Свадебный обряд татар Башкортостана: сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Камалеев, Эльвир Винерович

  • Камалеев, Эльвир Винерович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 458
Камалеев, Эльвир Винерович. Свадебный обряд татар Башкортостана: сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Уфа. 2013. 458 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Камалеев, Эльвир Винерович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел I: Традиционный свадебный обряд приуральских татар (конец XIX - начало XX в.) Глава 1: Предсвадебные обряды

1.1. Умыкание и уход невесты

1.2. Сватовство и сговор

1.3. Обряды, совершаемые между сговором и никах

Глава 2: Свадебные обряды

2.1. Религиозный обряд никах

2.2. Борондок эти и борондок эни как уникальное явление татар-мусульман Башкортостана

2.3. Свадьба (туй) в доме невесты,

2.4. Период посещения женихом невесты - кияулзп йвру

Глава 3: Послесвадебные обряды

3.1. Переезд молодой в дом жениха

3.2. Обряды ввода невесты в семью жениха

3.3. Свадебное застолье туй в доме жениха

Раздел II: Современный свадебный обряд татар Башкортостана

Глава 4: Формирование нового типа свадебной обрядности

4.1. Свадебный обряд в 1920-е гг.: Красная свадьба - кьгзыл туй

4.2. Свадебный обряд в 1930-е - 1960-е гг

4.3. Свадебный обряд в 1970-е- 1990-е гп Комсомольская свадьба

Глава 5: Современный свадебный обряд татар

5.1. Свадебный обряд татар Республики Башкортостан (конец XX - начало XXI в.):

Возрождение этнических традиций

Заключение

Глоссарий

Библиографический список

Список сокращений,

Приложение

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебный обряд татар Башкортостана: сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследование татарских свадебных обрядов в Республике Башкортостан играет важную роль для выявления взаимовлияний в жизни народов на фоне близости исторических и географических условий. Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда идет поиск путей национального возрождения культуры народов России, и тема изучения свадебных обрядов становится неотъемлемой частью этого процесса. Несмотря на утрату целостности, на тенденцию к сокращению, упрощению некоторых ритуалов, обрядность татар, будучи консервативной сферой, связанной с областью традиционного мировоззрения и психологии, сохранила специфические этнические черты.

Исследование духовной культуры, в частности свадебного обряда, как в прошлом, так и в настоящем, является необходимым условием для реконструкции объективной истории и культуры Башкортостана и России.

Научный аспект актуальности диссертационной работы заключается в выявлении на примере свадебных традиций эволюции этнической культуры татар, оказавшихся за пределами основной территории проживания этноса. Социальная значимость работы связана с тем, что на протяжении последних столетий по своей численности татары Башкортостана составляли значительную долю. В 2010 г. их насчитывалось 1009295 чел., что составляет 24,8 % всего населения республики. Наиболее компактно они расселены на западе и северо-западе республики (см. карту расселения татар в РБ. Рис. 1).

В настоящей работе рассматриваются общие и особенные элементы свадебно-обрядовой культуры татарского сельского и городского населения Башкортостана в сравнении с татарами Республики Татарстан и других регионов России.

Объект исследования. Объектом исследования является свадебная обрядность татар-мусульман, проживающих в Республике Башкортостан,

представляющих разные этнографические группы - приуральские (уфимские) татары, мишари, тептяри.

Предмет исследования. Предметом исследования являются процессы сохранения и изменения традиционных свадебных обрядов татар в Республике Башкортостан, связанные, в первую очередь, с социальными потрясениями в обществе и этническими взаимодействиями, а также формирования нового типа обрядности.

Хронологические рамки исследования. Нижние рамки охватывают конец XIX - начала XX в. - период так называемой традиционной свадебной обрядности татар Республики Башкортостан, а также других территориальных групп. На фоне определенной изученности традиционных свадебных обрядов казанских, сибирских, пермских и других групп, на основе сравнительного материала можно дать анализ общих черт и локальных особенностей татар Республики Башкортостан.

Дальнейшие хронологические рамки охватывают весь XX век, в течение которого происходило разрушение традиций, их переосмысление, проникновение иноэтничных элементов и формирование нового типа обрядности. Верхние границы исследования доведены до настоящего времени.

Территориальные рамки исследования - границы современной Республики Башкортостан (ранее - Оренбургская, Уфимская губернии и Башкирская АССР). В республике есть районы, где татары составляют численное большинство, но также и регионы, где они малочисленны, но сохраняют этническую культуру, либо в результате взаимодействия с другими народами переняли их традиции. В основном это западные, северо-западные, юго-западные, северо-восточные, восточные и центральные районы Республики Башкортостан.

Цель исследования. Цель исследования состоит в выявлении процессов сохранения и эволюции традиционного свадебного обряда и формирования нового типа обрядности татар Республики Башкортостан.

Задачи исследования:

- изучить традиционный свадебный обряд приуральских татар в сравнении с другими территориальными группами татар и этнографическими сведениями конца XIX - начала XX в.;

- выявить традиционные и новые свадебные обряды татар Башкортостана с учетом локальных особенностей, с определением их функционального назначения;

- проанализировать изменения в свадебной обрядности татар республики, вызванные влиянием культур других народов -восточнославянских, финно-угорских, тюркских, в частности башкир, и формирование общего пласта культуры;

- описать изменения в свадебном обряде татар Республики Башкортостан, связанные с социальными катаклизмами, процессами урбанизации и глобализации;

- установить особенности в проведении современного свадебного обряда.

Методологическая основа исследования. Данное исследование предполагает системный подход в изучении свадебной обрядности с применением методов структурного, функционального, исторического анализа. Мы рассматриваем свадебную обрядность как целостную систему, которая сама является компонентом семейно-родовой обрядности.

Реконструированная система (традиционная свадебная обрядность татар Республики Башкортостан), в свою очередь, состоит из подсистем (предсвадебные, свадебные, послесвадебные обряды), которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В исследовании последовательно рассматриваются и анализируются все компоненты, представленные на башкирском материале. Система (свадебный обряд татар) исследуется не в статике, а в динамике, с анализом перспектив ее дальнейшего существования.

В диссертации мы опирались на понятия обряд, ритуал (являющиеся тождественными понятиями)1 и свадьба, принятые в этнологической науке. Расскрывая определение обряда, С. А. Токарев писал, что это такая разновидность обычая, «цель и смысл которой - выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием» . Под определение ритуала, по мнению С.А. Арутюнова, попадают формы поведения, являющиеся чистыми знаками и сами по себе не несущие

•5

практического смысла . По А.К. Байбурину, «ритуал - наиболее действенный, по сути - единственно возможный способ переживания человеком и коллективом критических жизненных ситуаций, требующих специальных программ поведения»4. Ученый отмечает, что переход в новый статус, создание семьи и, в конечном итоге, «новых» людей - мужа и жены - происходит посредством ритуала5. Каждый элемент системы (свадебного обряда) имеет глубокий символизм и семантику, при рассмотрении которых выявляются древние представления того или иного народа, имеющие толкования в рамках жизненного цикла «рождение - свадьба - смерть».

Плодотворной попыткой исследования исторических напластований в сложном комплексе свадебных традиций являются работы H.A. Кислякова. В «Очерках по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана» он установил, что традиционная свадьба состоит из двух больших праздников: помолвки-обручения (праздник 1) и собственно свадьбы (праздник 2) основного праздника, включавшего религиозный обряд бракосочетания и заканчивающийся переездом новобрачной в дом мужа. Первый из них он считает «пережитком брака эпохи материнского рода», «пережитком праздника бракосочетания при матрилокальном браке в эпоху материнского права».

1 Токарев С.А. Мифы народов мира. Т.2 . М., 1992. С. 235-237.

2 Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Советская этнография. 1980.

№ 3. С. 28.

3 Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. № 2. С. 97-99.

4 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семиотический анализ восточнославянских

обрядов. Спб.: Наука, 1993. С. 3,22

5 Там же. С. 66.

Праздник 2 (свадьба) генетически является порождением другой исторической эпохи, когда возникли патриархальные отношения и брак совершался лишь после уплаты калыма, а само торжество посвящалось переезду новобрачной в дом мужа, поскольку брак стал патрилокальным. С появлением второго первый праздник стал сохраняться пережиточно, превратившись в помолвку, а матрилокальное поселение брачной пары отчасти сохранилось в обычае «тайных» посещений женихом невесты в предсвадебный период.

Другие исследователи, например И.Е. Карпухин, рассматривают свадебную обрядность не как единое целое (систему), а как сменяющие друг друга эпизоды свадьбы (картины)1. Последний пример метода изучения свадебной обрядности применим для современного свадебного обряда, в котором, по сути, нет периодов, плавно переходящих или предваряющих переход к следующей подсистеме.

Приступая к анализу структурирования традиционной свадебной обрядности в работах исследователей, подчеркнем, что единого подхода в выделении этапов обряда не выработано. Условно все имеющиеся исследования можно разделить на три категории, в зависимости от количества выделяемых частей свадебного обряда:

1. Трехчастная структура традиционного свадебного обряда.

2. Четырехчастная структура традиционного свадебного обряда.

3. Нет четкого структурирования традиционного свадебного обряда.

В данном исследовании использована наиболее применимая к изучению практически всех территориальных групп татар трехчастная структура свадебной обрядности. Указанная структура предполагает разделение свадебного обряда татар на предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды. Такого подхода придерживаются этнографы А.К. Салмин, описывая свадьбу чувашей2, Н.В. Бикбулатов и Ф.Ф. Фатыхова при изучении башкирских

1 Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкортостане (состояние, поэтика, межэтнические взаимосвязи). Уфа, 1999.

2 Салмин А.К. Система религии чувашей. Спб., 2007.

свадебных обрядов1, Ф.Г. Галиева при разработке темы обрядности русских Башкортостана2.

Методика исследования базируется на традиционных для этнографической науки полевых методах (опрос, интервьюирование, наблюдение и анкетирование). Для решения поставленной цели и задач исследования в контексте изучения обрядов на различных территориях использован сравнительный метод, который достигается применением реконструкции. Комплексное использование данных этнологии, фольклористики, культурологии, социальной антропологии направлено на усиление обоснованности выдвигаемых положений. Применена методика изучения свадебно-обрядовой культуры - Н.В. Бикбулатова, Ф.Г. Галиевой, И.Е. Карпухина, А.И. Лазарева, Э.В. Померанцевой в условиях Волго-Уральского региона и Башкортостана, Е.П. Бусыгина, Р.К. Уразмановой, Ф.Л. Шарифуллиной - на территории Татарстана.

В основу работы положены принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа.

Теоретическую базу исследования составили работы ведущих этнографов, фольклористов и историков - А.К. Байбурина, Ю.Г. Круглова, Р.Г. Кузеева, В.Я. Проппа, А.К. Салмина, К.В. Чистова, Ю.К. Чистова, исследователей материальной, социальной и духовной культуры татар Д.М. Исхакова, Ф.Ш. Сафиной, С.Б. Сенюткина, C.B. Сусловой, Р.К. Уразмановой, А.Х. Халикова, H.A. Халикова, Ф.Л. Шарифуллиной.

Научная новизна заключается в том, что впервые в этнологии изучена свадебно-обрядовая культура татар в многообразии форм на протяжении более чем столетия, в сельской местности и городах, у различных этнографических групп - казанских татар, татар-мишарей и тептярей, объединенных под названием приуральские татары.

1 Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир Х1Х-ХХ вв. Уфа, 1991.

2 Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа, 2012.

Впервые проведено этнографическое изучение современного состояния свадебных обрядов татар Республики Башкортостан.

Впервые свадебно-обрядовая культура татар Башкортостана рассмотрена как динамично развивающийся организм, испытывающий влияние общественных катаклизм.

Показана свадебно-обрядовая культура татар Башкортостана в сравнении с другими территориальным группами татар, а также ее взаимодействие с восточно-славянскими, финно-угорскими и тюркскими народами.

Материалы, теоретические и практические выводы диссертации могут быть полезными при разработке теоретических аспектов истории культуры народов республики и страны, в том числе этнокультурных процессов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут оказать помощь органам государственного и местного управления, учреждениям науки, культуры, образования, национально-культурным центрам региона и страны при прогнозировании этнокультурных процессов, возрождении национальных культур.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для лекционно-просветительской работы, при подготовке учебников, учебно-методической литературы по истории и культуре народов России.

Степень изученности темы. Специальных научных исследований по свадебной обрядности татар Башкортостана до настоящего времени не проводилось. Наблюдения об обрядности казанских татар накапливались еще во второй половине XIX в. и в первые десятилетия XX в. благодаря трудам К.Ф. Фукса, А. Сперанского, Г.Н. Ахмарова, С.М. Матвеева, М.Н. Пинегина1.

1 Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844; Аристарх Сперанский. Казанские татары. Историко-этнографический очерк. Казань. 1914; Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды казанских татар. Казань, 1907; Матвеев С.М. Свадебные обычаи казанских татар Уфимской губернии // Общество по изучению археологии, истории и этнографии. Т. 14, вып. 3. Казань, 1887; Пинегин М.Н. Свадебные обычаи казанских татар. Казань, 1891.

Работы С.Г. Рыбакова, Б. Зорина посвящены приуральским татарам1. В XX столетии, особенно во второй его половине, появились работы не только о казанских, но и территориальных группах татар2. В Башкортостане оставалась слабо изученной не только свадебно-обрядовая культура, но и в целом история и культура татарского населения. Чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеев в монографии «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю» (1992) показал роль татарского населения в формировании в Волго-Уральском регионе тюркско-финно-угорского синтеза культуры. Этногенетическую общность он рассмотрел на примере жилища, построек, усадьбы, женской одежды, народного творчества и языковых взаимодействий.

Р.Г. Кузеев указал, что в процессе тесных контактов с башкирами, чувашами, русскими, марийцами, удмуртами, мордвой и другими народами татары на территории Башкортостана сформировались в особую группу приуральских татар со своеобразной региональной культурой. Тесные контакты с упомянутыми народами оставили заметный след в их культуре, быте, разговорном языке. С конца XIX в. здесь выделены четыре этнографические группы татар: казанские (казанлы), мишари (мишэр, томэн), кряшены (крэшен,

о

нагайбак) и тептяри (типтэр) .

З.М. Давлетшина в монографии «Татарское население Башкортостана» указала на неоднородность состава и сложность формирования приуральской группы татар, в которую она включила казанских и касимовских татар, мишарей и кряшен. Особенностью приуральских (уфимских) татар является ассимиляция ими части башкир, что способствовало неустойчивости национального самосознания у татаро-башкиро-тептяро-мишарского

1 Рыбаков С.Г. Этнографическая характеристика татар, тептярей. Песни уральских инородцев башкир. Отчет РГО. Спб., 1894; Зорин Б. Свадебные обычаи и обряды у татар Оренбургской и Уфимской губерний // Вестник Оренбургского учебного округа № 2. Уфа, 1912.

2 В том числе: Валеев Ф.Т., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996; Бусыгин Е.П., Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадьба касимовских татар конца XIX - начала XX в. // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. Казань, 1990. С. 28—38; Уразманова Р.К. Традиционные общественные праздники и свадебные обряды // Пермские татары. Казань, 1983. С. 118—136.

3 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992. С. 250.

населения, особенно на западе и северо-западе Башкортостана1. Диссертационное исследование указанного автора преимущественно посвящено анализу этностатистических данных о демографической ситуации татарского населения республики .

Р.И. Якупов в структуре татар Башкортостана выделил особый компонент - тептярей, представляющих собой сложное этносословное образование3. В книге «Народы Башкортостана», подготовленной Институтом этнологических исследований Уфимского научного центра РАН под руководством чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеева, раздел «Татары» также подготовлен Р.И. Якуповым. Им рассмотрена татарская семья и семейные отношения, которые в прошлом регламентировались нормами обычного и мусульманского права шариат. Показано, что процедура заключения брака была несложной, но ей предшествовал длительный подготовительный этап, включая выплату калыма. Описаны тендерные функции и обязанности членов семьи4. В статье Р.И. Якупова «Татарская свадьба: опыт этнографической реконструкции» содержится этнографическое описание традиционных свадебных обрядов конца XIX - начала XX в., где автор констатирует слабое изучение этнографии татар Республики Башкортостан, а также отсутствие обобщающего материала традиционной обрядности5.

В аспекте взаимодействия культур в многоэтничной среде татары Башкортостана рассматривались на примере семьи (И.М. Габдрафиков), народного костюма (Г.Р. Кутушева), традиционных видов промыслов (М.Г. Муллагулов), музыкальной культуры (Ф.Г. Галиева).

Диссертационное исследование И.М. Габдрафикова среди прочих актуальных вопросов рассматривает этнические установки при выборе

1 Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.

С. 55-56.

2 Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана (этнографическое исследование): Дис.... канд. ист.

наук. Уфа, 1998.

3 Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки. К проблеме генезиса этничности. М., 2001.

4 Он же. Татары // Народы Башкортостана. Уфа, 2002. С. 131-133.

5 Он же. Татарская свадьба: опыт этнографической реконструкции // Духовная культура народов России:

Материалы заочной Всероссийской научной конференции, приуроченной к 75-летгао доктора

филологических наук Ф.А. Надршиной. Уфа, 2011. С. 445^455.

11

брачного партнера среди татарского населения западного Башкортостана. Под этническими установками понимается «готовность к действию в той или иной конкретной ситуации». На основе социологических опросов сделан вывод о предпочтении в большинстве случаев внутриэтнических браков и о влиянии типа селения и среды проживания респондентов1.

В 1990 г. Институт языка, литературы и истории Академии наук Татарстана выпустил сборник «Приуральские татары» , который является наиболее полным исследованием, специально посвященным татарскому населению Башкортостана. В сборник вошли статьи по языку, традиционной материальной и духовной культуре. В свете изучения свадебных обрядов приуральских татар большой интерес представляет статья Ф.Л. Шарифуллиной «Традиционная свадебная обрядность татар Приуралья конца XIX - начала XX

о

в.» , в которой на основе полевого материала представлены наблюдения о татарской свадьбе в Башкортостане.

Институтом истории Академии наук Республики Татарстан в последние годы издана целая серия книг, посвященная различным областям татарской культуры, в том числе традиционной свадьбе. Оказалось, что структура традиционного свадебного обряда татар, а именно его деление на предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды, предложенная известными казанскими этнографами Р.К. Уразмановой и Ф.Л. Шарифуллиной в изучении различных групп татар, сохраняет те же черты и в Башкирии. Данная структура находит отражение в описании свадебных обрядов самых разных народов, по такому же принципу была изучена обрядность народов Центральной и Юго-Восточной Европы4. Большой раздел книги «Татары», изданной в 2001 г. в серии «Страны и народы», посвящен традиционной татарской свадьбе.

1 Габдрафиков И.М. Хозяйственная жизнь и социально-культурные ориентации современной сельской семьи (на примере татар северо-западного Башкортостана): Дис.... канд. ист. наук. Уфа, 1995. С. 182-183.

2 Приуральские татары / Отв. ред. Д.М. Исхаков. Казань, 1990.

3 Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность татар Приуралья конца XIX - начала XX в. // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы: Сборник статей к 50-летию научной деятельности члена-корреспондента РАН Р.Г. Кузеева. Уфа, 2000. С. 304-315.

4 Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988.

12

Благодаря имеющимся работам складывается представление о свадебных обрядах различных территориальных групп татар, однако многие аспекты, в том числе трансформационные процессы, а также их современное состояние, выпали из поля зрения исследователей.

Источники. В работе использован комплекс разнообразных источников.

1. Полевые этнографические материалы, собранные автором в 2008-2013 гг. в Калтасинском, Краснокамском, Балтачевском, Татышлинском, Дуванском, Салаватском, Чишминском, Аургазинском, Стерлитамакском, Учалинском, Мелеузовском и других районах Республики Башкортостан (всего охвачено тридцать районов - ареалы компактного расселения татар в республике). Список информантов насчитывает более 60 человек в возрасте от 16 до 97 лет. Большинство информантов были в возрасте 50-75 лет. Образование, социальное положение и профессия респондентов различные. Фотоколлекция, собранная диссертантом, насчитывает более трех сотен фотографий, характеризующих разные этапы свадебного обряда. Видеоматериал свадебных обрядов татар, записанный автором в условиях города и сельской местности, а также любезно предоставленный информантами, характеризует современное состояние татарской свадьбы конца XX - начала XXI в.

2. Этнографические источники из научного архива Уфимского научного

центра Российской академии наук, научного архива Института этнологических

исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской

академии наук (далее - ИЭИ УНЦ РАН), фольклорного архива

Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой

(СГПА) - полевые дневники, научные отчеты, записи фольклора,

видеоматериалы. Особое значение для нас имеет собирательская и

исследовательская деятельность И.Е. Карпухина, начавшаяся в 1966 г. В 40

районах Башкортостана, в ходе 11 фольклорных экспедиций, им и его

студентами собраны богатейшие материалы, хранящиеся в Фольклорном

архиве СГПА по свадебной обрядности народов Башкортостана, в том числе и

татар. В Фонде содержатся сведения о свадебной обрядности татар в конце XIX

13

- начале XX в. и вплоть до начала XXI в., представлены также фото- и видеоматериалы. И.Е. Карпухин выявил общий для всех свадеб путь движения, который заключается в утрате чуждых современнику элементов традиционных свадебных ритуалов или целых картин и явлений; в изменении традиционного значения большинства обрядов; в наполнении иным смыслом отдельных магических и бытовых элементов свадеб; в формировании новых элементов, картин и обрядов1.

3. Архивные материалы из фонда Центрального исторического архива Республики Башкортостан (г. Уфа), в частности, дела Оренбургского Магометанского Духовного собрания, охватывающие период XVIII - начало XX в.

4. Важными источниками для написания диссертации послужили фонды и экспозиции Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, Национального музея Республики Башкортостан, а также школьных и сельских музеев различных районов Республики Башкортостан. Основу экспозиции «Татары Башкортостана» Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН составили национальные костюмы и предметы быта казанских татар, татар-мишарей и крещеных татар. В их числе костюм жениха, который включает штаны из домотканины, изготовленные в технике пестряди, и вышитую белую рубаху с воротником-стойкой. На голове - черная тюбетейка с тамбурной разноцветной вышивкой. Образ жениха дополняют белые перчатки с цветными кисточками на концах, которые специально вязались на свадьбу. В экспозиции представлены женские ювелирные украшения и головные уборы калфаки, вышитые на бархате золотыми и серебряными нитями с использованием жемчуга, которые часто надевались на свадьбу и другие торжества.

1 Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкортостане (состояние, поэтика, межэтнические взаимосвязи). Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т; Уфа: Ин-т ист., яз. и лит. УНЦ РАН, 1999.

5. Опубликованные источники, включая статистические данные, записи фольклора и этнографические наблюдения, начиная со второй половины XIX в. до наших дней.

Таким образом, к настоящему времени сложилась разнообразная богатая источниковая база по теме, избранной нами в качестве исследования.

Апробация научного исследования. Различные аспекты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: на Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2007); II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2008); III Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2009); IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2010); IV Международном симпозиуме «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» (октябрь, 2010); XVIII Международном конгрессе «Семья и демография: Социальный потенциал развития межнационального согласия» (май, 2011); V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2011), VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Уфа, 2012); Всероссийской научной конференции «Этнос. Общество. Цивилизация: Третьи Кузеевские чтения» (Уфа, 2012), Международной конференции «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России» (Троицк, 2013).

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Камалеев, Эльвир Винерович, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. ИСТОЧНИКИ Архивные материалы

Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА

РБ):

Ф. И-295. Оренбургское духовное магометанского закона собрание. 1797-1917 гг.

Ф. И-295. Уфимское духовное магометанского закона собрание. 17881796 гг.

Научный архив Уфимского научного центра РАН:

Авижанская CA. Отчет о командировке с.н.с. в Башкирию в 1958 г. Ф. 3. Оп. 2. Д. 416.

Авижанская С.А. Отчеты о командировках в Башкирскую АССР в 1956— 1957 гг. Ф. 3. Оп. 2. Д. 348.

Фольклорный архив Стерлитамакского государственного педагогического института им. 3. Биишевой:

Абдрахманова Г.Г. Татарские свадебные обряды. Федоровский район,

с. Ижбуляк, 1971 г. Папка 44. Тетрадь 39.

Акбашева З.Б. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район,

с. Адзитарово, 1970 г. Папка 36а. Тетрадь 19.

Ахметова A.A. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район,

с. Султанмуратово, 1969 г. Папка 36а. Тетрадь 12.

Бакиева H.A. Татарские свадебные обряды. Бирский район, д. Старое

Угизово, 1971 г. Папка 22. Тетрадь 8.

Гизатуллина Н.С. Татарские свадебные обряды. Стерлибашевский район,

д. Наликеево, 1971 г. Папка 57. Тетрадь 16.

171

Гумероеа B.C. Татарский свадебный обряд. Белебеевский район, с. Муразым, 1969 г. Папка 33. Тетрадь 5.

Зиганшина З.А. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Семенкино, 1970 г. Папка 36. Тетрадь 17.

Мусаллямое Р. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Бегеняшево, 1968 г. Папка 36а. Тетрадь 3.

Мусаллямое Р. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Кшаны,

1970 г. Папка 36а. Тетрадь 5.

Сагитов Р.З. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Старые Карамалы, 1971 г. Папка 36а. Тетрадь 22.

Салихова Г. С. Национальная свадьба. Папка 8. Тетрадь 6. Синагулова Г. В. Детский фольклор, анекдоты, песни, частушки, свадьба (записаны в Стерлитамаке и п. Первомайский, 2007 г.). Папка 90. Тетрадь 10. Татарские свадебные обряды. Чекмагушевский район, д. М. Аюпово,

1971 г. Папка 20а. Тетрадь 1.

Татарские свадебные обряды. Буздякский район, с. Буздяк, 1971 г. Папка 22. Тетрадь 12.

Фаттахова С.М. Татарские свадебные обряды. Стерлибашевский район, д. Бузатово, 1970 г. Папка 57. Тетрадь 8.

Хаматдиноеа А.Т. Татарские свадебные обряды. Караидельский район, д. Суюндюково, 1970 г. Папка 22. Тетрадь 7.

Хамматова А.К. Татарские свадебные обряды. Федоровский район, с. Денискино, 1971 г. Папка 44. Тетрадь 40.

Хуббутдинова Ф.Г. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Семенкино, 1970 г. Папка 36а. Тетрадь 18.

Шарапова Г.Л. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, 1970 г. Папка 36а. Тетрадь 8.

Шарипова С.И. Татарские свадебные обряды. Стерлибашевский район, 1969 г. Папка 57. Тетрадь 3.

Язданоеа М.А. Татарские свадебные обряды. Аургазинский район, с. Кальчук-Буран, 1971 г. Папка 36а. Тетрадь 24.

Полевые материалы Список информаторов

Кушнаренковский район Республики Башкортостан с. Кушнаренково

1. Шарипова Мунавара Мухаметхановна - 1941 г.р.

с. Калтаево

2. Салимгареев Айрат Мансурович — 1936 г.р.

3. Хамадулина Халида Мухарямовна - 1924 г.р.

4. Насырова Назида Акъяровна- 1939 г.р.

с. Ахметово

5. Шаймухаметова Райфа Шайдиановна — 1927 г.р.

Чишминский район с. Уразбахты

6. Каримова Закия Абдуловна-1928 г.р.

с. Акманай

7. Кудашев Ким Зуфарович - 1937 г.р.

8. Кудашева Халима Курбангалеевна - 1937 г.р.

с. Кляшево

9. Мухалимова Ханифа Шариповна - 1930 г.р.

10. Мухалимов Акрам - 1929 г.р.

11. Музаварова Залифа Салиховна - 1927 г.р.

12. Музафаров Аухат- 1953 г.р.

13. Музафарова Забида- 1954 г.р.

14. Музафаров Ильфат - 1949 г.р.

15. Музафарова Мимуза - 1941 г.р.

Краснокамский район с. Новый Актанышбаш

16. Бахтиев Ильдус Магафурович - 1926 г.р.

17. Бахтиева Флюза Жиханетдиновна — 1927 г.р.

18. Маннапова Салима Аюповна - 1923 г.р.

Калтасинский район с. Аткуль

19. Насимов Ягафар - 1935 г.р.

20. Насимова Мукарама - 1920 г.р.

21. Зарипов Ахтям - 1926 г.р.

22. Зарипова Лиза — 1939 г.р.

с. Барсуково

23. Ульданов Фатих - 1927 г.р.

24. Ульданова Маскура - 1934 г.р.

Салаватский район с. Мечетлино

25. Гатауллина Венера Авхадиевна - 1938 г.р.

26. Гималов Габид Ризаевич - 1941 г.р.

27. Хабибуллина Винария Халяфовна - 1952 г.р.

с. Насибаш

28. Мирхайдарова Раузия Гатауллина - 1943 г.р.

29. Мирхайдаров Шарифьян Рахимьянович - 1938 г.р.

Учалинский район с. Ахуново

30.Садыков Наиль Исмагилянович - 1968 г.р.

31. Садыкова Назифа Наиловна - 1991 г.р.

174

32. Садыкова Фаниса Юсупьяновна - 1969 г.р.

33. Усманов Рим Азаматович - 1987 г.р.

Дуванский район с. Улькунды

34. Василова Флюра Рахимьяновна - 1929 г.р.

35. Шангареев Фаиз Фазиахметович - 1925 г.р.

36. Абдуллин Рикс Рахимьянович - 1944 г.р.

37. Абдуллина Фатима Ракиповна- 1946 г.р.

38. Закирьянов Уразмет- 1931 г.р.

39. Закирьянова Дина Хадиятовна-1934 г.р.

40. Мухьянова Эринэ Радиковна

41. Ягудина Рамзита Равкатовна- 1961 г.р.

42. Ягудин Ростов Хидиятович - 1960 г.р.

43. Сафина Танзиля Сайдахметовна - 1931 г.р.

С. Вознесенка

44. Васимова Мэндубэ Шаймуллиновна - 1937 г.р.

Балтачевский район РБ Д. Кунтугушево

45. Зиннатшина Мамдуба Киямитдиновна - 1925 г.р.

46. Якупов Рауль - 1940 г.р.

47. Якупова Гадиля - 1941 г.р.

48. Галина Назифа Кашаповна- 1961 г.р.

49. Галин Фаукат Каримович - 1958 г.р.

Д. Новоуразаево

50. Муртазин Тахирьян Масновиевич - 1935 г.р.

51. Муртазина Сабира Салимовна - 1936 г.р.

Д. Кумьязы

52. Мустафина Назиля Фарахитдиновна - 1935 г.р.

175

Д. Верхнекарышево

53. Хажиев Наиль Магафурович - 1940 г.р.

Д. Нижнекарышево

54. Такиуллин Зайнитдин Гафифулливич - 1932 г.р.

Д. Иштиряк

55. Галиуллин Мударис Мулллагалиевич - 1961 г.р.

Д. Мата

56. Амиров Мухаматнур Амирьянович - 1921 г.р.

57. Ильманов Файзибаян Фасхутдинович - 1932 г.р.

58. Гафурова Халима - 1930 г.р.

Д. Штанды

59. Габдулхаков Ахуаз Габдулхакович - 1924 г.р.

Татышлинский район С. Старый Курдым

60. Гайсина Хидая Гайсаевна - 1932 г.р.

61. Гайсин Фатклгаян Ясаулович - 1930 г.р.

с. Кудашево

62. Гарифуллина Мухтарама Насибуллина - 1932 г.р.

63. Низамутдинов Хайдар Низамутдинович — 1931 г.р.

II. ЛИТЕРАТУРА Документальные и статистические материалы

1. Башкирские шежере [Текст] / сост. Кузеев Р.Г. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960.-303 с.

2. Государственная программа «Народы Башкортостана»: В 2 ч. Рук. авторского коллектива Р.Г. Кузеев. - Уфа, 1999.

3. Государственная программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан / Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 369 от 23.12.02. - 58 с.

4. Национальный состав населения Башкирской АССР: По результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г. - Уфа, 1990. - 104 с.

5. Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года) [Текст]. Статистический сборник / Башкортостанстат. - Уфа, 2006. - 198 с.

6. Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). Статистический бюллетень / Башкортостанстат. - Уфа, 2012. - 58 с.

7. Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX-XXI вв. - Уфа, 2009. - 384 с.

Рукописные материалы

1. Валиев Ф. Т. Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX - начале XX вв.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07 / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М., 1987. - 35 с.

2. Габдрафиков И.М. Хозяйственная жизнь и социально-культурные ориентации современной сельской семьи (на примере татар северо-западного Башкортостана): Дис.... канд. ист. наук: 07.00.07 / РАН; Уфим. науч. центр; Отд. народов Урала с Музеем археологии и этнографии. - Уфа, 1995. - 435 с.

3. Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана (этнографическое исследование): Дис.... канд. ист. наук: 07.00.07. - Уфа, 1998. -223 с.

4. Загидуллин A.A. Семейный быт татарских крестьян (вторая половина

177

XIX - нач. XX вв.): автореф. дисс... канд. ист. наук. - М., 1956. - 20 с.

5. Кутушева Г. Р. Традиционный женский костюм башкир и татар в Западном Башкортостане (к проблеме этнокультурных взаимодействий): Дис.... канд. ист. наук: 07.00.07 / РАН; Уфим. науч. центр; Отд. народов Урала с Музеем археологии и этнографии. - Уфа, 1995. - 226 с.

6. Султанов В. Ахун аулы тарихы / Музей с. Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан. Книга 1. Тетрадь 3.

Публикации этнографических и фольклорных материалов

1. Аристарх Сперанский. Казанские татары. Историко-этнографический очерк. - Казань, Центральная типография, 1914. - 20 с.

2. Ахмаров Т.Н. Свадебные обряды казанских татар. - Казань, 1907. - 10 с.

3. Валеев Ф.Т., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура. - Новосибирск: Наука, 1996. - 158 с.

4. Зорин Б. Свадебные обычаи и обряды у татар Оренбургской и Уфимской губерний // Вестник Оренбургского уч. округа № 2. - Уфа, 1912.

5. Зырянов И. Чердынская свадьба: Старинные свадебные песни и причитания / Зап. и сост. И. Зырянов. - Пермь, 1969. - 246 с.

6. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, собравшиеся в рукописях татарской письменности у инородцев-магометан Оренбургского края // Записки Оренбургского отдела Русского географического общества. - Оренбург, 1875. -Вып. З.-С. 183-236.

7. Иоганн-Готлиб Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Перепечатано с изд. 1799 г. с испр. и доп. - СПб.: Русская симфония, 2005. - 816 с.

8. Исхакова-Вамба P.A. О взаимосвязях татарской и башкирской народно-песенных культур // Ученые записки Казанского пед. ин-та. - Казань, 1972. -Вып. 104.-С. 3-37.

9. Матвеев С.M. Свадебные обычаи казанских татар Уфимской губернии // ИОАИЭ. - Т. 14. - Выпуск 3. - Казань, 1887.

10. Мокроносов Т.И. Свадьба в дореволюционной уральской деревне / Публ. подгот. Л.Б. Кругляшов, В.М. Кудряшова // Фольклор Урала: Народно-песенное творчество. - Свердловск, 1977. - С. 84-94.

11. Пинегин М.Н. Свадебные обычаи казанских татар. — Казань, 1891.

12. Pummux А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния.

- T. XIV. - Ч. 1. - Казань, 1870. - 260 с.

13. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Записки Имп. АН по ист.-филол. отд-нию. - СПб., 1897. - Т. 2, № 2. - 338 с.

14. Рыбаков С.Г. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. - 1895. - № 7. - С. 271-291.

15. Рыбаков С.Г. О народных песнях Татар, Башкир и Тептярей // Живая старина. - СПб., 1894. Вып. 3-4. - С. 325-364.

16. Рыбаков С.Г. 50 песен Татар и Башкир с текстами, переводами и гармонизациями. - M., 1924. - 37 с.

17. Рыбаков С.Г. Этнографическая характеристика татар, тептярей. Песни уральских инородцев башкир. Отчет РГО. - Спб., 1894.

18. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844; Краткая история города Казани. - Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с приложением Предисловия Н.Ф. Катанова к изданию 1914 г.-Казань, 1991.-210 с.

19. Юлу ев Б. Башкирские свадебные обряды // Оренбургский листок.

- 1885.-№39.

Монографические исследования и статьи

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 131 с.

2. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. 2-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Университет», 2004. - 432 с.

3. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. № 2. С. 97-99.

4. Археология и этнография Башкирии. Ч. 1. - Уфа, БФАН СССР, 1962.

- 188 с.

5. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII - 2-ой половине XIX вв.-Уфа, 1989. -

6. Ахатова Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане (фольклорные процессы в полиэтничном регионе). - М.: Наука, 2006. — 286 с.

7. Ахатова Ф.Г. Народная музыкальная культура башкир. - Уфа: Гилем, 2007. - 95 с.

8. Ахметшин Б.Г. Башкирские предания и легенды о башкирско-казахских взаимоотношениях эпохи средневековья и XVII-XVIII вв. // Уральску 385 лет. Фольклор и этнография. - Уральск, 1988. - С. 208-210.

9. Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала.

- Уфа: Китап, 2001. - 288 с.

10. Бабенко В.Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде / Башкир, респ. товарищество почитателей украинской культуры «Кобзарь»; Башкир, респ. общественный центр украинистики; Ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН. - Уфа, 1992. - 260 с.

11 .Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР/ БНЦ УрО АН СССР. - Уфа, 1990. - 46 с.

12.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов / РАН; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - СПб.: Наука, 1993.-240 с.

13. Бараг Л.Г. О взаимодействиях русского и башкирского фольклора // О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. - Уфа, 1968.-С. 37-47.

14. Бараг Л.Г. Межнациональные отношения прозаических жанров фольклора народов СССР // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1975. - С. 44-58.

15. Басаев К.Д., Бикбулатов Н.В. Семейный быт народов СССР. - М., 1990.-520 с.

16. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. -Уфа, 1991.- 189 с.

17. Бикбулатов Н.В. Вопросы взаимодействия и сотрудничества народов Башкортостана в советскую эпоху // Современные этнические процессы в Башкортостане. - Уфа, 1992. - С. 35-51.

18. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971.-544 с.

19. Брак у народов Центральной и Юго-восточной Европы. - М.: Наука, 1988.-238 с.

20. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. - М.: Наука, 1981. - 390 с.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

22. Брянцева Л.И. Русская свадьба в Башкортостане // Живая старина: Краеведческий сб. - Уфа, 1997. - С. 191-211.

23. Бусыгин Е.П., Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадьба касимовских татар конца XIX - начала XX в. // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. - Казань, 1990. - С. 28-38.

24. Валеев Ф.Т., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура. - Новосибирск: Наука, 1996. - 224 с.

25. Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.): Межвуз. науч. сб. / Башк. гос. ун-т. — Уфа, 1989. - 111 с.

26. Гусев В.Е. Проблемы фольклора и истории эстетики. - М.; JL: Изд-во АН СССР. Ленингр. отд-ние, 1963. - 265 с.

21. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. -318с.

28 .Галиееа Ф.Г. Адаптация восточнославянского фольклора в творчестве народов Башкортостана. - Уфа: Гилем, 2010. - 84 с.

29. Галиееа Ф.Г. Традиционный музыкальный фольклор восточнославянских народов Башкортостана: к проблеме взаимодействия культур в многоэтничной среде. - Уфа, Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. - 213 с.

30. Галиееа Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. - Уфа: Гилем, 2012.- 168 с.

31. Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. - Уфа, 2001. - 201 с.

32. Даль В.И. Свадебные обряды в горных заводах Урала // Песни, собр. писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. - М., 1968.

33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.

- М.: Рус. язык, 1998. - Т. 4. - 688 с.

34. Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. - СПб. (Пг.), 1890-1916; М., 1994-.

35. Здобноеа З.П. Словарь русских говоров Башкирии: В 2 т. - Уфа: Гилем, 1998-2000.

36. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. -511 с.

37. Зеленин Д.К. Избранные труды по духовной культуре 1901-1913 гг. / Вступ. ст. Н.И. Толстого; Сост. А.Л. Топоркова. - М.: Индрик, 1994. - 368 с.

- (Традиционная духовная культура славян).

38. Зеленин Д.К Избранные труды: Ст. по духовной культуре: 1917-1934 / Вступ. ст. Т.Г. Ивановой; Сост. А.Л. Топоркова. - М.: Индрик, 1999. - 348 с.

- (Традиционная духовная культура славян).

39.Зобов Ю. Народы «Новой России»: Из истории этнографических исследований в Оренбургском крае в XIX - начале XX века // Гостиный двор.

- 1999. -№ 7. - С. 174-188.

40. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1981.-200 с.

41. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. - М.: Наука, 2001. - 248 с.

42. Изложение начал мусульманского законоведения. - Спб, 1850. - 652 с.

43. История Урала в период капитализма. - М.: Наука, 1990. - 503 с.

44. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.). - Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1998. - 276 с.

45. Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской этнографической области в XVIII-XIX вв. // Советская этнография. 1980. - №4. - С. 25-39.

46. Исхаков Д.М. Татары. Краткая этническая история. - Казань: Магариф, 2002. - 79 с.

47. Исхаков Д. М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. - Казань, 1993. - 134 с.

48.Исэнбэт Н.С. Татар халык мэкальлэре: мэкальлэр ж;ыелмасы: 3 томда. 2-нче басма. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. - 748 б.

49. Камалеев Э.В. Институт посаженных родителей в свадебной обрядности // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и. современность: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа, 2012. - С. 54-57.

50. Камалеев Э.В. Никах как обязательное условие свадебной обрядности мусульманских народов // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-С. 255-258.

51. Камалеев Э.В. Отношение современной молодежи к свадебному обряду в Башкортостане // Этнос. Общество. Цивилизация: Третьи Кузеевские чтения. -Уфа, 2012.-С. 38-39.

52. Камалеев Э.В. Периодический анализ свадебного обряда татар

Республики Башкортостан // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и

183

современность: материалы III Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2009. - С. 137-140.

53. Камалеев Э.В. Послесвадебный период свадебной обрядности татар Республики Башкортостан // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. - С. 97-99.

54. Камалеев Э.В. Проблемы сохранения и изменения традиционной свадебной обрядности татар Республики Башкортостан в современных условиях // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2008. - С. 72-75.

55. Камалеев Э.В. Святые места мусульманских народов на севере Республики Башкортостан // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа, 2011. - С. 92-95.

56. Камалеев Э.В., Фатхутдинова А.И. Традиция борондок («посаженые родители») у северо-восточных татар Республики Башкортостан // Вестник Пермского университета. Вып. 3 (20). - Пермь, 2012. - С. 26-29.

57. Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях / Стерлитамакский гос. пед. ин-т; РАН, Уфимский науч. центр, Ин-т ист., яз. и лит. - Стерлитамак, 1997. - 239 с.

58. Карпухин И.Е. Учебно-методические материалы по устному народному поэтическому творчеству: Для студентов 1 курса филол. факультета (специальность 021700). - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1997. - 61 с.

59. Карпухин И.Е. Сюжет как основа для сравнительного изучения свадеб различных этносов // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных

культурах: история и современность. - Челябинск, 1998. - С. 17-20.

\

60. Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкортостане (состояние, поэтика, межэтнические взаимосвязи) / Стерлитамак. гос. пед. ин-т; - Уфа: Ин-т ист., яз. и лит. УНЦ РАН. - Уфа, 1999. - 381 с.

61. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. - JL: Наука, 1969. - 240 с.

62. Круглое Ю.Г. Русские свадебные песни: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1978. - 215 с.

63. Круглое Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие. 2-е изд.

- М.: Высшая школа, 1989. - 320 с.

64. Круглое Ю.Г Русский обрядовый фольклор. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 2000. - 362 с.

65. Кузеев Р.Г. Этнологическая история и современность Башкортостана / РАН, Уфимский науч. центр, Центр этнол. исследований. - Уфа, 1987. - 96 с.

- (Материалы и исследования по ист. и этнологии Башкортостана).

66. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992. - 345 с.

67. Кузеев Р.Г. Этнос и культура в долинах Агидели // Живая память. -Уфа, 1997.

68. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность / Отв. ред. М.Н. Губогло. - М.: Центр по изучению междунар. отношений, 1999. - 376 с.

69. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнические и этнографические группы в СССР / Ин-т ист., яз. и лит. Уфимского науч. центра РАН. - Уфа, 1989. - 26 с.

70. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнографические и этнические группы (к проблемам гетерогенности этноса) // Этнос и его подразделения. Ч. I: Этнические и этнографические группы. - М., 1993. - С. 17-37.

71. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX - начале XX вв.) // Археология и этнография Башкирии. Ч. 1. - Уфа: БФАН СССР, 1962. - С. 171-267.

72. Культура провинции: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Курган, 22-24 апр. 2005 г.). - Курган, 2005. - 222 с.

73. Культурное строительство в Башкирской АССР. 1917-1941 / Центр.

гос. архив Башкирской АССР, Партийный архив Башкирского обкома КПСС;

Сост. В.П. Черемис и др. - Уфа: Башкнигоиздат, 1986. - 352 с.

185

74. Лобачева Н.П. Формирование новой обрядности узбеков. - М., 1975. -138 с.

75. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала / АН СССР, Каз. фил., Ин-т яз., лит. и ист. - Казань, 1983. - 142 с.

76. Миннияхметова Т.Г. Роль этнической среды в формировании песенного репертуара деревни // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. - Ижевск, 1989. - С. 128-139.

77. Моисеева С.А. Свадьба русских демидовских сел Башкирии как обряд перехода // Культура провинции: материалы междунар. науч.-практ. конф.

- Курган, 2005. - С. 55-57.

78. Моисеева С.А. Свадебная вечерка русских горнозаводских сел Белорецкого района Башкортостана // Русская свадьба. - Челябинск. 2006.

- С. 60-66.

79. Мурзабулатов М.В. Западный регион Республики Башкортостан. Историко-этнографический очерк. - Уфа, 2001. - 56 с.

80. Мурзабулатов М.В. Национально-смешанные браки среди сельского населения РБ (1939-1980 гг.) // Современные этнические процессы в Башкортостане. - Уфа, 1992. - С. 119-131.

81. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. - М.: Наука, 1972. - 246 с.

82. Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). - Казань, 1995. - 145 с.

83. Народы Башкортостана: ист.-этнограф. очерки. 2-е изд., доп. / Гл. ред. Р.Г. Кузеев. - Уфа: Гил ем; Информреклама, 2002. - 504 с.

84. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. - М.: Наука, 2000. - 579 с.

85. Народы У рало-Поволжья: история, культура, этничность: материалы межрег. науч.-практич. конф. / Под ред. Х.Х. Ишмуратова. - Уфа, 2003. - 352 с.

86. Обряды и обрядовый фольклор / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая; Отв. ред. В.К. Соколова. - М.: Наука, 1982. - 279 с.

87. Петров И.Г. Чуваши Башкортостана: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. - Уфа, 1994. - С. 33-35.

88. Пермские татары. Казань, 1983.

89. Поэзия и обряд: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Б.П. Кирдан - М., 1989.-145 с.

90. Приуральские татары / АН СССР, Каз. Науч. центр., Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова; Отв. ред. Д.М. Исхаков. - Казань, 1990. - 152 с.

91. Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона: материалы межрегион, науч. конф. / Центр этнол. исследований Уфимского науч. центра РАН. - Уфа, 2001. - 398 с.

92. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М: Искусство, 1976. - 184

с.

93. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. - М.: Наука, 1976. - 325 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

94. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. -М.: Лабиринт, 2004. - 176 с.

95. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура: In memorial. -СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. - 264 с.

96. Расцвет и сближение социалистических наций в СССР: материалы межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. Р.Г. Кузеева. - Уфа, 1971. - 462 с.

97. Расцвет, сближение и взаимообогащение культур народов СССР: Сб. ст.: В 2 ч. - Уфа, 1970. - Ч. 2. - 319 с.

98. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. - М.: Наука, 1988. - 188 с.

99. Ресурсы мобилизованной этничности: Сб. ст. / Редкол.: М.Н. Губогло, Р.Г. Кузеев, Г.Х. Шахназаров; РАН, Ин-т этнологии и антропологии, Центр по изучению межнациональных отношений; Отдел народов Урала с Музеем археологии и этнографии Уфимского науч. центра РАН. - М.; Уфа, 1997. - 380 с.

100. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская

губерния. Т. XIV. Ч. 1. - Казань, 1870. - 260 с.

187

101. Рожкова Т.Н. Некоторые аспекты изучения традиционной культуры Южно-уральского региона // Русский фольклор: Материалы и исследования. - СПб., 2004. - Т. XXXII. - С. 265-282.

102. Рожкова Т.Н. О некоторых ритуальных действах свадебного обряда // Русские свадебные песни горнозаводских сел Башкирии. - Магнитогорск, 2000. - С. 109-123.

103. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографический очерк. Уфа: Китап, 2006.-376 с.

104. Русские / В.А. Александров, В.А. Тишков, И.В. Власова и др.; Отв. ред. В.А. Александров и др.; РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая - М., 1997. - 828 с. - (Народы и страны).

105. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / Сост. А.Р. Андреев. - М., 2001. - 394 с.

106. Русский народный свадебный обряд: Материалы и исследования / АН СССР, Ин-т этнографии; Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Берштам. - Л.: Наука, 1978.-280 с.

107. Рынков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Оренбург: Тип. Б. Бреслина, 1887. - С. 72-73.

108. Сагитова JI.B. Этничность в современном Татарстане. - Казань: Издательство Татполиграф, 1998. - 184 с.

109. Салмин А.К. Система религии чувашей. - Спб.: Наука, 2007. - 654 с.

110. Салмин А.К Традиционные обряды и верования чувашей. - Спб.: Наука, 2010.-240 с.

111. Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Изд-во Фэн, 1996. - 206 с.

112. Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. - Спб., 1992. - 152 с.

113. Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX в. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.-416 с.

114. Сибирские татары. Сборник статей / АН Респ. Татарстан; Ин-т ист. - Казань, 2002. - 240 с.

115. Сибирские татары. Монография / АН Респ. Татарстан, Ин-т ист.

- Казань, 2002. - 240 с.

116. Стасевич КВ. Род, семья, человек. Традиционные формы культуры в современном мире (некоторые итоги этнографических исследований 2006-2007 гг. на территории Западного Казахстана) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Выпуск 8 / Отв. ред. Е.Г. Федорова. - Спб., 2008.-С. 69-70.

117. Суслова C.B., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань, 2000. - 312 с.

118. Сулеиманов P.C. Жемчужины народного творчества Урала.

- Уфа: Китап, 1995. - 245 с.

119. Султангареева P.A. Жизнь человека в обряде (Фолышорно-этнографическое исследование башкирсих семейных обрядов). - Уфа: Гилем, 2006. - 344 с.

120. Тадина H.A. Алтайская свадебная обрядность XIX-XX вв.

- Горно-Алтайск, 1995. - 214 с.

121. Татары / Отв. ред. Р.К. Уразманва. - М.: Наука, 2001. - 583 с.

122. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. - 538 с.

123. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2 «К - Я». -М., 1992.-719 с.

124. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Советская этнография. - 1980. - № 3. - С. 28.

125. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М., 1988.-С. 7-60.

126. Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты.

- Пермь: Пермское кн. изд-во, 2004. - 456 с.

189

127. Усманов X. Ф. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период: 60-90-е годы XIX в.-М.: Наука, 1981.-372 с.

128. Успенский Б.А. Избранные труды. T. II: Язык и культура. - М.: Гнозис, 1994. - 688 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

129. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX вв.). Ист-этнограф. атлас татарского народа.

- Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 198 с.

130. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа.

- Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. - 144 с.

131. Уразманова Р.К. Традиционные общественные праздники и свадебные обряды // Пермские татары. - Казань, 1983. - С. 118-136.

132. Фатхуллина JI.P. Народные обряды, обычаи, традиции. - Уфа, 1980.

133. Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Урала. - Курган, 1997. - 282 с.,

134. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Н. Путилов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 275 с.

135. Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры: Сб. научных статей / Отв. ред. Б.Н. Путилов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. - 231 с.

136. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. -Казань: Тат.кн.изд-во, 1978. - 160 с.

137. Халиков H.A. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX -начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань, 1995.-235 с.

138. Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г., Тимирзянова Р.Г. Свадебные обряды удмуртов Башкирии // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. - Ижевск, 1984. - С. 85-119.

139. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. -Уфа, 1859.-472 с.

140. Чистое K.B. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. - JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986.-304 с.

141. Чуваши: история и культура. Т. 2. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2009. - 239 с.

142. Шарифуллина Ф.Л. Особенности традиционной свадебной обрядности в сельских поселениях Тюменской и Омской областей // Сибирские татары. Сборник статей. - Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - С. 144-164.

143. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность татар Приуралья конца XIX - начала XX в. / Этносы и культуры на стыке Азии и Европы: Сборник статей к 50-летию научной деятельности члена-корреспондента РАН Р.Г. Кузеева. - Уфа: Гилем, 2000. - С. 304-315.

144. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная свадебная обрядность нагайбаков в конце XIX - начале XX вв. // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). - Казань, 1995. - С. 117-127.

145. Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах: Тез. докл. науч. конф. / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая; Урал, отд-ние, Башк. науч. центр, Ин-т ист., яз. и лит. - Уфа, 1989. - 234 с.

146. Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время / АН СССР, Башк. фил., Ин-т ист., яз. и лит.; Редкол.: Р.Г. Кузеев и др. - Уфа, 1987.-106 с.

147. Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2002. - 248 с.

148. Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая; Под ред. А.К. Байбурина. - Л.: Наука, 1985.-325 с.

149. Этнографическое обозрение. - М., 1889-1916 (Изд. Этногр.

отдела О-ва любителей естествознания, антропологи и этнографии, состоящего

191

при Моск. ун-те); - М., 1992 - (Журнал РАН, Ин-та этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая).

150. Этнография татарского народа. — Казань: Магариф, 2004. — 287 с.

151. Этнография и фольклор народов Южного Урала. Русская свадьба: Сб. науч. ст. / Под ред. В.М. Кузнецова. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. - 236 с.

152. Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстаном в эпоху железа. Препр. докл. и сообщений / Под ред. Р.Г. Кузеева. - Уфа, 1976. - 56 с.

153. Этнологические исследования в Башкортостане: Сб. ст. / РАН, Уфимский науч. центр, Отдел народов Урала с Музеем археологии и этнографии; Редкол.: И.М. Габдрафиков (отв. ред.) и др. - Уфа, 1994. - 227 с.

154. Этнологические исследования в Татарстане. Вып. I. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007. - 176 с.

155. Этнологические исследования в Татарстане. Вып II. - Казань: Институт истории АН РТ, 2008. - 188 с.

156. Этнологические исследования в Татарстане. Вып III. - Казань: Институт истории АН РТ, 2009. - 255 с.

157. Этнопоэтика и традиция: К 70-летию чл.-корр. РАН В.М. Гацака / Отв. ред. В.А. Бахтина; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2004. - 432 с.

158. Этнос и его подразделения: В 2 ч. Ч. 2: Этнические и этнографические группы: материалы Всесоюзн. науч. конф. / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая; Урал, отд-ние, Башк. науч. центр, Ин-т ист., яз. и лит. - М., 1992. - 163 с.

159. Этносы и их культуры на стыке Азии и Европы: Сб. ст. к 50-летию научной деятельности чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеева. - Уфа: Гилем, 2000. -382 с.

160. Этносы и их культуры на стыке Европы и Азии: Материалы юбилейных чтений к 75-летию члена-корреспондента РАН, академика АН РБ Р.Г. Кузеева. - Уфа: Информреклама, 2004. - 96 с.

161. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. - Уфа, 1994. - 352 с.

162. Юнусова А.Б. Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений и проблема сохранения национальной культуры в системе социальной безопасности общества // Этносы и их культуры на стыке Европы и Азии. - Уфа, 2004. - С. 87-91.

163. Юркевич П. Краткая историческая справка о состоянии и деятельности Оренбургского отдела РГО (за 20-летие 1868-1893) // Известия Оренбургского отдела географического общества, 1894. - Вып. 5. - С. 5-39.

164. Якупов Р.И. Татары // Народы Башкортостана: Историко-этнографические очерки. - Уфа, 2002. - С. 111-170.

165. Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки. К проблеме генезиса этничности. - М.: Старый сад, 2001. - 270 с.

166. Якупов Р.И. Татарская свадьба: опыт этнографической реконструкции // Духовная культура народов России: Материалы заочной Всероссийской научной конференции, приуроченной к 75-летию доктора филологических наук Ф.А. Надршиной. - Уфа: Гилем, 2011. - 468 с.

167. Tatars. - Kazan: the Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2007. - 208 p. (на англ. яз.).

Интернет-ресурсы

Итоги переписи, официальные публикации Федеральной службы государственной статистики, методологические документы, а также аналитические материалы // www.perepis2002.ru (дата обращения 01.10.2008).

Портал "Всероссийская перепись населения 2010 года" // www.perepis-2010.ru (дата обращения 10.10.2010).

Татарская электронная библиотека // kitaphane.tatar.ru (дата обращения 20.07.2010).

Татары // ru.wikipedia.org (дата обращения 18.10.2010)

Татары. Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру, татарская всемирная социальная сеть // www.tatarlar.ru (дата обращения 10.10.2010).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АН Академия наук

БАССР Башкирская Автономная Советская

Социалистическая Республика ИИЯЛ БНЦ УрО АН СССР Институт истории, языка и литературы

Башкирского научного центра Уральского отделения Академии наук СССР Имп. РГО Императорское Русское географическое общество

ИЭИУНЦРАН Институт этнологических исследований Уфимского

научного центра Российской академии наук ЦЭИ УНЦ РАН Центр этнологических исследований Уфимского

научного центра Российской академии наук МАЭ Музей археологии и этнографии

ИЭО Историко-этнографическая область

МГУ Московский государственный университет

МЭГ Малая этническая группа

ОНУ с МАЭ Отдел народов Урала с Музеем археологии и этнографии

РАН Российская академия наук

РБ Республика Башкортостан

РГО Русское географическое общество

РНКЦ Республиканский национально-культурный центр

СГПА Стерлитамакская государственная педагогическая

академия

СГПИ Стерлитамакский государственный педагогический

институт

УНЦ РАН Уфимский научный центр Российской академии наук

ЦИМО Центр по изучению межнациональных отношений

Института этнологии и антропологии им.

H.H. Миклухо-Маклая Российской академии наук 195

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.