Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: На материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мелешкина, Елена Анатольевна

  • Мелешкина, Елена Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 179
Мелешкина, Елена Анатольевна. Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: На материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мелешкина, Елена Анатольевна

Глава I. Философско-педагогические детерминанты эпохи романтизма.

1.1. Теоретико-методологические основы музыкально-исполнительского освоения произведений композиторов-романтиков (к вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования).

1.2. Философско-педагогические идеи рубежа XVIII-X1X веков и становление основных принципов романтического м ировоззрен ия.

1.3. Эпоха романтизма и проблемы современной музыкальной педагогики.

Глава II. Музыкальное искусство в контексте концептуальных установок романтизма.

2.1. Фортепианная музыка в творческом наследии композиторов-романтиков.

2.2. Р.Шуман и его роль в истории мировой культуры.

2.3. Основные психолого-педагогические подходы к изучению творчества Шумана.

Глава III. Изучение фортепианных сочинений Шумана в музыкально-исполнительских классах.

Опытно-экспериментальное исследование.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: На материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано»

Время глобальных социокультурных перемен, происходящих в России на рубеже XX-XXI веков, затрагивает по существу всю сферу духовной жизни человека - его мировоззрение, ментальность, систему морально-этических и нравственных ценностей, его эстетические вкусы, потребности, идеалы. Различного рода кризисы, сотрясающие российское общество в последние десятилетия, смещение культурных ценностей и жизненных приоритетов, значительное расширение информационно-технического поля существенным образом сказываются на изменении парадигмы массового сознания в сторону прагматической, рациональной направленности, отодвигая на второй план сферу романтически окрашенных эстетических эмоций.

Однако восприятие окружающего мира и, в частности, произведений искусства, равно как и практика преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в учебных заведениях всех уровней и звеньев не будут полноценными, если не задействованной окажется эмоциональная сфера человека. Ведь «глубина проникновения человека в объективное существо мира, понимание его гармонии и красоты определяется уровнем развития его общих знаний, образованности, культуры, степенью развития его чувств, высшими из которых являются эстетические чувства»1 (Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Тем более, что традиции российской культуры и искусства тесно связаны с поэтически-возвышенным, романтическим, а порой и экстатическим восприятием действительности.

Формирование эстетического сознания учащейся молодежи, основывающегося на синтезе разума и эмоций, понятийного и

1 Н.И.Киященко, H.JI. Лейзеров Эстетическое творчество. Человек на своем месте. Виды эстетической деятельности. Творческое развитие личности. - М.: «Знание», 1984, с. 19. художественно-образного мышления, воспитание широко образованной, гармонично развитой личности, обладающей высокой эстетической культурой, - важнейшая задача педагогики музыкального образования. Поэтому искусство романтиков и особенно музыкальное искусство XIX века - в частности художественное творчество Р.Шумана, в котором наиболее рельефно отразились все отличительные черты романтического стиля, является необходимым компонентом образовательного процесса в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов. Приобщение к музыке композиторов романтического направления, чьи произведения насыщены глубокими психологическими переживаниями во всем многообразии их оттенков, способствует гармонизации душевного мира нашего современника, формируя его нравственные, этические и эстетические ориентиры и устои, что соответствует гуманистическим тенденциям современного образования.

Музыкально-исполнительское освоение искусства композиторов-романтиков, в том числе произведений Р.Шумана, должным образом методологически организованное и систематизированное, способствует развитию всего комплекса специальных музыкальных способностей учащихся-музыкантов, инициирует их творческое воображение и фантазию, активизирует индивидуально-психологические свойства личности.

Однако в массовой педагогической практике в процессе освоения сочинений композиторов-романтиков часто преобладает узко ремесленная направленность на задачу успешно сыграть выученное произведение на различного рода контрольных мероприятиях. Проблема общекультурного и эстетического воспитания музыканта, его всестороннего развития при этом уходит на второй план или отсутствует вообще. В процессе занятий с учениками в музыкальных классах далеко не всегда дается представление об искусстве романтизма в целом, о его характерных особенностях как одного из основных стилистических художественных направлений, не проводятся параллели с искусством современников композитора, не используются широкие возможности межпредметных связей. Педагог не ставит перед собой задачу познакомить молодого музыканта с философскими взглядами лучших представителей эпохи, выявить общие закономерности романтизма, преломленные сквозь призму национальных и персональных особенностей творческой личности каждого музыканта.

Тем не менее именно такая методика освоения произведений композиторов-романтиков особенно важна при подготовке учителей общеобразовательной школы, которым предстоит вести уроки музыки и курс «Мировой художественной культуры». Только установка на универсализм и фундаментальность профессиональной подготовки учащейся молодежи, опора на принцип стимулирования познавательных усилий молодых музыкантов, развитие их креативной деятельности, использование различных форм и методов развивающего обучения может дать положительный результат в деле формирования всесторонне эрудированного специалиста. Необходимость нахождения и научного обоснования основных музыкально-эстетических и психолого-педагогических подходов к изучению произведений композиторов-романтиков, направленных на глубокое и целостное их постижение, обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - выявить целесообразные и научно обоснованные методологические подходы к исполнительскому освоению музыкальных произведений композиторов-романтиков (на примере фортепианных сочинений Шумана).

Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс в исполнительских классах музыкальных учебных заведений (школах, училищах и вузах).

Предмет исследования - содержание, формы и методы учебной работы над сочинениями Шумана и его современников - композиторов романтического направления.

Задачи исследования:

-выявить роль и значение искусства композиторов-романтиков (Шумана и др.) в профессиональной подготовке учителя музыки;

-уточнить представление о романтизме как художественном стиле, типе мировоззрения, творческом методе в контексте практических занятий в музыкально-исполнительских классах;

-охарактеризовать творческую деятельность Шумана в плане сравнения и сопоставления с деятельностью других представителей искусства романтизма, провести анализ его сочинений, входящих в учебно-педагогический репертуар и школьные программы по музыке;

-отработать на теоретическом и методологическом уровнях психолого-педагогические подходы к изучению произведений композиторов-романтиков;

-проверить целесообразность и эффективность предложенных методических рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования:

1. Творчество композиторов романтического направления является существенным компонентом учебно-образовательного процесса в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений. Педагог, ведущий работу над исполнительским освоением музыкального произведения, должен обладать необходимым уровнем компетентности, чтобы решать возникающие в ходе обучения задачи с высоких профессиональных позиций, рассматривать любое музыкальное явление с культурологической точки зрения, в его широких и многообразных связях с другими художественными явлениями. При такой организации учебного процесса стилевое воспитание становится важнейшим фактором музыкального и общекультурного развития учащегося.

2. Адекватное воспроизведение творческих идей композиторов-романтиков и полноценное осмысление стилистики их художественного языка в исполнительской практике возможно при условии:

-концептуального подхода к изучению музыкальных произведений, когда данное сочинение рассматривается в контексте исторических и культурных явлений эпохи, сквозь призму философско-эстетических концепций наиболее видных представителей романтизма, образующих в совокупности представление о художественной парадигме романтического искусства;

-синкретического подхода, позволяющего осуществлять трансдисциплинарные связи, широко вовлекая в педагогический процесс различного рода ассоциации с другими видами искусства, формируя тем самым у учащихся целостное представление о базовых мировоззренческих и художественно-эстетических установках романтизма;

-сравнительно-сопоставительного (компаративного) подхода, подразумевающего под собой рассмотрение каждого художественного явления как в плане общего развития музыкальной культуры (композиторских, исполнительских и педагогических новаций), так и в выявлении индивидуальных особенностей метода каждого композитора, сравнении и сопоставлении творческих методов представителей романтического направления в музыке.

Методологической основой исследования послужили: а) концептуальные положения о диалектической взаимосвязи единичного и всеобщего, традиций и новаторства; содержание таких философских категорий, как эстетическое сознание и общественная практика; б) концепция отечественного исторического и теоретического музыкознания; идея синтеза искусств как методологический принцип педагогики музыкального образования; в) концепция развивающего обучения, в русле которой содержание и формы организации занятий в музыкально-исполнительских классах наиболее адекватно соответствуют задаче интенсификации процесса обучения учащихся музыкантов.

Особое значение в контексте настоящего исследования имело изучение: трудов в области философии, искусствоведения и культурологии западноевропейских (Г.Гегель, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.Шиллер, и др.), и российских (М.М.Бахтин, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Е.Н.Шапинская и др.) ученых; исследований в области музыкознания (Б.В.Асафьев, М.С.Друскин, В.Д.Конен, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.А.Цуккерман, Б.Л.Яворский и др.), музыкального исполнительства (А.Д.Алекссев, Г.М.Коган, Я.И.Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и др.), психологии творческой деятельности (М.Г.Арановский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.). В диссертации нашли отражение теоретические и методологические подходы к профессиональной подготовке учителя, сформулированные дидактами (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Г.Плохова, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.), а также специалистами в области преподавания музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Т.И.Бакланова, Б.Д.Критский, А.В.Малинковская, А.Н.Малюков, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, Г.П.Стулова, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова, Т.Л.Якубовская и др.).

Методы исследования включали в себя:

-изучение и теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;

-обобщение передового педагогического опыта; -анализ собственного педагогического опыта автора исследования; -использование комплекса методов эмпирического уровня (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент). Новизна проведенного исследования:

-Исследованы в педагогическом ракурсе наиболее характерные и значимые черты, присущие представителям романтического направления в искусстве, способствующие формированию мировоззренчески-аксиологических ориентиров учащейся молодежи.

-Проведен сравнительно-сопоставительный анализ творческих взглядов и методов различных представителей романтического направления в искусстве, позволяющий воплощать на практике установку на универсальное, трансдисциплинарное развитие музыканта.

-Определены методологические подходы, способствующие повышению эффективности процесса освоения произведений композиторов-романтиков (в том числе сочинений Шумана) в музыкально-исполнительских классах.

-Отработаны и проверены в экспериментальных условиях приемы, формы и методы педагогической работы, направленные на целостное освоение произведений композиторов романтического направления.

Теоретическая обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены: а) опорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых (философов, культурологов, искусствоведов, педагогов, психологов); б) применением комплексного метода исследования, сочетающего в себе теоретически-обоснованные и проверенные на практике подходы к изучению творчества композиторов-романтиков (Шумана); в) апробацией и экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней содержатся положения, содействующие повышению эффективности работы над освоением произведений композиторов-романтиков (Шумана) в музыкально-исполнительских классах. Автором даются практические рекомендации, способствующие целостному постижению сочинений композиторов в совокупности общих признаков романтического искусства. Предложенные музыкально-эстетические и психолого-педагогические подходы к изучению произведений композиторов-романтиков могут продуктивно использоваться при освоении в исполнительских классах произведений любых стилистических направлений. Материалы, содержащиеся в диссертации, найдут применение как в ходе индивидуальных занятий с учащимися, так и в рамках лекционных курсов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Освоение «стилевого пространства» романтизма следует рассматривать как необходимую составляющую в фундаменте профессиональной подготовки музыканта-педагога. При этом речь идет не только о расширении круга эстетических представлений учащихся, но и об интенсификации герменевтической направленности обучения.

2. Многомерность понятия «романтизм», трактуемого как мировоззрение, художественное направление, стиль в искусстве и как творческий метод, предполагает сложность и множественность педагогических подходов к изучению этого феномена, в том числе с позиций философии, эстетики, культурологии, конкретной области искусствознания. Только при такой организации педагогического процесса, когда создаются все условия для расширения когнитивной сферы учащегося-музыканта, развития его креативных способностей, возможно целостное восприятие и адекватное исполнительское воспроизведение творческих замыслов композиторов-романтиков.

3. Оптимальные возможности для формирования личности молодого музыканта, пополнения его тезауруса, совершенствования общих и музыкальных способностей складываются тогда, когда произведения композиторов-романтиков (Шумана) рассматриваются в рамках целостной философско-эстетической концепции романтизма как социокультурного явления в контексте художественных событий той или иной исторической эпохи. Выявление художественной парадигмы романтизма позволяет осмыслить его концептуальные и стилистические закономерности, систематизировать знания о предмете изучения.

4. Синкретический подход к изучению в исполнительском классе сочинений композиторов-романтиков (Шумана и др.) усиливает комплексное, синергетическое воздействие искусства романтизма на учащихся. В противовес установке на узкую специализацию будущих музыкантов-педагогов, широкие ассоциативные связи с другими видами искусства не только целенаправленно приобщают учащихся к духовным ценностям мировой культуры, расширяют сферу общеэстетических интересов и потребностей, но и активизируют их творческую фантазию и воображение, формируют механизмы художественно-образного мышления.

5. На примере освоения музыки Шумана в исполнительских классах педагогу необходимо в сравнении и сопоставлении творческих методов разных композиторов этого направления демонстрировать учащимся широкие возможности вариативности и изменчивости основных постулатов романтизма. Тем самым молодой музыкант учится постигать общефилософские закономерности перехода от общего (всеобщего) к частному (единичному), выявлять национальные и индивидуально-личностные черты каждого художника. Дивергентности (разнонаправленности и многосторонности) художественного сознания учащихся способствует и рассмотрение каждого конкретного сочинения в динамике общего развития музыкальной культуры, определение черт преемственности и обновления в смене различных художественных стилей и творческих концепций.

6. Использование широкого спектра методологических подходов к освоению искусства композиторов-романтиков закладывает фундаментальные основания для подготовки будущих музыкантов-педагогов, дает стимул для их дальнейшего саморазвития и самодвижения.

Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы на базе музыкального факультета МПГУ, музыкального училища им. А. и Г. Пироговых и школы №1 г. Рязани, через публикацию материалов по теме исследования; в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, а также в процессе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мелешкина, Елена Анатольевна

Выводы

1. Изучение творчества композиторов-романтиков (Шумана) является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями, ведущих музыкальные занятия в учебных заведениях всех звеньев. При этом работа над исполнительским освоением произведений композиторов романтического направления будет продуктивной лишь в том случае, если эти произведения рассматриваются в рамках целостной философско-эстетической концепции романтизма как социокультурного явления в контексте художественных событий определенной исторической эпохи.

2. В исследовании подтверждено, что задачи, возникающие в ходе обучения в музыкально-исполнительских классах, должны решаться педагогом не только с позиций высокой профессиональной компетентности, но и с культурологической точки зрения, когда каждое музыкальное произведение рассматривается в многообразных связях с другими художественными явлениями. Сравнение и сопоставление творческих методов представителей различных видов искусства способствует усилению комплексного, синергетического воздействия искусства на учащихся, пополнению и систематизации их знаний.

3. Работе над исполнительским освоением фортепианных произведений Шумана, как одного из самых ярких представителей искусства романтизма, должно сопутствовать изучение достижений музыкантов в разных сферах деятельности. При такого рода целостном постижении творческого наследия Шумана открываются оптимальные возможности для интенсификации герменевтической направленности обучения, формирования эстетического сознания учащихся-музыкантов.

4. Выявление на базе занятий в исполнительских классах музыкально-эстетических и психолого-педагогических подходов к освоению произведений композиторов-романтиков позволяет теоретически обосновать и сформулировать основные методологические принципы адекватного воспроизведения творческих идей музыкантов и полноценного осмысления стилистических особенностей их авторского языка.

5. В рамках настоящего исследования разработаны, проверены опытным путем и внедрены в практику конкретные методические рекомендации по организации процесса исполнительского освоения произведений композиторов-романтиков. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики в плане расширения сферы музыкальных и общеэстетических интересов и потребностей учащихся, развития их креативных способностей.

В результате проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что каждое время позволяет в новом ракурсе взглянуть на искусство прошлых эпох, находя в нем те черты, которые созвучны своему времени, те вечные и непреходящие ценности, что позволяют находить эмоциональный отклик и даровать интеллектуальное наслаждение через века. А это оставляет для каждого ищущего педагога-музыканта широкое поле для исследовательской деятельности, а для каждого учащегося или студента, только вступающего на путь познания, бесконечные возможности для личностного становления, для постоянного совершенствования и саморазвития, которое является залогом успеха в любой избранной для себя сфере деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мелешкина, Елена Анатольевна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 186с.

2. Абдуллин Э.Б. Методология музыкально-педагогического образования. // Программы по спец. 03.07.00. М.: МПГУ, 1997. - С. 1-24.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334с.

4. Аджемов К.Х. Незабываемое. М.: Музыка, 1972. - 152с.

5. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М. - С.-П.: Университетская книга, 1999. - 445с.

6. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Изд-во Республика, 2000. - 239с.

7. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков. / Автореф. диссер. докт. пед. наук. М., 1987. - 32с.

8. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гум. изд. центр Владос, 2000. - 336с.: ноты.

9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496с.

10. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Моск. гор. пед. общество, 1999. - 190с.

11. Антология исследований культуры. Гл.ред. серии С.Я.Левит. Т.1. С.-П.: Университетская книга, 1997. 728с.

12. Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М., 1986. - С.5-15.

13. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. // Процессы музыкального творчества. Сб.З М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 56-57.

14. Аристотель. Поэтика. Риторика. С.-П.: Изд-во Азбука, 2000.347с.

15. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.1. М.: Изд-во академии наук СССР, 1952. - 397с.

16. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2. М.: Изд-во академии наук СССР, 1954. - 383с.

17. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т,3. М.: Изд-во академии наук СССР, 1954.-333с.

18. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.4. М.: Изд-во академии наук СССР, 1955. - 439с.

19. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.5. М.: Изд-во академии наук СССР, 1957.-386с.

20. Байрон Дж.Г. Сочинения в трех томах. Т.1. Стихотворения. Поэмы. М.: Изд-во Худ. лит., 1974. - 462с.

21. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е допол. Л.: Сов. коми., 1979. - 352с.

22. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. - 334с.

23. Бахтин под маской. // Волошинов В.Н., Медведев П.Н., Канаев И.И. Статьи. Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Изд-во Лабиринт, 1996. - 176с.

24. Бахтин М.М. К философии поступка. М.: Изд-во Лабиринт, 1996.176с.

25. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, Т.7. М.: Худ. лит., 1955.-736с.

26. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Инф. изд. агентство Русский мир, 1997. - 402с.

27. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. - 1407с.

28. Бердяев Н.А. Смысл творчества философия свободы. М.: Правда, 1989. - 607с.

29. Бернандт И.Г. Черты личности // Сов. муз. №8, 1977. С. 52-54.

30. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории. М., 1999. - 77с.

31. Благой Д.Д. Образная речь педагога. // Сов. муз. №6, 1966. С. 8184.

32. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М.: Изд-во Сов. Россия, 1984. - 320с.

33. Браудо И. Артикуляция (о произношении истории). Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1973. - 197с.

34. Булез П. Идея. Реализация. Ремесло. // Homo musicus Альманах музыкальной психологии. М: МГК им. П.И.Чайковского, 1994. - С.91-136.

35. Булез П. Музыкальное время. // Homo musicus Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1995. - С. 66-75.

36. Бунин В. Педагогика С.Е.Фейнберга. М.: Музыка, 2000. - 79с.

37. В фортепианных классах Ленинградской консерватории. / Сб. статей под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. - 187с.

38. Вейнингер О. Последние слова. Пол и характер. Минск: Попурри, 1997.-416с.

39. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МПГУ, 1984.- 143с.

40. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 350с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.341с.

42. Гаккель Л.Е. Величие исполнительства. С.-П.: Северный олень, 1995. - 96с.

43. Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. // Статьи, рецензии. - Л.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., Ленингр. отд., 1988. - 168с.

44. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - М.: Радуга, 1986.-480с.

45. Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. М.: Дет. лит., 1980.143с.

46. Гегель. Г.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.1. / Отв. ред. А.В.Гулыга. Пер. с нем. М.И.Левиной. М.: Мысль, 1976. - 532с.

47. Гейне Г. Собр. соч. в шести томах. Т.1. М.: Худ. лит., 1980. - 518с.

48. Гейне Г. Собр. соч. в шести томах. Т.З. М.: Худ. лит., 1982. - 486с.

49. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. - 125с.

50. Гете И.В. Собр. Соч. Т.1. М.: Худ. лит., 1975. - 524с.

51. Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. / Сост. М.Яковлев -М.: Сов. комп., 1984. 288с. с илл.

52. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1968. - 450с.

53. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М.: Наука, 1972. - 664с.

54. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Худ. лит., 1994. - 444с.

55. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. - 284с.

56. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986. - 351с.

57. Григорьев А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. - 496с.

58. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство. М.: Знание, 1984.- 155с.

59. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1. М.: ИФРАН, 1999.221с.

60. Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург: раритет, Деловая книга при участии ЗАО Академия - центр, 1995. - 298с.

61. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Музыка, 1986. - 206с.

62. Дельсон В.Ю. Святослав Рихтер. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 122с.

63. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: ФОРУМ -ИНФРА-М, 1998.-268с.

64. Друскин М.С. Вагнер. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. - 96с.

65. Друскин М.С. Избранное. Монографии. Статьи. М.: Сов. комп., 1981.- 336с.

66. Житомирский Д. Роберт Шуман. М.: Гос. муз. изд., 1960. - 85с.

67. Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М.: Гос. муз. изд., 1962.-216с.

68. Зак Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания. / Сост. и общ. ред. М.Г.Соколова. М.: Музыка, 1980. - 208с.

69. Зетель И. Н. К. Метнер пианист. - М.: Музыка, 1981. - 231с.

70. Зингер Е. Из истории фортепианного искусства Франции. М.: Музыка, 1976. - 112с.

71. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. - 264с.

72. Иллюстрированная хроника открытий и изобретений с древнейших времен и до наших дней. Наука и технология: люди даты - события./ Дж.Кларк, пер. с англ. М.Я.Беньковской, О.А.Герасиной, А.В.Шерстнева -М.: ACT Астрель, 2002. - 333с.

73. История русской музыки. Т.6. 50-е 60-е годы XIX века. - М.: Музыка, 1989.- 384с.

74. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973.-336с.

75. Каган М.С. Философия культуры. С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1996. -415с.

76. Каган М.С. Эстетика как философская наука. С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 544с.

77. Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд ленинградская галерея, 1990. - 66с.

78. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.З. М.: Наука, 1964. - 799с.

79. Кармин А.С. Основы культурологии. С.-П.: Лань, 1997. - 507с.

80. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М.: Nota bene, 1988.-536 с.

81. Кафка Ф. Реальность абсурда. Симферополь: Реноме, 1998. - 423с.

82. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. - 470с.

83. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984. - 110с.

84. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Педагогика, 1984. - 526с.

85. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.З. М., 1985. - 46с.

86. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1978. - 180с.

87. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) Оренбург: изд. ООИПКРО, 2001. - 238с.

88. Конен В.Д. История зарубежной музыки. М., 1984. - 534с.

89. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. - 640с.

90. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. М. - Л.: Музыка, 1969. - 203с.

91. Кроче Б. Эстетика. Тула: ИНТРАДА ММ, 2000. - 157с.

92. Кушаев Н.А. Очерки по основам эстетической деятельности.

93. Искусство и образование. М., 1996. - С. 85-98.

94. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. - 438с.

95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304с.

96. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Фигаро -центр, 1997. - 136с.

97. Либерман Е.Я. Фортепианные сонаты Бетховена. М.: Классика -XXI век, 1996.- 123с.

98. Лист Ф. Ф.Шопен. / Общ. ред. и вст статья Я.И.Милыптейна. М.: Гос. муз. изд-во, 1956. - 427с.

99. Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М.: Искусство, 1965. - 343с.

100. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриелем Форе, Морисом Равелем. М.: Изд. дом Композитор, 2000. - 288с. с илл.

101. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -526с.

102. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991.80с.

103. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема. Автреф. диссер. докт. педаг. наук. М., 1995. - 46с.

104. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. - 256с.

105. Мандельштам О.Э. Об искусстве. М.: Искусство, 1995. - 416с.

106. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: Прометей, 2002.- 204с.

107. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Исследование.- М.: Композитор, 1993. 262с.

108. Медушевский В. Религиозная природа музыкального слуха. //Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1995. -С. 8-16.

109. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254с.

110. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана (вопросы целостности композиции и интерпретации). М.: Музыка, 1991. - 94с.

111. Мерриам А. Антропология музыки. // Альманах музыкальной психологии. М.,: МГК им. П.И.Чайковского 1995. С. 29-64.

112. Метнер Н.К. Воспоминания. Статьи. Материалы. / Сост., авт. вст. статьи и коммент. З.А.Апетян. М.: Сов. комп., 1981. - 251с.

113. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. - 95с.

114. Методологические проблемы музыкальной педагогики. Мат. межресп. науч.-прак. конференции. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. М.: МПГУ, 1991. - 125с.

115. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. - 176с.

116. Мильштейн Я.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., 1990. -288с.

117. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М.: Музыка, 1983.- 180с.

118. Михайлов С. Стиль в музыке. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1981. —262с.

119. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Инст. практ. псих., 1997. - 368с.

120. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М.: Преет, 1997. - 80с.

121. Музыка. Мысль. Творчество. У истоков традиций. / Отв. ред. М.С.Старчеус. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. - 244с.

122. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254с. с нот. и илл.

123. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319с.

124. На уроках Антона Рубинштейна. / Ред. сост. и автор вст. статьи Л.А.Баренбойм. - М. - Л.: Музыка, 1964. - 100с.

125. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.-320с.

126. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники // Изб. статьи. Письма к родителям. Сост. Я.И.Милыптейн М.: Сов. комп., 1983. -526с.

127. Немецкая поэзия XIX века. Сб. Сост. А.С.Дмитриев. М.: Радуга, 1984. - 704с.

128. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепинно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. М: Прометей, 2003. - 252с.

129. Окраинец И.А. Доменико Скарлатти. Через инструментализм к стилю. М.: Музыка, 1994. -208с.

130. Онеггер А. О музыкальном искусстве. JL: Музыка. Ленингр. отд., 1979. -264с.

131. Орлов Г.А. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.- Л.: Музыка, 1966.- 120с.

132. Основы этических знаний. / Отв. ред. М.Н.Росенко. С.-П.: Лань, 1998. 252с.

133. Перельман Н.Е. В классе рояля: короткие рассуждения. 3-е изд. доп., Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1981. - 96с.

134. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гумм. изд. центр Владос, 1994. - 304с.

135. Полевой В.М. Искусство как искусство. М.: Изд. дом, 1995.206с.

136. Пономарев Я.И. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280с.

137. Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио, 1997. - 207с.

138. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959. - 365с.

139. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М.: ЦАПИ, 1993. - 90с.

140. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. - 141с.

141. Рапацкая J1.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. М.: МГОПУ, 1996. - 142с.

142. Рапацкая J1.A. Русская художественная культура. М.: Гум. изд. центр Владос, 1998. - 608с.

143. Рассел Б. История западной философии. С.-П.: Азбука, 2001.957с.

144. Рогожина Н. Сезар Франк.: Всесоюз. изд-во Сов. комп. М., 1969.- 266с.

145. Романтическая и реалистическая новелла XIX века. / Сост. и авт. вст. статьи В.Бабенко. Свердловск: , 1991. - С. 157-396.

146. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.

147. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1964. - 186с.

148. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Классика - XXI век, 2002. - 136с.

149. Секреты фортепианного мастерства. / Сост. Н.Енукидзе, В.Есаков.- М.: Классика XXI век, 1998. - 146с.

150. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. 175с.

151. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970.- 141с.

152. Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. - 492с.

153. Соловьев B.C. Сочинения Т.1. 1873-1876. М.: Наука, 2000.392с.

154. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. -911с.

155. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. -Минск: Совр. литератор , 1998. 1407с.

156. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.З. М.: Искусство, 1952.886с.

157. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности. //Вопросы психологии №4. М.: Прометей, 1990. - С. 131-134.

158. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Гумм. изд. центр Владос, 2001. - 368с.

159. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.- 328с.

160. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. / Э.Б.Абдуллин. Вместо предисловия. М.: Изд-во Прометей МПГУ, 1997. - 104с.

161. Традиции и новаторство. // Материалы международной конференции. М.: МПГУ, 1999. - 296с.

162. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. -М.: Искусство, 1995. 159с.

163. Туманина И. Великий мастер. М.: Изд-во Наука, 1968. - 485с.

164. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. / Пер. с анг. Сост. И.Т.Касавин. Общ. ред. и вступ. статья М.А.Кисселя М.: Прогресс , 1990. -716с.

165. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975. - 109с.

166. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Вст. статья В.Натансона.-М.: Музыка, 2003. 335с.

167. Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. / Ред.-сост. И.Лихачева. М.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., 1984. - 232с.

168. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. С.-П.: Лань, 1998. -443с.

169. Флиер Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. М.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., 1983. - 272с.

170. Фролова С. Фортепианные сонаты П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1955. - 39с.

171. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С.-П.: Лань, 2001. -496с.

172. Хохлов Ю.Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 528с.

173. Царева Е.М. Иоганнес Брамс: Монография. М.: Музыка, 1986. -383с., с нот. илл.

174. Цахер И. Поздние квартеты Бетховена. М.: Музыка, 1997. - 141с.

175. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в поисках смысла. Исследование. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, М.: Изд-во Текст, 1999. -209с.

176. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Всесоюзн. изд-во Сов. комп., 1970. - 558с.

177. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: Academia, 1999. - 192с.

178. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.: Сов. комп., 1988 - 382с.

179. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 374с.

180. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990. - 96с.

181. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.1. -Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. 215с.

182. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.2. -Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. 173с.

183. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989. -208с.

184. Швейцер А. Культура и этика. / Пер. с нем. Н.А.Захарченко и Г.В. Калшанского. Общ. ред. и пред. В.А.Карпушина. М.: Прогресс, 1973. - 342с.

185. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства // Музыкальная эстетика Германии XIX века. T.l. -М.: Мысль, 1981.-С. 26-148.

186. Шевчук М.А. Романтическое начало в культуре и в русской амузыке первой половины XIX века. Автореф. дисс. на соиск. ученой степ, кандид. наук по спец. теория и история культуры. Нижневартовск, 2002. -15с.

187. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. T.l. М.: Искусство, 1983.-479с.

188. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М.: Искусство, 1983. -448с.

189. Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". М.: Классика -XXI век, 1999. -336с.

190. Шопен Ф. Письма. T.l. М., 1976. - 527с. с нот. илл.

191. Шопен Ф. Письма. / Сост., авт. ком. Г.С.Кухарский. Т.2. М.: Музыка, 1980. - 468с.

192. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, Харьков: Фолио, 1998. - 736с.

193. Шор Ю.М. Культура как переживание. С.-П.: Санкт-Петербургский университет профсоюзов, 2003. - 220с.

194. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта. М.: Музыка, 1959. - 160с.

195. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. стат. в двух томах. / Сост., ред., вст. статья и ком. Л.В.Житомирского. T.l. М.: Музыка, 1975. -407с. с илл. нот.

196. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. II А. - М.: Музыка, 1978. -327с. с илл. нот.

197. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. М.: изд-во Прометей, 2001. - 423с.

198. Эмери У. Орнаментика Баха. / Пер. с англ. и вст. статья А.Майкапара М.: Музыка, 1996.- 159с.

199. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М.: Музыка, 1975. - 349с.

200. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1996. - 729с.

201. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1996. -800с.

202. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998. - 653с.

203. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. / Ред.-сост. И.С.Рабинович. М.: Всесоюз. изд-во Сов. комп., 1972. - 711с.

204. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: Белор. Академия музыки, 1993. - 147с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.