Типология принципов историзма узбекского народного эпоса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Бобаев, Махаматназар

  • Бобаев, Махаматназар
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 189
Бобаев, Махаматназар. Типология принципов историзма узбекского народного эпоса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Ташкент. 1983. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бобаев, Махаматназар

Введенш

Глава первая. Главный 1фитерпй црпнцппов историзма узбекского народного эпоса . II

Глава вторая. Типология принципов историзма узбекского народного эпоса.

Глава третья. Новый этап псторпзка узбекского народного эпоса.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология принципов историзма узбекского народного эпоса»

Неоспоримой истиной является следующее: к чему бн человек ни стремился в своей духовной лпбо материальной ппзнп, объект его стремления всегда исторически конкретен. В этом смысле, поскольку народный эпос запечатлевает многовековое прошлое народных масс, выражаемый в нем соцпальный идеал такие приобретает характер исторической конкретности. Однако этот социальный идеал с течением времени цретерпевает изменения. Поэтому один из основополагающих принципов марксизма-ленинизма заключается в том, чтобы каждое явление, обладающее качеством исторической конкретности, рассматривать в его историческом развитии. Воддь мирового пролетариата В.И.Ленин, утверццая необходимость рассматривать возникновение и развитие какого угодно явления только в историческом контексте, писал: пВесь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каздое положение рассматривалось лишь (с!-) исторически; (Jb) лишь в связи с другими; (^р лишь в сеязп с конкретным опытом истории".*

При анализе свойственных народному эпосу высоких общечеловеческих идеалов- такпе необходимо, в полной мере применяя выше-цриведенные указания В.И.Ленина, оценивать эти идеалы с точки зрения конкретной эпохи слопенпя эпоса и в конкретной пе форме делать вывод о его значении для современности.

Историзм народного эпоса не следует, однако, трактовать в том смысле, что эпос црямо отображает реальную историю. Следствием воззрения на эпос как на копию истории были в узбекской науке об эпосе проводившиеся в прошлом широкие дискуссии. В частности, неправильное понимание узбекского героического эпоса пАлпамыш" и Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.49, с.329. его принципов историзма привело отдельных ученых к неправильным р выводам относительно этого эпоса. Однако большинство крупных ученых, таких, как В.М.Нирмунский, Х.Т.Зарпфов, А.К.Боровков, М.й.Богданова, Н.С.Смирнова, И.Т.Сагитов, А.Н.Киреев, С.С.Сураза-ков, И.В.Пухов, вскоре прямо указали на недопустимость подобного отношения к народному эпосу вообще, на неправильное понимание его историзма, верно оценили исторические основы такого величественного эпоса, как „Алпамыш" и выраженный в нем социальный идеал. 1Саядый специалист, занимающийся народным творчеством вообще, народным эпосом в частности, чтобы оставаться в кругу первостепенных проблем и не запутаться в массе второстепенных вопросов, должен в своей работе исходить пз принципов историзма. В.И.Ленин, специально подчеркивая особую важность этого для специалистов в области общественных наук, писал: п Самое надеяное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое валное, чтобы подойти к этому воцросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на кадцый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его pas's вития смотреть, чем данная вещь стала теперь". Рассмотрение кап-дого явления в исторической конкретности, оценка его только в историческом развитии - это долгою быть важнейшим оценочным критерием также в науке об эпосе. о

Абдунабиев А., Степанов А. Об эпосе пАлпамыпГ. - Правда Востока,, 29 января 1952 г.

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67.

В отчетном докладе Центрального Комитета ХХУ1 съезду КПСС указывается на необходимость для советской интеллигенции относиться к тем или иным литературным явлениям исходя из цринципов последовательной партийности и историзма, а также на то, что цри несоблщенип этих принципов можно допустить множество ошибок; при этом подчеркивается: п.Проявление безыдейности, мировоззренческой неразборчивости, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей".4 Это ценное указание служит для фольклористики руководящим принципом в самом широком смысле слова. Следовательно, при оцешсе эпоса и его возникновения, а также выдвигаемых в нем идеалов применение принципов последовательной классовости и историзма всегда должно быть для исследователя главным критерием.

Актуальность темы

Об узбекском народном эпосе создано весьма много исследований, притом ценных. В них высказываются мысли относительно того либо иного образца народного эпоса, его сюжета и композиции, идейно-]{удояественных особенностей, поэтических отличкй; при этом, конечно, исследователь исходит из принципов последовательной классовости, а также историзма. Однако вопрос о том, является ли основной критерий эпического наследия и свойственного ему историзма единым для всех типов узбекского народного эпоса или же обладает типологическими особенностями соответственно неоднородности материала, до сих пор исследованию не подвергался. Узбекский народный эпос сцраведливо считается неоднотшшым. Поэтому, какзто бы сторону узбекского народного эпоса исследователи ни

4 Материалы ГОТ съезда КПСС. М., 1981, с. 62 рассматривали, им необходимо отчетливо принимать во внимание конкретзшй тип историзма эпоса и свойственные этому типу крите- 1 рии. Однако ни типология историзма узбекского народного эпоса, ни критерии, свойственные для кагдого типа, до сих пор не определены, кавдый ученый поэтому не монет избрать последовательный путь в своей работе. Эту слошую и вместе с тем почетную задачу - рассмотреть проблему типологпп принципов историзма узбекского народного эпоса - следует ныне считать безотлагательной. Особенно сейчас, когда во всем мире идеологическая борьба становится беспощадной, тема нашей диссертации приобретает актуальность, посколысу выясняет типологию принципов свойственного народному эпосу историзма и на основе этого предоставляет исследователям полную возможность рассматривать изучаемые факты исходя из принципов последовательного историзма. Актуальность теш диссертации определяется также тем, что выяснение степени историзма конкретного национального эпоса открывает широкие пути для того, чтобы всесторонне изучить как стадиальный процесс развития эпоса в це- 1 лом, так и особенности его возникновения и мутаций в пивом исполнении.

Степень изученности и научная новизна теш

Исследование принципов историзма узбекского народного эпоса началось в 40-е годы. Такие ученые, как В.М.Жирмунский, Х.Т. Зарифов, М.Саидов, Т.Мирзаев, М.Мурадов, Т.Ачилов, в своих исследованиях, посвященных цроблемам узбекского народного эпоса, поре путно останавливались на вопросе историзма. Однако в целом принципы историзма узбекского народного эпоса специальному исследованию не подвергались. В таком аспекте наша диссертация цриобрета-ет характер оригинальности в двух отношениях: во-первых, опреде

Жирглунсхшй В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героичесляя принципы историзма узбекского народного эпоса в целом, она ! выясняет, в чем именно состоят здесь основополагающие критерии; во-вторых, она намечает типологию принципов свойственного узбекскому народному эпосу историзма и указывает ее грани, стороны, характерные для каждого типа. Именно это последнее качество, обеспечивая работе оригинальность и своеобразие, наряду с этим свидетельствует, что в узбекской фольклористике она является первой в своем роде, не имеющей претендентов. А это ванный фактор, подчеркивающий степень новизны исследования.

Задачи и цели исследования

Связи узбекского народного эпоса на протяжении многих веков с общественной жизнью, эволюция присущего ему историзма не были объектом специального исследования. Поэтому главная цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить связи узбекского народного эпоса с общественной жизнью, а также ступени последовательного развития принципов историзма народного эпоса. Последнее кий эпос. М., 1947: Жирмунский В.М. I) Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л., 1974; 2) Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии. - В кн.: Вопросы изучения эпоса народов СССР. ГЛ., 1958; Зарифов Х.Т. К изучению узбекского народного эпоса. - Татя же; Мирзаев Т.М. I) Узбекские варианты дас-тана «Аннамит". Ташкент, 1968 (на узб. яз.); 2) Эпический репертуар народных сказителей. Ташкент, 1979 (на узб. яз.); Саидов М. Художественное мастерство в узбекских народных дастанах. Ташкент, 1969 (на узб. яз.); Ачилов Т. Исторические основы дастаяа „Маматкарим-палван". Канд. дпс. Ташкент, 1966 (на узб. яз.); Мураи дов М. Жанровые идейно-художественные особенности дастанов „Го-роглы". Докторск. дис. Ташкент, 1975 и т.д. же, в свою очередь, находит применение благодаря тому, что определяются основные историческо-структурные типы эпоса и выясняются принципы историзма, свойственные для каждого отдельного типа. Таким образом, важная задача нашего исследования заключается в том, чтобы наметить типологию историзма узбекского народного эпоса и указать существенные особенности каждого типа.

Методология исследования

Историзм считается одним из важнейших принципов марксистско-ленинской методологии. К.Маркс и Ф.Энгельс по этому поводу писали следующее: „Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории,. История природы, так называемое естествознание, нас здесь но касается; историей не людей нагл придется заняться, так как почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от нее". Как видим, каждое явление необходимо рассматривать и исследовать в историческом контексте. Основную методологическую базу нашего исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, указания JJJ и ХХУТ съездов КПСС, исторические постановления нашей партии и правительства о литературе и искусстве. Наряду с этим в работе, в качестве методологической опоры, широко используются высказывания по проблеме принципов историзма в народном творчестве, содержащиеся в исследованиях крупных советских ученых-фольклористов.

Теоретическая и практическая ценность исследования

Определение типологии принципов историзма национального эпоса, с одной стороны, создавая возможность осветить возникновение эпоса и этапы его исторического развития, с другой стороны, помогает выявить отношения отображенных в эпосе событий к с Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 16 (цримеч.). реальной общественной жизни. Исследование принципов историзма узбекского эпоса, в свою очередь, следует считать главным фактором того, чтобы вс1фыть историческую основу эпоса, а также законы его развития и видоизменения. В этом заключается важное теоретическое значение диссертации.

Переходя к практическому ее значению, следует сказать, что до сего времени в средней и высшей школе сведения об историзме народного эпоса преподносятся на основе крайне туманных и путаных идей. Типология цринципов историзма узбекского народного эпоса, содержащаяся в нашей работе, помогает непосредственно исправить этот недочет в преподавании фольклора, это с одной стороны. С другой же, проблема „народный эпос и обществэнная жизнь" считается темой, которая слабо освещена узбекской фольклористикой. Имеющиеся по этой теме отдельные статьи в значительной степени страдают односторонностью - они выпячивают либо исключительно историческую основу, либо только то, что свойственно художественному творчеству. Без сомнения, то, как проблема „эпос и общественная жизнь" освещена в нашем исследовании, послужит практическим руководством в науке об эпосе. И наконец, важное практическое значение настоящего исследования заключается в том, что его выводами можно будет воспользоваться в ходе преподавания указанного круга вопросов студентам филологических факультетов, в виде спецкурсов, факультативных занятий и т.п.

Апробация работы

Диссертация была на разных уровнях обсуждена в отделе фольклора Института языка и литературы игл. А.С.Пушкина Академии наук Узбекской ССР. По отдельным вопросам, выдвигаемым и разрешаемым в работе, диссертант читал доклады на конференциях молодых ученых Института (1979, 1980, 1981 гг.). По диссертации опубликованы бропвзра и три статьи.

Структура диссертации

Исходя из особенностей теш, диссертация заключает в себе Введение, три главы, Выводы, Список использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность теш, формулируются цель и задачи работы. В главе первой выявляется главный критерий определения принципов историзма узбекского народного эпоса. В главе второй исследуется типология принципов историзма узбекского народного эпоса. Третья глава, хотя по своей сущности является органическим продолжением главы второй, все же вычленена, поскольку приобрела черты самостоятельности, трактуя принципы историзма узбекского народного эпоса только советской эпохи. Выводы излагают общие итоги проделанной работы. В заключительном Списке перечислено главное из той литературы, которая использована в библиографической части диссертации.

II

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Бобаев, Махаматназар

181 ВЫВОДЫ

Эпос отображает яркие и назидательные страницы народной истории. Прошедший многие этапы долгого исторического развития узбекский народный эпос отобразил историю трудовых масс свойственным ему способом - в 1фугу эпической поэтики. Вниманием к сущности отображаемых эпосом истории народа, его чаяньям, надеццам и устремлениям оцределяются характерные для эпоса принципы псторпзма.

Поскольку узбекский народный эпос с точки зрения типологии обнаруживает многогранность, принципы свойственного ему историзма невозможно определять на оспове единообразного 1фптерпя. Исследование проблемы типологии историзма узбекских дастанов дало нагл основание прпйтп к ниже следующим выводам.

1. Роль основного критерия, чтобы оцределить свойственные общеузбокскому эпосу принципы псторпзма, играет получивший в народном эпосе непосредственное выражение социальный ццеал.

2. Для каждого пз псторпко-тппологлческих пластов узбекского народного эпоса имеются свои, только ему црпсущие, принципы исторпзт, в основном группируемые как цршщшш эпоса героического, романического п собственно псторпческого.

3. Принципы историзма, относимые к первому - героическому - типу, характеризуются относительной конкретностью, иначе говоря - непосредственной связью с определенными периодами иоторпп трудового народа. К примеру, историзм узбекского героического эпоса п Алпамыш" выражает социальный ццеал, црпсущпй оцределонной эпохе народной истории - периоду, когда патриархально-родовые отношения постепенно разрушалпсь и еще только нарождались отношения феодальные. Поэтому в дастане возвеличивается идеал борьбы за единство рода (племени), за семью, за возлюбленную.

Следовательно, историзм дастана „Алпашш" нельзя изучать в связи с социальным идеалом, црисущпм эпохе развитого феодализма.

4. Принципы же историзма, свойственные узбекскому р о м а-ническому эпосу, характеризуются следующим: если принципы историзма героического эпоса выявляются, будучи обусловлены социальными идеалами, присущими определенному периоду народной истории, то произведения романического эпоса особо выделяются, в части историзма, тем, что, наряду с выражением социальных отношений, в основном, феодальной эпохи, возвеличивают еще и общечеловеческие идеи, свойственные почти всем этапам истории человечества. Следовательно, таким образом, цринципн историзма романического эпоса определяются выявлением народных идеалов верной, беспорочной любви, дружбы, патриотизма, мужества и отваги. По этой прЕчине, в сфере романического эпоса, если анализ мотивов, ведущих в структуре того пли иного сюжета, еще важнее - ведущего конфликта указывает на связь этого сюжета с противоречиями, свойственными весьма древним эпохам истории, то подобный же анализ по отношению к другому сюжету свидетельствует о его связи с социальными идеалами сравнительно более позднего периода истории народа, конкретно - времени развитого феодализма.

5. Сложная природа принципов историзма узбекского исторического эпоса указывает, что такой эпос прошел очень длительный период поэтапного развития. Этим вызвано появление нескольких типов историзма, сообразно степени проявления историзма на каидом этапе развития такого эпоса. Изучение названных типов дает нагл основание для нескольких, формулируемых ниже, выводов относительно историзма узбекского исторического эпоса в целом.

Исторический эпос всегда создается в силу потребности художественно отображать кошфетные исторические события, деятельность исторических личностей. Однако, в результате прошествия длительного периода времени, конкретные исторические события в эпосе постепенно тускнеют и сюжет обогащается эпизодами, имеющими свойство фантастического вымысла (к црпмеру, дастаны »»Айчинар", „Шей-банихан"), иж пе, при сохранении исторических событий, состав героев эпоса пополняется образами художественного, а не исторического, происхождения (например, дастан пТолгонай").

EcjlH эпос был создан близко по времени к историческим событиям, составляющим его основу, если у его героев есть конкретные прототипы, он считается эпосом реалистическим. Подобного рода принципами историзма реалистического характера обладает узбекский народник: эпос советского времени.

6. Изучение типологии принципов историзма узбекского народного эпоса, в свою очередь, выдвигает перед исследователями эпоса задачу еще глубже выявлять связи меццу кошфетньми, принадлежащими к каццому из типов историзма народного эпоса, дастанами и социальной действительностью, причем решение этой задачи, без сомнения., обогатит советскую, в том числе узбекскую, фольклористику ценными теоретическими выводами. И это должно стать одной из важных задач будущего.

- 184

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бобаев, Махаматназар, 1983 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., тт.З, 12, 21, 41.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., тт.39, 49.

3. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981.

4. Абдунабиев А., Степанов А. Об эпосе „Алпамыш". Правда Востока, 29 января 1952 г.

5. Азбелев С.Н. Эпос и история (один пз теоретических аспектов). Фодськлор и историческая действительность. Русский фольклор, т.XX. Л., 1981.

6. Алимов А. О дастане „Комсомолка Айтути". В кн.: Пулкан-шаир. Исследования по узбекскому народному творчеству, кн.4-я. Ташкент, 1876 (на узб.яз.).

7. Андреев М.С. Чилтаны ( ) в среднеазиатских верованиях.

8. В кн.: Сборник „В.В.Бартольду". Ташкент, 1972.

9. Астахова. A.M. Былины Севера. М., Л., т.1 1938, т.П - 1951.

10. Афзалов М.И. Пулкан. В кн.: Пулкан-шаир. Исследования по узбекскому народному творчеству, кн.4-я. Ташкент, 1976 (на узб. яз.).

11. Ачилов Т. Исторические основы дастана „Маматкарим-палван". Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ташкент, 1966 (на узб.яз.).

12. Воробьева Н.Н.' Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М., 1978.

13. Газыбаев Т. Творчество Фазыла Юпдаш-оглы в советскую эпоху. Ташкент, 1941 (на узб.яз.).

14. Геродот. История в девяти книгах, книга первая. М., 1883.

15. Джалалов Г. „Хуршидай" и народные сказки. В кн.: Пулкан-шаир. Исследования по узбекскому народному творчеству, кн. 4-я. Ташкент, 1976 (на узб.яз.).

16. Древние авторы о Средней Азии. (71 в. до н.э. Ш в. н.э.). Хрестоматия под ред. В.В.Баженова. Ташкент, 1940.

17. Дъяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

18. Жирмунсгош В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов СССР. М., 1958.

19. Зйфмунский В.М. Вопросы генезиса и истории героического сказания об Алпамыше. В кн.: Об эпосе „Алпамыш". Ташкент, 1959.

20. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., I960.

21. Лйфмунсьий В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М., 1962.

22. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л., 1974.

23. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.

24. Задыхина К.Л. Культура и быт узбеков Кипчакского района Каракалпакской АССР. Труды Хорезмской археолого-этнограгоической экспедиции, т.П. М., 1958.

25. Зарифов Х.Т. К изучению узбекского народного эпоса. В кн.: Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.

26. Зарифов Х.Т. Основные мотивы эпоса „Алпамыш". В кн.: Об эпосе „Алпамыш". Ташкент, 1959.

27. История Узбекской ССР. В четырех томах, т.1. Ташкент, 1967.

28. Кабулнпязов Дж. Пути развития узбекского советского фольклора. Ташкент, 1969 (на узб.яз.).

29. Каххаров А. О жанре дастана. Узбек тили ва адабиёти, 1981, J6 6 (на узб.яз.).

30. Кидаш-Покровская Н.В. О дастане „Рустамхан" (узбекский героико-романический эпос). Серия „Эпос народов СССР". М., 1972.

31. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.

32. Короглы Х.Г. Туркменский эпос „Гёр-оглы" и особенности его историзма. — В кн.: Специфика фольклорных жанров. М., 1973.

33. Лихачев Д.С. Былевой эпос Х-первой половины XI в. В кн.: Русское народное творчество, т.1. М., Л., 1953.

34. Лихачев Д.С. Былевой эпос периода феодальной раздробленности. -В кн.: Русское народное творчество, т.1. М., Л., 1953.

35. Майков А.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.

36. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.

37. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. СПб., 1897.

38. Мирзаев Т. Узбекские варианты дастана „Алпамыш". Ташкент, 1968 (на узб.яз.).

39. Мирзаев Т. Эпический репертуар народных бахши. Ташкент, 1979 (на узб.яз.).

40. Мирзаев Т., Сарымсаков Б. Дастан, его типы и историческое развитие. В кн.: Эпические жанры узбекского фольклора. Ташкент, 1981 (на узб.яз.).

41. Мурадов М. Жанровые и идейно-художественные особенности дастанов „Гороглы". Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ташкент, 1975.

42. Мусакулов А. Терма (песня сказителя) и промежуточные формы в узбекском фольклоре. Узбек тили за адабиёти, 1981, J6 4 (на узб.яз.).

43. Об эпосе „Алпамыш". Материалы по обсуждению эпоса „Алпамыш". Ташкент, 1959.

44. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М., 1962.

45. Пропп В.Я. Об историзме русского эпоса (ответ академику Б.А.Рыбакову). Русская литература, 1962, № 2.

46. Пропп В.Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения,, Ученые записки ЛГУ, J3 339. Серия филологических наук, вып„72, Л., 1968.

47. Пропп В.Я. Об историзме русского фольклора и методах его изуче-ния„ В кн.: Фольклор и действительность. М., 1976.

48. Пулканов А. Прототип и художественный образ в современных дастанах,, В кн.: Пулкан-шаир. Исследования по узбекскому народному творчеству, кн.4-я. Ташкент, 1976 (на узб.яз.).

49. Путилов Б.Н. Концепция, с которой нельзя согласиться. Вопросы литературы, 1962, II.

50. Путилов Б.Н. Об историзме русских былин. В кн.: Специфика фольклорных жанров. Гусский фольклор, т.Х, М.-Л., 1966.

51. Путилов Б.Н. Мотив как сшетообразующий элемент. В кн.: Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я.Проппа. М., 1975.

52. Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма. В кн.: Типология народного эпоса. М., 1975.

53. Рыбаков Б.А. Исторический взгляд на русские былины. История СССР, 1961, 5 и 6.

54. Рыбаков Б.А., Древняя !Русь. Сказания, былины, летописи. М., 1963.

55. Саидов М. Художественное мастерство в узбекских народных дастанах. Ташкент, 1969 (на узб.яз.).

56. Саидов М. Принципы реализма в народном творчестве. Шарк Юлдузи, 1981, J5 12 (на узб.яз.).

57. Сарымсаков Б. Некоторые замечания о характере психологического изображения в дастанах. В кн.: Пулкан-шаир. Исследования по узбекскому народному творчеству, кн.4-я. Ташкент, 1976 (на узб.яз.).

58. Сарымсаков Б. Несколько замечаний по поводу дастана пАрзигуль",- В кн.: Ислам-шаир и его место в народной поэзии. Ташкент, 1978 (на узб.яз.).

59. Соколов Ю.М. Об исторшсо-социологическом методе изучения былин.- В кн.: Памяти П.Н.Сакулина. М., 1981. Сперансгаш М.Н. Русская устная словесность. М., 1917. Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948.

60. Чичеров В.И. Вопросы теории и стории народного творчества. М., 1959.

61. Айчинар. Сказитель Кадыр Рахимов. Записал А.Каххаров. Узбекский фольклорный архив им.Х.Т.Зарифова Института языка и литературы игл.А.С.Пушкина Академии наук Узбекской ССР, инв. }Ь 1720, 1976, 150 с. (на узб.яз.). Алпамыш. Ташкент, 1969 (на узб.яз.).

62. Многотомное издание. Ташкент. 1975 (на узб.яз.). Песня Бульбуля, т.п. Ташкент, 1972 (на узб.яз.). Равшан. В кн.: Узбекские народные дастаны. В двух томах, т.1.

63. Ташкент, 1958 (на узб.яз.). Толгонай. Ташкент, 1978 (на узб.яз.).

64. Узбекский фольклор. Хрестоматия, кн.2-я. Ташкент, 1941 (на узб. яз.).

65. Ширин и Шакар. В кн.: Арзигуль. Узбекское народное творчество. Многотомное издание. Ташкент, 1975 (на узб.яз.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.