Малая проза Клауса Манна. Проблематика и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Сутягина, Наталия Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сутягина, Наталия Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО КЛАУСА МАННА В ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX
ВЕКА.
1.1. Своеобразие мировоззренческой позиции Клауса Манна. 1.2. В тени титана, или «горькая проблематика» жизни Клауса Манна.
ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВО-ПОЭТОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ КЛАУСА МАННА.
1.1. Истории о вечных странниках.
1.2. Истории о детстве.
1.3. Истории о чуждых своему времени.
1.4. Истории о юных.
1.5. Другие истории.
1.6. Концепт «смерть» в художественном мире Клауса Манна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Концепция человека в малой прозе Эрнста Вихерта 1920-30-х годов2004 год, кандидат филологических наук Лукинова, Елена Михайловна
Художественная проза Артура Шницлера рубежа XIX - XX-го веков2002 год, кандидат филологических наук Проклов, Илья Николаевич
Немецкая историческая проза 70-80-х гг. XX века. Поэтика жанров2005 год, кандидат филологических наук Вилисова, Татьяна Геннадьевна
Роман-биография в творчестве Стефана Цвейга1983 год, кандидат филологических наук Гром, Кирилл Никонович
Немецкий роман о музыканте 30 - 40-х годов XX века: Вопросы внутрижанровой типологии2001 год, кандидат филологических наук Медведев, Алексей Вадимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малая проза Клауса Манна. Проблематика и поэтика»
В отечественной литературоведческой науке художественное наследие Клауса Манна (Klaus Mann, 1906-1949) остается мало исследованным. В немногочисленных работах советских литературоведов, посвященных изучению творчества писателя, основной упор приходился на антифашистскую проблематику [1], к осмыслению которой Клаус Манн обратился, будучи уже зрелым художником. Между тем ранние произведения Клауса Манна, с поразительной полнотой раскрывающие некоторые особенности его личности и мировоззренческой позиции, в отечественном литературоведении до сих пор остаются практически не исследованными. На наш взгляд, это обстоятельство напрямую связано с существующей проблемой переводческой рецепции художественных текстов Клауса Манна. На русский язык переведены только один его роман «Мефистофель. Роман одной карьеры» («Mephisto. Roman einer Karriere», 1936) и автобиография «На повороте» («The Turning Point», в немецком переводе «Der Wendepunkt», 1949).
В последние два десятилетия интерес отечественных ученых к творчеству Клауса Манна значительно возрос, о чем свидетельствуют диссертационные работы Е.Н. Шевченко «Проблема искусства в романах Клауса Манна 1930-ых г.г.» (1993), А.В. Медведева «Немецкий роман о музыканте 30-40-ых годов 20 века. Вопросы внутрижанровой типологии» (2001), в которых предпринята попытка проследить влияние культурной традиции, в частности искусства, на творчество писателя, провести анализ поэтологических и эстетических особенностей изображения творческой личности на страницах таких его романов, как «Патетическая симфония. Роман о Чайковском» («Symphonie Pathetique. Ein Tschaikowsky-Roman», 1935) и «Мефистофель. Роман одной карьеры» [2]. В монографическом исследовании Г.Г. Ишимбаевой «Проблемы фаустианства в Германии» (1997) отдельная глава посвящена анализу основных принципов художественного воплощения фаустовского архетипа в романе Клауса Манна «Мефистофель» [3].
Живой интерес к литературному наследию Клауса Манна проявляют и ученые-лингвисты. В диссертации Ч.В. Кудачиновой «Коммуникативная стратегия дистанцирования в авторском построении текста (на материале романа К. Манна «Мефистофель. История одной карьеры»)» (2005) рассмотрены лингвостилистические принципы создания самого известного романа писателя [4]. Перечисленные работы не только свидетельствуют о востребованности творчества Клауса Манна на рубеже XX—XXI в.в., но и способствуют возрождению интереса к менее изученным аспектам его художественного наследия.
В Германии литературоведческие исследования, посвященные изучению творчества Клауса Манна, появились лишь в конце 1950-х г.г., когда после многолетних запретов на родине писателя был опубликован роман «Мефистофель» (1936), написанный в эмиграции. На страницах романа Клаус Манн воссоздал атмосферу последних лет Веймарской Республики и начала Третьей империи. В центре повествования - история талантливого актера Хендрика Хефгена, который ради своей карьеры заключает «сделку с дьяволом фашизма» [5]. По замечанию критика Германа Кестена, опубликовавшего в 1937 году на страницах «Дас нойе тагебух» («Das neue Tagebuch») рецензию на роман, главный герой - это тот «тип попутчика, одного из миллиона маленьких соучастников, которые не совершают больших преступлений, но делят хлеб с убийцами, не виноваты, но становятся виноватыми, не убивают, но молча потворствуют, хотят зарабатывать сверх своих заслуг и лижут ноги власть имущих, даже если эти ноги обагрены кровью невинных» [6].
В предисловии к эмигрантскому изданию «Мефистофеля» без предварительного согласования с Клаусом Манном сообщалось о том, что роман «закодированный», в образах героев, наполняющих его повествовательное пространство, запечатлены черты близких автору людей и отдельных представителей творческой интеллигенции Германии. Так, в глазах многих критиков и читателей реальным прототипом Хендрика
Хефгена стал известный немецкий актер Густав Грюндгенс, друг юности
Клауса Манна, муж его старшей сестры Эрики. Во время режима нацистов, как и главный герой «Мефистофеля», Грюндгенс был генеральным интендантом, возглавлял Имперскую театральную палату.
В середине 1960-х годов после долгих судебных разбирательств наследники известного актера добились наложения запрета на печать и распространение «Мефистофеля» в Германии. Этот запрет был снят лишь в начале 1980-х годов. Как раз в это время наблюдается всплеск интереса зарубежных ученых к творчеству Клауса Манна, что нашло отражение не только в количественном росте публикаций, но и в издании в 1987 году отдельным томом эпистолярного наследия писателя, представляющего собой 362 письма, охватывающих временной промежуток с 1922 по 1949 г.г. Здесь же представлены 99 ответных писем, по большей части от Томаса и Генриха Маннов, Стефана Цвейга, Германа Гессе, Бруно Франка, а также «Воспоминания о моем брате Клаусе» Голо Манна («Golo Mann: Erinnerungen an meinen Bruder Klaus») [7].
В отличие от советских литературоведов, обращавшихся к творчеству Клауса Манна преимущественно в связи с антифашистской проблематикой, внимание немецких ученых привлекали и такие темы, как эрос и смерть, соотношение искусства и политики в произведениях писателя [8]. В работе А. Керкера (1974) обозначена роль Клауса Манна в идейно-эстетическом пространстве Веймарской Республики [9]. Особенности хронотопа ранней прозы писателя проанализированы в монографии Г. Энгельгардт [10]. А. Плате подробно освещен вопрос о творческих параллелях между Андре Жидом и Клаусом Манном (1987) [11]. Особого внимания заслуживает шеститомное издание Ф. Кролла (1979), в котором представлена попытка рассмотрения основных этапов жизни и творчества Клауса Манна, его рецепции в Германии [12]. В контексте своих рассуждений об идейной и художественной эволюции писателя исследователь обращается к анализу тех его произведений, в которых получили наиболее яркое воплощение его художественно-эстетические принципы, неизменно сводившиеся к «синтезу морали и красоты» («Synthese von Moral und Schonheit») [13].
По своему жанровому составу творческое наследие Клауса Манна весьма разнообразно. Помимо малых жанровых форм (новелла, короткий рассказ, сказка, легенда), оно представлено пьесами, романами, лирическими произведениями. Вступление же Клауса Манна в большую литературу началось с публикации в 1924 году в известном берлинском журнале «Вельтбюне» («Weltbiihne») трех коротких эссе об Артюре Рембо, Шарле Гюисмансе и Георге Тракле. Причем первоначально рукописи эссе были представлены издателю «Вельтбюне» Зигфриду Якобсону как «лирико-аналитические наброски анонимного новичка» [14]. Однако Якобсон, которому вскоре стало известно имя автора эссе, настоял на том, чтобы Клаус Манн опубликовал их под своим именем, поскольку появление в «Вельтбюне» первых литературных опытов одного из представителей младшего поколения знаменитой писательской династии означало для журнала настоящую сенсацию.
Уже через год Клаусом Манном была издана книга рассказов и новелл «У порога жизни» («Vor dem Leben»), получившая восторженный отзыв у Стефана Цвейга, а чуть позже, в 1926 году, писатель приступил к работе над своим первым романом «Благочестивый танец» («Der fromme Tanz»). Однако публицистика все еще продолжала играть заметную роль в творческой судьбе Клауса Манна. Так в 1926 году им было опубликовано эссе «Сегодня и завтра» («Heute und Morgen»), в котором, рассуждая об актуальных проблемах, стоявших перед молодежью не только Германии, но и всей Европы, начинающий писатель предпринял попытку обосновать свои эстетические принципы.
В подходе к художественному творчеству у Клауса Манна прослеживается тенденция к «синтезу морали и красоты». По мнению писателя, главное требование к любому произведению искусства — единство этического и эстетического начал. Любопытно, что апофеозом прекрасного Клаус Манн считал момент мистического единения человека со смертью, а потому в отдельных его произведениях, особенно раннего периода, одним из сюжетообразующих элементов текста выступал мотив экстатического любования смертью. Как нам представляется, функционирование указанного мотива в художественном мире Клауса Манна обусловлено не только субъективно-личностным фактором, но и особенностями той социокультурной ситуации, на фоне которой происходило становление ценностной парадигмы писателя, чье вступление в сознательную жизнь пришлось на время глубокого мировоззренческого кризиса, явившегося следствием первой мировой войны. В конце 1910-х - начале 1920-х г.г. в европейской литературе тема смерти становится лейтмотивной.
Творческий путь Клауса Манна условно можно разделить на два периода:
1) 1924 - 1933 г.г. - период становления Клауса Манна как художника, характеризующийся идейными и творческими «метаниями», поисками собственного пути, «сознательным эпатажем». В ранних произведениях писателя преобладает мистически-эротическая тональность, что во многом объясняется интересом Клауса Манна на этом этапе творчества к сферам эстетики, антропософии и теософии.
2) 1933 — 1949 г.г. - годы эмиграции, период активной антифашистской деятельности и художественной зрелости Клауса Манна. В это время в творчестве писателя эстетские мотивы уступают место изображению социальной стороны жизни. В эмиграции параллельно с художественным творчеством Клаус Манн занимается издательской деятельностью. В 1933 году он становится редактором литературного журнала «Собрание» («die Sammlung»), публиковавшегося в Амстердаме и объединившего вокруг себя таких немецких писателей-эмигрантов, как Генрих Манн (1871-1950), Стефан Цвейг (1881-1942), Альфред Деблин (1878-1957), Рене Шикеле
1883-1940) и др. С журналом активно сотрудничали Ромен Роллан (1866— 1944), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Олдос Хаксли (1894-1963). После переезда в 1941 г. в Соединенные Штаты Америки Клаус Манн создает новый журнал «Решение» («Decision»), который, однако, просуществовал недолго. Вследствие серьезных материальных затруднений он был закрыт уже в следующем году. Не имея возможности публиковаться в Германии и не находя объективного читателя в Соединенных Штатах Америки, в последние годы жизни Клаус Манн переживает глубокий творческий кризис, приведший его к самоубийству.
Рецепция творчества Клауса Манна в России началась в 1938 году с появления в журнале «Литературный современник» статьи Т. Хмельницкой «Немецкий антифашистский роман» [15]. Однако непосредственное знакомство русского читателя с художественным наследием Клауса Манна состоялось многими годами позже. Лишь в 1970 году на русском языке был издан роман «Мефистофель» [16], а в 1991 году — автобиография писателя «На повороте» [17]. Малая проза Клауса Манна до сих пор не переведена на русский язык, чем, с нашей точки зрения, и объясняется то обстоятельство, что в отечественном литературоведении этот пласт творчества писателя ранее не становился предметом специального исследования.
Неизученность художественного пространства малой прозы Клауса Манна, своеобразие ее идейно-тематического содержания и поэтологических характеристик обусловили выбор заявленной темы настоящей работы.
Актуальность диссертации обусловлена ее связью с современными научными направлениями, исследующими поликультурный контекст литературного произведения, потребностью определения основных характеристик художественного мировоззрения Клауса Манна, неослабевающим интересом отечественного литературоведения к поэтике малой прозы.
Цель диссертации — исследование проблематики и поэтики малой прозы Клауса Манна. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1) уточнить характер творческого взаимодействия Клауса Манна с культурной и литературной жизнью Германии 1920-1930-х г.г.;
2) определить своеобразие мировоззренческой позиции Клауса Манна;
3) провести классификацию малой прозы писателя, основанную на идейно-тематическом дифференцировании;
4) исследовать жанрово-поэтологическое своеобразие малой прозы Клауса Манна через рассмотрение ее сюжетно-композиционной и образно-мотивной структур;
5) выявить особенности функционирования концепта «смерть» в художественном мире писателя.
Цель и задачи определили выбор методики исследования, в основе которой лежит соединение элементов культурно-исторического, биографического, социологического, компаративного, герменевтического, психологического методов и подходов.
Теоретико-методологической основой исследования стали отдельные положения, выдвинутые в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, В.Н. Топорова, Ю.Н. Тынянова; работы по истории и теории немецкой литературы: В.Г. Адмони, Н.И. Балашова, М.И. Бента, А.Б. Ботниковой, В.М. Жирмунского, Д.В. Затонского, В.Г. Зусмана, А.В. Карельского, JI.C. Кауфман, Н.С. Лейтес, Т.Л. Мотылевой, Н.С. Павловой, Б.И. Пуришева, P.M. Самарина, Ф.П. Федорова, И.М. Фрадкина, а также работы немецких ученых Ф. Альбрехта, П. Бреннера, С. Вольфрам, К. Додерера, Ф. Кролла, И. Кляйна, У. Наумана, К. Ротмана, Г. Энгельгардт и т.д. Теоретической базой в области исследования понятия «концепт» послужили работы Н.Н. Болдырева, В.Г. Зусмана, Н.И. Кобриной, И.А. Стернина.
В терминологическом аппарате диссертации важным является понятие малой прозы. С точки зрения В.Г. Зусмана, термин «малая проза» (от нем. «Kurzprosa») объединяет новеллы, миниатюры, афоризмы, дневниковые записи, письма, незавершенные фрагменты, наброски и даже записи разговоров [18]. Причем каждое из указанных жанровых определений, как подчеркивает исследователь, не имеет окончательных границ. Отмечая необычайную популярность малых жанровых форм в творчестве многих видных представителей западноевропейской литературы первой четверти XX века, В.Г. Зусман объясняет это обстоятельство тем, что малая проза наиболее соответствовала «духу времени». К тому же в произведениях малых жанров «лечге поставить точку», поскольку «их внутренная фрагментарность как раз и предполагает внешнюю оформленность» [19].
Вопрос жанровой дифференциации малой прозы Клауса Манна остается открытым не только в отечественном, но и в зарубежном литературоведении. В отношении прозаических произведений писателя применяются различные жанровые определения. Так, немецкий исследователь Ф. Альбрехт в качестве основной жанровой дефиниции в малой прозе Клауса Манна называет „ новеллу, в то время как У. Науман для обозначения жанрового воплощения большинства произведений писателя использует определение «рассказ». Однако не следует исключать из сферы внимания и те жанровые обозначения, к которым обращался сам Клаус Манн, предпочитавший использовать понятие «история». Так, рассуждая о своих первых литературных опытах, опубликованных в книге «У порога жизни» (1925), Клаус Манн писал: «Первая же история, озаглавленная «Молодые», описывала странные отношения в Бергшуле Хохвальдхаузен с не очень тактичной ясностью» [20]. Понятие «история» неоднократно упоминается писателем и в его письмах к Гуго фон Гофмансталю, Райнеру Марии Рильке в связи с обозначением жанровой природы отдельных произведений [21]. Учитывая вышесказанное, в настоящем исследовании применительно к значительной части художественных текстов Клауса Манна мы считаем правомерным употреблять понятие «история». Однако следует уточнить, что это определение носит скорее условный характер и принимается нами в качестве рабочего.
Для диссертации важным также является понятие «поэтика». Ввиду широкого распространения и употребления данного понятия в современной литературоведческой науке Е. Фарыно предлагает разграничить по крайней мере три его значения: 1) «поэтика как название научной рефлексии о литературе или искусстве типа «описательная поэтика», «историческая поэтика», «порождающая поэтика» и т.д., где указываются либо подход к объекту изучения («описательная», «порождающая»), либо объект изучения («историческая»); 2) поэтика как название объекта изучения, где под поэтикой подразумеваются свойства и закономерности самого произведения, а не описывающий произведение научный аппарат <.>; 3) поэтика как название системы требований или положений по адресу литературы или искусства, т. е. требуемых и ожидаемых свойств произведения <.>» [22].
В.В. Виноградов определяет поэтику как науку «о формах, средствах и способах организации произведения словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений» [23].
Таким образом, поэтика, обозначаемая как наука о строении художественных произведений, в более широком понимании может быть рассмотрена как общая теория литературы, а в более узком - как исследование поэтического языка или художественной речи.
В диссертации поэтика трактуется как «комплекс художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества» [24].
Исследование жанрово-поэтологического своеобразия малой прозы Клауса Манна диктует необходимость обращения к вопросу о литературной циклизации. JI.E. Ляпина понимает под циклизацией продуктивную тенденцию, направленную на создание особых целостных единств — циклов [25]. В свою очередь цикл определяется JI.E. Ляпиной как «эстетическое целое, представляющее собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определенную последовательность» [26]. Важной особенностью композиции циклов Клауса Манна является «внешняя разрозненность» произведений, их составляющих, то есть отсутствие как такового графического объединения в циклы. Однако в циклах писателя прослеживаются тематические сходства (общность героев и ситуаций), что свидетельствует об определенной логике построения цикла, детерминированной авторским замыслом. Важно отметить, что при всей своей внешней фрагментарности циклы Клауса Манна отличаются четкой структурированностью и внутренней завершенностью, что в свою очередь дает нам определенные основания считать цикличность одним из определяющих принципов художественного творчества Клауса Манна.
Предметом исследования является проблематика и поэтика малой прозы Клауса Манна.
Объект исследования — новеллы и рассказы Клауса Манна, , составившие циклы «У порога жизни» («Vor dem Leben», 1925), «Приключения» («Abenteuer», 1929), произведения, не объединенные писателем в циклы, а также материалы, опубликованные в книге «Клаус Манн. Письма и ответы. 1922 — 1949» («Klaus Mann. Briefe und Antworten. 1922-1949», 1991).
Научная новизна диссертации определяется следующими факторами:
1) впервые в отечественном литературоведении проведено исследование проблематики и поэтики малой прозы Клауса Манна;
2) в научный оборот введены ранее не переведенные новеллы и рассказы писателя, а также часть его эпистолярного наследия;
3) в свете современных литературоведческих концепций уточнены и дополнены представления о философско-эстетических воззрениях Клауса Манна.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, примечания, список литературы и приложение.
Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, практическая значимость диссертационной работы, формулируются ее цель и задачи, указывается теоретико-методологическая база, уточняется терминологический аппарат диссертации, а также дается обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных творчеству Клауса Манна.
В первой главе: «Творческое наследие Клауса Манна в литературно-эстетическом контексте первой четверти XX века» рассматривается вопрос о взаимосвязи творческих исканий Клауса Манна с опытом его поколения, прослеживаются основные этапы становления ценностной парадигмы писателя, изучается характер влияния творчества Германа Банга, Франка Ведекинда, Стефана Георге, Андре Жида на формирование его художественной образности и эстетических взглядов, рассматривается вопрос о литературной полемике между Томасом и Клаусом Маннами.
Во второй главе: «Идейно-тематическое и жанрово-поэтологическое своеобразие малой прозы Клауса Манна» проводится классификация малой прозы писателя в соответствии с ее идейно-тематическим содержанием, анализируются принципы изображения весьма устойчивого типа героев, условно обозначенного нами как «ищущие» («Suchende»), выявляются особенности функционирования концепта «смерть» в художественном мире писателя.
В Заключении формулируются выводы исследования.
В Приложении содержатся переводы прозаических произведений Клауса Манна, выполненные автором диссертации.
Научно-практическая значимость работы связана с возможностью использования результатов исследования при разработке вузовских курсов по истории зарубежной литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории немецкой литературы XX века, по творчеству Клауса Манна. Результаты исследования могут быть применены при подготовке и проведении занятий в школах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Новеллистика Эдварда Моргана Форстера: греко-италийские образы и мотивы2001 год, кандидат филологических наук Сероменко, Лариса Игоревна
Традиции "Рождественских повестей" Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов2006 год, кандидат филологических наук Бондаренко, Марина Игоревна
Жанр короткого рассказа в творчестве Генриха Белля конца 1940-х-начала 1960-х годов2006 год, кандидат филологических наук Пономарева, Ольга Николаевна
Раннее творчество Германа Броха: Своеобразие художественных исканий2003 год, кандидат филологических наук Стрельникова, Алла Алексеевна
Поэтика цикла рассказов У.С. Моэма "Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря"2008 год, кандидат филологических наук Пивоварова, Елена Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Сутягина, Наталия Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы можем заключить, что созданный Клаусом Манном художественный мир антропоцентричеи. Напряженное внимание писателя к проблеме человека определило многоуровневость художественного мира его малой прозы. Посредством включенности индивидуального бытия в историко-культурный контекст Клаус Манн стремится понять свое время. Дисгармоничная эпоха наложила определенный отпечаток на мировосприятие писателя, обусловив трагическую доминанту в его творчестве. Этим объясняется то обстоятельство, что в авторском видении проблемы «человек и время» наиболее значимыми становятся такие категории, как одиночество и разобщенность.
На формирование идейно-художественной позиции писателя заметное влияние оказали Андре Жид, Франк Ведекинд, Стефан Георге и Герман Банг, что способствовало оформлению присущей Клаусу Манну глубоко индивидуальной манеры отражения действительности. Творческий метод писателя вобрал в себя отдельные черты неоромантизма (актуализация темы смерти, стилизация, акцентированная фрагментарность), импрессионизма (тенденция к внешней конкретности, преобладание эпитетов и метафор, обладающих особой интенсивностью художественного изображения, наслоение деталей), экспрессионизма (чрезвычайно насыщенная метафорика, напряженно-эмоциональная и подчеркнуто субъективная образность, контрастность изображения, тяготение к эффекту «крупного плана») и «новой объективности» (внимание к вещному миру и его фотографически точное воспроизведение, принцип монтажа). Элементы стилистики перечисленных художественных систем в творчестве Клауса Манна мыслятся как взаимодополняющие особенности его творческого метода.
Концепция человека в малой прозе Клауса Манна репрезентирована посредством художественного функционирования весьма устойчивого типа героев, условно обозначенных нами как «ищущие» («Suchende»). Их сущностной чертой является кризис жизнеощущения, а потому в повествовательном поле большинства произведений писателя в качестве сюжето — и структурообразующего элемента текста выступает мотив поиска своего пути. Указанный мотив реализуется у Клауса Манна в разных аспектах: это может быть и духовный поиск, и поиск некогда утраченной родины, дороги в отчий дом и тд.
Анализ произведений малой прозы Клауса Манна позволил нам выделить среди них пять классификационных групп, получивших условные обозначения: «истории о вечных странниках», «истории о детстве», «истории о чуждых своему времени», «истории о юных», «другие истории».
В сюжетно-композиционной структуре «историй о вечных странниках» особое место занимает хронотоп дороги, актуализирующий мотив странствования, к осмыслению которого писатель подходит преимущественно в русле романтической традиции. Вместе с тем в структуру повествования этой группы текстов Клаус Манн включает и элементы модернистской эстетики: мотивы отчуждения личности, утраты связей с реальностью, непознаваемости бесчеловечного мира. В смысловом спектре мотива странствования у Клауса Манна доминирует тема бездомья. Причем бездомье осмысливается писателем не только как физическое, но и как метафизическое состояние героя. Важной особенностью композиции «историй о вечных странниках» является открытый финал, посредством которого Клаус Манн акцентирует открытость жизненного пространства своих героев. В связи с этим в «историях о вечных странниках», как правило, не получает своего развития мотив возвращения. Исключение составляет лишь история «Мечта блудного сына о возвращении домой». Однако здесь представлена только попытка возвращения, но окончательного возвращения не происходит.
Обращение к «историям о детстве» продиктовано стремлением продемонстрировать прочность гуманистической основы художественного мира Клауса Манна. Для писателя детство — это не только ранний период человеческой жизни, но и то особое, «идеальное» пространство, где все исполнено гармонии и счастья. Сквозь призму детского восприятия окружающий мир в «историях о детстве» показан простым и ясным. Как раз этой простоты и ясности так недостает взрослым. Именно поэтому ведущим структурно-семантическим приемом в изображении мира взрослых и мира детей на страницах этой группы художественных текстов становится контраст, очень характерный для творческой манеры Клауса Манна. На основе анализа «историй о детстве» нами выявлен типологический ряд детских образов: маленький мудрец, агелоподобный ребенок, маленький плутишка, девочка с повадками мальчишки, меланхоличный мальчик. С учетом вышеизложенного имеет смысл говорить о глубоко индивидуализированном восприятии Клаусом Манном категории детства. Важно отметить, что при воссоздании каждого из перечисленных типов детского характера писатель ставит перед собой вполне определенные задачи: усилить эмоциональное воздействие на читателя, пробудить в нем самые светлые и искренние чувства.
Включение в сферу анализа «историй о чуждых своему времени» представляется особенно продуктивным, поскольку в контексте важных онтологических и культурологических проблем на страницах этой группы историй получает свое художественное осмысление проблема чуждости своему времени, раскрытие которой у Клауса Манна связано с реализацией двух художественных оппозиций: «человек - время» и «человек — цивилизация». Не находя в себе достаточно сил, чтобы противостоять абсурдности и жестокости окружающей действительности, герои «историй о чуждых своему времени» испытывают мучительные внутренние противоречия, спасительным избавлением от которых для них становится смерть.
Исследование «историй о юных» дало возможность заключить, что представленные здесь центральные образы могут быть рассмотрены как развитие и продолжение особого типа героев, условно обозначенных нами как «ищущие». На этот раз определяющей моделью развития для «ищущих» героев становится не поиск некогда утраченной родины, дороги в отчий дом, как это было в случае с героями «историй о вечных странниках», а интенсивный этический и духовный поиск. Таким образом, ассоциативное пространство «историй о юных» формирует мотив поиска своего пути. Важно отметить, что в изображении героев этой группы художественных текстов Клаус Манн следует реалистической традиции.
В повествовательном пространстве «других историй» получают свое художественное разрешение проблемы одиночества, человеческой разобщенности, а также проблема «маленького человека». «Маленький человек» Клауса Манна обнаруживает генетическую связь с героями Диккенса, Достоевского, Фаллады. Однако в большей степени он близок героям Кафки, которых отличают особая «психологическая слиянность» с фигурой автора и предельная отчужденность от окружающих.
Анализ «других историй» позволил выявить художественные функции идиллического хронотопа в художественном мире писателя. В раскрытии идиллического комплекса у Клауса Манна структурообразующую функцию выполняют мотив синхронной ритмичности человеческой жизни и жизни природы, а также мотив замкнутости. За счет определенной цветовой оптики и звуковых лейтмотивов писатель создает необходимый эмоциональный фон, значительно активизируя читательское восприятие и еще больше усиливая идиллическую тональность повествования.
Идейно-тематическое содержание большинства произведений Клауса Манна обусловлено художественным функционированием в них антитезы «жизнь-смерть», что напрямую связано с социокультурным контекстом и особенностями индивидуальной картины мира писателя.
Анализ концепта «смерть», а также исследование типологии образов смерти в малой прозе Клауса Манна {смерть как освобождение (освобождение от земных страданий); смерть как наказание (наказание за грехи или совершенное ранее преступление); незримая смерть, игра в смерть) позволяет заключить, что в художественном мире писателя жизнь и смерть репрезентированы как определяющие константы бытия. Причем в реализации художественной оппозиции «жизнь — смерть» у Клауса Манна второй оппозит, как правило, утрачивает негативную коннотацию, что свидетельствует об амбивалентном восприятии смерти.
Таким образом, в малой прозе Клауса Манна осмысление сущности человека неразрывно связано с проблемой жизни и смерти, являющейся важной особенностью индивидуальной картины мира писателя и обусловившей специфику его художественной образности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сутягина, Наталия Николаевна, 2009 год
1. Бенн, Г. Двойная жизнь. Главы из книги / Г.Бенн // Иностр. лит. 2000. №2. С. 217-268.
2. Гессе, Г. Письма по кругу / Г. Гессе. Пер. с нем. / Сост., авт. предисл. и коммент. В.Д. Седельник. - М.: Прогресс, 1987. - 400 с.
3. Жид, А. Фальшивомонетчики. Тесные врата / А. Жид. — Пер. с фр.; Сост., авт. предисл. В.А. Никитин. М.: Прогресс, 1991. - 720 с.
4. Жид, А. Избранные произведения / А. Жид. Пер. с фр.; Сост., послесл. JI. Токарев. - М.: Панорама, 1993. - 512 с. — (Серия «Лауреаты Нобелевской премии»)
5. Манн, Г., Манн, Т. Эпоха. Жизнь. Творчество. Переписка, статьи / Г. Манн, Т. Манн. Пер. с нем. / Сост., авт. предисл. и коммент. Г.Н. Знаменская. -М.: Прогресс, 1988. - 496 с.
6. Манн, Т. Лотта в Веймаре / Т. Манн // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Пер. с нем.; под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова. — М.: Гослитиздат, 1959. — 759 с.
7. Манн, Т. Непорядки и раннее горе / Т. Манн // Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. Пер. с нем.; под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова. - М.: Гослитиздат, 1960. -471 с.
8. Манн, Т. Письма / Т. Манн. М.: Изд-во «Наука», 1975. - 463 с.
9. Манн, К. На повороте / К. Манн. М.: Радуга, 1991. - 559 с.
10. Цвейг, С. Статьи, эссе. «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» / С. Цвейг. Пер. с нем.; Предисл. Д.В. Затонского; вступ. статья К.А.Федина. - М.: Радуга, 1987. - 448 с.
11. Mann, К. Kind dieser Zeit / Mit einem Nachwort von William L. Shirer / K. Mann. Munchen, Nymphenburger Verlagshandlung, 1965. - 263 s.
12. Mann, K. Bauchredner. Erzahlungen / K. Mann. Leipzig, Verlag Philipp Reclam jun., 1980. - 197 s.
13. Mann, К. Letztes Gesprach. Erzahlungen / Hrsg. von Friedrich Albrecht / K. Mann. Berlin und Weimar, Aufbau-Verlag, 1986. - 379 s.
14. Mann, K. Briefe und Antworten. 1922 1949 / Hrsg. und mit einem Vorwort von Martin Gregor-Dellin / K. Mann. - Reinbek bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1991.-823 s.
15. Mann, K. Maskenscherz. Die friihen Erzahlungen / Hrsg. von Uwe Naumann / K. Mann. Reinbek bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1995.-334 s.1.
16. Адмони, В.Г. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литературой XX в. / В.Г. Адмони. JL, 1975. - 310 с.
17. Адмони, В.Г. Посленатуралистические течения / В.Г. Адмони // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 (1848-1918). М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 310 - 333.
18. Адмони, В.Г. Георге / В.Г. Адмони // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 (1848-1918). М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 360 -367.
19. Анастасьев, Н.А. Обновление традиций. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом / Н.А. Анастасьев. М.: Советский писатель, 1984. - 350 с.
20. Андреев, А.Н. Немецкая эпистолярная литература как источник по истории Веймарской Республики. Дис. . канд. ист. наук / А.Н. Андреев. — Иваново, 2001.-169 с.
21. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 250 с.
22. Андреев, Л.Г. Литература XX столетия и «конец века» / Л.Г. Андреев // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1994. № 5. С. 3-11.
23. Андреев, JI.Г. Художественный синтез и постмодернизм / Л.Г. Андреев // Вопр. лит. 2001. № 1 (январь февраль). С. 3 - 38.
24. Архипов, Ю.И. Немецкая литература в изгнании / Ю.И. Архипов // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 (1848-1918). М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 426 - 452.
25. Баев, В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919 — 1933 г.г. в зеркале мемуарной литературы 60 — 80 г.г. XX в. / В.Г. Баев. — Тамбов, 2001.- 114 с.
26. Балашов, Н.И. Тик / Н.И. Балашов // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 3 (1790-1848). М.: Изд-во «Наука», 1966. С. 129 -139.
27. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — Пер. с фр.; М.: Прогресс, 1989. 615 с.
28. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
29. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
30. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -541 с.
31. Белобратов, А.В. Березина, А.Г., Полубояринова, Л.Н. История западноевропейской литературы XX века. Германия. Австрия. Швейцария: Учеб. для вузов / А.В. Белобратов, А.Г. Березина, Л.Н. Полубояринова. -М.: Высш. шк., 2003. — 239 с.
32. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология / М.И. Бент. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987. - 120 с.
33. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
34. Библейская энциклопедия: В 2 кн. Репринтное воспроизведение издания. М.: NB - PRESS - Центурион - АПС, 1991.
35. Библейские мифы, легенды и притчи / лит. обработка В.Г. Заводинского; Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. — 208 с.
36. Бидерман, Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. — Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 335 с.
37. Биск, И.Я. История повседневной жизни Веймарской Республики / И.Я. Биск. Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1990. — 155 с.
38. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 123 с.
39. Ботникова, А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А.Б. Ботникова. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. 341 с.
40. Васильев, Г.В. Традиция и новаторство в романах Якоба Вассермана 1897-1914 г.г. Автореф. дис. . канд. филол. наук / Г.В. Васильев. Н.Новгород, 1999. - 18 с.
41. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989.-404 с.
42. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теории стилей / В.В. Виноградов. -М.: Гослитиздат, 1961. — 614 с.
43. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.
44. Волевич, И.В. Ведекинд / И.В. Волевич // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 (1848-1918). М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 524 -536.
45. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 430 с.
46. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / М.М. Гиршман. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 527 с.
47. Грешных, В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления / В.И. Грешных. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.-144 с.
48. Данилина, Г.И. Национальная традиция и современный контекст: актуальные аспекты изучения немецкой и австрийской литературы / Г.И. Данилина. — Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 2003. 218 с.
49. Доронина, О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: Р. Тремейн, Г. Свифт, И. Макьюен. Дис. . канд. филол. наук / О.В. Доронина. М., 2003. — 222 с.
50. Дронова О.А. Человек и история в романах Г. Фаллады. Дис. . канд. филол. наук / О.А. Дронова. Тамбов, 2005. — 247 с.
51. Дудова, Л.В., Михальская, Н.П., Трыков, В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» / Л.В. Дудова, Н.П. Михальская, В.П. Трыков. М.: Флинта, Наука, 1998. - 240 с.
52. Ерин, М.Е. Веймарская, республика в новейших исследованиях историков (конец XX начало XXI века): текст лекций / М.Е. Ерин. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 58 с.
53. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А.Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 2003. - 247 с.
54. Жирмунский, В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы / В.М. Жирмунский. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1972.-495 с.
55. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды / В.М. Жирмунский. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977.-407 с.
56. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2000. - 559 с.
57. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. -М.: Изд. центр «Академия», 2003. 640 с.
58. Затонский, Д.В. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе / Д.В. Затонский. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1961. - 259 с.
59. Затонский, Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма / Д.В. Затонский. М.: Высшая школа, 1965. - 114 с.
60. Затонский, Д.В. Что такое модернизм? / Д.В. Затонский // В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. М.: Советский писатель, 1979.— 431 с.
61. Затонский, Д.В. Художественные ориентиры XX века / Д.В. Затонский. М.: Советский писатель, 1988. - 414 с.
62. Зинченко, В.Г., Зусман, В.Г., Кирнозе, З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход: Учебное пособие /В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. Н.Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003.-192 с.
63. Зусман, В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза: Монография / В.Г. Зусман. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. - 182 с.
64. Зусман, В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания. Понятие и концепт / В.Г. Зусман // Вопр. лит. 2003. № 2 (март апрель). С. 3 - 29.
65. Иванова, Е.Р. Поэзия и новеллистика Иозефа Эйхендорфа (к вопросу об эволюции творчества немецкого романтика). Дис. . канд. филол. наук / Е.Р. Иванова. М., 1994. - 224 с.
66. История всемирной литературы: В 9 т. (Т. 1 — 7). М.: Наука, 1983 -1991.
67. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов / А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А. Петрова и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999. -559 с.
68. Ишимбаева, Г.Г. Фаустовский архетип в первые годы III Рейха (К. Манн) / Г.Г. Ишимбаева //Проблемы фаустианства в Германии: Монография. Уфа, 1997. С. 120 - 140.
69. Карасюк, И.Ф. Борьба немецких писателей-эмигрантов в странах Западной Европы против фашизма. 1933 — 1939 г.г. Дис. . канд. ист. наук /И.Ф. Карасюк. Минск, 1983.-216 с.
70. Карельский, А. В. Модернизм XX в. и романтическая традиция / А.В. Карельский //Вопр. лит. 1994. Вып. 2. С. 163 171.
71. Кауфман, JI.C. Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика и поэтика. Дис. . докт. филол. наук / JI.C. Кауфман. М., 1983. - 420 с.
72. Кауфман, JI.C. Своеобразие немецкой антифашистской художественно-документальной прозы (Клаус Манн) / JI.C. Кауфман // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX XX веков. -Пермь, 1989. С. 24-30.
73. Кауфман, JI.C. Франц Кафка. Обращение к притче / JI.C. Кауфман // Иноязычная филология и дидактика в неязыковом вузе: Межвузов, сб. науч. тр. — Вып. 2. Мичуринск: Изд-во Мичуринского гос. аграр. ун-та, 2002. С. 3-4.
74. Клопова, Т.А. Проблема взаимодействия документального и художественного жанров в немецкой антифашистской литературе 1941 — 1945 г.г. Дис. . канд. филол. наук / Т.А. Клопова. — Горький, 1983. -191 с.
75. Ковальчук, JI.B. Проблема времени в историко-биографическом романе (на материале немецкой литературы XX в.) / JI.B. Ковальчук // Проблема метода и поэтики в зарубежной литературе XIX — XX в.в. — Пермь, 1993. С. 113-122.
76. Колязин, В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Ф. Колязин. М.: Наука, 2002. - 208 с.
77. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. -М.: Советская энциклопедия, 1962 1978.
78. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Просвещение, 1996. - 245 с.
79. Кристева, Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1994. № 5. С. 44 — 62.
80. Кудачинова, Ч.В. Коммуникативная стратегия дистанцирования в авторском построении текста (на материале романа К. Манна
81. Мефистофель. История одной карьеры»). Дис. . канд. филол. наук / Ч.В. Кудачинова. -М., 2005. 192 с.
82. Лебедева, О.В. Поэтика новелл Дж. Фаулза. Дис. . канд. филол. наук / О.В. Лебедева. Великий Новгород, 2005. - 199 с.
83. Лейтес, Н.С. Немецкий роман 1918 1945 г.г. (эволюция жанра) / Н.С. Лейтес. - Пермь, 1975. - 323 с.
84. Лейтес, Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени / Н.С. Лейтес. Пермь: Пермский ун-т, 1984. - 80 с.
85. Лейтес, Н.С. Конечное и бесконечное. Размышление о литературе XX века: мировидение и поэтика / Н.С. Лейтес. — Пермь, 1992. 120 с.
86. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 682 с.
87. Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 432 с.
88. Литературные манифесты западно-европейских романтиков / Собр. текстов, вступ. статья и общ. ред. А.С. Дмитриева. М.: Наука, 1980.-638 с.
89. Литературный энциклопедический словарь / Под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
90. Логический анализ языка: Культурные концепты: Сб. ст. / Редкол. Н.Д. Арутюнова и др. М.: Наука, 1991. - 204 с.
91. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПб.», 1998.-704 с.
92. Лукинова, Е.М. Концепция человека в малой прозе Эрнста Вихерта 1920-30-х годов. Дис. . канд. филол. наук / Е.М. Лукинова. — Тамбов, 2004. 245 с.
93. Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Луков. М., Издательский центр «Академия», 2003. - 512 с.
94. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840-х-60-х г.г. Дис. . докт. филол. наук / Л.Е. Ляпина. СПб., 1994. - 335 с.
95. Маркевич, Г. Основные проблемы науки о литературе / Г. Маркевич. -М.: Прогресс, 1980. 374 с.
96. Медведев, А.В. Немецкий роман о музыканте 30-40-ых годов 20 века. Вопросы внутрижанровой типологии. Дис. . канд. филол. наук / А.В. Медведев. Пермь, 2001.-190 с.
97. Медриш, Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе / Д.Н. Медриш // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. С. 121 - 143.
98. Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1990. - 279 с.
99. Михайлов, А.В. Новелла / А.В. Михайлов // Теория литературы. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 245 - 249.
100. Михайлова, Н.А. Семантико-прагматические особенности функционирования имплицитных высказываний в диалогической речи (на материале немецкого языка). Афтореф. дис. . канд. филол. наук / Н.А. Михайлова. Тамбов, 2002. - 23 с.
101. Мотылева, Т.Л. Зарубежный роман сегодня / Т.Л. Мотылева. -М., 1966.-471 с.
102. Мотылева, Т.Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе / Т.Л. Мотылева // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. С. 186 - 198.
103. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. / Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986. — 640 с.
104. Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология / Сост. Д. Уффельманн, К. Шрамм. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 547 с.
105. Неретина, С.С. Тропы и концепты / С.С. Неретина. М.: ИФРАН, 1999.-275 с.
106. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984. - 216 с.
107. Павлова, Н.С. Экспрессионизм / Н.С. Павлова // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 (1848-1918). М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 536-565.
108. Поляков, М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М.Я. Поляков. М.: Советский писатель, 1986. - 480 с.
109. Поппенберг, Ф. Северные писатели: Герман Банг, Кнут Гамсун, Густав Гейерстам / Ф. Поппенберг. СПб.: Изд-во «Вестник Знания» (В. Битнера), 1907. - 76 с.
110. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики / Г.Н. Поспелов. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-336 с.
111. Проблема личности в современных зарубежных литературах: Сборник статей. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. - 126 с.
112. Пуришев, Б.И. Очерки немецкой литературы. XV XVII в.в. / Б.И. Пуришев. — М.: Гослитиздат, 1955. - 392 с.
113. Рейман, П. Основные течения в немецкой литературе 1750 — 1848 г.г. / П. Рейман. — Пер. с нем. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 524 с.
114. Рыкова, Н.Я. Модернистские и консервативные тенденции в литературе между двумя мировыми войнами. Проза / Н.Я. Рыкова // История французской литературы: В 4 т. Т.4 (1917 1960). — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 199 - 229.
115. Сабиров, В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти / В.Ш. Сабиров. -М.: Знание, 1987. 64 с.
116. Савина, В.В. Новалис и Стефан Георге / В.В. Савина // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX -XX веков. Традиции и контекст: Межвузов, сб. науч. тр. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1998. С. 35 39.
117. Сакулина, Е.А. Полифонические принципы контрапункта и вариативности в поэзии Георга Тракля / Е.А. Сакулина // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 3. — М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 157 — 161.
118. Самарин, P.M. Эйхендорф / P.M. Самарин II История немецкой литературы: В 5 т. Т. 3 (1790-1848). М.: Изд-во «Наука», 1966. С. 244 -248.
119. Серова, М.В. Поэтические циклы М. Цветаевой (художественный смысл и поэтика). Дис. . канд. филол. наук / М.В. Серова. — Иваново, 1994.-225 с.
120. Словарь немецких личных имен / Под ред. Александровой Т.С., Добровольского Д.О., Салахова Р.А. -М.: Изд-во «Русский язык», 2000. -248 с.
121. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. -М.: INTRADA 1999.- 320 с.
122. Стернин, И.А. Типы значений и концепт / И.А. Стернин // Концептуальное пространство языка: Сб. науч. тр. Посвящается юбилею профессора Н.Н. Болдырева / Под ред. проф. Е.С. Кубряковой. —, Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. С. 257 282.
123. Стрельцова, Г.В. Пародия на втором этапе немецкого романтизма. Автореф. дис. . канд. филол. наук / Г.В. Стрельцова. М., 2004.- 16 с.
124. Суркова, Ж.А. Поэтика романа JI.H. Толстого «Анна Каренина»: идиллические мотивы и эсхатологическая символика. Дис. . канд. филол. наук / Ж.А. Суркова. Иваново, 2003. - 158 с.
125. Сурова, О.Ю. Человек в модернистской культуре / О.Ю. Сурова // Зарубежная литература второго тысячелетия 1000 2000: Уч. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. С. 221 - 291.
126. Сучков, Б.Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе: В 2 т. Т. 1. / Б.Л. Сучков. М.: Худож. лит., 1976. - 416 с.
127. Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX века / Н.Д. Тамарченко // Теория литературы. Роды ижанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 81-98.
128. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
129. Топер, П.М. Трагическое в искусстве XX века / П.М. Топер // Вопр. лит. 2000. № 2 (март апрель). С. 3 - 46.
130. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. 624 с.
131. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер. Пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999. - 448 с.
132. Турнье, М. Пять ключей к Андре Жиду / М. Турнье // Полет вампира. Заметки о прочитанном. Пер. с фр. — М.: Издательский дом «Стратегия», 2004. С. 167 - 189.
133. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - 574 с.
134. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. — СПб.: Азбука, 2000.-352 с.
135. Ушкова, Н.В. Аналитическая репрезентация концепта в языке. Автореф. дис. . докт. филол. наук / Н.В. Ушкова. — Тамбов, 2006. 46 с.
136. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. Рига: Зинатне, 1988. - 456 с.
137. Фесенко, Т.А. Этноментальный мир человека: опыт концептуального моделирования. Автореф. дис. . докт. филол. наук / Т.А. Фесенко.-М., 1999.-51 с.
138. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г. Шишкоффа / Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. — 575 с.
139. Фрадкин, И.М. Литература периода относительной стабилизации и экономического кризиса (1923 1933) / И.М. Фрадкин // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 5 (1918 - 1945). — М.: Изд-во «Наука», 1976. С. 92- 124.
140. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
141. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
142. Халуторных, О.Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (социально-философский анализ). Автореф. дис. . канд. филол. наук / О.Н. Халуторных. М., 1998. - 20 с.
143. Хмельницкая, Т. Немецкий антифашистский роман / Т. Хмельницкая // Лит. современник. 1938. № 8. С. 194 209.
144. Черкасова, Т.М. Типология детского характера в творчестве Чарльза Диккенса. Дис. . канд. филол. наук / Т.М. Черкасова. -Н.Новгород, 2007. 226 с.
145. Шайбер, М.М. Клаус Манн и поиски «нового гуманизма» / М.М. Шайбер // Ученые записки МГПИИЯ им. Тореза. Т. 33. М., 1965. С. 301 -345.
146. Шафранская, Э.Ф. «Маленький человек» в контексте русской литературы XIX — начала XX в.в. (Гоголь Достоевский — Сологуб) / Э.Ф. Шафранская // Русская словесность. 2001. № 7. С. 23 - 27.
147. Шевченко, Е.Н. Проблема искусства в романах Клауса Манна 1930-ых г.г. Дис. . канд. филол. наук / Е.Н. Шевченко. — Казань, 1993. — 206 с.
148. Шкловский, В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы / В.Б. Шкловский. М., 1961.-667 с.
149. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: Сборник статей / Отв. ред. Б.И. Зингерман. М.: Наука,1966.-156 с.
150. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. М.: Астрель: ACT, 2006. — 556 с.
151. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
152. Эткинд, Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX в.в. / Е.Г. Эткинд. — М., 1999.-448 с.
153. Albrecht, F. Nachwort И Mann К. Letztes Gesprach. Berlin und Weimar, Aufbau-Verlag, 1986. S. 347 - 376.
154. Baden, H.J. Literatur und Selbstmord. Cesare Pavese. Klaus Mann. Ernest Hemingway / H.J. Baden. Stuttgart, Ernest Klett Verlag, 1965. - 229 s.
155. Barnouw, D. Weimar Intellectuals and the Threat of Modernity / D. Barnouw. — Indiana University Press Bloomington and Indianapolis, 1988. -344 p.
156. Brenner, P.J. Neue deutsche Literaturgeschichte / P.J. Brenner. -Tubingen, MaxNiemejer Verlag, 1996. 379 s.
157. Die Deutsche Literatur. 20. Jahrhundert. Texte und Zeugnisse 1880 -1933. Hrsg. von W. Killy. Munchen: С. H. Becksche Verlagsbuchhandlung,1967.-1198 s.
158. Doderer, K. Die Kurzgeschichte in Deutschland. Ihre Form und ihre Entwicklung / K. Doderer. — Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969.- 103 s.
159. Engelhardt, G. Die Zeit in Klaus Manns friiher Prosa Untersuhungen zur Geistes — und Ideengeschichte seines Werks. Miinchen, 1982. — 570 s.
160. Fahnders, W. Avantgarde und Moderne 1980 1933 / W. Fahnders. -Metzler: Weimar, Stuttgart; 1998. -318 s.
161. Helmich, W. Wege zur Prosadichtung des 20. Jahrhunderts / W. Helmich. — Berlin, Georg Westermann Verlag Braunochweig, 1960. 269 s.
162. Hoffer, P. Kindheit und Jugend im Werke von Klaus Mann: Diss. -Linkoln University, 1974. 286 s.
163. Holthusen, H.E. Der unbehauste Mensch. Motive und Probleme der modernen Literatur / H.E. Holthusen. — Miinchen: R. Pipper & со Verlag, 1955. -321 s.
164. Kerker, A. Ernst Junger Klaus Mann: Gemeinsamkeit und Gegensatz in Literatur und Politik: Ein Beitrag zur Typologie des literarischen Intellektuellen im 20. Jahrhundert. - Bonn, 1974. -312 s.
165. Kesten, H. Nachwort // Mann K. Kindernovelle. Miinchen, Nymphenburger Verlagshandlung, 1964. S. 109 — 127.
166. Klaus Mann. Zum Gedachtnis. Querido Verlag, 1950 - 206 S.
167. Klein, J. Geschichte der deutschen Novelle von Goethe bis zur Gegenwart / J. Klein. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GmbH, 1956. - 537 s.
168. Kleinteich, S. Kiinstlerproblematik und Gesellschafitsanalyse in den Zeitromanen Klaus Manns: Diss. — Leipzig, 1979. 143 s.
169. Kroll, F. Klaus Mann und Synthese von Moral und Schonheit: Einfiihrung in das Fruhwerk: Diss. N. Y.: University of Rochester, 1973. -330 s.
170. Kroll, F. Klaus Mann - Schriftenreiche. Bibliographie. Bd. 2. Unordnung und fruher Ruhm / F. Kroll. - Wiesbaden: Blahak, 1974. - 201 s.
171. Lehnert, H. Geschichte der deutschen Literatur vom Jugendstil bis zum Expressionismus / H. Lehnert. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1978. -1077 s.
172. Lexikon der Weltliteratur im 20. Jahhundert. Zweiter Band. -Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1961. 984 s.
173. Lockemann, F. Gestalt und Wandlungen der deutschen Novelle. Geschichte einer literarischen Gattung in neunzehnten und zwanzigsten Jahrhundert / F. Lockemann. Miinchen: Max Hueber. Verlag, 1957. — 391 s.
174. Naumann, U. Vita Klaus Mann / U. Naumann // Text + Kritik, Januar 1987, Nr. 93-94. S. 129-131.
175. Naumann, U. Nachwort // Mann K. Maskenscherz. Die friihen Erzahlungen. Reinbek bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1995. S. 322-330.
176. Osterkamp, E. «Ihr wisst nicht wer ich bin». Stefan Georges poetische Rollenspiele / E. Osterkamp. Miinchen: Verlag Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 2002. - 62 s.
177. Paul, H. Deutsches Worterbuch / H. Paul. Veb. Max Niemejer Verlag. Halle (Saale), 1959. - 782 s.
178. Peukert, D.J.K. Die Weimarer Republik. Kriesenjahre der klassischen Moderne / D.J.K Peukert. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1987. -313 s.
179. Plathe, A. Klaus Mann und Andre1 Gide. Zur Wirkungsgeschichte franzosischer Literatur in Deutschland. Bonn, 1987. - 224 s.
180. Reich-Ranicki, M. Thomas Mann und die Seinen / M. Reich-Ranicki. Frankfurt am Mein: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994. - 288 s.
181. Rothmann, K. Kleine Geschichte der deutschen Literatur / K. Rothmann. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1985. - 358 s.
182. Rotzer, H.G. Geschichte der deutschen Literatur. Epochen. Autoren. Werke / H.G. Rotzer. Bamberg: C.C. Buchners Verlag, 1992. - 504 s.
183. Schebera, J. The Golden twenties: Art and literature in the Weimar Republik / J. Schebera. New Haven; London, 1988. - 271 s.
184. Safranski, R. Romantik. Eine deutsche Affare / R. Safranski. -Munchen: Carl Hanser Verlag, 2007. -415 s.
185. Sontheimer, K. Weimar — ein deutsches Kaleidoskop / K. Sontheimer // Die Deutsche Literatur in der Weimarer Republik. Hrsg. von Wolfgang Rothe. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1974. S. 9 - 18.
186. Toteberg, M. Eine ungliickliche Liebe zum Theater Unbekantnes und Unveroffentliches im Werk Klaus Manns: Sechs Theaterstiicke aus zwanzig Jahren / M.Toteberg // Text + Kritik, Januar 1987, Nr. 93 94. S. 14 - 36.
187. Wolfram, S. Die todliche Wunde. Uber die Untrennbarkeit von Tod und Eros im Werk von Klaus Mann. — Frankfurt am Main, 1986. — 316 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.