Сюжеты о христианизации Руси в Повести временных лет и в составе Пролога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Введенский Антон Михайлович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат наук Введенский Антон Михайлович
Введение
Глава I. Устное и письменное в составе летописного текста
1.1. Методологические возможности распознавания устного текста в письменном (на материале древнерусских летописей)
1.2. Препозиция клитики ся
1.3. Заключение к I главе
Глава II. Первые христиане на Руси
11.1. Сюжет об Андрее Первозванном
11.1.1. О времени появления сюжета об Андрее Первозванном в летописании
11.1.2. Структура летописного рассказа об Андрее Первозванном: устное и письменное
11.1.3. Летописный рассказ об Андрее Первозванном в составе Пролога
11.2. Сюжет о крещении княгини Ольги
11.2.1. Дискуссия о времени крещения княгини Ольги в историографии
11.2.2. О времени появления и этапах складывания летописного сюжета о крещении Ольги
11.2.3. Летописный рассказ о крещении Ольги в составе Пролога
11.3. Сюжет о варягах-мучениках
11.3.1. Житие варягов-мучеников в составе летописи и Пролога
11.3.2. О времени составления летописного рассказа о варягах-мучениках
11.3.3. Житие варягов-мучеников в составе Новгородской Карамзинской летописи
11.4. Заключение ко II главе
Глава III. Крещение русских земель
Ш.1. Корсунская легенда и крещение киевлян
Ш.1.1. Дискуссия о времени начала правления Владимира и дате его крещения в историографии
Ш.1.2. О времени появления и этапах складывания Корсунской легенды и
сюжета о крещении киевлян
Ш.1.3. Структура Корсунской легенды: устное и письменное
Ш.1.4. Крещение Владимира и сюжет о крещении киевлян в составе
Пролога
Ш.2. Крещение Новгорода
Ш.2.1. О времени появления и этапах складывания рассказа о крещении Новгорода и его сходство с летописным сюжетом о побивании Перуна в
Киеве
Ш.2.2. Рассказ о крещении Новгорода в древнерусских летописях
Ш.2.2.1. Летописные статьи с фольклорным сюжетом о пидблянине без
сюжета о палице Перуна
Ш.2.2.2. Летописные статьи с фольклорными сюжетами о пидблянине и о
Перуновой палице
Ш.2.2.3. Летописные статьи с фольклорным сюжетом о Перуновой палице
без сюжета о пидблянине
Ш.2.2.4. Летописные статьи о крещении без фольклорных сюжетов
Ш.3. Заключение к III главе
Заключение
Список сокращений
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Исследование языковой личности составителя "Повести временных лет"2004 год, кандидат филологических наук Аникин, Денис Владимирович
Церковные связи Древней Руси с Западной Европой: до середины XII в.2011 год, кандидат исторических наук Костромин, Константин Александрович
Этническое самосознание древнерусских летописцев XI - начала XII в.2009 год, кандидат исторических наук Добровольский, Дмитрий Анатольевич
История и структура оригинального древнерусского текста (XI-XIV вв.): комплексный анализ и реконструкция2006 год, доктор филологических наук Гиппиус, Алексей Алексеевич
Нарративный модус в историографических памятниках Древней Руси и Древней Скандинавии2022 год, кандидат наук Глебова Дарья Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюжеты о христианизации Руси в Повести временных лет и в составе Пролога»
Введение
Летописные сюжеты о христианизации Руси в тексте Повести временных лет (далее - ПВЛ) представлены в группе рассказов о появлении христианства и первых христианах на Руси. Наше исследование затрагивает не все упоминания о христианстве на Руси, а только те тексты, которые рассказывают о появлении первых христиан иноземного происхождения на территории восточнославянских земель (Андрей Первозванный и скандинавские варяги-мученики), о принятии христианства древнерусскими князьями (Ольга, Владимир) и о крещении киевлян и новгородцев. Как справедливо отмечает М. Н. Виролайнен - «Сюжетным центром, событийной кульминацией «Повести временных лет», конечно же, служит история крещения Руси».1 Именно об этом «центре» и пойдет речь в нашей работе.
В фокус нашего внимания не попали некоторые летописные сюжеты, которые можно было бы отнести к рассказам о христианизации. Это - сюжет о выборе вер и входящая в неё Речь философа. Тематически эти нарративы не связаны с деятельностью христиан на Руси напрямую. Речь философа имеет явно литературное происхождение и представляет собой сжатый пересказ библейской истории. Таким образом, наше исследование будет посвящено разбору шести сюжетов, расположенных в летописных памятниках на хронологической шкале до 6497/989 г.:
1) Рассказ о посещении Андрея Первозванного Киева и Новгорода
2) Сюжет о крещении княгини Ольги
3) Рассказ об убийстве киевлянами варягов-мучеников
4) Корсунская легенда
5) Рассказ о крещении Киева
6) Сюжет о крещении Новгорода.
1 Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 91.
Большинство из этих сюжетов (кроме рассказа о крещении Новгорода) содержатся в Пространной редакции Пролога. В нашей работе анализируются тексты Пролога и выявляется зависимость проложных текстов от летописных.
Мнения исследователей по поводу терминов рассказ и сюжет в современном литературоведении весьма различны. Если рассказ, как правило, рассматривают как повествовательную форму, отмечая его малый объем, то сюжет в литературе считается последовательностью и связью описываемых событий.
А. Н. Веселовский считал сюжет совокупностью событий, разделяя сюжеты на более мелкие единицы - мотивы.2 Впоследствии, В. Я. Пропп подверг критики мнение А. Н. Веселовского о неделимых единицах сюжетного повествования - мотивах, введя понятие функции.3 Сюжет как совокупность событий рассматривает и Ю. М. Лотман, отмечая, что сущность сюжета состоит в наделении событий определенным смыслом и упорядоченностью.4 Б. Н. Томашевский несколько иначе смотрел на понятие сюжета, его интересовало скорее ни на какие элементы можно разделить сюжет (в этом-то он как раз сходился с мнением А. Н. Веселовского), а на то, как данное понятие соотносится с понятием фабула. Исследователь пишет, что если фабула - «совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведениях», то сюжет - это события в изложении «в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой
2 Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 300 - 307.
3 Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001. С. 20 - 21.
4 Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 240.
даны в произведения сообщения о них».5 В целом, подход литературоведов к понятию сюжет можно считать общим.
В изучении же древнерусской литературы, в частности, летописного повествования, сложилась несколько иная традиция, сблизившая форму и последовательность изложения.
В своей работе мы будем рассматривать понятие летописный сюжет как синоним понятия летописный рассказ на основании деления летописного повествовательного материала, предложенного И. П. Ереминым и использованного О. В. Твороговым.
В программной статье, посвященной тексту Киевской летописи, И. П. Еремин предложил разделять летописное повествование на три группы текстов: погодная запись, рассказ и повесть.6 К погодной записи исследователь относил краткие записи, «которые в большинстве случаев укладываются в одно-два предложения».7 Основным «литературным качеством» погодной записи автор считал документальность.8 Летописный рассказ, по мнению И. П. Еремина, близок в некоторых случаях к погодной
9
записи, но он длиннее ее, и часто содержит речь действующих лиц/
Правомерность выделения И. П. Ереминым третьей повествовательной группы - летописной повести - была оспорена О. В. Твороговым, который писал, что и летописный рассказ, и летописная повесть - это стремление изобразить данное событие как можно более наглядно, что не характерно для погодной записи. Автор предлагал не выделять третью повествовательную группу. В основе же разделения летописного нарратива на погодную запись и летописный рассказ, по мнению О. В. Творогова, должна лежать разница в
5 Томашевский Б. Н. Теория литературы (поэтика). Л., 1925. С. 137.
6 Еремин И. П. Киевская летопись как памятник культуры // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 67.
7 Там же. С. 68.
8 Там же. С. 69.
9 Там же. С. 74 - 75.
характере повествования.10 О. В. Творогов пишет: «различные элементы описания - конкретные детали и подробности - встречаются в летописи довольно часто, но рассказом является не просто совокупность их, а сюжетное повествование, где названные элементы обладают особой художественной функцией».11 Несмотря на то, что границу между рассказом и погодной записью определить не всегда просто, ибо часто «рассказ как бы незаметно вырастает из предшествующих погодных записей», исследователь считает правильным «употреблять термин рассказ для обозначения сюжетных фрагментов летописи».12 Вслед за О. В. Твороговым, мы в своей работе будем использовать два термина рассказ и сюжет как синонимы. Как представляется, привлечённый нами летописный материал вполне оправдывает такой подход.
Главным источником, который используется в нашей работе, является летописный текст ПВЛ. ПВЛ - киевская летопись 1110-х гг., имевшая, как минимум, две редакции и дошедшая до нас в составе ряда поздних летописей (см. ниже). Фактическое начало текстологического изучения ПВЛ и предшествующих ей сводов следует связывать с именем А. А. Шахматова. А. А. Шахматов наметил новый текстологический подход к изучению летописного материала, который в XX в. оставался основным в изучении русского летописания. Первыми работами А. А. Шахматова, в которых проявился его метод изучения летописных текстов, применительно к тексту ПВЛ, следует считать две статьи 1897 г.13 В дальнейшем шахматовский
10 Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI - XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970. С. 34.
11 Там же. С. 35.
12 Там же. С. 35.
13 Шахматов А. А. Хронология древнейших русских летописных сводов // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.2. Раннее русское летописание XI - XII вв. СПб., 2003. С. 5 - 18.; Шахматов А. А. Древнейшие редакции Повести временных лет // Там же. С. 103 - 136.
подход и его представления о редакциях ПВЛ отразился в введении к изданию-реконструкции данного произведения.14 Подход А. А. Шахматова базируется на методике сравнительно-текстологического исследования наибольшего количества летописей для понимания их взаимодействия и выявления их протографов, что позволяет определить место каждого из этих не дошедших до нас протографов-сводов и нарисовать общую схему древнерусского летописания XI - XVI вв.
Мы в своей работе следуем шахматовскому подходу в изучении летописного материала. В последнее время в историографии произошло развитие той методологии в изучении летописания, которую применял А. А. Шахматов. Прежде всего, это связано с применением лингвистических методов в изучении летописного материала в работах А. А. Гиппиуса. В своей работе мы опираемся на новые лингвистические методики, в основных пунктах соглашаясь с уточнениями и добавлениями к шахматовскому подходу в изучении текста ПВЛ, которые были предложены А. А. Гиппиусом в ряде работ.15
Вторым важнейшим источником, который анализируется в нашем исследовании, является Пролог. Русский Пролог - это сборник житийных текстов, в котором к переводным житиям греческого происхождения
14 Шахматов А. А. Повесть временных лет // Шахматов А. А. История русского летописания Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 527 - 978. О работах А. А. Шахматова и развитии его взглядов на историю текста ПВЛ и ее редакций - см. Вовина-Лебедева В. Г. Школы исследования русских летописей: XIX - XX вв. СПб., 2011. С. 216 - 221 и др.
15 Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: К истории композиции Повести временных лет // Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 56 - 96.; Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. I. // Славяноведение. №5. 2007. С. 20 -44.; Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. II. // Славяноведение. №2. 2008. С. 3 - 24.; Гиппиус А. А. О критике текста и новом переводе-реконструкции «Повести временных лет» // Russian Linguistics 2001. Vol. 25, № 2. P. 63 - 126. P. 63 - 126.
(Синаксарь) добавлены житийные повествования о русских святых.16 Он был создан в середине XII в.
Во всем тексте диссертации при цитировании источников все буквы, отсутствующие в современном алфавите заменены: «и десятеричное» - и; «фита» - ф; кси - «кс»; «пси» - пс; «омега» - о; «юс большой», «ук», «оу» - у; «юс малый» и йотированный «аз» - я; йотированное «есть» - е; йотированный «юс большой» - ю; «ижица» - и, у или в; «земля», «зело» - з. Буква «Ъ» сохраняется. Буквы «ъ» и «ь» сохраняются в том числе в середине и конце слов. Буква «й» не употребляется.
Объектом диссертационного исследования является древнерусская литература домонгольского периода.
Предметом исследования являются рассказы о крещении Руси в составе летописей и Пролога: рассказ об Андрее Первозванном, рассказ о крещении Ольги, сюжет о варягах-мученика, крещении Владимира (Корсунская легенда), и рассказы о крещении Киева и Новгорода.
Хронологические рамки работы XI - XVI вв. обусловлены временем появлением сюжетов о христианизации Руси в летописных текстах XI в., предшествующих ПВЛ, и складыванием вплоть до XVI в. текстов более поздних летописных памятников, содержащих текст о крещении новгородцев.
Цель диссертационного исследования установить при помощи текстологических и источниковедческих приемов структуру летописных сюжетов о крещении русских земель в их сопоставлении с проложными текстами той же тематики.
Основными исследовательскими задачами являются:
16 Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сентябрь-февраль. Т. II: Указатели. Исследования. Подг. В. Б. Крысько, Л. В. Прокопенко, В. Желязкова, И. М. Ладыженский, А. М. Пентковский. М., 2011. С. 23.
1) выявить, как летописные тексты о христианизации Руси связаны с проложными текстами, и определить первичность и вторичность данных текстов.
2) в рассказах об Андрее Первозванном и в Корсунской легенде -определить их устные и письменные составляющие и выявить характер соединения устного и письменного, произошедшего под пером летописца.
3) предложить методику выявления устных нарративов в летописном тексте на основании лингвистических методов (на примере расположения клитики ся).
4) рассмотреть сюжет о крещении Новгорода на материале текстологически близких рассказов летописей XII - XVI вв., и показать появление новых составляющих в описании новгородского крещения.
Актуальность работы заключается в том, что нарративные сообщения о первых христианах на Руси (Андрей Первозванный, крещение княгини Ольги, варяги-мученики, крещение князя Владимира), упомянутых в раннем летописании, а также сюжеты о крещении киевлян, причем не только в ранних летописях, но и в соответствующих текстах Пролога, никогда до этого не анализировались в историографии во всей совокупности. Интерес предшествующей историографии к сюжетам о христианизации Руси в раннем летописании, а также новые исследования текстологического и источниковедческого характера, посвященные данным вопросам, делают эту тематику весьма актуальной для современной науки.
Научная новизна работы заключается в том, что исследована вся совокупность нарративных текстов о христианизации Руси, включая сюжет об Андрее Первозванном, который помещен в вводной недатированной части Повести временных лет. Тексты о христианизации Руси впервые рассмотрены в единстве с проложными вариантами этих текстов, исходя из современных научных знаний о текстологии раннего летописания и проложных текстов. Впервые проведено исследование текста о крещении Новгорода на материале более чем тридцати летописей. Впервые предложен
лингвистический метод для выявления устных нарративов в летописном тексте ПВЛ, и на этом основании предложена сегментация текста по линии устный/письменный источник для некоторых летописных сюжетов.
Источники. Основными источниками, которые использованы в работе, как уже было отмечено выше, являются тексты русских летописей и текст русского Пролога. Анализируется также частично сохранившийся предшествующий ей летописный свод - Начальный.
Текст ПВЛ сохранился в составе различных летописей. К основным спискам ПВЛ традиционно относят: Лаврентьевский (1377 г.) (далее - Л), Троицкий (начала XV в., сгоревший в пожаре 1812 г., но поддающийся реконструкции) (далее - Т), Радзивилловский (конца XV в.) (далее - Р), Московский-Академический (конца XV в.) (далее - А), Ипатьевский ( середина XV в.) (далее - И), Хлебниковский (середина XVI в.) (далее - Х).
Во всех списках ПВЛ повествование начинается с так называемого Введения, в котором отсутствует годовая сетка, а с 6360/852 г. начинаются годовые записи. Летопись заканчивается на статьях второй половины 1110-х гг. Первая редакция датируется 1115 - 1116 гг., отразившаяся в ЛТ(РА) а вторая редакция 1117 г., отразившаяся в ИХ(РА).17 Изучаемая в нашей работе совокупность текстов о первых христианах на Руси (кроме сюжета о крещении Новгорода) сложилась ко времени создания первой редакции ПВЛ.18
Свод, предшествующий ПВЛ, реконструируемый исследователями -Начальный свод 1090-х гг. - отразился в Новгородской первой летописи
17 Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. I... С. 20 - 44.; Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. II... С. 3 - 24. Вопрос о наличии третьей редакции ПВЛ весьма спорный и не является для нашей работы первостепенным.
18 Состав ПВЛ реконструировал еще А. А. Шахматов. См.: Шахматов А. А. Повесть временных лет. С. 527 - 978.
старшего и младшего извода (далее - НПЛм и НПЛст).19 НПЛст представлена одним Синодальным списком нач. XIV в.; текст здесь сохранился с середины летописной статьи 1016 г. НПЛм представлен девятью списками, основными из которых следует считать Комиссионный и Академический середины XV в.20
Предшествующие Начальному своду летописные тексты могут быть реконструированы с большими ограничениями и сложностями. В историографии, начиная с исследований А. А. Шахматова, утвердилась точка зрения, что Начальному своду предшествовали два этапа летописной работы - Свод 1070-х гг. и Древнейший Свод, который датируется, как правило, в промежутке между 1010-ми и 1040-ми гг.21 Благодаря работам последнего времени, становится понятно, что на каком-то из этих этапов произошло
слияние нарративного повествования и кратких анналистических записей,
22
которые велись вне основного летописного текста.
В связи с тем, что в основных списках ПВЛ не отразился сюжет о крещении Новгорода, а в списках НПЛ данный сюжет появился довольно поздно (об этом подробнее ниже), основными источниками для изучения летописного текста о крещении Новгорода являются летописи XV - XVII вв.
19 Название своду было дано А. А. Шахматовым. А. А. Шахматов же и обосновал гипотезу об отражении данного свода в Новгородской первой летописи. См.: Шахматов А. А. О Начальном киевском летописном своде // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 31 - 70.
20 Шахматов А. А. Обозрение летописей и летописных сводов XI - XVI вв. // Шахматов А. А. История русского летописания Т. 2. М., 2011. С. 240 - 308.
21 Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 415 - 417. Приселков М. Д. История русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996. С. 61 -64.
22 К примеру, из последних работ: Гимон Т. В. К проблеме зарождения историописания в Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы, 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. М., 2016. С. 748 - 800.
В нашем исследовании используется тексты следующих летописных памятников: Новгородская пятая летопись (далее - Н5), Львовская (далее -Льв), первая подборка Новгородской Карамзинской (далее - НК1),23 Новгородская четвертая (далее - Н4),24 Софийская первая летопись старшего и младшего изводов (далее — С1),25 Новгородская вторая летопись (далее — Н2),26 Тверской сборник (далее — Тв),27 Воскресенская летопись (далее — Вос), Типографская летопись (далее — Тип), Ермолинская летопись (далее
— Ерм), Холмогорская летопись (далее — Холм), Летописец от 72-х язык 1497 г. (далее — Л1497) и 1518 г. (далее — Л1518), Московский свод кон. XV в., отражающий текст Московского свода 1472 г. (далее - Мвс1472) и Московского свода 1479 г. (далее - Мвс1479), Летопись Авраамки (далее — Авр),28 Рогожский летописец (далее — Рог),29 Супрасльская летопись (далее
— Супр),30 Псковская первая летопись (далее — П1), Псковская третья летопись (далее — П3),31 Владимирский летописец (далее — Вл),32 Устюжский летописец (далее — Уст) и Густынская летопись (далее — Густ).
Взаимоотношение упомянутых выше летописей отражено в летописной схеме Я. С. Лурье.33 Изучение летописного рассказа о крещении
23 Полное собрание русских летописей. СПб, 2002. Т. 42. С. 56.
24 Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. 9. Ч. 1. Вып. 1. С. 91.
25 Полное собрание русских летописей. Л., 1925. Т. 5. Вып. 1. С. 72 - 73.
26 Полное собрание русских летописей. М., Л., 1965. Т. 30. С. 169.
27 Полное собрание русских летописей. М., 2001. Т. 15. С. 114.
28 Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. 16. С. 39 - 40.
29 Полное собрание русских летописей. Т. 15. С. 16.
30 Полное собрание русских летописей. М., 1980. Т. 35. С. 40.
31 Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 75.
32 Полное собрание русских летописей. Т. 30. С. 37 - 38.
33 Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI - XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 38. С. 191 - 205.
новгородцев в составе летописей XV - XVII вв. чрезвычайно показательно с точки зрения содержательных изменений.
Характеризуя наш второй источник - Русский Пролог, следует отметить, что он имеет две редакции - Пространную и Краткую. Исследователи фактически единодушно относят составление краткой редакции ко второй половине XII - началу XIII в.34
Вопрос о времени составления Пространной редакции дискуссионный, но в современной историографии закрепляется мнение о том, что Пространная редакция первична по сравнению с Краткой,35 и была создана, скорее всего, в 1160-х гг.36 Проложные жития русских святых, которые текстуально близки летописным текстам, относятся к Пространной редакции.
Дополнительным источником, близким к летописным и проложным текстам, рассказывающим о принятии Владимиром крещении, является текст Памяти и Похвалы Иакова Мниха (далее - ППИМ). Данные ППИМ также используются в нашем диссертационном исследовании.
Для анализа летописных и проложных текстов используется Л за XII в., в тексте которой отразились, как минимум, два летописных свода XII в. -Владимирский Свод 1165 г. и Свод 1185 г. Свод 1165 г. содержит до 1110-х гг. текст ПВЛ первой редакции. По нашему мнению, именно из Свода 1165 г. составитель Пролога взял летописные данные для составления проложных текстов.
Вторым недошедшим до нас сводом владимирского летописания, отразившемся помимо Л также и в НК1, к тексту которого мы обращаемся в
34 Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII - первой трети XV веков. М., 2009. С. 81.
35 Фет Е. А. Пролог // Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1987. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.). С. 378 - 379.;
36 Лосева О. В. Жития русских... С. 124. и др.
нашей работе, является Свод 1185 г., который есть следующее летописное звено после Свода 1165 г.37
Степень изученности проблемы и историография вопроса.
Интерес к летописным текстам, рассказывающим о христианизации Руси, в исторической литературе начался еще в XVIII в. Рассказывая о событиях, связанных с распространением христианства на Руси, историки XVIII в. в основном опирались на летописные данные. И М. В. Ломоносов,38 и В. Н. Татищев,39 и М. М. Щербатов40 в своих фундаментальных работах по истории России касаются данных летописных сюжетов, используя их для характеристики исторических событий X в. В целом исследователи относились к данным летописи некритически, рассматривая их как правдивое повествование.
В 1846 г. выходит книга архимандрита Макария (Булгакова) «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира».41 Он называет свидетельство о проповеди Андрей Первозванного в Киеве и Новгороде «достойном всего вероятия».42 Анализируя рассказ о принятии крещения княгиней Ольгой, автор высказывается в пользу крещения княгини
37 Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ F.IV.603 и проблема общерусского сводного летописания // Труды отдела древнерусской литературы. 1977. Т. 32. С. 172 -173.; Клосс Б. М. Лаврентьевская летопись // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 25 - 26.
38 Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года. СПб., 1766. С. 107 - 123.
39 Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. Кн. 2. М., 1733. С. 60 -91.
40 ЩербатовМ. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб., 1770. С. 271 - 276.
41 Макарий (Булгаков). История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской церкви. СПб., 1868.
42 Там же. С. 20.
в Константинополе, а год крещения называет 957 г.43 Макарий (Булгаков) в своей книге довольно много внимания уделяет сюжету о крещении Владимира, но фактически пересказывает его по летописным текстам.44 Тоже
45
можно видеть и в рассказе о крещении киевлян.
Интересной для своего времени была работа П. Хавского, посвященная разбору летописного сюжета о христианизации Руси, который пытался на основании данных разных летописей определить дату крещения князя Владимира.46
В весьма внушительном обзоре летописей касательно «церковно-исторического содержания» Н. Я. Аристов кратко упоминает летописные сюжеты о христианизации, не пытаясь сравнивать летописные тексты и
47
проводить источниковедческий анализ.
В 1870 г. выходит монография М. Оболенского, в которой он затрагивает летописные тексты о крещении. Из интересующих нас текстов автор особое внимание уделяет рассказу о крещении княгини Ольги, пытаясь определить авторство данного текста. По мнению М. Оболенского, им мог быть Григорий Болгарин, очевидец событий.48 Данная точка зрения не была серьезна аргументирована исследователем.
В 1880 г. выходит первый том фундаментального труда профессора Е. Е. Голубинского «История русской церкви». В этой работе автор затрагивает интересующие нас сюжеты, связанные с христианизацией Руси. Анализируя текст о появлении Андрея Первозванного на Руси, автор пытается доказать
43 Там же. С. 308 - 312.
44 Там же. С. 330 - 370.
45 Там же. С. 370 - 380.
46 Хавский П. Исследование о времени крещения святого и равноапостольного великого князя Владимира // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 3. 1853. С. 67 -78.
47 Аристов Н. Я. Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей // Дух христианина, 1861 - 1862, октябрь, отд. I. С. 92 - 120, ноябрь, С. 171 - 202.
48 Оболенский М. Несколько слов о первоначальной русской летописи. М., 1870.
вторичность данного сюжета, считая его вставкой в первоначальный текст летописи.49 Касается он и вопроса о времени и месте крещения княгини Ольги. Е. Е. Голубинский отрицает факт крещения княгини в Византии в 957 г., считая, что она должна была крестится раньше «между 952 - 957 гг.», так как до этого по малолетству своего сына не могла «сложить с себя официальное регентство».50
Рассказывая о крещении Владимира и походе на Корсунь, Е. Е. Голубинский доверяет сведениям ППИМ и говорит, что Владимир крестился в 987 г., а Корсунь взял в 989 г.51 Автор отмечает крещение киевлян и пересказывает сюжет о крещении Новгорода, не обращаясь к
52
текстологическим характеристикам текста/
Текстологическое же осмысление сюжетов о крещении Руси фактически началось лишь с работ А. А. Шахматова уже в самом конце XIX -начале XX в. А. А. Шахматов высказал идею, что первая летопись не была поделена на годовые статьи и появилась в 1039 г.53 Эту летопись он называл Древнейшим летописным сводом. По мнению А. А. Шахматова, в этом своде рассказы о христианизации сразу оказались по замыслу составителя связаны с дохристианскими преданиями о первых русских князьях. Его составитель прибегал и к письменным источникам.54 Среди интересующих нас свидетельств за X в. о христианизации Руси, А. А. Шахматов к слою Древнейшего свода относил: рассказ о крещении Ольги (письменный источник), сюжет о варягах-мучениках (письменный источник), рассказ об
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблемы соотношения гимнографии и агиографии на память княгини Ольги1995 год, кандидат филологических наук Осокина, Елена Анатольевна
Жанровая природа повестей о княжеских преступлениях в составе древнерусского летописания домонгольского периода2014 год, кандидат наук Сочнева, Наталья Александровна
Структура исторического нарратива повести временных лет и степенной книги царского родословия: изображение власти2013 год, кандидат филологических наук Саммут Кабанова, Мария Николаевна
Варяго-русский вопрос в отечественной историографии XVIII-XX веков2005 год, доктор исторических наук Фомин, Вячеслав Васильевич
Структура сюжетики и жанр летописи волынских Мономаховичей XIII века2017 год, кандидат наук Подопригора, Василий Вячеславович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Введенский Антон Михайлович, 2023 год
Библиография Список неопубликованных источников
1. РНБ. Эрмитажное собр. № 416б.
Список опубликованных источников
1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1.: XI - XII века. СПб, 1997.
2. Бычков А. Ф. Заметка о славянском палимпсесте // Сб. ОРЯС. СПб., 1867. Т. 1. С. VIII—IX, XXVII—XXIX;
3. Деяния апостола Андрея. М., 2004.
4. Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. М., 1976.
5. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. IV: Западноевропейские источники. М., 2010.
6. Житие святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916.
7. Летописец русский от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича / Изд. Н. Л. Л[ьвовым]. СПб., 1792. Ч. 1 - 5.
8. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
9. Павлова Р. Жития русских святых в южнославянских рукописях XIII— XIV вв. // Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 103—104.
10.Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997.
11.Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1843.
12.Полное собрание русских летописей. Т. 3. М., 2000.
13.Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 2. Вып. 1. СПб, 1917.
14.Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 1. Л., 1925.
15.Полное собрание русских летописей. Т. 9. Ч. 1. Вып. 1. М., 2000.
16.Полное собрание русских летописей. Т. 15. М., 2001.
17.Полное собрание русских летописей. Т. 16. М., 2000.
18.Полное собрание русских летописей. Т. 20. Ч. 1. Львовская летопись. СПб, 1910 - 1914. (М., 2005)
19.Полное собрание русских летописей. Т. 22. Ч. 1. СПб., 1911.
20.Полное собрание русских летописей. Т. 23. М., 2004.
21.Полное собрание русских летописей. Т. 26. М., Л., 1959.
22.Полное собрание русских летописей. Т. 27. М., Л., 1962.
23.Полное собрание русских летописей. Т. 30. М., Л., 1965.
24.Полное собрание русских летописей. Т. 35. М., 1980.
25.Полное собрание русских летописей. Т. 37. Л., 1982.
26.Полное собрание русских летописей. Т. 40. СПб., 2003.
27.Полное собрание русских летописей. Т. 42. СПб, 2002.
28.Псковские летописи. Вып. 1. М., Л., 1941.
29.Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955.
Список литературы
1. Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007.
2. Андрейчева М. А. Образы иноверцев в Повести временных лет. М., 2019.
3. Ариньон Ж-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X в. и крещение княгини Ольги // Византийский временник. 1980. Т. 41. С. 113 - 124.
4. Аристов В. До питання про "хронолопчну симетрда» Повют временних лгг // Ruthenica. XI. Киев, 2012. С. 162-165.
5. Аристов Н. Я. Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей // Дух христианина, 1861 - 1862, октябрь, отд. I. С. 92 - 120; ноябрь, С. 171 - 202.
6. Барац Г. М. О составителях Повести временных лет и ее источниках, преимущественно еврейских // Барац Г. М. Собрание трудов по вопросу о еврейском элементе в памятниках древнерусской письменности. Т. 2. Берлин, 1924.
7. Бартминьский Е. Оппозиция «устный - письменный» и современный фольклор // Бартьминский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М., 2005. С. 384 - 396.
8. Бобров А. Г. Летописный свод митрополита Фотия // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2001. Т. 52. С. 90 - 130.
9. Бобров А. Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001.
10.Богданова Н. М. О времени взятия Херсонеса князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 39 - 46.
11.Вадейша М. Г. Сказание о хождении апостола Андрея на Русь: Насмешка или аргумент в споре? // Вестник молодых ученых. 2000. № 8. С. 6 - 12.
12.Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу // Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып.1. С. 3 - 55.
13.Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 300 - 307.
14.Вилкул Т. В. Даты рождения княжичей: старшие и младшие Ярославичи // Ruthenica. Киев, 2003. Т. 3. С. 108-114.
15.Виноградов А. Ю. Апостольский авторитет, власть над телом и Рим как арбитр: спор о бане на Востоке и Западе Европы // Анатомия власти С. 281 - 296.
16.Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 91.
17.Вовина-Лебедева В. Г. Школы исследования русских летописей: XIX -XX вв. СПб., 2011. С. 216 - 221.
18.Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI - XIV вв. Вып.1. Киев, 1966.
19.Гимон Т. В. К проблеме зарождения историописания в Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы, 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. М., 2016. С. 748-800.
20.Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: К истории композиции Повести временных лет // Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 56 - 96.
21.Гиппиус А. А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX - X веках. Археологическая панорама. М., Вологда, С. 37 - 62.
22.Гиппиус А. А. История и структура оригинального древнерусского текста (XI -XIV вв.): Комплексный анализ и реконструкция / Дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук (машинопись). М., 2006.
23..Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. I. // Славяноведение. №5. 2007. С. 20 - 44.
24.Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. II. // Славяноведение. №2. 2008. С. 3 - 24.
25.Гиппиус А. А. К реконструкции древнейших этапов истории русского летописания // Древняя Русь и средневековая Европа: Возникновение государства. М., 2012. С. 41 - 50.
26.Гиппиус А. А. Крещение Руси в Повести временных лет: к стратификации текста // Древняя Русь. 2008. № 3 (33). С. 20 - 23.
27.Гиппиус А. А. Низвержение кумиров в начальном новгородском летописании: Литературные источники и происхождение текста // Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. XXVI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2014. С. 70 - 75.
28.Гиппиус А. А. О критике текста и новом переводе-реконструкции «Повести временных лет» // Russian Linguistics 2001. Vol. 25, № 2. P. 63 - 126.
29.Гиппиус А. А. Рекоша дружина Игореви... К лингвотекстологической стратификации Начальной летописи // Russian Linguistics. 2001. Vol. 25. № 2. P. 147-181.
30.Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1901.
31.Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.
32.Еремин И. П. Киевская летопись как памятник культуры // Труды
отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 67. 33.Загребин В. М. О происхождении и судьбе некоторых славянских палимпсестов Синая // Из истории рукописных и старопечатных собраний. Л.,1979. С. 69-71. 34.Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004. 35.Зализняк А. А. Древнерусские энклитики. М., 2008. 36.Зализняк А. А. Запись дружинника Храбра // Сокровенные смыслы.
Слово. Текст. Культура. М., 2004. С. 755 - 763. 37.Зализняк А. А. «Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста. М., 2004. 38.Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI века. СПб., 1995.
39.Каргер М. К. К характеристике древнерусского летописца // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 59 - 71.
40.Карпов А. Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014.
41.Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2010.
42.Клосс Б. М. Житие княгини Ольги // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С 213.
43.Клосс Б. М. Житие князя Владимира // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С 199 - 201.
44.Клосс Б. М. Лаврентьевская летопись // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С 25 - 26.
45.Колесов В. В. Сказание о варяге и сыне его Иоанне // Русская речь. 1981. № 5. С. 101 - 107.
46.Кузенков П. В. Дата визита княгини Ольги в Константинополь в свете новых данных: 946 г. // Византийский временник. Т. 104. М., 2020. С. 127 - 149.
47..Кузьмин А. Г. Начальные этапы русского летописания. М., 1977.
48.Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 37 - 47.
49.Кузьмин А. Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969.
50.Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
51.Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.
52.Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX - начало XII в.). СПб., 2000.
53.Литаврин Г. Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 г. М., 1986. С. 49-57.
54. Литаврин Г. Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. 1981. № 5. С. 173-183.
55. Литаврин Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблемы источников // Византийский временник. М., 1981. Т. 42 (67). С. 35 - 48.
56.Литаврин Г. Г. Реплика к статье А. В. Назаренко // Византийский временник. М., 1989. Т. 50. С. 83-84.
57.Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X -XVI веках. М., 2005.
58.Лихачев Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. Ч. 2. Приложения / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц М.; Л., 1950.
59.Лихачев Д. С. Повесть временных лет. Историко-культурный очерк // Повесть временных лет. Ч. 2. Приложения / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.
60.Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., Л., 1947.
61.Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Вып. 1. («Труды музея палеографии»). Т. 1. Л., 1928.
62.Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года. СПб., 1766.
63.Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - первой трети XV веков. М., 2009.
64.Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 224 - 242.
65.Лукин П. В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: текстологический аспект // Древняя Русь. №3. 2009. С. 73 -96.
66.Лурья Я. С. Авраамка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. М., 1989. С. 6 - 8.
67.Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI - XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 38. Л., 1985. С. 191 - 205.
68.Лурье Я. С. Летопись Воскресенская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. М., 1989. С. 41 - 42.
69.Лурье Я. С. Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. М., 1989. С. 32 - 33.
70.Лурье Я. С. Летопись Типографская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. М., 1989. С. 64 - а65.
71.Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. Л., 1945.
72. Макарий (Булгаков). История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской церкви. СПб., 1868.
73.Малышевский И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем // Труды Киевской духовной академии. 1866. № 6. С. 300 -350.
74.Мельникова Е. А. Историческая память в устной и письменной традиции (Повесть временных лет и Сага об Инглингах) // Древнейшие государства восточной Европы. 2001 год. Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 48 - 92.
75.Милютенко Н. И. Литературный цикл о князе Владимире: книга А. А. Шахматова в свете историографической традиции и новейших исследований. СПб., 2014.
76.Милютенко Н. И. Обзор научной литературы // Шахматов А. А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников XI - XVI вв. СПб., 2014. С. 13 - 36.
77.Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008.
78..Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011.
79..Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 48 - 63.
80.Мюллер Л. Рассказ «Повести временных лет» 955 г. о крещении Ольги // Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000. С. 43 - 59.
81.Назаренко А. В. Достоверные годовые даты в раннем летописании и их значение для изучения древнерусской историографии // Древнейшие государства на территории Восточной Европы. 2013. М., 2015. С. 593 -654.
82. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX - XII веков. М., 2001.
83.Назаренко А. В. Еще раз о поездке княгини Ольги в Константинополь: Источниковедческие заметки // Древнейшие государства на территории Восточной Европы. 1992 - 1993 годы. М., 1995. С. 154 - 168.
84.Назаренко А. В. Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь? // Византийский временник. М., 1989. Т. 50. С. 66-83.
85.Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII в. М., 1969.
86.Неклюдов С. Ю. «Легенда о вещем Олеге: опыт исторической реконструкции», опубликованной в Историко-филологическом сборнике «Con amore» в честь Любови Николаевны Киселевой. М., 2010. С. 366 - 395.
87.Никитина С. Е. Устная народная культура как лингвистический объект // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1982. Т. 41. № 5. С. 422 - 430.
88. Оболенский Д. Д. Херсон и крещение Руси: против пересмотра традиционной точки зрения // Византийский временник. 1994. Т. 55. С. 53 - 61.
89. Оболенский М. Несколько слов о первоначальной русской летописи. М., 1870.
90. Охотникова В. И. Летописи псковские // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. М., 1989. С. 28 - 29.
91.Панченко А. А. Иван и Яков - необычные святые из болотистой местности: Крестьянская агиология и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012.
92.Панченко А. А., Петров Н. И., Селин А. А. «Дружина пирует у брега»: На границе научного и мифологического мировоззрения // Русский фольклор. 1999. Т. 30. С. 82 - 91.
93.Пархоменко В. Древнерусская княгиня равнопостальная Ольга (вопрос о крещении ее). Киев, 1911.
94.Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
95.Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Том. 1. (Древняя Русь). М., 2000. С. 9 - 401.
96.Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (кон. X - 70-е гг. XI в.) // Вестник Церковной Истории. 2015. №3/4 (39/40). С. 207 - 274.
97.Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q.п.I.63) // Русская агиография. Исследования. Публикация. Полемика. СПб., 2005. С. 288-308.
98.Подскалски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). М., 1996.
99.Поппэ А. О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь, 988-989 гг. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1978. №2. С. 45 - 58.
100. Приселков М. Д. История русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996 [1940].
101. Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв. СПб., 1913.
102. Приселков М. Д. Русско-византийские отношения в IX - XII вв. // Вестник древней истории. 3(8). М., 1938. С. 98 - 109.
103. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001.
104. Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ F.IV.603 и проблема общерусского сводного летописания // Труды отдела древнерусской литературы. 1977. Т. 32. С. 165 - 198.
105. Прохоров Г. М. Древнерусское летописание: взгляд в неповторимое. СПб., 2014.
106. Рапов О. М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1998.
107. Роменский А. А. «Когда пал Херсонес?». К вопросу о ключевом моменте в хронологии русско-византийских отношений конца X века // Ромаиос: сборник статей к 60-летию проф. С. Б. Сорочана. Харьков, 2013.
108. Роменский А. А. «Русь во внешней политике Византии в последней четверти X в.». Автореф. дис. канд. ист. наук. Харьков, 2014.
109. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
110. Сазанов А. В. Корсунский поход: исследование причин и событий // Русский исторический сборник. Средневековый Херсон X - XI вв. М., 2015. С. 11 - 62.
111. Сазанов А. В. Когда же Владимир взял Корсунь? // Русский исторический сборник. Средневековый Херсон X - XI вв. М., 2015. С. 63 - 231.
112. Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. IX - первая половина X в. М., 1980.
113. Свердлов М. Б. Древняя Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII века. СПб., 2003.
114. Седельников А. Д. Древняя киевская легенда об апостоле Андрее // Slavia. 1924/1925. R. 3. S. 316 - 335.
115. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. Ч. 1: Обзор редакций и тексты. М., 1915.
116. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сентябрь-февраль. Т. II: Указатели. Исследования. Подг. В. Б. Крысько, Л. В. Прокопенко, В. Желязкова, И. М. Ладыженский, А. М. Пентковский. М., 2011.
117. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1. СПб., 1851.
118. Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей X-XI // Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. Имп.
Академии наук 1852 и 1853 гг. СПб., 1854. С. 75 - 98, 117 - 127, 159 -176.
119. Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. Кн. 1. Ч. 1-2. М., 1768 - 1769.
120. Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 1. История Российская. Ч. 1. М., 1994.
121. Творогов О. В. Повесть временных лет и Начальный свод // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1976. Т. 30. С. 3 - 26.
122. Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI - XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970. С. 31 - 66.
123. Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. [1960]. С. 46 - 65.
124. Тихомиров М. Н. О русских источниках «Истории Российской» // ТихомировМ. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 66 - 82.
125. Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М., Киев, 2005.
126. Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X - XIII вв., СПб., 2003.
127. Томашевский Б. Н. Теория литературы (поэтика). Л., 1925.
128. Турилов А. А. «Человек божий именем» (Об имени старшего варяга мученика) // Восточная Европа в древности и средневековье: язычество, христианство, церковь. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 20—22 февраля 1995 г. Тезисы докладов. М., 1995. С. 83—84.
129. Фет Е. А. Пролог // Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1987. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.). С. 376 - 381.
130. Фомина Т. Ю. Изучение новгородского летописания в отечественной историографии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2006.
131. Флоря Б. Н. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981
132. Хавский П. Исследование о времени крещения святого и равноапостольного великого князя Владимира // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 3. 1853. С. 67 - 78.
133. Черепнин Л. В. Повесть временных лет, ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. 1948. М., 1948. Т. 25. С. 293 - 333.
134. Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 9 - 25.
135. Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисо-глебский сборник. Ростов, 2009. Вып. 1. С. 183 - 305.
136. Шамбинаго С. К. Иоакимовская летопись // Исторические записки. 1947. Т. 21. С. 254 - 270.
137. Шахматов А. А. Древнейшие редакции Повести временных лет // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.2. Раннее русское летописание XI - XII вв. СПб., 2003. С. 103 - 136.
138. Шахматов А. А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников XI - XVI вв. СПб., 2014.
139. Шахматов А. А. Как назывался первый русский святой мученик? // Известия АН. 1907. Т.1, № 9. С. 261 - 264.
140. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира СПб, 1906.
141. Шахматов А. А. Обозрение летописей и летописных сводов XI -XVI вв. // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 2. М., 2011.
142. Шахматов А. А. О Начальном киевском летописном своде // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 31 - 70.
143. Шахматов А. А. Повесть временных лет // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.2. Раннее русское летописание. СПб., 2003. С. 527 - 977.
144. Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 9 - 150.
145. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
146. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 2002 [1908]. С. 20 - 350.
147. Шахматов А. А. Хронология древнейших русских летописных сводов // Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.2. Раннее русское летописание XI - XII вв. СПб., 2003. С. 5 - 18.
148. Шмурло Е. Когда и где крестился Владимир Святой? // Записки русского исторического общества в Праге. 1927. Т. 1. С. 120 - 148.
149. Щавелев А. С. Славянские легенды о первых князьях. М., 2007.
150. Щербатов М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб., 1770.
151. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X - XV веков. М., 1970. Т. 1: Печати Х - начала XIII веков.
152. Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении Новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Русский город. М., 1984. Вып. 7. С. 40 - 56.
153. Gippius A. A. Reconstructing the original of the Povest' vremennyh let: a contribution to the debate // Russian Linguistics. 2014. Vol. 38. P. 341 - 366.
154. Ines G. de la. Puente Single combat in the PVL: an indo-european comparative analysis // Studi Slavistici. 2006. 34. P. 201-212.
155. Lukin P. V. Narration on the Varangians Martyrs in Primary Chronicle and in the Synaxarion // Scrinium: Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History. Ars christina. In memoriam Michail F. Murianov. 2011 - 2012. Vol. VII - VIII. P. 258 - 306.
156. Muller L. Die Erzahling der «Nestorchronik» uber die Taufe Ol'gas im Jahre 954/955 ZSI. Bd. 33/6. 1988.
157. Oring E. Legendry and the Rhetoric of Truth // Journal of American Folklore. 121 (480). 2008. P. 127 - 166.
158. Poppe A. The political background of the baptism of Rus' // Dumbartion Oaks Papers. 1976 V. 30. P. 232 - 241.
159. Vodoff V. Naissance de la chretiente russe. Conde-sur-l'Escaut, 1988
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.