Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор наук Бирюкова Марина Валерьевна

  • Бирюкова Марина Валерьевна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 304
Бирюкова Марина Валерьевна. Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры: дис. доктор наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2018. 304 с.

Оглавление диссертации доктор наук Бирюкова Марина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

1. СМЕНА КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ И КОНЦЕПЦИИ КУРАТОРОВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

1.1. Концепция искусства «вне эстетики». Эстетические теории послевоенного периода как базис для выставочного проекта

1.2. Символико-контекстуальный метод анализа кураторских проектов

1.3. Форма и «анти-форма»

1.4. «Большой выставочный проект» как реализация идеи «Gesamtkunstwerk»

1.5. Эволюция кураторских концепций в контексте философии культуры

2. АСПЕКТЫ ПОДРАЖАНИЯ В ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ

2.1. От мимесиса к симулякру: выставочные проекты как имитация действительности ........................................................................................................:

2.2. Выставка как текст. Принципы диегезиса в кураторских проектах

2.3. Китч или кэмп как продукт деконструкции искусства

3. КУРАТОР И ЗРИТЕЛЬ КАК АВТОР И АДРЕСАТ

3.1. Диалектика личного и коллективного в выставочной практике. Опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока

3.2. «Шаманизм» и «юродство»: аспекты эмоционального воздействия на зрителя и сакрализации современного искусства

3.3. Мифы художников и мифы кураторов

4. ИДЕЯ И СИМВОЛИКА МУЗЕЯ В ВЫСТАВОЧНОЙ ПРАКТИКЕ

4.1. Трансформация образа музея от модернизма к постмодернизму

4.2. Концепции воображаемых музеев А. Мальро, Х. Зеемана, Й. Кладдерса как ответ на вызовы современной эстетики

4.3. Выставка как отражение идеи музея и институциональная судьба искусства

5. ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ КУЛЬТУРЫ

В КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТАХ

5.1. «Смерть автора» и «смерть искусства»

5.2. Актуализация мифологемы пустоты, «ничто» в концепциях выставок

5.3. «Вечное возвращение»: обращение к традиции и классике в проектах современного искусства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение 1. Хронологический список кураторских проектов второй половины ХХ

начала XXI века

Приложение 2. Синхронистическая таблица знаковых достижений в философии и выставочной практике с 1950-х гг. до начала XXI века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Практика художественных выставок, если ее рассматривать в культурно-историческом или искусствоведческом контексте, подчиняется тем же законам, что и культура в целом. Тем не менее, феномен выставочной деятельности имеет свою специфику, это феномен своеобразных коммуникативных и социокультурных отношений, прежде всего, отношений куратора (или художника) и зрителя, иначе говоря, автора и адресата1 . В связи с этим представляется особенно существенным и актуальным поиск общности символов, знаков, идей и мифологем культуры определённого периода и способов их трансляции в выставочной деятельности, анализ механизмов интерпретации философской парадигмы в концепциях художественных выставок. М. Хант и Ш. Клонк называют выставку «публичным лицом истории искусства»2. Р. Гринберг характеризует выставочный проект как «отчасти спектакль, отчасти социально-историческое событие, отчасти структурированное целое; выставки особенно выставки современного искусства, обосновывают и обеспечивают культурные смыслы искусства» 3 . Кристоф Шери в предисловии к «Краткой истории кураторства» Ханса Ульриха Обриста утверждает, что «История искусства конца XIX и XX века неразрывно связана с историей выставок. Сегодня, по прошествии лет, можно сказать, что авангард 1910-х—1920-х годов по преимуществу реализовывал себя именно в череде художественных группировок и выставок. Эти группы художников двигались по пути, проторенному их предшественниками, и давали возможность все большему числу молодых художников выступать в качестве медиаторов их искусства»4. Тем более актуально подобное утверждение в применении к искусству второй половины XX - начала XXI века, когда не обладающие убедительной художественной формой объекты или акции могли полноценно восприниматься по преимуществу в контексте выставочного проекта с продуманной концепцией куратора.

В настоящем исследовании воссоздана картина эволюции кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры. Очевидно, что концепции кураторов современного искусства в значительной степени отражают современные им философские теории, эволюция кураторских проектов идет следом за эволюцией философских идей.

1 См. например, McClellan A. (ed). Art and its publics: museum studies at the millennium. London: John Wiley & Sons, 2003. 236 p.; Macdonald S., Basu P. (ed). Exhibition experiments. London: John Wiley & Sons, 2008. 272 p.; Nairne S. Exhibitions of contemporary art // Contemporary cultures of display. Yale: Yale university press, 1999. P. 105-126; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: монография. СПб: Петрополис, 2008. 244 с.

2 Hatt M., Klonk C. Art History: A critical introduction to its methods. Manchester: Manchester University Press, 2006. 264 p.

3 Greenberg R., Ferguson B.W., Nairne S. Thinking about exhibitions. New York: Routledge, 1996. P. 2.

4 Обрист Х.У. Краткая история кураторства. M.: Ад Маргинем, 2017. C. 8.

Актуальность избранной темы в контексте философии, эстетики, истории и теории культуры, музейного дела связана и с тем, что в нашей стране сейчас активно функционируют и развиваются выставочные институции, музеи и галереи современного искусства. Проекты крупнейших институций демонстрируют высокий уровень знаний кураторов в области искусствоведения, философии, теории культуры, а также понимание необходимости внятного контекста для демонстрации новейших течений в искусстве. Не случайно в проектах Московской биеннале современного искусства, помимо кураторов и художников, часто упоминается «ассоциированный с темой мыслитель», как правило, один из современных или ранее живших философов. Например, на 5-й Московской биеннале 2013 года таким «ассоциированным мыслителем» стал М.М. Бахтин. Кураторские проекты широко освещаются в сфере медиа, художественной критики и в культурологических исследованиях. Для рецепции и интерпретации таких проектов необходим опыт научного анализа соответствующих художественных феноменов.

Полноценные концепции кураторов предполагают отсутствие случайности в выборе контента выставок. Критерии здесь определены не столько формально-стилистическими или эстетическими принципами, сколько соответствием особенностям современной культурной и философской парадигмы. Представленный в работе метод символико-контекстуального анализа кураторских проектов позволяет адекватно интерпретировать содержание проектов и может эффективно применяться как для создания новых выставочных проектов, так и для составления сопроводительных материалов к ним, медиа обзоров, критических статей, содержания учебных курсов по выставочной деятельности, теории и истории культуры.

Степень научной разработанности проблемы. В данном исследовании в контексте эволюции философских идей и теории культуры анализируются кураторские проекты второй половины ХХ - начала XXI века, выявлена связь концепций кураторов с философской парадигмой соответствующего периода. Обобщающих исследований по данной проблематике пока нет ни в отечественной, ни в зарубежной историографии, в то время как существует значительный корпус трудов по осмыслению искусства данного периода в контексте искусствоведения и философии культуры, которые можно объединить в первую группу источников. Это труды Е.Ю. Андреевой, Е.А. Бобринской, Б. Гройса, Е.Ю. Дёготь, В.М. Диановой, А.В. Рыкова, Е.Г. Соколова, К.Б Соколова и B.C. Жидкова, А.Б. Олива, В. Хофмана, С. Догерти, П. Осборна, Дж. Робертсона и С. МакДэниэла, Т. Смита5.

5 Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: Азбука-классика, 2007. 484 с.; Андреева Е.Ю. Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. 509 с.; Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.; Гройс Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. 2001. № 41. С. 23-29; Дёготь Е.Ю. Русское искусство 20 века. М.: Трилистник, 2000. 272 с.; Дианова

Феномен выставки или проекта современного искусства является объектом пристального интереса как отечественных, так и зарубежных ученых, эти труды представляют следующий блок исследований, включающий работы Д.Б. Дондурея, В.Ю. Дукельского, В.А. Мизиано, Е.Г. Соколова, О. Бэчманна, С. Макдоналда, П. Байсу, С. Нэйрн, Р. Гринберга, Х.У. Обриста, Б. Вандерлиндена и Е. Филипповича6.

Так как современное искусство часто не поддаётся оценке с точки зрения традиционных эстетических категорий, не обладает внятной художественной формой, для его постижения необходим контекст философии, эстетики, истории, реалий повседневности, и этот контекст по преимуществу обеспечивает концепция куратора выставки. Многочисленные исследования по современному искусству констатируют значимость выставочного проекта, вне которого произведения новейших течений затруднительны для восприятия в контексте не только традиционных, но и современных реалий и смыслов культуры. Вопросам демонстрации современного искусства в выставочных проектах посвящены работы Б. Альтшулера, Э. Баркер,

В.М. Художественное творчество: поиски смыслов // Философия и вызов XXI века: Материалы конференции С. Петербургского философского общества, 1996. С. 30-35; Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб: Петрополис, 1999. 240 с.; Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства Ч.1 // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 2. Вып. 2. 2009. С. 182-189; Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 276 с.; Соколов К.Б., Жидков B.C. Искусство и картина мира. СПб: Алетейя, 2003. 463 с.; Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия / пер. с итал.: Г. Курьерова, К. Чекалов. М.: Художественный журнал, 2003. 214 с.; Хофман В. Основы современного искусства: введение в его символические формы / пер. с нем.: А. Белобратов. СПб: Академический проект, 2004. 560 с.; Doherty C. (ed.) Documents of contemporary art: Situation. Cambridge, MA: MIT Press, 2009. 238 p.; Osborne P. Anywhere or not at all: Philosophy of contemporary art. London: Verso, 2013. 288 p.; Robertson J., McDaniel C. Themes of contemporary art: Visual art after 1980. Oxford: Oxford University Press, 2012. 416 p.; Smith T. Contemporary art and contemporaneity // Critical Inquiry. 2006. V. 32. №. 4. P. 681-707, и другие.

6 Дондурей Д.Б. Художественная выставка: реализация; проекта // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы: сб. ст. под ред. Д.Б. Дондурея. М.: Наука, 1998. С. 25-42; Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего. Информационный менеджмент: сб. ст. под ред. А.В. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 82-92; Мизиано В.А. Проблема проектности в искусстве конца XX века // Искусство XX века. Итоги столетия: Материалы международной конференции, декабрь 1999. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 124-126; Соколов Е.Г. Идентификация художественного проекта (формульные парадигмы и сакральные интенции) // Антонен Арто и современная культура. Материалы межвузовской конференции 24-27 октября 1996 г. СПб, 1996. С. 41-48; Baetschmann O. The Artist in the Modern World. Kologne: DuMont, 1997. 347 р.; Macdonald S., Basu P. (ed.). Exhibition experiments. London: John Wiley & Sons, 2008. 256 p.; Nairne S. Exhibitions of contemporary art // Contemporary cultures of display. Yale: Yale university press, 1999. P. 105-126; Greenberg R., Ferguson, B. W., Nairne, S. Thinking about exhibitions. New York: Routledge, 1996. 512 p.; Обрист Х.У. Краткая история кураторства. M.: Ад Маргинем, 2017. 256 c.; Vanderlinden B., Filipovic E. (ed.). The Manifesta decade: debates on contemporary art exhibitions and biennials in post-wall Europe. Cambridge, MA: Mit Press, 2005. 337 р.

Е Эйснера и С. Доббса, К. Маклин, П. О'Нейлла7 По мнению авторов монографии «Осмысляя выставки», которые констатируют значимость выставки как способа репрезентации искусства, «В XX веке «выставки становятся тем медиумом, посредством которого только и можно узнать о существовании большей части искусства. За последние годы не только кардинально выросло число и разнообразие выставок — музеи и художественные галереи (например, Тейт в Лондоне и Уитни в Нью-Йорке) начинают демонстрировать свои коллекции именно в виде сменяющих друг друга временных выставок. Выставки — важнейший элемент политической экономии искусства: здесь происходит обмен и здесь конструируется, поддерживается и временами деконструируется значение искусства»8.

Следующую группу источников представляют труды по истории и теории кураторской деятельности. Тесно связанный с феноменом художественных выставок институт кураторства и деятельность кураторов современного искусства получили разностороннее освещение как в зарубежной, так и в отечественной историографии в работах Б. Гройса, Р. Мартинеса, С. Ранда, О.В. Холмогоровой, Р. Венциславова, Х. Нортон-Вестбрук, Б. Грэхема и С. Кука, АА. Шпак, М.В. Бирюковой 9.

Специфика кураторского дела, критическая рецепция кураторства и роль куратора в современной культуре рассматриваются такими авторами как И.М. Бакштейн, Е.Е. Прилашкевич, В.В. Савчук, О.В. Холмогорова, Т. Фочи, Э. Эдмондс, Б. Зафер и Л. Мюллер, Г. Каванэй, Дж. Рагг и М. Седжвик, Дж. Томпсон, П. О'Нейлл, А. Коцберг10.

7 Altshuler B. Biennials and Beyond: Exhibitions That Made Art History 1962-2002. New-York: Phaidon, 2013. 314 р.; Barker E. Contemporary cultures of display. Yale: Yale University Press, 1999. 272 p.; Eisner E.W., Dobbs S.M. Silent pedagogy: How museums help visitors experience exhibitions // Art Education. 41. № 4. 1988. P. 6-15; McLean K. Museum exhibitions and the dynamics of dialogue // Daedalus. 1999. V. 128. № 3. Р. 83-107; O'Neill P. The Culture of Curating and the Curating of Culture (s). Саmbridge, MA: Mit Press, 2012. 200 p.

8 Greenberg R., Ferguson B., Nairne S. Thinking about Exbibitions. London and New York: Routledge, 1996. P. 52.

9 Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал, 2003. С. 232-239; Мартинес Р. Профессия и роль куратора // Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В.А. Бабкова. М.: Арт-менеджер, 2006. С. 163-167; Rand S., Kouris H. (ed.). Cautionary Tales: Critical Curating. N.Y.: Apexart, 2007. 125 p.; Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-х // Художественная культура 20 в.: развитие пластических искусств, сб. статей / под ред. В.В. Ванслова и др. М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2002. С. 335-351; Ventzislavov R. Idle Arts: Reconsidering the Curator // The journal of Aesthetics and art criticism. 2014. V. 72. № 1. Р. 83-93; Norton-Westbrook H. The Pendulum Swing: Curatorial Theory Past and Present // The International Handbooks of Museum Studies. 2015. V. 3. № 15. Р. 341-356; Graham B., Cook S. Rethinking Curating: Art after New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. 312 р.; Шпак АА. Роль куратора в современном художественном процессе. Автореферат дисс.. Сибирский федеральный университет, 2016; Бирюкова М.В. Выставка современного искусства как авторский проект. СПб: Издательство СПбГУТД, 2013. 186 c.

10 Бакштейн И.М. Куратор и пресса. // Современное искусство и средства массовой информации: материалы семинара. СПб: Центр Совр. Искусства Дж. Сороса, 1998. С. 9-12; Прилашкевич Е.Е.

Кураторское дело в контексте взаимоотношений современного искусства и музея, а также специфика музейной и галерейной выставочной деятельности рассмотрена в следующей группе исследований. К данной проблематике обращается А.Д. Боровский, С.В. Кудрявцева, Б. Лорд и Г. Лорд, Б. Гройс, Т.М. Милюкова, Н.В Мазный, Т.П. Поляков и Э.А. Шулепова, В.А. Мизиано, М.Т. Майстровская, Т.Е. Шехтер, H.H. Суворов, Р. Фейген, Т.Ю. Юренева и другие11.

Отдельную группу представляют статьи, рассматривающие проблематику художественных проектов и выставки крупнейших институций и галерей, в числе которых работы И.М. Бакштейна, М.В. Бирюковой, М. Колдобской, В.А. Мизиано, Н. Молока, Р. Локарда12

Кураторство в современной художественной практике, автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2007; Прилашкевич Е.Е. Роль кураторства в современном художественном процессе // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007. СПб: СПбГУП, 2007. С. 34-37; Прилашкевич Е.Е. Куратор выставки, как профессия // Арт-менеджер: деловое издание. М., 2008. №1 (17). С. 66-69; Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб: Петрополис, 2001. 288 с.; Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-ых // Художественная культура 20 века: развитие пластических искусств: сб. ст. М.: Рус. Слово, 2002. С.335-351; Foci ТС. Interviews with 10 international curators. New York.: Apexart, 2001. 141 р.; Edmonds E., Zafer B., Muller L. Artist, evaluator and curator: three viewpoints on interactive art, evaluation and audience experience // Digital Creativity. 2009. № 20 (3). Р. 141-151; Kavanagh G. History curatorship. London: Burns & Oates, 1990; Rugg J., Sedgwick М. Issues in curating contemporary art and performance. Intellect Books, 2007; Thompson J. (ed). Manual of curatorship: a guide to museum practice. Routledge, 2015; O'Neill P. The curatorial turn: from practice to discourse // Issues in curating contemporary art and performance (2007): 13-28; Kozberg A. The past and future of curatorial discourse // Discourse. 2013. 35. № 1. Р. 120-123.

11 Боровский А.Д. Современное искусство и музей // Искусство XX века. Итоги столетия: Материалы международной конференции, декабрь 1999. СПб: издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 37-40; Кудрявцева С.В. Выставки современного искусства в Эрмитаже // Музей и арт-рынок: Материалы международного симпозиума, 14-16 сентября 2006. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. С. 83-88; Лорд Б., Лорд Г. Как организовать музейную выставку // Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. М.: Логос, 2002. С. 107-122; Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23. С. 15-21; Милюкова Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга: автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб, 2004; Мазный Н.В, Поляков Т.П, Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М.: Б.И., 1997. 211 с.; Мизиано В.А. «Другой» и разные. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 304 с.; Майстровская. М.Т. (ред). Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: сб. ст. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. 368 с.; Суворов H.H. Галерейное дело: Введение в арт-бизнес. СПб: СПбГУКИ, 2001. 80 с.; Суворов H.H. Галерейное дело: искусство в пространстве галереи. СПб. Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. 201 с.; Фейген Р. Мемуары арт-дилера: художники, музеи, кураторы, коллекционеры, аукционы, искусство. М.: художественный фонд «RuArts», 2004. 325 с.; Шехтер Т.Е. (ред.) Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб: СПбГУП, 2005. 176 с.; Шехтер Т.Е. Современность и рынок искусства // Современный художественный рынок: вопросы становления и развития: Материалы 2 международной научно-практической конференции, 31 января

2006. СПб: СПбГУП, 2006. С. 3-7; Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004. 559 с.

12 Бакштейн И.М. Современное российское искусство на новой биеннале в Москве // Музей и арт-рынок : Материалы международного симпозиума, 14-16 сентября 2006. СПб: Издательство Гос. Эрмитажа,

2007. С. 37-44; Бирюкова М.В. Документа 12: куда же дальше? // Новый мир искусства. 2007. №2 (55). С. 25-26; Колдобская М. Сто лет без биеннале // Новый мир искуства. 2005. № 1 (42). С. 11-12; Мизиано В.А. Документа-Манифеста // Художественный журнал. 2002. № 46. С. 59-65; Молок Н. Биеннальская конъюнктура // Артхроника. 2005. № 3-4. С. 76-77; Молок И. Венецианские зрелища // Артхроника. 2004. № 4. С. 144; Молок Н. Манифеста: молодёжь на марше // Артхроника. 2002. № 4. С. 28-33; Молок Н.

Педагогическая, образовательная и коммуникативная роль кураторства рассмотрена Й. Бандау, С. Канн, П. О'Нейллом и М. Уилсоном, Р. Пуффертом, Д. Райсом и Ф. Йенавайном, Е. Хупер-Гринхилл, Ч. Бэйли и Д. Десаи, Б. Уилсоном, Н. Папастергиадисом13.

В контексте педагогической практики кураторства в статье Дж. Марш и А. Шоуолтер рассматриваются возможности самостоятельного выполнения студентами выставочного

14

проекта14.

Антология «О кураторстве: философия кураторства» под редакцией Жан-Поля Мартинона15, несмотря на многообещающее название, отвечающее интенциям данной работы, представляет собой сборник статей, освещающих различные аспекты кураторских проектов, но обобщающих фундаментальных выводов о «философии кураторства» в этой книге нет. Поэтому автор данной диссертации берет на себя смелость продолжать исследования в данном направлении, представляющемся весьма перспективным в контексте философии и теории культуры.

Определение терминов, относящихся к кураторской деятельности. При анализе выставочных проектов второй половины ХХ века следует учитывать существенное формальное изменение контента выставок: если традиционная художественная выставка является демонстрацией определённого ряда произведений живописи, скульптуры, графики, то современная выставка часто включает видеоинсталляции, акции, перформансы, а зачастую и ограничивается этими видами творчества. Кураторские проекты, соответственно, будут отвечать задачам представленных видов искусства, обосновывая и раскрывая их символический смысл. Таким образом, мы включаем в понятие «выставки» или «кураторского проекта»,

Модели для биеннале // Артхроника. 2003. №1. С. 30-31; Biryukova М. Reconsidering Manifesta 10: Big Exhibition Project as Narrative // Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. V. 9, № 1. P. 17-27; Lockard R. A. Outside the Boundaries: Contemporary Art and Global Biennials // Art Documentation: Journal of the Art Libraries Society of North America. 2013. № 32(1). Р.102-111.

13 Bandau J. (ed) Information, Education: Gespräche und Texte über Lehren und Lernen von und mit Joachim Bandau, Bazon Brock, Hannes Böhringer...: ein Buch. Koeln: Salon Verlag, 1996; Cann S. The Identity of the Curator and Educator. Diss. Concordia University Montreal, Quebec, Canada, 2012; O'Neill P., Wilson M. (eds) Curating and the Educational Turn. London/Amsterdam: Open Editions/De Appel, 2012; O'Neill P. The Culture of Curating and the Curating of Culture (s). New-York: MIT Press, 2012; Puffert R. Die Kunst und ihre Folgen: Zur Genealogie der Kunstvermittlung. Bielefeld: Transcript Verlag, 2014; Rice D., Yenawine Ph. Conversation on Object-Centered Learning in Art Museums // Curator: The Museum Journal. 2002. № 45(4). Р. 289-301; Hooper-Greenhill E. Changing values in the art museum: Rethinking communication and learning // International Journal of Heritage Studies. 2000. № 6 (1). Р. 9-31; Bailey Ch., Desai D. Visual art and education: Engaged visions of history and community // Multicultural Perspectives 2005. № 7(1). Р. 39-43; Wilson B. Of diagrams and rhizomes: Visual culture, contemporary art, and the impossibility of mapping the content of art education // Studies in Art Education. 2003. № 44(3). Р. 214-229; Papastergiadis N. Hybridity and ambivalence places and flows in contemporary art and Culture // Theory, culture & society. 2005. V. 22. №. 4. С. 39-64.

14 Marsh J., Showalter А. Cultivating curatorial habits of mind through studentcreated exhibitions // Visual Inquiry. 2017. № 6(1). P. 107-117.

15 Martinon J.-P. (ed). The curatorial: A philosophy of curating. New-York, NY: A&C Black, 2013.

например, перформанс «Как объяснить картины мёртвому зайцу» Йозефа Бойса в галерее Шмела в 1965 году или демонстрацию видеоинсталляции Билла Виолы «Мученики» в соборе Святого Павла в Лондоне в 2014 году.

Так как современное искусство невозможно оценить в соответствии с критериями классической эстетики, мы предлагаем ввести новую трактовку выставки современного искусства как визуальной демонстрации комплекса культур-философских смыслов и идей в контексте концепции «вне эстетики», которая будет рассмотрена в настоящем исследовании. В значительной степени обоснованным будет использование в данном контексте вместо понятия «выставка современного искусства» словосочетание «современный художественный проект», «проект современного искусства» или «кураторский проект».

Определение выставки современного искусства или проекта современного искусства будет следующим: современный художественный проект - это временная экспозиция или художественное событие, которое обладает определённой идеей и отражает современную социокультурную ситуацию. Таким образом, мы различаем в современном художественном проекте такие качества как идея (концепция), визуальные или зрелищные аспекты, темпоральность, современный культурный контекст и контекст социальный, включающий возможности восприятия данного проекта в соотнесении с повседневными жизненными реалиями, от политики до масс медиа. Это позволяет расширить возможности междисциплинарного анализа выставочных проектов, опираясь не только на визуальную, но и на социокультурную составляющую выставки, немаловажную для ее осмысления в контексте философии культуры. В трактовке С.В. Богородского, феномен современной художественной выставки определяется как феномен «зрелищной акции», но также и как «разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста» 16, а у Н.В. Порчайкиной выставка рассматривается уже как «синтетическое явление художественной культуры» и «коммуникативное пространство, точка пересечения социальной, образовательной, научной, культурной жизни общества» 17. Немаловажную роль в эволюции выставочной практики играет и ее включенность в реалии арт-рынка, чему посвящен ряд исследований, например, Т.Е. Шехтер, Т.М. Милюковой, Ф. Перрена18.

16 Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры, автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2007.

17 Порчайкина Н.В. Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек. автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Красноярск, 2013.

18 Шехтер Т.Е. Художественное пространство как сфера бытования искусства // Метафизические исследования. Вып. 6. СПб: Алетейя, 1998; Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 г., СПб. СПбГУП. 2004; Перрен Ф. Экономия выставки // Terra Incognita: Теория и практика выставочного дела. 1995. № 3-4. С.120-131.

Все эти аспекты, стоящие вне исключительно визуальной составляющей искусства в выставочном проекте, особенно важны для понимания контекста современного искусства или contemporary art.

Что касается определения термина «современное искусство» или contemporary art, то в дальнейшем мы будем придерживаться следующей трактовки: «современное искусство» по смыслу соответствует английскому «соПетрогагу art», а в отечественном искусствознании и арт-критике часто является синонимом «искусства постмодернизма» или «актуального искусства». Современное искусство — искусство «после модернизма».

Понятие «соПетрогагу» в применении к искусству новейших течений впервые использовано Розалиндой Краусс в диссертации о творчестве Дэвида Смита. Возникновение художественных явлений, соответствующих этому термину, приходится на рубеж 1960-1970-х годов. Это время появления концептуализма, лэнд-арта, акционизма, поп-арта и других течений.

Временные рамки «contemporary art» в сравнении с искусством модернизма («modern art») понимаются, по определению Энциклопедии «Британника», следующим образом: «Современное искусство - это то, что было создано в период между 1860-ми годами (некоторые исследователи считают, 1880-ми) и концом 1960-х годов (некоторые исследователи считают, что уже в течение 1950-х годов). Искусство, появившееся в дальнейшем (например, концептуализм, минимализм, постмодернизм, феминизм) считается современным»19.

«Современное искусство» или «актуальное искусство» иногда неверно понимается как феномен, связанный с радикальным откликом художественной среды на процессы, происходящие в обществе. Действительно, и венский акционизм можно считать реакцией на жестокость, распущенность и цинизм ХХ века, и проекты Герхарда Рихтера (особенно его фотопортреты умерших в тюрьме террористов группировки RAF) кажутся гиперболизированным воплощением страшных эксцессов, происходящих в мире. Но если рассуждать с этой точки зрения, то «современное» или «актуальное» искусство появилось гораздо раньше: например, «Смерть Марата» Ж.-Л. Давида - прямой отклик на смерть современного художнику героя, или «Плот Медузы» Т. Жерико можно рассматривать как реакцию живописца на известнейшее кораблекрушение XIX века - гибель фрегата «Медуза» и бедствия его пассажиров, пытающихся спастись на плоту. Тем не менее, смысл термина «современное искусство» далек от однозначной привязки к реалиям современности. Скорее, этим термином фиксируются художественные процессы, как можно более далекие от традиционных видов искусства и искусства модернизма.

19 URL: https://www.britannica.com/demystified/whats-the-difference-between-modern-and-contemporary-art

Работа куратора выставок с современным искусством весьма специфична. Важнейшим критерием отбора произведений современного искусства на выставку является не их радикальность, а соответствие идее выставки. Технические средства современного искусства являются подчеркнуто новаторскими: применяются материалы и приемы, не характерные для традиционного искусства или искусства модернизма, все-таки использовавшего обычные материалы: краски, холст и т. д. В зарубежном искусствознании эти процессы обобщены названием «contemporary art»20. Термин «современное искусство», «искусство постмодернизма» или «актуальное искусство», соответствующий «contemporary art» и употребляемый далее в данном исследовании, появился в отечественной арт-критике в 1990-х годах21.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Бирюкова Марина Валерьевна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адорно Т.В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. 528 с.

2. Андреева Е. Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 512 с.

3. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: Азбука-классика, 2007. 488 с.

4. Андреева Е.Ю. Тимур. «Врать только правду». СПб: Амфора, 2007. 560 с.

5. Бакштейн И.М. Куратор и пресса. // Современное искусство и средства массовой информации: материалы семинара. СПб: Центр Совр. Искусства Дж. Сороса, 1998. С. 9-12.

6. Бакштейн И.М. Современное российское искусство на новой биеннале в Москве // Музей и арт-рынок: Материалы международного симпозиума, 14-16 сентября

2006. СПб: Издательство Гос. Эрмитажа, 2007. С. 37-44.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 334 с.

8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. 239 с.

9. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / Пер. с нем. А. Белобратова и др. М.: РГГУ, 2012. 169 с.

10. Бирюкова М.В. Выставка современного искусства как авторский проект. СПб: Издательство СПбГУТД, 2013. 186 с.

11. Бирюкова М.В. Документа 12: куда же дальше? // Новый мир искусства.

2007. №2 (55). С. 25-26.

12. Бирюкова М.В. Положения эстетики Г.В.Ф. Гегеля как базис для концепции кассельской Документы5 Харальда Зеемана // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Серия 6. Том 2. С. 185-190.

13. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.

14. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры, автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2007.

15. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

16. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Перевод О. А. Печенкина. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 204 с.

17. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва: Рудомино, 1999. 219 с.

18. Боровский А.Д. Ночь в музее. URL: http://www.dubossarskyvinogradov.ru/ru/ add/publish/night_at_the_museum

19. Боровский А.Д. Современное искусство и музей // Искусство XX века. Итоги столетия: Материалы международной конференции, декабрь 1999. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 37-40.

20. Борхес Х.Л. Коллекция. Сборник рассказов. СПб: Северо-Запад, 1992. 301

с.

21. Вагинов К. Романы. М.: Художественная литература, 1991. 480 с.

22. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 241 с.

23. Голынко-Вольфсон Д. Большой проект - обращенность в настоящее // Художественный журнал. № 53. М., 2003. C. 10-15.

24. Грицанов А. (ред) Новейший философский словарь. Постмодернизм. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1027780/Gricanov_-_Noveyshiy_filosofskiy_slovar._

25. Гройс Б. «Большой проект» как индивидуальная ответственность // Художественный журнал. № 53. М., 2003. C. 41-43.

26. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23. С. 15-21.

27. Гройс Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. 2001. № 41. С. 23-29

28. Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал, 2003. С. 232-239

29. Гройс Б. Что такое современное искусство? // Митин журнал. 1997. № 54. С. 253-276.

30. Гройс Б. Язык денег. http://www.studfiles.ru/preview/1801594/

31. Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности // Пер. с фр. А. Шестакова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 360 с.

32. Деготь Е. «Текст, который писать не следовало?». URL: http://www.colta.ru/articles/art/3702.

33. Дёготь Е.Ю. Вирус мимесиса // Художественный журнал. 1996. № 14. С.

63-76.

34. Дёготь Е.Ю. Русское искусство 20 века. М.: Трилистник, 2000. 272 с.

35. Делёз Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

36. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи. СПб.: Алетейя, 1999. 190 с.

37. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб: Петрополис, 1998. 293 с.

38. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990.

107 с.

39. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с французского и вступительная статья Н. Автономовой. Москва: ЛБ MARGINEM, 2000. 511 с.

40. Деррида Ж. Письмо и различие. Пер. с фр. под ред. В. Лапицкого. СПб: Академический проект, 2000. 430 с.

41. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. с.

53-57.

42. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб: Алетейя, 1998. 190 с.

43. Дианова В.М. Актер и зритель: особенности диалогического мышления // Вопросы социологического изучения театра. Л.: Изд-во ЛГИТМИК, 1979. 290 с.

44. Дианова В.М. Интертекстуальность искусства как пролог к универсализации культуры // Studia сикигае. Вып. 7. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ: СПб, 2004.

45. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. 240 с.

46. Дианова В.М. Самовыражение автора в художественном творчестве: традиции и новаторство // Культура философствования: проблемы и перспективы. материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1998. С. 56-72.

47. Дианова В.М. Художественное творчество: поиски смыслов // Философия и вызов ХХ1 века: Материалы конференции С. Петербургского философского общества, 1996. С. 30-35.

48. Дондурей Д.Б. Художественная выставка: реализация проекта // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы: сб. ст. под ред. Д.Б. Дондурея. М.: Наука, 1998. С. 25-42.

49. Дриккер А.С. Мифологическое сознание и его метафизический предел // Миф и художественное сознание 20-го века. М.: Государственный институт искусствознания, РАН, КАНОН, 2011. С. 152-161.

50. Дриккер А.С. Музейный бум как феномен демократической культуры // Вестник СПбГУ. 2012. Серия 6. вып. 3. С. 10-14.

51. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего. Информационный менеджмент: сб. ст. под ред. А.В. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 82-92.

52. Есаулов И.А. Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. 1998. №3. С. 166-179.

53. Иванов А. Стереоскопъ. СПб.: Государственный Эрмитаж, Арс, 2003. 84 с.

54. Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. Москва: Языки славянской культуры, 2005. 350 с.

55. Ипполитов А.В. Images and Icons // Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб: Издательство Гост. Эрмитажа, 2004. 217 с.

56. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: монография. СПб.: Петрополис, 2008. 244 с.

57. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с.

58. Кандинский В. Ступени. Точка и линия на плоскости. СПб, Азбука, 2003.

122 с.

59. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.—СПб: Университетская книга, 2000. 434 с.

60. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.—СПб: Университетская книга, 2002. 690 с.

61. Коваленко Е.М. Концепции символа в философии культуры 20 века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, Ростов-на-Дону, 2005.

62. Ковтун Е.Ф. Предисловие // Филонов П. Дневники. СПб: Азбука, 2000. С.

13-76.

63. Колдобская М. Сто лет без биеннале // Новый мир искуства. 2005. № 1 (42). С. 11-12.

64. Кудрявцева С.В. Выставки современного искусства в Эрмитаже // Музей и арт-рынок: Материалы международного симпозиума, 14-16 сентября 2006. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. С. 83-88.

65. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. 326 с.

66. Левинас Э. Время и другой Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А.В. Парибка. СПб: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. 368 p.

67. Лорд Б., Лорд Г. Как организовать музейную выставку // Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. М.: Логос, 2002. С. 107-122.

68. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии». М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

69. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф /Труды по языкознанию. М.: изд-во МГУ,

1982. 479 с.

70. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд. М.: Искусство, 1995. 320 с.

71. Лотман Ю.М. Между эмблемой и символом //Лотмановский сборник. М.: Изд-во РГТУ, 1997. Т.2. С. 416-423.

72. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. 1977. № 3. С. 148-167.

73. Мазный Н.В, Поляков Т.П, Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М.: Б.и., 1997. 211 с.

74. Майстровская М.Т. (ред) Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. 368 с.

75. Маковецкий Е.А. Подобие и подражание. Очерки по философии и истории культуры. Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2012. 218 с.

76. Малевич К. Ось цвета и объема // Изобразительное искусство. 1919. № 1. С.

27-30.

77. Малевич К. Супрематизм // Каталог десятой Государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм. М., 1919. С. 4-6.

78. Малевич К. Супрематизм. 34 рисунка // Малевич К. Черный квадрат. СПб: Азбука, 2012. С. 56-57.

79. Малевич К.С. Супрематическое зеркало // Жизнь искусства. Петроград. 1923. № 20 (895). С.16-25.

80. Мальро A. Зеркало лимба: Сборник / Пер. с фр. Е.П. Кушкин. Авт. предисл. Л.Г. Андреев. М.: Прогресс, 1989. 298 с.

81. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб: Алетейя, 2000. 347 с.

82. Маринетти Ф. Манифесты итальянского футуризма. М.: Типография Русского товарищества, 1914. 74 с.

83. Мартинес Р. Профессия и роль куратора // Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В.А. Бабкова. М.: Арт-менеджер, 2006. С. 163-167.

84. Матвеева А. URL: http://www.artguide.com/posts/624-manifiesta-10-nie-utopiia-a-nadiezhda-tut

85. Матвеева Л. «Манифеста 10»: Как агрессивный зритель пронесся мимо Бойса. URL: http://aroundart.ru/2014/11/05/manifesta-itog/

86. Менке К. Сила искусства. Семь тезисов // «Манифеста 10». Европейская Биеннале современного искусства. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Каталог. Лондон, 2014. C. 44-56.

87. Мизиано В.А. «Другой» и разные. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 304 с.

88. Мизиано В.А. Документа-Манифеста // Художественный журнал. 2002. № 46. С. 59-65.

89. Мизиано В.А. Проблема проектности в искусстве конца XX века // Искусство XX века. Итоги столетия: Материалы международной конференции, декабрь 1999. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 124-126

90. Мизиано, В. Пять лекций о кураторстве. Москва: Ад Маргинем, 2014, 232

с.

91. Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года., СПб. СПбГУП. 2004. C. 69-78.

92. Милюкова Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга: автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2004. 24 с.

93. Молок И. Венецианские зрелища // Артхроника. 2004. № 4. С. 144.

94. Молок Н. Биеннальская конъюнктура // Артхроника. 2005. № 3-4. С. 76-77.

95. Молок Н. Манифеста: молодёжь на марше // Артхроника. 2002. № 4. С. 2833.

96. Молок Н. Модели для биеннале // Артхроника. 2003. №1. С. 30-31.

97. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. 880 с.

98. Ничипорович Т. Энциклопедия афоризмов. XIX век. Минск: Современный литератор, 1999. 282 с.

99. Обрист Х.У. Краткая история кураторства. Москва: Ад Маргинем, 2013. 256

с.

100. Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия / пер. с итал. Г. Курьерова, К. Чекалов. М.: Художественный журнал, 2003. 214 с.

101. Панченко А.М. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Ленинград: Наука, 1976. C. 72-153.

102. Пастернак Б.Л. Охранная грамота. М.: Современник, 1989. 316 с.

103. Перрен Ф. Экономия выставки // Terra Incognita: Теория и практика

выставочного дела. 1995. № 3-4. С. 120-131.

104. Пигров К.С. Социальная катастрофа и произведение искусства. Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Т. 6. СПб, 2009. С.139-146.

105. Порчайкина Н.В. Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек. автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Красноярск, 2013.

106. Прилашкевич Е.Е. Куратор выставки, как профессия // Арт-менеджер: деловое издание. 2008. №1 (17). С. 66-69.

107. Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике, автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2007.

108. Прилашкевич Е.Е. Роль кураторства в современном художественном процессе // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 34-37.

109. Пространство Тимура: Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб: Издательство Гос. Эрмитажа, 2008. 188 с.

110. Роберт Мэпплторп - Жизнь и творчество.URL: http://club.foto.ru/classics/life/42/

111. Рыков А.В. Проблемы формы и материала в современном искусстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 3. С. 115-122.

112. Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства Ч.1 // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2009. Сер. 2. Вып. 2. С. 182-189.

113. Рыков А.В. Темная сторона музея. К вопросу о восприятии культурной институции в современной западной теории. Музей и музейщики. Проблемы профессионального образования. Сборник статей. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. C. 94-100.

114. Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001. 288 с.

115. Савчук В.В. Режим актуальности. СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. 280 с.

116. Сидорова С.Ю. Современная выставка как медиатекст: опыт прочтения и алгоритм редактирования // Медиаскоп. 2014. №. 4. С. 30-44.

117. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб: Санкт-Петербургское

философское общество, 2001. 276 с.

118. Соколов Е.Г. Идентификация художественного проекта (формульные парадигмы и сакральные интенции) // Антонен Арто и современная культура. Материалы межвузовской конференции 24-27 октября 1996 г. СПб, 1996. С. 41-48.

119. Соколов Е.Г. Инсталляция мифа в сценическом режиме // Метафизические исследования. Вып. 3: История. СПб, 1997. С. 327-332.

120. Соколов К.Б., Жидков B.C. Искусство и картина мира. СПб: Алетейя, 2003.

463 с.

121. Сохарева Т.В. // Газета.Ру. URL: http://www.gazeta.ru/culture/2014/07/01/a_6094209.shtml

122. Степанов А.В. О корректности суждений применительно к «актуальному» искусству // Современное искусство и художественный музей: комментарии. СПб: Издательство СПбГУ, 2008. C. 165-176.

123. Суворов H.H. Галерейное дело: Введение в арт-бизнес. СПб: СПбГУКИ, 2001. 80 с.

124. Суворов H.H. Галерейное дело: искусство в пространстве галереи. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. 201 с.

125. Успенский Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. Москва, 1985. С. 326-336.

126. Федоров Н. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. T. II. М., 1913. 473 с.

127. Фейген Р. Мемуары арт-дилера: художники, музеи, кураторы, коллекционеры, аукционы, искусство. М.: художественный фонд «RuArts», 2004. 325 с.

128. Филонов П. Дневники, СПб: Азбука, 2001. 351 с.

129. Филострат Старший, Филострат Младший. Картины. Каллистрат. Статуи // Пер. С П. Кондратьева. М.-Л.: Изогиз, 1936. 192 с.

130. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб: Унив. Книга Рудомино, 1997. 576 с.

131. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. М.: Библиотека истории культуры, 2007. 768 с.

132. Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-х // Художественная культура 20 в.: развитие пластических искусств, сб. статей под ред. В.В. Ванслова и др. М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2002. С. 335-351.

133. Хофман В. Основы современного искусства: введение в его символические формы / пер. с нем. А. Белобратов. СПб: Академический проект, 2004. 560 с.

134. Чубаров И. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. Серия: Исследования культуры. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 344 c.

135. Шагина Е. «Манифеста 10»: от великого до актуального. URL: http://salonn.ru/article/898-manifesta10-ot-velikogo-doaktualnogo/

136. Шапиро Т. Манифест революционной романтики // Строительство и архитектура Ленинграда. 1976. № 11. С. 8-12.

137. Шехтер Т.Е. (ред.) Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.

138. Шехтер Т.Е. Современность и рынок искусства // Современный художественный рынок: вопросы становления и развития: Материалы 2 международной научно-практической конференции, 31 января 2006. СПб.: СПбГУП, 2006. С. 3-7.

139. Шехтер Т.Е. Художественное пространство как сфера бытования искусства // Метафизические исследования. Вып. 6. СПб: Алетейя, 1998. С. 137-154.

140. Шпак АА. Роль куратора в современном художественном процессе. Автореферат дисс. Сибирский федеральный университет, 2016

141. Эко У Открытое произведение. СПб: Симпозиум, 2006. 412 с.

142. Эко У Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итальянского А.П. Шурбелева. СПб: Алетейя, 2003. 256 c.

143. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2006. 352 с.

144. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004. 559 с.

145. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.), Санкт-Петербург, 2003. С. 52-69.

146. Янкилевский В. И две фигуры. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

128 с.

147. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 365 с. Литература на иностранных языках

1. Accord S.K. Beyond the head: The practical work of curating contemporary art // Qualitative Sociology. 2002. V. 33. № 4. Р. 447-467.

2. Adorno T.W. Ästhetische Theorie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1970. 426 S.

3. Adorno T.W. Valéry Proust Museum // Prisms: Cultural Criticism in Society. London: Neville Spearman, 1967. 176 р.

4. Agamben G. The Man without Content / tr. Georgia Albert. Stanford: Stanford University Press, 1999. 257 p.

5. Alexander B.K., Anderson G.L., Gallegos B.P. (eds) Performance theories in education: Power, pedagogy, and the politics of identity. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005. 274 p.

6. Alexander V.D. Pictures at an exhibition: Conflicting pressures in museums and the display of art // The American Journal of Sociology. 1996. № 101. P. 797-839.

7. Altshuler B. Biennials and Beyond: Exhibitions That Made Art History 19622002. New-York: Phaidon, 2013. 314 p.

8. Altshuler B. The Avant-Garde in Exbibition: New Art in the 20th Century. New York: Harry N. Abrams, 1994. 224 p.

9. Arendt H. The Origins of Totalitarianism. New York: Harcourt, Brace & Co., 1951. 279 p.

10. Arendt H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1958.

329 p.

11. Badiou A. Handbook of Inaesthetics. Stanford: Stanford University Press, 2005.

148 p.

12. Badiou A. L'Etre et l'Événement. Paris: Seuil, coll.L'ordre philosophique, 1988.

321 p.

13. Baetschmann O. The Artist in the Modern World. Cologne: DuMont, 1997. 347

P.

14. Bailey Ch., Desai D. Visual art and education: Engaged visions of history and community // Multicultural Perspectives. 2005. № 7(1). P. 39-43.

15. Balme C., Wagner M. Beyond Aesthetics: Performance, Media, and Cultural Studies. Trier: WVT, 2004. 148 p.

16. Bandau J. Information, Education: Gespräche und Texte über Lehren und Lernen von und mit Joachim Bandau, Bazon Brock, Hannes Böhringen..: ein Buch. Koeln: Salon Verlag, 1996. 211 p.

17. Barker E. Contemporary cultures of display. Yale: Yale University Press, 1999.

272 p.

18. Barthes R. Le degré zéro de l'écriture. Paris: Le Seuil, 1953. 127 p.

19. Barthes R. The Death of the Author // Aspen. 1967. № 5-6. P. 33-64.

20. Barthes R. The Death of the Author. Image, Music, Text. Ed. and trans. Stephen Heath. New York: Hill, 1977. 253 p.

21. Barthes R. Mythologies. Paris: Editions du Seuil, 1957. 229 p.

22. Basu P., Macdonald S. Introduction: experiments in exhibition, ethnography, art,

and science // Exhibition experiments. 2007. V. 1. № 24. P. 2-4.

23. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris: Galilée, 1981. 229 p.

24. Becker H. Art Worlds. 25th anniversary ed., updated and expanded. Berkeley, CA London: University of California Press, 2008. 294 р.

25. Benjamin A. Art, Mimesis and the Avant-garde: Aspects of a Philosophy of Difference. London: Routledge, 2005. 228 р.

26. Bensaude-Vincent B., Newman W.R. The artificial and the natural: an evolving polarity. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2007. 331 p.

27. Bermbach U. Der Wahn des Gesamtkunstwerks: Richard Wagners politischästhetische Utopie. Frankfurt/M.: Fischer, 1994. 276 p.

28. Bernier R.R. The Unspeakable Art of Bill Viola: A Visual Theology. Eugene, Oregon: Wipf and Stock Publishers, 2014. 100 p.

29. Beuys J. Jeder Mensch ein Kuenstler. Gespraeche auf der documenta5/1972. Berlin, 1997. 112 S.

30. Biryukova М. Reconsidering Manifesta 10: Big Exhibition Project as Narrative // Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. V. 9. № 1. P. 17-27.

31. Bishop C. Radical museology, or, What's "Contemporary" in Museums of Contemporary Art? Köln: Walther König, 2014. 88 p.

32. Bodin P.-A. Language, Canonization and Holy Foolishness. Studies in Postsoviet Russian Culture and the Orthodox Tradition. Stockholm, 2009. 234 p.

33. Boltanski L., Chiapello E. The Role of criticism in the dynamics of capitalism // Worlds of Capitalism: Institutions, Economics, Performance and Governance in the Era of Globalization. Max Miller (ed). London: Routledge, 2005. P. 34-49.

34. Booth B. Understanding the information needs of visitors to museums // Museum Management and Curatorship. 1998. № 2. P. 139-157.

35. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Translated by Richard Nice. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 350 р.

36. Bourdieu P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. Cambridge, UK: Polity Press, 1992. 257 p.

37. Bourdieu P. The Rules of Art: Genesis and Structure of the Literary Field. Cambridge, UK Stanford, CA: Polity Press Stanford Univ. Press, 1996. 321 p.

38. Bourdieu Р. The Love of Art: European Art Museums and Their Public. Cambridge, UK: Polity Press, 2008. 312 p.

39. Bourriaud N. Esthe'tique relationnelle, Dijon: Les Presses du réel, 1998. 122 р.

40. Bourriaud, N., Schneider, C., Herman J. Postproduction: culture as screenplay:

how art reprograms the world. New York: Lukas & Sternberg, 2002. 318 p.

41. Brackert G. Kunst im Käfig. Thesen zum Thema Kunstausstellung. Frankfurt am Main: Edition Kölling, Black Spring Verlag, 1970. 178 S.

42. Berghaus G. Happenings in Europe in the 1960s: Trends, Events, and Leading Figures // TDR. 1993. № 37(4). P. 157-168.

43. Brock B. Aesthetik als Vermittlung. Arbeitsbiographie eines Generalisten. Koeln, DuMont, 1977. 271 р.

44. Brock B. Ästhetik gegen erzwungene Unmittelbarkeit. Die Gottsucherbande -Schriften 1978-1986. Koeln: DuMont, 1986. 435 р.

45. Brock B. Besucherschule zur Documenta 7: die Häßlichkeit des Schönen. Kassel: Dierichs, 1982. 341 p.

46. Brock B. Der Barbar als Kulturheld. Koeln: DuMont, 2002. 465 р.

47. Brock B., Bunge M., Dillemuth S. Information. Education. Gespräche und Texte über Lehren und Lernen an Kunstakademien und Hochschulen. Köln: Salon Verlag, 1996.116 p.

48. Bryson N. Philostratus and the imaginary museum // Melville P. at al. (eds). Vision and Textuality. London: Macmillan Education UK, 1995. P. 174-194.

49. Buren D. Exposition d'une exposition // Dokumenta5, Befragung der Realitaet, Bildwelten heute. Ausst. Katalog Kassel. Kassel, 1972. S. 17-34.

50. Camus A. L'Homme révolté. Paris: Gallimard, 1951. 213 p.

51. Cann S. The Identity of the Curator and Educator. Diss. Concordia University Montreal, Quebec, Canada, 2012.

52. Carroll N. The Philosophy of Art: a Contemporary Introduction. London and New-York: Routledge, 1999. 316 p.

53. Carroll N. Art, Practice, and Narrative // The Monist. 1988. № 71(2). P. 140-156.

54. Celant G. Mapplethorpe as Neoclassicist // Robert Mapplethorpe and the Classical Tradition: Photograph and Mannerist Prints. New York: Guggenheim Museum, 2004. Р.36-52.

55. Celant G. The Satyr and the Nymph: Robert Mapplethorpe and His Photography // Mapplethorpe. Electa: Hayward Gallery. 1992. Р. 11-65.

56. Colby G. The Reappropriation of Mythology to Represent Pain: Falling Silent in the Work of Kathy Acker and Robert Mapplethorpe // Comparative Critical Studies. 2012. V. 9 № 1. Р. 7-35.

57. Connole Е. The 'event' in Art: Inaesthetics? URL: http://www.acw.ie/images/uploads/event.pdf

58. Costello D. Greenberg's Kant and the fate of aesthetics in contemporary art theory // The Journal of aesthetics and art criticism. 2007. № 65(2). P. 217-228.

59. Costello D. Kant After LeWitt: Towards an Aesthetics of Conceptual Art // Philosophy and Conceptual Art. Oxford: Oxford University Press, 2007. 214 p.

60. Cray W. Conceptual Art, Ideas, and Ontology // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2014. № 72 (3). P. 235-245.

61. Cunliffe L. Tradition, Mediation and Growth in Art Education // Journal of Art & Design Education. 1990. № 9. P. 277-288.

62. Danto A. A commentary on the end of art: what you think is what it is // The Art Newspaper. May. 2002.

63. Danto A., Goehr L. After the end of art: Contemporary art and the pale of history. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. 290 p.

64. Danto A. The abuse of beauty: Aesthetics and the concept of art. Chicago: Open Court, 2003. 224 p.

65. Danto A. The Artworld // The Journal of Philosophy. 1964. V. 61. № 19. P. 571584.

66. Danto A. The transfiguration of the commonplace: a philosophy of art. Harvard: Harvard University Press, 1981. 341 p.

67. Darzins J. Malraux and the Destruction of Aesthetics // Yale French Studies. 1957. № 18. P. 107-113.

68. Davies S. Definitions of Art. Ithaca and London: Cornell University Press, 1991.

316 p.

69. Dean J.T. The Nature of Concepts and the Definition of Art // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2003. V. 61. № 1. P. 29-39.

70. Debord G. La Société du Spectacle. Paris: Buchet-Chastel, 1967. 219 p.

71. Deleuze G. Empirisme et subjectivité. Paris: PUF, 1953. 309 p.

72. Dicke M. From Venice to Fabre: insects in western art // Proceedings of the Netherlands Entomological Society meeting. 2004. V. 15. P. 45-61.

73. Dickie G. Art and the Aesthetic: An Institutional Analysis. Ithaca: NY: Cornell UP, 1974. 464 p.

74. Dickie G. Art Circle: A Theory of Art. Chicago: Spectrum Press, 1997. 256 p.

75. Doherty C. (ed.) Documents of contemporary art: Situation. Cambridge, MA: MIT Press, 2009. 238 p.

76. Dreher T. Performance Art nach 1945. Aktionstheater und Intermedia. Muenchen: Wilhelm Fink, 2001. 298 p.

77. Duve de T. Au nom de l'art: pour une archéologie de la modernité. Paris: Ed. de Minuit, 1988. 332 p.

78. Duve de T. Kant after Duchamp. Cambridge: MIT Press, 1989. 335 p.

79. Duve de T. The Glocal and the Singuniversal: Reflections on Art and Culture in the Global World // Third Text. 2007. № 21(6). P. 681-688.

80. Eco U. Apocalittici e integrate. Milano: Bompiani, 1964. 290 p.

81. Eco U. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1979. 358 p.

82. Edmonds E., Zafer B., Muller L. Artist, evaluator and curator: three viewpoints on interactive art, evaluation and audience experience // Digital Creativity. 2009. № 20 (3). P. 141-151.

83. Eisner E.W., Dobbs S.M. Silent pedagogy: How museums help visitors experience exhibitions // Art Education. 1988. V. 41. № 4. P. 6-15.

84. Encyclopedia of World Biography on Joseph Beuys. URL: http://www.bookrags.com/biography/joseph-beuys.

85. Falk J.H., Dierking L.D. Learning from Museums: Visitor Experiences and the Making of Meaning. Walnut Creek, CA: Alta Mira Press, 2000. 190 p.

86. Filliou R. Teaching and Learning as Performing Arts. Amsterdam: Idea Books, 2013.312 p.

87. Finger A. Das Gesamtkunstwerk der Moderne. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2006. 325 p.

88. Foci T.C. Interviews with 10 international curators. New York: Apexart, 2001.

141 p.

89. Foster H., Krauss R., Bois A.-Y., Buchloh B. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. New York: Thames and Hudson, 2005. 412 p.

90. Freedman K. Teaching visual culture: Curriculum, aesthetics, and the social life of art. New-York: Teachers College Press, 2003. 328 p.

91. Fulton H E., Huisman R.E.A., Murphet J., Dunn A.K.M. Narrative and Media. New York, NY: Cambridge University Press, 2005. 305 p.

92. Gadamer H G. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1960. 560 S.

93. Gaskell I. Being True to Artists // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2003. V. 61. № 1. P. 53-71.

94. Gebauer G., Wulf C. Mimesis: culture, art, society. Berkeley: Univ of California Press, 1995. 360 p.

95. Gehlen A. Zeit-Bilder, Zur Soziologie und Ästhetik der modernen Malerei.

Frankfurt: Klostermann, 1960. 232 p.

96. Genette G. Narrative Discourse. An Essay in Method. Oxford: Blackwell, 1980.

288 p.

97. Goethe J. W. Maximen und Reflectionen, Werke, Bd. 1. Leipzig, 1926. 366 S.

98. Goldie P., Schellekens E. Who's Afraid of Conceptual Art? London, New York: Routledge, 2010. 351 p.

99. Goldie P., Schellekens E. Philosophy and Conceptual Art. Oxford: Oxford University Press, 2007. 359 p.

100. Goldstein H.D. Mimesis and Catharsis reexamined // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1966. V. 24. №. 4. P. 567-577.

101. Graham B., Cook S. Rethinking Curating: Art after New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 2010. 312 p.

102. Graham, G. Philosophy of the arts: An introduction to aesthetics. New York: Routledge, 2005. 224 p.

103. Grampp W. Pricing the Priceless: Art, Artists, and Economics. New York: Basic Books, 1989. 329 p.

104. Graves D. The New Institutional Theory of Art. Champaign, IL: Common Ground Publishing, 2010. 367 p.

105. Gray J. Action art: a bibliography of artists' performance from futurism to Fluxus and beyond. Westport: Greenwood Press (ABC-CLIO), 1993. 198 p.

106. Green M. (ed). Brus, Muehl, Nitsch, Schwarzkogler. Writings of the Viennese Actionists edited and translated by Malcom Green in collaboration with the artists. London: Atlas Press, 1999. 260 p.

107. Greenberg C. Homemade Aesthetics: Observations on Art and Taste. Oxford: Oxford University Press, 1999. 369 p.

108. Greenberg R., Ferguson B., Nairne S. Thinking about Exbibitions. London and New York: Routledge, 1996. 352 p.

109. Greenberg C. Art and Culture: critical essays, Boston, Beacon Press, 1961. 278

p.

110. Gombrich E. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. London: Phaidon Press. 388 p.

111. Groys B. Unter Verdacht. Eine Phänomenologie der Medien. München, Wien: Hanser Verlag, 2000. 325 S.

112. Groys B. Gesamtkunstwerk Stalin. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1988. 168 S.

113. Groys B. Über das Neue. Versuch einer Kulturökonomie. München,Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1992. 369 S.

114. Halliwell S. The aesthetics of mimesis: ancient texts & modern problems. Princeton & Oxford: Princeton University Press, 2002. 380 p.

115. Hatt M., Klonk C. Art History: A critical introduction to its methods. Manchester: Manchester University Press, 2006. 264 p.

116. Hedges I. Framing Faust: twentieth-century cultural struggles. London: SIU Press, 2005. 369 p.

117. Heffernan J.A.W. Museum of words: The poetics of ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: University of Chicago Press, 2004. 290 p.

118. Hegel G.W.F. Selections from Hegel's Lectures on Aesthetics // The Journal of Speculative Philosophy. № 4. 1886.

119. Heilbrun, J., Gray C. The Economics of Art and Culture. 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2001. 358 p.

120. Hofmann W. Grundlagen der modernen Kunst: Eine Einfuhrung in ihre symbolischen Formen Stuttgart, 1966. 457 S.

121. Holt E.G. The Triumph of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. Washington, D.C., 1980. 261 p.

122. Hooper-Greenhill E. Changing values in the art museum: Rethinking communication and learning // International Journal of Heritage Studies. 2000. № 6 (1). P. 931.

123. Hopps W. Robert Rauschenberg: The Early 1950s. Houston: Menil Foundation and Houston Fine Art Press, 1991. P. 230.

124. Hutter M., Throsby D. (eds) Beyond Price: Value in Culture, Economics and the Arts. Cambridge New York, NY: Cambridge University Press, 2008. 412 p.

125. Jahraus O. Die Aktion des Wiener Aktionismus. Subversion der Kultur und Dispositionierung des Bewsstseins. Muenchen: Wilhelm Fink, 2001. 195 p.

126. Jauß H. (ed). Die nicht mehr schoenen Kuenste. Grenzphänomene des Ästhetischen. Muenchen: Fink, 1968. 365 S.

127. Johnson M. The Meaning of the Body. Aesthetics of Human Understanding. Chicago: University Of Chicago Press, 2007. 318 p.

128. Jung C.G. (ed). Der Mensch und seine Symbole. Zurich: Olten Walter Verlag, 1964. 450 S.

129. Kavanagh G. History curatorship. London: Burns & Oates, 1990. 245 p.

130. Kirby J.T. Mimesis and Diegesis: Foundations of Aesthetic Theory in Plato and

Aristotle // Helios. 1991. № 18. P. 113-128.

131. Knape J. Rhetorik des Kunstgesprächs // Handbuch Sprache in der Kunstkommunikation. 2016. № 7 (16). P. 153-168.

132. Koller H. Die Mimesis in der Antike. Bern: Francke, 1954. 157 S.

133. König K. Manifesta 10. The European Biennial of Contemporary Art. St. Petersburg. The State Hermitage Museum. Exhibition Catalogue. Cologne: Koenig Books, 2014. 459 p.

134. Koss J. Modernism after Wagner. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009. 298 p.

135. Kosuth J. Art After Philosophy and After. Collected Writings 1966-1990. Cambridge, Massachusetts: MIT press, 1991. 332 p.

136. Kozberg A. The past and future of curatorial discourse // Discourse. 2013. V. 35. № 1. P. 120-123.

137. Krauss R. Originality of the Avante-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1986. 357 p.

138. Leder H., Belke B., Oeberst A., Augustin D. A model of aesthetic appreciation and aesthetic judgments // British journal of psychology. 2004. № 95(4). P. 489-508.

139. Levinas E. Totalité et Infini: essai sur l'extériorité. The Hague and Boston: Martinus Nijhoff, 1961. 260 p.

140. LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum. 1967. V. 5. № 10. P. 79-83.

141. Limberg F. Was tun? Neue Impulse für die Kunstvermittlung durch die documenta 12. URL: http://www.dr.com.tr/ekitap/was-tun-neue-impulse-fur-die-kunstvermittlung-durch-die-documenta- 12.

142. Lippard L., Chandler J. The Dematerialization of Art // Alberro A., Stimson B. (eds). Conceptual Art: a Critical Anthology. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. P. 46-58.

143. Lyotard J.-F. La condition postmoderne. Rapport sur le savoir. Paris: Minuit, 1979. 298 p.

144. Lockard R.A. Outside the Boundaries: Contemporary Art and Global Biennials // Art Documentation: Journal of the Art Libraries Society of North America. 2013. V. 3. № 1. P. 102-111.

145. Lüddemann S. Kunstkritik als Kommunikation: vom Richteramt zur Evaluationsagentur. Berlin: Springer-Verlag, 2004. 356 p.

146. Macdonald S., Basu P. (ed). Exhibition experiments. London: John Wiley & Sons, 2008. 272 p.

147. Malraux A. Le musée imaginaire. Paris: Éditions du Seuil, 1965. 307 p.

148. Marsh J., Showalter A. Cultivating curatorial habits of mind through studentcreated exhibitions // Visual Inquiry. 2017. № 6.1. P. 107-117.

149. Martinon J.-P. (ed). The curatorial: A philosophy of curating. New-York, NY: A&C Black, 2013. 403 p.

150. Maeseneer de Y. Un Ange Passe. A Conversation between Theology and Aesthetics: The Case of Jan Fabre // Literature and Theology. 2003. V. 17. № 4. P. 374-387.

151. Mateas, M., Sengers, Ph. (eds). Narrative Intelligence. Amsterdam: J. Benjamins Publishing, 2003. 198 p.

152. McClellan A. (ed). Art and its publics: museum studies at the millennium. London: John Wiley & Sons, 2003. 236 p.

153. McKay A. Affective communication: towards the personalisation of a museum exhibition // CoDesign. 2007. № 3(1). P. 163-173.

154. McLean K. Exhibition Review of The Museum as Muse: Artists Reflect // Curator. 1999. 42. № 3. P. 253- 255.

155. McLean K. Museum exhibitions and the dynamics of dialogue // Daedalus 128. 1999. № 3. P. 83-107.

156. McLean K. Planning for People in Museum Exhibitions. Washington, DC: Association of Science-Technology Centers, 1993. 134 p.

157. McLuhan M. Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. N.Y.: Random House, 1967. 268 p.

158. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. 290 p.

159. McShine K. The museum as muse: artists reflect. New-York: The Museum of Modern Art, 1999. 240 p.

160. Melberg A. Theories of mimesis. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

267 p.

161. Mirzoeff N. (ed). The visual culture reader. New York, NY: Psychology Press, 2002. 326 p.

162. Mitchell M. Hidden mutualities: Faustian themes from gnostic origins to the postcolonial. London: Rodopi, 2006. 369 p.

163. Moses M.V. "The Lost Steps" : The Faustian Artist in the New World // Latin American Literary Review. 1984. P. 7-21.

164. Nairne S. Exhibitions of contemporary art // Contemporary cultures of display. Yale: Yale university press, 1999. P. 105-126.

165. Neiva E. Redefining the image: Mimesis, convention, and semiotics // Communication theory. 1999. V. 9. №. 1. P. 75-91.

166. Norton-Westbrook H. The Pendulum Swing: Curatorial Theory Past and Present // The International Handbooks of Museum Studies. 2015. V. 3. № 15. P. 341-356.

167. Nunes C. Francis Bacon and the body beyond the representation // Geographical Imaginations. Book of Proceedings IV International Meeting in Cultural Geography, Geographical Imaginations 27-28 September 2012. Guimaraes, Portugal, 2013. P. 77 -85.

168. Obrist H.U., Rehrberg V., Boeri S. Moving Interventions: Curating at Large // The Journal of Visual Culture. 2003. V. 12. № 2. P. 147-160.

169. O'Neill P. The Culture of Curating and the Curating of Culture (s). New-York: MIT Press, 2012. 200 p.

170. O'Neill P. The curatorial turn: from practice to discourse // Issues in curating contemporary art and performance. 2007. P. 13-28.

171. O'Neill P., Wilson M. (eds) Curating and the Educational Turn. London/Amsterdam: Open Editions/De Appel, 2010. 342 p.

172. Osborne P. Anywhere or not at all: Philosophy of contemporary art. London: Verso, 2013. 288 p.

173. Osborne P. Art beyond aesthetics: philosophical criticism, art history and contemporary art. Art History // Journal of the Association of Art Historians. 2004. № 27 (4). P. 651-670.

174. Osborne P. Contemporary art is post-conceptual art. Public Lecture. Fondazione Antonio Ratti, Villa Sucota, Como. 2010. URL: http://www.fondazioneratti.org/

175. Papastergiadis N. Hybridity and ambivalence places and flows in contemporary art and Culture // Theory, culture & society. 2005. V. 22. №. 4. C. 39-64.

176. Papies H.J. Von Abstrakt zu Pop und Op // Bildende Kunst. 1973. № 9. P. 454 -

456.

177. Parsons M. Aesthetic experience and the construction of meanings // Journal of Aesthetic Education. 2002. № 36(2). P. 24-37.

178. Phan P.C. The Wisdom of Holy Fools in Postmodernity // Theological Studies. 2001. V. 62. P. 32-44.

179. Phillips A. Education aesthetics // O'Neill P., Wilson M. (eds) Curating and the Educational Turn. London/Amsterdam: Open Editions/De Apple, 2010. P. 83-96.

180. Pier J. Diegesis // T.A. Sebeok et al. (eds.) Encyclopedic Dictionary of Semiotics. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009. P. 217-219.

181. Pineau E.L. Teaching is performance: Reconceptualizing a problematic

metaphor // American Educational Research Journal. 1994. 31. № 1. P. 3-25.

182. Prendergast M. Teacher as performer: Unpacking a metaphor in performance theory and critical performative pedagogy // International Journal of Education & the Arts.

2008. V. 9. № 2. P. 19-31.

183. Puffert R. Die Kunst und ihre Folgen: Zur Genealogie der Kunstvermittlung. Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. 290 S.

184. Ranciere J. Aesthtics, inaesthetics, anti-aesthetics // Think again: Alain Badiou and the future of philosophy / ed. by P. Hallward. London New York: Continuum, 2004. P. 218-231.

185. RanciereJ.The Ignorant Schoolmaster: Five Lessons in Intellectual Emancipation . Stanford: Stanford University Press, 1991. 316 p.

186. Rand S., Kouris H. (ed.). Cautionary Tales: Critical Curating N.Y.: Apexart, 2007. 125 p.

187. Ranta M. Mimesis as the Representation of Types: The Historical and Psychological Basis of an Aesthetic Idea. Stockholm: Stockholm University, 2000. 368 p.

188. Reese E.B. Art takes me there: Engaging the narratives of community members through interpretative exhibition processes and programming // Art Education. 2003. V. 56, № 1. P. 33-39.

189. Rhoades M., Daiello V. Introducing dramatic inquiry as visual art education // Journal of Curriculum and Pedagogy. 2016. № 13(3). P. 206-226.

190. Rice D., Yenawine P. Conversation on Object-Centered Learning in Art Museums // Curator: The Museum Journal. 2002. № 45(4). P. 289-301.

191. Richmond S. Art's Educational Value // The Journal of Aesthetic Education.

2009. Vol. 43. № 1. P. 92-105.

192. Roberts D. The total work of art in European modernism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2011. 360 p.

193. Robertson J., McDaniel C. Themes of contemporary art: Visual art after 1980. Oxford: Oxford University Press, 2012. 416 p.

194. Rogoff I. Turning // E-Flux Journal. 2008. № 10. URL: www. eflux .com/journal/view/18.

195. Rotman B. Signifying Nothing. The Semiotics of Zero. Stanford: Stanford University Press, 1993. 390 p.

196. Rugg J., Sedgwick M. Issues in curating contemporary art and performance. Intellect Books, 2007. 289 p.

197. Said E. Orientalism. New York: Routledge, 1978. 324 p.

198. Sartre J.-P. Critique de la raison dialectique. Paris: Gallimard, 1960. 360 p.

199. Sartre J.-P. Being and Nothingness: An Essay in Phenomenological Ontology. Citadel Press, 2001. 553 p.

200. Sartre J.-P. L'être et le néant. Essay d'ontologie phénoménologique. Paris, Gallimard, 1943. 398 p.

201. Sawyer R. Creative teaching: Collaborative discussion as disciplined improvisation // Educational Researcher. 2004. № 33(2). P. 12-20.

202. Schechner R. Performance studies: An introduction. New York: Routledge,

2002. 359 p.

203. Schmatz F., Daniel J.O. Viennese Actionism and the Vienna Group: The Austrian Avant-Garde after 1945 // Discourse. 1992. V. 14. №. 2. P. 59-73.

204. Schmitz N.M., Schneider I., Spangenberg P.M. Formen interaktiver Medienkunst Geschichte, Tendenzen, Utopien. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2001. 258 p.

205. Schneckenburger M. (ed) Documenta 8. Ausstellungskatalog. Kassel: Documenta Verlag, 1987. 397 p.

206. Scott M.K. Engaging with pasts in the present: Curators, Communities, and Exhibition Practice // Museum anthropology. 2012. № 35(1). P. 1-9.

207. Shaffer D. Ekphrasis and the rhetoric of viewing in Philostratus's imaginary museum // Philosophy & rhetoric. 1998. Vol. 31. № 4. P. 303-316.

208. Sheikh S. Letter to Jane (Investigation of a Function) // O'Neill P., Wilson M. (eds) Curating and the Educational Turn. London/Amsterdam: Open Editions/De Appel, 2010. P. 61-75.

209. Shusterman R. Body Consciousness. A Philosophy of Mindfulness and Somaesthetics. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 287 p.

210. Simons M. Bits of Bugs Glow, to Delight of Queen // The New York Times.

2003. № 4.

211. Smith B. The state of the art in narrative inquiry // Narrative inquiry. 2007. № 17(2). P. 391-398.

212. Smith M.W. The total work of art: from Bayreuth to cyberspace. New York, NY: Routledge, 2007. 396 p.

213. Smith T. Contemporary art and contemporaneity // Critical Inquiry. 2006. V. 32. №. 4. P. 681-707.

214. Smith, R. A. The sense of art: A study in aesthetic education. New York: Routledge, 2014. 292 p.

215. Sontag S. Against Interpretation and Other Essays. New York: Farrar, Strauss &

Giroux, 1966. 201 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.