Факторы формирования и современная структура геокультурного пространства Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 25.00.24, доктор географических наук Набиева, Умукусум Набиевна
- Специальность ВАК РФ25.00.24
- Количество страниц 316
Оглавление диссертации доктор географических наук Набиева, Умукусум Набиевна
Стр.
Глава I. Основные факторы формирования геокультурного пространства Дагестана
1.1 Природные (физико-географические) особенности.
1.2 Этнокультурное разнообразие.
1.3 Историко-географические факторы.
Глава II. Особенности пространственной дифференциации поселенческой культуры
2.1 История заселения дагестанских земель; особенности расселения.
2.2 Историко-географическая типология и планировочная структура поселений.
2.3 Территориальные различия в архитектурно-культурном ландшафте
Дагестана.
Глава III. Культурно-географические особенности хозяйственной деятельности
3.1 География традиционных отраслей сельского хозяйства.
3.2 Территориальная структура традиционных промыслов.
3.3 Хозяйственно-культурные ареалы Дагестана.
Глава IV. География духовной культуры
4.1 Конфессиональное пространство Дагестана.
4.2 География языков народов Дагестана.
4.3 География устного народного творчества.
4.4 География письменной культуры.
Глава V. Культурно-ландшафтное районирование Дагестана
5.1 Сравнительная характеристика культурно-ландшафтных районов.
5.2 Проблемы сохранения геокультурного пространства Дагестана как полиэтнического региона.
5.3 Основные положения концепции Атласа культурного и природного наследия
Дагестана.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК
Формирование регионального геокультурного пространства Чувашии в специфических условиях местного ландшафта2012 год, кандидат географических наук Артемьева, Татьяна Геннадьевна
Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края2006 год, кандидат географических наук Костина, Дарья Сергеевна
Ландшафтный анализ формирования геокультурного пространства казачьего субэтноса в Ставропольском крае2004 год, кандидат географических наук Бунина, Оксана Александровна
Культурные ландшафты Северного Кавказа: структура, особенности формирования и тенденции развития2009 год, доктор географических наук Лысенко, Алексей Владимирович
Формирование этнокультурного ландшафта Карачая: XIX - начало XX вв.2003 год, кандидат географических наук Салпагарова, Сусурат Ильясовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Факторы формирования и современная структура геокультурного пространства Дагестана»
Актуальность исследования. Проблема изучения пространственного разнообразия культуры — актуальная задача географической науки. В последние годы в связи с быстро набирающими темп процессами глобализации заметно ослабевает роль традиционных культур. Некоторые из них уже исчезли с карты Земли, другие находятся на грани исчезновения. Мировое сообщество начинает осознавать глубину и масштаб надвигающейся опасности.
В настоящее время в ЮНЕСКО заканчивается разработка нового документа, посвященного сохранению культурного разнообразия как важного условия для дальнейшего развития стран и народов Земли.
Степень подобного разнообразия, как известно, повышается на рубежах, в зонах контактов и конфликтов крупнейших мировых культур (цивилизаций) [107; 112; 255; 256; 257; 263; 264; 308]. Особый интерес в этой связи представляют полиэтнические регионы, где на небольшой территории сконцентрировано множество этнических групп и народов [81; 91; 92; 162; 165; 222], являющихся носителями различных культурных традиций, языков, религий, этических принципов и т.д. Такие регионы играют особую роль в формировании современной геополитической и геокультурной ситуации. Они являются, с одной стороны, местом возникновения острейших конфликтных ситуаций, ослабляющих стабильность не только в самом регионе, но и за его пределами. С другой стороны, именно эти регионы характеризуются наиболее разнообразной культурой, богатым наследием, в том числе включённым в Список Всемирного наследия.
Кроме того, полиэтнические регионы представляют собой чрезвычайно интересные исследовательские полигоны с проявлением многих общемировых процессов, ещё слабо изученных и не до конца осознанных. Поэтому их исследование имеет значение, выходящее за рамки узко регионального.
Дагестан в этом отношении является уникальным полигоном как ярко выраженный полиэтнический регион, расположенный на стыке мировых культур и прошедший сложный путь политического, социального и культурного развития.
Это обусловлено тем, что Дагестан — часть более крупного Кавказского геокультурного региона, занимающего «уникальное геополитическое и геокультурное положение. .Это регион, где обозначился барьер и в то же время вековое взаимодействие христианства, в первую очередь православия, ислама и буддизма; здесь проходили доминантные торговые пути» [296].
Некоторые исследователи, отмечая особенности Кавказского региона, связывают его формирование с особой локальной цивилизацией [3]. Специфическими чертами Кавказской цивилизации являются следующие. 1. Кавказ — стана гор; всем народам Кавказа присущи черты, связанные с жизнью в горах. 2. Кавказ характеризуется общими особенностями сельского хозяйства, ремесленного производства, проявляющимися в общности бытовой культуры его народов. 3. На Кавказе заметны проявления родовых и феодальных отношений. 4. На Кавказе проявляется определённая общность духовной культуры и национальной психологии. 5. Для Кавказа характерно взаимопроникновение азиатской и европейской культур [110].
В качестве особенностей кавказского геокультурного пространства отмечаются: полиэтничность, религиозный синкретизм (синтез местного язычества с мировыми религиями), 4 сочетание высокогорья, предгорья и равнин, определяющих наличие террасного земледелия, альпийского скотоводства; психологические особенности народов, отражённые в этических кодексах; преобладание негосударственных форм самоорганизации [296].
Почти все исследователи Северного Кавказа в его развитии как особого «цивилизационного мира» отмечают приоритетную роль географических условий, особенно заметно проявившуюся на ранних исторических этапах, что отразилось в этнолингвистическом разнообразии региона, появлении множества миров: мира кочевников и оседлых жителей, горцев и степняков, пришлых племён и автохтонов [193].
Особенно ярко все особенности Северокавказского региона проявляются на территории Дагестана с его более чем тридцатью автохтонными культурами. Каково их будущее — переплавка в некую общую, «усреднённую» культуру или единство в разнообразии? Этот не новый, но по-прежнему актуальный вопрос делает Дагестан чрезвычайно интересным объектом исследования; предметом исследования в данном случае выступает структура геокультурного пространства Дагестана и факторы его формирования.
Решаемая в представленной работе научная проблема состоит в системном исследовании геокультурного пространства полиэтнического региона.
Целью исследования является выявление и анализ факторов и результатов формирования геокультурного пространства Дагестана как сложной полиэтнической целостности.
Для её достижения были поставлены следующие задачи: оценка факторов формирования этого уникального региона; выявление роли культурного и природного наследия народов Дагестана в формировании и развитии геокультурного пространства, составляющих его культурных ландшафтов; сравнительный культурно-ландшафтный анализ территории Дагестана и её районирование; разработка концепции и содержания Атласа культурного и природного наследия Дагестана как геоинформационной модели полиэтнического региона.
Научная новизна работы заключается в том, что это — первое региональное культурно-ландшафтное исследование, в результате которого были выявлены факторы формирования геокультурного пространства одного из самых сложных полиэтнических регионов Российской Федерации. Выявлена фундаментальная роль наследия в формировании структуры современного культурного ландшафта региона. Разработана концепция, определено содержание и составлены карты Атласа культурного и природного наследия Республики Дагестан, который может служить моделью для других многонациональных и многоконфессиональных регионов.
Методологические подходы. В основу представления о геокультурном пространстве положено определение культуры как триединства ментифактов (атрибутов сознания, идеологии), артефактов (материальных предметов, приёмов и средств) и социофактов (общественных инструментов формирования, воспроизводства и сохранения культуры) [272].
Многоуровневость культуры делает геокультурное пространство многослойным, связанным с объектами исследования различных наук на стыке их с культурологией [259; 267; 297; 314]. К настоящему времени уже сформировались концепции культурных ландшафтов, геоэтнокультурных и социокультурных систем, историко-культурных и природно-культурных комплексов, хозяйственно-культурных ареалов и др. [258].
В рамках территориального подхода особое внимание уделено проблеме изучения культурного ландшафта как результата сотворчества человека и природы [311]. Культурный ландшафт — природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности. Он состоит из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности [66].
Методы исследования. В работе использованы историко-географический, картографический, сравнительно-аналитический, статистический, социологический методы и ряд частных методик исследования.
В основе изучения геокультурного пространства Дагестана лежит комплексный подход, который позволяет: 1) охарактеризовать территориальную организацию культурной деятельности, а также факторов, её определяющих; 2) дать анализ территориально дифференцированных комплексов: культурных районов, этнокультурных ландшафтов и т.д.
Одним из наиболее важных инструментов изучения 7 геокультурного пространства служит культурно-ландшафтное районирование [199; 266].
Культурно-ландшафтное районирование в пределах стран (краев, земель) строится на выделении территорий со специфическим сочетанием социокультурных и природных особенностей [199; 266]. Для таких сложных регионов, как Дагестан, определяющими должны стать этнические, лингвистические, конфессиональные и природные компоненты. Достаточным основанием для выделения культурного ландшафта может быть наличие особых субэтнических, субконфессиональных, диалектных групп, а также выраженность природно-зональных особенностей. Границы между субэтносами, диалектами или природными зонами имеют существенное значение для выделения геокультурных ареалов. Политико-исторические границы важны для разграничения ландшафтов, отличительные особенности которых, например, сложились при длительном развитии в рамках разных государственных образований.
Синтезирование оценок отдельных «слоев» пространства придаёт районированию интегральный характер. Что же касается территориальной дифференциации пространств профессионального и народного искусства, бытовой, хозяйственной и политической культуры, равно как и административных границ, то они служат для уточнения границ культурных ландшафтов. Следует отметить, что единственно верной, автоматически получаемой, схемы культурно-ландшафтного районирования не существует. В каждом конкретном случае используется своя система признаков, характеристик, факторов, позволяющих выйти на решение вполне определённых задач.
Информационной базой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных, изучавших Дагестан, материалы Дагестанского научного центра РАН, других научно-исследовательских институтов Республики Дагестан, Дагестанского Государственного университета, музеев республики. В работе использовались разнообразные статистические материалы, результаты специальных социологических опросов, проведённых по инициативе и под руководством соискателя. В 1975—2005 гг. она была участницей многочисленных экспедиционных исследований, проведённых совместно с Институтом географии РАН, Дагестанским научным центром, Институтом прикладной экологии ДГУ, Институтом водных проблем РАН и др. Материалы этих исследований использованы в настоящей работе.
Практическая значимость работы. Отдельные результаты исследования могут служить основой для географических исследований полиэтнических пространств, для эколого-культурного анализа территорий разного таксономического уровня.
Результаты диссертации на региональном уровне могут быть использованы местными органами власти при разработке программы социально-экономического развития республики. Некоторые из этих результатов уже нашли применение в Республиканской целевой программе «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2005—2010 годы» и в «Территориальной комплексной Правительственной программе охраны природы и памятников истории РД» на период 2000—2010 гг., а также в программе реставрационно-восстановительных работ культурного комплекса Калакорейш.
Основные положения работы были учтены при подготовке законодательных документов по охране культурного и природного наследия Дагестана. Под руководством соискателя (1980—2002 гг.) разработан и подготовлен к изданию «Атлас культурного наследия народов Дагестана», предложена программа «Выявление и сохранение культурного потенциала на период 2002—2007 гг.», нацеленная на обеспечение преемственности культурных традиций народов республики. Составлена учебная программа по спецкурсу «Культурная география» для эколого-географического факультета Дагестанского государственного университета.
Диссертационное исследование может быть использовано в целях прогнозирования этнокультурных процессов в республике.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на более чем 30 международных, региональных и республиканских съездах, симпозиумах, конференциях, школах-семинарах и совещаниях, в частности на: республиканских конференциях, посвященных итогам географических исследований в Дагестане (Махачкала, 1975—2004), XXIII Международном географическом конгрессе (Москва, 1976) Межвузовской научно-тематической конференции (Ставрополь, 1988), первой Всесоюзной научной конференции по методике выделения уникальных территорий (Симферополь, 1989), IV Всесоюзном совещании по проблемам теории и практики взаимодействия экономики народонаселения и расселения (Грозный, 1989), IV Международной конференции по туризму (Прага, 1989), Всесоюзном научно-методическом семинаре «Человек и рекреация» (Сочи, 1990), Международной научной конференции «Проблемы и методы высокогорной экологии» (Махачкала, 1991), симпозиуме «Теория городской
10 экологии» (Ниш, 1992), научном семинаре «Актуальные проблемы изучения культурного и природного наследия» (Москва, 1994), международной конференции «Народный экологический опыт и современность» (Москва, 1996), научно-практической конференции «Культурное и природное наследие в региональной политике» (Ставрополь, 1997), Международном симпозиуме «Особо охраняемые территории и формирование здорового образа жизни» (Волгоград, 1997), научно-практическом семинаре «Экологический мониторинг недвижимых объектов культурного наследия» (Москва, 1999), Международной научной конференции, посвященной 275-летию РАН и 50-летию ДНЦ РАН (Махачкала, 1999), Второй Международной конференции «Особо охраняемые природные территории» (Санкт-Петербург, 2000), первой научно-практической конференции «Перспективы развития экономики Республики Дагестан» (Избербаш, 2001), научно-практической конференции «Сохранение историко-культурных территорий в России» (Москва, 2002), а также на региональных и Всероссийских научных конференциях, совещаниях и семинарах, посвященных проблемам развития экономики и рационального природопользования, сохранения и выявления историко-культурного наследия и т.д.
Автором опубликовано 87 работ, из них по теме диссертации — 65, общим объёмом свыше 60 п.л., в том числе монография «Культурная география Дагестана» (М., 2002), а также статьи в профильных отечественных и зарубежных изданиях и сборниках, в том числе — в изданиях, реферируемых ВАК.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК
Рекреационный потенциал Республики Дагестан: оценка и перспективы использования2012 год, кандидат географических наук Пайзуллаева, Гюльнара Пайзуллаевна
Культурный регионализм в Германии и России2012 год, доктор географических наук Стрелецкий, Владимир Николаевич
Структура и динамика геокультурного пространства Северо-Запада России2003 год, доктор географических наук Манаков, Андрей Геннадьевич
Дифференциация геокультурного пространства Урала: методология и методика исследования2006 год, кандидат географических наук Матвеева, Юлия Павловна
Ландшафтная концепция в культурной географии2009 год, доктор географических наук Калуцков, Владимир Николаевич
Заключение диссертации по теме «Экономическая, социальная и политическая география», Набиева, Умукусум Набиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование показало, что геокультурное пространство Дагестана — это сложная развивающаяся динамическая структура, формирующаяся непрерывно. На разных временных этапах приоритетная роль в этом процессе принадлежит различным факторам: природным, расселенческим, этнокультурным, конфессиональным, политическим, административно-хозяйственным и др., причём одни и те же факторы в разные периоды могут «работать» как на дифференциацию геокультурного пространства, так и на его интеграцию.
Территория Дагестана, расположенная «на перекрёстке цивилизаций», в первые века нашей эры постоянно подвергалась иноземным нашествиям — гуннов, персов, арабов, сельджуков и т.д., что способствовало сосредоточению большей части населения в горах.
В малодоступных высокогорных районах население всегда было разнообразным по этническому составу; на территориях, расположенных в среднегорье, разнообразие этносов было меньшим, зато численность каждой народности — большей. Высокая мозаичность расселения, обусловленная орографическими особенностями горных территорий, вела, с одной стороны, к сохранению национального своеобразия культур, многочисленности языков и наречий, с другой — побуждала к поиску языков межнационального общения.
При формировании системы расселения в Дагестане особое значение имели родственные отношения, сложившиеся еще в условиях патриархально-родового строя и сохранявшиеся на всех этапах общественной эволюции. Значительное влияние на планировку и застройку поселений оказала такая форма родственных связей, как тухум — конкретная социально-экономическая и социокультурная форма, представляющая собой родственную и одновременно общественную группу. В дальнейшем в жизни горских народов определяющую роль стали играть джамааты.
Условия, при которых происходило «обживание» гор, определяющим фактором которого было стремление народов к самосохранению, обусловили сходство в планировочной структуре поселений у разных этносов, причём независимо от их вероисповедания. Важным фактором выбора места поселения было обеспечение его обороноспособности. Всегда изыскивалось труднодоступное место, защищённое естественными преградами. К селениям вело не более двух-трёх узких и крутых, хорошо обозреваемых и легко защищаемых троп, а тыловая сторона всегда выходила на край обрыва или упиралась в склон непроходимой скалы. При этом архитектура и внутреннее убранство жилища сохраняли национальный колорит.
Сходные условия существования обусловливали и сходные системы хозяйствования, определявшиеся, главным образом, высотной поясностью простирания природных ландшафтов. Специфической чертой сельского хозяйства горских народов является значительная доля тяжёлого ручного труда. Характер народных ремёсел также зависит, в первую очередь, от наличия тех или иных природных ресурсов. Типические национальные особенности отмечаются лишь в способах обработки сельскохозяйственной продукции или материалов, из которых изготавливаются изделия народных мастеров.
Зависимость типа хозяйственно-экономической деятельности от высотной поясности вызвала к жизни такой тип хозяйствования, как отгонное скотоводство. Скотопрогонные маршруты, как и исторически сложившиеся торговые пути, — это «связующие нити» между народами гор и равнины, объединяющие их неразрывными экономическими отношениями.
Трудно переоценить и роль политико-административного фактора в формировании геокультурного пространства Дагестана. В период XIV — XVII вв. на его территории, помимо ряда государственных образований, зафиксировано множество так называемых «вольных обществ» (союзов джамаатов), представлявших собой самостоятельные «административные единицы», просуществовавшие вплоть до XIX века.
Начиная со второй половины XX века значительное влияние на формирование геокультурного пространства начинают оказывать миграционные и урбанизационные процессы. Они ведут к интеграции народов, их культурных традиций. Особая роль в этом принадлежит столице республики Махачкале, в которой в настоящее время проживает треть населения Дагестана. Это своеобразный «плавильный котёл», в котором смешиваются и взаимообогащаются многочисленные культурные традиции дагестанских народов, вырабатывается новый тип современной культуры.
Сложная и длительная история формирования геокультурного пространства Дагестана обусловила наличие на его территории значительного числа разнообразных объектов культурного наследия, что сочетается с разнообразными, порой уникальными, природными ландшафтами. Это предопределило высокий туристский потенциал республики.
Реализация этого ресурса возможна только при значительных инвестициях в развитие туристской инфраструктуры и проведении продуманной информационной политики. Важную роль в этом может сыграть Атлас культурного и природного наследия Дагестана.
Предмет защиты составляют следующие основные выводы:
1. Главными факторами, определившими формирование Дагестана как специфического этнокультурного региона, являются его природные особенности (природная зональность и вертикальная поясность, горно-котловинная структура), его сложный этнический состав и пограничное положение на стыке цивилизаций.
2. Вертикальная поясность природных ландшафтов обусловливает надэтнический характер хозяйственной деятельности, структуры поселений. Природная зональность определяет широкое бытование подвижных форм скотоводства, связанных с отгоном скота на отдалённые пастбища в пределах другой зоны. Скотопрогонные маршруты, пересекающие Дагестан с юга на север, являются одним из факторов объединения его в единое геокультурное пространство. Горно-котловинная структура территории определяет высокую степень мозаичности расселения и изолированность мест обитания отдельных этнических групп, что обеспечивает сохранение языков, национального колорита в обычаях, обрядах, убранстве жилищ и изделиях народных мастеров.
3. Особую роль в формировании геокультурного пространства Дагестана играет его богатейшее культурное и природное наследие, в том числе объект Всемирного наследия Дербент, места исторических событий (Гуниб, Ахульго, Хициб), широко известный центр народных промыслов Кубачи, всемирно известные поселения — бывшие административно-политические, культурные и торговые центры различных феодальных образований — Калакорейш, Хунзах, Казикумух. Именно наследие является одним из базовых компонентов, определяющих сохранение культурного и природного разнообразия региона, его устойчивое развитие.
4. Одним из существенных факторов формирования единого и в то же время разнообразного культурного пространства Дагестана является длительное существование на его территории политических образований республиканского типа, так называемых «вольных обществ» (союзов сельских общин - джамаатов).
5. В отрыве от привычной среды и места обитания, особенно в больших городах, все этнические группы быстро теряют свою традиционную культуру и вливаются в смешанные полиэтнические сообщества. Города являются своеобразным «плавильным котлом», в котором вырабатывается современный «стандартизованный» макротип культуры. В то же время стремление к сохранению этнического своеобразия в условиях «взрывной урбанизации», традиции существования в рамках джамаатов привели к созданию в городах целого ряда национальных или территориальных объединений — землячеств.
6. При всей специфике и неповторимости каждого народа (этнической группы) Дагестана и созданного им на «своей» природной основе культурного ландшафта республика представляет собой внутренне разнообразное, но целостное геокультурное пространство — территориальный комплекс этнокультурных и этнотерриториальных общностей. Этот комплекс, формировавшийся задолго до административного объединения дагестанских земель и тем более — до появления дагестанской государственности, к настоящему времени приобрёл черты определённой устойчивости и единства.
7. Явное доминирование ислама на территории Дагестана определяет целостность его геокультурного пространства и оказывает влияние на развитие всех других культурных институтов, характерных для региона.
8. Геокультурное пространство Дагестана характеризуется наличием пяти чётко выраженных культурно-ландшафтных районов, выделяемых с учётом истории расселения, этнического и конфессионального состава населения, степени концентрации объектов культурного и природного наследия, особенностей хозяйственного освоения территории, специфики природно-ландшафтной дифференциации республики.
9. Культурное и природное наследие, уникальные природно-ландшафтные комплексы, исторические территории и центры духовной культуры Дагестана определяют высокий рекреационно-туристский потенциал региона, возможности формирования высокоразвитой региональной системы культурно-познавательного и экологического туризма, сети спортивно-туристских центров и охотничьих хозяйств.
10. Разработанная геоинформационная (атласно-картографическая) модель природного и культурного наследия Дагестана послужит одним из важных факторов формирования социокультурного сознания его граждан, укрепит их локальную этнокультурную и общедагестанскую идентичность и тем самым будет способствовать устойчивому развитию республики.
Список литературы диссертационного исследования доктор географических наук Набиева, Умукусум Набиевна, 2006 год
1. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. -М.: Наука, 1993.-325 с.
2. Абакарова Ф.О., Аджиев A.M. Героико-исторические и исторические песни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 41-96.
3. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 55-58.
4. Абдурахманов A.M. Басни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 334-347.
5. Абдурахманов Г.М. Красная книга Дагестана. Махачкала, 1998. -128 с.
6. Авшалумов Х.Д., Мататов М.Е. Таты // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. - С. 435.
7. Агаширипова С.С. Материальная культура лезгин (XIX начало XX в.). - М.: Наука, 1978. - 304 с.
8. Агаширипова С.С., Османов М.О. Лезгины. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 224-225.
9. Агларов М.А. Поселение и жилища андийской группы народностей в XIX начале XX в. // Ученые записки ИИЯЛ Даг. филиала АН СССР. - Махачкала, 1966. Т. 16. - С. 369-395.
10. Агларов М.А. Пища // Материальная культура аварцев. -Махачкала, 1967. С. 268-292.
11. Агларов М.А. Очерк этнографии земледелия южного Дагестана // Дагестанский этнографический сборник. Вып. 1. Махачкала, 1974.-С. 204-228.
12. Агларов М.А. Террасная система земледелия в зоне доместикации растений // Хозяйство народов Дагестана в XIX XX вв. (Этнографические исследования). - Махачкала, 1979. - 134 с.
13. Агларов М.А. Террасное земледелие Дагестана (вопросы генезиса, культурной типологии и социальной роли системы) // Studia Praehistorica 8. - Sofia, 1986. - С. 50-62.
14. Агларов М.А. Из верований народов Западного Дагестана // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1988. - С. 67-71.
15. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -начале XIX в. М.: Наука, 1988. - 237 с.
16. Агларов М.А. Экологический опыт древних цивилизаций // Материалы экологической конференции ДНЦ РАН. Махачкала, 1991.-27 с.
17. Агларов М.А. Авары. Ранние формы самоуправления // Возрождение. 1995. № 2. С. 14-17.
18. Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002. - 304 с.
19. Агулы: Сб. статей по истории, хозяйству и материальной культуре / Отв. ред. А.И. Исламмагомедов. Махачкала, 1975. - 186 с.
20. Аджиев A.M. Введение // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 5-18.
21. Аджиев A.M. Героико-эпические сказания и песни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. -С. 19-41.
22. Аджиев A.M. Фольклор // Возрождение. 1999. № 5. С. 79-82.
23. Аджиев A.M., Ибрагимов М.-Р.А. Кумыки // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.-С. 214-216.
24. Азизов С.С. Состав и экономическая организация южнодагестанской патронимии в середине XIX начале XX века // Наука и социальный прогресс Дагестана. Вып. 1. - Махачкала, 1997.-С. 286-295.
25. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана: Сб. статей. -Махачкала, 1980. - С. 82-104.
26. Актуальные проблемы туризма — 2001: Программа развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье: Сб. докл. и тез. сообщ. науч.-практ. конф., г. Луховицы, 16 мая 2001 г. / Под общ. ред. И.В. Зорина. -М., 2001. 195 с.
27. Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. М.А. Агларов. Махачкала, 1995. - 144 с.
28. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII нач. XIX в.: (Книга I). - Махачкала, 1999. - 366 с.
29. Алиева В.Ф. Население Дагестана на рубеже веков. Махачкала, 1999.
30. Алиева Ф.А. Бытовые сказки // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 385.
31. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1992. - 263 с.
32. Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1993. -190 с.
33. Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX- начало XX в.: Историко-этнографическое исследование / Отв. ред. А.И. Исламмагомедов. Махачкала, 1997. - 176 с.
34. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование / Отв. ред. Г.Ш. Каймаразов. -Махачкала, 1998.-230 с.
35. Алиханова A.A. Печать Дагестана: Справочник. Махачкала: Дагестанское книжн. изд-во, 1983. - 172 с.
36. Амирханов Х.А. Манас-озеньские мустьерские местонахождения в Прикаспийском Дагестане // Новое в археологии Северного Кавказа. М.: Наука, 1986. - С. 5-26.
37. Амирханов Х.А. Чохское поселение: Человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана. М.: Наука, 1987. - 223 с.
38. Архитектурные памятники Дагестана. Вып. 1.-JL, 1935.-С. 12.
39. Асиятилов С.Х. Хуторская система и формы ведения животноводства у аварцев в XIX начале XX в. // Ученые записки ИИЯЛ Даг. филиала АН СССР. - 1966. Т. 16. - С. 345-368.
40. Аствацатурян Э.Г. История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX начале XX в. Дагестан и Закавказье: Ч. 1. - М.: Наука, 1977. - 160 с.
41. Атаев З.В. Физико-географическое районирование Дагестана. -Махачкала, 1997.-С. 3-14.
42. Атлас Республики Дагестан: Учебно-справочное пособие / Под ред. Б.А. Акаева. М., 1999. - 65 с.
43. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968.-225 с.
44. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981. - 230 с.
45. Ахмедов Д. А. Дагестан. 14 мая 1970 года. Махачкала, 1970. -С. 5.
46. Баглиев З.Д. Переселение горцев на равнину путь к изобилию и культуре. - Махачкала, 1967. - 24 с.
47. Бакихапов А.-К. Гюлистан Ирам. Баку, 1926. - 196 с.
48. Бакланов Н.Б. Художественная культура Дагестана // Новый Восток. 1924. №5. С. 257-258.
49. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып. 1. -Л., 1935.-49 с.
50. Бартольд В.В. Культура мусульманства (общий очерк). -Петроград, 1918.-С. 111.
51. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Петербург, 1922. - 93 с.
52. Башкиров A.C. Петрография Аварии // Техника обработки камня и металла. М., 1930.
53. Башкиров A.C. Искусство Дагестана: Резные камни. М., 1931. -118 с.
54. Белозёров В. Этническая карта Северного Кавказа. М.: ОГИ, 2005.-300 с.
55. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып. 1. 1578-1613 л.-М., 1889.-582 с.
56. Белоновская Е.А., Ясный Е.В. Специфика антропогенной трансформации горных систем Большого Кавказа // Известия АН СССР. Серия географическая. 1994. № 4. С. 43-57.
57. Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала, 1961. - 99 с.
58. Бокарев Е.А. Дагестанские языки. Введение // Языки народов СССР. М: Наука, 1967. Т.4. С. 247-254.
59. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-Х1Х вв. (Аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999. -220 с.
60. Булатова А.Г. Лакцы (XIX начало XX в.): Историко-этнографические очерки. - Махачкала, 1971. - 196 с.
61. Булатова А.Г., Гаджиев Г.А., Ибрагимов М.-Р.А., Исламмагомедов А.И. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М.: Наука, 1988. -С. 73-79.
62. Булатова А.Г., Сергеева Г.А. Лакцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 218-220.
63. Булатова А.Г., Сергеева Г.А. Рутульцы. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 307-309.
64. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. - 250 с.вв.Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1997.-224 с.
65. Веденин Ю.А. Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования // Культурный ландшафт как объект наследия. -М; СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. С. 335 - 337.
66. Веденин Ю.А. Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России // Культурный ландшафт как объект наследия. М; СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. - С. 338 - 382.
67. Веденин Ю.А. Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Сер. геогр. 2001. № 1.С. 7-14.
68. Вейденбаум Е.Г. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888. - 431 с.
69. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX века. - М.: Наука, 1974. - 275 с.
70. Волкова Н.Г. Ногайцы // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. - С. 335.
71. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Тифлис, 1870. - С. 250-289.
72. Всемирная история. М.: Политиздат, 1956. Т. 2. - 899 с.
73. Гаджиев А.Г. Древнее население Дагестана. По данным краниологии. М.: Наука, 1975. 128 с.
74. Гаджиев A.C. К истории переселения горцев Дагестана на равнину // Вопросы истории Дагестана и Северного Кавказа (советский период). Вып. 1. Махачкала, 1973. - С. 128-151.
75. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965.-391 с.
76. Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисторический период. -Махачкала, 1993. 126 с.
77. Гаджиев Г.А. Багулалы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. -С. 101-102.
78. Гаджиев М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане // Северный Кавказ в древности и в средние века. М.: Наука, 1980.-С. 7-14.
79. Гаджиев М.Г. У истоков этнической истории Дагестана. -Махачкала, 1985. С. 73.
80. Гаджиев М.Г.,Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. - 462 с.
81. Гаджиева С.Ш. Очерки истории и этнографии дагестанских терекеменцев в XIX в. // Ученые записки Дагестанского государственного женского педагогического института. Вып. 2. -Махачкала, 1958.-С. 23.
82. Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX-XX вв. -Махачкала, 1960. 170 с.
83. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 387 с.
84. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX -начале XX в. М.: Наука, 1976. - 227 с.
85. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
86. Гаджиева С.Ш., Аджиев A.M. Кумыки // Возрождение. 1999. -№5.-С. 3-12.
87. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1966. - 298 с.
88. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. IV-X вв. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-214 с.
89. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. X-XIII вв. -СПб., 1994.-236 с.
90. Гайдаров Р.И. О названиях лезгинских аулов (к вопросу о топонимике лезгин) // Ученые записки ДГУ. Махачкала, 1963. Т. 13.-С. 111-134.
91. Гамзатов Г.Г. Фольклор в системе национальной художественной культуры: Вместо заключения // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 458-472.
92. Гамзатов Г.Г. Бесписьменный, но живой, реальный. Предисловие к серии «Бесписьменные языки Дагестана» // Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - С. 507-514.
93. Гамзатов Г.Г. Зональная эстетическая система. Генезис, структура движение // Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - С. 15-139.
94. Гамзатов Г.Г. Из опыта словарной работы по дагестанским языкам. Экскурс в прошлое и сегодняшние приоритеты // Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - С. 497-506.
95. Ганиева A.M. Образ Шарвили в богатырских сказках // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.-С. 139-159.
96. Ганиева A.M. Сказки о животных // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 359-369.
97. Ганиева A.M. Волшебные сказки // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 369-385.
98. Гасанов М.М. Пословицы и поговорки // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 433-445.
99. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы раннесредневековой истории Табасарана // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. -С. 180-190.
100. ЮЗ.Гашимов Ч.М. О совместных поселениях горцев Дагестана и Северного Кавказа (XV-XVIII вв.) // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Вып. 1. -Махачкала, 1970. С. 79-84.
101. Гатимое Ч.М. Из истории взаимоотношений Дагестана с Чечено-Ингушетией // Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982. - С. 55-80.
102. Гепко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды II сессии Ассоциации арабистов (19-23 окг. 1937 г.).-М.; JL, 1941.-С. 96-97.
103. Герасимов И.П., Зимина Р.П. Теория структур вертикальной поясности как научная основа для эколого-географической характеристики горных систем. Чтения памяти акад. В.Н. Сукачева // Вопросы биогеоценологии и географии. М., 1986. - С. 5.
104. Гумилёв JI.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993.-567 с.
105. Гуру П. Азия. -М.: Из-во иностр. лит-ры, 1956.-466 с.
106. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
107. ИЗ .Даниилов А.Д. Строительство социализма в Дагестане. 19211940 гг. М.: Наука, 1975. - 301 с.
108. Даниилов Г.Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945-1965 гг.). М.: Наука, 1966. - 366 с.
109. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1966. -208 с.
110. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. -238 с.
111. Декоративное искусство Дагестана / Автор-сост. Д.А. Чирков. -М.: Сов. художник, 1971. 280 с.
112. Животный мир Дагестана: Пособие для студентов и учителей-биологов / Ред. Д.П. Рухлядев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. -224 с.
113. Завещание Андуник-нуцала Булач-нуцалу (890/1485 г.) // Айтберов Т. Материалы по истории Дагестана // Восточные источники по истории Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1980. -С. 82-104.
114. Зонн C.B. Почвы долины «Кар-Кар» Буйнакского района. -Владикавказ: Изд-во «Сердало», 1930. 66 с.
115. Зонн C.B. Опыт естественно-исторического районирования Дагестана // Сельское хозяйство Дагестана. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.-С. 49-71.
116. Ибрагимов Г.Х. Очерк этнографии земледелия Южного Дагестана // Дагестанский этнографический сб. Махачкала, 1974. № 1. - С. 12.
117. Ибрагимов М.-Р.А. К истории формирования русского населения Дагестана (вторая половина XVI начало XX в.) // Советская этнография. 1978. № 2. - С. 83-94.
118. Ибрагимов М.-Р.А. Некоторые аспекты современной этнической географии Дагестана // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984. - С. 5-16.
119. Ибрагимов М.-Р.А. Ногайцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.-С. 256-258.128. «Информация» РААСН. 1996. № 4-5. С. 37.
120. Исаев A.A. О формировании и развитии письменности народов Дагестана // Социологический сборник. Вып. 1. Махачкала, 1970.-С. 173-232.
121. Исламмагомедов А.И. Основные формы развития современного дагестанского поселения // Материалы сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1964 г. в СССР: Тезисы докладов. Баку, 1965. - С. 19.
122. Исламмагомедов А.И. Поселения // Материальная культура аварцев в XIX начале XX в. - Махачкала, 1967. - С. 96-144.
123. Исламмагомедов А.И. Жилища // Материальная культура аварцев в XIX начале XX в. - Махачкала, 1967. - С. 145-213.
124. История Дагестана: В 4-х т. / Гл. ред. Г.Д. Даниилов. М.: Наука, 1967-1969. Т. 2. 1968. - 368 е.; Т. 3. 1968. - 420 с.
125. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. M.U1. Шигабудипов. Махачкала, 1997. - 398 с.
126. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. акад. Б.Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988.-544 с.
127. ИхиловМ.М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Махачкала, 1967. - 369 с.
128. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.: Документы и материалы: В 2-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 1. - 478 с.
129. Кавказский календарь на 1858 г. Тифлис, 1857- 534 с.
130. Кавказский календарь на 1913 г. Тифлис, 1912. - 805 с.
131. Кириллов A.C. Земельная реформа в Дагестане. М., 1928. - С. 61.
132. Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения. На примере восточных районов Ставропольского края // Полис. 2001. № 2. -С. 67-72.
133. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2002. - 479 с.
134. AI .Комаров A.B. Народонаселение Дагестанской области. Записки Кавказского отделения Русского географического общества. VIII. -Тифлис, 1873.-С. 2.4&.Корнаилов О. Свадебные обряды некоторых аварских аулов // Рукоп. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 190.
135. Короткое К.О. Обзор растительности Гутона (Восточный Кавказ): Растительный покров высокогорий. Л.: Наука, 1986. -С. 121-127.
136. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Кавказский этнографический сборник. -М.;Л. 1962. Вып.З.-С. 191.151 .Котович В.Г. Каменный век Дагестана. Махачкала, 1964. -225 с.
137. Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М.: Наука, 1982.-236 с.
138. Красная книга РСФСР: Животные. М.: Россельхозиздат, 1985. -454 с.
139. Красная книга РСФСР: Растения. М.: Росагропромиздат, 1988. - 590 с.
140. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные произведения. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 6. -С. 609-622.
141. Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле // Избранные произведения. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 6. -С. 559-570.
142. Кузнецов Н.И. Нагорный Дагестан и значение его в развитии флоры Кавказа// Изв. Русск. геогр. общ., 1910. № 46. С. 6-9.
143. Кузнецов П.И. В дебрях Дагестана // Изв. Русск. геогр. общ., 1913. №49. -С. 1-3.
144. Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI 30-е годы XVII в. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.-371 с.
145. Кушнер (Кнышев) П.И. К методологии определения этнографических территорий // Советская этнография. 1946. № 1. -С. 12-14.
146. Кушнер П.И. О методах определения этнического состава населения в полосе этнических границ // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. XI. М., 1950. - С. 3-9.
147. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. -М.: Изд-во АН СССР, 1951.-280 с.
148. ЛавровЛ.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X-XVII вв. М.: Наука, 1966.-300 с.
149. Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана: Сб. научных трудов / Отв. ред.
150. B.Г. Гаджиев. Махачкала, 1976. - С. 163-175.
151. Лепехина A.A. Биология видов растений. Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. - 212 с.1 вв.Лепехина A.A. Флора Дагестана и ее охрана. Махачкала, 1980. -80 с.
152. Лилиенберг Д.А. Основные проблемы геоморфологии и четвертичной геологии Дагестана // Проблемы четвертичной геологии. Т. II. М.: Академиздат, 1955. - С. 125.
153. Лилиенберг Д.А. Геоморфологическое районирование Дагестана // Спелеология и карстоведение. М.: Изд-во АН СССР, 1959.1. C. 18-23.
154. Ь9.Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в XIX нач. XX в. / Отв. ред. М.Ш. Халилов. - Махачкала, 1994. -252 с.
155. О.Лугу ев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). Историко-этнографическое исследование. XIX нач. XX в. / Отв. ред. С.Ш. Гаджиева. - Махачкала, 2000. - 206 с.
156. МХЛугуев С.А., Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.-С. 144-145.
157. Львов ПЛ. Современное состояние флоры «эоловой пустыни» у подножья Дагестана // Ботанический журнал, 1959. № 3. С. 44.
158. Львов П.Л. Леса Дагестана. Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1964.-215 с.
159. Львов П.Л. Арчевые редколесья Дагестана // Ботанический журнал, 1969. №9.-С. 54.
160. Магомедов А.А. Народные художественные промыслы Дагестана: история, современное состояние, проблемы // Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXIII. Махачкала, 1995.-С. 29-33.
161. Магомедов А.Р. Народности Дагестана // Этническое развитие народностей Дагестана ХУ-ХУН вв. и их политическая организация. Махачкала, 1990. - С. 41.
162. Магомедов Д.К. Лакское искусство // Эхо Кавказа. 1995. № 1. -С. 30-32.
163. Магомедов Д.М., Курбанов Г.М. Очерки истории культуры Дагестана (от древнейших времен до Средневековья). -Махачкала, 1997.- 102 с.
164. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала, 1997. - 340 с.
165. Магомедов М.Г. История аварцев. Махачкала 2005. - 280 с.
166. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш. (Крепость курейшитов). Махачкала, 2000. - 166 с.
167. Магомедов H.A. Дербент и Дербентское владение в XVIII пер. пол. XIX в. (Политическое положение и экономическое развитие). - Махачкала, 1998. - 247 с.
168. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Вып. 2. -Махачкала, 1975. 270 с.
169. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999.-Кн. 1.-448 е.; Кн. 2.-520 с.
170. Магомедханов М.М. Тиндалы. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: БРЭ, 1994. - С. 335.
171. Магометов A.A. Кубачинский язык. (Исследование и тексты). -Тбилиси, 1963.-341 с.
172. Магометов A.A. Табасаранский язык. (Исследование и тексты). -Тбилиси, 1965.-398 с.
173. Магометов A.A. Агульский язык. (Исследование и тексты). -Тбилиси, 1970.-212 с.
174. Майборода Э.Т. О существовании цивилизаций различного типа // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 41-48.
175. Майоров A.A. Эоловая пустыня у подножья Дагестана. -Махачкала, 1927. -116 с.
176. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала, 1989. - 346 с.19в. Маммаев М.М. Зирихгеран Кубачи // Возрождение. 1998. № 4. -С. 37-41.
177. Маммаев М.М. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство Дагестана: Информационно-справочное пособие. Махачкала, 2001. - 409 с.
178. Маммаев М.М., Османов М.О. Кубачинцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 212-214.
179. Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков, 2002. С. 35-36.
180. Мансуров М.Х. Русские переселенцы в Дагестане (2-я пол. XIX нач. XX в.). - Махачкала, 1994. - 155 с.
181. Мансуров Ш.М. Салатавия: Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII пер. пол. XIX в. -Махачкала, 1995.-250 с.
182. Материальная культура аварцев / Отв. ред. М.М. Ихилов. -Махачкала, 1967. 304 с.
183. Материальная культура народов Дагестана в XIX нач. XX века: Сб. статей / Сост. С.А. Лугуев\ отв. ред. М.О. Османов. -Махачкала, 1988. - 160 с.
184. Микаилов Ш.И. Очерки аварской диалектологии. -М.; JI.: Изд-во АН СССР, 1959.-511 с.
185. Мипорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. - 265 с.
186. Мовчан Г.Я. Из архитектурного наследия аварского народа// Советская этнография. 1946. № 4. С. 186-190.
187. Мовчан Г.Я. О типологии жилища народов Нагорного Дагестана // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. IV. М., 1948. - С. 41-42.
188. Мовчан Г.Я. Социологическая характеристика старого аварского жилища // Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1972. №5.-С. 119-149.
189. Мовчан Г.Я. Старый аварский дом в горах Дагестана и его судьба.-М., 2001.-528 с.
190. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.21 \. Набиева У.Н. Формирование и современная география религии в Дагестане // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1994. № 6. С. 91-93.
191. Набиева У.Н. Проблемы возрождения культурного и природного наследия Дагестана // Наука и социальный прогресс в Дагестане. Вып.1. Махачкала, 1997. - С. 244-247.
192. Набиева У.Н. Традиционная культура и образование в Дагестане // Материалы докладов конференции, посвященной итогам географических исследований в Дагестане в 1997 г. Махачкала, 1998.-С. 9-15.
193. Набиева У.Н. Концепция Атласа культурного наследия Дагестана // Изв. РАН. Сер. геогр., 2000. № 4. С. 103-105.
194. Набиева У.Н. Концепция Атласа культурного наследия Дагестана// Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. № 8. М., 2000. - С. 114.
195. Набиева У.Н. Культурная география Дагестана. М., 2002. -210 с.
196. Набиева У.Н. Территориальная структура традиционных промыслов Дагестана // Известия РАН. Сер. геогр. 2005. № 6. С. 58-68.
197. Набиева У.Н., Рамазанов А.Х. Государство Имамат. -Махачкала, 1997. 19 с.
198. Набиева У.Н., Шахабасов С.М. Социально-экономические и историко-культурные аспекты развития рекреации в Дагестане // География и туризм. Вып. 1. - Пермь, 2005. - С. 172-184.
199. Набиева У.Н., Эльдаров Э.М. Предпосылки формирования рекреационной системы в Приморском районе Дагестана // Рекреационные ресурсы Каспийского моря (Проблемы использования и охраны). М., 1989. - С. 35-44.
200. Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002. - 588 с.
201. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988.-543 с.
202. Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: БРЭ, 1994.-479 с.
203. Николаенко Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социокультурного освоения территорий: Автореф. дис. .докт. геогр. наук. СПб., 1999.
204. Никольская З.А., Шиллинг Е.М. Горное пахотное орудие террасовых полей Дагестана // Советская этнография. 1952. № 4. -С. 91-100.
205. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1901 г. Темир-Хан-Шура, 1902.-С. 38.
206. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1903 г. Темир-Хан-Шура, 1904.-С. 5.
207. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1904 г. Темир-Хан-Шура, 1905.-С. 9-10.
208. Омаров А.С. Судебник Гидатлинского союза «вольных обществ» // Ученые записки Института истории языка и литературы (ИИЯЛ). Том 17. Махачкала, 1967. - С. 136.
209. Омарова М.М. Религиозное образование в Дагестане // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала, 2002. - С. 90-92.
210. Османов Г.Г. Аграрные отношения в Дагестане в период строительства социализма. Махачкала, 1970. - 210 с.
211. Османов Г.Г. Генезис капитализма в сельском хозяйстве Дагестана. М.: Наука, 1984. - 152 с.
212. Османов М.-3.0. Поселения //Гаджиева С.Ш., Османов М.-З. О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.-С. 65-107.
213. Османов М-З.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX начале XX в. - М.: Наука, 1990. - 297 с.
214. Османов М-З.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана: (С древнейших времен до нач. XX в.). Махачкала, 1996.-316 с.
215. Османов М.О. Даргинцы // Возрождение. 1998. № 4. С. 13-25.
216. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.// Энциклопедия. Т. 1. М., 1994. - С. 666.
217. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 / Отв. ред. Г.Г. Гамзатов. М.: Наука, 1987. - 319 с.
218. Памятная книжка Дагестанской области / Сост. Е.И. Козубский. -Темир-Хан-Шура, 1895. 434 с.
219. Печать Дагестана: Справочник / Ред.-сост. A.A. Алиханова. -Махачкала, 1983. 172 с.
220. Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989.- 182 с.
221. Полян П.М., Сидоров Д.А. Хутора в системе горного расселения Дагестана // Проблемы горного хозяйства и расселения. М., 1990. - С. 225.
222. Предварительные итоги переписи-2002 // Материалы Комитета статистики РД. Махачкала, 2004. - 135 с.
223. Республика Дагестан: Административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. 90-е годы XX в.): (Статистический справочник). - Махачкала, 2001. - 189 с.
224. Русско-дагестанские отношения в XVII первой четверти XVIII в. Документы и материалы. - Махачкала, 1958. - С. 280.
225. СаидовМ. Из истории возникновения письменности у народов Дагестана // Языки Дагестана: Сб., Вып. 3. Махачкала, 1976. -С. 121-133.
226. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -М.; Л., 1941.-Т. 2.
227. Сергеева Г.А. Аварцы // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. - С. 36.
228. Сергеева Г.А. Даргинцы // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. - С. 151.
229. Сергеева Г.А. Арчинцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. -С. 96-97.
230. Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971. - С. 5.
231. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. - С. 35-55.
232. Сорокин П.А. Общие принципы цивилизационной теории и её критика // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
233. Стрелецкий В.Н. Этнические общности в геокультурном пространстве России / Историческая динамика и региональная структура// Вестник исторической географии. № 1. Смоленск, 1999.-С. 31-53.
234. Стрелецкий В.Н. Этническое расселение и география культуры // География населения и социальная география. СССР Россия - СНГ. 1986-1996. Аналитически-библиографический обзор. - М., 2001.
235. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: Мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Известия Академии наук. Серия геогр., 2002. №4.-С. 18-28.
236. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1994. - 576 с.
237. Теоретические проблемы рекреационной географии / Отв. ред. B.C. Преображенский. М.: Наука, 1975. - 224 с.
238. Терский календарь на 1914 г. Владикавказ, 1915. - С. 3, 13.
239. Типы лесов Дагестанской АССР. Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1972.- 152 с.
240. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс - Культура, 1996. - 607 с.
241. Тойпби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс -Культура, 1996.-480 с.
242. Тумаджанов И.И. Древняя пустыня в Нагорном Дагестане // Ботанический журнал. № 9, 1971. С. 53-105.
243. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998. -209 с.
244. Туровский Р. Культурная география: теоретические основания и пути развития // Культурная география. М., 2001. - С. 18.
245. Умаханов М.-С.К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке. -Махачкала, 1973.-С. 15-16.
246. Умаханов М.-С.К. Система управления ханств Дагестана в XVI-XVII вв. // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. - С. 59-69.
247. Федина А.Е. Физико-географическое районирование. М.: Изд-во МГУ, 1981.-106 с.
248. Фёдоров Я.А., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе: Историко-этнографические очерки. М., 1978. - С. 18.
249. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. - С. 283-286.
250. Хайбуллаева С.М. Духовная литература как составляющая национального художественного наследия народов Дагестана // Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Материалы республиканской научной конференции 16 мая 1996 г. Махачкала, 1998.-С. 278.
251. Халидова М.Р. Отражение мифологических воззрений в легендах и преданиях народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.-С. 183.
252. Халидова М.Р. Демонологические рассказы // Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. - С. 277.
253. Халидова М.Р. Притчи // Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. - С. 333.211 .Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992.-С. 16.
254. ХалиловХ.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана// Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. - С. 11-12.
255. Ханбабаев К.Н. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана // Наука и социальный прогресс Дагестана. Вып. 1.-М., 1991.-Махачкала, 1997.-С. 62-63.
256. Хан-Магомедов С.О. Жилище табасаран // Советская этнография. 1951. № 4. С. 202-210.281 .Хан-Магомедов С.О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969.- 182 с.
257. Хан-Магомедов С.О. Объемно-пространственные композиции // Архитектурное наследство. -М., 1974.-С. 158-187.
258. Хан-Магомедов С.О. Мавзолеи и пиры аулов Южного Дагестана // Зодчество Дагестана. Вып. 1. Махачкала, 1974. - С. 35-96.
259. Хан-Магомедов С.О. Архитектура народов лезгинской группы (Южный Дагестан) // Традиции и современность. Махачкала, 1977.
260. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. -М., 1979.-С. 134-137.
261. Хан-Магомедов С.О. Рутульская архитектура. М., 1998. - 368 с.
262. Хан-Магомедов С.О. Цахурская архитектура. М., 1999. - 244 с.
263. Хан-Магомедов С.О. Агульская архитектура. М., 2001. - 359 с.
264. Хан-Магомедов С.О. Дербентская крепость и Даг-Бары. М., 2002.-422 с.
265. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. -М, 1961.-С. 79-126.
266. ЦГА ДАССР. Ф.Р. 22. Оп. 39. Д. 88. Л. 5.
267. ЦГА ДАССР Ф.Р. 139. Оп. 15. Д. 47. Л. 1-263.
268. ЦГА ДАССР. Ф.Р. 175. Оп. 3. Д. 60. Л. 1.
269. ЦГА ДАССР. Ф.Р. 260. Оп. 53. Д. 46. Л. 63.
270. ЦГА ДАССР. Ф.Р. 169. Оп. 63. Д. 336. Л. 232.
271. Черноус В.В. Кавказ контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. - С. 30-34.
272. Чеснов Я.В. Теория «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.
273. Чечено-Ингушская АССР // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. М.5 1978. -С. 175.
274. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М., 1949. - С. 180.
275. Шифферс Е.В. Растительность Северного Кавказа и его природные кормовые угодья. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 400 с.301 .Шихсаидов А.Р. Новые данные по средневековой истории Дагестана // Учен. зап. Ин-та ИЯЛ Даг. фил. АН СССР. 1961. Т. 9. -С. 137-154.
276. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). -Махачкала, 1969. С. 85-86.
277. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. М., 1969. - С. 43.
278. Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафи (к вопросу об изуч.) // Письменные памятники Востока: Историко-филол. исслед. ежегодник. 1972. -М., 1977.-С. 90-119.
279. Шихсаидов А.Р. Дагестанские исторические сочинения // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1984. - С. 231-239.
280. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М., 1984. - С. 13-19.
281. Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане // Изучение истории и культуры Дагестана: Археографический аспект. Махачкала, 1988. - С. 7-8.
282. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.-М., 1993.
283. Шульгин П.М. Уникальные территории в региональной политике // Наследие и современность. Инф. сборник. Вып. 1. -М„ 1995.-С. 10-11.
284. Эльдаров М.М. Памятники природы Дагестана. Махачкала: Даг. книжн . изд-во, 1991. - 136 с.
285. Linking nature and culture. / Eds. В. von Droste, M. Rossler and S.Titchen И Report of the Global strategy Natural and Cultural Heritage Expert Meeting. 25-29 March 1998, Amsterdam, Netherlands. 238 p.
286. У. Nichols. Linguistic diversity and first settlement of the new world // Language, vol. 66. 3/1990. P. 485.
287. Spencer G. & Hale G.A. The origin, nature and distribution of agricultural terracing // Pacific viewpoint, 1965. V. 2. № 1; V. 6. № 1.
288. Studying cultural landscapes / Edited by I. Robertson & P. Richards. London: Arnold, 2003. - 199 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.