Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гарифзянова, Альбина Раисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гарифзянова, Альбина Раисовна
Введение.
Глава I. Сущность человека как предмет социально-философского исследования
1.1. Проблема познавательного образа человека в философско-историческом контексте.
1.2. Родовая сущность человека: объем и содержание понятия.
1.3. Специфика человека как конкретно-исторического существа.
Глава II. Своеобразие сущности человека в различных исторических эпохах.
2.1. Сущность человека в античном рабовладельческом мире
2.2. Сущностное изменение человека в эпоху феодализма и капитализма.
2.3. Особенности сущности человека в современную эпоху и возможные пути ее изменения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Теория исторического процесса: становление и сущность2006 год, доктор философских наук Мусаелян, Лева Асканазович
Онтология человека в информационном обществе: сущность и существование2009 год, доктор философских наук Ерофеева, Ксения Леонидовна
Предметное становление и конституирование социально-философской антропологии в современном обществе1998 год, доктор философских наук Сабиров, Аскадула Галимзянович
Философские основания целостного понимания человека1999 год, доктор философских наук Гаранина, Ольга Денисовна
Проблема человека в сочинениях христианских апологетов III - начала IV в. Арнобия и Лактанция2013 год, кандидат исторических наук Солнцева, Виктория Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве»
Актуальность исследования. Во все времена мыслители, так или иначе, обращались к человеку, определяя смысл его бытия. Однако, на наш взгляд, без раскрытия сущности; человека невозможно вообще вести речь об его существовании. В зависимости от понимания: человека и его места в мире создавались разные философские теории о человеке, политические и экономические доктрины. Иначе говоря, человека в недостаточной мере видели собственно в качестве человека. По нашему мнению, феномен человека сегодня переживает новый * этап и ; требует переосмысления с позиций современного понимания уникальности человеческой сущности. И с этой точки зрения слова Бердяева Н. А., звучат как, нельзя злободневно: проблема человека является центральной для сознания каждой эпохи, «переживая; агонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен»1.
Сущность человека крайне сложна; неисчерпаема и- неоднозначна. На наш взгляд, сущность состоит, с одной стороны, в противоречии.человека - она не может быть сведена только лишь к его социальной природе или; объяснима его исключительными биологическими свойствами, с другой стороны, также в ^ возможности человека развиваться, изменяться. Исходя из того, что «сущность человека не является субстанцией, характеризующей индивида во > все времена Л на- протяжении истории» , мы видим особую- актуальность исследования в рассмотрении человеческой сущности в; зависимости от культурно-исторического контекста. Человеческая* сущность обречена быть историчной; Это; означает, что она никогда не выражается во * всей своей - полноте в форме актуального бытия, - она всегда пребывает в непрерывном самостановлении, -она стремится обрести, не только свое действительное бытие, но и стать «мерой* всех вещей», - не сама по себе, а благодаря человеческой деятельности,
1 Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. - М., 1999: G.21.
2 Фромм Э. Душа человека. -М., 1992. G. 370. соприкасающейся с этими вещами. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно: говорить и о трансформации! сущности человека с течением-истории. Поэтому, по-нашему мнению, понять сущность человека вне исторического процесса невозможно. Вместе с тем, нельзя , сводить ее только к меняющемуся историческому процессу. Момент вечности, на, наш взгляд, каким-то образом вкрапляется в человеческую ткань жизни и не оставляет сомнения, что людей объединяет определенный комплекс неизменных качеств в один вид живой материи.
Проблемнаяi ситуация. В' современный период- в философии, по-нашему мнению, нет однозначного ответа на такие вопросы: что же представляет собой сущность человека? что понимается под природой человека? как различать эти два философских понятия? и самое главное - каким образом трансформируется человеческая сущность с течением времени?
Каждый человек есть существо, включающее в себя то, что заложено: природой и; социальной, средой, а также индивидуальные особенности и конкретные характеристики, возникающие только в определенную-историческую эпоху. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что, с одной стороны, человек разных эпох сохраняет родовые качества, а с другой — он пластичен, чувствителен к переменам, может преображать себя, именно поэтому, он не просто; продукт определенного типа общества, биологическая машина: или демиург, но и результат воздействия, конкретнойi исторической эпохи. Человек в каждую историческую эпоху активен и неповторим. В этом аспекте он выступает как субъект общественных отношений или как творец исторического процесса.
Гипотеза. В рамках определившийся проблемной ситуации была сформулирована гипотеза - во-первых, сущность человека и его природа - это разные понятия, требующие подробного разъяснения, во-вторых, важно учитывать, на наш взгляд,, что каждая историческая эпоха воздействует на человеческую сущность, и по этой причине она своеобразна в; зависимости от культурно-исторического пространства.
Мы живем в противоречивое время < и, почти в каждой области научного знания специалисты настаивают на своем видении человеческой сущности и роли человека в истории, но параллельно развивается тенденция к выработке нового понимания человека и его сущности — постижения человека как человека, а значит он «не есть самое умное животное», человек изначально есть другое - культурное и историческое существо. Обусловлено это, по-нашему мнению, рядом обстоятельств практического и теоретического характера.
Во-первых, в настоящее: время назрела необходимость изучения сущности человека в различные исторические эпохи,, опираясь на принципиально новый подход, где каждый человек уникален во вселенной; он есть историческое существо, чья жизнь является ценностью, сама по себе. Человек — это не рефлексивное животное,, не марионетка в руках социума или инстинктов, это, прежде всего, историческое существо, сознающее себя ответственным за жизнь в качестве человека и никакого другого создания. Человек как родовое и самобытное явление включает в себя как специфические качества; так и характеристики, отличающие его поведение от людей иных эпох.
Во-вторых, важно преодолеть абсолютизирующие какое-то одно качество (разум, воля, сознание) подходы к человеческой сущности, то релятивизм, то биоцентрические; социоцентрические и другие позиции. Человеческая сущность - это не только социальная сторона' индивида. При всем том «человек, , рассматриваемый' вне тех- общественных отношений, продуктом и творцом; которых; он является — фикция, схема»1. Сущность человека проявляется не только в зависимости от социального мира, но и в развитии его отношения к природе, к самому себе, зависящие от духа эпохи. «Как существо, принадлежащее двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные
1 Лебедев А. Б. Духовное производство: сущность и функционирование. — Казань, 1999. С. 13. противоположности»!.
Конец XX — начало XXI веков, по мнению многих ученых, характеризуется кризисом человека и общества — это, с нашей точки зрения, с необходимостью требует исследования человека как социально-природного, духовного существа, выявления его сути, места и значения, как в целостном мире, так и в историческом измерении. Представленное исследование позволит, как нам думается, в определенной степени проследить трансформирование сущности человека с античного периода до современности, анализируя процесс формирования определенных качеств индивида в каждую историческую эпоху и их зависимость от типа общества, следовательно, от доминирующего способа производства, обусловливающего способ общения, способ отношения человека к человеку, к природе и к самому себе. В данной работе автор - стремится восстановить сущность человека, иными словами t показать: каким образом она проявлялась у европейского человека прошлых эпох, каким она видится сейчас и, каким человеческое создание примерно представляется в будущем. Для реализации: этого, рассматривается и вопрос о том, как можно реконструировать исторические особенности эпохи; обосновывая ее влияние на формирование и развитие сущности человека. Процесс «конструирования» познавательного образа человека и < его сущности в историческом контексте во многом основывается на реставрации прошлого, представленном в настоящем в виде осколков (текстов, произведений культуры, памятников, предметов л материальной культуры, нуждающихся в расшифровке) .
Различные сведения< конкретных наук о человеке, с точки зрения? исследователя, дают; лишь фрагментарную картину человеческой сущности в различные исторические эпохи и не позволяют создать определенное представление о человеческой сущности по эпохам. Сложность, динамичность сущности человека говорит о важности ее воссоздания в целостности и полноте
1 Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. С. 55. Л
Агапов О. Д: Очерки по социальной философии: философия истории. -Нижнекамск, 2002: G. 33. проявлений в каждую историческую эпоху. Необходимо проанализировать, каким образом человеческое существо включается в систему отношений; с природой, обществом и своим внутренним миром и как это воздействует на формирование и развитие сущности человека в анализируемую историческую эпоху.
Степень научной разработанности проблемы. Настоящая работа представляет собой исследование феномена человека; проделанное на стыке таких наук, как философская антропология, история, психология и культурология. Каждое из названных научных направлений считает проблему сущности человека важной. Затрагивается данная проблема и во многих социально-философских произведениях, и в современный период количество работ, посвященных философскому изучению человека, значительно увеличилось.
Не подлежит никакому сомнению то,, что проблема человека во всех областях научного знания всегда признавалась актуальной5 в независимости от аспектов ее изучения; Традиционно в философской литературе человек трактуется с различных позиций, часто оппозиционных друг другу1. Однако вопрос создания познавательного образа человека и рассмотрения на его основе неповторимой человеческой сущности в каждую историческую эпоху в философии остается на сегодняшний день, по-нашему мнению, исследованной* в неполной мере. Важно подчеркнуть, что анализ своеобразия сущности восточного типа человека выходит за рамки представленного исследования, и поэтому эта проблема представляет интерес для нового научного изыскания. Мыслителями в различные периоды истории создавался идеальный» тип человека своего времени, - их объединяет единый подход: к пониманию человеческой сущности: человек в любом случае - средство какого-то
1 Аристотель. Политика. Афинская полития / Под ред. Е. И. Темнова. — М.: Мысль, 1997; Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. Человек. Общество. Культура. - М., 1991; Камю. А. Бунтующий человек. - М., 1990; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М;, 1990. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. абсолюта, а не есть он сам, даже при наличии свободы, но не воссоздавалась сама сущность, человека как в какой-то степени результат воздействия культурно-исторической эпохи. Все многообразие учений о человеке, на наш взгляд, можно; свести к разновидностям классических и неклассических (постмодернизм) определений сущности человека, к; неоклассическому видению сущности, выделяя отдельно социально-философский взгляд на человека. В зарубежной и российской философии < чаще всего рассматриваются концепции о* человеке тех. мыслителей, которые жили и творили в интересующую исследователя эпоху, однако вопрос, каким - образом эпоха влияет на человеческую сущность, оставался открытым: Тем не менее, по-нашему мнению, можно назвать отечественных, философов, в особенности современных социально-философских исследователей; историков, представителей; исторической психологии, труды которых, несомненно, составили вклад в дальнейшее развитие проблематики о сущности человека. Например, важные аспекты для раскрытия поставленной темы содержатся в работах, А.Н. Дюранова, М.А. Барга, А.Я. Гуревича, И.С. Кона, И.Д. Рожанского, а также таких авторов как Э. Агацци, J1.M. Баткина Л В некоторых исследованиях предприняты попытки дать анализ различных учений о человеке (П. С. Гуревич, Б. Т. Григорьян), развить теорию; о человеке как духовном, гуманном существе (И. Т. Фролов), показать понимание сущности,человека как внефункциональное явление (F. П. Меньчиков), сформулировать основные
1 См.: Дюранов А.Н. Абсолютное и относительное в древних учениях о человеке // Человек в зеркале наук: Сб. статей. - СПб, 1993; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М:, 1987; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура; безмолвствующего большинства. - М., 1990; Баткин Jli М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978; Агацци Э. Человек как предмет философского анализа // О человеческом в человеке. - М:, 1991; Рожанский И.Д. Античный человек. - М;, 1991; Кон И.С. Открытие «я». -MI, 1978. постулаты философской антропологии; в том, числе и: ее вида, — социально-философской антропологии (В. С. Барулин, А. Г. Сабиров)1.
Однако, на наш взгляд, большинство современных отечественных исследователей (B.C. Барулин; А.Н. Дюранов, М.К. Мамардашвили и др.) воссоздают сущность человека; на основании; свидетельств изучаемой' эпохи, взглядов мыслителей-современников и рассматривают ее как некое неизменное человеческое качество на протяжении столетий. В? представленном же исследовании человек, прежде всего, видится как результат влияния-культурно-исторической эпохи, чьи основные характеристики модифицируются со сменой эпох. В этом контексте наиболее ценными для: раскрытия проблемы являются труды И.С. Кона, П.П. Гнедича, И:Д1 Рожанского, И.А. Сафронова, Б. Т. Григорьяна, А. М. Ковалева, Bi E. Кемерова, П.С. Гуревича, М. Барга, В.! А. Шкуратова, Р. Гвардини, О. Н. Крутовой, П. П. Гнедича и др.
Попытки философского изучения природы и сущности человека начинаются со времен древних греков- (Платон, Аристотель, Демокрит), продолжаются в средние века (Августин), в эпоху Возрождения (Н. Кузанский), в трудах немецкой философии (Ф. Ницше, Ф. Гегель, И: Кант), в сочинениях К. Маркса и Ф. Энгельса, постмодернистов (Ж. Бодрийар), экзистенциалистов (А. Камю, К. Ясперс), неомарксистов (Э. Фромм), представителей неоклассической философии-(В 1Франкл), философских антропологов (А. Гелен), отечественных философов как рубежа XIX — XX вв. (Н. А. Бердяев), так иiболее современных
1 См.: Гуревич П. С. Человек и его ценности. В 2 ч. - Mi, 1989; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989; Сабиров А. Г. Человековедение (основы социально-философской антропологии). — Елабуга, 1991; Меньчиков Г. П. Духовная» реальность .человека (анализ философско-онтологических основа-Казань,- 1999;- Барулин Bi. С. Социально-философская; антропология: общие начала социально-философской антропологии. - Mi, 1994; Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. — Mi, 1986.
2 См.: Ковалев А. М. Человек - продукт природы и основа социума. Идеи, размышления; , гипотезы. - Mi, 2000; Кемеров; В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001; Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. Антология. - Mi, 1993; Гнедич П.П1 Всемирная история искусств. -Mi, 1997; Крутова О. Н. Человек в истории; - М., 1982; Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997.
В. Е. Кемеров, И. С. Кон)1. Тем не менее, несмотря на. разработку различных аспектов проблемы сущности человека, систематические научные труды по-вопросу своеобразия человеческой сущности в историческом контексте практически не представлены на сегодняшний день.
Однако важно подчеркнуть, что в неоклассическской философии, в, философской антропологии и в социальной философии в 70-80-е гг. XX века происходит принципиально иной подход к пониманию сущности человека; а именно как к своеобразной, неповторимой, уникальной; в своих проявлениях. Если: раньше человек рассматривался; как средство,. орудие чего-то, то теперь человек-это, прежде всего, уникальное существо и в том, что он есть человек заключается его ценность . Подобный подход к человеческой сущности, на наш взгляд,, позволяет в полной; мере изучить вопрос своеобразия сущности человека в различных исторических эпохах.
Учитывая; социально-философский характер проблемы, понимания сущности человека, в целом, в* представленном исследовании? сущность человека видится как результат воздействия4 культурно-исторической эпохи, при этом основные качества человека модифицируются со сменой исторических эпох. Изучение сущности человека в социальной философии неразрывно связано с фиксированием многокачественности,. многомерности
1 См.: Платон. Сочинения: В Зт. Т.2. — М., 1970; Кузанский Н. Об- ученом; незнании // Антология мировой-философии. В 4 т.—Mi, 1970; Гегель F. В. Ф. Философия религии: В 2 т. - М., 1977; Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1970; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990; Гелен А. О. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: - М., 1988; Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.46. 4.1. - М;, .1968; Франкл В: Человек в поисках смысла. - М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. — М:, 1990; Бодрийар Ж. В~ тени> молчаливого большинства, или конец социального//См.: anthropology.ru/ru/texts/baudrill/silent.html.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. Бердяев'Hi А. О человеке, его свободе и духовности. — Ml, 1999.
2 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М;, 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Мамардашвили М.К. Проблема: человека в философии.
Mi, 1991;.Барулин B. C. Социально-философская;антропология: общие начала социально-философской антропологии. - М., 19941 человека, с выявлением этих его качеств и измерений, определяемые не только обществом, но и историческим процессом. В социально-философском аспекте человек, исследуемый в контексте различных эпох, это существо, соединяющее в себе как особенности, присущие каждой исторической эпохе, так и устойчивые типичные признаки, где социальность и духовность признаются основополагающими чертами человека любого исторического времени.
По причине незавершенности, недостаточной степени разработанности проблемы сущности человека в различных исторических эпохах, одновременно и ее актуальности на фоне общего роста интереса к антропологической проблематике определяются! объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает сущность человека в культурно-историческом пространстве.
Предметом исследования является механизм формирования, развития и проявления- сущности человека; как единства его социальных и духовных сторон, в которой отражается специфика рассматриваемой культурно-исторической эпохи.
С учетом степени разработанности проблемы цель диссертационной> работы состоит в составлении социального портрета, т.е. познавательного образа человека, исходя из- своеобразия человеческой сущности для* каждой исторической эпохи:. Познавательный образ человека концентрирует, объединяет наиболее характерные черты человека определенной эпохи. Достижение названной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть историю развития основных социально-философских, представлений о сущности человека в различных исторических эпохах;. проанализировать современное состояние данного вопроса и систематизировать всю информацию по рассматриваемой, проблеме из различных исследований, учитывая роль других научных направлений (исторической науки, философии истории, философской антропологии, истории философии и т.д.);
- реконструировать особенности каждой исторической эпохи и исследовать ее влияние на сущность человека через призму условий материального существованиям человека, социальных отношений, его повседневной жизни, духовного облика эпохи, которой он принадлежал; показать диалектику сущности человека в рамках культурно-исторического пространства, начиная с человека античности и завершая; познавательным образом человека будущего на примере европейских стран;
Научная новизна диссертации заключается; в том, что ? в ней проведена социально-философский > анализ сущности человека в различных исторических эпохах. Решение: представленной в диссертации проблемы своеобразия сущности, человека в культурно-историческом пространстве показано следующими научными результатами:
1. осуществлена попытка реализовать, новый взгляд к пониманию человеческою сущности в историческом контексте на1 основе ее уникальности и неповторимости;
2. аргументирована необходимость отличия в постижении человека таких философских понятий как «природа человека» и его «сущность», где первое понимается - как высшая ступень развития живых организмов на Земле, это объект и субъект общественной, исторической деятельности и культуры, а второе - рассматривается через призму духовности, неповторимости человеческого существа, его стремления быть человеком и никем иным;
3; доказано, что человеческая сущность определяется не только обществом, природой, но и духовной стороной; человеческого бытия, проявления, которых непосредственно зависят от культурно-исторической эпохи. Историческая эпоха накладывает неповторимость на сущность человека, при этом неизменными остаются его родовые качества;
4:. исследован процесс формирования основных составляющих сущности европейского человека в рамках парадигмы «личная зависимость ^ вещественная зависимость — свободная индивидуальность», на базе чего проанализировано то, как трансформируется сущность с течением времени;
5. сформулированы единые критерии анализа сущности человека в конкретное историческое время - это отношение человека к природе, к духовной стороне бытия, отношение к социуму, и, наконец, к самому себе;
6. составлены на основе анализа типовых черт, присущих человеку той или иной эпохи, обобщенные портреты или познавательные образы человека для древнегреческого периода истории, средних веков, Возрождения,, капитализма и современности.
Теоретическая и> практическая значимость исследования работы s состоит в создании социального портрета человека для определенного исторического периода; Исходя из того, что сегодня особенно актуальным в развитии социально-философской мысли является < возврат от вопросов социально-экономического характера к проблеме самого человека, в диссертации реализован: подход к его сущности! как к уникальному, безмерно сложному явлению, чем просто• природному или социальному существу. В реализации данной идеи и заключается теоретическая ценность исследования. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, в; частности, социальной философии, философской антропологии, социально-философской антропологии.
Методологические основания исследования обусловлены спецификой: исследовательской проблемы, целью и задачами работы; Методологической основой» исследования является диалектический; подход к изучению поставленной проблемы, образованный на принципах историзма, детерминизма и системности. Принцип1 системности нацелен на всестороннее познание предмета исследования, как он существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение человеческой сущности, а также разнообразие аспектов, проявлений этой сущности в культурно-историческом пространстве. Принцип историзма предполагает рассмотрение сущности человека в динамике, развитии. Этот принцип позволяет проследить формирование специфических характерных для определенной исторической эпохи качеств человека, а также помогает реконструировать в общих чертах образ человека в различные исторические эпохи через призму общественного отношений, исторических особенностей в прошлом и будущем. Принцип детерминизма предусматривает раскрытие закономерных взаимосвязей человека и эпохи, его сущности и различных доминатов как природа, Бог, воля, социум, инстинкты и т.п. Для придания диссертации целостности и логичности автор стремился трактовать и использовать все частные методы с общих позиций и принципов диалектического мировоззрения.
Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей диссертации в печати, во время выступлений на научно-теоретических конференциях. Основные идеи и результаты исследования отражены в следующих публикациях и выступлениях соискателя:
1. Человек в различных исторических эпохах (социально-философский^ аспект) // Проблема человека в свете современных социально-философских наук: Сб. ст. - Вып. 1. - Елабуга, 2000. С. 9 - 20.
2. Человек в различных исторических эпохах (историко-философский аспект) // Человек, культура, цивилизация на рубеже II — III тысячелетий: Труды Международной научной* конференции. - Т. 1. - Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 11-13.
3. Человек в современном мире // Перспективы развития современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции / Под. ред.- BI. В. Лузгина: - Часть 3, - Казань: Изд-во КГТУ, 2002. С. 137 - 139.
4. К вопросу о сущности человека в культурно-историческом пространстве // Проблема человека в свете современных социально-философских наук: Сб. ст. - Вып. 2. - Елабуга, 2004. - С. 8 - 15.
Основные идеи диссертации были доложены на следующих конференциях:
1. Международная научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II - III тысячелетий» (Волгоград, 14-15 сентября 2000).
2. Всероссийская конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 21-22 декабря 2001).
3. Всероссийская конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 20-21 декабря 2002).
4. Научно-практическая VI региональная конференция «Профессиональные знания как фактор развития личности и общества» (Нижнекамск, 11-12 сентября 2003).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Сущность человека, как единство биологического, социального и духовного2002 год, кандидат философских наук Туман-Никифоров, Аркадий Анатольевич
Соотношение формационной и цивилизационных концепций исторического процесса1999 год, кандидат философских наук Василенко, Юрий Владимирович
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Идея ценности зрелой личности в европейской культуре2007 год, кандидат философских наук Николенко, Оксана Федоровна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гарифзянова, Альбина Раисовна
Заключение
Итак, мы рассмотрели, сущность человека в культурно-историческом; контексте. Попытались воссоздать сущность человека, исходя* из признания: важным и значимым следующего:; это, во-первых, раскрытие сущности человека, опираясь на принципиально, иной подход, а именно» понимания; т человека как уникального существа; базисными качествами которого являются: духовность и социальность; во-вторых, понимание1 воздействия культурно-исторической эпохи на человека, охарактеризовав общие его свойства, определяемые: социальными, экономическими, природными и другими особенностями каждого исторического периода.
Мы, разумеется,, не могли высветить, проанализировать все аспекты поставленной в диссертации? проблемы — рассмотрение сущности, человека» в культурно-историческом пространстве, по причине обширности- охватываемого Ф в исследовании исторического времени (от античности до современности). Это;, возможно, предпринять в рамках будущих научных изысканий.
Рассмотрение сущности человека по эпохам; попытка^ реконструировать образ человека прошедших времен, показали, что исторические эпохи; формируют общие или типовые аспекты человеческой; сущности: Исходя: из» того,, что историческое время вырабатывает определенный тип человека, то изучение как эпоха; влияет на сущность человека; представляет один- из способов познания интегральной природы человека, в целом. Однако нельзя не • учитывать, что человек - это не. только носитель общих характеристик, определяемых эпохой^ ,но и индивидуальность, неповторимость, обогащающих человеческую природу. Тем: не менее, понимание механизма- формирования: индивидуальных свойств человека выходит за рамки воздействия исторической, эпохи. Человек - существо многогранное, сложное, поэтому познание: его сущности не может быть односторонним процессом. В представленном же исследовании? предпринята попытка проанализировать человеческую сущность в историческом; контексте, что, в свою очередь, рождает новые проблемы в рассмотрении человека. Человек; в современный период; в целом; вносит много г вопросов, ответы на которые ни специализированная литература, ни социологические: опросы и т.п. не дают. Однако новый; подход к сущности человека как к, неповторимому и уникальному существе, главное предназначение которого быть человеком, позволяет нам. рассматривать его в в историческом аспекте в качестве собственно человека.
Парадокс состоит в том, что несмотря-на многовековый опыт исследования ; человека в качестве основного предмета; человек стал еще более; сложным; и* загадочным. Выявлены; новые вопросы,, которые прежде не ставились * исследователями; в» качестве; цели научного познания. Например, проблема; глобализации - человек оказался* в условиях, когда; ему сложно определить , добро это или зло, не теряет ли он: своей самобытности. Вопросов, касающихсяi человека; стало:больше, а ответов на них нет. Такая ситуация;создает мощные стимулы, для развития; социальной? философии, рассматривающей различные социальные аспекты, деятельные силы,, средства; и способности.* человека в-проблемном; поле, в представленном? исследовании, в историческом; измерении i и в конкретной перспективе современности.
Таким образом, решение поставленных в диссертации• задач привело к следующим теоретическим выводам.
Во-первых, анализ историко-философских идей о сущности человека; позволяет утверждать, что рассмотрению; проблемы; сущности; человека обращались многие; исследователи, однако- работ, посвященных тому, как трансформируетсяi человеческая» сущностьс течением исторического времени; на; наш; взгляд, практически нет. Возникла; необходимость в систематизации' информации? к вопросу трансформации; сущности человека в зависимости от исторической эпохи:. К настоящей проблеме частично уделяли внимание такие исследователи как М: А. Барг, В: М^ Власова, П: П. Гнедич, Б. Т: Григорьян; К. Ясперс, Э; Фромм, А. Я: Гуревич, ГС С. Гуревич, И: С. Кон, А. Г. Сабиров, В: Е. Кемеров,. но, в большей5 степени, для; раскрытия} основной? темы*своей работы< или? с целью анализа- человеческой; сущности конкретного периода; истории.
Другие ученые рассматривали; определенный * аспект проблемы человека в различных исторических эпохах (М. А. Барг, И. Д. Рожанский, И: А. Сафронов, Э. Фромм и' др.). Таким ? образом, мы: убеждены, что данная проблема изучена< недостаточно» и требует дальнейшей; научной разработки; В ходе проведения» исследования автором; работы; было обнаружено» достаточное число; неизученных вопросов в рамках рассматриваемой проблемы.
Во-вторых, на основании признания; важности; рассмотрения} сущности; человека в каждую историческую эпоху проведен анализ социального портрета человека по эпохам, а также параллельно изучено воздействия, социально-экономических, культурно-исторических условий f общества на развитие индивида. Тем■ самым доказано, что человек - это не только продукт общества, но и активный творец исторического процесса, - что является; на наш; взгляд, одной из причин трансформирования; сущности человека со сменой; эпох. Под воздействием исторической; реальности типовые свойства человека всегда своеобразны, неповторимы в каждую эпоху - будь то в античную >или в эпоху феодализма, капитализма илш в современное время. Общие черты человека; определяемые эпохой; наряду с атрибутивными качествами, консолидирующие все; другие свойства; человека в; единую целостность, играют важную роль в познании сущности индивида вообще как существа отличного от других живых; организмов;. Однако сущность постоянно'Меняется; и определяется; не только социально-экономическими условиями эпохи; природной средой человека, но и его духовностью, его отношением буквально ко всему происходящему вокруг него в рассматриваемый период: В 5 данном - исследовании предпринята; попытка воссоздания сущности; человека; для; каждого исторического периода; путем; понимания его как единства 5 всеобщего, конкретного * и i особенного, учитывая; что сущность человека заключается! в«его духовности;.открытости; т.е. в; его? умении быть человеком при? любых обстоятельствах; Человеческая сущность своеобразна и неповторима в каждую историческую эпоху.
В-третьих, мы пришли к выводу, что человек - это не просто * носитель определенных характеристик, зависимых от исторической ? эпохи и социальной реальности;, но и обладатель родовых качеств. О единстве человеческой! природы говорит то, что вид человёка остается; неизменным i вот уже несколько тысяч лет, другими словами; родовой чертой человеческого существа является его биологическая конституция. Можно сказать, что* человек - это родовой; субъект, создающий" мир, общество и самого себя. Перечисляя те или иные характеристики, присущие человеку,, некоторые философы совершенно справедливо приходят к выводу, что среди них есть такие относительно стабильные качества, определяющие его как родовое существо:
В-четвертых, важно также понимать, что сущность и природа человека не идентичны: природа' человека? проявляется в том, что он, есть космобиопсихосоциальное существо, а сущность, видится в определении; основополагающего качества человека,. позволяющего ему быть человеком. Таким качеством, мы, полагаем, является духовность; и- связанные с ней социальность, открытость и незавершенность человека призваны обеспечить его гармоничные отношения с миром как целым. Подчеркивается; осознание автором нетождественности понятий «природа человека» и «сущность человека», несмотря на то, что некоторые философы не разделяют, их в контексте антропологической проблемы.
В-пятых, человек в античную эпоху находился в естественной гармонии; с греческой общиной. Вся жизнь человека того времени оставалась, безусловно, подчиненной окружающей* природе. В древнейшем; сознании грека еще нет четкого разделенного восприятия телесного» и духовного, как мы можем, встретить в средневековье. Большую роль В! формировании человека античности сыграла полисная структура греческого общества, поэтому человек античной эпохи - это, прежде всего, гражданин полиса: В рассматриваемый период значительное внимание уделялось развитию индивидуальности человека, иначе обстояло дело в Древнем Риме. Здесь конкретному человеку отводилась роль «винтика» в общественном механизме. Рим требовал от гражданина воинских доблестей, мужества и храбрости. Жесткость римского характера проявлялась во всех областях жизни римского общества. Человек римского периода крепко держалось в своей приверженности к традиционной; покорности раз выработанным принципам, пока христианский: элемент не пошатнул устои римского государства.
В-шестых, жизненный мир средневекового европейца: не отличался расцветом индивидуальности, скорее - это время коллективности, корпоративности. Каждый человек; знал свое место в обществе,. поэтому он: редко чувствовал себя одиноким, т.к. был частью среды, в; которой родился: и: жил. Наряду с общностью средневекового человека ему присущи высокая степень религиозности и суеверия. Человек в Средние века жил как бы в тройном измерении: 1). благочестивыми помыслами о небе и райской жизни, 2). суеверием в мире колдовства и «нечестии», 3). умом практическим в мире суровой; феодальной реальности. Религия: являлась опорой^ для человека того времени, отрадой и смыслом жизни. Процесс индивидуализации личности в Возрождение положил конец анонимности,, столь характерной для средневековья. От деятельного человека, титана мысли: требовались точный расчет, мудрость, осмотрительность, профессионализм, одним; словом; постоянный самоконтроль. Человек все свои; действия основывал на взвешивании последствий; соотношении удовольствий и страданий. Человека эпохи Ренессанс отличает яркое,проявление противоречивости характера: две силы борются; в человеке - сила- полудикого варвара и сила мысли человека-творца. Корпоративная: личность средневековья, как и античный ? гражданин — это одни, из типов человека, характерные черты которого определяются как преобладающие для рассматриваемой эпохи.
В-седьмых, в Новое время? человеческая сущность- претерпела значительные модификации. Для этого времени человек уже не находится-больше под взором Бога, со всех сторон обнимающего мир, человек теперь автономен, волен делать, что хочет, идти, куда, вздумается, но и венцом творения он тоже больше не является,, став лишь частью существующего мироздания. Богатая и многогранная; сущность человека Нового времени нуждается: в обособлении от других и добровольно ищет уединения, одновременно индивид переживает дефицит общения: Чувство одиночества усиливается у конкретного человека в обществе капиталистических отношений; Именно поэтому человек XIX века испытывает, в t межличностных отношениях недостаток устойчивости; тепла и искренности. Человек чувствует, себя заменимым, ненужным и одиноким в обществе. Одновременно; с этими тенденциями развития человек стал осознавать свои широкие возможности?для< самовыражения; и самореализации себя как высокоразвитого существа;. Современный; человек живет в; условиях, когда информация формирует, координаты жизненного пространства. . Человек сегодня больше зависит от техники. Совершенно; по-новому с помощью? современной техники; человек воспринимает окружающий; мир и себя в нем: Человек сегодня; стремится достичь материального благополучия, чтобы чувствовать себя* полноценной; личностью; Современная индустрия развивает у индивида; страх быть брошенным, ненужным; что формирует у него стремление быть как все. Для современного человека свойственна страсть к переменам: меняется, абсолютно все - мода, отношения,, стандарты поведения, форма досуга, и т.п. Представленные «познавательные образы» человека в различные исторические эпохи демонстрируют влияние на* сущностные качества человека не только-социальной реальности; рассматриваемого времени; но и исторической эпохи, в целом;. преобразующей человеческую сущность в неповторимую для; каждого > периода истории.
Итак,, мы полагаем, что при рассмотрении? сущности человека в каждую историческую эпоху необходимо,- учесть не только особенности общества рассматриваемого времени, отношение человека к существующим социальным образованьям: (род,, сословие,- цех ш т.д.),. к самому себе, к окружающему природному миру и т.п., но и то, что человеческая: сущность пластична и восприимчива к историческим переменам.
Подводя итоги? диссертационной работы, можно утверждать: сущность человека имеет, безусловно, исторический характер и определяется социальными, экономическими, природными;, культурными и духовными особенностями исторической эпохи, в которой живет человек. Сущность человека — это его своеобразный капитал, духовные, социальные качества и свойства, раскрывающиеся в определенных социально-природных условиях исторической эпохи. Это, на наш взгляд, с одной стороны, то, что делает его человека и никаким; другим? существом, а, с другой стороны, - это то, что отличает человека: одной эпохи от другой. Для реконструкции сущности человека необходимо выделить общие критерии, анализ которых и даст возможность создать модель сущности человека для; каждой эпохи. Такими: критериями могут выступать следующие: взаимодействие индивида» с обществом, его отношение к природной среде, духовно-эмоциональный' мир; человека и отношение к самому себе.
Таким образом, в качестве атрибутивного свойства человека в любую эпоху, на наш взгляд, признается духовность, определяющая все другие качества человека - социальность, незавершенность, открытость, и объединяющая их в единую целостность. Мы полагаем также, что человека в культурно-историческом контексте нельзя рассматривать без его представления-о самом; себе, что и позволяет реализовать такая способность человека как самопознание или, другими словами, духовность. В; тоже время, выделяя5 духовность как основополагающее свойство человека, мы не отрицаем значимость, других человеческих характеристик, как, например, социальность. На наш взгляд, общество конкретной; эпохи предписывает человеку образ, уровень и качество жизни, а также культурные; образцы, идеалы, эмоции; нормы поведения и т.д. Поэтому наиболее полное представление: о сущности человека, возможно, по-нашему мнению, составить, указывая на изменение его отличительных черт по историческим периодам и сохранение общих родовых качеств в каждую историческую эпоху, выделяемых в европейской истории — античную, феодальную, индустриальную и постиндустриальную.
В; ходе исследования; были выявлены, также следующие проблемы, требующие более глубокого; изучения и разработки: 1). необходимость сбора, философского анализа; и систематизации всей информации о человеке в каждую историческую эпоху, накопленную в различных областях человеческого знания (литература, история, культурология, этика, философия, религия и т.д.); 2). изучение степени воздействия и влияния социально-экономических, культурно-исторических особенностей рассматриваемой эпохи на становление типовых характеристик человека; 3). необходимо проследить эволюцию внутреннего мира человека, его основных психических качеств в зависимости от особенностей исторической эпохи; а также требует отдельного исследования вопрос о своеобразии сущности человека восточного типа, не рассматриваемый в диссертации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гарифзянова, Альбина Раисовна, 2004 год
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / Под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд. М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма / С. С. Аверинцев // Вопросы философии. -1989. №3. - С. 18-32.
3. Аверинцев С. С. Образ античности в западно-европейской культуре XX в. Некоторые замечания / С. С. Аверинцев // Новое в современной классической философии. М.: Наука, 1979. - С. 5-40.
4. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. 1989. - №2. - С.24-35:
5. Алексеев В. П. От животных к человеку / В. П. Алексеев. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1969. - 190 с.
6. Андреев И. JI. Происхождение человека и общества / И. JI. Андреев. 2-е изд. М.: Мысль, 1998. - 415 с.
7. Античность: древность и средние века: проблемы идеологии и культур: Сб.науч.трудов. — Свердловск: изд-во Урал.ун-та, 1987. 152 с.
8. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общественные ценности / Э. А. Араб-Оглы // Вопросы философии. 1990. - №8. - С. 10-12.
9. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель / Под ред. Е. И. Темнова. — М.: Мысль, 1997. 460 с.
10. Афанасьев В. Г. .Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 487 с.
11. И. Ахиезер А. С. Россия как большое общество / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. -1993. №1. - С. 3 -19.
12. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. — М.: Мысль, 1987. 348с.
13. Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретениясебя / В. С. Барулин. — СПб: изд-во «Алетейя», 2000. -431 с. 14: Барулин В. С. Социальная философия; Общество как мир культуры /
14. В; С. Барулин. М.: изд-во МГУ, 1993: - 334 с.
15. Барулин B.C. Философская антропология / В: С. Барулин. — М.: Онега, 1994;- 252с.
16. Баткин JL М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / JI; М. Баткин / Отв. Ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1989. - 270 с.
17. Баткин JLM. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / JI. М. Баткин. М.: Наука, 1987. - 384с.
18. Белл Д. Постиндустриальное общество / Д. Белл // Америка. 1994. -Сентябрь. - № 215: - С. 2- 5;
19. Бердяев Н. А. Истоки русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — М.: Наука, 1989.- 224 с.
20. Бердяев Hi А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М.: Феникс — ХДС - пресс, 1991. - 81с.
21. Бердяев Н: А. О назначении человека: Сборник / Н. А. Бердяев / Авт. вступ. ст. П; П. Гайденко. М.: Республика, 1993. - 383 с.22., Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев /
22. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: изд-во «Флинта», 1999.-310 с.
23. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М.: «Сварог и К»,,1997. 540с.
24. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье / Н: А. Бердяев. — М.: Канон +: ОИ «Реабилитация», 2002. 447 с.
25. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 252262, С.482-492.
26. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С.216-222.
27. Бердяев Н.А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. - №2. - G. 143-163
28. Бердяев Н;А. Экзистенциальная динамика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев // Мир философии: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - G.48-56.
29. Бердяев Н.А. Эрос и личность / HI А. Бердяев. М.: Мысль, 1989. -258с.
30. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса / Н. М. Бережной. М.: Высшая школа, 1981. - 109с.
31. Березин С. J1. К вопросу о сущности самоутверждения личности / С. JI. Березин // Философские науки. 1974. - № 2. - С. 40-47.
32. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В. В. Бойко. — М.: Знание // Этика. 1983. - №4. - С.62.
33. Бондарчук М. А. Человек и общество: сопоставительный анализвзаимосвязи в западном и российском обществе: Дисканд. филос.наук / М.
34. А. Бондарчук. М., 2000. - 146 с.
35. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени / Ю. Бохеньский // Вопросы философии.- 1993.-№5.-G. 94-98:
36. Брук К. Возрождение XII века / К. Брук // Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.- С. 119226.
37. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995. - С. 157 - 232.
38. Будда Шакьямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биогр. Повествования / Под общ.ред. Н: Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал, 1995. -432 с.
39. В человеческом измерении / Под ред. А.Г. Вишневского. — М.: Наука, 1991. -312с.
40. Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Вып. 4. Ч. 1: Вопросы философии /
41. Отв. Ред. Ш. Mi Мулюков. Нижнекамск: изд-во Нижнекамского филиала МГЭИ, 2002. -96 с.
42. Вишневский Б. Н. Происхождение и древность человека / Б. Н. Вишневский. М;: Сеятель, 1926. - 222 с.
43. Власова В. Mi Социально философский анализ сущности человека в историческом контексте: Дис. .д-ра. филос. наук / В. М; Власова; Моск.гос.пед.ун-т. - Mi, 2000. - 352 с.
44. Волков; Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный феномен / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — Ростов н/Дону: изд-во Ростов, унта, 1993.- 187с.
45. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический? словарь. Человек / Ю. Г. Волков, В; С. Поликарпов. М.: Гардарики, 2000. - 518с.
46. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы /Т. П. Воронина: М;: Мысль, 1995. - 112с.
47. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в г западно-европейской философии / Mi А. Гарнцев. М.: изд-во МГУ, 1987- - 215с.
48. Гвардини Р. Конец нового времени / Pi Гвардини // Феномен человека. Антология. М:: Высшая школа, 1993; - С.43 - 49.
49. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Политиздат, 1977.
50. Гелен А. О. О' систематике антропологии / А. О. Гелен // Проблема человека в западной философии. Mi: Прогресс, 1988. -С. 152 -201.
51. Герцен И.А. С того берега / И: А: Герцен // Мир философии: Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. - С.246 — 248.50; Гнедич П.П. Всемирная история; искусств; / П. П. Гнедич. М;:1. Современник, 1997. 493с.
52. Горан В.П: Древнегреческая мифология судьбы. / В. П. Горан. -Новосибирск: Наука, 1990. 330с.>
53. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии / Б. Т. Григорьян // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С.358 -383.
54. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б. Т. Григорьян. М.: Мысль, 1986. - 224с.
55. Гринин JI: Е. Формации и цивилизации / JI. Е. Гринин // Философия и общество. 1998. - №1. - С.7 - 54.
56. Гумилев JI. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции, по народоведению / JI. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2000. - 384 с.
57. Гуревич А. Я. Еще несколько ■ замечаний к дискуссии, о личности и индивидуальности в истории культуры / А. Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. М:: Наука, 1990. - G.76-89.
58. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука / А. Я: Гуревич // Вопросы философии. 1990. - №4: - С. 23-35.
59. Гуревич А. Я. Средневековый купец / А. Я: Гуревич // Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. - С 97-131.
60. Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. - №11; - С.31 - 43.
61. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич; М;: Искусство, 1989. - 366с.
62. Гуревич А.Я: Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я: Гуревич. — М;: Искусство, 1990. 395с.
63. Гуревич П. С. Человек и его ценности. В 2 ч. / П. С. Гуревич. — М.: Мысль,, 1989;
64. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? / П. С. Гуревич // О человеческом человеке. — М.: Политиздат, 19911 С.247-261
65. Гуревич П.С. Философская антропология / П. С. Гуревич. — М.: Вестник, 1997. 443с.
66. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-романскому / Н. Я Данилевский. СПб.: Глаголь, 1995. - 552с.
67. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Демокрит / Под. ред. F.K. Бсеммеля. М.: Соцэкгиз, 1935. - 371с.
68. Денисов В. В. Единство мира и современные реалии / В. В. Денисов // Философия и общество. 1997. - №6. - G.106 -124.
69. Джонсон Б. В. П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени / Б. В. Джонсон // Социс. 1991. - №3. - С.29 - 42.
70. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем: (По материалам выступлений зарубежных философов на XVIII всемирном филос. конгрессе, авг.1988 г.). М.: Знание, 1989. - 60с.
71. Дубинин Н. П: Что такое человек? / Hi П. Дубинин. М.: Мысль, 1983.-334 с.
72. Дюранов А.Н. Абсолютное и относительное в древних учениях о человеке / А. Н. Дюранов / Под ред. А.О. Бероноева // Человек в зеркале наук: Сб. ст. 2-е изд. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. - 156с.
73. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М:: Канон, 1996.-432с.
74. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека / F. Г. Ершов. СПб.: Лениздат, 1981. - 53с.
75. Здравомыслов A. F. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.
76. Ильенков Э. В. Так рождается личность / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? Mi: Политиздат, 1983i - С. 298 —3341
77. Ионин Л. F. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. М.: «Логос», 2000. - 3-е изд. - 430с.
78. История духа и целостность человека: Сб. науч. ст. Кемерово: изд-во Кемер.гос.ун-та, 1994. - 205 с.
79. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. — М.: Эксомо-пресс, 2000. 702 с.
80. Кальной И. И., Новикова В. М., Чугунов С. Н. Отчуждение как социокультурный феномен / И. И. Кальной, В. М. Новикова, С. Н. Чугунов // Философские науки. 1991. - № 10. - С. 179 - 181.
81. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. -410с.
82. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.2. / И. Кант. М.: Соцэкгиз, 1970. - 508с.
83. Кара-Мурза А. А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, И. К. Пантин // Полис. 1995. - №4. - С.6 - 11.
84. Карсавин JL П: Религиозно-философские сочинения. О личности. Т.1. / Л. П; Карсавин. М:: «RENAISSANSE», 1992. - 323с.
85. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. — М.: «Академический проект», 2001. — 314 с.
86. Клягин Н. В. Человек в истории / Н. В. Клягин. М.: Рос. АН, Ин-тфилософии, 1999. 239 е.
87. Ковалев А. М. Человек — продукт природы и основа социума. Идеи, размышления, гипотезы / А. М. Ковалев. М.: изд-во «Квадратум», 2000. - Т.З. -433 с.
88. Коган Л. Н. Цели и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. — М.: Мысль,, 1984.- 283с.
89. Козловский П. Современность постмодерна / П. Козловский // Вопросы философии. 1995. - №10. - С. 85 - 94.
90. Комаров В.Д: Философия цивилизации. Структура и тенденция развития цивилизации / В. Д. Комаров // Философия и общество. -1998. №3. -С. 55-112.
91. Кон И.С. Открытие «я» / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. 365с.
92. Крутова О: Н. Человек в истории / О. Н. Крутова. М.: Политиздат, 1982.-208 с.
93. Крымский С. Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса / С. Б. Крымский // Вопросы философии. — 1998. -№4. С 28.
94. Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанскии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2; — М.: Мысль, 1970. — 296 с.
95. Культура средних веков и нового времени.: Сборник статей / Отв. ред. JI.B; Кошмак.- М.: изд-во МГУ, 1987; 104с.
96. Кутырев В. А. Пост пред — гипер - контр — модернизм: концы и начала/В. А. Кутырев// Вопросы философии; 1998; №5. С. 135 - 143.
97. Кутырев В. А. Разум выше человека: Философия выживания в эпоху постмодернизма / В. А. Кутырев. Mi:4ePo, 1999. - 227с.
98. Ламетри Ж. О. Сочинения / Ж. О. Ламетри. М.: Мысль,. 19831 - 507 с.
99. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф / Пер. с франц. Е. В. Морозова. Ml: Прогресс, 1997. - 439 с.
100. Лосский Н: Индивидуализм,, коммунизм и утрата личности / Н. Лосский // Свободная мысль. 1992. -№3. - С. 38 - 44.
101. Малюгин В. Е. Природа человека / В. Е. Малюгин. Красноярск: Мысль, 1989. - 165 с.
102. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.8-22.
103. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.46. 4.1. М.: изд-во политической литературы, 1968. - 559 с.
104. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. Кн.1. М.: Наука, 1979. - 486 с.
105. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии Развитого Индустриального общества / Г. Маркузе / Пер. с анг. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994. - 341 с.
106. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов — Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. - 293с.
107. Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ) / Г. П. Меньчиков. — Казань: Грандан, 1999. — 408 с.
108. Меньчиков Г. П. Проблема понимания сущности человека / Г. П. Меньчиков // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Кн. 1. Казань: изд-во Казан, ун-та, 2004. - С. 24-32.
109. Мировский Б. М. Шопенгауэр: человек и мир / Б. М. Мировский // Свободная мысль. 1995. - №7. - С. 44 - 47.
110. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов Новосибирск: Наука, 1989. - 205с.
111. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир / Б. Небел. В 2 т.-М.: Мир, 1993.
112. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: изд-во МГУ, 1990.-302 с.
113. Новикова Л. И., Сиземская Н. И. Русская философия истории / Л. И. Новикова, Н. И. Сиземская. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 398 е.
114. О человеческом в человеке. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 382с.
115. Обермайер Г. Доисторический человек / Г. Обермайер. М.: Издание «Брокгаузъ-Ефронъ», 1908; - Т. 1. - 686 с.
116. Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1993. -240 с.123; Ойзерман Т. И. Мысли, афоризмы / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии, 1990. №10. - С. 152 - 157.
117. Ортега и — Гассет Хосе. Избранные труды / Пер. с исп. / Хосе Ортега - и Гассет / Сост., предисл. и общ. ред. А. М; Руткевича. 2-е изд. — М. : Издат. дом «Инфра - М»: Весь мир, 2000. - 701 с.
118. Перспективы научного познания: философские очерки о новых тенденциях современной науки / В. Н; Комаров, Г. К. Конык, Ml Д. Щелкунов и др. / Отв.ред. В. А. Бажанов, М. Д. Щелкунов. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1988. - 203 (2) с.
119. Платон. Сочинения: В Зт. Т.2. / Платон. М.: Соцэкгиз, 1970. - 609с.
120. Плеснер X. Ступени органического и человеческого / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 19881 - С. 96—151.
121. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») / Выступили: О. Б. Вайнштейн, В.И. Новиков, В.А. Подорога, Jli В. Карасев // Вопросы философии. — 1993. №3. - С. 3-16.
122. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с анг., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. Ред. Ю. Н. Попова М.: Прогресс, 1988; -544с.
123. Ракитов А. И. Историческое познание / А. И; Ракитов; М.: изд-во политической литературы, 1982. - 303 с.
124. Рассел Б. Шаги к миру / Б. Рассел // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. - С.541-545.
125. Рерих Н. К. Человек и природа: Сборник / Н: К. Рерих. М.: Международ: центр Рерихов: Фирма «БИСАН-оазис», 1994. - 111 с.
126. Рожанский И;Д. Античный человек / И. Д. Рожанский // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.282-297.
127. Руссо: Ж.Ж. О причинах неравенства / Ж. Ж. Руссо // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М:: Политиздат, 1991. - С.422-427.
128. Сабиров А. Г. Максимы и притчи великих философов о человеке, смысле его жизни и предназначении в мире. Учеб; пособие / А. Г. Сабиров. -Елабуга: изд-во ЕГПИ, 1997. 27 с.
129. Сабиров А. Г. Социально-философская антропология: принципы конструирования и предметного определения / А. Г. Сабиров. М. : изд-во Моск.пед.ун-та, 1997. - 120 с.
130. Сафронов И:А. Человек и космос в истории культуры / И. А. Сафронов. — СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1993;-107с.
131. Сирота А. М. Неомарксизм: попытка реформации / А. М. Сирота // Вопросы философии. -1998: №8. - С. 104 - 120.
132. Снятков А:В;, Черников A.Mi Человеческая цивилизация: духовные и материальные аспекты бытия / А. В. Снятков, А. М. Черников. — Курск: Пресс-Факт, 1996. 37с.
133. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / В. С. Соловьев. М.: Правда, 1989.
134. Сухарев Ю. А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского / Ю: А. Сухарев // Философия и общество. — 1999. -№3. С. 94 - 109;
135. Теория познания. Социально-культурная природа познания. В 4 т. Т. 2. / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991. - 478 (1) с.
136. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой // Мир философии: Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. -С. 247-251.
137. Туман Никифоров А. А. Сущность человека, как единства биологического, социального и духовного: Дисс. .канд. филос. наук / А. А. Туман - Никифоров. - Красноярск, 2002. - 199 с.
138. Уткин А. И: Геоструктура грядущего века / А. И. Уткин // Свободная мысль. 2000. - №1. - С.6-25.
139. Февр Л. Качественное различие цивилизаций / ЛI. Февр // По материалам сайта «История ментальностей» (ethnopsyhology. narod.ru/study/mentality/febre. Htm).
140. Фейербах Л. Избранные философские сочинения / Л. Фейрбах. Т. 2. -М.: Наука, 1995.-502с.
141. Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1993. - 349с.
142. Философия любви / Под ред. Д.П. Горского. Т.1.- М.: Политиздат, 1990.-507с.
143. Франкл В. Доктор и душа / В. Франкл. М.: Ювента, 1997. — 285 с.
144. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл / Перевод с англ. и нем., общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 364с.
145. Фрейд 3. Тотем и табу / 3. Фрейд / Сост. и авт. предисл.: П. С. Гуревич; М.: Олимп: ACT, 1997. - 446 с.
146. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989.-325 с.
147. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. -269с.
148. Фромм Э. Доктрина о Христе / Э. Фромм. М.: Олимп, 1998. - 414с.
149. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Э. Фромм // Философские науки. 1990. - №8. - С. 88 - 95.
150. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 429с.
151. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм / Под общ. ред. В.И. Добреникова. 2-е доп. изд.- Мл Прогресс, 1986. 334с.
152. Фромм Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Мир философии. Человек. Общество. Культура. 4.2. М.: Политиздат, 1991. - С. 66-70.
153. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса / Э. Фукс. Ml: «Республика», 1993: - 509 с:.
154. Хайдеггер М: Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. -447с.
155. Хачатурян В. М: Теория цивилизаций в русской исторической мысли / В. М. Хачатурян // Новая и новейшая история. 1995. - №5. - С. 8 - 18.
156. Хейзинга И. Осень Средневековья / И. Хейзинга / Перевод Д^ В. Сильвестрова, отв. ред: С. С. Аверинцев. Мл Наука, 1988. - 539 с.
157. Хрестоматия по истории философии: от JIao-Цзы до Фейербаха / Под ред. Л. А. Микешина. В 3 ч. Ч.' 1. -М.: ВЛАДОС, 1997.-448 с.
158. Человек и социокультурная среда. Научно-аналитический обзор / Отв. ред. Я. М. Бергер. М.: изд-во АН СССР, 1989: - 50с.
159. Человек античности: идеалы и реальность. / Сост. И.Л. Маяк, В;И. Исаева. М^: Просвещение, 1992: - 383с
160. Человек и смысл его бытия: Материалы научной конференции. -Казань: изд-во Казан, ун-та, 1996. 115с.
161. Человек. Мыслители прошлого и: настоящего о его жизни; смерти и бессмертии. Древний мир Просвещение / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Республика, 199 Г. - 462с.
162. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Под ред. И. Т. Фролова, сост. П.С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. 528с.
163. Черникова И. В. Отношения «человек природа» от античности до современности / И. В. Черникова // Философия и общество. - 1999. - №3. — С. 132 -149.
164. Чернова Т. Г. Диалектика сущностных сил человека: проблема развития: Дис. .канд.философ.наук / Т. Г. Чернова; Перм. гос.ун-т. Пермь, 1994.- 193 с.
165. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. — 334с.
166. Шедяков В.Е. Человек в обществе отчужденного труда / В. Е. Шедяков-Харьков: «МРШ», 1991. 156с.
167. Шелер М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // В кн.: Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с анг., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. Ред. Ю. Н. Попова М.: Прогресс, 1988. С. 31 — 95.
168. Шердаков В.Н. Добро-Истина-Красота / В. Н. Шердаков. М.: Знание, 1983. - 64с.
169. Шкуратов В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. 2-е изд. -М.: Смысл, 1997. 505с.
170. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. — М.: Просвещение, 1992. 190с.
171. Шульгин В.И. Массовая культура и ее роль / В. И. Шульгин // Эстетика. 1979. - №9. - С. 4 - 59.
172. Щелкунов М. Д. Мировоззрение и общенаучные знания: общенаучные феномены познания в социально-мировоззренческом контексте / М. Д. Щелкунов. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1990. - 151 (1) с.
173. Это человек. Антология. / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. - 320с.
174. Ян Щепаньский о человеке и обществе. М.: изд-во АН СССР, 1990. - 173 с.
175. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. 2-ое изд. М.: Республика, 1994. - 527с.
176. Fromm Е. The Sane Society / Е. From. N-Y., 1955.
177. Galbraith J. K. The New Industrial State / J. K. Galbraith. London, 1967.
178. Riesman D. The lonely Crowd / D. Riesman. N-Y., 1959.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.