Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Соловьева, Анна Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Соловьева, Анна Викторовна
Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНЕРСКОГО образования.
1.1. Сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного дизайнерского образования и их сопоставление.
1.2. Профессиональная компетентность будущих дизайнеров.
1.3. Особенности образовательного процесса негосударственных вузов
1.4. Теоретическое обоснование учебно-методических условий дизайнерского образования в негосударственных высших учебных заведениях.
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
2.1. Организация экспериментальной оценки уровня будущих дизайнеров в негосударственных высших учебных учреждениях.
2.2.Совершенствование дизайнерского образования в негосударственных высших учебных учреждениях.
2.3. Состояние компетентности будущих дизайнеров при использовании усовершенствованной системы дизайнерского образования в негосударственном высшем учебном учреждении.
Выводы по 2 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера2005 год, кандидат педагогических наук Квач, Наталья Викторовна
Формирование содержания и процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области ландшафтного дизайна2006 год, кандидат педагогических наук Дикая, Инна Владимировна
Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Соловьева, Наталия Николаевна
Педагогическая модель дизайн-образования в профессиональном колледже2011 год, кандидат педагогических наук Климова, Лариса Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах»
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях развития общества потребность в высокопрофессиональных дизайнерах затрагивает систему их подготовки. Качество профессиональной деятельности специалиста определяется его компетентностью.
Понятие «профессиональная компетентность» применительно к качеству подготовки будущих дизайнеров используется относительно недавно и представляет собой совокупность их творческих и профессиональных способностей.
Исследуя дизайнерское образование, мы связываем формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новейших технологий в области дизайна, направлено на преобразование предметно-пространственной среды, и является основой дизайнерского профессионализма. Таким образом, уровень компетентности дизайнеров становится также показателем качества их образования.
Анализ диссертационных исследований показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества работ по формированию профессиональной компетентности в образовательной области дизайн (Вилкова A.A., Белова А.Н., Тухбатулина Л.М., Кулешова А.И и др.) [31, 32, 33, 11, 235, 137]. Однако в них либо затрагиваются некоторые компоненты компетентности (экологическая, художественная и т.д.), либо процесс формирования исследуется на примере отдельных учебных дисциплин (компьютерной графики, живописи, макетирования и пр.).
В нашем диссертационном исследовании мы используем комплексный подход к формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров с позиций анализа современного отечественного и зарубежного образования, выявленных подходов и тенденций развития системы дизайнерского образования на примере специальности 070603 «Искусство интерьера».
В то же время проблема нашего исследования связана с подготовкой дизайнеров в негосударственных ВУЗах, которые по статистике составляют более 40% всех ВУЗов в Российской Федерации. До последнего времени исследовательские работы в области негосударственных ВУЗов носили по большей части поисковый характер: шло накопление фактического материала, открывались особенности отдельных школ, выявлялись некоторые тенденции развития негосударственного профессионального образования. Но специального исследования по формированию профессрюнальной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах до настоящего времени не проводилось.
Следует отметить, что негосударственные ВУЗы имеют свою специфику деятельности. С одной стороны, это возможность оперативного и экономически самостоятельного проведения образовательной политики, совершенствования образовательных программ, открытия новых специальностей, актуальных для современного рынка труда и т.д. А с другой стороны, как показывают результаты диагностики, наблюдаются тенденции к увеличению числа абитуриентов с недостаточным уровнем художественной, общеобразовательной и эстетической подготовки, что сказывается на способности усвоения образовательных программ в соответствии с требованиями Госстандарта. В дальнейшем это отражается и на формировании профессиональной компетентности.
Десятилетний опыт работы автора данного исследования в негосударственных ВУЗах в области дизайнерского образования, свидетельствует о том, что особое внимание требуется уделить интенсификации учебного процесса на начальном пропедевтическом этапе обучения. Такой подход позволит будущим дизайнерам в процессе дальнейшей подготовки продуктивнее осваивать выбранную профессию.
Выявленные особенности дизайнерского образования в негосударственных ВУЗах обосновывают необходимость создания пропедевтических вариативно-модульных учебных программ, в процессе освоения которых изучаются вопросы теории и практики развития дизайна, принципы проектной культуры, развивается эстетический вкус и чувство стиля.
При этом важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Для этого, на пропедевтическом этапе, обучение должно проводиться под руководством педагога-наставника, отслеживающего профессиональное развитие каждого студента и координирующего деятельность остальных педагогов.
Учитывая специфику негосударственных ВУЗов, проблема исследования заключается в том, чтобы максимально интенсифицировать образовательный процесс на пропедевтическом этапе обучения и определить необходимые условия для формирования профессиональной компетентности в негосударственных ВУЗах.
Таким образом, в процессе анализа сложившейся ситуации выявлены противоречия между:
- целями и задачами дизайнерского образования в высшей школе и уровнем подготовки будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах;
- потребностью общества в высококвалифицированных специалистах-дизайнерах, обучение которых необходимо рассматривать с использованием потенциальных возможностей негосударственных ВУЗов, и отсутствием эффективной учебно-методической системы подготовки будущих дизайнеров, способной интенсифицировать процесс формирования профессиональной компетентности;
- необходимостью объективной оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущих дизайнеров на разных этапах обучения и недостаточной разработанностью диагностической системы.
Обозначенные противоречия и проблема определили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах».
Объект исследования: подготовка будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
Цель исследования: выявить условия формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров негосударственных ВУЗов будет успешным, если:
- процесс подготовки будущих дизайнеров основан на современных требованиях к профессиональной компетентности;
- обоснована специфика понятия «профессиональная компетентность будущих дизайнеров» и выявлены подходы подготовки будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах;
- разработаны вариативно-модульные учебные программы, которые учитывают отсутствие или низкий уровень художественных навыков у будущих дизайнеров и позволяют на пропедевтическом этапе интенсифицировать учебный процесс для получения студентами первых курсов начальных знаний и умений в области дизайна, а в дальнейшем — освоить дизайн-проектирование и сформировать профессиональную компетентность;
- использование разработанных учебных программ будет обеспечено необходимыми методами, формами и средствами обучения, систематической диагностикой и новыми формами деятельности преподавательского состава.
Исходя из указанной проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, предусматривалось решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать современное состояние дизайнерского образования в отечественной и зарубежной педагогике.
2. Обосновать специфику и подходы подготовки будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
3. Раскрыть современные требования к профессиональной компетентности будущих дизайнеров и ее отличительные особенности.
4. Разработать с учетом пропедевтического подхода вариативно-модульные учебные программы. Для использования их в образовательной практике определить соответствующие методы, формы и средства обучения.
5. Выявить методику, критерии и показатели диагностики, с помощью которых можно оценить состояние сформированности профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
6. Определить формы деятельности педагогического состава при подготовке будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
Методологической основой исследования являются научные разработки по теории дизайна и дизайн-образования Т.Ю. Быстровой, A.B.Ефимова,А.П.Ермолаева, А.И. Ковешникова, А.Г. Куликова, В.Ф. Рунге и др. [23, 24, 83, 82, 120,121, 139, 207]; содержание и методики обучения в ВУЗе в процессе профессиональной подготовки по дизайну в работах A.B. Богомолова, В.Ф.Зива, Е.В. Ильяшевой, Л.В.Желондиевской, Ю.Ф. Катхановой, В.Ф.Сидоренко, И.А. Спичак, Л.М. Холмянского, А.Н. Шевкунова [15, 94, 103, 84, 112, 113, 213-218, 230, 243, 251]. Основные подходы к педагогическому проектированию как к инновационной педагогической технологии сформулированы в работах Г. Л. Ильина, В. В. Краевского, Т. С. Назаровой, А. М. Новикова и др. [101, 131, 132, 172, 176]. Вопросы по определению и формированию профессиональной компетентности нашли отражение в исследованиях Т.Г. Болдиной, Т.Г. Браже, Н.И. Запрудского, В. И. Данильчук, Е. М. Павлютенкова, В. А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Е.В. Поповой, Дж. Равена, Р.
Уайта, H. Хомского, А.Д. Щекатуновой и др. [217, 19, 88, 68, 184, 224, 136, 158, 192, 202, 266, 244, 254].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования: методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; сравнительный анализ программ дизайнерского образования; изучение и анализ научно-методической литературы; методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы: беседа, анкетирование, тестирование обучающихся; анализ творческих работ и продукции дизайнерской деятельности студентов; системный анализ личного 10-летнего педагогического опыта в области профессиональной подготовки будущих дизайнеров; статистические методы обработки экспериментальных данных; педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, проводимого в образовательных учреждениях: Московском экономическом институте (НОУ ВПО «МЭИ») в рамках специальности 070603 — «Искусство интерьера», на кафедре «Архитектуры и Градостроительства» Российского университета дружбы народов (РУДН); в Центре дополнительного профессионального образования «Перспектива» - (РУДН); на факультетах «Дизайн» негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Социально-Экономический Институт» (НОУ ВПО СЭИ), Института управления и информатики (НОУ ВПО ИУиИ ). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 500 студентов и 11 педагогов.
Основные этапы исследования: \
1 этап - диагностический (2004 — 2005 гг.): анализ учебных программ, педагогической и психологической литературы по теме исследования, а также подготовки будущих дизайнеров на базе различных дизайнерских школ; разработка диагностики и выявление условий формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственном ВУЗе.
2 этап - научно-экспериментальный (2005 - 2007 гг.): экспериментальная проверка разработанных учебных программ и научно-методического обеспечения, корректировка условий формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах.
3 этап - завершение педагогического эксперимента (2008 - 2009 гг.): анализ, систематизация и обобщение экспериментальных данных, полученных на первом и втором этапах исследования, корректировка учебных программ и условий формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров на основе результатов исследования, подготовка к изданию монографии по проблеме исследования.
4 этап - обобщение и анализ результатов исследования (2009 - 2010 гг.): оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что: выявлены и обоснованы подходы (пропедевтический, прогностический, личностно-ориентированный, эстетико-художественный, ; деятельностно-акмеологический) подготовки будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах;
- обоснована система вариативно-модульных учебных программ в области дизайна для негосударственных ВУЗов с учетом пропедевтического подхода и интенсификации учебного процесса, также были разработаны вариативно-модульные программы по проектированию интерьера. С первого семестра обучения вводится пропедевтическая вариативно-модульная учебная программа «Логотип», направленная на повышение эстетического уровня мышления, художественного воспитания и освоение языка художественно-графических средств. Пропедевтический курс «Логотип» изучается в течение 3-х первых семестров и является интегрирующим звеном с другими учебными дисциплинами («Введение в специальность», «Основы композиции», «Теория цвета», «История культуры и искусства», «Начертательная геометрия», «Проектная графика», «Эргономика»), что позволяет студентам, не имеющим начального художественного образования, осваивать проектирование и включаться в творческую деятельность для выполнения интегрированных проектов. С третьего по двенадцатый семестр обучение проходит на основе интегрированных проектных заданий в рамках дисциплины «Художественное проектирование интерьера», которая так же, как и пропедевтический курс «Логотип», объединяет ряд учебных дисциплин.
- выявлена методика диагностики для оценки состояния формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров;
- определены новые формы деятельности педагогического состава, при которых на пропедевтическом этапе подготовки будущих дизайнеров ведущую роль играет педагог-наставник, обучающий студентов, выстраивающий траекторию их творческого развития, а также координирующий работу других педагогов в рамках вариативно-модульной учебной программы.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретически обоснованы условия формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах на основе интенсификации пропедевтического подхода; уточнена специфика понятия «профессиональная компетентность будущих дизайнеров».
Практическая значимость исследования заключается в том, что для подготовки будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах разработаны и апробированы учебные программы по специальности 070603 в негосударственных ВУЗах: «Логотип» (для пропедевтического этапа обучения); «Дизайн-проект интерьера квартиры», «Загородный дом», «Общественное здание», «Дизайн-проект промышленного комплекса», «Выставка», «Ткань в интерьере», (для проектного этапа обучения); учебные пособия и методические рекомендации для преподавателей и студентов по учебным программам («Логотип», «Загородный дом», «Дизайн-проект интерьера квартиры»), методическое пособие «Ткань в интерьере», цифровые образовательные ресурсы по всем разработанным учебным программам; тесты для первого диагностического этапа и оценочные листы по проектной деятельности на втором и третьем этапе диагностики; требования к дипломному проектированию по специальности «Искусство интерьера» (070603).
Положения, выносимые на защиту:
1. Обучение будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах следует проектировать на основе пропедевтического, прогностического, личностно-ориентированного, эстетико-художественного, деятельностно-акмеологического подходов, а также при условии интенсификации учебного процесса на пропедевтическом этапе обучения.
2. Понятие «профессиональная компетентность будущих дизайнеров» определяет интегральное качество личности, включающее в себя общекультурные и профессиональные (специальные) компетенции. Отличительной особенностью являются: адаптация к рынку труда по результатам прогностических исследований; усиление социализации, которая раскрывает взаимоотношения с заказчиком и понимание реальных условий дизайн-деятельности; подготовка специалиста-дизайнера широкого профиля с учетом вариативных специализаций.
3. Условия формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах: образование должно соответствовать самым современным требованиям к профессиональной компетентности с адаптацией к рынку труда; для интенсификации учебного процесса на пропедевтическом этапе обучения необходимо разработать вариативно-модульные учебные программы, а для их изучения определить соответствующие методы, формы, средства обучения; применять методику диагностики профессиональной компетентности и новые формы деятельности преподавательского состава.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, практической проверкой основных положений на экспериментальной базе, разнообразием методов исследования и объективным анализом полученных результатов, 10-летним профессиональным опытом соискателя в негосударственных ВУЗах. Основные положения и научно-практические выводы нашли отражение в вариативно-модульных учебных программах, учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, спецкурсах, научных статьях и тезисах докладов автора.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования неоднократно обсуждались и получили одобрение на заседаниях ученых советов московских ВУЗов: НОУ ВПО МЭИ, РУДН, НОУ ВПО СЭИ. Результаты исследования также проходили апробацию в НОУ ВПО ИУиИ.
Материалы исследования были представлены: на X Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2005 г.), Всероссийской конференции по градостроительству и новейшим строительным технологиям «Основные тенденции развития архитектурно-строительного комплекса в двадцать первом веке» (Орел, 2007г.), IV международной научно-практической конференции «Основные проблемы архитектуры и строительства в двадцать первом веке» (Орел, 2008 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Профессионально-пропедевтическая подготовка бакалавров дизайна в высшей школе2011 год, кандидат педагогических наук Новикова, Яна Владимировна
Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе2007 год, доктор педагогических наук Аристова, Ульяна Викторовна
Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования2004 год, кандидат педагогических наук Сафина, Людмила Александровна
Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже2007 год, кандидат педагогических наук Абсалямова, Ирина Ризвановна
Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении2009 год, кандидат педагогических наук Маликова, Елена Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Соловьева, Анна Викторовна
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Апробирована методика оценки уровня профессиональной компетентности студентов, в которой выделяется три этапа формирования профессиональной компетентности студентов: аналитико-диагностический, предпроектно-развивающий, проектно-итоговый.
Для диагностики будущих дизайнеров были разработаны тесты, анкеты, состоящие из вопросов и графических заданий, по которым, в соответствии с разработанными показателями и критериями, определялся общеобразовательный уровень, эстетическая подготовка, креативность и визуальное мышление будущих дизайнеров.
Результаты диагностики вторых и шестых курсов имеют существенную разницу в показателях по каждому критерию в контрольных и экспериментальных группах. Формирующий этап носил обучающий характер, для контрольных и экспериментальных групп и имел существенные различия, как в содержании, так и в методике обучения дизайну. В отличие от контрольных, в экспериментальных группах обучение строилось по специально разработанной методике на основе включения в него нетрадиционного для обычной программы художественноэстетического и практического блоков. При этом особое внимание уделялось развитию и формированию проектной деятельности в процессе художественного восприятия и непосредственного решения' поставленных задач средствами проектирования. Обучение в экспериментальных группах строилось на основе учета установленных нами психолого-педагогических закономерностей обучения средствами различных видов дизайна, соблюдения дидактических принципов обучения и воспитания, формирующих различные подходы к проектному творчеству. В экспериментальных группах наблюдалось резкое повышение творческого интереса к дизайн-проектированию с помощью разнообразных техник и материалов, желание выполнить проекты как можно лучше. Способы решения поставленных в ходе эксперимента задач наиболее последовательно и осознано применялись студентами в середине и в конце второго года, что связано с особенностями формирования и развития у студентов этого периода - аналитико-интеллектуальной деятельности, сознания, понятийно-терминологического аппарата и социально-культурной активности.
Учитывая специфику негосударственных ВУЗов, для того чтобы максимально интенсифицировать образовательный процесс на всем этапе обучения будущих дизайнеров по специальности 070603 «Искусство интерьера» мы определили и разработали необходимые условия для формирования профессиональной компетентности.
Образовательный процесс должен проводиться по требованиям к уровню подготовки выпускников определенным Государственным образовательным стандартом по специальности 060703 «Искусство интерьера».[55].
Обучение необходимо проектировать на основе пропедевтического, прогностического, личностно-ориентированного, эстетико-художественного, деятельностно-акмеологического подходов, а также при условии интенсификации учебного процесса на пропедевтическом этапе обучения.
С первого семестра обучения вводится пропедевтическая вариативно-модульная учебная программа «Логотип», направленная на повышение эстетического уровня мышления, художественного воспитания и освоение языка художественно-графических средств. Пропедевтический курс «Логотип» изучается в течение 3-х первых семестров и является интегрирующим звеном с другими учебными дисциплинами («Введение в специальность», «Основы композиции», «Теория цвета», «История культуры и искусства», «Проектная графика», «Начертательная геометрия», «Эргономика», «Художественное проектирование интерьера»), что позволяет студентам, не имеющим начального художественного образования, осваивать проектирование и включаться в творческую деятельность для выполнения интегрированных проектов.
С третьего по двенадцатый семестр обучение проходит на основе интегрированных проектных заданий в рамках дисциплины «Художественное проектирование интерьера», которая так же, как и пропедевтический курс «Логотип», объединяет ряд учебных дисциплин. Освоение содержания авторских вариативно-модульных учебных программ по специальности 070603 «Искусство интерьера» в негосударственных ВУЗах: «Логотип» (для пропедевтического этапа обучения), «Дизайн—проект интерьера квартиры», «Загородный дом», «Общественное здание», «Дизайн-проект промышленного комплекса», «Выставка», «Ткань в интерьере», «Индивидуальный интерьер», «Интерьер будущего» и программ «Художественное проектирование интерьера», позволило студентам-дизайнерам в процессе их изучения сформировать профессиональную компетентность. В результате освоения содержания авторских учебных программ был повышен уровень знаний в области дизайна, ценностных ориентаций, степень активности и самостоятельности студента в практической деятельности, развиты умения анализировать свою деятельность, мотивация, желание и возможность изучения основ дизайна.
Если на пропедевтическом этапе обучения создаются условия овладения студентами фундаментальных знаний в области дизайна, то на следующем этапе, начиная с 4 семестра, применяется узконаправленное обучение с участием профессиональных специалистов для освоения новейших методик и технологии проектирования.
При этом важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Для оптимизации учебного процесса на пропедевтическом этапе обучение должно проводиться под руководством педагога-наставника, отслеживающего профессиональное развитие каждого студента, обучающего студентов первые два курса, ведущего соответствующую статистику и координирующего деятельность остальных педагогов.
Таким образом, возможно решение наиболее распространенных проблем негосударственной школы в рамках специальности «Искусство интерьера» - разрозненности знаний и отставание теоретических курсов общеобразовательных предметов от задач, поставленных перед студентами преподавателями практических специализированных дисциплин.
Задания, начиная со 2-го семестра необходимо максимально приблизить к реальности современного рынка труда.
Все эти положительные аспекты, подтверждающие результативность проведенного эксперимента по повышению уровня профессиональной компетентности, проектируют будущее выпускника — его отношение к окружающему миру и делают его востребованным на современном рынке труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе модернизации Российского образования во многих ведущих вузах страны, в том числе негосударственных, стали открываться факультеты и кафедры дизайна, разрастаться сферы его приложения, а также меняться принципы и подходы к образовательной программе подготовки будущих дизайнеров [232]. Анализ состояния проблемы на сегодня свидетельствует о том, что, к сожалению, современные высшие негосударственные учебные заведения далеко не всегда располагают в достаточной мере рекомендациями для эффективного образовательного процесса по специальности «Искусство интерьера» для развития творческой личности современного российского студента, и как следствие формирования его профессиональной компетентности. Это неоднозначный процесс, требующий глубокого теоретического осмысления.
Педагоги, в общей массе, не имеющие достаточного педагогического опыта в данной области, не осознают специфики образовательного процесса в негосударственных ВУЗах и работают, используя академические знания, часто оторванные от жизненных реалий. Соответственно, дизайнеры, выпускаемые из негосударственных учебных заведений, не приспособлены к современной экономике и социальной сфере. Иными словами, должна осуществляться профессиональная подготовка будущих дизайнеров к осознанному и творческому труду в условиях коммерциализации общества, конкуренции и безработицы. Более того, перед профессиональным дизайнерским образованием должна стоять четкая задача адаптации выпускников к рынку труда и возможность планирования их профессиональной карьеры. Современный дизайн должен всегда ориентироваться на новейшие технологические достижения, авангардные течения (то, что преподавалось по этой тематике 5 лет назад, ныне становится уже не актуальным), а для разработки полноценных образовательных программ не хватает учебно-методической литературы, особенно отечественной.
Государство имеет достаточный опыт разработки квалификационных характеристик, т.е. четких перечней знаний и умений, значимых с точки зрения получения диплома о профессиональном высшем образовании, в то время как для работодателя большее значение играют базовые коммуникативные, информационные и профессиональные компетенции, а также - наличие опыта работы по специальности и соответствующих рекомендаций. Сами выпускники в большей степени ориентируются на престижность диплома и возможность трудоустройства в условиях современного рынка труда. Именно поэтому, профессиональные компетенции не только отличаются по своему составу, но, что гораздо более важно, связаны с потребностями разных субъектов и, соответственно, для получения объективной оценки, требуют различных по содержанию и структуре диагностических процедур, проводимых в процессе обучения. Важно отметить, что аттестационные процедуры для оценки профессиональной компетентности должны носить индивидуальный характер (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.).
Применение инновационных методов совершенствования дизайнерского образования в России и формирование профессионально-компетентного специалиста - процесс длительный и успешность реализации такого подхода к российскому дизайнерскому образованию во многом определяется профессиональной позицией педагогов, их отношением к данной проблеме и, конечно, способностью к преодолению стереотипов в профессиональной деятельности. Социальный заказ на специалистов в области дизайна возрос многократно за последнее время и открытие многочисленных факультетов дизайна в негосударственных ВУЗах тому подтверждение. Но главное — определение полного списка задач, стоящих перед дизайнерским образованием, станет возможным только тогда, когда все участники образовательного процесса получат ответы на большую часть вопросов, которые ставит перед обществом современная жизнь.
Анализ и обобщение теоретического и практического опыта по данному исследованию позволили сделать следующие выводы:
1. Результаты проведенного исследования и применение разработанных условий формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в практике работы негосударственного вуза подтвердили актуальность и практическую значимость исследования.
2. Рассмотрено и уточнено понятие «профессиональная компетентность будущих дизайнеров», которое объединяет общекультурные и профессиональные компетенции. Качественными признаками являются: адаптация к рынку труда по результатам прогностических исследований; усиление социализации и подготовка специалиста широкого профиля с учетом вариативных специализаций.
3. Современному обществу необходимы дизайнеры, обладающие знаниями в области искусства и художественно-графических дисциплин; владеющие методикой проектирования окружающей среды; использующие современные компьютерные технологии для создания функциональных, эстетичных и конкурентоспособных проектов. Для эффективного формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах необходимо соблюдать следующие условия:
- образование должно соответствовать современным требованиям профессиональной компетентности с адаптацией к рынку труда; необходимо использовать вариативно-модульные учебные программы, позволяющие студентам первых курсов (на пропедевтическом этапе) в короткий срок получать начальные знания, умения и навыки в области дизайна, чтобы в дальнейшем более продуктивно осваивать методику проектирования. Под эти программы необходимо разрабатывать соответствующие методы, формы и средства обучения; оценка еформированности профессиональной компетентности будущих дизайнеров должна осуществляться на основе систематической диагностики по разработанным критериям и показателям;
- новые подходы в деятельности преподавательского состава должны быть направлены на интенсификацию учебного процесса.
4. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных условий формирования профессиональной компетентности в системе высшего негосударственного учебного заведения. Лонгитюдное исследование, проходившее на протяжении 10 лет, подтвердило результативность предложенной системы - 95 % выпускников экспериментальной группы профессионально востребованы, что подтверждают диагностические данные трудоустройства последних 4-х лет.
5. Современные учебные программы должны быть модульно-вариативными, что позволит реализовать пропедевтический, личностно-ориентированный, эстетико-художественный, деятельностно-акмеологический подходы, соблюдать интеграцию общеобразовательных и специальных дисциплин, а также применять сквозной метод изучения дисциплин, позволяющий студенту-дизайнеру наиболее полно погрузиться в атмосферу творчества и дальнейшей профессиональной деятельности. Каждый студент должен иметь возможность выстраивать свою образовательную траекторию под руководством опытного педагога-наставника.
Подтверждена гипотеза исследования об успешном формировании профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах. Задачи исследования выполнены. Результаты могут быть использованы при подготовке будущих дизайнеров в негосударственных ВУЗах. В то же время, исследование может быть продолжено по использованию выявленных условий формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров в других сферах негосударственного образования, а также в области разработки дополнительных средств обучения, в том числе электронных учебников и цифровых образовательных ресурсов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Соловьева, Анна Викторовна, 2010 год
1. Абульханова, К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни текст. /К.А. Абульханова, Т. Н. Березина.—СПб.: Алетейя, 2001. -304с.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т. Текст. /Аристотель. Т.4.-М.: 1983.
3. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм текст. /Арнхейм Р. М.: Стройиздат, 1981.-280с.
4. Аронов, В.Г. Советский дизайн в зеркале истории, текст.: Сборник трудов ВНИИТЭ /В.Г. Аронов.- М.,1990г. Вып 51, С. 13-26.
5. Аронов, В.Г. Теоретические концепции зарубежного дизайна текст. /В.Г. Аронов М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
6. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения, текст. / Ю.К. Бабанский. Народное образование, 1986. № 11. С.105-111.
7. Базен, Ж. История истории искусства: от Вазари до наших днейтекст. / Базен Ж. М: Арх.-С, 2008., С.347.
8. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования текст. /Б.Г Бархин.-М.: Стройиздат, 1993.-257с.
9. Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна текст. /Л.Н Безмоздин.- Ташкент: Фан, 1990. -311 с.
10. Безруков, B.C. Педагогика. Проективная педагогика текст. /B.C. Безруков. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 342 с.
11. Белова, А.Н. Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 текст. / Белова А.Н. М.: 2009.- 215 с.
12. Белогорцева, Л.А. Методические основы технологической подготовки учащихся к труду в сфере сервиса. Диссертационное исследование канд.пед.наук РАО, Институт общего среднего образования текст. /Л.А. Белогорцева.- М-2001.-С.13.
13. Блинов, В. И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания текст. / В.И. Блинов Дис. д-ра пед. наук : 13.00.01, М, 2001.- 395с.15.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.