Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Якобсон, Мария Анатольевна

  • Якобсон, Мария Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 151
Якобсон, Мария Анатольевна. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. ХХ века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ставрополь. 1997. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Якобсон, Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме нравственно-, гражданского воспитания для правового общества в России и США.

1.1 Идеал и основные принципы нравственности в гражданском обществе в 80-90гг XX века.

1.2 Значение нравственного воспитания в формировании гражданского общества.*.

1.3 Проблема ценностных ориентаций в школьных программах нравственно-гражданского воспитания.

1.3.1 Механизмы воспитания гражданской нравственности.

1.3.2 Стратегии нравственного воспитания школьников в США.

1.3.3 Стратегии нравственного воспитания в российских школах.

Выводы к гл. I.

Глава II. Практика нравственно-гражданского воспитания школьников в России и США (кросскультурный анализ).

2.1 Исследования ценностных ориентаций учащихся в России и США.

2.2 Практика нравственного воспитания в сиэтлских школах.

2.3 Практика нравственного воспитания в московских школах.

2.4 Оценка результатов нравственного воспитания.

2.4.1 Факторы становления и развития нравственных ценностей.

2.4.2 Самооценка респондентов.

2.4.3 Результаты по ситуациям.

2.4.4 Распределение альтернатив ответов к вопросам ситуаций.

Выводы к гл.И.

Глава III. Основные результаты исследования и рекомендации

3.1 Рекомендации по постановке проблем и задач социолого-педагогического исследования нравственных ориентаций российских и американских старшеклассников в аспекте их готовности к жизни в гражданском обществе.

3.2 Рекомендации по формированию программы нравственного воспитания в российской школе.

Выводы к гл.III.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. ХХ века»

Трансформация тоталитарного общества в России в гражданское с соответствующим переосмыслением моральных ценностей стимулировала усиление внимания к проблемам нравственного воспитания детей и подростков. Ответственная гражданственность должна противостоять сложившимся ранее стереотипам мышления и поведения - об этом все чаще упоминают многочисленные источники, это начинают понимать самые разные слои общества.

Формирование гражданского общества нерасторжимо связано с соответствующей педагогической парадигмой. Становится ясным, что от понимания и соблюдения этических законов, от умения сделать ответственный нравственный выбор, от усвоенного стиля жизни и поведения - зависит всеобщее и индивидуальное благосостояние. На пороге XXI века в теоретических подходах к воспитанию нравственности в гражданском обществе все полнее осознается жизненная важность индивидуальной свободы нравственного выбора и умения ею распоряжаться в интересах подлинно человечной жизни - собственной, своего народа, всего человечества.

В рамках западной культуры (к которой относится и Россия) складывается антропоориентированная педагогическая парадигма, которая является "воспитательной парадигмой самореализации личности" [35,сс.117,120]. С помощью этой парадигмы делается попытка примирить традиционную оппозицию индивидуально ориентированного и социоориентированного идеалов воспитания [35,с.116] привитием нравственных ценностей свободного общества.

Внутреннему человеку" (Н.И.Пирогов) можно и нужно помогать расти с самых малых лет, от этого зависит и его личное счастье, и расцвет общественный. По мнению известных современных американских педагогов Л. и Р.Эйр (Eyre, Linda & Richard), "плод самореализации и простого счастья содержится в ясных и прочных моральных ценностях. Почему наших детей нужно учить ценностям? Потому что их счастье зависит от этого!" С88,с.21]*. Однако, необходимо различать "общественные ценности и абсолютные нравственные принципы. Для функционирования общества необходимо то и другое, но разграничивать их нужно, если мы хотим научиться сосуществовать с людьми, принадлежащими к иным культурам и имеющими иное социальное происхождение"[63,с.149].

Исследователи в области образования — педагоги, психологи, философы, социологи считают, что роль школы в воспитании учащихся, в привитии им сознания и моделей поведения ответственной гражданственности весьма существенна (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, Б.М.Бим-Бад, В.Г.Бочарова, О.С.Газман, В.А.Караковский, И.С.Кон, В.М.Коротов,

Б.Т.Лихачев, И.Я.Лернер, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, А.В.Петровский, Г.Н.Филонов, П.Г.Щедровицкий, Ph.Cusick, J.Fouts, H.Kirschenbaum, L.Kohlberg, T.Lickona, M.Rutter, K.Ryan и др.). - Все переводы с английского сделаны автором исследования.

Сегодня представляется крайне важным проанализировать, как же в практике школьной жизни понимается и реализовывается цель воспитания ответственной гражданственности в конце XX века в России и в США?

Анализ теоретических исследований и обобщение практического опыта нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США на пороге XXI века свидетельствует о том, что эта острая, актуальная проблема еще не изучена. Важной стороной изучения этой проблемы является осуществление корректного сопоставительного анализа, как теоретических подходов американских и российских ученых, так и практических результатов нравственно-гражданского воспитания учащихся старших классов российских и американских школ. Все сказанное определило те м у нашего исследования: "Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг XX века".

Об ъе кт исследования — система нравственного воспитания в средней общеобразовательной школе в условиях нетоталитарного общества.

Пр едмет исследования — конкретные проявления действия этой системы на примере нескольких школ Москвы и Сиэтла в аспекте формирования ими нравственных качеств ответственного гражданина.

Ц е лью данной работы является анализ выявленных теоретически путей, стратегий и подходов к нравственному воспитанию в средней школе в соответствии с практическими тенденциями развития российского общества и школы и в сравнении с аналогичными проблемами в США, где существует стабильное демократическое общество.

Задачи исследования:

1. Сформулировать идеал и основные принципы нравственности в правовом обществе накануне XXI века, раскрыть смысл и значение нравственного воспитания в формировании гражданского общества; предложить различные пути усвоения гражданской нравственности.

2. Исследовать ценностные ориентации старшеклассников России и США; осуществить кросскультурный анализ практики гражданского воспитания в школах Москвы и Сиэтла.

3. Дать рекомендации для осуществления дальнейших психолого-педагогических и социологических исследований нравственных ориентаций школьников России и США в аспекте их готовности к жизни в гражданском обществе.

Методологически ценными для исследования были теоретические положения, разработанные отечественными и американскими учеными об антропологическом основании теории и практики современного"L - образования, о системно-функциональном подходе к исследованию и построению воспитательных систем, о дифференциации и индивидуализации воспитания. Исследование опиралось также на труды ученых, посвященные проблемам свободы личности в демократическом гражданском обществе.

Методы исследования теоретическии анализ и синтез подходов к нравственному воспитанию ответственного гражданина свободного общества в России и США на основе изучения педагогической, психологической, философской, методической литературы;

- наблюдение, опрос, беседа;

- анкетирование учащихся; социологического и педагогического анализа фактических данных. проводилось в московских школах Юго-Западного округа: N1280 (с углубленным изучением английского языка) и N58 (школа-интернат ), и в школах густонаселенных пригородов Сиэтла (США): Gig Harbor High и Marysville-Pilchuck High.

Исследованием было охвачено 125 старшеклассников из Москвы и Сиэтла.

Эт ап ы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

Пе рвый зт ап (1992 - 1994) — поисково-аналитический: изучение и анализ литературных источников, нормативных и статистических документов, отражающих отечественный и американский опыт нравственного воспитания школьников; определение исходных параметров исследования. статистические методы обработки результатов

Ба за исследования

Исследование

Второй этап (1995) — организация и проведение анкетирования, накопление эмпирических данных, корректировка вопросов анкетных опросов.

Третий этап (1995 - 1996) — заключительный: систематизация и обобщение материалов исследования, их математическая обработка, выработка рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении совокупности характеристик и задач нравственного воспитания школьников для жизни в гражданском обществе,

- в разработке модели нравственного воспитания, в анализе возможностей интеграции моделей нравственного воспитания школьников в России и США.

Пр актическая значимость настоящего исследования состоит

- в создании инструмента по кросскультурной оценке нравственных ориентаций старшеклассников,

- в формулировке рекомендаций по совершенствованию социолого-педагогического изучения нравственных ценностей российских и американских учащихся,

- в практических рекомендациях по созданию и эффективной реализации концепций воспитания к ответственной гражданственности в российских школах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция нравственного воспитания в школе, которая стремится ответить на вопросы о типологии личностных качеств людей, способных жить в правовом обществе.

2. Утверждение необходимости и важности соблюдать гармонию и баланс в поиске собственно российских специфических черт ментальности с изучением нравственных качеств личности и способов их формирования в разных странах мира. В данном исследовании в качестве такой кампаративной страны выбраны США, во многих отношениях близкая России, но, имеющая и ряд существенных отличий.

3. Рекомендации по созданию варианта модели нравственно-гражданского воспитания в школах России.

В целом, мы видим актуальность проведенного исследования в его акцентации нравственных начал образовательно-воспитательной деятельности школы. Воспитание ответственной гражданственности в наши дни в российской школе - основание для надежды в будущем и процесс, преображающий личность самих учителей. Однако, его постановка требует от воспитательного коллектива, помимо профессиональных знаний и энтузиазма, еще и осмысления этических императивов и основ правового общества в свете общечеловеческого единства и блага, а также и проникновения в особенности национального пути и менталитета россиян. Оба эти требования, на наш взгляд, полнее постигаются при взгляде "со стороны": при сравнении и изучении опыта других народов.

Достоверность результатов и с-сл едования обеспечивается научной обоснованностью исходных позиций, применением комплексной методики, адекватной его задачам и логике, сопоставлением полученных данных с уже имеющимся опытом.

Апробация результатов и с с л е-д о в а ни я. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого Совета Института теоретической педагогики и лаборатории (международного центра) философии образования и педагогической прогностики (июль 1994), на международных научных конференциях: "Ценности в образовании" (Москва, сентябрь 1994), "Problems of Russian Education" (Сиэтл, март 1995), "Morals for the Millenium" (Ланкастер, июль 1996), на Международном научном симпозиуме по речевому общению (Москва, июль 1996), на встрече общественности с кандидатом в президенты США Эланом Кизом (Alan Keyes) в Rainier Club (Сиэтл, июль 1995); на встрече с аспирантами Школы Образования университета Seattle Pacific (Сиэтл, июль 1995), нашли отражение в тезисах выступлений и печатных работах, опубликованных в Москве, Сиэтле и Ланкастере.

Ст ру кт ура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Якобсон, Мария Анатольевна

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III.

Положительный вклад школы в воспитание нравственного, ответственного, заботливого гражданина может оказаться весьма существенным, если педагогический коллектив, каждый учитель поставят эту цель в качестве основной в своей профессиональной деятельности.

Опыт американских педагогов, в частности, в исследованных школах Сиэтла, указывает на необходимость и возможность создания нравственной атмосферы в школе; спланированной общественно-полезной деятельности, являющейся практикой нравственных привычек; участвующего, активного изучения демократии на уроках общественных дисциплин, в особенности; привития моральных ценностей свободного человека и общества; персонализированной заботы и поддержки учащихся учителем; специальной подготовки учителей по вопросам политики нравственного воспитания, проводимой школой.

В российской - школе, стремящейся воспитывать ответственных и любящих граждан своей страны, эти меры стоит проводить с позиций разностороннего укрепления подлинной духовной самостоятельности учащихся, основываясь на достоянии отечественной литературы, осмысляя и духовно осваивая историю своей страны и народа.

Углубление и расширение рамок социолого-педагогических исследований отдельным педагогам, сравнивая свою аналогичными процессами зарубежом, кросскультурных поможет школам, деятельность с осмыслить свой собственный путь в воспитании подлинной нравственности учащихся и внести в него требующиеся коррективы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты проведенного исследования теории и практики нравственно-гражданского воспитания старшеклассников России и США в 80 - 90 гг XX столетия дает нам основание сделать следующие выводы:

1. В 80-90-х гг XX века в двух мировых странах-гигантах, которыми являются Россия и США, принадлежащих западной цивилизации, многочисленные факты свидетельствуют о кризисе нравственности, особенно среди молодого поколения, что вызывает вполне понятную тревогу за будущее общества. Этот кризис носит личностный характер; его ключевая сторона — реализация свободы индивидуальной ответственности.

Теория нравственного воспитания и в России, и в США по-своему пытается дать обществу, школам, учителям ориентацию на формирование моральных ценностей, присущих демократии, — изнутри каждого учащегося; всеми возможными путями обратить внимание воспитуемого на его собственный духовный мир и способствовать его включению в процесс творчества гражданских ценностей в его собственной жизни.

2. Основой и идеалом гражданского общества является социальная и духовная свобода человеческих индивидуумов. Российские педагогические теории на этапе активного нравственно-этического переосмысления идеалов и преодоления тоталитаризма ищут гражданскую нравственность в русле традиций своего национального склада духа в гармонии сердечного единства общества, окружающего мира и человека. И это является задачей воспитания личного характера, воспитания культуры свободы индивидуума.

Американская версия трактует идеал гражданского общества и соответствующего школьного воспитания как рационально осознанную и принятую свободу в поиске личного счастья, опору на собственные возможности и способности, гармонирующие с интересами всей нации.

Как в России, так и в США, сформировались определенные стратегии нравственного воспитания, отвечающие национальному складу мышления и использующие возможные пути усвоения нравственности. Однако, история педагогики изобилует примерами, когда замечательно звучащие стратегии неминуемо внешнего воздействия на субъективные качества личности становились пустой декларацией, бюрократическими мероприятиями, формальностями, бессмысленным ритуалом в том случае, если школа старалась быть только контролером поведения, если не было любви учителя к ученикам, поддержки их индивидуальной духовной самостоятельности.

3. Психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что нравственный кризис, переживаемый и российскими, и американскими подростками и молодежью, проявляется в катастрофически растущем неприятии ими ценностей морали, ассоциирующейся с успешным гражданским обществом. Усваиваемые ценностные нормативы в основном повторяют тенденции исторически сложившегося национального менталитета. Хотя московские учащиеся в большей степени склонны ориентироваться на структуру ценностей западной культуры, чем на ценности собственных родителей и учителей.

4. Исследование практики нравственного воспитания в московских школах в сравнении с сиэтлскими выявило ее несоответствие коренным интересам гражданского общества. В московских школах налицо практически полное разрушение структур системы коммунистического нравственного воспитания и отсутствие целенаправленной политики по воспитанию нравственности будущих граждан. Сопоставляемые школы Сиэтла поддерживают атмосферу уважения традиций американской демократии и индивидуального развития учащихся. При этом московских респондентов дома окружает, преимущественно, обстановка авторитарности, влияния ценностей и взглядов взрослых, которые, однако, они склонны не принимать, в отличие от сверстников из Сиэтла. Несущественно и несерьезно влияние на российских школьников концепций основных религиозных конфессий, чего нельзя сказать об американских учащихся.

5. Опрошенные московские старшеклассники проявили преимущественную тенденцию к неответственным нравственным суждениям, к граждански-пассивному спроецированному поведению и отношению к нарушению морали их товарищами. Представляется антигражданской, опасной для свободы в обществе нацеленность опрошенных московских учащихся на безлично-спекулятивные ценности ("благо большинства", "интересы всех"). Тревожит и то, что, по сравнению с сиэтлцами, старшеклассники-москвичи показали гораздо большую склонность к лично и экономически пристрастным суждениям. Ответственная гражданственная позиция российских респондентов, видимо, очень осложнена неуважением к нравственно-организующему потенциалу школьной администрации, классных руководителей, государственных й- общественных организаций.

6. Учитывая указанные тенденции, российским школам можно рекомендовать разработать программу нравственного воспитания, основанную на уважении духовной свободы личности, национальных духовных традиций. Для совершенствования теории и практики нравственного воспитания и укрепления их взаимосвязи необходим также и постоянный мониторинг текущего состояния нравственного воспитания социологическими методами разной широты охвата, в частности, кросскультурными методами. Школам, желающим идти в ногу со временем, заботящимся о нравственном качестве' своих учащихся, стоит сделать акцент на раскрытии и укреплении личного достоинства, внутренней свободы воспитанников (и, конечно, воспитателей). Эти качества органически связаны, как, в частности, показывают российский философ И.А.Ильин (С27; 28]), или американский философ К.С.Льюис [99], и как учит практика нравственного воспитания, — с искренней любовью ко всем окружающим людям, согражданам, родственникам, товарищам по школе и т.д., с постоянной нацеленностью на качественное (на нравственной основе) устройство жизни вокруг себя, с умением и преданным трудом в этом направлении. Только так и образуется подлинно нравственное гражданское общество - на уровне школы, в семье и в стране.

Данное заключение свидетельствует о том, что поставленные в исследовании задачи выполнены. Проведенное исследование дает импульс к дальнейшим поискам и решениям в области нравственно-гражданского воспитания старшеклассников как в России, так и в США.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Якобсон, Мария Анатольевна, 1997 год

1. Абрамова С., Косенчук И. От "идеального" к "реальному"//Директор школы, 1994, N6. -С.50-52.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М. : Политиздат, 1989.

3. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса//Перспективы, 1990, N4.-С.147-157.

4. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1, вып.2.- М.: Центр социологии образования РАО, 1993.-С.83-91.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. -М.:Советский писатель,1990.

6. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

7. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы в России// Педагогика, 1993, N6.-С.3-8.

8. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.н/Д гос.пед.ун-та, 1995.

9. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. -Ростов-на-Дону., 1976.

10. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика, 1995,N4. -С.29-36.

11. Будь лицом: ценности гражданского общества/Под ред.

12. B.И.Бакштановского, Ю.В.Согомонова, В.А.Чурилова. Т.1,2. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993.

13. Васильева З.И. Совершенствование нравственного воспитания школьников в процессе обучения// Нравственное формирование личности школьника/ Под ред. З.И.Васильевой. -Л., 1980. -С.3-13.

14. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски.- М.: Б.и., 1994.

15. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945-1985).- Кишинев: Штиинца, 1990.

16. Газман О.С., Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Гражданскоевоспитание// Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. -М., 1993. -С.224-225.

17. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.-М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. -С.18-20.

18. Горшенин Л. Правовое обучение и воспитание учащихся: проект концепции// Директор школы, 1994, N6.1. C.32-36.

19. Гражданкин А.И., Дубинин Б.В., Толстых А.В. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года// Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1, вып.1. -М.: Центр"'социологии образования РАО, 1993. -С.34-44.

20. Гусейнов А.А. Мораль// Российская педагогическая энциклопедия. T.l. -М., 1993. -С.592-593.

21. Дарендорф Ральф. Мораль, институты и гражданское общество// Путь, 1993, N3. -С.179-191.

22. Документы и материалы XX съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. -М.: Политиздат, 1987.

23. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. -М.: Изд-во МГУ, 1982.

24. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов// Педагогический поиск/Сост.И.Н.Баженова. -М.: Педагогика, 1988. -С.363-440.

25. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984.

26. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. -Джорданвилл, Н.й. США, 1991.

27. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993. -С.133-288.

28. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1984.

29. Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. -М: Наука, 1973.-С.719-751.

30. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. -М.: Межд. науч.-просвет. ассоциация "Знание", Центр юридического всеобуча, 1993.

31. Кожемяко В. Молодым в тюрьму у нас дорога?//Правда, 1992, 25/IX.

32. Колесов Д.В. Воля и нравственность//Советская педагогика, 1990, N9. -С.28-32.

33. Концепция воспитания школьников в современныхусловиях: Для обсуждения на Межд. науч.-практ.конф. "Соврем, школа: пробл. гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей". -М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.

34. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и современность.- М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.

35. Кошелева О.Е. Педагогические традиции православия// Российское образование: история и современность / Под ред. С.Ф.Егорова. М: ИТП и МИО РАО, 1994. -С.195-248.

36. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития/Под ред. Т.И.Заславской, Л.А.Арутюнян. -М.: Интерпракс, 1994.

37. Лебедев В. О дилетантстве и демократии. Кто и как будет учить наших детей граждановедению //Учительская газета, 1994, N11(22/111).

38. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 1992.

39. Личность в воспитательной системе школы. Научно-методический сборник/Под ред. А.В.Гаврилина, Л.И.Новиковой. Владимир, 1993.

40. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956.

41. Матвеев В.Ф. Реальность педагогики сотрудничества// Учительская газета, 1988, 20/VTII.

42. Мораль сегодня: учимся, спорим, размышляем. Примерная учебная программа. М.: Молодая гвардия, 1988.

43. Моральный кодекс строителя коммунизма — основа нравственного воспитания в школе (Методические советы учителю)/ Под ред. Н.К.Жерносекова. Мичуринск, 1963.

44. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.

45. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике//Советская педагогика, 1990, N9. -С.46-51.

46. Новикова Л.И. Школа и среда. -М.: Знание, 1985.49. 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов.- М.: Политиздат, 1984.

47. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980)/Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. -М. : Педагогика, 1986.

48. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988.

49. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

50. Питтс Марк. Религиозное и государственное обучение в Соединенных Штатах: история взаимоотношений// Мораль и образование/ Под. ред. М.Мацковского, А.Эллиса.- М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1993. -С.121-135.

51. Прозументова Г.Н. Теоретическое обоснование цели и сущности системы коммунистического воспитания.- Томск, 1986.

52. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (к основам общей теории)// Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы/Под ред.З.И.Равкина.- Йошкар-Ола, 1972.-С.9-76.

53. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. 4.1. Идея гражданского общества в социальной мысли. -М.: Союз, 1993.

54. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.-М.: Изд-во МГУ, 1981.

55. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. В 3 т./Под ред. З.И.Равкина.-Т.II.-М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994.

56. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Поколение перестройки -какое оно? // Воспитание школьников, 1991, N3. -С.26-31.

57. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М.: Молодая гвардия, 1971.

58. Фаутс Джеффри. В гармонии с Богом и друг с другом // Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады российско-американской конференции /Под ред.

59. М.Мацковского, Р.Шейермана. -М. : Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992. -С.146-156.

60. Фаутс Джеффри. Конфликт ценностей //Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады российско-американской конференции /Под ред. М.С.Мацковского, Р.Шейермана. -М.: Международный центр общечеловеческих ценностей,, 1992. -С.102-109.

61. Фаутс Джеффри. Реформа образования и нравственное воспитание // Мораль и образование /Под. ред. М.Мацковского, А.Эллиса. -М: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1993. -С.10-21.

62. Фаутс Джеффри. Христианский аспект морали //Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады российско-американской конференции /Под ред. М.С.Мацковского, Р.Шейермана. -М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992. -С.82-90.

63. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.

64. Франк C.JI. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992.

65. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1983.

66. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. Лекция. М., 1970.

67. Шейерман Ричард. Потери и приобретения //Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады российско-американской конференции /Под ред. М.С.Мацковского, Р.Шейермана. -М: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992. -С.11-20.

68. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М.: Пед. центр "Эксперимент", 1993.

69. Astin,A.W., & Green,К.С. (1987). The American Freshman: An Overview of the Data. In A.W.Astin, K.C.Green,& W.S.Korn (Eds), The American Freshman: Twenty Year Trends, 1966-1985. Los Angeles: Higher Education Research Institute, UCLA.

70. Bennett,W.J. (1993). The Book of Virtues. NY: НагperCo11ins.

71. Bennett, William (1994). The Index of Leading Cultural Indicators. NY: Touchstone.

72. Berk,L.E. (1991). Child Development (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon.

73. Carter, S.L. (1996). The Insufficiency of Honesty. The Atlantic Monthly, February, 28-30.

74. Civitas: A Framework for Civic Education (1991). C.Bahmueller (Ed.). Calabasas, CA: Center for Civic Education.

75. Curriculum Guide for Students and Parents 1994-95. Marysville-Pilchuck High School.

76. Cusick, Philip, and Christopher W.Wheeler (1988). Educational Morality and Organizational Reform. American Journal of Education 96 (2), 231 235.

77. Dewey, John (1916,1966). Democracy and Education. New York: The Free Press.

78. Dey,E.L., Astin,A.W.,& Korn,W.S. (1991). The American Freshmen: Twenty-five Year Trends, 1966-1990. Los Angeles: Higher Education Reasearch Institute, UCLA.

79. Drucker,P.F. (1994). Post-Capitalist Society. NY: HarperBusiness.

80. Dynneson,T. (1992). What Does Good Citizenship Mean to Students? Social Education, January, 55-58.

81. Ellis, Arthur K. (1995). Teaching and Learning Elementary Social Studies. Fifth Edition.- Boston, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore: Allyn and Bacon.

82. Ellis, A.K.,& Fouts J.T. (1993). Research on Educational Innovations. Princeton Junction, NJ: Eye On Education.

83. Eyre, Linda & Richard (1993). Teaching Your Children Values. New York, London, Toronto, Sydney, Singapore: Simon & Schuster.

84. Fox,R.M., DeMarco,J.P. (1990). Moral Reasoning: A Philosophic Approach to Applied Ethics. Fort Worth, Chicago, San Francisco, Philadelphia, Montreal, Toronto, London, Sydney, Tokyo: Holt, Rinehart and Winston, Inc.

85. Fraenkel,J.R. (1977). How to Teach about Values: An Analytic Approach. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

86. Galotti,K.M., Kozberg,S.F.,& Farmer,M.C. (1991). Gender and Developmental Differences in Adolescents' Conceptions of Moral Reasoning. Journal of Youth and Adolescence, Vol.20, No 1, 13-30.

87. Heater, Derek (1991). The History of the Concept of Citizenship. Curriculum, Spring, 149 156.

88. Hurn,C.H., & Burn,В.В., (1982). An Analytic Comparison of Educational Systems. Report prepared for National Commission on Excellence in Education. Amherst,MA: University of Massachusetts.

89. Kilpatrick, William (1993). Why Johnny Can't Tell Right from Wrong: and What We Can Do about It.- New York, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore: Touchstone.

90. Kirschenbaum, Howard (1995). One Hundred Ways to Enhance Values and Morality in Schools and Youth Settings.-Boston, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore: Allyn and Bacon.

91. Kohlberg,L. (1984). Essays on Moral Development, Vol.2: The Psychology of Moral Development. NY: Harper and Row.

92. Lickona, Thomas (1992). Educating for Character: How Our Schools Can Teach Respect and Responsibility. New York, Toronto, London, Sydney, Auckland: Bantam Books.

93. Lickona,Thomas (1996). The Return of Character Education. Annual editions: Education 1996/97, 117-120.

94. Lewis,С.S. (1947). The Abolition of Man. NY:Macmillan.

95. Newmann,F. (1989). Reflective Civic Participation. Social Education, October, 357-359.

96. Notterman,J.M. & Drewry,H.N. (1993). Psychology and Education. Parallel and Interactive Approaches. NY and London: Plenum Press.

97. Pitts, Mark (1994). An Introduction to Stratagies and Techniques for Moral Education. Seattle: Center For Curriculum Studies, SPU.

98. Pitts, Mark (1995). Nationality and Values Preferences: A Preliminary Report of Differences in Rankings by Russian and American Secondary Students. Seattle: Center for Curriculum Studies, SPU.

99. Rutter, Michael, B.Maughan, Peter Mortimore, John Ouston, and A.Smith (1979). Fifteen Thousand Hours: Secondary Schools and Their Effects on Children. Cambridge, MA: Harvard University Press.

100. Ryan,K. (1991). Moral and Values Education. In Arieh Levy (Ed.) The International Encyclopedia of Curriculum. Oxford: Pergamon Press.

101. Sandel, Michael J. (1996). Democracy's Discontent: America in Search of Public Philosophy. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press.

102. Scheibe,K.E. (1977). Values and Value Systems. In B.B.Wolman (Ed.) International Encyclopedia of Psychiatry,

103. Psychology, Psychoanalysis, and Neurology. Vol.11, 356. NY: Van Nostrand Reinhold.

104. Shlapentokh, Vladimir (1989). Public and Private Life of the Soviet People. New York, Oxford: Oxford University Press.

105. Student Responsibilities and Rights Policy Handbook 1994-95. Marysville School District #25. Revised July 1994.

106. The Constitution of the United States and The Declaration of Independence (13th ed.,1991). Washington,D.C.: The Commission of the Bicentennial of the United States Constitution.

107. Woolfolk,A.E. (1993). Educational Psychology. Fifth edition. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon.112. 1996 Report Card On American Integrity. Joseph & Edna Josephson Institute of Ethics.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.