Стратегии интеграции современного искусства в культурное пространство регионов России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кумакова Дарья Борисовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат наук Кумакова Дарья Борисовна
Введение
Глава 1. Культурологические и философские основания формирования культурного пространства второй половины XX
начала XXI века
§1. Концептуализация понятия «культурное пространство»: универсальные
и локальные характеристики
§2. Художественная среда и сообщество: особенности формирования и
трансформации
§3. Теоретические основания формирования неклассической эстетики
Глава 2. Стратегии интеграции современного искусства в культурное
пространство Приволжского федерального округа
§1. Влияние институций и самоорганизованных художественных
инициатив на формирование нового типа художественной среды
§2. Коллаборативные художественные практики в художественной среде
§3. Культурное пространство Саратова и художественное сообщество:
особенности взаимодействия
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты2022 год, кандидат наук Куклина Анастасия Юрьевна
Институты трансляции изобразительного искусства в социальной истории современного города: на материалах Омска и Новосибирска. Конец XX - начало XXI вв.2008 год, кандидат исторических наук Урванцева, Александра Александровна
Кураторство в современной художественной практике2009 год, кандидат искусствоведения Прилашкевич, Елена Евгеньевна
Стратегии художественных поисков российского современного искусства в ситуации «центр-периферия»2021 год, кандидат наук Лукина Полина Андреевна
Театральное пространство и пространство театра: компаративный анализ2011 год, кандидат философских наук Орлова, Елена Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стратегии интеграции современного искусства в культурное пространство регионов России»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние десять лет развитие в регионах актуальных художественных практик изменило центростремительный вектор художественной жизни России. Подобные тенденции связаны с распространением информации об актуальных арт-практиках, а также с появлением плеяды современных художников, проживающих за пределами двух столиц. Анализу этих процессов и влиянию их на культурное пространство региональных городов посвящено данное исследование.
Современное искусство, под которым в данной работе понимаются художественные практики, зародившееся в середине 60-х годов ХХ века в западном искусстве и развивающиеся по настоящее время, меняют устоявшиеся представления о художественном процессе, о роли и положении в нем художника и зрителя, о функциях искусства и его институциональном статусе. Динамика актуальных арт-практик, выражающаяся в постоянном развитии художественных принципов, стратегий и приемов, появлении новых тем для рефлексии, обусловливает необходимость изучения их влияния на культурное пространство. Трансформация искусства ставит проблему его идентификации как явления и переосмысления его границ. Искусство имеет социокультурную природу - его сущность зависит от культуры в определенном пространстве и времени, а его изменения являются следствием трансформации других сфер культуры.
Изучением процессов взаимосвязи искусства и культуры в масштабах цивилизаций, народов и отдельных стран посвящено множество исследований, в то время как локальное культурное пространство регионов и городов зачастую остаются вне поля научных интересов. До недавнего времени вопрос исследования творчества художников, работающих с актуальными практиками в регионах России, не поднимался. Считалось, что художественный продукт, производимый на периферии, является вторичным по отношению к произведениям, созданным в центре. Междисциплинарное исследование на стыке теории культуры, искусствоведения, регионалистики и краеведения позволит целостно проанализировать современные
культурные процессы и выявить зависимость культурных изменений от форм современного искусства, представленных в Приволжском федеральном округе.
Культурное пространство Приволжского федерального округа выбрано для исследования неслучайно, именно здесь располагаются три из семи региональных филиалов Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Интенсивность художественной жизни в данном культурном пространстве подтверждается не только институциональными проектами, но и активностью арт-сообщества, инициирующего регулярные арт-фестивали, биеннале, исследовательские и художественные передвижные региональные программы, коллаборативные художественные проекты и самоорганизации. Большинство институций, работающих с современным искусством, образуется благодаря локальной активности художников, кураторов, арт-критиков и других «агентов перемен». Наличие инициативы «снизу» подтверждает необходимость изучения влияния современного искусства на культурное пространство, благодаря которому формируется «живая» художественная среда и активное арт-сообщество.
Рассматривая соотношение современного искусства с различными сторонами социальной жизни, возможно проанализировать его философскую сторону, рассматривая его как целостное культурное явление, посредством которого художники реагируют на изменения и вызовы в социокультурной реальности и трансформируют культурное пространство. Художник, вырабатывая и отражая в произведениях свои представления, интерпретирует современные ему состояния социокультурной среды в их значении для человека.
Степень разработанности проблемы. Феномен актуального искусства исследуется на пересечении эстетического дискурса, философии и истории искусства, а также художественной критики. Существует достаточно ограниченный круг фундаментальных теоретических работ, посвященных этому явлению, в основном современное искусство анализируется в поле интересов института кураторства и художественной критики. Это объясняется динамикой современного арт-процесса,
которая вынуждает исследователей акцентировать свое внимание на описании отдельных явлений художественной жизни, таких как творчество художников, групп, направлений, избегая выявления общих основополагающих тенденций.
Историография проблемы
Отдельным аспектам анализа художественных выставок посвящены работы И. Кулик1, В. Савчука2, А. Баровского3, Д. Пыркиной4, О. Туркиной5, С. Шурипы6, В. Мазина7, Е. Деготь8, К. Чухров9. Опыт исследования этих авторов помогли нам при описании и изучении региональных выставочных проектов. Поскольку механизмы функционирования институтов современного искусства и кураторская практика в регионах схожи по своему устройству и тенденциям с мировым опытом, для их рассмотрения мы обращались к работам А. Ерофеева10, В. Мизиано11, Х. У. Обриста12, К. Бишоп13.
1 Кулик И., Шишко О. Заповедник искусств // Художественный журнал. 1994. № 5; Кулик И. Предшественники русского поп-арта // Художественный журнал. 1994. № 3; Кулик И. Испытать очевидного [Электронный ресурс] // ART Хроника. URL: http://artchronika.ru/persona/ipyt-ochev/ Дата обращения 03.02.2018; Кулик И. Образы о словах и наоборот [Электронный ресурс] // ART Хроника. URL: http://artchronika.ru/themes/19360/
2 Савчук В. Эпштейн М. Светлой памяти постмодерна посвящается... // Художественный журнал. 2007. № 64; Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. 2004. № 55; Конверсия искусства. -СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.; Режим актуальности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 280 с.; Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 256 с.
3 Боровский А.Д. Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство. М.: Центрполиграф, 2017. 319 с.; Силуэты современных художников. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2003. 376 с.
4 Пыркина Д. Идеологический концептуализм. Концептуальное искусство испано-американского мира // Художественный журнал. 2008. № 70; Пыркина Д. Институты власти vs арт-институции. Проблема неангажированного художественного пространства // Художественный журнал. 2007. № 67-68; Пыркина Д. Страсти по модернизации и «вживание в победителя» // Художественный журнал. 2007. № 64.
5ТуркинаО. ЛуизБуржуа: ящикПандоры / LouiseBourgeois: Pandora'sBox. М.: AdMarginem, 2015. 136 с.; Андреева Е., Герман М., Карасик И., Туркина О. Дар Петера и Ирэны Людвиг Русскому музею. М.: Palace Editions, 1995. 48 с.
6 Шурипа С., Арутюнова А., Чухров К. М., 2015.- 272 с., Шурипа С. Действие и смысл в искусстве второй половины XX века. М, 2017. 240 с.
7Жизнь замечательного Монро. СПб.: Новый музей, 2014 (в соавторстве с О.Туркиной); «Пражская ночь» Павла Пепперштейна // Русская проза. 2013. Вып. В.; Современное искусство на кушетке у психоаналитика // Диалог искусств. 2012. № 5.
8Деготь Е. Террористический натурализм. М.: Ad Marginem, 1998. 224 с.; Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000. 224 с.; Деготь Е. Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 19261936. М.: ММСИ, 2009. 300 с.; Деготь Е. «Другое искусство» на фоне другого // Декоративное искусство. 1991. № 7.
9Чухров К. О современном искусстве в эпоху его кризиса. Сборник статей. М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2013. 116 с.; Чухров К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 280 c.
10Ерофеев А., Мизиано В., Пацюков В. Кураторство: апология любви и дружбы // Художественный журнал. 2004. № 55.
Для изучения специфики актуальных художественных практик, представленных и в регионах России, мы обращались к теоретическим работам ряда крупных отечественных и зарубежных исследователей: Е. Бобринской14, В. Бычкова15, А. Венковой16, А. Балаш11, Е. Петровской18, В. Крючковой19, А. Обуховой20, М. Орловой, Н. Маньковской21, М. Кузьминой22, Л. Рейнгарда23, В. Турчина24, Л. Бажанова25, Б. Гройса26, А. В. Рыкова21, Р. Краусс28, А. Данто29, П. Бюргера30, И. Бакштейна31 и других.
11 Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: AdMarginem, 2015. 232 с.; Мизиано В. "Другой" и разные. М.: НЛО, 2004. 304 с.
12 Обрист Х.У. Краткая история кураторства / пер. с англ. А. Зайцева. М.: AdMarginem, 2012. 256 с.
13 Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? М.: Ad Ма^шет, 2014. 96 с.
14Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 304 с., Бобринская Е., Гурьянова Н. Пространство новых художников // Искусство. 1989. № 8, Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.
15 Бычков В. Художественная культура ХХ века // КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М.: ИФ РАН, 1999. 302 с.; Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2006. 245 с.
16 Венкова А.А. Цифровое тело: генеалогия понятия и новый визуальный язык// Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах, 2019. С. 109-111; Венкова А.А. Пространственные энвайроменты в современном искусстве// Международный журнал исследований культуры, 2018. № 3 (32). С. 209-219.; Венкова А.А. Политика идентификации в искусстве метамодернизма// Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 203-213.
11 Балаш А.Н. Концепция подлинности произведения искусства В. Беньямина в эпоху цифровой культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017, № 3 (32) сентябрь. С. 84-87; Балаш А.Н. «Нематериальные»: подлинность культуры и искусства в постструктуралистском и постмодернистском дискурсе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. Вып. 4. С. 251-266; Балаш А.Н. Концептуальные аспекты подлинности художественного произведения в теории искусств Розалинды Краусс // Культура и искусство. 2018. № 1. С. 1-6.; Балаш А.Н. Релционная эстетика в контексте современных культурных практик // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018, № 4 (37) декабрь. С. 98-101; Балаш А.Н. Современная художественная выставка как междисциплинарный проект // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2019, № 2 (39) июнь. С. 16-21.
18 Петровская Е., Аронсон О., По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции. Нижний Новгород, 2009. 230 с.; Петровская Е.В. Теория образа. М.: Изд-во РГГУ, 2012. 284 с.
19 Крючкова В.А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М.: Изобразительное искусство, 1985. 304 с.
20 Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 176 с.
21 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алтейя, 2000. 347 с.
22 Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1980.
23 Рейнгард Л. Отречение от искусства // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1980.
24 Турчин В.С. Образ двадцатого... в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. М.: Прогресс-традиция, 2003. 648 с.
25 Бажанов Л., Турчин В. К суждению об авангардизме и неоавангардизме // Советское искусствознание. Вып. 27. М.: Советский художник, 1991. 544 с.
26 Гройс Б. Политика поэтики. М.: AdMarginem, 2013. 400 с.
Теоретико-методологические основания исследования
При исследовании региональной художественной среды источником информации нам служили официальные информационные порталы институций: Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО32; Музея современного искусства PERMM33; Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева34; Самарского областного художественного музея35; Тольяттинского художественного музея36; Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан37; Чувашского государственного художественного музея 38.Также в исследовании мы обращались к научным статьям К. Худякова39, И. Сосновской40, Н. Коптель41, Н. Куриловой42, посвящённым функционированию актуальных художественных практик в пространстве региональных городов. Влиянию на культурное пространство ПФО деятельности Государственного центра
27 Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. 376 с.; Рыков А. В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство XVIII-XIX вв. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2016.
28 Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы: пер. с англ. М.: Художественный журнал, 2003.
29 Данто А.С. Что такое искусство? / пер. с англ. Е. Курова.- М.: Ad Marginem, 2018. 168 с.
30БюргерП. Теорияавангарда. М.: V-A-Cpress, 2014. 200 c.
31 Бакштейн И. Перспективы концептуализма // Искусство. 1989. № 10.
32 Сайт ГЦСИ [Электронный ресурс] URL: http://www.ncca.ru
33 Сайт PERMM [Электронный ресурс] URL: https://permm.ru
34 Сайт СГХМ им. А.Н. Радищева [Электронный ресурс] URL: https://radmuseumart.ru
35 Сайт Самарского областного художественного музея [Электронный ресурс] URL: http://www.artmus.ru/
36 Сайт Тольяттинского художественного музея [Электронный ресурс] URL: http://www.thm-museum.ru/
37 Сайт ГМИИ Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: http://izo-museum.ru/modern
38 Сайт ЧГХМ [Электронный ресурс] URL: http://www.artmuseum.ru/
39 Худяков К.В. Современное искусство и городское пространство: продвижение политических, экономических, научных, образовательных и культурологических программ города// Искусство и власть в пространстве города: материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции/под ред. А.В. Учаева. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2012. С. 6-11
40 Сосновская И.П. Роль музеев и центров современного искусства в культурной политике// Искусство и власть в пространстве города: материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции/под ред. А.В. Учаева. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2012. С. 26-35.
41 Коптель Н.В. Современные художественные практики в городском пространстве// Искусство и власть в пространстве города: материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции/под ред. А.В. Учаева. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2012. С.153-157
42 Курилова Н.В. Граффити: зоны освоения городского пространства// Искусство и власть в пространстве города: материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции/под ред. А.В. Учаева. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2012. С. 158-161
современного искусства и музея PERMM посвящены научные исследования А.Ю. Куклиной43 и Д.В. Галкина44, О.В. Игнатьевой и О.В. Лысенко45.
Важным источником информации об аудитории современного искусства и позиционировании культурных институтов в городе является книга «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России»46, объединяющая опыт как городов входящих в поле нашего исследования - Пермь и Нижний Новгород, так и находящихся за его приделами.
При анализе межрегиональных выставочных проектов были использованы следующие каталоги: «Искусство против географии»41 (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013); «Ниже Нижнего. Новейшие опыты околоволжского краеведения»48 (Нижний Новгород, Приволжский филиал ГЦСИ, 2014); Триеннале российского современного искусства (Москва, Музей современного искусства «Гараж», 2017); «Трагедия в углу»49 (в рамках 2-й Межрегиональной Творческой мастерской «Диалоги с классикой» Поволжского отделения РАХ и Творческого союза художников России), а также каталоги и презентационные материалы выставочных проектов институций в различных городах ПФО: «Русское бедное»50 (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013), «Жизнь живых» (Арсенал, Нижний Новгород, 2016), Международного фестиваля современного искусства
43 Куклина А.Ю. Современное искусство в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты. Магистерская диссертация. Томск, 2017
44 Галкин Д.В., Куклина А.Ю. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты// Вестник Томского государственного университета, 2015. - № 397, С. 65-14
45 О.В. Игнатьева, О.В. Лысенко. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами одного социолога//Лабиринт. Журнал социльно-гуманитарных исследований. № 5, 2013, С. 73
46 Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России/ отв. ред. А. Ю. Прудникова, науч. ред. Л.Е. Петрова. - Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый; Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. - 400 с.
41 Искусство против географии. Каталог. Пермский музей современного искусства, 2013. 159 с.
48 Э. Абубакиров, Е. Стрелков, В. Филиппов. Ниже нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения. Н.-Н.: Дирижабль, 2014. 255 с.
49 Трагедия в углу. М: Ad Marginem, 2018. 481 с.
50 Русское бедное. 3 Московская биеннале современного искусства. Каталог. С. 5
«Улицы как музей - музей как улица»51 (ГЦСИ, Самара); «Актуальная Удмуртия» (Арсенал, Нижний Новгород, 2015). Источниками информации о развитии экспериментальных направлений искусства в Казани послужили Материалы Международной научно-практической конференции «Прометей»-2010 (Галеевские чтения) и сборник статей «Искусство космического века»52 руководителя НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» Б.М. Галеева.
При анализе региональных выставочных проектов и арт-фестивалей, мы обращались к следующим к статьям: «Арт-овраг» в Выксе. Разнообразие возможностей»53; «PERMM. Причины и связи»54; «Философия общего дела»55; «Ижевск: тренд провинциальности»56; «Ижевская аномалия. Встреча искусства и магии»51; «Время места & Место времени»58; «Взгляд из нулевой точки»59; «Ниже Нижнего»: воплощенная мифология»60 и другим. Также информативным источником о художественной среде ПФО являются интервью с руководителями институций и художниками: А. Гор61, А. Прудниковой62, Н. и Р. Коржовыми63, В. Логутовым64 и другими.
51 Международный фестиваль современного искусства «Улица как музей - музей как улица». Самара: ООО «Книга», 2011. 56 с.
52 Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей»-2010), 2-6 октября 2010 г. - Казань: Изд-во Казан. Гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2010. 370 с.
53 Н.В. Березницкая. «Арт-овраг» в Выксе. Разнообразие возможностей/Диалог искусств [Электронный ресурс] иКЬ: http://di.mmoma.ru/news?mid=1320&id=401
54 Янковская Г. PERMM. Причины и связи // Диалог искусств. 2013, № 2, С. 70-14.
55 Янковская Г. Философия общего дела// Диалог искусств. 2013 № 2, С.130-131
56 Николаев А. Ижевск: тренд провинциальности // Диалог искусств. 2013 № 2, С. 136-131
51 Романова К. Ижевская аномалия. Встреча искусства и магии//Диалог искусств. 2014. №2. С. 138.
58 Богатырева Е. Время места & Место времени//Диалог искусств. 2014. №4. С. 134-135.
59 Зацепин К. Взгляд из нулевой точки//Диалог искусств. 2015. №2. С. 128.
60 Трунев С. «Ниже Нижнего»: воплощенная мифология//Диалог искусств. 2015. №2. С. 124-126
61 Нижегородский Арсенал - площадка для коммуникации. Интервью с Анной Гор//Диалог искусств. 2013. №2. С. 62-64.
62 Региональная повестка. Интервью с Алисой Прудниковой//Диалог искусств. 2017. №1. С. 86-89
63 Экран: между Европой и Азией. Беседа Елены Богатыревой с Нелей и Романом Коржовыми, руководителями Ширяевской биеннале современного искусства// Диалог искусств. 2013 № 5, С. 122-124
64 Адашевская З. Владимир Логутов. Запечатленное бездействие //Диалог искусств. 2015. №4. С. 78-19.
Большой вклад в изучение региональной художественной среды сделали исследователи-культурологи, философы и художники из Самары - Е. Богатырева65, В. Логутов66, И. Саморуков, К. Зацепин67 и другие.
Изучением ситуации в искусстве за пределами двух столиц занимаются такие специалисты из московских художественных институций, как Е. Ищенко68, А. Трубицына, А. Обухова.
При анализе культурного пространства и художественной среды в региональных городах необходимо учитывать опыт исследовательских проектов, инициированных художественными институциями, среди которых «Репетиция музея»69 (Московский музей современного искусства); «Открытые системы: опыт художественной самоорганизации в России 2000-201770» (Музей современного искусства «Гараж»); «Триеннале российского современного искусства»71 (Музей современного искусства «Гараж»). При подготовке исследования нами была проведена работа по сбору информации о самоорганизованных художественных инициативах в архивах Музея современного искусства «Гараж», Московского музее современного искусства и в фондах региональных художественных институций.
При исследовании влияния на культурное пространство регионов новых художественных форм мы обратились к рассмотрению постмодернистского мировоззрения и мироощущения для выявления философских оснований
65 Богатырева Е. КЭШ для будущего // Черные дыры букв. Альманах творческой лаборатории «Территория диалога». Самара: ООО «Книжное издательство». 2017. № 6.
66 Логутов В. Самарская арт-сцена глазами художника // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. Самара; ООО «Медиа-Книга», 2015.
67 Зацепин К. Агенты перемен без культурной политики. Опыт Самары // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. Самара; ООО «Медиа-Книга», 2015.
68 Ищенко Е. Почему будущее самоорганизовано [Электронный ресурс] / Aroundart. URL: http://aroundart.org/2016/03/23/self-organised/
69 Проект «Репетиция музея». Опыт регионального исследования [Электронный ресурс]. URL: http://di.mmoma.ru/news?mid=1319&id=400 .Дата обращения 03.02.2018.
70Открытые системы: опыт художественной самоорганизации в России 2000-2017 [Электронный ресурс]. URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/open-systems-stories-of-self-organized-art-initiatives-in-russia-2000-2015 .Дата обращения 05.05.2018.
71 Путеводитель по выставке Триеннале российского современного искусства. Музей современного искусства
«Гараж». М., 2017.
неклассической эстетики. Для этого мы обратились к работам философов и культурологов второй половины ХХ века, таких как Ж.Ф. Лиотар12, Ж. Деррид13, М. Фуко14, Ж. Делез15, Ф. Гваттари, Р. Барт16, Ю. Кристева11, Ж. Бодрийяр18, Ч. Дженкс19, Ф. Джеймисон80, Г.М. Маклюэн81, Т. Адорно82.
Сущность культурного пространства с точки зрения цивилизационного подхода раскрывается в трудах О. Шпенглера83, А. Тойнби84. Попытка систематизации походов к исследованию культурного пространства предпринята А. Кребером и К. Клакхоном. Вклад в исследование структуры культурного пространства внесли Л.М. Бабкин, П.С. Гуревич85, М.М. Бахтин86, О.В. Гуткин, И.М. Гуткина81, Е.В. Листвина88, Г.Н. Петрова, О.А. Семенищева89, Л.В. Силкина90, А.Н.
12Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алтея, 1998; Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодернизм? М.: Ежегодник AdMarginem, 1994.
13 Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Акад. проект, 2000. 428 с.
14 Фуко М. Что такое автор? // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
15 Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
16 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
11Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 427-451.
18 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2015. 392 с.
19 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. 137 с.
80 Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика позднего капитализма // Философия эпохи постмодернизма: сб. обзоров и рефератов. Минск, 1996.
81 Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
82 Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 528 с.
83 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М: Мысль, 1998. 430 с.
84Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. М.: Алгоритм, 2016. 288 с.
85 Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: Аспект Пресс, 1995. 288 с.
86Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-401.
81 Гуткина И.М., Петрова Г.Н. К вопросу об определении понятия «культурное пространство ». Декада науки. Саратов, 1993.; Гуткина, И. М. К вариативности связи понятий «Пространство и культура» / И. М. Гуткина // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI в. Саратов, 1999. С. 64-66.; Гуткина, И. М. К вопросу об обновлении понятия «культурное пространство» / И. М. Гуткина, Г. Н. Петрова // Декада науки. Саратов, 1997.С. 52-54; Гуткина, И. М. Категория «культурное пространство» и бытие культуры / И. М. Гуткина, Г. Н. Петрова // Категории и ценности культуры. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1994. С. 67-15.
88 Листвина Е.В. Социокультурная ситуация: пространственно-временной аспект// Аспирантский вестник Поволжья. 2016. № 3-4. С. 86-90.; Листвина Е.В. Социокультурный аспект современного медиапространства.//Социальная онтология культуры. Саратов: Саратовский источник. 2018. С. 130-136
89 Гуткин О.В., Листвина Е.В., Петрова Г.Н., Семенищева О.А. Феномен культурного пространства / Под. ред. Листвиной Е.В., Петровой Г.Н. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2005. 138 с.
90 Силкина Л.В. Социально-философские основания анализа культурное пространство. Дисс. на соискание ученой степени канд.наук. Саратов, 1999.
Быстрова91. Соотношение «художественного хронотопа» актуальных арт-практик и «исторического хронотопа» раскрывается в работе К.А. Капельчук92. Также нами рассмотрены стереометрическая модель А.С. Кармина и информационный подход к культурному пространству А.С. Дриккера93. Региональный аспект и провинциальный характер культурного пространства анализируется в работах И.А. Купцовой94.
При раскрытии проблемы влияния современного искусства на культурное пространство необходимо описать и проанализировать тенденции изменения художественной среды и зарождения нового типа сообщества. Феномен сообщества осмысляет в книге «Грамматика множества» итальянский философ П. Вирно95, где раскрывается концепция новых социальных образований. Тема сообщества оказывается в центре философских исследований Ж.-Л. Нанси96 в книге «Непроизводимое сообщество», в которой французский философ предложил оригинальную концепцию сообщества как свободного от имманентности бытия-вместе. Д. Агамбен в работе «Грядущее сообщество»97 представил сообщество главной проблемой современности. Наиболее авторитетным исследованием проблемы сообщества в современной отечественной философии является труд О. Аронсона «Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности»98. Французский философ Ж. Рансьер99 в труде «Разделяя чувственное» обсуждает важную для анализа художественного
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен художественной экспансии парков скульптуры2021 год, кандидат наук Рагужина Олеся Ивановна
Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ2012 год, кандидат искусствоведения Дёмкина, Дарья Викторовна
Художественная жизнь современного Лондона: институции, тенденции, проблемы репрезентации: на материале изобразительного искусства, 1990-2000-е гг.2010 год, кандидат искусствоведения Лебедев, Александр Александрович
Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры2018 год, доктор наук Бирюкова Марина Валерьевна
Истоки формирования неофициального искусства Саратова (Николай Гущин и его круг)2020 год, кандидат наук Дорогина Елена Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кумакова Дарья Борисовна, 2020 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономова, Н. С. Язык и эпистемология в концепции Жака Деррида / Н. С. Автономова // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. - М.: ИФАН, 1986. - 314 с.
2. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество / Дж. Агамбен; пер. с ит. Д. Новикова. - М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.
3. Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 528 с.
4. Андреева, Е. Дар Петера и Ирэны Людвиг Русскому музею / Е. Андреева, М. Герман, И. Карасик, О. Туркина. - М.: Palace Editions, 1995. - 48 с.
5. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
6. Аронсон, О. Богема: Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности / О. Аронсон. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002. - 96 с.
7. Аронсон, О. Участие в сообществе - неучастие в произведении [Электронный ресурс] / О. Аронсон // Художественный журнал. - 2002. - № 4. -С. 10-14. - Режим доступа: http://www.guelman.ru/xz/362/xx41/xx4102.htm Дата обращения 03.02.2018
8. Аронсон, О. Современное искусство и его изгои [Электронный ресурс] / О. Аронсон // Художественный журнал. - 2008. - № 68. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/69/isk-izg/ Дата обращения 03.02.2018
9. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента / А. Арутюнова. - М.: Изд-во ВШЭ, 2017. - 232 с.
10. Асланова, Л. От «сурового стиля» до арт-лаборатории. Опыт Ростова-на-Дону / Л. Асланова // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. - Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015. - С. 56-71.
11. Бажанов, Л. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления / Л. Бажанов, В. Турчин // Советское искусствознание. - Вып. 27. - М.: Советский художник, 1991. - С. 96-121.
12. Бажанов, Л. К суждению об авангардизме и неоавангардизме / Л. Бажанов, В. Турчин // Советское искусствознание. - Вып. № 77. - М.: Советский художник, 1978. - С. 143-164.
13. Бакштейн, И. Перспективы концептуализма / И. Бакштейн // Искусство. -1989. - № 10. - С. 24-33.
14. Бакштейн, И. Стенограмма круглого стола «Образование и информация в области современного искусства» / И. Бакштейн; Отдел искусства ВБГИЛ, 1 февраля 2006 г.
15. Бакштейн, И. Диалог о комнатах (критик и концептуализм) / И. Бакштейн, А. Монастырский // Искусство. - 1989. - № 10. - С. 45-50.
16. Балаш, А. Н. Концепция подлинности произведения искусства В. Беньямина в эпоху цифровой культуры/ А. Н. Балаш // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2017. -№ 3 (32) сентябрь. - С. 84-87.
17. Балаш, А. Н. «Нематериальные»: подлинность культуры и искусства в постструктуралистском и постмодернистском дискурсе / А. Н. Балаш // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2017. Т. 18. - Вып. 4. - С. 257266.
18. Балаш, А. Н. Концептуальные аспекты подлинности художественного произведения в теории искусств Розалинды Краусс / А. Н. Балаш // Культура и искусство. - 2018. - № 1. - С. 1-6.
19. Балаш, А. Н. Релционная эстетика в контексте современных культурных практик/ А. Н. Балаш // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2018, - № 4 (37). Декабрь. - С. 98-101.
20. Балаш, А. Н. Современная художественная выставка как междисциплинарный проект / А. Н. Балаш // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2 (39). Июнь. -С. 16-21.
21. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1994. - 615 с.
22. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт; пер. с франц. М. Рыклин. - М.: Ад Маргинем, 2011. - 224 с.
23. Барт, Р. Третий смысл / Р. Барт; пер. С. Зенкин, Г. Косиков, М. Ямпольский. - М.: Ад Маргинем, 2015. - 104 с.
24. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
25. Бенаму-Юэ, Ж. Цена искусства / Ж. Бенаму-Юэ; пер. с англ. Ю. Гинзбург. - М.: Артмедиа Груп, 2008. - 192 с.
26. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист; пер. И. Мельникова, И. Барышева, В. Мурат, Ю. Караулов - 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. -448 с.
27. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Киноведческие записки. - Вып. 2. - М.: ВНИИК, 1989. - С. 151-173.
28. Бишоп, К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? / К. Бишоп. - М.: Ad Marginem, 2014. - 96 с.
29. Бишоп, К. Социальный поворот в современном искусстве [Электронный ресурс] / К. Бишоп // Художественный журнал. - 2005. - № 58/59. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot/ Дата обращения 03.05.2018
30. Бобринская, Е. Пространство новых художников / Е. Бобринская, Н. Гурьянова // Искусство. - 1989. - №8. - С. 38-40.
31. Бобринская, Е. «Восстановленный интервал» / Е. Бобринская // Искусство. - 1989. - № 10. - С. 30-34.
32. Бобринская, Е. Русский авангард: границы искусства / Е. Бобринская. -М.: Новое литературное обозрение. - 2006. - 304 с.
33. Бобринская, Е. А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. - М.: Галарт, 1994. -
216 с.
34. Богатырева, Е. КЭШ для будущего / Е. Богатырева // Черные дыры букв: альманах творческой лаборатории «Территория диалога». - Самара: ООО «Книжное издательство», 2017. - № 6. - С. 26-29.
35. Бодрийяр, Ж. Трансэстетика / Ж. Бодрийяр // ROCH FUZZ: музыкальный ежемесячник. - 1995. - № 26. - С. 34-45.
36. Бодрийяр, Ж. О соблазне / Ж. Бордийяр // Иностранная литература. -1994. - № 1. - С. 45-48.
37. Бодрийяр, Ж. Заговор искусства / Ж. Бодрийяр // Художественный журнал. - № 21. - С. 7-8.
38. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. С. Зенкина. -М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
39. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, КДУ, 2015. - 392 с.
40. Боровский, А. Силуэты современных художников / А. Боровский. -СПб.: Иван Лимбах, 2003. - 376 с.
41. Боровский, А. Д. Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство / А. Д. Боровский. - М.: Центрполиграф, 2017. - 319 с.; Силуэты современных художников. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. - 376 с.
42. Буррио, Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / Н. Буррио. - М.: Ad Marginem, 2016. - 216 с.
43. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии / А.Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. - № 12. - С. 99-118.
44. Бычков, В. Художественная культура XX века / В. Бычков // КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. - М.: ИФ РАН, 1999. - 302 с.
45. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры / В. Бычков, Л. Бычкова // Полигнозис. - 2000. - № 2. - С. 63-76; № 3. - С. 67-85.
46. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2006. - 245 с.
47. Бюргер, П. Теория авангарда / П. Бюргер. - М.: V-A-C press, 2014. - 200 c.
48. Вальковский, А. В. Актуальное искусство как социокультурный феномен: сущность и социальные функции: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 / Вальковский Антон Васильевич. - Волгоград, 2014.
49. Венкова, А. А. Цифровое тело: генеалогия понятия и новый визуальный язык // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: сб. материалов Междунар. науч. форума: в 2 т. - СПб., 2019. - С. 109-111.
50. Венкова, А. А. Пространственные энвайроменты в современном искусстве / А. А. Венкова // Международный журнал исследований культуры. -2018. - № 3 (32). - С. 209-219.
51 . Венкова, А. А. Политика идентификации в искусстве метамодернизма / А. А. Венкова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 203-213.
52. Вирно, П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / П. Вирно. - М.: Ad Marginem, 2015. - 144 с.
53. Волошинов, А.В. Гармония - Симметрия - Красота / А.В. Волошинов, С.В. Шиндель // Человек. - 2017. - № 4. - С. 81-93
54. Волошинов, А. В. Информационные технологии в исследовании искусства / А. В. Волошинов // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2015. - С. 418422.
55. Волошинов, А. В. Художник в пространстве научного искусства /А.В. Волошинов, С.В. Ерохин // Обсерватория культуры. - 2012. - № 5. - С. 17-21.
56. Глиссан, Э. Поэтика связей / Э. Глиссан // Невозможное сообщество. -М.: Московский музей современного искусства, 2011-2015. - С. 8-19.
57. Гройс, Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. - М.: Знак, 1993. - 373 с.
58. Гройс, Б. Искусство. Дизайн. Политика / Б. Гройс // Митин журнал. -Вып. 54 (зима 1997 г.). - С. 253-276.
59. Гройс, Б. В поисках утраченной эстетической власти / Б. Гройс // Советское искусствознание. - Вып. 27. - М.: Советский художник, 1991. - С. 58-64.
60. Гройс, Б. Русский авангард по обе стороны "Черного квадрата" / Б. Гройс // Вопросы философии. - 1990. - № 11. - С. 69-72.
61. Гройс, Б. Соц-арт / Б. Гройс // Искусство. - 1990. - № 1. - С. 45-50.
62. Гройс, Б. Политика поэтики / Б. Гройс. - М.: Ad Ма^тет, 2013. - 400 с.
63. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.
64. Гуткин, О. В. Феномен культурного пространства / О. В. Гуткин, Е. В. Листвина, Г. Н. Петрова, О. А. Семенищева / под ред. Е. В. Листвиной, Г. Н. Петровой. - Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.
65. Гуткина, И. М. К вариативности связи понятий «Пространство и культура» / И. М. Гуткина // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI в. - Саратов, 999. - С. 64-66.
66. Гуткина, И. М. К вопросу об обновлении понятия «культурное пространство» / И. М. Гуткина, Г. Н. Петрова // Декада науки. - Саратов, 1997. -С. 52-54.
67. Гуткина, И. М. Категория «культурное пространство» и бытие культуры / И. М. Гуткина, Г. Н. Петрова // Категории и ценности культуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. - С. 67-75.
68. Даниэль, С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С. М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
69. Данто, А. С. Что такое искусство? / А. С. Данто; пер. с англ. Е. Курова. -М.: Лё Ма^теш, 2018. - 168 с.
70. Деготь, Е. "Другое искусство" на фоне другого / Е. Деготь // Декоративное искусство. - 1991. - № 7. - С. 47-50.
71. Деготь Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. - 220 с.
72. Деготь Е. Загадочное русское тело / Е. Деготь // Художественный журнал. - 1994. - № 3. - С. 47-51.
73. Деготь, Е. Террористический натурализм / Е. Деготь. - М.: Ad
Маг^пеш, 1998. - 224 с.
74. Деготь, Е. Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926-1936 / Е. Деготь. - М.: ММСИ, 2009. - 300 с.
75. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. -
384 с.
76. Делез, Ж. Ризома / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Философия эпохи постмодернизма: сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико» - принт, 1996. -136 с.
77. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М., СПб.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 1998. - 286 с.
78. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Акад. проект, 2000. - 428 с.
79. Деррида, Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 24-30.
80. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: Ай Мапет, 2000. -
511 с.
81. Джеймисон, Ф. Постмодерн и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос. - 2000. - № 4. - С. 67-74.
82. Джеймисон, Ф. Историзм в «Сиянии» / Ф. Джеймисон // Искусство кино. - 1995. - № 7. - С. 54-61.
83. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодернизма: сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико» - принт, 1996. - С. 6-31.
84. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. - М.: Стройиздат, 1985. - 137 с.
85. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. - СПб.: Петрополис, 1999. - 238 с.
86. Долгов, И. От «катакомб» к институциям. Опыт Воронежа / И. Долгов // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. -Самара; ООО «Медиа-Книга», 2015. - С. 6-17.
87. Досси, П. Продано! Искусство и деньги / И. Досси; пер. с англ. Е. Волковыского. - М.: Лимбус Пресс, 2017. - 288 с.
88. «Другое искусство». Москва, 1956-1976. К хронике художественной жизни: в 2 т.- М.: Галарт, 2005. - Т. 1. - 431 с.
89. Дриккер, А. С. Эволюция культуры: информационный отбор / А. С. Дриккер. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
90. Ермичева, В. А. Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности (На примере российского общества): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Ермичева Вероника Александровна. - М., 2004. - 163 с.
91. Ерофеев, А. Неофициальное искусство (художники 1960-х) /
A. Ерофеев // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 4. - С. 45-52.
92. Ерофеев, А. Кураторство: апология любви и дружбы / А. Ерофеев,
B. Мизиано, В. Пацюков // Художественный журнал. - 2004. - № 55. - С. 43-49.
93. Западное искусство XX века: сб. статей. - М.: Наука, 1991. - 248 с.
94. Зацепин, К. Агенты перемен без культурной политики. Опыт Самары / К. Зацепин // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сборник статей - Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015. - С. 18-33
95. Зись, А. Я. На подступах к общей теории искусства / А. Я. Зись. - М.: Изд-во «ГИТИС», 1995. - 243 с.
96. Игнатьева, О. В. Тьюторство в культуре: новые образовательные практики Пермского культурного проекта / О. В. Игнатьева // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 4 (28). -
C. 81-90.
97. Игнатьева, О. В. П.М. Третьяков и В.В. Стасов: диалог о природе национального изобразительного искусства / О. В. Игнатьева // Вестник ПГУ. -Сер. История. - 2017. - № 2 (37). - С. 75-84.
98. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. - М: Интрада, 2001. - 384 с.
99. Ищенко, Е. Почему будущее самоорганизовано / Е. Ищенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aroundart.org/2016/03/23/self-organised/
100. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 543 9 с.
101 . Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М. С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 974. - С. 34-46.
102. Каган, М. С. Пространство и время как культурологические категории / М. С. Каган // Вестник СПбГУ. - Серия 6. - 1993. - Вып. 4. - С. 30-40.
103. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Л: Искусство, 1972. - 440 с.
104. Капельчук, К. А. Художественный и исторический хронотоп: проблема дополнения / К. А. Капельчук // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 2. - С. 94-105.
105. Кармин, А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А.С. Кармин // Вестник российского философского общества. - 2005. - № 2. - С. 49-62.
106. Кестер, Г. Коллаборация, искусство и субкультуры // Невозможное сообщество / Г. Кестер. - М.: Московский музей современного искусства, 20112015. - 192 с.
107. Коротов, Б. Е. Динамика социальных функций европейского искусства как культурно-исторического феномена: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Коротов Борис Евгеньевич. - Тюмень, 2011. - 184 с.
108. Кошут, Дж. История для / Дж. Кошут // Флэш Арт. - 1989. - № 1. -С. 14-17.
109. Кошут, Дж. Искусство после философии / Дж. Кошут; пер. A.A. Курбановского. (В рукописи). (Joseph Kosuth. Art after Philosophy. // Kosuth J. Art after Philosophy and After Collected Writings, 1966-1990. Ed. G. Guerico. Cambridge, Mass. &London: TheMITPress, 1993).
110. Курилова, Н. А. Ранний период творчества Миши Ле Женя: живопись и ассамбляжи 1980-х годов / Н. А. Курилова // Слово молодых ученых: сборник статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. - С. 48-52.
111. Коптель, Н. В. Искусство XXI века и Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева / Н. В. Коптель // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - СПб., 2012. - № 4. -С. 89-94.
112. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс; пер. с англ. - М.: Художественный журнал, 2003. - 317 с.
113. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева; пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 427-457.
114. Круткин, В. Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки) / В. Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 172 с.
115. Крючкова, В. А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений / В. А. Крючкова. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304 с.
116. Кузьмина, М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство / М. Кузьмина // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1980. -С. 249-263.
117. Кулик, И. Заповедник искусств / И. Кулик, О. Шишко // Художественный журнал. - 1994. - № 5. - С. 34-39.
118. Кулик, И. Предшественники русского поп-арта / И. Кулик // Художественный журнал. - 1994. - № 3. - С. 54-62.
119. Кулик, И. Испытать очевидного / И. Кулик // ART Хроника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //artchronika.ru/persona/ipyt-ochev/
120. Культура русской провинции. Вторая половина XIX - начало XXI века / И. А. Купцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 318 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль)
121. Купцова, И. А. Трансформация социокультурного пространства российской провинции на рубеже XIX-XX веков: традиции и инновации / И. А. Купцова // Ценности и смыслы. - 2016. - № 6. - С. 106-116.
122. Лакло, Э. Невозможность общества / Э. Лакло // Логос. - 2003. - № 4-5 (39). - С. 54-57.
123. Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.; СПб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 1998. - 159 с.
124. Лиотар, Ж.-Ф. Возвышенное и авангард / Ж.-Ф. Лиотар // Метафизические исследования. - Вып. 4. Культура. - СПб.: Алетейя, 1997. -С. 233-236.
125. Лиотар, Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // Ad Marginem'93. - М., 1994. - С. 307-323.
126. Листвина, Е. В. Социокультурная ситуация: пространственно-временной аспект / Е. В. Листвина // Аспирантский вестник Поволжья. - 2016. -№ 3-4. - С. 86-90.
127. Листвина, Е. В. Социокультурный аспект современного медиапространства / Е. В. Листвина // Социальная онтология культуры. -Саратов: Саратовский источник, 2018. - С. 130-136
128. Логутов, В. Самарская арт-сцена глазами художника / В. Логутов // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. -Самара; ООО «Медиа-Книга», 2015.
129. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 2000. -
704 с.
130. Мазин, В. «Пражская ночь» Павла Пепперштейна / В. Мазин // Русская проза. - 2013. - Вып. В.
131. Мазин, В. Современное искусство на кушетке у психоаналитика / В. Мазин // Диалог искусств. - 2012. - № 5. - С. 60-63.
132. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
133. Маклюэн, Г. М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Г. М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.
134. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
135. Маньковская, Н. Б. Симулякр в искусстве и эстетике / Н. Б. Маньковская // Философские науки. - 1998. - № 3-4. - С. 56-60.
136. Маньковская, Н. Б. Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике / Н. Б. Маньковская. - М.: Искусство, 1985. - 208 с.
137. Маньковская, Н. Б. Методология буржуазной эстетики (Критика новейших концепций) / Н.Б. Маньковская. - М.: Знание, 1988. - 63 с.
138. Маньковская, Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма) / Н. Б. Маньковская. - М: Ин-т философии РАН, 1995. - 150 с.
139. Мартыненко, Ю. «Время - пространство» в живописи и кино / Ю. Мартыненко // Искусство. - 1968. - № 11. - С. 41-45.
140. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. - М.: Искусство, 1992. -
64 с.
141. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. -СПб.: Ювента: Наука, 1999. - 605 с.
142. Мизиано, В. Пять лекций о кураторстве / В. Мизиано. - М.: Ad Маг§теш, 2015. - 232 с.
143. Мизиано, В. "Другой" и разные / В. Мизиано. - М.: НЛО, 2004. - 304 с.
144. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. - М.: Водолей, 2011. - 208 с.
145. Обрист, Х. У. Краткая история кураторства / Х. У. Обрист; пер. с англ. А. Зайцева. - М.: Ad Ма^теш, 2012. - 256 с.
146. Обухова, А. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму / А. Обухова, М. Орлова. - М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 176 с.
147. Орлова, Е. В. Культурное пространство: определение, специфика, структура / Е. В. Орлова // Аналитика культурологии. - 2010. - № 18. - С. 42-53.
148. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: сб. / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.
149. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 586 с.
150. Петровская, Е. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции / Е. Петровская, О. Аронсон. - Нижний Новгород, 2009 - 230 с.
151. Петровская, Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. - М.: Изд-во РГГУ, 2012. - 284 с.
152. Пигалев, А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) / А. И. Пигалев. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2011. - 486 с.
153. Подорога, В. Выражение и смысл / В. Подорога. - М.: Изд. Фирма Ас! Магтет, 1995. - 426 с.
154. Подорога, В. А. Феноменология тела / В. А. Подорога. - М.: Изд. Фирма Ad Магтет, 1995. - 339 с.
155. Пондопуло, Г. К. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино / Г. К. Пондопуло, М. А. Ростоцкая. - М.: Всерос. гос. ин-т кинематографии, 1997. - 231 с.
156. Пыркина, Д. Идеологический концептуализм. Концептуальное искусство испано-американского мира / Д. Пыркина // Художественный журнал. -2008. - № 70.
157. Пыркина, Д. Институты власти vs арт-институции. Проблема неангажированного художественного пространства / Д. Пыркина // Художественный журнал. - 2007. - № 67-68.
158. Пыркина, Д. Страсти по модернизации и «вживание в победителя» / Д. Пыркина // Художественный журнал. - 2007. - № 64.
159. Рансьер, Ж. Разделяя чувственное / Ж. Рансьер. - М.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264 с.
160. Рейнгард, Л. Отречение от искусства / Л. Рейнгард // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1980. С. 34-39.
161. Рыклин, М. Искусство как препятствие / М. Рыклин. - М.: Лё Маг§теш, 1997. - 226 с.
162. Рыков, А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. / А. В. Рыков. - СПб.: Алетейя, 2007. -376 с.
163. Рыков, А. В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство XVIII-XIX вв. / А. В. Рыков - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. - С. 156
164. Савчук, В. Светлой памяти постмодерна посвящается... / В. Савчук, М. Эпштейн // Художественный журнал. - 2007. - № 64.
165. Савчук В. Метакритическая решительность / В. Савчук // Художественный журнал. - 2004. - № 55.
166. Савчук, В. Режим актуальности / В. Савчук. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
2004. - 280 с.
167. Савчук, В. Философия фотографии / В. Савчук. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
2005. - 256 с.
168. Селезнев, В. Заводы и улицы - места искусства. Уральский опыт /
B. Селезнев // Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики: сб. статей. - Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015. - С. 72-81.
169. Силкина, Л. В. Социально-философские основания анализа культурного пространства: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Силкина Лариса Владимировна. - Саратов, 1999. - 130 с.
170. Современное искусство в контекстах: история, теория, география, общество. - М.: ЦИСН, 1995. - 167 с.
171 . Суворова, А. А. Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах) / А. А. Суворова // Известия Уральского федерального университета. - Сер. 2. Гуманитарные науки. -2017. - № 4. - С. 241-253.
172. Суворова, А. А. Сюрреализм и искусство аутсайдеров / А. А. Суворова // Международный журнал исследований культуры. - 2018. - № 4 (33). - С. 187-207.
173. Суворова, А. А. Формирования понятия аутсайдерского искусства и деятельность Роджера Кардинала / А.А. Суворова // Манускрипт. - 2019. -Вып. 9. -
C. 202-205.
174. Суворова, А. А. Дискурсивные смещения в философии и эстетике французского искусства второй половины 1940-х - 1950-х годов: от ар брюта Жана Дюбюффе до «нового реализма» Ива Кляйн. / А. А. Суворова, С. К. Кудрин // Международный журнал исследований культуры. - 2018. - № 4 (33). - С. 187-207.
175. Ткач, Е. Г. Современное искусство в современном обществе / Е. Г. Ткач. - М.: Российский университет дружбы народов, 2007. - 214 с.
176. Тойнби, А. Дж. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации / А. Дж. Тойнби, С. Ф. Хантингтон. - М.: Алгоритм, 2016 - 288 с.
177. Толстая, С. М. Категория признака в символическом языке культуры / С. М. Толстая // Признаковое пространство культуры. - М., 2002. - С. 9-15.
178. Топоров, В. Н. Эней - человек судьбы / В. Н. Топоров. - М.: Радикс, 2000. - 202 с.
179. Трунев С. «Ниже Нижнего»: воплощенная мифология // Диалог искусств. - 2015. - № 2. - С. 124-126.
180. Туркина, О. Луиз Буржуа: ящик Пандоры / О. Туркина // Louise Bourgeois: Pandora's Box. - М.: Ad Marginem, 2015. - 136 с.
181. Тупицын, В. «Другое» искусство. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980-1995 гг. / В. Тупицин. - M.: Ad Marginem, - 1997. - 348 с.
182. Турчин, В. По лабиринтам авангарда / В. Турчин. - М.: Изд-во МГУ,
1993. - 246 с.
183. Турчин, В. В поисках четвертого измерения. Эхо времени в пространственных искусствах XX века / В. Турчин // Вопросы искусствознания. -
1994. - № 1. - С. 45-58.
184. Турчин, B. C. Образ двадцатого... в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведений и теории / В. С. Турчин. - М.: Прогресс-традиция, 2003. - 648 с.
185. Турчин, B. C. Пунктир поп-арта / В. С. Турчин // Советское искусствознание. - Вып. 27. - М.: Советский художник, 1991. - С. 255.
186. Тэн, И. П. Философия искусства / И. П. Тэн. - М.: Искусство, 1996. -
350 с.
187. Уорхол, Э. Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот) / Э. Уорхол. - М.: Аронов, 2005. - 318 с.
188. Философия. Наука. Культура. Творчество // Материалы Всерос. Аскинских чтений. - Саратов, 1999. - 172 с.
189. Философия эпохи постмодернизма: сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико» - принт, 1996. - 136 с.
190. Флиер, А. Я. Культурная среда и ее социальные черты / А. Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 3.
191. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. - С. 12-41.
192. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -М.: Прогресс, 1977. - 488 с.
193. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. -
445 с.
194. Хардт, М. Производство и разделение общего / М. Хардт // Невозможное сообщество. - М.: Московский музей современного искусства, 2011-2015. - С. 33-40.
195. Хардт, М. Империя / М. Хардт, А. Негри; пер. с англ. под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова. - М.: Праксис, 2004. - 440 с.
196. Худяков, К. В. Современное искусство и городское пространство: продвижение политических, экономических, научных, образовательных и культурологических программ города / К. В. Худяков // Искусство и власть в пространстве города: материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции / под ред. А.В. Учаева. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2012. - С. 6-11.
197. Чухров, К. Деконструируя пространство искусства, реконструируя пространство теологии / К. Чухров // Художественный журнал. - № 60. - С. 45-50.
198. Чухров, К. О современном искусстве в эпоху его кризиса: сб. статей / К. Чухров. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 116 с.
199. Чухров, К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусствам / К. Чухров. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 280 c.
200. Шолтысек, А. Культурное пространство как пространство абсурда // Философия культуры: Межвуз. сб. Самара, - 1995. - С.36-42
201. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер.- М.: Мысль, 1998. - Т. 1. - 672 с.
202. Шурипа, С. Действие и смысл в искусстве второй половины XX века / С. Шурипа. - М.: Изд-во ИПСИ, 2017. - 240 с.
203. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. - 430 с.
204. Якимович, А. Магическая Вселенная / А. Якимович. - М.: Галарт, 1995. - 132 с.
205. Яковлев, Е. Г. Художник в технотронном мире / Е. Г. Яковлев // Философские науки. - 1991. - № 5. - С. 34-46.
206. Alloway, L. Art in likeness / L. Alloway // Arts magazine. - May. - 1967. -P. 14-26.
207. Alloway L. Notes on realism / L. Alloway // Arts magazine. - Apr. - 1970. - P. 5-16.
208. Kroeber, A.L. Culture, a Critical Review of Concepts and Definitions / A.L. Kroeber, С. Kluckhohn // Papers of the Peabody Museum of American Archeology and Ethnology. - Cambridge, 1952. - P. 155, 169.
209. Glissant, E. Poetique de la Relation / E. Glissant. - Paris: Editions Gallimard, 1990. - P. 11-21.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.