

29. Бондарко A.B. О грамматике функционально-семантических полей // Известия АН СССР, СЛЯ, 1984. Т.43. №6.

30. Бочина Т.Г. Зооморфизмы как семантические дериваты эмоциональной оценки // История русского языка. Словообразование и формообразование: Сборник материалов. Казань, 1977.

31. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка / Пер. с нем. М., 2000.

32. Варатьянц А.Д., Якубовская М.Д. Пособие по анализу художественного текста для иностранных студентов-филологов (третий-пятый годы обучения). М., 1986.

33. Введение в литературоведение / Под ред. Т.Н. Поспелова. М.,1988.

34. Вежбицка А. Дескрипция или цитация // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (Проблемы референции). М.: Радуга, 1982.

35. Вертинская О.М. «Гумберт оценивающий»: Эмоционально-оценивающая лексика в романе В. Набокова «Лолита» // Структура текста и семантика языковых единиц. Калининград, 2003.

36. Вертинская О.М. Эмоционально-оценочная лексика положительной направленности в прозе В. Набокова. Дисс. . канд. филол. наук. Калининград, 2004.

37. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.I

38. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

39. Виноградова Н.В. Имя литературного персонажа: материалы к библиографии // Литературный текст. Проблемы и методы исследования. Выпуск 4 / Отв. ред. И.В. Фоменко, Тверь, 1998.

40. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. школа, 1991'.

41. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990.

42. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

43. Гак В.Г. Введение во французскую филологию. М.: Просвещение, 1986.

44. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация: Общие вопросы. М., 1977.

45. Гак В.Г. О двух типах знаков в языке // В кн.: Материалы конференции «Язык как знаковая система особого рода». М., 1967.

46. Гак В.Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. М., 1974.

47. Гак В.Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии: Сборник трудов. М.: МГПИ, 1972.

48. Гак В.Г. Транспозиция // Энциклопедический лингвистический словарь. М. 1990.

49. Гак В.Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999.

50. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1996.

51. Галимова Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века (1917- 1985). Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002.

52. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

53. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика/ языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

54. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: КомКнига, 2005.61 .Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989.

55. Гюлюлянц K.M. Образное употребление названий животных в сравнениях и метафорах // Вопросы фразеологии IV: Труды Самаркандского гос. ун-та им. А. Навои. Вып. 217. 1971.

56. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.т. М., 1981.

57. Долинин К.А. Бедная «Лолита» //В. .Набоков. Лолита. М., 1991.

58. Долинин К.А. Комментарии // В. Набоков. Лолита. М., 1991.

59. Долинин К.А. Интерпретация художественного текста. М., 1985.

60. Домашнев А.И., Пушкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1989.

61. Дорогая В.Б. Имя собственное и нарицательное в. системе наименований персонажа (роман A.M. Горького «Жизнь, Клима Самгина»). Автореф. дисс. . кандид. филол. наук. Ленинград, 1985.

62. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 1982.

63. Ермакова О.П. Вторичная номинация* в семантической структуре многозначных производных слов' // Способы номинации в современном русском языке. М.: Наука, 1982.

64. Жукова С.А. Ирония в романах М.А. Булгакова («Театральный роман», «Жизнь господина-де Мольера», «Мастер и Маргарита»). Дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 2003.

65. Журавлёв- А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А.Ф. Журавлёв // Способы номинации в современном русском языке. М., 1982.

66. Заика В.И. Повествователь как компонент художественной модели // Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы изучения. СПб., 2001.

67. Зверев A.M. Модернизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т научной* информации- по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001.

68. Земская Ю.Н. Динамика взаимодействия категорий времени и пространства в дискурсе персонажа: Антропоцентрический аспект. На материале романа М. Булгакова «Мастер, и Маргарита». Дисс. . канд. филол. наук. Барнаул, 1997.

69. Иваныпина Е.А. Автор текст - читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов («Адам и Ева», «Мастер и, Маргарита»). Дисс. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.

70. Ильин И.П. Имплицитный автор // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

71. Ильин И.П. Наррататор // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

72. Ильин И.П. Нарративная типология // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

73. Ильин И.П. Нарратология // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

74. Исакова И.Н. Система номинаций литературного персонажа (на1 материале произведений Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого, A.A. Фета и Н.А.Некрасова). Дисс. . канд. филол. наук. М., 2004.

75. Камалетдинова Е.Т. Система номинаций главного героя в романе В. Набокова «Лолита». Дисс. . канд. филол. наук. Калининград, 2005.

76. Кантор М.К. Бремя памяти (о Сирине) // В.В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1999.

77. Киселева Л.Ф. Прочтение содержания- сквозь призму формы // Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988.

78. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. М.: Едиториал УРСС, 2000.

79. Кожевникова H.A. Заметки о собственных именах в прозе Андрея Белого// Ономастика и грамматика. М., 1981.

80. Кожевникова H.A. О соотношении типов повествования в художественных текстах//Вопросы языкознания» 1985, №4.

81. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской* прозе // Вопросы языка'современной русской литературы. Mí, 1971.

82. Кожевникова H.A. Пунктуация и типы повествования // Словарь и культура русской речи. М., 2001.

83. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994.

84. Колшанский Г.В. Лингво-гносеологические аспекты языковой номинации // Языковая i номинация: Общие вопросы. М., 1977.

85. Колшанский Г.В. Номинация и ее объективные источники // Соотношение субъективных и объективных факторов: Сборник статей. М., 1975.

86. Корман Б.О. Избранные труды. Теория! литературы. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006.

87. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

88. Кручинина И.Н. Прямая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. АН СССР. М., 1990.

89. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1967.

90. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

91. Левина С.Д. Модально-референциальные аспекты модернистского текста (на материале произведений М.А. Булгакова и В.В. Набокова). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2001.

92. Леонтьева Е.А. Точка зрения в нарративе (на v материале сопоставительного анализа современных русских коротких рассказов и их переводов на немецкий язык). Дисс. . канд. филол. наук. Тюмень, 2005.

93. Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: Манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Известия АН СССР. Серия лит. и языка, 1979. Т. 38. № 1.

94. Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.

95. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

96. Лихачева Л.Н. Повествовательная точка зрения как художественный прием и его языковая характеристика. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л., 1976.

97. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М:, 1970.

98. Лотман Ю.М. Художественная структура «Евгения Онегина» '// Труды по русской и славянской филологии. IX. Тарту, 1966. Вып. 184.

99. Лукьянова H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики. Новосибирск, 1986.

100. Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: Игра слов в прозе Владимира Набокова! в свете теории каламбура. Ростов на Дону, 1996.

101. Ш.Маликова М.Э. Жертва тотального воспоминания // Культура русской диаспоры; Владимир Набоков 100. Материалы научной конференции. Таллин, 2000.

102. Манн Ю.В. Автор и повествование // Известия АН СССР. Серия лит. и языка, 1991. Т. 50. № 1.

103. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (II пол. XIX в.) // Известия РАН. Серия лит. и языка, 1992. Т. 51. №' 1.

104. Мельничук O.A. Повествование от 1-го лица. Интерпретация текста. М, 2002.

105. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отражения.* Кишинев, 1973.

106. Михайлова Е.И. Повествовательная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Проблема «точки зрения». Дисс. . канд. филол. наук. М., 2008.

107. Набоков В.В. Беседа Владимира Набокова,с Пьером Домергом // Звезда, 1996, №11.

108. Набоков В.В. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М., 2002.

109. Некрасов A.C. Смысловая осложнённость при повторной номинации в художественном тексте // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения: Межвуз. сборник научных трудов. М., 1987.

110. Николаева Т.М. Системность семантико-стилистических трансформаций в русском литературном языке // Русский язык: Исторические судьбы и современность. Труды и материалы. М., 2004.

111. Николина H.A. Повествовательная структура и жанр. М.: Прометей, 1993.

112. Николина H.A. Субъективация повествования^ как фактор композиции художественного текста // Язык и композиция художественного1 текста. М.: МГПИ, 1983.

113. Николина H.A. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Академия, 2007.

114. Новиков JI.A. Семантика русского языка. М., 1982.

115. Новикова M.JI. Метафора и текст // Русская речь, 1982, № 4.12б.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологическихвыражений. 3-е изд. М., 1986.

116. Падучева E.B. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия лит. и языка, 1995. Т. 54.

117. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.

118. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика нарратива. М., 1996.

119. Пешковский A.M. Избранные труды. М., 1959.

120. Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. М., 2004.

121. Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Елец, 2002.

122. Попова Е.А. Нарративные универсалии: Монография. Липецк, ЛГПУ, 2006.

123. Попова Е.А. О лингвистике нарратива // Филологические науки, 2001, №4. 4

124. Попова Е.А. Третьеличный нарратив русской литературы и косвенная речь как средство его структурно-смысловой организации. Липецк, ЛГПУ, 2005.

125. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике: В 4-х т.т. Т.1. М.: Просвещение, 1968.

126. Ратушная Б.Р. Синтаксические свойства фразеологизмов с компонентом зоонимов, обозначающих лицо // Структура, семантика и функционирование в тексте языковых единиц: Сборник научных трудов. Курган, 1997.

127. Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995.

128. Реформатский A.A. Введение в языковедение. М., 2000.

129. Рикер П. Время и рассказ. М., 2000.

130. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994.

131. Семенова Н.В. Роман В. Набокова «Лолита»: «Полифония» структуры и оценок // Балтийский филологический курьер: Науч. журн. Калининград, 2004.

132. Словарь русского языка: В 4-х т.т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. Евгеньевой А.П. М., 1985 -1988.

133. Слухай Н.В. Сверхфразовые образные единства в художественной речи: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Киев, 1984.

134. Созина Е.К. Визуальный дискурс сознания в автобиографической книге В. Набокова // Набоковский сборник: Мастерство писателя. Калининград, 2001.

135. Соколов Б.В. «Мастер и Маргарита» // Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. (Серия: Русские писатели). М.: Алгоритм, 2003.

136. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки X творческой истории. М.: Наука, 1991.

137. Соловьева Е.В. Номинация лица в прозаических произведениях A.C. Пушкина. Дисс. . канд. филол. наук. Казань, 2006.

138. Степанов Ю.С. Философия имени как выражения семантического подхода к языку // Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.

139. Стрельцова И.Д. О некоторых способах номинации в художественном тексте // Филологические науки, 1974, № 5.

140. Сулейманова Э.И. Интеграция элементов чужого высказывания в нарративный текст. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2002.

141. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.,1973.

142. Сысоева В.В. Нарративный потенциал несобственно-прямой речи в художественном тексте. Дисс. . канд. филол. наук. Белгород, 2004.

143. Тагаев П.А. Миры писателя в лингвостилистическом анализе // Русский язык в школе. М., 2004, №6.

144. Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение.

145. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. школа; Академия, 1999.

146. Толмачев В.М. Точка зрения // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004

147. Трубецкова Е.Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х гг. Дисс. . канд. филол. наук. Саратов, 1999.

148. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: Материалы к спецкурсу. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

149. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1971.

150. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

151. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

152. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962.

153. Уфимцева A.A. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М., 1986. Языковая номинация: Общие вопросы. М., 1977.

154. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб., 2004.

155. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.т. / М., 1986-1987.

156. ФедосюкЮ.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. М., 1972.

157. Флоренский П.А. Имена // Опыты: Литературно-философский ежегодник / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М., 1990.

158. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990.169., Фролова Е.А. Номинация персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (функционально-стилистический аспект). Автореф. дисс. . канд. . филол. наук. М., 1993.

159. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. школа, 2002.

160. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // Русский^язык в школе. 1976. №3.

161. Хижняк Л.Г. Мотивация внутренней формы собственных имен в художественной речи // Словоупотребление и стиль М. Горького. Саратов, 1992.

162. Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003.

163. Хрущева E.H. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова. Дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004.

164. Хрущева E.H. Роль дискурса «евангельских глав» в повествовательной организации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «ядро» и «идеал» повествования // Русская литература. XX-XXI век: Направления и течения, 2000; № 6.

165. Чейф У. Данное, контрастивное, определенность, подлежащее, топики и точка зрения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. Современные синтаксические теории в» американской лингвистике. М.: Прогресс, 1982.

166. Чернец Л.В. Адресат // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия» и термины: Учебное пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М:: Высш. школа, 1999.

167. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984.

168. Шаховский В:И. Категоризация эмоций, в лексико-семантической, системе языка: Воронеж, 1987.180: Шмелев А.Д. Русскийгязык и внеязыковая действительность. М., 2002.

169. Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. М., 2002.

170. Шмелеве Д.Н. Слово и образ. М., 1964.183; Шмид В: Нарратология. М., 2003.

171. Шохина В.JI. Комментарии // Набоков В. Лолита. Машенька. Защита Лужина. М., 2004.

172. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных: на материале современного русского языка. Л., 1979.

173. Щукина К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой). Дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2004.

174. Шуников В.Л. «Я» повествование в современной отечественной прозе: Принципы организации и коммуникативные стратегии. Дисс. . канд. филол. наук. М., 2006.

175. Шур Г.С. Теории поля в лингвистике. М., 1974.

176. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

177. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: РГГУ, 1997.

178. Языковая номинация: Виды наименований / А.А. Уфимцева, Э.С. Азнаурова, В.Н. Телия и др. М.,1977.

179. Языковая номинация: Общие вопросы / Отв. ред. Б.А. Серебренников, А.А. Уфимцева. М., 1977.

180. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

181. Appel A., Jr. Introduction // Nabokov V. The Annotated Lolita. Rev. a. updated. New York: Vintage, 1991.

182. Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, 1985.

183. Dolinin A. Lolita in Russian // The Garland companion to Vladimir Nabokov/ Edited by Vladimir E. Aleksandrov. 1995. Connoly J.W. Nabokov's early fiction. Cambridge et al.: Cambridge University Press, 1992.

184. Friedman N. Point of view in fiction: The development of a critical concept // Publications of the Modern Language Association. N.Y., 1955, vol. 70, № 5.

185. Lubbock P. The craft of fiction. London, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.