Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гундорова, Елена Юрьевна

  • Гундорова, Елена Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 185
Гундорова, Елена Юрьевна. Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гундорова, Елена Юрьевна

Введение.

Глава 1. Теоретические позиции постижения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками.

1.1. Анализ понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание".

1.2. Воспитательный потенциал русской героико-патриотической оперы.

1.3. Русская героико-патриотическая опера в отечественной музыкальной педагогике.

Глава 2. Пути освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками.

2.1. Принципы освоения школьниками русской героико-патриотической оперы.

2.2. Формы организации педагогического процесса по освоению русской героико-патриотической оперы.

2.3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности новых путей освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой»

Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции - демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Среди молодежи получили распространение националистические, шовинистические идеи. Одна из главных причин вышеназванных негативных явлений - резкая депатриотизация российского общества [138].

Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, проявляется во многих выступлениях Президента России В.В. Путина, который говорит, что "слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [209]. В своем послании Федеральному собранию Президент России еще раз подчеркнул, что "школа должна не только учить, но и воспитывать", "заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи" [189, с. 6].

Острота проблемы подтверждается двумя государственными программами патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы [58; 59]. В последнем документе [59] констатируется, что в Российской Федерации система патриотического воспитания в основе своей сложилась. Однако необходимо продолжить ее разработку для различных категорий граждан в плане содержания, форм, методов и средств воспитания.

Анализ трудов отечественных философов, политических и религиозных деятелей, педагогов, деятелей литературы и искусства показал, что во все времена воспитанию патриотизма у граждан России уделялось большое времена большое внимание уделялось воспитанию патриотизма. Об этом писали: Владимир Мономах [137], А.С. Пушкин [196], М.Е. Салтыков -Щедрин [219], Н.М. Карамзин [96], А.Н. Радищев [198], В.Г. Белинский [183], Н.Г. Чернышевский [271], Н.А. Добролюбов [252], В.Н. Сорока-Росинский [6], К.В. Ельницкий [70], К.Д. Ушинский [256], И.А. Ильин [81], В.А. Сухомлинский [238; 239; 240] и др. Среди современных исследователей, занимающихся вопросами патриотического воспитания, следует выделить В.И. Лутовинова [138; 139], Г.С. Буторину, Н.П. Овчинникову [33], А. Быкова [34], З.Т. Гасанова [50; 51], В.А. Караковского [95], Л.И. Мищенко [149], Р.Л. Рождественскую [205], Н.А. Сиволобову [223], Е. Шестуна [281], И.Ф. Харламова [266] и др. Ключевой у всех авторов является мысль о том, что патриотическое воспитание - важное средство формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности России, духовного оздоровления народа.

Известно, что музыкальное искусство, обращаясь к сознанию человека через чувства, без какой-либо навязчивости и дидактизма может выполнясь роль Воспитателя. Различным граням воспитания музыкой, анализу воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение уделялось внимание в трудах ученых, педагогов, музыкантов, психологов: Э.Б. Абдуллина [1], Ю.Б. Алиева [20], О.А. Апраксиной [7; 8; 9], Б.В. Асафьева [И], Е.А. Бодиной [25], Н.А. Брюсовой [32], Н.Н. Доломановой [68], Д.Б. Кабалевского [90], М.С. Кагана [92], Е.П. Крупника [121], В.В. Медушевского [146], А.Н. Сохора [228], В.Н. Шацкой [277] и др.

Огромный воспитательный потенциал заложен в русской героико-патриотической опере - своего рода "национальном лице" русской музыкальной классики. Этот жанр отличают возвышенность и значительность идеи; философская и духовно-нравственная проблематика. В нем отражена история русского народа, насыщенная драматизмом и трагизмом. Герои опер своей жизнью и подвигом показывают примеры безграничной любви к Родине, народу, верности Православию, бережного отношения к природе, нравственных отношений между людьми. Эстетически совершенные русские героико-патриотические оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.А. Римского-Корсакова и др. содержат патриотические установки для грядущих поколений.

Вопросами музыковедческого анализа русской героико-патриотической оперы (историей развития жанра, музыкальной драматургией, художественными образами и их системой в опере, сценическим воплощением и др.) в разное время занимались: Г.К. Абрамовский [3], Б.В. Асафьев [12; 15; 16; 17], В.А. Васина-Гроссман [38], А.А. Гозенпуд [54], Е.М. Гордеева [55], Ю.В. Келдыш [85], А.И Кандинский [94], E.JI. Качанова [98], JI.M. Кершнер [99], О.Е. Левашова [130], Л.Д. Никитина [165], А.В. Оссовский [174], А.В. Парин [176], Л.А. Рапацкая [200], А.Н. Серов [221; 222], Л.С. Третьякова [249], Н.В. Туманина [251], М.Ф. Черкашина [274], Б. Ярустовский [294] и др.

Различные вопросы освоения оперы школьниками в разных видах музыкальной деятельности рассматривались в работах: О.А. Апраксиной [7], Б.В. Асафьева [11], Н.Я. Брюсовой [32], Н.Л. Гродзенской [60], Д.Б. Кабалевского [89; 187], И.В. Кошминой [107], М.С. Красильниковой [109; 110; 113], Е.Д. Критской [118], В.О. Усачевой [254], В.Н. Шацкой [277; 279], Л.В. Школяр, В.А. Школяр [254; 255], Б.Л. Яворского [291].

Исследования психологов показывают, что младший школьник наиболее восприимчив к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости [2; 26; 27; 157; 170]. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал отечественной оперной классики в должной мере не используется вследствие фрагментарности ее изучения, односторонности раскрытия природы оперного жанра и музыкальной драматургии, вербализации музыкально-педагогического процесса и пассивности детей при освоении произведения.

Противоречие между значительным художественно-воспитательным потенциалом русских героико-патриотических опер и недостаточной теоретико-методической разработкой процесса их освоения школьниками выявило проблему исследования: необходимость более глубокого художественно-эстетического постижения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы, что позволит полнее реализовать ее воспитательный потенциал. Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: "Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой".

Объектом исследования является воспитание младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Предмет исследования - процесс освоения младшими школьниками русских героико-патриотических опер на занятиях музыкой.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить пути освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками в единстве классной и внеклассной музыкальной работы.

Гипотеза исследования. Постижение младшими школьниками русской героико-патриотической оперной классики будет протекать более эффективно, если:

- будут обоснованы теоретические позиции ее освоения в опоре на взаимодействие принципов, раскрывающих синтетическую природу оперного жанра, закономерности его воздействия на ребенка и особенности погружения в художественный мир оперы;

- будут разработаны формы организации музыкально-педагогического процесса, способствующие целостному освоению отечественной героико-патриотической оперы;

- во всех видах активной музыкальной деятельности ребенка приоритет будет отдаваться творчеству, направленному на присвоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в произведениях искусства.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методический анализ опыта введения отечественной оперы в систему общего музыкального образования.

2. Проанализировать воспитательный потенциал русской героико-патриоти-ческой оперы и вскрыть теоретические предпосылки его реализации на музыкальных занятиях с младшими школьниками.

3. Разработать теоретико-методические положения изучения русской оперной классики на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых путей освоения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы.

Методологической основой исследования являются: теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; концепции гуманистического, ценностного подходов в воспитании (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее развитие в теории двойственности музыкальной формы В.В. Медушевского; теория полифункциональности музыки А.Н. Сохора; идеи о воспитательных возможностях музыки; концепции воспитания искусством Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; анализ нормативных документов; педагогическое наблюдение; метод опроса; метод лонгитюдного исследования; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент; анализ творческих работ учащихся.

Базой исследования послужили общеобразовательные школы №№ 3, 5, 50, 78, 124, 168 г. Самары, Благодаровская, Борская, Суходольская школы Самарской области. Разными методами в опытно-экспериментальной работе было охвачено около 800 школьников.

Научная новизна состоит в следующем:

- впервые разработаны теоретико-методические положения освоения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы как целостного явления;

- проведен теоретико-методический анализ опыта введения отечественной оперы в систему общего музыкального образования, проанализирована сущность понятия "русская героико-патриотическая опера" и выявлен ее нравственно-воспитательный потенциал;

- выявлена значимость освоения русской героико-патриотической оперы для социализации школьников на основе гармоничного взаимодействия федерального, регионального и школьного компонентов содержания музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования.

- Разработана система принципов, обеспечивающая погружение ребенка в художественный мир русской героико-патриотической оперы, при котором главным воспитателем становится сама музыка, и воплощенная в живых музыкальных образах идея произведения, выраженная композитором и исполнителями. Данная система включает в себя принципы, раскрывающие природу оперы (интонационности, театральности, целостности), природу ребенка (принципы активно-деятельного и эмоционально-ценностного постижения оперы, опосредованного воздействия музыки) и специфику организации музыкально-педагогического процесса (цикличности и единства урочной и внеурочной активно-творческой деятельности учащихся).

- Определено содержательное наполнение внешних, внутренних и общих форм организации музыкально-педагогического процесса освоения русской героико-патриотической оперы на основе модификации трехмерной модели систематики форм организации обучения учащихся (В.И. Андреев).

- Разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая выявить отношение детей к русской героико-патриотической опере и системе воплощенных в ней ключевых ценностей; определить качество знаний оперной музыки учащимися; изучить динамику развития их творческого музыкального мышления; выявить впечатления выпускников средней школы от оперного искусства, полученные на занятиях музыкой в начальных классах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации для учителей музыки по изучению русской героико-патриотической оперы младшими школьниками служат повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в сфере патриотического воспитания учащихся, расширяя возможности их участия в культурной жизни региона. Результаты исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания музыки в педагогических училищах, вузах, системе повышения квалификации работников образования.

Исследование проводилось поэтапно.

1. Поисковый этап (1996 - 2000) - анализ научной литературы по проблеме исследования; опытно-поисковая работа; разработка концепции исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап (2000 - 2004) - целенаправленный педагогический эксперимент, направленный на внедрение методики освоения русской героико-патриотической оперы в учебно-воспитательной процесс в начальной школе.

3. Теоретико-обобщающий этап (2005 - 2006) - обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обработка данных, проверка, уточнение отдельных теоретических и методических положений исследования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись как на информативном, так и на практическом уровнях. Основные теоретические и методические положения и выводы диссертационного исследования освещались в докладах, выступлениях и публикациях на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции "Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования" (Йошкар-Ола, 1997); Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития"

Москва, 1999); Международных научно-практических конференциях "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара: 2000; 2002; 2005); Международной конференции "Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог" (Москва, 2004); Всероссийской конференции "Музыкальное образование в современном мире: проблемы, традиции и перспективы" (к столетию со дня рождения Д.Б. Кабалевского) (Самара, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции "Российский патриотизм. Истоки. Современность. Проблемы возрождения и развития" (Самара, 2005); Международной научно-практической конференции "Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века" (Москва - Самара, 2006). Результаты исследования представлялись для обсуждения на семинарах в системе повышения квалификации учителей музыки СИПКРО, на заседаниях лаборатории музыкального искусства, конференциях аспирантов ИХО РАО.

Практическое внедрение и проверка предложенной методики осуществлялись в школах №№ 3, 5, 50, 78, 124, 168 г.Самары, Благодаровской, Борской, Суходольской школах Самарской области, в собственной педагогической работе и на многочисленных открытых уроках для разных категорий работников образования.

Основные теоретические и методические положения исследования изложены автором в статьях и научно-методическом пособии для учителей музыки общеобразовательных школ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходным методологическим подходом к решению избранной проблемы; структурной и содержательной целостностью, логической непротиворечивостью; использованием системы адекватных методов и средств исследования; многолетней практической работой исследователя в качестве учителя музыки; длительностью педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Введение в содержание музыкальных занятий с младшими школьниками русской героико-патриотической оперы как целостного явления способствует приобщению детей к культурно-историческим традициям русского народа, его нравственно-духовным ценностям, воспитанию в детях чувства патриотизма, развитию эстетического отношения к шедеврам оперного искусства и, шире, к жизни.

2. Интегрирующий принцип "погружения младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы", реализуется через совокупность выдвинутых в исследовании педагогических принципов интонационности, театральности, целостности, раскрывающих природу оперы; принципов активно-деятельного и эмоционально-ценностного постижения произведения, опосредованного воздействия музыки, опирающихся на природу ребенка; принципов цикличности, единства урочной и внеурочной активно-творческой деятельности учащихся, обеспечивающих организацию и оптимизацию музыкально-педагогического процесса как многоуровневой системы освоения целостного произведения.

3. Трехмерная модель систематики внешних, внутренних и общих форм организации музыкально-педагогического процесса ("эскизное исполнение оперы", клуб любителей оперы, научно-исследовательские работы учащихся, проекты совместного исполнения опер артистами театра оперы и балета и учащимися общеобразовательных школ; вводные уроки, уроки-серии, уроки-обобщения, контрольные уроки; различные виды общения ребенка с музыкой и учителем). Совокупность этих форм обеспечивает эффективность воздействия русской героико-патриотической оперы на ребенка, благодаря адекватности ее освоения школьниками в творческой деятельности многопозиционного общения с музыкальным произведением.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гундорова, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование подтвердило возможность освоения младшими школьниками русских героико-патриотических опер на занятиях музыкой. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Изучение русских героико-патриотических опер приобщает детей к национальному своеобразию и культурно-историческим традициям русского народа, его нравственно-духовным ценностям, способствует воспитанию у младших школьников чувства патриотизма, развитию в детях эстетического отношения к шедеврам оперного искусства и жизни.

2. Система принципов освоения русской героико-патриотической оперы -интонационности, театральности, целостности, раскрывающих природу оперы; активно-деятельного постижения, эмоционально-ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки, определяющих глубину присвоения ребенком произведения; цикличность и единства урочной и внеурочной деятельности учащихся, оптимизирующих музыкально-педагогический процесс, - интегрируется в базовом принципе погружения в художественный мир оперы, обеспечивая эффективность воспитания ребенка самой музыкой. Длительное погружение в живую реальность оперной музыки увлекает детей, вызывает положительные эмоции, развивает воображение, память, внимание, мышление, уменьшает непродуктивное время на психологическую адаптацию, что характеризует разработанную методику как здоровьесберегающую.

3. Совокупность внешних, внутренних и общих форм организации музыкально-педагогического процесса в опоре на разработанную систему принципов, включая серии уроков, объединенные в художественно-педагогический цикл; "эскизное исполнение оперы", клуб любителей оперы, научно-исследовательские работы учащихся, проекты совместного исполнения опер артистами академического театра оперы и балета и учащимися общеобразовательных школ обеспечивает гармоничное взаимодействие федерального, регионального и школьного компонентов содержания музыкального образования и приводит к многоуровневому общению детей с музыкальным искусством.

4. Результаты опытно-экспериментального исследования убеждают в правомерности целостного освоения русских героико-патриотических опер, начиная с младшего школьного возраста. Их постижение является необходимой ступенью в процессе взросления детей, их социализации, способствует пониманию единства сферы общественных и личных интересов, обогащению жизненного опыта, формированию эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, становлению "Я-концепции".

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гундорова, Елена Юрьевна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - 135 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: Академический Проект, 2001. 704 с.

3. Абрамовский Т.К. Русская опера первой трети XIX века. М.: Музыка, 1971.-80 с.

4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1998.-222 с.

5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

6. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие для студ. пед. заведений / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Бе-ленчук, С.В. Лыков. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 384 с.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 е., нот. ил.

8. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948. - 148 с.

9. Апраксина О. А. Современные задачи музыкального воспитания в школе. М.: Музгиз, 1963. - Вып. 2. - С. 3 - 10.

10. Ю.Арановский М. Интонация, знак и новые методы // Советская музыка. -1980.-№10.-С. 101-102.

11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

12. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. - 312 с.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - Кн. 1 -2.-378 с.

14. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987.-247 с.

15. Асафьев Б.В. Об опере: Избранные статьи / Сост. Л. Павлова Арбенина.- 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. - 343 с.

16. Асафьев Б.В. Патриотическая идея в русской музыке // Асафьев Б.В. Избранные труды в 5-ти т. М.: Музгиз, 1957. - Т.5. - С.39 - 43.

17. Асафьев Б.В. Русский народ, русские люди // Асафьев Б.В. Избранные труды в 5-ти т. М.: Музгиз, 1955. - Т.4. - С.109 - 122.

18. Барсова Л.Г. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Л.: Музыка, 1989. -85 с.

19. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -140 с.

20. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. вузов.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. 416 с.

21. Безрукова B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. -М.: Сентябрь, 2004. № 3. - 160 с.

22. Бердяев Н.А. Русская идея / Сост., вступ. ст. к примеч. М.А. Блюмен-кранца: Худож.- оформитель Б.Ф. Бублик. Харьков: Фолио; М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 624 с.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-695 с.

24. Блонский П.П Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.

25. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика.- 1992.-№5-6.

26. Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

27. Божович Л.И Очерки психологии детей / Под ред. А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 191 с.

28. Бонфельд М.И. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

29. Борев Ю.Б. Эстетика в 2-х т. 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич, 1997. -Т.1.-576 с.

30. А.П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстолог ред., вступ. статья и коммент. А. Зориной. - М.: Музыка, 1985. - 288 с.

31. Бороздина О.О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность. Елец: Муза, 2003. - 124 с.

32. Брюсова Н.Я. Музыка в школе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. -С. 15-18.

33. Буторина Г.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

34. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2005. - № 10.-С. 2-6.

35. Былины: Русские эпические песни-сказания. -М.: Стрекоза, 2000. 156 с.

36. Валеев И.И. Народность и патриотизм: Монография. Уфа: Башкортостан, 2000. - 367 с.

37. Ванслов В.В. Опера и ее сценическое воплощение М.:ВТО, 1963.-256 с.

38. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М.: Музыка, 1979. -103 с.

39. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 160 с.

40. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособиедля студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр "Академия",2001. - 368с.

41. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2000. - № 5. - С. 41 - 58.

42. Воспитание искусством музыкального театра // Искусство в школе. -2002. № 6. - С. 68 - 70.

43. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ "Сфера", 2000. -128 с.

44. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.- сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

45. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

46. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1972. - № 6. - С. 64 - 70.

47. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. - 1008с.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -572 с.

49. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // "ОБЖ".- 2001. № 3. -С. 20-23.

50. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. - № 4. - С. 24 - 30.

51. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. - № 6. - С. 59-63.

52. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 142 с.

53. Глинка М.И Записки. М.: Музыка, 1988. - 217 с.

54. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века (1836 1856). - Л.: Музыка, 1969. - 464 с.

55. Гордеева Е.М. Композиторы "Могучей кучки".- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1985. - 447 с.

56. Горная Т.И. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки: Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 2004.- 182 с.

57. Горюнова JI.B. Говорить языком самого предмета .: Теоретические основы учебника "Музыка": Пособие для учителя. М.: Прометей, 1989. -144 с.

58. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы": Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 // "ОБЖ". 2001. -июль.-С. 12-17.

59. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы": Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 // "ОБЖ". - 2005. - декабрь. - С. 3 - 12.

60. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -78 с.

61. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2004. -288 с.

63. Даль В.И Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И. Даль. М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 983 с.

64. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 6-е изд.- М.: Просвещение, 2000. - 336 с.

65. Дворецкий JI.И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах. М.: Издательство "Анкил", 2002. - 168 с.

66. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

67. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

68. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - С. 23 - 32.

69. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. -Л.: Музгиз, 1952.-344 с.

70. Ельницкий К.В. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.- редактор А.П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

71. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Русская идея и возрождение России // Педагогика. 2000. - № 5. - С. 104 - 106.

72. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.-316 с.76.3аруба А.В. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Дис. . канд. пед. наук. -Москва, 1995.- 150 с.

73. Иванов В.И. По звездам: Ст. и афоризмы. Кн. 1. - СПб.: Оры, 1909. -438 с.78."Иван Сусанин" М.И. Глинки: Альбом / Сост. А. Наумов, вступит, статья С. Савенко. М.: Музыка, 1986. - 45 с.

74. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

75. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

76. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. М.: ООО "Издательство ACT", 2003. - С. 85 - 340.

77. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: Книга для учителя / Под ред. докт. философ, наук А.И. Бурова и др. М.: Просвещение, 1975.-334 с.

78. История образования и Русская Православная церковь: Хрестоматия: В 2-х ч. / Авт.- сост. М.Н. Костикова. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 164 с.

79. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2001.-512 с.

80. История русской музыки в 10-ти т.: 70 80 годы XIX века / Ю.В. Келдыш, JI.3. Корабельникова, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашов, М.Д. Сабинина. - М.: Музыка, 1994. - Т. 7. - 479 с.

81. История русской музыки: Учебник / Т. Владышевская, О. Левашова, А. Кандинский / Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. М.: Музыка, 1999. -Вып. 1.-560 с.

82. Кабалевский Д.Б. "Метод наложения треугольников" или О музыке, доступной и недоступной для детей. Дело всей жизни: Сборник / Составители: Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М.: Редакция журнала "Искусство в школе", 1995.-С. 55 -57.

83. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя / Сост. И.В. Пигарева, ответ, ред. Г.П. Сергеева. М.: Издательство ООО "Книга", 2004.- 192 с.

84. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы / Сост. Е.О. Яременко. М.: Просвещение, 2002. - С. 5 - 19.

85. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-260 с.

86. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1964. - 4.2. - 231 с.

87. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: "Ut", 1996. - 232 с.

88. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 36 с.

89. Кандинский А.И. История русской музыки: Вторая половина XIX века: Н.А. Римский-Корсаков: Учебник для муз. вузов. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Музыка, 1984. - Т. 2. - Кн.2. - 310 с.

90. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

91. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987.

92. Карсавин Л.П. Русская идея // Русская литература 1993. -№1- С. 17-23.

93. Качанова Е.Л. "Иван Сусанин" М.И. Глинки: Путеводитель по опере. -М.: Музыка, 1986.-96 с.

94. Кершнер Л.М. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.А. Римского-Корсакова. -М.: Музгиз, 1963. 112 с.

95. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. - 288 с.

96. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 336 с.

97. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. - 351 с.

98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. М.: МО РФ, 2002. - 30 с.

99. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование: Монография / Т.П. Королева. Мн.: УП "Технопринт", 2003.-216 с.

100. Короткова Т.П. Принципы целостности. JL: Изд. Ленингр. ун-та, 1968.- 162 с.

101. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.- пед. училищ и вузов: В 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1.- 224 с.

102. Красильникова М.С. Музыкальная классика в школе // Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных статей. Москва - Арзамас, 2004. - С. 98 - 104.

103. Красильникова М.С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 194 с. ИЗ. Красильникова М.С. Программа "К вершинам музыкального искусства" // Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С. 50-53.

104. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия. - Т. 4. -1024 стлб.

105. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке. Избранные статьи. JL: Музыка, 1976.-С. 58-70.

106. Кремлев Ю.А. Эстетика Глинки. Избранные статьи. JL: Музыка, 1976. -С. 88-99.

107. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками "Музыка": 1 4 кл.: Пособие для учителя (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). - М.: Просвещение, 2002. - 207 с.

108. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 18 с.

109. Крупинина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М.: Академия АПК и ПРО, 2000. -192 с.

110. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1989. - № 4. - С. 102 - 109.

111. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. -№ 4. - С. 4 - 46.

112. Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Ростов на Д.: Издательский центр "МарТ", 2002. - 320 с.

113. Кулешова Г.Г. Вопросы драматургии оперы. Мн.: Наука и техника, 1979.-232 с.

114. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 112 с.

115. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский Корсаков. - М.: Музыка, 1988.

116. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984. -200 с.

117. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1985.- 143 с.

118. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школьная Пресса, 2004. - 128 с.

119. Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка: Монография: В 2-х кн. М.: Музыка, 1987.-Кн. 1.-381 с.

120. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: Дис. . канд. психол. наук. Тамбов, 2004 163 с.

121. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. собр. соч-5-е изд.-Т. 37.-С. 188 - 197.

122. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.- 511 с.

123. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знамя, 1980.

124. Ливанова Т.Н. Педагогическая деятельность русских композиторов -классиков. М.: Музыка, 1951. - 100 с.

125. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: 8 11 кл.: Пособие для учителя и уч-ся / Под ред. Т.А. Обернихиной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

126. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1980. - 412 с.

127. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПК и ПРО, 2001. - 284 с.

128. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 52 - 56.

129. Лучшие психологические тесты. Петербург: Петрашевск, 1992.

130. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. -376 с.

131. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: Эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. - № 1 - 2. - С. 87 - 117.

132. Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма // Социологический журнал. 1999. - № 3 - 4. - С. 68 - 89.

133. Маркова Е.И. Интонационность музыкального искусства: научное обоснование и проблемы педагогики. Киев: - Муз. Украина, 1990. - 183 с.

134. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

135. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 240 с.

136. Медушевский В.В. Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства (для общеобразовательных учебных заведений). М.: Московская гос. консерватория, 2001. - 56 с.

137. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С. 15 - 23.

138. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. 16с.

139. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.

140. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина -М.: Просвещение, 1990. С. 113 - 120.

141. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 472 с.

142. Музыка в начальных классах: Метод, пособие для учителя / Э.Б. Абдул-лин, Д.Б. Кабалевский и др. М.: Просвещение, 1985. - 140 с.

143. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Музыка, 1975. Вып. 10. - 230 с.

144. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Музыка, 1978. Вып. 13. - 103 с.

145. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. М.: Издательский центр "Академия", 2001.-232 с.

146. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов,- М.: Издательский центр "Академия", 2004.-456 с.

147. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

148. Народное образование в России (Исторический альманах) // Народное образование. 2000. - № 10. - 400 с.

149. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. 2001. - № 1. - С. 97 - 105.

150. Национальная идея: Образование и воспитание-Чита, 1998. Вып. 1-2.

151. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

152. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. -№ 4.

153. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед.общество России, 2000. - 304 с.

154. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-272с.

155. Новикова Л.И., Караковский В.А. Школа гуманистического воспитания // Классная дама. 2000. -№ 1. - С. 2 - 6.

156. Новиков A.M. О национальном характере образования и воспитания // Народное образование. 2001. - № 4. - С. 67-75.

157. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

158. Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклас. работа со старшеклассниками / Под ред. Д.И. Водзинского. Мн.: Нар. асвета, 1982. - 151с.

159. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.

160. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956.

161. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. язык, 1986. - 797 с.

162. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. - 366 с.

163. Оссовский А.В. Драматургия оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" // Ос-совский А.В. Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка, 1968. - 440 с.

164. Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.- ред. А.П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

165. Парин А.В. Вхождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. - 464 с.

166. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1985. - 254 с.

167. Педагогика искусства и школа: Сб. статей / Сост. Е.К. Чухман, Н.Н. Михайлова. М.: Сов. художник, 1982. - 292 с.

168. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского- М.: Просвещение, 1983.-608 с.

169. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. -640 с.

170. Педагогический словарь. М.: АПН СССР, 1960. - Т. 2.

171. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.; Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

172. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. - 496 с.

173. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО "Пассим", 1994. -304 с.

174. Пинт А.О. Высокое призвание: Очерки культурно-просветительной педагогики. М.: Сов. Россия, 1973. - 192 с.

175. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. -368 с.

176. Пожидаев Г.А. Героико-патриотическая тема на уроке музыки // Музыка в школе. 1984. - № 1. - С. 9 - 16.

177. Покровский Б.А. Беседы об опере: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

178. Программы восьмилетней школы: Пение. -М.: Учпедгиз, 1960. 36 с.

179. Программа средней школы: Перераб. проект (АПН РСФСР): Музыка. -М., 1965.

180. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

181. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы / Сост. Е.О. Яременко. М.: Просвещение, 2002. - 160 с.

182. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: История и современность: Методическое пособие для учителей музыки / Авторы-сост.: С.М. Едунов, Г.А. Пра-слова. СПб.: Изд-во СПб.: ГУПМ, 2001.- 140 с.

183. Программы четырехлетней начальной школы: Проект "Начальная школа XXI века" / Рук. проекта проф. Н.В. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2002. - 144 с.

184. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 368 с.

185. Пушкин А.С. Сочинения. В 4-х т. (с рис. А.С. Пушкина): Стихотворения 1814-183бг.г. -М.: Худож. лит., 1999.-Т. 1.-734 с.

186. Рагимханова Н.С. Музыкально-интонационные обобщения как средство развития музыкального мышления младших школьников: Дис. . канд. пед. наук / ИЦЭВ РАО. М., 1997. - 157 с.

187. Радищев А.Н. Избр. соч. М.: Гослитиздат, 1952. - 712 с.

188. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.

189. Рапацкая JI.A. История русской музыки: От Древней Руси до серебряного века: Учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-384 с.

190. Рапацкая Л.А. "Четвертая мудрость": О музыке в культуре Древней Руси. М.: Музыка, 1997. - 181с.

191. Раппопорт С.Х. Эстетика: Конспект лекционного курса для последипломного образования в музыкальных высших учебных заведениях. М.: Р. Валент, 2000. - 208 с.

192. Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А. Римского-Корсакова (из семейной переписки). СПб.: Композитор, 1995. - 280 с.

193. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.:1. Музыка, 1980. 455 с.

194. Рождественская P.J1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики XI XX веков: Дис. . канд. пед. наук. - Белгород, 1997. - 178 с.

195. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.

196. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

197. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы психологической диагностики. М.: Дидакт, 1992. - 255 с.

198. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. - 12 дек.

199. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая рос. энцикл., 1993.-Т.1.-608 с.

200. Ротбаум Л.Д. Опера и ее сценическое воплощение: Записки режиссера. М.: Сов. композитор, 1980. - 264 с.

201. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. -720 с.

202. Рудик П.А. Психология: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. -239 с.

203. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. 8-е изд. - Л.: Музыка, 1983.-Вып. 1.-288 с.

204. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. 9-е изд. - Л.: Музыка, 1985.-Вып. 2.-296 с.

205. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. 7-е изд. - Л.: Музыка, 1983. - Вып. 3.-344с.

206. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.

207. Салтыков-Щедрин М.Е. Рассказы. М.: Современник, 1989.-Т.9.-493 с.

208. Салтыков-Щедрин М.Е. Я люблю Россию до боли сердечной. М.: Мол. гвардия, 1975. - 383 с.

209. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288 с.

210. Серов А.Н. Роль одного мотива в целой опере "Жизнь за царя" // Серов А.Н. Избр. статьи. М. - Л.: Музгиз, 1950 - 1957. - Т. 2. - 733 с.

211. Серов А.Н. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1984. - 341 с.

212. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: Дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. - 180 с.

213. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.

214. Словарь ин. слов в рус. яз. М.:, Юнвес, 1995. - 827 с.

215. Словарь синонимов русского языка: Ок. 2000 слов; ок. 800 синоним, рядов / Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. 2-е изд., испр. -М.: ООО "Издательство Встрель": ООО "Издательство ACT", 2002. - 336 с.

216. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России / B.C. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М.: Правда, 1989. - Т. 1 - С. 259 - 637.

217. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. - Л.: Музгиз, 1962.-64 с.

218. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1979.-192 с.

219. Сохор А.Н. Национальное и современное в советской музыке // Музыкальный современник: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 13-31.

220. Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Сов. композитор, 1983. - Вып. 3. - С. 72 - 93.

221. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др. / Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

222. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская, ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1988.-368 с.

223. Стасов В.В. Двадцатилетие Бесплатной музыкальной школы // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 26 - 31.

224. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.

225. Стриго Т.В. Воспитание советского патриотизма у школьников-подростков в процессе музыкальной деятельности: на материалах молдавских общеобразовательных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.-19 с.

226. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты // Народное образование. 2005. - №4. - С. 34 - 35.

227. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М.: Учпедгиз, 1959.- 148 с.

228. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1980. - Т.4. - 670 с.

229. Сухомлинский В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина. М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.

230. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. - 94с.

231. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

232. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. -173 с.

233. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. -335 с.

234. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. асвета, 1981. -288 с.

235. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.-М., 1989.

236. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.

237. Тигранов Г.Г. О реализме и народности русской классической музыки // Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс: Очерки. Л.: Музыка, 1984. - С. 197-205.

238. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке (О героико-патриотической теме в русской классической и советской музыке). М.: Знание, 1985.- 128 с.

239. Туманина Н.В. Отечественная героико-трагическая опера Глинки "Иван Сусанин" // М.И. Глинка: Сборник материалов и статей / Под ред. Г. Ливановой. М.- Л.: Музгиз, 1950. - С. 162 - 214.

240. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1986. - 367 с.

241. Уроки театра на уроках в школе. (Театральное обучение школьников I -XI классов): Программа, методические рекомендации, сборник упражнений / Сост. А.П. Ершова. -М.: НИИ художественного воспитания, 1990. 73 с.

242. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. -М.: Вентана-Графф, 2002. 176 с.

243. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 2 класс. М.: Вентана-Графф, 2003. - 216 с.

244. Ушинский КД Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. - Т.1. -584 с.-Т.2.-438 с.

245. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти Т. М.: Педагогика, 1988.-Т. 1.-414с.

246. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

247. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

248. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2000. - 464 с.

249. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

250. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

251. Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном. На путях. Берлин: Геликон, 1922. - Кн. 2.

252. Фрид Р.З. М.И. Глинка: Монографический очерк. Л.: Сов. композитор, 1973. - 79 с.

253. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. - 175 с.

254. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд.,. перераб. и доп. -М.: Гардарики, 1999. - 519 с.

255. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб.: Издательство "Лань", 2000. - 320 с.

256. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе // Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272 с.

257. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - 559 с.

258. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

259. Чаша мудрости: Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов / Композиция В. Воронцова. М.: Дет. лит., 1978. - 511 с.

260. Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы: Кн. для учителя. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

261. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе.- М.: Педагогика, 1987. 150 с.

262. Черкашина М.Ф. Историческая опера эпохи романтизма: Опыт исследования. К.: Муз. Украина, 1986. - 152 с.

263. Чернецова О.О. Формирование советского патриотизма у старшеклассников в процессе факультативных занятий по музыке: Дис. . канд. пед. наук. М., 1985.- 185 с.

264. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. - 335 с.

265. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М.: Педагогика, 1975. 200 с.

266. Шацкая В.Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции // Революция искусство - дети. - М.: Просвещение, 1987. - Ч. 2. -С. 197-201.

267. Шацкий С.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 с. Т. 2. - 414 с.

268. Шанин М.А. Песни советского народа как средство патриотического воспитания учащихся (на материале учебно-воспитательной работы в IV -VII классах): Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1978. -23 с.

269. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.

270. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.

271. Школяр JI.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1999.-43 с.

272. Школяр JI.B. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. 18 с.

273. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

274. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

275. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

276. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 2004. 69 с.

277. Яворский Б.Л. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1987. - 365 с.

278. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. 2-е изд. - М.: Советский композитор, 1972. - Т. 1. - 711 с.

279. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 5 - 13.

280. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956. - 238 с.

281. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М.: Музгиз, 1953.-405 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.