Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Самойлова, Александра Васильевна

  • Самойлова, Александра Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 167
Самойлова, Александра Васильевна. Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2013. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Самойлова, Александра Васильевна

в фольклорном коллективе........................................................... 53

Глава II. Опытно-экспериментальная отработка

технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.......................... 73

2.1. Диагностическое определение цели и содержания технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.... 73

2.2. Опытно-экспериментальная отработка процесса развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе................. 85

2.3. Педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе и

ее эффективность...................................................................... 111

Заключение.............................................................................. 135

Список литературы.................................................................... 137

Приложение............................................................................. 155

z

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе»

Введение

В современной социальной ситуации, когда в России стабилизировались экономические процессы, был сделан необходимый обществу поворот к культурному развитию нового государства, основанного на системе общечеловеческих ценностей, преданных забвению в определенные исторические периоды. Сегодня в культурных процессах устойчиво просматривается тенденция обращения народов России к своему историческому прошлому, истокам самобытности, преемственности их развития. Россия была и остается уникальным полиэтническим государством, в котором обеспечивались сохранение, взаимообмен, взаимообогащение культурных традиций. В этом культурном синтезе сформировалась особая культурная идентичность, ориентированная на традиции народной культуры, понимающая и уважающая культуры других народов.

Культурно-политическая значимость рассматриваемого вопроса подтверждается обращением главы государства В.В. Путина к представителям различных политических течений в дискуссии о российской идентичности. В своем обращении президент России заявил, что страна не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходит как идеология советского времени, монархизм и фундаментальный консерватизм дореволюционной России, так и западный ультралиберализм. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема культурной идентичности как всей страны, так и каждой личности.

Намеченная сегодня стратегия культурной политики государства подготовлена целым рядом политических заявлений и правительственных документов. Разработана Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 годы), согласно которой 2014 год объявлен в России «Годом культуры», создаются российские и международные фонды поддержки культуры. ЮНЕСКО, СИОФФ, ИНСИТА в документах «О культурном разнообразии», Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия, «Рекомендации по поддержке и сохранению

фольклора» обращаются к государствам с призывом об оказании содействия народной культуре, фольклору.

Фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Воспроизводимая в фольклоре посредством слова, музыки, действия картина мира, задает подрастающему поколению ориентиры в окружающем его культурном пространстве, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом. На наш взгляд, фольклорные творческие объединения являются одними из немногих носителей, распространителей культурных традиций. Эти творческие коллективы приобщают подрастающее поколение к преемственному развитию культурной идентичности полиэтнического российского общества, в котором Республика Татарстан является примером толерантности и межнационального взаимодействия самобытных культур.

Степень разработанности проблемы. Сложности социально-культурного развития в современный период не снизили научного интереса к проблемам развития культурной идентичности, традиционной культуре. Данные проблемы изучались большим кругом ученых в области философии, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения, социально-культурной деятельности: проблемы развития, саморазвития личности (А.Н.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин); роли социокультурной среды в развитии личности (А.Д Жарков, В.Г.Бочарова, П.П.Терехов); педагогического потенциала социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, В.В.Туев, H.H. Ярошенко), народной культуры (Т.И. Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова); педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко); технологий социально-культурной деятельности (Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева,

Ю.Д.Красильников).

Автором были изучены и обобщены научные исследования,

касающиеся культурной идентичности, этнокультурных традиций,

4

технологий социально-культурной деятельности, представленных в кандидатских и докторских диссертациях Е.Г.Борониной, А.Ю.Быстровой, А.Р.Еникеевой, Т.С.Есаян, И.Г.Ивановой, Е.И.Казаковой, Л.А.Нагорновой, О.Ю.Остапчук, Е.А.Соловьевой, А.Н.Чуксина, О.С.Щербаковой, З.М.Явгильдиной и др.

Анализ философских, психолого-педагогических, социологических, культурологических и искусствоведческих исследований свидетельствует о достаточно пристальном внимании современной науки к различным аспектам культурной идентичности как качеству личности и социально-педагогическому процессу ее развития в поликультурной общности России. Однако культурная идентичность как педагогический процесс интеграции личности в традиционную художественную среду социально-культурного творчества не исследовалась.

Не достаточно изучены и определены место и роль фольклорных форм художественной деятельности детей и молодежи в условиях полиэтнических регионов России. Не выявлены содержание и технологии интеграции традиционных форм фольклорного творчества в систему современной организации досуговой социально-культурной деятельности.

Теоретический анализ исследований и изучение состояния культурной идентичности детей в коллективах традиционного фольклорного творчества позволили обнаружить следующие противоречия:

- между возросшей в современных условиях значимостью развития традиционной российской идентичности молодого поколения и его ориентацией на образцы массовой культуры;

- между актуальной необходимостью преемственного развития традиционной российской культуры и отсутствием действенных механизмов его обеспечения в условиях культурно-досуговой среды;

- между значительно развивающим потенциалом фольклорных форм художественной деятельности и слабой теоретико-методической базой его

организации и использования в социально-культурной деятельности;

5

- между востребованностью современной практики эффективного содержания и действенностью технологий развития культурной идентичности детей в условиях социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью адекватного методического обеспечения.

На основании выявленных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в обосновании эффективной технологии развития культурной идентичности детей в досуговых видах фольклорного творчества.

В соответствии с обозначенной проблемой была определена тема исследования: «Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития культурной идентичности детей и условия ее реализации в фольклорном коллективе.

Объект исследования: процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.

Предмет исследования: педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.

Гипотеза исследования: эффективное развитие культурной идентичности детей будет обеспечиваться, если:

- феномен культурной идентичности рассматривать в качестве основания диагностического целеполагания, выбора и структурирования содержания адекватного закономерностям культурной идентичности;

- творческий процесс в фольклорном коллективе интегрирует в художественной деятельности поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей;

- педагогическими условиями являются: развивающая фольклорная

среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного

как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-

6

ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.

Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа объекта и предмета исследования определить сущность, состав, структуру и особенности феномена культурной идентичности.

2. Обосновать педагогический потенциал технологий социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.

3. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение и выявить условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.

4. Разработать и апробировать модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.

Методологическую основу исследования составили:

- философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о ценности и самобытности культурных традиций разных народов: Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, В.В.Зеньковский, М.С.Каган, П.Ф.Каптерев, Д.С.Лихачев, К.Д.Ушинский и др.;

- положения теории идентичности, культурной идентичности, идентификации: А.Н.Аринин, В.М.Михеев, Г.У.Солдатова, З.Фрейд, А.С.Хомяков, Э.Эриксон, К.Л.Япринцева;

- разработки в области народной художественной культуры, народной педагогики и музыкального образования: Э.Б.Абдуллин, Т.И.Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова и др.;

исследование воспитательной роли детского фольклора: Г.С.Виноградов, О.И.Капица, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Г.М.Науменко;

- методологические исследования социально-культурной деятельности: А.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.В.Туев, Н.НЛрошенко и др.;

- разработки педагогических технологий: П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монархов, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.В.Юдин и др.;

разработка технологий социально-культурной деятельности: Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева,

Ю.Д.Красильников, Г.Н.Новикова и др.;

- исследования, посвященные педагогическому потенциалу культурно-досуговой деятельности: Л.С.Жаркова, М.С.Максютин, Р.Г.Салахутдинов, П.П.Терехов, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.

Методы исследования, использованные в работе: теоретические -анализ, синтез, сравнение философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, музыкальных, фольклористических и научно-литературных источников по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий с фольклорными ансамблями; моделирование; эмпирические - опрос, наблюдение, ранжирование; педагогического проектирования; констатирующий и формирующий эксперимент.

Экспериментальной базой по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006-2010гг.) в процессе теоретического

осмысления темы была изучена литература по философии, педагогике,

психологии, социально-культурной деятельности; выявлено современное

состояние культурной идентичности детей. Был исследован фольклорно-

этнографический материал русских сёл Республики Татарстан,

проанализирован опыт участников, полученный в экспедициях. Были

8

осмыслены цели, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, критерии развития культурной идентичности детей.

На втором этапе (2010-2012гг.) проводился формирующий этап эксперимента, связанный с проверкой гипотезы в практической деятельности фольклорного коллектива «Млада» (г. Казань), в деятельность которого была внедрена модель развития культурной идентичности детей; апробирована авторская программа «Мир фольклора»; проверялось и уточнялось содержание развития культурной идентичности.

На третьем этапе (2012-2013гг.) проводился контрольный этап эксперимента, обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

Научная новизна исследования:

- уточнено понятие «культурная идентичность» - осознание своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, выявлены его сущность, состав и структура;

определены методологические основания технологии, обеспечивающие целостность развития культурной идентичности детей;

- выявлены особенности содержания технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, представленные ценностным, личностным, деятельностным компонентами адекватные фольклорным формам художественной деятельности;

- обоснована и разработана технология, обеспечивающая эффективное

развитие культурной идентичности детей в фольклорном коллективе,

включающая исходные методологические основания, исследуемые

9

результаты развития детей, диагностически определяемые цели и содержание; поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей и ее методическое обеспечение;

- разработана модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей;

- разработана и экспериментально проверена технологическая карта четырех модулей организации деятельности фольклорного коллектива: фольклорные занятия; фольклорные экспедиции; вечорки; народные праздники, выступления, систематизирующие последовательность технологического процесса;

выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, которые обеспечивают организацию развивающей фольклорной среды; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческую самореализацию, стимулирующую активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.

Теоретическая значимость: обоснован процесс развития культурной

идентичности детей в фольклорном коллективе, выявлены и обоснован

педагогический потенциал социально-культурной деятельности,

обеспечивающий эффективность развития культурной идентичности детей;

обоснован механизм обновления содержания и форм фольклорного

творчества; предложено методическое обеспечение технологии развития

10

культурной идентичности детей и педагогические условия ее эффективной реализации на практике. Разработана модель развития культурной идентичности детей, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей. Предлагаемая модель имеет открытый характер, и общеметодологическое значение, в силу чего она может быть эффективно использована в обосновании развития культурной идентичности групп любой этнической направленности. Теоретические выводы имеют важное методологическое значение для расширения представлений о ресурсах социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.

Практическая значимость: разработанная автором технология развития культурной идентичности детей, ее методическое обеспечение и условия реализации представляют комплекс разработок, обеспечивающих эффективное развитие культурной идентичности. Предложены фольклорно-этнографические экспедиции как действенный механизм систематического обновления и обогащения содержания фольклорного творчества. Методическое обеспечение представляет собой целостный комплекс разработок (программа «Мир фольклора», учебно-методические пособия «Игровой фольклор», «Развитие культурной идентичности детей», СО диск «Бабки и детки», семь выпусков СО дисков «Фольклорные редкости Республики Татарстан»), которые могут быть использованы в фольклорных коллективах полиэтнического региона.

Научно-обоснованные выводы и практические рекомендации по развитию культурной идентичности детей внедрены в практическую работу автора по руководству творческими коллективами в МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани и в Казанском

государственном университете культуры и искусств.

11

Результаты исследования будут полезны для включения в теоретические курсы направления подготовки «Народная художественная культура» вузов культуры и искусств в учебные курсы «Теория и история народной художественной культуры», «Теория и история народного художественного творчества», «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Теория и методика этнохудожественного образования».

Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечивалось целостной методологической базой социально-культурной деятельности, применяемой системы теоретических, эмпирических, проективных и экспериментальных выводов, соответствующих задачам исследования, экспериментальной апробированностью и доказательностью результатов исследования и предлагаемых рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурная идентичность - это осознание своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, позволяющими ребенку не противопоставлять себя другим, не изолироваться, а искать конструктивные общие основы культуры разных народов, обеспечивая преемственность культурных традиций.

2. Модель развития культурной идентичности детей в условиях фольклорного коллектива. Концептуальный блок модели содержит теоретико-прикладные основания моделирования технологизированного процесса, процессуальный блок раскрывает структуру технологии, включающую диагностически определяемые цели, адекватное процессу развития культурной идентичности и фольклорному творчеству содержание, целостную систему методов, средств, форм; критерии и уровни развития культурной идентичности детей.

3. Технология развития культурной идентичности детей и педагогические условия ее реализации в фольклорном коллективе: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.

4. Методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей представлено программой «Мир фольклора», целостно погружающей в механизмы культурной преемственности (обряды, обычаи, ритуалы, праздники) и фольклорные формы художественной деятельности, способствующей развитию культурной идентичности детей.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

- проведение экспериментальной работы в условиях досуга детей на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани;

работа по подготовке будущих педагогов, руководителей фольклорных коллективов (факультет музыкального искусства КазГУКИ);

- организация и проведение открытых занятий и семинаров для руководителей детских и молодежных фольклорных коллективов, музыкальных руководителей детских садов, директоров детских музыкальных школ, Домов культуры Республики Татарстан;

- чтение лекций и проведение практических занятий на курсах

повышения квалификации и переподготовки работников культуры и

образования при Республиканском Центре внешкольной работы

и

Министерства образования и науки Республики Татарстан «Создание условий для музыкально-эстетического развития ребенка средствами дополнительного образования детей» (2007); на курсах дополнительного профессионального образования специалистов Социально-культурной сферы и искусства Министерства культуры Республики Татарстан «Культурное наследие региона как ресурс и объект деятельности фольклорных коллективов и этнокультурных центров» (2010), «Проблемы народного исполнительства в современной культуре» (2011);

- выступления с докладами на конференциях: открытая научно-практическая конференция «Диалог культур в системе дополнительного образования» (Казань, 2006); Всероссийская научно-методическая конференция «Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы» (Казань, 2006); научная конференция «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008); Международная научно-практическая конференция «Тюрско-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность» (Казань, 2009); Международная конференция «Духовно-нравственный потенциал личности» (Казань, 2011); Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве» (Казань, 2012);

- обсуждение материалов исследования на кафедрах социально-культурной деятельности и музыкального исполнительства КазГУКИ;

публикация научно-исследовательских и фольклорно-этнографических материалов (учебно-методическое пособие «Игровой фольклор»; СБ диски: «Фольклорные редкости Республики Татарстан», «Бабки и детки»).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении представлены актуальность проблемы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе» на основе теоретического анализа исследования выявляется сущность, состав, структура и особенности феномена «культурная идентичность»; рассматриваются теоретические основы понятия технология социально-культурной деятельности. Обосновывается и разрабатывается модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная отработка технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе» раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе на основе разработанного диссертантом методического обеспечения.

В заключении излагаются итоги педагогического эксперимента, основные выводы по теме данного исследования.

В библиографическом списке приведены: литература по философии, психологии, педагогике, культурологии, фольклористике, этномузыкологии, социально-культурной деятельности и др., программно-методические разработки, материалы фольклорно-этнографических экспедиций автора, изученные и обобщенные в ходе исследования.

Глава I Теоретико-методологические основы развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе

1.1. Социально-педагогическая проблема развития культурной идентичности детей

Проблема развития путей России в контексте определения культурной идентичности ее граждан является наиболее обсуждаемым вопросом.

Обратимся к понятию «идентичность». Идентичность с латинского -^ёепйсш) - переводится как тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь [161 ;475]. По определению А.Турена, идентичность - это осознанное самоопределение социального субъекта, значимость которой определяется тремя основными составляющими: потребностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности [214; 218].

До 60-х гг. XX в. понятие имело ограниченное употребление, широким распространением и введением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Э.Эриксона, который утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя такие моменты, как ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности (внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства); личностная идентичность и душевное благополучие (тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок); групповая идентичность (чувство включенности «Я человека» в какую-либо общность) [193; 228].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Самойлова, Александра Васильевна, 2013 год

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учеб. для студентов вузов. - М: Академия, 2004. - 335 с.

2. Азадовский М. История русской фольклористики. - М.: Учпедиздат, 1963. - 363 с.

3. Актуальные проблемы современной фольклористики: сборник / ПГИТМК, сост. В.Е. Гусев. - Л.: Музыка, 1980. - 224с.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс, для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий, 2003. -608 с.

5. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В.П. Аникин. - 3-е изд. - М.: КДУ, 2007. - 432 с.

6. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: пособие для студ. нац. отд-ний пед. ин-тов по спец. №2116 «Рус. яз. и лит. в нац. школе». - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987.-479 с.

7. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «ЭГО», 2001. - 288 с.

8. Аромштам А. Праздник с человеческим лицом// Искусство в школе. - №3. - 2004.- С.33-34.

9. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб.статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов вузов. - М: Academia, 2002. - 414 с.

11. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.

12. Блажес В.В. Круглый стол. Что такое фольклор? // Традиционная культура. - №2, 2005. - С. 12-13.

13. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинит», 2000. - 1456 с.

14. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Гл. ред. A.M. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

15. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№4. - С.11-17.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. -

496 с.

17. Бочкарев J1.JI. Психология музыкальной деятельности / РАН; Инт психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 352 с.

18. Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность перспективы развития и проблемы регулирования. -Свердловск, 1995.

19. Бугославский С. Русская история в народной песне //Народное творчество. - 2008. - №1 - С.58-62.

20. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь учащихся. - 9-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1988. - 334 с.

21. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология / Ф.И. Буслаев; сост., вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева. - М.: Высш. шк., 2003. - 400 с.

22. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.

23. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168с.

24. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.- сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980.-256 с.

25. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. - Минск, 1993. - С. 376-377.

26. Вульфиус П.А. К истории музыкальной фольклористики русская

мысль о музыкальном фольклоре // Русская мысль о музыкальном фольклоре:

138

Материалы и документы / Вступ. статья сост., коммент. П.А. Вульфиуса; общ. ред. O.A. Соколовой. - М.: Музыка, 1979. - 369 с.

27. Выготский J1.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

28. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.

29. Вьюниш В. Формирование человека посредством музыки: Преподавание музыки в вольфдорской школе / Пер. с нем. Н.Г. Григорьевой. - М.: Парсифаль, 1998. - 158 с.

30. Галицких Е. Воспитание по Соловейчику // Новое образование. -2006. -№1.-С.7.

31. Гилярова H.H. Голоса Хопра. - М., 2001. - 93с.

32. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян 18-20 вв.// Русские: семейный и общественный быт.-М., 1989.

33. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Д., 1967. - 317 с.

34. Диггер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX в.: официальная и славянофильская позиции // Педагогика, 2008. - №2. -С. 70-74.

35. Есаян Т. С. Начальное эстетическое воспитание детей 5-7 лет как фактор целостного освоения ими действительности: на материале фольклора: Дис. ...канд. педнаук: 13.00.01. -М., РГБ, 2003.- 187 с.

36. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

37. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.

38. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учсеб.пособие для студентов вызов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МГУК, 2002. - 288 с.

39. Жаркова JI.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.:МГУКИ, 2003. - 234с.

40. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010.-396 с.

41. Жуланова Н. Традиционная культура как модель мировой гармонии // Вестник Российского фольклорного союза. - 2005. - №2. - С. 2529.

42. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. на 2009г. - М.: Эксмо, 2009. - 80 с.

43. Зелинская Е. И. Народное пение как вид специфической художественной деятельности // Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и пед. семинара 1997г. / РАМ им. Гнесиных. -М.,1998. - С.38-40.

44. Земцовский И.И. Фольклор и современность //- М.: Советская музыка, 1972. -№5.

45. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студентов вузов. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 302 с.

46. Золотова Г.А. Из фольклора Поволжья. - М., 1990. - 327с.

47. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

48. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -512с.

49. Кабанов A.C. Перспективы фольклорного движения в современном народном творчестве. Методические рекомендации, М., 1989. -44с.

50. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике Ленинградский университет, 1971. - 766 с.

51. Казакова В.П. // Муз. фольклор как средство адаптации младших школьников. Дисс.... канд. пед. наук. - 13.00.01. - 2001.

52. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

53. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

54. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - Изд-во МГУК, 1995. - 136с.

55. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.:МГУКИ, 2004. - 539с.

56. Кларин М.В. Инновации в мировой практике. - Рига, 1995.

57. Ключникова O.A. Уроки дяди Игоря // Вестник российского фольклорного союза. - 2006. -№3 (18). - С.14-18.

58. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448с.

59. Колесникова И.А. Межпарадигмальный подход в гуманитарном познании. / Колесникова И.А. // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Материалы конференции. СПб, СПбГУП, 1998. - С.91-93.

60. Коменский Я.А. Педагогическое наследие /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джурдинский. -М.: Педагогика, 1988.

61. Кондрашов В.А. Чигина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов н/Д.: Изд-во «Фоник», 1998. - 512 с.

62. Константинов H.A. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

63. Кордуелл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с

англ. К.С. Ткаченко. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

141

64. Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. /Сост. К.П. Чулкова - М.: Педагогика, 1991. - 272 с.

65. Костюхтин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учеб. пособие для вузов / Е.А. Костюхин. - М.: Дрофа, 2004. - 336 с.

66. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. -751 с.

67. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политздат, 1985. -431с.

68. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

69. Краткий философский словарь А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. - 2-е изд., перераб и лоп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496 с.

70. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. - 2-е изд. доп. - М.: Сов. композитор, 1972. - 271 с.

71. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

72. Кулев A.B. Организация процесса освоения детьми культурных традиций в Хохловской общеобразовательной школе // Вестник Российского фольклорного союза. - 2005. - №2 (13) - С.6-13.

73. Кулев A.B. Перспективы использования народного календаря в этнокультурном образовании / Этнопедагогика теория и практика: Материалы X Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору/ Составитель С.Г. Айвазян -Институт Наследия, 2003. - С. 25-35.

74. Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих фольклор // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 25-32.

75. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» - М.: Высш. шк., 1990.-240 с.

76. Лазутина С.Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1989. - 313 с.

77. Лебедева Н.Ф. Методические указания по охране детского голоса.-Л., 1968.- 120 с.

78. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Лейтес Н.С. -М.; Педагогика, 1981.-279 с.

79. Леонтьев Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. - М., 1999.

80. Лиферов А.П., Воронова O.E. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования // Педагогика, 2007. - №2. -С. 12-22.

81. Личностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ. - Казань: ИСПО РАО, 2004. - 214с.

82. Лукин Ю., Скатерщиков В. Основы марксистко-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1974. - 174 с.

83. Лукшин И. Социальная типология эстетического вкуса // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.- сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980.-С. 38-53.

84. Лурье, C.B. Метаморфозы традиционного сознания / C.B. Лурье. -СПб., 1994.

85. Любан Т.Н. В.В. Зеньковский о смысле и целях воспитания // Педагогика, 2008. - №2. - С. 90-97.

86. Магомедова Л.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов // Педагогика, 2007. - №7. - С.65-67.

87. Макаренко A.C. Воспитание гражданина /Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

88. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592с.

89. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л.: Музыка, 1988. - 88 с.

90. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студентов вузов / под общ ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002. -269с.

91. Методология педагогики музыкального образования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ ред. Э. Б. Абдуллина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 265 с.

92. Миропольский. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. - Изд. 1-е. - С-Пб., 1882.

93. Михайлова Л.И. Народная художественная культура. Детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики / Л.И. Михайлова - 4-е изд. - М.: Вузовская книга, 2007. - 264 с.

94. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. [Учеб. пособие для филол. спец. вузов]. - М.: Высш. шк., 1990. - 86 с.

95. Морохин В.Н. Хрестоматия по русской фольклористике. М.: Высш. шк.,1973. - 317с.

96. Музыкальная эстетика России XI - XVIII веков / Сост. А.И. Рогова. - М.: Музыка, 1973. - 254с.

97. Музыкальная эстетика России Х1-ХУШ веков. М.: Музыка, 1973. -245с.

98. Музыкальный словарь Гроува. Второе русское издание, исправленное и дополненное. Пер с англ. - М.: Практика, 2007. - 1103 с.

99. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

100. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. - 224 с.

101. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.

102. Назарова JI. Д. Терапия фольклором // Народное творчество, 2008.-№5. -С. 45-46.

103. Назарова, А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности: дис. ... канд. филос. наук / А.Ш. Назарова. -Казань, 2003.

104. Народное музыкальное творчество: Учебник/ Отв. ред. O.A. Пашина. - СПб.: Композитор, 2005. - 568 с.

105. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995гг.и пед. семинара 1997г. / РАМ им. Гнесиных. - М.,1998. - 140 с.

106. Наука - Теория - Практика // Народное творчество. - 2010. - №2. -С. 5-9.

107. Науменко Г.М. Фольклорная азбука // Русские народные детские песни и сказки с напевами / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. -М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - С. 275-388.

108. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учит., 2-е изд., перераб. и доп.М.: Просвещение, 1987. -255 с.

109. Немов P.C. Общая психология: Краткий курс. - СПб.: «Питер», 2007.-304 с.

110. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 136 с.

111. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древ. Русь: конец X середина XVII ст.: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 2003.-208 с.

112. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН,

Нац. Общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместитель

145

преде. A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. Т.Н.-2001.-634с.

113. Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности: Автореф. дисс... к.п.н., Тамбов, 2009. - 24с.

114. Нугманов, Р.Г. Проблемы теории и истории культуры: Монография / Р.Г. Нугманов. - Казань, 1997.

115. Об образовании: закон Рос. Федерации и Верховного совета от 10 июля 1992г. № 3266-1 // Ведомости съезда народных депутатов Рос. Федерации и верх. Совета Российской Федерации. - 1992. - №30. - ст. 1797.

116. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. - М., 1956.

117. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред.Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

118. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М., 1998.

119. Орлова Е.М. К истории русской музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре. - М., 1979.

120. Основные технологии культурно-досуговой деятельности / Р.З. Богоутдинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина [и др.]; науч.ред. Р.З. Богоутдинова, Ю.Н. Дрешер, Д.В. Шамсутдинова; сост. Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. - 268 с.

121. Остапчук О.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2005.- 173 с.

122. Палагина H.H. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт,

2005.-288 с.

123. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой // Вестник ЗОЖ. -

2006.-№13 (314). - С.13-15.

124. Пед. энциклопедия. Tl. -Гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., «Сов. энциклопедия», 1964. - 832 с.

125. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд-во Юрайт, Высшее образование, 2009. - 430 с.

126. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. H.A. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.

127. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

128. Педагогическое наследие/Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джурдинский.

- М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

129. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. -288 с.

130. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.З: Теория и технология воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2007.

- 463 с.

131. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.- сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980.-С. 244-258.

132. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

133. Потапов Д.А. Искусство и образование. - 2008. - №5 (55). - С. 114-123.

134. Потехина Т.Е. Заметки физиолога о культуре. - Новосибирск, 2002. - 119 с.

135. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации

по организации воспит. работы общеобразоват. школы /О.С. Богданова, H.A.

147

Баринова, М.Д. Виноградова и др.; Под ред. И.С. Марьенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

136. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособ. для студ.вузов / под ред. Г.М. Ципина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

137. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

138. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam / Сост. Е.О. Путилова. СПб., 2003.

139. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. - М.:ВЛАДОС, 1995. - 296 с.

140. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.

141. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. - М.: Просвещение, 1985.-190с.

142. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: «Питер», 2007.

143. Розова JI.E., Палысаева E.H. Традиционная народная культура и современные проблемы воспитания //Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива. Пермь-Вологда, 2007. - С.36-41.

144. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание -2002.-432 с.

145. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Вступ. статья сост., коммент. П.А. Вульфиуса; общ. ред. O.A. Соколовой. - М.: Музыка, 1979. - 367с.

146. Русские праздники Лаишевского края. - Казань, 1995. - 52 с.

147. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология. -СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

148. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм

культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина - XX века):

148

учеб. пособие / В.М. Рябков. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. -Т.5.-Часть II.-568 с.

149. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. - Казань: Изд-во «ГранДан», 1999.-462с.

150. Салахутдинов P.P. Традиционная народная культура -педагогические и досуговые технологии. - Казань: Изд-во «ГранДан», 2005. -376 с.

151. Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А.Г. Лазарева. - Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 312 с.

152. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.

153. Селиванов B.C. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. - №6. - С.34-36.

154. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов нач. отделений и фак. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр.- М.: Академия, 2000. - 128 с.

155. Симоненко Т.И. Традиции и инновации в образовании как онтологическая проблема // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 182-187.

156. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М., 1997.

157. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Ведение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192с.

158. Словарь по соц. педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. уч. зав. /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М: Изд. центр «Академия», 2002. -368с.

159. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

160. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. - Изд. 4-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600с.

161. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600с.

162. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и допол.; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - 426 с.

163. Современный словарь-справочник по искусству / Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1-4. - М.: Рус. яз., 1989. - 699 с.

164. Соймонов А.Д. П.В. Кириевский и его собрание народных песен. Л., Наука, Лениградское отд-ние, 1971. - 360 с.

165. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности. -СПб., 1996.

166. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М., 1998.

167. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды: - Казань, РИЦ «Школа», 2002. — 216 с.

168. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, A.B. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс. 1996. - 461 с.

169. Степин B.C. Культура // Вопросы философии. - 1999. - №8.

170. Суровяк Л.В. Школа этнической социализации детей раннего возраста / Метод, пособ. - Новосибирск, 2004. - 56 с.

171. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - 247 с.

172. Сухомлинский В.А. Школа и природа // Педагогика, 2007. - №7. -С. 65-67.

173. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х тт. / Б.М. Теплов - Т. 1. - М.. 1985. - 328с. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. - JL: АПН РСФСР, 1947. - 336 с.

174. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 240с.

175. Терещенко A.B. История культуры русского народа / A.B. Терещенко. - М.: Эксмо, 2007. - 736с.

176. Ткачук A.A. Искусство и образование. - 2008. - №2 (52). - С.53-

56.

177. Токсубаева JI.C. Преемственность традиций в изобразительном искусстве русского сельского населения казанского Поволжья //Материалы межрегиональной научной конференции: Проблемы культурогенеза народов волго-уральского региона. - Уфа, 2003. - С. 218-222.

178. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1-4. - М.: Рус. яз., 1989.-699 с.

179. Толстая С.М. Круглый стол. Что такое фольклор? //Традиционная культура. - №2. - 2005. - С.6-1.

180. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. -М.: Педагогика, 1989. - 544с.

181. Толстых В.И. Эстетическое воспитание / В.И.Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров. - М., 1979. - 417с.

182. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании //Народное образование, 2001. - №4. - С. 213-216.

183. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр « Педагогический поиск», 2001 - 384 с.

184. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2. Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред). Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипаниазе, М.Ф. Шибаевой. М., «Педагогика», 1974. - 583с.

185. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

186. Федотовская О. Опыт фольклорного образования детей.// Вестник Российского фольклорного союза. - 2005. №1 (12) С. 12 - 17.

187. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:. Политиздат, 1991.

188. Флеров А.П. К.Д Ушинский // Педагогика. - 2006. - №2.

189. Фомин A.A. Личностно ориентированная системно-ролевая концепция воспитания школьников // Классный руководитель. - 2001. - №7. -С. 4-10.

190. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. -М. Просвещение, 1985. - 224 с.

191. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского. Искусство в школе. - 1993. - №1. - С. 54 - 57.

192. Халидов М.М. Искусство и образование. - 2008. - №5 (55). - С.

91-97.

193. Хьелл Л., Зиглар Д. Теория личности (основные положения исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с.

194. Чертков А.К. «Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников». -М.: ГИХЛ, 1955. - Т. 1. - С.275.

195. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.,

1989.

196. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Ф. Шафранская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

197. Шевцов Е. В. Основные средства и формы эстетического воспитания: Наследие Луначарского и современность. Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры и театр.вузов. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.

198. Школа русского фольклора / Под общ. ред. М.Т. Картавцевой. М., 1994.-68с.

199. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. -М.: АРКТИ, 2007. - 152с.

200. Щуров В. М. Как поет народ // Клуб. - № 7. - 2003. - С. 8-9.

201. Щуров В. М. Традиционные формы народного вокального воспитания // Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995гг. и пед. семинара 1997г. / РАМ им. Гнесиных. - М.,1998. - С. 3337.

202. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

203. Эстетика: Словарь/ Под общ. Ред. A.A. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.-447с.

204. Эстетическое воспитание школьников. Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева, М.: Педагогика, 1974. - 304с.

205. Этническая культура учащихся в условиях трансформации современного российского общества. - Казань: Гранд-Дан, 2004. - 201с.

206. Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы XII чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Сост. С.Г. Айвазян. - М.: Институт Наследия, 2003.-224 с.

207. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития: образоват.-игровое пособие по творчеству для учащихся. - М.: [Виконт], 1994.- 104 с.

208. Юнусова К.А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 47-53

209. Явгильдина, З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. / З.М. Явгильдина. - Казань, 1998. - 263с.

210. Ярошенко H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360.

Электронные источники

211. Воронина Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02. - М., РГБ ОД, 2007. - 201с. [Электронный ресурс] /61:07-13/1344. Режим flocTyna:http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/l 69902.html

212. Спирина Е.А. Культурная идентичность: сущность, структура, типология [Электронный ресурс]: / Е.А. Спирина, 2008. - Режим доступа: http:// www.elecom.ru/haman/2008ns/22sea.htm

213. Шульгина, Д.Н. Глобализация и культурная идентичность: дис. ...канд. философ, наук: 09.00.11. [Электронный ресурс]: Д.Н. Шульгина Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/globalizatsiya-i-kulturnaya-identichnost#ixzz2iN7RS71G

214. Этничность и этническая идентичность [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/etnopolitologia_02.htm

215. Япринцева, K.JI. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры: дис. ... канд. культурологи: 24.00.01. [Электронный ресурс]: K.JI. Япринцева. - Челябинск, 2006. - 139с. Режим доступа: http:// www.dslib.net/teoria-kulturv/fenomen-kulturnoi-identichnosti-v

Приложение 1

Модель развития культурной идентичности детей в фольклорном

коллективе

Результат - развитие культурной идентичности детей

Условия

Методы

Л_

и=

Средства

4=

Критерии

развивающая фольк. среда систем, обогащ. содержания репертуара ценностно-ориентационное единство фольк. коллектива творческая самореализация

учеб.-познавательной, самообразоват. деятельности творческой деятельности и взаимодействия поиска, суггестивные, побуждения к сопереживанию убеждения, подражания, приучения, подпевания

народные игры, общение, наглядные средства, технические средства, беседы о народной культуре, произведения фольклора

фольклорные занятия фольклорные экспедиции вечорка народ, праздники выступления

введение в худ. деятельность, концертная, игровая, мотивационного выбора, проблемная, познавательная, выбора худ. средств и способов деятельности, активизации, актуализации

личностный компонент ценностный компонент деятельностный компонент

развивать способы, к позитивному сопереживанию и сочувствию формир. представлен, о видах, жанрах фольк. нар. праздниках, обрядах воспитывать мотиву в обращении фольк. формам худож. деятельности развивать исполнит, навыки и умения в "фольк.форме худож. деятельности развивать личную осмыслен, и присвоен ' системы ценностей культуры

эмоциональный познавательный деятельностный

Цель - развитие культурной идентичности детей

Процессуальный блок

Подходы: аксиологический, целостный, личностно-ориентир., деятельностный, культурологический

Принципы: гуманизации, естествосообразности, культуросообразности, самореализации, диалогичности

Концептуальный блок

Приложение 2 Карта исследования сел Республики Татарстан

Опросник по изучению уровня развития культурной идентичности детей младшего школьного возраста

Дорогие друзья!

Просим Вас ответить на десять вопросов, к утвердительным ответам приведите, пожалуйста, примеры. Спасибо.

№ Вопрос Варианты ответа Баллы

1. Знаете ли вы, что такое фольклор? Нет 0

Да 1

Пример 2

2. Существуют ли традиции в вашей семье? Нет 0

Да 1

Пример 2

3. Есть ли в вашей семье носители традиций? Нет 0

Да 1

Пример 2

4. Знаете ли вы народные игры? Нет 0

Да 1

Пример 2

5. Поют ли в вашей семьях народные песни? Нет 0

Да 1

Пример 2

6. Рассказывают ли вам народные сказки? Нет 0

Да 1

Пример 2

7. Говорят ли в вашей семье на родном языке? Нет 0

Да 1

Пример 2

8. Готовят ли в вашей семье национальные блюда? Нет 0

Да 1

Пример 2

9. Отмечают ли в вашей семье праздники? Нет 0

Да 1

Пример 2

10. Дружите ли вы с представителями других культур, национальностей? Нет 0

Да 1

Пример 2

Программа «Мир фольклора»

При разработке программы «Мир фольклора» мы опирались на богатый теоретический и практический опыт социально-культурной деятельности, накопленный в нашей стране (Т.И. Бакланова, A.C. Каргин, Л.Картавцева, Л.И. Михайлова, H.H. Гилярова, Г.М. Науменко и др.) и исследование местных региональных традиций русских сел Республики Татарстан.

Целью программы является развитие культурной идентичности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- формировать представления о видах и жанрах фольклора, народных праздниках, обрядах;

- воспитывать мотивированность в обращении к фольклорным формам художественной деятельности;

- развивать исполнительские навыки и умения в фольклорных формах художественной деятельности;

- развивать способность к позитивному сопереживанию и сочувствию;

- развивать личную осмысленность и присвоенность системы ценностей Российской культуры.

Содержание программы: Программа рассчитана на 72 часа в год (2 занятия в неделю). Дополнительно в свободное время детей проходят концертные выступления, участие в фестивалях и конкурсах, поездки в фольклорные экспедиции.

Программа «Мир фольклора» основывается на годовом земледельческом календаре, который позволяет концептуально, распределить репертуар фольклорного коллектива по всему учебному году. Следование за праздничными датами народного календаря, воспроизведение элементов обрядовых комплексов Кузьминок, Рождества, Святок, Масленицы логично и удобно; одновременно занятия могут представлять собой действо, связанное единой сюжетной линией, что особенно важно на начальном этапе знакомства с традиционным фольклором.

Программа предполагает знакомство с лучшими фольклорными образцами разных областей России, а также с местными фольклорными традициями.

Содержание программы структурировано в четыре модуля в соответствии с направлениям деятельности коллектива: фольклорные занятии; фольклорные экспедиции; вечорки; народные праздники, выступления. Первый модуль - «фольклорные занятия» связан с освоением детьми фольклорных форм художественной деятельности непосредственно на занятиях «фольклорный ансамбль» (заключительные, индивидуальные, сводные, занятия на свежем воздухе). Второй модуль - фольклорные экспедиции реализуется в экспедиционно-исследовательской деятельности фольклорного коллектива. Третий модуль - вечорки - позволяет детям общаться непосредственно в свободной, творческой деятельности. Четвертый модуль - народные праздники, выступления (фольклорно-этнографические фестивали, конкурсы народно-песенного творчества, благотворительные концертные, уличные гуляния театрализованные фольклорные представления), связан с концертно-исполнительской деятельностью, где создается особая атмосфера эмоционального взаимообмена со зрителями.

На фольклорных занятиях дети осваивают фольклор как единое, большое и глубокое явление в котором пение, движение, инструментальная музыка, устное творчество, праздники, обряды, обычаи народа взаимосвязаны:

1. Песенные формы: учебно-тренировочный материал; игровой материал; песенный материал (различные жанры).

2. Танцевальные формы: шаги, виды хороводов (круговые, орнаментальные, хороводы-шествия, «стенка на стенку»), местные бытовые танцы («Нареченька», «Коробочка» с. Куббасы, Чистопольского р-на РТ, «Краковяк», «Яблочко» с. Карадули, Лаишевского р-на РТ), кадрили («Шестера» с. Матюшино, Верхне-Услонского р-на РТ). сольная пляска.

3. Словесные формы: скороговорки, прибаутки, потешки, загадки, считалки, сказки.

4. Драматические формы: театр живых актеров (в календарных и семейных обрядах (Колядование, святочное ряженье, на посиделках); разыгрываем сказки «Теремок», «Репка» и др.; театр кукол (Петрушка); игровые моменты в песнях, играх с элементами лицедейства (Дед Мазай, медведюшка и др.).

5. Игровые формы: драматические игры (воспроизводят эпизоды, в которых формируются зачатки театрализованного действа) «Дед Сысой», «Здравствуй, Дедушка Мазай», «Редька»; спортивные игры (наличие соревнования, спортивных навыков) «Два Мороза», «Шишки, желуди, орехи», «Баба Яга»; хороводные (разрабатываются хореографические,

плясовые элементы) «Растяпа», «Во саду ли, в огороде», «Заинька», «Селезень и утица».

6. Музыкальные формы включают: элементарное подыгрывание на музыкальных игрушках, большинство которых изготавливается детьми самостоятельно (свистульки); шумовые инструменты, в основном это предметы быта (рубель, коса, стиральная доска, ухват, гребень, заслонка), используемые для сопровождения песен и танцев, в обрядах и праздниках (Колядование, Святки, свадьба); игра на музыкальных инструментах (на дудочке, балалайке, гармони).

7. Празднично-обрядовые формы включают основные даты народного календаря, годовые и семейные праздники, традиционные как для России, так и для русских сел Республики Татарстан: Рождество, Масленица, Каравон, Осенины, Кузьминки.

Благодаря целостности фольклора и учитывая сравнительно быструю утомляемость детей младшего школьного возраста, переключение внимания с одной фольклорной формы художественной деятельности на другую, позволяет снять с детей усталость, активизировать формы занятий, делая их боле продуктивными.

В результате освоения фольклора, знакомства с традиционной народной культурой и в фольклорном творчестве у детей формируются стойкие представления о принадлежности к определенному этносу, готовность взаимодействовать с представителями других культур и народов, развивается культурная идентичность.

Тематическое планирование

Сроки № Фольклор Репертуар Теория Практика

Осень 1. Песня а)вокально-хоровая работа: - упражнения для развития слуха и голоса; Распевки: «курочка ряба», «яли-Яша» петь естественным голосом, без напряжения

- дыхательная и артикуляционная гимнастика; Творческие задания на звукоподражание насекомым (осе, мухе), паровозному гудку

- ритмическая гимнастика «Меня зовут» -игра знакомство Прохловывание простых ритмических рисунков с помощью рук, ног, ударных инструментов (ложки)

б) разучивание песен «Сидит дед на меже», Знакомство с песней в Разучивание напева по принципу

«В огороде бел козел», «Никанориха и козел», «Летал, летал, воробей» обрядовом контексте объяснение слов вышедших из обихода; выяснение настроения, обсуждение традиционного «пение за следом», проговаривание текста песни по строкам в ритме песни, нараспев. Петь согласовано, слушая друг друга, эмоционально исполнять песню.

2. Устное народное творчество: - скороговорки Помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизноси мые слова Разучивание скороговорок на четкое произношение согласных Т, К, Л, Р.

- загадки осень: овощи, природные явления Развивают сообразительность, смекалку, образное мышление Загадывание загадок на осеннюю тематику: овощи, времена года.

- считалки Применяется для определения водящего или распределение ролей в игре; развивают память Разучивание стихотворных считалок; применение их в играх.

- сказки «Репка» Сказки учат, воспитывают, развивают воображение, обучают артистизму, сказки о животных, музыкальные Рассказывание сказок, обсуждение действий персонажей, перевоплощение, совместное проигрывание.

3. Игра «Как у дядя Трифона», «Имена», «Собирайся, народ», «Кабачок» Объяснение игр, распределение ролей, определение водящих, выполнение правил Разучивание текста и напева в игре, проигрывание несколько раз, со сменой ролей, водящих. Творческие действия участников.

4. Танец: а) элементы хореографии Знакомство с народной хореографией: - элементы танцевальных движений, их названия «горошинки», «пружинка» Упражнять активным, четким движениям ног (втаптывать л.н., п.н., поочередно, «горошинки», в три ноги, в две ноги, «пружинка», повторяя за педагогом и самостоятельно, под музыкальный аккомпанемент.

б) бытовые танцы, хороводы «Коробочка»; «Во саду ли, в огороде» «Уж я улком положение рук в танце, поведение девочек и мальчиков; Вырабатывать навык парного исполнения, двигаться ритмично под музыку;

шла», «Сидит дед на меже», «Летал, летал, воробей» круговые, орнаментальные («улитка») хороводы уметь закрутить и раскрутить «улитку» завить и развить «бороду»; двигаться выразительно, в соответствии с музыкальными образами

5. Народный календарь «Осенины», «Кузьминки» Знакомство с традиционными осенними праздниками, народным календарем, знакомство с орудиями труда: серп; предметами быта Участие в календарных праздниках.

Итого: 20» [аса

Сроки № Фольклор Репертуар Теория Практика

Осень -зима 1. Песня а) вокально-хоровая работа: - упражнения для развития слуха и голоса; «Катаемся на машине», «вверх, вниз по горам» Учить детей правильно брать дыхание, петь естественным голосом, без напряжения: светло, легко, подвижно. Творческие задание на расширение диапазона (глисандо), слышать и показывать рукой движение голоса вверх и вниз

- дыхательная и артикуляционная гимнастика; «Маятник», «Кошечка», «Насос» Разучивание комплекса дыхательных упражнений по методике А. Стрельниковой; Творческие задания на звукоподражание лопающихся мыльных пузырей

- ритмическая гимнастика. Прохловывание простых ритмических рисунков с помощью рук, ног, ударных инструментов (ложки)

б) разучивание песен «Ой, коляда», «Сени, ту- сени» «Коляда», «Мороз, мороз» Знакомство с песней в обрядовом контексте, объяснение слов вышедших из обихода; выяснение настроения, обсуждение Разучивание напева за педагогом, после прослушивания аутентичных записей; проговаривание текста песни по строкам в ритме песни, нараспев. Петь согласовано, слушая друг друга, эмоционально

исполнять песню

2. Устное народное Проговаривание Разучивание

творчество: «Бык тупогуб» труднопроизноси скороговорок на четкое

- скороговорки мых слов в песнях произношение

согласных Б, П

Зима: времена Развивают Загадывание загадок на

- загадки года, животные сообразительность различные темы:

смекалку, животные, времена года

образное

мышление

- считалки Определение Разучивание

водящего, музыкальных считалок в

распределение небольшом диапазоне -

ролей в игре; на одном, двух,

развивают память, трех звуках,

чувство ритма, использование их в

воображение играх

- сказки «Теремок», сказки о Рассказывание сказок,

«Мороз животных, обсуждение действий

Иванович» волшебные, персонажей,

музыкальные перевоплощение в

героев, совместное

проигрывание сказок

3. Игра «Как у дядя Объяснение, Разучивание текста и

Трифона», распределение напева в играх.

«Два Мороза», ролей, Творческие

«Баба Яга» определение импровизации:

водящих, побуждать детей

выполнение придумать интересные,

правил красивые движения,

эмоционально

передавать игровые

образы; энергично

скакать с ноги на ногу.

4. Танец: «Утюг», «в две Знакомство с Вырабатывать осанку;

а) элементы ноги», «в три народной закреплять движения

хореографии ноги» хореографией: ногами, выполнять

- выработка самостоятельно, под

осанки; музыкальный

- элементы аккомпанемент и

танцевальных произношение

движений, их скороговорок,

названия прибауток.

б) бытовые танцы, «Коробочка», хороводы учить совмещать

хороводы «Нареченька»; круговые, движение и пение,

«Во саду ли, в орнаментальные исполнять с

огороде» «улитка», удовольствием,

«ручеек». свободно,

положение эмоционально.

девочки мальчика

в танце, общение

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.