Своеобразие прозы Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Кузнецов Степан Александрович

  • Кузнецов Степан Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 218
Кузнецов Степан Александрович. Своеобразие прозы Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2022. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кузнецов Степан Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.ГЕНЕЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЭТИКИ ГЕРТЫ МЮЛЛЕР

1.1. Генезис поэтики Г. Мюллер

1.1.1. Влияние социальной среды на формирование поэтики Г. Мюллер

1.1.2. Литературная среда и литературный опыт как факторы формирования поэтики Г. Мюллер

1.2. Поэтологическая теория Г. Мюллер

1.2.1. Природа письма в поэтологических размышлениях Г. Мюллер

1.2.2. «Изобретенное восприятие»

1.2.3. «Совсем иной дискурс одиночества». «Дьявол сидит в зеркале»

1.2.4. «Разрыв»

1.2.5. «Разлом в голове», «Чуждый взгляд»

1.2.6. Общая характеристика поэтологической теории Г. Мюллер

1.3. Особенности метода Герты Мюллер в контексте тенденций современной немецкоязычной литературы

1.3.1. Полемика вокруг художественного метода Г. Мюллер

1.3.2. Художественный метод Г. Мюллер и реалистические тенденции в современной немецкоязычной литературе

1.3.3. Художественный метод Г. Мюллер и модернистские тенденции в современной немецкоязычной литературе

1 .3.4. Художественный метод Г. Мюллер и постмодернистские тенденции в

современной немецкоязычной литературе

1 .3.5. Художественный метод Г. Мюллер, феминистская литература и феминистская критика в современной немецкоязычной литературе

1.3.6. Художественный метод Г. Мюллер и мультикультурализм в современной немецкоязычной литературе

1.3.7. Эстетические интуиции объектно-ориентированной онтологии в художественном методе Г. Мюллер

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ ГЕРТЫ МЮЛЛЕР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ

НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Проблема отношений человека и власти в прозе Г. Мюллер

2.1.1. Аспекты власти, наблюдаемые в человеческом сознании и в горизонтальных коммуникациях

2.1.2. Концепты власти и угнетения в публицистических работах Г. Мюллер. «Король кланяется и убивает» и «Чуждый взгляд». Политический аспект в поэтологии Г. Мюллер

2.1.3. Диктатура повседневности. Формы угнетения в повседневности

2.1.4. Своеобразие критики режимов власти в публицистических работах Г. Мюллер. Ее параллели с политической философией XX в

2.1.5. Образы власти в художественных произведениях Г. Мюллер

2.1.6. Способы противостояния агентам власти

2.2. Проблема взаимодействия человека и мира в прозе Г. Мюллер

2.2.1. Взаимодействие человека и мира в философии XX века

2.2.2. Вопрос о коммуникации человека и мира в немецкоязычной литературе 2-ой пол. XX в

2.2.3. Коммуникация человека и мира в творчестве Г. Мюллер в контексте литературы и философии XX в

2.3. Проблема памяти в прозе Г. Мюллер. След истории в повседневности как предмет рефлексии в современной немецкоязычной литературе

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ПРОЗЫ ГЕРТЫ МЮЛЛЕР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Жанровые особенности художественной прозы Г. Мюллер

3.1.1. Место метажанра autofiction в творчестве Г. Мюллер

3.1.2. Жанровые особенности малой прозы Г. Мюллер

3.1.3. Жанровые особенности повести и романов Г. Мюллер

3.2. Образ человека в прозе Г. Мюллер. Персонаж и нарратор

3.2.1. Нарратор в прозаических произведениях Г. Мюллер

3.2.2. Способы и инструменты, используемые для репрезентации персонажа в прозаических произведениях Г. Мюллер

3.3. Стилистические особенности прозы Г. Мюллер

3.3.1. «Изобретенное восприятие» как металогическая стратегия Г. Мюллер. Аспекты «изобретенного восприятия»

3.3.2. Своеобразие использования тропов в прозе Г. Мюллер

3.3.3. Особенности синтаксиса в прозе Г. Мюллер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

198-218

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие прозы Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы»

Введение

Данное диссертационное исследование посвящено прозе Нобелевского лауреата в области литературы 2009 года Герты Мюллер и ее своеобразию в контексте современной немецкоязычной литературы. В качестве временных рамок современной немецкоязычной литературы для данного исследования стоит взять период, включающий годы творческой деятельности Герты Мюллер, начавшей публиковать свои произведения не позднее 1976 года1 и выпустившей свой последний роман в 2009 году. Отправную точку для данного исследования стоит сместить к 1968 году, переломному в культурном развитии Западной Европы. Особое внимание будет сосредоточено на периоде активного признания высокой художественной ценности прозы Герты Мюллер на институциональном уровне (1982-2009).

Герта Мюллер - один из последних немецкоязычных авторов, удостоенных Нобелевский премии по литературе. Этот факт привлекает особое внимание к творчеству писательницы при изучении последних тенденций в немецкоязычной литературе, поскольку она становится одной из центральных ее фигур.

В исследовании творчества Герты Мюллер необходимо учитывать основные вехи ее биографии. Писательница родилась в 1953 г. в Румынии, в швабской деревне Ницкидорф, что находится в провинции Банат. Дед Герты Мюллер прошел Первую мировую войну, а в эпоху становления социалистического режима в Румынии потерял свое состояние в результате экспроприаций. Отец писательницы служил в войсках СС, а мать пережила пятилетнее заключение в трудовом лагере на Украине, куда была угнана после войны. Свою дочь она назвала в честь своей подруги, вместе с ней работавшей в лагере. Румынский язык Герта Мюллер начала учить в 15 лет, а среднее

1Eke N.O. Biographische Skizze // Herta Müller-Handbuch. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 6. Здесь и далее цитаты из иноязычных источников приводятся в нашем переводе. Для переведенных на русский язык романов Герты Мюллер «Сердце-зверь» и «Качели дыхания», а также эссе «В молчании мы неприятны, а когда заговорим - смешны» дан перевод М.А. Белорусца.

образование получила на немецком языке. С 1973 по 1976 годы будущая писательница изучала германистику и румынскую филологию в Западном университете Тимишоара, в историческом и культурном центре Баната. В это время Мюллер была тесно связана с группой молодых левых поэтов Aktionsgruppe Вапа^ хотя и не являлась ее членом. После роспуска Банатской группы в 1975 году, ее члены организовали Объединение писателей имени Адама Мюллера-Гуттенбрунна, куда затем вступила и Герта Мюллер. В 1977 году она получила место переводчицы на заводе, но очень скоро, уже в 1979 году, была уволена из-за отказа сотрудничать с Секуритате, тайной полицией Румынии. Писательница подверглась травле, была уволена с работы и обвинялась в тунеядстве и нечестных заработках. Секуритате следила за писательницей, запугивала и угрожала ее расправой во время постоянных допросов. В феврале 1987 года Герта Мюллер эмигрировала в западную Германию, поступила в центр приема беженцев в Нюрнберге, но и там получала угрозы со стороны румынской тайной полиции. Сейчас писательница живет в Берлине.

Герта Мюллер начала публиковать свои произведения в периодических изданиях, а первая ее публикация, вышедшая отдельной книгой - сборник прозы «Низины» вышла в 1982 году и была переиздана без цензуры в Западной Германии. В 1986 году опубликована повесть «Человек в этом мире - большой фазан», годом позже сборник «Босоногий февраль». С 1989 года, в постэмиграционный период, писательница обратилась к жанру романа. В этом году появилось «Путешествие на одной ноге», затем - романы «Лис тогда уже был охотником» (1992), «Сердце-зверь» (1994), «Сегодня я бы лучше с собой не встречалась» (1997) и «Качели дыхания» (2009). Эти произведения Герты Мюллер, составляющие основу корпуса ее художественной прозы, будут рассмотрены в данном исследовании. Рассматриваемая в исследовании поэтология Герты Мюллер изложена в сборниках эссе «Дьявол сидит в зеркале» (1991), «В ловушке» (1996). Ее речи и социокритические эссе содержит сборник «Голод и шелк» (1995). Сборники эссе «Король кланяется и

убивает» (2003) и «Все тот же снег и все тот же дядя» (2014) комбинируют в себе как поэтологические, так и социокритические эссе. Стоит подчеркнуть, что поэтология и социальная критика часто пересекается в публицистических работах и интервью Герты Мюллер, которые также будут использованы в данном исследовании. Все перечисленные художественные и публицистические работы являются материалом исследования.

Стоит отметить наиболее важные работы зарубежных исследователей о прозе Герты Мюллер. Одним из самых ранних исследований является коллективная монография под редакцией Н. О. Эке «Как изобретается восприятие. К исследованию творчества Герты Мюллер»2 (1991), в котором наиболее важными статьями для данной диссертации представляются работы Ф. Апеля «Письмо. Разделение. К поэтике своенравного взгляда Герты Мюллер» и «Серапионический принцип в политической позиции...» К. Беккер, рассматривающие поэтику Герты Мюллер в ее близости и отталкивании от романтизма и экспрессионизма, и сделанный Н. О. Эке обзор критических отзывов о творчестве Герты Мюллер. В 2005 году вышла работа П. Боцци «Чуждый взгляд»3, в котором исследование прозы Герты Мюллер проходит с опорой на идеи феминистской критики и мультикультуралистских представлений о гибридности постколониального субъекта, раннее творчество Герты Мюллер сопоставляется с работами Т. Бернхарда, Ф. Иннерхофера и П. Хандке. В этом же году была издана работа Л. Марвен «Тело и нарратив в современной литературе на немецком языке»4, в которой исследовательница наиболее четко рассматривает творчество Герты Мюллер с позиции теории травмы, сопоставляя ее прозу с работами Л. Мониковой и К. Хензель. В 2008 году появилась работа Ани Йоханнсен «Ящики, крипты, лабиринты. Образы

2Die erfundene Wahrnehmung: Annäherung an Herta Müller / Hrsg. von F. Apel, N.O. Eke, M. Günther. - Hamburg: Igel Verlag, 1991. - 160 S.

3Bozzi P. Der fremde Blick: Zum Werk Herta Müllers. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005. - 192 S.

4Marven L. Body and Narrative in Contemporary Literatures in German: Herta Müller, Libuse Monikova, Kerstin Hensel. - Oxford: Clarendon Press, 2005. - 294 p.

пространства в современной литературе»5, в которой исследовательница высказывает ценные соображения о роли пространственных образов в творчестве Герты Мюллер, важность которых подчеркивается и в данной диссертации. В 2017 вышла коллективная монография «Герта Мюллер. Cправочник»6 под редакцией одного из первых исследователей творчества писательницы Н.О. Эке. Создание трудов, стремящихся наиболее полно, многоаспектно охватить творчество Герты Мюллер предпринималось и ранее -например, монография «Притягательность и провокация Герты Мюллер»7 (2001) Г. Предойу, сборник статей «Герта Мюллер»8 (2013) под редакцией Б. Хайнес и Л. Марвен, сборник статей «Поэтическое творчество и диктатура. Писательница Герта Мюллер»9 (2013) под редакцией Х. Мардт и С. Лэграйд, монография «Языковой такт. Стиль изложения Герты Мюллер»10 (2013) Ю. Мюллер. Однако коллективная монография Н.О. Эке представляет сегодня работу, в которой творчество Герты Мюллер рассматривается наиболее многоаспектно.

Это далеко не полный список зарубежных работ о Герте Мюллер, которые хотелось бы отметить. В русской германистике существует достаточно ограниченное количество работ, посвященных прозе Герты Мюллер. Исследования, посвященные прозе Герты Мюллер в русскоязычном пространстве, достаточно подробно были озвучены в докладе Е. В. Андриановой «Творчество Герты Мюллер в восточнославянском культурном пространстве»11 (2015). Отмечено внимание к писательнице И. С. Рогановой в ее монографии «Немецкая литература конца XX века и

5Johannsen A.K. Kisten, Krypten, Labyrinthe: Raumfigurationen in der Gegenwartsliteratur: W.G. Sebald, Anne

Duden, Herta Müller. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2008. - 240 S.

6Herta Müller-Handbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - 287 S.

7Predoiu G. Faszination und Provokation bei Herta Müller: Eine thematische und motivische Auseinandersetzung.-Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. - 236 S.

8Herta Müller. / Edited by B. Haines and L. Marven. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - 288 p.

9Dichtung und Diktatur: Die Schriftstellerin Herta Müller / Hrsg. von H. Mardt, S. Lsgreid. - Würzburg: Königshausen

& Neumann, 2013. - 230 S.

10Müller J. Sprachtakt: Herta Müllers literarischer Darstellungsstil. - Köln: Böhlau, 2014. - 324 S.

11Андрианова Е.В. Творчество Герты Мюллер в восточнославянском культурном пространстве // Славянские литературы в контексте мировой: к 750-летию со дня рождения Данте Алигьери и 85-летию Владимира Короткевича: материалы XII Международной научной конференции, Минск, 22-24 октября в 2 ч. Ч. 1. - Минск: БДУ, 2016. - С.206-212.

актуализация постмодернистской парадигмы»12 (2007), где рассматривается социокритический потенциал прозы писательницы, указаны работы Л. Н. Полубояриновой о поэтологии13 (2010) и образах «гибридных существ» в прозе Герты Мюллер14 (2013). Стоит также указать обзорную статью15 этой исследовательницы о творчестве Герты Мюллер в коллективной монографии «История немецкой литературы. Новое и новейшее время» (2014) под редакцией Е. Е. Дмитриевой и др. Отмечена статья Д. С. Кабановой «Модальность травмы: город в романе Герты Мюллер "Путешествие на одной ноге"»16 (2009), в котором творчество писательницы продолжает рассматриваться с позиции теории травмы, а роман «Путешествие на одной ноге» называется постмодернистским. В списке литературы, приложенном к публикации доклада, отмечена также диссертация А.Р. Хайрулиной17 «Концептуальная метафора как механизм осмысления диктаторского режима в немецком художественном дискурсе (на материале произведений Герты Мюллер)», в которой проводится анализ функционирования концептуальной метафоры в дискурсе Герты Мюллер. Стоит также отметить статью А. В. Несмеянова «Способы субъективации повествования в романе Герты Мюллер «Atemschaukel»18, в которой рассматриваются «я композиционно-архитектонические и лексико-грамматические приемы создания субъективного повествователя». В контексте мультикультурности современной немецкоязычной литературы имя Герты Мюллер появляется и в монографии

12Роганова И.С. Немецкая литература конца XX века и актуализация постмодернистской парадигмы. - М.: Рудомино, 2007. - 416 с.

13Полубояринова Л.Н. Поэтика Герты Мюллер: о приеме «изобретенного восприятия» // Немецкоязычная литература: единство в многообразии: сборник статей к 75-летию проф. В.Д.Седельника. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - С. 382-389.

14Полубояринова Л.Н. От «Сердца-Зверя» к «Ангелу Голода»: о гибридных существах Герты Мюллер // Ежегодник Российского союза германистов. Т.10. - М.: Языки русской культуры, 2013. - С. 196-204.

15Полубояринова Л.Н. Герта Мюллер // История немецкой литературы. Новое и новейшее время. - М.: РГГУ, 2014. - С. 804-808.

16Кабанова Д.С. Модальность травмы: город в романе Герты Мюллер «Путешествие на одной ноге» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия филология. Журналистика. - 2009. - Т.9. - № 1. - С. 62-66.

17Хайрулина А.Р. Концептуальная метафора как механизм осмысления диктаторского режима в немецком художественном дискурсе (на материале произведений Герты Мюллер): Дис.... к.филол.н. - Иркутск, 2013. - 227 с.

18Несмеянов А.В. Способы субъективации повествования в романе Герты Мюллер "Atemschaukel" // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Филология, 2015. - №4. - С. 188-195.

Н. В. Гладилина «Становление и актуальное состояние литературы постмодернизма в странах немецкого языка. (Германия, Австрия, Швейцария)»19 (2011).

Наличие лакун в изучении особенностей прозы Герты Мюллер определяют актуальность исследования, которая состоит в необходимости рассмотрения художественных особенностей прозы Герты Мюллер исходя из их взаимосвязи с философскими и поэтологическими взглядами писательницы и широким контекстом современной немецкоязычной литературы, что не было последовательно предпринято в имеющихся исследованиях.

Предметом исследования являются особенности художественной прозы Герты Мюллер в их взаимосвязи с поэтологическими и философскими концепциями писательницы и контекстом современной немецкоязычной литературы.

Объектом настоящего исследования является художественная проза Герты Мюллер.

Цель диссертации заключается в исследовании взаимосвязи философских и поэтологических концепций Герты Мюллер, выявлении их отражения в художественной прозе писательницы и рассмотрении их места в современном немецкоязычном литературном процессе. Работа предусматривает создание целостного представления о ключевых особенностях прозы Герты Мюллер и ее рассмотрение в контексте современной немецкоязычной литературы.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задачисследования:

1. Выявить основные факторы, повлиявшие на формирование художественных особенностей прозы Герты Мюллер и философские основания ее поэтологии.

2. Выявить точки пересечения художественного метода и поэтологической концепции Герты Мюллер с художественной практикой

19Гладилин Н.В. Становление и актуальное состояние литературы постмодернизма в странах немецкого языка. (Германия, Австрия, Швейцария). - М.: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2011. -347 с.

других видных представителей современной немецкоязычной литературы.

3. Установить наиболее важные социально-философские проблемы, рассматриваемые в прозе Герты Мюллер, исследовать особенности их художественного осмысления в сопоставлении с работами современных немецкоязычных писателей соответствующей проблематики.

4. Исследовать жанровое разнообразие прозы Герты Мюллер, работу писательницы с метажанром а^ойсйоп, ее критический подход к формально-содержательным паттернам сложившихся в немецкоязычной литературе субжанров.

5. Рассмотреть металогический инструментарий и синтаксические стилистические особенности как продукты поэтологической концепции Герты Мюллер.

Для достижения поставленной цели и задач были использованы сравнительно-исторический, биографический и культурно-исторический методы исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов в области нарратологии (В. В. Виноградов, В. Шмид, В. И. Тюпа), изучения жанров (С. Дубровски, М. Л. Гаспаров, О. В. Федунина), типологии литературных персонажей (Л. Я. Гинзбург), тропологии (М. Джонсон и Дж. Лакофф, И. Б. Роднянская), литературной методологии (А. М. Зверев, Вл. А. Луков, С. И. Кормилов, С. П. Толкачев, О. М. Фрейденберг, Э. Шоуолтер, М. Н. Эпштейн), истории немецкоязычной литературы XX века (Н. С. Павлова, И. С. Роганова, Е. В. Соколова, Н. В. Гладилин, В. В. Котелевская, Г. В. Кучумова, Е. С. Москалева, Л. Н. Полубояринова, Д. А. Чугунов, И. В. Алтухова, А. В. Белобратов, Г. А. Фролов, Е. М. Шастина), философии и культурологии (Аристотель, Дж. Агамбен, П. Рикер, Г. Беме, В. Беньямин, Х.-Г. Гадамер, Ж.- П. Сартр, Ю. М. Лотман, Ж.- Ф. Лиотар, М. Хайдеггер, К. Поппер, Г. Терборн, М. Феррарис, К. Г. Фрумкин, М. Фуко, Б.- Ч. Хан, Т. Адорно, Д. Фоккема, М. Вебер).

Научная новизна диссертации состоит в создании многостороннего

исследования прозы Герты Мюллер, которое бы учитывало связь между ее философскими и поэтологическими взглядами и художественными практиками и вместе с тем ставило бы ее прозаическое творчество в широкий контекст современного немецкоязычного литературного процесса. Фигура Герты Мюллер, исключительно важная для этого процесса, на что указывает институциональное признание писательницы, достаточно скромно представлена в современных обзорных исследованиях современной немецкоязычной художественной прозы (Г. В. Кучумова, Д. А. Чугунов, Е. В. Соколова, И. С. Роганова, Н. В. Гладилин, А. В. Васильева). Поэтому данная диссертация вносит вклад в исследование тенденций немецкоязычной литературы, заполняя лакуны, вызванные отсутствием подробного рассмотрения художественного своеобразия прозы Герты Мюллер.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в изучение формально-содержательных особенностей метажанра autofiction, в разрешение проблемы построения иерархии и взаимосвязи текстов разных родов и функциональных стилей одного автора при метатекстуальном прочтении корпуса произведений, предлагает рассмотрение ассоциативных образов как комплексов, состоящих из различных тропов, предлагает возможности для применения философских концептов «гетеротопия» и «место памяти» в литературоведческом дискурсе.

Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы в пособиях и спецкурсах, посвященных современной немецкоязычной литературе и конкретно творчеству Герты Мюллер.

На защиту выносятся следующиеположения:

1. Художественный метод Герты Мюллер сочетает в себе черты, присущие как реалистической, так и постмодернистской литературе, но ориентирован в первую очередь, если воспользоваться выражением

Д. В. Кузьмина, на «постцелановский ревизованный Катастрофой модернизм»20 или на «посттравматический модернизм»21. Герта Мюллер включает в свое творчество проблематику, существующую в феминистской и мультикультуралисткой литературе, но рассматривает ее в едином комплексе критики власти, который в свою очередь, становится ключом к творческому исследованию экзистенциальных оснований человека.

2. В основе эстетической и социокритической программ Герты Мюллер лежит мировоззренченская позиция писательницы, наиболее близкая экзистенциализму. В поэтологии писательницы аспекты художественного произведения аналогически сближаются со сторонами человеческого бытия.

3. В своих романах Герта Мюллер стремится охватить возможно большее количество исходов в поворотных моментах жизни в репрессивных режимах, чтобы на метатекстуальном уровне создать объемный образ человека, получившего опыт жизни в репрессивных режимах. При этом писательница использует во всех романах единые стилистические принципы, воспроизводящие ее восприятие репрессивных режимов, так как оно является гарантом референциальности повествования.

4. В повести и романах Герты Мюллер критически переосмысляются формально-содержательные основания «литературы о родине», «романа испытания», «романа о большом городе», сталкивая исторически сложившееся содержательное наполнение жанровых установок романа с экзистенциальным состоянием человека и его эмоциональным опытом, не укладывающимся в границы и не отвечающим траекториям, по которым субжанры предлагают проследить жизненный путь человека.

5. В основу тропологического инструментария Герты Мюллер входят прозопопея, гипостазирование, «телесная» метонимия, металепсис, гипербола преувеличения, ассоциативная и концептуальная метафоры, афористические

20Кузьмин Д.В. Поколение «Дебюта» или поколение «Транслита»? // Новый мир. - 2012. - №3. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/3/ku14.html (дата обращения: 03.08.2018).

21Goldberg A. Modernism, Postmodernism, and Rationality after the Holocaust. Excerpt from interview with professor Dominick LaCapra. URL: https://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%203865.pdf (дата обращения: 03.08.2018).

сентенции, с помощью которых воспроизводится восприятие в пространстве и времеини. К особенностям стиля Герты Мюллер относятся частое использование предложений с упрощенной синтаксической организацией, однотипные синтаксические конструкции, рефренные фигуры речи (анафоры и эпифоры), полисидетон и асиндетон, монтажная техника, фиксирующая особенности оптики нарратора или персонажа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (206 наименований, в том числе 109 на иностранных языках).

В первой главе исследования «Генезис и теоретические основания поэтики Герты Мюллер» внимание сосредоточено на культурно-историческом контексте, сформировавшим Герту Мюллер как писательницу, созданной ею поэтологии и положении ее художественного метода относительно современных тенденций современной немецкоязычной литературы. Рассматриваются социальный и литературный опыт, полученные писательницей. Противоречия между узким творческим окружением Герты Мюллер и репрессивной средой социалистического государства, личные переживания, связанные со смертью отца, определили для писательницы ценностную иерархию и значение полученного культурного опыта, что позволило Герте Мюллер создать собственный поэтологический корпус текстов с уникальным вокабуляром, и метод, находящийся на пересечении с магистральными течениями в современной немецкоязычной литературе.

Во второй главе «Социально-философская проблематика прозы Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы» выделены главные наиболее часто затрагиваемые писательницей темы: природа власти, функционирование личной и коллективной памяти, коммуникации человека и мира. Герта Мюллер рассматривает эти темы, исходя из собственной философской антропологии, усматривая социальные проблемы в экзистенциальном устройстве человека.

Третья глава «Поэтика прозы Герты Мюллер в контексте современной

немецкоязычной литературы» рассматриваются общие решения Герты Мюллер по организации и подбору языковых средств художественных произведений. Проводится сопоставление творческих решений писательницы с соответствующими положениями ее поэтологии, восходящими, в свою очередь, к ее философским взглядам.

Апробация результатов настоящего исследования и предварительные наработки прошли на кафедре зарубежной литературы Литературного института имени А. М. Горького (2015-2018). По теме диссертации представлены доклады на конференциях молодых ученых «Поэтика и компаративистика» (Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, 2016), «Проблемы поэтики и компаративистики» (Литературный институт имени А. М. Горького, г. Москва, 2016) на XIV Съезде Российского союза германистов (Государственный социально-гуманитарный университет, гор. Коломна, 2016), на Всероссийской научной конференции с международным участием «Феномен "детства" в немецкоязычных литературах: культурная идентичность и динамика художественного процесса» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г. Москва, 2017).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Генезис и теоретические основания поэтики Герты Мюллер22

1.1. Генезис поэтики Г. Мюллер

Определить место, значение и своеобразие поэтики Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы невозможно без выявления факторов формирования эстетических и поэтологических установок писательницы. Комплекс художественных проблем, решаемых автором, формируется под влиянием социального и литературного контекста, в который погружен автор. Поэтому для выявления генезиса поэтики Мюллер необходимо охарактеризовать социальную и литературную среды, в которых формировалась и с которыми выстраивала отношения писательница.

В формировании поэтики Герты Мюллер можно условно отметить две опорных точки. Первая из них - время чтения лекций в Падерборне, на основе которых сформировался сборник поэтологических эссе «Дьявол сидит в зеркале» (Der Teufel sitzt im Spiegel, 1991). В сборнике артикулируются поэтологические установки писательницы. Вторым важным моментом в формировании поэтики Герты Мюллер можно считать работу над последним романом «Качели дыхания» (Atemschaukel, 2009), отличающегося от всего остального прозаического корпуса тем, что его сюжет основан не на личном опыте автора. Это отличие принципиально в развитии поэтики Герты Мюллер, поскольку в своих эссе и интервью писательница подчеркивает принципиальность передачи личного опыта. Именно поэтому необходимо дать краткий очерк социальной ситуации, в

22Часть материалов, представленных в данной главе, изложена в ранее опубликованных статьях автора Дисертации: Кузнецов С.А. Значение концепта «изобретённое восприятие» в поэтологической системе Герты Мюллер // Успехи современной науки. - 2016. - № 10. - Т. 3. - С. 48-51; Кузнецов С.А. Пространственный аспект «изобретённого восприятия» в сборнике «Низины» Герты Мюллер // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2018. - №1. - С. 76-83.

которой существовала Герта Мюллер, и обозначить связь этого опыта с формированием ее поэтики.

1.1.1. Влияние социальной среды на формирование поэтики Г. Мюллер Выход первой книги Герты Мюллер состоялся в 1982 году: в Бухаресте вышел сокращенный сборник прозы «Низины». В большинстве текстов этого сборника, включая и одноименный рассказ, повествуется о сельском быте и нравах банатских швабов, немецкоязычного меньшинства на западе Румынии. В роли рассказчика во многих из них выступает представительница этого народа -девочка («Человек с коробком спичек», «Низины» «Деревенская хроника») или девушка («Надгробная речь», «Окно»). В этих рассказах Мюллер, как позднее в романе «Сердце-зверь» и повести «Человек в этом мире - большой фазан», выстраивает повествование на опыте своего детства в швабской деревне Нитцкидорф, в которой она родилась и прожила до поступления в университет. Опыт жизни в обществе банатских швабов, порядок, установленный в семье, повлияли во многом и на обращение Мюллер с языком. Наиболее ярко этот опыт Мюллер раскрывает в своем программном эссе «В молчании мы неприятны, а когда заговорим - смешны». Характеризуя природу письма, Мюллер сравнивает ее с «молчанием» и «говорением»: «Если смотреть со стороны, писательство, пожалуй, сходно с говорением. Однако если посмотреть изнутри, оно сопряжено с одиночеством. Написанные фразы относятся к пережитым событиям по большей

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кузнецов Степан Александрович, 2022 год

Источники:

1. Мюллер, Г. В молчании мы неприятны, а когда заговорим - смешны [Текст] / Г. Мюллер // Иностранная литература. - 2009. - № 10. - С. 253-266.

2. Мюллер, Г. Качели дыхания [Текст] / Г. Мюллер. - СПб.: Амфора, 2013. - 288 с.

3. Мюллер, Г. Человек в этом мире - большой фазан [Текст] / Г. Мюллер // Иностранная литература. - 2014. - № 4. - С. 3-63.

4. Мюллер, Г. Сердце-зверь [Текст] / Г. Мюллер. - СПб.: Амфора, 2013. - 256 с.

5. Müller, H. Atemschaukel [Текст] / H. Müller. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2016. - 304 S.

6. Müller, H. Herztier [Текст] / H. Müller. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2007. - 256 S.

7. Müller, H. Das Blockkomitee [Текст] / H. Müller // Neue Literarur. -Bukarest, 1980. - №6. - S. 15-18.

8. Müller, H. Der Fremde Blick [Текст] / H. Müller. - Göttingen: Wallstein Verlag, 1999. - 36 S.

9. Müller, H. Der Fuchs war damals schon der Jäger [Текст] / H. Müller. -Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2009. - 286 S.

10. Müller, H. Der König verneigt sich und tötet [Текст] / H. Müller. -Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2008. - 208 S.

11. Müller, H. Der Teufel sitzt im Spiegel [Текст] / H. Müller. - Berlin: Rotbuch Verlag, 1991. - 141 S.

12. Müller, H. Der Mensch ist ein großer Fasan auf der Welt [Текст] / H. Müller. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2009. - 112 S.

13. Müller, H. Drückender Tango [Текст] / H. Müller. - Hamburg: Rowohlt Verlag, 1996. - 122 S.

14. Müller, H. Heute wär ich mir lieber nicht begegnet [Текст] / H. Müller. -

München: Carl Hanser Verlag, 2009. - 240 S.

15. Müller, H. Hunger und Seide [Текст] / H. Müller. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 2015. - 192 S.

16. Müller, H. Immer derselbe Schnee und immer derselbe Onkel [Текст] / H. Müller. - München: Carl Hanser Verlag, 2011. - 256 S.

17. Müller, H. In der Falle. Politik - Sprache - Poesie. Bonner Poetik Vorlesung [Текст] / H. Müller. - Göttingen: Wallstein, 2009. - 60 S.

18. Müller, H. Niederungen [Текст] / H. Müller. - Hamburg: Rowohlt Verlag, 1993. - 140 S.

19. Müller, H. Reisende auf einem Bein [Электронный ресурс] / H. Müller. -URL: https://www.buecher.de/shop/erzaehlungen/reisende-auf-einem-bein-ebook-epub/mueller-herta/products_products/detail/prod_id/37089145/ (дата обращения: 15.03.2020).

20. Müller, H. Jedes Wort weiß etwas vom Teufelskreis. Nobelpreisrede [Электронный ресурс] / H. Müller. - URL: https://www.welt.de/kultur/article5467402/Jedes-Wort-weiss-etwas-vom-Teufelskreis.html (дата обращения: 03.08.2018).

21. Müller, H. Schönheit ist politisch [Электронный ресурс] / H. Müller. -URL: httрs://www.welt.de/print/die_welt/literatur/article132675958/Schoenheit-ist-politisch.html (дата обращения: 03.08.2018).

22. Бюшер, В. Берлин - Москва. Пешее путешествие [Текст] / В. Бюшер.

- М.: Европейские издания, 2007. - 216 с.

23. Елинек, Э. Любовницы [Текст] / Э. Елинек. - СПб.: Симпозиум, 2007.

- 288 с.

24. Елинек, Э. Дети мертвых [Текст] / Э. Елинек. - СПб.: Амфора, 2006. -

622 с.

25. Зебальд, В.Г. Аустерлиц [Текст] / В.Г. Зебальд. - М.: Новое издательство, 2015. - 362 с.

26. Кельман, Д. Измеряя мир [Текст] / Д. Кельман. - М.: АСТ, 2016. -

318 с.

27. Крахт, К., Нирманн, И. Метан [Текст] / К. Крахт, И. Нирманн. - М.: AdMarginem, 2008. - 160 c.

28. Хандке, П. Страх вратаря перед одиннадцатиметровым [Текст] / П. Хандке. - М.: Амфора, 2000. - 416 с.

29. Целан, П. Меридиан. Речь на вручение премии Георга Бюхнера [Электронный ресурс] / П. Целан. - URL: www.topos.ru/article/2774 (дата обращения 03.08.2018).

30. Штрерувиц, М. Без нее [Текст] / М. Штрерувиц. - М.: Изд. Ивана Лимбаха, 2004. - 368 с.

31. Die Patriotin [Видеозапись] / Reg. Alexander Kluge ; Besetzung : H. Hoger, D. Mainka, A. Edel ; Kairos Film // Kluge, A. [u.a.] Deutschland im Herbst & Die Patriotin. - Мünchen : Film & Kunst, 2007. - 2 DVD-ROM. - Erscheinungsjahr 1979.

32. Duden, A. Zungengewahrsam [Текст] / A. Duden. - Köln: Kiepenheuer&Witsch, 1999. - 144 S.

33. Duden, A. Judasschaf [Текст] / A. Duden. - Berlin: Rotbuch, 2014. -

124 S.

34. Hennig von Lange, S. Alles, was draußen ist [Текст] / S. Hennig von Lange. - Salzburg: Jung und Jung, 2013. - 116 S.

35. Hilbig, W. Ich. Roman [Текст] / W. Hilbig. - Frankfurt am Main: Fischer, 2002. - 385 S.

36. Maron, M. Flugasche [Текст] / M. Maron. - Frankfurt am Main: Fischer, 1991. - 254 S.

37. Sebald, W.G. Die Ausgewanderten: vier lange Erzählungen [Текст] / W. G. Sebald. - Frankfurt am Main: Fischer, 1994. - 352 S.

38. Stefan, V. Häutungen [Текст] / V. Stefan. - München: Frauenoffensive, 1975. - 128 S.

Интервью:

39. Müller, H. Mein Vaterland war ein Apfelkern [Электронный ресурс] /

H. Müller. - URL: https://www.buecher.de/shop/rumaenien/mein-vaterland-war-ein-apfelkern/mueller-herta/products_products/detail/prod_id/43997822/ (дата обращения: 15.03.2021).

40. Eddy, B.D. „Die Schule der Angst": Gespräch mit Herta Müller, den 14. April 1998 [Текст] // B.D. Eddy / The German Quarterly. - 1999. - Vol. 72. - № 4. -Pp. 329-339.

41. Müller, H. Lebensangst und Worthunger. Leipziger Poetikvorlesung 2009. Im Gespräch mit Michael Lentz [Текст] / H. Müller. - Berlin: Suhrkamp, 2013. - 56 S.

42. Müller, W. «Poesie ist ja nichts Angenehmes»: Gespräch mit Herta Müller [Текст] / W. Müller // Monatshefte. - 1997. - Vol. 89. - № 4. Libuse Monikova / Herta Müller: Sprache, Ort, Heimat. - S. 468-476.

43. Haines, B., Littler, M. Gespräch mit Herta Müller [Текст] / B. Haines, M. Littler // Herta Müller / Hrsg. von Brigid Haines. - Cardiff: University of Wales Press, 1998. - S. 14-24.

44. Wiener Vorlesungen. Literaturnobelpreisträgerin Herta Müller im Gespräch von und mit Hubert Christian Ehalt [Электронный ресурс] URL: https://www.wien.gv.at/video/438/Herta-Mueller-Mein-Vaterland-war-ein-Apfelkern (дата обращения 03.08.2018).

45. Sienerth, S. "Daß ich in diesen Raum hineingeboren wurde" [Текст] / S. Sienerth. - Gespräche mit deutschen Schriftstellern aus Südosteuropa. München: Südostdeutsches Kulturwerk, 1997. - 347 S.

Научно-исследовательская литература:

46. Агамбен, Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Европа, 2011. - 256 с.

47. Алтухова, И.В. «Группа 47»: объединение молодых литераторов [Текст] / И.В. Алтухова // История немецкой литературы. Новое и новейшее время / Под. ред. Е. Е. Дмитриевой, А. В. Маркина, Н. С. Павловой. - М.: РГГУ, 2014. -С. 715-719.

48. Андрианова, Е.В. Творчество Герты Мюллер в восточнославянском

культурном пространстве [Текст] / Андрианова, Е.В. // Славянские литературы в контексте мировой: к 750-летию со дня рождения Данте Алигьери и 85-летию Владимира Короткевича: материалы XII Международной научной конференции, Минск, 22-24 октября в 2 ч. Ч. 1. / под. ред. Г. М. Бутырчик. - Минск: БДУ, 2016.

- С. 206-212.

49. Аникина, А.Б. Трактат «О памяти и припоминании» Аристотеля и концепция истории как репрезентации прошлого Рикёра [Текст] / А.Б. Аникина // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. - 2016. - Т.10. -№2. - С. 395-401.

50. Белобратов, А.В. Дневник одинокой путешественницы [Текст] / А.В. Белобратов // Штрерувиц М. Без нее / М. Штрерувиц. - М.: Изд. Ивана Лимбаха, 2004. - С. 5-9.

51. Белобратов, А.В. Эльфрида Елинек [Текст] / А.В. Белобратов // История немецкой литературы. Новое и новейшее время. / Под. ред. Е.Е. Дмитриевой, А.В. Маркина, Н.С. Павловой. - М.: РГГУ, 2014. - С. 790-798.

52. Белорусец, М.А. Я сама о себе память. Послесловие к эссе Г. Мюллер [Электронный ресурс] / М.А. Белорусец // Иностранная литература. - 2005 - №4.

- URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2005/4/mu2.html (дата обращения 03.08. 2018).

53. Беме, Г. «Атмосфера» как фундаментальное понятие новой эстетики [Электронный ресурс] / Г. Беме. - URL: http://metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/ (дата обращения 03.08. 2018).

54. Беньямин, В. Франц Кафка [Текст] / В. Беньямин. - М: AdMarginem, 2000. - 319 с.

55. Гадамер, Х.Г. Смысл и сокрытие смысла у Пауля Целана (1975) [Текст] / Х.Г. Гадамер // HORIZON. Феноменологические исследования. - 2013. -№2 (2). - С. 86-95.

56. Гаспаров, М.Л. Стихотворение в прозе [Текст] / М.Л. Гаспаров // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 1040.

57. Гаспаров, М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях [Текст] / М.Л. Гаспаров. - М.: Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с.

58. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое [Текст] / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1979. - 224 с.

59. Гладилин, Н.В. Становление и актуальное состояние литературы постмодернизма в странах немецкого языка. (Германия, Австрия, Швейцария) [Текст] / Н.В. Гладилин. - М.: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2011. - 347 с.

60. Глазова, А. Предисловие к «Меридиану» Пауля Целана [Электронный ресурс] / А. Глазова. - URL: http://www.topos.ru/article/2775 (дата обращения: 03.08. 2018).

61. Гоббс, Т. Левиафан [Электронный ресурс] / Т. Гоббс. - URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (дата обращения: 03.08. 2018).

62. Грицман, А. Поэтический меридиан Пауля Целана. «Услышать ось земную.» [Электронный ресурс] / А. Грицман. - URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2007/21/gr13.html (дата обращения: 03.08. 2018).

63. Джонсон, М., Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Пер. с англ. / М. Джонсон, Дж. Лакофф. - М.: Едиториал УРСС, 2004 - 256 с.

64. Жердева, Ю.А. Чувство места как категория социальной памяти [Текст] / Ю.А. Жердева // Международный журнал исследований культуры. -2015. - № 2 (19). - С. 5-11.

65. Зонтаг, С. Разум в трауре [Электронный ресурс] / C. Зонтаг // Критическая масса. - 2006 - №2. - URL: http://magazines.russ.ru/km/2006/2/zo13.html (дата обращения: 03.08.2018).

66. Ионкис, Г. Герта Мюллер: «Я - сама о себе память.» [Электронный ресурс] / Г. Ионкис. - URL: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2010/1/237/4041 (дата обращения 03.08.2018).

67. Кабанова, Д.С. Модальность травмы: город в романе Герты Мюллер «Путешествие на одной ноге» [Текст] / Д. С. Кабанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия филология. Журналистика. - 2009. - № 1. - Т.9.

- С. 62-66.

68. Колядко, В.И. Предисловие [Текст] / В.И. Колядко // Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр - М.: Республика, 2000. - С. 3-18.

69. Котелевская, В.В. «Внутренний человек» модернизма: язык визуализации у Томаса Бернхарда у Фрэнсиса Бэкона [Текст] / В.В. Котелевская // Практики и интерпретации - 2016. - Т. 1(1). - С. 15-43.

70. Краснопольская, А.П. Познавательная стратегия постнеклассики [Текст] / А.П. Краснопольская // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 6 (44). - С. 28-33.

71. Кузнецов, С.А. Значение концепта «изобретенное восприятие» в поэтологической системе Герты Мюллер [Текст] / С.А. Кузнецов // Успехи современной науки. - 2016. - № 10. - Т. 3. - С. 48-51.

72. Кузнецов, С.А. Изобретенное восприятие как металогическая стратегия Герты Мюллер [Текст] / С.А. Кузнецов // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе: материалы международной научной конференции «Наука на благо человечества» (25 апреля 2018 г.). Выпуск 8. Новое время - новейшее время. - М.: ИИУ МГОУ, 2018. - С. 168-186.

73. Кузнецов, С.А. Концепция памяти в публицистике и художественном творчестве Герты Мюллер [Текст] / С.А. Кузнецов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2018.

- Вып. 43. - С. 87-97.

74. Кузнецов, С.А. Проблема преодоления коммуникативных барьеров в творческой мысли Герты Мюллер [Электронный ресурс] / С.А. Кузнецов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - 2019. -№ 9 (53). - С. 109-120. - URL: http://scipress.ru/philology/articles/problema-preodoleniya-kommunikativnykh-barerov-v-tvorcheskoj-mysli-gerty-myuller.html (Дата обращения: 16.09.2019).

75. Кузнецов, С.А. Пространственный аспект «изобретённого восприятия» в сборнике «Низины» Герты Мюллер [Текст] / С.А. Кузнецов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская

филология. - 2018. - №1. - С. 76-83.

76. Кузнецов, С.А. Русская тема в романе Герты Мюллер «Качели дыхания» [Текст] / С.А. Кузнецов // Вестник Литературного института имени А. М. Горького. - 2016. - № 2. - С. 24-28.

77. Кузнецов, С.А. Тело и лицо: телесность как фактор самоидентификации человека в прозе Герты Мюллер [Текст] / С.А. Кузнецов // Вестник Костромского государственного университета. - 2018. - Т. 24. - №2. -С. 144-148.

78. Кузьмин, Д.В. Поколение «Дебюта» или поколение «Транслита»? [Электронный ресурс] / Д.В. Кузьмин // Новый мир. - 2012. - №3. - URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/3/ku14.html (дата обращения: 03.08.2018).

79. Кучумова, Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: курс на демифологизацию. [Текст] / Г.В. Кучумова - Самара: САГА, 2009. - 152 с.

80. Кучумова, Г.В. Немецкоязычный роман 1990-2000: война как экзистенциальный «Другой» [Текст] / Г.В. Кучумова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - № 3.1. - С. 93-101.

81. Кучумова, Г.В. Роман в системе культурных парадигм (на материале немецкоязычного романа 1980-2000 гг.). Автореф. дис....д.филол.н. [Текст] / Г.В. Кучумова. - Самара, 2010. - 48 с.

82. Кучумова, Г.В. Роман в системе культурных парадигм (на материале немецкоязычного романа 1980-2000 гг.). Дис....д.филол.н. [Текст] / Г.В. Кучумова. - Самара, 2010. - 434 с.

83. Левина-Паркер, М. Введение в самосочинение: Autofiction [Электронный ресурс] / М. Левина-Паркер // Новое литературное обозрение. -2010. - №103. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/le2.html (дата обращения: 03.08.2018).

84. Леенсон, Е. Звуки прошлого [Текст] / Е. Леенсон // Иностранная литература. - 2016. - № 8. - С. 3.

85. Лотман, Ю.М. Память в культурологическом освещении [Текст] / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. - Таллинн: Александра,

1992. - Т. 1. - С. 200-202.

86. Лотман, Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) [Текст] / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. -С. 76-89.

87. Луков, Вл.А. Неореализм в литературе [Текст] / Вл.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №1. - С. 289-292.

88. Макаревич Е.В. Словотворчество Г. Мюллер (романы «Сердце-зверь» и «Качели дыхания») [Текст] / Е.В. Макаревич // Немецкая культура в контексте мировой: сб. науч. ст. - Минск, 2014. - С. 168-174.

89. Маслов, Е.С. Понятие «метанарратив» Ж.-Ф. Лиотара в контексте нарратологии [Текст] / Е.С. Маслов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 2 (52): в 2-х ч. Ч. II. - C. 150-152.

90. Москалева, Е.С. Становление «литературы развалин»: объединение «Группа 47» [Текст] / Е.С. Москалева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2014 - №1 (191). - С. 307-311.

91. Наранович, С. «Колоссальный опыт и счастье, что фюрер пробудил новую действительность». Мартин Хайдеггер: симпатии к нацизму и забота о бытии [Электронный ресурс] / С. Наранович. - URL: https://gorky.media/context/kolossalnyj-opyt-i-schaste-chto-fyurer-probudil-novuyu-dejstvitelnost/ (дата обращения 03.08.2018).

92. Несмеянов, А.В. Способы субъективации повествования в романе Герты Мюллер "Atemschaukel" [Текст] / А.В. Несмеянов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Филология. -2015. - №4. - С. 188-195.

93. Новиков, Ю.Ю. Концепция времени в философии А. Бергсона [Текст] / Ю.Ю. Новиков // Метафизика. - 2013. - № 5 (7). - С. 21-28.

94. Новикова, О.И. Осмысление истории в романе Б. Шлинка «Чтец». Постреализм? [Текст] / О.И. Новикова // Немецкая культура в контексте мировой:

сб. науч. ст. - Минск, 2014. - С. 175-182.

95. Новикова, П.А. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века: И. С. Шмелев, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын, Ф. Ксенакис. Автореф. дис....к.филол.н. [Электронный ресурс] / П.А. Новикова. -URL: http://cheloveknauka.com/prostranstvo-smerti-v-evropeyskoy-literature-xx-veka (дата обращения: 26.02.2017).

96. Павлова, Н.С. Типология немецкого романа [Текст] / Н.С. Павлова. -М.: Наука, 1982. - 278 с.

97. Полубояринова, Л.Н. Герта Мюллер [Текст] / Л.Н. Полубояринова // История немецкой литературы. Новое и новейшее время / Под. ред. Е. Е. Дмитриевой, А. В. Маркина, Н. С. Павловой. - М.: РГГУ, 2014. - С. 804-808.

98. Полубояринова, Л.Н. От «Сердца-Зверя» к «Ангелу Голода»: о гибридных существах Герты Мюллер [Текст] / Л.Н. Полубояринова // Ежегодник Российского союза германистов. - Т.10. - М.: Языки русской культуры, 2013. - С. 196-204.

99. Полубояринова, Л. Н. Поэтика Герты Мюллер: о приеме «изобретенного восприятия» [Текст] / Л.Н. Полубояринова // Немецкоязычная литература: единство в многообразии: сборник статей к 75-летию проф.

B.Д.Седельника; отв. ред. Т. В. Кудрявцева. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - С. 382-389.

100. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. [Текст] / Пер. с англ. / К. Поппер.- М.: Феникс, 1992. - Т. 1. - 448 с.

101. Потемина, М.С. «Simple Storys» И. Шульце: характер повествования [Текст] / М.С. Потемина // Балтийский филологический курьер. - 2011. - № 8. -

C. 233-240.

102. Потемина М.С. Феномен памяти в немецком литературоведении после 1989 года [Текст] / М.С. Потемина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2016. -№ 3. - С. 50-57.

103. Рикер, П. Память, история, забвение [Текст] / П. Рикер. - Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

104. Роганова, И.С. Немецкая литература конца XX века и актуализация постмодернистской парадигмы [Текст] / И. С. Роганова. - М.: Рудомино, 2007. -416 с.

105. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

106. Соколова, Е.В. С Востока на Запад и обратно. Литература Германии после объединения [Электронный ресурс] / Е.В. Соколова // Иностранная литература. - 2003. - №9. - URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2003/9/sokol.html (дата обращения: 03.08.2018).

107. Терборн, Г. Мультикультурные общества [Текст] / Г. Терборн // Социологическое обозрение - 2001. - Т. 1. - № 1. — С. 50-67.

108. Толкачев, С.П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература [Электронный ресурс] / С.П. Толкачев // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - 2013. - №1 (январь — февраль). - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Tolkachev_Multiculturalism-Cross-cultural-Literature/ (дата обращения 03.08.2018).

109. Объектно-ориентированная поэзия [Текст] // Транслит: литературно-теоретический журнал - № 19 - 2017. - С. 2-14.

110. Тюпа, В.И. Категория интриги в современной нарратологии [Текст] / В.И. Тюпа // Питання лггературознавства - 2013. - №87. - С. 64-76.

111. Федунина, О.В. Литературный сон: между нарратологией и жанрологией [Текст] / О.В. Федунина // Новый филологический вестник. - 2015. -№2(33). - С. 52-61.

112. Феррарис, М. Что такое новый реализм? [Электронный ресурс] / М. Феррарис. - URL:

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1002 (дата обращения: 03.08.2018).

113. Фомичева, Ж.Е. От модернизма к постмодернизму: некоторые аспекты смены литературно художественной парадигмы [Текст] / Ж.Е. Фомичева

// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 12 (107). - Т. 10. - С. 160-169.

114. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

115. Фролов, Г.А. Немецкий роман на исходе литературного века: искушение реализмом [Текст] / Г.А. Фролов // Филология и культура. - №2(36) -2014. - С. 192-196.

116. Фролов, Г.А., Хабибуллина Л.Ф. Субъектное повествование и проблема достоверности в современной западной литературе (Рансмайр и Макьюэн) [Текст] / Г.А. Фролов, Л.Ф. Хабибуллина // Филология и культура. -2016. - №3(45). - С. 173-178.

117. Фролов, Г.А., Шастина, Е.М. Модернизм - постмодернизм -неомодернизм (повествовательные стратегии в немецкоязычном романе XXI века) / Г. А. Фролов, Е.М. Шастина // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 158, кн. 4. - С. 1098-1107.

118. Фрумкин, К.Г. К феноменологии восприятия прошлого в настоящем [Электронный ресурс] / К.Г. Фрумкин. - URL: https://www.academia.edu/35728092/К_феноменологии_восприятия_прошлого_в_н астоящем (дата обращения: 03.08.2018).

119. Фуко, М. Другие пространства [Текст] / М. Фуко // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления интервью в 3 ч. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. - С. 191-204.

120. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

121. Хайрулина, А.Р. Концептуальная метафора как механизм осмысления диктаторского режима в немецком художественном дискурсе (на материале произведений Герты Мюллер). Дис....к.филол.н.: [Текст] / А.Р. Хайрулина. -Иркутск, 2013. - 227 с.

122. Хан, Б.-Ч. Прозрачное общество [Текст] / Б.-Ч. Хан. - М.: Логос, 2014.

- 60 с.

123. Харман, Г. О замещающей причинности [Электронный ресурс] / Г. Харман // Новое литературное обозрение. - 2012. - №2. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/o-zameshhayushhej-prichinnosti.html (дата обращения 03.08.2018).

124. Чугунов, Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: основные тенденции развития. Автореф. дис....д.филол.н.: 10.01.03 [Текст] / Чугунов Д.А. -Воронеж, 2006. - 32 с.

125. Чугунов, Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: основные тенденции развития. Дис....д.филол.н. [Текст] / Чугунов Д.А. - Воронеж, 2006. -413 с.

126. Шарыпина, Т.А. «Возвращение» Б. Шлинка в литературном контексте Германии новейшего времени [Текст] / Т.А. Шарыпина // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского - 2011. - №6 (2) - С. 740-744.

127. Шестакова, Э.Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект [Текст] / Э.Г. Шестакова // Критика и Семиотика - 2014. - № 1. - С. 58-72.

128. Шмид, В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

129. Шоуолтер, Э. Наша критика [Текст] / Э. Шоуолтер // Современная литературная теория. Антология / под ред. И.В. Кабановой. - М.: Флинта, 2004. -С. 314-333.

130. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория [Текст] / М. Н. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.

131. Adorno, T.W. Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben [Текст] / T.W. Adorno. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1970. - 390 S.

132. Albrecht, T. Atempause and Atemschaukel. The post-war periods of Primo Levi and Herta Müller [Текст] / T. Albrecht // Rumba under fire. Arts of Survival from West Point to Delhi / Ed. by I. Dimitrescu. - New York: Punctum Books, 2016. - S. 7999.

133. Apel, F. Schreiben, Trennen. Zur Poetik des eigensinnigen Blicks bei Herta Müller [Текст] / F. Apel // Die erfundene Wahrnehmung. Annäherung an Herta Müller. Mit ausführlicher Bibliographie / Hrsg. von F. Apel, N.O. Eke, M. Günther. - Hamburg: Igel Wissenschaft, 1991. - S. 22-31.

134. Assman, A. Wem gehört die Geschichte? Fakten und Fiktionen in der neueren deutschen Erinnerungsliteratur [Текст] / A. Assman // Internationales Archiv für Sozialgeschichte der deutschen Literatur (IASL). - 2011. - Vol. 36, Issue 1. -P. 213-225.

135. Balint-Babos, A. Multiculturalism and Literature in Europe and Canada: Herta Müller and Régine Robin [Текст] / A. Balint-Babos // Multicultural Interactions: Canada and the World. Politics and Literatureb / Ed. Patrick Imbert. - Ottawa: University of Ottawa, 2014. - P. 103-144.

136. Bauer, K. Gender and sexual politics of exchange in Herta Müller's prose [Текст] / K. Bauer // Herta Müller / Ed. B. Haines and L. Marven. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - P. 153-163.

137. Bauer, K. Körper und Geschlecht [Текст] / K. Bauer // Herta Müller Handbuch. Stuttgart: Springer, 2017. - S. 205-213.

138. Becker, C. «Serapiontisches Prinzip» in politischer Manier. -Wirklichkeits- und Sprachbilder in «Niederungen» [Текст] / C. Becker // Die erfundene Wahrnehmung. Annäherung an Herta Müller. Mit ausführlicher Bibliographie / Hrsg. von F. Apel, N.O. Eke, M. Günther. - Hamburg: Igel Wissenschaft, 1991. - S. 32-41.

139. Becker, T. Die Quelle des Lebens, der Liebe. Des Hasses und des Todes.: Mutter-Tochter Beziehungen bei Herta Müller, Aglaja Veteranyi, Carmen Francesca Banciu und Gabriela Adame§teanu [Текст] / T. Becker // Germanistische Beiträge. -2011. - Issue 29. - S. 98-118.

140. Binder, K. Herta Müller: Reisende auf einem Bein (1989) [Текст] / K. Binder // Handbuch der deutschsprachigen Exilliteratur: von Heinrich Heine bis Herta Müller / Hrsg. von B. Bannasch, G. Rochus. - Berlin/ Boston: De Gruyter, 2013 - S. 464-470.

141. Bizuleanu, D. The Monster's Myth: From Ideology to Herta Müller's

Imaginary [Текст] / D. Bizelianu // Caietele Echinox - 2015. - № 28. - S. 208-217.

142. Böhme, G. Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre. [Текст] / G. Böhme. - München: Fink, 2001. - 199 S.

143. Böhme, G. Atmosphäre als Grundbegriff einer neuen Ästhetik [Текст] / G. Böhme // Einfühlung und phänomenologische Reduktion / Hrsg. von Th. Friedrich, J. H. Gleiter. - Berlin: Lit, 2007. - S. 287-310.

144. Bologa, E. Sprache und Heimatlosigkeit in Herta Müllers Atemschaukel / E. Bologa [Текст] // Jahrbuch für Internationale Germanistik - 2010. - №2. - S. 83-92.

145. Bozzi, P. Der fremde Blick: Zum Werk Herta Müllers [Текст] / P. Bozzi. -Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005. - 192 S.

146. Bozzi, P. Im Namen der Dinge: zur gebrechichen Einrichtung der Welt im Werk Herta Müllers [Текст] / P. Bozzi // Temeswarer Beiträge zur Germanistik. Tmeswar, 2015. - S. 263-283.

147. Buciuman, V.A. Herta Müller und Erwin Wittstock: Tradition und Gegentradition in der rumäniendeutschen Literatur [Текст] / V.A. Buciuman // Interkulturelle Erkundungen. Leben, Schreiben und Lernen in zwei Kulturen - 2012. -T. 1. - S. 387-397.

148. Compagne, R. «Fleischfressendes Leben» - Von Fremdheit und Aussichtslosichkeit in Herta Müllers «Barfußiger Februar» [Текст] / R. Compagne. -Hamburg: Igel Literaturwissenschaft, 2010. - 100 S.

149. Cooke P. The Stasi as Panopticon: Wolfgang Hilbig's "Ich" [Текст] / P. Cooke // German writers and politics of Culture. London: Palgrave Macmillan UK, 2003. - Pp. 139-153.

150. Dascälu, B.M. Held und Welt in Herta Müllers Erzählungen [Текст] / B.M. Dascälu. - Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2004. - 98 S.

151. Dimian-Hergheligiu, R. "Bis jetzt denke ich vieles nicht in Worten." Sprache und Bilder bei Herta Müller und Paul Celan [Текст] / R. Dimian-Hergheligiu // Bewegte Sprache. Vom "Gastarbeiterdeutsch" zum interkulturellen Schreiben / Hrsg. von C. Chiellino, N. Shchyhlevska. - Dresden: Eckhard Richter & Co, 2014. - S. 205218.

152. "Die Feministinnen freuen sich" Internationale Stimmen zu Herta Müller [Электронный ресурс] // Spiegel 09.10.2009. - URL: http ://www. spiegel. de/kultur/literatur/internationale-stimmen-zu-herta-mueller-die-feministinnen-freuen-sich-a-654134.html (дата обращения 03.08.2018).

153. Eke, N.O. Biographische Skizze [Текст] / N.O. Eke // Herta MüllerHandbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 2-12.

154. Eke, N.O. Herta Müllers Werke im Spiegel der Kritik [Текст] / N.O. Eke // Die erfundene Wahrnehmung: Annäherung an Herta Müller / Hrsg. von F. Apel, N.O. Eke, M. Günther. - Hamburg: Igel Verlag, 1991. - S. 107-130.

155. Eke, N.O. Oskar Pastior [Текст] / N.O. Eke // Herta Müller-Handbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 145-151.

156. Elekes R.G. Die belebte Unwirklichkeit. Emanzipatorische Mechanismen in Herta Müllers Werken [Текст] / R.G. Elekes // Vernetzte Welt(en). Germanistik zwischen -täten und -ismen / Hrsg. von E. Carmen. - Passau: Stutz, 2012. - P. 67-75.

157. Frankenfeld, Ch. Rumäniendeutsche Literatur. Ausblick [Текст] / Ch. Frankenfeld // Herta Müller-Handbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 137-144.

158. Fokkema, D.W. The semantic & syntactic organization of postmodernist texts [Текст] / D.W. Fokkema // Approaching postmodernism / Ed. by Fokkema D. W., Bertens H. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing, 1986. - P. 81-98.

159. Goldberg, A. Modernism, Postmodernism, and Rationality after the Holocaust. Excerpt from interview with professor Dominick LaCapra [Электронный ресурс] / А. Goldberg. - URL: https://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%203865.pdf (дата обращения: 03.08.2018).

160. Grewe, M.S. Estranging Poetic. On the Poetic of the Foreign in Selected Works by Herta Müller and Yoko Tawada [Текст] / M.S. Grewe // Columbia University, New York, 2009. - 222 S.

161. Goizueta, G.I. Raumfigurationen und Macht in Atemschaukel [Текст] / G.I. Goizueta // Estudios Filológicos Alemanes - 2013. - № 26. - Pp. 145-156.

162. Günther, P. Kein Trost, nirgends. Zum Werk Herta Müllers [Текст] / P. Günther // Baustelle Gegenwartsliteratur. Die neunziger Jahre / Hrsg. von A. Erb. -Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1998. - S. 154-166.

163. Haines, B., Marven, L. Introduction [Текст] / B. Haines. L. Marven // Herta Müller / Ed. by B. Haines, L. Marven. - Oxford: Oxford University Press, 2013. -Pp. 1-16.

164. Johannsen, A.K. Kisten, Krypten, Labyrinthe: Raumfigurationen in der Gegenwartsliteratur: W.G. Sebald, Anne Duden, Herta Müller [Текст] / A.K. Johannsen. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2008. - 240 S.

165. Köhnen, R. Visualität und Textualität [Текст] / R. Köhnen // Herta MüllerHandbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 190-200.

166. Kovacs, T. Widerständiges Schreiben. Subversion bei Elfriede Jelinek und Herta Müller [Текст] / T. Kovacs // Schreiben als Widerstand: Elfriede Jelinek & Herta Müller / Hrsg. von P. Jancke, T. Kovacs. - Wien: Praesens Verlag, 2017. - S. 237-258.

167. Liepelt-Tsai, M. Spalten - Herta Müllers Textologie zwischen Psychoanalyse und Kulturtheorie [Текст] / M. Liepelt-Tsai. - Bern: Peter Lang, 2015. -275 S.

168. Lorincz, G. Werk und Theorie im Dialog: Grenzüberschreitungen in der Poetologie und Positionierung Herta Müllers [Текст] / G. Lorincz. - Berlin: WVB, 2016. - 264 S.

169. Ludden, T. History, memory and montage in Anne Duden's "Das Judasschaf" [Текст] / T. Ludden // German Life and Letters. - 2006. - Vol 59, № 2. -Pp. 249-265.

170. Mari§escu, T. Ortswechsel. Über Herta Müller [Текст] / T. Mari§escu // Andererseits - 2011. - Vol. 2. - № 1. - S. 113-127.

171. Marven, L. Body and Narrative in Contemporary Literatures in German: Herta Muller, Libuse Monikova, Kerstin Hensel [Текст] / L. Marven. - Oxford: Clarendon Press, 2005. - 294 p.

172. Marven, L. Life and Literature: Autobiography, Referentiality and Intertextuality in Herta Müller's Work [Текст] / L. Marven // Herta Müller / Ed. by B.

Haines and L. Marven. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - Pp. 204-223.

173. Meier, L. "Von der gebrechlichen Einrichtung der Welt". Herta Müllers Kleist-Preis-Rede als Grundlage ihrer Poetik [Текст] / L. Meier // Schreiben nach Kleist. Literarische, mediale und theoretische Transkriptionen / Hrsg. von A. Fleig, Ch. Moser, H. J. Schneider. - Freiburg im Breisgau/Berlin: Rombach, 2014 - S. 181-200.

174. Motzan, P. Von der Aneignung zur Abwendung. Der intertextuelle Dialog der rumäniendeutschen Lyrik mit Bertolt Brecht [Текст] / P. Motzan // Im Dienste der Auslandsgermanistik Festschrift für Professor Dr. Dr. h. c. Antal Madl zum 70. Geburtstag / Hrsg. von F. Szasz, I. Kurdi / ELTE Germanistisches Institut Budapest. -1999. - S. 136-165.

175. Moyrer, M. Der widerspenstige Signifikant: Herta Müllers collagierte Poetik des Königs [Текст] / M. Moyrer // German Quarterly. - 2010. - Vol. 83. - Issue 1. - Pp. 77-96.

176. Müller, J. Sprachtakt: Herta Müllers literarischer Darstellungsstil [Текст] / J. Müller. - Köln: Böhlau, 2013. - 324 S.

177. Müller, P. Fluchtlinien der erfundenen Wahrnehmung. Strategien der Überwachung und minoritäre Schreibformen in Herta Müllers Roman «Heute wär ich mir lieber nicht begegnet» [Текст] / P. Müller // Text + Kritik. - 2002. - № 155. - S. 49-58.

178. Neidlinger, D., Pasewalck, S. Die Redlichkeit des Betrugs - Literarische Erinnerung und Totalitarismus bei Herta Müller und Vladimir Vertlib [Текст] / D. Neidlinger, S. Pasewalck // INTERLITTERARIA. - 2013. - № 18/2. - S. 476-492.

179. Nubert, R., Micu, L. Aspekte der deutschsprachigen Literatur des Banats zu Beginn der 1970er Jahre [Текст] / R. Nubert, L. Micu // Temeswarer Beiträge zur Germanistik. Editura Mirton Timi§oara - 2010. - Vol. 7. - Pp. 133-164.

180. Orlich, I.A. Incorporations: Styling Women's Identity and Political Oppression in the Novels of Herta Müller [Текст] / I.A. Orlich // Journal of Research in Gender Studies - 2014. - Vol. 4 (1). - Pp. 217-225.

181. Prak-Derrington, E. Sprachmagie und Sprachgrenzen. Zu Wort-und Satzwiederholungen in Herta Müllers Atemschaukel [Текст] / E. Prak-Derrington //

Dichtung und Diktatur: Die Schriftstellerin Herta Müller / Hrsg. von H. Mardt, S. Lœgreid. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2013. - S. 113-147.

182. Pasewalck, S. Erinnerte Gewalt der Grenze - zu Herta Müllers Prosaband «Barfüssiger Februar» [Текст] / S. Paswalck // Literatur Grenzen Erinnerungsräume. Erkundungen des deutsch-polnisch-baltischen Ostseeraums als einer Literaturlandschaft / Hrsg. von B. Neumann, D. Albrecht, A. Talarczyk. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004. - S. 357-368.

183. Patrut, I-K. Paul Celan [Текст] / I.-K. Patrut // Herta Müller-Handbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 152-156.

184. Petrescu, D. Umfrage unter rumänischen Autoren zur Anthologie Vînt potrivit pînâ la tare [Текст] / D. Petrescu // Neue Literatur. - Heft 5. - 1983. - S. 28-29.

185. Predoiu, G. Faszination und Provokation bei Herta Müller: Eine thematische und motivische Auseinandersetzung [Текст] / G. Predoiu. - Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. - 236 S.

186. Schopin, P. Metaphorical Conceptualization of Destructive and Destructible Language in the Work of Herta Müller [Текст] / P. Schopin // Monatshefte für deutschsprachige Literatur und Kultur. - 2018. - Vol. 110. - № 1. - Pp. 72-92.

187. Schopin, P. Unpacking the Suitcases: Autofiction and Metaphor in Herta Müller's Atemschaukel [Текст] / P. Schopin // Seminar - A Journal of Germanic Studies. - 2014 - Vol. 50(2). - Pp. 197-215.

188. Schweizer, T., Schnegg, M. Die soziale Struktur der "Simple Storys" [Электронный ресурс] / T. Schweizer, M. Schnegg. - URL: https://www.ethnologie.uni-hamburg.de/pdfs-de/michael-schnegg/simple-stories-publikation-michael-schnegg.pdf (дата обращения: 03.08. 2018).

189. Siguan, M. Schreiben an den Grenzen der Sprache. Studien zu Améry, Kertész, Semprún, Schalamow, Herta Müller und Aub [Текст] / M. Siguan. - Berlin und Boston: De Gruyter, 2014. - 352 S.

190. Spiridon, O. Herta Müllers Atemschaukel im Kontext der literarischen Erinnerungen an die "Russlanddeportation" [Текст] / O. Spiridon // Gedächtnis der Literatur: Erinnerungskulturen in den südosteuropäischen Ländern nach 1989.

Rumänien im Blickfeld / Hrsg. von Edda Binder-Iijima, R. Constantinescu, E. Radtke, O. Spiridon. - Ludwigsburg: Pop, 2010. - S. 367-397.

191. Sterbling, A. Aktionsgruppe Banat. Ein persönlicher Rückblick [Текст] / A. Sterbling // Temeswarer Beiträge zur Germanistik, Bd. 11/ Temeswar: Mirton Verlag, 2014. - S. 117-131.

192. Sterbling, A. Einige subjektive Anmerkungen zur Aktionsgruppe Banat [Электронный ресурс] / A. Sterbling // Sterbling A. "Am Anfang war das Gespräch". Reflexionen und Beiträge zur "Aktionsgruppe Banat" und andere literatur- und kunstbezogene Arbeiten - Hamburg: Krämer Verlag, 2008. - S. 9-22. -URL: http://halbjahresschrift.blogspot.com/2012/04/40-jahre-aktionsgruppe-banat.html (дата обращения: 03.08.2018).

193. Stoicescu, A. Death, suicide and mourning in Herta Müller's Herztier. Aktionsgruppe Banat and the Securitate [Текст] / A. Stoicescu // Annales Universitatis Apulensis Series Historica Sp. Ed. - 2011. - Pp. 305-318.

194. Str0msnes, S. Macht und Ohnmacht in Herta Müllers Roman Heute wär ich mir lieber nicht begegnet [Текст] / S. Stromsnes // Dichtung und Diktatur: Die Schriftstellerin Herta Müller / Hrsg. von H. Mardt, S. L^greid. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2013. - S. 119-132.

195. Suren, K. Ein Engel verkleidete sich als Engel und blieb unerkannt. Rhetoriken des Kindlichen bei Natascha Wodin, Herta Müller und Aglaja Veteranyi [Текст] / K. Suren. - Sulzbach / Taunus: Ulrike Helmer Verlag, 2011. - 344 S.

196. Symons, M. Room for Manoeuvre. The Role of Intertext in Elfriede Jelinek's "Die Klavierspielerin", Günter Grass's "Ein weites Feld" and Herta Müller's "Niederungen" and "Reisende auf einem Bein" [Текст] / M. Symons. - London: Maney Publishing/MHRA (MHRA Texts and Dissertations 64, Bithell Series of Dissertations 28), 2005. - 168 pp.

197. Taferner, B. Der Fremde Blick in Herta Müllers Werk [Текст] / B. Taferner// Germanistische Beiträge - 2010. - Issue 26. - S. 70-81.

198. Ursin, M. Autofiktion bei Herta Müller [Текст] / M. Ursin // Autobiographisches Schreiben in der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. Bd. 1:

Grenzen der Identität und der Fiktionalität / Hrsg. von U. Breuer, B. Sandberg. -München: Iudicium, 2006 - S. 344-352.

199. Vogel, Ch. Rumänische Literatur [Текст] / Ch. Vogel // Herta MüllerHandbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 130-136.

200. Wagner, C. Sprache und Identität. Literaturwissenschaftliche und fachdidaktische Aspekte der Prosa von Herta Müller [Текст] / C. Wagner. - Hamburg: Igel Verlag Literatur & Wissenschaft, 2010. - 308 S.

201. Wagner, R. Aktionsgruppe Banat. Versuch einer Selbstdarstellung [Текст] / R. Wagner // Nachruf auf die rumäniendeutsche Literatur / Hrsg. von W. Solms. -Marburg: Hitzeroth Verlag, 1990. - S. 121-129.

202. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie [Текст] / M. Weber. - Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1972. - 942 S.

203. Weidenhiller, U. Das Unsagbare sagbar machen - Herta Müllers doppelbödige Poetik [Текст] / U. Weidenhiller // Études Germaniques. - 2012. - № 67. - Pp. 489-506.

204. Wernli, M. Poetikvorlesungen [Текст] / M. Wernli // Herta MüllerHandbuch / Hrsg. von N.O. Eke. - Stuttgart: Metzler Verlag, 2017. - S. 79-90.

205. Wernli, M. Herta Müllers gegenwärtige Gegenwartsliteratur [Текст] / M. Wernli // Herta Müller und das Glitzern im Satz. Eine Annäherung an Gegenwartsliteratur / Hrsg. von J.Ch. Deeg, M. Wernli. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2016. - S. 7-28.

206. Zöllner-Weber, A. Formale Repräsentation und Beschreibung von literarischen Figuren [Электронный ресурс] / A. Zöllner-Weber // Jahrbuch für Computerphilologie, 2006. - URL: http://www.computerphilologie.lmu.de/jg05/zoellner-weber.html (дата обращения: 03.08. 2018).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.