Своеобразие художественного мира Илле Тхти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кириллова, Ирина Юрьевна

  • Кириллова, Ирина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 181
Кириллова, Ирина Юрьевна. Своеобразие художественного мира Илле Тхти: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кириллова, Ирина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ИЛЛЕ ТХТИ.

1.1. Введение в проблематику.

1.2. Особенности повествовательной структуры произведений.

1.3. Своеобразие художественного стиля писателя.

Глава II. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА

ИЛЛЕ ТХТИ.

2.1. Отражение национального мировосприятия в произведениях И. Тхти.

2.2. Фольклорные традиции в лиро-эпике писателя.

Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМИЧЕСКОГО И. ТХТИ.

3.1. Истоки комического в творчестве писателя.

3.2. Идейно-художественная специфика комического в произведениях И. Тхти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественного мира Илле Тхти»

Творчество Ильи Ефимовича Ефимова (Тхти) (1889-1938), одного из талантливых писателей в истории национальной литературы, в значительной степени определило направление и пути развития чувашской литературы первой половины XX в. Характерной чертой творческой манеры писателя стало обращение к истокам и богатству самобытного чувашского фольклора. В его произведениях отражается мир чувашского народа. Он выработал свои определенные традиции комического повествования в национальной литературе, которые позднее были переняты такими мастерами чувашской прозы как Хв. Уяр, Хв. Агивер, Л. Таллеров и др.

Творческая личность И. Тхти, его литературная деятельность были заметным явлением в культурной жизни Чувашской Республики, вобравшим в себя как исторически обусловленные процессы, так и особенности развития национальной словесности.

Актуальность проблемы исследования. Возрождение незаслуженно забытых национально-художественных традиций потребовало поиска адекватных исследовательских ориентиров, системного осмысления возвращенного наследия и недооцененных явлений словесной культуры. Современное чувашское литературоведение, находясь на этапе переосмысления национального литературного наследия в целом, изыскивает новые методологические принципы понимания творчества отдельного художника, отдельного литературного произведения. В новом ракурсе осмысливается и творчество Илле Тхти, которое еще не выступало в качестве объекта всестороннего исследования.

В чувашской литературной критике имеется немало работ, посвященных анализу поэтики писателя: в разные годы были опубликованы статьи и рецензии М.Я. Сироткина, В.Я. Канюкова, Г.Я. Хлебникова, С.П. Горского и др. Однако они требуют более широкого изучения творческого наследия данного автора. Особо следует отметить исследования

Ю.М. Артемьева, Г.И. Федорова, В.Г. Родионова, Ю.В. Яковлева, в которых творчество И. Тхти рассматривается наравне с такими классиками чувашской литературы, как М.Ф. Федоров, С.В. Эльгер, П.П. Хузангай, Ю.И. Скворцов и др. Но эти исследования не имеют целостного характера, в них либо дается односторонняя идеологическая оценка, либо раскрываются лишь некоторые аспекты поэтики писателя.

При изучении творческого наследия писателя в научном архиве ЧГИГН нами были найдены ранее не опубликованные художественные произведения автора, представляющие интерес для литературоведения. До настоящего времени они не являлись объектом исследования критиков. Анализ и системное осмысление творчества И. Тхти также способствует созданию наиболее полной картины чувашской литературы 20-30-х гг. XX в. Этими обстоятельствами и обусловлено появление данного исследования, в котором сделана попытка комплексного изучения творческого наследия писателя, значимость творчества которого определяется в контексте всей чувашской литературы.

Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы является обобщающий анализ творчества Илле Тхти в контексте чувашского историко-литературного процесса, выявление своеобразия художественного мира писателя. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- определить взаимосвязи творчества Тхти с общим ходом развития чувашской литературы и путем теоретико-литературного анализа раскрыть новаторство писателя;

- рассмотреть идейно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие в повествовании;

- через национально-философское сознание чувашского этноса изучить мировоззренческие и эстетические основы творчества Тхти;

- проанализировать влияние устной народной поэзии на становление и развитие творческого потенциала и идейно-эстетических взглядов художника;

- выявить специфику комизма писателя и показать его эволюцию в контексте всего творчества;

- для более глубокого понимания творчества писателя изучить его динамическую поэтику.

Методологическая база исследования создавалась с учетом научных концепций, отраженных в трудах М.М. Бахтина, В.Я. Проппа, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, М.Б. Храпченко, А.Ф. Лосева, Л.Я. Гинзбург и др.

Из работ чувашских литературоведов конструктивную помощь оказали труды Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, В.Г. Родионова, Г.И. Федорова, B.C. Эзенкина, П.Н. Метина, Ю.В. Яковлева и др.

В основу исследования положены требования объективности к анализу самобытного слова Тхти. Исходный методологический принцип -рассмотрение произведений писателя в единстве содержания и формы, особенностей внутренней их организации, поэтому исследование построено на принципах конкретно-текстового, структурно-семантического освещения материала. Структурно-семантический анализ предполагает изучение творчества писателя как целостной системы, в которой категории структуры и семантики взаимосвязаны между собой. По ходу исследования мы также прибегаем к методике контекстуального, историко-генетического, сравнительно-типологического анализа литературных явлений и, в частности, отдельных художественных текстов.

Объектом исследования являются творческое наследие писателя, представленное в книгах: «Рассказы и стихи» (1930), «Избранные» (1960), «Поэзия, проза, публицистика» (1979), а также не опубликованные до настоящего времени материалы, хранящиеся в научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, тексты устного народного творчества, собранные И. Тхти.

Предметом исследования стали литературный опыт писателя, анализ поэтики Тхти как способа постижения эстетических и мировоззренческих основ творчества писателя, идущие из национально-философского сознания чувашского народа.

Научная новизна заключается в том, что впервые в чувашском литературоведении широко поставленапроблема художественного мира И. Тхти. Данная работа практически является первым опытом целостного анализа особенностей поэтики писателя, выявляющим истоки и основы его творчества, индивидуально-характерологического стиля и идейно-эстетического своеобразия его художественной системы. Исследование творческого наследия Тхти проводится с учетом последних достижений современной литературведческой науки.

Слово писателя изначально осмысливается в русле национально-философского мировосприятия. В связи с этим особое значение придается тем моментам, которые приближают к пониманию особенностей национального менталитета, национального характера.

Впервые в научный обиход введены материалы из личного архива писателя, позволившие выявить новые стороны его поэтики и изучить творческую лабораторию. Исследование динамической поэтики И. Тхти сделало возможным раскрыть особенности его стиля.

На основе анализа фактического материала нами выявляются взаимосвязи творчества Тхти с художественными традициями предшествующей и современной литературы, осмысливается новаторство писателя и его вклад в развитие чувашской литературы. Произведения писателя рассматриваются нами с учетом последних достижений современной литературоведческой науки. Мы также опирались на исследования других смежных наук - философии, этнопедагогики и истории.

Теоретическая и практическая значимость. Литературное наследие Тхти представляет интерес не только как художественно-эстетическое, но и историко-культурное явление, заставляет вносить некоторые коррективы и в понимание истории развития всей чувашской литературы. Введенный в научный оборот обширный материал исследования закладывает основы, методологические предпосылки для воссоздания общей картины творчества И. Тхти.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования могут стать серьезным подспорьем для последующих изысканий: в дальнейшем исследовании творчества писателя, при написании литературно-критических монографий, учебников, учебных пособий и методических рекомендаций и т.д. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания при изучении курса чувашской литературы, а также в спецкурсах по творчеству И. Тхти.

Апробация материалов исследования. По теме диссертации исследователем опубликован ряд статей в научно-рецензируемом журнале «Вестник Чувашского университета» и сборниках научных трудов, объемом 3,1 п.л. Результаты исследований апробированы также на ежегодных итоговых и тематических конференциях преподавателей и аспирантов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, межрегиональной конференции «Ашмаринские чтения - 4» (Чебоксары, 2005), «Ашмаринские чтения - 5» (Чебоксары, 2006), международном симпозиуме «Вариативность в языках народов Поволжья» (Чебоксары, 2006) и на республиканских конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Ее структура определена логикой изложения анализируемого материала. Так как исследование построено концентрически и каждое произведение рассматривается в ряде глав неоднократно, с разных сторон, то некоторые повторения были просто неизбежны. Основной материал диссертации изложен на 181 странице. Перечень использованной литературы включает 195 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кириллова, Ирина Юрьевна

Заключение

Исследование наследия И. Тхти дает возможность сделать ► определенные выводы о своеобразии творчества писателя и его новаторстве в контексте чувашской литературы.

Свое многогранное творчество Илле Тхти начал со стихов. Как показало исследование, сильную сторону его лирики составляет глубоко национальное ощущение близости автора к народным истокам. Творчество писателя, талант которого вызревал прежде всего в стихии народной культуры, неразрывно связано с фольклором. Особенности своего мировидения и эстетические взгляды подсказывают ему обратиться к традициям чувашского устного народного творчества. Его идеи, мечты, творческое мышление схожи с народными, его поэтическая эстетика находится в неразрывной связи с национальной. Фольклор был не только основой для последующей литературной обработки мотивов, образов, источником определенных сюжетов, ритмики для композиционного оформления поэтических произведений. Народное творчество в существенной степени определило тип сознания писателя, сами принципы художественно-творческого освоения жизни.

Исследование дает основания утверждать, что в прозе Тхти органически сочетаются общечеловеческие и национальные духовные ценности чувашского народа. Вместе с тем здесь национальное мировосприятие становится единственно приемлемым (в этом и заключается ее особенность) способом раскрытия характера. Его проза отличалась от произведений других чувашских писателей тем, что ярко отражала национальную специфику обыденного и художественного сознания чувашей. $> Специфика воплощенной в художественном творчестве писателя нравственно-философской концепции чувашского национального характера во многом обусловлена своеобразием мировоззренческой позиции самого Тхти. На формирование системы его идейно-эстетических принципов, глубинных качеств, свойственных его миропониманию, огромное влияние оказали видные ученые Н.И. Ашмарин и Н.В. Никольский, привившие ему любовь к изучению языка, познанию культуры, истории родного края, устного народного творчества.

Отражение национального мировосприятия в поэтике произведений подчинено стремлению писателя дойти до самых глубинных пластов человеческой души. Тхти создает особую модель мира, которая полностью соответствует национальному своеобразию чувашского народа (национальный характер, формы трудовой деятельности, особенности быта, традиций, отношений и т.д.). Значительной мерой измерения духовности и человечности героев становится их отношение к духовным традициям и обычаям своих предков. Традиции здесь выполняют функцию постижения духовных ценностей человека, становятся средством художественного раскрытия национального характера и нравственных качеств героя, а через него - и всего народа, его поэтической души и духовного оптимизма. Именно авторская позиция, отражающая понимание и оценку писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, затрагиваемых в произведении, становится источником знания и оценки мира. Именно художественно-эстетическое мышление писателя расширяет и создает особое повествовательное пространство. Правдивость и точность рисунка, предельная сжатость повествования, языковая строгость произведений подчинены раскрытию характера героя, его психологии.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у Тхти ведущим средством психологического анализа является собственно-прямая речь, которая кажется выражением голоса самой жизни. В ее построении автор опирается на устоявшуюся традицию использования и творческой переработки фольклорных мотивов, образов и приемов повествования. В его творчестве голос автора включает в себя голоса персонажей и голос родного народа.

Анализ особенностей речевой структуры рассказчика привел к выделению некоторых общих и индивидуальных черт речи героев-рассказчиков. Примеры их речевых характеристик являются примерами языковой изобразительности в художественном тексте и показывают, как социальный и индивидуально-психологический облик героя передается через его речь. Речь и ее оттенки в таких случаях раскрывают сущность говорящего, его сознание и мироощущение, являются значительным структурообразующим фактором. Так, средствами композиционно-речевой характеристики «говорящих персонажей» Тхти создает живые образы рассказчиков. Его герой представляет собой колоритный тип народного балагура, вобравший в себя национальные черты характера: добродушие, смекалку, иносказательность, упорство.

Во многих произведениях повествователь называет себя Тхти, что приводит в замешательство наивного читателя, который принимает за него автора. Между тем писатель, специально соединяя образы автора и рассказчика, прятал между строк главную идею произведения. Этот прием оберегал его от прямых нападок идеологизированной критики.

Логика рассуждений, прослеженная в данной работе, позволяет утверждать, что художественное развитие Тхти совершается не в сюжетном движении, а в отражении в его произведениях чувашского мировосприятия. Этим фактом объясняется и свойственное писателю неполное воплащение художественного замысла, незаконченность некоторых его произведений («Тетушка Мадюк», «Десять лет» и др.). Мир героев Тхти - это мир непросвященного чувашского крестьянина. Раскрыв сущность этого мира, показав черты национального характера, писатель не видит смысла в продолжении рассказа или повести. В композиционном плане повествовательной структуре произведений также характерны монтажность, ассоциативность, ретроспективность, параллельный монтаж.

Как показывает анализ, жанровое мышление писателя основывается на понимании им мира и личности в этом мире. Основными жанрами в творчестве прозаика являются рассказ и повесть, что говорит о том, что для Тхти важен прежде всего отдельный человек, его внутренний мир. В поэзии большой размах получают лиро-эпические, сатирические и исторические поэмы.

Значительный вклад И. Тхти внес и в развитие художественно-публицистического стиля в чувашской литературе. В творческой эволюции писателя жанры очерка, очерковых рассказов являются связующим звеном между журналистикой и литературно-художественной деятельностью, при этом Тхти не теряет самостоятельной жанровой специфики. Особое внимание писатель уделял современной ему действительности и ее насущным проблемам, герою как гражданину и его социальной значимости. Реальная действительность в сознании автора осмысливалась художественно, через впечатления его современников, что сближало его статьи и очерки с художественной литературой.

Необходимо отметить особую значимость изучения вариантов произведений писателя, позволяющего отобразить движение его замысла к воплощению. После воплощения замысла в силу некоторых причин автор вновь возвращается к данному произведению и создает его новые редакции. Так, в архиве писателя нами были найдены два варианта поэмы «Голодный год», которые могут рассматриваться как отдельные законченные произведения.

Развивая традиции чувашской комической прозы, Тхти расширил границы комического повествования, показав огромную емкость психологического комизма, вобравшего в себя формы внешне правдоподобного воспроизведения действительности. Истоки комического мы находим в чувашском устном народном творчестве: в сказках и народной паремике, а также в национальном сознании народа. Комизм в таких случаях заключен в самом ядре слова речи и мышлении героев.

Исследование ранних произведений показывает, что смеховое начало Тхти имеет два направления: безобидный юмористический смех и язвительно-сатирические тенденции, характерные для поэмы «Колчак» и антирелигиозных стихотворений. Существование обеих форм было обусловлено попыткой обретения своего голоса в многоголосной литературе.

Произведения 30-х гг. отличаются остроумием, тонкой иронией и иносказательностью. Элементы комизма бытуют в рассказах в неразрывной связи с жизнью и почти всегда обоснованны. Писатель с помощью аллегории тонко и умело высмеивает как бытовые и нравственные пороки, так и социально-негативные явления общества, используя при этом различные приемы и художественные формы комического: гротеск, гиперболу, намек, иносказание, речевые средства, интонацию и т.д. Его творчество открыло огромные возможности, заложенные в комическом, расширило его границы. Изображая своих героев в смешных ситуациях, автор тем самым раскрывает мир их переживаний. Погружая героев в быт, писатель сосредотачивает внимание на изображении деталей, через которые затрагивает вечные категории человеческого сознания. Комически окрашенная деталь приобретает в произведениях символический характер, оттого и комическое описание у автора менее всего носит иллюстративный характер. История одного человека у Тхти выступает как момент в развитии всего человеческого общества. Смешное воспроизведение мира сочетается у него с отчетливым гуманистическим пафосом.

Анализ творчества Тхти в связи с изучением его истоков, эволюции мироощущения писателя, его концепции мира и человека в этом мире позволяет говорить о новаторстве писателя: он отдал дань малым прозаическим формам, обогатил поэтику комического. Впервые в чувашской комической литературе внешний комизм выступил не только в значении сатирического определения, но и для усиления и углубления юмористической формы («Колчак»). И. Тхти расширил границы комического повествования, широко вводя в него аллегорию, игру слов, самоиронию, соединив текст и подтекст, создав устойчивые представления о значительности каждого эпизода человеческой жизни.

Поэмой И. Тхти «Колчак» было заложено начало развития сатирического жанра в чувашской лиро-эпике. Этим и определяется вклад поэта в чувашскую лиро-эпическую поэзию. Следующим его нововведением является жанр исторической поэмы («Элихун»).

Благодаря прозе Тхти чувашское образное мышление поднялось на новый уровень. Различение автора и героя имело особую значимость для прозы того периода. То, что современные Тхти писатели выражали свои идеи тенденциозно, напрямую, героев изображали схематично, обесцвечивало произведения. На их фоне выделялось творчество Тхти, герои которого имели повествовательную свободу и любили прикидываться наивными. В таком положении нелегко определить позицию самого автора.

Данная работа не претендует на полную исчерпанность темы. Художественный мир писателя, определяющийся его эстетическим сознанием, национально-философским мышлением, которые являются в свою очередь показателем его творческой индивидуальности и самобытности, нуждается в дальнейшем углубленном изучении. Следовало бы обратить внимание на ряд проблем, высветившихся в ходе данного исследования:

- публицистика И. Тхти;

- проблема литературной преемственности в прозе писателя;

- проблема традиции и новаторства в творчесвтве писателя;

- философское осмысление творчества И. Тхти (например, философия смеха) и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кириллова, Ирина Юрьевна, 2006 год

1. Абашеев В.Н. Чувашская поэма / В.Н. Абашев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 148 с.

2. Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, M.JI. Андреев. М.: Мысль, 1990. - 190 с.

3. Александров A.M. К вопросу о трансформации национального характера в литературах народов Поволжья / A.M. Александров // Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. С. 104-112.

4. Анастасъев Н.А. Продолжение диалога: советская литература и художественные искания XX в. / Н.А. Анастасьев. М.: Сов. писатель, 1987,- 432 с.

5. Андреев Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе / Ю.А. Андреев. М.: Худож. лит., 1987. -400 с.

6. Аникина А.Б. Значение и смысл художественного слова: художественная речь и публицистика / А.Б. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 195 с.

7. Артемьев Ю.М. Ёмёр пудламашё (Чаваш литература историйё: 1900-1917 gg.) / Ю.М. Артемьев. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996.-295 с.

8. Артемьев Ю.М. Илья Ефимович Ефимов (Тахти) / Ю.М. Артемьев // Тахти И. Поэзи. Проза. Публицистика. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1979.-С. 3-14.

9. Артемьев Ю.М. Проблемы и характеры в произведениях чувашской прозы / Ю.М. Артемьев // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - С. 61-97.

10. Арутюнов Л.Н. Национальный мир и человек / JT.H. Арутюнов // Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека / под ред. Л.Н. Арутюнова и др.. М.: Наука, 1972. -С. 166-209.

11. Ашмарин Н.И. Очерк народной поэзии у чуваш / Николай Ашмарин // Этнографическое обозрение. 1892. - № 2-3. - С. 42-65.

12. Барабаш Ю.Я. Алгебра и гармония. О методологии литературоведческого анализа / Ю.Я. Барабаш. М.: Худож. лит., 1977. - 224 с.

13. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики / Ю.Я. Барабаш. М.: Современник, 1975. - 320 с.

14. Баранов В.И. Революция и судьба художника: А. Толстой и его путь к социалистическому реализму / В.И. Баранов. М.: Сов. писатель, 1983. -456 с.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разн. лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

16. Бахтин М.М. К методологии литературоведения / М.М. Бахтин // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие для ун-тов / под ред. П.А. Николаева. М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.

17. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1979. - 320 с.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -527 с.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 446 с.

21. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х гг. / Г.А. Белая. М.: Наука, 1977. - 254 с.

22. Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы / Г.А. Белая. М.: Сов. писатель, 1986. - 368 с.

23. Белецкий А.И. В мастерской художника слова / А.И. Белецкий. М.: Высш. шк„ 1989. - 160 с.

24. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. Т. 7 / В.Г. Белинский. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 739 с.

25. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-и т. Т. 1. / В.Г. Белинский. -М.: Худож. лит., 1953. 733 с.

26. Бирюкова О.И. Формирование художественных традиций русскоязычной литературы мордвы конца XIX первой четверти XX вв.: Автореф. дис. . канд. филол. наук / О.И. Бирюкова. - Саранск, 1997. -20 с.

27. Борее Ю.Б. Трагическое и комическое в действительности и искусстве / Ю.Б. Борев. -М.: Знание, 1955. 32 с.

28. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня / Б.И. Бурсов. Л.: Лениздат, 1967.-312 с.

29. Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы / А.С. Бушмин. -М.: Худож. лит., 1978. 224 с.

30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989. - 406 с.

31. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: избр. тр. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.

32. Виноградо В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. М.: Высш. шк., 1981.-320 с.

33. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика / В.В. Виноградов.- М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с.

34. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы / Е.В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.

35. Владимиров Е.В. Обретение традиций / Е.В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 272 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей / Г.Н. Волков. М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.

37. Волков Г.Н. Педагогическое воззрение чувашского народа в пословицах и поговорках / Г.Н. Волков // Учен. зап. ЧНИИ. Чебоксары, 1957. -Вып. 10.-С. 183-208.

38. Гацак В.М. Историческая поэтика и фольклор / В.М. Гацак // Историческая поэтика. Итог и перспективы изучения. М.: Наука, 1986.-С. 289-323.

39. Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.-448 с.

40. Гаче, Г.Д. Неминуемое: ускоренное развитие литеарутры / Г.Д. Гачев. -М.: Худож. лит., 1989.-430 с.

41. Гей Н.К. Художественность литературы: поэтика, стиль / Н.К. Гей. М.: Наука, 1975.-471 с.

42. Гызатов К. Т. Диалектика национального и интернационального в советском искусстве / К.Т. Гизатов. М.: Знание, 1982. - 64 с.

43. Гинзбург ЛЯ. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1979. - 224 с.

44. Глушков НИ. Очерковая проза / Н.И. Глушков. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 215 с.

45. Гончаров Б.П. О поэтике Маяковского / Б.П. Гончаров. М.: Знание, 1973.-64 с.

46. Горский С.П. Очерки по истории чувашского литературного языка дооктябрьского периода / С.П. Горский. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959.-272 с.

47. Григорьев В.П. Поэтика слова / В.П. Григорьев. М.: Наука, 1969. -343 с.

48. Гульгга А.В. Принципы эстетики / А.В. Гулыга. М.: Изд-во полит, лит., 1987.-288 с.

49. Гуляев Н.А. Теория литературы / Н.А. Гуляев. М.: Высш. шк., 1977. -287 с.

50. Егоров ВТ. Н.И. Ашмарин как исследователь чувашского языка / В.Г. Егоров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1947. - 64 с.

51. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л.И. Емельянов. Л.: Наука, 1978. - 205 с.

52. Ермаков Ф.К. Творческие связи удмуртской литературы с русской и другими литературами / Ф.К.Ермаков. Ижевск: Удмуртия, 1981. -196 с.

53. Есын А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие / А.Б. Есин. М.: Флинта: Наука, 2000. - 247 с.59 .Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. - 407 с.

54. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами / Е.И. Журбина. М.: Сов. писатель, 1979. - 376 с.

55. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 399 с.

56. Зарев П. Стиль и личность художника / Петр Зарев // Вопр. лит. -1960.-№ 12.-С. 42-45.

57. Золотое Н. Краткий очерк народной поэзии чуваш / Н. Золотов. -Чебоксары: Чуваш, кн. отд-ние, 1928. 87 с.

58. Ильина Н.В. Художественный мифологизм бесермянского поэта М. Федотова в контексте удмуртской литературы 1980-1990-х годов: дис. . канд. филол. наук: 10.01.02: защищена 26.01.06 / Ильина Наталья Владимировна. Ижевск, 2005. - 188 с.

59. Иванов Н.И Чувашский стих: очерки теории и истории чувашского стиха/ Н.И. Иванов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977. - 160 с.

60. Игнатьева Е.А. Чувашская эпическая поэзия: проблемы формирования и развития жанров / Е.А. Игнатьева. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005.-202 с.

61. Индивидуально-художественный стиль и его исследования: Сб. ст. / Под общ. ред. В.А. Кухаренко. Киев-Одесса: Выща шк., 1980. - 168 с.

62. Канюков В.Я. Некоторые особенности развития чувашской литературы / В.Я. Канюков // Вопросы чувашского языка и литературы. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1965. - С. 39-71.

63. Канюков В.Я. От фольклора к письменности / В.Я. Канюков. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. 128 с.

64. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: проблема литературно-фольклорных отношений / В.Я. Канюков-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 192 с.

65. Кассиль Л. Язык и стиль публицистической прозы / Лев Кассиль // Вопр. лит. 1970. -№ 1. - С. 42-48.

66. Катаев В.В. Проза Чехова: Проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 320 с.

67. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа: основные этапы этнической истории / В.Ф. Каховский. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.-484 с.

68. Комиссаров Г.И. О чувашах: Исследования. Воспоминания. Дневники, письма / Г.И. Комиссаров // Сост. и прим. В.Г. Родионова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 403 с. - (Памятники чувашской словесности).

69. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литераутры / Б.О. Корман. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 236 с.

70. Кройчик JI.E. ''Поэтика комического в прозе А.П. Чехова / JI.E. Кройчик. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1986. - 277 с.

71. Кузнецов ИД. Чаваш культурипе литературин хаш-пёр ыйтавёсем тавра / И.Д. Кузнецов. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1961.- 196 с.

72. Левыдов A.M. Литература и действительность / A.M. Левидов. Л.: Сов. писатель, 1987.-432 с.

73. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература / Д.С. Лихачев. -М.: Сов. писатель, 1984. - 271 с.

74. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. Киев: «Collegium»; Киев, академия Евробизнеса, 1994. - 286 с.

75. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970.-384 с.

76. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры / В.К. Магницкий. Казань: Тип. Импер. ун-та, 1881. - 268 с.

77. Майков А.Н. Архетипы и архетипические образы / Алексей Майков // Фил. науки. 1999. - № 4. - С. 20-30.

78. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.В. Манн. М.: Сов. писатель, 1987. - 320 с.

79. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407 с.

80. Метин П.Н. Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе: дис. . д-ра филол. наук: 10.01.02: защищена 15.06.01 / Метин Петр Николаевич . Чебоксары, 2001. - 363 с.

81. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе / П.Н. Метин. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2000. 329 с.

82. Метин П.Н. Комическое в чувашской народной поэзии / П.Н. Метин // Традиции и новаторство в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985.-С. 67-95.

83. Метин П.Н. Сатира и юмор в чувашских народных сказках / П.Н. Метин // Современные проблемы чувашской литературы: сб. ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1980. Вып. 80. - С. 25-62.

84. Метин П.Н. Чувашские пословицы и поговорки: (вопросы комического) /П.Н. Метин //Чувашский фольклор: специфика жанров: сб. ст. ЧНИИ-Чебоксары, 1982.-Вып. 82.-С. 171-187.

85. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С.М. Михайлов. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1972. -423 с.

86. Науман М. Литературное произведение и история литературы / М. Науман. М.: Радуга, 1984. - 423 с.

87. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: проблемы систематического и сравнительного анализа / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1976.-359 с.

88. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1963. - 228 с.

89. Никитин В.И Чувашский рассказ: Учеб. пособие / В.П. Никитин. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. 125 с.

90. Никифорова В.В. Особенности художественной прозы Юрия Скворцова: дис. . канд. филол. наук: 10.01.02: защищена 18.01.02 / Никифорова Вера Витальевна. Чебоксары, 2002, - 170 с.

91. О литературном герое / сост. В.А. Кожинов. Л.: Сов. писатель, 1979. -224 с.

92. Павлов Н.С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики / Н.С. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 148 с.

93. Петелин В.В. Метод, направление, стиль / В.В. Петелин. М.: Искусство, 1963. - 88 с.

94. Петров К.К. Сатирический очерк в чувашской журналистике К.К. Петров // Мастерство очеркиста. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970.- 120 с.

95. Петрухин А. Рост национальной культуры и устнопоэтическое творчество чуваш / А. Петрухин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. -120 с.

96. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор / А.И. Петрухин. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. -223 с.

97. Полоцкая Э.А. Поэтика Чехова. Проблемы изучения / Э.А.Полоцкая // Чехов и литература народов СС. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1982. -С. 289-298 с.

98. Полякова Л.В. Пути развития теории жанра в работах последних лет / Людмила Полякова // Рус. лит. 1985. - № 1. - С. 12-17.

99. Полякова М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики: монография / М.Я. Полякова. М.: Сов. писатель, 1986. - 480 с.

100. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики / Г.Н. Поспелов. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 336 с.

101. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

102. Поспелов Г.Н Теория литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Высш. шк., 1978.-351 с.

103. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. М.: Высш. шк., 1990.-342 с.

104. Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. М.: Искусство, 1976.-614 с.

105. Проблемы национального развития чувашского народа: сб. ст. ЧГИГН. Чебоксары, 1999. - 302 с.113 .Прокопъев В.П. Поэт, прозаик, фольклорист / Виталий Прокопьев // Сов. Чувашия. 1989. - 1 сент.

106. Пропп В.Я. Собрание трудов. Поэтика фольклора / В .Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-351 с.

107. Пропп В.Я. Собрание трудов. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.

108. Революцичченхи чаваш литератури (XX ёмёрччен). -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1989. 302 с.

109. Ревякын А.И. Проблема типического в художественной литературе: пособ. для учителей / А.И. Ревякин. М.: Изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1959.-366 с.

110. Родионов В.Г. Истоки и эволюция поэтики М. Сеспеля / Виталий Родионов // Филол. науки. 1990. - № 1. - С. 103-108.

111. Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX начала XX в. / В.Г. Родионов // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: сб. ст. ЧНИИ. - Чебоксары: 1989. - Вып. 89.-С. 63-75.

112. Родионов В.Г. К образу лебедя в жанрах чувашского фольклора / В.Г. Родионов // Чувашский фольклор: специфика жанров: сб. ст. ЧНИИ.- Чебоксары, 1982. Вып. 82. - С. 150 -170.

113. Родионов В.Г. К проблемам исторического воздействия чувашского язычества и христианства / В.Г. Родионов // Проблемы письменности и культуры: сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1992. - Вып. 23. - С. 3-15.

114. Родионов В.Г. К тайнам народной стихии / В.Г. Родионов // Павлов Ф.П. Поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. С. 8-22.

115. Родионов В.Г. К.В. Иванов хайлавёсен пултарулахла историйё.-Шупашкар: Чаваш ун-чён изд-ви, 2000. 36 с.

116. Родионов В.Г. Михаил Федоров: комментирование поэмы «Леший: Тексты лекций / В.Г. Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 1999.-75 с.

117. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления / Виталий Родионов // Известия НАНИ ЧР. 2000. - № 1. - С. 18-25.

118. Родионов В.Г. Чаваш интеллегенцийёпе философийё динчен / Виталий Родионов // Аван-и. 1992. - 23 №.

119. Родионов В.Г. Чаваш литератури (1917-1930-мёш дулсем) / В.Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш ун-чён изд-ви, 2005. - 352 с.

120. Родионов В.Г. Чаваш халах самахлахё: Лекцисен курсе / В.Г. Родионов, В.А. Ендеров. Шупашкар: Чаваш ун-чён изд-ви, 2004. - 294 с.

121. Родионов В.Г. Чувашский стих: проблемы становления и развития / В.Г. Родионов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 224 с.

122. Романов Е.И. И. Ефимов-Тахтине асанса / Николай Романов // Таван Атал. 1958. - 2 №. - С. 92-93.

123. Руднев В. Структурная поэтика и мотивный анализ / Владимир Руднев // Дуагава. 1990. - № 1. - С. 99-101.

124. Савельева В.В. Поэтика и философия сновидений в романе J1. Толстого «Война и мир» / Валентина Савельева // Рус. словесность. 2004. -№ 5. - С. 17-26.

125. Сарбаш Л.Н. Типология повествования в прозе И.С. Тургенева: Конспект лекций по спецкурсу / Любовь Сарбаш. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. - 28 с.

126. Сироткин М.Я. Очерки истории чувашской советской литературы / М.Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 356 с.

127. Сироткин М.Я. Чувашская литература первых лет Советской власти М.Я. Сироткин // Учен. зап. ЧНИИ. — Чебоксары, 1954. Вып. X. -С. 62-84.

128. Соколов А.Н. Теория стиля / А.Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. -223 с.

129. Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. М.: Наука, 2001. -256 с.

130. Старков А. Юмор Зощенко / А. Старков. М.: Худож. лит., 1974. -158 с.

131. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы / И.В. Стеблева // Тюркол. сб. ст. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1972. - С. 213 -226.

132. Степанов Н. Сиенлё калавсен сборнике / Николай Степанов // Сунтал. 1937. - 12 №. - 2 с.

133. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975. 154 с.

134. Султанов К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа / К.К. Султанов. М.: Наука, 1989. - 152 с.

135. Султанов К.К. Преемственность и обновление: Современная проза Сев. Кавказа и Дагестана / К.К. Султанов. М.: Знание, 1985. - 64 с.

136. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука. - 1965. -504 с.

137. Теория чувашской художественной речи. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994.-88 с.

138. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы / Л.И.Тимофеев. М.: Учпедгиз, 1955. - 302 с.

139. Томашевский Б.В. Стилистика: учеб. пособие / Б.В. Томашевский. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1983. - 288 с.

140. Томашевский Б.В. Теория литературы: поэтика / Б.В. Томашевский. -М.: «Аст. Пресс», 1999. 334 с.

141. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. М.: Высш. шк., 1989.- 133 с.

142. Федоров В.В. О природе поэтической реальности: монография /

143. B.В. Федоров. М.: Сов. писатель, 1984. - 184 с.

144. Федоров Г.И. Илемлё самах шыравё / Г.И. Федоров. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996.-224 с.

145. Федоров Г.И. Некоторые проблемы становления и развития повествовательных форм в ранней чувашской литературе / Г.И. Федоров // Проблемы письменности и культуры: сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1992.-Вып. 23,- С. 52-63.

146. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы: (некоторые аспекты) / Г.И. Федоров // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. ЧНИИ Чебоксары, 1999.1. C. 173-189.

147. Федоров Г.И. Художественный мир Ф. Уяра / Г.И. Федоров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. 176 с.

148. Федоров Г.И Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов / Г.И. Федоров. Чебоксары: Изд-во ЧНИИ, 1996. - 303 с.

149. Федоров Г.И. Чувашская литература (1945-1985 гг.) / Г.И. Федоров. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. 516 с.

150. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.

151. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.

152. Хализев В.Е. Функция случая в литературных сюжетах / В.Е. Хализев // Литературный процесс. М.: МГУ, 1981. - 236 с.

153. Хлебников Г.Я. Поэтика советской чувашской литературы: ранний период (1917-1922) / Г.Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987.-240 с.

154. Хлебников Г.Я. Сатира Илле Тхти / Г.Я. Хлебников // Поэтика чувашской советской литературы. Начальный этап (1917-1922). -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1990. С. 34-41.

155. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература / Г.Я. Хлебников. ~ Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. 183 с.

156. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Г.Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302 с.

157. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. М.: Худож. лит., 1982. - 234 с.

158. Храпченко М.Б. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. -М.: Худож. лит., 1981. 432 с.

159. Храпченко М.Б. Творческое новаторство и принципы оценки литературных произведений / М.Б. Храпченко // Контекст 1977. - М.: Наука, 1988.-319 с.

160. Черапкж Н.И. Некоторые вопросы развития младописьменных литератур / Н.И. Черапкин // История мордовской литературы: учеб. пособ. для филол.ф-ов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981. - С. 5-17.

161. Чернец JI.B. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

162. Чичерин А.В. Очерки по истории литературного стиля: повествовательная проза и лирика / А.В. Чичерин. М.: Худож. лит., 1985.-447 с.

163. Чйваш совет литератури. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1954. -348 с.

164. Чувашская советская литература. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1972.-512 с.

165. Чувашское народное творчество: мифы, легенды, предания. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. 567 с

166. Шкловский В.Б. За и против. Заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1957. - 258 с.

167. Шкловский В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983.-384 с.

168. Щербак A.M. Соотношение аллитерации и рифмы в тюркском стихосложении / A.M. Щербак // Народы Азии и Африки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - № 2. - С. 142-153.

169. Эзенкии B.C. Путь к роману / B.C. Эзенкин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 93 с.

170. Эзенкии B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики 1917-1990-е годы / B.C. Эзенкин. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.-200 с.181 .Элъбаева А.Н. Национальное в литературе / А. Эльбаева. М.: Знание, 1987.-98 с.

171. Элъсберг Я.Е. Индивидуальные стили и вопросы их историко-теоретического изучения / Я.Е. Эльсберг // Введение влитературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М.: Высш. шк., 1979. - С. 253-278.

172. Яковлев Ю.В. Ил ем асти: Илле Тахти дуралнаранпа 100 дул дитнё май / Юрий Яковлев//Таван Атал. 1989. - 9 №. - С. 27-29.Г

173. Яковлев Ю.В. К проблеме экзистенционального страха в чувашской литературе / Ю.В. Яковлев // Вопросы истории и теории: сб. ст. ЧНИИ -Чебоксары, 1982.-С. 37-51.1. Словари и справочники

174. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. В 17 т. / Н.И. Ашмарин. -Чебоксары: Руссика, 1994. (Репринт изд. 1928-1950 гг.)

175. Литературный энциклопедический словарь / под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. - 752 с.

176. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, ъ Г.В. Кораблевой и др. М.: ИНФРА, 1997. - 567 с.1. Источники

177. Научный архив Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, отдел V, 398, 97 л.

178. Научный архив Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, отдел V, 214, 34 л.

179. Научный архив Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, отдел V, 5, 81 л.

180. Научный архив Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, отдел V, 214, инв. № 1412.

181. Научный архив Чуваш, гос. ин-та гуманит. наук, отдел V, 5, 92 л.

182. Тйхти НЕ. Калавсемпе савасем / И.Е. Тахти. Шупашкар: Чаваш кён. уйр., 1930. - 132 с.

183. Тйхти И.Е. Поэзи. Проза. Публицистика / И. Тахти. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1979. - 372 с.ь

184. Чаваш халах самахлахё. 6 т. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1973-1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.