Свадебная обрядность украинцев Омской области: 1930-е - 2000-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Сидорская, Олеся Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 242
Оглавление диссертации кандидат наук Сидорская, Олеся Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Структура свадебного обряда украинцев Омской области
1.1. Предсвадебный период
1.2. Свадьба
1.3. Послесвадебный период
Глава 2. Фольклорное сопровождение украинской свадьбы
2.1. Свадебные обрядовые песни, их функции и специфика
организации
2.2. Непесенный фольклор
Глава 3. Материальные компоненты свадебного обряда
3.1. Приданое
3.2. Свадебная атрибутика
3.3. Свадебная одежда
3.4. Свадебная пища
Заключение
Список источников
Список литературы
Список сокращений
Приложения
Приложение 1. Тексты и нотировки песен, примечания
Приложение 2. Иллюстрации (фотографии, рисунки)
Приложение 3. Таблицы
Приложение 4. Список исследованных населенных пунктов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья в XX - начале XXI века2013 год, кандидат наук Ефремова, Юлия Николаевна
Свадебная обрядность татар Среднего Прииртышья: Конец XIX - XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Коломиец, Оксана Петровна
Лексика свадебного обряда в воронежских говорах: этнолингвистический аспект2019 год, кандидат наук Богданова Елена Александровна
Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования2008 год, кандидат искусствоведения Жиганова, Светлана Александровна
Семейные обряды русско-белорусского пограничья в контексте этнополитической истории. XIX - начало XXI вв.2006 год, кандидат исторических наук Листова, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебная обрядность украинцев Омской области: 1930-е - 2000-е годы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение традиционной культуры, в том числе, украинской, является одной из приоритетных проблем этнографической науки. Исследование традиционной культуры украинцев Омской области обогатит представления о культуре восточных славян в целом. Обрядовая сфера содержит важную информацию о наиболее существенных чертах всего украинского народа, а свадебная обрядность украинцев Омской области -самая сохранившаяся среди другой обрядности (календарной, родильно-крестильной, похоронной). Свадьба как развитый музыкально-обрядовый комплекс, занимающий центральное место среди ритуалов жизненного цикла - один из важнейших ритуалов в традиционной культуре восточных славян. Диссертация посвящена исследованию малоизученной темы традиционного культурного наследия украинских переселенцев. Изучение специфики культуры во вторичном бытовании является одним из важных и перспективных направлений сибирских этнографов, культурологов и фольклористов.
Традиция описания восточнославянской свадьбы существует уже более века, однако исследователями неоднократно отмечался факт недостаточной изученности западно-южнорусского типа свадьбы-«веселье», к которому относится свадьба украинских переселенцев, в сравнении с северным типом свадьбы-«похороны». Первичные традиции на сегодняшний день исследованы более основательно, проблема же полноценной разработки теории вторичных переселенческих традиций Сибири стоит очень остро. Необходимость скрупулезного изучения каждой из них объясняется уникальностью исторических обстоятельств, этнического статуса переселенцев, а также особенностями динамических процессов в традициях такого типа. Исследования региональной и локальной украинской свадебной обрядности пополнит информацию по украинской и восточнославянской свадьбе в целом. В настоящее время изучение традиционной культуры осложнено ее угасанием
и распадом. Поэтому обращение к данной теме становится для современного исследователя задачей первостепенной важности: «Существование этнической культуры в условиях глобальной модернизации не привело к ее исчезновению, но породило новые формы бытования и трансляции как внутри-, так и на бытовом уровне сопровождается смещением акцентов в сторону народного творчества, самодеятельного и профессионального искусства, фольклора, СМИ, национально-культурных объединений. При этом встает важная проблема аутентичности презентуемой этнической культуры ее традиционным образцам. Успешность ее решения напрямую зависит от степени изученности традиционной культуры этноса»1.
В данной работе впервые реализуется комплексный подход к изучению свадебной обрядности украинцев Омской области на основе экспедиционных материалов. В диссертации затрагивается ряд ключевых для этнографии проблем, среди которых:
- реконструкция традиционного свадебного обрядового комплекса украинцев, проживающих на территории Омской области, и его динамика в исследуемый период;
составляющие компоненты свадьбы (материальные и нематериальные);
- локальные варианты свадеб, их общность и своеобразие.
В последние десятилетия XX в. традиционная культура украинцев Сибири все более и более привлекает внимание исследователей в нашей стране. Одна из первых попыток рассмотреть эту тему была предпринята новосибирскими учеными Е. Ф. Фурсовой и Л. И. Васехой, основываясь на этнографических исследованиях Новосибирской области. На рубеже 1990-х — 2000-х гг. появились исследования, характеризующие отдельные аспекты
1 Черняк Э. И. Украинцы в историко-культурном дискурсе Томской области // Документ, музейный экспонат, нарратив, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / Под ред. Э. И. Черняка. -Томск: Изд-во Том.ун-та, 2011. - С. 12.
традиционной культуры сибирских украинцев. Однако целостного исследования по украинцам Омской области до настоящего времени нет.
Научная новизна. В настоящее время проблемы изучения свадебной обрядности украинцев Омской области остаются открытыми: не проведен комплексный анализ свадебного обряда, имеющийся материал анализировался, в основном, выборочно, как правило, на уровне одного из составляющих компонентов. Отдельные вопросы, касающиеся украинского населения Западной Сибири, представлены в некоторых публикациях . Целостный анализ жанров свадебного обрядового фольклора, обрядовой и необрядовой песенности украинцев Омской области не содержится в известных автору изданиях. Новизна предпринимаемого исследования заключается в том, что рассматриваемый в работе материал, представляющий традицию украинцев Омской области, вводится в научный оборот впервые и рассматривается комплексно, с учетом всех составляющих компонентов. При этом использован междисциплинарный подход, учитывающий данные не только истории и этнографии, но и фольклористики, лингвистики, музыкознания, музееведения.
В диссертации автором исследованы традиционные свадебные чины и их функции, реконструирован ход украинской свадьбы, произведен целостный анализ свадебного фольклора, обрядовой и необрядовой песенности, самостоятельно разработана аналитическая таблица, посвященная типовым
2 Гоношшюв В. В., Жнгунова М. А., Лосунов А. М. и др. Триста лет мира и согласия на земле Омского Прииртышья: Коллективная монография. - Омск: Омскбланкнздат, 2010. - С. 229; Ефремова Ю. Н. Структура пищи украинцев Омского Прииртышья в конце XIX-XX веке // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкнздат», 2010. - Ч. II - С. 114-118; Назарцева Т. М. О свадебном обряде украинцев (материалы экспедиций по Полтавскому району Омской области) // Известия Омского государственного исторнко-краеведческого музея. - Омск, 1996. -№ 5. - С. 229-235; Реммлср В. В. Современная свадебная обрядность русского и украинского населения юга Западной Сибири // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Материалы Всесоз. науч. конф. - Омск, 1987. - С. 55-57; Его же. Украинцы в Сибири // Культура Сибири. -1995. - № 1. - С. 21-24; Ушакова Н. Н. Свадебная обрядность украинцев Сибири на примере д. Мнхайловка Марьяновского района Омской области // Народная культура Сибири: учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. - С. 117-121; Чередннков А. Л. Устойчивость традиционных компонентов материальной культуры (на примере системы питания украинцев Западной Сибири) // Проблемы этнографии и социологии культуры.-Омск, 1988.-С. 81-84.
напевам свадебных обрядовых песен. В классификацию типовых напевов включены выявленные локальные традиции, наиболее полно представившие украинскую свадьбу. В научный оборот вводится новый полевой материал: описания свадьбы (43 локальных варианта), расшифровки текстов (478 образцов) и нотировки свадебных обрядовых песен (50 полных образцов и варианты), а также песен, приуроченных к свадьбе (23 образца), выполненные автором; архивные и экспедиционные материалы, включая иллюстрации кроя одежды и технологические карты по изготовлению свадебной обрядовой атрибутики, различных типов свадебного обрядового дерева и ритуальных хлебов. Автором были самостоятельно атрибутированы 438 фотографий, хранящихся в фондах историко-краеведческих музеев, культурно-досуговых центров, средних общеобразовательных школ и личных архивах информаторов из различных районов Омской области. В работе впервые выполнена классификация всех составляющих материальных и нематериальных компонентов свадебной обрядности украинцев Омской области.
Объект исследования - украинское население Омской области. Появление украинцев в Сибири относят к начальному периоду освоения этой территории восточными славянами, начиная с конца XVI в., и связывают с походами казачьего атамана Ермака, когда «вольнолюбивый народ в поисках свободной жизни стихийно бежал от крепостничества в отдаленные районы империи»3. Первые массовые поселения с компактным проживанием переселенцев из Украины возникли на территории Омской области в конце XIX - начале XX вв. в период аграрного кризиса, когда началось интенсивное заселение южной части Западной Сибири. Безземелье в густонаселенных губерниях Украины, частые неурожаи заставляли крестьян ехать в далекую Сибирь, в частности, в южные районы Омского Прииртышья, которые в то время были привлекательны для переселенцев в отношении благоприятных
3 Ниязова Г. М. Старые и новые диаспоры в многонациональном регионе // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 237.
климатических условий и обширных целинных земель. Исходя из исторических источников, после выхода царского указа о заселении степи 1889 г. на юге Омской области началась нарезка номерных земельных участков под будущие деревни, многие из которых были основаны выходцами из Украины. Позже стали застраиваться новые села между этими поселениями. На заселяемую территорию прибывали переселенцы из Винницкой, Екатеринославской, Киевской, Львовской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Херсонской губерний в период с 1890-х по 1920-е гг. Основная масса украинцев поселилась в Азовском, Исилькульском, Одесском, Павлоградском, Полтавском, Русско-Полянском, Таврическом, Шербакульском районах современной Омской области. Поток переселенцев увеличился в 1906 г. в связи с государственной политикой по освоению Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа. «Более поздние переселенцы - это репрессированные первой волны, когда по постановлению властей в 30-40-е гг. XX в. с Украины выселялись целыми деревнями, так называемые кулаки и подкулачники, оставшиеся здесь со временем на постоянное жительство»4.
Названия новым населенным пунктам давали сами новопоселенцы в честь мест их выхода. Многие поселения имеют сходные названия с селами областей Украины: Белоусовка, Богодуховка, Божедаровка, Екатеринославка, Константиноградка, Крым, Милоградовка, Москаленки, Никополь, Ольвиополь, Павлоградка, Уманка, Хорошки, Юрьевка, Ясная Поляна и т.д. Иногда к основному названию прибавляли слово «Ново» - Новоголубовка, Новокупянка, Новосергеевка.
Украинцев называли «малороссы», «южноруссы», «козаки», «черкасы», «расейские» и др. В Омской области, как и по всей Сибири, за ними прочно закрепилось прозвище «хохлы», которое в настоящее время
4 Ниязова Г. М. Старые и новые диаспоры в многонациональном регионе // Известия Уральского государственного университета. - 2008. -№ 56. - С. 237.
встречается в качестве этнонима5. На территории Омской области проживает самая многочисленная группа украинцев Западной Сибири. Так, согласно данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., в Омской области их численность составляла 128011 человек, в 1970 г. - 104614, в 1979 - 103823, в 1989 - 104830. В 2000-е гг. численность украинского населения Омской области сократилась с 77884 человек (2002 г.) до 51841 (2010 г.). Это обусловлено миграционными и демографическими процессами, а также -частичной сменой этнического самосознания в пользу русской национальности. Украинцы нашли в Западной Сибири природно-географические условия, сходные с местами их выхода, что позволило им сохранить здесь свои основные хозяйственные занятия (земледелие, животноводство). Относительная компактность проживания и значительный численный состав способствовали сохранению традиционных черт культуры. Украинцы оказали существенное влияние на социокультурные процессы, протекающие в западно-сибирском регионе, но их культура в местах позднего расселения до последнего времени практически не изучалась.
Т. А. Гончарова в своей работе «Этнический портрет украинцев Томской области» тщательно анализирует официальные источники 1920-1970-х гг. со сведениями о регистрации рождений, браков, зафиксировавших смену этнической идентичности украинцев, что было характерным для всех украинских новопоселенческих групп Сибири. Это связано с низким показателем представительности украинцев в этническом составе, которые не идентифицировали себя с украинским народом. «Главными аргументами при этом были названы следующие: рождение в Сибири, потеря связей с Украиной, утрата языка и традиционной культуры. С этой точки зрения «настоящими», «чистыми», «истинными» украинцами были их предки. Важным фактором смены этнической принадлежности была определена имевшаяся ранее в паспорте графа «национальность». Причем некоторые
5 Жигунова М. А. Украинцы // Культура восточных славян в коллекциях Музея археологии и этнографии ОмГУ. - Омск: Издат. дом «Наука», 2009. - С. 146.
наставали на том, чтобы при смене паспортов всем в графе «национальность» записали «русская» или «русский»6. На изменение самоидентификации сибирских украинцев также повлияли активные межэтнические браки.
При исследовании традиционной культуры украинцев Омской области большое внимание уделялось анализу материалов по этническому составу Сибири, информации по этнокультурному развитию украинских групп
о
населения в различных районах России и Западной Сибири, истории заселения южных районов Омской области9. Материалы, изложенные в монографии Д. Г. Коровушкина «Украинцы в Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX - начале XXI века»10 освещают вопросы расселения
6 Гончарова Т. А. Этнический портрет украинцев Томской области // Документ, музейный экспонат, нарратив, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / Под ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2011. - С. 53.
7 Бережнова М. Л., Корусенко С. Н. Переселенцы в Среднем Прииртышье в конце XIX - начале XX вв. // Народонаселенческие процессы в региональной структуре России XVHI-XX вв. - Новосибирск, 1996. - С. 127-129; Крих А. А. Этническая история русского населения Среднего Прииртышья (XVII - XX века). - Омск: Издат. дом «Наука», 2012. - 296 е.; ил.; Народы Западной и средней Сибири: культура и этнические процессы: культура народов России / Ш. К. Артемова и др. - Новосибирск: Наука, 2002. - (Культура народов России); Народы России: энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедош, 1994. - 992 е.; Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. / под ред. M. А Жнгуновой, Е. М. Данченко. - Омск: Полиграфический центр KAH, 2011. - 348 е., илл; Национальный состав и владение языками, гражданство. - М: НИЦ «Статистика России», 2004. - 946 с. (Итоги Всероссийской Переписи населения 2002 г.: В 14 Т. Т. 4. Кн. 1. Омская область); Национальный состав населения Омской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года. - Омск, 2005. - 178 е.; От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири) / Гл. ред. H. А. Томилов. - Томск: Издательство Томского университета. - Кн. 1. - 1995 г. - 188 е.; Энциклопедия Омской области: В 2-х т. - Омск: Омское кн. изд-во, 2010.-356 с.
8 Бабута M. H. Украинцы // Томская область: народы, культуры, конфессии. Энциклопедия. - Томск: Издательство ТГУ, 2007. - С.188-191; Ее же. Формирование и современное состояние украинской диаспоры: конец XIX - начало XXI вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск: Изд-во ТГУ, 2008. - 22 е.; Украина - Западная Сибирь в диалоге культур и народов: векторы и факторы взаимодействия: Материалы международной научно-практической конф. / Под ред. И. С. Карабулатовой. - Тюмень: Типография «Печатннк», 2008. -152 е.; Украинцы и Сибирь. Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - Выпуск № 27. - Тобольск - Верона, 2012. - 340 е.; Ч1гжикова Л. H. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры XIX-XX века. - М.: Наука, 10988. - 262 е.; Ее же. Тенденшш этнокультурного развития украинских групп населения в южных районах РСФСР // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. - М.: Наука, 1989.-236 с.
9 Колесников А. Шербакулю - 100 лет. Очерки истории. - Омск: Редакция газеты «Омский вестннк», 1993. -216 с.; Оселедцев Г. А. На Омн-реке Калачннск. - Омск: книжное шдательство, 1993.-208 е.; Плотников Ю. Жизнь и судьба. / Сто лет надежд и ожиданий / Взгляд на юбилей села. Взгляд на юбилей села Одесское и района сквозь призму новейшей истории / - Омск: Омское областное шдательство, 2003. - 256 е.; Шаравина H. А. Из истории села Нововаршавка // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. - 4.1 - С. 132-137; Энциклопедия Горьковского района, -р.п. Таврическое: Таврическая муниципальная типография, 1999.-234 с.
10 Коровушкин Д. Г. Украинцы в Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX - начале XXI века. - Новосибирск: Изд-во Ин-та ИАЭТ СО РАН, 2007. - 248 е.; Его же. Очерки этнокультурной адаптации поздних переселенцев в Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - 199 е.; Его же. Расселение и численность украинцев на территории Омской области (конец XIX - начало XXI века) //
и численности этнолокальных массивов украинцев, сформировавшихся в Западной Сибири в результате массовых переселений конца XIX - первой половины XX вв. В работе рассмотрены вопросы хозяйственной деятельности, жилища, одежды и домашней утвари. Книга содержит таблицы и карты, иллюстрирующие расселение и численность украинцев, составленные по историко-статистическим и демографическим материалам. Автором исследованы группы украинских переселенцев в границах бывшей Тобольской и Томской губерний, а также северной части Акмолинской области, т.е. соответствующие этим административным единицам в современной Российской Федерации Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области. В приложении работы Д. Г. Коровушкина дана карта-схема административно-территориального устройства региона и расселения в конце XIX - начале XXI вв. Также монография содержит карту-схему численности украинцев в районах Омского и Тарского округов Сибирского края по итогам Всесоюзной переписи сельского украинского населения 1926 г. При картографировании этих данных видно, в каких районах была сосредоточена основная часть омских украинцев. Второй по численности массив украинцев по сравнению с остальными округами Западной Сибири был расселен в Омском округе - 153 032 чел., на территории современных Полтавского, Одесского, Павлоградского, Таврического, Черлакского, Исилькульского, Калачинского, Нововаршавского и Шербакульского районов Омской области. Украинское население было преобладающим в селах южной зоны Омской области.
«Для украинцев Омской области характерно использование разговорного украинского языка в семейно-бытовой сфере для общения, при этом они не владеют украинской письменной речью и нормами украинского
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XII. - Ч. II. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - С. 102-107.
литературного языка»11. «Украинские говоры в Сибири подверглись значительному влиянию со стороны русского языка, носителем которого выступает основная часть населения области, и пережили изменения на всех языковых уровнях. Билингвизм среди украинских переселенцев стал распространяться практически сразу по приезде в Сибирь, что было вызвано необходимостью интеграции в русскоязычную среду»12. «В южных районах Омской области постепенно складывается своеобразный говор из смеси русского и украинского языков, который характерен для жителей этих мест до сих пор. Примечательно, что даже у русских, проживающих в поселениях с преимущественным украинским населением, вырабатывается говор с мягким, фрикативным произношением буквы «г» - характерным признаком
1 Л
украинской речи» . При этом жанры обрядового фольклора демонстрируют наибольшую сохранность исходного материнского говора.
Предметом исследования является свадебная обрядность украинского населения Омской области. Свадебный ритуал является одним из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры, формируемых из большого количества разнохарактерных компонентов, связанных с социально-правовыми представлениями, имущественными и семейными отношениями, религиозными верованиями и эстетическими воззрениями народа14. Поскольку украинцы являются частью восточнославянского населения, их свадебный обряд несет в себе черты общеславянской свадьбы. Известно что при общем единстве восточнославянского свадебного обряда существовало два основных подтипа с устойчивым комплексом действий и фольклорным циклом: свадьба-«веселье» и свадьба-«похороны». «Первый подтип («трехчастной свадьбы») в основном охватывает украинскую, белорусскую и южнорусскую этнические
11 Ниязова Г. М. Старые и новые диаспоры в многонациональном регионе // Известия Уральского государственного университета. -2008. -№ 56. - С. 237-245.
12 Гончарова Т. А. Этнический портрет украинцев Томской области // Документ, музейный экспонат, нарратнв, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / Под ред. Э. И. Черняка. -Томск: Изд-во Том.ун-та, 2011. - С. 47.
13 Назарцева Т. М. Украинцы Омской области // Омский краевед / Гл. ред. П. П. Вибе. - Омск: ОГИК музей, 2003.-№ 1.-С. 55.
14 Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. - Л., 1978. - С. 3.
территории»15. Традиционная украинская свадьба вэсйлля включала множество игровых элементов. «Своеобразие украинского традиционного свадебного обряда проявилось в пышности обрядовых церемоний, в веселом, игровом характере свадьбы, отражавшем своеобразие семейного быта»16. Свадебный обряд украинцев Омской области, как и у всех восточных славян, имел четкую структуру, в которой можно выделить три основных этапа с большим количеством обрядов: предсвадебный цикл, собственно свадьба и послесвадебный период.
Одной из значительных находок экспедиций является фиксация этнографического описания украинского свадебного обряда. Комплексному изучению подлежит показательная для украинской традиционной культуры свадебная обрядность. Поколение потомков переселенцев из Украины, находясь в Сибири в инокультурном окружении (русские, казахи, немцы), сохранило в живом бытовании до 60-х гг. XX в., а в пассивном - до XXI в. в относительной сохранности и полноте традиционный свадебный обряд. Компактное заселение целыми «кустами» деревень, относительная этническая однородность прибывающих в рассматриваемые районы переселенческих потоков, отсутствие близких по основам культуры русских старожилов на заселяемых территориях и возможностей ассимиляции - все это способствовало сохранности традиционных брачных норм. В новых природных и культурных условиях, а затем в период коллективизации, в военное и послевоенное время в среде украинцев происходила частичная трансформация, адаптация и упрощение свадебной обрядности. Соблюдение традиционной обрядности в среде украинских переселенцев Омской области при заключении брака до середины 1960-х гг. признавалось общественным сознанием совершенно необходимым и приравнивалось к официальной регистрации брака.
15 Чистов К. В. Типологические проблемы изучения восточнославянского свадебного обряда // Проблемы типологии в этнографии. - М.: Наука, 1979. - С. 227.
16 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987. - С. 135.
Цель исследования - изучить свадебный обрядовый комплекс украинцев Омской области, выявить его основные компоненты и специфику.
Соответственно, можно выделить следующие основные задачи исследования:
1. Рассмотреть основные этапы предсвадебного цикла, собственно свадьбы, послесвадебный период.
2. Выявить и охарактеризовать традиционные свадебные чины, их функциональные роли.
3. Выполнить полную реконструкцию украинского свадебного обряда 1930-х гг. в нескольких локальных вариантах.
4. Проанализировать фольклорное сопровождение украинской свадьбы: свадебный песенный и непесенный фольклор (включая инструментальные и хореографические образцы), выявить его типологию, определить контекст бытования и характер звучания, учитывая функциональную направленность.
5. Рассмотреть материальные компоненты свадебного обряда (состав приданого, свадебную атрибутику, одежду, пищу), провести их типологию, выявить приемы изготовления и основные периоды бытования.
6. Проследить динамику основных элементов свадебного обряда украинского населения Омской области на протяжении 1930-х - 2000-х гг.
7. Выявить общие и специфические черты, существующие в различных локальных традициях свадебного обряда украинцев Омской области. Для решения данной задачи необходимо определить «кусты» населенных пунктов, имевших единую традицию, проанализировать материал, записанный в близлежащих селах, провести сравнительный анализ вариантов всех элементов.
История изучения вопроса. Среди фундаментальных этнографических трудов, посвященных изучению традиционной культуры восточных славян, имеющих схожую общеславянскую основу, необходимо выделить работу Д. К. Зеленина «Восточнославянская этнография» и
коллективную монографию «Этнография восточных славян» . Эти работы
являются одними из наиболее полных и систематичных этнографических
исследований русских белорусов и украинцев. Большое значение в
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Свадебный обряд татар Башкортостана: сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.2013 год, кандидат наук Камалеев, Эльвир Винерович
Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири: приуроченные жанры2015 год, кандидат наук Шахов, Павел Сергеевич
Семейный быт русского сельского населения Южного Урала во второй половине XIX - начале XX вв.1999 год, кандидат исторических наук Кузнецов, Вячеслав Михайлович
Традиции и новации в русском свадебном обряде2004 год, кандидат исторических наук Тимофеева, Лилия Вадимовна
Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX-начале XXI в.2011 год, кандидат исторических наук Грибанова, Наталья Святославна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидорская, Олеся Геннадьевна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапитова Р. Сибирский свадебный обряд. - Иркутск: Улисс, 1995.
-15 с.
2. Андреев С. М. Этнический и религиозный состав сибирского казачества // Сибирское казачество: Отечества служилая рать: сб. науч. ст. и материалов / Под ред. М. А. Жигуновой, Г. Н. Привалова. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. - С. 16-21.
3. Ахатова Ф. Г. Украинские песни в Башкортостане (историко-этнографическое исследование). - Уфа: Изд-во «Гилем», 2000. - 146 с.
4. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // СЭ. - 1981. - № 2. — С.
94-97.
5. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. — 1990. — № 7. - С.42-49.
6. Бабенко В. Я. Пища украинского населения Башкирии // СЭ. — 1989. - № 2. - С. 94-104.
7. Бабенко В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде / БНЦ УрО РАН. - Уфа, 1992. - 260 с.
8. Бабенко В. Я. Украинцы // Народы Башкортостана. - Уфа: Гилем: Информреклама, 2002. - С. 261-294.
9. Бабенко В. Я., Бабенко С. В. Украинцы Башкортостана: основные тенденции этнокультурного развития (конец XIX - начало XXI вв.) // Третьи Болынаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительский альманах. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. - С. 118-129.
10. Бабенко И. Узоры подсказывала природа: вышивка, плетение, росписи на Кубани / М. Бабенко, С. Калышкина // Народное творчество. — 1998. -№24.-С. 13-15.
И.Бабута М. Н. Формирование и современное состояние украинской диаспоры: конец XIX - начало XXI вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск: Изд-во ТГУ, 2008. - 22 с.
12. Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. — М.: Наука, 1991. - С. 23-35.
13.Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. - 237 с.
14. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. - Л.: Наука, 1978. - С. 89-108.
15.Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). - М.: Современник, 1985. - 390 е., ил.
16. Бардина П. Е. Традиционные представления и поверья, связанные с одеждой, в современном быту русского населения Среднего Приобья // Современная духовная культура народов Сибири и Севера. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1989.-С. 138-146.
17.Беляева Г. Г. Полотенце и его функция в культуре XX столетия // Беляева Г.Г. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины Х1Х-ХХ веков. Полотенца. - Омск: Издательский дом «Наука», 2006. - С. 3-5.
18. Беляева Г. Г. Шитое полотенце Среднего Прииртышья конца XIX -первой половины XX вв.: Вопросы атрибутики // Русский вопрос: история и современность. - Омск, 2000. - С. 156-158.
19. Береэ/снова М. Л. К характеристике комплекса одежды русских Среднего Прииртышья в конце XIX - начале XX вв. // Славянские чтения. -Омск, 1992.-С. 47-49.
20. Бережнова М. Л., Корусенко С. Н. Переселенцы в Среднем Прииртышье в конце XIX — начале XX вв. // Народонаселенческие процессы в
региональной структуре России XVIII-XX вв. - Новосибирск, 1996. - С. 127129.
21. Березович Е. Л. Формулы отказа при сватовстве: предметная символика // Живая старина. - 2003. - № 1. - С. 14-18.
22. Богуславская И. Я. Древние мотивы русской народной вышивки (К проблеме образования и развития орнаментальных форм в народном искусстве). -М., 1973. - 312 с.
23. Брошей Ю. В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.-412 с.
24. Брысина Е. В. «У нас товар, у вас купец»: обрядовая фразеология донской казачьей свадьбы // Рус. речь. - 2003. - № 3. - С. 91-98.
25. Брянцева Л. И. Роль повторов в поэтической структуре русских народных песен // Фольклор народов РСФСР. Фольклор и этнография. Общее и особенное в фольклоре разных народов: Межрегиональный вузовский сборник - Уфа: Изд. Башкир, ун-та, 1990 - С. 72-79.
26. Вакуров В. Н. Эстетика и символика обрядового полотенца // Рус. яз. за рубежом. - 1994. - № 1. - С. 5-28.
27. Виноградова Л. Н. Стереотипы игрового поведения в рамках обряда // Традиционная культура. - М., 2001. - № 1. - С. 43-47.
28. Власова Г. И. Календарный и свадебный фольклор восточных славян Казахстана: на материале записей XX века: [моногр.]. - Астана: Изд-во М-ва образования и науки РК, Евразийский нац. ун-т им. JL Н. Гумилева, 2007. - 368 с.
29. Власова Г. И. Современное состояние обрядового фольклора Акмолинской области // Народная культура Сибири: Материалы XVI научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2007. - С. 61-66.
30. Власова Г. И. Современное состояние русско-украинской свадьбы Акмолинской области (ритуальные и корильные песни) // Народная культура Сибири: Материалы VIII научно-практического семинара Сибирского
регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. - С. 136-143.
31. Галуева Е. С. Пряник в свадебных обрядах русских крестьян второй половины XIX - начала XX века // Традиционная культура: научный альбом / редкол.: В. А. Бахтина и др. - М., 2003. - С. 34-41.
32. Геннеп Арнольд ван Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. - М.: Восточная литература, 1999. - 198 с.
33. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. — М.: «Паломник», 2000. - 560 с.
34. Гоноишлов В. В., Жигунова М. А., Лосунов А. М. и др. Триста лет мира и согласия на земле Омского Прииртышья: Коллективная монография. -Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 268 с.
35. Гончаренко Е. В. Ритмическая география свадебных напевов Сумской области (к вопросу изучения музыкально-диалектных стилей культурных пограничий) // Традиционный музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — С. 233-244.
36. Горбунов А. Свадебные величальные песни // Кунгурско-Красноуфимский край. - 1925. - № 6-7. - С. 33-35.
37. Грибанова Н. С. Методика описания орнаментированного полотенца как музейного предмета // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 5 / Под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. - Барнаул: Изд-во Барнаульского го. пед. ун-та, 2003. - С. 262-264.
38. Данченкова Н. Ю. «Раздайся, народ, краса девичья идет!»: традиции владимирских свадебных приговоров // Живая старина. — 2001. — № 2. - С. 2832.
39. Дёмина Л. В. Свадьба тюменских старожилов // Народное творчество. -2004. - № 52. - С. 21-27.
40. Документ, музейный экспонат, нарратив, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / Под ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2011. - 243 с.
41. Дранникова Н. А. Песни-дразнилки как диалог между полами // Вестн. Помор, ун-та. Сер.: Гуманитар, и соц. науки. - 2003. - № 1. - С. 76-85.
42. Енговатова М. А. Венок смоленской невесты // Живая старина. -2008.-№4.-С. 29-32.
43. Ерёмина В. И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. - 206 с.
44. Ефименкова Б. Б. Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение: введение в проблематику. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - 64 с.
45. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен: учеб. пособие по курсу «Нар. муз. творчество». - М.: МГИК, 1993. - 151 е.: нот. ил.
46. Ефремова Ю. Н. Структура пищи украинцев Омского Прииртышья в конце Х1Х-ХХ веке // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010.-Ч. II-С. 114-118.
47. Жиганова С. А. Субрегиональные традиции в условиях культуры позднего формирования (на примере кубанской свадьбы) // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - С. 287-296.
48. Жигунова М. Где бабы коромыслами соболей бьют. Переселенцы в Сибири: в поисках лучшей доли и новой Родины // Родина. - 2012. - № 4. - С. 64-68.
49. Жигунова М. А. Динамика свадебной обрядности русского населения Сибири (середина XX - начало XXI века) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр.: в 3 ч. - Омск: Издательский дом «Наука», 2012. - Ч. И. - С. 128-132.
50. Жигунова М. А. Красный флаг для невесты // Родина. Российский исторический журнал. - 2004. - № 9. - С. 75-80.
51 .Жигунова М. А. Материалы по свадьбе сибирских казаков // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 5 / Под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. - Барнаул: Изд-во Барнаульского го. пед. ун-та, 2003. - С. 97-101.
52.Жигунова М. А. Население Сибири: межэтнические контакты и проблемы региональной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. /под ред. М. А Жигуновой, Е. М. Данченко. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. -С. 163-180.
53.Жигунова М. Неженатый - полчеловека, а женился — человек! Современная семья: штрихи к портрету // Родина. - 2012. - № 11. - С. 97-99.
54.Жигунова М. А. Обряды жизненного круга. Сибирские казаки // Очерки традиционной культуры казачеств России. - Т. 2 - М. - Краснодар: ЭДВИ, 2005.-С. 311-330.
55. Жигунова М. А. Праздники и обряды русской семьи в середине XX -начале XXI века // Проблемы истории, филологии, культуры. - Москва -Магнитогорск - Новосибирск, 2009. - Выпуск 23/1. - С. 472-479.
56.Жигунова М. А. Свадебная тематика в современной музейной деятельности Западной Сибири // Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности: Сб. научн. ст. - Новосибирск: Нонпарель, 2013. -С. 52-64.
57. Жигунова М. А. Современная этнокультурная ситуация // Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь: Монография / Под общ. ред. С. В. Новикова. -Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2013. - С. 52-73.
58. Жигунова М. Украинцы Омской области: традиционная культура и музейные собрания // Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - № 27. - Тобольск-Верона, 2013. - С. 52-70.
59. Жигунова М. А. Этническая мозаика Омской области: пути сохранения национально-культурного достояния // Институты гражданского общества как ресурс развития Омского региона»: Сборник статей. - Омск: Омская обл. типография, 2008. - С. 59-68.
60. Жигунова М. А. Этнографические коллекции по восточным славянам в Музее археологии и этнографии Омского госуниверситета // Культурологические исследования в Сибири. - 2005. - № 3 (17). - С. 107-113.
61. Жигунова М. А. Этнокультурные процессы и контакты у русского населения Среднего Прииртышья во второй половине XX века. - Омск: Издательский дом «Наука», 2004. - 228 е.; ил.
62.Жигунова М. А., Золотова Т. Н. Празднично-обрядовая культура Сибири в XX веке: основные факторы и итоги развития // Культура. Социум. Творчество: Материалы Всеросс. научн. конф. - Омск: Изд-во Омск, педагог, ун-та, 2002. - С. 87-94.
63. Журба А. В., Леонова Н. В., Шахов П. С. Фольклорные традиции сибирских переселенцев: итоги полевого сезона 2008 года // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Изд-во «Амфора», 2008. - С. 238-243.
64. Захарченко В. Г., Мельников М. Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья: Этнографическое описание свадебных обрядов. Тексты и напевы песен / Под ред. Е. Гиппиус. - М.: Сов. композитор. - 1983. - 224 с.
65. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. - 1991. - 511с.; ил.
66. Золотова Т. Н. Календарные праздники // Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования с аудио-приложением / Отв. ред. М. А. Жигунова, Н. А. Томилов. -Омск: Издательский дом «Наука», 2005. - С. 18-87.
67. Золотова Т. Н. Крещенские традиции сибирских украинцев // Народная культура Сибири: Материалы XVIII научного семинара-практикума
Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск, 2009. - С. 227-234.
68. Золотова Т. Н. Рождественские традиции украинцев Омской области // Катанаевские чтения: Материалы Седьмой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 195-летию Омского кадетского корпуса и 160-летию со дня рождения генерал-лейтенанта Г. Е. Катанаева (Омск, 16-17 мая 2007 г.) / Отв. ред. О. В. Гефнер, В. Л. Кожевин, Н. А. Томилов. - Омск: Издательский дом «Наука», 2008. - С. 407-411.
69. Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX - XX вв.). - Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. - 234 е.; илл. 29.
70. Золотова Т. Н. Святочные традиции сибирских украинцев // Традиционная культура, № 2 (46). - Москва, 2012. - С. 49-60.
71. Золотова Т. Н. Сохранение традиционного украинского обряда «вождение Мэланки» на территории Омской области // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. -Омск, 2008. - С. 243-247.
72. Золотова Т. Н. Традиции святочного ряженья у сибирских украинцев // Этнография Алтая и сопредельных территорий: изучение, сохранение и презентация исторического, этнографического и культурного наследия: Материалы VII международной научной конференции. - Барнаул, 2008. - С. 114-118.
73. Золотова Т. Н. Традиционная культура украинцев Среднего Прииртышья: проблемы исследования и сохранения // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр.: в 3 ч. — Омск, 2012. - Ч. И. - С. 113-120.
74. Золотова Т. //. Традиционный календарный праздник в культуре России XX - начала XXI века // Проблемы истории, филологии, культуры. -2009. - № 1(23). - С. 493-504.
75. Золотова Т. Н. Украинцы // Энциклопедия Омской области: в 2 т. / Под общ. ред. В. Н. Русакова. - Омск: Омское книжное изд-во, 2010. - Т. 2. - С. 449-450.
76. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. - СПб: Наука, 2001. - 248 с.
И.Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.:. Изд-во
Ленинградского университета, 1991. - 168 с.
78. Калашников А. Д., Первых С. Ю., Проваторова О. М. Некоторые направления современных этнических процессов среди украинцев Западной Сибири // Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. - С. 25-37.
79. Мордик Е. А. Современные этнокультурные процессы среди украинцев Сибири (по материалам Омской области) // Проблемы археологии, этнографии Сибири: тез. докл. - Иркутск: ИГУ, 1982. - С. 72-75.
80. Калужникова Т. И. Ладово-мелодическая вариативность в народных песнях Свердловской области // Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири: Тезисы докл. Всероссийской муз.-фольк. конф. - М., 1979.-С. 36-37.
81. Калужникова Т. И. Некоторые особенности свадебного обряда Зауралья // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы Всероссийской науч.-практ. конф.: В 2-х ч. — М., 1988 - Ч. I. - С. 36-37.
82. Калужникова Т. И. Свадебные песни и причитания Среднего Урала // Музыка русской свадьбы: Тезисы докл. науч.-практ. конф. - М., 1987. — С. 112-114.
83. Князева И. Н. Свадебный обряд в фольклоре казаков Иртышской линии // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибир. Регион. Вузов, центра по фольклору. -Новосибирск, 1997. - 192-196 с.
84. Козаченко А. И. К истории великорусского свадебного обряда // Сов. этнография. — 1957. - №1. — с. 67-89.
85. Колесников А. Шербакулю - 100 лет. Очерки истории. - Омск: Редакция газеты «Омский вестник», 1993. - 216 с.
86. Константинов И. Гуцульские лижники: домоткан. ковры // Наука и жизнь.-2004.-№5.-С. 117-118.
87. Коровушкин Д. Г. Очерки этнокультурной адаптации поздних переселенцев в Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. -199 с.
88. Коровушкин Д. Г. Расселение и численность украинцев на территории Омской области (конец XIX - начало XXI века) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XII. - Ч. И. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - С. 102-107.
89. Крашенинникова Ю. А. Дружка и его функции в свадебном обряде // Традиционное мировоззрение и духовная культура народов европейского Севера. - Сыктывкар, 1996. - С. 54-63.
90. Крих А. А. Этническая история русского населения Среднего Прииртышья (XVII - XX века). - Омск: Издат. дом «Наука», 2012. - 296 е.; ил.
91. Круглое Ю. Г. Русский обрядовый фольклор. - М.: Соврем, писатель, 1999.-362 с.
92. Круглое Ю. ГРусские свадебные песни. - М.: Высшая школа, 1978. -214 с.
83. Куракеева М. Ф. Свадебная обрядность казачества Верхней Кубани (кон. XIX - нач. XX вв.) // Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1993. - С. 34-45.
84. Кушнаренко С. М. Заселение и динамика численности украинского населения на территории Омского Прииртышья в конце XIX - XX вв. // Украина - Западная Сибирь: диалог народов и культур: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004.-С. 46-48.
85. Кушнаренко С. М. Изменение в численности украинского населения на территории Омского Прииртышья (Х1Х-ХХ вв.) // Университеты как
регионообразующие научно-образовательные комплексы. - Омск: ОмГУ, 2004. -С. 374-377.
86. Кушнаренко С. М. Об истории украинского селения Тургеневка Калачинского района Омской области (по материалам этнографической экспедиции Омского государственного университета 1987 года) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. -Ч. 1. - С. 119-120.
87. Кушнаренко С. М. О состоянии изученности этнодемографических и этнотерриториальных процессов у украинского населения Омского Прииртышья (конец XIX - начало XX в.) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр.: В 3 ч. — Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. - Ч. II - С. 26-29.
88.Кушнаренко С. М. Итог и перспективы изучения традиционной культуры украинских переселенцев в Сибири // Культурологические исследования в Сибири. - 2006. - № 3. - С. 109-111.
89. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег: семантика и структура. - М.\ Индрик, 2002.-334 с.
90. Линёва Е. Э. Опыт записи фонограмм украинских народных песен. -Киев: Музична Украша, 1991. - 164 с.
91. Лебедева А. А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. - С. 229-243.
92. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб.: Наука, 1991.-С. 210-234.
93. Леонова Н. В. Проблемы изучения фольклорных традиций вторичного формирования на сибирском материале // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Том П. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. - С. 250-261.
94. Леонова Н. В. Русский музыкальный фольклор // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. - Новосибирск, 1997. - Т. 1, кн. 2.4. Традиционная культура сибирских переселенцев. - С. 8-33.
95. Мароховский Г. Хлебом-солью. Об обрядовой кулинарии // Народное творчество. - 1991. - № 7. - С. 7-8.
96. Марченко Н. А., Урсегова Н, А. Свадебный обряд украинцев села Ивановка Баганского района Новосибирской области // Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. - С. 160-165.
97. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядов Х1Х-начала XX вв. - М.: Наука, 1978. - 205 с.
98. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1984. - 215 с.
99. Маслова Г. Свадебные чины // Народное творчество. - 1991. — № 4. -С. 10-11.
100. Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первой пол. ХЕХ в.). - Новосибирск, 1979 . - 350 с.
101. Морозов И. А. Женитьба добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»-«женитьбы». -М.: Лабиринт, 1998. - 351 с.
102. Морозов И. А. Игровые формы свадьбы в системе традиционных «переходных» обрядов // Живая старина. - 1995. - № 2. - С. 21-26.
103. Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX - XX вв.). - М.: Индрик, 2004. - 920 с.
104. Назарцева Т. М. Национальная кухня украинцев-переселенцев // Омский краевед / Гл. ред. П. П. Вибе. - Омск: ОГИК музей, 2006. - № 3. - С. 131-134.
105. Назарцева Т. М. Украинцы Омской области // Омский краевед / Гл. ред. П.П. Вибе. - Омск: ОГИК музей, 2003. - № 1. - С. 50-55.
106. Назарцева Т. М. О свадебном обряде украинцев (материалы экспедиций по Полтавскому району Омской области) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 1996. - № 5. - С. 229-235.
107. Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. /под ред. М. А Жигуновой, Е. М. Данченко. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. - 348 е., илл;
108. Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы: культура народов России / Ахметова Ш. К., Бронникова О. М., Жигунова М. А и др. - Новосибирск: Наука, 2002. - (Культура народов России).
109.Ниязова Г. М. Старые и новые диаспоры в многонациональном регионе (на материале Тюменской области) // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. — С. 237-245.
110. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири / Сост. Р. П. Потанина. -Новосибирск: Наука, 1981. -319 с.
\\\. Оселедцев Г. А. На Оми-реке Калачинск. - Омск: книжное издательство, 1993. - 208 с.
112. От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири) / Гл. ред. Н. А. Томилов. - Томск: Издательство Томского университета. - Кн. 1. -1995 г.-188 с.
113. Песенная лирика устной традиции / М-во культ. РФ, Рос. акад. наук, Рос. ин-т истории искусств; сост. и отв. ред. И. И. Земцовский. - СПб.: РИИИ, 1994. - 268 с. - (Фольклор и фольклористика).
114. Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии / Сост. В. Я. Бабенко, Ф. Г. Ахатова. - Киев-Уфа: Изд-во «Музична Укра'ша», 1995. - 240 с.
115. Плотников Ю. Жизнь и судьба. / Сто лет надежд и ожиданий / Взгляд на юбилей села. Взгляд на юбилей села Одесское и района сквозь призму новейшей истории / - Омск: Омское областное издательство, 2003. — 256 с.
116. Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири XVII-XX вв.: сб. ст. / отв. ред. Ф. Ф. Болонев, Е. Ф. Фурсова. -Новосибирск: Агро-Сибирь, 2003. - 258 с.
117. Прозвицкая И. Л., Мельников М. Н. Смоленские свадебные традиции в Сибири: (Описание обрядов, свадебные песни) // Сибирский фольклор. - Новосибирск, 1976. - Вып. 3. — С. 119-164.
IIS. Пропп В. Я. Поэтика фольклора: собр. тр. - М.: Лабиринт, 1998. -
351 с.
119. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография.- 1964 - № 4- С. 147-154.
120. Пропп В. Я. Фольклор. Литература. История: собр. тр. / Науч. ред. и сост. В. Ф. Шевченко. -М.: Лабиринт, 1998.-351 с.
121. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. — М.: Наука.-1976.-325 с.
122. Пропп В. Я. Фольклор и народная культура. - СПб: Петерб. востоковедение, 2003. - 457 с.
123. Пьянкова С. В. Напевы-формулы русской свадьбы // Славянский музыкальный фольклор. - М., 1972. - С. 205-226.
124. Реммлер В. В. Динамика изменений в культуре украинского населения Западной Сибири в XX веке // Проблемы развития культуры. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1987. - С. 53-54.
125. Реммлер В. В. Программа сбора материалов по теме «Свадебная обрядность русского населения Западной Сибири» // Программы и вопросники по социальным отношениям и семейным обрядам. — Омск: Изд-во ОмГУ, 1988. -С. 19-24.
126. Реммлер В. В. Современная свадебная обрядность русского и украинского населения юга Западной Сибири // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Материалы Всесоз. науч. конф. - Омск, 1987. - С. 55-57.
127. Реммлер В. В. Структурно-функциональная характеристика свадебной обрядности сибирского казачества // Проблемы антропологии и исторической этнографии Сибири. - Омск, 1991. - 105-119 с.
128. Реммлер В. В. Украинцы в Сибири // Культура Сибири. - 1995. - № 1.- С. 21-24.
129. Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Свадебная поэзия. Похоронная причеть. - Т. 22. - Новосибирск, 2002. - 540 с.
130. Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования с аудио-приложением / Отв. ред. М. А. Жигунова, Н. А. Томилов. - Омск: Издательский дом «Наука», 2005. - 284 е.; ил.
131. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. -Л., 1978.-282 с.
132. Самоделова Е. А. Народные принципы обозначения свадебных песен // Традиционная культура. - 2003. — № 1. - С. 45-52.
133. Самоедова Е. А. Тема смерти в свадебных корильных песнях // Этнографическое обозрение. - 1993. -№ 41. - С. 106-123.
134. Свиркин Н. А. Наша история. - Омск: ИПК «Омич», 1994. - 133 с.
135. Свиркин Н. А. Павлоградские просторы. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1998.-285 с.
136. Сидорская О. Г. Виды свадебных ритуальных хлебов украинцев Омской области (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 2006-2008 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2008. - С. 253262.
137. Сидорская О. Г. Свадебные венки украинцев Омской области (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 2005-2009 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVIII научного семинара-симпозиума
Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2009. - С. 235-241.
138. Сидорская О. Г. Свадебные пригласительные обходы дворов у украинцев Омской области // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. - Ч. II - С. 138-146.
139. Сидорская О. Г. Свадебный обрядовый комплекс украинцев Омской области // Традиционная культура, № 2 (46). - Москва, 2012. - С. 61-71.
140. Сидорская О. Г. Состояние музыкального фольклора украинских переселенцев юга Омской области (по материалам фолыслорно-этнографических экспедиций 2005-2007 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVI научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2007. - С. 282-287.
141. Сидорская О. Г. Традиционное свадебное обрядовое дерево украинцев Сибири: основные типы и функции // Культура как предмет комплексного исследования [Текст]: сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Вып. 10. - С. 76-88.
142. Сидорская О. Г. Традиционные свадебные венки невесты (на примере украинского населения Омской области) // Культурологические исследования в Сибири. - 2009. - № 1 (27). - С. 138-148.
143. Традиционная русская свадьба Новосибирской области / Сост. Н. А. Урсегова. - Новосибирск: ПС «Гросс Мастер», 2005. - Вып. 1. - 72 с.
144. Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (вопросы типологии): Сборник трудов. - М., 1987. - 160 с.
145. Тульцева Л. А. Социально-нравственные аспекты земледельческой обрядности // Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995. - С. 283-298.
146. Украина — Западная Сибирь в диалоге культур и народов: векторы и факторы взаимодействия: Материалы международной научно-практической
конф. / Под ред. И. С. Карабулатовой. - Тюмень: Типография «Печатник», 2008.-152 с.
147. Украинцы / Серия «Народы и культуры» / Отв. ред. В. А. Тишков. С. В. Чешко. - Москва: Наука, 2000. - 535 е.; ил.
148. Украинцы и Сибирь. Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - Выпуск № 27. - Тобольск - Верона, 2012. - 340 с.
149. Урсегова Н. А., Комракова О. Е., Марченко Н. А. Народно-песенные традиции украинских переселенцев Баганского района Новосибирской области // Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. - С. 166-170.
150. Ушакова H. Н. Свадебная обрядность украинцев Сибири на примере д. Михайловка Марьяновского района Омской области // Народная культура Сибири: учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. — С. 117-121.
151. Фольклор и этнография: пробл. рекострукции фактов традицион. культуры: сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. Н. Путилов. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1990.-231 с.
152. Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX-XX вв.). Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. Ч. I. - Новосибирск, 2002. - 286 с.
153. Фурсова Е. Ф., Васеха JI. И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). Ч. 1. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. - 190 с.
154. Хлеб в народной культуре: этнографические очерки / Отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. - М.: Наука, 2004. - 412 с.
155.Цветкова А. Д. Фольклор восточных славян в полиэтническом регионе. На примере Северного Казахстана // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том II. - М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. - С. 218-227.
156. Чередников А. Л. Устойчивость традиционных компонентов материальной культуры (на примере системы питания украинцев Западной Сибири) // Проблемы этнографии и социологии культуры. - Омск, 1988. - С. 81-84.
157. Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры Х1Х-ХХ века. - М.: Наука, 10988. - 262 с.
158. Чижикова Л. Н. Тенденция этнокультурного развития украинских групп населения в южных районах РСФСР // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. - М.: Наука, 1989. - 236 с.
159. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. - Л.: Наука, 1986.-304 с.
160. Чистов К. В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987.-С. 396-416.
161. Чистов К. В. Типологические проблемы изучения восточнославянского свадебного обряда // Проблемы типологии в этнографии.
- М.: Наука, 1979. - С. 223-229.
162.Шалаева Н. И. Традиционная русская вышивка // Народное творчество. - 1996. - № 4. - С. 18-20.
163. Шангина И. И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР // Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX
- начала XX вв. -М.: Наука, 1984. - С. 156-214.
164. Шарабарина Т. Б. Русские свадебные традиции на Рудном Алтае (конец XIX - середина XX вв.). - Усть-Каменогорск, 2004. - 250 с.
165. Шаравина Н. А. Из истории села Нововаршавка // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. - 4.1 - С. 132-137.
166. Шевченко Е. А. Корильные песни сватье в Лузском районе Кировской области // Традиционная культура. - 2000. - № 2. - С. 102-107.
167. Шелегина О. Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII - начале XX век: (К постановке проблемы). - Новосибирск: Изд-во Сибирская научная книга, 2005. -192 с.
168.Шелегина О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII - первая половина XIX вв.) / - Новосибирск: Наука, 1992.-249 с.
169. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. -М.: Наука, 1987.-556 с.
Литература на украинском языке
170.Бабенко В. Я. Етнокультурш процеси в середовипц украшських переселенщв у БашкирЙ (юнець Х1Х-ХХ в.) // Народна творчють та етнограф1я. - Кит, 1989. — № 1.-С. 10-16.
171. Квтка К. В. Укра'шсыа народш мелодп. Ч. 2: Коментар / Упоряд. та ред. А. 1ваницького. - Кшв: Пол1граф Консалтинг, 2005. - 383 е., з нот.
СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
АГО — Архив Русского географического общества БГПУ - Барнаульский государственный педагогический университет
ГАОО - Государственный архив Омской области
ЗСРВЦ - Западно-Сибирский региональный вузовский центр
ИАЭТ - Институт археологии и этнографии
ИИФФ - Институт истории, филологии и философии
МАЭ - Музей археологии и этнографии
МНС - Музей народов Сибири
НГУ - Новосибирский государственный университет ОГИКМ - Омский государственный историко-краеведческий музей ОмГУ - Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОРТК ГЦНТ - Отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества
ОФ ФЭМ ОРТК ГЦНТ - Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества РГО - Русское географическое общество СЖС - Сибирская живая старина СЭ - Советская этнография ТГУ - Томский государственный университет
ТФ ГАТО - Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области
ЭО - Этнографическое обозрение
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.