Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 25.00.24, кандидат наук Владимирова, Валентина Александровна

  • Владимирова, Валентина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Курск
  • Специальность ВАК РФ25.00.24
  • Количество страниц 257
Владимирова, Валентина Александровна. Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области: дис. кандидат наук: 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география. Курск. 2013. 257 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Владимирова, Валентина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке

1.1. Культурологическая составляющая современной географической науки

1.2. Место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве

1.3. Методы и этапы исследования музыкально-фольклорных традиций

ГЛАВА 2. Формирование музыкально-фольклорных традиций Курской области в геокультурном пространстве

2.1. Этапы формирования регионального геокультурного

пространства

2.2.0собенности музыкально-фольклорных традиций Курской области в

геопространстве русской культуры

ГЛАВА 3. Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области

3.1. Оценка культурного потенциала Курской области (по МФТ)

3.2. Внутриобластные районы музыкально-фольклорных традиций

Курской области

3.2. 1. Центральный район

3. 2. 2. Южный район

3. 2. 3. Северо-западный район

3. 2. 4. Северо-восточный район

3. 2. 5. Курско-Воронежское приграничье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Территориальная дифференциация музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на территории России наблюдается тенденция к осознанию социокультурными общностями своей культурной самобытности, выражающаяся особенно активизировавшимся интересом к древнейшим пластам исторического и культурного наследия, стремлением возродить и сохранить свои традиции, накопленные веками, предшествующими поколениями. И это на сегодняшний день особенно важно, ведь именно культура, является фундаментальной основой сохранения самобытности и уникальности этноса.

Однако в современных условиях, когда глобализационные процессы уже затронули практически все сферы жизнедеятельности общества, включая духовную, очень остро стоит вопрос о кризисе национальной идентичности, унификации национально-культурной самобытности, стандартизации традиционной культуры, опасности исчезновения локальных культурных (духовных) ценностей, историко-культурного наследия народов. Следовательно, проблема возрождения и сохранения традиций, их дальнейшего развития и активного использования обществом приобретает особый характер. В связи с этим тема исследования музыкально-фольклорных традиций в региональном аспекте является очень актуальной.

Современное геокультурное пространство Курской области в силу природных, исторических, экономических и социальных факторов обладает уникальным культурным потенциалом. Особый интерес вызывает музыкально-фольклорное наследие, представленное самобытными и разнообразными музыкально-фольклорными традициями, отражающими исторический и социокультурный опыт народа, являющиеся его духовной основой и обуславливающие особенности культурного и социально-экономического развития области.

Оказывая влияние на компонентную структуру конкретной территории, музыкально-фольклорные традиции могут не только благоприятно сказаться на культурном развитии территориальных общностей, но и, вовлекаясь в социально-культурную сферу, могут улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе. В частности этому может способствовать развитие культурного туризма, основу которого составляет историко-культурный потенциал, включающий в себя всю социально-культурную сферу, в том числе и традиционную музыкальную культуру. Отражая культурное и духовное самовыражение народа, музыкально-фольклорные традиции являются важнейшим фактором устойчивого привлечения туристских потоков. Исходя из этого, изучение и популяризация музыкального фольклора Курской области становятся особенно актуальным.

Рассмотрение пространственных особенностей формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области довольно актуальная и практически не изученная проблема. Данная диссертация представляет собой первый опыт географического исследования музыкально-фольклорных традиций в пределах регионального геокультурного пространства на примере одного из субъектов РФ - Курской области.

Объект исследования: музыкально-фольклорные традиции в геокультурном пространстве Курской области.

Предметом исследования выступают территориальные особенности формирования музыкально-фольклорных традиций в региональном геокультурном пространстве

Цель исследования - раскрыть особенности и закономерности территориальной дифференциации музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве Курской области.

Исходя из цели, в работе решались следующие задачи: — обосновать изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географической науке;

— определить место музыкально-фольклорных традиций в геокультурном пространстве;

— выявить особенности формирования и развития музыкально-фольклорных традиций Курской области, посредством изучения динамики становления геокультурного пространства региона с выделением основных этапов;

— оценить культурный потенциал Курской области (по МФТ) и определить проблемы и перспективы развития музыкально-фольклорных традиций;

— осуществить внутриобластное районирование Курской области, на основе территориальных различий музыкально-фольклорных традиций.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: теоретические разработки основ географии культуры (А.Г. Дружинин); представление о геокультурном пространстве (Э.Б. Алаев, А.Г. Дружинин, E.H. Соколова, В.Н. Стрелецкий); теория организации пространства (Б.С. Хорев, А.И. Чистобаев, М.Д. Шарыгин); представление об историко-культурном наследии (Н.В. Воробьева, В.В. Подколзин); культурно-ландшафтный подход и концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, B.JI. Каганский, В.Н. Калуцков, Б.Б. Родоман, Р.Ф. Туровский).

В работе были использованы следующие методы: сравнительно-описательный, историко-географический, включая анализ факторов и процессов социо- и культурогенеза, картографический, районирования, статистический, этнографический, метод полевых исследований, анкетирование.

Информационной базой исследования явились этнографические материалы по изучению традиционной народной культуры региона (А.И. Дмитрюков, Я. Золотарев, A.C. Машкин, Е.И. Резанова, В.И. Резанов), исследования традиционной музыкальной культуры Курской области фольклористов (Н.М. Бачинская, И.Н. Карачаров, Е. А. Краснопевцева, A.B. Кунавина, A.B. Руднева, Г.Я. Сысоева, О.С. Токмакова, В.М. Щуров и др.), статистические данные, результаты экспедиционных исследований традиционной музыкальной культуры

области, собранные в разные годы и разными собирателями, в том числе и автором диссертационного исследования. В работе широко использовались архивные материалы Курской областной научной библиотеки им. H.H. Асеева, материалы Областного Дома народного творчества и Кабинета народного творчества Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— впервые обосновано изучение музыкально-фольклорных традиций в современной географии и определено их место в геокультурном пространстве;

— выделены этапы формирования геокультурного пространства Курской области;

— впервые дана качественная оценка творческой активности населения Курской области (по МФТ) на основании высчитанного коэффициента творческой активности;

— впервые предметом географического исследования стали территориальные различия музыкально-фольклорных традиций Курской области;

— впервые выявлена территориальная внутрирегиональная дифференциация музыкально-фольклорных традиций Курской области и проведено районирование;

— разработаны авторские карты, отражающие социокультурные процессы, происходившие на территории Курской области.

Практическая значимость. Теоретико-методологические основы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших геокультурных исследований. Результаты исследования применимы в просветительских и образовательных целях: в процессе преподавания экономической и социальной географии и краеведения в учебных заведениях, для разработок новых учебных курсов культурно-географической направленности, тем по социальной географии ЦЧР и Курской области, а также семинаров, курсовых и дипломных работ. Диссертационное исследование, может использоваться для разработки программ культурного и социально-экономического развития региона.

Результаты исследования и конкретные материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Детской школы искусств п. Золотухино Курской области по дисциплине «Музыкальная литература», применяются в турфирме «Чунга&Чанга» и историко-культурном центре «Коренная пустынь», что указано в актах о внедрении результатов диссертации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Культурологическая составляющая современной географической науки Лишь совсем недавно, изучение культуры и связанных с ней явлений было характерно только для таких традиционных дисциплин как культурология, этнография, искусствоведение, фольклористика, философия и другие. Однако в результате постоянно усиливающегося научного интереса к данному феномену в этот процесс стали включаться и новые предметные области. На сегодняшний день культура является предметом исследования естественных наук. Такая тенденция связана с процессами гуманизации общества и формированием в науке особого социокультурного подхода. Этот процесс вполне естественный, так как такой сложный феномен как культура необходимо исследовать, учитывая общетеоретические представления об обществе, человеке, результатах человеческой деятельности, фактах культуры, собранных в самых разных как гуманитарных, так и естественных дисциплинах.

Развитие современной географии происходит на стыке общественных, естественных, гуманитарных и технических наук, вследствие чего она представляет собой междисциплинарное образование. В последние десятилетия в отечественной науке на фоне все более усиливающегося интереса к культурологической тематике на стыке культурологического, географического и регионоведческого знания произошло становление нового направления научных исследований — география культуры, призванной исследовать пространственные закономерности культуры во взаимосвязи с процессом формирования, развития и функционирования территориальных общественных систем (104). Для России, изучение географии культуры представляет собой перспективное направление научных исследований в географии.

Формирование этого междисциплинарного направления произошло в XX веке в США. Ее основателем считают К. Зауэра, давшего начало комплексному изучению культурно-географических ландшафтов. Являясь сторонником хорологической концепции, ученый считал, что культура людей и природа во всем их пространственном разнообразии тесным образом связаны между собой. Огромная роль в становлении культурной географии принадлежит Р. Хартшорну и В. Зелинскому. Задачей географии Р. Хартшорн считал «изучение территориальной дифференциации земной поверхности» и описание отдельных «земных пространств». При этом к сфере интересов географии ученый относил также культурные традиции и обычаи населения, включая традиционные песни, танцы, музыкальные инструменты и т. д., считая, что все эти явления взаимосвязаны с природными и социально-экономическими условиями конкретной территории. Большое значение для развития культурной географии сыграли также работы американского этнографа К. Уислера по теории культурных ареалов (culture areas). По его мнению, в основе их выделения лежит территориальное распространение различных явлений и феноменов культуры. Проанализированные теоретические построения Уислера представлены в работе Я. В. Чеснова (123).

В России до революции 1917 года русскими географами широко использовались культурологический и антропологический подходы в изучении географии. По всей вероятности, этому способствовали идеи и концепции немецких научных школ А. Гумбольда и К. Риттера. Однако в работах отечественных ученых (A.A. Крубера, В.П. Семенова-Тян-Шанского, A.A. Григорьева и др.) география культуры рассматривалась в рамках отечественной науки, как отдельная культурологическая составляющая.

В советский период традиции русской географии были утрачены, отрицались значимость и актуальность географии культуры, а сам предмет разбирался очень узко. Вопросы географии населения и культуры рассматривались в рамках

экономической географии. Общие проблемы географии этого времени формировались в сферах ландшафтоведения, геоморфологии, сравнительного страноведения. Для географии это был достаточно сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной.

Впервые в нашей стране к теме научных исследований по изучению связи географии и искусства подошёл российский антропогеограф В.П. Семёнов-Тян-Шанский. В своей монографии «Район и страна» он ввёл в научный оборот понятие «культурный пейзаж». При этом в качестве отличия от живописного пейзажа, им был предложен термин географический пейзаж, под которым понимается определенная гармоничная, закономерная картина, типичная для данной местности (96). Особое значение для В.П. Семенова-Тян-Шанского имела пейзажная репрезентация местности, подчеркивающая связь географии и искусства. Этой теме в его работе «Район и страна» посвящена отдельная глава «География и искусство». В.П. Семёнов-Тян-Шанский различал два русских музыкальных ландшафта - Севера и Юга.

В первой четверти XX века Л.С. Берг рассматривал географию как науку о ландшафтах (7). При этом он обращал внимание не только на природные, но так же и на культурные ландшафты. Под культурными ландшафтами он понимал те, в которых человек и его произведения культуры играют важную роль. Наиболее активно понятие «культурный ландшафт» ученый использовал до начала 1930-х гг. (8, 9).

Формированию и становлению географии культуры в советское время способствовали такие направления науки, как этническая география, лингвистическая география, топонимика, историческое ландшафтоведение, изучение этнических традиций природопользования. Все они подготовили «почву» для развития географии культуры.

Существенный толчок теоретизации геокультурных явлений в 1980-е годы дали работы В.М. Гохмана (32). В своих теоретических построениях он

придерживался мнения о культуре, распространенного в современной культурологии, как системе средств и механизмов адаптации человеческого общества к окружающей среде.

Теоретическими аспектами географии культуры в 1980 - 1990-е годы занимались такие российские географы как Ю.А. Веденин (15), Б.Б. Родоман (90), Н.Ф.Дмитревская и Ю.Д. Дмитревский (35) и др. Особое внимание уделялось теории, методологии, методике выделения и анализа культурных районов. По вопросу сопряженного изучения экономических, социальных и культурных районов очень интересным является подход JI.B. Смирнягина (98). Он выдвинул гипотезу о различных формах реакции на пространство и соответствующих масштабных уровнях территориальной организации социума, экономики и культуры. По JI.B. Смирнягину, культурное взаимодействие людей в географическом пространстве, территориальная дифференциация культурных структур общества имеют особый сложный характер. В связи с этим по сравнению с экономическими и социальными районами, культурные районы занимают более высокие «этажи» районирования. С разработкой теоретических основ анализа культурных районов, стали осваиваться новые, более гибкие, нетрадиционные методы и процедуры районирования. Среди них можно выделить методику «плавающих признаков» районирования из работы JI.B. Смирнягина (98), «регионального синдрома» (82), «безграничное районирование» (97).

При изучении этнокультурных взаимодействий в географии культуры используется понятие этноконтакных зон. Изучение этноконтактных зон было инициировано географами (132), в 1980-е гг. во время работы комиссии по этнографии Московского филиала Географического общества СССР данный термин был предложен одним из инициаторов одноимённого цикла докладов и сообщений Н. В. Юхнёвой (133). В отличие от понятий «этническая граница», «территория смешанного этнического расселения», «полиэтнические регионы», о которых и ранее довольно часто писали географы, данный термин поставил в

центр внимания процесс взаимодействия народов в зонах их «стыка», их исторического соприкосновения, т.е. в ареалах наиболее активного межэтнического взаимодействия (62). Этноконтактную зону можно считать одной из разновидностей географических границ, она обладает всеми присущими этой категории географических понятий чертами и функциями. Их можно причислить к категории этнических гравитационных географических границ, которые выполняют преимущественно контактные функции. Но так как последние могут охватывать большие площади, то в классификации этноконтактных зон необходимо учитывать величину и форму занимаемой территории. Исходя из этого, этноконтактные зоны делят на следующие: компактные (в т.ч. с разделением в зависимости от размера территории), узкополосные и точечные (например, многонациональные города). Можно также классифицировать их по иерархическому уровню разделяемых этнокультурных систем: 1) между суперэтносами, признаками которых может служить, например, религия; 2) между этносами (например, по языковой принадлежности).

В становлении методологических основ географии культуры немалый вклад внесли такие исследователи, как С.Я. Сущий и А.Г. Дружинин (104), Ю.А. Веденин (15), Р.Ф. Туровский (119) и др. В выделении предмета и методов географии культуры велика роль А.Г. Дружинина (38, 40). В середине 1990-х впервые в нашей стране (в Ростовском университете) им была написана докторская диссертация по теоретико-методологическим основам географии культуры (39). По мнению А.Г. Дружинина, в качестве объекта исследования данной научной дисциплины следует рассматривать «территориальную организацию культуры (территориальное единство географического субстрата, формы и способа существования культуры)», а предмета исследования -«пространственные закономерности территориальной организации культуры, включая и все многообразие и иерархичность ее географически детерминированных и дифференцируемых форм» (40, с. 20). А.Г. Дружининым

выделены аспекты геокультурных исследований: эколого-культурный, экономико-культурный и политико-культурный. Он также определил уровни исследований: локальный, региональный, глобальный; подходы в исследовании -аксиологический, личностный и технологический. Кроме того, А.Г. Дружинин выделил несколько десятков субдисциплин в географии культуры. Он подчеркивает важность совместного изучения процессов расселения и географии культуры, считая, что частично и то и другое можно описывать, используя близкие термины и понятия.

В 1994 г. учеными Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем при Ростовском Государственном Университете - С.Я. Сущим и А.Г. Дружининым была выпущена фундаментальная монография «Очерки географии русской культуры» (104), которая стала первым комплексным исследованием географии культуры России. Это одна из первых попыток в нашей стране системного изложения в одной книге географии и истории культуры России. С.Я. Сущий и А.Г. Дружинин достаточно подробно дают характеристику этнокультурной структуры Российского пространства на разных исторических этапах. Они попытались провести системный анализ геодинамики русской культуры в целом. Ученые вводят в научный оборот понятие «геоэтнокультурной системы», под которой ими понимается территориальная (географическая) целостность, локализованная в пределах определенного ареала и формируемая взаимодействием этнических общностей, антропогенизированных природных комплексов (ландшафтов) и особых форм пространственной организации общества (территориальных общественных систем) в процессе природопользования (104, с. 17-18). По мнению С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина геоэтнокультурная система - это такой тип пространственных образований, которые резко отличаются от общепризнанных объектов исследования географии человека. Она не сводима ни к государству, ни к социально-экономическим территориальным системам, ни к ареалу этнического расселения.

Со становлением в нашей стране географии культуры переосмыслялась сущность культурного ландшафта. Стало осознаваться в первую очередь то, что культура и ландшафт, связаны друг с другом не только через ее результаты, но и через процессы деятельности - т.е. потоки вещества, энергии и информации. В конце 80-х - первой половине 90-х годов XX века в изучении культурного ландшафта отечественными учеными намечается перелом, связанный с пониманием необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной, идеальной) культуры. Человек как носитель определенного типа культуры также стал включаться в культурный ландшафт. В результате сложились различные толкования термина «культурный ландшафт». Некоторые исследователи придерживаются традиционного для российских физико-географов подхода и определяют культурный ландшафт как «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами (51, 78, 79, 94, 95). В 1990-е годы стали формироваться новые мировоззрения в исследовании культурного ландшафта в отечественной географии. В области культурного ландшафта возникло сразу несколько исследовательских направлений. Представитель феноменологического направления В.Л. Каганский в своем определении культурного ландшафта делает акцент на роль в его создании и поддержании человеческого сообщества (52). Ряд ученых считают, что в формировании культурного ландшафта важную роль играет интеллектуальная и духовная деятельность; при этом важно подчеркнуть, что духовные и интеллектуальные ценности, которые хранятся и передаются от одного поколения людей к другому в виде информации, не только определяют формирование и развитие культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта (21, 119). Такого мнения придерживалось исследовательское культурно-экологическое направление, возглавляемое Ю.А. Ведениным и большей частью представленное

культурно-ландшафтными исследованиями Института культурного и природного наследия. Ю.А. Веденин в своем определении культурного ландшафта опирается на представления о ноосфере и определяет его как «целостную и территориально-локализованную совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединённого действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей» (15, с. 6). При этом «результаты деятельности человека, воплощённые в объектах материальной и духовной культуры, являются частью культурного ландшафта» (14, с. 49). Ю.А. Веденин выделяет в культурном ландшафте два основных слоя - природный и культурный. Природный слой подразделяется на естественную и преобразованную людьми природу. Культурный слой включает пласты материальной культуры, создающей внешний облик ландшафта, и духовной культуры. Возможен вариант дифференциации культурного слоя на пласты народной и профессиональной культуры. Необходимо отметить, что представители этого научного направления также ведут огромные прикладные работы по изучению культурных ландшафтов, сохранению природного и культурного наследия нашей страны.

В 1990-е гг. Ю.А. Веденин стал инициатором создания серии сборников «География искусства» (27, 28) и опубликовал монографию «Очерки по географии искусства» (19). В этой работе автор подробно изучает роль искусства как одной из движущих сил формирования культурного ландшафта значение природных и социально-культурных факторов в формировании территориальных общностей и комплексов искусства, особенности территориальной структуры различных видов художественного продуцирования.

Р.Ф. Туровский (119), основываясь на построениях Ю.А. Веденина, предлагает выделять в морфологической структуре ландшафта пейзажную (визуальную материальную, физическую) и нематериальную (невидимую

духовную) составляющие. Он определяет культурный ландшафт как генетически и территориально единый синтез частных («отраслевых») культурных пространств, относительно однородный комплекс этнических, лингвистических, конфессиональных и прочих компонентов

Интересным в области культурно-ландшафтных исследований является этнокультурное направление, в рамках которого особое внимание уделяется культурному (этнокультурному) своеобразию этнических или регионально-локальных групп в их взаимодействии с окружающей их средой, с «собственным» культурным ландшафтом. Эта область исследований представлена работами В.Н. Калуцкова (53, 54, 55). По его мнению «экологический» подход к культурному ландшафту выражает идеал гармонии человека, его деятельности и природы, в таких рамках становится возможным и актуализация гуманитарного начала культурного ландшафта, и поиск пределов конструктивизма, т. е. допустимого вторжения человека в ландшафт (54, с. 18). Исследователь понимает под культурным ландшафтом целостное проявление национальной культуры в определенных географических условиях. В. Н. Калуцков рассматривает природный ландшафт как семиотическую систему, практически адекватную языку, этнологическим параметрам народа и народностей, населяющих это пространство. По его мнению, как объект комплексного исследования культурный ландшафт представляет собой шестикомпонентную систему, включающую: 1) местное сообщество, 2) поселение, 3) природный ландшафт, 4) местное хозяйство, 5) местную языковую систему, включая топонимию, 6) духовную культуру, включая фольклор. Признание определяющего значения антропологической составляющей ландшафта усиливает роль интеллектуальной и духовной деятельности личности в создании его облика.

В отечественной культурной географии еще очень слабо развиты конкретные региональные и краеведческие исследования. По мнению В.Н. Стрелецкого, необходимым звеном в структуре региональной культурной географии являются

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Владимирова, Валентина Александровна, 2013 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов И.С. О курских Саянах. Этнографический очерк. - Петербург, 1907.

2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. — М., 1983. — 350 с.

3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. — М., 1982.

4. Баранов С. Народное творчество Льговского округа Ц.-Ч. О. // Известия Курского общества краеведения. Орган совета общества и Госмузея. - Курск,

1929. - № 4 - 6 (10 - 12). - С. 49 - 57.

5. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. — 4-е изд. - М.: Музыка, 1974. - 302 с.

6. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - С. 30.

7. Берг Л.С. Предмет и задачи географии // Изв. РГО. -1915. - Т. 51. Вып. 9. - С. 463-475.

8. Берг Л.С. География и ее положение в ряду других наук // Вопросы страноведения. М. - Л., 1925.

9. Берг Л.С. Ландшафтно-географические зоны СССР. - Ч. 1. - М.:ВАСХНИЛ,

1930.

Ю.Болыиой советский энциклопедический словарь. - 4-е изд. - М, 1990. - 863 с.

11.Борщик Н.Д. Участие украинцев в заселении Курского края в XVIII веке // Пятые Дамиановские чтения (материалы Всероссийской научно-практической конференции). - Ч. 1. - Курск: Курск. ГСХА, 2008. - С. 89 - 93.

12.Булгаков Г.И. К вопросу об изучении Саянских сел Курского края (Из материалов обследований) // Известия Курского Общества Краеведения. Орган совета общества и Госмузея. (Год издания третий) Издание Курского Общ-ва краеведения и Госмузея. Курск, 1929. № 1 - 2. - С. 61 — 64.

13.Быканова Т.И. Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С. 20 - 29.

14.Веденин Ю.А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Изв. АН СССР. Сер. география. - 1988. - № 1. - С. 49 - 56.

15.Веденин Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения //Изв. АН СССР. Сер. география. - 1990 б. - № 1. - С. 3 - 17.

16.Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Изв. РАН. Сер. география. -1992.- №3.-С. 90-99.

17.Веденин Ю.А., Лютый A.A., Ельчанинов А.И., Свешников В.В. Культурное и природное наследие России (Концепция и программа комплексного атласа). -М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1995. - 119 с.

18.Веденин Ю.А. Проблемы сохранения культурного и природного наследия в зонах катастроф // Наследие и современность. — М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1996. - Вып. 3. - С. 3 - 14.

19.Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - СПб.: Дмитрий Буланин; М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1997 в. - 224 с.

20.Веденин Ю.А., Лютый A.A., Ельчанинов А.И., Свешников В. В. Атлас «Культурное и природное наследие России» // Картография на рубеже тысячелетий, - М., 1997. - С. 294-300.

21.Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Современное законодательство об охране и использовании наследия // Наследие и современность. М.: Российский НИИ культурного и природного наследия. - 1997. - Вып. 5. - С. 3 - 14.

22.Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Село Плехово Курская область: Обучение основам музыкальной традиции. -М.: Всероссийский дом народного творчества, 1992. - 147 с.

23.Воинова Н.Е. Территориальная организация свеклосахарного производства Курской области.: Дис. канд. геогр. наук: 11.00.02 / Воронеж, гос. пед. ун-т. — Воронеж, 1996. - 245 с.

24.Востряков JI.E. Управление наследием: от восстановления «точечных» объектов - к воссозданию среды // Наследие и современность. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1996. - Вып. 3. - С. 31 — 40.

25.Гаврилова H.A. Современное бытование песенного фольклора в Курской области // Культура Курского края (лингво-этнографические очерки). - Курск: КГПУ, 1995.-С. 113-148.

26.Ганцкая O.A., Лебедева Н.И., Парникова A.C. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX - начало XX вв.) // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. - М., 1960 (ТИЭ. Т. L VII). - С. 32 - 45.

27.География искусства. Вып. I / Отв. Ред. Веденин Ю.А. - М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1996. - 154 с.

28.География искусства. Вып. II / Отв. Ред. Веденин Ю.А. - М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1998. - 254 с.

29.География Курской области: Учеб. пособие для школ Курской области. -Курск: КГПУ, 1997. - 112 с.

30.Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. - М., 1988.

31.Горюнов Б., Елисеева О. Русские народные музыкальные инструменты Белгородской области: Метод. Пособие. - Белгород: Изд. Дом «В. Шаповалон», 1998.- С. 4-5.

32.Гохман В.М. Общественная география, ее сущность, структура // Вопросы географии. - 1984. -№ 123. -С. 51- 64.

33.Грешникова A.B. Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике (на фольклорном материале Курской области): Автореф. дис. канд. филолог, наук: 10.01.09 / Орл. гос. ин-т. культуры. - Орел, 2007. - 23 с.

34.Грицепанова C.B. Календарные песни села Плехово Суджанского района Курской области в обрядовом контексте // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С. 51 - 69.

35. Дмитревская Н.Ф., Дмитревский Ю.Д. География культуры и новое политическое мышление // География, политика и культура. - JL, 1990. — С. 127 -134.

36.Дмитрюков А.И. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде Курской губернии. «Московский телеграф», 1831. - № 10. - 266 с.

37.Добротворский Н. Саяны. Историко-этнографический очерк // Вест. Евр. — 1888.- №9.

38.Дружинин А. Г. Методологические основы географических исследований культуры // Изв. ВГО. - 1989. - Т.121., Вып. 1. - С. 59 - 64.

39.Дружинин А.Г. География культуры: теоретико-методологические основы географического исследования культуры: Автореф. дис. док. геогр. наук:... / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 1995.

40.Дружинин А.Г. Теоретические основы географии культуры. — Ростов-наДону: Из-во СКНЦ ВШ, 1999. - 114 с.

41.Ермакова Н.В. Не распадается связь времен. Тезисы к вопросу о поддержке и перспективах возрождения музыкальной традиции в селе: город-село «обратная связь» // Проблемы возрождения и сохранения традиционной культуры: Материалы областной научно-практической конференции. - Курск, 2005. - С. 36-42.

42.Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плехово Суджанского района). - Курск: КГУ, 2005. - 193 с.

43.Ефременко С.Н. Слобода Ямская г. Курска. - Курск: Курск. Губсовета общ-ва Краеведения, 1928.-С. 19-26.

44.Ефременко С.Н. Историко-поэтическое описание рек Курского края (Юго-Западного края Ц.-Ч.О. - бывш. Курская губ.) // Известия Курского общества краеведения. Орган совета общества и госмузея. - Курск, 1929. - №1 - 2. - С. 64-70.

45.Ефремов А.П. Свадьба крестьян хутора Танеева (Обоянская волость Курского уезда) // Известия Курского губернского общества краеведения. - 1927. - № 1 -2.-С. 24-27.

46.Жмыхов В.М. Производственно-территориальный комплекс Курской области, его внутреннее районирование и перспективы развития: Дис. канд. географ, наук: 11.00.02 / Воронеж, гос. пед. ун-т. - Воронеж, 1966.

47.3акон РФ «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости съезда народных депутатов РФ. - 1992. - № 46. - С. 33 - 89.

48.Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. - Смоленск: Ойкумена, 1999. - 256 с.

49.3еленин Д.К. Географическая песня // Вестник воспитания. - 1904. - № 4. Разд. 2-4. -С. 91 -94.

50.3олотарев Я. Пригородная слобода Казацкая (Этнографический очерк) // Курский сборник. -1902. - Вып. II. - С. 115 - 132.

51.Кабо P.M. Природа и человек в их взаимных отношениях как предмет социально-культурной географии // Вопросы географии. Вып. 5. География населения. - М.: Географгиз, 1947. - С. 5-32.

52.Каганский B.JL, Родоман Б.Б. Ландшафт и культура. Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. - М.: РГБ, 1995. -Вып. 3. - 88 с.

53.Калуцков В.Н. Ландшафт как территория и ландшафт как место // География и природные ресурсы. - 1995 а. - № 4. - С. 5 - 10.

54.Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. - 1995 6.- №4. - С. 16-20.

55.Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение и концепция культурного ландшафта // Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии / Ред. Красовская Т.М. и Калуцков В.Н. - М. - Смоленск: СГУ, 1998. - С. 6 - 13.

56.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 304 с.

57.Карачаров И.Н. Песенные традиции бассейна реки Пела - древнейший очаг рукой национальной музыкальной культуры // Духовное наследие русской национальной культуры / Сборник тезисов и докладов Н-ой региональной научно-практической конференции. - Курск, 1998. - С. 14-16.

58.Карачаров И.Н. Песенная традиция с. Плехово Курской области Суджанского района - уникальное явление в русской народной музыкальной культуре // Роль народного творчества южных регионов России в современной культуре: Сборник докладов III региональной научно-практической конференции. -Курск: КГПУ, 1999. - С. 31 - 38.

59.Костина Д.С. Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края: Автореф. дис. канд. геогр. наук: 25.00.24 / Ставр. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006.

60.КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1983.-Т. 2.-606с.

61.Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2000. - 150 с.

62.Крупник И. И. Многонациональное общество (состояние национальных отношений в СССР и задачи науки) // Сов. Этног. - 1989 а. - № 1. - С.

63.Курская губерния. Итоги статистического исследования. - Курск, 1887. - С. 53 -58.

64.Курская губерния. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г.-1904.

65. Курский сборник с путеводителем по городу Курску и планом города. - Курск: Курский губерн. стат. Комитет, 1901. - Вып. I.

66.Курский край. Сборник по природе, истории, культуре и экономике Курской губернии. - Курск, 1925. - Вып. 1. - 129с.

67.Лавренова O.A. Отображение географического пространства в русской поэзии XVIII - начала XX вв.: Автореф. дис. канд. геогр. наук: 11.00.02. - М.: ИГ РАН, 1996 6. -25 с.

68.Лавренова O.A. Географическое пространство в русской поэзии XIX - начала XX вв. // География искусства. — М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1998 б. - Вып. И. - С. 163 - 208.

69.Лавренова O.A. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв. (геокультурный аспект). - М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1998 в. - 128с.

70.Ларина Л.И. Свадебные обряды населения Курского края // Культура Курского края (лингво-этнографические очерки). - Курск: КГПУ, 1995. — С. 221 - 245.

71.Лухин М.В. Естественное движение населения в г. Курске за пятилетие - с 1922 г. по 1926 г. включительно // Известия Курского Губернского Общества Краеведения. Орган Совета общества. - Курск: Курск. Губерн. Об-во Краеведения, 1928. - № 1 (7). - С. 44 - 59.

72.Мазуров Ю.Л. Охрана природного наследия в экологической и культурной политике // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: РНИИ культурного и природного наследия МК РФ и РАН, 1995.- С. 65-74.

73.Мазуров Ю.Л. Охраняемые территории природного и культурного наследия // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. - 1996. - № 4. - С. 60 - 66.

74.Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

75.Манаков А.Г. География культуры или культурная география? // Географические идеи и концепции как инструмент познания окружающего мира: Тезисы XIV молодежной всероссийской научной конференции. -Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2001. - С. 77 - 78.

76.Машкин A.C. Обычаи и обряды простонародья в городе Обояни // Труды Курского Губернского Статистического комитета. - Курск, 1863. - вып. I. - С. 484-505.

77.Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. - М.: Мысль, 1984.-296 с.

78.Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. - М.: Мысль, 1973. - 220 с.

79.Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты. Рассказ об антропогенных комплексах. -М.: Мысль, 1978.

80.Минский В.Ю., Фролова A.B. Как мы храним память старины // Культура Курского края (лингво-этнографические очерки). - Курск: КГПУ, 1995. - С. 281 -322.

81.Моль А. Социодинамика культуры (пер. с франц-го). - М.: Прогресс, 1973.

82.Новиков A.B., Каганский B.JI. Метод выделения набора существенных признаков для создания региональных классификаций // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. - 1988. - №6.

83.0каев В. Решение проблем сохранения и возрождения материальной народной культуры Курской области // Проблемы возрождения и сохранения традиционной культуры: Материалы областной научно-практической конференции. - Курск, 2005. - С. 23

84.Осетров Е.И. Живая Древняя Русь: Книга для учащихся. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 255с.

85.Пакульский H.A. Карта сельского хозяйства Малороссийских губерний. -Чернигов: типография Губ. Правл., 1987. - 12 с.

86.Подколзин В.В., Воробьева H.B. Историко-культурное наследие Липецкой области: Монография / Под ред. Проф. А.И. Чистобаева. — Воронежский госпедуниверситет, 2003. — 120 с.

87.Потахин С.Б. Карелы-ливвики: исторический опыт природопользования // Экологический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем. - М.: Отд. Эколого-информац. Ситем МАИ, 1995. - С. 90 - 92.

88.Потахин С.Б. Этнические традиции природопользования // Изв. РГО. — 2000. -Т. 132. Вып. 4.- С. 76-79.

89.Резанова Е.И. Деревня Саломыкова Обоянского уезда Курской губернии. // Курский сборник. - 1902. - Вып. III, ч. 2.

90.Родоман Б.Б. Проблемы сохранения разнообразия и красоты сельскохозяйственных ландшафтов // Науч. тр. по охране природы. Вып. 8. Уч. Зап. Тартуск. ун-та, вып. 701. - Тарту, 1985.

91.Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этногр. данным) / Отв. Ред. Боряз В. Н., Потапов Л. П. - Л.: Наука, 1985. - 264 с.

92.Руднева A.B. Народные песни Курской области / Под общей редакцией С. Аксюка. -М.: Сов. композитор, 1957. - 127 с.

93.Руднева A.B. Курские танки и карагоды / Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. - М.: Сов. композитор, 1975. - 309 с.

94.Саушкин Ю.Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. - 1946. — № 1. - С. 97-106.

95.Саушкин Ю.Г. К изучению ландшафтов СССР, измененных в процессе производства // Вопросы географии. Сб. 24. - М., 1951.

96.Семенов Тян-Шанский В.П. Район и страна. - М. - Л.: ГИЗ, 1928.

97.Смирнягин Л.В. О безграничном районировании в страноведении // Исследование методологических проблем географии в Эстонской ССР. — Таллин, 1987.

98.Смирнягин Л.В. Районы США: Портрет современной Америки. - М.: Мысль, 1989.-379 с.

99.Соколова Е.Н. Ландшафтный анализ геокультурного пространства Вологодской области: Автореф. дис... к.г.н. - СПб., 1997.

100. Старый Курянин. Курские танки // Курские губернские ведомости. - 1900. -№ 78.

101. Столяров В.П. Некоторые подходы к анализу историко-культурного пространства территории // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.

- 1996.-Вып. 1.

102. Стрелецкий В.Н. Этническое расселение и география культуры.// СССР - СНГ

- Россия: география населения и социальная география. 1985 - 1996. Аналитико-библиографический обзор. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 396 -466.

103. Стрельский В.И. Приметы, предрассудки, пословицы и песни (протяжные) крестьян деревни «Конево», Курского уезда // Известия Курского Губернского общества краеведения. Орган совета общества. - Курск, 1928. - № 6. - С. 88 -92.

104. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1994. - 576 с.

105. Сухорукова C.B. Современное состояние музыкального фольклора села Илек Беловского района Курской области (по материалам экспедиции Суджанского музыкального училища 2005 г.) // Актуальные проблемы изучения и сохранения традиционной культуры Курского края: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Суджа, 2007. - С. 12 -20

106. Сысоева Г.Я. Картографирование музыкально-этнографических компонентов как способ выделения локального песенного стиля // Роль народной культуры

в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции. - Курск, 1995. С. 7-23.

107. Сысоева Г.Я. Локальные стили в южнорусской традиции. // Духовное наследие русской национальной культуры /Сборник тезисов и докладов Н-ой региональной научно-практической конференции). Курск, 1998. - С. 8 - 13.

108. Танков А. Тайна реки Тускори (из архивных документов) // Курские губернские ведомости. - 1900. - № 78. - С. 2 - 4.

109. Тинякова Е.А. Этнические истоки культуры Курского края // Культура Курского края (лингво-этнографические очерки). - Курск: КГПУ, 1995. - С. 13 -23.

110. Ткачев Г. Этнографические очерки Богучарского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1865 - 1866 гг. - Воронеж, 1867. - С. 174

111. Токмакова О.С. Зооморфные персонажи Курской свадьбы в районе Курско-Белгородскогог пограничья // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С. 70 - 87.

112. Токмакова О.С. Традиционная свадьба с. Белица Беловского района Курской области // Роль народного творчества южных регионов России в современной культуре / Сборник докладов Ш-ей региональной научно-практической конференции. - Курск: КГПУ, 1999. - С. 38 - 55.

113. Токмакова О.С. Заключительные обряды свадьбы южных районов Курской области // Живая старина / Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. - 2001. - № 2. - С. 5 - 8.

114. Токмакова О.С. Современные требования к собиранию, записи и хранению фольклора. // Проблемы возрождения и сохранения традиционной культуры: Материалы областной научно-практической конференции. - Курск, 2005. - С. 7-12.

115. Токмакова О.С. Динамические процессы в песенной традиции верховьев реки Псел (к проблеме сохранения и возрождения песенных традиций)//Актуальные проблемы изучения и сохранения традиционной культуры Курского края: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Суджа, 2007.-С. 4-11.

116. Традиционный опыт природопользования в России / Под ред. Даниловой JI.B., Соколовой А. К. - М.: Наука, 1998. - 527 с.

117. Трофимов А.Н., Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. Теория организации пространства. Сообщение I. Географическое пространство-время и структура геообразований // Известия РГО. - 1993. - Т. 125. Вып. 2. - С. 10 - 19.

118. Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. - Курск: Типография Курского губернского земства, 1911. - Вып. I.

119. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. - М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1998.- 210с.

120. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

121. Христианизация курян и православные традиции; памятники культового зодчества, церковное искусство и др. // Курский край: культура и культурно-историческое наследие / Научно-популярная серия в 20 томах. Том. XV. -Курск: ООО «Учитель», 2002. - С. 34 - 46.

122. Чекановска А. Музыкальная этнография. Методология и методика. - М.: Советский композитор, 1983. - 142 с.

123. Чеснов Я.В. Теория «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. - М., 1976.

124. Чужимов В.П. Этнографические этюды. С. Донецкая Семица (Сазановской волости Курского уезда) // Известия Курского Губернского Общества Краеведения. -1927. - № 6. - С. 52-65.

125. Чурсина В.И. Духовная жизнь населения Кубани в конце XVIII — XX вв.: динамика и традиции народной культуры: Диссертация доктора исторических наук. - 2005.

126. Шарыгин М.Д. Основные проблемы экономической и социальной географии: Уч. пос. по спецкурсу. - Пермь, 1997. - 272 с.

127. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Учебное пособие / М. Шорникова. Изд. 6-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2007.-С. 120.

128. Штительман Н.М. Новые праздники и традиции колхозного села в Курской области // Краеведческие записки. - 1963. - Вып. 2. - С. 131-141.

129. Щеголев В.В. Народный инструментарий Курской области в контексте традиционной культуры. Плеховская «Тимоня» // Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика / Сб. статей. — М.: Государственный Российский Дом народного творчества, 2007. -С. 38-50.

130. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. - М., 1987. - С. 159 - 163.

131. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464 е., с нот.

132. Этноконтактные зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения) // Под ред. Крупника И. И. - М.: АН СССР. Моск. фил. Геогр. о-ва СССР, 1989. - 163 с.

133. Юхнева Н. В. Немцы в Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. // Этноконтактные зоны в Европейской части СССР (география, динамика, методы изучения). - М.: АН СССР - Моск. фил. Геогр. о-ва СССР, 1989. - С. 85-96.

134. Языческий период и христианизация Курского края // Очерки культуры Курского края / Краеведческие заметки в помощь школьному учителю. — Курск. 1993.-С. 5

135. Якушенко E.B. Напевы-формулы масленичных песен северо-западных районов Курской области // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С. 43-50.

136. Moszynski К/ Czlowiek - Wstep do Etnologii I Etnografii. Krakow - Warszawa, 1958, s. 11.

Нотная литература

137. Волкова H. Народные песни соловьиного края. - Курск, 2005. - Вып I.

138. Волкова Н. Народные песни соловьиного края. - Курск, 2006. - Вып. П.

139. Гаврилова Н. Народные песни сел Быстрецы и Рогозцы Тимкого района Курской области. - Курск, 2006. - Вып. II. - 68 с.

140. Гаврилова Н. Народные песни Курской области. - Курск, 1995. - Вып. I.

141. Кунавина A.B. Экспедиционная тетрадь № 1. (Беловский, Большесолдатский, Суджанский, Октябрьский районы). - Курск, 2007.

142. Кунавина A.B. Экспедиционная тетрадь № 2. (с. Котово Пристенский район). -Курск. 2008.

143. Якушенко Е.В. Народные песни п. Поныри и с. Ольховатка Поныровского района Курской области. - Курск, 2006. - Вып. III. - 41 с.

Полевые экспедиционные материалы, собранные Курским музыкальным

колледжем им. Г. В. Свиридова.

144. «А у нас нынче у ночи» 1999 г. Село Бобрава Беловского района. Исп. Подчалимова О.Н. 1920 г. р.

145. «Да не соловьюшка, соловей» 1999 г. р. Село Бобрава Беловского района. Исп. Струкова Н.Г. 1932 г. р., Подчалимова О.Н. 1920 г. р., Кожурина М.М. 1937 г. р., Корнеева Е.И. 1928 г. р.

146. «Дубравушка была зелена» 1998 г. Село Бирюковка Болыиесолдатского района. Исп. Берникова H.JI. 1928 г. р., Лысенко A.M. 1918 г. р., Карелина A.B. 1917 г. р.

147. «Ишла дева Мария» 1988 г. Село Плехово Суджанского района. Исп. Пронякина Е.С. 1940 г. р., Ходосова Е.М. 1941 г. р., Моторыкина Е.И. 1931 г. р., Ламонова Т.А. 1931 г. р., Пронякина Е.И. 1929 г. р., Затолокина М.И. 1937 г. Р.

148. «Как упали снежки» 1998 г. Село Бирюковка Болынесолдатского района. Исп. Лысенко A.M. 1918 г. р.

149. «Колида» 1998 г. Село Плехово Суджанского района. Исполнитель (исп.) Пронякина Е.С. 1940 г. р.

150. «Маслинная-кривашейкя» 1999 г. Село Бобрава Беловского района. Исп. Струкова Н.Г. 1932 г. р., Подчалимова О.Н. 1920 г. р., Кожурина М.М. 1937 г. р., Корнеева Е.И. 1928 г. р.

151. «Ох, у нас нынче молодушки не прядуть» 1999 г. Село Гочево Беловского района. Исп. Афанасьева М.С. 1931 г. р.

152. «Ох летели гуси-лебеди через двор» 1999 г. Село Бобрава Беловского района. Исп. Подчалимова О.Н. 1920 г. р.

153. «Я не чаю день до вечера дожить» 1999 г. Село Гочево Беловского района. Исп. Афанасьева М.С. 1931 г. р., Андросова Т.П. 1939 г. р.

Сведения, собранные автором (ССА)

154. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Горбуновой Л.Н. 1939 г. р.

155. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Горилухиной A.M. 1914 г. р.

156. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Сергеевой Н.И. 1927 г. р.

157. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Куракиной Н.М. 1935 г. р.

158. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Рыжковой Л.П. 1944 г. р.

159. ССА в с. Новоспасское Золотухинского района от Глушаковой Л. Ф. 1938 г.р.

160. ССАв с. Никольское Золотухинского района от Усачевой Р.П. 1946 г. р.

161. ССА в м. Свобода Золотухинского района от Скороходова A.B. 1953 г. р.

162. ССА в м. Свобода Золотухинского района от Скороходовой Г.А. 1952 г. р.

163. ССА в г. Курск от Кондрашевой М.П. 1931 г. р.

164. ССА в г. Курск от Кондрашевой З.П. 1923 г. р.

165. ССА в г. Курск от Шевкун А.Я. 1930 г. р.

166. ССА в г. Суджа от Моргуновой З.Н. 1937 г. р.

167. ССА в г. Льгов от Пашковой P.C. 1939 г. р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.