Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах Монголии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Гантумур Энхжаргал
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Гантумур Энхжаргал
Оглавление
Введение
Глава 1 Теория и практика музыкально - эстетического воспитания младших школьников средствами монгольского музыкального искусства
1.1. Тенденции развития музыкального образования в начальной школе Монголии
1.2. Педагогические возможности монгольского музыкального искусства
1.3. Обоснование показателей и критериев музыкально-эстетического воспитания младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по музыкально -эстетическому воспитанию младших школьников в общеобразовательных школах Монголии
2.1. Эмпирические исследования компонентов музыкальности младших школьников в общеобразовательных школах Монголии
2.2. Реализация возможностей монгольского музыкального искусства в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников
Монголии
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства2000 год, кандидат педагогических наук Будаева, Туяна Борисовна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: На материале башкирского музыкального искусства2002 год, кандидат педагогических наук Зиннурова, Альфия Саитовна
Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Явгильдина, Зилия Мухтаровна
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования: На материале Карачаево-Черкесской республики2004 год, кандидат педагогических наук Реутская, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах Монголии»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Музыкальное искусство Монголии имеет огромный воспитательный потенциал, его освоение может помочь подрастающему поколению Монголии решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей. Даже при очень широкой и многосторонней художественной образованности более близкими остаются произведения народного искусства, поскольку известно, что первые впечатления фиксируются в памяти на родном языке, и поэтому необходимо детям-монголам приобщаться к искусству своего народа. К сожалению, в настоящее время воспитательные функции монгольского музыкального искусства, в практике работы общеобразовательных школ Монголии реализованы не полностью. Одной из причин этого является формализм в преподавании предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах Монголии, что приводит к отчуждению школьников от искусства. Как и разговорный язык, родной музыкальный язык каждому человеку ближе, понятнее всякого другого, поэтому изучение музыкального искусства должно предваряться постижением родного, то есть близкого ему музыкального материала. Многие музыкальные произведения, которые известны нам с детства, служат основой музыкального восприятия, исполнения и сочинения. Поэтому мы предлагаем на первом этапе активное включение в содержание воспитания детей-монголов народного музыкального фольклорного материала. Это важно для того, чтобы дети осваивали монгольскую народную музыку, построенную на пентатонике.
На следующем этапе процесс музыкально-эстетического воспитания монгольских школьников может опираться на изучение монгольской народной музыки в содружестве с русской классической музыкой - как ведущее средство приобщения детей к культурному наследию народов Монголии и России. Мы выбрали русскую классическую музыку с целью
обогатить музыкальный кругозор детей-монголов. Мы считаем, что перед тем, как осваивать мировую музыкальную культуру, в частности западноевропейскую, необходимо основательно изучить русскую музыкальную культуру, которая отражает ориентальную культуру восточных народов.
Интонационный склад монгольской народной музыки понятен русскому народу, давно уже соседствующему с различными народами монгольского происхождения (буряты, якуты, тувинцы, калмыки и др.). Большинство исследователей (Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л.) подчеркивают, что буряты и другие монголоязычные народы имеют общие историко-этнические корни, единую письменность, единый язык и общую традиционную культуру. Высокая степень родства монгольской музыки и некоторых народов России (бурятской, тувинской, якутской, калмыцкой) определяется общей ладовой основой, идентичностью напевов, общностью музыкального инструментария.
Изучение разных культур имеет большое образовательно-воспитательное значение, сравнительное освоение музыкального искусства способствует более простому и сознательному усвоению материала, помогает понять национальное своеобразие каждой культуры. Все это обогащает духовный мир ребенка, развивает эстетический вкус. Сравнительное приобщение к культурному наследию разных народов помогает избежать навязывания тех или иных ценностей, межнациональной нетерпимости, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Искусство каждого народа отличается своеобразием, отраженным в национальной символике, исторической, в том числе этнической памяти. Познать и понять ее - значит раскрыть "тайну" национального искусства и тем самым найти мост для познания культур разных народов.
По истории музыкальной культуры монголов выделяются исследования Б.Батжаргала «Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии» (2000), Б.Дэдэрмаа «Лексические особенности поэзии монгольской народной торжественно - эпической протяжной песни» (2005), Б.Нацагдоржа «Монгольская культура в цивилизационно -историческом аспекте» (2006), Ч.Оюунбилэг «Методы музыкального образования (1-Зклассы)» (2006), Д.Пурэвсурэна « Традиция и обновление музыкального образования Монголии» (2007), Кульганек И.В. «Малые жанры монгольского поэтического фольклора» (2008), «Монгольский поэтический фольклор: проблемы изучения, коллекции, поэтика» (2010), исследовательские работы А.Амара, Ч.Бат-Очира, Л.Дэндэва, академиков Ш.Бира, Ч.Далай, Н.Ишжамца, Ш.Нацагдоржа, Х.Пэрлээ, Б.Ширэндэва, докторов М.Санждоржа, Н.Сэр-Оджава, Б.Тудэва и др.
Монгольское музыкальное искусство занимает ведущее место в истории духовной жизни монгольского народа и является важнейшим источником для познания его древней культуры. Музыка монгольского народа, как и любого другого, тесно связана с его историей, жизнью, бытом, трудом. Музыкальное искусство Монголии богато по своему содержанию, в нем нашли отражение бытовые обряды, традиции, которые воплощают в себе как своеобразие национального идеала, так и общечеловеческие ценности: добро, красоту, истину, справедливость. Оно впитало в себя природные особенности суровой погоды, красоту черт национального характера, и поэтому народное музыкальное искусство Монголии имеет огромные воспитательные возможности для приобщения детей к духовным, общечеловеческим ценностям.
Анализ педагогической литературы, школьных программ по «Музыке» в общеобразовательных школах Монголии, наблюдение за работой учителей по предметам эстетического цикла, беседы с ними, данные констатирующего эксперимента, показывают, что вопросы приобщения детей к музыкальному искусству не получили своего полного
отражения в школьной практике Монголии. Не разработана определенная система ознакомления детей с разными жанрами монгольского музыкального искусства, не определены эффективные методы и приемы музыкально - эстетического воспитания младших школьников средствами монгольского музыкального искусства.
Мы предполагаем, что начальное музыкальное образование и воспитание младших школьников Монголии необходимо осуществлять с опорой на традиции монгольской народной музыки и исполнительства на народных инструментах в содружестве с изучением русской классической музыки с целью просвещения детей-монголов. Взаимосвязанное изучение разных культур, способствуя приобщению учащихся к культурному наследию народов, оказывает активное воздействие на эстетический облик учащихся, вызывает чувство уважения к их национальным традициям, помогает осознать общность всех народов, создает реальную основу диалога национальных культур (М.М.Бахтин, В. С.Библер, В.Н.Топоров и ДР-)-
Актуальность нашего исследования обусловлена высоким познавательным и воспитательным потенциалом монгольского музыкального искусства с одной стороны, и недостаточным вниманием к предметам эстетического цикла в общеобразовательных школах Монголии, к возможностям внеклассной музыкальной работы, с другой стороны.
Проблема исследования: педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Монголии.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования выступает эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах Монголии.
Предметом исследования является процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников в общеобразовательных школах Монголии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть тенденции развития музыкального образования в общеобразовательных школах Монголии.
2. Проанализировать педагогические возможности монгольского музыкального искусства.
3. Определить компоненты, показатели, критерии и уровни музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Монголии на уроках музыки.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников будет успешным, если:
- первоначальным этапом воспитания детей-монголов станет изучение пентатонической музыки (ладовая основа - пентатоника) на материале монгольского музыкального фольклора;
- в качестве смысловой опоры музыкального восприятия и осознания содержания музыкального материала младшими школьниками Монголии избрано изучение монгольского музыкального искусства и русской классической музыки в их содружестве как ведущее средство приобщения учащихся к культурному наследию народов Монголии и России.
Методологическую основу исследования составляют:
- положения исследований ведущих культурологов, музыковедов Монголии (Ш.Бира, Лха.Дорж, Д.Лувсаншарав, Г.Цэрэндорж, Г.Дарамзагд, Ц.Балхаажав, Б.Батчулуун, Ц.Бужидмаа, С.Гончигсумлаа, Б.Дамдинсурэн, Д.Майдар, Л.Мурдорж, Э.Оюун, Н.Хавх, Б.Чулуундорж, С.Энхбулаг и др.) и российских ученых (А.И.Буров, Н.Л.Жуковская, В.И.Каниковский, М.И.Каратыгина, А.И.Комарова, Б.Ф.Смирнов и др.);
- современные исследования о взаимосвязи обучения, воспитания и развития (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.) и монгольских исследователей (З.Баасанжав, Ч.Бат-Очир, Б.Батсайхан, Б.Бор, Н.Бэгз, Б.Даваасурэн, Ч.Дашдаваа, Ч.Дондог, Т.Жамъянжав, Т.Машлай, Г.Навааннамжил, Ш.Нацагдорж, О.Пурэв, Б.Самбуу, Д.Сэр-Оджав, Ш.Шагдар, Л.Шагдарсурэн, Б.Ширэндэв и др.); о проблеме национального компонента содержания образования (А.Н.Джуринский, Ю.А.Серебрякова, С.Ц.Чимитова, Л.Д.Вавилова, С.Г.Степанова и др.);
- учение о целостном педагогическом процессе (Ю.К.Бабанский,
B.С.Ильин, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др.);
- теоретические проблемы этноса и этнических отношений, стереотипов и установок (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, И.С.Кон и др.);
- работы по музыкальному воспитанию младших школьников (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Т.И.Бакланова, Л.А.Безбородова, Е.А.Бодина, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова,
C.Т.Щацкий, В.Н. Щацкая, Б.Л.Яровский, Гончигсумлаа, Л.Мурдорж, Л.В.Школяр, Д.Пурэвсурэн и др.);
- положения о приоритете принципов гуманизма, реализованного в творчестве (В.В.Давыдов, А.Н.Зимина, А.В.Запорожен, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Н.П.Кузин, Д.С.Лихачёв, Г.М. Цыпин и др.).
Ключевыми для построения исследования явились работы, раскрывающие ценностные приоритеты педагогического образования (И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин и др.); проблемы эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская, М.Б.Зацепина, А.Н.Зимина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Л.П.Печко, А.И.Сохор, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, Е.А.Флёрина, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.); теоретические основы профессионально-педагогической практики в условиях педагогического образования (О.А.Абдулина, Л.М.Митина,
М.Г.Плохова, Т.Б.Соломатина и др.); а также результаты научных исследований по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников Б.Батжаргала, Е.В.Волчегорской, С.Г.Степановой, А.Ю.Хилиля, С.Ю.Самохваловой, И.А.Нужной и статьи Ц.Батчулууна, Ш.Бира, Г.Галбадраха, С.Дашдондога, Н.Жанцаннорова, Б.Зорига, С.Майжаргала, Д.Мунхсанаа, Д.Пурэвсурэна, С Э.Оюуна, Ч.Оюунбилэга, Л.Оюунчимэга, Л.Эрдэнэчимэга, С.Энх-Амгалана, Энхбулага и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анализ действующих программ по музыкальному воспитанию, сравнение, беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, метод статистической обработки результатов на основе сравнительного количественного и качественного анализа.
Базой исследования являлись общеобразовательные школы № 7 и № 17 города Дархан Монголии, в опытно-экспериментальной работе приняли участие 260 учащихся первых и вторых классов.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2008 - 2009 гг.) определялось поле исследования, собирался, анализировался историко-педагогический материал, изучалась практика современного образования и воспитания в школах Монголии, этнические особенности монгольских детей, уровень их культурного развития; выявлялись существующие возможности музыкально-эстетического воспитания средствами монгольского музыкального искусства, уточнялись методологические подходы и научный аппарат, устанавливались цели, задачи и методы исследования.
На втором этапе (2009 - 2010 гг.) включалась разработка системы музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами монгольского музыкального искусства и русской классической музыки, содержательно объединяющую урочную и внеурочную деятельность,
определялись экспериментальные и контрольные группы, проводились экспериментальной работы по выявлению исходного уровня музыкально -эстетического воспитания младших школьников. На этом этапе были проанализированы полученные данные и сформулированы на их основе выводы; в результате эксперимента определены педагогические условия эффективности музыкально - эстетического воспитания младших школьников Монголии.
Апробированы предложенные уроки музыки.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) проводился анализ и обобщение полученных результатов, выполнены теоретические выводы, проведено литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыто содержание музыкально - эстетического воспитания младших школьников Монголии, включающего изучение монгольского музыкального искусства и русской классической музыки, как реальной основы для диалога культур разных народов.
2. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности музыкально - эстетического воспитания младших школьников Монголии (проектирование содержания музыкального образования с учетом этнопсихологических особенностей детей-монголов; выбор методов музыкально-эстетического воспитания с опорой на его познавательный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты; отбор музыкального материала на основе произведений монгольского музыкального фольклора).
3. Проанализированы компоненты музыкально - эстетического воспитания младших школьников (познавательный, деятельностный, эмоционально-оценочный), показатели (объем музыкальных знаний, качество музыкального восприятия и исполнения, музыкально-эстетические суждения); критерии (знания детей по программе определенного класса, умение правильно интонировать и узнавать
музыкальные произведения, аргументированность, правильность и доказательность ответов) для оценки качества музыкально-эстетического воспитания детей-монголов.
4. Разработаны научно-практические рекомендации для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по реализации музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Выявлены тенденции развития, а также существующие проблемы и нерешенные вопросы музыкального образования в общеобразовательных школах Монголии (формализм в преподавании музыкального искусства; отсутствие адекватных возможностей в плане получения музыкального образования детьми, имеющими трудности в развитии и требующими специальных подходов; наличие существенных различий в качестве музыкального образования между городскими и сельскими местностями, а также между центральными и удалёнными районами города).
2. Выделены педагогические возможности монгольского народного музыкального искусства:
- обогащение представлений детей-монголов об обществе, быте, традициях, национальной культуре и истории народа средствами монгольского фольклора как самобытного фактора духовности;
- импровизационность, коллективность песнетворчества монголов, синкретичность и игровые формы фольклорного проявления составляют основу организованного педагогического процесса;
- музыкальные образы монгольского искусства открывают перед детьми мир положительных эмоций, оказывают влияние на их поведение и художественно-слуховые ощущения. Воспринимая мелодические звуки, гармоничность их сочетаний, ребенок постигает интонационную природу звучащего мира.
3. Уточнены теоретические подходы к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников Монголии (учет этнопсихологических
особенностей детей-монголов; различные формы и методы преподнесения нового музыкального материала: лекция-концерт, игра, музыкально-тематический вечер, варьирование песенного напева; создание благоприятной среды для музыкального творчества).
Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют:
- выявлению путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы в средних и старших классах общеобразовательных учреждений Монголии;
- их применению учителями начальных классов в системе дополнительного образования при проектировании школьных учебных программ, при разработке лекций для студентов вузов;
- использованию разработанных автором научно-практических рекомендаций учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования в процессе музыкально-эстетического воспитания детей некоторых народов России (буряты, тувинцы, якуты, калмыки и др.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В становлении и развитии музыкального образования Монголии выделяются тенденции, а также существующие проблемы и нерешенные вопросы: формализм в преподавании музыкального искусства; отсутствие адекватных возможностей в плане получения музыкального образования детьми, имеющими трудности в развитии и требующими специальных подходов; наличие существенных различий в качестве музыкального образования между городскими и сельскими местностями, а также между центральными и удалёнными районами города.
2. Педагогическими возможностями монгольского народного музыкального искусства являются:
- обогащение представлений детей-монголов об обществе, быте, традициях, национальной культуре и истории народа средствами монгольского фольклора как самобытного фактора духовности;
- импровизационность, коллективность песнетворчества монголов, синкретичность и игровые формы фольклорного проявления составляют основу организованного педагогического процесса;
- музыкальные образы монгольского искусства открывают перед детьми мир положительных эмоций, оказывают влияние на их поведение и художественно-слуховые ощущения. Воспринимая мелодические звуки, гармоничность их сочетаний, ребенок постигает интонационную природу звучащего мира.
3. При изучении мировой музыкальной культуры наиболее целесообразен последовательный подход: от произведений монгольского музыкального фольклора с ладовой основой - «Пентатоника», затем к освоению монгольского музыкального искусства и русской классической музыки, которая отражает ориентальную культуру восточных народов.
4. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников Монголии проходит более успешно, если учитывать следующие педагогические условия:
- проектирование содержания музыкального образования с учетом этнических особенностей детей-монголов (сдержанность и немногословность в высказывании личного мнения и поведении, слабое выражение эмоций и чувств, чрезмерная стеснительность);
- отбор фольклорного музыкального материала на основе критерий (доступность музыкального языка, высокохудожественное качество музыкальных произведений, синтез различных творческих действий -пения, декламации, пластических движений);
- выбор методов музыкально-эстетического воспитания с опорой на познавательный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты.
5. Для оценки качества музыкально-эстетического воспитания младших школьников Монголии используются следующие показатели и критерии:
- объем музыкальных знаний - знания детей по программе определенного класса;
- качество музыкального восприятия и исполнения ребенка - умение правильно интонировать и узнавать музыкальные произведения;
- музыкально-эстетические суждения детей - аргументированность, правильность и доказательность ответов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: исходной методологической базой исследования и ее соответствием поставленной проблеме, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Апробация исследования: научно-теоретические материалы исследования докладывались и обсуждались на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского Педагогического Государственного Университета, на вузовских научно-практических конференциях, практические материалы апробированы в ходе экспериментальной работы школ № 7 и № 17 г. Дархан Монголии, а также в публикациях соискателем 8 статей, из них 3 статьи в научных журналах по списку ВАК Российский Федерации.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 151 наименования, из них 59 источников на монгольском языке. Изложение материала проиллюстрировано 13 таблицами, 7 рисунками. Работа содержит 19 приложений. Диссертация изложена на 175 страницах, в том числе 138 страниц основного текста.
Глава 1 Теория и практика музыкально - эстетического воспитания младших школьников средствами монгольского музыкального искусства
1.1. Тенденции развития музыкального образования в начальной
школе Монголии
С начала 1990-х годов система педагогического образования Монголии переживала значительные изменения, которые связаны с переходом страны к демократической государственной структуре и рыночным отношениям в экономике. Для обновления образования на демократических началах имелись благоприятные предпосылки, так как в период социалистического развития Монголия добилась значительных успехов в социально-культурной сфере.
Нужно подчеркнуть то, что в последнее время одним из важных факторов современного монгольского образования является всесторонний учёт национальных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, усиливается интерес к историко-педагогическим исследованиям, связанным со стремлением выявить собственную линию развития монгольского образования. К традициям народной педагогики монголов в своих исследованиях обращаются работы Д.Баттогтоха, Ч.Жачина «Народные педагогические традиции», Б.Бора, Б.Нямаа «Некоторые проблемы педагогики»(2001), Т.Намжила «Традиции семейного воспитания монголов» (1996), Х.Сампилдэндэва «Практика монгольского народного педагогического наследия»(1994), Г.Эрдэнэ-Очира «Монгольские народные педагогические традиции и их развитие», «Народная педагогика».
Труды педагогов, музыкантов, подчеркивающие роль национального музыкального искусства монголов в развитии и воспитании детей представлены П.Хорлоо, Ш.Гаадамбой, Х.Сампилдэндэвом, Ц.Мунхэ,
Ч.Аръяасурэном, Д.Улзийбаяром, Д.Оюунбадрахом, Г.Цэрэнсодномом и др.
Несмотря на определенные достижения отметим, что проблема музыкально-эстетического воспитания младших школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры монгольского народа остается недостаточно разработанной. Анализ теории и практики преподавания монгольского музыкального искусства в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников Монголии показывает, что существующий уровень не соответствует современным требованиям: наблюдается недостаточное использование этнокультурного и этнопедагогического потенциала национальной музыки; низок уровень профессиональной подготовки педагогов-музыкантов к реализации музыкально-эстетического воспитания и образования младших школьников.
В современной педагогической науке Монголии воспитательное значение музыкального искусства сегодня как никогда приветствуется. Очень важно то, что усиливается роль урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся начальных классов как части учебно-воспитательного процесса, наиболее значительно воздействующей на сферу эстетических переживаний. Ведь народная музыка всегда являлась самым действенным средством привлечения к добру, красоте и человечности.
Народное искусство как никакой другой вид художественного творчества позволяет воспитывать у школьников определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные и эстетические ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира [89;С.12]
Народное искусство монголов возникло и оформилось на основе эстетических вкусов и потребностей широких народных масс, которое
имеет своеобразную историю. Ему свойственны определенная специфика, своеобразный художественный стиль. Характерные черты монгольского народного искусства - выразительность формы, насыщенность национальным орнаментом, подчеркнутая динамика узоров, необычайная смелость ракурсов и предельная экспрессия скульптурных композиций, яркость и звучность колорита [67;С.97].
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия2006 год, кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна
Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)1984 год, кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников2007 год, кандидат педагогических наук Громова, Людмила Анатольевна
Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников1985 год, кандидат педагогических наук Раджабов, Октай Мамед Ага оглы
Формирование интереса младших школьников к фольклору славянских народов2010 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Ольга Степановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гантумур Энхжаргал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с задачами исследования нами осуществлен теоретический анализ становления и развития музыкального образования в истории педагогики и экспериментальным путем проверен процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников Монголии средствами музыкального искусства.
В настоящее время в Монголии создаются условия для включения в содержание образования этнического компонента. Возрождаются и появляются новые типы школ (гимназии, прогимназии, лицеи, училища, колледжи, религиозные учебные заведения и центры, национально-культурные комплексы), законодательно разрешена работа школы по альтернативным учебным планам, учителя и родители получили право выбирать форму обучения, а родители и ученики - учителя, классного руководителя. Не вызывает сомнения, что на сегодняшний день обеспечен механизм, обеспечивающий трансляцию этнического наследия новым поколениям.
Большинство исследователей в области педагогики сходятся во мнении: чем раньше начинается формирование эстетических и нравственных чувств у ребенка, тем быстрее и качественнее будет проходить процесс формирования личности, закладываться фундамент развития общечеловеческих качеств.
Дети младшего школьного возраста часто подражают своим родителям, педагогам и авторитетным, по их мнению, сверстникам. Зачастую именно рекламные акции, пиар в СМИ привлекают детей к низкопробным материалам. Деформация эстетического вкуса ребенка проявляется в погоне за мечтой к богато-никчемной жизни, представленной в сериалах, в стремлении к лжи-красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.
Общество, в котором мы живем, обязано блокировать проявления зла и поощрять добро, призывая при этом соблюдать правила нравственного поведения, нормы морали. Если в произведениях искусства будут закладываться такие понятия, как стыд, совесть, честность, порядочность, милосердие, честь и достоинство, любовь, сочувствие, то влияние искусства на ребенка будет нести нравственный, эстетический характер. С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности, и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Многие исследователи и педагоги, например Г.П. Климова, Л.Л. Литвиенко, В.Н. Шацкая, отмечают, что эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием произведения искусства, оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование эстетического вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что, в свою очередь, формирует эстетические качества личности.
На воспитание детей младшего школьного возраста влияет совокупность искусств. Такие виды искусств, как, например, литература, музыка, театр, в совокупности с изобразительным могут влиять на эмоциональном уровне словом, звуком, движением для формирования художественного вкуса младшего школьника.
Многие русские ученые отмечают, что изучение, тяга к различным видам искусств в их совокупности обеспечивают эффективное эстетическое воспитание.
От уровня музыкально-эстетической воспитанности личности, общества, цивилизации, от их способности защищать, сохранять, развивать и создавать красоту зависят судьбы самой культуры и прогресс человечества.
Таким образом, важнейшей задачей современной педагогической и
психологической науки является решение проблемы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в области искусства, формирование высоконравственной личности ребенка, с развитым художественно-эстетическим вкусом. Система начального образования детей не только может, но и должна сыграть развивающую роль в нравственно-эстетическом воспитании ребенка. Именно поэтому в нашем исследовании делается попытка доказать эффективность занятий музыкальным искусством в системе начального образования для развития эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.
Для проверки эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников, и экспериментального подтверждения гипотезы нами проводилась на практике исследовательская работа. В процессе экспериментальной работы изучались особенности формирования музыкально-эстетического вкуса детей.
А для системной работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников нами предложена следующая система критериев, обеспечивающая последовательность изучения монгольского музыкального искусства и эта последовательность выражается в следующих компонентах:
- познавательном, связанном с организацией процесса осмысления учащимися эстетического потенциала народа, выраженного в музыкальном искусстве; накопления и систематизация знаний в области музыкального искусства;
- деятельностном, включающем обогащение опыта эстетического отношения детей педагогически организованной работой по изучению национального музыкального искусства, включению в эстетическую деятельность (активное восприятие, пение, игра на инструменте, импровизация);
- эмоционально-оценочном, предполагающем изучение музыкальных произведений, на основе представления об идеальном, о красоте
монгольского народа; включающем способности к эстетическим суждениям, формированию вкуса, представлений об эстетическом идеале.
На основе изучения теоретических исследований, практического опыта было определено содержание работы по изучению монгольского музыкального искусства. Изучение национального искусства должно предварять вхождение в мировую культуру. Музыкальный материал, предлагаемый автором для включения в образовательную программу воспитания школьников обладает возможностью освоения важнейших духовных ценностей, выработанных монгольским народом за всю великой истории страны.
Экспериментальные уроки, включающие показ содружества русской классической музыки и монгольского музыкального искусства, позволили выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы русского народа, эстетические представления монгольского народа. Результаты наблюдений показывают, что музыкальные предпочтения школьников, их музыкальные вкусы, эстетическое воспитание в целом глубоко укоренены в народных особенностях музыки. Вместе с тем происходит и замещение и вытеснение национальной музыки. С целью музыкально-эстетического воспитания младших школьников нами проводился формирующий эксперимент, исследование, которое осуществлялось на показе содружества русской классической музыки и монгольского музыкального искусства. Необходимость исследования в младших классах общеобразовательных школ была вызвана тем, что с возрастом меняется интерес учащихся, их эмоционально-оценочное отношение к произведениям искусства. В соответствии с выделенными высоким, средним, низким уровнями проявления исследуемого качества личности учащихся начальных классов были разделены на три группы.
Разработанные нами уроки, реализованные в экспериментальной группе, в основном носят комплексный характер, что выражается не в простой интенсификации основных частей предмета, а в нахождении
оптимальных форм преподавания монгольской музыки в комплексе всех видов деятельности - слушания, исполнения, изучения нотной грамоты. В наших условиях, как показали наблюдения, такое личностное понимание начинает формироваться только на базе взаимодействия классической и народной музыки. Результаты исследования в целом подтвердили предположение выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Выявлены тенденции, а также существующие проблемы и нерешенные вопросы развития музыкального образования в общеобразовательных школах Монголии:
- формализм в преподавании музыкального искусства;
отсутствие адекватных возможностей в плане получения музыкального образования детьми, имеющими трудности в развитии и требующими специальных подходов;
- наличие существенных различий в качестве музыкального образования между городскими и сельскими местностями, а также между центральными и удалёнными районами города.
2. Выделены педагогические возможности монгольского народного музыкального искусства:
- обогащение представлений детей-монголов об обществе, быте, традициях, национальной культуре и истории народа средствами монгольского фольклора как самобытного фактора духовности;
- импровизационность, коллективность песнетворчества монголов, синкретичность и игровые формы фольклорного проявления составляют основу организованного педагогического процесса;
- музыкальные образы монгольского искусства открывают перед детьми мир положительных эмоций, оказывают влияние на их поведение и художественно-слуховые ощущения. Воспринимая мелодические звуки, гармоничность их сочетаний, ребенок постигает интонационную природу звучащего мира.
3. Определены педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания:
-проектирование содержания музыкального образования происходит с учетом этнических особенностей детей;
-выбор методов музыкально-эстетического воспитания осуществляется с опорой на его познавательный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты;
-отбор музыкального материала строится на основе произведений монгольского музыкального фольклора.
4. Разработаны показатели (объем музыкальных знаний, качество музыкального восприятия и исполнения, музыкально-эстетические суждения); критерии (знания детей по программе определенного класса, умение правильно интонировать и узнавать музыкальные произведения, аргументированность, правильность и доказательность ответов) для оценки качества музыкально-эстетического воспитания детей-монголов.
5. Раскрыто содержание музыкально - эстетического воспитания младших школьников Монголии, включающего изучение монгольского музыкального искусства и русской классической музыки, как реальной основы для диалога культур разных народов.
Следует отметить, что полученные в ходе исследования выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Теоретический и практический опыт, накопленный автором, может быть использован в дальнейшем при разработке учебно-методических пособий и научно-практических рекомендаций для учителей начальных классов по организации музыкальной работы с младшими школьниками и разработке тематики и содержания музыкально-эстетического воспитания.
Разработаны научно-практические рекомендации для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по реализации музыкально-эстетического воспитания младших школьников Монголии:
1. При изучении мировой музыкальной культуры наиболее целесообразен последовательный подход: от произведений монгольского музыкального фольклора с ладовой основой - «Пентатоника», затем к освоению монгольского музыкального искусства в содружестве с русской классической музыкой, которая отражает ориентальную культуру восточных народов, и далее переходить к осмыслению музыкальных шедевров западноевропейской музыки.
2. Необходимо применять основные способы изучения музыкальных шедевров: прослушивание, пропевание, интонационно-смысловой анализ и художественная оценка музыкальных произведений, опора на ранее сформированные музыкально-слуховые представления, на весь предшествующий опыт слушателей в контексте этнопсихологических особенностей детей-монголов.
3. Использовать разные виды музыкальной деятельности для формирования многообразия эмоциональных представлений ребенка, развития умений различать смысловые оттенки музыкального образа, что помогает преодолеть поверхностный формальный подход к оценке музыкальных средств выразительности, способствует преодолению затруднений детей давать содержательную характеристику музыкальным сочинениям.
4. Необходимо учитывать вопросы стилистической и хронологической близости музыкальных произведений, единство эстетических позиций авторов, сюжетно-тематическое родство произведений, показ многообразия в единстве.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гантумур Энхжаргал, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абаев Н.В., Вечерский М.И. Актуальные вопросы методологии и методики историко-психологического изучения буддизма. /Буддизм и культурно - психологические традиции народов Востока. - Новосибирск: Наука, 1990. - С.7-22.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе) - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. - 352с.
3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М: Изд-во МГИК, 1992. - 240с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1973. - 142с.
5. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248с.
6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Кн. изд-во, 1979, - 184с
7. Батсайхан Б. Теория и практика становления и развития педагогического образования в Монголии в XX веке. Автореферат канд.пед.наук. - М., 2004. - 22с.
8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов.- Изд. центр «Академия», 2002. - 415с.
9. Берхин Н.Б. Формирование первоначальных художественных знаний. // Педагогика. - 1993. № 1. - С.43-45.
10. Блинова М.П. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга. / Муз. воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О.А.Апраксина. М.,1976, - Вып. 11. - С 22-30
11. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Педагогика. - 1992. № 6. - С. 32-38.
12. Бойкова E.B. Процессы обновления в монгольской культуре // 70 лет МНР: мат. междунар. науч.конфер. -М. Ин-т востоковед. РАН, 1992. -124с.
13. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. -М.,: АСТ:АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.- 811с.
14. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Изд-во РАН. Институт психологии, 1997. - 352с.
15. Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л.Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2004. - 633 с.
16. Вавилова Л. Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1993.- 17с.
17. Введение в психодиагностику. / М.К. Анимова, Е.М. Борисова и др. - М.: «Академия», 1997. - 192с.
18. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968.-415с.
19. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры.- М., 1980. - 224с.
20. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2000. - 176с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психолог.очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. -90с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-479с.
23. Галактионова H.A. Этнопедагогика: учебное пособие. - Тюмень.: Вектор бук, 2005. -144с.
24. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. - М.: «Прогресс» - «Культура», 1995. -480с.
25. Герасимова K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. -Улан-Удэ, 1971. - 303с.
26. Гладунцова H.A., Замятина И.А., Школяр В.А., Школяр J1.B. «Музыкальное искусство» (программа и методика). - М., 1994. — 98с.
27. Гусейнова Ш.А. Проблемы формирования эстетического восприятия у дагестанских студентов-музыкантов / Проблемы методики музыкального воспитания. Межвуз. сб. научных трудов - Ростов-на-Дону, 1989.
28. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследований национально-психологических проблем // Советская этнография. -1983. -№2.
29. Д.Дашдорж, С.Цоодол. Исследовательская работа
30. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика». -М.: ВЛАДОС, 2010. - 240с.
31. Диалоги о воспитании. (Книга для родителей)/ кн. на монг. языке, под ред. Чойжил С. -М.:Прогресс. 1988, - 420с.
32. Дивненко О.В. Эстетика. - М.: Изд. Центр «Аз», 1995. - 266с.
33. До донов В.И. Приоритетные национальные ценности духовной культуры и образования в трактовке отечественных философов // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв./Под ред. Равкина З.И. -М.: ИТПиО РАО, 1997.-411с.
34. Дэлгэржав М. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в Монголии: дисс. канд. пед. наук. -М., 2007. -174с.
35. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.:ВЛАДОС, 2004.- 221с.
36. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха. - М., 1992. - 238с.
37. Жуковская H.JT. Категории и символика традиционной культуры монголов: изд-во Наука, - М., 1988., - 164с.
38. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М., : ВЛАДОС, 2000. - 304с.: ноты.
39. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 256с.
40. Изъ путешествш по восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. Сборник статей А.В.Потаниной. Типография Елизаветы Гербекъ. -М., 1895.
41. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 1984. -206с.
42. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Изб. ст. и доклады. -М.: Педагогика, 1986. - 192с.
43. Каниковский В.И. Эстетическая культура личности в развитом социалистическом обществе: (опыт методологического исследования). -Кишинев: Штиница, 1983. - 115с.
44. Каратыгина М.И. Звук и космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки. / История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. - Улан-Удэ, 1989. С. 4043.
45. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания. -М., 1989. - 190с.
46. Комарова А.И. Эстетическая культура личности. - Киев: Вища шк., 1988.- 150с.
47. Кон И.С. К Проблеме национального характера // История и психология. М., 1997.
48. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - 269с.
49. Крысько В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. - М., 1992. 4.1. - 187с.
50. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. -176с.
51. Кульганек И.В. «Монгольский поэтический фольклор: проблемы изучения, коллекции, поэтика.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. -240с.
52. Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М. Межу ев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука. 1995. - 279С.
53. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. / Под ред. Д.Д. Нимаева. - Улан-Удэ. 1988. - 163с.
54. Куренкова Р.А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: ВЛАДОС-ПРЕСС, -М., 2004.-367с.
55. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. -М., 1993. -462с.
56. Лувсанноров Оюунчимэг Музыкальные инструменты монголов// Традиции и современность в народной музыке Евразии: матер, науч.-практич.конфер. IV междунар.фестиваля трад.музыки «Звуки Евразии» 1520 сентября 2009г., -Улан-Удэ, 2009.
57. Лувсанвандан Д. Концепции красоты человека в одном монгольском трактате / Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. - М., 1983.
58. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии / под ред. А.П. Окладникова. - М. Мысль. -1981.-174с.
59. Медушевский В.В. Религиозная природа музыкального слуха. HOMO MUSICUS. Альманах музыкальной психологии -95. - М.:МГК им. П.И.Чайковского, 1995. - С. 8-17.
60. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). - М.:Диалог культур, 2006. - 304с.
61. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). - М.: Педагогика, 1981.- 144с.
62. Монголоведные исследования / Сб. ст. - Улан-Удэ. БНЦ СО РАН, 1996. - 125с.
63. Морозова З.П. Формирование эстетических действий (на примере музыкального развития). Проблемы эстетического воспитания подростков./ Сборник научно-методических статей. Под ред. Л.В.Богомоловой. - М.: Новая школа, 1994. -96с.
64. Мудрик A.B. Психология и воспитание. - М.: МПСИ, 2006. - 472с.
65. Мукаева О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. //Педагогика. - 1994. №1. - С. 42-46.
66. Музыкальная психология: Хрестоматия. - М., 1992. - 210с.
67. Народное искусство монголов Н.В.Кочешков. Серия: Культура народов Востока: Материалы и исследования. -М.:Наука, 1973. - 200с.
68. Насырова М.Б. Этнопедагогический словарь-справочник: учеб.пособие. Оренбург.гос.пед.ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -168с.
69. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.
70. Основы эстетической культуры. Программа для общеобразовательных и специальных школ, гимназий и внешкольных детских учреждений. Сост. Л.П. Печко. - М.: ИЦЭВ РАО, 1998. - 32с.
71. Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Автореф. дисс... канд. пед. наук. -М., 1992. - 16с.
72. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2007. - 240с.
73. Путилова Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 2003.
74. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: 3-я Межд. науч. конф. «Фольклор и этнография». - 1995. ч.З. - 87с.
75. Серебрякова Ю.А. Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства. - Новосибирск. - 1988. - 186с.
76. Система эстетического воспитания младших школьников / под ред. С.А. Герасимовой. - М.: Педагогика, 1983. - 264с.
77. Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка. -М.: Сов.композитор.-1971. - 365с.
78. Современные концепции эстетического воспитания. - М., 1998. -302с.
79. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4-е изд., исп. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008.- 368с.
80. Сухээ Б. Проблемы становления театра европейского типа в Монголии, автореферат канд.дисс.канд.искусствоведения. -М., 2009.
81. Тайная история монголов: источниковедение, история, филология. -Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 134с.
82. Цэнд Батчулуун Происхождение морин хура (фидель с головкой в виде лошади) и современный период// Традиции и современность в народной музыке Евразии: матер. науч.-практич.конфер. IV междунар.фестиваля традиц. музыки «Звуки Евразии» 15-20 сентября 2009г. Улан-Удэ, 2009.
83. Федорова С.Н. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования. - М.:ИНПО, 2006. - 192с., табл., схем.
84. Фестиваль открытых уроков// [http://festival. 1 september.ru/articles/585049/]
85. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования: дис. д-ра пед.наук. - Казань, 1999. - 324с.
86. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учеб. пособие. - М.:МПСИ., 2008. - 248с.
87. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс управления. - под ред. Ю.У. Фохт-Бабушкина. - М.: Наука, 1982.-335с.
88. Шаует Г. Фортепианная музыка Монголии второй половины XX века: композитор, инструмент, жанр: автореферат дисс. канд. искусствовед. - СПб., 2011., - 26с.
89. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. и др. «Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272с.
90. Этнография: Учебник / под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е. Маркова. -М.: Высш. Школа, 1982. - 320с.
91. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие /2-е изд. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000.-349с.
А также на монгольском языке:
92. Баасанжав 3. Монголчуудын сурган хумуужуулэх сэтгэлгээний уусэл хогжлийн зарим асуудал (Некоторые вопросы становления мысли народной педагогики)// XX зууны Монголын боловсрол судлал. - УБ., 2001.- С. 46-51.
93. Бага дунд боловсролын багш нарын мэргэжил дээшлуулэх ундэсний хотолбор (Национальная программа подготовки и повышения квалификации учителей младшего и среднего образования)// Гэгээрэл мэдээлэл (Просвещение-информация), 2002, №1. - С. 18-25.
94. Бага дунд боловсролын тухай хууль. (Закон о младшем и среднем образовании)// ГМ. №8.- УБ., 2002. С.3-20.
95. Багш боловсролын хогжил шинэчлэл (Сборник статей «Педагог-развитие и обновление образования»)/ Ред. Ц.Сумъяа и др. - УБ., 2006. -174с.
96. Батсайхан.Б. «Бор Б. - Заслуженный учитель Монголии, народный педагог, учитель психологии и педагогики) -УБ., 2005. -262с. -сурган хумуужуулэгч Б.Бор
97. Батсайхан Б. «Сурган хумуужуулэх ухааны доктор Г.Эрдэнэ-Очир». - УБ, 2006. - 258с.
98. Б.Баттогтох «Уламжлалт сурган хумуужлийн лекцууд (Лекции по традиционной педагогике) УБ., 2008, -112с.
99. «БНМАУ-ын туух» (История МНР) Том 1, 1966г.
100. «БНМАУ-ын туух» (История МНР) Том 1. 1966г.
101. «БНМАУ-ын туух» (История МНР) Том 1, 1969г.
102. Боловсрол судлалын ундэс (Основы педагогики): Пособие для учителей. -УБ., 1997. - 135с.
103. Бор.Б. Предмет монгольской народной педагогики /Профессиональное образование. -УБ., 1990. -190с.
104. Бэгз Н. Боловсролын хогжлийн онол арга зуйн асуудлууд (Проблемы теории и медологии развития образования). - УБ., 2005.
105. Ванчигсурэн Д. Краткий словарь эдукологических понятий. -УБ., 1994.,-135с.
106. Гаадамба, Сампилдэндэв, -УБ., 1988.
107. Ганцэцэг Г. Хогжмийн боловсролд (Музыкальному образованию), 2005.
108. Гунаажав Т. Монгол ардын дуу (Монгольская народная песня) -УБ., 2003., -208с.
109. Дашжамц Д. Монголы ард тумний ёс суртахууны хумуужлийн дэвшилт уламжлалаас. -УБ., 1968.
110. Дашням Л. Монголчуудын хун бутээдэг тухай (О воспитании детей монголов) -УБ., 2000. - 150с.
111. Дэмбэрэл С., Нармандах Ж. «Та-монгол хун байхын тулд (Вы-чтобы быть монголом) -УБ., 2008, -140с.
112. Жаадамба С. Хувийн архивын материалууд (Материалы личного архива).
113. Жанцанноров Н. Монгол хогжмийн эгшиг-сэтгэлгээний онолын утга тайлал (Теории музыковедении) -УБ., 2009.
114. Жанчив Д. Хогжмийн анхан шатны онол- суурь ухаан (Теория начального уровня музыкального образования) -УБ., 2007.
115. Жуковская H.JI. «Нуудэлчин монголчууд» (Кочевники- монголы: Культура, традиции, символика) -УБ., 2011., - 201с.
116. Ичинхорлоо Ш. Сурган хумуужуулэх судалгааны ажлын ундэс (Основы педагогического исследования). - УБ., 2004. - 44с.
117. Лувсанданзанравжай «Улэмжийн чанар» - УБ., 2007.
118. Монгол ардын ероол, магтаал, зугаа уг-угэн тоглоом/ сост. УлзийхутагЦ. Том 5. -УБ., 1982.
119. Монгол ардын уртын дуу (Монгольская народная протяжная песня) под ред. Цэрэнсодном Д. - УБ., 1984.
120. Монгол - Зовлолтийн соёл шинжлэх ухаан, техникийн харилцаа /1921-1960/ (Монгольско-Советские отношения в области науки, культуры и техники). - УБ.: УАГ, 2000. - 681с.
121. Монгол улсын туух» (История Монголии): Некоторые вопросы методологии истории, - УБ., 2010. -544с.
122. Монголын туухийн судалгаа (Исследования истории Монголии)/под ред. С.Чулуун,- УБ., 2011, -400с.
123. Монголчууд: Угсаа - Соёл, зан заншил I (Монголы: Этнология-Культура, традиция том 1) под ред. Цэрэнханд.Г., -УБ., 2005. -238с.
124. Монголын боловсролыг 2006-2015 онд хогжуулэх мастер-толовлогоо (Мастер-план по развитию образования Монголии в 2006-2015 гг.) -УБ, 2006.
125. Монголын боловсолын туухэн тойм (Обзор истории образования Монголии) - УБ, 2003, - 187с.
126. Монголын нууц товчоон ба дундад зууны монголын туухийн судалгаа (Сокровенное сказание монголов и исследования по истории Монголии в средние века)//Сборник докладов межд.науч.конфер. 2010.XI.07.-10. - УБ., 2010.-343с.
127. Мэргэжлийн боловсрол (Профессиональное образование) - УБ., 1991. 124с.
128. Олоннэмэх Т. Хогжмийн боловсролын тухай ярилцъя (Поговорим о музыкальном образовании) УБ.,2011.
129. Оюунбадрах Д., Монголын хуухдийн уран зохиолын уламжлал (Традиции монгольской детской литературы) УБ., 1998.С.47.
130. Пурэвсурэн Д. Монголын хогжмийн болосролын уламжлал, шинэчлэл (традиция и обновление музыкального образования Монголии): СОД ЭКСПРЕСС. -УБ., 2007.-140с.
131. Ринчинсамбуу. Монгол ардын дууны торол зуйл (Виды монгольских народных песен) УБ., 1959. - 61с.
132. Содном Б. Ардын буувэйн нэг дууны тухай//Эрдэм шинжилгээний огууллэгууд. УБ., 1974.
133. Содном Б. Монгол дууны туухээс (Из истории монгольских песен), - УБ., 1960г.
134. Соронзонболд С. Монголын хогжим (Музыка Монголии) -УБ., 2008.
135. Сурган хумуужуулэх зуйн ундэс (Основы педагогики). / Ред. Батхуяг С., Ичинхорлоо Ш. - УБ., 2000. - 127с.
136. Сургуулийн омнох насны хуухдийг сурган хумуужуулэх зуй (Педагогика воспитания детей дошкольного возраста)/ под ред. Даваасамбуу Ш., Ч.Тумэндэлгэр. - УБ., 1973. - 268с.
137. Сухбат Ш. «Монголчуудын сурган хумуужуулэх ов уламжлал» (Традиция воспитания монголов) -УБ., 2009. -300с.
138. Угсаатан судлал (Этнография) том 8-9, -УБ., 2010. -311с.
139. Удэрпил Ц. Хуухдийн цэцэрлэгийн сурган хумуужуулэх ажилд монгол ардын тоглоомын роль (Роль монгольских народных игр в воспитании дошкольников) - УБ, 1981, - 26с.
140. Ундэсний Монгол судлал (Национальное монголоведение) под ред. Х.Сампилдэндэв / Научный журнал Национального Комитета Монголоведения, УБ, 2003, 136с.
141. Уранцэцэг Л, Цэрэнханд Г. «Этнопсихология» (Психология национального характера) УБ, 2007, -107с.
142. Хорлоо П. Монгол ардын дууны торол (Поэтика монгольской народной песни) УБ, 1981.
143. Шагдар Ш. Монгол улсын боловсролын туухийн товчоон (Очерки истории образования Монголии). - УБ.: Бэмби, 2000. - 419с.
144. Шагдар Ш. Монголын боловсролын туухийн тойм (Обзор истории образования Монголии). - УБ.: Согоонуур, 2003. - 187с.
145. Шагдартовуу С. Монголын нуудэлчний сурган хумуужуулэх сэтгэлгээ, оноогийн ач холбогдол (Педагогическая мысль кочевников Монголии и её значение сегодня)// XX зууны Монголын боловсрол судлал. -УБ, 2001. - С.36-45.
146. ШУАТХ-н туухэн баримтын буртгэл. УБ. 2010, - 362с.
147. Энхцэцэг Д. Хогжим ов сан: Монгол ардын урлагын тухай ярилцлага -УБ, 2007.
148. Энэбиш Ж. Орчин цагийн монголын хогжмийн туух (История современной монгольской музыки ) -УБ, 2011.
149. Эрдэнэчимэг Л. Монгол ардын дуу ая хог тэмдэглэх аогын хогчил// A3C.T.XIX.f. I-XIII. - УБ, 1995.
150. Эрдэнэ-Очир Г. «Ардын сурган хумуужуулэх зуй» (Народная педагогика): учеб. пособие. - УБ, 1998. - 148с.
151. Эрдэнэ-Очир Г. Монгольские народные педагогические традиции и их развитие// дисс. канд. пед. наук. - УБ, 1993.
Урок - «ИЗО»
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Анализ Анализ Анализ Анализ Анализ
произведения произведения произведения произведения произведения
изобразительн изобразительн изобразительно изобразительн изобразительн
ого искусства ого искусства го искусства ого искусства ого искусства
*что такое ♦разновидности ♦изобраизитель ♦сходство и ♦работы
изобр.иск-во изобразительно ное искусство различие изобразительно
♦разновидности го искусства во всем мире изобразительно го искусства
изобразительно Монголии ♦шедевры го искусства Азии
го искусства * скульптуры изобразительног разных стран ♦развитие
Монголии Монголии о искусства мира изобразительно
* «После Монголии ♦традиционное го искусства
работы» Одон.Г ♦ «В гостях у изобразительно Монголии
* «Жеребец» степняка» е искусство ♦различие
Цэвэгжав.О Цултэм.Н Монголии Монгольского
♦ снимки традиционного
изобр.иск-ва и
картин
европейских
стран
Творчество Творчество Творчество Творчество Творчество
*точка, прямые, ♦сочинение с ♦выбор формата ♦образец и * умение
линия, пятни помощью ♦холодные и состав вещей сочинять(рис-
♦основные геометрических теплые цвета ♦ цвета ть)
цвета фигур ♦рисовать, ♦свет и тень ♦ритмичность
♦техника ♦основные вырезать, ♦способы ♦расстояние,
традиционного цвета и их клеить, красить работать с сравнение
искусства использование гуашью ♦гармоничность
на картинах цвета
♦сочетание
света и теней
Изобразитель. Изобразитель. Изобразитель. Изобразитель. Изобразитель.
искусство искусство искусство искусство искусство
♦рисовать по ♦рисовать по ♦рисовать по ♦рисовать, ♦работа по
свободной теме любой теме заданной теме клеть, вырезать любой теме с
* работа с ♦уметь клеть из ♦работа с по заданной использованием
цветными любых бумаг природными теме разных методов
бумагами ♦работа материалами ♦мозаика изображения
* ♦разновидности ♦делать
узоров изображения
разных форм
♦работа с
бумажными
ножницами
Урок - «Физкультура»
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Гимнастика, Гимнастика, Гимнастика, Гимнастика, Гимнастика,
ритмика ритмика ритмика ритмика ритмика
*строение ряд »изменение »изменения »шагать в »организация
»упражнение на строения ряд строения ряд строю ряда, строя
развитие тела »упражнение »упражнения »упражнения »упражнение
»упражнение с на развитии на развитие на развитие народного танца
мячом тела тела тела с музыкой Монголии
»упражнение »упражнения »упражнения »акробатика »акробатика
равновесия равновесия равновесия »упражнения »впрыгивание
»подниматься, »акробатика »лезть, висеть, стоять »аэробика
лазание »висение перелезать * упражнение с »национальный
»акробатика »танцы »висеть танцами »упражнение равновесия танец Монголии »йога
Легкая атлетика Легкая Легкая Легкая Легкая
*шаг, бег атлетика атлетика атлетика атлетика
»прыжок, прыгать »шаг, бег »бегать как »бег »бег
»метать, кидать * прыжки можно дольше »прыгать »прыжок
»метание, »прыжки разными * кидать, метать
кидание »метать, способами
»умение кидать »кидание
держаться
Йога Спортивные Лыжи Спортивные Спортивные
»дыхательные игры * подниматься игры игры
упраж. »баскетбол на горы на »баскетбол * баскетбол
* упражнение »футбол лыжах и »футбол »футбол
тела спускаться »волейбол
»успокаивающие
упр.
Игры Игры Спортивные Лыжи Национальная
* игры на »подвижные игры »кататься на борьба
местности игры * баскетбол »футбол лыжах »начальная техника национальной борьбы Монголии
Лыжи Игры Йога Лыжи
»кататься на »игры на * 10 минут
ровном месте развитии тела
Йога
* 8 минут
Урок - «Технология»
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Дизайн Дизайн Дизайн Дизайн Дизайн
♦виды линий ♦понятие о ♦объёмные ♦основные и ♦принцип
♦строение цвете предметы и смешанные ы работ и
основных ♦понятие как их цвета состав
плоских ровности раскрывать ♦способы предметов
предметов ♦образец ♦образцы из изображения ♦способы
основных бумаги предметов изменения
плоских ♦способ состав
предметов изменения предметов
♦виды клея, состав и
работа с ними местоположен ии предметов ♦виды конструкторов
Технология Технология Технология Технология Технологи
♦виды и ♦признаки ♦виды ♦признаки я
состав бумажной картона технологии ♦работать
бумаги технологии ♦методы работы с безопасно
♦методы ♦признаки и вырезки, картоном с иглой и с
рисования, виды работы с ♦способы пилой
примерять, природных бумагами придумывать,
резать материалов ♦работа с украшать и
♦методы ♦методы бумажными улучшить
использован построить, ножницами, ♦умение
ия линейки, клеить, циркулем работать с
карандаш, красить. кистью,
работы с гуашью
бумагой
Учимся Учимся Учимся Учимся Учимся
бизнесу бизнесу бизнесу бизнесу бизнесу
♦сэкономить ♦делать ♦делать ♦способы ♦умение
бумагу, сувениры с подарки, улучшить экономить
способы использовани сувениров с состояние свои
переисполь- ем природных использовани своих тетрадь расходы
зования материалов ем отходов и учебников ♦первые
бумаги ♦улучшить свой класс понятие о техники вырезать
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.