Театр Юджина О`Нила и американская режиссура 1920 - 1930-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Клейман, Юлия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Клейман, Юлия Анатольевна
Введение.
Глава I. Американский театр 1910 - 1920-х гг.
Становление американской режиссуры и ранний период творчества
Ю.О'Нила.
Глава II. Театр «Гилд». «Странная интерлюдия» и
Динамо».
Глава III. «Траур - участь Электры», «Ах, пустыня!» и «Дни без конца».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Режиссерская методология Вс.Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр2005 год, кандидат искусствоведения Чжун Чжун Ок
Организационные формы и сценическая деятельность Ирландского национального Эбби-театра: 1939-1999 гг.2008 год, кандидат искусствоведения Левицкий, Валентин Глебович
Античная пьеса на петербургской сцене конца XIX - начала XX века2009 год, кандидат искусствоведения Якимова, Жанна Валерьевна
Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков2006 год, кандидат искусствоведения Слесарь, Евгений Александрович
Театральная концепция и режиссерско-сценографическая деятельность Адольфа Аппиа2009 год, кандидат искусствоведения Ульянова, Анна Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр Юджина О`Нила и американская режиссура 1920 - 1930-х гг.»
К началу XX века в США не было ни национального театра, ни национальной драматургии, которая могла бы стать вровень с европейской. Отсутствие собственной драматургической и театральной традиции породило истинно американский феномен: драматург - управляющий сценой (stage manager) и, далее, драматург - режиссер. Начало было положено прибывшим из Англии Дайоном Бусико (1820-1890), решительно изменившим функции управляющего сценой, до того лишь служившего организационным нуждам гастролировавших театральных трупп. Бусико писал для сцены (он был автором более, чем двухсот пьес), что позволяло ему также редактировать предназначенные для сцены пьесы других драматургов, и давал указания актерам. Далее активную роль в формировании репертуара своих трупп, подготовке актеров и техническом оснащении спектаклей стали играть управляющие сценой (они же были и драматургами) Августин Дэйли (18381899), Стил Маккей (1842-1894), Клайд Фитч (1865-1909). Именно от их принципов работы отталкивался (с Д. Бусико и С. Маккеем он сотрудничал) Дэвид Беласко (1854-1931), с которого начинается история американской режиссуры. Но театр Америки начала XX века отставал от европейского театра не на одно десятилетие, и этот разрыв начал сокращаться лишь в 1910-е годы.
Рождение новой, сопоставимой по широте творческих поисков с европейской, режиссуры в Америке приходится на 1920-е гг. - это время небывалого расцвета театра США. Никогда прежде (а потом - лишь однажды, в 1960-е) театр в Америке не приобретал такого общественного значения: следы этого - в названиях театральных зданий Бродвея, которые носят имена Юджина О'Нила, горячего поклонника творчества О'Нила критика Брукса Аткинсона, участвовавших в спектаклях, поставленных по драматургии О'Нила актеров Альфреда Ланта и Линн Фонтанн (никто из театральных деятелей более позднего периода такой чести не удостаивался). Единственный памятник на Бродвее - это памятник актеру Джорджу М. Коэну, лучшей ролью которого в его долгой карьере была роль Ната Миллера, исполненная в премьерной постановке пьесы О'Нила «Ах, пустыня!» В этот период американские режиссеры и сценографы, напитавшись европейскими идеями, создавали яркие, самобытные театральные спектакли.
Именно пьесы Юджина О'Нила привнесли на американскую сцену новый конфликт, его драматургия поставила новые проблемы и вывела на сцену новых героев. Появление его драматургии уже не могло не повлечь за собой возникновения такого театрального феномена, как новая режиссура, начавшая в стране с очень молодым театром поиски нового (в отличие от жизнеподобия Беласко и его подражателей) театрального языка. Но и сам первый драматург США испытывал желание активно участвовать в живом театральном процессе. О'Нил не был теоретиком: его перу принадлежит небольшое количество статей, в которых он прокламирует свои театральные взгляды. Тем не менее, наряду с драматургией, переписка и практическая деятельность драматурга позволяют пролить свет на его театральную концепцию. В свои пьесы драматург, критически относившийся к хорошо ему знакомому жизнеподобному театру, закладывал режиссерское решение, которое требовало для своего воплощения смело мыслящих режиссера и сценографа. Драматург стремился к тому, чтобы быть творчески интерпретированным: он активно предлагал свои пьесы режиссерам и актерам, охотно помогал взявшимся за постановку режиссерам, внося коррективы в свои пьесы, и даже стал одним из учредителей театра, созданного для постановки его драматургии. Деятельность О'Нила оказала огромное влияние не только на развитие американской драматургии, но и на становление молодого искусства американской режиссуры, опиравшегося, таким образом, на твердую почву национальной драматургии. Рассмотрение феномена американской режиссуры в ракурсе о'ниловской драматургии представляется чрезвычайно плодотворным: с одной стороны, пьесы О'Нила предстают в заданных автором условиях — условиях американской сцены, с другой стороны, именно постановка пьес О'Нила раскрыла талант целого ряда американских режиссеров и сценографов.
Творчеству О'Нила в целом в отечественном театроведении посвящена лишь одна монография - «Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы» филолога М.М. Кореневой1, в которой автор в контексте истории драматургии США последовательно рассматривает содержание и стилистические особенности всех пьес О'Нила, хотя и оставляет практически без внимания связь драматурга с театром его времени. Трудно переоценить созданный Ю.Г. Фридштейном библиографический указатель . Драматургия О'Нила изучена в отечественном театроведении достаточно широко: интересный и глубокий анализ отдельных его пьес содержится в работах А. Аникста3, Г.П. Злобина4, Н.П. Медведевой5, С.М. Пинаева6, A.C. Ромм7, Ю.А. Фридштейна8, И.С. Цимбал9, В.Б. Шаминой10, и др. Но творчество Юджина О'Нила рассматривается в данных работах вне истории их сценического прочтения.
Наиболее содержательными русскоязычными работами об американском актерском искусстве данного периода являются исследования «Американские
1 Коренева М.М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М.: Наука, 1990. 336 с. Фридштейн Ю.Г. Ю.О'Нил: Биобиблиографический указатель. М.: Книга, 1982. 108с.
3 Аникст A.A. Юджин О'Нил/Ю'Нил Ю. Пьесы: В 2т. М.: Искусство, 1970. Т.1.С.5-40
4 Злобин Г.П. Косноязычное красноречие Юджина О'Нила// О'Нил Ю., Уильяме Т. Пьесы: Сборник. М.: Радуга, 1985. С. 15-26
5 Медведева Н.П. Творческие искания Ю. О'Нила 1920-х гг и становление американской национальной драмы. Автореф. дисс. Горький: Горьковский университет им. Н.И.Лобачевского, 1974. 28с.
6 Пинаев С.М. Поэтика трагического в американской литературе (Драматургия 10. О'Нила). М.: Изд-во университета дружбы народов, 1988. 80с, Пинаев С.М. Художественная структура драм Ю.О'Нила: Автореф. дисс. М.: Московский областной педагогический институт им.Н.К.Крупской, 1979. 16с
7 Ромм A.C. Американская драматургия первой половины ХХв. JL: Искусство, 1978. 248с;
Ромм A.C. Юджин 0'Нил//История западноевропейского театра: 8т. М.: Искусство, 1988. Т.8.С.140-165.
8 Фридштейн Ю.Г. Странная увертюра//Современная драматургия. 1999. №2. С. 164-165
9 Цимбал И.С. От Ю.О'Нила к современной американской драме (Преемственность проблематики)// Социальная тема в современном зарубежном театре и кино. Л.:ЛГИТМиК, 1976. С. 103-120; Цимбал И.С. Трагедия отчуждения//Наука о театре. Л.:ЛГИТМиК, 1975. С.260-276; Цимбал И.С., Викторова Е.Ф. Миф в трагедии Ю.О'Нила/ЛГрадиции и новаторство в зарубежном театре. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.42-57
10 Шамина В.Б. Трагедия античная и современная. Эсхил и 0'Нил//Зарубежная драматургия. Метод и жанр. Свердловск: УрГу, 1983. С.87-101 актеры первой половины ХХв.» И.С. Цимбал1 и «Американские сады Аллы Назимовой» М.Г. Литавриной2, «Сценическое искусство США» И.В. Ступникова и E.H. Любимовой3. Работа И.С. Цимбал анализирует сценическую судьбу знаменитой династии Джона, Лайонеля и Этель Барриморов и звездной пары Альфред Лант и Линн Фонтанн. Работа М. Литавриной воссоздает творческую и личную биографию одной из ярчайших американских актрис 1910-30-х гг Аллы Назимовой. Написанная И.В. Ступниковым и E.H. Любимовой глава в восьмитомной «Истории западноевропейского театра» содержит глубокий, очень содержательный анализ творчества пути актрисы К. Корнелл и очерки сценических судеб Е. Ле Галлиенн, Д. Барримора, X. Хейес и Д. Андерсон.
Несмотря на значительность феномена американской режиссуры 192030-х годов, в отечественном театроведении он остается фактически неизученным: на русском языке о нем нет ни одной работы. Также не существует ни одного исследования, посвященного такому важнейшему явлению американского театрального искусства, как театр «Гилд». Фундаментальным исследованием по истории американского театра является труд Б.А. Смирнова «Театр США XX века», но в нем имеется ряд неточностей. Например, указывается, что О'Нил к концу 1920-х гг. «надолго замолчал»4 (а это произошло лишь в 1934 г.) или что театр «Гилд» был чужд экспериментам -«если фрейдизм, то салонный фрейдизм шервудского «Воссоединения в Вене», а не мрачно трагической и кое в чем беспощадной по отношению к обществу «Странной интерлюдии» Юджина О'Нила»5 (а ведь премьера «Странной интерлюдии», как и многих других пьес О'Нила произошла именно в театре «Гилд»). Ряд важных обобщений сделаны в главе «Сценическое искусство
1 Цимбал И.С. Американские актеры первой половины ХХв. JL: ЛГИТМИК, 1989. 68с.
2 Литаврина М.Г. Американские сады Аллы Назимовой. М.: РИО Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 1995. 192с.
3Ступников И.В., Любимова E.H. Сценическое искусство США//История западноевропейского театра: В 8т. М.: Искусство, 1988. Т.8. С. 194-252
4 Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1976. С.127
5 Смирнов Б.А. Театр США XX века. С. 123
США» в восьмитомнике «История западноевропейского театра», но новые данные позволяют ее существенно дополнить: так, деятельность главного режиссера театра «Гилд» - Филипа Мёллера - в главе упоминается лишь однажды и не подвергается анализу. Диссертация позволяет дополнить и статью К.А. Гладышевой «Театр Соединенных Штатов Америки»1 учебника «История зарубежного театра». Не умаляя достоинств перечисленных работ, это свидетельствуют о необходимости пристального изучения истории американского театра, новой расстановки смысловых акцентов.
Американское искусство данного периода традиционно причисляли к однозначно реалистическому (подражателям МХТ) как советские исследователи, так и современные. Так, роли системы Станиславского в искусстве США была посвящена диссертация театроведа К.А. Гладышевой «Развитие реализма в американском театре ХХв. и система Станиславского». Автор исследования утверждала, что «Система Станиславского отвечала тенденциям, вызревшим в театре США, и дала развивавшемуся американскому реалистическому театру целостную программу сценического реализма»2. Развитие американского театра виделось К.А. Гладышевой (позднее в ее статье «Театр Соединенных Штатов Америки»3 в учебнике «История зарубежного театра» картина развития американского театра уже была несколько скорректирована - появилось упоминание о влиянии идей экспрессионизма), Б.А. Смирнову, Н.Н.Сибирякову4, как последовательное утверждение реализма на сцене: «Таким образом, в процессе борьбы течений в 1910-20-х гг ХХв в движении «малых театров» победил реализм»5, что значительно упрощает и даже искажает историю американского театра. Участники «малых театров» как
1 Гладышева К.А. Театр Соединенных Штатов Америки // История зарубежного театра: В 4 т. М,- Просвещение, 1986. Т.З. С.198-253 Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре ХХв и система Станиславского. Автореф.дисс.М.: ГИТИС им.A.B.Луначарского, 1968. СЛ.
3 Гладышева К.А. Театр Соединенных Штатов Америки // История зарубежного театра: В 4 т. М., 1986. Т.З. С.198-253
4 Сибиряков H.H. Мировое значение Станиславского. М.: Искусство, 1988. 363с
5 Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре ХХв и система Станиславского. С.5 раз стремились избежать «реализма», который для них ассоциировался с бродвейскими постановками мелодрам, где копирование действительности было единственным постановочным принципом. Весьма неточным автору диссертации представляется озвученное в интервью 2007 г. утверждение исследователя американского театра М.Е. Швыдкого о том, что «кумиром американских театральных новаторов 20-30-40-х годов было прежде всего искусство Московского Художественного театра» и «Юджин О'Нил пытался 1 переплавить, осмыслить американскии опыт в схожей эстетической системе» . Если проводить аналогию с русским театром, то близки эстетически Юджину О'Нилу были только поиски Камерного театра, и драматург отозвался на виденные им в 1930 г. спектакли А. Таирова восторженным письмом. Стремившийся к воссозданию на американской сцене трагедии, близкий в 1920-е эстетике экспрессионизма, О'Нил был чужд искусству МХТ. Показательно, что драматург, писавший обо всех театральных и кино впечатлениях, оставил постановочные принципы виденных им спектаклей МХТ без внимания, упомянув имя Станиславского лишь однажды: в статье о необходимости репертуарного театра, который позволяет создать ансамбль. Очень точно о впечатлении, произведенном гастролями Московского художественного театра на американских театральных деятелей 1920-х годов высказался один из ведущих театральных критиков этого времени С. Янг: «Эти исполнители не привезли с собой новую драму [.], также нельзя сказать, что и у нас нет таких же хороших актеров [.], сценография МХТ ничему не может нас научить [.] - их сценография принадлежит школе, которая изрядно надоела нам в спектаклях Г. Ирвинга и Д. Беласко. Точный реализм или иллюзию, которую создают подобные декорации, намного превзошел созданный Р.-Э. Джонсом кабак в первой сцене «Анны Кристи». Значение МХТ для нашей сцены [.] более морального и этического свойства, чем эстетического»2. Безусловно, гастроли МХТ в Америке произвели революцию в
1 Театр широкого потребления[Интервью]//Станиславский. 2007. N.3. С.17
2 Young S. Immortal shadows. A book of dramatic criticism. N.Y.: Hill and Wang, 1948. P. 18-19 понимании возможностей и задач актерского искусства, привели американских театральных деятелей к попыткам создания репертуарных театров с постоянными труппами, повысили требования к актерской игре. Ученики Станиславского открыли в США множество театральных школ, которые стали «кузницей кадров» будущего американского театра и кино. Так, в Америке открыли студии Р. Болеславский и М. Успенская, И. и М. Лазаревы, Л. и В. Булгаковы, Т. Дайкарханова, М. Чехов, В. Соловьева и А. Жилинский. Но реальную роль в американском театральном процессе эти студии и их выпускники начали играть в 1930-е гг.: примером такого влияния является деятельность театров «Груп». 1920-е гг. в Америке - это время борьбы течений, самым влиятельным из которых был экспрессионизм. Именно к эстетике экспрессионизма явно тяготели в это время и О'Нил (хотя, конечно, его творчество не может быть сведено к одному направлению, и речь идет скорее о методах постановки его пьес), и режиссер А. Хопкинс, и важнейший для истории США театр «Гилд». Проведенный в диссертации анализ премьерных постановок пьес О'Нила доказывает, что свести развитие американского театра 1920-30-х годов к подражанию МХТ совершенно невозможно.
Работа в большей степени опирается на американские исследования, хотя значительная часть американских работ по истории театра ограничивается фактологией, избегая анализа того или иного явления. Существенную часть библиографии диссертации составляют книги по истории театра «Гилд» и воспоминания участников театрального процесса 1920-30-х гг1, среди которых можно выделить книгу одного из руководителей театра «Гилд» Лоуренса Лангнера «Волшебный занавес»2.
Atkinson B. Broadway. New York: Macmillan publishing co., Inc., 1974. 564p.; Clurman H. The fervent years. N.Y.: Da capo press, 1982. 330p.; Crawford C. One naked individual. My fifty years in the theatre. Indianopolis; New York: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1977. 275p.; Eaton W.P. The Theatre Guild. The First Ten Years. N.Y.: Brentano, 1929. 299p; Nadel N. A pictorial history of the Theatre Guild. New York: Crown publishers, inc. 1969. 312p.; Waldau R.S. Vintage years of the Theatre Guild. 1928-1939. Cleveland and London: The press of Case Western Reserve University, 1972. 519p.
2 Langner L. The magic curtain. New York: E.P.Dutton and company, inc., 1951. 498p.
Наиболее полным биографическим исследованием, отражающим не только жизненный, но и творческий (в т.ч. связанный с театральной деятельностью) путь О'Нила, являются труд Артура и Барбары Гелб «О'Нил» и работа Трэвиса Богарда «Контур во времени. Пьесы Юджина О'Нила1.
Впервые проблема сценического воплощения драматургии О'Нила данного периода на материале ее премьерных постановок была поставлена в работе американского исследователя Р. Вэйнскотта «Постановки О'Нила. л
Экспериментальные годы. 1920-1934» , собравшего огромный фактический материал по этой теме. Также Вэйнскотт является автором значительной о работы «Появление современного американского театра. 1914-1925» , в которой он доказывает, что художественной концепцией, оказавшей наиболее существенное влияние на формирование искусства режиссуры и сценографии в США в первой трети ХХвека, был экспрессионизм.
Работой, подробно анализирующей языковое новаторство О'Нила в театральном аспекте, является книга Д. Чотиа «Ковка языка. Изучение пьес Юджина О'Нила»4. Через изучение театральных влияний, которым подвергался О'Нил и которые имели на драматурга основополагающее воздействие, Чотиа исследует эволюцию метода драматурга в его неразрывной связи со сценической практикой.
Цель исследования: выявление театральной концепции Юджина О'Нила в ее связи с развитием искусства режиссуры США в 1920-30-е гг. Задачи исследования:
- проанализировать драматургию Юджина О'Нила с точки зрения наличия в ней саморежиссуры
1 Gelb A., Gelb В. O'Neill. London: Harper & Row, 1973. 990p.; Bogard Т. Contour in time. The plays of Eugene O'Neill. New York: Oxford University press, 1972. 492p. Wainscott R.H. Staging O'Neill: the experimental years. 1920-1934. New Haven; London: Yale university press, 1988. 337 p.
3Wainscott R.H. The Emergence of the Modern American Theatre. 1914 - 1925. New Haven and London: Yale University press, 1997. 260p.
4 Chothia J. Forging a language: A study of the plays of Eugene O'Neill. Cambridge: Cambridge university press, 1979. 243p.
- реконструировать и проанализировать премьерные постановки драматургии О'Нила 1920-30-х гг.
- исследовать методологию и стилистические особенности режиссеров и сценографов, сотрудничавших с Юджином О'Нилом.
- определить роль деятельности Юджина О'Нила в развитии искусства американской режиссуры
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем творчество Юджина О'Нила 1920-30-х гг. впервые рассматривается как комплексное явление, включающее в себя и драматургию, и теоретические идеи, и их практическое воплощение. Впервые выявляется непосредственное влияние деятельности О'Нила на развитие искусства режиссуры и сценографии США.
Объект исследования - история американского театра и театральной мысли первой трети XX века.
Предмет исследования: американские премьерные постановки пьес О'Нила с 1920 по 1934 гг.
Материалом исследования стали 1) пьесы, письма и статьи Юджина О'Нила 1920 - 1930-х гг. 2) американские газетные и журнальные рецензии на спектакли 1920-30-х гг. 3) теоретические работы сценографов Р.-Э. Джонса и JI. Симонсона, режиссера А. Хопкинса 4) режиссерские экземпляры пьес и другие материалы премьерных постановок пьес О'Нила из архива библиотеки Иельского университета США.
Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах историзма, включающих разнообразный контекст - историю русского и западноевропейского театра первой трети XX века, историю театрально-эстетической мысли, принципы изучения и анализа драмы и спектакля. Работа опирается на традиции ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, на труды таких ученых, как Ю.М. Барбой, Т.И. Бачелис, В.И. Березкин, Л.И. Гительман, H.H. Громов, П.П. Громов, В.И. Максимов, М.М. Молодцова, Г.В. Титова. и
Структура работы продиктована логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Композиция диссертации обусловлена исторической хронологией. В первой главе рассматриваются этапы становления американской режиссуры и творчество О'Нила до 1924г.; во второй главе анализируется начало сотрудничества О'Нила с театром «Гилд»; третья глава посвящена завершающему периоду активного участия О'Нила в театральном процессе 1920-30-х гг.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен2005 год, кандидат искусствоведения Розенберг, Марина Семеновна
Проблема режиссерско-педагогической преемственности: формирование режиссерской школы М. В. Сулимова2003 год, кандидат искусствоведения Черкасский, Сергей Дмитриевич
А.П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX - XX веков: 1889-19022006 год, доктор искусствоведения Чепуров, Александр Анатольевич
Основные принципы художественных взаимосвязей режиссуры и сценографии, и их эволюция в латышском театре1985 год, кандидат искусствоведения Тишхейзере, Эдите Эйженовна
Европейские театральные традиции и оперная режиссура Эммануила Каплана2010 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Наталия Борисовна
Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Клейман, Юлия Анатольевна
Заключение
Соединенные штаты Америки позже других театральных стран пришли к необходимости активной роли режиссера в создании спектакля. Есть все основания признать первым режиссером Д. Беласко, осознававшего необходимость объединения всех компонентов спектакля в единое целое. Но сравнительно молодой американский театр уже в 1910-е гг. требовал обновления. Наиболее влиятельный из продюсеров и режиссеров своего времени, Беласко принципиально оставался в рамках одного — мелодраматического - жанра и в рамках одних и тех же постановочных принципов - скрупулезного копирования реальности на сцене. Знакомство американских театральных деятелей с европейским искусством в значительной степени подготовило реформу театрального искусства США, начало которой пришлось на 1910-е гг. Одновременно с этим американское искусство получило собственную новую драму в лице Юджина О'Нила. С одной стороны отталкиваясь от ненавидимых театральных реалий, в которых прошло детство драматурга, выросшего за кулисами, с другой - опираясь на знания о театральном устройстве, О'Нил создавал пьесы, в которые он закладывал свои представления о новых постановочных принципах, предназначая их для сцены. Важнейшим качеством драматургии О'Нила с театральной точки зрения являлась музыкальная структура, роднившая ее с европейской новой драмой: любые звуки в пьесе — от человеческого голоса до металлического скрежета -подчинялись особому ритму, основанному на законах музыкальной композиции. Содеражали пьесы О'Нила и сценографическое решение, накрепко сцепленное с конфликтом пьесы. Стремясь показать непреодолимые жизненные противоречия и причастность каждого человека к непознаваемым глубинам бытия, драматург все дальше уходил от жизнеподобия, от категорий объективной реальности.
Эксперименты О'Нила с драматургической формой оказались тесно связаны с рождением совершенно нового типа режиссуры, как того и требовала новая драма. Ранние пьесы драматурга сразу оказались востребованы «малым театром» «Провинстаун плейере». Обретение единомышленников, а также возможность видеть любую свою пьесу немедленно поставленной и принимать участие в постановке самому, способствует рождению у драматурга все более смелых замыслов, подталкивавших режиссеров и художников к поискам нетривиальных постановочных решений. По сути, со спектакля «Император Джонс» (1920) в театре «Провинстаун плейере» в американском театральном искусстве началась новая эпоха, показавшая и восприимчивость к европейским достижениям, и собственную самобытность. Резонанс постановки привлекал к О'Нилу режиссеров, но и сам драматург занимал по отношению к современному театру активную позицию. Следующей яркой страницей в сценической биографии пьес О'Нила стала работа знаменитого американского режиссера-экспрессиониста А. Хопкинса и художника Р.-Э. Джонса над пьесой «Анна Кристи» (1921). Хопкинс и Джонс сумели вскрыть под оболочкой реалистичности пьесы трагическую некоммуникабельность героев и зыбкость любой гармонии. Нехватка финального акцента в спектакле и недальновидность критиков, увидевших в спектакле счастливую развязку, не позволили О'Нилу и Хопкинсу развить сотрудничество. Но с этого времени стало очевидно, что драматургия О'Нила может и должна быть востребована не только «малыми», но и крупнейшими американскими сценами и, несомненно, лучшими режиссерами и художниками. Неудивительно, что с постановки «Анны Кристи» ведущий американский сценограф, наделенный к тому же и явным режиссерским дарованием, Р.-Э. Джонс, надолго стал единомышленником и соратником драматурга. Опыт постановок подарил О'Нилу уверенность в том, что любая найденная им драматургическая форма может получить адекватное, творческое воплощение. Вслед за реалистической «Анной Кристи» драматург создал экспрессионисткую «Косматую обезьяну». Над спектаклем «Косматая обезьяна» (1922) в «Провинстаун плейере» драматург работал с постановочной командой, уже имевшей опыт обращения к его драматургии (режиссер Лайт и сценограф Трокмортон ранее работали над постановкой «Императора Джонса», сценограф Джонс - над «Анной Кристи»).
Поэтому режиссер и художники не столько шли вслед за замыслом драматурга, сколько придумывали свой постановочный сюжет, в результате подарив американскому театру яркий и точно выстроенный экспрессионистский спектакль.
Высокая оценка спектакля «Косматая обезьяна» убедили драматурга и его соратников в необходимости и востребованности избранного ими пути. Порывая с любительством, О'Нил и его единомышленники уходят из «Провинстаун плейере», чтобы основать собственный театр, посвященный постановкам его пьес. В работе над спектаклем «Любовь под вязами» (1924) впервые проявил себя в двойном качестве Р.-Э. Джонс: в его постановке и сценографии психологическая пьеса О'Нила обрела лаконичность формы и сложность и многообразие мотивов, которые на этот раз оказались по достоинству оценены критикой. Но буквальное следование рисункам разошлось с продиктованными воображением драматурга ремарками: созданные Джонсом вязы не стали персонажами, как того хотел О'Нил. Мнение драматурга не совпало с положительными отзывами критиков: О'Нил полагал, что на этот раз Джонсу не хватило творческой свободы и собственного видения пьесы, которое помогло бы воплотить не только взаимоотношения персонажей, но и те темные, неведомые силы, наличие которых стремился передать драматург.
О'Нил не мыслил себя вне театра: расставаясь с одной театральной организацией, он активно вовлекался в работу другой. «Интенсивно используя возможности сотрудничества с театром, я чувствую, что в конце концов выиграл свою собственную технику»1, - писал драматург в 1929г. Новым и наиболее знаменитым оплотом пьес О'Нила с 1928г стал театр «Гилд» -уникальное явление американского искусства, театр, соединивший экспериментаторство «малых театров» и размах «больших». Обладая широким кругозором и тонким вкусом, руководство «Гилд» имело возможность оценить масштаб творчества драматурга. Здесь к участию в о'ниловских пьесах
1 O'Neill Е. То Barreth Clark// O'Neill Е. Selected letters of E.O'Neill. P.344 привлекались не только лучшие актеры своего времени, не только технические средства и солидный постановочный бюджет, но и возможность работать с блестящими сценографами, а, главное, с многообещающим режиссером Ф. Мёллером. Еще ни одна постановка пьесы О'Нила начала его сотрудничества с театром «Гилд» в полной мере не удовлетворила драматурга с точки зрения выстроенной в ней звуковой партитуры. Драматург мечтал о встрече с режиссером, который расслышит и сумеет воплотить на сцене заложенную в его пьесах внутреннюю поэзию, обнаружит в структуре диалогов музыкальную композицию. Именно таким единомышленником и стал для О'Нила главный режиссер театра «Гилд» Мёллер, уделявший большое внимание музыкальному оформлению спектакля.
Мёллер стал ключевой фигурой в сценической судьбе пьес О'Нила конца 1920 - начала 1930-х годов (с 1934 до 1946 ни одной премьеры о'ниловской пьесы в американском театре не появляется). Но и режиссерское искусство Мёллера во многом формировалось под влиянием этого взаимодействия. Мёллер ставил наиболее сложные пьесы О'Нила, чутко относясь к драматургическому замыслу, но создавая собственное постановочное решение. Грандиозный успех, выпавший на долю, пожалуй, самой сложной для постановки пьесы О'Нила «Странная интерлюдия» (1928), где драматург перешагнул через все ранее принятые в театре условности, продемонстрировал, что Мёллер мыслил широкими режиссерскими обобщениями в той же мере, что и драматург. Опыт работы в «Гилде» позволил Мёллеру' сделать участие в постановках О'Нила этапными для ярчайших звезд американского театра -таких, как Л. Фонтанн, Э. Ларимор, А. Назимова, Д. Коэн - которые зачастую впервые раскрывали себя на столь сложном материале в новом, подлинно драматическом качестве. Почти неизвестный за пределами США, благодаря своему вкладу в становление американской режиссуры, Мёллер оказался включенным в энциклопедию «Великие режиссеры»1.
1 Leiter S.L, The Great stage directors; 100 distinguished careers of the theater. New York: Facts On File, 1994. P.210-213
Увлеченный творчеством О'Нила, режиссер не только не отказался от драматургически слабой следующей его пьесы - «Динамо» (1929) - но нашел в ней, совместно с художником Л. Симонсоном, источник вдохновения и простор для эксперимента, создав яркий спектакль. Пьесы О'Нила стали для^ Мёллера, и ранее тяготевшего к эксперименту с театральной формой, настоящей школой режиссерского мастерства. Режиссер и драматург рука об руку (как и на «Странной интерлюдии»), работали над постановкой трагедии «Траур — участь Электры» (1931). Явившись кульминацией сотрудничества двух единомышленников, спектакль, однако, выявил и ряд противоречий, обусловленных незрелостью американской театральной традиции, неготовностью театра к постановке такого сложного, насыщенного философской проблематикой, жанра, как трагедия, воссоздание которой на американской сцене было принципиальным для драматурга. Зато несомненной удачей была постановка единственной в творчестве драматурга комедии. Комедия «Ах, пустыня!» (1933) не только продемонстрировала комедийное дарование драматурга, но и явилась реформаторской по отношению к исконному американскому жанру. О'Нил создал полную юмора комедию характеров, дав актерам прекрасный материал для игры и, в то же время, не менее интеллектуальную пьесу, чем его «серьезные» драмы.
Несмотря на взаимопонимание, царившее между драматургом, который был доволен результатом, и режиссером, их работа над пьесой «Дни без конца» (1934) стала финальным аккордом длившегося шесть лет сотрудничества, в результате которого Мёллер поставил спектакли по пьесам, написанным в совершенно разных жанрах. Гармоничность, постановки не спасла спектакль от провала, в котором было виновато несовершенство пьесы, так и не осознанное драматургом. Резкая критика много значившей для драматурга пьесы со стороны рецензентов послужила причиной разрыва О'Нила с театром, который по ряду причин затянулся на многие годы. Одной из них были экономические трудности, которые привели к распаду «Гилд». Другой - желание драматурга преобразовать накопленный после сотрудничества с театрами опыт в новые для
1 ■ ? I него драматургические принципы, которые теперь не нуждались в немедленном апробировании на сцене. Сотрудничество с театрами стало для не получившего систематического образования О'Нила настоящим университетом. Драматург продолжал писать: впереди были его лучшие, его автобиографические пьесы. Но далее при его жизни сцену увидели только постановки в театре «Гилд» пьес «Продавец льда грядет» и «Луна для пасынков судьбы» (обе - 1946), примечательные лишь актерскими достижениями и не сравнимые по значимости со спектаклями Ф. Мёллера.
Анализ премьерных постановок пьес О'Нила 1920-30-х гг. позволяет сделать вывод о том, что его драматургия подталкивала режиссеров и художников к поискам ярких сценических решений и, в то же время, позволяла О'Нилу и углублять идейное содержание пьес, и экспериментировать с их формой. Эти спектакли отражают реальный процесс развития американского искусства режиссуры, поскольку почти все значительные режиссеры и сценографы эпохи оказались вовлечены в сотрудничество с драматургом. Уникальность этого явления состоит в том внимании, с которым драматург относился к театральному процессу и который стремился реформировать в духе трагической концепции.
Спектакли по пьесам О'Нила показывают вовлеченность американского театра в поле модернистских театральных экспериментов, характерных для европейского театрального искусства того же периода. Открытия в области драматургической формы, мизансценических принципов и действенной сценографии, сделанные О'Нилом и его соратниками - режиссерами и сценографами - позволяют включить американское театральное искусство 1920-30-х гг. в общемировой театральный контекст.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Клейман, Юлия Анатольевна, 2010 год
1. Аникст А.Теория драмы на Западе во второй половине XIX век. М.: Наука, 1988.312 с
2. Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. М.: Искусство, 1963. 151с
3. Аникст А. Юджин О'Нил/Ю'Нил Ю. Пьесы: В 2т. М.: Искусство, 1970. Т.1. С.5-40
4. Барбой Ю.М. К теории театра. СПб.: СПГАТИ, 2008. 238 с.
5. Бартошевич A.B. Шекспир. Англия. XX век. М.: Искусство, 1994. 287с.
6. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М.: Наука, 1983. 352с
7. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис Пресс, 2004. 416с
8. Березкин В.И. Без границ (Сценографические искания первой половины XX века)// Диалог культур. Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб: Дмитрий Буланин, 1997. С.213-263
9. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 544с.
10. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: Рефл-бук; К.: Веклер, 1997. 304с
11. Бутрова Т.В. Станиславский в Америке// Диалог культур. Проблема взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб: Дмитрий Буланин, 1997. С.122-135
12. Владимиров С.В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л.: Искусство, 1976. 220с
13. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М.:Изд-во иностранной литературы. 1959. 256с
14. Гвоздев А. А. Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л.; М.: Искусство, 1939. 378с
15. Гительман Л. И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX в. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 84с.
16. Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре ХХв и система Станиславского. Автореф.дисс. М.: ГИТИС им. A.B. Луначарского. М:1968. 16с.
17. Гладышева К. А. Театр Соединенных Штатов Америки//История зарубежного театра: В 4ч. М.: Просвещение, 1986. Ч.З. С. 198-253
18. Головашенко Ю. О художественных взглядах А.Таирова// Таиров А. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970. С.42-70
19. Громов H.H. Горизонты сценографии/Уч.пособие. СПб: Акционер и Ко, 2006. 279с.
20. Громов П. Написанное и ненаписанное. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994.352с.
21. Засурский Я.И. Американская литература XX века. М.: Издательство Московского Университета, 1966. 440с.
22. Злобин Г. Косноязычное красноречие Юджина О'Нила// О'Нил Ю., Уильяме Т. Пьесы: Сборник. М.: Радуга, 1985. С.15-26
23. Искусство режиссуры за рубежом: Хрестоматия/Отв. ред. Л.И.Гительман. СПб: СПбГАТИ, 2004. 320с.
24. История зарубежного театра: Учебное пособие/Отв. ред. Л.И.Гительман. СПб: Искусство СПб, 2005. 575с.
25. Каракчиева К.Н. Американская экпрессионистическая драма 20-х гг ХХв. Автореф.дисс.Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1981. 26с
26. Керженцев П. Творческий театр. Москва-Петроград: Государственное издательство, 1923.
27. Кино. Театр. Музыка. Живопись в США. М.: Знание, 1964. 346с.
28. Комиссаржевский Ф. Я и театр. М.: Искусство, 1999. 278с.
29. Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М.: Наука, 1990. 336 с.
30. Костелянец Б.О. Драма и действие. М.: Совпадение, 2007. 503с.
31. Кратч Дж.В. Юджин 0'Нил//Литературная история США. М.: Прогресс, 1979. С.357-370
32. Крэг Э. Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. 224с.
33. Кугель А. Театральные портреты. Л.: Искусство, 1967. 382с.
34. Литаврина М. Американские сады Аллы Назимовой. М.: РИО Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 1995. 192с.
35. Литаврина М. Американская игра и «русский метод»: попытка интеграции (Ричард Болеславский и его Нью-йоркский «Лабораторный театр»)//Мнемозина. Вып.2 Москва: Эдиториал УРСС, 2000. С.374-391
36. Лоусон Дж. И Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.: Искусство, 1960. С. 180-197
37. Любимова Е. Театр Ю.О'Нила (идейно-эстетические особенности поздней драматургии). Автореф.дисс. М.: ГИТИС им.A.B.Луначарского, 1982. 25с
38. Любимова Е. Юджин О'Нил и Джордж Крем Кук опыт творческого содружества: из истории театра "Провинстаун'У/Проблемы зарубежного театра и театроведения. М.: Гос. институт театрального искусства им. A.B. Луначарского; ЛГИТМиК, 1977. С.62-77
39. Маликов В. Трилогия О'Нила/Ю'Нил Ю. Траур участь Электры. М.: Искусство, 1975. С.214-229
40. Макарова Г.В. Экспромты, фуги и оратории. Немецкий театр XX в. и дух музыки// Западное искусство XX век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С.229-254
41. Максимов В.И. Театральные концепции моедрнизма и система Антонена Арто. Автореф.дисс. СПб: СПбГАТИ, 2001. 50с.
42. Максимов В.И. Эстетический феномен Антонена Арто. СПб: Гиперион, 2007.314с.
43. Марков П. Театральные портреты// Марков П. О театре: В 4т. Т.2. М.: Искусство, 1974. 494с.
44. Мгебров А. Жизнь в театре: В 2т. Л.: Academia, 1929. 533с.
45. Медведева Н.П. Творческие искания Ю. О'Нила 1920-х гг и становление американской национальной "драмы. Автореф. дисс. Горький: Горьковский университет им. Н.И.Лобачевского, 1974. 28с.
46. Мелетинский Е.М. Миф и XX век// Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. М.: РГГУ, 1998. С.419-426
47. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407с.
48. Молодцова М. Персонаж-маска в поздней драматургии Л.Пиранделло («Такая, как ты хочешь»)// Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1979. С.22-35
49. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
50. О'Нил Ю. Заметки, письма, интервью/Ю'Нил Ю., Уильяме Т. Пьесы: Сборник. М.: Радуга, 1985. С.453-462
51. О'Нил Ю. Косматая обезьяна//Американский литературный ренессанс XX века. М.: Азбуковник, 2002. С.859-901
52. О'Нил Ю. Пьесы: В 2т. М.: Искусство, 1971
53. О'Нил Ю. Траур участь Электры. М.: Искусство, 1975. 230с
54. Орленев П. Жизнь и творчество актера Павла Орленева, описанные им самим. Л.;М.: Искусство, 1961. 344с
55. Пинаев С. Поэтика трагического в американской литературе (Драматургия Ю. О'Нила). М.: Изд-во университета дружбы народов, 1988. 80с
56. Пинаев С. Художественная структура драм Ю.О'Нила: Автореф. дисс. М.: Московский областной педагогический институт им.Н.К.Крупской, 1979. 16с
57. Пинаев С. Юджин Гладстон О'Нил. М.: Знание, 1988. 62с
58. Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982.
59. Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1979. 164с.
60. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М.: Республика, 2003. 432с
61. Ромм A.C. Американская драматургия первой половины ХХв. Л.: Искусство, 1978. 248с
62. Ромм А. Юджин 0'Нил//История западноевропейского театра: 8т. М.: Искусство, 1988. Т.8.С.140-165.
63. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001.608с
64. Рыбина П.Ю. Философия трагедии в творчестве Ю. О'Нила. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М.: ПроСофт-М, 2003, 135 с.
65. Ряполова В.А. Театр аббатства. М.: Индрик, Летний сад, 2001. 176с
66. Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура. М.: Наука, 1988. 272с
67. Сбоева С. Таиров. Европа и Америка. Зарубежные гастроли Московского Камерного театра. 1923-1930. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. 688с
68. Сибиряков Н.Н.Мировое значение Станиславского. М.: Искусство, 1988. 363с
69. Смирнов Б. Театр США XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1976. 254с.
70. Сохряков Ю.И. Ранняя драматургия Ю.О'Нила (1913-1924). К вопросу о становлении творческого метода. Автореф. дисс. М.: Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, 1970. 24с.
71. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9т. М:Искусство, 1994. Т.6, Т.9.
72. Стриндберг А. Слово безумца в свою защиту. Одинокий. Пьесы. М.: Художественная литература, 1997. 560с.
73. Струтинская Е.И. Истоки и становление экспрессионистической образности в сценографии// Струтинская Е.И. Искания художников театра. Петербург Петроград - Ленинград. 1910-20-е годы. М.: Институт искусствознания, 1998. С.97-108
74. Ступников И., Любимова Е. Сценическое искусство США//История западноевропейского театра: В 8т. М.: Искусство, 1988. Т.8. С. 194-252
75. Сысоева A.B. Определение жанровой типологии американского мюзикла 20-х годов XX века в серии постановок Принцесс театра в 1915-1918 гг.// Театр. Живопись. Кино. Музыка. М.: ГИТИС, 2004. 434с
76. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи. М.: Эксмо-пресс, 2000. 255с
77. Таиров А. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970. 603с.
78. Театр США/А.С.Ромм, Б.А.Смирнов, И.В.Ступников, Е.Н.Любимова//История западноевропейского театра: В 8т. М.: Искусство, 1988. Т.8. С.126-232
79. Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб: СПбГАТИ, 1995. 256с
80. Толшин А. Маска. Ритуал, модель, актер. СПб: Издательство СПбГУ, 2007. 232с.
81. Фатеева С. Философско-эстетические искания Ю.О'Нила: Автореф дисс. Киев: Киевский государственный университет им.Т.Г.Шевченко, 1982. 24с.
82. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 448с.
83. Фрейд 3. Введение в психоанализ. СПб: Азбука-классика, 2003. 480с.
84. Фридштейн Ю. Ю.О'Нил: Биобиблиографический указатель. М.: Книга, 1982. 108с.
85. Хайченко Е. К проблеме перевоплощения в театре ХХв: между маской лицом//Западное искусство. ХХв. Образы времени и язык искусства.М: УРСС, 2003.С.126-147
86. Хайченко Е.Г. Низовые жанры английского театра первой половины XIX века. М.: РАТИ-ГИТИС, 1996. 50с.
87. Цимбал И. Американские актеры первой половины ХХв. Л.: ЛГИТМИК, 1989. 68с.
88. Цимбал И. От Ю.О'Нила к современной американской драме (Преемственность проблематики)// Социальная тема в современном зарубежном театре и кино. Л.:ЛГИТМиК, 1976. С. 103-120
89. Цимбал И. Театр Юджина О'Нила (1914-1924). Автореф. дисс. Д.: ЛГИТМиК, 1977. 25с.
90. Цимбал И. Трагедия отчуждения//Наука о театре. Д.:ЛГИТМиК, 1975. С.260-276.
91. Цимбал И. Негритянская тема в драматургии О'Нила// Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Д.: ЛГИТМиК, 1979.
92. Цимбал И., Викторова Е. Миф в трагедии Ю.О'Нила//Традиции и новаторство в зарубежном театре. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.42-57
93. Шамина В.Б. Два столетия американской драмы. Основные тенденции развития. Казань: Изд. Казанского университета, 2007. 296с.
94. Шамина В. Трагедия античная и современная. Эсхил и 0'Нил//Зарубежная драматургия. Метод и жанр. Свердловск: УрГу, 1983. С.87-101
95. Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. Новосибирск: Наука, 1993. Т.1. 592с.
96. Шуттинг Р. Проблема маски у драматургов XX века//Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Д.: ЛГИТМиК, 1991. С. 142-152
97. Энциклопедический словарь экспрессионизма. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 736с
98. Эсхил. Орестея. Калининград: Янтарный сказ, 1997. 256с.
99. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 290с.
100. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. 720с.
101. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб: Питер, 2002. 352с.
102. Actors on Acting. N.Y.: Crown publishers, 1962. 596p.
103. Actors talk about acting. N.Y.: Avon book division, 1961. 222p.
104. A history of American life: In 12 vol. New York, 1961. Vol.13: The age of the great depression, 1939-1941.
105. Alexander D. The tempering of Eugene O'Neill. New York: Harcourt, Brace and and World, 1962. 301p.
106. Alpert H. The Barrymores. N.Y.: The Dial Press, 1964. 398p.
107. Atkinson B. Ah, Wilderness!.//On stage: Selected theater reviews from the New York Times 1920-1970. New York: An Arno press book, 1973. P. 142143
108. Atkinson B. Broadway. New York: Macmillan publishing co., Inc., 1974. 564p.
109. Atkinson B. Introduction//Nadel N. A pictorial history of the Guild. N.Y., 1969.P.vii-viii
110. Atkinson B. On "Days Without End"// On stage: The New York Times Reviews 1920-1970: In 10 volumes. New York: The New York Times & Arno Press, 1971. Vol.3, without number of pages
111. Black S.A. Eugene O'Neill. Beyond mourning and tragedy. New Haven; London: Yale university press, 1999. 543p.
112. Blum D. Pictorial history of the American theatre 1860-1970. New York: Crown Publishers, inc, 1969. 416p.
113. Bogard T. Contour in time. The plays of Eugene O'Neill. New York: Oxford University press, 1972. 492p.
114. Bogard T. Notes//0'Neill E. Complete plays. New York: The library of America. V.2. P.1080-1092
115. Bogard T. Notes//0'Neill E. Complete plays. New York: The library of America. V.3. P.998-1000
116. Bordman G. American Theatre: A chronicle of comedy and Drama, 19141930. New York; Oxford: Oxford university press, 1995. 446p.
117. Brustein K. E.O'Neill// Brustein K. The theatre of revolt. Boston; Toronto: Little, Brown and company, 1964. 435p.
118. Burns M.U. The dramatic criticism of Alexander Woollcott. The Scarecrow Press, Inc. Metuchen, N.J. and London, 1980. 286p.
119. Cambridge Guide to American Theatre/Ed. by D.B.Wilmeth, T.L.Miller. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 547p
120. Cheney S. The Theatre. Three Thousand Years of Drama, Acting and Stagecraft. N.Y.: David McKay Company, 1972. 71 Op
121. Chothia J. Forging a language: A study of the plays of Eugene O'Neill. Cambridge: Cambridge university press, 1979. 243p.
122. Clurman H. The fervent years. N.Y.: Da capo press, 1982. 330p.
123. Coolidge O. Eugene O'Neill. N.Y.: Charles Scribner's sons, 1966. 223p.
124. Crawford C. One naked individual. My fifty years in the theatre. Indianopolis; New York: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1977. 275p.
125. Critical essays on Eugene O'Neill/Ed. by J.M.Martine. Boston: G.H.Hall and Co, 1984. 214p.
126. Directors on Directing. A Source Book of the Modern theatre/Ed. by Cole T. and Chinoy H.K. Indianapolis, New York: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1963. 464p.
127. Eaton W.P. The Theatre Guild. The First Ten Years. New York: Brentano, 1929. 299p
128. Edwards C. The Stanislavsky Heritage: It's Contribution to the Russian and American Theatre. N.Y.: New York University Press, 1965. 346p
129. Egan L.R. Provincetown as a stage. Orleans, Massachusets: Parhassus Imprints, 1994. 296p.
130. E.O'Neill Songbook/Coll. and annot. by T.Bogard. Berkeley: East Bay Books,: Rutgers university press, 1958. 21 lp.
131. Eugene O'Neill at work/Ed. by V.Floyd. New York: Oxford university press, 1981. 317p.
132. Falk D. Eugene O'Neill and the tragic tension: An interpretive study of the plays. New Brunswick O. Eugene O'Neill. New York: Scribner's sons, 1966. 223p.
133. Famous American Playhouses. 1900-1971 // Documents of American theatre history. Vol.2. Chicago: American library association, 1973. 297p.
134. Fowler G. Good night, sweet prince. Philadelphia: The Blakiston company, 1944. 474p.
135. Gassner J. O'Neill in our time//Gassner J. The Theatre in our times. New York: Crown publishers, Inc, 1960. P.249-266
136. Gassner J. Realism in the Modern American Theatre//American theatre. London: Edward Arnold (publishers) LTD, 1967. P. 11-28
137. Gelb A., Gelb B. O'Neill. London: Harper & Row, 1973. 990p.
138. Goldman A. The vanity of personality: the development of Eugene 0'Neill//American theatre. London: Edward Arnold (publishers) LTD, 1967. P.29-52
139. Goldstein M. The political stage: American drama and theater of the Great Depression. New York: Oxford University Press, 1974. 482p.
140. Gould J. Modern American playwrights. New York: Dodd, mead & company, 1966. 302p.
141. Henderson M.C. Theater in America: 250 years of plays, players and productions. New York: Abrams, 1996. 352p.
142. Hughes G. A history of the American theatre. 1700-1950. N.Y.: Samuel French, 1951. 562p.
143. Jones R.E. The dramatic imagination. New York: Theatre art books, 1941. 157p.
144. Innes C. D. Avant garde theatre. 1892-1992. London: Routledge, 1993. 263 p.
145. Krutch J.W. The American drama since 1918. N.Y.: George Braziller, inc, 1957. 344p.
146. Lambert G. Nazimova. New York: Alfred A.Knopf, 1997. 422p.
147. Langner L. Eugene 0'Neill//Nadel N. A pictorial history of the Theatre Guild. N.Y., 1969.P.86-99
148. Langner L. The magic curtain. New York: E.P.Dutton and company, inc., 1951.498p.
149. Leech C. O'Neill. Edinburgh; London: Oliver and Boyd, 1963. 120p.
150. Le Gallienne E. With a quiet heart. An autobiography. N.Y.: The Viking press, 1953.311p
151. Leiter S.L. The Encyclopedia of the New York stage. 1920-1930. Westpost; London: Greenwood press, 1985. 133 lp.
152. Leiter S.L. The Great stage directors; 100 distinguished careers of the theater. New York: Facts On File, 1994. 340p.
153. Lewis A. The Contemporary Theatre. N.Y.: Crown publishers, 1962. 312p.
154. Lewis E. Stages. The fifty-year childhood of the American Theatre. Englewood cliffs, N.J: Prentice-Hill, inc, 1969. 290p.
155. Macgowan K. Footlights across America. Harcourt, Brace and company. New York, 1930. 348p.
156. Macgowan K., Jones R.E. Continental Stagecraft. N.Y.: Harcourt, Brace and company, 1922. 233p
157. McCabe J. George M. Cohan: The man who owned Broadway. New York: Doubleday and Company, Inc., 1973. 296p.
158. Mielziner J. Designing for the Theatre. N.Y.:Ateneum, 1965. 243p
159. Morehouse W. George M. Cohan: Prince of the American Theater. Philadelphia; New York: B.Lippincott company, 1943. 240p.
160. Nadel N. A pictorial history of the Theatre Guild. New York: Crown publishers, inc. 1969. 312p.
161. Nathan G.J. The Intimate Notebooks. N.Y.: Alfred A.Knopf, 1932. 326p.
162. O'Neill. A collection of critical essays/Ed. by J. Gassner. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Inc., 1964. 182p.
163. O'Neill. A collection of criticism/Ed. by E.G. Griffith N.Y.: McGraw Hill bookCompan, 1976. 152p.
164. O'Neill and his plays. Four decades of criticism/Ed. by O. Cargill, N.B. Fagin, W.J. Fisher. New York: University press, 1961. 528p.
165. O'Neill E. Complete plays. New York: The library of America, 1988: 3 V.
166. O'Neill E. Early plays. N.Y.: Penguin books, 2001. 395p.
167. O'Neill E. Selected letters of E.O'Neill/Ed. by T. Bogard, J.B. Bryer. New Haven; London: Yale university press, 1982. 602 p.
168. O'Neill E. The unknown O'Neill/Ed. by T. Bogard. New Haven; London: Yale university press, 1988. 434 p.
169. On stage: 1920-1970/Ed. By B. Beckerman and H. Siegman. N.Y.: An Arno Press book; Quadrangle/The New York Times Book Co, 1970. 560p.
170. Ormsbee H. Backstage with Actors. New York: Thomas Y. Crowell Company, 1938. 343 p.
171. Phister J. Staging depth. Eugene O'Neill and the politics of psychological discourse. Chapel Hill; London: The University of North Carolina press, 1995. 327p.
172. Pickering J.V. Theatre. A history of the art. St.Paul; New York; Los Angeles; San Francisco: West Publishing Company, 1978. 740 p.
173. Playwright's Progress: O'Neill and the critics/Ed. by J.Y.Miller. Chicago: Scott, Foresman and company, 1965. 184p.
174. Porter T.E. Myth and modern American drama. Detroit: Wayne state university press, 1969. 286p.
175. Raleigh J.H. The Plays of Eugene O'Neill. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1965. 304p.
176. Reinhardt G. The Genius. A memoir of Max Reinhardt by his son Gottfried Reinhardt. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1979. 420p
177. Rice E. Minority report: An autobiography. London; Melbourne;Toronto: Heinemann, 1977. 474p.
178. Rice E. Three plays. New York: Hill and Wang, 1965. 242p.
179. Richter R.A. Touring Eugene O'Neill's New London. New London: Connecticut College, 2001. 29p.
180. Rosenberg J. European influences//American theatre. London: Edward Arnold (publishers) LTD, 1967. P.53-66
181. Sarlos R.K. Jig Cook and the Provincetown Players. The University of Massachusetts Press, 1982. 266p.
182. Sheaffer L. O'Neill. Son and artist. Boston; Toronto: Little, Brown and Company, 1973. 750p.
183. Sievers W.D. Freud on Broadway. N.Y.: Hermitage House, 1955.479p.
184. Simonson L. The stage is set. New York: Theatre Arts books, 1963. 58 lp.
185. Stanislavski and America. "The method" and its influence on the American theatre. N.Y.: A Fawcett Premier book, 1967. 270p.
186. Taubman H. The making of the American Theatre. N.Y.: Coward-McCann, Inc. 402p.
187. The Cambridge Companion to E.O'Neill/Ed. by M.Manheim. Cambridge: Cambridge university press, 2000. 256p.
188. The Cambridge History of American Theatre/Ed. by D.B.Wilmeth, C.Bigsby. Cambridge: Cambridge university press, 1999. 590p.
189. The Context and Craft of drama. Critical essays on the Nature of Drama and Theatre/ ed. by Robert W. Corrigan. San Francisco: Chandler Publishing company, 1964. 466p.
190. The Oxford companion to American Theatre/Ed. by G.Bordman. N.Y.: Oxford university press, 1992. 735 p.
191. Theater Pictorial/ Ed. by Altman G., Freud R., Macgowan K., Melnitz W. Berkely and Los Angeles: Press of California University, 1953. 540p.192. .Theatre Guild presents Mourning becomes Electra. N.Y.: Gordon-Baker Printing Corp., 1932. 19 p.
192. The Theatre of Robert Edmond Jones/ Ed. by Pendleton R. Middletown: Wesleyan University press, 1958. 198p.
193. The Theatre we worked for. The letters of E.O'Neill to Kenneth Macgowan/Ed. by Bryer J.R. New Haven and London: Yale University press, 1982. 274p.
194. The unknown O'Neill/Ed. by Bogard T. Westford; Massachusets: Murray Printing Company, 1988. 434p.
195. Tornqvist E. A drama of souls. Studies in O'Neills super-naturalistic Technique. New Haven and London: Yale University press, 1969. 284p.
196. Wainscott R.H. Staging O'Neill: the experimental years, 1920-1934. New Haven; London: Yale university press, 1988. 337 p.
197. Wainscott R.H. The Emergence of the Modern American Theatre. 1914 — 1925. New Haven and London: Yale University press, 1997. 260p.
198. Waldau R.S. Vintage years of the Theatre Guild. 1928-1939. Cleveland and London: The press of Case Western Reserve University, 1972. 519p.
199. Who's who of the American theatre. The biographical encyclopaedia/Ed. by Rigdon W. New York: James H. Heineman, inc., 1966. 1102p.
200. Wilson G.B. Three Hundred Years of American Drama and Theatre. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, inc. 536p.
201. Young S. Immortal shadows. A book of dramatic criticism. N.Y.: Hill and Wang, 1948. 272p.
202. Young W.C. Documents of the American Theater history. Famous American playhouses. 1900-197l.V.2. Chicago: American library association, 1973.
203. Zolotow M. Stagetruck: The romance of Alfred Lunt and Lynn Fontanne. N.Y.: Harcourt, Brace and World, Inc, 1961. 278p.1.
204. Станиславский K.C. Станиславский об Америке//3релища. 1923. №34. С.23
205. Станиславский КС. Станиславский об Америке//3релища. 1923. №35. С.19
206. Крижанская Д. Путь наверх//ПТЖ. 1996. № 11. С. 17-25
207. Набоков В. Трагедия трагедии// Современная драматургия. 1999. №2. С.180-187
208. О'Нил Ю. Император Джоунз//Современная драматургия. 1999. №2. С.166-176
209. Фридштейн Ю. Странная увертюра//Современная драматургия. 1999. №2. С. 164-165
210. Театр широкого потребления//Станиславский. 2007. N.3. С. 16-18
211. Broun H. "Beyond the Horizon" by E.O'Neill a Notable Play//New York Tribine. 1920. February 4
212. Woollcott A. Beyond the Horizon//The New York Times. 1920. February 8
213. Broun H. The Emperor Jones//The New York Tribune. 1920: November 4
214. Woollcott A. The New O'Neill Play//New York Times. 1920. November 7
215. Castellun M. O'Neill's "The Emperor Jones" Thrills and Fascinates//New York Times. 1920. November 10
216. Woollcott A. "Anna Christie": Second Thoughts on First Nights//New York Times. 1921. November 13
217. Woollcott A. Eugene O'Neill as Full Tilt// New York Times// 1922. March 10
218. James P. Off the Record// Billboard. 1922. April 15
219. Eaton W.P. The Hairy Ape// The Freeman. 1922. April 26
220. Niblo F., Jr. New O'Neill Play Sinks to Depths// New York Morning Telegraph. 1924. November 12
221. Krutch J. W. The God of Stumps// The Nation. 1924. November 26
222. Young S. "Desire Under the Elms": Eugene O'Neill's Latest Play//New York Times. 1924. November 12
223. Recht C. The Actor's Theatre//New York Times. 1925. April 26.
224. Anderson J. O'Neill's Newest Play Opens at the Greenvich Village//New York Post. 1926. January 25
225. Allen K. "Marco Millions" is Poignant O'Neill Satire//Women's Wear Daily. 1926. January 10
226. Anderson J. "Strange Interlude" Profound Drama of Subconscious//New York Evening Journal. 1928. January 31
227. Wentworth M. A Strange Interlude// The Drama Calendar. 1928. February 15.
228. Krutch J.W. A Modern Heroic Drama//New York Herald Tribune. 1928. March 11
229. Atkinson B.J. Laurels for "Strange Interlude"//New York Times. 1928. May 13
230. Garland R. Eugene O'Neill's "Dynamo" Displayed in 45th Street//New York Telegram. 1929 February 12
231. Hammond P. The Theaters: Dynamo// New York Herald Tribune. 1929. February 12
232. Moses M.J. David Belasco. The astonishing versatility of a veteran producer//Theatre Guild Magazine. 1929. November. P.27-30, 51
233. Mannes M. Robert Edmond Jones// Theatre Guild Magazine. 1930. November. P.15-19, 62235. . Can our actors act?// Theatre Guild Magazine. 1931. January. P. 11 -12, 14
234. Simonson L. The case of Gordon Craig// Theatre Guild Magazine. 1931. February. P. 18-23
235. Simonson L. The case of Gordon Craig// Theatre Guild Magazine. 1931. March. P.29-33, 45
236. Mannes M. Art must work for its living//The Theatre Guild Magazine. 1931. October. P.30-35
237. Atkinson B. Strange Images of Death in Eugene O'Neill's Masterpiece//New York Times. 1931. October 27
238. Brown J.M. "Mourning becomes Electra", Eugene O'Neill exiting trilogy, is given an excellent production at the Guild //New York Post. 1931. October 27
239. Burr E. Mourning becomes Electra// Billboard. 1931. November 7
240. Motherwell H. Mourning becomes Electra//The Theatre Guild magazine December 1931. December. P. 14-19
241. Nathan G.J. The Theatre//Vanity Fair. 1932. January. P.24
242. Gabriel G. Personal element//New York American. 1933. October 3
243. Burr E. Ah, Wilderness!// Billboard." 1933. October 14
244. Brown J.M. The Theatre Guild presents Earle Larimore and Stanley Ridges in Mr.O'Neill's "Days Without End"//New York Post. 1934. January 9
245. Lockridge R. The New Play//The New York Sun. 1934. January 9248. . Philip Moeller, director, is dead//The New York Times. 1958. 27 April.
246. Welsch M. Softer tones for Mr.O'Neills portraitWTheatre Arts. 1959. №5. P.67-68, 82-83
247. The Artist of the Theatre// Theatre Arts. 1959. №5. P.23-24, 86i I
248. Biese Y.M. Aspects of expression// Annales Academie scientiarum fennice. 1963. Ser.B. T.l 18. №3. P.5-73
249. O'Neill E. Ah, Wilderness! Promptbook// Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
250. O'Neill E. Days Without End promptbook// Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
251. Dynamo leaflet//Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
252. Dynamo light plot//Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
253. O'Neill E. Dynamo promptbook// Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
254. O'Neill E. Mourning Becomes Electra promptbook//Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
255. Strange Interlude leaflet//Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
256. O'Neill E. Strange Interlude promptbook//Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
257. The Theatre Guild presents Eugene O'Neill's comedy "Ah, Wilderness!" //Theatre Guild collection. Beinecke library. Yale University
258. Hayes R. The scope of the movies: Three films and their influence on E.O'Neill // http://www.eoneill.com/library/review/25-l .2/25-1.2e.htm
259. The Eugene O'Neill SongbookZ/Collected and annotated by T.Bogard. Berkely: EastBay Books, 1993// http://www.eoneill.com/library/songbook/contents.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.