Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья в XX - начале XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Ефремова, Юлия Николаевна

  • Ефремова, Юлия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Омск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 236
Ефремова, Юлия Николаевна. Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья в XX - начале XXI века: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Омск. 2013. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ефремова, Юлия Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

Глава 1. Пища как основа жизнеобеспечения украинцев Омского

Прииртышья

1.1. Хозяйственный комплекс в системе питания как способ обеспечения продуктами

1.2. Хлеб, мучные и крупяные блюда

1.3. Овощные и фруктовые блюда

1.4. Мясные и рыбные блюда

1.5. Молочные блюда

1.6. Напитки

Глава 2. Пища в обрядах и праздниках украинцев Омского Прииртышья

2.1. Система питания в период обрядов и праздников календарного цикла

2.2. Система питания в период обрядов и праздников семейного цикла

Глава 3. Культура питания украинцев Омского Прииртышья

3.1. Традиции и новации в пище украинцев Омского Прииртышья

3.2. Пищевая модель как локальный вариант системы питания украинцев Омского Прииртышья

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список сокращений

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья в XX - начале XXI века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение культуры питания этноса сегодня занимает далеко не последнюю роль в российской этнографии. Все чаще появляются исследования по традиционному питанию народов России. Это связано с тем, что пища не только иллюстрирует культуру жизнеобеспечения народа, но служит источником изучения культуры народа в целом. Этнографическое изучение культуры питания подразумевает не только исследование хозяйственной деятельности народа как основы получения продуктов питания, технологии и рецептов приготовления блюд, но и рассмотрение пищи главным образом как явления материальной и духовной жизни этноса. Традиционные блюда отражают вкусовые предпочтения в повседневной жизни народа, а также являются важным компонентом праздников и обрядов.

Исследователь С. А. Арутюнов, чьи труды по этнографии питания можно назвать методологической базой настоящей диссертации, отмечал: «Пища - это тот элемент материальной культуры, в котором более других сохраняются традиционные черты, с ним более всего связаны представления народа о своей национальной специфике, и в то же время он легче и быстрее других поддается заимствованиям, вариациям, модификациям и новациям».1 Поэтому не случайно традиции питания того или иного этноса сегодня все чаще выступают в качестве объекта исследования.

Актуальность изучения традиционной пищи украинцев Омского Прииртышья обусловлена тем фактом, что украинцы, как и другие восточные славяне на территории Сибири, являются переселившимися этническими группами, а любые изменения в жизни этноса отражаются на его культуре, приводя к определенной трансформации. Но в условиях социальных,

1 Арутюнов С. А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., Наука, 2001. С. 10-17.

экономических, политических изменений жизни украинского этноса в эпоху массового переселения и аграрной реформы П. А. Столыпина, дальнейшей трансформации этнической идентичности переселенцев пища оказалась наиболее устойчивой по сравнению с другими сферами материальной, соционормативной и духовной культуры. Но, несмотря на свою определенную стабильность, с течением времени, с появлением новых этнокультурных контактов с другими народами, внедрением новых технологий, пища также подвержена изменениям. Пока сохраняются традиционные черты культуры питания, необходимо фиксировать основные способы добычи, приготовления национальных блюд, а также их непосредственное участие и символическое значение в обрядах и праздниках сибирских украинцев.

Украинский народ проживает не только на территории своей исторической родины, но и на всей территории России. Украинские переселенцы стали массово прибывать на территорию Сибири в конце XIX -начале XX в. из различных губерний Российской империи (Екатеринославской, Киевской, Одесской, Полтавской, Харьковской и др.), что отразилось на системе питания данной этнической группы. В Омском Прииртышье система питания украинцев трансформировалась, что было вызвано региональными особенностями культуры переселенцев, усилением межэтнических взаимодействий, а также природно-географическими условиями Сибири.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. на территории России проживало 1,93 млн человек (2,05 % от общего количества населения), определивших свою национальную принадлежность к

2 Брук С. И., Кабузан В. М. Численность и расселение украинского этноса в XVIII -начале XIX в. // Советская этнография. 1981. № 5. С. 15-31; Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год. Формирование этнических и политических границ украинского этноса. М., 2006. 658 с.

3 Национальный состав населения России (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) [Сайт] URL: //http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm

4

украинцам, что почти на 50 % меньше, чем по итогам переписи 2002 г.4 (2,94 млн чел., или 1,41 % от общего количества населения). Данные статистики по резкому сокращению числа украинцев в России в еще большей степени побуждают этнографов фиксировать этнокультурную специфику данного этноса.

На территории Сибири проживает одна из самых многочисленных групп украинского населения. Ее численность в 2010 г. в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) составила 225 850 человек, из них в Омской области проживает 51 841 украинец (2,7 % населения области), в Новосибирской - 22 098 (0,9%), в Алтайском крае - 32 226 (1,4%), в Красноярском крае - 38 012 (1,4 %).5 Так, по данным переписи населения 2010 г., в СФО Омская область лидирует по количеству проживающих в ней украинцев. Данные численности украинцев по итогам переписи населения 2002 г. по отдельным районам Омской области представлены в приложении V.

Основные районы компактного проживания украинцев Омской области охватывают южную часть данного региона. Это Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Шербакульский муниципальные районы Омской области.

Степень изученности проблемы. Изучение материальной культуры украинского народа, а также пищи как части этой культуры привлекает ряд исследователей уже несколько веков. При выявлении особенностей системы питания украинцев Омского Прииртышья нами использовались не только исследования и источники по культуре сибирских украинцев, но работы, в

4 Национальный состав и владение языками, гражданство. М: НИЦ «Статистика России», 2004. 946 с. (Итоги Всероссийской Переписи населения 2002 г.: В 14 т. Т. 4. Кн. 1). э Посчитано по: Национальный состав населения России (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) [Сайт] URL:

//http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm; Национальный состав населения Омской области (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Сайт] URL:

http://omsk.gks.ru/image/Region/Vpn/Itogi/itogivpn2010_03.htm.

5

которых раскрывается материальная и духовная культура украинского народа, проживающего на своей исторической родине.

Этнографические заметки об украинском (малороссийском) этносе начинают появляться с XVII в. В 1651г. французский инженер, математик и картограф Г. JI. де Боплан в своем труде «Описание Украины» дает всестороннюю характеристику экономики, быта и нравов украинского народа, а также анализирует взаимоотношения украинцев с соседствующими народами - русскими, поляками, татарами и ногайцами, таким образом выявляя этнокультурные контакты.6 Следует отметить, что в XVII в. зарубежные исследователи уделяли внимание изучению украинской истории и культуры в большей степени, чем российские, поскольку для них было важно выявить особенности чужеземного этноса, что помогало в дальнейшем при торговых отношениях и других взаимосвязях.

Наибольший интерес к украинской культуре со стороны российских ученых проявился в конце XVIII в. В 1777 г. в Санкт-Петербурге была издана книга Г.И. Калиновского «Описание свадебных украинских простонародных обычаев, в Малой России и в Украинской губернии, також и в великороссийских слободах, населенных малороссиянами, употребляемых».7 Автор подробно описал украинскую народную свадьбу, дополняя обрядовую составляющую краткими сведениями о материальной культуре: об одежде молодых, о пище, участвующей в обрядах и т.д. В 1787г. в Санкт-Петербурге появляется книга русского ученого В. Ф. Зуева «Путешественные записки от С. Петербурга до Херсона», часть которой посвящена

о

украинскому этносу. Спустя десятилетие целью описания истории и культуры украинского народа задался Я. М. Маркович в своей работе «Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях», одна из глав которой

6 Боплан Г. JI. де. Описание Украины. М., 2004. 576 с.

7 Калиновский Г. И. Описание свадебных украинских простонародных обычаев, в Малой России и в Украинской губернии, також и в великороссийских слободах, населённых малороссиянами, употребляемых. СПб., 1777. 115 с.

о

Зуев В. Ф. Путешественные записки от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году. СПб., 1787. 295 с.

была посвящена этнографической характеристике малороссиян.9 Данные труды являются своеобразным экскурсом в украинскую культуру XVIII в., но повествовательный, порой сентиментальный стиль, отсутствие анализа приведенных данных снижают научную значимость указанных работ.

Итогом этнографических исследований немецкого путешественника, этнографа Г. И. Георги стало подробное иллюстрированное описание народностей, населяющих Россию. Этот труд был издан на немецком языке и явился первым сводным этнографическим описанием России. В 1799 г. часть материала была переведена на русский язык и опубликована под заглавием «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей».10 Четвертая часть второго тома «Описания...» в большей степени была посвящена россиянам, т. е. великорусам и малорусам, в частности их материальной и духовной культуре: жилищу, кушаньям и напиткам, домашней утвари, обычаям и житейским обрядам, народным увеселениям, вероисповеданию.

В XIX в. количество трудов, посвященных этнографии украинского

народа, увеличивается. В начале века появляется ряд материалов

путешественников, своеобразных путевых заметок, которые ставят перед

собой цель показать читателю жизнь других губерний. Например, в 1803 г.

выходит в свет произведение П. И. Шаликова «Путешествие в

Малороссию», 11 в 1805 г. - В.В.Измайлова «Путешествие в Полуденную 12

Россию» и др. Труды содержат сведения о жизни малороссийских крестьян, о культуре в деревнях и селах Украины. Но часто эти труды не выдерживают критики, потому что написаны в духе модного в тот период

9 Маркович Я. М. Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях. СПб., 1798. 98 с.

10 Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1799. 4.2. 448 с.

11 Шаликов П. И. Путешествие в Малороссию. М., 1803. 78 с.

12 Измайлов В. В. Путешествие в Полуденную Россию. М., 1805. Ч 3. 142 с.

7

сентиментализма. Сентиментальные путешествия нельзя назвать сугубо историческим источником, скорее историко-литературным.

В 1858 г. в Санкт-Петербурге украинский историк A.M. Лазаревский публикует свой труд «Указатель источников для изучения малороссийского края».13 В указатель вошли архивные материалы по истории и культуре украинского народа, с которыми лично работал историк, а также научная литература библиотек с 1622 по 1856 гг.

В 1860 г. в Киеве был опубликован неизданный при жизни труд известного историка Н. А. Маркевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян»,14 структура которого довольно интересна в том плане, что историк строит свое повествование в хронологическом порядке, описывая быт и нравы украинского этноса: «Пусть вообразят мои читатели, что ныне 1850 по P. X. Мы с ними проживем жизнью малороссийскою со всеми прихотями, предрассудками, поверьями, обычаями, играми, перешедшими к нам от предков наших». Это, пожалуй, первое этнографическое исследование, содержащее полное описание всех малороссийских обрядов, а также включающее подробное описание приготовления основных украинских традиционных блюд и напитков. Н. А. Маркевич собрал 90 рецептов традиционных блюд, около 20 рецептов приготовления десертов, а также 12 рецептов безалкогольных и алкогольных напитков. При описании напитков исследователь применил метод типологии, разделив описываемые напитки на четыре разновидности.

Тот факт, что историография насчитывает ограниченное число работ, посвященных культуре и, в частности, питанию украинского этноса, подтверждают слова из живописного альбома «Народы России», содержащего этнографические очерки о малороссиянах, изданного в 1877 г. картографическим заведением: «Чем племя наиболее отличается от

13

Лазаревский А. М. Указатель источников для изучения малороссийского края. СПб, 1858. Вып. 1. 121 с.

14 Маркевич Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, 1860. 173 с.

славянского, тем описание его может показаться интереснее; для племен же славянских, этнографический быт которых более или менее известен каждому из русских, для заинтересования читателя потребовался бы целый научный трактат, который не подходил бы уже под предпринятый труд». Этнографические очерки журнала дают краткую характеристику национального характера украинцев, их жилища, одежды, пищи, суеверий и поверий, обрядов, народных промыслов и т. д.

В 1882 г. в Киеве начинает выходить один из первых украинских журналов «Киевская старина», который в течение четверти столетия играл значительную роль в развитии украинской исторической мысли, а также культурологии, этнографии, фольклористики и др. Здесь печатают свои заметки и результаты экспедиций такие этнографы, как О. И. Левицкий,

B. П. Милорадович, И. Ф. Павловский, Н. Ф. Сумцов и др.15 Их статьи посвящены исследованию культуры украинского этноса, но особое внимание уделяется обрядам и поверьям, а также фольклору украинских сел. В 1883 г. в 7 томе журнала была опубликована в качестве вступительной статьи посмертная рукопись профессора А. И. Ставровского «Разновидности марципан и ганнусковой горилки»16, написанная им, по предположению, еще в XVIII в. Если это так, то эта работа, пожалуй, является первым исследованием, посвященным роли десертов и напитков в культуре питания малороссов XVIII в. В предисловии к рукописи читаем: «Эта небольшая книжечка в 112 страниц, в малую четверку, содержит в себе 143 рецепта, или краткие наставления, как делать разные сладкие печенья и варенья, сладкие и другие водки, равно некоторые заготовления впрок. Печенья и водочные настойки занимают в них главное место, и как высшею формою их,

1э Левицкий О. И. Очерки народной жизни в Малороссии во второй половине 17 в. // Киевская старина. Киев, 1901. Т. 74; Милорадович В. П. Народная медицина в Лубенском уезде Полтавской губернии // Киевская старина. Киев, 1900. Т. 68; Павловский И. Ф.

О ценах на хлеб, мясо, ягоды, воск и мед в Полтавской губернии сто лет тому назад // Киевская старина. Киев, 1904. Т. 85; Сумцов Н. Ф. К истории южнорусских свадебных

обычаев // Киевская старина. Киев, 1883. Т. 7.

16 Разновидности марципан и ганнусковой горилки // Киевская старина. Киев, 1883. Т. 7.

C. 227.

заменяющею иногда общее их название, доселе удержавшееся, являются марципаны, основою же всех настоек была так называемая ганнусковая водка <...»>.

Многие исследователи, печатавшие в «Киевской старине» короткие этнографические очерки, вскоре публиковали полноценные труды, которые сегодня часто используются при изучении культуры восточных славян. К ним нужно, в первую очередь, отнести этнографа Н. Ф. Сумцова17, цитируемого сегодня многими учеными.

Таким образом, наблюдения путешественников, публицистов, исследования историков позволили накопить обширный эмпирический материал, который был в дальнейшем использован для проведения более детальных исследований во второй половине XX в.

В начале советского периода внимание ученых было обращено на малые этнические группы СССР, в связи с чем изучение восточнославянских народов было минимизировано. Вновь интерес к украинской культуре, в частности традиционной украинской пище, наиболее четко проявился только во второй половине XX в. как на Украине, так и в России. Но если на Украине по результатам исследования были опубликованы полноценные труды, посвященные культуре питания, то в России украинскую пищу рассматривали в монографиях и статьях только фрагментарно, главным образом как часть материальной культуры.

В конце 1970-х гг. два украинских этнографа (Л. Ф. Артюх,18 Т. А. Гонтарь19) публикуют монографии по итогам защищенных

17 Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. М.: Восточная литература, 1998. 296 е.; Его же. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков: Тип. М. Зельберберга,

1885. 143 с.

18

Артюх Л. Ф. Вопросы этнографического картографирования украинской народной пищи // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980— 1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР: Тезисы докладов. Нальчик, 1982. С. 191-192; Её же. Народная кулинария // Украинцы. М.: Наука, 2000. С. 242-259; Её же. Пища и питание украинских крестьян конца Х1Х-ХХ вв. (этнографическая характеристика): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Минск: Институт искусства, этнографии и фольклора АН БССР, 1981. 25 е.; Её же. Роль традиционной обрядовой атрибутики в современной празднично-обрядовой культуре украинцев // Проблемы

10

кандидатских диссертаций по традиционной пище украинского населения. В данных работах описаны способы заготовки продуктов, режим питания, пищевые запреты и ограничения, повседневные и праздничные блюда, выявлены региональные особенности культуры питания таких этнических групп украинцев, как лемки, бойки, гуцулы. Полноценное исследование базируется на полевых исследованиях, а также архивных материалах. Работа по исследованию украинской пищи сегодня не остановлена, с каждым годом публикуются результаты экспедиций, характеризующие особенности системы питания и степень ее трансформации. Работы указанных авторов на сегодняшний день являются основой для изучения традиционной украинской пищи.

Большое значение для исследователей украинского народа

представляет издание серии «Народы и культуры», выпущенное Институтом

20

этнологии и антропологии РАН в 2000 г. В указанном труде рассматриваются не только проблемы формирования народа и его языка, но и характерные черты хозяйственной деятельности, семейного быта, традиционной пищи, обычаев и обрядов, и т.д.

Во второй половине XX в. публикуются исследования, посвященные украинскому народу (проживающему как на территории Украины, так и за ее

развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Материалы Всесоз. науч. конф. Омск, 1987. С. 4-5; Артюх JI. Ф., Космина Т. В. Этнические символы в материальной культуре украинцев // Советская этнография. М., 1989. № 6. С. 46-53; Артюх Л.Ф. Укра'шська народна кулшар1я: 1ст.-етногр. дослщження. К., 1977. 154 е.; Артюх Л. Ф. Народне харчування украТнщв i роаян твшчно-схщних райотв Украши. К.: Наукова думка, 1982. 111 е.; Её же. Народне харчування, 1жа, кухонне начиння // Украшщ: 1сторико-етнограф. монограф!я: У 2 кн. Опипне, 1999. Кн. 2. С. 121-138; Её же. Укра'шська кухня // Украшська минувшина: 1люстрований етнограф. довщник / А. П. Пономарьов, Л. Ф. Артюх, Т. В. Космша та ш./ К.: «Либщь», 1993. С. 150-168.

19 Гонтарь Т. А. Народная пища украинцев Карпат: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Минск: Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, 1979. 16 е.; Её же. Посуда и домашняя утварь карпатских украинцев в конце XIX - первой половине XX века // Советская этнография. 1978. № 4. С. 88-98; Её же. Традиционная праздничная и обрядовая пища украинцев Полесья в XIX-XX вв. // Советская этнография. 1986. № 5. С. 92-98; Её же. Народне харчування украГнщв Карпат. К.: Наукова думка, 1979. 138 с.

20 Украинцы / Серия «Народы и культуры» / отв. ред. В. А. Тишков, С. В. Чешко. М.: Наука, 2000. 535 с.

пределами), в различных регионах России. В 2011 г. в Уфе был издан биобиблиографический словарь «Украинисты России», где отображены

основные российские исследователи украинского народа в целом (историки,

21

этнографы, языковеды и др.), перечислены их труды.

Одной из причин проявления интереса к этнической группе украинцев в Сибирском регионе стало возникновение национально-культурных центров, целью которых являлось возрождение культурной специфики того или иного народа. С 1978 г. изучением культуры украинских переселенцев в

Башкирии занимается В. Я. Бабенко, который в 80-х гг. XX в. также

22

затрагивал тему пищи башкирских украинцев. Этнокультурная специфика украинцев Дальнего Востока рассматривается в работах

<"\Л

Ю. В. Аргудяевой. л

Изучению сибирской украинской культуры большое внимание уделяют новосибирские и томские ученые, этнографы Алтайского края. Так, в

24 25 26

исследованиях Е. Ф. Фурсовой , М. Н. Бабуты , Т. А. Гончаровой ,

21 Украинисты России: Биобиблиографический словарь / Автор-составитель Д. А. Черниенко. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. - Вып. 1. -

93 с.

22

Бабенко В. Я. Пища украинского населения Башкирии // Советская этнография. 1989. №2. С. 94-104; Его же. Украинцы // Народы Башкортостана. Уфа: Гил ем: Информреклама, 2002. С. 261-294; Его же. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде / БНЦ УрО РАН. Уфа, 1992. 260 с.

23 Аргудяева Ю. В. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. XIX - начало XX в.). М.: Ин-т этнологии РАН, 1993. 261 е.; Её же. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в. - начало XX в.). М., 1997. 314 е.; Её же. Свадебная обрядность украинцев Приморья (конец XIX - начало XX вв.). М., 1979. 134 с.

24 Фурсова Е. Ф. Взаимоотношение этнического и природного факторов в системе жизнеобеспечения сибирских украинцев и белорусов // Третий конгр. этнографов и антропологов России: Тез. докл. М., 1999. С. 67-68; Её же. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX - XX вв.). Новосибирск: Arpo, 2002. 287 е.; Её же. Особенности культуры украинцев в русских старожильческих районах Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX в.) // Всеукраинская науч. конф. «Етнична самосвидомость: национальна культура». Юев, 1991. С. 175-177; Её же. Календарная обрядность восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в.: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в.: Дис. ... д-ра ист. наук: Новосибирск, 2004. - 378 с; Фурсова Е. Ф., Васеха JI. И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев

12

27 28 29

О. М. Рындиной , О. С. Деминой , Н. В. Люля и др. рассматриваются особенности культуры украинских переселенцев Новосибирской, Томской областей, Алтайского края. В частности, уделяется большое внимание анализу обрядовой сферы украинской культуры Сибири. В работах ученых содержится обширный этнографический материал, позволяющий выявить специфику материальной и духовной культуры украинских переселенцев. Тема пищи фрагментарно затрагивается сибирскими этнографами в рамках рассмотрения тех или иных традиций или обрядов.

Изучением материальной культуры украинцев Сибири также занимались этнографы Д. Г. Коровушкин и А.М.Шпорт.30 В их трудах

Сибири XIX - первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). Ч. 1. Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. 190 с; Их же. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). - Ч. 2. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2005. - 226 с.

25 Бабута М. Н. Украинцы // Томская область: народы, культуры, конфессии. Энциклопедия. Томск: Издательство ТГУ, 2007. С. 188-191; Её же. Формирование и современное состояние украинской диаспоры: конец XIX - начало XXI вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск: Изд-во ТГУ, 2008. 22 с.

Гончарова Т. А. «Быль о родных» - источник по украинцам в Сибири // Актуальные вопросы истории Сибири: Седьмые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: сб. материалов науч. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 121122; Её же. Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области) // Вестник ТГУ. 2010. № 336. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та. С. 76-78; Её же. Украинская диаспора в Томской области: история формирования и современное состояние // Наш украшський вим1р. Млжнародний зб1рник шформащйних, освггшх, наукових, методичних статей i матер1ал1в з Украши та д!аспори. Чершпв, ЧДПУ iM. Т. Г. Шевченка, 2008. С. 142-152; Её же. Этнический портрет украинцев Томской области // Документ, музейный экспонат, нарратив, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всероссийской науч. конф. с междунар. участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / под ред. Э. И. Черняка. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2011. С. 53.

27 Рындина О. М. Святочная обрядность украинцев Томского края // Вестник Томского государственного университета. 2012. №4. С. 152-159.

28 Демина О. С. Этническое самосознание и самоидентификация украинских переселенцев Алтайского края // Алтайская деревня во второй половине XIX - начале XX в. Вып. 2. -Барнаул, 2004. - С. 108-118.

29

Люля Н. В. Свадебная обрядность украинского населения Романовского района 19501960-х гг. (полевые материалы 2010 г.) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 234-239. Её же. Сватовство украинских переселенцев Алтайского края в 1910-1960-е гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 189-193.

30 Коровушкин Д. Г. Земледельческие орудия украинских переселенцев в Западной Сибири: этапы адаптации // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах. Новосибирск, 2006. С. 96-106; Его же. Расселение и

13

приводятся сведения об этапах и итогах переселенческой политики, земледельческих орудиях, хозяйстве, домашней утвари и пище украинского народа, проживающего на территории Сибири.

Исследования по традиционной пище украинцев юга Омской области впервые стали проводиться студентами исторического факультета Омского государственного университета (далее - ОмГУ) в рамках этнографических экспедиций 1976-1981 гг. Итогом экспедиций стали собранные ценные данные по материальной культуре украинцев: исследована домашняя утварь, хозяйство, обрядность, а также материалы опроса среди респондентов на знание основных национальных блюд украинской кухни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ефремова, Юлия Николаевна, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

Аргудяева, Ю. В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в. - начало XX в.). - М., 1997. - 314 с.

Аргудяева, Ю. В. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. XIX - начало XX в). - М.: Ин-т этнологии РАН, 1993. - 261 с.

Аргудяева, Ю. В. Свадебная обрядность украинцев Приморья (конец XIX - начало XX вв.). - М., 1979. - 134 с.

Артюх, Л. Ф. Вопросы этнографического картографирования украинской народной пищи // Всесоюзная сессия по итогам полевых

этнографических исследований 1980-1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР: Тезисы докладов. - Нальчик, 1982. - С. 191-192.

Артюх, Л. Ф. Народная кулинария // Украинцы. - М.: Наука, 2000. -С. 242-259.

Артюх, Л. Ф. Пища и питание украинских крестьян конца XIX - XX вв. (этнографическая характеристика): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Минск: Институт искусства, этнографии и фольклора АН БССР, 1981. - 25 с.

Артюх, Л. Ф. Роль традиционной обрядовой атрибутики в современной празднично-обрядовой культуре украинцев // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Материалы Всесоюз. науч. конф. - Омск, 1987. - С. 4-5.

Артюх, Л. Ф., Космина, Т. В. Этнические символы в материальной культуре украинцев // Советская этнография. - М., 1989. - № 6. - С. 46-53.

Арутюнов, С. А. Инновации в культуре этноса и их социально-~экономическая~обусловленность~//"Этнографические-исследования"развития культуры.-М., 1995.

Арутюнов, С. А. Напитки народов мира // Хмельное и иное: напитки народов мира. - М., 2008. - С. 14-19.

Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243 с.

Арутюнов, С. А. Обычаи, ритуал, традиция // Советская этнография. -1981. -№ 2. -С. 97-99.

Арутюнов, С. А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М., Наука, 2001. - С. 10-17.

Арутюнов, С. А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Советская этнография. - 1982. - № 1. - С. 8-21.

Арутюнов, С. А., Воронина, Т. А. Предисловие // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М., 2001. - С. 5-9.

Арутюнов, С. А., Воронина, Т. А. Предисловие // Хмельное и иное: напитки народов мира. - М., 2008. - С. 5-13.

Арутюнов, С. А., Маркарян, Э. С., Мкртумян, Ю. И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. -1983.-№ 2.-С. 22-31.

Арутюнов, С. А., Мкртумян, Ю. И. Проблема классификации элементов культуры (на примере армянской системы питания) // Советская этнография. - 1981- № 4. - С. 3-5.

Ахметова, Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002.-104 с.

Бабенко, В. Я. Пища украинского населения Башкирии // Советская этнография. - 1989. - № 2. - С. 94-104.

Бабенко, В. Я. Украинцы // Народы Башкортостана. - Уфа: Гил ем: Информреклама, 2002. - С7261-294~

Бабенко, В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде / БНЦ УрО РАН. - Уфа, 1992. -260 с.

Бабута, М. Н. Украинцы // Томская область: народы, культуры, конфессии. Энциклопедия. - Томск: Издательство ТГУ, 2007. - С. 188-191.

Бабута, М. Н. Формирование и современное состояние украинской диаспоры: конец XIX - начало XXI вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Томск: Изд-во ТГУ, 2008. - 22 с.

Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. (Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). - СПб.: Наука, 1993. -240 с.

Байбурин, А. К., Топорков, А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. - Л.: Наука, 1990. - 166 с.

Бехтенина, Т. Г. Украинская утварь в коллекциях МАЭ // Из

культурного наследия народов Восточной Европы / РАН, НИИ «Музей

147

антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)». - СПб., 1992.-С. 122-135.

Боплан, Г. JI. де. Описание Украины / пер. с фр. 3. П. Борисюк; ред. перевода A. JI. Хорошкевич, Е. Н. Ющенко. - М.: «Древлехранилище», 2004.- 576 с.

Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 284 с.

Брук, С. И., Кабузан, В. М. Численность и расселение украинского этноса в XVIII - начале XIX в. // Советская этнография. - 1981. - № 5. -С. 15-31.

Веселова, Т. И. Застолье омского купечества // Актуальные проблемы модернизации современного общества: сб. научных трудов. - Омск, 2004. -Ч. И. - С. 86-89.

Волков, Ф. К. Этнографические особенности украинского народа // Украинский народ в его прошлом и настоящем. - Петроград, 1916. - С. 455---------547-----------------

Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учебно-методическое пособие / отв. ред. С. Ф. Татауров, Н. А. Томилов. - Омск: Омск. гос. ун-т., 2002. - 200 с.

Воронина, Т. А. Традиции хлебопечения у разных народов мира // Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки. - М., 2004. - С. 12-82.

Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX в. / отв. ред. С.А. Токарев. - М.: АН СССР, 1956. - 797 с.

Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ. - Ч. 2. - СПб., 1799.-448 с.

Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Повести. Ревизор. - М., 2006. - 496 с.

Гоношилов, В. В., Жигунова, М. А., Лосунов, А. М. и др. Триста лет мира и согласия на земле Омского Прииртышья: Коллективная монография. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 268 с.

Гонтарь, Т. А. Народная пища украинцев Карпат: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Минск: Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, 1979.-16 с.

Гонтарь, Т. А. Посуда и домашняя утварь карпатских украинцев в конце XIX - первой половине XX века // Советская этнография. - 1978. -№4.-С. 88-98.

Гонтарь, Т. А. Традиционная праздничная и обрядовая пища украинцев Полесья в XIX - XX вв. // Советская этнография. - № 5. - 1986. - С. 92-98.

Гончарова, Т. А. «Быль о родных» - источник по украинцам в Сибири // Актуальные вопросы истории Сибири: Седьмые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: сб. материалов науч. конф. - Барнаул: -----Изд-во-Алт—ун-та,-2009г СН-2-1 -122.---------

Гончарова, Т. А. Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области) // Вестник ТГУ. - 2010. - № 336. -Томск: Изд-во Томского гос. ун-та. С. 76-78.

Гончарова, Т. А. Украинская диаспора в Томской области: история формирования и современное состояние // Наш украшський вим1р. М1жнародний зб1рник шформацшних, освшнх, наукових, методичних статей [ матер1ал1в з Украши та д1аспори. - Чершпв, ЧДПУ 1м. Т. Г. Шевченка, 2008.-С. 142-152.

Гончарова, Т. А. Этнический портрет украинцев Томской области // Документ, музейный экспонат, нарратив, письменный источник в культурном трансфере Сибирь - Украина: Материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, 21-24 ноября 2010 г., Томск / под ред. Э. И. Черняка. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - С. 53.

Гончарова, Т. А. К вопросу об этнической самоидентификации

украинцев Томской области // Вестник Томского государственного

149

педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (история, этнология). - Томск, 2006.-Вып. 1 (№52).-С. 135-139.

Горленко, В. Ф. Хозяйственные занятия // Украинцы. - М.: Наука, 2000. -С. 96-123.

Григулевич, Н. И. Роль зерновых и зернобобовых культур в адаптации народов Закавказья и русских переселенцев // Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки. - М., 2004. - С. 251-277.

Демина, JI. В. Зимний святочный цикл у украинских переселенцев Западно-Сибирского Зауралья // Украина - Западная Сибирь: Диалог культур и народов. Украинская диаспора в полиэтничном регионе: материалы междунар. науч.-практ. конф. (10 ноября 2007). - Тюмень: Печатник, 2007. -С. 41-45.

Демина, О. С. Этническое самосознание и самоидентификация украинских переселенцев Алтайского края // Алтайская деревня во второй половинеХТХ^ началеХХгв.Выпг2т^Барнаул; 2004.= Gr 108=118--

Дивлишов, А. В. Украинцы в культурном пространстве Республики Мордовия: традиции и инновации (кон. XIX — нач. XXI в.): дис. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2007. - 222 с.

Дудоладов, А. Очерк переселенческого в Сибирь движения // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. - Омск, 1886. - С. 1-44.

Ефремова, Ю. Н. Блюда-маркеры украинской этничности // Проблемы историко-культурной идентичности в полиэтнических обществах: тезисы докладов Всероссийской научной школы (Омск, 6-8 сентября 2011 г.) / отв. ред. Т. Б. Смирнова, Н. А. Томилов. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. -С. 87-88.

Ефремова, Ю. Н. Изучение пищи украинцев Сибири в научной литературе // IX Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов (Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.) / отв. ред. В. А. Тишков. -

Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. - С. 39.

150

Ефремова, Ю. Н. История изучения традиционной пищи украинцев Омского Прииртышья (по материалам этнографических экспедиций) // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология. Материалы докладов V (Ь) Российской (с международным участием) региональной археолого-этнографической конференции студентов и молодых учёных. - Иркутск, 2010. С. 521-522.

Ефремова, Ю. Н. Мучные блюда в традиционной пище украинцев Омского Прииртышья (по материалам этнографической экспедиции 2010 года) // Археология, этнография, палеоэкология Северной Евразии: проблемы, поиск, открытия. Материалы Ы Региональной (VII Всероссийской) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. - Красноярск, 2011. С. 275-277.

Ефремова, Ю. Н. Мучные изделия в свадебной обрядности украинцев Омского Прииртышья // Археология, этнология и антропология Евразии. "Исследования и гипотезы: Материалы докладов Ы1 Региональной археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. - Новосибирск: изд-во НГУ, 2012. - С. 303-304.

Ефремова, Ю. Н. Пища в свадебной обрядности украинцев Омского Прииртышья XX века // Омский научный вестник. - Омск, 2012. -№4(111).-С. 38-41.

Ефремова, Ю. Н. Пища народов Сибири как направление исследования материальной культуры // Культурологические исследования в Сибири. -Омск - Изд. дом «Наука», 2011. - № 2 (33). - С. 110-113.

Ефремова, Ю. Н. Повседневные блюда в системе питания украинцев Западной Сибири (на примере Омской области) // Казанская наука - 2012. -№ 1. - С. 21-27.

Ефремова, Ю. Н. Подготовка традиционных блюд в день забоя свиньи в украинской семье Омского Прииртышья // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр.: в 3 ч. - Омск, 2012.-Ч. И.-С. 110-113.

Ефремова, Ю. Н. Структура пищи украинцев Омского Прииртышья в конце Х1Х-ХХ веке // «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития». - Омск, 2010. Т. 2. С. 114-118.

Ефремова, Ю. Н. Традиции забоя скота в пищевой культуре украинцев Омского Прииртышья // Традиционная культура. - 2012. - № 2. С. 71-76.

Ефремова, Ю. Н. Традиционное хозяйство украинцев Омской области (Х1Х-ХХ1 вв.) // III Исторические чтения Томского государственного педагогического университета: Материалы Международной научной конференции. Томск, 11-12 ноября 2010 г. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2011.-С. 458-460.

Жигунова, М. А. Где бабы коромыслами соболей бьют. Переселенцы в Сибири: в поисках лучшей доли и новой Родины // Родина. - 2012. - № 4. -С. 64-68.

Жигунова, М. А. Культура восточнославянских народов в этнографических собраниях омских музеев // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев: Сборник научных статей. - Новосибирск: РИЦ Новосибирского гос. ун-та, 2010. - С. 20-30.

Жигунова, М. А. Население Сибири: межэтнические контакты и проблемы региональной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. / под ред. М. А. Жигуновой, Е. М. Данченко. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. - С. 163-180.

Жигунова, М. А. Украинцы Омской области: традиционная культура и музейные собрания // Альманах «Тобольск и вся Сибирь». Вып. № 27. Украинцы и Сибирь. - Тобольск - Верона, 2013. - С. 52-70.

Жигунова, М. А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине XX века. - Омск: Наука, 2004. -228 с.

Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии. Очерки

этнографии края. - Т. 1. Харьков, 1898.- 1012 с.

152

Жуковская, Н. Л. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) // СЭ. - 1979. - № 5-С. 64-75.

Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. -

511 с.

Золотова, Т. Н. Взаимодействие русских, украинских и белорусских традиций в календарных обрядах Среднего Прииртышья // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы. - Омск, 2004. -С. 418^20.

Золотова, Т. Н. Поминальные традиции у сибирских белорусов // Традиционная культура. - 2013.-№ 2.-С. 24-29.

Золотова, Т. Н. Рождественские традиции украинцев Омской области // Катанаевские чтения. - Омск, 2008. - С. 407^11.

Золотова, Т. Н. Традиции святочного ряженья у сибирских украинцев //

----ЭтнографияАлтаяисопредельныхтерриторий: материалы меж дутар. научГ

конф. / под ред. Т. К. Щегловой, И. В. Октябрьской. - Барнаул, 2008. - Вып. 7.-С. 320-325.

Золотова, Т. Н. Традиционная культура украинцев Среднего Прииртышья: проблемы исследования и сохранения // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр.: в 3 ч. -Омск, 2012.-Ч. II.-С. 120.

Зуев, В. Ф. Путешественные записки от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году. - СПб., 1787. - 295 с.

Зябкин, М. Д. Новь ковыльного края: История Русско-Полянского района. - Б.и., 2002. - 498 с.

Иванов, В. В. Современная деревня в Харьковской губернии // Харьковский сборник. - Вып. 7. - Харьков, 1893. - 28 с.

Измайлов, В. В. Путешествие в Полуденную Россию. - М., 1805. - Ч. 3,- 142 с.

Истомина, Н. К. Сибирь и переселенцы. - Харьков, 1892. - 66 с.

153

Кабузан, В. М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год. Формирование этнических и политических границ украинского этноса. - М., 2006. - 658 с.

Казанник, А. И., Татауров, С. Ф., Тихомиров, К. Н., Томилов, Н. А. Традиционно-бытовая и природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии. - Омск: Наука, 2008. - 214 с.

Калашников, А. Д., Первых, С. Ю., Проваторова, О. И. Некоторые направления современных этнических процессов среди украинцев Западной Сибири // Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск, 1981. - С.25-27.

Калиновский, Г. И. Описание свадебных украинских простонародных обычаев в Малой России и в Украинской губернии, також и в великороссийских слободах, населённых малороссиянами, употребляемых. -СПб., 1777.-205 с.

Козлов, В7И7 Этнос^ и культура (К ^Проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры) // Советская этнография. - 1979. - № 3. - С. 71-86.

Колесников, А. Д. Из истории заселения Среднего Прииртышья // Известия Омского отдела ГО СССР. - Омск, 1963. - Вып. 5. - С. 137-150.

Колесников, А. Д. Мое Таврическое: очерки истории Таврического района Омской области. - Омск, 1999. - 212 с.

Колесников, А. Д. Омская деревня на рубеже столетий. - Омск, 1999. -

66 с.

Колесников, А. Д. Полтавка сибирская: очерки истории района. - Омск, 1995.-200 с.

Колесников, А. Д. Шербакулю - 100 лет. Очерки истории. - Омск. 1993.-216 с.

Корнева, Ю. В. Антропологический аспект знаков зернового кода в календарной обрядности русских // Этнография Алтая и сопредельных

территорий. - Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 150-153.

154

Коровушкин, Д. Г. Земледельческие орудия украинских переселенцев в Западной Сибири: этапы адаптации // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах. - Новосибирск, 2006. -С. 96-106.

Коровушкин, Д. Г. Очерки этнокультурной адаптации поздних переселенцев в Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - 199 с.

Коровушкин, Д. Г. Расселение и численность украинцев на территории Омской области (конец XIX - начало XXI века) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XII. - Ч. II. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. -С. 102-107.

Коровушкин, Д. Г. Украинцы в Западной Сибири: расселение и численность в конце XIX - начале XXI века. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2007. - 247 с.

Кривчик, Ю. В., Адарич, О. Е. Традиционные календарные праздники украинских переселенцев и их потомков в селе Романово Романовского района в первой половине XX в.: святочный цикл // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2013.-С. 166-170.

Кривчик, Ю. В., Курило, А. В. Похоронная обрядность украинских переселенцев и их потомков в селе Романово в XX в. // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 217-226.

«Куды, доню, собыраесся?..» Свадебная обрядность украинских переселенцев Омского Прииртышья / сост. О. Г. Сидорская, Т. М. Репина / отв. ред. В. Ю. Багринцева. - Омск: Издат. дом «Наука», 2007. (Серия «По материалам фольклорно-этнографических экспедиций», вып. 2). - 186 с.

Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры). - Ереван, 1983. -320 с.

Курило, А. В. Современная похоронно-поминальная обрядность украинского населения с. Романово // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 182-186.

Курманова, С. Р. Забой скота у сибирских немцев (по полевым материалам) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. - Омск, 2008. - С. 241-243.

Курманова, С. Р. Перспективы сохранения традиционных компонентов в системе жизнеобеспечения немцев Западной Сибири (на примере культуры питания) // Условия и факторы развития национально-этнического самосознания российских немцев: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Новосибирск, 11-12 декабря 2009 г. - Новосибирск, 2010. - С. 135-140.

Курманова, С. Р. Пища в зимне-весенней обрядности немцев Западной Сибири // Этносоциальные процессы во внутренней Евразии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Семипалатинск, 2008. Вып. 9. - С. 624-630.

Курманова, С. Р. Пища в пасхальной обрядности немецкого населения Западной Сибири // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций / Материалы XLVIII регион. (IV Всерос. с междунар. участием) археолого-этнографической студенч. конф. - Барнаул, 2008.-С. 229-230.

Курманова, С. Р. Пища в родильной и крестильной обрядности немцев Западной Сибири // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Омск. гос. ун-та и 180-летию агроном, науки в Западной Сибири (27-28 марта 2008 г., Омск): В 3 ч. - Омск, 2008. Ч. II. - С. 244-248.

Курманова, С. Р. Пища в свадебной обрядности немецкого населения

Западной Сибири // Омский научный вестник. - 2009, - № 5 (81). - С. 71-74.

156

Курманова, С. Р. Пища немцев Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Омск: ОФ ИАЭТ СО РАН, 2010.-25 с.

Курманова, С. Р. Пища немцев Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI века: дис. ... канд. ист. наук. - Омск: ОФ ИАЭТ СО РАН, 2010.-223 с.

Курманова, С. Р. Праздничная и обрядовая пища немецкого населения Омской области // Немцы Сибири: история и современность: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2006. - С. 182-183.

Курманова, С. Р. Рождественская пища сибирских немцев: традиции и новации // Омский научный вестник. - 2009, - № 6 (82). - С. 63-66.

Кутилова, JI. А. Украинцы в Сибири: пути этничности (конец XIX -начало XX в.) // Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения памяти А.П. Бородавкина. - Барнаул, 1998. - С. 78-80.

Кушнаренко, С. М. Заселение и динамика численности украинского населения на территории Омского Прииртышья в конце XIX - XX вв. // Украина - Западная Сибирь: диалог народов и культур: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004. - С. 46^18.

Кушнаренко, С. М. Изменения в численности украинского населения на территории Омского Прииртышья (конец XIX - XX в.) // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы. - Омск, 2004. -С. 374-377.

Кушнаренко, С. М. Итог и перспективы изучения традиционной культуры украинских переселенцев в Сибири // Культурологические исследования в Сибири. - 2006. - № 3. - С. 109-111.

Кушнаренко, С. М. Об истории украинского селения Тургеневка Калачинского района Омской области (по материалам этнографической экспедиции Омского государственного университета 1987 года) // Сибирская

деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. - Ч. 1. - С. 119-120.

Кушнаренко, С. М. О состоянии изученности этнодемографических и этнотерриториальных процессов у украинского населения Омского Прииртышья (конец XIX - начало XXI в.) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. - Ч. 2. - С. 26-29.

Кушнаренко, С. М. Украинцы Омской области в освещении сибирскими краеведами в XX веке // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2006. Ч. II. - С. 157-160.

Кушнаренко, С. М. Фольклор украинцев южных районов Омской Области (на примере Одесского района) // Народная культура Сибири. -Омск, 2004.- С. 182-183.

Левченко, М. М. Несколько данных о жилище и пище южноруссов. -Записки Юго-Западного отдела Географического общества. Т. 2. М., 1874. -С.146-153.

Липин, А. М. Проблемы украинских переселений в Западную Сибирь в современной отечественной историографии // Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения памяти А.П. Бородавкина. - Барнаул, 1998. - С. 8187.

Липинская, В. А. Адаптивно-адаптационные процессы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М., 2001. - С. 18-40.

Липинская, В. А. Пища русских сибиряков // Этнография русского крестьянства Сибири (XVIII - серединаXIX в.). -М., 1981.-С. 183-201.

Липинская, В. А. Пища русского населения // Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. - Ч. III. - Новосибирск, 1982. - С. 374-380.

Листова, Н. М. Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.-М., 1983.-С. 161-173.

Любимова, Г. В. О роли детей в обычаях и обрядах календарного цикла (по материалам детских новогодних «посеваний» в Сибири) // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. - Новосибирск, 1998. - С. 53-70.

Люля, Н. В. Свадебная обрядность украинского населения Романовского района 1950-1960-х гг. (полевые материалы 2010 г.) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. - Барнаул: АлтГПА, 2011.-С. 234-239.

Люля, Н. В. Сватовство украинских переселенцев Алтайского края в 1910-1960-е гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 189-193.

Майничева, А. Ю. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX века // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М., 2001. - С. 99-111.

Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

Маркевич, Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. -Киев, 1860. - 173 с.

Маркович, Я. М. Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях. -СПб, 1798.-98 с.

Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. -М.: Наука, 1989. - Вып. 3.-224 с.

Милищенко, В. В. Родильно-крестильная обрядность украинцев Западной Сибири (конец XIX - первая треть XX века) // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. - Омск, 1990. - С. 79-81.

Минжуренко, А. В. Заселение и хозяйственное освоение крестьянами-переселенцами степной полосы Западной Сибири в конце XIX - начале

XX в. // Проблемы исторической географии России. - М., 1982. - Вып. II. С. 18-22.

Молебны против засухи // Омский вестник. 12 июня. 1911.

Мордик, Е. А. Современные этнокультурные процессы среди украинцев Сибири (по материалам Омской области) // Проблемы археологии и этнографии Сибири: Тез. докл. - Иркутск, 1982. С. 58-60.

Морозов, А. Переселенческие поселки Омского уезда в 1897 году //Зап. ЗСОИРГО. - Омск, 1900. - Т. XXVII, ст. 2. С. 66-89.

Назарцева, Т. М. Национальная кухня украинцев-переселенцев // Омский краевед. - 2006. - № з. _ с. 131-134.

Назарцева, Т. М. О свадебном обряде украинцев (материалы экспедиций по Полтавскому району Омской области) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 1996. - № 5. -С. 229-235.

Назарцева, Т. М. Украинцы Омской области // Омский краевед. -2003.-№ 1.-С. 50-51.

Недостаток воды // Омский вестник. 22 июля. 1911.

Новоселова, А. А. Сибирские «хохлы»: к вопросу об этнической принадлежности // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2003. - Вып. 5. - С. 27-28.

Образцовая кухня / сост. П. Ф. Симоненко - М., 1991: Изд-во «Голос» (репринт 1892 года). - 736 с.

Пахутов, А. Е. О культуре питания в современных семьях Калмыкии // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества». - Махачкала, 1985. -С. 74.

Переселенческие мытарства// Омский вестник. 18 августа. 1911.

Плахотнюк, М. А. Основные изменения в одежде и пище русского населения Среднего Прииртышья // Сибирь в панораме тысячелетий

(материалы междунар. симпозиума). Т. 2 - Новосибирск, 1998. - С. 392-398.

160

Плахотнюк, М. А. Традиции и новации в пище русского населения Среднего Прииртышья // Россия и Восток: традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. - Омск, 1997. - С. 55-58.

Плахотнюк, М. А. Традиционные элементы в материальной культуре русских Среднего Прииртышья // Проблемы этнографии и социологии культуры: Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1988. - С. 79-81.

Плотников, Ю. Жизнь и судьба. Взгляд на юбилей села Одесского и района сквозь призму новейшей истории. - Омск. 2003. - 255 с.

Покровская, Л. В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 67-90.

Похлебкин, В. В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. - М.: Центрполиграф, 2003. - 1162 с.

Похлебкин, В. В. Занимательная кулинария. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 128 с.

Похлебкин, В. В. Национальные кухни наших народов (Основные кулинарные направления, их история и особенности. Рецептура). - М., 1991. - 2-е изд. - 605 с.

Похлебкин, В. В. О кулинарии от А до Я: словарь-справочник. - Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 272 с.

Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири ХУН-ХХ вв.: сб. ст. / отв. ред. Ф. Ф. Болонев, Е. Ф. Фурсова. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2003. - 258 с.

Прохорова, Е. А. Этническая идентификация потомков украинских переселенцев в селах Панкрушихинского района // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2013.-С. 218-222.

Разновидности марципанн и ганнусковой горилки // Киевская старина. -Киев, 1883. Т. 7.-С. 227.

Реммлер, В. В. Динамика изменений в культуре украинского населения Западной Сибири в XX веке // Проблемы развития культуры: Сб. науч. ст. -Омск: Изд-во ОмГУ, 1987. - С. 53-54.

Реммлер, В. В. Современная свадебная обрядность русского и украинского населения юга Западной Сибири // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Материалы Всесоз. науч. конф. - Омск, 1987. - С. 55-57.

Реммлер, В. В. Традиционные элементы в свадебной обрядности украинцев Западной Сибири (по материалам Омской области) // Современная духовная культура народов Сибири и Севера. - Омск, 1989. - С. 55-57.

Реммлер, В. В. Украинцы // Музей археологии и этнографии Омского государственного университета. - Омск, 1994. - С. 48-52.

Реммлер, В. В. Украинцы в Сибири // Культура Сибири. - 1995. - № 1. -С. 21-24.

Рикман, Э. А. Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев. -М., 1983.-С. 173-185.

Романова, Т. В. Из рецептов старинной омской кухни // Приятного аппетита. - Омск, 1990. - С. 170-175.

Русина, Н. В. Формирование культуры украинской диаспоры: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2009. - 21 с.

Рындина, О. М. Святочная обрядность украинцев Томского края // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 152— 159.

Рябинин, К., Сеченов, Б. Таврическое и Тавричанцы. 1900-2004 гг. Избранные статьи и очерки. - Таврическое, 2004. - 566 с.

Свиркин, Н. С. На Павлоградской ниве. - Омск, 2003. - 143 с.

Свиркин, Н. С. Наша история. - Омск, 1994. - 133 с.

Свиркин, Н. С. Павлоградские просторы. - Омск, 1998. - 286 с.

Сидорская, О. Г. Виды свадебных ритуальных хлебов украинцев Омской области (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 2006-2008 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2008. - С. 253-262.

Сидорская, О. Г. Календарно-обрядовые песни восточнославянского населения Омского Прииртышья // Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования / отв. ред. М. А. Жигунова, Н. А. Томилов. - Омск: Издат. дом «Наука», 2005. - С. 88-190.

Сидорская, О. Г. Свадебные пригласительные обходы дворов у украинцев Омской области // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр.: В 3 ч. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. - Ч. II - С. 138-146.

Сидорская, О. Г. Свадебный обрядовый комплекс украинцев Омской области // Научный альманах «Традиционная культура».- Москва, 2012. -№2(46).-С. 61-71.

Сидорская, О. Г. Традиционное свадебное обрядовое дерево украинцев Сибири: основные типы и функции // Культура как предмет комплексного исследования: сб. научн. тр. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. -Вып. 10.-С. 76-88.

Соколова, В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М.: Наука, 1979. - 299 с.

Статистические материалы по анкетному обследованию переселенческих хозяйств в Степном крае (Акмолинской и Семипалатинской областях). - Омск. 1911.

Сумцов, Н. Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. - М.: Восточная литература, 1998 - 296 с.

Сумцов, Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях. - Харьков, 1885. - 143 с.

Супруненко, В. П. Запорожская вольница. - М., 2008. - 448 с.

163

Суханов, И. В. Обычай, традиция, обряд как социальные явления. -Горький, 1973.- 184 с.

Татаурова, Л. В. Программа по изучению применения посуды // Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учебно-методическое пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т., 2002. - С. 78-81.

Тихомирова, М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. - Омск: Наука, 2006. -232 с.

Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

Токарев, С. А. История зарубежной этнографии. - М.: Высшая школа, 1978.-352 с.

Токарев, С. А. К методике этнографического изучения материальнойкультуры // Советская этнография. -1970. - № 4. - С. 3-17.

Токарев, С. А. Этнография народов СССР. - М., 1958. - 616 с.

Толстой, Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: Индрик, 1995 - 512 с.

Томилов, Н. А. Итоги и проблемы этнографического и этносоциологического изучения восточных славян Западной Сибири омскими учеными // Славянское единство. - Омск, 2000. - С. 36—41.

Томилов, Н. А. Коротко об экспедициях // Советская этнография. -1977.-№4.-С. 153-154.

Томилов, Н. А. Культура и ее структурные сферы // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2000. - № 1. - С. 39-43.

Томилов, Н. А. Пища народов Южной Сибири // Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик: Учебно-методическое пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т. , 2002. - С. 82-88.

Томилов, Н. А. Украинцы Западной Сибири // Культура. - 2004. - № 7. -С. 21-24.

Томилов, Н. А. Этнографическое и этносоциологическое изучение восточных славян Западной Сибири в последней четверти XX в. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2000. - № 3. - С. 48-51.

Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М.: Наука, 2001.-293 с.

Украина - Западная Сибирь в диалоге культур и народов: векторы и факторы взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. С. Карабулатовой. - Тюмень: Тип. «Печатник», 2008. - 152 с.

Украинисты России: Биобиблиографический словарь / Автор-составитель Д. А. Черниенко. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. - Вып. 1. - 93 с.

Украинцы / Серия «Народы и культуры» / отв. ред. В. А. Тишков, С. В. Чешко. - М.: Наука, 2000. - 535 е.; ил.

Украинцы и Сибирь. Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - Выпуск № 27. - Тобольск - Верона, 2012. - 340 е.; ил.

Филимендикова, Н. В. Национальные установки украинского населения Западной Сибири (к постановке проблемы) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. - Омск, 2002. - Ч. 2. -С. 52-53.

Фурсова, Е. Ф. Взаимоотношение этнического и природного факторов в системе жизнеобеспечения сибирских украинцев и белорусов // Третий конгр. этнографов и антропологов России: Тез. докл. - М., 1999. - С. 67-68.

Фурсова, Е. Ф. Календарная обрядность восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в.: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в.: Дис. ... д-ра ист. наук: Новосибирск, 2004.-378 с.

Фурсова, Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. -267 с. (Этнография Сибири)

Фурсова, Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX - XX вв.). - Новосибирск: Arpo, 2002. - 287 с.

Фурсова, Е. Ф. Особенности культуры украинцев в русских старожильческих районах Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX в.) // Всеукраинская науч. конф. «Етнична самосвидомость: национальна культура». - Юев, 1991. - С. 175-177.

Фурсова, Е. Ф., Васеха, JI. И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). - Ч. 1. - Новосибирск: Агро-Сибирь,

2004. - 190 с.

Фурсова, Е. Ф., Васеха, JI. И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). - Ч. 2. - Новосибирск: Агро-Сибирь,

2005. -226 с.

Фурсова, Е. Ф., Галеев, М. Традиционные гончарные изделия юга Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы регион, науч.-практ. конф. - Вып. 13. Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2003. С. 161-166.

Хилько, Н. Ф. Проблемы сохранения и развития украинской народной культуры в Омской области // Культура и искусство. - 2013. - № 3 (15). - С. 280-287.

Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки. - М.: Наука, 2004.-413 с.

Хмельное и иное: напитки народов мира. - М.: Наука, 2008. - 488 с.

Чередников, А. Л. Устойчивость традиционных компонентов материальной культуры (на примере системы питания украинцев Западной Сибири) // Проблемы этнографии и социологии культуры. - 1988. - С. 81-84.

Черная, Н. В. Украинское население России и СССР за пределами Украины (ХУШ-ХХ вв.). Динамика численности и размещения // Расы и народы. - М., 1991. - Вып. 21 - С. 62-79.

Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - Т. 2. - М., 1999. - 623 с.

Чижикова, Л. Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры Х1Х-ХХ века. - М.: Наука. - 262 с.

Чижикова, Л. Н. Тенденция этнокультурного развития украинских групп населения в южных районах РСФСР // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. - М.: Наука, 1989. - 236 с.

Шаликов, П. И. Путешествие в Малороссию. М., 1803. - 78 с.

Шмелева, М. Н. Вопросы типологии и классификации при сравнительном изучении пищи народов СССР // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1976- 1977 гг. Тез. докл. - Ереван, 1978. - С. 147-149.

Шпорт, А. М. Переселения украинских крестьян в Западную Сибирь в конце XIX - начале XX в. (по материалам Тобольской губернии) // Социально-экономические и политические проблемы истории народов СССР. - М., 1986. - С. 64-79.

Шпорт, А. М. Хозяйство и традиционно-бытовая культура украинцев-переселенцев Западной Сибири (Тоболо-Иртышское междуречье) в конце XIX - начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. -М., 1987. - 216 с.

Щеглова, Т. К. Русские, украинцы, немцы, казахи степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта: (материалы к Историко-этнографическому атласу Алтайского края) // Этнография Алтая и

сопредельных территорий. - Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 72-83.

167

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / гл. ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука, 1987. - 559 с.

Этнография питания народов стран зарубежной Азии (Опыт сравнительной типологии). - М.: Наука ГРВЛ, 1981. - 256 с.

Литература на украинском языке

Артюх, Л. Ф. Народне харчування, Ужа, кухонне начиння // УкраТнщ: 1сторико-етнограф. Монограф1я. - Ошшне, 1999. - Кн. 2. - С. 121-138.

Артюх, Л. Ф. Народне харчування укра'шщв i рос1ян швшчно-схщних райошв Украши - К.: Наукова думка, 1982. - 111 с.

Артюх, Л. Ф. Укра'шська кухня // Укра'шська минувшина: 1люстрований етнограф. довщник. / А. П. Пономарьов, Л. Ф. Артюх, Т. В. Космша та íh. / К.: «Либщь», 1993. - С. 150-168.

Артюх, Л. Ф. Украшська народна кулшар1я: 1ст.-етногр. дослщження. -К., 1977,- 154 с.

Бердута, М. 3., Шпорт, Г. М. Украшсью переселенщ в Захвдному Cnöipi (к. XIX - поч. XX ст.) // 1стор1я та правознавство. - X., 2006. - № 14 (78). - С. 16-18.

Гонтар, Т. О. Народне харчування укра'шщв Карпат. - К.: Наукова думка, 1979.-138 с.

Котляревский, И. П. Энеида. - Спб., 1808. - 178 с.

Мицик, В. Ф. Каша - мати наша: етнолопчш нариси. - К.: Укра'ша, 2002. - 192 с.

Страви на Свят - Benip // вступ. ст. Н. Ю. Мельничук. - Льв1в: Каменяр, 1992,- 16 с.

Украшщ: народш в1рування, пов1р'я, демонолопя. Киев, «Либщь», 1991.-640 с.

Шпорт, Г. М. Бюграф1я ремесла: гончарство I лозоплетшня - ютор1я та сьогодення (на матер1алах Етнограф1чно1 виставки) // Вюн. Харк. нац. ун-ту ¡меш В. Н. Каразша. - X., 2011. - Вип. 43. - С. 31-42.

Шпорт, Г. М. Основш мюця осщання украУнських переселенц1в у Зах1дному Сиб1ру (кшець XIX - початок XX ст.) // Методичный вюник юторичного ф-ту. - № 5. - С. 98-105.

Шпорт, Г. М. Украинцы в Западной Сибири (Тоболо-Иртышское междуречье) // Вюник ХНУ ¡м. В. Н. Каразша. - X., 2003. - Вип. 35. - С. 234246.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

КУ ИАОО - Исторический архив Омской области ИАЭТ - Институт археологии и этнографии МАЭ - Музей археологии и этнографии МНС - Музей народов Сибири

ОГИКМ - Омский государственный историко-краеведческий музей ОмГУ - Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ОФ - Омский филиал

РИК - Российский институт культурологии

РГО - Русское географическое общество

СО РАН - Сибирское отделение Российской академии наук

СЭ - Советская этнография

ЭО - Этнографическое обозрение

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.