Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки: На материале Республики Мордовия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Алямкина, Жанна Геннадьевна

  • Алямкина, Жанна Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 194
Алямкина, Жанна Геннадьевна. Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки: На материале Республики Мордовия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алямкина, Жанна Геннадьевна

Введение.

Глава 1.Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогическая проблема.

1.1. Вопросы формирования культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе.

1.2. Анализ состояния практики формирования культуры межнационального общения учащихся младших классов в современной школе.

1.3. Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия младших школьников.

Глава 2. Педагогическая технология формирования культуры межнационального общения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

2.1. Методика педагогической диагностики культуры межнационального общения младших школьников.

2.2 Содержание, формы и методы использования традиций национальной и инонациональной музыкальных культур в процессе формирования культуры межнационального общения младших школьников.

2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки: На материале Республики Мордовия»

Актуальность исследования. Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.

Результатом осуществления изначально порочной идеи возможности существования культуры, национальной лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, стало насильственное разрушение вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно-культурных ценностей.

Вместе с тем, распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политику, напряженная социально-экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночной экономике, остро обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности.

В сложившихся условиях поиск средств гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России, в целом, и Мордовии, в частности, важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.

Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художествено-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Исходя из этого, мы считаем что фольклор, его содержательная часть, ценности, заключенные в нем могут рассматриваться в качестве уникального средства формирования культуры межнационального общения.

Говоря о педагогических возможностях фольклора как средства воспитания, следует отметить, что фольклор дифференцируется как взрослый и детский. Последний включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры и т.д.

Выше сказанное позволяет утверждать о наличии заложенных в детском фольклоре больших возможностей, которые могут быть реализованы, прежде всего, в художественно-эстетическом воспитании детей, особенно младшего школьного возраста. Исходя из этого, представляется весьма актуальной задача формирования общей эстетической культуры детей, их художественно-творческих интересов на основе использования средств русского, мордовского, татарского детского фольклора. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами музыкального фольклорного материала.

Общая стратегия исследования определилась на основе теоретического анализа проблемы формирования культуры межнационального общения младших школьников. Формирование культуры межнационального общения является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Так, многие вопросы теории и практики гуманистического и межнационального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах Я.Гогебашвили, М.Е.Евсевьева, Я.А.Каменского, К.Насыри, К.Д.Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема межнационального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм.

Психологические труды Б.Г.Ананьева. В.С.Выготского, П.А.Гальперина, А.Н.Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах.

Отечественная педагогика располагает фундаментальными исследованиями общеметодологического и теоретического плана, способствующих изучению общей теории воспитания (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, Э.И.Моносзон), деятельностно-личностного подхода в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, З.И.Васильева, Ф.К.Мухаметзянов), развития воспитательных функций детского коллектива, взаимоотношения учителей и учащихся (Ю.П.Азаров, А.В.Мудрик, В.И.Пирогов), идеи использования прогрессивных народных традиций в воспитании (Г.Н.Волков, Б.А.Кадыров, Я.И.Ханбиков), которые создали определенные предпосылки для успешного решения проблемы формирования культуры межнационального общения.

Отдельные аспекты, частично связанные с темой настоящего исследования, освещаются в ряде докторских и кандидатских диссертаций: пути установления связи между учебной и внеклассной работой по межнациональному воспитанию (В.Ф.Акимов, К.В.Энгстрам) возможности различных воспитательных средств (И.П.Тукаев, З.К.Шнекендорф), методы и формы межнационально-патриотических чувств (А.А.Аронов, М.А.Терентий, Г.Н.Волков), общие задачи и содержание национального и межнационального воспитания в школе (И.И.Асланов), в формировании личности исключительное значение имеют традиции дружбы (В.Х.Артунян, М.Б.Гуртуева, И.А.Шохов). В них анализируются вопросы формирования у молодого поколения гуманного отношения к людям разных национальностей, с учетом особенностей этнического развития и сближения народностей, определяются основные формы и методы межнационального и национального воспитания в учебное и внеучебное время с учетом конкретных условий национальных школ.

Формирование культуры у учащихся в сфере межнациональных отношений предполагает изучение, как общего в педагогической культуре народов, так и национально-особенного в воспитании, для этого необходимо исследовать, изучать национальные особенности, национальную специфику.

В республиках Поволжья проблемы национального и межнационального, общечеловеческого в воспитании исследованы в различных аспектах: историческом (И.Д.Воронин, Х.Г.Гимади, Н.И.Воробьев), в этнографическом (С.А.Токарев, Е.Т.Бусыгин, П.В.Денисов), в педагогическом (Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков).

Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

Культура диалектически объединяет национальное, интернациональное и общечеловеческое. Из лучших достижений национальных культур складывается общечеловеческая культура (С.Н. Артановский, Л.С. Зорилова). Поэтому, поднимая вопрос о роли культуры в процессе формирования личности современного школьника, ошибочно как замыкание ее в ограниченное пространство узконационального, так и стирание национального в мировой культуре.

Этот тезис, подтвержденный жизненной и исторической практикой, требует ориентации современной системы образования на формирование общечеловеческих ценностей - дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения; побуждает к переосмыслению исторического опыта в области национальных отношений, к изучению реального состояния межнациональных взаимодействий на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений между субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим потребностям общественного прогресса. Немалая роль при этом отводится музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

В системе образования особое место занимают уроки музыки, обладающие значительными возможностями в формировании культуры межнационального общения младших школьников. Постигая музыку, человек не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом. Вместе с тем он прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому диалог музыкальных культур, взаимодействие музыкальных культур может стать одним из основных принципов музыкально-эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе.

Для человека, живущего на рубеже XX и XXI веков, чрезвычайно важно познать мир своей национальной и инонациональной, мировой музыкальной культуры в их взаимодействии. Только признав естественным процесс взаимообогащения духовного и культурного наследия различных народов и этносов, который служит источником их роста и обновления, можно воспринять свою национальную культуру не изолированно, а в органичном единстве с культурами других этносов, чьи духовные ценности входят как составляющие в единую общемировую культуру.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. В многовековом наследии нации можно найти и то, что в ходе исторического развития воспринято у других наций, переосмыслено, преобразовано в свое. Абсолютно свободных от влияния, полностью замкнутых в себе наций и культур нет и быть не может. «Чем шире открыты интеллектуальные эстетические пространства нации для всего человечества, тем она интереснее, сильнее. Открытость дает возможность нации видеть лучше «чужое», извлекать из соприкосновения с ним, с иными нациями нужное для себя и отдавать им то, чем она сама щедра и притягательна»[89,С.31].

Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально. Соединение в сознании «своего» и «чужого» не приводит к снижению национального самосознания, не ослабевает национальных чувств. «Чужое» - жизненное, новое, неожиданное не только не размывает границ «своего», но постепенно становится его неотъемлемой частью, обогащает содержание, объем, значимость «своего».

Идея использования народности эстетической культуры в общественном воспитании впервые в России была затронута М.В.Ломоносовым, впоследствии углублена Н.И.Новиковым,

A.Н.Радищевым и декабристами. Она как бы предвосхитила прогрессивные взгляды передовой интеллигенции последующих поколений на проблему образования и воспитания путем изучения духовного наследия своего народа.

Новая теория была разработана и предложена русскими революционными демократами В.Г.Белинским, А.И.Герценым, Н.А.Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного используя народный материал (родной язык, сказка, пословицы, поговорки, народные песни и т.д.)

Известные педагоги-просветители М.Акмулла, К.Насыри,

B.Ф.Одоевский, И.Н.Ульянов выступали за изменение жизни путем просветительской деятельности через культурные преобразования, освоение народного искусства (устно-поэтического, музыкального, живописного и других). Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастающего поколения и сегодня.

Идея гармонически развитой личности, предложенная античными философами, получила осмысление в теории образования и воспитания детей в трудах отечественных ученых-педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют также исследования в области теории психологии творчества и художественно-эстетического развития, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрыты в трудах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Л.В.Занкова, В.И.Закутского, П.А.Черватюка.

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, обращая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности (Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский).

Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов В.К.Арсенкина, М.С.Кагана, Е.Г.Яковлева; психолого-педагогические аспекты проблемы нравственного воспитания исследованы в трудах А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева.

Анализируя достижения теории и практики музыкального воспитания и образования, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема формирования культуры межнационального общения посредством освоения традиций национальной музыкальной культуры своего и других этносов остается недостаточно разработанной. Сохраняя общность основных принципов методики музыкального воспитания школьников, во многих национальных регионах решают проблему, связанную с особенностью музыкальной культуры данного региона, так как музыкальное воспитание на основе национальной музыки дает возможность лучше понимать и оценивать музыку других народов, что является одним из важнейших средств межнационального воспитания детей (Л.М.Кашапова, Е.В.Тарасова, И.С.Кобозева, Т.И.Одинокова, З.М.Явгильдина).

В последнее время появились работы, специально посвященные возможностям музыкального национального фольклора разных народов в воспитании школьников: средств азербайджанской народной музыки в воспитании музыкально-эстетических способностей учащихся (Н.С.Меликмамедов); роли армянской народной музыки в музыкальном воспитании (Ю.В.Юзбашян); возможностей узбекской народной музыки как средства нравственного воспитания (А.Ш.Хасанов); путей активизации творческой деятельности младших школьников средствами русского музыкального фольклора (Л.П.Куприянова); изучение традиций татарского народа в эстетическом воспитании и использовании их в современной практике школы (С.И.Раимова); средств башкирской национальной музыкальной культуры в музыкально-эстетическом воспитании школьников (Л.М.Кашапова, Е.В.Тарасова); средств татарского детского фольклора в воспитании музыкально-эстетического интереса детей младшего школьного возраста (З.М.Явгильдина); использование традиций мордовского народа в музыкально-эстетическом воспитании детей младшего, школьного возраста (И.С.Кобозева, Т.И.Одинокова).

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что современный школьник живет в условиях полиэтничного региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций (русской, мордовской, татарской и другими). Принимая во внимание данный фактор, мы считаем возможным предложить, изучать национальную музыку в ее сопоставлении с музыкальной культурой других, проживающих рядом наций, что поможет воспринять музыку как единый цельный комплекс, разветвленную систему многочисленных взаимосвязей - контактных, типологических - различных музыкальных культур.

Проблеме образования школьников Мордовии уделяется определенное внимание в нормативной документации правительства. Однако имеются противоречия между объективной необходимостью формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами национальной музыкальной культуры и неразработанностью содержания, форм, методов и средств ее использования в практике общеобразовательной школы. Сложившиеся условия требуют положительного решения данного вопроса в системе начальной школы.

Решающим звеном при формировании культуры межнационального общения является изучение интересов и вкусов детской аудитории, которые и будут определять содержание и выбор форм, методов и средств, необходимых для формирования интереса к национальной и инонациональной музыке.

Работу по формированию культуры межнационального общения следует рассматривать как своеобразный путь всестороннего и гармоничного развития школьника, как непременное условие развития его творческой деятельности.

При работе над формированием культуры межнационального общения учитель музыки сможет помочь детям разобраться в непростой структуре национальной и инонациональной музыки, насыщенной своеобразными напевами, необычными музыкальными оборотами и оригинальными мелодиями.

Однако настораживает факт снижения интереса учащихся к народному музыкальному творчеству, а это происходит оттого, что в школе учащиеся не усвоили и не увидели красоты и величавой простоты музыки своего и других народов, не прониклись любовью к ней.

Проанализировав ряд программ, мы пришли к выводу, что знакомство с музыкой национальной и инонациональной приходится на завершающий этап начальной школы или полное отсутствие инонациональной музыки в репертуаре программы, что, на наш взгляд, недостаточно для глубокого и осознанного понимания музыки национальной и инонациональной, для формирования своего собственного отношения к ней, для формирования музыкальных интересов и вкусов, формирования культуры межнационального общения.

И сегодня, на наш взгляд, незнание музыки народов, населяющих нашу многонациональную Мордовию, несформированность интереса к музыкальной культуре, отсутствие стремления узнать и понять музыкальное наследие русского, мордовского и татарского народов являются проблемами, стоящими перед музыкальным образованием Мордовии.

Актуальность проблемы определяется возросшими требованиями к самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры; необходимостью наибольшего использования национально-особенного в культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством общечеловеческой культуры. Актуальность исследования так же обосновывается и теми существующими недостатками, которые характерны для музыкального образования национальных регионов. Ее практическая значимость, недостаточность теоретической и методической разработки определили тему исследования: «Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (на материале Республики Мордовия)».

Объект исследования — формирование культуры учащихся младших классов в сфере межнациональных отношений, реализуемое в процессе занятий музыкой и усвоение ими как национальных, так и общечеловеческих ценностей в учебной и внеучебной деятельности.

Предмет исследования — процесс использования традиций русской, мордовской и татарской музыкальных культур и их воплощения в практике современной общеобразовательной школы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические аспекты формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами русской, мордовской и татарской музыкальных культур.

Гипотеза исследования основана на положении, согласно которому формирование культуры межнационального общения в педагогической практике будет наиболее успешным, если:

- сформировать установку на овладение учащимися традиций национальной и инонациональной музыкальной культуры как средства формирования культуры межнационального общения младших школьников;

- разработать методику национального и инонационального музыкального образования в начальной школе с учетом ее психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей;

- дополнить содержание образования современной школы народными традициями взаимодействия, определить возможности введения национальной и инонациональной музыкальной культуры в учебно-воспитательный процесс школы.

В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом исследования были определены следующие задачи:

- раскрыть сущность и структуру культуры межнационального общения;

- выявить специфику формирования культуры межнационального общения младших школьников;

- показать эффективность использования русской, мордовской, татарской музыкальных традиций в формировании культуры межнационального общения младших школьников;

- выявить условия формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки в педагогическом процессе; разработать педагогически обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкально-эстетического воспитания младших школьников, с использованием традиций национальной музыкальной культуры в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.

Методологической основой исследования явились:

- общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов (К.Д.Ушинский);

- идеи теоретиков- музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии детей (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский);

- концепция о социальных функциях музыкального искусства;

- теория этнопедагогики в системе музыкально-эстетического воспитания (Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков);

- теория культуры (Ю.В.Бромлей);

- положения о культуре как источнике формирования содержания;

- идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования (Ш.А.Амонашвили, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов).

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая следующие методы: теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, культурологической, историко-этнографической, психолого-педагогической и методической литературе по теме исследования; наблюдение, опрос, анкетирование и моделирование воспитательной деятельности; метод экспертных оценок и самооценок, формирующий эксперимент, статистико-математический метод обработки количественных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1994 - 1995) был посвящен теоретическому осмыслению проблемы, изучению и анализу философской, социально-психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализу теории и практики использования народной и профессиональной музыки в воспитании учащихся младших классов, разработке принципов осуществления поликультурного образования и приобщения детей к национальной и инонациональной культуре. На этом этапе был собран необходимый эмпирический материал и изучены потенциальные возможности воздействия национальной и инонациональной музыки на духовное и нравственное развитие младших школьников; определены: предмет, цель, основные задачи и рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996 - 1998) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школах Мордовии по исследованию поставленной проблемы в соответствии с разработанной программой. Это позволило уточнить и обогатить гипотезу, обосновать необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования в многонациональных школах Мордовии. Наряду с этим проводилась апробация разработанной методики.

Третий этап (1998 - 2002) был посвящен анализу, сопоставлению и обобщению материалов опытно-экспериментальной работы. В этой связи осуществлялась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования национальной и инонациональной музыки в многонациональных школах Мордовии, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

Экспериментальной базой диссертационного исследования явились школы №1 Пролетарского района, №3 Октябрьского района города Саранска и Александровская средняя школа Лямбирьского района Мордовии.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что

- культура межнационального общения рассмотрена как интегральное качество личности;

- исследовано региональное музыкальное искусство Республики Мордовия по жанровым и стилевым признакам, специфике интонационного синтеза, его генезиса, контактирования и преемственных связей. На этой основе, в содержательном и структурном аспектах, выявлены особенности формирования культуры межнационального общения младших школьников;

- разработаны научно-методические рекомендации, дающие наибольший эффект в процессе использования русской, мордовской, татарской музыкальных традиций на уроках музыки в младших классах общеобразовательных школ. Обоснована необходимость использования совокупности музыкальных средств в педагогическом процессе;

- осуществлено теоретическое обоснование и экспериментально апробирована новая методика формирования культуры межнационального общения младших школьников опирающаяся на синтез традиций русской, мордовской, татарской музыкальных культур.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что научно-методические материалы, рекомендации, могут быть использованы в деятельности общеобразовательных и детских музыкальных школах, внешкольных учреждений, а также в семейном воспитании.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой; использованием методов математической статистики, репрезентативностью выборки; длительным и многоплановым характером исследования; целенаправленным анализом массовой музыкальной педагогической практики и многолетним практическим опытом работы автора в качестве учителя музыки общеобразовательной и детской музыкальных школ.

На защиту выносятся следующие положения'.

1. Культура межнационального общения как интегральное качество личности включает в себя сплав национальных и интернациональных ценностей, социально психологических установок, чувств, мотивов, навыков общения, общечеловеческие ценности.

2. Особенности формирования культуры межнационального общения младших школьников в содержательном аспекте реализуются через чувственно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий компоненты; в структурном аспекте в процессе накопления первоначального опыта национальных и инонациональных музыкальных традиций, эмоционально-образного восприятия окружающей многонациональной среды, мотивированного поведения.

3. Эффективность использования русской, мордовской, татарской музыкальных культур обусловлена: обновлением содержания обучения; поэтапностью формирования культуры межнационального общения средствами музыки; сочетанием различных форм и методов использования русского, мордовского, татарского музыкального наследия.

4. Методика формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами русской, мордовской, татарской музыкальных традиций включает усвоение музыкально-теоретических, исполнительских и слушательских знаний, умений и навыков, знакомство с музыкальными жанрами, стилями и национальными особенностями народной музыки, стимулирование творческих эстетических интересов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств. Различные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, 1997г.), региональных научно-практических конференциях: «Инновационые подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996г.), «Деятельностный подход к развитию творческой личности ребенка в школе» (Саранск, 1998г.), Всероссийской научно-практической конференции «Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального образования» (Саранск, 2000г.), научно-практической конференции «Проблемы творческого воспитания личности: культурологические размышления» (Москва, 2000г.), Международной научно-практической конференции «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека» (Москва, 2001г.) а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Алямкина, Жанна Геннадьевна

Результаты исследования показали, что в контрольных 1 - 3 классах слабо выражена диалектическая связь познавательной и практической деятельности учащихся, так как отсутствует системообразующий компонент освоения традиций национальной и инонациональной музыкальных культур, в частности русских, мордовских и татарских музыкальных инструментов.

Тест-опрос, проведенный в конце, урока подтверждает наши выводы (см. табл. 3).

Заключение

Проблема формирования культуры межнационального общения младших школьников считается весьма актуальной в педагогической теории и на практике. Более того, анализируя возникшую проблему, можно сделать вывод, что социально-политические процессы общества, отражающие национально-возрожденческие интересы, приводят школу к принципиально новому этапу ее развития. Главная черта современного гуманитарного образования — динамично растущее расширение роли национальной культуры в содержании образования, необходимость удовлетворять возрастающие потребности современного общества в поликультурной подготовке подрастающего поколения. В этой связи изучение русской, мордовской и татарской национальной музыки не мыслится вне контекста истории культур разных народов и их диалога на уроках музыки. Такой диалог подразумевает, вероятно, не только взаимодействие родной и чужой культур, но предполагает и элемент дискуссии по каким-либо вопросам. Однако важнейшая задача школы — научить современных детей вести разумный, строящийся на основах взаимоуважения, терпимости и интереса диалог с представителями разных этнокультурных традиций.

Вместе с тем, проведенное нами эмпирическое исследование по изучению состояния проблемы на практике показало, что в существующих учебных программах богатый воспитательный потенциал русского, мордовского, татарского фольклора и профессиональной музыки как эффективное средство формирования культуры межнационального общения младших школьников в должной мере не используется. Вот почему в исследовании и была поставлена задача разработки научно-методического обеспечения процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников с использованием средств русской, мордовской, татарской музыки, как народной так и профессиональной.

В соответствии с этим, в процессе разработки гипотезы нашего диссертационного исследования были определены цели и задачи педагогического эксперимента:

1. Раскрыть сущность и условия развития традиций национальной и инонациональной музыкальных культур, определить их место в системе воспитания младших школьников.

2. Конкретизировать содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников с использованием элементов русского, мордовского, татарского детского фольклора, осуществить его экспериментальную проверку и практическую реализацию в педагогическом процессе, учитывая психолого-возрастные и регионально-этнические особенности младших школьников, а также их индивидуальные интересы и склонности.

3. Определить комплекс форм, методов и приемов формирования культуры межнационального общения младших школьников средствами национальной и инонациональной музыки.

Все условия эксперимента были реализованы в ходе организации формирующего эксперимента. Как показали итоговые результаты опытно-экспериментальной работы, предложенная в исследовании программа по музыке 1—3 классов способствовала эффективному решению большего спектра разнообразных задач как социально-духовных, так и художественно-эстетического развития: общего музыкально-эстетического развития; воспитания глубоких музыкально-эстетических интересов; развития творческих способностей; активного приобщения детей к источникам русской, мордовской, татарской национальных культур; уважения к представителям разных этнокультур. Все это подтвердило, что русский, мордовский, татарский детский фольклор и музыка национальных композиторов содержит в себе реальные педагогические возможности формирования культуры межнационального общения.

Таким образом, проведенное исследование, в целом подтвердив выдвинутую гипотезу, позволило сделать следующие выводы:

1. Изучение национальной и инонациональной музыки наиболее эффективно если оно построено на широкой культурологической основе. Такой подход отвечает современным общественно-политическим и социальным процессам, а также обеспечивает совместимость формирующего национального самосознания младших школьников с инонациональной культурой, выявляет взаимосвязь, взаимопроникновение и общность одной национальной музыкальной культуры с другой.

2. В целях более глубокого постижения инонационального музыкального мира младших школьников целесообразно широко использовать идею межнационального общения культур, которая может реализоваться как в самом содержании музыкального образования, так и в поиске конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости культурных ценностей и ценностных систем, свойственных разным культурам.

3. Идея сопряжения культур несет огромный воспитательный потенциал, формирует в сознании младших школьников необходимые мировоззренческие, нравственно-этические и моральные убеждения.

4. С учетом значимости музыкального искусства для эстетического развития детей в особом внимании нуждается педагогическая задача формирования культуры межнационального общения через музыкально-эстетический интерес. Для более научного и углубленного понимания данного феномена особое значение имела его понятийная разработка выявление критериев и методик его измерения, что позволяет сделать процесс его формирования педагогически управляемым.

5. Педагогическая инструментовка процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников на основе формирования интереса к русской, мордовской, татарской музыке состояла в дидактической разработке содержания музыкально-эстетического воспитания младших школьников, а также определения соответствующих этому содержанию форм, методов и приемов организации их деятельности на уроке и во внеучебное время.

6. Содержательная разработка экспериментальной программы на основе русского, мордовского, татарского детского фольклора и музыки национальных композиторов состояла в дидактической переработке фольклорных источников, в проведении классификации и отбора жанров русского, мордовского, татарского детского фольклора, произведений национальных композиторов, обладающих особой воспитательной ценностью; во внесении соответствующих изменений с учетом этого материала в учебные программы и планы.

7. Особое значение для практической реализации идей предпринятого исследования имела разработка форм, методов и приемов формирования культуры межнационального общения на основе формирования музыкально-эстетического интереса к русской, мордовской, татарской национальной музыке.

Результаты педагогического эксперимента на базе ряда школ г.Саранска и Лямбирьского района Мордовии позволяют сделать общий вывод о том, что предложенная в исследовании программа формирования культуры межнационального общения младших школьников на основе традиций русского, мордовского, татарского музыкального искусства является достаточно эффективной для развития личного и может быть рекомендована к использованию в практике работы школ Мордовии и других регионов России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алямкина, Жанна Геннадьевна, 2002 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я», М., Мысль, 1991.- 171с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 112с.

3. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе педагогического образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1992. - 38 с.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы.- М.: Просвещение, 1978. 175с., нот.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Изд-во Мин. Ун-та, 1990. 560с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980,Т.2, С. 101,201. (Т.1) 232с.

7. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983.-222с.

8. Архангельский Л.М. Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М., 1961. 120с.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973, 144с.

10. Ю.Асафьев Б.В. О народной музыке // Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987. -248с.

11. П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.

12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992. - 192с.

13. Белинский В.Г. О детских книгах. Детские сказки дедушки Иринея // ПСС. М., Изд-во АПН СССР, 1954. - Т.4,С. 68 - 109.

14. Белинский В.Г. ПСС.- М., Изд-во АПН СССР, 1954. Т.1,С.36.

15. Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся 1 классов.-М.:АПН РСФСР, 1956,108с.

16. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. В свете учения о высшей нервной деятельности. Пособие для учителя пения. М. - JL: Просвещение, 1964, 103с.

17. Блинова М.Т. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. — 144с.

18. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М, 1982, С.5.

19. Бодалев A.A. Личность и общение / Избранные труды. М., 1983, С. 41.

20. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988, 187с.

21. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности (школьника). -М.:Педагогика, 1982,№5 6, С.34 - 35.

22. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, С.464.

23. Борев Ю.В. Эстетика. Изд. 4, доп.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988. 450с.

24. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство / Отв. ред. Е.В. Гипиуса. Саранск: Морд. Кн. изд-во, 1983. - 219 с.

25. Бромлей Ю.В. Очерки советского этноса. М., 1984.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1984.

28. Бромлей Ю.В. Очерки этноса, М.: Наука, 1983, С.27.

29. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.

30. Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. М.: Педагогика, 1969. - С. 349 — 362.

31. Возрастные возможности усвоения знаний // Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. - 441с.

32. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996. - 128с.

33. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1980, С.8.

34. Волков Г.Н. Этонпедагогика // Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.-367с.

35. Волобуева J1.C. (Зорилова J1.C.) Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительских училищ: Дис. . канд. пед. наук, М., 1984,-221с.

36. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1959.-519с.

37. Выготский Л.С. Кризис семи лет // ПСС., Т.4, М., 1984.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1975. - 576с.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976, 150с.

40. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя / НИИ школ. М., 1986. - 143с.

41. Горюнова Л.В. Мир народного творчества // Музыка в школе. М., №1, 1990.

42. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси, 1980, С.31.

43. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. -77с.

44. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. ( В связи с общностью проблемы традиционных педагогических культур народов Северного Кавказа). Нальчик: Эльбрус, 1997. - 136с.

45. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240с.

46. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка / Под ред. Л.И. Рахманова, А.Г. Виноградова. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1955, Т.4. - 683с.

47. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. Л., 1989.

48. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976, С.124.

49. Джунусов М.С. Вопросы и теории интернационального воспитания. Ташкент, 1980. -280с.

50. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. -Алма-Ата, 1976.- 68с.

51. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и устных перескозах у инородцев-магометан Оренбургского края // Записки Оренбургского Отдела географического общества. Оренбург, 1875. - Вып. 3. - С. 183 - 236.

52. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207с.

53. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 224с.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост.

55. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1984. - 206с., ил.

56. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья / Сост. В.И. Викторов. — М.: Молодая гвардия, 1977. 192с., ил.

57. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1-3 классы. -М., 1983.- 110с.

58. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988,С. 293.

59. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. 1985, №11.

60. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. М., 1992. -№1. - С. 11 - 19.

61. Карпушина Л.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора (на примере первого класса четырехлетней начальной национальной школы).Дис. . канд. пед. наук, М., 1996. 160с.

62. Кашапова Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук.-Уфа, 1996.- 186с.

63. Кобозева И.С. Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов ( методические материалы для студентов педагогического факультета и учителей музыки). В 2-х ч., Изд.2, Саранск, 1990.

64. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. - 288с.

65. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.:МГУ, 1964. - 174с.

66. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективностьобразования. -М: Педагогика, 1991, 272с.

67. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. — С. 161 - 376.

68. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989, - 416с.

69. Кон И.С. Этнография детства: Историчесский очерк// Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков М.,1983 - С.9 -50.

70. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996.

71. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М., 1991.

72. Концепция общего среднего образования. М., 1991, 145с.

73. Концепция языковой политики применительно к школам РСФСР. М., 1991, 16с.

74. Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций М., 1992.

75. Кузьмин М.Н., Сусоколов A.A., Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы, цели и приоритеты содержания образования. М., ИНПО, 1994, 57с.

76. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992, 232с.

77. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991, С.42.

78. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:В 2т./Под ред. В.В. Давыдова. М.:Педагогика, 1983. - Т.2, С.123.

79. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983, С.48.

80. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М., 1979, С. 74.

81. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебноепособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985.- 176с.

82. Лобова Л.В. Общее и частное в диалектике межнациональных отношений. Ставрополь, 1993.- 12с. - Деп. в ИНИОН РАН.

83. Ломидзе Г.И. В спорах и размышлениях // сб. Способность к диалогу. -М., 1993,ч.1, С.31.

84. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.

85. Люблинская A.B. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977.-224с.

86. Максимов Е.И. Гармоника в культурно-просветительской работе как важное средство воспитания трудящихся: Дис. . канд. пед. наук, М., 1972.-203с.

87. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли:(Эволюция, культурная и просветительская функции, современная проблематика): Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл. -М., 1993. 57с.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23, С. 10.

89. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976, 410с.

90. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР // Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г. и др. М.: ИФАН СССР, 1991. - 236с.

91. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981,227с.

92. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989, №1,С.15 -23.

93. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина.-М.: Музыка, 1979.-Вып. 15.-С.12-23.

94. Мир детства // Под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Педагогика, 1981, 400с.

95. Миропольский С.И. Народная песня в воспитании // Беседа. 1872. -№10.

96. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973. - 406с.

97. Мудрик A.B. Общение школьников. М., 1986.

98. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин и др.; Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. - 140с., нот.

99. Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. - 181с.

100. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Сов. комп-р, 1983, 400с.

101. Музыкальное воспитание в современном мире/Отв. ред. Д.Б.Кабалевский. М., 1973.- 416с.

102. Мухина B.C. Этнопсихология. Настоящее и будущее. Психологический журнал, 1994, №3, С.6.

103. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.-383с.

104. Народы России: Возрождение и взаимодействие культур: Тезисы, доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (28-29 июня 1996г.). Уфа: УГИИ, 1996. - 267с.

105. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 255с., 32л. ил.

106. Неменский Б.М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы (с краткими методическими рекомендациями). -М.: Просвещение, 1994. 174с.

107. Нестьев И.В. Бела Барток (1881 1945): Жизнь и творчество.- М.: Музыка, 1969. - 798с., ил.

108. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1980. - 24с.

109. Нигметзянов М.Н. Народные песни волжских татар: Исследование. — М.: Сов. комп-р, 1982. 135с.

110. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В.Н. Шацкой. М., АПН РСФСР, 1955. - 182с.

111. Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 272с.:нот.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 ООО слов. Изд. 13-е, испр. - М.: Русский язык, 1981. - 816с.

113. Основы марксистско-ленинской теории культуры // Под ред. А.И. Арнольдова, A.C. Фриша. М., 1986.

114. Песталоцци И.Г. Избранные пед. соч.: В 2 Т. М.: Педагогика, 1981. -750c.-T.l-2.

115. Платонов К.К. О системе психологии. -М., 1972, С.ЗЗ -59.

116. Пономарев Е.В. Воспитание культуры межнационального общения в процессе праздничной деятельности // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань: Казан, гос. техн. ун-т, 1994, С. 104-105.

117. Попов И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Свердловск, 1987 24с.

118. Предтеченская JI.M. Программа факультативного курса для средней школы «Мировая художественная культура». М.: Просвещение, 1985. -С. 1-80.

119. Программа развития образования Республики Мордовии на 1997 -2000гг.».- Саранск, 1997.

120. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание: 1-4 классы / Сост. H.A. Терентьева, Р.Г. Шитикова. М.: Просвещение, 1994. 79с.

121. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы / Сост. Ю.Б. Алиев и др. М.: Просвещение, 1993.80с.

122. Психологические исследования общения. М.: Наука, СЛ.

123. Психология: Словарь. М., 1990, С.244.

124. Раимова С.И. Каюм Насыри об эстетическом воспитании / Учебные записки КГПИ. Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Вып. 104. Казань, 1972. - С. 52 - 59.

125. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и характер их использования в современной школьной практике: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1973. - 237с.

126. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. // Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993, Т.1, 608с., ил.

127. Савруцкая Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения. -Горький, 1986.

128. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск: Университетское, 1986. - 159с.

129. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. М.: Музыка, 1970. -212с.

130. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие. М.: Просвещение, 1980.

131. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993. 200с.

132. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192с.

133. Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1969. -С.38-69.

134. Социальная психология. М., 1975, С.154.

135. Судаков В.Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений современной музыки: Дисс. . канд. пед. наук. Л., 1979.- 167с.

136. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973. - 272с.

137. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. М.: ИНПО, 1994. - 108с.

138. Татарские народные песни/Сост. Р.А.Исхакова-Вамба. М.¡Советский композитор, 1981.

139. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - Л., АПН РСФСР, 1947.-335с.

140. Толковый словарь русского языка. М., 1940, Т.4. - 1502с.

141. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. — Казань: ТКИ, 1984.-74с.

142. Урдашев Б.С. Взаимообогащение социалистических национальных культур: теория и практика. Ташкент: ФАН, 1986.

143. Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. Пермь: ПГПИ, 1974. - 194с.

144. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. - 590с.

145. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности уча-щегося и ученических коллективов. M.: Просвещение, 1988. - 207с.: ил.

146. Халитов Р.Ф. Татарские народные инструменты: Автореф. дис. канд. искусствовед. Ташкент, 1987. - 25с.

147. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1967. 232с.

148. Хасамова А.Х. Детский фольклор: Программа и методические рекомендации для учителей /Из опыта работы/. — Казань, 1995. — 105с.

149. Чернышева М.А. Культура общения. Л., 1983.

150. Черватюк П.А. Педагогические основы преподавания гармонического сольфеджио в институтах культуры. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1979.167 с.

151. Черниченко В.И. Активизация деятельности культурно-просветительных училищ по воспитанию у учащихся любви к профессииклубного работника. Дис. . канд. пед. наук. М., 1981, 230 с.

152. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. -Саратов, 1992. -242с.

153. Шугуров М.В. Личность, национальная идея и общечеловеческие ценности // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань: Казан.гос. техн. ун-т, 1994,С. 81-82.

154. Щукина Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1967. - 272с.

155. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М.: Просвещение, 1966. - 442с.

156. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4, С. 14.

157. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991. - 116с.

158. Boud W. and Ring Е. The history of Western education. 10 ed. - London: Adam a Charles Black, 1972. - 515p.

159. Malinowski B. The Dinamics of Culture Chage. An Jnquiry into rase relations in Africa. New Haven, 1945.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.