Своеобразие художественно-публицистической прозы Анатолия Емельянова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Николаевна

  • Емельянова, Татьяна Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 173
Емельянова, Татьяна Николаевна. Своеобразие художественно-публицистической прозы Анатолия Емельянова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2006. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.В. ЕМЕЛЬЯНОВА.

1.1. Действительность 1960-1970-х годов и пути к реальностям героя в публицистической прозе А. Емельянова.

1.2. Основные особенности действительности самобытного героя в прозе А. Емельянова и его типология.

1.3. Средства создания типологии героев в произведениях

А. Емельянова.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА ПРОЗЫ А.В. ЕМЕЛЬЯНОВА.

2.1. 60-70-е годы XX века как предпосылка нового хронотопа.

2.2. Идейно-художественная структура хронотопа в прозе

А. Емельянова.

ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

А.В. ЕМЕЛЬЯНОВА.

3.1. Художественные особенности очеркистики

А. Емельянова в контексте развития литературы.

3.2. Жанровое многообразие художественной публицистики А.Емельянова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественно-публицистической прозы Анатолия Емельянова»

Актуальность исследования. Литература - непрерывно развивающаяся и постоянно меняющаяся парадигма. Постоянные преобразования в общественно-политической и культурной жизни страны влекут за собой изменения в духовно-нравственном восприятии действительности. В связи с этим возникает потребность новых подходов к художественно-эстетическому изображению реальной действительности в литературе, прочувствовать новый темп жизни не только через публицистику, но и художественную литературу.

Известно, что публицистика поднимает злободневные и актуальные вопросы общества. Одной из важных задач художественной литературы является раскрытие внутреннего мира человека, его душевных переживаний. Некоторые стороны художественной публицистики, совсем отличной, с одной стороны, от публицистики газетно-журнальной, и с другой - от собственно художественных текстов, хорошо освещены в трудах самых различных ученых: М.Я. Сироткина (1956, 1967), В.Я. Канюкова (1979), В.Г. Родионова (1991), Г.И. Федорова (1996), Ю.М. Артемьева (1996), Г.Я. Хлебникова (2001) и т.д.

Однако проблемы внутреннего мира личности, особенности героя публицистической прозы все еще нуждаются в более углубленном изучении. В художественно-публицистической прозе основной сюжетный, эстетический груз несет человек с острым ощущением современности, закономерностей развития общественных процессов. В связи с этим раскрытие основных тенденций видоизменения роли такого персонажа в словесной культуре - одна из актуальных задач литературоведения рубежа XX и XXI веков.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема действующего лица во второй половине XX века тесно связана с весьма устойчивым художественным процессом, а именно: постепенным обретением человеком свободы от его конкретной исторической привязанности к задачам индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, проведения в стране культурной революции и т.д. Актуальность определяется и тем, что публицистически ориентированное творчество, каковым является и проза А. Емельянова, поднимает злободневные вопросы современности, чутко реагирует на перемены в настроениях духовной жизни общества.

В связи с этим в национальной литературе и, конечно, в творчестве А. Емельянова, который изучает общее через индивидуальное, на передний план выходят проблемы и интересы не целого коллектива и не коллективного человека (как это было недавно), а думы отдельного человека, индивида, полноценной личности.

A.B. Емельянов одним из первых остро почувствовал перемены в настроениях эпохи. В своих произведениях он создал образы руководителей села, района и области. Они не походили на образы лакированных представителей власти, в этих героях писатель сумел увидеть самые разнообразные чувства и психологические движения.

Прозаик осознал, что глубинное изучение отдельного человека поможет увидеть плохих организаторов производства даже в среде партийных работников. Особенно зримо это проявилось в романе «Серебряный ветер» («Кёмёл дил»), в повестях «Не ради славы» («Чапитан пурйнмастггар»), «Пастухи» («Кётудсем») и т.д. Данный опыт, естественно, требует глубинного научного анализа, потому что свидетельствует о больших переменах в духовной жизни общества. Опыт А. Емельянова в этом отношении бесценен. Но, несмотря на это, творчество данного писателя до сих пор целостно не анализировано, типология героев в прозе писателя, проблема художественного хронотопа прозы, своеобразие жанровой системы его публицистической прозы вообще мало изучены. Целый ряд исследований затрагивает лишь общие вопросы обсуждаемой темы. Среди них заслуживают особого внимания работы Ю.М. Артемьева, Г.И. Федорова, Г.Я. Хлебникова и др.

Бесспорно, ценным исследованием является монография Г.И. Федорова «Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов».

Современное чувашское литературоведение ищет новые пути осмысления литературного наследия нации в целом, новые методологические принципы понимания творчества того или иного писателя и отдельного литературного произведения. Малоизученность творчества A.B. Емельянова не позволяет расценивать его произведения глубже, осмысливать его творчество с новых точек зрения. Необходимость такого исследования вне сомнения, как вне сомнения значимость его творчества во всей чувашской литературе, представляющего живейший интерес.

Объектом диссертационного исследования являются художественно-публицистические произведения писателя-публициста А. Емельянова, который вместе с другими писателями (JI. Таллеровым, В. Петровым, В. Алендеем и др.) перенял лучшие черты национальной художественной публицистики и заметно углубил ее традиции. Творчество его напрямую связано с проникновением публицистического стиля в пределы среднего и крупного жанра.

Предметом исследования стали литературный опыт прозаика, анализ поэтики Емельянова как способа постижения эстетических и мировоззренческих основ творчества писателя.

В диссертации автор ставит цель раскрыть художественный мир публицистических произведений через национальное своеобразие чувашской словесности, проанализировать основные особенности художественной прозы писателя.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования:

- изучить типологическую природу героев в прозе А. Емельянова и вскрыть их новизну;

- выявить особенности творческой индивидуальности писателя;

- уяснить проблему хронотопа прозы писателя-публициста;

- проанализировать своеобразие жанровой системы публицистической прозы А. Емельянова.

Основными методами исследования являются системное и комплексное осмысление внутреннего мира произведения, историко-генетический и структурно-семантический анализ текста. При изучении своеобразия художественной публицистики писателя-публициста применен: метод сочетания определений теоретического содержания с анализом конкретного материала.

Научная новизна работы. Диссертация является одной из первых попыток изучения художественной публицистики с точки зрения жанрового своеобразия произведения и особенностей творческого мира отдельного писателя. Впервые в чувашском литературоведении целостно рассматриваются крупные и малые жанры произведений А. Емельянова, вся художественно-публицистическая проза писателя - в единстве ее содержания и формы.

Методологической базой диссертации являются изыскания выдающихся ученых по теории и истории русской и советской литературы: Г.А. Белой, В.Е. Хализева, A.B. Чичерина, М.М. Бахтина, А.Г. Бочарова, Л.Ф. Ершова, Е.И. Журбиной, В.В. Кожинова и др. Большим подспорьем в работе стали труды литературоведов и критиков Чувашии по проблеме художественной публицистики и публицистического стиля: М.Я. Сироткина, В.Г. Родионова, Г.И. Федорова, Ю.М. Артемьева, Г.Я. Хлебникова, Е.В. Владимирова, А.Ф. Мышкиной и др.

Практическое значение полученных выводов заключается в том, что исследование вносит конкретный вклад в осмысление развития истории и теории чувашской литературы. Материал диссертации может быть использован при создании курсов лекций по истории чувашской литературы, по проблемам художественной публицистики, при разработке спецсеминаров, написании учебников и методических рекомендаций по чувашской литературе для вузов и школ и т.д. Результаты работы могут использоваться при создании теоретической основы для новых исследований.

Апробация работы. По теме диссертации исследователем опубликован ряд статей в одном из ведущих рецензируемых научных журналов ВАКа - в «Вестнике Чувашского университета», в республиканских и межвузовских сборниках трудов аспирантов, докторантов и соискателей. Основные аспекты диссертационного исследования были изложены на Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное просвещение и воспитание молодежи: история и современность» (г. Чебоксары, 2006). Результаты исследования нашли отражение в шести публикациях (из них 1 в соавторстве) общим объемом более 3 п.л., в том числе авторских 2,7 п.л.

Структура работы. Логика исследования предопределила традиционную структуру диссертации, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Емельянова, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью определения значимости творчества А. Емельянова в контексте чувашской литературы в целом и осмысления его произведений с новых точек зрения мы выполнили ряд задач и пришли к определенным выводам. Перечислим некоторые из них.

Художественное изучение действительности 1960-1970-х годов дало возможность обнаружить пути для поиска нового героя, героя-аналитика, который имеет не только социальный статус, но и философско-публицистическую природу. Осознание этого родилось из документированно-очеркового изучения жизни, понимания того, что стал нужен человек, по-новому изучающий жизнь, человек, переставший быть винтиком истории.

Поиски производственной прозы не прошли даром, они помогли нащупать основные черты нравственного мира личности, дали возможность осмыслить нравственные проблемы публицистико-философской прозы, ее героя. Характер героя стал убедительнее, ярче и глубже. Он во многом отошел от исключительно идеологического понимания положительных и отрицательных черт персонажа. Писатели-производственники (А. Талвир, В. Чебоксаров, И. Григорьев, В. Алендей и др.) в своих произведениях основное внимание уделяли идеологическому конфликту. Из этого следовало, что нравственная чистота должна вытекать из партийной принадлежности героя. Герои этих произведений, следовательно, превращались в идеологизированного человека.

А. Емельянов решительно отходит от шаблонного изображения сельчанина. Он использует укрупненную, иносказательную аллегорию, объемные метафоры и символы. Благодаря лейтмотивным аллегориям и метафорам, раскрывающим характер персонажа, герой емельяновских произведений перестает быть только «производственным» человеком.

Кроме того, герой как литературный образ в творчестве чувашского писателя-публициста намного шире, чем просто образ человека. Он является не только персонажем, но и аллегорическим приемом выражения авторской позиции, рупором его идей и средством символико-аллегорического отображения показываемой жизни.

А. Емельянов вырабатывает новое видение героя. К такому убеждению он приходит потому, что прежние идеологические рамки для показа нового героя очень узки и художественно малооправданны. Именно поэтому писатель решительно отходит от феномена привязанности человека к конкретному периоду.

Большая заслуга Емельянова заключается в том, что он впервые догадался, что и деловой человек, и руководитель, несмотря на то, что занимались производственными вопросами, имели друзей, семью, детей, решали бытовые вопросы и т.д. Кроме того, он одним из первых осознал, что партийные работники, председатели колхозов и т.д. не всегда положительные герои, среди них есть и плохие организаторы производства, которые, не учитывая мнение простого сельского труженика и зная, что разваливается хозяйство, работают лишь для того, чтобы их похвалили руководители районов или республики. Именно понимание этого помогло Емельянову осмыслить новые задачи отображения героя публицистической прозы и заметно уточнить особенности типологии ее героев.

Типология героя в емельяновской прозе имеет свои законы, определенные группы. Герои одной какой-либо группы близки друг к другу, они имеют одно образное ядро, но каждый из них чем-то отличен от другого. В показе своих персонажей прозаик обращается к анализу социальной ситуации, вечным образам народной культуры, психологическим приемам, рельефным речевым характеристикам. Все это служит условием создания особого хронотопа прозы писателя.

А. Емельянов еще с первых своих произведений проявил себя как очень чуткий прозаик и публицист. Внимательно следя за тем, что и как происходит в общественной, экономической, духовной жизни страны, он намного раньше других предугадывал то, что произойдет в последующие десятилетия. С одной стороны, он делает глубокий социологический анализ показываемой им жизни, с другой - стремится к пластическому строению художественной формы, художественного образа. Вместе с тем всего этого он достигает вдумчивым изучением места и роли послевоенного человека в истории и развитии общества. Следующий важный момент - способность героев быть трезвыми и вдумчивыми аналитиками. Именно эти черты определяют хронотоп прозы А. Емельянова.

Важно отметить, что названия произведений А. Емельянова носят глубоко символический характер, они влияют на характер пространства и времени в произведениях прозаика. Уже своими названиями произведений («Засушливый год» - писатель аллегорически выражает мысль о том, что высыхают русла нравственности, «Черные грузди» - является знаком духовного обнищания людей и т.д.), особенностями различного текста и пейзажными картинами писатель направляет читателя не к отдельным заботам конкретного времени, он ищет в облике послевоенной эпохи, ее образном хронотопе что-то бытийное, что имеет отношение к нравственному пространству и времени. Прозаик очень часто использует приемы лиризации внутреннего пространства произведений, поэтому хронотоп его прозы создается тем, как относятся друг к другу публицистика и лирика. Публицистико-философский взгляд начинает взаимодействовать с лирическим и публицистическим стилями. Произведения становятся многостильными.

Кроме того, необходимо отметить, что Емельянов вместе с другими писателями разрабатывает основы внеисторического пространства времени, заметно углубляет публицистико-философские стороны своих произведений. Таким образом, следует отметить, что творчество А. Емельянова сыграло большую роль в создании хронотопа всей чувашской литературы.

Одна из важных проблем в творчестве А. Емельянова - взаимоотношение отдельного человека с властью. Он настойчиво отображает типы руководителей. Нравственный мир произведений писателя создается не столько типом того или иного социального человека, сколько их взаимоотношениями между собой. А. Емельянов своими произведениями показывает, что время простых тружеников-активистов и энтузиастов безвозвратно ушло, пришло другое время, время руководителей-пастухов.

Емельяновский мир имеет несколько понятий хронотопа: один - это очерковый хронотоп, он больше связан с обрисовкой конкретно-исторического времени, отдельной эпохи, другой спрятан в тайнах многовековой морали и философии. Первый проявляется в том, как публицист решает те или иные технологические вопросы производства, это часто герой очерков, очерковых рассказов. Другой хронотоп - это отображение вечных истин средствами протяженных лейтмотивов. Третий тип - лирико-романтическое освещение жизни. Этот тип особенно заметен в произведениях «Свирель», «Ущербный месяц», «Узоры на листьях», «Конопля» и т.д. Еще одна сторона хронотопа Емельянова -это авантюрность «строения» жизни «отрицательных» героев и их поступков. Но эта авантюрность тоже в руках автора, в его напряженной речи.

А. Емельянов значительно углубил и расширил поиски чувашской повествовательной литературы в области жанровой структуры произведений. Например, его «Серебряный ветер» - это полотно, скроенное из отдельных повестей и новелл, написанных в разное время.

Многие чувашские писатели начинали свое творчество с очерков (И. Тук-таш, Л. Агаков, К. Петров и др.), именно с них начал свою писательскую деятельность и А. Емельянов. И. Тукташ и В. Алендей, Л. Маяксем и И. Григорьев в своих поисках в основном так и остались на уровне очерков. Емельянов сумел далеко уйти от голого очеркизма, от производственных проблем, он сделал шаг к показу внутреннего мира публицистического героя. То есть очерк в творчестве писателя получил новые высоты и новое напряжение.

Очерковая природа жанров Емельянова зависит от того, с какой степенью аналитизма он разбирает жизненный материал, почему и как он начинает пользоваться приемами аллегории, притчи, развернутой метафоры, откуда у него появляется интерес к решению производственных проблем, показу образа руководителя и т.д. Используя такие стилевые средства, писатель со временем начинает создавать повести, в которых и притча начинает тянуться к символам. Таким образом, жанровая система произведений А. Емельянова во многом вырастает из того, что он хорошо и разносторонне начинает осваивать традиции ранних чувашских писателей, поэтику их очерков.

Проблема типологии жанров в процессе изучения творчества А. Емельянова занимает одно из ведущих мест. Ее решение помогает разобраться в особенностях творческого мира художника. А. Емельянов является автором очерков, повестей, новелл и рассказов. В лирических новеллах прозаик прибегает к приему развернутых метафор и цепочки развертываемых метонимий (новелла «Свирель»). Такова и его повесть «Колокольчики», построенная на разветвляющейся поэтике образа колокольчиков. Очерки его нередко социологичны и открыто публицистичны. Повести в основном написаны на взаимодействии лирико-психологической выразительности и публицистико-социологического аналитизма.

Содержание жанров емельяновской прозы создается контрастными героями. Это напоминает очеркистику 1920-1930-х годов XX века. Следует отметить, что Емельянов заметно углубил структурообразующий прием, делая упор на внутренней полемичности разных героев и героя в самом себе.

В процессе показа жизни прозаик делает упор на раскрытии внутренних черт образов героев-энтузиастов. Это, конечно, большой шаг вперед. В повестях и рассказах В. Алендея, например, всегда делается акцент на голом, публицистическом решении производственных вопросов (его многочисленные повести о быте и тяготах колхозных ферм полностью насыщены проблемами постройки крупных комплексов, повышения производительности труда, увеличения надоев молока и т.д.). В прозе А. Емельянова имеются приемы контрастного противопоставления героев, интерес к «социально-производственному» человеку, лиризм мировидения и т.д. В этом проявляется особый дух его самобытности, в отличие, например, от Хв. Уяра и М. Ильбека.

Мы полагаем, необходимо сказать и о перспективе дальнейшего изучения поставленной проблемы. Опыт А. Емельянова наводит на необходимость изучения роли отдельного героя в создании жанрового содержания романа, требует, по мнению диссертанта, серьезного изучения вопроса о том, через какие особенности чувашская художественная публицистика приобретает единство с философским мировидением. Также важно рассмотреть вопрос о роли нравственных принципов в деле обновления мира чувашской прозы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Николаевна, 2006 год

1. Методология и теория

2. Артемьев, Ю.М. Чувашская литература / Ю.М. Артемьев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 191 с.

3. Барабаш, Ю.Я. Вопросы поэтики и эстетики / Ю.Я. Барабаш. М.: Современник, 1983. - 416 с.

4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-446 с. \

7. Белая, Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы / Г.А. Белая. М.: Сов. писатель, 1986. - 368 с.

8. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. -М.: Наука, 1983. 192 с.

9. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства в двух томах. Т. 1: Смысл творчества и другие работы / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1994. - 542 с.

10. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

11. Большакова, А.Ю. Современные теории жанра в англоамериканском литературоведении / А.Ю. Большакова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. III: Роды и жанры. - 592 с.

12. И. Бочаров, А.Г. Чем жива литература?. Современный литературный процесс / А.Г. Бочаров. М.: Сов. писатель, 1986. - 400 с.

13. Бочаров, С.Г. О художественных мирах / С.Г. Бочаров. М.: Сов. Россия, 1985.-296 с.

14. Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде. -М.: Наука, 1979.-208 с.

15. Вахитов, А.Х. Башкирский советский роман / А.Х. Вахитов. М.: Наука, 1978.- 160 с.

16. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец; Под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.

17. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989.-406 с.

18. Владимиров, Е.В. В русле времени / Е.В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 232 с.

19. Владимиров, Е.В. Зодчий братства литератур / Е.В. Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. 168 с.

20. Владимиров, Е.В. Обретение традиций / Е.В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 272 с.

21. Волков, И.Ф. Литература как вид художественного творчества / И.Ф. Волков. М.: Просвещение, 1985.- 192 с.

22. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. М.: Просвещение, 1995.-256 с.

23. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

24. Гачев, Г.Д. Национальные образы / Г.Д. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.-488 с.

25. Гей, Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. М.: Наука, 1975.-471 с.

26. Гинзбург, Лидия. Литература в поисках реальности / Л. Гинзбург. -М.; Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1987. 400 с.

27. Гулизаде, М.Ю. Литература Азербайджана / М.Ю. Гулизаде // История всемирной литературы. М.: Наука, 1984. Т. 2. - С. 319-336.

28. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. -2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. - 351 с.

29. Долгов, В.А. Чаваш литературин сан-сапачё / В.А. Долгов. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1963.-408 с.

30. Долгополое, JI.K. На рубеже веков: Русская литература конца XIX -начала XX вв. / Л.К. Долгополов. М.: Сов. писатель, 1985. - 352 с.

31. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л.И. Емельянов. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 206 с.

32. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / В.М. Жирмунский. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 493 с.

33. Журбина, Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе / Е.И. Журбина. М.: Сов. писатель, 1979. - 376 с.

34. История башкирской советской литературы. М.: Наука, 1977. - 588 с.

35. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989.-432 с.

36. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М.: Наука, 1974.

37. Кирнозе, З.И Страницы французской классики / З.И. Кирнозе. -М.: Просвещение, 1992. 224 с.

38. Комиссаров, Г.И Современное состояние чувашской литературы / Г.И. Комиссаров // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Чебоксары, 1992.

39. Кртевская, Л.И. Литературный портрет / Л.И. Кричевская. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 186 с.

40. Кузнецов, И.Д. Истори тёрёслёхёпе пурнадри чанлах / И.Д. Кузнецов. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1986. - 184 с.

41. Кузьмин, А.И. Повесть как жанр литературы / А.И. Кузьмин. М.: Знание, 1984. - 112 с.

42. Нуруллина, P.M. Татарский советский очерк 20-х годов / P.M. Ну-руллина // Мастерство очеркиста. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970. - 120 с.

43. Пархоменко, М.Н. Многонациональное единство советской литературы / М.Н. Пархоменко. М.: Просвещение, 1978. - 288 с.

44. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Просвещение, 1978.- 351 с.

45. Родионов, В.Г. Чаваш литературы (XVIII-XIX ёмёрён пёрремёш дурри): Вёрену пособийё / В.Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш патш. ун-чён изд-ви, 1999. - 169 с.

46. Родионов, В.Г. Чаваш литературы (XIX ёмёрён иккёмёш дурри) / В.Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш патш. ун-чён изд-ви, 2002. - 247 с.

47. Роднянская, КБ. Художник в поисках истины / И.Б. Роднянская. -М.: Современник, 1989. 384 с.

48. Современная русская советская литература: В 2 ч. Ч. I. М.: Просвещение, 1986. - 256 с.

49. Современная русская советская литература: В 2 ч. Ч. И. М.: Просвещение, 1986. - 256 с.

50. Соколова, В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе / В.Е. Соколова. Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 1990. - 48 с.

51. Степанов, В.А. Анализ художественных произведений в национальной школе / В.А. Степанов. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. - 354 с.

52. Степанов, В.А. Многообразие творческих исканий в русской литературе XX века / В.А. Степанов. Чебоксары: Чуваш, респ. ин-т обр., 1994. -207 с.

53. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. III: Роды и жанры. - 592 с.

54. Тимофеев, ЛИ Основы теории литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Тимофеев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976.-548 с.

55. Тынянов, ЮЛ. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов. М.: Высш. шк., 1993.-319 с.

56. Федоров, Г.И. Чйваш литературин cäнapлä пуплев теорийё: Методика отартйвёсем / Г.И. Федоров. Шупашкар: Чйваш патш. ун-чён изд-ви, 1994. - 96 с.

57. Федоров, Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов / Г.И. Федоров / Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук. 1996.-304 с.

58. Федоров, Г.И. 4äßani литератури (1945-1985 дулсем) / Г.И. Федоров. Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 2004. - 516 с.

59. Федоров, Г.И. Чувашская литература / Г.И. Федоров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. - 448 с.

60. Федорова, Е.В. Истоки и формирование жанров чувашской литературы XVIII-XIX вв. / Е.В. Федорова. Чебоксары, 2003. - 27 с.

61. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.

62. Хлебников, Г.Я. Современная чувашская литература / Г.Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 182 с.1.. Литературно-критические издания и статьи

63. Акаткин, В.М. В поисках идеала / В.М. Акаткин // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. -196 с.

64. Александров, С. Поэтика Константина Иванова / С. Александров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. 191 с.

65. Алешкина, С.А. Художественный мир писателя и творческий мир писателя / С.А. Алешкина // Аспект. 1989. Исследования по мордовской литературе. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. - 192 с.

66. Артемьев, Ю.М. Ирёк inyxäinceM / Ю.М. Артемьев. -Шупашкар: 4äBain кён. изд-ви, 1991.-208 с.

67. Артемьев, Ю.М. Ёмёр nygnaMäine (1900-1917 дулсенчи 4äBam литература историйён очеркё) / Ю.М. Артемьев. Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви 1996.- 295 с.

68. Артемьев, Ю.М. Страсть к полемике / Ю.М. Артемьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2003. - 240 с.

69. Артемьев, Ю.М. Ытарайми пуртад тёсёсем. Статьясемпе тёрленчёксем / Ю.М. Артемьев. Шупашкар: 4äBain кён. изд-ви, 1988. -128 с.

70. Артемьев, Ю.М. Этем тивёдё. Критикалла статьясен пуххи / Ю.М. Артемьев.-Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 1980. 112 с.

71. Барышников, Е.М. Тип / Е.М. Барышников // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1972. - 1008 с.

72. Глинкин, П.Е. Поиск позиции - жанр / П.Е. Глинкин // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. - Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1981.- 196 с.

73. Дедков, И.А. Публицистика / И.А. Дедков // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1971. - 1040 с.

74. Долгов, В.А. blpä cäHap илемё: Критикалла статьясем / В.А. Долгов. Шупашкар: 4äBain кён. изд-ви, 1978. - 176 с.

75. Ершов, Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы / Л. Ф. Ершов II Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.

76. Иванов, Ип. И. Кашни кёнекен хж пгапи / Ип. И. Иванов. -Шупашкар: 4äBam кён. изд-ви, 1980. 152 с.

77. Иванов, Н.И. Время и стих / Н.И. Иванов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981.-191 с.

78. Иванова, Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет / Н.Б. Иванова. -М.: Сов. писатель, 1988. 424 с.

79. Канюков, В.Я. Мён пур писателен ёдё / В.Я. Канюков // Таван литература утамёсем: Критикйлла статьясем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1974.-288 с.

80. Канюков, В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции. Проблемы литературно-фольклорных отношений / В.Я. Канюков. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 192 с.

81. Карельский, A.B. От горя к человеку: Два века западноевропейской литературы / A.B. Карельский. М.: Сов. писатель, 1990. - 400 с.

82. Касаткина, Т.А. Структура категории жанра / Т.А. Касаткина // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 2003. М.: ИМЛИ РАН, 2003.-350 с.

83. Кожинов, В.В. Жанр литературный / В.В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия. Т.2. -М.: Сов. энцикл., 1964. 1056 с.

84. Кожинов, В.В. Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. -М.: Сов. писатель, 1990. 544 с.

85. Кузнецов, И.Д. ЧЁваш культурипе литературин хаш-пёр ый-тйвёсем тавра / И.Д. Кузнецов. Шупашкар: ЧЁвашиздат, 1961. - 196 с.

86. Кутуй, Рустем. Что за зеркалом? / Р. Кутуй // Аяз Гилязов. При свете зарниц: Повести. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 544 с.

87. Лебедев, A.A. Вчерашние уроки на завтра. Литературная полемика / A.A. Лебедев. М.: Сов. писатель, 1991. - 368 с.

88. Лозинская, Е.В. Жанровые классификации / Е.В. Лозинская // Западное литературоведение XX века / Рос. акад. наук. Ин-т информации по общественным наукам. М.: Интрада, 2004. - 560 с.

89. Локтев, Н.Ф. Об этической тенденции в современном русском рассказе / Н.Ф. Локтев // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.

90. Морозова, H.A. Современный роман воспитания / H.A. Морозова // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.

91. Мусин, Ф.М. По координатам жизни: Размышления о современной татарской прозе / Ф.М. Мусин. М.: Современник, 1976. - 206 с.

92. Мышкина, А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины XX века / А.Ф. Мышкина. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. 276 с.

93. Научный журнал: Диалог, карнавал, хронотоп. 2(7). Витебск: Изд-во Витеб. гос. ун-та, 1994. - 150 с.

94. Неупокоева, ИГ. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1976. -359 с.

95. Никитин, В.П. Чувашский рассказ (1921-1941) / В.П. Никитин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 175 с.

96. Николина, H.A. Филологический анализ текста / H.A. Николина. -М.: Академа, 2003. 256 с.

97. Никулина, Е.А. Проблема гуманизма и жанровые тенденции в современной советской драме / Е.А. Никулина // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.

98. Нуйкин, A.A. На том стою. Нравственные ориентиры в сегодняшней литературе / A.A. Нуйкин. М.: Сов. писатель, 1991. - 352 с.

99. Павлов, Вадим. На страже жизни: Проблема положительного героя в советской многонациональной литературе / В. Павлов // Критика и время: Лит.-критич. сб. Л.: Лениздат, 1984. - 336 с.

100. Павлов, Н. С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики / Н.С. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1970. - 148 с.

101. Родионов, ВТ. Игнатий Иванов: Пултарулах портречё, сырнисем / В.Г. Родионов. -Шупашкар: 4äßam патш. ун-чён изд-ви, 2001. 80 с.

102. Соловьев, B.C. Литературная критика / B.C. Соловьев / Сост. и коммент. Н.И. Цимбаева. М.: Современник, 1990. - 422 с.

103. Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры / Э.Ю. Соловьев. М.: Изд-во полит, лит., 1991. - 432 с.

104. Ставский, Михаил. Кам-ши Bän Крыслов? // Николай Григорьев. CäMax вайне тупса. Михаил Ставский. Эстетика тата илемлё 4ä-ваш литератури /М. Ставский. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1993. -272 с.

105. Тевекелян, Д.В. День забот. Размышления о городской прозе 6070-х годов / Д.В. Тевекелян. М.: Сов. писатель, 1982. - 304 с.

106. Федоров, Г.И. Художественный мир Федора Уяра: Проблемы типологии, поэтики и художественной семантики / Г.И. Федоров. Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1991. - 176 с.

107. Федоров, Г.И. CäHapnä cäMax шыравё / Г.И. Федоров. Шупашкар: ЧЁваш кён. изд-ви, 1996. - 224 с.

108. Федорова, Л.П. Женская тема в поэзии Кузебая Герда и Ашальчи Оки / Л.П. Федорова // Движения эпохи движение литературы. Удмуртская литература XX века. - Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2002.

109. Хлебников, Г.Я. Меслетпе äcranäx: Статьясен пуххи / Г.Я. Хлебников. Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 1984. - 254 с.

110. Хлебников, Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Г .Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302 с.

111. Хлебников, Г.Я. Чувашский роман / Г.Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 211 с.

112. Цветов, Г.А. Художественно-публицистическая проза Вл. Солоухина / Г.А. Цветов // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.

113. Числов М. Время зрелости пора поэмы / М. Числов. - М.: Сов. писатель, 1986. - 396 с.

114. Чичерин, A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы / A.B. Чичерин. М.: Сов. писатель, 1980. - 336 с.

115. Шошин, В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур / В.А. Шошин. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. - 248 с.

116. Эзенкин, B.C. Путь к роману: Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе / B.C. Эзенкин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 96 с.

117. Эзенкин, B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики. 1917-1970-е годы / B.C. Эзенкин. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.-200 с.

118. I. Авторефераты диссертаций и диссертации

119. Абрамов, В.А. Становление и развитие чувашской повести: Дис. . канд. филол. наук / Абрамов Валентин Александрович. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.

120. Камитова, A.B. Образный мир Кузебая Герда: Оригинал и переводческая интерпретация: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Камитова Алевтина Васильевна. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 22 с.

121. Краснов Г.В. Типология чувашского художественного очерка 20-30-х годов XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Краснов Георгий Васильевич. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 26 с.

122. Михайлов, Э.Л. Развитие русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х годов XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Михайлов Эдуард Леонидович. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 26 с.

123. Пантелеева, Т.Г. Поэтика удмуртского рассказа: Дис. канд. . филол. наук / Пантелеева Тамара Григорьевна. Чебоксары, 2006. - 212 с.

124. Романов, В.Н. Идейно-художественное своеобразие чувашской литературы конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Романов Василий Николаевич. - Чебоксары, 1998. - 22 с.

125. Савирова, МЛ. Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Савирова Марина Петровна. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 20 с.

126. Урукова, Л.А. Художественное пространство и время в произведениях П.А. Егорова и В.Н. Захарова: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Урукова Любовь Алексеевна. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 23 с.1.. Художественные тексты

127. Агаков, Л.Я. Пёрре дуркунне.: Повёдсем / Л.Я. Агаков. -Ш.: Чавашгосиздат, 1948. -268 с.

128. Агаков, Л.Я. Хакла кёру / Л.Я. Агаков. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1962.-216 с.

129. Агаков, Л.Я. Чи хакли: Роман / Л.Я. Агаков. Ш.: Чаваш кён. изд-ви, 1974. -382 с.

130. Агивер Ф.Г. Юратупа дакар: Пьесасем / Ф.Г. Агивер. Ш.: Чаваш кён. изд-ви, 1990. - 304 с.

131. Айдаш, Ю.Г. KäHTäp дутипе: Повесть / Ю.Г. Айдаш. -Ш.: 4äBani кён. изд-ви, 1974. -144 с.

132. Айтматов, Ч. Буранный полустанок: Романы / Ч. Айтматов. М.: Профиздат, 1989.-605 с.

133. Алендей, B.C. Вёлле хурчё ьигган хурт: Роман / B.C. Алендей. -III.: 4äßani кён. изд-ви, 2005. -479 с.

134. Алендей, B.C. Видё bmänna видё хёр: Роман / B.C. Алендей. -Ш.: 4äBani кён. изд-ви, 1988. -384 с.

135. Алендей, B.C. Курйксене тайса дил вёрет: Роман / B.C. Алендей. -Ш.: 4äßaniH3flaT. 1969. -254 с.

136. Алендей, B.C. Сар дуделлё capä Tyräp: Повёдсемпе калавсем / B.C. Алендей. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1986. -335 с.

137. Алендей, B.C. TäpHa сасси илтёнет: Повёдсемпе калавсем / B.C. Алендей. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1982. -399 с.

138. Артемьев, A.C. Саламби: Повесть / A.C. Артемьев. М.: Сов. Россия, 1960. - 133 с.

139. Артемьев, A.C. QäKäp хакё: Повёдсем / A.C. Артемьев. -Ш.: 4äBani кён. изд-ви, 1977. -208 с.

140. Аслан, С.С. Алла аллйн: Роман / С.С. Аслан. Ш.: Чä-вашгосиздат, 1958. -320 с.

141. Астафьев, В.П. Печальный детектив. Избранное / В.П. Астафьев. -М.: Эксмо, 2004.-831 с.

142. Бальзак, Оноре де. Избранное: Пер. с фр. / О. де Бальзак. М.: Просвещение, 1988. - 350 с.

143. Бикчентаев, А.Г. Лебеди остаются на Урале: Романы / А.Г. Бикчен-таев. М.: Худож. лит, 1983. - 446 с.

144. Битов, А.Г. Семь путешествий: Повести / А.Г. Битов. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1976.

145. Гельман, А.И. Пьесы / А.И. Гельман. М.: Сов. писатель, 1985. -272 с.

146. Гиляжев, X. Солдаты без погон: Роман / X. Гиляжев. М. : Сов. Россия, 1969.-240 с.

147. Гилязов, A.M. При свете зарниц: Повести / A.M. Гилязов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 544 с.

148. Гладков, Ф.В. Цемент: Роман / Ф.В. Гладков. М.: Профиздат, 1987.-269 с.

149. Емельянов, A.B. Ват ашши (Бабье лето) / A.B. Емельянов. Шу-naniKap:4äBain кён. изд-ви, 1990.-284 с.

150. Емельянов, A.B. Год тринадцать месяцев: Повести и рассказы / A.B. Емельянов. -М.: Современник, 1980. - 480 с.

151. Емельянов, A.B. Запоздалый суд: Повести и рассказы / A.B. Емельянов. М.: Современник, 1976. - 432 с.

152. Емельянов, A.B. Здравствуй, поле мое: Роман / A.B. Емельянов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. - 312 с.

153. Емельянов, А.В. KaHâçcâp дуркунне / A.B. Емельянов. III.: 4äßani гос. изд-ви, 1960. - 128 с.

154. Емельянов, A.B. Кузьма Овражный: Очерки / A.B. Емельянов. М.: Сов. Россия, 1987.-93 с.

155. Емельянов, A.B. Не ради славы: Повести / A.B. Емельянов. М.: Сов. Россия, 1978.-448 с.

156. Емельянов, A.B. Перевертыш: Повести и рассказы / A.B. Емельянов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. 399 с.

157. Емельянов, A.B. Серебряный ветер: Роман / A.B. Емельянов. М.: Современник, 1987. - 429 с.

158. Емельянов, A.B. ÇaBan capäncaH / A.B. Емельянов. III.: Чйвашиздат, 1966. -285 с.

159. Емельянов, A.B. Узоры на листьях: Повести и рассказы / A.B. Емельянов. М.: Сов. писатель, 1979. - 382 с.

160. Емельянов, A.B. Черные грузди: Повести и рассказы / A.B. Емельянов. М.: Сов. писатель, 1984. - 304 с.

161. Емельянов, A.B. ЛШнкйрав KypäKe: Повёдсем. Калавсем / A.B. Емельянов. Шупашкар, 1987.-416 с.

162. Емельянов, A.B. Ят: Роман, повёдсем, калав / A.B. Емельянов. Шупашкар, 1992. - 480 с.

163. Иванов, К.В. Нарспи / К.В. Иванов. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1976. -120 с.

164. Ильбек, М. Хура gäicäp: Роман / М. Ильбек. Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1982.-287 с.

165. Карим, М. Долгое-долгое детство: Повесть / М. Карим. М.: Современник, 1977.-223 с.

166. Карим, М. Помилование: Повести / М. Карим. М.: Известия, 1989. -298 с.

167. Косоротое, В.Н. Крутые перевалы: Повесть и рассказы: Пер. с мар. / В.Н. Косоротов. -М.: Современник, 1981. 208 с.

168. Крымов, Ю.С. Танкер «Дербент»: Повесть / Ю.С. Крымов. Л.: Лениздат, 1986. - 191 с.

169. Леонов, Л.М. Соть: Роман / Л.М. Леонов. М.: Современник, 1984. -304 с.

170. Максимов, H.H. Шр айён те шыв юхать / H.H. Максимов. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1983. 191 с.

171. Максимов, H.H. Tanä: Роман / H.H. Максимов. -Ш.: 4ä-ваш кён. изд-ви, 1986.

172. Нуруллина, В.Н. С ношей в гору не обходят: Повести: Пер. с татар. / В.Н. Нуруллина. М.: Современник, 1985. - 272 с.

173. Овечкин, B.B. Районные будни: Очерки / В.В. Овечкин. М.: Сов. Россия, 1987.-364 с.

174. Осипов, П.Н. Айтар: Драма / П.Н. Осипов. Ш.: Чавашиздат, 1937.-77 с.

175. Патман, Н.К. Акатуй. Суйласа илнё произведенисем /Н.К. Патман. -LLL: Чавашгосиздат, 1958. 199 с.

176. Попов, В.Ф. И это называется будни: Романы / В.Ф. Попов. М.: Сов. писатель, 1976. - 800 с.

177. Распутин, В.Г. Пожар: Повести / В.Г. Распутин. М.: Сов. писатель, 1990.-236 с.

178. Садай, В.Л. £улти икё таван: Повёдсемпе калавсем / B.JI. Садай. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1982. -216 с.

179. Смуул, Ю. Ледовая книга: Монологи / Ю. Смуул. М.: Сов. писатель, 1972. -512 с.

180. Талвир, А.Ф. Фундамент: Роман / А.Ф. Талвир. М.: Известия, 1978. -651с.

181. Талвир, А.Ф. Шва дуле динче: Повесть / А.Ф. Талвир. -Ш.: Чйваш кён изд-ви, 1991. -304 с.

182. Таллеров, Л.В. Эрхип мануке Эрхип: Повёдсемпе калавсем / Л.В. Таллеров. - Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1992. -319 с.

183. Тимофеев, Г.Т. TäxäpbHn / Г.Т. Тимофеев. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2002.-431 с.

184. Трубина, М.Д. Мучар: Калав / М.Д. Трубина. Ш.: 4ä-ваш патш. изд-ви, 1934. -86 с.

185. Тукташ, КС. BäKäp дырми: Повесть / И.С. Тукташ. Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1932. - 135 с.

186. Турхан, К. Йамралла ял: Роман / К. Турхан. -Ш.: Чаваш кён. изд-ви, 1951. -368 с.

187. Уййп Мишши. Кай енче. £ул динче дырса пынисем / М. УШп. -Ш.: 4äßam кён. изд-ви, 1966. -328 с.

188. УхлиВ.В. Хёрсем пурдан тёртеддё: Роман / В.В. Ухли. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1974. -320 с.

189. Ухли В.В. Шуркилсем: Роман. Иккёмёш кйларйм / В.В. Ухли. -ILL: Чйваш кён. изд-ви, 1984. -384 с.

190. Ухсай, Я.Г. (^ырнисен пуххи. 2 т. Поэмйсем / Я.Г. Ухсай.-Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 2002. 382 с.

191. У яр, Хв. Видё кун, видё кад: Повёдпе калавсем, очерксем, статьясем / Хв. Уяр.-Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1965. 160 с.

192. У яр, Хв. (.ул кёнеки: Повёдпе тёрленчёксем / Хв. Уяр. -Ш.: Чйваш кён. изд-ви, 1978. -272 с.

193. Уяр, Хв. Тенета: Роман / Хв. Уяр. М.: Сов. Россия, 1984. - 336 с.

194. Хабибуллин, М.М. Водовороты: Роман / М.М. Хабибуллин. М.: Современник, 1985. - 352 с.

195. Хакимов, Ахияр. Млечный путь / А. Хакимов. М.: Современник, 1990.-336 с.

196. Чехов, А.П. Повести и рассказы: В 3 т. / А.П. Чехов. М.: Гослитиздат, 1959.

197. Эсхелъ, A.A. Хёвеллё gyMäp / A.A. Эсхель. Ш.: Чйваш АССР кёнеке изд-ви, 1965. -287 с.

198. Юксерн, B.C. Воды текут, берега остаются: Повесть, роман / B.C. Юксерн. -М.: Сов. Россия, 1983. 335 с.

199. Юркин, КН. Повёдсем. Прозалла савасем. Тёрленчёксем. Аса-илусем / И.Н. Юркин. ILL: Чйваш кён. изд-ви, 1986. -269 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.