Театр "визуального образа": поэтика и эволюция: Русский Инженерный театр "АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Сенькина, Вера Сергеевна

  • Сенькина, Вера Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 186
Сенькина, Вера Сергеевна. Театр "визуального образа": поэтика и эволюция: Русский Инженерный театр "АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2013. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сенькина, Вера Сергеевна

Введение

Глава 1. Оптические аттракционы и рождение визуального языка

1.1. От старинных иллюзионов XVIII-XIX вв. к «новому зрению»

1.2. Художественные эксперименты авангарда XX в. - открытия в сфере изобразительного языка

1.3. От искусства жеста к визуальному языку (практики 1950-1980-х гг.)

Глава 2. Нетеатральные опыты художников группы «AXE» и Дмитрия Крымова (1980-1990 гг.)

2.1. Неофициальная культура Ленинграда 1980-1990-х гг. и театральная теория Б. Ю. Понизовского

2.2. Уличные перформансы и киноопыты группы «AXE»

2.3. Советская сценография 1970-х гг. и живописная практика Дмитрия Крымова

Глава 3. Визуальные эксперименты Русского Инженерного театра «AXE» и Лаборатории Дмитрия Крымова

3.1. Способы создания визуального образа

3.2. Взаимодействие визуальной и вербальной драматургии

3.3. Человек в визуальных экспериментах Русского Инженерного театра «AXE» и Лаборатории Дмитрия Крымова

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр "визуального образа": поэтика и эволюция: Русский Инженерный театр "АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова»

Введение

Диссертационная работа «Театр „визуального образа": поэтика и эволюция (Русский Инженерный театр „АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова)» посвящена исследованию особенностей поэтики сценического языка двух отечественных театров, работающих с визуальной образностью и занимающих пограничное положение между театром и современным изобразительным искусством.

Театры, обращаясь к визуальной образности, нередко усваивают опыт живописи, современного искусства в целом, используют различные способы представления образа: «искусство объекта», абстрактную живопись, инсталляцию, кинетическую скульптуру, видео-арт. Создателями подобного рода спектаклей часто становятся художники, поскольку им органичнее взаимодействовать именно с визуальными элементами (предметами, пространством, светом, компьютерными проекциями и т.д.). На Западе наиболее известные режиссеры-художники - Роберт Уилсон, Жозеф Надж, Филипп Жанти, Пьерик Сорен, Жан-Пьер Ларош. Ориентация на работу с визуально-пластическими средствами в спектаклях влияет на создание визуальных образов, зримо воплощаемых ассоциаций. Визуальные знаки1 формируют собственный язык, метафорическую систему. Слово же при этом рассматривается, скорее, в качестве акустического или графического/пластического элемента.

Появление пограничных художественных форм во второй половине XX и XXI вв. явилось продолжением авангардистской практики начала XX в. Опыты авангарда оказались определяющими для современных экспериментов прежде всего потому, что были направлены на создание новых изобразительных языков.

Для данного исследования важно, что многие авангардисты начала XX в. обращались к опыту оптических игр. Например, Марсель Дюшан работал над

1 К визуальным знакам относятся те, которые мы воспринимаем посредством зрения. Исследователи, занимавшиеся вопросами театральной семиологии, предлагали свою классификацию, различали два рода знаков сценического текста: Ролан Барт - le lisible (читаемые знаки) и le visible (видимые знаки); Анна Юберсфельд - signes verbaux (вербальные) и signex non-verbaux (не-вербальные); Андре Эльбо - le verbal (вербальные) и le visual (визуальные).

f * I ! I » t t) 1 J 1 j

роторельефами. Визуальные метаморфозы, аберрации и каламбуры привлекали Сальвадора Дали, Франсиса Пикабиа, позднее - Маркуса Рётца. Элементы обмана зрения и интеллектуального «приключения», влияя на восприятие и психику зрителя, заставляли его вступить в диалог с произведением искусства . Из пассивного созерцателя он превращался в активного участника, угадывающего и формирующего свое собственное изображение.

Как полагает автор, современные театры, с одной стороны, наследуют традиции арт-практик XX в., а с другой - отсылают к старинным иллюзионам, сыгравшим в развитии культуры важную роль. И неслучайно, что одно из определений, которое дадут создатели Русского Инженерного театра «AXE» своему театру, - «оптический», т.е. специализирующийся на оптических обманах и трюках. Непредсказуемые сновиденческие или галлюцинаторные пространства всегда возникали в тот момент, когда искусство нарушало свои границы, находясь, например, между театром и изобразительным искусством (в «живых картинах», волшебном фонаре, камере обскуре, панорамах и др.)4.

Деятельность авангарда начала XX в. сыграла существенную роль в дальнейших межвидовых исканиях художников потому, что была направлена на преодоление границ отдельно взятых искусств, отказ от традиционных форм (в том числе - драматического театра). Существенно, что новые искания развивались вне профессиональных театральных сообществ. Однако для представителей художественного авангарда нередко именно театр являлся той силой, которая была способна объединить разные виды искусств. Художников не интересовала фабула, индивидуальность исполнителя, но именно сам объект, звук, движение, взаимодействие их друг с другом. Проект «Тотального театра» немецких художников Баухауза Вальтера Гропиуса и Ласло Моголи-Надя, а также «Механической сцены» Оскара Шлеммера и созвучная ему идея

См.: Иллюзион. От ярмарочного аттракциона к медиаинсталляции: [буклет к выставке] / сост. и вступит, статья Н. Селиванов. М.: Арсенал, 2011. С. 5.

3 До сих пор не существует унифицированного названия театра, автор диссертации останавливается на расширенном варианте.

4 См.: Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 245.

электромеханической сценографии итальянца футуриста Энрико Прамполини, мечтания французского сюрреалиста Роже Витрака о «Визуальном театре», близком по оптическим эффектам и приемам кинематографу5, отвечали, кроме того, и устремлениям художников превратить сцену в «четырехмерную» картину. Театр предоставил им эту возможность: создавать зрительные образы в пространственном измерении, временном развитии. Сначала пространственная картина синтезировала различные пластические формы, цвет, свет, звук, тела, затем она включила в свое пространство самого художника (позднее в «живописи действия» создание картины стало главным художественным событием) и, в конце концов, вобрала в себя зрителя.

Традицию авангарда, связанную с преодолением границ отдельно взятых искусств, подхватили и продолжили представители авангарда второй половины XX в.: музыкант Джон Кейдж, художники Аллан Капроу и Роберт Раушенберг, хореограф Мерс Каннингем и др. Художественные объединения, возникшие в Америке, подобные школе «Black Mountain College» (1933-1957), в которой преподавали и Раушенберг, и Капроу, и Кейдж, или, например, группе «Флюксус» (1950-е гг.) были ориентированы на экспериментальную работу на границе искусств.

Многообразие коллективов, испытывающих интерес к визуальным средствам и визуальной образности на Западе, связано с тем, что европейский экспериментальный театр, начиная с конца 1950-х гг., как раз интенсивно развивался в сторону усвоения опыта современного искусства, открытий в сфере искусства изобразительного. Театр вслед за экспериментами режиссеров первой половины XX в. (Гордона Крэга, Вс. Э. Мейерхольда) преследовал цель освободиться от «диктатуры» слова, копирования окружающей действительности. В подобной ситуации вербальный текст нередко приравнивался к понятию стереотипа, сковывающего сознание человека и препятствующего свободе сценического действия, подлинного языка сцены.

» , « * I ' " 5 J u fr

J 1 " г

В России театры, работающие с визуальной образностью, до сих пор малочисленны. Впервые же о самоценности визуальной образной составляющей в спектаклях заговорили в связи с работами ведущих театральных художников 1910-1920-х гг. (Ю. П. Анненкова, В. В. Дмитриева, Н. П. Акимова, М. 3. Левина и др.), позднее - в связи с творчеством выдающихся российских сценографов 1970-х гг. (Д. Л. Боровского, Э. С. Кочергина, Э. Г. Стенберга, С. М. Бархина, О. А. Шейнциса). Все они придумывали не декорацию, но полноценный спектакль. Средствами пластики они раскрывали смысл действия, переводили идею, конфликт постановки в зримые образы.

На сегодняшний день наиболее известны два современных театра, с помощью визуальных средств выстраивающих свою образную систему, - Русский Инженерный театр «AXE», созданный в 1996 г. (дата постановки первого спектакля «Белая кабина») в Петербурге, и Лаборатория Дмитрия Крымова6, появившаяся в Москве в 2004 г. Выбор диссертантом именно этих театров для изучения обусловлен тем, что в их творчестве наиболее полно отразилась работа с визуальным образом и зрительным восприятием. Кроме того, они представляют те редкие отечественные экспериментальные формы, которые на данный момент остались в российском театре (многие родственные им коллективы — театр «Derevo» А. А. Адасинского, «ЧерноеНЕБОбелое» Д. М. Арюпина, «Шарманка» Э. Л. Берсудского - в 1990-х гг. уехали из России).

Отличительная особенность творчества «AXE» и Лаборатория Крымова заключается в том, что, работая над своей визуальной образной системой, они опираются на изобразительные языки авангардных художников и традиции старинных иллюзионов.

Именно новый этап рождения пограничных художественных форм заставляет обозначить те (условные и все более расплывающиеся) границы, которые отделяют театр от других искусств и объяснить, например, почему сценические эксперименты «AXE» и Лаборатории Крымова можно отнести к театральным. Несмотря на то, что на сцену в качестве исполнителей в спектаклях

6 Далее будут использованы сокращенные названия театров: «AXE» и Лаборатория Крымова.

«AXE» и Лаборатории Крымова (главным образом ранних, которые и принесли известность Лаборатории) выходят художники (непрофессиональные актеры), и зачастую сам процесс создания образа на глазах у зрителей оказывается не менее важным, нежели его финальный смысл, эксперименты художников являются именно спектаклями. В них мы имеем дело, в первую очередь, с искусством иллюзии, противоположным реальности, в отличие, например, от перформанса или хеппенинга (форм современного искусства), работающих с личностью художника, документально фиксирующих его состояние, равно как и окружающую реальность. В театре, в том числе в спектаклях двух коллективов, существенен именно переход человека к артистической практике: сам режим исполнения, воспроизведения . Кроме того, насколько бы увлекательными ни были манипуляции, совершаемые художниками с различными предметами, фактурами, видеопроекциями, светом, пространством, они всегда подчинены созданию визуальной образной системы, сюжету.

Пограничные опыты сегодняшнего дня ставят перед автором следующий вопрос: с чем связан возникающий интерес к визуальной образности в театре в разные моменты его истории развития. Автор на примере творчества «AXE» и Лаборатории Крымова определяет отличительные особенности современных сценических опытов в сопоставлении с традициями иллюзионов, открытиями авангарда начала XX в., а также с течениями западного авангарда второй половины XX в.

Основное содержание работы посвящено анализу визуального языка «AXE» и Лаборатории Крымова. Главная проблема исследования: каким оказался результат творческих установок обоих коллективов.

п

Искусствовед и философ К. Чухров объясняла различие между спектаклем и перформансом следующим образом: «То, что один человек становится другим в театре ради зрителя, - это часть матрицы театра. А перформанс, наоборот, схлопывает весь мир в меня, в мое тело, в мою физиологию, в ее реконструкцию... Проблема в том, что повторительный исполнительский жест возникает вовсе не во время игры, а гораздо раньше, когда создается произведение, предполагаемое для исполнения». (Чухров К. Театр как новая территория современного искусства// Искусство. 2012. № 1. С. 66.)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в нем рассматривается современное явление, продолжающее развиваться. Театры, работающие с визуальной образностью, пережили короткий (в шесть-семь лет) период расцвета на рубеже XX - XXI вв., подойдя в настоящее время к критической точке развития. В диссертационном исследовании характеризуются предпосылки, которые лежали в основе появления пограничных художественных форм и анализируется эволюция театра «AXE» и Лаборатории Крымова от их возникновения до движения к традиционным театральным формам: пантомиме, драматическому театру.

Степень научной разработанности данной тематики. В западном театроведении данная тема получила многостороннее освещение в последние полвека. Зарубежные исследователи предложили свою терминологию для описания постановок, созданных на границе искусств и опирающихся на визуальный язык. В 1968 г. искусствовед Ричард Костелянец ввел термин «theatre of mixed means» («театр смешанных средств»)8 в связи со спектаклями, которые почти исключили слово и перенесли основное внимание на визуальные средства, а также на движение и звуковой сценарий. Костелянец рассматривал эти театры как продолжение традиций авангарда и как результат тех процессов, которые происходили в Европе в 1950-е гг. (в частности, в художественных объединениях «Black Mountain College» или «Флюксус»). В 1977 г. критик Бони Маранка ввел термин «theatre of images»9 («театр образов») для театров, отказавшихся от фабулы, психологических характеров. Эти коллективы, по мнению Маранки, создавали новый визуальный синтаксис. Вслед за Маранкой театровед Артур Холмберг употребил тот же термин «theatre of images»10 применительно к спектаклям Роберта Уилсона. Холмберг объяснял, что спектакли Уилсона

8 Kostelanetz R. The theatre of mixed-means: an introduction to happenings, kinetic environments, and other mixed-means presentations. London: Dial Press, 1979.

9 Marranca B. The theatre of images. N.Y.: The Johns Hopkins University Press, 1977.

10 Holmberg A. The theatre of Robert Wilson. Cambridge: Routledge, 1996.

напоминают застывшие или медленно оживающие немые картины, существующие независимо от звучащего слова.

Во второй половине XX в. в употребление входит термин «object theatre» («театр объектов», «театр предметов»). Он указывает на то, что главными действующими лицами в спектакле становятся предметы. Вероятно, это определение появляется под влиянием поп-арта, а еще ранее искусства дадаистов, использовавших вещи повседневной действительности (ready-made). Спектакли, в которых кинетические объекты вытесняют человека, а зритель попадает в пространство инсталляции, в современном немецком театроведении определяют как «no-man show» (дословно - «спектакль без человека»)11 или как «post-anthropocentric theatre» (пост-антропоцентрический театр)12. Исполнитель здесь воспринимается как пространственный объект, уравненный с неживой материей13.

Однако подобная классификация театров указывает, скорее, на то, к каким выразительным средствам более тяготеют те или иные постановки: к работе с кинетической инсталляцией, объектами или видео-артом. В европейском театроведении существует и более обобщающее понятие - «visual theatre» («визуальный театр»)14. Оно указывает на преобладание визуальных средств в создании драматургии спектакля, подчеркивает связь театра с формами

11 Eieraiann А. Postspektakuläres Theater. Gießen: Transcript Verlag, 2009. Немецкий исследователь обращался к этому определению, анализируя постановку немецкого режиссера, музыканта и композитора Хайнера Геббельса «Вещи Штифнера», в которой перед зрителями возникал причудливый самодвижущийся агрегат (кинетическая инсталляция дизайнера Клауса Грюнберга). Он состоял из пяти пианино и множества мелких деталей, каждая из которых находилась в постоянном движении. Действие спектакля представляло собой лишь неспешное движение механизма под музыку Иоганна Себастьяна Баха и аудиотрывки из книги «Записки моего прадеда» Адальберта Штифнера. Перед зрителями возникала иллюзия прогулки в лесу: слышался плеск воды, хруст веток, шелест листвы.

12 Lehmann Н.-Т. Postdramatic theatre. N.Y.: Routledge, 2006.

13 Возникает вопрос, возможно ли в данном случае говорить о театральной постановке, если на подмостках вовсе не появляется человек/исполнитель? Да, все-таки можно, поскольку главным участником и создателем театрального представления теперь становится зритель. Он «входит» в акустическую, световую, пластическую среду, пространство кинетической инсталляции, претерпевающие трансформации и изменения, и превращается в главное действующее лицо театрального представления.

14 Оно встречается, например, в уже упомянутой книге Артура Холмберга о Роберте Уилсоне, Марвина Карлсона (Carlson М. Performance a critical introduction. London ; N.Y.: Routledge, 2004.), а также некоторых работах Э.-Ф. Лихте (Fisher-Lichte Е. The Semiotics of the theatre. Bloomington: Indiana University Press, 1993). .

/ • {,< 1 to ip'M ' V Afl 4 719

современного визуального искусства. В то же время «visual theatre» не синоним «physical theatre» («физический театр»), интересующегося выразительностью движений человека, его тела.

В отечественном театроведении первым попытался зафиксировать особенности театров, находящихся на границе сценического и визуального искусства, историк сценографии В. И. Березкин. В середине 1990-х гг. он ввел термин - «театр художника», которым обозначил особый вид сценического творчества, «главное типологическое отличие которого заключается в том, что его автор - художник, который сочиняет спектакль как структуру визуальных композиций, разворачивающихся в пространстве и времени»15. В. И. Березкину принадлежит ряд научных статей и книг, посвященных этому вопросу: «Польский театр художника. Кантор, Шайна, Мондзик»16, «Театр художника. Россия.

17 18

Германия» , «Роберт Уилсон. Театр художника» . Среди его постоянных героев - «AXE» и Лаборатория Крымова. В. И. Березкин детально описал их спектакли и зафиксировал ключевые факты их творческой биографии19 в своих критических статьях, которые затем вошли в книгу «Театр художника. Россия. Германия», а

также в новый труд «Дмитрий Крымов. Книга о лаборатории. Театр

20

художника» . В фундаментальных работах по истории мировой и отечественной

21

сценографии В. И. Березкин проследил связь между современными представителями «театра художника» и экспериментами художественного

15 Березкин В. И. Театр художника. Немецкий вклад // Германия. XX век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. М.: Аграф, 2008. С. 524.

16 Березкин В. И. Польский театр художника. Кантор, Шайна, Мондзик. М.: Аграф, 2004.

17 Березкин В. И. Театр художника. Россия. Германия. М.: Аграф, 2007.

18 Березкин В. И. Роберт Уилсон. Театр художника. М.: Аграф, 2008.

19 См., в частности: Березкин В. И. Спектакль играют художники // Сцена. 1994. № 6. С. 42; Березкин В. И. Учебный театр художника // Сцена. 2004. № 6. С. 27-28; Березкин В. И. «Mr. Carmen» // Сцена. 2005. № 2. С. 22-23; Березкин В. И. «Торги» Дмитрия Крымова // Сцена. 2006. № 5. С. 33-36; Березкин В. И. Новый спектакль Дмитрия Крымова // Сцена. 2007. № 6. С.

26-27.

20

Березкин В. И. Дмитрий Крымов. Книга о лаборатории. Театр художника. М.: Московский Культурный центр APT МИФ, 2012.

21 Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. М.: УРСС, 1997. Т. 1 : От истоков до середины века; Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. М.: УРСС, 2001. Т. 2 : Вторая половина XX века; Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. М.: УРСС, 2002. Т. 3 : Мастера XVI-XX.

авангарда в театре в начале XX в., а также вписал их опыты в контекст развития мировой сценографии. В. И. Березкин настаивал на том, что «театр художника» не является авангардным и/или постмодернистским направлением, а имеет собственную историю развития. Однако, по мнению автора диссертации, театральные эксперименты художников разных эпох (такие, как синтез искусств; стремление сделать картину трехмерной и динамичной; представление о спектакле как идеальной форме презентации идей изобразительного искусства) преследовали различные цели, поэтому, вероятно, их нельзя объединять в одну группу. Так, театральные опыты художественного авангарда начала XX в., с одной стороны, могли быть созданием художника, выступавшего одновременно в качестве драматурга, режиссера, сценографа, исполнителя («Зангези» В. Е. Татлина; театральные выступления дадаистов в «Кабаре Вольтер»). С другой стороны, эти спектакли нельзя ограничить «структурой визуальных композиций», то есть определением, данным В. И. Березкиным.

Кроме того, например, творчество польского режиссера и художника Тадеуша Кантора, одного из героев книг В. И. Березкина, не подходит под определение данное исследователем. Кантор создал театр, опирающийся на глубоко личную идею и философию «Театра смерти», «Театра памяти»: слово, особое сценическое существование актера, характеры и образы персонажей для Кантора были крайне важны.

Тем не менее, предложенный В. И. Березкиным термин, несомненно, можно использовать в качестве некоторой метафоры, подчеркивающей особое пограничное положение отдельных театров, в том числе «AXE» и Лаборатории Крымова.

Для сравнения - в 1970-е гг. в России входит в употребление такое понятие

99

как «пластический театр» . Во многом его появление было связано с созданием в 1975 г. литовским актером и режиссером Гедрюсом Мацкявичюсом Московского ансамбля пластической драмы. Театровед В. А. Щербаков, определяя особенности пластического театра, отметил, что он перестал заниматься немым подражанием,

22 Щербаков В. А. О пластическом театре // Театр. 1985. № 7. С. 30.

f ч ! 1 V I * л

но «передавал суть события безмолвным языком» , серией визуально-пластических картин и образов24. Однако объектом исследования пластического театра, как и «physical theatre», явилось все многообразие выразительности человеческого тела (танец, цирковая акробатика, пантомима). В то же время Мацкявичюс, избегая использования слова, все-таки обращался к средствам драматического театра. Он соединил школу психологического театра, переданную ему М. О. Кнебель, с изощренным метафорическим театром.

В 2005 г. искусствовед Т. Ю. Смирнягина в кандидатской диссертации «Российский театр пантомимы в конце ХХ-го столетия. На опыте театров "Лицедеи" Вячеслава Полунина, перформтеатров "ЧерноеНЕБОбелое", "Российского Инженерного театра "АХЕ"» рассмотрела творчество «AXE» в общем развитии искусства пантомимы. Однако Т. Ю. Смирнягина не учла, что в пантомиме предмет рассматривается в качестве вспомогательного элемента. В творчестве же героев диссертации предмет является одним из главных смыслообразующих средств, как и фото- и кинопроекции, театр теней, пространство, инсталляционные объекты.

В 2012 г. вышла книга театрального критика Д. Н. Годер «Художники, визионеры, циркачи: очерки визуального театра». Как следует из названия, исследователь останавливается на определении «визуальный театр». Эта книга на сегодняшний день - наиболее полное русскоязычное издание, дающее обзор разных типов визуального театра. Критик подробно описывает как зарубежные, так и отечественные спектакли (в том числе некоторые постановки «АХЕ» и Лаборатории Крымова). Д. Н. Годер отмечает: «В спектакле текста может быть много, а новых технологий не быть вовсе, но его будут относить к визуальному театру, если его образная система построена на визуальности, а не на словах, если

23

Щербаков В. А. О пластическом театре. С. 30.

24 Определяющую роль в творчестве Мацкявичюса сыграла школа пантомимической импровизации Модриса Тенисона, отличавшаяся большей глубиной обобщения, усложненной образностью, живописными аллюзиями, метафоризмом, чем традиционная пантомима.

25 Смирнягина Т. Ю. Российский театр пантомимы в конце ХХ-го столетия: на опыте театров «Лицедеи» Вячеслава Полунина, перформтеатров «ЧерноеНЕБОбелое», «Российского Инженерного театра "АХЕ"»: дис.... канд. искусствоведения : 17. 00. 01. М., 2005.

именно визуальное аккумулирует смыслы и оказывается существенно важнее текста»26. Автор приходит к выводу, что «визуальный театр - театр авторский (в том смысле, что режиссером, художником, автором переработанного литературного материала и исполнителем может быть один и тот же человек) и поэтический, заставляющий зрителя сопрягать множество одновременно разнородных визуальных впечатлений, требующий от него умения видеть полицентрическое зрелище»27.

Д. Н. Годер делает попытку классифицировать многообразие спектаклей в серии критических очерков примерно по тому принципу, который был приведен выше: «театр-инсталляция», «театр объектов», «театр картин», «театр видео и медиа» и т.д. Автор монографии прослеживает активное влияние визуального театра на традиционные жанры и, как следствие, появление новых жанров -например, «театра-инсталляции». Но Д. Н. Годер не берет в расчет то, что появление новых жанров является следствием более общего процесса размывания границ между искусствами.

Театры, работающие с визуальной образностью, также нередко рассматриваются с точки зрения новых театроведческих теорий, в контексте той или иной эстетики (например, постмодернистской). Немецкий театровед Х.-Т. Леман в 1999 г. ввел термин «постдраматический театр» для определения коллективов, появившихся во второй половине 1950-х гг. Понятие «пост» у Лемана (по аналогии с постмодернизмом) указывает на перелом во взаимодействии театра и драматургии. Леман различает три уровня текста в постдраматическом театре: вербальный, сценический и текст перформанса. Постдраматический театр стремится к неиллюстративному действию. Он так же, как и акционизм, утверждает жест (перформативный акт), демонстрирующий собственную реальность (саморефенциальность). Процессуальность (серия изображений, состояний) устраняет сценическое действие как таковое. Актер постдраматического театра не исполнитель роли, но перформер, представляющий

26

Годер Д. Н. Художники, визионеры, циркачи: очерки визуального театра. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7.

27 Там же. С. 222. f

¿'¿i! """'к <''''■' к.?,', yh,f ,/,/.,> ',>,!i>>. . >'J'Ч^Ы-' 13 *'iAf

i'il , 1 ■ 1 i 11 " 1 11 >" '' ' 7 * • '' 'V»

свое бытие на сцене. Одна из характерных черт постдраматического театра -преобладание невербальных средств. В сущности, Леман собирает воедино ряд отличительных, на его взгляд, особенностей современного театра, пытаясь зафиксировать те общие изменения, которые произошли в театре во второй половине XX в. Театры, работающие с визуальной образностью, подпадают под некоторые данные Леманом определения, но теряют при этом собственную историю развития и стилистические особенности.

Со второй половины 1970-х гг. искусство обращается к проблеме утраты реальности, ставшей основной философии постмодернизма. Для его эстетики

характерны: бесконечная вариативность в попытке описания действительности,

28

стирание границ между главным и второстепенным, «игровое усвоение хаоса» , устранение, наконец, самого объекта искусства и убежденность в том, что им может являться всё. «Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в орбиту современного искусства весь опыт мировой

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сенькина, Вера Сергеевна, 2013 год

Список использованной литературы

Книги

1. Алперс, Б. В. Театр социальной маски / Б. В. Алперс. — M. ; JI. : Гос. изд-во Худож. литературы, 1931. — 132 с.

2. Андреева, Е. Ю. Всё и ничто. Символические фигуры второй половины XX века / Екатерина Андреева. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. — 509 с.

3. Андреева, Е. Ю. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века : автореф. дис.... д-ра филос. наук : 17. 00. 09 / Андреева Екатерина Юрьевна. — СПб., 2005. — 438 с.

4. Арто, А. Театр и его двойник / Антонен Арто ; пер. с франц. и коммент. С. Исаева. — М. : Мартис, 1993. — 188 с.

5. Балаган. Материалы Лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой / сост. И. П. Уварова, О. Н. Купцова. — М. : [б. и.], 2003. — Ч. 2. — 95 с.

6. Барба, Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Эудженио Барба, Никола Саварезе ; пер. с итал. И. Васюченко и др. — М. : Артист. Режиссер. Театр, 2011. — 320 с.

7. Барт, Р. Мифологии / Ролан Барт ; пер. с франц., вступ. статья и коммент. С. Зенкина. — М. : Академический проект, 2008. — 348 с.

8. Батракова, С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна до Пикассо / С. П. Батракова ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. —М. : Наука, 1996. — 172 с.

9. Батракова, С. П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века / С. П. Батракова ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. — М. : Наука, 2002. — 214 с.

10. Батракова, С. П. Пространственное мышление: миф и современное искусство / С. П. Батракова // Мир искусства : альманах / Гос. ин-т

;

* <1, k 1 I'v

1691 ' "

искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. — Вып. 4. — С. 243-277.

11. Батракова, С. П. Театр-Мир и Мир-Театр / С. П. Батракова ; М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания. — М. : Памятники исторической мысли, 2010. — 261 с.

12. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Худож. литература, 1965. —528 с.

13. Бачелис, Т. И. Заметки о символизме / Т. И. Бачелис. — М. : ГИИ, 1998.

— 196 с.

14. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Гастон Башляр ; пер. с франц. Н. В. Кислова и др. — М.: РОССПЭН, 2004. — 373 с.

15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Николай Бердяев. — М. : АСТ, 2007.

— 667 с.

16. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев ; вступ. статья, сост. и примеч. Р. А. Гальцевой. — М. : Искусство, 1994. — Т. 1. — 541 с.

17. Березкин, В. И. Дмитрий Крымов. Книга о лаборатории. Театр художника / Виктор Березкин. — М. : Московский Культурный центр АРТ МИФ, 2012. — 728 с.

18. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра / В. И. Березкин ; Гос. ин-т искусствознания. — М. : УРСС, 1997. — Т. 1 : От истоков до середины века. — 541 с.

19. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра / В. И. Березкин ; Гос. ин-т искусствознания. - М. : УРСС, 2001. — Т. 2 : Вторая половина XX века. — 807 с.

20. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра / В. И. Березкин ; Гос. ин-т искусствознания. — М. : УРСС, 2002. — Т. 3 : Мастера ХУ1-ХХ вв. — 293 с.

^ 1

•1 I I, '>1/

I I 1

170

21. Березкин В. И. Польский театр художника. Кантор, Шайна, Мондзик / Виктор Березкин. — М. : Аграф, 2004. - 334 с.

22. Березкин, В. И. Роберт Уилсон. Театр художника / Виктор Березкин. — М.: Аграф, 2008. — 490 с.

23. Березкин, В. И. Театр художника. Россия. Германия / Виктор Березкин. — М. : Аграф, 2007. — 462 с.

24. Березкин, В. И. Театр художника. Немецкий вклад / Виктор Березкин // Германия. XX век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм / сост. и вступит, статья В. Колязина. — М. : Росспэн, 2008. — С. 523-528.

25. Блок, А. А. Собрание сочинений : в 8 т. / А. А. Блок. — М. ; JI. : Гос. изд-во худож. литературы, 1963. — Т. 8. — С. 169-172.

26. Бобринская, Е. А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. — М. : Галарт, 1995. —214 с.

27. Бобринская, Е. А. Русский авангард: границы искусства / Екатерина Бобринская. — М. : Новое литературное обозрение, 2006. — 294 с.

28. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. — М. : Искусство, 1987. — 544 с.

29. Богданова, П. Б. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим / Полина Богданова. — М. : Новое литературное обозрение, 2007. — 367 с.

30. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр ; пер. с франц. С. Зенкина. — М. : Рудомино, 1999. — 218 с.

31. Боровский, Д. Л. Убегающее пространство / Давид Боровский. — М. : Эксмо, 2006. — 430 с.

32. Буткевич, М. М. К игровому театру. Лирический трактат / М. М. Буткевич. — М.: ГИТИС, 2002. — 702 с.

33. Бушуева, С. К. Полвека итальянского театра. 1880-1930 / С. К. Бушуева. — Л. : Искусство, 1978. — 191 с.

< ' ( и (

34. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Начало цирка в России / В. Н. Всеволодский-Гернгросс // Временник отдела истории и теории театра. О театре. — Л. : Academia, 1927. — Вып. 2. — С. 96-97.

35. Виноградов, В. В. Стилевые направления французского кинематографа / В. В. Виноградов. — М. : Канон, 2010. — 383 с.

36. Гальцова, Е. Д. Сюрреализм и театр / Елена Гальцова. — М. : РГГУ, 2012. — 542 с.

37. Гвоздев, А. А. Театральная критика / А. А. Гвоздев. — Л. : Искусство, 1987. —277 с.

38. Гвоздев, А. А. О смене театральных систем / А. А. Гвоздев // Временник отдела истории и теории театра. О театре. — Л. : Academia, 1926. —Вып. 1. —С. 7-96.

39. Гвоздев, А. А. Художник в театре / А. А. Гвоздев. — Л.; М. : Изогиз, 1931. —72 с.

40. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. — Л. : Советский писатель, 1974. — 408 с.

41. Годер, Д. Н. Художники, визионеры, циркачи : очерки визуального театра / Дина Годер. — М. : Новое литературное обозрение, 2011. — 240 с.

42. Гройс, Б. Е. Комментарии к искусству / Борис Гройс ; пер. с нем. А. Фоменко и др. — М. : Художественный журнал, 2003. — 341 с.

43. Гротовский, Е. От бедного театра к искусству проводнику / Ежи Гротовский ; пер. с польск., составл., вступ. статья Н. 3. Башинджагян. —М. : Артист. Режиссер. Театр, 2003. — 351 с.

44. Дмитрий Крымов : [альбом] / вступ. статья А. Боровский, В. Турчин. — СПб. : Русский музей, ИМА-Пресс, 1997. — 125 с.

45. Давыдова, М. Ю. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / М. Ю. Давыдова. — М. : РГГУ, 2000. — 436 с.

46. Деррида, Ж. Письмо и различие / Жак Деррида ; пер. с франц. Д. Кралечкина. — М. : Академический проект, 2000. — 494 с.

1 ^ 11 ' i t

47. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве Николая Евреинова / Татьяна Джурова. — СПб : Из-во Санкт-Петербург, гос. академии театрального искусства, 2010. — 159 с.

48. Евреинов, Н. Н. Театр как таковой / Н. Н. Евреинов. — СПб. : [б. и.], 1923. —120 с.

49. Зонтаг, С. Хеппенинги: Искусство безоглядных сопоставлений // Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-1970-х годов / С. Зонтаг; пер. с англ., сост. Б. Дубин. — М. : Русское феноменологическое общество, 1997. — С. 37-45.

50. Иванов, Вяч. И. Две стихии в современном символизме // Собрание соч: в 4 т. / Вячеслав Иванов. — Брюссель : Foyer oriental Chretien, 1974. -Т. 2. —С. 536-561.

51. Иллюзион. От ярмарочного аттракциона к медиаинсталляции : [буклет к выставке] / сост. и вступит, статья Н. Селиванова. — М. : Арсенал, 2011. —144 с.

52. Казьмина, Н. Ю. Приглашение на вальсишку // Казьмина, Н. Ю. Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах / Наталья Казьмина. — М. : Navona, 2012. — С. 126-127.

53. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. — М. : Архимед, 1992. — С. 107.

54. Клейст, Ф. Г. О театре марионеток // Клейст Ф. Г. Избранное (драмы, новеллы, статьи) / Ф. Г. Клейст ; пер. с нем. Г. Клейст, вступ. статья А. Карельского ; примеч. А. Левинтона и А. Карельского. — М. : Худ. литература, 1977. — С. 512-518.

55. Климова, И. В. Театральный язык мистерии позднего Средневековья (Германия XV в.) : автореф. дис.... канд. искусствоведения : 17. 00. 01 / Климова Ирина Васильевна. — М., 2000. — 24 с.

56. Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу / В. Колязин. — М. : Наука, 2002. — 204 с.

57. Крэг Г. Искусство театра / Г. Крэг. — СПб.: [б. и.], 1912. — 176 с.

58. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / Клод Леви-Стросс ; пер. с фр., вступ. статья и коммент. А. Б. Островского. — М. : Республика, 1994. —382 с.

59. Лотман, Ю. М. Диалог с экраном / Ю. М. Лотман, Ю. Г. Цивьян. — Таллинн : Александра, 1998. — 214 с.

60. Мандельштам, О. Э. О поэзии. Сборник статей / О. Э. Мандельштам. — Л. : Academia, 1928. — 99 с.

61. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.— СПб. : Алетейя, 2000. — 346 с.

62. Маньковская, Н. Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации / Н. Б. Маньковская, В. В Бычков. — М. : ВГИК, 2011. — 208 с.

63. Маска. Кукла. Человек. Материалы Лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой / сост. И. П. Уварова, О. Н. Купцова. — М. : [б. и.], 2004. — 86 с.

64. Мейерхольд, Вс. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 ч. / Вс. Э. Мейерхольд ; сост., ред. и коммент. А. В. Февральского. — М. : Искусство, 1968. — Ч. 1 — 351 с. ; Ч. 2 — 643 с.

65. Мельникова-Григорьева, Е. В. Безделушка, или жертвоприношение простых вещей / Елена Мельникова-Григорьева. — М. : Новое литературное обозрение, 2008. — 155 с.

66. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти ; пер. с франц. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб. : Наука, 1999. — 603 с.

67. Михайлова, А. А. Образ спектакля / А. А. Михайлова. — М. : Искусство, 1978. — 247 с.

68. Миф и мистификация. Материалы Лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой / сост. И. П. Уварова, О. Н. Купцова. — М. : [б. и.], 2000. — 84 с.

i ','ц

69. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Германия XX век / сост. В. Колязин. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. — 640 с.

70. Молодцова, М. М. Луиджи Пиранделло / М. М. Молодцова. — Л. : Искусство, 1982. — 215 с.

71. Монтаж / отв. ред. Б. В. Раушенбах. — М. : Наука, 1988. — 236 с.

72. Норштейн, Ю. Б. Снег на траве: в 2 т. / Ю. Б. Норштейн ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, журнал «Искусство кино».

- М. : Красная площадь, 2008. — Т. 1. — 365 с.

73. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Радуга, 1991. — 638 с.

74. Пави, П. Словарь театра / П. Пави ; пер. с франц. под ред. К. Разлогова.

- М. : Прогресс, 1991. — 480 с.

75. Пиотровский, А. И. Театр. Кино. Жизнь / А. И. Пиотровский. — Л. : Искусство, 1969. — 511 с.

76. Подорога, В. А. Феноменология тела / Валерий Подорога. — М. : Ad Marginem, 1995. — 339 с.

77. Поляков, М. Я. О театре / М. Я. Поляков. — М. : А.Д. & Т., 2001. — 374 с.

78. Понж, Ф. На стороне вещей. / Ф. Понж ; пер. с франц., сост., коммент., послесл. Д. Кротовой. — М.: Гнозис, 2000. — 181 с.

79. Понизовский, Б. Ю. О постмодернистских навыках... // Камера хранения. / ред.-сост. О. Юрьев, О. Мартынова, Д. Закс, В. Шубинский.

- Л. : [б. и.], 1996. — Вып. 5. — С. 100-106.

80. Посредине мирозданья : [буклет к выставке «Посредине мирозданья» в рамках Фестиваля памяти Д. А. Пригова] / сост. В. Пацюков. — М. : ГЦСИ, 2008. — 108 с.

81. Пропп, В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. — М. : Лабиринт, 2000. — 413 с.

82. Ракитина, Е. Б. В зеркале сцены / Е. Б. Ракитина. — М. : Искусство, 1975. —79 с.

83. Родькин, П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство / Павел Родькин. — М. : Совпадение, 2006. — 253 с.

84. Рудницкий, К. С. Режиссер Мейерхольд / К. С. Рудницкий. — М. : Наука, 1969. —526 с.

85. Рудницкий, К. JI. Русское режиссерское искусство. 1898-1907 / К. Л. Рудницкий. — М. : Наука, 1989. — 383 с.

86. Русский авангард 1910-1920-х годов и театр / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — СПб. : Изд-во Дмитрия Булавина, 2000. — 405 с.

87. Русский авангард: и проблема экспрессионизма / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М. : Наука, 2003. — 574 с.

88. Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М. : Наука, 2005. — 429 с.

89. Савицкий, С. А. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов / Станислав Савицкий. — СПб. : Петрополис, 2011. — 256 с.

90. Савицкий, С. А. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной культуры / Станислав Савицкий. — М. : Новое литературное обозрение, 2002.-221 с.

91. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр ; пер. с франц., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М. : Республика, 2000. — 639 с.

92. Смелов, Б. И. Ретроспектива: [альбом к выставке] / вступ. статья А. Ипполитова. — СПб. : Kerber Photo art, 2009. — 437 с.

93. Смирнягина, Т. Ю. Российский театр пантомимы в конце ХХ-го столетия: на опыте театров «Лицедеи» Вячеслава Полунина, перформтеатров «ЧерноНЕБОбелое», Российского Инженерного театра «AXE» : дис. ... канд. искусствоведения : 17. 00. 01 / Смирнягина Татьяна Юрьевна. — М., 2005. — 152 с.

' ' 1 1 1 * ' ; ' ' , , 5

' 176 ^

94. Соловьев, В. Н. Игра вещей в театре // Временник отдела истории и теории театра. О театре. - JI. : Academia, 1926. — Вып. 1. — С. 51-59.

95. Смолярова, Т. И. Зримая лирика. Державин / Татьяна Смолярова. — М. : Новое литературное обозрение, 2011. — 507 с.

96. Сумерки Сайгона / ред.-сост. Ю. Валиева. — СПб. : ZAMIZDAT, 2009.

— 784 с.

97. Тарабукин, Н. М. о В. Э. Мейерхольде / предисл. Б. И. Зингермана ; ред.-сост. О. М. Фельдман. — М. : О.Г.И., 1998. — 110 с.

98. Театр художника. Материалы Лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой / сост. И. П. Уварова, О. Н. Купцова. — М. : [б.и.], 2006. — 111 с.

99. Театроведение Германии: Система координат : [сборник статей] / Санкт-Петерб. гос. акад. театр, искусства, Ин-т театроведения Свобод, ун-та г. Берлина ; ред.-сост. Э. Фишер-Лихте, А. Чепуров. — СПб. : Балтийские сезоны, 2004. — 319 с.

100. Теория театра. Школа драматического искусства // Академические тетради: альманах / ред.-сост. Ю. Б. Борев. — М. : Академические тетради, 2001. — Вып. 7. — 297 с.

101. Титова, Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру / Галина Титова. — СПб. : СПбГАТИ, 2006. — 175 с.

102. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — М. : Прогресс-Традиция, 2012. — 840 с.

ЮЗ.Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. — М. : МГУ, 1993, —246 с.

104. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг.

— М. : Наука, 1978. — 605 с.

105. Фуко, М. Слова и вещи / Мишель Фуко ; пер. с франц. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. — СПб.: A-cad, 1994. — 405 с.

> N

I " ' '

111

106. Футуризм - радикальная революция. Италия-Россия / вступ. ст. Е. Бобринской. — М. : Красная площадь, 2008. — 298 с.

107.Хейзинг, Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Йохан Хейзинг ; пер. с гол., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова. — М. : Прогресс-Традиция. 1997. — 412 с.

108. Цвет в искусстве авангарда. Материалы международной научной конференции / ред.-сост. Ю. Б. Демиденко, Н. В. Нассонова. — СПб. : ГМИСПб, 2011. —180 с.

109. Шкловский, В. М. Собрание сочинений: в 3 т. / Виктор Шкловский. — М.: Художественная литература, 1974. — Т. 2. — 748 с.

110. Чухров, К. Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства / Кети Чухров. — СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 278 с.

111. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / Сергей Михайлович Эйзенштейн. — М. : ВГИК, 2000. — 588 с.

112. Эйзенштейн, С. М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения: в 6 т. / С. М Эйзенштейн. — М. : Искусство, 1964. —Т. 3. —С. 37^33.

ПЗ.Эпштейн, М. Н. Постмодерн в России / Михаил Эпштейн. — М. : Элинина, 2000. — 367 с.

114. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг ; пер. с нем., сост. и вступ. статья А. М. Руткевича. — М. : Ренессанс, 1991. — 156 с.

115.Юнисов, М. В. Маскарады. Живые картины. Шарады в действии / Михаил Юнисов. — СПб. : Композитор, 2008. — 304 с.

116.Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: сборник статей / сост. А. Д. Кошелев. — М. : ГНОЗИС, 1994. — 547 с.

117.Ямпольский, М. Б. Наблюдатель: очерки истории видения / Михаил Ямпольский. — М. : Ad Marginem, 2000. — 287 с.

118.Ямпольский, М. Б. Язык-тело-случай. Кинематограф и поиски смысла / Михаил Ямпольский. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 369 с.

Журналы:

119. Андреев, А. А. Белая магия Жоржа Мельеса / Андрей Андреев // Сеанс.

— 2011. — № 49/50. — С. 359-370.

120. Арефьева, А. Б. Дон Кихот у Стены плача. Сэр Вантес. Донкий Хот. Коллективное сочинение. Опус № 2 / Анастасия Арефьева // Сцена. — 2005. —№5/6. —С. 29.

121. Арефьева, А. Б. О гранях документализма в современном театре / Анастасия Арефьева // Петербургский театральный журнал. — 2010. — №3. —С. 40-43.

122.Березкин, В. И. Вещи и фактуры - объекты игры актеров в спектаклях Някрошюса / Виктор Березкин // Сцена. — 2004. — № 1. — С. 14—17.

123. Березкин, В. И. Дмитрий Крымов / Виктор Березкин // Вопросы театра. Proscaenium. — 2009. — № 1/2. — С. 209-232.

124. Березкин, В. И. О «Тарарабумбии» и о том, что такое театр художника / Виктор Березкин // Сцена. — 2009. — № 6. — С. 50-57.

125. Березкин, В. И. Спектакль играют художники / Виктор Березкин // Сцена. — 1994. — № 6. — С. 42.

126. Березкин, В. И. Сценограф и вещь / Виктор Березкин // Декоративное искусство. — 1972. — № 11. — С. 30.

127. Березкин, В. И. Учебный театр художника / Виктор Березкин // Сцена.

— 2004. — № 6. — С. 27-28.

128. Березкин, В. И. Что означает термин сценография / Виктор Березкин // Декоративное искусство. — 1979. — № 8. — С. 40.

129. Вспоминая Тадеуша Кантора//Вопросы театра. Proscaenium. — 2008.

— № 1/2. —С. 262-346.

130. Бойм, С. Ю. Конец ностальгии / Светлана Бойм // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 39. — С. 90-100.

131.Болотян, И. М. О драме в современном театре: verbatim / Ильмира Болотян // Вопросы литературы. — 2004. — № 5. — С. 23—43.

132.Гинкас, К. М. О чем они говорили. Актер в материальной среде / Кама Гинкас // Сцена. — 2004. — № 27. — С. 4.

133.Глазер, JI. Международная конференция «Фактура и фрактура -нарушенное присутствие эстетического в авангарде и позднем авангарде» / Люсия Глазер // Новое литературное обозрение. — 2006. — №78. —С. 451-454.

134. Годро, А. Театральность, нарративность и «трюковость» / Андре Годро // Искусство кино. — 1995. — № 2. — С. 84-89.

135.Гройс, Б. Е. Соц-арт / Борис Гройс // Искусство. — 1990. — № 1. — С. 30-33.

136. Гройс, Б. Е. Что такое современное искусство / Борис Гройс // Митин журнал. — 1997. — № 54. — С. 253-276.

137. Джурова, Т. С. Космогония. Строительный театр/ Татьяна Джурова // Петербургский театральный журнал. — 2004. — № 37. — С. 31-32.

138. Джурова, Т. С. Практическая магия / Татьяна Джурова // Петербургский театральный журнал. — 2003. — № 33. — С. 104-105.

139. Диалог о мусоре. Илья Кабаков - Борис Гройс // Новое литературное обозрение. — 1996. — № 20. — С. 319-330.

140. Дубин, Б. В. Сьюзен Зонтаг, или истина и крайности интерпретации / Борис Дубин // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. — С. 134-148.

141. Дубин, Б. В. В отсутствии опор: автобиография и письмо Жоржа Перека / Борис Дубин // Новое литературное обозрение. — 2004. — №68. —С. 154-170.

142. Жаковская, Т. А. Реальная переписка с театром «Шарманка» из Глазго / Татьяна Жаковская // Петербургский театральный журнал. — 2001. — №23. —С. 134-137.

II1' ,

МЗ.Ильчюкас, Р. Некоторые приемы цельности спектакля Э. Някрошюса / Римас Ильчюкас // Вопросы театра. — 1990. — Вып. 12. — С. 48-77.

144. Художник и театр // Искусство. — 2012. — № 1. — 192 с.

145. Казьмина, Н. Ю. «Донкий Хот» и другие... / Наталья Казьмина // Планета Красота. — 2006. — № 1/2. — С. 18-20.

146. Казьмина, Н. Ю. Невозможный театр / Наталья Казьмина // Современная драматургия. — 2006. — № 4. — С. 191-196.

147.Коробова, Д. Б. Шкатулка с секретом/ Дарья Коробова // Сцена. — 2003. — №1. — С. 38-39.

148. Крюкова, Т. А. Постмодернистский театр как художественный код / Татьяна Крюкова // Современная драматургия. — 2006. — № 2. — С. 202-210.

149. Кузовлев, В. П. К проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности / Валерий Кузовлев // Aima mater. — 2006. — № 4.

— С. 54-60.

150. Ландольт, Э. Один невозможный диалог вокруг семиотики: Юлия Кристева - Юрий Лотман / Эманюэль Ландольт // Новое литературное обозрение. —2011. —№ 109. —С. 135-150.

151. Лотман, Ю. М. Семиотика сцены / Юрий Лотман // Театр. — 1980. — №1. — С. 89-99.

152. Маркова, Е. В. Шарманка / Елена Маркова // Московский наблюдатель.

— 1997. —№3/4. —С. 71.

153. Решетникова, И. Л. Горечь смеха / Ирина Решетникова // Страстной бульвар, 10. — 2012. — № 9/149. — С. 86-89.

154. Рогинская, О. О. Настоящая вещь в современном театре: музей-барахолка-вещевойрынок / Ольга Рогинская // Петербургский театральный журнал — 2013. — №1. — С. 42-48.

155.Савицкая, О. Н. Древний авангардизм сказки/ Ольга Савицкая // Петербургский театральный журнал. — 2005. — № 40. — С. 74—77.

156.Ставицкий, А. Улыбчивый глаз инженера / Алексей Ставицкий // Петербургский театральный журнал. — 2007. — № 2. — С. 166-167.

157. Щербаков, В. А. О пластическом театре / Вадим Щербаков // Театр. — 1985. —№7. —С. 29-36

158. Щербаков, В. А. Смертельный аттракцион / Вадим Щербаков // Вопросы театра. Proscaenium. — 2011. — Вып. 1/2. — С. 77-81.

159. Эпштейн, М. Н. Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме / М. Н. Эпштейн // Звезда. — 2000. — № 4. — С. 8297.

160.Ямпольский, М. Б. Экран как антропологический протез / М. Б. Ямпольский // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 114. — С. 61-75.

161. Ямпольский, М. Б. Экспрессивность: между человеческим и машинным (неметафизическая антропология и кинематограф) / М. Б. Ямпольский // Новое литературное обозрение. — 2011. — № 109. — С. 20-36.

Газеты:

162. Годер, Д. Н. Закрыл тему / Дина Годер // Время новостей. — 2010. — 1 февр. — С. 9.

163. Годер, Д. Н. Из мусора культуры / Дина Годер // Время новостей. — 2007. —4окт. —С. 10.

164. Годер, Д. Н. Склад фантастических ошибок / Дина Годер // Московские новости. — 2012. — 31 марта. — С. 10.

165.Гусев, А. В. Список ахейских кораблей / Алексей Гусев// Империя драмы. — 2007. — № 7. — С. 4.

166. Давыдова, М. Ю. Тихий Демон пролетел / Марина Давыдова // Известия. — 2006. — 19 окт. — С. 10.

167. Должанский, Р. Ю. Путешествие вглубь театра / Роман Должанский // Коммерсант-Weekend. — 2004. — 19 нояб. — С. 8.

168. Должанский, Р. Ю. Чеховское шествование / Роман Должанский // Коммерсант. — 2010. — 9 февр. — С. 15.

169. Дьякова, Е. А. Мертвая петля падшего ангела / Елена Дьякова // Новая газета. — 2006. — 2 нояб. — С. 20.

170. Дьякова, Е. А. Проткнут орденом Ленина / Елена Дьякова // Новая газета. — 2008. — 9 окт. — С. 19.

171. Егошина, О. В. Про это / Ольга Егошина // Новые известия. — 2004. — 4 март. — С. 5.

172. Егошина, О. В. Обрывки чужих писем / Ольга Егошина // Новые известия. — 2008. — 7 окт. — С. 5.

173. Заславский, Г. А. Балаганный театр / Григорий Заславский // Независимая газета. — 2005. — 28 нояб. — С. 12.

174.Иванова-Брашинская, A.A. Измерен кубомэтрами / Анна Иванова-Брашинская // Коммерсант. — 2005. — 20 дек. — С. 8.

175. Карась, А. Ю. Бой жестяных роялей / Алена Карась // Российская газета. — 2008. — 9 окт. — С. 9.

176. Карась, А. Ю. Три сестры в королевстве Лира / Алена Карась // Российская газета. 2005. 2 февр. С. 10.

177.Корнеева, И. «Новация» по «Фаусту» / Ирина Корнеева // Российская газета. — 2007. — 31 март. — С. 9.

178. Маркова, Е. В. Импровизации / Елена Маркова // Советская Россия. — 1986. — 11 июл. — С. 6.

179.Трофименков, М. С. Лысая Кармен / Михаил Трофименков // Коммерсант. — 2004. — 17 марта. — С. 10.

Беседы:

180. «АХЕ»: «сам процесс - уже театр» / Интервью Дмитрия Пиликина с Павлом Семченко // Искусство. — 2012. — № 1. — С. 132-145.

181. Дмитрий Крымов: «Не понимаю, почему, но это здорово» / Беседу вела Наталья Казьмина i i Сцена. — 2004. — № 4. — С. 9.

182. Дмитрий Крымов: «Это почти черновики Ромео и Джульетты...» / Интервью Елены Дьяковой // Новая Газета. — 2012. — 6 авг. — С. 21.

183. Дмитрий Крымов: «Театр для себя и для всех» / Беседу вела Наталья Казьмина // Планета Красота. — 2006. — № 7/8. — С. 8-11.

184. Дмитрий Крымов: «Хочу сделать на сцене детскую площадку» / Беседовала Влада Гончарова // Станиславский. — 2007. — № 6. — С. 24-27.

185.Живой театр / Беседу с Яной Туминой ведет Анастасия Поспелова // Петербургский театральный журнал. — 2008. — № 2. — С. 70—77.

186. Мишель Лобю: «Я называю себя археологом» / Интервью Веры Сенькиной // Экран и сцена. — 2010. — № 6. — С. 4.

187. Чехов дель арте вразнос / Интервью Елены Дьяковой // Новая Газета.

— 2013. —9 окт. —С. 20.

Источники на иностранных языках:

188. Bloede, М. Les tombeaux de Josef Nadj / Myriam Bloede. — Paris : L'Oeil d'Or, 2006. — 185 p.

189. Carlson, M. Performance a critical introduction / Marvin Carlson. — London ; N.Y. : Routledge, 2004. — 276 p.

190. Crary, J. Techniques of the observer: on vision and modernity in the XIX century / Jonathan Crary. — Cambridge : MIT Press, 1992. — 171 p.

191. Durand, G. Les structures anthropologiques de l'imaginaire / Gilbert Durand.

— Paris : Dunod, 1993. — 535 p.

192. Eiermann, A. Postspektakuläres Theater / Andre Eirmann. — Gießen : Transcript Verlag, 2009. — 420 s.

193. Fischer-Lichte, E. The Semiotics of the theatre / Erika Fischer-Lichte. — Bloomington : Indiana University Press, 1993. — 334 p.

194. Fischer-Lichte, E. The transformative power of performance / Erika FischerLichte. —N.Y. ; London : Routledge, 2008. — 229 p.

1 i

'184

195. Gropius, W. The theatre of Bauhaus / Walter Gropius. — N.Y. : Wesleyan, 1996. —110 p.

196. Holmberg, A. The theatre of Robert Wilson / Arthur Holmberg. — Cambridge : Cambridge University Press, 1996. — 229 p.

197. Kantor, T. Interior of Imagination / Tadeusz Kantor. — Warsaw ; Cracow : Zacheta National Gallery of Art, 2005. — 189 p.

198. Kantor, T. Painting. Theatre / Tadeusz Kantor. — Vilnius : NTA, 2012. — 250 p.

199. Kostelanetz, R. Moholy-Nagy / Richard Kostelanetz. — N.Y. : Da Capo Pr, 1970. —100 p.

200. Kostelanetz, R. The theatre of mixed-means: an introduction to happenings, kinetic environments, and other mixed-means presentations / Richard Kostelanetz. — London : Dial Press, 1979. — 311 p.

201.Kristeva, J. Desire in language: a semiotic approach to literature and art / Julia Kristeva. — N.Y.: Columbia University Press, 1980. — 295 p.

202. Lehmann, H.-T. Postdramatic theatre / H.-T. Lehmann. — N.Y. : Routledge, 2006. —207 p.

203. Marranca, B. The theatre of images / Bonnie Marranca. — N.Y. : The Johns Hopkins University Press, 1977. — 122 p.

204. Peju, P. Portrait de Miquel Barcelo en artiste parietal / P. Peju, E. Mezil. — Avignon : Gallimard, 2008. - 185 p.

205.Röttger, K. Theater und bild. Inszenierungen des sehens / K. Röttger, A. Jackob. - Bielefeld : Transcript Verlag, 2009. — 313 s.

206. Shevtsova, M. Robert Wilson / Maria Shevtsova. — London : Routledge, 2008. — 172 p.

207. Sontag, S. Against interpretation / Susan Sontag. — London : Penguin classics, 1994.-312 p.

208. Une image peut en cacher une autre. Arcimboldo, Dali, Raetz / J.-H. Martin. — Paris : Galeries nationales du Grand Palais, 2009. - 500 p.

Электронные ресурсы:

209. Давыдова, М. Ю. Прорывы к невозможному / Марина Давыдова // Эксперт : электрон, версия журн. — 2006. — 18 янв. (№47). — URL : http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/47/proryvy knevozmozhnom и/ (дата обращения 25. 10. 2010).

210. Должанский, Р. Ю. Путешествие вглубь театра / Роман Должанский// Коммерсант-Weekend : электрон, версия газ. — 2004. — 19 нояб. — URL : http://www. kommesant.ru/doc.aspx?DocsID=525 (дата обращения 18.

09. 2010).

211. Дьякова, Е. А. Дон Кихот на свалке истории / Елена Дьякова // Новая газета : театр, портал. — 2005. — 24 окт. — URL : http://www.smotr.ru/2005/2005_krymov dh.htm (дата обращения 17. 05. 2010).

212. Жаковская, Т. А. Неклассический балет, недраматический театр / Татьяна Жаковская// Петербургский театральный журнал : электрон, версия журн. — 2001. — № 26. — URL : http://ptzh.theatre.ru/2001 /26/37/ (дата обращения 14. 09. 2010).

213. По дорога, В. А. Театр без маски (попытка философского комментария) / Валерий Подорога // Человек : электрон, журн. — 1990. — №1. — URL : http://dironweb.com/klinamen/dist8.html (дата обращения 08. 04. 2010).

214. Соколянский, А. Ю. Происхождение чувств / Александр Соколянский // Время новостей : электрон, версия газ. — 2004. — 4 март. (№37). — URL : http://www.vremva.ru/2004/37/10/92969.html (дата обращения 14.

10. 2010).

215. Bayley, С. Theatre: Visual theatre is not another word for mime / Clare Bayley // The Independent: электрон, версия газ. — 1995. — № 7. — URL : http://www.independent.co.uk/life-style/theatre-visual-theatre-is-not-another-word-for-mime-clare-bayley-eniovs-the-narrative-1577016.html

(дата обращения 22. 09. 2010). A

U

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.