Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Краснобородкин, Василий Петрович

  • Краснобородкин, Василий Петрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 129
Краснобородкин, Василий Петрович. Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2013. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Краснобородкин, Василий Петрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

1.1. Цвет в формировании живописной грамоты

1.2. Композиция в живописной подготовке дизайнеров

1.3. Критерии оценки живописной подготовки дизайнеров

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

2.1. Типичные пробелы в живописной подготовке дизайнеров

(констатирующий эксперимент)

2.2. Содержание живописной подготовки дизайнеров

2.3. Методика обучения дизайнеров на занятиях по живописи (формирующий эксперимент)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается современными проблемами реформирования всей системы российского образования, в том числе и высшего профессионального художественного обучения. В контексте новой образовательной парадигмы разработаны новые образовательные стандарты, в которых существенно поменялись акценты в построении образовательного процесса, форм, методов и средств обучения в высшей профессиональной школе. В этом контексте актуализировалась проблема содержательного обновления образования, ориентирующая на формирование самостоятельной, творчески активной личности выпускника, обладающей необходимыми профессиональными компетенциями.

Дизайнерское образование базируется не только на изучении проектного ремесла, но и прежде всего на формировании высокой эстетической культуры, гармоничного восприятия, стремления к творческому самовыражению. Не случайно образовательные стандарты включают достаточно объемный общехудожественный блок (рисунок, живопись, скульптура, композиция, цветоведение и т. д.). Профессиональные умения дизайнера включают в себя широкий диапазон знаний и навыков по конкретным специальностям, которые содействуют развитию способностей разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задачи. А также, предусматриваются умения, относящиеся к профессиональному художественному мастерству, - владеть техникой живописного и графического письма, навыками художника-станковиста, прикладника, выполнять макеты и готовые произведения в материале и т. д. В задачи дизайнера входит не только проектирование и внедрение высокохудожественных изделий, посредством которых происходит формирование высокой эстетической культуры населения. Все это предполагает необходимость подготовки дизайнера по художественным дисциплинам и прежде всего живописи, рисунку, композиции, цве-товедению. Именно в процессе живописной деятельности наиболее эффективно

формируется гармоничность восприятия и профессиональная культура художника, поскольку в живописи гармонично интегрируются все эти дисциплины.

В последние годы в педагогической науке заметно возрос интерес ученых к разнообразным проблемам компетентностного подхода в обучении. Одни ученые определяют компетентность как способность применять знания в конкретных условиях (А. М. Прохорова, Л. А. Шипилина), другие (Л. Ю. Бусурина, М. Д. Ильязова) называют свойством личности, или областью деятельности, в которой специалист должен проявить определенные знания, умения, навыки, способности. Основным содержанием компетентности, по мнению многих ученых, являются знания или же совокупность знаний, умений и навыков (Э. Г. Азимов, Т. Ф. Ефремова, Е. О. Иванова, А. М. Кузьмина, В. М. Ростовцева, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, А. Н. Щукин и др.). Вместе с тем нет четких ориентиров и рекомендаций относительно того, что надо знать студенту, в каком объеме и в какой последовательности формировать эти компетенции. Все эти проблемы требуют конкретного методического наполнения по конкретным образовательным направлениям и специальностям.

В этом ключе (востребованная в последние десятилетия) специальность «Дизайн» нуждается в специальных исследованиях практически по всем художественным дисциплинам, составляющим ту эстетическую основу, на которой зиждется эстетическая культура и гармоничность восприятия будущего специалиста, призванного вносить красоту и гармонию в повседневную жизнь.

Многоуровневая система обучения предполагает различные уровни профессионального становления специалиста это, начальное профессиональное образование, среднее и высшее. На каждом уровне обучения решаются свои специфические задачи, связанные с последовательностью освоения конкретной специальности, а также формированием необходимых личностных качеств обучаемых, нацеленных на эффективную самостоятельную работу по достижению основной цели обучения.

В системе многоуровневого обучения изобразительному искусству первоначальные пропедевтические знания, а также элементарные умения владения техническими приемами изображения обучаемый получает в художественной школе,

которая призвана формировать общую эстетическую культуру, развивать творческие потенции, не обязательно связанные с дальнейшей профессиональной художественной деятельностью. Хотя следует подчеркнуть, что в последнее время в художественных школах наметилась тенденция профессиональной художественной ориентации учащихся на заключительных стадиях обучения, когда формируются специальные подготовительные классы с углубленным изучением специальных предметов: рисунка, живописи, композиции.

Начальное и средне-специальное образование обеспечивают функцию подготовки специалистов, способных к совершенствованию своего профессионального развития на все более высоких уровнях, обеспечивая устойчивость непрерывного художественного образования в интегрированном образовательном процессе и мотивируя обучаемых на постоянное профессиональное самосовершенствование. Таким образом, актуализируется стремление студентов к продуктивной творческой деятельности на основе формирования у них базовых знаний, умений и навыков профессионального изображения.

Высшие художественные учебные заведения строят образовательный процесс на совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на базе начального либо среднего художественного образования, что дает простор для акцентирования ведущей роли творческих начал в изобразительной деятельности.

Вместе с тем профессиональная живописная подготовка дизайнеров, разделяющаяся по специальностям (дизайн среды, графический дизайн, искусство интерьера, промышленный дизайн, дизайн костюма и т. д.) требует учета специфики этих направлений уже на пропедевтическом уровне обучения. Однако отсутствие четкой системности обучения в начальном и среднем звене дизайнерского образования значительно замедляет формирование проектной культуры дизайнеров, которая базируется на познании закономерностей проектного и художественного творчества в контексте общей эстетической культуры обучаемых.

Вполне очевидно, что существующая методика обучения академической живописи, дающая положительные результаты в системе художественного образования, далеко не всегда дает ожидаемый эффект в системе обучения дизайне-

ров, поскольку здесь необходимо учитывать специфические особенности дизайнерских направлений, связанных с психологическими особенностями формирования проектной культуры и гармоничностью восприятия предметного мира.

Теоретическая и методическая разработка системы художественного обучения дизайнеров - это сложная и многогранная проблема, требующая совместных усилий ученых в области психологии, педагогики, а также методики обучения конкретным художественным дисциплинам. И, несмотря на наличие определенных единичных исследований в этом направлении, проблема до сих пор остается нерешенной.

Следует подчеркнуть, что определением специфики художественного познания, выявлением его составляющей, а также обоснованием наиболее эффективных принципов обучения занимались известные философы, психологи, педагоги, методисты, а также выдающиеся художники-практики, что дает достаточно обширный материал для его методического осмысления в контексте исследуемой проблемы.

Философско-эстетические исследования (В. С. Асмус, Е. С. Громов, А. И. Гри-зова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов и другие авторы); рассматривают искусство (в том числе и изобразительное) с различных точек зрения и в различных аспектах: социальной природы и назначения, связи теории отражения и теории познания, зависимости эстетической значимости конкретного произведения от мировоззрения художника, его профессиональной зрелости и т. д.

Психологи, исследуя структуру мышления. (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и другие ученые), раскрывают специфические особенности образного мышления как реальный процесс взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, подчеркивают наличие эмоциональных и рациональных начал в процессе его формирования и развития.

В педагогических теориях обосновывается несколько концептуальных подходов к процессу обучения: компетентностный, деятельностный, личностный, лично-деятельностный, системный и т. д. В контексте многоуровневого обучения

опубликованы обстоятельные научно-теоретические труды, раскрывающие сущность компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова,

A. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская). Важной особенностью этого подхода является ориентация обучаемых на результат образования, на способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях.

Фундаментальные методические исследования по совершенствованию художественного образования в вузе (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова,

B. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.) представляют значительный интерес для осмысления методической концепции обучения живописи студентов-дизайнеров.

Различные проблемы дизайнерского образования исследуются в трудах известных ученых (А. А. Белова, Н. В. Воронова, В. И. Гамаюнова, А. И. Ковешни-кова, Е. Н. Ковешиковой, Б. В. Нешумова, Н. К. Соловьева и других авторов). Все это дает возможность проанализировать степень интеграции специальных художественных дисциплин в развитии профессиональных компетенций дизайнеров. Вместе с тем методических исследований по этой проблеме на занятиях по живописи до сих пор не проводилось.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научного анализа психологических особенностей зрительного восприятия, выявления специфики дизайнерской деятельности и особенностей живописного процесса обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы обучения живописи студентов-дизайнеров.

Объект исследования - процесс обучения академической живописи студентов-дизайнеров.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения академической живописи.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса профессиональной подготовки дизайнеров существенно повысится, если определить содержание и направление живописной подготовки в контексте их

будущей проектной деятельности, а также определить основные компетенции, необходимые для творческой самореализации студентов в живописном процессе.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретические аспекты живописной грамоты;

- выявить функции академической живописи в процессе формирования профессиональной компетентности дизайнеров;

- определить критерии оценки академической живописи в контексте профессиональной деятельности дизайнеров;

- обосновать методические пути живописной подготовки дизайнеров в системе высшего профессионального образования;

- определить педагогические условия, способствующие эффективному развитию живописной подготовки дизайнеров.

Методологическую основу исследования составили:

- фундаментальные философские положения о сущности художественного познания (В. С. Асмус, Е. С. Громов, А. И. Гризова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов и другие авторы);

• - психологические исследования, посвященные многогранным проблемам художественного восприятия (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и другие ученые);

- педагогические теории учебной деятельности как необходимого условия развития личности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, А. М. Матюш-кин, М. И. Махмудов и другие педагоги);

- базовые методические исследования по обучению студентов изобразительному искусству в высшей школе (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. В. Корешков, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов).

Методы исследования: решение поставленных задач и проверки исходной гипотезы потребовало использовать взаимодополняющий комплекс методов исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- целенаправленное наблюдение за ходом учебного процесса (опрос, анкетирование, беседа);

- диагностические методы (тестирование, обобщение полученных материалов);

- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперименты);

- анализ, обобщение и статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования: исследование выполнялось в три этапа на базе факультета искусств и дизайна Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Параллельные экспериментальные работы были организованы на базе института искусств Омского государственного педагогического университета.

На первом этапе (2005-2007) осуществлялось изучение и анализ теоретического материала по проблеме исследования, была изучена степень разработанности проблемы в теории и методике обучения в художественных и педагогических вузах.

На втором этапе (2007-2008) была сформулирована гипотеза исследования, определены задачи исследования, теоретически обоснована методика обучения.

На третьем этапе (2008-2012) осуществлялась экспериментальная работа по проверке основных положений исследования. Были обобщены и систематизированы результаты экспериментальной работы, обоснованы методические рекомендации. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения студентов ряда художественных факультетов педагогических и специальных вузов.

Научная новизна исследования:

- впервые в практике обучения академической живописи сформулированы специфические особенности формирования живописного видения у студентов-дизайнеров;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения живописи, основанная на принципах обобщения и стилизации цветовых взаимодействий воспринимаемых трехмерных объектов;

- обоснованы критерии и отдельные показатели оценки живописных компетенций дизайнеров;

- обоснованы педагогические условия, способствующие активизации процесса формирования живописной составляющей в становлении дизайнера.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании принципиально нового подхода к живописной подготовки дизайнеров, основанной на принципах стилизации живописной композиции в процессе обучения студентов академической живописи.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные научные результаты используются для совершенствования живописного образования студентов по специальности «Дизайн». Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных программ по живописи для студентов специальных вузов, а также в практике пропедевтической подготовки будущих дизайнеров в различных специализациях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, связанными с целостным подходом к решению поставленных проблем; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, в Омском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации были обсуждены на научно-практических конференциях по проблемам художественного образования в г. Алматы (2009), Омске (2007, 2009, 2010), Москве (2007), Нижневартовск (2010). Результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, отражены в докладах на научных конференциях, апробированы и внедрены в учебный процесс факультета искусств и дизайна Нижневартовского государственного гуманитарного университета и ряда других факультетов.

На защиту выносятся следующие положения:

- научно обоснованная, последовательная система заданий и упражнений, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов-дизайнеров, основанная на последовательном формировании гармоничного восприятия;

- методика обучения живописи, нацеленная на развитие профессиональных живописных умений в их последовательном техническом и художественном усложнении;

- педагогические условия, активизирующие формирование профессиональной компетентности дизайнеров;

- научно-теоретическое обоснование критериев и показателей уровня сформированности художественного обобщения и живописной стилизации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения диссертации, выводов, заключения и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИВОПИСНОЙ

ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

1.1. Цвет в формировании живописной грамоты

Обучение академической живописи в системе подготовки дизайнера требует теоретического и методического осмысления научных данных в контексте профессиональной направленности будущего специалиста.

Известно, что основными изобразительными и выразительными средствами живописи являются тон, цвет. Проблемами выявления сущности цвета и закономерностей воздействия его на человека занимались философы еще в античные времена. Например, знаменитый Платон представлял, что человеческий глаз обладает свойством излучать свет, который направляется на предмет. В свою очередь, от предмета также исходит свет, который направляется в глаз. Два этих противоположно направленных потока света взаимодействуют, что и «производит то чувство, которое мы называем зрением» [8]. Это представление о свете существовало до середины XVIII в.

Впервые научное исследование цвета было проведено Исааком Ньютоном в 1704 г. Целый ряд опытов с разложением белого света при помощи призмы, а потом смешения, сложения выборочно различных цветов позволил Ньютону доказать, что белый цвет получается в результате сложения голубого и оранжевого цветов. Смешение красного и зеленого цветов дают желтый цвет и т. д. Ньютон показал, что каждый цвет плавно переходит в соседний. Он выявил, что любой цвет можно получить, складывая соседние цвета с обеих сторон цветового круга. Например, чтобы получить оранжевый цвет, необходимо сложить красный цвет с желтым; синий цвет получается в результате сложения фиолетового и зеленого цветов. Ньютон впервые выяснил, что цвет - это свойство восприятия, имеющего психофизиологическую природу. Его выводы о том, что лучи сами по себе не имеют цвета (как, например, радиоволны или ультрафиолетовые излучения), послужили толчком к новым исследованиям.

Однако известно, что Ньютон, выявляя разность преломляемости лучей, использовал выкраски. Отраженный от выкраски цвет не может быть отождествлен со спектральным цветом, поскольку он имеет некоторую отражательную искусственность. Вместе с тем ученый вывел все законы оптического смешения цвета. В частности, установил, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурный цвет, которого в спектре нет. Для художников важен его вывод о том, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности [114].

Известно, что белый свет, проходя через стеклянную призму, разлагается на множество цветных лучей. Если на пути этих цветных лучей поставить белый экран, то на экране образуется спектр - разноцветная полоска, с одного конца вишнево-красная, с другого - фиолетово-синяя. Между крайними цветами спектра расположатся красные, красно-оранжевые, оранжевые, желто-оранжевые, желтые, желто-зеленые, зеленые, голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые. На сером или черном экране также можно наблюдать полный спектр, но только все цвета его будут более темными (особенно на черном экране).

.Отнесение цветов к теплым или холодным основано на том, что красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с цветом огня, солнечного света, накаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета соотносятся с цветом воды, воздушной дали, льда. Понятие о «теплоте» цвета, в известной мере, относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Теплые и холодные цвета играют большую роль в живописи. Их гармоничное взаимодействие в живописной композиции служит важнейшим показателем зрелости художника.

Теория психофизиологической природы цвета получила развитие сначала в трудах Т. Юнга, а затем Г. Гельмгольца, которые экспериментально доказали, что восприятие того или иного цвета зависит от максимальной чувствительности рецепторов к определенным цветам [157, 31]. Оказалось, что максимальная чувствительность имеется к определенным излучениям, объединяющимся в группу из

трех цветов. Кроме того, теория Юнга - Гельмгольца объясняла феномен «чистых» цветов, т. е. цветов, которые нельзя получить при помощи соединения, сложения каких-то других, а поэтому они не разлагаются. Например, оранжевый цвет можно получить, слагая красный и желтый, фиолетовый - красный и синий. Вместе с тем красный, и синий цвета не разлагаются на другие, поэтому они и называются «чистыми».

Гельмгольц рекомендовал живописцам брать каждое пятно картины во столько раз темнее природного цвета, во сколько раз освещенность картины меньше общей освещенности в изображаемом природном мотиве. Н. Н. Волков считает, что «картина, написанная по этому рецепту, будет лишена характерного для данного состояния общего тона, поскольку белила на холсте будут всегда объективно во столько же раз темнее освещенного белого в природе, во сколько раз освещенность холста меньше освещенности изображаемого куска природы» [25. С. 57-58].

Дальнейшие исследования немецкого физиолога Э. Геринга показали, что «чистые» цвета являются противоположными. Они были названы оппонентными. Так, красный и зеленый цвета не смешиваются; не бывает красновато-зеленого цвета, как, например, красновато-желтый или синевато-зеленый. Аналогично -синий и желтый цвета тоже не смешиваются. Геринг предположил, что существует такая же зависимость между черным и белым цветами. Так появилось представление, что в сетчатке имеются не красный, синий и зеленый рецепторы, а красно-зеленый, сине-желтый и бело-черный рецепторы. Однако последующие исследования выяснили, что этот механизм находится не в сетчатке, а в подкорковых образованиях. А в 1950-1960-х гг. выяснилось, что в коре мозга имеются системы клеток, анализирующие одни - воздействие света, другие - воздействие темноты. Эти клетки стали называть детекторами. Впоследствии были обнаружены детекторы не только ахроматические, но и хроматические. Эти две системы получают одинаковую информацию, но ахроматические (неоппонентные) пути обеспечивают восприятие яркости и светлоты, а хроматические (оппонентные) системы обеспечивают восприятие цветового тона [35].

Фактор воздействия цвета на эмоциональную сферу человека основательно исследовал и В. Гете в труде «Учение о цвете». В частности, он утверждал, что цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, побуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят и радуют. Всю палитру цветов он разделил по их воздействию на человека: на цвета, вызывающие радостные эмоции, и цвета, вызывающие грустные эмоции. Например, красный цвет должен нравиться энергичным, здоровым, грубым и диким людям, а также детям. Синий цвет вызывает нежное, но беспокойное и тоскливое чувство, с этим цветом связано ощущение холода. Фиолетовый цвет Гете считал вообще невыносимым, а пурпурный цвет, с его точки зрения, выражает серьезность и достоинство. Многочисленные наблюдения Гете за цветовыми контрастами позволили ему найти закономерности смены цветов в зависимости от контраста цветового тона, возникающего на сером или белом пятне, окруженном цветовым полем [34. С. 78].

В целом выводы Гете «о чувственно-нравственном действии цветов» субъективны и лишены научного обоснования, но вместе с тем они дают основу для их методического осмысления.

Исследования в области колористики, проведенные Г. Роршахом, выявили, что люди с подавленным настроением чаще реагируют на форму, чем на цвет, и наоборот - люди более эмоциональные, чувствительные предпочитают цвет форме. При выборе цвета люди, строго контролирующие свои эмоции, отдают предпочтение синему и зеленому, а люди раскованные, эмоционально бесконтрольные предпочитают красный и оранжевый цвета. М. Люшер (1923) создал цветовой тест, широко используемый в психологии, медицине, педагогике для изучения характера, направленности личности, профориентации, межличностных отношений и пр. [97, 98]. X. Фрилинг доказывал, что каждый цвет имеет «свою психологию», он раскрыл значение цвета в природе, интерьере, одежде, создал известные цветовые тесты [146].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Краснобородкин, Василий Петрович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон. - М.: Мир, 1982. - 187 с.

2. Аксенов, Ю. Г. Цвет и линия / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986. - 326 с.

3. Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 176 с.

4. Алпатов, М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк / М. В. Алпатов. - М.; Л.: Искусство, 1940. - 271 с.

5. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. - М.: Просвещение, 1968. — 335 с.

6. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. -М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В. Н. Самохина ; [общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова]. - М.; Архитектура-С, 2007.-392 е.: ил.

8. Асмус, В. Ф. Мыслители прошлого. Платон / В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1975.-220 с.

9. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. - М.: Искусство, 1970. -159 с.

10. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. -М.: Искусство, 1957. - 196 е.: ил.

11. Беда, Г. В. Живопись : учебник для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, изобразит, искусство и труд» / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1986.- 192 е.: ил.

12. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1989. -192 с.

13. Беда, Г. В. Цветовые отношения и колорит / Г. В. Беда. - Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1987. - 184 с.

14. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта / И. С. Болотина. - М.: Советский художник, 1989. - 192 с.

15. Боярышников, А. П. Основы композиции / А. П. Боярышников, И. В. Ля-мин. - М.: Трудрезервиздат, 1951. - 189 е.: ил.

16. Бусурина, Л. Ю. Социологический мониторинг внутривузовской системы качества / Л. Ю. Бусурина, Э. А. Зелетдинова // Материалы научно-практического семинара Минобразования РФ «Перспективы технологии оценки и мониторинга качества в образовании». - Владивосток: ДальГУ, 2003. - С. 213-216.

17. Ван Гог. Письма / Ван Гог; пер. с англ. В. Н. Самохина. - Л.; М.: Искусство, 1966. - 380 с.

18. Величковский, Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. - М.: Наука, 1973. - 148 с.

19. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венглер. - М.: Просвещение, 1967. - 363 с.

20. Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 191 с.

21. Визер, В. Система цвета в живописи : учебное пособие / В. Визер. — СПб.: Питер, 2004. - 192 с.: ил.

22. Виппер, Б. Р. Проблема развития натюрморта / Б. Виппер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.

23. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1965. - 120 с.

24. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1977.-263 с.

25. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1965. -321с.

26. Воробьев, Г. Г. Психология цвета для воспитателей детских садов / Г. Г. Воробьев, В. В. Налимов. - М.: Искусство, 1980.-185 с.

27. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Г. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

28. Выготский, JI. С. Психология искусства / Л. Г. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-480 с.

29. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. - 92 с.

30. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. - Л.: ЛГУ, 1974.-150 с.

31. Гельмгольц, Г. О восприятии вообще. / Г. Гельмгольц. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - С. 61-87.

32. Герман-Людвиг-Фердинанд Гельмгольц. - М.; Л.: Государственное технико-теоретическое изд-во, 1934. - 144 е.: ил.

33. Гете, И. В. Об искусстве / И. В. Гете. - М.: Искусство, 1975. - 623 с.

34. Гете, И. В. К учению о цвете // Избранные сочинения по естествознанию. - М.: АН СССР, 1957. - С. 300-340.

35. Геринг Э. Пространственное чувство и движение глаза / Э. Геринг. — т.З, Санкт-Петербург, 1887. - 395 с.

36. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М.: Издательский дом «Искусство», 2004. - 120 с. : ил.

37. Гончаров, А. Д. Теория композиции: учебное пособие / А. Д. Гончаров, А. С. Котляров. - М.: Моск. полиграф, ин-т, 1986. - 59 с.

38. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори. - М.: Прогресс, 1970. - 271 с.

39. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.

40. Даниэль, С. М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990.-224 с.

41. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать / А. А. Дейнека. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

42. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках / Э. Делакруа. - М.: Искусство, 1960. - 282 с.

43. Дидро, Д. Опыт живописи, мысли об искусстве : в 2 т. / Д. Дидро. -М.; Л.: Искусство, 1936. - Т. 2. - 235 с.

44. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты : в 2 т. / А. Дюрер. - Л.; М.: Искусство, 1957. - Т. 2. - 253 с.

45. Ермаш, Г. Л. Искусство как мышление / Г. Л. Ермаш. - М.: Искусство, 1982.-277 с.

46. Жегин, Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства) / Л. Ф. Жегин. - М.: Искусство, 1970. - 117 с.

47. Живопись: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. П. Бесчастнов [и др.]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 233 е.: ил.

48. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986.-159 е.: ил.

49. Запорожец, А. В. Актуальные проблемы возрастной психологии / А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.

50. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. -М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

51. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыма-нюк. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. - 216 с.

52. Зимняя, И. А. Психологическая схема смыслового восприятия / И. А. Зимняя. - М. // Смысловое восприятие речевого сообщения, 1976. - С. 26-33.

53. Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: учебное пособие / В. П. Зинченко. - Ростов на Дону: РГПИ, 1987. -68 с.

54. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. - М.: Изд-во МГУ, 1969.-106 с.

55. Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. -30 сентября, http://www.eidos.ru/iournal/2007/ (дата обращения: 15.11.2008).

56. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс. - М.: Наука, 1964.-342 с.

57. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 32 с.

58. Игнатьев, Е. И. Психология рисунка и живописи / Е. И. Игнатьев. -М.: Просвещение, 1954. - 254 с.

59. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

60. Измайлов, Ч. А. Психология цветового зрения / Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 210 с.

61. Иконников, А. В. Основы архитектурной композиции / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. - М.: Искусство, 1971. - 224 с.

62. Ильязова, М. Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов) : монография / М. Д. Ильязова. - Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.-228 с.

63. Иогансон, Б. В. Молодым художникам о живописи / Б. В. Иогансон. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. - 258 с.

64. Иогансон, Б. В. О живописи / Б. В. Иогансон. - М.: Искусство, 1955. -

32 с.

65. Иттен, И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухазе и другие школы / И. Иттен ; [пер. с нем. и предисл. J1. Монаховой]. - М.: Аронов, 2004. - 135 с.

66. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; [пер. с нем.; 2-е изд.; предисл. JI. Монаховой]. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 96 е.: ил.

67. Кандинский, В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т / В. В. Кандинский. - М.: Гилея, 2001. - Т. 1.-391 е.: ил.

68. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве (живопись) / В. В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 107с.

69. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. -СПб.: Азбука, 2001. - 560 е.: ил. 32.

70. Кардовский, Д. Н. Об искусстве / Д. Н. Кардовский. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 262 с.: ил.

71. Каспаржак, А. Г. Педагогическая гимназия: книга для учителя / А. Г. Каспаржак. - М.: Просвещение, 1992. - 110, [2] с.

72. Кибрик, Е. А. Работа и мысли художника / [предисл. В. Кеменова, О. Верейского ; послесл. И. Кибрика]. - М.: Искусство, 1984. - 255 с.

73. Киплик, Д. И. Техника живописи / Д. И. Киплик. - М.: Наука, 1950. -

504 с.

74. Киплик, Д. И. Техника живописи старых мастеров / Д. И. Киплик. -М.; Л.: Искусство, 1950. - 512 с.

75. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г. Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

76. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 1992.-87 с.

77. Ковалев, Ф. В. Золотое сечение в живописи / Ф. В. Ковалев. — Киев: Искусство, 1989.- 178 с.

78. Ковальчук, Н. А. Композиция. Художественные средства / Н. А. Ко-вальчук. - М.: Плакат, 1990. - 32 е.: ил.

79. Кончаловский, П. П. Художественное наследие / [вступ. статья А.Ф. Чегодаева]. - М.: Искусство, 1964 - 215 с.

80. Крамской, И. П. Об искусстве / И. П. Крамской; сост. и вступ. ст. Т. М. Коваленской. - М.: Академия художеств СССР, 1960. - 214 с.

81. Красилко, А. И. Психология обучения художественному творчеству / А. И Красилко. - М.: Ин-т практ. психологии, 1988. - 136 с.

82. Крымов, Н. П. Художник и педагог / Н. П. Крымов. - М.: Изобразительное искусство, 1989.-222 с.

83. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества / В. С. Кузин. -М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

84. Кузин, В. С. Рисунок, наброски и зарисовки / В. С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 228 с.

85. Кузин, В. С. Психология: учебник / В. С. Кузин. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: АГАР, 1999. - 304 е.: ил.

86. Левитан, И. И. Письма. Документы. Воспоминания / И. И. Левитан. -М.: Искусство, 1956. - 336 с.

87. Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Леонардо да Винчи. -Л.; М.: Академия, 1935. - Т. 1-2.

88. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 15-17.

89. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1975.-44 с.

90. Лернер, Г. И. Психология восприятия объемных форм / Г. И. Лернер. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 136 с.

91. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия : учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос. ун-тов / А. Д. Логвиненко. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 82 с.

92. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил.

93. Ломов, Б. Ф. Психология восприятия / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1989. -194 с.

94. Ломов, С. П. Живопись / С. П. Ломов. - М.: Агар, 1999. - 232 с. : ил.

95. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования / С. П. Ломов. -М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.- 103 с.

96. Лущев, А. В. Цвет и свет / А. В. Лущев. - Л.: Энергоатомиздат : Ленинград. отд-ние, 1989. - 256 с.: ил.

97. Люшер, М. Магия цвета / М. Люшер. - Харьков: Сфера, 1996. - 431 с.

98. Люшер, M. Цвет вашего характера / Сара Дороти. Тайны почерка / М. Люшер. - М.: Вече,: Персей,: ACT, 1996. - 394 с.

99. Максимов, В. В. Трансформация цвета при изменении освещения / В. В. Максимов; отв. ред. А. А. Вызов. - М.: Наука, 1984. - 161 е.: ил.

100. Мастера искусства об искусстве. - М.: Искусство, 1967. - Т. 4. - 750 с.

101. Мастера искусства об искусстве. - М.: Искусство, 1969. - Т. 5. Кн. 1. -

542 с.

102.Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

ЮЗ.Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

104. Медведев, Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. - Омск: Издательский дом «Наука», 2008. - 290 с. : ил.

105.Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета / Л. Г. Медведев. - СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», 2009. - 152 с.

106. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.

107.Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественного восприятия: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б. С. Мейлах; предисл. Б. Кедрова. -М.: Искусство, 1985. - 318 с.

108. Михайлов, А. М. Искусство акварели / А. М. Михайлов. - М.: Изобразительное искусство, 1995. - 200 е.: ил.

109.Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя / Н. М. Молева. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

ИО.Молева, Н. М. Чистяков - теоретик и педагог / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М.: АХ СССР, 1963. - 228 с.

111. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя / Б. М. Неменский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.-255 с.

112.Неменский, Б. М. Педагогика искусства. / Б. М. Неменский - М.: Просвещение, 2007. - 252 с.

ИЗ.Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н. П. Крымов. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.

114. Ньютон, И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / И. Ньютон. - М.: Наука, 1973. - 371 с.

115. Обухов, В. М. Натюрморт / В. М. Обухов. - М.: Галарт, 2002. - 215 с.

116. Павлинов, П. Я. Графическая грамота / П. Я. Павлинов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Учпедгиз, 1953. - 86 с.

117. Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов. -М.: Советский художник, 1966. - 104 е.: ил.

118.Панксенов, Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение / Г. И. Панксе-нов. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

119.Петров-Водкин, К. Письма. Статьи. Выступления. Документы / К. Петров-Водкин; отв. ред. Е. Н. Селизарова. - М.: Советский художник, 1991. -382 с.

120. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1972.-310 с.

121.Подласый, И. П. Педагогика: в 2 т. / И. П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - Т. 1. - 574 с. Т. 2. - 256 с.

122. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. JI. Г. Медведева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. Т. 1.-574 с. Т. 2.-256 с.

123.Психология ощущений и восприятия : хрестоматия по психологии. -М.: ЧеРо, 1999.-610 е.: ил.

124. Психология рисунка и живописи / под ред. Е. И. Игнатьева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 223 с.

125.Пучков, А. С. Методика работы над натюрмортом / А. С. Пучков, А. В. Триселев. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

126.Пэдхем, Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс. - М.: Мир, 1978.-255 с.

127.Раушенбах, Б. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. Рау-шенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.

128.Раушенбах, Б. Пространственные построения в живописи / Б. Раушен-бах. - М.: Наука, 1980. - 288 е.: ил.

129.Ременко, С. Д. Цвет и зрение / С. Д. Ременко; под ред. И. П. Молодян, Ф. И. Гыцу. - Кишинев: Картя Молдавеняска, 1982. - 160 с.

130. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия : учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / сост. Н. Н. Ростовцев [и др.]. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

131. Рок, И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок; пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980. - 312 с.

132. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок : учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -239 е.: ил.

133.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с. - Т. 2. - 328 с.

134.Руубер, Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. - Таллинн: Валгус, 1983. - 344 е.: ил.

135. Сапожников, А. П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников ; под ред. И. Ларионова. - Изд. 4-е. - М.: АЛЕВ-В, 2003. - 160 с.

136. Сергеев, А. Учебный натюрморт / А. Сергеев. - М.: Искусство, 1955. -48 е.: ил.

137. Смирнов, Г. Б. Живопись : учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Г. Б. Смирнов. - М.: Просвещение, 1975. - 143 е.: ил.

138.Советы мастеров: Живопись и графика. - Л.: Художник РСФСР, 1973. -366 с.

139. Степанова, Н. Э. Рисунок. Живопись. Композиция: учебное пособие / Н. Э. Степанова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 100 с.

140. Строгановская школа композиции. - М.: МГХПУ им. Строганова, 2005.-352 с.

141. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. - 210 с.

142.Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита / А. А. Унковский. -М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

143. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский. -М.: Книга, 1986.-240 с.

144. Фальк, Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Р. Р. Фальк. - М.: Советский художник, 1981. - 253 с.

145. Флоренский, П. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 333 с.

146.Фрилинг Г. Человек - цвет - пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. -М.: Стройиздат, 1972. - 177 с.

147.Хогарт, Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Б. Хогарт; пер. с англ. В. С. Матвеева. - Тула: Родничок, 2001. - 152 е.: ил.

148.Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: Вла-дос-Пресс, 2005. - 383 с.

149. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.

150.Шадриков, В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. -М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

151. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Л. А. Шипилина. - М.: Флинта: Наука, 2011 г. - 208 с.

152.Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Ши-шов, В. А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 284 с.

153. Шорохов, Е. В. Композиция : учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.-207 е.: ил.

154. Шорохов, Е. В. Основы композиции: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.

155. Шегаль, Г. Колорит в живописи / Г. Щегаль. - М.: Искусство, 1988 г. -75 е.: ил.

156. Щербаков, П. А. О константности цвета. Исследования по психологии восприятия / П. А. Щегаль. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. - 42 с.

157. Юнг, Т. О теории света и цветов / Т. Юнг // Классики физической науки. - М.: Наука, 1989. - 183 с.

158. Юон, К. Ф. О живописи / К. Ф. Юон. - М.: Искусство, 1987. - 257 с.

159. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

160. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964. - 85 с.

161. Яшухин, А. П. Живопись : учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 203 «Преподавание черчения и изобразит, искусства» / А. П. Яшухин. -М.: Просвещение, 1985.-288 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.