Театральный феномен Николая Коляды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Щербакова, Наталия Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 213
Оглавление диссертации кандидат наук Щербакова, Наталия Геннадьевна
Оглавление
Введение
Глава I. Театральность драматургии Николая Коляды
1.1. Формы авторского присутствия в драматургии Н. Коляды
1.2. Интертекстуальность как структурообразующий принцип драматургии Н. Коляды
1.3. Пьесы 2000-х гг. Жанровое своеобразие. Система персонажей
Глава II. Становление режиссерского метода Н. Коляды
2.1. Предпосылки режиссерской профессии в творчестве
Н. Коляды
2.2. Первые режиссерские опыты Н. Коляды на сцене Свердловского академического театра драмы (1994-1999 гг.)
2.3. Идентификация режиссера Н. Коляды. Спектакль
"Ромео и Джульетта"
Глава III. "Коляда-театр": грани явления
3.1. "Коляда-театр" как экспериментальная площадка для выработки новой театральной технологии
3.2. Авторская режиссура Н. Коляды в игровом театре
3.3. Типы связей между актером и персонажем в театре Н. Коляды
3.4. Китч как театральный язык
Заключение
Список использованных источников
Приложение I.
Пьесы Н. В. Коляды, поставленные в театрах в 1989-2013 гг
Приложение II.
Спектакли, поставленные в «Коляда-театре» в 2001-2012 гг
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Формирование режиссерского сознания в итальянской театральной культуре XIX - XX веков2014 год, кандидат наук Воротынцев, Петр Ильич
Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов2005 год, кандидат филологических наук Старченко, Елена Викторовна
Драматургия Николая Коляды как сверхтекстовое единство2015 год, кандидат наук Старова Елена Александровна
А.П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX - XX веков: 1889-19022006 год, доктор искусствоведения Чепуров, Александр Анатольевич
Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв.: на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца2009 год, кандидат филологических наук Наумова, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральный феномен Николая Коляды»
ВВЕДЕНИЕ.
Авторский театр в российской провинции рубежа XX-XXI вв. - редкое явление, исчезающее в связи с кризисом театра режиссерской формации. В условиях, когда ориентация на стремительный коммерческий успех у массового зрителя предпочитается долголетнему художественному развитию, идеологическая аксиома, утвердившая режиссера в статусе создателя театра, проверяется новыми формами авторства.
Расслоение профессиональных компетенций, приход в режиссуру актеров и драматургов, формирование продюсерского театра создает проблемное поле, где возникают новые театральные феномены.
Важнейший пример - театральная деятельность Николая Владимировича Коляды (род. 1957 г.), драматурга, режиссера, создателя авторского «Коляда-театра» (г. Екатеринбург, 2001 г.).
«Аутентичный театр драматурга»1 распространился в отечественном театральном процессе 1990-2000-х гг., когда многие драматурги занялись постановкой своих пьес. Как правило, режиссура драматургов представлена на сценах столичных театров и в индивидуальных исполнительских проектах: Евгений Гришковец соединяет автора и исполнителя в одном лице, Михаил Угаров ставит свои пьесы в TeaTpe.doc, «Центре драматургии и режиссуры»,
театре «Практика»2, Иван Вырыпаев режиссирует в московском театре
1
«Практика» и варшавском театре «На Воли» (Na Woli) , Андрей Максимов ставит в антрепризе.
Исследователь развития режиссерского театра констатирует: «чем активнее профессиональная режиссура внедряется в художественные рамки драматургии, совмещая функции интерпретатора и автора текста и тем са-
1 Заславский Г. Аутентичный театр Николая Коляды // Независимая газета. 2006. 2 июня. № 109. С. 12.
2 См.: Угаров М. Режиссеры // Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина: [сайт]. URL: http://cdr.theatre.ru/directors/ugarov/ (дата обращения 27.10.2012).
3 См.: Вырыпаев И. Как я не возглавил польский МХАТ / бесед. А. Шендерова // Театр. 2012. №5. С. 110-115.
мым лишая автора пьесы его авторства, тем активнее драматург вторгается в мастерскую режиссуры, отстаивая границы собственного художественного пространства»4.
На фоне разнообразной режиссуры драматургов рубежа ХХ-ХХ1 вв. театральный феномен Николая Коляды является исключением, поскольку соединяет несколько театральных ипостасей: драматурга, режиссера и театрального продюсера, причем внутренне не разделенных. Признанный в начале творческого пути, в 1990-х гг., самым успешным коммерческим драматургом, в начале 2000-х гг. Н. Коляда менее востребован театральной аудиторией. Он уходит в режиссуру, организует «Коляда-театр», который представляет собой личный художественно-коммерческий проект Н. Коляды. Главная цель театра состоит в популяризации пьес Н. Коляды и его учеников, авторов «Уральской драматургической школы», а также драматургов - победителей авторского конкурса Н. Коляды «Евразия» (2001-2013 гг.). С 2007 г. театр проводит в г. Екатеринбурге ежегодный международный авторский фестиваль «Коляда-Р1ауз», представляющий постановки по пьесам уральских драматургов.
В условиях перехода от советской модели репертуарного театра к про-дюсерскому, проектному театру, сопровождающегося борьбой за лидерство между финансовым и творческим руководством, Н. Коляда идет уникальным путем, то есть берет на себя всю полноту ответственности за свое детище. Противоречивость различных моделей театра, изначальная конфликтность художественных и коммерческих целей влияют на творческий метод Н. Коляды, обусловливая его эклектичный характер.
Создавая частный театр, Н. Коляда строит его на основе традиционной отечественной модели репертуарного театра, понимаемого как полифонический, развивающийся художественный организм, с постоянной профессио-
4 Слесарь Е. А. Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре концаXIX- XX веков: автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб.: С-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов (СПбГУП), 2006. С. 22.
4
нальной труппой, способной играть драматургию различных периодов и школ.
Необходимость привлечения массового зрителя вынуждает Н. Коляду вводить в репертуар спектакли по шедеврам мировой драматургии. Возникает эстетический парадокс: созданный для популяризации пьес современных молодых драматургов, «Коляда-театр» получает признание благодаря постановкам классики. Драматург Н. Коляда, оберегающий свои тексты от вмешательства режиссеров, сам став режиссером, подвергает классические тексты тотальной авторской интерпретации. Спектакли по классике проявляют достоинства и проблемы авторского доминирования Н. Коляды, способствуют развитию своеобычного авторского постановочного стиля, соединяющего элементы китча, соц-арта, психологического и игрового театра.
В театрально-критическом отражении и оценке репертуара «Коляда-театра» акцентируется проступающая в произведениях Н. Коляды смесь различных театральных культур: провинциальной, столичной и европейской; переосмысляется противопоставление авторского и коммерческого театра, оппозиции категорий элитарного и массового в искусстве. В его творчестве наблюдается размывание этих антиномий - процесс, характерный для переходной эпохи.
Актуальность исследования. Изучение авторского театрального феномена Николая Коляды представляется актуальным для отечественного театроведения, поскольку проявляет проблемные зоны развития провинциального театра рубежа ХХ-ХХ1 вв. и позволяет определить эстетическую природу и проблематику явления, характерного для современной театральной культуры.
Объектом исследования является история провинциального русского драматического театра рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Предметом исследования стала драматургическая и сценическая практика Н. Коляды, рассмотренная сквозь призму авторского театрального стиля.
Цель диссертационного исследования заключается в определении специфики театрального феномена Николая Коляды как характерного явления русского провинциального театра рубежа ХХ-ХХ1 вв.
В задачи исследования входит:
- периодизация творчества Н. Коляды и выделение основных эстетических концепций каждого периода;
- осмысление режиссерской методологии Н. Коляды через призму синтеза режиссерской практики и драматургического метода;
- определение театрального феномена Николая Коляды, совмещающего в себе основные формы авторства в театре;
- прослеживание влияния театрального феномена Николая Коляды на современную театральную практику российской провинции.
Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах изучения и анализа драмы и спектакля, в связях с историческим и культурным контекстом и в соотношении с мировоззрением и индивидуальностью творческого метода режиссера. Работа опирается на традиции ленинградской (гвоздевской) школы театроведения и современные подходы, синтезирующие смежные гуманитарные дисциплины: философию, культурологию, эстетику. Комплексный театроведческий анализ театрального феномена Николая Коляды как принципиально неразделяемого явления определяет логику исследования: через выявление режиссерской ориентированности драматургии, становление принципов игрового театра в режиссерском прочтении собственных пьес, к определению эстетических основ авторского театра и личной мифологии художника.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного театроведческого анализа творчества драматурга, режиссера, актера и продюсера Николая Коляды как театрального феномена эпохи переходного периода.
Практическая значимость диссертации:
Результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории современного русского театра и в семинарах по театральной критике, способствовать изучению авторского репертуарного театра в российской провинции и тенденций его развития в последующих научных исследованиях.
Теоретическую базу диссертации составили современные научные труды о природе театра Ю. Барбоя, П. Пависа5; Н. Песочинского, В. Макси-
А 7
мова , труды по теории драмы Э. Бентли, С. Владимирова, Б. Костелянца , исследования по истории русского режиссерского театра XX в. Б. Алперса, К. Рудницкого, Г. Титовой8.
В исследовании влияния постмодернизма на театральную деятельность Н. Коляды были необходимы книги И. Ильина, Н. Маньковской9.
В связи с анализом взаимопроникновения элитарного и массового в театре Н. Коляды в поле исследования включены такие понятия как китч, пародия, миф. В их изучении необходимы были исследования Р. Барта, Г. Дебора, Е. Мелетинского, М. Элиаде10, труды С. Аверинцева, М. Бахтина, Ю. Лотма-
о 11
на, О. Фрейденберг, И. Хейзинги , а также работы Ж. Бодрийяра, К. Грин-
5 Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988; Бар-бой Ю.М. К теории театра. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008; Введение в театроведение: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011; Павис П. Словарь театра. 2-е изд. М.: ГИТИС, 2003.
6 Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005; Песочинский Н.В. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика.// Режиссура: взгляд из конца века: сборник научных статей / Ред.-сост. О.Н. Мальцева. СПб.: РИИИ, 2005.
7 Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004; Владимиров C.B. Действие в драме. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007; Костелянец Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007.
8 Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. С 27-162; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 18981907. М.: Наука, 1988; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990; Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
9 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
10 Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008; Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.; Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994; Мелетин-ский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000; Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.
11 Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. С. 341-345; Аверинцев С.С. Грече-
7
берга, С. Зонтаг, Н. Конрадовой, А. Яковлевой о китче как стиле современного искусства.
Материал исследования составили:
- пьесы и сценарии Н. Коляды, написанные с 1986 по 2012 гг., личные зрительские впечатления от просмотренных спектаклей и видеозаписи спектаклей Н. Коляды, поставленных в 1994-2012 гг. в Свердловском академическом театре драмы, Московском театре «Современник» и «Коляда-театре» (г. Екатеринбург);
- статьи, рецензии и интервью, касающиеся творчества Н. Коляды: в периодической печати 1990-2000-х гг., материалы блога Н. Коляды (Kolya-danik Live-Journal) на протяжении 2008-2013 гг.; рецензии на спектакли в отечественной и европейской периодической печати 1990-2000-х гг.; отзывы зрителей «Коляда-театра» в социальных сетях;
- иконографические материалы: программки спектаклей, фотографии мизансцен, костюмов, реквизита, сценической площадки «Коляда-театра»;
- тексты учеников и коллег Н. Коляды - драматургов «Уральской драматургической школы» о различных аспектах театрального искусства.
Литература вопроса. Несмотря на значительность театральной деятельности Н. Коляды, его вклад в развитие российского провинциального театра отечественным театроведением недостаточно оценен и обобщен. При огромном количестве критических откликов на пьесы и спектакли Н. Коляды
екая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литератуы. 1971. № 8. С. 40-69; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979; Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89-99; Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж; Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С. 216-236; Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
12 Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006; Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. 2005. Декабрь. № 60. С. 48-58; Зонтаг С. Заметки о Кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 46-54; Конрадова H.A. Китч как социокультурный феномен: дис.... канд. культурологии : 24.00.01. М.: Рос. ин-т культурологии Мин-ва культуры РФ, 2001; Яковлева А.М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб.: Алетейя, 2001. С. 252-263.
в поле научного анализа попадала лишь его драматургия 1980-1990-х гг., исследованная в ряде филологических диссертаций.
На протяжении 1980-Х-1990-х гг. в современной драматургии были одновременно представлены авторы «новой волны» и молодые драматурги, только заявлявшие о себе. В рецензиях театроведов и практиков театра (А. Бегунова, А. Винокурова, В. Дрознина, О. Игнатюк, А. Иняхина, И. Кукули-на, А. Соколянского и др.) творчество Н. Коляды, как массового коммерческого драматурга, рассматривалось в контексте поздней советской драматургии «новой волны» (Л. Петрушевская, Э. Радзинский, Л. Зорин, А. Галин, С. Алешин, М. Рощин и др.). Развитие последней совпало по времени с вхождением в литературу молодых драматургов перестроечной эпохи, или, как их
1 "Я
назвал театровед Б. Любимов, драматургии «промежутка» (Н. Коляда, А. Слаповский, С. Лобозеров, Н. Садур, П. Гладилин, А. Винокуров и др.).
В 2000-х гг. появилось направление «новая драма»14. Т. о., «новая волна», перестроечная драматургия и «новая драма» развивались параллельно15. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе о том, к какому направлению причислить Н. Коляду.
Н. Коляда заполнил паузу, возникшую в развитии драматургии между «новой волной» позднего советского периода и «новой драмой» рубежа веков. На фоне предшественников он воспринимался как эпигон. «Разговор о массовой жизни он повел, усвоив язык массовой культуры, и тем самым лишил
13 Любимов Б. Духовная реформа // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 214.
14 Согласно исследованию театроведа К. Матвиенко, «термин "новая драма" позаимствован у эстетически цельного художественного направления в драматургии конца XIX - начала XX вв. Европейская "новая драма" Г. Ибсена, А. Стриндберга, Б. Шоу была чисто театральным явлением. Нынешний бренд "новая драма" не претендует на оригинальность названия, скорее, использует удобную и отражающую разнообразие авторских стилей формулировку». (Матвиенко К. «Новая драма» в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего // Петербургский театральный журнал. 2008. № 2 (52). С. 92.). Для молодых «новодрамовцев» начала"ХХ1 в., драматургов «Уральской школы драматургии», которую он сам и основал, Н.В. Коляда стал учителем и своеобразным «крестным отцом».
15 Периодизация взята из учебного пособия: Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 4-5.
9
традиционные темы «новой волны» надрывной и болезненной остроты»,16 -обозначил главную антиномию восприятия его драматургии московский театровед А. Соколянский.
В статьях литературных критиков предпринимались исследования художественных особенностей текстов Н. Коляды. Так, Е. Сальникова находила в его пьесах характерные мотивы и приемы драматургии «новой волны», как то: «разговорная с минимумом внешнего действия пьеса, выводящая на первый план настроения и душевные состояния персонажей»17.
В итоговой статье «Драма драматургии», обобщающей развитие драматургии 1980-90-х гг., литературный критик А. Злобина назвала Н. Коляду самым удачливым драматургом советской эпохи; «небесталанным, но совсем не оригинальным», описывающим «убогий быт духовно убогих обывателей»18. Что касается языка, то критик обратила внимание лишь на «помойный поток» бранной лексики и «ненормативные шутки». В целом все творчество драматурга было отнесено к разряду «чернухи». Как укор звучали слова о режиссерской работе драматурга: «И Коляда занялся постановкой»19.
Очевидный разрыв между толкованием текстов Н. Коляды и впечатлением от спектаклей по его пьесам характерен для многих рецензентов, писавших о нем и в столичной, и в провинциальной прессе. Первоначально в спектаклях по пьесам Н. Коляды критика улавливала режущий восприятие «уличный» текст, оскорбительный для слуха и глаза, «черный импрессионизм» и ненормативный язык. Драматургия воспринималась сквозь призму натуралистического сценического толкования. При этом в рецензиях не улавливалось образное единство авторского мира, поскольку образность драматургии Н. Коляды не находила адекватного воплощения.
16 Соколянский А. Шаблоны склоки и любви // Новый мир. 1995. № 9. С. 220.
17
Сальникова Е. В отсутствие несвободы и свободы // Современная драматургия. 1995. № 1-2. С. 205.
18 Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом // Новый мир. 1998. № 3. С. 192.
19 Там же. К 1998 г. Н. Коляда поставил четыре спектакля по своим пьесам в Свердловском академическом театре драмы.
По мнению режиссера А. Германа старшего, говоря о том, как в России тяжело и скверно, художник должен над этим заплакать. «Чернухи никакой
не было, чернуху придумало начальство. Там, где искусство кончается, уже
20
можно делить: чернуха или нечернуха, искусству совершенно все равно» . Проблема Н. Коляды заключалась в том, что его творчество не рассматривалось в ряду принадлежности к искусству, приписывалось к «низкопробному» коммерческому театру, тяготеющему к массовой культуре21.
Упреки в адрес драматурга зачастую обнаруживали стереотипность мышления рецензента, приверженность сложившейся художественной системе, в которую молодой автор не вписывался. Это несоответствие отмечалось на различных уровнях: тематическом, языковом, эстетическом.
Г. Заславский подчеркивал речевую достоверность текстов Н. Коляды: «Его пьесы бедны словом, как бедны им наши разговоры. Он не обедняет интонационную палитру русской речи, лишь констатирует безликость случайно
22 тт
слышанных диалогов» . Из описания видно, что рецензент воспринимает текст Н. Коляды как прямое отражение реальности. По словам режиссеров А. Дрозни-на и В. Бегунова, Коляда пишет «грубо, неровно, коряво, одиозно...» .
В рецензии на спектакль Московского театра «Современник» «Мы едем, едем, едем», поставленном Г. Волчек, критик «Литературной газеты» формулирует сущностную особенность драматургии Н. Коляды: «Шокирует эстетика спектакля, не знающая границ между пародией на китч и собственно китчем»24. Наблюдение М. Седых заставляет задуматься о том, насколько правомерно такое противопоставление и каким образом китч и camp (пародия на китч) соединяются в творчестве Н. Коляды.
20 Герман А. Чернуху придумало начальство / записал А. Плахов // Коммерсант. 1998. 18 июля. № 129. С. 1.
21 См.: Злобина А. Указ. соч. С. 193.
22 Заславский Г. Дорожные жалобы: (Пьеса Н. Коляды «Мы едем, едем, едем...» в московском театре Современник») // Независимая газета. 1996. 24 июля. № 134. С. 7.
23 Бегунов В., Дрознин А. Зеркало для бомжей, или О том, как маргиналы себя утешают // Современная драматургия. 1997. № 1. С. 214-219.
24 Седых М. Приехали!: К 40-летию московского театра «Современник» // Литературная газета. 1996.14 авг. № 33. С. 8.
Творчество драматурга Н. Коляды развивалось в постоянном противостоянии нелицеприятному анализу. Очевидно, что он оказался в конфликтной зоне процессов, разделяющих и без того не монолитный отечественный театр. Расслоение публики, ломка форм организации театра, приход в театр нового зрителя видоизменяли театральный ландшафт, на котором подвергались испытанию на прочность традиционные антиномии, такие, как противопоставления авторского театра, как искусства - коммерческому театру, обращенному к массовой аудитории.
Погрешности стиля, за которые драматурга ругали в начале пути, со временем переплавлялись в приметы неповторимого авторского своеобразия.
Осмысление и признание художественных достоинств пьес Н. Коляды началось в Екатеринбурге. В рамках первого международного театрального фестиваля «одного драматурга» «Коляда-РкуБ» (1994) прошла дискуссия о пьесах Н. Коляды, опубликованных в сборнике «Пьесы для любимого театра» .
В дискуссии было немало справедливых критических суждений, касающихся повторов, композиционной затянутости драматургического действия, пространных монологов и т. д. Вот мнение эстетика Л. Когана: «Я читал пьесы Коляды подряд. Это интересно, но и трудно. Трудно потому, что автор все время повторяется. Герои одной пьесы переходят в другую. Возьмите Островского и попробуйте пересадить Хлынова из одной пьесы в другую - не выйдет. А здесь любой герой может органично войти в ткань другой пьесы»26.
Опровергалось однозначное определение драматургии Н. Коляды как беспросветной «чернухи»: «Коляда не пишет физиологических очерков для сцены, его поэтика ближе не к натурализму, а к сентиментализму. Да, его персонажи пребывают часто на дне жизни. Но волею автора над этим дном
25 Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994.
Художественный мир Николая Коляды и его сценическое воплощение: творческая дискуссия // Театр в зеркале критики. Екатеринбург: Дом актера, 1996. С. 56.
12
/уч
сияют звёзды добра, не дающие темноте стать тотальной» (литературовед Л. Быков). По мнению театроведа Л. Немченко, пьесы Коляды глубоко психологичны. Их главная трудность для постановки заключается «во внутренней противоречивости его эстетики, в том, что он и конкретен, и возвышается над конкретностью повседневности...»28. При этом многие отмечали, что его пьесы никогда не оставляют чувства безнадёжности.
Литературовед Н. Лейдерман и театральный критик О. Лоевский сходились на том, что пьесы Н. Коляды пока не обрели адекватного сценического воплощения и не открываются привычными приемами искусства «переживания»29.
В целом материалы конференции оказали значительную помощь диссертанту, раскрыв неоднозначное отношение уральского критического сообщества к ранней драматургии Н. Коляды.
Н. Коляда позднее констатировал, что стремление «взять количеством» привело к тому, что он написал много плохих пьес. «Я написал много историй для театра, и много совсем плохих, никуда не годных, написанных в спешке. Но несколько пьес, на мой взгляд, получились. Те, что я писал не
30
спеша» .
В середине 1990-х гг. Н. Коляда был самым репертуарным отечественным драматургом, его пьесы шли в России и за рубежом. Он писал по шесть новых пьес в год, что было вызвано успехом у зрителя и социальным заказом актеров, искавших «самоигральные» малонаселенные тексты для мобильных антрепризных спектаклей. «Его тексты - чистая "драматургия для актера". Они дают возможность прожить и выразить многое, они -
27 Художественный мир Николая Коляды и его сценическое воплощение: творческая дискуссия. С. 54.
2 Там же, с. 56.
29 Там же, с. 53-54.
лл
Коляда Н. «Или растрогайте меня, или рассмешите...» // Современная драматургия. 2000. № 2. С. 153.
благодатнейшая нива для вдохновенной актерской деятельности» . «Самоигральные» пьесы не нуждалась в режиссерском прочтении, что также упрощало попадание текстов Н. Коляды на сцену. Из 100 написанных пьес поставлено больше половины. Плодовитость автора вызывала насмешли-
<5-л
вые упреки: «античным комедиографом» называл Коляду Г. Заславский.
Привлекает внимание полярность оценок творчества Н. Коляды столичной и екатеринбургской критикой. Противостояние столицы и провинции в отношении к феномену Н. Коляды достигает предельного накала.
«"Чернушные" - так окрестили его пьесы московские критики, знающие российскую жизнь по впечатлениям внутри Бульварного кольца. Но черная - лишь одна из красок в палитре Коляды», - пишет журналист и историк уральского театра Ю. Матафонова. - Пьесы Коляды привлекают театры и зрителя тем, что они гуманистические по своей сути, написанные для того, чтобы поддержать человека, помочь увидеть в нем то, что будет способствовать возрождению»33.
В 1997 г. на Урале была опубликована единственная монография о творчестве Н. Коляды, написанная Н. Лейдерманом34. Опираясь на пьесы 1980-1990-х гг., автор первым исследовал драматургию Н. Коляды как неповторимое единство, назвал тенденцию, разрабатываемую драматургом,
«1С
«метафизическим сентиментализмом или сентиментальным натурализмом» , отразив в терминологической двойственности противоречивость творчества Н. Коляды. Н. Лейдерман выявил карнавальную природу драматургии Н. Коляды, указав на ее связь с традицией античной и средневековой смеховой культуры.
Критический очерк Н. Лейдермана открыл перспективы изучения драматургии Н. Коляды как целостного феномена. В 2000-х гг. это направление было
31 Игнатюк О. Пространство русского сквернословия // Культура. 1996. 27 июля. № 28. С.12.
32 Заславский Г. Дорожные жалобы // Независимая газета. 1996. 24 июля. № 134. С. 7.
33 Матафонова Ю.К. Феномен Коляды // Матафонова Ю.К. Кумиры сцены. Екатеринбург: Пакрус, 2000. С. 128.
34 Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды. Критический очерк. 2-е изд. Екатеринбург: Словесник, 2002.
3 Лейдерман Н.Л. Указ. соч. С. 136.
развито в диссертациях ученых-филологов: Е. Старченко , О. Наумовой , Е. Лазаревой38, исследовавших пьесы Н. Коляды в контексте перестроечной драматургии, литературной традиции «лирической драмы» и постмодернистской эстетики.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Проблемы развития Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века (на примере творчества режиссера Р. В. Исрафилова).2017 год, кандидат наук Сагитова Айсылу Сынтимеровна
Проблемы развития Башкирского государственного академичекого театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия XX века: на примере творчества режиссера Р.В. Исрафилова2016 год, кандидат наук Сагитова, Айсылу Сынтимеровна
Деятельность Севастопольского русского драматического театра имени А. В. Луначарского в 1990-е–2010-е годы2018 год, кандидат наук Смирнова Елена Александровна
Театральная критика 1920-х годов: рецепция пьес Н. Эрдмана "Мандат" и М. Булгакова "Дни Турбиных"2006 год, кандидат филологических наук Миронова, Мария Александровна
Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков2006 год, кандидат искусствоведения Слесарь, Евгений Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щербакова, Наталия Геннадьевна, 2013 год
Список использованных источников
I. Тексты Н.В. Коляды
1. Коляда Н.В. «Баба Шанель» и другие пьесы. Екатеринбург, «Коляда-театр», 2012.472 с.
2. Коляда Н.В. Кармен жива: Пьесы. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2002. 372 с.
3. Коляда Н.В. Коробочка: Пьесы. Екатеринбург: Журнал «Урал», 2009. 400 с.
4. Коляда Н.В. «На Сахалин» // Урал. 2000. № 7. С. 123-134.
5. Коляда Н.В. «Нелюдимо наше море...», или Корабль дураков // Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. 400 с. С. 199-234.
6. Коляда Н.В. Носферату: Пьесы и киносценарии. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. 392 с.
7. Коляда Н.В. «Персидская сирень» и другие пьесы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 464 с.
8. Коляда Н.В. Полонез Огинского // Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. 400 с. С. 85-140.
9. Коляда Н.В. «Старая зайчиха» и другие старые пьесы. Екатеринбург: Журнал «Урал», 2007. 404 с.
Ю.Коляда Н.В. Уйди-уйди: Пьесы. Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во: Новое время, 2000. 440 с.
11.Коляда Н.В. Черепаха Маня // Коляда Н.В. «Персидская сирень» и другие пьесы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. С. 114136.
II. Словари
12.Курицын В.Н. Коляда Николай Владимирович // Русские писатели 20 века. Биогр. слов. / гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву - А. М., 2000. 808 с. С. 356. (Серия биографических словарей).
13.Литературная энциклопедия терминов и понятий: энциклопедия / Рос. акад. наук; Ин-т науч. информ. по общест. наукам; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.
14.Павис П. Словарь театра: 2-е изд. / пер. с фр. Л. Баженовой [и др.]; под ред. Л. Баженовой. М.: ГИТИС, 2003. 516 с.
15.Перель Э. Англо-русский и русско-английский театральный словарь. М.: Филоматис, 2005. 440 с.
III. Научная литература, книги, статьи из книг
16.Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: Изд-во РГГУ, 1993. 351 с. С. 341-345.
17.Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. Театральные монографии. 567 с. С. 27-162.
18.Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 201 с.
19.Барбой Ю.М. К теории театра: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008. 238 с.
20.Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступит, ст. и комм. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
21.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 543 с.
22.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. 318 с.
23.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, прим. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с.
24.Бентли Э. Жизнь драмы / пер. с англ. В. Воронина; предисл. И.В. Ми-накова. М.: Айрис-Пресс, 2004. 406 с.
25.Бергсон А. Смех / пер. с франц. В. Флеровой и И. Гольденберга // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / пер. с франц. Мн: Харвест, 1999. 1408 с. С. 1278-1404.
26.Близнюк A.C. Основные пути жанрообразования в притчево-аллегорическом направлении эпической драмы. Житомир: Житом, гос. ун-т им. И. Франко, 1996. 120 с.
27.Богданова О.В. «Психологический постмодернизм» Николая Коляды // Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века). СПб.: Фил. фак. СПбГУ, 2004. 702 с. С. 650-670.
28.Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
29.Брук П. Пустое пространство: Секретов нет / пер. с англ. Ю.С. Ройтман, И.С. Цимбал и др., вступ. ст. Ю.И. Кагарлицкого, поел. A.B. Бартошеви-ча. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 376 с.
30.Буткевич М.М. К игровому театру: В 2 т. М.: РАТИ-ГИТИС, 2010. Т.1. Лирический трактат. 703 с.
31.Буткевич М.М. Создание и разрушение ритуала в театральной игре // Буткевич М.М. К игровому театру: В 2 т. М.: РАТИ-ГИТИС, 2010. Т. 1. Лирический трактат. С. 644-657.
32.Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011. 367 с.
33.Вислова A.B. Русский театр на сломе эпох: Рубеж XX-XXI веков. М.: Университетская книга, 2009. 272 с.
34.Владимиров C.B. Действие в драме / 2-е изд. доп./ предисл. Ю.М. Бар-боя, СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007.192 с.
35.Гинзбург Л.Я. Николай Олейников // Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. Л.: Сов.- писатель, 1989. С. 379-401.
36.Гоголь Н.В. Театральный разъезд // Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1978. Т. 5. С. 223-258.
37.Гончарова-Грабовская С.Я. Жанровая модель трагикомедии в русской драматургии конца XX века // Драма и театр. Сб. науч. тр. Редкол. Н.И. Ищук-Фадеева и др. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. Вып. III. 221 с. С. 5867.
38.Громова М.И. Творчество Николая Коляды // Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ-начала XXI века. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 368 с. С. 178-188.
39.Давыдова М.Ю. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005. 384 с.
40.Дебор Г.Э. Общество спектакля / пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович; ред. Б. Скуратов; послесл. А. Кефал. М.: Логос: Радек, 2000. 183 с.
41.Дмитревская М.Ю. Разговоры. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 648 с.
42.3онтаг С. Заметки о Кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть / сост., общ. ред. Б. Дубина; пер. с англ. В. Голышева и др. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 207 с. С. 46-54.
43.Зоркая Н.М. Кино. Театр. Литература: Опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010.400 с.
44.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 255 с.
45.Калиш В.Я. Театральная вертикаль. М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1991.271 с.
46.Канунникова И.А. Современная русская драматургия // Канунникова И.А. Русская драматургия XX века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003.208 с. С. 117-134.
47.Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / сост. и вст. ст. В.И. Максимова. М.: Совпадение, 2007. 503 с.
48.Лазарева Е.Ю. Пьеса Н. Коляды «Черепаха Маня»: к вопросу о «пороговой» ситуации и «пороговом» состоянии // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Москва-Ярославль, 2006. С. 250-254.
49.Лейдерман, Н.Л. Драматургия Николая Коляды: Критический очерк. 2-е изд. Екатеринбург: Словесник, 2002. 160 с.
50.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Драматургия Н. Коляды // Лейдер-ман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 19501990-е гг.: В 2-х т. М.: Академия, 2003. Т. 2: 1968-1990. С. 568-582.
51.Липовецкий М., Боймерс Б. Николай Коляда: мелодраматическая альтернатива // Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 230-242.
52.Липовецкий М., Боймерс Б. Классика в Коляда-театре // Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 243-249.
53.Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005. 384 с.
54.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
55.Массовые виды искусства и современная художественная культура / Богомолов Ю.В., Борев В.Ю., Вартанов A.C. и др.; отв. ред. A.C. Вартанов, сост. В.П. Дёмин; ВНИИ искусствознания. М.: Искусство, 1986. 272 с.
56.Матафонова Ю.К. «Русские покупают снег в Германии» // Театр в зеркале критики. Екатеринбург: Дом актера, 1996. С. 35-40.
57.Матафонова Ю.К. Феномен Коляды // Матафонова Ю.К. Кумиры сцены: очерки театральной жизни Екатеринбурга - Свердловска. Екатеринбург: Пакрус, 2000. 146 с. С. 127-139. (Серия: «Урал: XX век» / гл. ред. - акад. РИА Н.И. Тимофеев).
58.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с.
59.Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 169 с.
60.Мейерхольд В.Э. Балаган // Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2-хч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1.1891-1917. С. 207-229.
61.Моруа А. Жан Кокто / пер. с фр. М. Злобиной // Моруа А. Три Дюма. Литературные портреты. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1975. С. 546564.
62.Песочинский Н.В. Игровой театр // Театральные термины и понятия: материалы к словарю. Вып. II. СПб.: РИИИ, 2010. С. 88-91.
63.Песочинский Н.В. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика // Режиссура: взгляд из конца века. Сб. науч. тр. / Федер. Агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств / ред.— сост. О.Н. Мальцева. СПб.: РИИИ, 2005. 248 с. С. 183-202.
64.Романова М.А. Театр Александра Соколова. Екатеринбург: Форт Диа-лог-Исеть, 2011. 176 с.
65.Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. М.: Наука, 1989. 384 с.
66.Рудницкий K.JI. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990. 280 с.
67.Сергеев A.B. Циркизация театра: От традиционализма к футуризму: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПбГАТИ; Чистый лист; изд-ль Е.С. Алексеева, 2008. 160 с.
68.Скороход Н.С. Как инсценировать прозу: Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
69.Стрелер Дж. Театр для людей / пер с ит., коммент. С. Бушуевой, по-слесл. В. Гульченко. М.: Радуга, 1984. 310 с.
70.Сузуки Т. Барьер как вызов // Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века / Ред. A.M. Смелянский, О.В. Егошина. Выпуск 1. М.: МХТ, 1999. 530 с. С. 379-394.
71.Таршис H.A. Музыка драматического спектакля. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2010. 163 с.
72.Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006. 175 с.
73.Уильямс Т. Трамвай «Желание» / пер. с англ. В. Неделина // Уильяме Т. Пьесы. М.: ЭКСМО, 2004. С. 163-398.
74.Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета / подгот. к печати Н. В. Брагинской // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. Сб. ст. / АН СССР, совет по истории мировой культуры; сост. М.Б. Ямполь-ский; отв. ред. Б.В. Раушенбах. М.: Наука, 1988. 236 с. С. 216-236.
75.Хейзинга, Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. В.В. Ошиса, общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
76.Художественный мир Николая Коляды и его сценическое воплощение. Творческая дискуссия СТД РФ // Театр в зеркале критики. Сб. статей / сост. А.Н. Лапина, Ю.К. Матафонова. Екатеринбург: Дом актера, 1996. 192 с. С. 53-58.
77.Чехов А.П. Вишневый сад // Собрание сочинений: В 8 т. М.: Правда,
1970. Т. 7. С. 317-370. 78.Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: МГУ, 1994. 147 с.
79.Яковлева, A.M. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. Сб. / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ и РАН / редкол.: Н.М. Зоркая и др. СПб.: Алетейя, 2001. 350 с. С. 252-263.
IV. Диссертации и авторефераты
80.Вербицкая Г.Я. Отечественная драматургия 70 - 90-х гг. XX века в контексте чеховской поэтики: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М.: Рос. акад. театр. Искусства (РАТИ), 2008. 26 с.
81.Гориченко Е.П. Олег Ягодин - актер Коляда-театра. Дипломная работа по специальности театроведение [Рукопись] СПб.: СПбГАТИ, 2010. 68 с.
82.Журчева О.В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: автореф. дис. ... док. филол. наук: 10.01.01. Самара: Сам. гос. ун-т, 2009.43 с.
83.Кирикова Л.Б. Николай Коляда - режиссер. Дипломная работа по специальности театровед-менеджер [Рукопись] Екатеринбург: ЕГТИ, 2001.78 с.
84.Коляда Н. Интервью / записала Л. Кирикова // Кирикова Л.Б. Николай Коляда - режиссер. Дипломная работа по специальности театровед-менеджер. [Рукопись] Екатеринбург: ЕГТИ, 2001. С. 72-75.
85.Конрадова, H.A. Китч как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. М. : Рос. ин-т культурологии Мин-ва культуры РФ, 2001. 191 с.
86.Кравцев В. Интервью / записала Л. Кирикова // Кирикова Л.Б. Николай Коляда - режиссер. Дипломная работа по специальности театровед-менеджер. [Рукопись] Екатеринбург: ЕГТИ, 2001. С. 76-78.
87.Лазарева Е.Ю. Особенности художественного мира Н. Коляды в контексте исканий драматургии 1980-1990-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.: Мое. пед. гос. ун-т (МПГУ), 2010. 16 с.
88.Лапенков Д.С. Драматургия Теннесси Уильямса 30-х-80-х гг. Вопросы поэтики: дис. ... канд. филолог, наук: 10.01.03. Н. Новгород: Нижего-род. гос. пед. ун-т (НГПУ), 2003. 199 с.
89.Моторин С.Н. Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 8090-х годов XX века: автореф. дис....канд. филол. наук : 10.01.01. М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова (МГОПУ), 2002.18 с.
90.Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв. (на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Самара: Сам. гос. ун-т, 2009. - 18 с.
91.Слесарь Е.А. Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб.: С-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов (СПбГУП), 2006. 27 с.
92.Старченко Е.В. Пьесы Н. В. Коляды и Н. Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов: дис. ... канд. филолог, наук: 10.01.01. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2005. 213 с.
V. Материалы периодической печати
93.Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 206-266.
94. Аннинский Л. Колядование при конце света. // Культура. 1999. 5-11 авг. № 28. С. 9.
95....А также: На вопросы Петербургского театрального журнала отвечают режиссеры: Режиссерская лаборатория // Петербургский театральный журнал. 2011. № 1 (63). С. 15-29.
96.Ахеджакова JI. «Боюсь окунуться во вчерашний день» / беседовал В. Выжутович // Театрал. 2008. Апрель. № 4 (49). С. 22-27.
97.Ахеджакова JL С кощунством на устах / бесед. Н. Агишева. // Московские новости. 1996. 15-22 сент. № 37. С. 24.
98.Бартошевич А.: В нем есть суть и искренность // Известия. 2002. 4 апр. № 58. С. 8.
99.Бегунов В., Дрознин А. Зеркало для бомжей, или О том, как маргиналы себя утешают// Современная драматургия. 1997. № 1. С. 214-219.
100. Бойм С. Китч и социалистический реализм // Новое литературное обозрение. 1995. № 15. С. 54-65.
101. Брандт Г. Амиго - «место» воображаемого // Петербургский театральный журнал. 2007. № 1 (47). С. 68-70.
102. Брандт Г. История Небылицы // Петербургский театральный журнал. 2010. № 2 (60). С. 110-112.
103. Брандт Г. Как жить-то теперь? // Петербургский театральный журнал. 2005. № 2 (40). С. 47-50.
104. Брандт Г. «Мы как данность» на сцене «Коляда-театра» // Петербургский театральный журнал. 2008. - № 3 (53). С. 74-77.
105. Брандт Г. Народ, предавший бога // Петербургский театральный журнал. 2011. № 2 (64). С. 87-88.
106. Брандт Г. О Любви, или Трагикомедия женской идентичности в современном театре // Петербургский театральный журнал. 2002. № 3 (29). С. 5-10.
107. Брандт Г. Отец@POISK.RU. Коляда-Plays. Екатеринбург. Июнь. 2011 г. // Петербургский театральный журнал. 2011. № 4 (66). С. 6-9.
108. Брандт Г. Пламя «КОЛЯДА-PLAYS»: О фестивале «Коляда-Plays» в Екатеринбурге // Петербургский театральный журнал. 2010. № 3 (61). С. 103-107.
109. Брандт Г. Пляска под названием «Гамлет» // Петербургский театральный журнал. 2007. № 3 (49). С. 80 -82.
110. Бугров Б.С. Дух творчества: Об отечественной драматургии конца века // Русская словесность. 2000. № 2. С. 20-27.
111. Брук П. Я ненавижу слово «культура» / интервью А. Соломонова // Известия. 2005. 4 март. № 37. С. 29.
112. Весь мир - тюрьма: К. Костенко. «Клаустрофобия». Театр «Теа-трон» и «Коляда-театр». Режиссер Н. Коляда, художник В. Кравцев / беседовали Г. Брандт, Л. Закс, О. Лоевский, Н. Санникова // Петербургский театральный журнал. 2004. № 1 (35). С. 92-95.
113. Виктюк Р. Интервью / беседовал А. Брушлинский // Радиус города. 2008. Дек. № 12 (42). С. 23-25.
114. Вильдгрубер О. Коляда и его «PLAYS»: заметки гостя / пер. с нем. А. Кааля // Урал. 1995. № 3. С. 264-270.
115. Вырыпаев И. Как я не возглавил польский МХАТ / беседовала А. Шендерова // Театр. 2012. № 5. С. 110-115.
116. Герман А.: «Чернуху придумало начальство» / записал А. Плахов //Коммерсантъ. 1998. 18 июля. № 129. С. 1.
117. Годер Д. Помоечный Гамлет // Время новостей. 2008. 30 янв. № 12. С. 8.
118. Гончарова Т. Расею-матушку затопило. // Общая газета. 1999. 21 июля. С. 4.
119. Гринберг К. Авангард и китч / пер. с англ. А. Калинина // Художественный журнал. 2005. Декабрь. № 60. С. 48-58.
120. Давыдова М. Николай Коляда: Конфетки-бараночки // Время новостей. 2002. 5 апр. № 60. С. 6.
121. Давыдова М. Палачи и жертвы // Известия. 2010. 13 апр. № 61. С. 9.
122. Джурова Т. Апокалипсис масс: «Вишневый сад» Н. Коляды в «Коляда-театре» // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). С. 84-85.
123. Дмитревская М. Корабль Коли Коляды // Петербургский театральный журнал. - 1998. - № 2 (13). - С. 42-43.
124. Дмитревская М. Ла-лалала-ла... // Петербургский театральный журнал. 2001. № 4 (26). С. 99-101.
125. Дмитревская М. Надо любить // Петербургский театральный журнал. 2005. 2 (40). С. 42-45.
126. Долгова Е. Россия летит на банановых крыльях / интервью с Н. Колядой // Новые известия. 1999. 22 июля. № 131. С. 7.
127. Должанский Р. В собственном репертуаре // Коммерсантъ. 2008. 4 фев. № 16. С. 22.
128. Дубичева К. «Коляда-театр» сыграл премьеру - пьесу Николая Коляды «Всеобъемлюще» // Российская газета: региональный выпуск УРФО. 2010. 16 июня. С. 7.
129. Забалуев В., Зензинов А. Новая драма: практика свободы // Новый мир. 2008. № 4. С. 168-177.
130. Закс Л. Любовь - театр - культура: Рубеж веков // Петербургский театральный журнал. 2001. № 2 (24). С. 6-16.
131. Заславский Г. Аутентичный театр Николая Коляды // Независимая газета. 2006. 2 июня. № 109. С. 12.
132. Заславский Г. Дорожные жалобы: Пьеса Н. Коляды «Мы едем, едем, едем...» в московском театре Современник» // Независимая газета. 1996. 24 июля. № 134. С. 7.
133. Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом // Новый мир. 1998. №3. С. 189-207.
134. Зорин JI. Предисловие: «Барак» Н. Коляды // Современная драматургия. 1988. № 5. С. 55.
135. Иванов А. Маленьких ролей не бывает // Вечер в Екатеринбурге. 1996.14 дек. №24. С. 4.
136. Игнатюк О. Пространство русского сквернословия // Культура. 1996. 27 июля. № 28. С. 12.
137. Иняхин А. Коляда case. Фестиваль «Коляда-Plays» в Екатеринбурге // Театральная жизнь. 1995. № 3. С. 6-8.
138. Истомина Т. Ритуал любви // Эксперт. 2001.12 марта. № 10. С. 74.
139. Карась А. Бесприютная колдунья // Российская газета. 2002. 25 апр. № 75. С. 9.
140. Карась А. Дитрих где-то рядом // Российская газета. 2009. 16 сент. С. 9.
141. Ким. А. Щепки-слезы «Вишневого сада»: «Вишневый сад» Н. Коляды в «Коляда-театре» // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). С. 82-84.
142. Кирсанова О. «Корабль дураков». Семь футов под килем! // Вечер в Екатеринбурге. 1996.14 дек. № 24. С. 4.
143. Ковальская Е. Время молрежа // Театр. 2011. Апрель. № 2 (3). С. 34-41.
144. Колпакова Н. Провинциальные «колядки» мэтра // Областная газета. 2001.11 мая. № 31.С. 6.
145. Коляда Н.В. Алмазная Джомолунгма // Современная драматургия. 2009. № 1. С. 159.
146. Коляда Н. В неравной борьбе с критикой. Беседа с драматургом и режиссером Н. Колядой / записал П. Руднев // Независимая газета. 2000. 16 февр. № 28. С. 13.
147. Коляда Н. Все есть вокруг нас // Петербургский театральный журнал. 2013. № 1 (71). С. 56-57.
148. Коляда Н.: «Где еще можно поплакать, как не в театре» / записала М. Романова // Эксперт-Урал. 2001. 12 марта. № 10. С. 23.
149. Коляда Н. Гражданин мира / беседовал В. Забалуев // Время МН. 2001. 2 нояб. С. 5.
150. Коляда Н. «Или растрогайте меня, или рассмешите...» // Современная драматургия. 2000. № 2. С. 153.
151. Коляда Н.: И тогда грязь станет красива / записал Я. Левченко // Огонёк. 2011. 21 нояб. № 46. С. 45.
152. Коляда Н. Колядки // Бумеранг. 2001. 18 марта. № 10. С. 2.
153. Коляда Н.: «Мое счастье и мука» / беседовал Г. Рогов // Журналист. 2003. № 6. С. 86.
154. Коляда Н. «Николай Коляда проклинает Станиславского» / записал С. Грачев // Аргументы и факты. 2001. 24 июля. № 30 (143). С. 7.
155. Коляда H. Надо все это прожить - иначе ничего не получится / беседовала JI. Немченко // Петербургский театральный журнал. 1998. №2(13). С. 36-41.
156. Коляда Н. «Ощущаю себя в парадигме русской культуры» / записала Е. Коробкова // Известия УРГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 15. 2008. № 55. С. 316-322.
157. Коляда Н. Режиссер, актер, вахтер / беседовала М. Мурзина // АиФ-Москва. 2000. Декабрь. № 48. С. 14.
158. Коляда Н. «Сижу за столом, пишу и сам отвечаю за все. Я ни от кого не завишу» / беседовал А. Сидоров // Современная драматургия. 1991. №2. С. 209-214.
159. Коляда Н. Страшно, когда детство уходит // На смену! 2001. 13 марта. № 24. С. 4.
160. Коляда Н. «Я не проигрываю дел, за которые берусь!» / записала Е. Тарасова // Новая хроника. 2000.5 окт. № 75. С. 7.
161. Корнеева И. Лоскуты да тряпочки // Время новостей. 2002. 19 апр. № 67. С. 6.
162. Лебедина Л. Черный юмор про светлую даль: «Уйди-уйди» Н. Коляды в «Современнике» // Труд. 2000. 11 нояб. № 211. С. 5.
163. Лавров Г. По радио поют, что нет причины для тоски. Гости столицы // Страстной бульвар, 10. 2010. № 9 (129). С. 85-91.
164. Левченко Я. Музыка мусора: о гастролях театра Коляды в Москве // Огонёк. 2011. 21 нояб. № 46. С. 44-45.
165. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89-99.
166. Любимов Б. Духовная реформа // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 202-215.
167. Максимова В. Здесь счастья нет: «Уйди-уйди» в театре «Современник» // Независимая газета. 2000. 1 нояб. № 207. С. 7.
168. Малыгина Н.М. Репетиция несыгранной свадьбы: (О драматургии Н. Коляды) // Современная драматургия. 2001. № 4. С. 2.
169. Матвиенко К. «Новая драма» в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего // Петербургский театральный журнал. 2008. № 2 (52). С. 92-97.
170. Матюхина Т. Свекла - любовь // Уральский рабочий. 2001. 29 марта. № 26. С. 6.
171. Никифорова В. Фотки на память: «Откровенные полароидные снимки» в Театре им. Пушкина // Ведомости. 2002. 10 апр. № 61. С. 6.
172. Пилат В. Николай Коляда: Драматургия «промежутка», или Художественный взгляд в будущее? // Балтийский филологический курьер. Калиниград, 2000. № 1. С. 188-192.
173. Предеин Н. Владимир Кравцев как художник пространства // Петербургский театральный журнал. 2002. № 1 (27). С. 97-98.
• г Ht
174. Ренанский Д. Театр одного. «Вишневый сад» Николая Коляды на фестивале «Дуэль» // WeekEnd (Санкт-Петербург). 2009. 11 дек. № 232. С. 32.
175. Родионов А. Поэт мусорного капитализма / Интервью с М. Ра-венхиллом // Независимая газета. 2000. 3 авг. № 143. С. 7.
176. Романова М. Чувства с веками не меняются // Наш дом — наш город. 2001.4 марта. № 15. С. 4.
177. Сальникова Е. В отсутствие несвободы и свободы // Современная драматургия. 1995. № 1-2. С. 205-214.
178. Санникова Н. О спектакле. «Фронтовичка» Н. Коляды в Екатеринбургском «Коляда-театре» // Петербургский театральный журнал. 2010. №2 (60). С. 112.
179. Седов А. Николая Коляду чуть не убило током // Вечерние ведомости из Екатеринбурга. 2001. 28 фев. № 37. С. 1.
180. Седых М. Приехали: К 40-летию московского театра «Современник» // Литературная газета. 1996. 14 авг. № 33. С. 8.
181. Синицкая C.B. Тригей, Арлекин, Бонардин, Поприщин, или Театральный комментарий к «Запискам сумасшедшего» // Театрон. СПб. 2010. №1(5). С. 70-81.
182. Скорочкина О. Великолепье цветной мишуры // Петербургский театральный журнал. 2001. № 4 (26). С. 101-102.
183. Скорочкина О. И корабль плывет... «Уйди-уйди» Н. Коляды в Свердловском театре драмы // Петербургский театральный журнал. 2000. № 3 (21). С. 86-89.
184. Скороход Н. Две или три вещи, которые я знаю о ней // Петербургский театральный журнал. 2009. № 4 (58). С. 33-38.
185. Соловьева Е. Персонаж по имени «народ»: «Коляда-театр» поставил «Борис Годунов» // Российская газета. 2011. 31 мая. № 115. С. 11.
186. Соколянский А. Шаблоны склоки и любви // Новый мир. 1995. № 8. С. 218-220. Рец. на кн.: Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. 400 с.
187. Старобинец А. Культура одного города // Эксперт. 2004. 7-13 июня. № 21. С. 98-103.
188. Стишова Е. От какого героя мы отказываемся // Искусство кино. 1996. №2. С. 12-15.
189. Стоева Н., Филатова Л. «Радуга» на небе и на земле. IX Международный театральный фестиваль «Радуга» - 2008 // Петербургский театральный журнал. 2008. № 3 (53). С. 50-61.
190. Стоунквист Э. Ф. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта: автореферат диссертации с примечаниями 1961 г. / Пер. В.Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29). С. 9-36.
191. Сухарев A.B. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы // Мир психологии и
психология в мире: научно-методический журнал международной академии педагогических и социальных наук / Ред. Д.И. Фельдштейн, В.В. Барцалкина. 1994. Октябрь-ноябрь. С. 63-74.
192. Таршис Н. «Браво», Екатеринбург, 2000 // Петербургский театральный журнал. 2001. № 1 (23). С. 165.
193. Таршис Н. Наша сакура: «Вишневый сад» Н. Коляды в «Коляда-театре» // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). С. 85.
194. Таршис Н. Театр без границ // Петербургский театральный журнал. 2001. № 4 (26). С. 112-116.
195. Тибода Ж.-П. Открыть российский театр Европе / записала К. Дубичева // Российская газета. 2011. 4 нояб. С. 6.
196. Туровская М. В сторону Теннесси Уильямса // Театр. 1984. № 4. С. 138-156.
197. Филатова Л. Про какие-то пальмы, про берег, про пляж... // Петербургский театральный журнал. 2007. № 3 (49). С. 84-86.
198. Филиппов А. Любовь по-екатеринбургски / интервью с Н. Колядой // Известия. 2002.4 апр. № 58. С. 8.
199. Фукс О. Ангел предместья приземлился в «вороньей слободке» // Вечерняя Москва. 1999. 25 июля. № 132. С. 7.
200. Шакшина Е. «Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью...» // Вечерний Екатеринбург. 2001. 2 марта. № 25. С. 4.
201. Швыдкой М. Почему нас покинул Бог, или Если бы знать: «Мур-лин Мурло» Н. Коляды в «Современнике» // Экран и сцена. 1990. 9 мая. № 19. С. 5.
202. Шендерова А. Офелия не тонет: «Гамлет» Екатеринбургского «Коляда-театра» // Коммерсантъ. 2008. 29 янв. № 12. С. 21.
203. Шимадина М. Фарс по расчету: «Женитьба» Н. Гоголя в постановке Н. Коляды // Коммерсантъ. 2008. 1 февр. № 15. С. 22.
204. Щагина С. Картина мира // Петербургский театральный журнал. 2007. № 3 (49). С. 83.
205. Щербаков К. Ежедневные люди: «Уйди-уйди» Н. Коляды в «Современнике» // Экран и сцена. 2000. Декабрь. № 50. С. 5.
206. Щербинина О. Не буква, но дух. // Сегодня на Урале. 2001. 2 марта. № 16. С. 4.
207. Ямпольская Е. Снующие по волнам: Н. Коляда «Корабль дураков», Театр драмы, Екатеринбург // Новые известия. 1999. 21 июля. № 130. С. 7.
VI. Ьиегпе^источники:
208. Брандт Г. В Екатеринбурге завершился VI «Коляда-Р1ауз» // Петербургский театральный журнал. Блог. 01. 07. 2012. 1ЖЬ : http://ptj.spb.ru/blog/vekaterinburge-zavershilsya-vikolyada-plays/ (дата обращения 01.07.2012).
209. Гусейнов Г.Ч. Трикстер нашего времени. Лекция / записала М. Мороз // Open Spase [Электронный ресурс] 25. 10. 2012. URL:http://www.openspace.ru/article/515 (дата обращения 25.10.2012).
210. Дьякова Е. Россия в фибровом чемодане // Персональный сайт Н. Коляды: рецензии. URL: http://www.kolyada.uralinfo.ru (дата обращения 12.12.2009).
211. Зорина К. Коляда в «Современнике» // Русский журнал. 27. 10. 2000. URL: http://old.russ.ru/culture/review/20001027_zor.html (дата обращения 12. 02.2010).
212. Ким А. Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк... «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в «Коляда-театре» // Петербургский театральный журнал. Блог. 18 05. 2012. URL: http://ptj.spb.ru/blog/babochka-krylyshkami-byak-byak-byak-byak/ (дата обращения 18.05.2012).
213. Кичин В. «Вишневый сад» в «Коляда-театре» // Валерий Кичин. Блог. 09. 11. 2011. URL: http://valery-kichin.livejournal.com/221330.html (дата обращения 12.11.2011).
214. Кичин В. Мировая душа и человеческие потемки. «Коляда театр» показал москвичам «Вишневый сад» // Российская газета. 09. 11. 2011. Internet-портал: URL:http://www.rg.ru/2011/1 l/09/vishnevii-sad-site-html (дата обращения 12.11.2012).
215. Коляда Н.В. Баба Шанель // Персональный сайт Николая Коляды. Пьесы. URL: http://kolyada.ur.ru/chanel/ (дата обращения 02.09.2010).
216. Коляда Н.В. Большая Советская энциклопедия // Персональный сайт Николая Коляды. Пьесы. URL: http://kolyada.ur.ru/bse/ (дата обращения 12.01.2011).
217. Коляда Н.: «Весь русский народ - это артисты» / записал С. Васильев // Дзержинский официальный городской сайт. 13. 04. 2007. URL:
http://www.ugresh.ru/uv/newarxiv.htm?act=viewtopic&idgod=2007&idn omer=17&topic=1766 (дата обращения 02.04.2010).
218. Коляда Н.: «Гоголь - член моей семьи» / записал П. Подкладов // Радио Свобода. 29. 01. 2008. URL: http://www.svoboda.org/content/article/432413.html (дата обращения 24.02.2009).
219. Коляда Н.В. Два плюс два // Персональный сайт Николая Коляды. Пьесы. URL: http://kolyada.ur.ru/22/ (дата обращения 02.09.2010).
220. Коляда Н. Девять дней // Блог Николая Коляды [сайт]. URL: http://kolyadanik.livejournal.com/1652399.html (дата обращения 25.11.2011).
221. Коляда Н. «Мой театр - скорее секта» / записал Д. Лисин // Газе-та.ру. 22. 11. 2011. URL: http://www.gazeta.ru/culture/2011/1 l/22/a_3843742.shtml (дата обращения 22.11.2011).
222. Коляда H.: «Муза не всегда летает над диваном» / записала JI. Караваева // Вслух.ру. Тюменская интернет-газета. 31. 10. 2007. URL: http://www.vsluh.ru/news/interview/126583 (дата обращения 12.05.2010).
223. Коляда Н. Правда и вранье про Николая Коляду / записала. Л. Шарова. 14. 10. 2004. // Персональный сайт Н. Коляды. URL: http://kolyada.ur.ru/interview/2004/10/pravda-i-vrane-pro-nikolaya-kolyadu/#more-230 (дата обращения 12.09.2009).
224. Коляда Н. Что такое пьеса? // Коляда Н. Блог. URL: http://kolyadanik.livejornal.com/ (дата обращения 13.04.2009).
225. Коляда Н. Школа выживания от Николая Коляды // Новости культуры. 08. 11. 2010. URL:www.tvkultura.ru/novosti.html (дата обращения 04.03.2011).
226. Кукулин И. Ему и больно, и смешно... // Независимая газета. Internet-версия. 17. 08. 2000. URL: :http:nvo.ng.ru/lit/2000-08-17/2_Kolyda.html (дата обращения 13.07.2009). Рец. на кн: Коляда Н.В. Уйди-уйди. Пьесы. - Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во: Новое время, 2000. - 440 с.
227. Лисин Д. О, где же ты, брат! (О спектакле «Коляда-театра» «Вишневый сад») // Лисин Д. Блог Zimales. 10. 11. 2011. URL: http://zimales.livejournal.com/79366.html (дата обращения 13.04.12).
228. Муратова, Н.Г. «Я - Чехов... Нет, не то»: к вопросу о самоидентификации автора в современной драматургии (Творчество Николая Коляды) // Интерпретация и авангард: межвузовский сборник научных трудов / под ред. И.Е. Лощилова. Новосибирск: НГПУ, 2008. // Распо-пин В.Н. Интерпретации [сайт]. Авт. проект. URL: http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_e.php?el_book=280 (дата обращения 24. 12. 2009).
229. Пацюков, В.В. Феномен нелинейного равновесия в современной культуре // Государственный Центр Современного Искусства. Публикации сотрудников ГЦСИ: [веб-сайт]. 19. 01. 2010. URL: http://w ww.ncca.ru/publications .text?filial=2&id= 144 (дата обращения 20.10.2012).
230. Равенхилл М. «Английская культура - в ж...» / записал А. Соломонов // Газета. 17. 11. 2003. // Театральный смотритель [сайт]. URL: www/smotr.ru/net/2003/net2003_ravenhill.html (дата обращения 12. 02. 2010).
231. Угаров М. Режиссеры / Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина: [сайт]. URL: http://cdr.theatre.ru/directors/ugarov/ (дата обращения 27.10.2012).
232. Шендерова А. Трамвай из преисподней // Infox.ru. 12.04.2010. URL:http://www.infox.ru/afisha/theatre/2010/04/12/Tyeatr_v_pryeispodny. phtml (дата обращения 12.04.2010).
233. Thibaudat Jean-Pierre. Aller-retour à Ekaterinbourg // Liberation: [web-site]. 2011. 2 jullet. URL:
http://www .liberation.fr/chroniques/01012346653-aller-retour-a-ekaterinbourg (дата обращения 01.02.2012). VII. Литература на иностранных языках
234. Andrew Stott. Comedy. The New Critical Idiom. Routledge. New York and London. 2005.169 c.
235. Freedman J. The Poetry of Excess: Nikolai Kolyada in Yekaterinburg // TheatreForum. № 30. (Winter/Spring 2007). P. 48-57.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.