Лирические тенденции в чувашской прозе 50-80-х годов XX века в контексте русской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Павлова, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Павлова, Светлана Владимировна
Введение
Глава I. Особенности отражения лирического мироощущения Художника в литературе
1.1. Лиризм как способ выражения интимных переживаний в прозаическом произведении.
1.2. Стилевые особенности лирической прозы: организация повествования, лирические отступления и интонация.
Глава 2. Истоки формирования лиризма в чувашской литературе и русская лирическая проза
2.1. Фольклорные тенденции и лиризм в прозе 20-40-х годов XX века.
2.2. Некоторые особенности развития чувашской и русской лирической прозы 50-80-х гг. ХХвека.
Глава 3. Тенденции развития лирической прозы в чувашской литературе 50-80-х годов XX века
3.1. Лирико-философская проза.
3.2. Лирико-психологическая проза.
3.3. Лирико-публицистическая проза.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Своеобразие художественно-публицистической прозы Анатолия Емельянова2006 год, кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Николаевна
Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы1999 год, кандидат филологических наук Горецкий, Виталий Федорович
Северокавказская лирическая проза: Поэтика и проблематика2003 год, кандидат филологических наук Мамбетова, Марьяна Хусейновна
Своеобразие чувашской художественно-философской прозы2006 год, доктор филологических наук Мышкина, Альбина Федоровна
Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов2004 год, кандидат филологических наук Остапцева, Вера Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирические тенденции в чувашской прозе 50-80-х годов XX века в контексте русской литературы»
Лирическая проза долгое время в литературоведении не имела единого определения. О сути лирической прозы как стилевого течения высказывались самые различные суждения. Какие черты являются определяющими собственно лирическую прозу? Очень часто любая эмоционально окрашенная проза объявляется лирической. На самом деле «ядром» лиризма в прозе являются чувства. Однако в «чистом виде» литературное явление существовать не может. Так, и лирическая проза представляет собой сочетание лирического и эпического начал, только в ней преобладают лирические формы воспроизведения действительности.
Лиризм уходит своими корнями в устное народное творчество. Многочисленные жанры фольклора «служили» определенным целям общества: мифы, легенды и предания объясняли происхождение народа, повествовали о месте обитания и роде деятельности, фиксировали основные исторические события, выражая субъективную оценку происходящих изменений.
Довольно интенсивно лирическое начало развивается в прозе критического реализма, который стремится к объективной оценке действительности, утверждает новые идеалы, диктуемые самой жизнью. Лирическую исповедь, излюбленный прием романтиков, вытесняет столкновение характеров. Возвышенные интонации уступают место объективному анализу действительности. Писатели критического реализма стремятся подчеркнуть «разность» между героем и автором. В самостоятельном «виде» лирическая проза в реалистической литературе прошлого существовала в жанре стихотворений в прозе.
Новаторство лирической прозы советской эпохи заключается в том, что она отражает новые грани действительности, новые взаимоотношения личности и коллектива, новый духовный мир советского человека. Лирическая проза отражает те душевные переживания, которые не находят выражения в действиях. Именно это свойство становится основным в определении этого явления.
В чувашской литературе лирические тенденции, так же, как и в русской, берут свое начало с устного народного творчества. Однако интенсивное развитие чувашской литературы прослеживается лишь в послеоктябрьские годы. Особенно быстрый рост обнаруживается в поэзии. Тенденции к лиризации повествования проявляются, прежде всего, в творчестве С. Фомина и В. Рзая.
В целом, в литературе о таком явлении как лирическая проза заговорили с началом творчества О. Берггольц и В. Солоухина. Национальные литературы, в том числе и чувашская, переняли этот процесс почти одновременно. В чувашской литературе развитие лирической прозы происходило в 'эпоху расцвета так называемого социалистического реализма. Темы и идеи для будущих произведений диктовались сверху, навязывались писателю. Государственная идеология, видимо, не учитывала тот факт, что искусство - это всегда отношение. Всегда сплав объективного и субъективного. Объективное представляет реальный мир, а субъективное — как оценка изображаемой реальности. В лирической прозе выражением характерных особенностей времени выступает духовный мир самого писателя, где он стремится открыто передать читателю свое отношение к миру.
Одним из таких писателей в чувашской литературе, на наш взгляд, становится А. В. Емельянов. Его проза достаточно своеобразна. Внешне он не выходит за рамки принятых идеологией правил, изображает в своих произведениях повседневную жизнь трудового народа. Однако вместе с тем, писателю удается привнести в свое творчество живое обаяние и привлекательность. Повествование А. Емельянова содержит проявление настоящих человеческих чувств в рамках прозаического произведения. Таким образом, ему удалось удовлетворить и свои притязания в литературе, и требования, предъявляемые советской идеологией. Но не все писатели могли свободно заниматься литературным творчеством. С этой точки зрения творчество таких писателей, как Ю. Скворцов, В. Игнатьев, А. Артемьев и некоторых других не соответствовало образцовым стандартам социалистического реализма и не могло устраивать советских критиков. В то время как именно в произведениях этих прозаиков зарождается новое литературное явление - лирическая проза. Причем, в чувашской литературе она четко разделяется на три основных направления: лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое, последнее из которых, на наш взгляд, является доминирующим.
Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, чувашское литературоведение в последние десятилетия придает все большее значение изучению художественной формы, вопросов эстетического выражения. Однако проблемы лирического стиля в литературе 50-80-х годов остаются недостаточно изученными.
Во-вторых, изучение творчества писателя невозможно без полного учета контекста эпохи. Эта задача становится тем сложнее, чем дальше уходит эта эпоха от исследователя.
В-третьих, никогда не теряют общественного интереса вопросы, связанные с раскрытием загадочной человеческой судьбы на материале художественного произведения.
Для создания целостной картины исследования лирической прозы необходимо выявить индивидуальный стиль писателя. Любой индивидуальный стиль опирается на опыт предшествующих ему стилей, несет на себе отпечаток как национальной, так и общемировой культуры. Авторский стиль является «выражением глубокой оригинальности» [ 38, с.
5].
Целью данной работы является исследование лирической прозы на материале произведений чувашских прозаиков, создававшихся в 50-80-е годы
XX века. Выявление индивидуального и национального своеобразия лирической прозы на основе сопоставления творчества писателей-прозаиков.
Основная цель определила круг конкретных задач исследования:
- рассмотреть истоки формирования лирической прозы и проследить основные периоды-развития данного процесса;
- выявить жанрово-стилевое своеобразие повестей и рассказов чувашских прозаиков, определяющих основные тенденции развития лирической прозы;
- рассмотреть развитие лирической прозы в 50-80-е годы XX века и выявить основные ее течения (лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое);
- проследить особенности формирования названных выше течений лирической прозы и выявить в них характерные черты на материале чувашских писателей.
Теоретическая и методологическая база данного исследования основывается на комплексном использовании принципов сравнительно-типологического, историко-литературного и текстологического анализа. В качестве основного приема используется сравнение текстов, которое дополняется подробным изучением стиля, как оригиналов, так и переводов.
Методологической основой исследования являются литературоведческие труды В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, А.В. Чичерина, В.Г. Белинского и др. Общий подход к проблемам литературного стиля определен точками зрения Л.Я. Гинзбург, А.П. Эльяшевича, Ю.М. Артемьева, Г. Я. Хлебникова, Г.И. Федорова, А.Ф. Мышкиной и др.
Научная новизна исследования состоит в попытке систематизированного осмысления и аналитического обобщения произведений, определяющих, на наш взгляд, лирическую прозу в чувашской литературе. Целостное исследование стиля предпринимается впервые. Новизна заключается также в выявлении новых взглядов на лирическую прозу в чувашской литературе, в том числе в определении внутри литературного явления основных его направлений. Так, впервые ставятся вопросы о разграничении лирико-философской, лирико-психологической и лирико-философской прозы, о взаимодействии лирики и публицистики как в рамках творчества одного писателя, так и одного определенного течения.
Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что лирическая проза до сих пор не имеет четкого научного определения. Первоначально многие исследователи (JI. Новиченко) рассматривают лирическую прозу как часть романтического течения. Для других главной особенностью лирической прозы являются преобладание в повествовании авторского голоса и свободная композиция (В.Ковалев). По мнению В. Новикова, С. Петрова и Я. Эльсберга, рассматривающих лирическую прозу, как особый тип художественного обобщения, сущностью ее является непосредственное присутствие в произведениях «я» автора, раскрывающего свои переживания, чувства и мысли.
Более глубокий подход в этом вопросе демонстрируют работы Г. Поспелова и JI. Гинзбург. По мнению Г.Поспелова, такое свойство художественного произведения, как лиризм непосредственно связано с пафосом произведений, который выражает определенную идейно-эмоциональную оценку писателя. JI. Гинзбург объясняет понятие лирики как субъективный род литературы, она, как никакая другая, «устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» [47, с. 124].
Каждый из рассматриваемых нами исследователей по-своему прав, каждый отмечает действительно важные и характерные черты лирической прозы, рассматривает лирику с различных точек зрения. Но все исследователи сходятся в одном: чувственный мир личности - это суть лирической прозы. В чувашской литературе ярко выраженные особенности лирической прозы появляются в конце 50-х годов в произведениях писателей-фронтовиков В. Садая, В. Алендея, А. Артемьева. В них главной задачей авторов становится раскрытие внутреннего мира героев. Некоторые прозаики склоняются к использованию исповедальных форм повествования (В.Игнатьев, Ю. Скворцов). В большинстве своем писатели разворачивают свои сюжеты на едином фоне - на фоне чувашской деревни, при этом важную роль играет лирический пейзаж).
Однако, новое явление наиболее отчетливо заявило о себе в прозаических сочинениях Ф. Уяра, А. Артемьева, Ю. Скворцова, В. Игнатьева, Ф. Агивера, В. Садая и некоторых других. Следует отметить также, что у каждого писателя, несмотря на общую тенденцию к лиризации повествования, намечаются свои неповторимые особенности, ибо, выражая свое отношение к миру, писатель-лирик раскрывает тем самым и свой мир. И в этом индивидуальном, отличном от других, представлении мира немаловажно и то, насколько глубоко внутренний мир писателя выражает духовное богатство народа. Индивидуальность творчества писателя проявляется также и в выборе определенного ракурса изображения различных социальных проблем.
В работе анализируется творчество такого чувашского писателя, как Анатолий Емельянов, в русле взаимопроникновения двух начал: лирического и публицистического. Исследуются специфика и своеобразие его творчества, истоки формирования его художественного мировоззрения и механизм отражения этого мировоззрения в авторской поэтике. При этом главное наше внимание мы будем уделять такому качеству творчества А. Емельянова, как лиризм повествования.
А. Емельянов все свое творчество формирует в русле так называемой «деревенской прозы», причем исследует такую сферу жизни, которая непосредственно связана с его профессией. Известно, что долгое время писатель работал в области сельского хозяйства, начиная с простого зоотехника «поднялся» до должности секретаря райкома. Видимо, по этой причине А. Емельянов очень подробно знакомит читателей с нюансами ведения сельского хозяйства. Несмотря на творчество многочисленных писателей, работающих в русле «деревенской прозы», А. Емельянову удалось сохранить свое неповторимое лицо, найти собственную нишу.
На наш взгляд, творчество А.Емельянова является уникальным явлением в чувашской литературе. Несмотря на публицистическую заостренность его произведений, им, тем не менее, свойственен необычайный лиризм повествования. В своей работе мы попытаемся выяснить, каким образом Анатолию Емельянову удается сочетать в своем творчестве эти две, по сути несочетаемые, особенности художественного повествования.
А.Емельянов — автор многих известных произведений, однако до недавнего времени он оставался писателем малоизученным. На сегодняшний день, кроме небольшого количества рецензий существуют также немногочисленные обзорно-критические статьи, авторы которых пытаются представить картину творческого пути писателя. К наиболее серьезным исследованиям творчества А.Емельянова можно отнести работы Г. Федорова «Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов», А. Мышкиной «Чувашская художественно-философская и художественнопублицистическая проза второй половины XX века», диссертацию Т. Н. Емельяновой «Своеобразие художественно-публицистической прозы А. Емельянова».
В исследовании Г.И. Федорова дается подробный анализ чувашской прозы II половины XX века, основных тенденций литературного процесса. Автор исследует эстетический облик творческих исканий отдельных писателей, в том числе и А. Емельянова. Более подробное изучение творчества А.Емельянова предпринимается автором в главе «Социальные типы героев и философия бытия цехового, социального человека».
А. Ф. Мышкина в своей работе анализирует творчество А. Емельянова в русле художественно-публицистической прозы, однако автор подмечает и тенденции к философизации писателя в зрелый период его творчества.
Еще одним из исследований творчества А. Емельянова достаточно фундаментального характера является диссертация Т. Емельяновой. В этой работе представлена систематизация и анализ некоторых произведений А. Емельянова. Разрабатывается типология героев в творчестве А. Емельянова, исследуется проблема хронотопа прозы и своеобразие жанровой системы художественной публицистики писателя.
Исследователем Емельяновой Т.Н. сделано замечание о том, что «Большая заслуга Емельянова заключается в том, что он впервые догадался, что и деловой человек, и руководитель, несмотря на то, что занимались производственными вопросами, имели друзей, семью, детей, решали бытовые вопросы и т.д. Кроме того, он одним из первых осознал, что партийные работники, председатели колхозов не всегда положительные герои, среди них есть и плохие организаторы производства, которые . работают лишь для того, чтобы любыми средствами стать передовыми, получить награды, почести и т.д. Именно понимание этого помогло Емельянову осмыслить новые задачи отображения героя публицистической прозы и заметно уточнить особенности типологии героев» [55, с. 148].
Изучая произведения 60-80-х годов, мы пришли к выводу о том, что мир прозы А. Емельянова — неразрывное, органичное соединение публицистического и лирического начал. Более того, мастерство писателя все больше проявляется в усилении лиризма повествования.
В процессе аналитического осмысления текстов А. Емельянова не раз сталкиваешься с проблемой художественного перевода произведений автора. Среди его переводчиков С. Шуртаков, Ю. Галкин, А. Дмитриев и др. Эстетические вкусы, пристрастия, особенности мировосприятия исполнителей этой сложной работы объективно отражаются на качестве перевода, и русскоязычный текст не всегда предстает адекватным. Поэтому, выбирая наиболее удачные образцы перевода, диссертанту нередко приходилось использовать собственный филологический перевод. Однако эта проблема выходит за рамки данного исследования и требует специального изучения.
В современном литературоведении интерес к изучению лирического аспекта в творчестве различных авторов-прозаиков до сих пор не ослабевает. Так, например, вопросами лирической прозы занимались С. Липин, А. Павловский, Я. Эльсберг и др. Но, как мы уже отметили выше, до сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу определения четких границ лирической прозы. Однако, несмотря на отсутствие единого мнения по этому вопросу, бесспорно, что лирическая проза призвана выражать, прежде всего, внутренние переживания лирического героя на фоне всеобщей действительности.
Теоретическая и практическая значимость выводов, полученных в диссертации, определяется тем, что они могут заметно углубить представление о лирической прозе в чувашской литературе. В работе выявлены особенности чувашской лирической прозы. Определены различные тенденции ее развития по трем основным течениям: лирико-философском, лирико-психологическом и лирико-публицистическом. Диссертационная работа может служить также некоторым примером попытки историко-литературного и теоретического исследования отдельных проблем художественной литературы.
Полученные выводы могут также представлять интерес для специалистов в области истории литературы и литературоведческой стилистики. Материалом исследования являются повести и рассказы
A. Емельянова, А. Артемьева, Ю. Скворцова, В. Игнатьева, В. Садая,
B. Алендея, Л. Таллерова, Ф. Агивера, Ф. Уяра , публицистические работы А. Емельянова, Ф. Уяра и др. В сравнительно-сопоставительном плане рассматриваются «образцовые» произведения русской лирической прозы 5060-х гг. (О. Берггольц, В. Солоухин, В. Лихоносов и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертация выработала научную систему рассмотрения особенностей лирической прозы. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при написании учебников, учебных пособий, разработке истории чувашской литературы, при подготовке различных спецкурсов по литературе.
Апробация работы. По теме диссертации исследователем опубликован ряд статей в журналах и сборниках, выводы апробированы на ежегодных конференциях различного масштаба.
Структура работы определяется поставленными задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественное выражение женского идеала в чувашской литературе2003 год, кандидат филологических наук Савельева, Вера Мефодьевна
Художественное осмысление процессов жизни северокавказского общества в контексте духовно-нравственных и интеллектуально-философских исканий личности в лирической повести2005 год, доктор филологических наук Хуако, Фатимет Нальбиевна
Художественные функции портрета героя в чувашской прозе 1950-2000-х годов2008 год, кандидат филологических наук Сорокина, Любовь Константиновна
Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века2009 год, кандидат филологических наук Уляндина, Августа Васильевна
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы2011 год, кандидат филологических наук Игонина, Наталия Александровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Павлова, Светлана Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев чувашскую лирическую прозу на примере произведений ее ярких представителей, а также некоторые тенденции развития этого жанрово-стилевого течения в чувашской литературе, мы пришли к следующим выводам.
Лирическая проза как жанрово-стилевое течение чувашской литературы, представляет собой плодотворное и устойчивое явление и находится в постоянном развитии. Характерной особенностью лирической прозы рассматриваемого нами периода является усиление ее философской насыщенности, стремление к осмыслению различных проблем бытия, что сопровождается и усилением психологизма.
Кроме обращения к природе и нравственно-этической проблематике в рассказах и повестях, писатели лирического направления часто обращаются к воспоминаниям о своих переживаниях в различные периоды жизни, насыщая произведения автобиографизмом.
Помимо тенденций современной лирической прозы нас интересовал вклад в ее развитие крупного представителя чувашской литературы Анатолия Емельянова, т.к. именно в его творчестве, на наш взгляд, нашли отражения элементы и лирико-философской, и лирико-психологической, и лирико-публицистической прозы. Долгое время творчество писателя определялось и до сих пор определяется как художественно-публицистическое, а тенденции к лирическому осмыслению действительности подчеркивались лишь попутно. В данной работе мы пришли к выводу о высокой степени выражения лиризма в повестях и рассказах А. Емельянова. Более того, лиризм Емельянова является особым явлением, содержащим в себе неразрывную связь внутреннего мира лирического героя с актуальными проблемами современной жизни. Писатель, разбирая назревшие вопросы, сохраняет лирический настрой повествования. Даже когда его герои говорят о том, как повысить урожайность земли, или вывести колхоз на передовые позиции и т.д., они не теряют художественного обаяния, не становятся бесчувственными персонажами. Это связано с тем, что слова, произносимые героями А. Емельянова, рождаются в сердце писателя. Ему до боли близки все трудности, с какими сталкиваются его персонажи, именно поэтому слова литературных героев наполняются чувством и страстью. Эта особенность является основной в определении творческого облика писателя.
Однако лирическая проза в чувашской литературе развивалась неравномерно. Как и во многих национальных литературах, свои первые осмысленные шаги она предпринимает в конце 50-х годов XX века. Новое явление становится ощутимым в произведениях А. Артемьева, В. Садая, Ю. Скворцова и некоторых других чувашских писателей. Мы выявили неповторимый стиль каждого из них, и, исходя из этого, пришли к выводу, что чувашскую лирическую прозу можно разделить на три основных течения: лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое. На наш взгляд, самым плодотворным в этом ряду стало лирико-публицистическое течение.
Проанализировав повести и рассказы названных прозаиков, созданных в 50-80-е годы, мы выяснили, что в них основной акцент делается на внутреннем мире человека и центром повествования становится личность во всем ее многогранном проявлении. Рассмотренные нами произведения позволяют говорить о стремлении авторов поэтизировать обыкновенное -окружающий нас мир в его будничных, повседневных выражениях. Большое место в творчестве писателей уделено природе. Они пишут о человеке, о его тончайших переживаниях при соприкосновении с природой, о малейших ощущениях, возникающих в сознании, в душе человека в ответ на сближение с природой. Человек и природа представлены в прозе как единое целое, особенно это характерно для творчества Ю. Скворцова. Он фиксировал малейшее движение человеческой души и человеческой мысли при взгляде на какое-либо проявление или явление природы.
Однако каждый писатель-лирик по-своему использует богатство лирических средств, но в то же время у каждого есть свои, характерные для него приемы. Эти приемы составляют некий стиль писателя. Все богатство стилистических приемов своеобразно используется и обновляется в творчестве вышеупомянутых прозаиков. Каждое произведение представляет собой индивидуальное, неповторимое сочетание художественных приемов лирического воспроизведения окружающего мира, в каждом из них по-своему воплощены возможности лирического стиля. Пожалуй, главная черта, объединяющая творчество названных писателей-прозаиков, это наличие в нем схожего лирического героя, который остро чувствует красоту мира и тонко реагирует на ее проявления.
Следует отметить, что чувашское литературно-художественное сознание в процессе историко-культурного развития движется в сторону философского углубления. Это, представляет собой, естественный ход развития, ведь недаром в стихотворной лирике уже давно существует понятие «философская лирика». Наибольший интерес в этом плане представляет творчество Ю. Скворцова и А.В. Емельянова, Ф. Уяра. Причем, А. Емельянов наиболее удачно сумел соединить лирическое мироощущение с философско-публицистической стороной художественного произведения. Мы пришли к выводу, что творчество А.В. Емельянова представляет собой уникальное сочетание публицистичности и лиричности. Рассматривая острые проблемы современности, писатель сумел при этом очень ярко и красочно передать чувства и настроение героев. Основу лиризма произведений А. Емельянова составляет чувство Родины, сплав глубокого уважения к прошлому чувашского народа (к его истории, творчеству, традициям) — уважения, в котором живет непосредственное чувство крестьянина, и умения мыслить категориями сегодняшнего дня. Конкретной почвой, питающей лиризм А. Емельянова, бесспорно, стала малая Родина писателя.
Наибольшим лиризмом проникнуты рассказы А. Емельянова. В рассказах писателя очень часто повествование ведется от первого лица. А это позволяет с наибольшей полнотой выразить внутренний мир героя, лучше понять его чувства и переживания.
Мы проследили также творчество JI. Таллерова и В Алендея и выявили черты сходства и различия их творчества с произведениями А. Емельянова. Мы выяснили, что писатель В. Алендей больше тяготеет в своем творчестве к публицистичности, но при этом ему не чужды и лирические мотивы в произведениях. Если в повести затрагиваются более «обширные» темы, то в рассказе обычно представлена одна сюжетная линия, что позволяет наиболее полно раскрыть основную идею произведения, при этом писателю удается также наиболее глубоко затронуть чувства читателей.
Л. Таллеров так же, как и А. Емельянов, тяготеет к публицистичности, при этом ее основой, на наш взгляд, служат многочисленные описания. Но в то же время, они используются писателем для придания художественности воспроизводимым реалиям.
В 60-е — 80-е годы намечается тенденция обращения к художественно-философским мотивам в прозе. Лирические излияния героев переплетаются с философскими рассуждениями, которые, в свою очередь, часто связываются с вопросами экзистенциальными. В качестве примера мы рассмотрели творчество Ю. Скворцова и Ф. Уяра. Однако каждый писатель разрабатывает собственную философию. Если Ю. Скворцов склонен изображать человека в его слитности с природой, подвластного ей, то Ф. Уяр рассматривает человеческую судьбу как результат умственного и духовного труда самого человека. При этом писатель часто затрагивает волнующие его проблемы и вкладывает в уста своих персонажей свои собственные мысли и взгляды. Многие его произведения являются автобиографичными. Безусловно, и Ю.Скворцову, и Ф. Агиверу, и Ф. Уяру не чужды лирические мотивы в творчестве, однако лирика тесно связывается с психологизмом и философией. Это еще раз доказывает тот факт, что философские размышления лиричны по сути своей, так как в их основе лежит мысльпереживание, которая, несомненно, проходит через сердце персонажа и глубоко им осознается.
В последней главе нашего исследования мы обратились к рассмотрению непосредственно тенденций развития внутри лирической прозы. В результате мы выявили три основных течения: лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое. При этом следует отметить тот факт, что такое разделение лирической прозы достаточно условно, так как в «чистом» виде каждое из направлений существовать не может. В творчестве писателей-лириков, так или иначе, всегда присутствуют и философские, и психологические, и публицистические тенденции. Мы попытались соотнести прозу того или иного писателя с определенным направлением, исходя доминирующих мотивов в творчестве, палитры красок и авторской сверхзадачи.
Наиболее обширной в этом плане стала лирико-публицистическая направленность. И это не случайно, т.к. одной из основных задач писателей во второй половине XX века является изображение социальных процессов, происходящих в обществе. Этой цели часто идеально «подходил» жанр очерка, который органично сочетает в себе элементы публицистичности с художественной литературой. Своеобразным «лидером» лирико-публицистической прозы в чувашской литературе, на наш взгляд, является А. Емельянов. Писателю удалось привнести в художественную публицистику некоторые черты лиризма, многие его произведения выходят за рамки обычного понимания публицистики как таковой. Эта особенность публицистического творчества А. Емельянова побудила нас к более подробному его изучению, что позволило нам создать целостное представление о творчестве писателя.
В заключение необходимо сказать и о перспективе дальнейшего изучения поставленной проблемы. Очевидно, что роль лирических по стилю писателей в современной чувашской литературе все более возрастает, хотя само явление лирической прозы - во всем содержательном, стилистическом, жанрово-видовом многообразии — охватывает на сегодняшний день слишком много не только осмысленных, но даже просто не изученных фактов. Изучение творчества представителей этого направления в чувашской литературе закладывает основы для будущих исследований, а тем самым значительно уточняет картину современного литературного процесса.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Павлова, Светлана Владимировна, 2009 год
1. Абрамов, В.А. Становление и развитие чувашской повести: дис. канд. фил. наук / Валентин Александрович Абрамов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
2. Абрамов, В.А. Становление и развитие чувашской повести / В. А. Абрамов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. — 132 с.
3. Агивер, Ф.Г. Затяжные дожди: повести и рассказы. Перевод с чув. / Ф. Г. Агивер. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. — 334 с.
4. Агивер, Ф.Г. Утро журавлиное: повести. Перевод с чув. JI. Казаковой / Ф. Г. Агивер. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 208 с.
5. Айтматов, Ч. Буранный полустанок: романы / Ч. Айтматов. М.: Профиздат, 1989. - 605 с.
6. Алендей, B.C. Шел солдат: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / В. С. Алендей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. — 400 с.
7. Алендей, B.C. Сар дуделлё сара тутар: повёдсемпе калавсем / В. С. Алендей. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1986. - 335 с.
8. Алендей, B.C. Тарна сасси илтёнет: повёдсемпе калавсем / В. С. Алендей. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1982. - 399 с.
9. Алендей, B.C. Красивая ты, рябина: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / В. С. Алендей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 205 с.
10. Антонов, С. От первого лица / С. Антонов. М.: Совет, писатель, 1973. - 156 с.
11. Артемьев, А.С. Саламби: повесть. Авториз. перевод с чув. / А.С. Артемьев. -М.: Совет. Россия, 1960. 133 с.
12. Артемьев, А.С. £акар хакё: повёдсем / А. С. Артемьев. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1977. 208 с.
13. Артемьев, Ю.М. Живая вода из родника жизнелюбия / Ю. М. Артемьев // Писатели: очерки. Серия «Библиотека Президента
14. Чувашской Республики». Т.6. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2008. — С. 43-53.
15. Н.Артемьев, Ю.М. Становление социалистического реализма вчувашской литературе / Ю. М. Артемьев. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1977.- 157 с.
16. Артемьев, Ю.М. Страсть к полемике / Ю. М. Артемьев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 194 с.
17. Артемьев, Ю.М. Чувашская литература: учебник для 10-11 классов русскоязычных школ / Ю.М. Артемьев. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2003.-238с.
18. Артемьев, Ю.М. Ёмёр пудламашё (1900-1917 дулсенчи чаваш литература историйён очеркё) / Ю. М. Артемьев. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996. 295 с.
19. Артемьев, Ю.М. Ирёк шухашсем / Ю. М. Артемьев. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1991. - 208 с.
20. Артемьев, Ю.М. Ытарайми пурнад тёсёсем: статьясемпе тёрленчёксем / Ю. М. Артемьев. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1988. - 128 с.
21. Артемьев, Ю.М. Этем тивёдё: критикалла статьясен пуххи/ Ю. М. Артемьев. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1980. - 112 с.
22. Астафьев, В.П. Печальный детектив. Избранное / В.П. Астафьев. -М.: Эксмо, 2004.-831 с.
23. Афанасьев, П.В. Писатели Чувашии: библиографический справочник / П. В. Афанасьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2006. — 558 с.
24. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
25. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 446 с.
26. Белая, Г.А. Литература в зеркале критики: современные проблемы / Г. А. Белая. М.: Сов. писатель, 1986. - 368 с.
27. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. — М.: Наука, 1983.- 192 с.
28. Белинский, В.Г. Поли. собр. соч. Т.10 / В. Г. Белинский. -М.: Худож. лит., 1956.-567 с.
29. Берггольц, О. Избранные произведения в 2-х т. Т.2. / О. Берггольц. — JL: Сов. писатель, 1967. 545 с.
30. Борев, Ю.Б. Методология анализа художественного произведения / Ю. Б. Борев // Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988.-350 с.
31. Бочаров, А.Г. Чем жива литература?. Современный литературный процесс / А.Г. Бочаров. -М.: Совет, писатель, 1986. 400 с.31 .Бочаров, С.Г. О художественных мирах / С. Г. Бочаров. — М.: Совет. Россия, 1985.-296 с.
32. Вахитов, А.Х. Башкирский советский роман / А. X. Вахитов. М.: Наука, 1978.- 160 с.
33. Вахитов, А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе / А. X. Вахитов. -Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1982. — 352 с.
34. Введение в литературоведение. Хрестоматия: учеб. пособие / Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, JI.B. Чернец / под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.
35. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989.-406 с.
36. Вещикова, И.А. Публицистика в истории русской культуры /
37. И. А. Вещикова // Русская духовная культура / под ред. А.Я. Эсалнек, М.Д. Зиновьевой. -М.: МГУ, 1995. С. 256-389.
38. Вильчек, Л.Ш. Валентин Овечкин. Жизнь и творчество / Л. Ш. Вильчек. — М.: Худож. лит., 1977. 183 с.
39. Виноградов, В.В. О задачах стилистики / В.В. Виноградов // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М.: Худож. лит, 1980. С. 356-423.
40. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII XIX вв. / В. В. Виноградов. - М.: Худож. лит., 1982. - 543 с.
41. Владимиров, Е.В. В русле времени / Е. В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. —232 с.
42. Владимиров, Е.В. Зодчий братства литератур / Е. В. Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. 168 с.
43. Владимиров, Е.В. Обретение традиций / Е. В. Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. — 272 с.
44. Волков, И.Ф. Литература как вид художественного творчества / И. Ф. Волков. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
45. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. М.: Совет, писатель, 1988.-488 с.
46. Гачев, Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы / Г. Д. Гачев. М.: Худож. лит., 1989. - 431 с.
47. Гегель, Г. Эстетика. Т.З. / Г. Гегель. М.: Худож. лит., 1971. - 536 с.
48. Гинзбург, Л .Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гиизбург. — М.; Л.: Совет, писатель. Ленингр. отд-ние, 1987. -400 с.
49. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. Л.: Наука, 1971.-234 с.
50. Горохов, В.М. Закономерности публицистического творчества / В. М. Горохов. -М.: Совет, писатель, 1975. 321 с.
51. Гусейнов, Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч. Г. Гусейнов. М.: Совет, писатель, 1988.-432 с.
52. Дедков И. В поле две воли. / И. Дедков // Наш современник. 1975. -№ 11.-С. 157-166.
53. Добролюбов, Н. А. Собр. соч. Т.2. / Н. А. Добролюбов. М.: Худож. лит., 1982.-534 с.
54. Долгов, В.А. Чаваш литературин сан-сапачё / В. А. Долгов. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1963. 408 с.
55. Долгов, В.А. Ыра санар илемё: критикалла статьясем /В. А. Долгов.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1978. — 176 с.
56. Емельянова, Т.Н. Своеобразие художественно-публицистической прозы А. Емельянова: дис. канд. фил. наук / Татьяна Николаевна Емельянова. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.
57. Емельянов, А.В. Ват ашши / А. В. Емельянов. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1990. - 284 с.
58. Емельянов, А.В. Год тринадцать месяцев: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. - М.: Современник, 1980. — 480 с.
59. Емельянов, А.В. Запоздалый суд: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. М.: Современник, 1976. - 432 с.
60. Емельянов, А.В. Здравствуй, поле мое: роман. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. - 312 с.
61. Емельянов, А.В. Канадсар дуркунне / А. В. Емельянов. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1960. 128 с.
62. Емельянов, А.В. Кузьма Овражный: очерки. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. — М.: Совет. Россия, 1987. 93 с.
63. Емельянов, А.В. Не ради славы: повести. Авториз. перевод с чув. С. Шуртакова / А. В. Емельянов. М.: Совет. Россия, 1978. - 448 с.
64. Емельянов, А.В. Мои счастливые дни: повесть и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. М.: Совет. Россия, 1986. - 424 с.
65. Емельянов, А.В. Перевертыш: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 399 с.
66. Емельянов, А.В. Разлив Цивиля. Авториз. перевод с чув. С. Шуртакова / А. В. Емельянов. — М.: Современник, 1972. 302 с.
67. Емельянов, А.В. Серебряный ветер: роман. Авториз. перевод с чув. Ю. Галкина / А. В. Емельянов. — М.: Современник, 1987. 429 с.
68. Емельянов, А.В. Сдавал саралсан / А. В. Емельянов. Шупашкар: Чавашиздат, 1966. - 285 с.
69. Емельянов, А.В. Узоры на листьях: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. М.: Сов. писатель, 1979. - 382 с.
70. Емельянов, А.В. Черные грузди: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / А. В. Емельянов. М.: Сов. писатель, 1984. - 304 с.
71. Емельянов, А.В. Шанкрав куракё: повёдсемпе калавсем / А. В. Емельянов.-Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1987. 416 с.
72. Емельянов, А.В. Ят: роман, повёдсем, калав / А. В. Емельянов.-Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1992. 480 с.U
73. Емельянов А.В. Аш варкана чух. / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1993. - №7. - С. 1-9.
74. Емельянов А.В. Аш хыпна чух. / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1995. - №4. - С. 8-11.
75. Емельянов А.В. (^акартан асли дук / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1972. - №1. - С. 3-7.
76. Емельянов А.В. (^еруш / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1982. - №1. - С. 4-6.
77. Емельянов А.В. (^урхи шывсем / А. В. Емельянов // Ялав (Знамя). -1960. 8 авг., 9 сент.
78. Емельянов А.В. С^ёршывам кадар / А. В. Емельянов // Ялав (Знамя). -1994. №5.-С. 5-7.
79. Емельянов А.В. £унат вёдеврее дирёпленет / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1985. - №7. - С. 4-7.
80. Емельянов А.В. Куда куранман инкек / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1988. - №9. - С. 7-9.
81. Емельянов А.В. Туссем / Емельянов // А. В. Хыпар (Вести). 1997. -21 июня.
82. Емельянов А.В. Икселми пултарулах / А. В. Емельянов // Хыпар (Вести). 1996.-9 авг.
83. Емельянов А.В. Худасар халах саланать / А. В. Емельянов // Хыпар (Вести). 1995. - 16 дек.
84. Емельянов А.В. Пуласлах / А. В. Емельянов // Хыпар (Вести). 1997. -24 дек.
85. Емельянов А.В. Президент динчен / А. В. Емельянов // Хыпар (Вести). 1993. - 15 июня.
86. Емельянов А.В. Чир / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1987. - №5. - С. 7-9.
87. Емельянов А.В. Мускавран тавранна чух. / А. В. Емельянов // Таван Атал (Родная Волга). 1983. - №1-2. - С. 9-11.
88. Емельянов А.В. Атте масарё / А. В. Емельянов // Хыпар (Вести). — 1993.-8 мая.
89. Емельянов А.В. В долгу неоплатном / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. -1981.-1 янв.
90. Емельянов А.В. Время светлых новоселий / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. — 1984. — 4 марта.
91. Емельянов А.В. Деревня вчера и сегодня / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. — 1992. — 13 нояб.
92. Емельянов А.В. Как я боролся с ворами / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1995. - 2 июня.
93. Емельянов А.В. Конфликт на захватнической почве / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. — 1995. — 5 июля.
94. Емельянов А.В. Миф про нашу жизнь или крик души писателей / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1992. — 12 фев.
95. Емельянов А.В. Мир Вам, люди! / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. -1981.-1 янв.
96. Емельянов А.В. Одна на всю Россию / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1986. - 1 июля.
97. Емельянов А.В. Память / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. -1986.-26 июля.
98. Емельянов А.В. Сутки в деревне / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1990. - 4 фев.
99. Емельянов А.В. С надеждой на завтра / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1981. — 30 апр.
100. Емельянов А.В. Счастье реальное и мнимое / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1989.-21 авг.
101. Емельянов А.В. Тоскую ли о прошлом? Да, тоскую / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1994. - 2 фев.
102. Емельянов А.В. У околицы. 1. Гори, гори, моя звезда /
103. A. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1994. - 27 сент.
104. Емельянов А.В. У околицы. 2. Ниме / А. В. Емельянов // Советская Чувашия. 1994. - 28 сент.
105. Ершов, Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы / Л. Ф. Ершов // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.
106. Жирмунский, В.М. Теория литературы / В. М. Жирмунский. М.: Высш. шк., 1977.-407 с.
107. Журбина, Е.И. Повесть с двумя сюжетами: о публицистической прозе / Е. И. Журбина,- М.: Совет, писатель, 1979. — 376 с.
108. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон / Е. И. Журбина.- М.: Мысль, 1969.- 298 с.
109. Иванов, Ип. И. Кашни кёнекен хай шапи / Ип. И. Иванов. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1980. 152 с.
110. Иванова, Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет / Н. Б. Иванова. -М.: Совет, писатель, 1988.-424 с.
111. Игнатьев, В.Г. Беспокойные: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / В. Г. Игнатьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 237 с.
112. Игнатьев, В.Г. Будем счастливы: рассказы. Авториз перевод с чув. /
113. B. Г. Игнатьев. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1984. - 336 с.
114. История башкирской советской литературы. М.: Наука, 1977. — 588с.
115. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989.-432 с.
116. История мордовской литературы. Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 1981.-386 с.
117. Канюков, В.Я. Мен пур писателен ёдё / В. Я. Канюков//Таван литература утамёсем: критикалла статьясем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1974. - 288 с.
118. Карим, М. Долгое-долгое детство: Повесть / М. Карим. М.: Современник, 1977. - 223 с.
119. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. - 324 с.
120. Ковалев, В.А. Проблемы стиля в советской литературе / В. А. Ковалев // Время. Пафос. Стиль. М. - Л.: Наука, 1965 - 225 с.
121. Ковалев В. Реализм высшей точности / В. Ковалев // Русская литература. 1969. - №2. - С. 34 - 45.
122. Кожинов, В.В. Статьи о современной литературе / В. В. Кожинов. -М.: Совет, писатель, 1990. 544 с.
123. Кожинов, В.В. Размышления о русской литературе / В. В. Кожинов. -М.: Совет. Россия, 1990. 544 с.
124. Кондратович А. Мудрое слово / А. Кондратович // Октябрь. 1980. -№ 11.-199-200.
125. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под. ред. С. В. Тураева. М.: Просвещение, 1988. - 356 с.
126. Крыжановский С. Лирическая проза / С. Крыжановский // Вопросы литературы. 1966. - №2. - С. 36-42.
127. Кузнецов, И.Д. Истори тёрёслёхёпе пурнадри чанлах /И. Д. Кузнецов. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1986. - 184 с.
128. Кузьмин, А.И. Повесть как жанр литературы / А. И. Кузьмин. М.: Знание, 1984.- 112 с.
129. Лапшин М. Уроки Валентина Овечкина / М. Лапшин // Москва. -1979. -№ 7.-С. 209-211.
130. Лихоносов, В.И. Осень в Тамани / В. И. Лихоносов. М.: Современник, 1972. — 456 с.
131. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова. М.: Сов. энцикл., 1987. - 750 с.
132. Липин, С.А. Сквозь призму чувств / С. А. Липин. М.: Совет, писатель, 1978. - 198 с.
133. Локтев, Н.Ф. Об этической тенденции в современном русском рассказе / Н. Ф. Локтев // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 196 с.
134. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Высш. шк., 1970. 227 с.
135. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю. В. Манн. М.: Совет, писатель, 1987. - 320 с.
136. Мышкина, А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины XX века / А. Ф. Мышкина. Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 2005. — 276 с.
137. Нагибин, Ю. Вступительное слово / Ю. Нагибин // Советский рассказ 20-30-х годов. М.: Правда, 1990. - 367 с.
138. Никитин, В.П. Очерк, рассказ или очерковый рассказ / В. П. Никитин // Чувашский рассказ (1921-1941). — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990.-64 с.
139. Никифорова, В.В. Особенности художественной прозы Юрия Скворцова: дис. канд. филол. наук. / Вера Витальевна Никифорова. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
140. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н. А. Николина. -М.: Академа, 2003. 256 с.
141. Новиков, В. Художественная правда и диалектика творчества / В. Новиков. М.: Совет, писатель, 1971. - с. 389.
142. Новиченко, JI. Стиль метод - жизнь / Л. Новиченко // Часть общего дела. - М.: Совет, писатель, 1970. - с. 423.
143. Нуйкин, А.А. На том стою. Нравственные ориентиры в сегодняшней литературе / А. А. Нуйкин. М.: Совет, писатель, 1991. -352 с.
144. Нуруллина, P.M. Татарский советский очерк 20-х годов / Р. М. Нуруллина // Мастерство очеркиста. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970.- 120 с.
145. Овечкин, В.В. Районные будни: очерки / В. В. Овечкин. М.: Совет. Россия, 1987.-364 с.
146. О писательском труде: сб. ст. и выступл. совет, писателей. -М.: Совет, писатель, 1955. 380 с.
147. Павлов, В. На стрежне жизни (Проблема положительного героя в современной многонациональной литературе) / В. Павлов // Критика и время: литературно-критический сборник Л.: Лениздат, 1984. - 334 с.
148. Павловский, А.И. О лирической прозе (Ольга Берггольц и Владимир Солоухин) / А. И. Павловский // Время, пафос, стиль: сб. ст. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1965. - 272 с.
149. Пархоменко, М.Н. Многонациональное единство советской литературы / М. Н. Пархоменко. М.: Просвещение, 1978. - 288 с.
150. Петров, С. Социалистический реализм в художественной литературе / С. Петров. М.: Совет, писатель, 1976. - 286 с.
151. Писатели: Очерки. Серия «Библиотека Президента Чувашской Республики». Т.6. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2008. — 398 с.
152. Поспелов, Г.Н. Лирика / Г. Н. Поспелов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-208 с.
153. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы /
154. Г. Н. Поспелов // Введение в литературоведение: хрестоматия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 412 с.
155. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 330 с.
156. Пришвин, М. Моя страна / М. Пришвин. М.: Современник, 1973. -213 с.
157. Прохоров, Е. Искусство публицистики / Е. Прохоров. — М.: Совет, писатель, 1984. 256 с.
158. Распутин, В.Г. Пожар: Повести / В. Г. Распутин. — М.: Совет, писатель, 1990. 236 с.
159. Родионов, В.Г. Этнос, культура, слово / В. Г. Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. - 552 с.
160. Родионов, В.Г. Чаваш литературы (XVIII-XIX ёмёрён пёрремёш дурри): вёрену пособийё / В. Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш патш. ун-чён изд-ви, 1999. - 169 с.
161. Родионов, В.Г. Чаваш литературы (XIX ёмёрён иккёмёш дурри) / В. Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш патш. ун-чён изд-ви, 2002. - 247 с.
162. Роднянская, И.Б. Художник в поисках истины / И. Б. Роднянская. -М.: Современник, 1989.-384 с.
163. Рубашкин, А.И. Прямая речь: очерки о советской писательской публицистике / А. И. Рубашкин. Л.: Совет, писатель. Ленингр. отд., 1980.-267 с.
164. Садай, В.Л. £улти икё Таван: повёдсемпе калавсем / В. Л. Садай. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1982. - 216 с.
165. Садай, В.Л. Запах тумана: повести и рассказы. Авториз перевод с чув. / В. Л. Садай. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 146 с.
166. Сироткин, М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы / М. Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 352 с.
167. Скворцов, Ю.И. И все стало иным.: повести и рассказы. Перевод с чув. К. Ткаченко /Ю. И. Скворцов. М.: Современник, 1985. - 318 с.
168. Скобелев, В.П. Гавриил Троепольский / В. П. Скобелев. М.: Совет. Россия, 1969. - 118 с.
169. Слуцкие М. Лирическая проза: откуда и куда? / М. Слуцкие // Вопросы литературы. 1968. - №11. - С.127-137.
170. Современная русская советская литература: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1986. 256 с.
171. Современная русская советская литература: в 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1986. 256 с.
172. Современная русская советская повесть / под ред. Н. А. Грозновой, В. А. Ковалева. Л.: Наука, 1975. - 264 с.
173. Соколов, А.Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. -223 с.
174. Солоухин, В. Лирические повести. Рассказы. / В. Солоухин. М.: Худож. лит., 1964. - 356 с.
175. Солоухин, В. С лирических позиций / В. Солоухин. М.: Совет, писатель, 1965. — 189 с.
176. Ставский, М. Кам-ши вал Крыслов? //М. Ставский. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1993. - 272 с.
177. Степанов, В.А. Многообразие творческих исканий в русской литературе XX века / В. А. Степанов. Чебоксары: Чуваш, респ. ин-т обр., 1994.-207 с.
178. Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. М.: Мысль, 1982. - 321 с.
179. Стюфляева, М.И. Поэтика публицистики / М. И. Стюфляева. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975. — 154 с.
180. Таллеров, Л.В. Эрхип мануке Эрхип: повёдсемпе калавсем / Л. В. Таллеров.-Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1992. - 319 с.
181. Таллеров, Л.В Омежник трава болотная: повести. Авториз. перевод с чув. / Л. В. Таллеров. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 304 с.
182. Таллеров, J1.B. Сапка юрри: повёдсем, калавсем тата очерксем / JL В. Таллеров. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1979.400 с.
183. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Тимофеев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 548 с.
184. Тургенев, И.С. Собрание сочинений. Т. 13. / И. С. Тургенев. М. - Л.: Наука, 1967.-725 с.
185. Троепольский, Г.Н. Белый Бим Черное ухо / Г. Н. Троепольский. М.: Худож. лит., 1990. - 360 с.
186. Уяр, Хв. Видё кун, видё кад: повёдсемпе калавсем, очерксем, статьясем/ Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1965. 160 с.
187. Уяр, Хв. £ул кёнеки: повёдсемпе тёрленчёксем / Хв. Уяр. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1965. 160 с.
188. Уяр, Ф.Е. Дороги дальние и близкие: повести, путевые очерки. Авториз. перевод с чув. / Ф. Е. Уяр. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987.-256 с.
189. Уяр, Ф.Е. Живое слово: повести и рассказы. Авториз. перевод с чув. / Ф. Е. Уяр. М.: Совет, писатель, 1987. - 367 с.
190. Федоров В. Историзм как принцип социалистического реализма / В. Федоров // Октябрь. 1972. -№3.-210-211.
191. Федоров, Г. И. С любовью к простому человеку / Г. И. Федоров // Писатели. Т.6. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2008. - С. 259-269.
192. Федоров, Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов / Г. И. Федоров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, 1996.-304 с.
193. Федоров, Г.И. Художественный мир Федора Уяра: проблемы типологии, поэтики и художественной семантики / Г. И. Федоров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. 176 с.
194. Федоров, Г.И. Чаваш литератури (1945-1985 дулсем) / Г. И. Федоров. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2004. - 516 с.
195. Федоров, Г.И. Чувашская литература / Г. И. Федоров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. -448 с.
196. Фомин, С. Воскресение Орфея: повести и рассказы. Авториз перевод с чув. / С. Фомин. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1978. 234 с.
197. Хайлов А. Три встречи с Евгением Носовым / А. Хайлов // Север. -1972. -№3,-С. 110-114.
198. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. — 437 с.
199. Хв. Агиверён психологизмё йёрки (Эстетика тата поэтика ыйтавёсем) // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. Шупашкар: ЧНИИ изд-ви, 1994. - 124 с. - С. 31-64.
200. Хв. Уяр. Мёншён чаваш чаваша юратмасть / Уяр Хв. // Хыпар. 1995.- 12 апр.
201. Хв. Уяр. Юнла кун / Уяр Хв. // Хыпар. 1994. - 25 мая.
202. Хв. Уяр. «Адга эс, тинёс» калав историйё / Уяр Хв.//Хыпар.— 1995.-23 июня.
203. Хлебников, Г.Я. Современная чувашская литература / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 182 с.
204. Хлебников, Г.Я. Современный чувашский рассказ / Г. Я. Хлебников // Ученые записки. Вып. 46. Чебоксары: НИИ при Совете, мин. Чув. АССР, 1970. - 276 с. - С.32-72.
205. Хлебников, Г.Я. Чувашская литература второй половины XX века / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. - 416 с.
206. Хлебников, Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302 с.
207. Хлебников, Г.Я. Меслетпе асталах: статьясен пуххи / Г. Я. Хлебников. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984. - 254 с.
208. Хлебников, Г.Я. Пултарулах тёшши: статьясен пуххи / Г. Я. Хлебников. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1981. - 136 с.
209. Хмельницкая, Т. В глубь характера: о психологизме в современной прозе. М.: Совет, писатель, 1988. - 256 с.
210. Храпченко, М.Б. Творческое новаторство и принципы оценки литературных произведений / М. Б. Храпченко // Контекст. — М.: Наука, 1977.-319 с.
211. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. М.: Худож. лит., 1982. - 479 с.
212. Шошин, В.А. Проблема взаимодействия советских национальных литератур / В. А. Шошин. Л.: Наука, 1989. - 248 с.
213. Черепахов, М. Проблемы теории публицистики / М. Черепахов. М.: Совет, писатель, 1971. - 315 с.
214. Чичерин, А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы /
215. A. В. Чичерин. М.: Совет, писатель, 1980. - 336 с.
216. Чичерин, А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова / А. В. Чичерин. М.: Сов. писатель, 1968. - 374 с.
217. Эзенкин, B.C. Путь к роману: особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе /
218. B. С. Эзенкин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 96 с.
219. Эльсберг, Я. О стилевых исканиях в современной русской прозе / Я. Эльсберг. М.: Совет, писатель, 1978. - 298 с.
220. Эльяшевич, А.В. Герои истинные и мнимые / А. В. Эльяшевич. М.; Л.: Совет. писатель. Ленингр. отд-ие, 1963. — 368 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.