Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Сыров, Валерий Николаевич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации доктор искусствоведения Сыров, Валерий Николаевич
Содержание
Введение
Глава 1. Общие предпосылки жанровых
контактов
Джаз: на пути к диалогу
Глава II. Стилевое расслоение рока.
Метаморфозы «артизации»
«Прото-арт» шестидесятых
Арт-рок 70-х. Концепции и направления
"Пост-арт " 80-90 годов
Глава III. Жанры и формы
Глава IV. Ладовое мышление
Блюз и ладовое мышление рока
Натурально-ладовые формы
Европейские классические модели
Глава V. Вопросы стиля
Эклектика или полистилистика?
Претворение или воссоздание?
Лексический уровень стиля
«Третья» музыка в зеркале стилевых
контактов
Заключение
Список литературы
Избранная дискография
Именной указатель
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Принципы стилеобразования в рок-музыке: На материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х годов1999 год, кандидат искусствоведения Савицкая, Елена Александровна
Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века2006 год, кандидат искусствоведения Виниченко, Андрей Анатольевич
Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера: жанрово-стилевые модели массовой и академической музыки2008 год, кандидат искусствоведения Сахарова, Анна Владимировна
Проблема анализа оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" в североамериканском музыкознании конца XX - начала XXI века2013 год, кандидат наук Замятин, Виталий Вадимович
Джаз как искусство артистического самовыражения2009 год, кандидат искусствоведения Амирханова, Светлана Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке»
Введение
Среда музыкальных явлений XX «ека рок-музыка занимает исключительное место. Уже с первых ее шагов поражает небывалая по силе и размаху волна экспансии, выплеснувшаяся из недр массовой культуры и грозящая подавить все иные проявления творческого и музыкального интеллекта. Рок-лихорадка, впервые охватившая Запад в 60-е годы, была не только симптомом обострения социальных противоречий. Музыка, родившаяся тогда, наряду с поэзией, философией и другими мировоззренческими формами молодежного движения, стала частью некоего духовного процесса, в своей основе неоднородного. В русле единого жанрового и стилевого течения сформировались резко полярные явления. На одном из полюсов концентрировалась негативная, разрушительная энергия, где наряду с социальным протестом, звучала неприкрытая враждебность к культуре, на другом - зарождался интерес к познанию мира в его сложности и многоцветий, молодые бунтари пытались по-своему осмыслить традиции европейского гуманизма, претворить их в ином, более интенсивном звуковом мироощущении. Это не могло не отразиться на исходной жанровой модели, сделало рок сложным по содержанию и разнообразным по форме. Однако внутренний дуализм сохранился и по сей день, о чем красноречиво свидетельствуют, с одной стороны, злобная энергия панка, с другой, - артистизм арт-рока.
Рок сегодня вряд ли существует имманентно, изолированно от социальной среды - пусть это не покажется трюизмом. Связи его с окружающим миром, обществом и культурой многоплановы, и тут возникают не только традиционные для этой сферы проблемы социологии музыки (феномен молодежного протеста, соотношения творчества и коммерции, массового и элитарного и т.д.). Но нас в данной работе интересуют, прежде всего, проблемы культурологические и стилевые. Одна из главных - и она рассматривается всесторонне - это проблема культурных и жанрово-сталевых контактов рока и мира «большой» музыки, то, как в этой сфере происходит интегрирование различных «языковых» и «речевых» потоков и традиций, в частности, традиций европейской классики. Иными словами, нас интересует в первую очередь то, как в рамках «низовой» («площадной», «стадионной», «подпольной» и проч.) культуры происходит преломление образов, мотивов, жанров и форм культуры «высокой» и как на этой основе формируются новые стилевые виды1.
Виды эти получили различные наименования, хотя и сохранили внутреннее сходство: «серьезный» рок (он же «интеллектуальный», «прогрессивный»), арт-рок, симфо-рок, классик-рок, техно-рок, авангард, «независимые» и т.д. Возник-
1 Понятие «третья» музыка, которое фигурирует в заглавии, аналогично, с одной стороны, «третьему течению» («third stream»), введенному в джазовый лексикон Гантером Шуллером, с другой, - «третьему направлению» в композиторском творчестве (Таривердиев, Гладков, Дашкевич). Понятия эти возникли в результате конвергенции двух базовых музыкальных видов и существенно трансформируют исходную модель: в одном случае - рока, в другом - джаза, в третьем - академического творчества.
нув на стыке двух противоположных явлений - примитивного трехаккордового рок'н ролла и симфонической музыки, древних баллад и современного авангарда, - рок создал свой самобытный мир, и его лучшие произведения - а это «Сержант Пеппер» неувядаемых Beatles, «Atom Heart Mother» группы Pink Floyd, «.При дворе Малинового короля» King Crimson, «Агнец на Бродвее» Genesis, альбомы Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, Jethro Tull - не уступают лучшим произведениям современной музыки. Но, с другой стороны, в своем стремлении к художественному совершенствованию, рок породил массу эклектичной и претенциозной продукции, множество причудливых гибридов, сохранивших на сегодня чисто познавательный интерес - как неудачный опыт в овладении целостной художественной формой.
Сложность проблемы культурно-стилевых схождений и контактов прямо отражается в различии суждений и оценок этой музыки. Спектр их весьма широк: от восторженно-апологетических и одобрительных до скептически-неприязненных и резко-враждебных. Арт-рок и близкие явления в одном случае преподносятся как едва ли не высшее достижение во всей истории рок-музыки, в другом случае высказывается сомнение в плодотворности «охудожествления», опасение в том, что рок, становясь художественным, утрачивает самобытность и жизненную силу. С точки зрения наиболее радикальных критиков, арт-рок - это мертворожденное дитя, или, как пишет Д. Рокуэлл, «раковая опухоль, с которой надо беспощадно бороться». (58, с. 45).
Литература о рок-музыке не изобилует трудами, в которых бы раскрывалась природа жанрово-стилевых контактов, их происхождение и эволюция. В условиях дефицита обобщающих идей, особую методологическую ценность приобретают «культурологические» идеи В. Конен. Это, прежде всего, учение о музыкально-творческих видах, идея об интеграции культур Старого и Нового света, происхождении жанров афро-американского фольклора, джаза и рока (30, 33). В последней книге Конен «Третий пласт» рок-музыка соотнесена с широким историческим контекстом становления бытовых и массовых жанров, который автор обозначает понятием «третий пласт» (34). Подробнее об этом речь пойдет, когда, выстраивая историческую перспективу контакта культур и жанров, мы будем во многом опираться на выводы Конен.
Среди отечественных исследователей, плодотворно работающих над изучением жанровых контактов, и в частности, контакта композиторского творчества и рок-музыки, можно назвать А. Цукера. В своих многочисленных статьях, в книге «И рок, и симфония» автор рассматривает композиторское творчество и рок-музыку как взаимодействующие системы и приходит к интересным выводам об их жанровых и стилистических схождениях. Интересна, в частности, идея о «встречном движении» жанров. Импонирует убежденность, с которой отстаивается плодотворность этих схождений. И хотя основной акцент
сделан на анализе творчества отечественных композиторов, сами идеи имеют более широкое значение.
Среди других работ отметим статьи Т. Диденко, А. Порфирьевой, в которых речь идет о значении крупных форм в становлении рока, кандидатские диссертации В. Ткаченко, Л. Чижовой, статьи и материалы П. Гамзатовой, Л. Переверзе-ва, Д. Ухова, А. Троицкого, Н. Мейнерта, А. Козлова (см. список литературы).
В отечественном музыкознании - даже там, где рок не отождествляют с легкожанровой эстрадой и поп-музыкой, - в целом преобладает социологический подход. В этой связи привлекает внимание статья Г. Кнабе «Рок в контексте контр-культуры», где автор отмечает характерное для рока «противоречие между исходным жизнеощущением и художественным совершенствованием» (24, с. 46). Рок как часть западной массовой культуры - предмет размышлений Д. Житомирского, Т. Чередниченко, Г. Шестакова, хотя и здесь не везде дифференцируются понятия «рок» и «поп», что, впрочем, лишний раз свидетельствует о сложности определений. Многие ищут ответы в идеологии молодежного бунта (Ю. Давыдов, К. Мяло), в сфере массовой психологии. В частности, Л. Чижова привлекает учение К. Юнга об «архетипах коллективного бессознательного» и проводит параллели между роком и экстатическими обрядами шаманства, мистическими культами, карнавальностью (87), а П. Гамзатова предлагает свои взгляд на рок, как отражение некоторых традиций народной архаической культуры (9).
Небольшое количество собственно музыковедческих работ по рок-музыке -это островки в море журнальных и газетных публикаций и рубрик, рассчитанных на массового, прежде всего, молодежного читателя. Общая направленность подобных публикаций - информативно-рекламная. Как правило, это сведения из жизни рок-звезд, околомузыкальные разговоры, хит-парады и т.д. Среди «независимых» изданий, посвященных различным «альтернативным» течениям авангард-рока, заслуживает внимания отечественный журнал «Экзотика». Как и недолго просуществовавшая ночная программа на РТВ, он включает подборку разнокалиберных материалов - от аналитических эссе о судьбах андерграунда до кратких аннотаций отдельных альбомов.
На Западе исследования культурных контактов рока только начинаются. Важные источники и ценная информация рассеяны по страницам популярных монографий, журнальной периодики, энциклопедий и справочников. См., например, интересную статью Рокуэлла «Арт-рок» в «Иллюстрированной истории рок'н ролла». Как уже говорилось, тон статьи критический, и примеры, которые привлекаются автором, заставляют усомниться в полноте охвата материала. В частности, несколько тенденциозно освещается британский и европейский арт-рок. Глубокий аналитический этюд В. Эверетга, опубликованный в одном из номеров академического престижного «Musical Quarterly», посвящен мотивам «воспоминаний» в музыке Beatles (105). Автор предлагает оригинальный подход
к анализу и пониманию сложной стилистики зрелого рока, которая находит свои аналогии в полистилистике современной музыки. «Индийские» и азиатские влияния в музыке Beatles - тема исследования Д. Река, которое выводит на широкий круг проблем ориентального в рок-музыке (117).
Также хотелось бы упомянуть небольшую по объему книгу Ричарда Маклира «Прогрессивный рок», которая посвящена британской и американской музыке рубежа 60-70 гг. Арт-рок в ней предстает в стадии зарождения (113). Исследование Тибора Кнайфа «Рок-музыка» (111) посвящено так называемой «новой волне», возникшей в конце семидесятых и ставшей, по мнению автора, вершиной художественных и авангардных устремлений рока. Историческую эволюцию, которую претерпел рок, Кнайф интерпретирует в свете двух тенденций: первая направлена от поздних Beatles и через арт-рок 70-х идет к «новой волне» и техно-року, характеризуясь непрерывным усложнением музыкальных форм и языка, вторая, ведя от рок'н ролла и ранних Beatles через хард-рок к панку, связана с упрощением языка. Пространство между расходящимися в стороны лучами Кнайф именует «майнстримом», очевидно, заимствуя его из джаза, к нему он относит большинство промежуточных форм рок-музыки. Внешне привлекательная и стройная концепция, однако, несколько выравнивает сложную и извилистую линию эволюции рока, в которой крайности часто сходятся и образуют парадоксальные сочетания и сплавы. Собственно, о них и пойдет речь в данной работе.
Интересное и своеобразное по жанру исследование итальянского автора Паоло Бертрандо посвящено английской группе King Crimson, крупнейшем представителе авангардного арт-рока (96). В книге приведена подробная хронология творчества группы и ее членов, прилагается подборка интервью и журнальных статей создателя и лидера группы, Роберта Фриппа, в которых вырисовывается крупная творческая фигура музыканта и экспериментатора. Достоинство книги Бертрандо - объективный уважительный тон, недостаток - отсутствие стилевого фона.
Среди популярных монографий зарубежных авторов - книги разного достоинства: «Pink Floyd Odyssey» H. Шеффнера, где привлекает вводная глава с описанием общей атмосферы лондонского рок-андеграунда 60-х годов, «Авторизованная биография Yes» Ф. Меджеса, «Genesis» Г. Армандо, «The Saga of Frank Zappa & Mothers of Invention» Д. Вале (наиболее полная биография Фрэнка Заппы и его ансамбля с остроумными и ироническими интервью Заппы), «Roxy Music: Style and Substance» Д. Рогана. Интерес представляет и построенная на биографических материалах книга Джулии Корриэлл «Jazz-rock Fusion. The people, the music». Речь в ней идет о музыкантах и музыке, по своей стилистике тесно соприкасающихся с арт-роком. Именно на стыке этих явлений возникли неординарные The Mothers of Invention, Soft Machine, Gong, Caravan и др. Среди работ, посвященных, в основном, англоязычным образцам, особняком
стоит обзор немецких авторов Г. Энерта и Д. Кинслера «Рок в Германии» со статьями о немецком авангарде (Can, Tangerine Dream, Faust, Triumvirat, Клаус Шульце и др.), а также недавно вышедшая книга П. Бусси и Э. Холла о группе Сап (98).
В целом в западной литературе о роке преобладает информативно-биографический, справочный или рекламно-аннотационный подход. Он, как правило, далек от анализа музыки (как и от самой музыки), от проблем творчества. Тем не менее, автору этих строк пришлось пользоваться рядом подобных справочно-энциклопедических изданий: это «лексиконы» Шмидт-Джоса, Стамблера, Харди и Лайинга, Милла, Бейна, Вика - в каждом находились крупицы недостающей информации. Именно крупицы - ведь музыка, о которой идет речь в книге, в силу своей немассовой природы пока не нашла всестороннего отражения на страницах печати. Подспорьем при написании работы также послужило и общение со студентами Нижегородской консерватории в процессе подготовки дипломных исследований, таких как: «Рок-музыка. К вопросу об истоках» К. Колокшанского, «Арт-рок» Н. Кузнецовой, «Творчество Genesis» Л. Кислицыной, «Натурально-ладовые формы в музыке Beatles» И. Копейной и др.
Сосредоточивая внимание на контакте рока и разнообразных культурных традиций, в частности, европейской композиторской, мы невольно обращаем свой взгляд к истокам самого явления - взаимодействию культур и музыкально-творческих видов. Его исторический аспект чрезвычайно интересен и важен, так как позволяет увидеть в объекте нашего внимания не случайный каприз моды или прихоть рок-интеллектуалов, а глубокую закономерность. И закономерность эта может быть определена категорией жанрового стилевого диалога.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Башкирская академическая музыка: Пути становления2004 год, доктор искусствоведения Скурко, Евгения Романовна
Музыкальная культура США конца XVIII - первой половины XX века: становление национальной идентичности2012 год, доктор искусствоведения Сигида, Светлана Юрьевна
Интерпретирующий стиль в музыке XX века: закономерности, эволюция.1992 год, Грачев, В.
Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке: 1980-2005 : основные тенденции, новые композиторские подходы2008 год, кандидат искусствоведения Петров, Алексей Кириллович
Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: Опыт культурологического анализа1999 год, кандидат культурол. наук Васильева, Анастасия Аркадьевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Сыров, Валерий Николаевич
Заключение
В завершении мы возвращаемся к тому, с чего начинали - с идеи диалога. Теперь, когда рассмотрены формы контакта, основные жанры и музыкальные формы, можно позволить себе взглянуть на проблему по-новому, с более широких позиций.
В арт-роке и творческих направлениях рока диалог голосов становится мощной альтернативой культурной и стилевой эрозии. Как уже говорилось, гомогенизация является самой характерной приметой массовой культуры, она подчиняет всю поп-музыку и коммерческие разновидности рока. Необходимо разделить понятия гомогенизации и слияния культурных и жанрово-стилевых традиций. Слияние, как правило, является результатом ассимиляции, оно плодотворно, порождает новые жанры, стили, направления или национальные школы. Так, например, в ходе длительного слияния европейских, латиноамериканских и африканских пластов на североамериканском континенте возникла новая афро-американская культура с ее самобытным фольклором, оказавшим и продолжающим оказывать глубокое влияние на всю музыкальную культуру XX века. В отличие от этого, в гомогенизации преобладает механическое смешивание («mixing»), при котором не возникает взаимодействия традиций, диалога стилевых «голосов». Здесь жанровые формы растворяются, не образуя качественно нового, они утрачивают свою рельефность, превращаясь в некую однородно-измельченную массу. Она, согласно канонам массовой культуры, готова к потреблению, но не созиданию. Подобное возникает всякий раз, когда коммерческое перевешивает творческое.
Гомогенизация связана со стандартизацией, усреднением, тривиализацией искусства. Она ведет к обеднению стилевого мышления. Обеднение особенно характерно для гомогенизации классики, когда мотивы и темы классических произведений становятся расхожими клише в популярных шлягерах, фоновой и функциональной музыке, лишаясь своего диалогового смысла. В то же время диалоговое общение - это всегда обогащение стиля и творчества. Стилевое обогащение - или, точнее, стилевое насыщение - больше проявляется в активном переинтонировании и перефразировании оригинала, в пересмеш-ничестве и пародировании. Все это мы только что наблюдали на конкретных живых примерах.
И гомогенизация, и обогащение являются фундаментальными процессами музыкального бытия. Как и противоборство энтропийного и информационного (разрушительного и созидательного) процессов в мире, они проявляются повсюду, куда бы мы ни обратили свой взгляд. Им подчиняется развитие форм, жанров, стилевых направлений, школ, художественных течений. С ними, очевидно, связаны и «интонационные кризисы», которые несомненно являются и кризисами стилевыми. Чтобы не множить примеры, возьмем лишь один жанр афро-американского происхождения - блюз. Вся история блюза - это чередование подъемов и спадов, смена стадий самобытного стиля, связанного, прежде всего, с подлинным негритянским истоком, и стадий расхожей моды. Процесс гомогенизации каждый раз грозит поглотить блюз, вытравить в нем характерно-индивидуальное, сделать некой мета-музыкой, приспособить к потреблению, шоу-бизнесу. И каждый раз возникает активное возрождение блюза -вспомним, каким откровением для начинающих рокеров в 60-е годы стали кантри-блюзы Роберта Джонсона, Хоулина Вулфа, Джона Ли Хукера, Вилли Диксона и других черных блюзменов.
Следует разделить понятия гомогенизации и монолексики. На первый взгляд они сходны, будучи связаны со стремлением к однородности. Но в первом случае эта тенденция ведет к разрушению стиля и всей системы характерной интонационности, во втором - к развитию и обогащению их внутренних ресурсов. Кроме того, гомогенизация, в отличие от монолексики, не только категория стилевой структуры, она проявляется и в более широких сферах: на уровне бытования музыки и психологии восприятия (например, установка на потребление и рассеянно-расслабленное восприятие).
Таким образом, в гомогенизации доминирует принцип бес стильности (или безликости). В рок-музыке он проявился больше в массовых коммерческих модификациях хард-рока, хеви-металл, хард-энд-хеви, в поп-роке. В творческих и экспериментальных формах - а к ним следует отнести лучшие образцы «прото-арта», арт-рока, авангарда и «альтернативной» музыки - гомогенизации противостоит мощный дух нонконформизма, близость национальным традициям и жанрам, общение с инонациональными культурами, активное переинтонирование заимствованной музыки. Это общение «на равных», где участники диалога обогащают друг друга, давая стимул для движения вперед к обновлению стиля. Повторяем, речь идет о лучших образцах, так как и арт-рок в целом не избежал потерь, о чем свидетельствуют образцы академизма и эклектики, о которых шла речь.
Тенденция гомогенизации впрямую подводит к экологическим проблемам музыки, в частности, к проблеме «энтропийных процессов в современной культуре». Ведь гомогенизация и есть энтропия. А так как всякая энтропия равна потере информации, то естественно, что в итоге она приводит к понижению стилевого уровня. В сфере композиторского творчества это ведет к академизму, эпигонству, эклектике - всему тому, что делает музыку безликой и скучной. В массовых жанрах энтропия также нивелирует стилевой рельеф, противостоя самобытности, неповторимости авторского «голоса». И там и здесь гомогенизация действует деструктивно, разрушая интонационно-стилевой слой и замещая его удешевленной символикой расхожих и отработанных штампов1.
История музыки периодически проходит «стилевые» кризисы, как уже говорилось, они являются спутниками кризисов «интонационных». Очевидно, мы становимся свидетелями и участниками очередного из таких кризисов, когда ощущается дефицит ярких личностей, когда в композиторском творчестве пышно расцветает академизм и эпигонство. И неважно, в какие формы они облачаются: пестрой полистилистики или медитативного минималистского стиля2.
Но то, что происходит сегодня в массовой культуре или, по определению Адорно, «культурной индустрии», превосходит все масштабы. И вот уже раздаются голоса о том, что мы идем к постепенному отмиранию индивидуального стиля, когда художник из творца превратится в интерпретатора чужих идей. В воздухе витает идея о канонической культуре, новом постиндустриальном фольклоре «глобальной деревни», как ее именует канадский философ Маршал Маклюэн, где все единичные и неповторимые субъективные и национальные импульсы растворятся в общечеловеческом, что люди стоят на пороге невиданной доселе общепланетарной культуры, когда воедино сольются многообразные национальные и этнические трад иции.
Размышляя об этом с тревогой, хочется надеяться, что законом этой новой культуры все же не станет гомогенизация, хотя есть все опасения, что человечество подстерегают соблазны тоталитарной диктатуры электронных средств массовой коммуникации с их неизбежной тенденцией к стандартизации.
И последнее, чем хотелось бы завершить работу, это обратиться к : обп^еи . типологии музыки. Целенаправленный стилевой подход позволяет дать ей новый поворот. Не отвергая традиционно апробированные способы классификации музыки на «классическую» и «эстрадную», «легкую» и «серьезную», «массовую» и «академическую», автор предлагает воспользоваться вектором стилевой насыщенности и рассматривать музыкальные явления в свете оппозиционной пары «стилевое-бесстилевое». Стилевая насыщенность меняется в диапазоне от ярко выраженного стиля до гомогенизированной продукции, в которой стилевой индекс либо равен нулю, либо приобретает минусовый знак, и мы в таком случае говорим об эклектике. Эта шкала или спектр может иметь универсальное значение для многих жанров и форм музыки: академической и неакадемической, фольклора и авангарда, джаза и рока - в каждой их них будет происходить лишь
1 Своя гомогенизация и в фольклоре, о чем свидетельствуют многочисленные псевдонародные хоры, ансамбли и певцы, которые адаптируют музыку к китчевому употреблению, так называемые «телевизионные» формы фольклора, давно утратившие самобытность и функционирующие по законам массовой культуры. Тема отдельного разговора и гомогенизация в авторской песне, переживающей сейчас не лучшие времена.
2 Проблема кризиса индивидуального стиля в музыке поставангарда рассмотрена С. Савенко (60).
137 корректива и уточнение деталей. Самое же ценное - она подводит нас к возможности новой, стилевой аксиологии. Последнее чрезвычайно важно для неакадемических жанров, для современной музыки, где отсутствует общепризнанная система типизированных форм и жанров и где критерий «стиль -бесстильность» может послужить отправной точкой для более уверенного обнаружения художественных ценностей. В погоне за раскрытием тайн бытия настоящей музыки, мы не обойдемся без того, чтобы типология и аксиология не пришли в более тесное согласование.
Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Сыров, Валерий Николаевич, 1997 год
Список литературы
1. Алексеев Э. Раниефольклорное интонирование. М. ,1986,
2. Арановский М. Симфонические искания. JI. ,1979.
3. Барбан Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера.. М.,1987.
4. Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. М.,1987.
5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М. ,1965.
6. Бытовая музыкальная культура. История и современность: Тезисы международной конференции. Ростов-на-Дону, 1995.
7. Баччи У. Питер Хэммил // Экзотика, 1992, № 1.
8. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М. ,1975.
9. Гамзатова П. Традиционная культура и рок // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992
10.Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература. 1977, № 4-5.
11.Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981.
12.Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд. Московского трансперсонального Центра. 1993.
13.Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. М.: Изд. Московского трансперсонального Центра, 1994.
14.Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч.1.М.Д956.
15.Давыдов Ю., Роднянская. И. Социология контркультуры. М., 1980.
16.Дэвис X. Битлз. Авторизованная биография. М.,1993.
17.Житомирский Д. Музыка для миллионов // Поп-музыка. Взгляды и мнения. Л.; М.,1977.
18.Житомирский Д. Бунт и слепая стихия (в мире поп-музыки) // Искусство и массы в современном обществе. М., 1979.
19.3ак В. О мелодике массовой песни. М., 1979.
20.3инкевич В. Питер Габриель. Дорога к вершинам // Музыкальная жизнь, 1989, №23.
21.Каган М. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978.
22.Карцева Е. Кич или Торжество пошлости. М.,1977.
23.Кислицина Л. Творчество Genesis. Дипломная работа. Горький, 1993.
24.Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990, № 8.
25.Ковнацкая Л. Английская музыка XX века. М.,1986.
26.Козлов А. Из истории рок-музыки // Музыкальная жизнь. 1988, № 1-24.
27.Коллиер Д. Становление джаза.. М., 1984.
28.Конен В. Джаз и культура Нового Света// Этюды о зарубежной музыке. М.,
1975.
29.Конен В. К истории афро-американской музыки // История и современность. Л., 1981.
30.Конен В. Музыкально-творческие виды XX века // Этюды о зарубежной музыке. М„ 1975.
31.Конен В. Об истоках рок-музыки i i Советская музыка. 1986, № 7.
32.Конен В. Пути американской музыки. М., 1977.
33.Конен В. Рождение джаза. М., 1984.
34.Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке. XX века. М., 1994.
35.Конноли Р. Джон Леннон. Биография // Иностранная литература. 1989, № 12.
36.Корнилов С. Группа Yes и проблемы стилистической эволюции арт-рока. Дипломная работа. Горький, 1985.
37.Колокшанский К. Рок-музыка. К вопросу об истоках. Дипломная работа. Горький, 1977.
38.Костелянец Р. Новый рок. Музыка или шум? // Америка, 1969, №154.
39.Кузнецова Н. Арт-рок. Дипломная работа. Горький, 1984.
40 .Леннон Д. Исповедь бывшего битлса // Литературная газета, 19 мая 1971.
41 .Леннон Д. - Маккартни П. Стихи // Иностранная литература. 1991, № 2. 42.Ливанова Т. История западно-европейской музыки. М.,1986.
43 .Мартин Д. Рок, электрогитары и опера // Ровесник, 1986, №11.
44.Мейнарт Н. По воле рока // Социологические исследования, 1987, №4.
45.Мельвиль А., Разлогов К. Контркультура и новый консерватизм. М., 1981.
46.Моль Л.. Социодинамика культуры. М., 1973.
47.Мяло К. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970 гг. М. ,1985.
48 .Музыкальная эстетика западного-европейского средневековья и Возрождения. М., 1986.
49.Нкетия К. Единство и многообразие африканской музыки // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.,1973. 50.Овчинников Е. Рок-музыка. История. Стили: Лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». М.,ГМПИ, 1985. 51.Орлова, Е., Погреб В. Проблемы развития советской рок-музыки. М., 1987; Музыка: Обз. инф., гос. б-ка им. Ленина, вып. 2.
52.Панасье Ю. История подлинного джаза. Л. ,1982.
53.Переверзев Л. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути американской музыки. М.,1977.
54.Переверзев Л. «Битлз» - лицо и сущность поп-музыки // Музыкальная жизнь. 1968, № 10.
55.Переверзев Л. О непрерывности музыки // Ровесник, 1976, № 10.
56.Переверзев Л. Феномен «диско» // Ровесник, 1979, № 11-13.
57.Порфирьева А. Эстетика рок-оперы // Современная советская опера. Л., 1985.
58.Рокуэлл Д. Арт-рок // Экзотика, 1992, № 1.
59.Савенко С. К проблеме единства стиля Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М. ,1973.
60.Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Л.,1983, вып. 5.
61.Салонов М. Менестрели. М., 1996
62.Сарджент У. Джаз. М., 1988.
63.Советский джаз. События. Проблемы. Мастера. М. ,1987.
64.Соловьев А. Свобода или осознанная необходимость: Развитие джаза в 80-х гг. // Музыкальная жизнь. 1989, № 12.
65.Сохор Л. Бит или не бит? // Поп-музыка. Л., 1977.
66.Сохор Л. О массовой музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. Л. , 1974, вып. 13.
67.Сохор Л. О современных задачах социологии музыки // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 1. Л. ,1980.
68.Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
69.Сыров В. Стиль композитора на фоне идейной концепции творчества // Стиль и стилевые диалоги. М., 1985.
70.Сыров В. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70-80-х годов XX века. Ростов-на-Дону, 1994.
71.Сыров В. Блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия . 1996, № 3-4.
72.Сыров В. Становление отечественного джаза // Тезисы международной конференции «Русская культура и мир». Н. Новгород, 1994.
73.Сыров В. Музыка «Битлз» и стилевое расширение рока // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1996.
74.Сыров В. Рок-музыка в контексте современной музыкальной культуры // Искусство XX века. Уходящая эпоха? Н. Новгород, 1997.
75.Ткаченко В. К проблеме бинарности рок-музыки // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1996.
76.Троицкий А. Блеск и рутина техно-рока // Музыкальная жизнь. 1983, № 14.
77.Ухов Д. Рок-музыка: взгляд из 80-х // Иностранная литература. 1982, № 4.
78.Ухов Д. Аналогии и ассоциации // К проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция» // Советский джаз. М. ,1987.
79.Ухов Д. Вокруг рок-музыки // Конен В. Третий пласт. М., 1994.
80.Феркельман Ю. Из истории стиля // Поп-музыка. Л ; М., 1977.
81 .Фрипп Р. О фриппатронике // Студенческий меридиан. 1993, № 2.
82.Харлап М. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М., 1972.
83.Холопов Ю. Задания по гармонии. М., 1983.
84 Дукер А. В контакте с массовыми жанрами // Советская музыка. 1988, № 1.
85.Цукер А. От диалога - к синтезу // Советская музыка. 1986, № 6.
86.Цукер А. И рок, и симфония. М., 1994.
87.Чижова И. Рок-музыка как культурно-исторический феномен. Автореферат канд. дисс. М., 1993.
88.Шестаков Г. Музыка в буржуазной массовой культуре. М., 1986.
89.Шестаков В. Искусство тривиализации: некоторые теоретические проблемы массовой культуры // Вопросы философии. 1982, № 10.
90.Шмидель Г. «Битлз». Жизнь и песни. М., 1989.
91.Штумпф К. Происхождение музыки. JL, 1927.
92 .Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987.
93 .Armando G. Genesis: I Know What I Like. Los Angeles, 1980. 94.Asriel A. Jazz. Analizen und Aspecte. Berlin, 1985
95 .Bane M. Who's Who in Rock. N.Y., 1982.
96.Bertrando P. King Crimson & Robert Fripp. Arcana Editrice, 1984.
97.Bevan B. The Electric Light Orchestra Story. L., 1980.
98.Bussy P., Hall A. Can Das Buch. Augsburg, 1992.
99.Carr Б., Tyler T. The Beatles.
100.Coryell J. Jazz-Rock Fusion: the People, the Music. L., 1978.
101.Davis H. The Beatles. L., 1968.
102.Doukas J. Electric Tibet. The Chronicles and Sociology of the San Francisco Rock Musicians. California, 1979.
103.Fripp R. The New Realism. A Musical Manifesto for the 80s. Rock-Slide, Inc., 1995.
104.Ehnert G., Kinsler D. Rock In Deutschland. Hamburg, 1984.
105.Everett W. Fantastic Remembrance in John Lennon's Music // Musical Quarterly, 1986, № 3
106.Gentle Giant. Interview With Ray and Derek Shulman. Zigzag Magazine, 1975, № 57.
107.Grot S. LSD Psychotherapy. Pomona., Gal.',1980
108.Hardy P., Laing D. Encyclopedia of Rock. N.Y., 1987.
109.Jost E. Free Jazz,. Studies in Jazz. Research. Graz, 1974.
110.Helander B. The Rock Who's Who. N.Y., 1982.
11 l.Kneif T. Rock-musik. EinHandbuch Zum Kritischen Vershandnis. Hamburg, 1982.
112.Medges D. Yes: The Authorized Biography, L, 1981.
113.Mc Aleer R. A Progressive Rock Portfolio. N.Y., 1970.
114.MacDonald D. A Theory of Mass Culture. N.Y., 1953.
115.New Illustrated Encyclopedia of Rock. L., 1978 (1982).
116.0ttis J. Rhythm and Blues and Routes of «Rock» // Stambler J. Encyclopedia of
Pop, Rock and Soul. N.Y., 1974.
117.Reck D. Beatles Orientalis // Asian Music, 1985.
118.Rogan J. Roxy Music; Style with Substance. L., 1982.
119.Rock of Ages. The Rolling Stones History of Rock and Roll. Penguin Books, 1987.
120.Roxon L. Rock Encyclopedia. N.Y., 1970.
121 .The Rolling Stones Encyclopedia of Rock & Roll. N. Y., 1983. 122.Sanders R. The Pink Ployd. 1976. 123.Sargeant W. Jazz; Hot and Hybrid. N.Y., 1975
124.Schaffner N. Saucerful of Secrets. The Pink Floyd Odyssey. N.Y., 1991. 125.Schmidt-Joss S. Rock-Lexicon. Hamburg, 1974.
126.Walley D. No Commercial Potential: The Saga of Frank Zappa. Then & Now. N.Y., 1980.
127.Wicke P., Ziegenrucker W. Rock, Pop, Jazz, Folk. Handbuch der Popular Music. Leipzig, 1984.
128.Wooding D. Rick Wakeman: The Gaped Crusader. L., 1978.
129.Williams M. The Jazz Tradition. N.Y., Oxford, 1993.
Избранная дискография
Aphrodite's Child
«666», 1972 (2LP)
Barclay James Harvest
«Octoberon», 1976
Beatles
«Rubber Soul», 1965 «Help», 1965 «Revolver», 1966
«Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band», 1967 «Magical Mystery Tour», 1967 «The Beatles», 1968 (2LP) «Yellow Submarine», 1969 «Abbey Road», 1969
Lennon, John
«Unfinished Music N1/ Two Virgins», 1968 «Unfinished Music N2 / Life With the Lions», 1969
Harrison, George
«Electronic Sound», 1969
Blood, Sweat & Tears
«BST» 1, 1968 «BST» 2, 1969 «BST» 3,1970
Chicago
«Chicago Transit Authority», 1969 (2LP) «Chicago 2», 1970 (2LP) «Chicago 3», 1971 (2LP)
Can
«Monster Movie», 1969 «TagoMago», 1971 «Ege Bamyasi», 1972 «Future Day», 1973
«Soon Over Babaluma», 1974 «Landed», 1975 «Flow Motion», 1976 «Saw Delight», 1977 «Out of Reach», 1978 «Can», 1979 «Rite Time», 1989
Coil
«Gold is the Metal», 1988 «Love's Secret Domain», 1991 «Stolen & Contaminated Songs», 1993
Cream
«Wheels of Fire», 1968
Dead Can Dance
«Aion», 1990
«Into the Labyrinth», 1993
Deep Purple
«Concerto for Group and Orchestra», 1970
Dire Straits
«Love Over Gold», 1982 «Brothers in Arms», 1985
Electric Light Orchestra
«Electric Light Orchestra», 1971 «Electric light Orchestra 2», 1973 «On the Third Day», 1973 «Eldorado», 1974
Emerson, Lake & Palmer
«Emerson, Lake & Palmer», 1970 «Tarkus», 1971
«Pictures at an Exhibition», 1971 «Trilogy», 1972 «Brain Salad Surgery», 1974 «Works, Volume 1», 1977 «Works, Volume 11», 1978
Nice
«Ars Longa Vita Brevis», 1968 «Nice», 1969 «Five Bridge Suite», 1970 «Elegy», 1971
Ekseption
«Ekseption V», 1972 «Trinity», 1973
Flock
«Flock», 1969 «Dinosaurus Swamp», 1971
Focus
«Moving Waves», 1971 (2LP) «Focus Three», 1972 «Hamburger Concerto», 1974 «Ship of Memories», 1974 «Mother Focus», 1975
Genesis
«From Genesis to Revelation», 1969 «Trespass», 1970 «Nursery Crime», 1971 «Foxtrot», 1972
«Selling England by the Pound», 1973
«The Lamb Lies Down on Broadway», 1974 (2LP)
«A Trick of the Tail», 1975
«Wind and Wuthering», 1976
«... And Then There Were Three...», 1978
Gentle Giant
«Gentle Giant», 1970 «Acquiring the Taste», 1971 «Three Friends», 1972 «Octopus», 1972 «In a Glass House», 1973 «The Power and Glory», 1974 «Free Hand», 1975
«Interview», 1976 «The Missing Piece», 1977 «Giant for a Day», 1978 «Civilian», 1980
Gong
Daevid Alien «Banana Moon», 1967 «Camembert Electrique», 1970 «Flying Teapot», 1973 «Angel's Egg», 1973 «You», 1974
Hendrix. Jimi
«Electric Ladyland», 1968 (2LP) «BandofGypsys», 1970
Henry Cow «Legend», 1973 «Unrest», 1974
Jethro TuII
«This Was Jethro Tull», 1968 «Stand Up», 1969 «Benefit», 1970 «Aqualung», 1971 «Living in the Past», 1972 «Thick As a Brick», 1972 «A Passion Play», 1973 «War Child», 1974 «Minstrel In the Gallery», 1975 «Songs From the Wood», 1977 «Heavy Horses», 1978
Kansas
«Point of Know Return», 1977 King Crimson
«In the Court of the Crimson King», 1969 «In the Wake of Poseidon», 1970 «Lizard», 1970 «Islands», 1971
«Earthbound», 1972
«Larks'Tongues In Aspic», 1973
«Starless and Bible Black», 1974
«Red», 1975
«Discipline», 1981
«Beat», 1982
«Three of a Perfect Pair», 1984 «Vrooom», 1994 «Thrak», 1995
Fripp Robert
«The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp», 1968 «No Pussyfooting», 1972 «Evening Star», 1975 «Exposure», 1979
«God Save the Queen / Under Heavy Manners», 1980 «The League of Gentlemen», 1981 «Frippertronics / Let the Power Fall», 1981 «1 Advance Masked», 1982
«Robert Fripp and the League of Crafty Guitarists /Show of Hands», 1991
«Sunday All Over the World / Kneeling at the Shrine», 1991
«David Sylvian and Robert Fripp. The First Day», 1993
«The Bridge Between», 1993
«1999. Soundscapes - Live in Argentina», 1994
«Blessing of Tears. Soundscapes - Live in California», 1995
Laibach
«Nova Akropola», 1985-88 «Sympathy For Devil», 1988 «Kapital», 1992
Magma
«Mekanik Destruktiv Kommandoh», 1973 «Udu Wudu», 1976 «Attahk», 1978
Moody Blues
«Day of Future Passed», 1967 «In Search of the Lost Chord», 1968
Oldfield. Mike
«Tubular Bells», 1973 «Gmmadawn», 1975 «Incantations», 1978
Pavlov's Dog
«Pampered Mental», 1973 «The Sound of the Bell», 1976
Pink Floyd
«A Saucerful Of Secrets» , 1968 «Ummagumma», 1969 (2LP) «Atom Heart Mother», 1970 «Meddle», 1971
«The Dark Side of the Moon», 1974
«Wish You Were Here», 1975
«Animals», 1977
«The Wall», 1979 (2LP)
«The Final Cut», 1983
«A Momentary Lapse of Reason», 1987
Waters, Roger, «Radio KA.O.S.» 1986
Procol Harum
«A Whiter Shade of Pale», 1967 «A Salty Dog», 1969 «Home», 1970
«Procol Harum Live in Concert With the Edmonton Symphony Orchestra and the De Camera Singers», 1972 «Grand Hotel», 1973
Queen
«Night in the Opera», 1975 «A Day at the Race», 1976 «A Kind of Magic», 1986 «Miracle», 1989 «Innuendo», 1991 «Barcelona», 1992
Rolling Stones
«Their Satanic Majesties Request», 1967
Simon and Garfunkel
«Parsley, Sage, Rosemary and Thyme», 1967 «Sounds of Silence», 1967 «Bookends», 1968 «Wednesday Morning: 3 a.m.», 1969 «Bridge Over Troubled Water:», 1970
Soft Machine
«Soft Machine-1», 1968 «Soft Machine-2», 1969 «Third», 1970 «Fourth», 1971
Wyatt. Robert
«Rock Bottom», 1974 «Ruth Is Stranger Than Richard», 1975 «Nothing Can Stop Us», 1982 «Old Rottenhat», 1985
Tangerine Dream
«Ricochet», 1975
Van Der Graaf Generator
«The Aerosol Grey Machine», 1968
«The Least We Can Do Is Wave To Each Other», 1969
«H To He Who Am Only One», 1970
«Pawn Heart», 1971
«Godbluff», 1974
«World Record», 1975
«Still Life», 1976
«The Quiet Zone», 1977
Ilammill, Peter
«In Camera», 1974 «Nadir's Big Chance», 1975 «Over (Over My Shoulder)», 1977 «Ph 7», 1979 «A Black Box», 1980 «Sitting Targets», 1981 «Enter K», 1982 «Patience», 1983
«Skin», 1986
«And Close As This», 1986
«Out of Water», 1990
«The Fall of the House of Usher», 1991
Velvet Underground
«The Velvet Underground & Nico», 1966 «Loaded», 1970
Cale, John
«John Cale & Terry Riley / Church of Anthrax», 1970
«Vintage Violence», 1970
«Naturally», 1971
«The Academy In Peril», 1972
Universal Zero
«1313», 1977 «Heresie», 1979 «Ceux Du Dehors», 1981 «Heat Wave», 1986 «Used», 1988
Yes
«Yes», 1969
«Time and World», 1970
«The Yes Album», 1971
«Fragile», 1971
«Close to the Edge», 1972
«Tales From Topographic Ocean», 1973
«Relayer», 1974
«Going For the One», 1977
«Tormato», 1978
«Drama», 1980
Frank Zappa & The Mothers Of Invention
«Freak Out», 1966
«Absolutely Free», 1967
«We've In It Only For the Money», 1967
«Uncle Meat», 1968 (2LP)
«Hot Rats», 1970
«The Worst of the Mothers», 1971
«Just Another Band From L.A.», 1972 «One Size Fits All», 1975
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Aphrodite's Греческая группа. Выступала и запи-
Child сывалась в конце 60-х - начале 70-х
гг. (лидер - Вангелис Папатанасиу)
Beatles Подготовили практически все основные стилевые направления современного рока. Начиная с 1965 г. экспере-ментируют с классикой, индийской музыкой, с 1967г. - с авангардом и коллажными формами.
Blood Американская джаз-роковая группа.
Sweat and Образовалась в 1968 г. из участников
Tears распавшейся Blues Project. Не избе-
жала налета эклектики.
Chicago Американская группа образовалась в 1969 г. ранние альбомы оригинальны своим соединением горячего джаз-рока, модальных импровизаций и элементов авангарда.
Сап Западногерманская группа 70-х гг.
Представитель авангардного арт-рока. Широко разрабатывала внеев-пропейские пласты.
Coil Британская группа постпанковского
направления с реминисценциями «арта».
Cream Британская группа конца 60-х гг.
Блюз-рок с элементами «арта».
Dead Can Интернациональная группа. Образо-Dance валась в 80-е гг. и существует по сей
день.Разрабатывает разнообразные этнические пласты, в частности средиземноморские мотивы.
Deep Pur- Представитель классического хард-ple рока. В ранних альбомах отразился
интерес к жанровым и стилевым традициям классической музыки («Апрель», «Концерт для группы с симфоническим оркестром».
Electric Light Orchestra
Эклектичный арт-рок, не лишенный своеобразия.
Emerson Типичный образец
Lake & «европеизированного» арт-рока. Palmer Начала деятельность в 1970 г. В первой половине
70-х записала классические хиты в этом стиле (например, «Картинки с выставки» Мусоргского).
Ekseption Голландская группа начала 70-х, известная своими обработками классических мелодий.
Focus
Голландская группа первой половины 70-х. Тяготела к европеизированной линии арт-рока.
Genesis Крупнейший представитель арт-рока 70-х гг. Альбомы первой половины 70-х гг. примыкают к «балладной» линии арт-рока» (лидер - Питер Гэб-риел).
Gentle Gi- Британская группа «изысканного»
ant
арт-рока». Разрабатывала ренессанс-ные жанровые и стилевые пласты. Лучшие альбомы записаны в середине 70-х.
Gong
Англо-французская группа психоделик-джазового плана (лидер - Дэвид Аллен).
Henry Cow
Британская инструментальная группа 70-х в русле авангардного арт-рока. (Фред Фрит, Фриц Катлер).
Jethro Tull
Крупнейший представитель баллад-но-ренессансного арт-рока. Образовалась в 1968 году. Лучшие альбомы записаны в первой половине 70-х (Ян Андерсон).
Kansas Американская группа арт-рока 70 80-х гг.
Крупнейший представитель авангардного арт-рока первой половины 70-х. Претерпела значительную эволюцию в 80 и 90-е гг.
Выдающийся музыкант, гитарист, педагог. Основатель King Crimson, автор крупных драматических композиций. Изобрел новую систему записи звука, близкую минимализму (фриппотроника)
Laibach Словенская группа конца 80- 90-х гг. «Индустриал-арт-рок».
Magma Французская экспериментальная группа 70-х. Создатели «кобайского» языка, основанного на смешении различных европейских языков.
King Crimson
Robert Fripp
Moody Один из инициаторов «прото-арта» Blues конца 60-х. Идеи Moody Blues по-
влияли на творчество многих групп арт-рока, в частности, ранний King Crimson.
Pink Floyd Тесно соприкасалась с арт-роком.
Элементы авангарда отразились в организации звукового пространства (Сид Барретт, Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор).
Procol Характерный представитель британ-
Harum ского «прото-арта». Лучший альбомы записаны в конце 60 - начале 70-х. (Гари Брукер).
Queen Стиль с трудом поддается определе-
нию. Во многих работах присутствует влияние арт-рока («Богемская рапсодия»).
Simon and Американский дуэт конца 60 - начала Garfunkel 70-х. Софг-рок с элементами «арта» («Старые друзья»).
Soft Ma- Пионеры британской джаз-рок-chine психоделии. Влияние Soft Machine на
авангардный рок сказывается по сей день.
Tangerine Западногерманская группа электрон-Dream ного направления. Лучшие' записи
осуществлены во второй половине 70-х.
Van Der Крупнейший представитель баллад-Graaf Gen- ного с элементами авангарда арт-erator рока. Вклад в музыку пока еще не
оценен в полной мере.
Peter Основатель и лидер Van Der Graaf
Hammiii Generator , автор всех поэтических текстов и большей части музыки. Дарование по-преимуществу лирико-драматического склада.
Velvet Un- Представитель американского
derground «прото-арта» конца 60-х. Образовалась в 1966 г. в Нью-Йорке под патронажем Энди Уорхола.
Universal Франко-бельгийская инструменталь-Zero ная группа в русле нео-арта 80-х.
Преобладает ориентация на академическую музыку начала XX века (Барток, Сати, Хиндемид, Шенберг).
Yes
Крупнейший представитель британского арт-рока 70-х. Примыкала к «европеизированной» линии. Образовалась в 1969 г.
Frank Выдающийся музыкант, гитарист,
Zappa & певец, композитор Фрэнк Заппа, соз-The Moth- датель экстраординарной группы ers of In- «Матери изобретения». Стилевая vention ориентация группы - смесь джаз-рок-психоделии с элементами классики, эстрады и ориентальной музыки.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.