Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич

  • Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 176
Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич. Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2014. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя музыки как социально-педагогическая проблема

1.1.Вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в педагогической и смежных науках

1.2. Факторы и особенности формирования этнокультурной компетентности будущих учителей музыки

Выводы по первой главе

Глава 2. Социально-педагогические механизмы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки (результаты опытно-экспериментальной работы)

2.1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы на основе использования этнопедагогического материала, с ориентацией на формирование этнокультуры обучающихся

2.2. Принципы отбора образовательных программ и учебного репертуара при формировании этнокультурной компетентности Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

17

17

57

89

119

150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки»

Введение

Актуальпость темы дпссертациоипого исследования.

Вопросы формирования этнокультурной компетентности в системе образования приобретают особую актуальность. Особенно важным они являются для будущего учителя музыки — носителя и преемника культурных ценностей от одного поколения к другому.

Приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом этнического самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, к сохранению этнической культуры, возрождением музыкального народного творчества, традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п. И это вполне объяснимо.Наряду с этим, опыт XX века убеждает в том, что недостаточное внимание к этнокультурным проблемам чревато необратимыми последствиями для человечества. В Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) сказано, что «прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования».

В этой связи в современных условиях возрастает роль учителя как носителя ценностей культуры и передачи их подрастающему поколению, которая, имея в качестве цели развития личности синтез всех богатств человеческой культуры, работает на будущее. От уровня его подготовки, навыков, умения владеть искусством воспитания, от самого его облика, характера, поведения зависит успех формирования человеческой личности. Решающая роль принадлежит ему в общественно-политической и духовной жизни, ибо влияние учителя выходит за пределы школы. Следовательно, формирование этнокультурной компетентности учителя, основанных на

3

знаниях, опыте, ценностях национальной и общечеловеческой культуре, его активной позиции в обществе и государстве приобретает актуальность и особую значимость.

От этнокультурной компетенции учителя в большей мере зависит его социальный престиж в обществе, ибо он, как и вся интеллигенция страны -это луч общества, духовный лидер всей страны, образец и пример для подражания, который верен своему народу и близок ему.

О важности и актуальности формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в вузовской среде в целом, и в музыкально-педагогических факультетах, в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», государственные стандарты в области музыкального образования и др., где определены основное назначение и функции учителей, их воспитательная этнопедагогическая роль. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи использования в образовательно-воспитательной деятельности этнических и общечеловеческих ценностей, в частности культурных традиций, для самореализации будущего учителя, развития её духовно-творческих потенций.Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью совершенствования готовности будущего учителя музыки формировать у учащихся этнической культуры путем использования народного художественного творчества.

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в республике привела к определенным изменениям в системе музыкального образования:

- в условиях независимости республик и приобретения суверенитета повысилась роль этой системы в формировании национального самосознания и этнокультуры подрастающего поколения;

- появились новые направления деятельности, новые структурные подразделения, новые формы взаимодействия учреждений в условиях полиэтничности и моноэтничности образовательной среды;

- обогатилось этнопедагогическое содержание, и обновились формы организации деятельности учителя музыки по развитию этнокультуры, эстетического воспитания и творческой активности детей и т.д.

В результате актуализировалась проблема осмысления, обогащения и использования всей совокупности условий, которыми располагает система музыкального образования, передачи и использовании её в формировании студентов творческого вуза. Другими словами, в центре внимания оказались вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста и возможность её воспитания средствами и методами музыкально-образовательной деятельности.

Однако эти возможности в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя музыки используются явно недостаточно.

В связи с этим, в сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формировании этнокультурной компетентности будущего учителя путем использования возможностей вуза, выявить причины того, почему еще не в полной мере используется народная художественная культура в преподавании музыки в школе, почему музыкально-педагогические факультеты недостаточно уделяют внимание этнопедагогическому материалу в содержании подготовке будущего учителя.

И еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодня республика столкнулась с проблемой всеобщего охвата девушек, общим средним образованием. Снизилось их количество в общеобразовательных

школах, в особенности, в 10 и 11 классах. Низка их эстетическая и этнокультурная активность. Некоторые школы не в состоянии удовлетворить разнообразные духовные потребности девушек, представить им разнообразную палитру национальных музыкальных кружков и объединений по интересам, развивать их социально-культурную активность с учетом национальной среды и т.д.

В этой связи компетентность учителя, формирование у него его этнической культуры в условиях общеобразовательной школы приобретает особую важность.

Противоречия, существующие в республике, требуют пристального изучения системы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному воспитанию детей в духе национального наследия, использования в этом процессе этнокультурных традиций; определения концепции развития музыкального этнокультурного образования на современном этапе; исследования роли учителя музыки в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей и подростков на основе обогащения учебно-воспитательного процесса; предотвращения ведомственной ограниченности в организации воспитательной работы, направленной на формирование у студентов — будущих учителей этнокультуры.

Степень разработанности проблемы. Вопросы воспитания будущего учителя в духе национально-культурных и этнокультурных традиций отражены в трудах ученых-педагогов, психологов, культурологов Республики Таджикистан. Так, культурологический подход на основе национальных традиций как способ модернизации системы музыкального образования исследован в докторской диссертации М.Р.Юлдашевой. Ценным для нашего исследования явилось исследование М.А. Набиевой, в котором изучены степень воздействия и воспитательные аспекты использования таджикской народной музыки в

системе музыкально-педагогического образования. В диссертационных работах Б.Хайруллоева и З.Назаровой исследованы некоторые аспекты музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане, педагогические аспекты подготовки учителей музыки в специальных музыкальных школах, их готовности к эстетическому воспитанию детей.

В работах Ф.Мирахмедова, М.Турсуновой изучены и исследованы вопросы этнокультуры и роль социально-культурной деятельности в её формировании. Однако, вопросы компетентности будущего учителя в их работах не нашли достаточного освещения.

Вопросы этнокультурной компетенции учителей

общеобразовательных школ оказались в центре внимания таджикских ученых-педагогов С.Алиева, М.А. Арипова, С.Ш. Базаровой, И.Х. Каримовой, Б.К. Кодирова, К.Б. Кодирова, М.Л. Лутфуллоева, Б. Маджидовой, Ш.М. Рузиева, Х.Р. Шомуродова, Р.Юсуфбекова и др. Этнопедагогические и этнокультурологические аспекты исследования разработаны Д.Латиповьтм, А.Нуровым, Б.Рахимовым, С.Сулаймони и др. учеными. Несомненный интерес представляют исследования Джалиловой Дж., Закировой З.С., Р. Изаттулоева, Мирзоева М., в которых рассматриваются различные педагогические аспекты этнокультурной деятельности.

В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных учебных заведениях привела к обращению традиционных методик. Это обусловлено тем, что традиционная методика устод - шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы доктора искусствоведения Фарогат Азизи.

Анализ других диссертационных исследований, посвященных подготовке будущего учителя, свидетельствует о пристальном внимании к данной проблеме, развитию наиболее важных общекультурных и

профессиональных компетенций.

Таким образом, степень разработанности проблемы показала, что в исследованиях ученых республики изучены и дан анализ основных этапов становления и развития музыкального образования в республике; обобщен опыт работы учителей музыки в этом направлении; предприняты попытки исследования формирования этнокультуры детей, подростков и студентов. Однако, исследований относительно теоретических вопросов формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки, не проводилось. За пределами научного анализа остались вопросы использования музыкального народного творчества таджиков в системе подготовки будущего учителя музыки для общеобразовательных школ на музыкально-педагогических факультетах и отделениях педагогических и творческих вузов.

Проблема исследования заключается в недостаточном изучении вопросов этнокультурных знаний, умений и навыков будущего учителя музыки, глубоком противоречии между объективной возможностью будущего учителя в формировании у учащихся этнокультуры посредством использования этнопедагогического материала (музыкального народного творчества), а также не использованием его в достаточной мере в практике учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных школ. Это и определило целесообразность и актуальность выбора темы диссертационного исследования -«Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учптеля музыкп».

Объектом исследования явплпсь педагогические и творческие вузы Таджикистана, их музыкально-педагогические факультеты и отделения, формирующие этнокультурную компетентность будущего учителя музыки.

Предметом псследоваппя стал педагогический процесс формирования этнокультурной компетенции будущего учителя музыки.

Цель исследования - теоретическая обоснованность и экспериментальная проверка модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования: исходит из того, что подготовка будущего учителя музыки к процессу формирования у учащихся этнокультуры будет успешно реализована, если :

— процесс формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки опирается на этнокультурно-ориентированные уроки и внеаудиторные занятия, разнообразные виды народного музыкального творчества;

— будут учтены педагогические факторы и особенности системы музыкального образования и использован этнопедагогический материал;

— четко определены границы использования воспитательного потенциала музыкального народного творчества;

— если учебный репертуар творческих коллективов направлен на преодоление национальной ограниченности студентов и способствует утверждению межэтнического единства.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи:

-выявить наиболее актуальные проблемы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки на современном этапе развития образования Таджикистана;

определить степень научной разработанности проблемы формирования этнокультурной компетентности учителей;

выявить факторы и особенности системы музыкального образования и её роль в формировании этнокультуры у будущего учителя музыки;

— выделить условия формирования готовности будущего учителя музыки к процессу формирования этнокультуры с целью этнопедагогической ориентации учащихся;

разработать педагогическую модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки и эффективные пути её реализации.

Методологической основой исследования явились философские концепции об этносе, этнических отношениях, этнокультуре и культуре этноса; педагогическое наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области этнокультурной компетентности, этнокультурного образования; роли этнических ценностей и общечеловеческих принципов в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя, урегулировании межэтнических отношений среди учащейся молодёжи.

Ценными стали выдвинутые положения национальной концепции образования и воспитания в суверенном государстве, учитывающие этническое многообразие культур и национально-культурные традиции.

Нами также изучен передовой опыт работы педагогов музыки в вузах и общеобразовательных школах республики, который обобщен в методических публикациях, учебно-методических материалах и нормативных документах Минобразования и науки Республики Таджикистан, а также положения музыкальной педагогики о том, что музыкальное воспитание и обучение проходят более эффективно на доступном, знакомом материале.

Методы псследоваппя: анализ философской, социологической, педагогической, этнологической, этнокультурологической литературы, которая посвящена вопросам этноса, формированию этнического самосознания; изучение и обобщение передового опыта учителей музыки школ; беседы, наблюдения, опросы с опытными педагогами музыки; анализ документов учебной и производственной практики базовых школ; педагогический эксперимент и др.

Организация п осповпые этапы псследоваппя. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2005-2007 гг.) изучалась философско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования этнокультурной компетентности педагога; обобщался опыт преподавания музыки в средних общеобразовательных школах; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007-2010 гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме; анализировались содержание учебных программ и репертуара, планов художественных кружков, пособий, методических материалов, качество проведения практических и других занятий по музыке; апробировались традиционные и инновационные формы и методы музыкального воспитания в базовых школах во время прохождения практики; выявлялось эффективное развитие музыкальных способностей с использованием специфических особенностей таджикской народной музыки. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора, являющегося зав. кафедрой и деканом музыкально-педагогического факультета ТГИИ им. М.Турсунзаде. Проводились сравнительные срезы по анкетам.

На третьем этапе (2010-2014 гг.) обобщались результаты исследования на музыкально-педагогических факультетах и отделениях, базовых общеобразовательных школах республики; внедрялась система учебно-воспитательной работы, основанная на использовании музыкального народного творчества; внедрялись музыкально-педагогические программы, предполагающие формирование у студентов специальных знаний этновоспитания школьников средствами эмоционального восприятия музыкальной культуры народа. На этом этапе исследования была внедрена «Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки», которая требовала перехода на содержание профессионального

образования с учетом своеобразия ладового, композиционного, ритмического и мелодического построения таджикской народной музыки.

Итоги опытно-экспериментальной работы показали эффективность педагогической модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал. Она взята на вооружение другими учителями.

Базами исследования были избраны педагогические вузы Таджикистана, их музыкально-педагогические факультеты и отделения, Таджикский государственный институт искусств им. М.Турсунзаде, общеобразовательные школы г. Душанбе №№38,56, 58, гимназия №1 г. Вахдат и школа №41 Варзобского района.

Научная новизна исследования заключается в:

- теоретическом обосновании концепции и модели музыкального образования в современных условиях Республики Таджикистан с учетом этнического компонента в подготовке будущих учителей музыки в условиях единого образовательного пространства, её роли в системе формирования этнокультуры учащихся школ. Педагогические особенности этой системы проявляются в широком использовании этнопедагогического материала (таджикского народно-песенного творчества в синтезе с современными музыкальными произведениями зарубежных и отечественных композиторов), воспитании эстетического чувства и проявлении активности в социально-культурном процессе гражданского общества;

- раскрытии принципов отбора учебных программ и музыкального репертуара студентов с учетом специфики организации учебно-воспитательной деятельности в студенческих группах разного уровня подготовки, которые должны формироваться на основе национально-культурных традиций, этнического состава;

обосновании методики формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки в зависимости от особенностей сложившихся в регионах республики различных типов общеобразовательных школ; раскрытии специфики формирования основ этнокультуры у будущего учителя , ориентированной на: использование таджикского народного музыкального творчества, воздействующего на формирование национальной идентичности; воспитание глубокого чувства патриотизма и любви к Родине; приобщение студентов к общечеловеческим ценностям и развитию культуры межнационального общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теории формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки за счёт обогащения её структуры этнокультурным содержанием; теоретическом обосновании концепции и описании программы педагогической модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал. Разработанная модель позволяет общеобразовательным школам успешно формировать у школьников основы этнокультуры в процессе этнокультурно-ориентированных уроков и внеурочных занятий. Исследование в значительной мере может обогатить Национальную концепцию образования и воспитания в Республике Таджикистан и Программы развития педагогических вузов страны.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: -обоснована педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал в условиях суверенного Таджикистана;

-раскрыты педагогические условия успешного функционирования модели в нынешних условиях педагогических и творческих вузов, их музыкально-педагогических факультетов.

Разработанная в процессе педагогического эксперимента модель позволит учителю музыки дополнить и обогатить учебно-воспитательную работу и школьный репертуар по музыкальному просвещению на основе народного музыкального творчества;

составлены учебно-методические пособия по методике музыкального воспитания будущего учителя с целью формирования у учащихся ориентации на этнопедагогический материал;

- подготовлена и внедрена учебная программа спецкурса «Основы этнокультурной подготовки будущего учителя музыки» с учетом этнического многообразия и музыкальных произведений всех регионов республики.

Материалы исследования и разработанные автором научно-методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности республиканского и областных институтов повышения квалификации, а также в деле совершенствования формирования этнокультуры у будущего учителя и среди детей и подростков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция музыкального образования учащихся в современных условиях Республики Таджикистан и её роль в системе формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки, опирающаяся на:

— педагогические факторы и особенности этой системы, проявляющиеся в широком использовании этнопедагогического материала (музыкального народного творчества), произведений, воспитывающих эстетические чувства и убеждения, патриотизм, общенациональное единство и проявление социально-культурной активности;

— интеграции в учебном репертуаре этнических ценностей и

общечеловеческих принципов, широком использовании народного

музыкального творчества, где средствами этнокультурной деятельности

14

формируется круг общения на основе общих интересов и общих духовных ценностей.

2. Система профессиональной музыкально-педагогической деятельности будущего учителя музыки, формирующая у учащихся этнокультуру на этнокультурно-ориентированных уроках и внеаудиторных занятиях, предусматривает:

творческое использование этнопедагогического материала (народного музыкального песенного творчества) с целью ориентации учащихся на народную художественную культуру и творчество, сочетание традиционных (метод устод-шогирд) и инновационных форм и методов музыкального воспитания: фестивали, концерты, национальные праздники музыки, ритуалы, обряды и т.д.;

- организацию студенческих творческих объединений, развивающих и стимулирующих процесс этнокультурного и творческого развития студентов;

- педагогическое сотрудничество вузов, семей, общественности и культурно-досуговых учреждений для детей.

3. Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки обусловлена этнопедагогическими особенностями Республики Таджикистан.

Достоверность п обоснованность результатов исследования достигнуты целостным подходом к проблеме, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, широтой и анализом условий опытно-экспериментальной работы, адекватностью их задачам научного поиска, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, а также личным участием автора как декана музыкально-педагогического факультета, заведующего и доцента кафедры музыкального воспитания ТГИИ им.М.Турсунзаде в получении научных результатов.

Апробация п впедреппе результатов исследования осуществлялись:

- на республиканской и международных научно-теоретических и практических конференция по проблемам формирования этнической культуры и воспитания молодёжи в Минобразовании и науки Республики Таджикистан;

- на конференциях, прошедших в Таджикском государственном институте искусств им. М.Турсунзаде (2000-2014 г.);

- в оказании методической и практической помощи базовым общеобразовательным школам республики: в разработке этнопедагогического учебного репертуара, программ и сценариев, составлении перспективных и текущих планов воспитательной работы общеобразовательных школ по музыкально-эстетическому воспитанию И т.д.

- во внедрении в учебный процесс Таджикского государственного института искусств им.М.Турсунзаде предмета «Таджикское народное художественное творчество».

Основные результаты исследования отражены в 10 научных статьях, 3-х учебно-методических пособиях, в лекциях, докладах и беседах, проводимых со студентами и учителями музыки республики как специалистами в области музыкального воспитания.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя музыки как социально-педагогическая проблема

1.1. Вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки в педагогической и смежных науках

Проблема формирования этнической культуры учащейся молодежи относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания как философия, культурология, история, социология, социальная психология, политология, этнология и т.д.

Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, на уникальные и неповторимые достижения культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, геополитическую специфику, на достижения в различных областях духовной жизни. Об этом свидетельствует и опыт развития Республики Таджикистан.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулатипов, Р.Г. Мой таджикский народ [Текст]. - М., 2011. - 271 с.

2.Абдулатипов, Р.Г. Человек. Нация. Общество [Текст]. - М.: Политиздат, 1991.- 224 с.

3.Абдурахман, Джами. Трактат о музыке [Текст]. - Ташкент, 1960. -283 с.

4. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 5.- С.20-27.

5. Алиев, Ю.Б. Подросток - музыка — школа [Текст] Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975. - 310 с.

6. Аминов, H.A. Диагностика педагогических способностей [Текст]. -М.:Воронеж, 1997.-290 с.

7.Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-190 с.

8.Ананьев, Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика [Текст] //Вопросы психологии. - 1968. - № 6. - С.21-23.

9.Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]. -М., 1983.-220 с.

10. Апраксина, O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе [Текст]: Автореф // дисс.... док-рапед. наук. - М., 1971. — 22 с.

П.Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.

12.Арзамасцева, Н.Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в ВУЗе [Текст]. Дисс.канд.пед.наук. -М., 2000.- 180 с.

13.Арипов, М.А. (Орифи), История педагогической мысли таджикского народа [Текст]. - Душанбе, 1962. -Ч. 1.-2. 65 с.

14.Афанасьева А. Б.Метаметодика и её реализация при освоении школьниками этнокультуры //Народное творчество в эстетическом развитии ребенка. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Сост. Т.А.Барышева, В.А.Шекалов. - Ростов н/Д.: 2004.- С. 23-43.

15.Ахмадов, М.С. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию творческой ориентации учащихся в условиях осуществления межпредметных связей [Текст]. Автореф. дисс.... канд. пед. наук Душанбе, 2012. - 22 с.

16.Ахмерова Н.М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом [Текст]:Дисс....док.пед.наук—М.,2004. -270 с.

17.Ашуралиев, М. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях таджикской народной педагогики. (Тарбиятимаънавиюахлокиимактабиён дар суннатхоипедагогииимардумиточик) [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 2007. -230 с.

18.Айматов, Ч. Антология педагогической мысли Киргизской ССР [Текст].-М., 1988.- 199 с.

19.Бартольд, В.К. Культура мусульманства. Соч.: Т. 6. [Текст]. - М.: Прогресс, 1966.-С. 203.

20.Белая, Н.Л. Проблема качества образования в условиях реформы школы [Текст] // Стандарты и качество. - 2000. - № 4. - С. 20-21.

21.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]. - М.: Просвещение, 1995. - 286 с.

22.Богусловский, М.В. Формирование концепции содержания общего среднего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 1994. - 86 с.

23. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

24.Бондаревская, Е.ВКультурологическая концепция личностно-ориентированного образования [Текст]. - М., 2001. - 128 с.

25.Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания[Текст]//Педагогика.-1995.- №4.-С-29-36.

26.Бондырева, С.К.Толерантность (введение в проблему) [Текст]. - М., Воронеж, 2003.- 204 с.

27.Бондырева, С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст].- М.: Воронеж,2003.- 368с.

28.Боронаев, А.О., Павленко, В.Н. Этническая психология [Текст]. -СПб.,1994.-386 с.

29.Бромлей, Ю.В. Опыт типологизации этнических сущностей [Текст] // Сов.этнография. - 1972. - № 5. - С. 61-81.

30.Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса [Текст].- М.: Наука, 1983. -412 с.

31.Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография [Текст]. - М.: Наука, 1973.

32.Васильцова, З.П. Мудрые заповеды народной педагогики [Текст].- М., 1983.- 168 с.

33.Волков, Г.Н. Мы обозначены единым словом человек [Текст]. - М., 2004.- 135 с.

34.Волков Г.Н. Основные пути развития национальной школы и её современные проблемы //Проблемы двуязычия в национальной школе. -Ижевск: Удмуртия. 1989. - С.33-34.

35. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы [Текст]. - М.,2003.- 330 с.

36. Волков, Г.Н. Этнопедагогика - педагогика национального спасения [Текст]. - Элиста,2001.- 265 с.

37.Волков, Г.Н. Этнопедагогика[Гекст]. - Чебоксары, 1974.-Ч.2.- 376 с.

38.Волков, Г.Н. Чувашская народная педагогика [Текст].- Чебоксары, 1959.-138 с.

39.Волков, Г.Н. Этническая педагогика: Программа спецкурса [Текст]. -М., 1998.-89 с.

40. Визго, Т.С. Рашидова, А. О. О музыкально - теоретическом наследии народов Средней Азии [Текст]. - Ташкент: ОНУ, 1962.- №3.

41.Гайнудин, Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость [Текст]. - М., 1990. -212 с.

42. Гафуров, Б.Г. Таджики. В 2-х томах [Текст]. - Душанбе: Ирфон,1998.-370 с.

43.Гашимов, А.Ш. Азербайджанская народная педагогика [Текст]. -Баку, 1970.-268 с.

44. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст]. - М.: Современник, 1998. - 608 с.

45. Государственный образовательный стандарт по музыкальному образованию.- М., 2005. - 23 с.

46.Государственная программа подготовки педагогических кадров на 2005-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РТ от 1 ноября 2004 года № 425 [Текст]. - Душанбе, 2005.

47.Гумилев, Л.Н. Этногенез и этносфера земли [Текст] // Природа. -1970. - № 1.

48.Дадабаева. 3. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан [Гекст]:Автореф. дисс. д-ра политических наук-Душаибе, 2002.-41 с

49Дробижева, Л.М. Духовная общность народов СССР (Историко-социологический очерк межнациональных отношений) [Текст]. М., 1981.-265 с.

50.Дробижева, Л.М. Этнические аспекты изучения социальной дифференциации [Текст] //Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. - М.,Акас1е1ша. - 2002. - С.З -12.

51. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления [Текст]. -М.,1990.-298 с.

52. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» [Текст] // Народная газета. -2013.- 31 июля.

53.3арбекова, Н.М. Подготовка будущих учителей к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся [Текст]:Автореф. дисс.... канд. пед.наук- Душанбе, 2010. - 26 с.

54.3имняя И.А. Педагогическая психология [Текст]. - Р-н-Д, 1997. - 480 с. 55.3унун, А. Мудрецы и воспитание [Текст]. - Ташкент, 1982. - 163 с.

56. Исаев, С. Народные традиции и опыт трудового воспитания в таджикской семье [Текст]. - Душанбе, 1974. - 297 с.

57. Каган М.С. Человеческая деятельность. [Текст]. - М., 1997

58.Кайсарова, A.B. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: [Текст]: Автореф. дисс.... канд.пед.наук - Чебоксары,2008. - 14 с.

59. Кириллова, О.В. Возрастная периодизация и развитие личности [Текст]. - М., 2002. - 184 с.

60. Кириллова, P.C. Просвещение и религия // Народное образование. -1994.-№1 .-С. 1-9.

61. Кириллова, Т.В. Теоретико-методологические основы формирования учащихся целостной системы знаний естественнонаучных дисциплин [Текст]: Дис.докт. пед. наук - М., 2002. - 351 с.

62. Кириллова, Т.В. Теория и практика формирования целостной системы знаний учащихся [Текст]. - М., 2001. - 374 с.

63. Ковалевская, Ж.В. Проблема моделирования менталитета: методологический аспект [Текст]. - Донецк, 1991. - С. 17-30.

64.Кодиров, Б. Прогрессивные педагогические традиции в узбекском народном эпосе и их роль в патриотическом воспитании учащихся [Текст]. - Ташкент.1979.- 215 с.

65. Козлов, В.И. О понятии этнической общности [Текст] // Сов. Этнография. - 1987.- №2.- с 73.

66. Кондрашова, JI.B. Образование как фактор формирования национально-культурной идентичности личности [Текст] //Известия Международной Славянской академии образования им. Я.А.Коменского.-2004.- №2.- С. 108-115.

67. Концепция национальной школы [Текст] (Консепсиямактабимиллииточик [Матн]). — Душанбе, 1995.- 31 с.

68. Коран: [Текст] Перевод АбдулхамухамадиОяти. - Техрон.1999. -1178 с.

69. Крупская, Н.К. Избранные педагогические сочинения [Текст].-М.,1959.- Т.2. - 403 с.

73.Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]. - М., 2000. - 293с.

70.Кубанцева, Е.А. Как воспитывать нравственное поведение [Текст]. -М., 1986.- 118 с.

71.Кудаков Ю.Д. Душа находится в песне вдохновенье [Текст]: - JI.-M.: Сов. Композитор, 1975. -213 с.

76.КукушкинB.C. Этнопедагогика[Гекст]: Учеб. //Пособие. - М., 2002.- 193с.

72. Кукушкин, В.С, Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст]. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 448 с.

73.Кушякбаев, Н. Проблемы изучения народной педагогики в Казахстане [Текст]. - Орджоникидзе, 1971. - 299 с.

74.Кыдыралиев, К. Проблема воспитания в киргизских сказках [Текст]. - Фрунзе, 1979. - 197 с.

75.Латыпов, Д.Н. Этнокультурное образование и национальное единство. [Текст]. - Душанбе, 2011. - 316 с.

76.Лутфуллоев, М. Возрождение народной педагогики. (Эхёипедагогикаиачам) [Текст]. - Душанбе: Маориф 1997. -312 с.

77. Малиновский, И.В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования ( на материале Тюменской обл.) [Текст]: Автореф. дисс.... канд.пед.наук. - Тюмень, 2004 - 22 с.

78. Махмудов, Ш.К. Педагогические условия подготовки будущих учителей к правовому образованию и воспитанию учащихся (на материалах педагогических вузов Республики Таджикистан) [Текст]: Автореф. дисс.... канд.пед.наук. - Душанбе, 2009- 25 с.

79.Мирзоев, Ш.А. Народная педагогика Дагестана [Текст]. - Махачкала, 1986.-293 с.

80.Миртурсунов, З.Узбекская народная педагогика [Текст]. - Ташкент, 1973.-268 с.

81.Модорова, В.В. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг.ХХ в начало XXI в). Дисс. канд.пед.наук [Текст]. -Горно-Алтайск. - 2003.- 168 с.

82.Морева, H.A. Основы педагогического мастерства [Текст]. - М., 2006.320 с.

83.Морева, H.A. Основы педагогического мастерства. Практикум. - М., -2006.- 192 с.

84. Набиева М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования [Текст]: Автреф. дисс .... канд. пед. наук. - Душанбе, 1994.-24 с.

95.Нарзуллоев, Б. X. Формирование этнокультурной компетентности учителя музыки. (Ташаккулифархднгиэтникииомузгоримусикй) [Текст] //Оламихунар. - 2011. - С.22-24.

86.Нездемковская, Г.В. Этапы становления и особенности развития этнопедагогики [Текст] //Педагогика.- 2008.- № 5.- С.20-27.

87. Нестеренко, О.П.Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации [Текст]: Автреф. дисс .... канд. пед. наук. М., 2010. - 18 с.

88.Нуров, А. Национальные и общечеловеческие ценности: истоки возникновения, развития и их роль воспитании личности [Текст]. (Арзишхоимиллиюумумибашари,

заминахоипайдотп,инкишофванакшионхо дар тарбияиинсон[Матн]. -Душанбе: Ирфон, 2003. - 212 с.

89.Нуров, А. Роль духовных ценностей в воспитании младших школьников [Текст] (Накшиарзишхоимаънавй дар тарбияимактабиёнихурдсол:[Матн]. - Душанбе: Матбуот, 2002. - 268 с.

90.Нуров, А. Рахимов, X. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] (Методикаикорхоитарбиявй дар синфх,оиибтидой, [Матн]. -Душанбе, 2005.-128 с.

91.Нуров, А. Рахимов, X. Педагогика. [Текст]. - Душанбе: Хумо, 2007. -С.216

92.Носир, ХисроуСаодатнома. - Душанбе , 1999.-211 с.

98. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древних времен и до конца XVII в. [Текст]. - М: Педагогика, 1980.-480 с. 93,Оширбаев, И. Идеи нравственного воспитания в эпосе Манас[Текст].-ФрунзеД971. -168 с.

94.Падолка, Т.Н. Советская энциклопедия [Текст]. / Ред. Кирова т.4. - М., 1967- 700 с.

95. Педагогика межнационального общения /Под ред. Д. И. Латышиной [Текст]. — М., 2004 - 320 с.

96.Платонов, Ю.П. Этническая психология [Текст] — СПб: Речь, 2001. — 320 с.

97. Программа развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы / Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 августа 1998, № 646 ПП

98.Прокошенкова, Л.П. Исторические корни и современные проблемы национального воспитания [Текст]. - М., 1999. - 112 с.

99.Прокошенкова, Л.П. Современное национальное воспитание: исторические корни и перспективы [Текст]. - М.: Вуз и шк., 2002. —136 с. ЮО.Раджабов, А. Из истории таджикиской музыкальной культуры / V- VIIbb [Текст]: Автореф. дисс.... - Душанбе, 1982.- 21 с.

170

101. Расулов, Д. Педагогические взгляды в КабуснамеУнсурулмаолиКайковуса. [Текст]. (А^идах,оипедагогй дар КобусномаиУнсурулмаолиКайковус[Матн]). - Душанбе, 1994. - 153 с.

102. Рахимов, Б.Р. Некоторые важные вопросы воспитания в произведениях классиков таджикской литературы и устном народном творчестве. [Текст]. (Баъземасъалахоимухимитарбияви дар асархоиклассикониадабиётиточикваэчодиётидахонакиихалк [Матн]. -Сталинобод, 1958. - 210 с.

103. Рахимов, Б.Р. A.C. Макаренко об обучении и воспитании [Текст]. А.С.Макаренко дар бораитаълимутарбия[Матн].- Душанбе: Маориф,1991. -159 с.

104. Рахимов, Б.Р. Воспитание навыков и умений культурного поведения у детей младшего школьного возраста в семье. (Текст]. Тарбиянамуданималакаваодатхоирафторимадани дар бачагони сини хурдимактаби дар оила [Матн]. - Душанбе 1962. - 260 с.

105. Рахмонов, Э.Ш. Просвещение и духовность - основа воспитания личности. [Текст]. Маърифатвамаънавиятчавхарихакикииинсонаст[Матн] //Садоимардум,-2005.- 15 октябр.

106. Рахмонов, Э.Ш. Урегулирование торжеств и обрядов - требование времени. [Текст]. Танзимирасмуоинхо - талаботизамон: Суханрони дар мачлисиумумичумхуриявидоир ба танзимирасмуоинхоихалки. 7иголи 1999 [Матн]. - Душанбе: Шарки озод, 1999.

107. Рахмонов, Э.Ш. Таджики в зеркале мировой истории. [Текст]. Точикон дар оинаитаърих[Матн]. - Душанбе: Ирфон, 1996. - 220 с. Ю8.Саади. Избранное. [Текст]. - Душанбе, 1954. - 221 с.

109. Саади Ширази. Куллиёт. (Сочинения) [Текст]. - Душанбе, 1971.-276 с.

ПО.Сагадаев, А.Б. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья. Человек как философская проблема. Восток-Запад [Текст]. - М., 1991.-298 с.

Ш.Сангинова Э., Педагогические взгляды АбдурахмонаДжами [Текст]: -Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Душанбе, 1971. - 22 с.

112.Садриддин Айни. Избранные сочинения в 6 томах.- Спб., 1971-75.

113.Саидх,омидов, С.С. Некоторые вопросы совершенствования уроков музыки (Баъземасоилибехдоштидарсхоимусикй) [Текст] // Маърифат. -№6.- 1991.-42 с.

114.Саидх,омидов С.С. К истороиитаджикиской народной музыки [Текст]. -М., 1994.-105 с.

115.Сайфуллаева, М.М. Идеи умственного, нравственного и трудового воспитания в таджикской народной педагогике [Текст]. - Ташкент, 1986.-212 с.

Нб.Саракуев, Э.А., Крысько, В.Г. Введение в этнопсихологию [Текст].-М., 1996. - 343 с.

117. Скаткин, М.Н., Богданова, О.С. Методы педагогическихисследова-ний [Текст].- М., 1979. - 163 с.

118Скрипиик, М.И. Формирование педагогической культуры учителя в условиях постдипломного образования (на базе школьного и районного методических кабинетов) [Текст]:Автореф. дисс... канд.пед.наук,— Киев., 1996. - 24 с.

119.Сластении, В.А. Формирование социально-активной личности учителя[Текст] // Межвузовский сборник научных трудов. - М.МГПИ, 1984.-312 с.

120.Сластенин, В.А Национальная идея как феномен славянской педагогической культуры // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, 2004. - № 2. - С.44-50.

121.Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика [Текст]: Учеб. // Пособие. - 3-е изд. - М., 2000. - 512 с.

122.Сластенин, В.А., Тамарин В.Э., Яковлева Д.С. Теоретико-методологические проблемы формирования социально-активной личности учителя [Текст] // Формирование социально-активной личности учителя.-М., МГПИ. 1983. - С. 153- 165.

123.Сластенин, В. А., Филиппенко, Н.И. Профессиональная культура учителя [Текст].- М.,1993. - 213 с.

124. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: Современное слово, 2001.- 928 с.

125. Содиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сина [Текст] //Торжество разума . - Душанбе, 1988. - 294 с.

126.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]. -М.гПолитиздат, 1992. - 214 с.

127. Спирин, Л. ф. Формирование общепедагогических умений учителя [Текст]: Автореф. дисс... док.пед. наук. - М., 1980. - 55с.

128. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Гекст].-Киев,1969.-С.83

129.Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в политкультурном, многонациональном обществе [Текст].- М.: Педагогика, 1999. - 268 с.

130. Тишков, В. Социально-культурный аспект терроризма //Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: Ежегодный доклад, 2001. [Текст]. - М., 2002. - 312 с.

131. Ткач, Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении [Текст]: Автореф. дисс... канд.пед.наук.— Ростов Н/Д.,-2002.-22 с.

132.Тупайло, И., Обидов, И. Прогрессивная просветительская мысль таджикского народа и некоторые теоретико- методологические вопросы воспитания [Текст]. - Душанбе,! 994. — 193 с.

133. Турсунова, М.Г. Педагогические особенности формирования

национального самосознания (на примере средних специальных учебных заведений культуры и искусств Республики Таджикистан) [Текст]: -Автореф. дисс... канд. пед. наук.—Душанбе, 2005. - 23 с.

134.Тхагапсоев, Х.Г. Этнос в современном мире: исторический реликт или фактор цивилизационного развития? [Текст] //Научная мысль Кавказа. — Нальчик. - 2005. - №2. - С.23.

135. Убайдуллаев, Г. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики [Гекст].-Ташкент, 1983.-138 с. 136 . Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст]. -М.: Просвещение, 1968.- 557с.

137. Фараби. О происхождении наук. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. - [Текст] // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М., 1960. - С. 156-166.

138.Фельдштейн, Д.И. Некоторые психологические проблемы формирования нравственных качеств личности детей подросткового возраста [Текст]. - Душанбе, 1970.- 230 с.

139.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии (Текст]. - М.,1995. - 450 с.

140.Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования [Текст] // Мир психологии. - 2009. - № 1. - С.43 - 59.

141.Филипчук, Г.Г. Общечеловеческое и этнокультурное образование: взгляд из Украины [Текст] // Педагогика.- 2007.- № 1.- С. 15-22.

142.Хайруллоев, Б. Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в

Таджикистане[Гекст]: /Автореф. дисс..... канд.пед.наук. - Душанбе,

2007.- 24 с.

143.Цыбанев, Н.П. Повышение квалификации педагогов гимназии для реализации поликультуриого образования [Текст]:Дисс.... канд.пед.наук, - Ростов-н/Дону.-2002.- 167 с.

144.Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении [Текст]: /Автореф. дисс.... канд.пед.наук.— Волгоград.- 2007.- 24 с.

145. Шагаева, Н.А. Формирование этнокультурной компетентности студента [Текст]: /Автореф. дисс. канд.пед.наук.—Пятигорск.-2006.- 23 с. 146.1Палашова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов [Текст] II Педагогика.- 2008.- № 7. - С.54-59. 147ЛПаповалова, В.К. Этнокультурная направленность содержания общего образования в России / В.К.Шаповалова. [Текст]. -М., 2002.

148. Шарифов, Ф.Ш. Дело учителя - созидательный труд [Текст]. -Душанбе, 1984. - 192 с.

149. Шейх Саади Муслихиддин //Таджикская поэзия. - Гос. Изд.Тадж. ССР, [Текст]. - Сталинабад, 1949. - С.129-130 с.

150. Юлдашева, М. Р. Музыкальное образование в Таджикистане (методология и истоки). Часть 1, 2, [Текст]:- Душанбе, 1992. - 72;113 с.

151. Юлдашева, М. Р. Становление и развитие системы музыкального образования в Таджикистане [Гекст]:Автореф. док-рапед. наук. -Алматы, 1993. - 37 с.

152. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3-х Т Под ред. С.Я.Батышева, Т 3, Р-Я, - 1999- 564 с.

153.Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, [Текст]. - М., 1996. - 96 с.

154.Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст]. М., 2000., - 176 с.

155.Dadds М. Continuing professional development: nurturing the expert within// British journal of in-service education. - 1997./. — vol.23, p.31-38

156. Development and implementing local educational standarts / Ed. by Meyers R. ERIC Clearing House on Assessment and Evaluation, 1998.

157.ElIigA. ,Cogan J. Howey K. Introduction to the Foundations of education. -New Jersey., 1999- p.91-117

158. Hoyle E. Professionalization and Deprofessionalization in Education.// Hoyle E., Megarry J. (eds.) Professional Development of Teachers. London: Kogan Page. -1980.

159. Jakob B. Defining Culture in a Multicultural Environment: an Ethnography of Heritage high school // American journal of education. — 1995. Vol.l03.№ 4. P. 338-376.

160. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-etnokulturnogo-komponenta-professionalnoi-kompetentsii-uchitelva-v-sisteme-povv#ixzz2qGEv09E5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.