Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кирчанова, Елена Георгиевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 114
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кирчанова, Елена Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XIX ВЕКА.
1.1. Романтизм как философско-эстетическая основа музыкального искусства XIX века.
1.2. Романтизм и развитие педагогической мысли в XIX веке.
1.3. Педагогические воззрения К. Черни, Ф. Листа, Ф. Шопена.
1.4. Анализ педагогического наследия выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в контексте современных концепций образования.
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.
2.1. Методика профессиональной подготовки учителя музыки на основе применения принципов и методов К. Черни, Ф. Листа, Ф. Шопена.
2.2. Организация и результаты экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки1999 год, кандидат педагогических наук Марченко, Ирина Петровна
Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки2011 год, кандидат педагогических наук Мордасова, Екатерина Ивановна
Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки: на материале работы в классе фортепиано2007 год, кандидат педагогических наук Березняк, Алина Валентиновна
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В.Х. Разумовской2010 год, кандидат искусствоведения Уралова, Татьяна Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки»
Актуальность исследования. В центре внимания современной гуманистической педагогики находится уникальная целостная личность, условия максимальной реализации ее возможностей и способностей, формирование духовных потребностей и профессиональных интересов. Профессионализм учителя музыки определяется его знаниями в области общей педагогики и пониманием специфики педагогики искусства, владением новейшими технологиями и методиками музыкального образования и творческим использованием в своей работе традиций педагогов-музыкантов. В связи с этим актуальным является обращение к ценному, но еще не в полной мере исследованному педагогическому опыту выдающихся композиторов-романтиков XIX века.
Романтизм как господствующее идейно-эстетическое движение первой половины XIX века провозгласил самоценность духовно-творческого начала и исключительное значение внутреннего мира человека, высокие нравственные идеалы и развитие личности с ярко выраженной индивидуальностью. Музыкальный романтизм Западной Европы дал миру выдающихся музыкантов - Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, а проникновение идей романтизма в педагогику музыкального исполнительства привело к возникновению оригинальных авторских школ.
Среди западноевропейских педагогов-музыкантов эпохи романтизма, педагогическое наследие которых представляет особую ценность, объективно выделяются Ф. Шопен и Ф. Лист, которые более активно, по сравнению с другими выдающимися композиторами-романтиками, занимались педагогической деятельностью и достигли в ней значительных результатов, а также К. Черни, который являлся учителем Ф. Листа и в своем педагогическом творчестве аккумулировал наивысшие достижения представителей академического направления педагогики музыкального исполнительства XIX века.
Исследования жизни и творчества К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена осуществлены преимущественно с точки зрения искусствоведения (А. Буасье, И.Ф. Бэлза, А. Гёллерих, Н.М. Друскин, А. Корто, Н.А. Корыхалова, В.А. Николаев, О.В. Левашева, Я.И. Милыитейн, Н.А. Терентьева и др.). В некоторых из них есть разделы, посвященные описанию педагогической деятельности этих музыкантов. Однако, в данных работах, ставивших основной целью освещение исполнительской и композиторской деятельности выдающихся представителей музыкального искусства XIX века, недостаточно полно проведены анализ и систематизация наследия этих композиторов с позиций педагогики музыкального обучения и воспитания. Между тем, в педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена аккумулированы педагогические воззрения, в которых прослеживается преемственность с современными перспективными направлениями общей педагогики, что может стать основой для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя музыки.
Таким образом, нами выявлено противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, в деятельности педагогов-музыкантов первой половины XIX в. К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена содержится обширный положительный педагогический опыт, с другой - данный опыт не востребован в сфере подготовки учителя музыки в силу его недостаточного теоретико-педагогического обобщения и систематизации. Данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств применения педагогического опыта выдающихся представителей европейского музыкального искусства XIX века в практике современного профессионального музыкального образования.
Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические воззрения выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки».
Цель исследования - изучение педагогических воззрений выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства с позиций современной педагогики музыкального образования и обогащение на этой основе содержания исполнительской подготовки учителей музыки.
Объект исследования - педагогическое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена.
Предмет исследования - педагогические принципы и методы К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена и специфика их применения в профессиональной подготовке учителя музыки.
Гипотеза исследования: педагогическое наследие выдающихся представителей западноевропейского фортепианного искусства XIX века К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена может эффективно применяться в профессиональной подготовке учителя музыки при соблюдении следующих условий: 1) изучении и систематизации наследия музыкантов с позиций общего и музыкального обучения и воспитания; 2) разработки на этой основе методики обучения студентов музыкально-педагогических училищ и колледжей, базирующейся на: а) принципах педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена в их взаимосвязи с общедидактическими принципами развивающего, комплексного, проблемного обучения и педагогики сотрудничества и б) методах работы над музыкальным произведением (поисковые, проблемные, творческие, создание ситуации успеха).
Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать и систематизировать педагогическое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена с точки зрения ведущих направлений современной общей педагогики.
3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения студентов музыкально-педагогических факультетов, колледжей и училищ на основе применения педагогических принципов и методов К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философия и эстетика немецкого романтизма (В.Г. Ваккенродер, Г.В. Гегель, Новалис, Ф.В. Шеллинг), психолого-педагогическая теория деятельности (J1.C. Выготский, П.Я Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, и др.), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин), теория комплексного обучения (Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский), педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская), история и теория фортепианного искусства (А.Д. Алексеев, JI.A. Ба-ренбойм, Г.М. Коган, О.В. Левашева, Е.Я. Либерман, Я.И. Милыитейн, А.А. Николаев и др.), теоретические основы профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Н.А.Терентьева, Е.Н. Федорович, Г.М. Цыпин и др.).
Методы исследования:
- эмпирические: тестирование, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ учебной документации, анализ творческих работ учащихся.
- теоретические: анализ философских, исторических, эстетических и искусствоведческих трудов, научно-педагогической литературы, монографий, статей, учебников, учебных пособий и учебных программ по исследуемой проблеме; статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования:
• впервые проведены изучение и систематизация педагогических воззрений К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена в контексте современных образовательных концепций;
• на основании педагогических принципов и методов выдающихся западноевропейских музыкантов XIX века разработана обучающая методика, направленная на формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей музыки: музыкально-теоретического мышления, его ассоциативности и креативности, исполнительского опыта.
Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:
• выявлены принципы, общие для педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена: образность произведений искусства, системность и последовательность обучения, самостоятельность действий обучающихся, учет их индивидуальных особенностей, сотрудничество, приоритет художественного плана в исполнении;
• определены наиболее характерные для них методы профессионального музыкального обучения: построение собственного оригинального плана интерпретации, системный анализ музыкального текста, создание положительного эмоционального фона обучения.
Практическая значимость состоит в разработке: 1) методики занятий по специальным дисциплинам (фортепиано, аккомпанемент), способствующих развитию художественно-образного мышления, инициативы и самостоятельности, повышению исполнительского мастерства студентов; 2) учебного материала для обогащения содержания теоретических курсов («Методика обучения игре на фортепиано» и «История фортепианной педагогики») для музыкально-педагогических училищ, колледжей и высших учебных заведений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена содержит положительный опыт для исполнительской подготовки современного учителя музыки и свидетельствует о совпадении основных направлений в развитии педагогики музыкального образования и общей педагогики (развивающее, комплексное, проблемное обучение, педагогика сотрудничества);
2. В методике, основанной на принципах педагогики К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена, прослеживается связь с дидактическими положениями развивающего обучения (развитие музыкально-теоретического мышления, обучение на высоком уровне трудности, системность и последовательность обучения, самостоятельность), проблемного обучения (развитие творческих способностей, активизация деятельности учащихся, использование поисковых и исследовательских методов в обучении), комплексного обучения (системность знаний, инте-гративность различных видов исполнительской деятельности), педагогикой сотрудничества (выявление и развитие индивидуальности обучаемого, его активное стимулирование к саморазвитию, самостоятельному выбору решения задачи, взаимообогащение педагога и ученика в результате сотрудничества).
Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в Пермском музыкально-педагогическом училище им. Д.Б. Кабалевского и Пермском государственном институте искусства и культуры; в выступлениях и публикациях материалов: Первой Международной межвузовской научно-практической конференции (Екатеринбург, 2001), Всероссийской научно - практической конференции «Реализация идей лично-стно-ориентированной педагогики в системе образования» (Архангельск, 2003), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Образование в культуре и культура образования» (Пермь, 2003), Омского регионального научно-методического центра творческого развития детей «Мир музыки» (Омск, 2003), межвузовского сборника научных трудов «Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки» (Чебоксары, 2003), на методических и педагогических советах Пермского музыкально-педагогического училища (2001 -2003), проведении мастер-классов для педагогов по классу фортепиано в Пермском государственном хореографическом училище (2002).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Упражнение в теории и практике обучения музыке: На материале трудов западноевропейских педагогов-музыкантов и методистов2001 год, кандидат педагогических наук Жилина, Анна Валерьевна
Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: На материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано2004 год, кандидат педагогических наук Мелешкина, Елена Анатольевна
Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Андрианова, Ольга Владимировна
Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма2001 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Рустам Раджапович
Лондонская фортепианная школа конца XVIII - начала XIX веков2012 год, кандидат искусствоведения Мофа, Алла Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кирчанова, Елена Георгиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Творческое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена, изучавшееся ранее преимущественно с позиций искусствоведения, содержит положительный опыт для развития педагогической теории и практики, так как многие его положения созвучны ведущим направлениям современной педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, комплексное обучение, педагогика сотрудничества). Изучение педагогического опыта музыкантов-педагогов позволяет обогатить педагогику достижениями культуры, проанализировать и обобщить творческие достижения великих деятелей западноевропейского музыкального искусства XIX века.
2. Выявлены общие для К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена педагогические воззрения в подготовке музыкантов-исполнителей, в которых содержатся педагогические принципы (образность произведений искусства, системность и последовательность обучения, самостоятельность действий обучающихся, учет индивидуальных особенностей, сотрудничество, приоритет художественного плана в исполнении) и методы (построение собственного оригинального плана интерпретации, системный анализ музыкального текста, создание положительного эмоционального фона).
3. Разработка, апробация и внедрение методики, выстроенной на основе принципов и методов выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в процесс специальной подготовки учащихся средних специальных и высших учебных заведений (теоретические курсы «Методика обучения игре на фортепиано» и «История фортепианной педагогики», практические занятия по фортепиано и аккомпанементу) доказали её результативность в формировании музыкально-теоретического мышления, его ассоциативной направленности, креативности и формировании исполнительского опыта как профессионально-значимых качеств будущих учителей музыки.
4. Проведенное исследование продемонстрировало возможность введения творческого наследия из области педагогики искусства в структуру педагогического процесса. Данный подход может быть распространен на другие родственные педагогические области.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кирчанова, Елена Георгиевна, 2003 год
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1982. - 288 с.
2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. -М., 1983.-321 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
4. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества: Сб. науч. тр./Новая педагогика мышления/Под ред. А.В. Петровского. -М., 1989. -С. 144-177.
5. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов//Музыка в школе. 1983. -31. — С.30-35.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
7. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1955. - Т.4. - 320 с.
8. Белкин А.С. Ещё одна парадигма образования//Высшее образование в России. 2000. - № 1.- С.92.
9. Бергер Л. Закономерности истории музыки//Музыкальная академия. -1999. № 2. - С. 124-131.
10. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература. - 1973. - 567 с.
11. Богуславский М.Н. Комплексная система обучения//Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1.-608 с.
12. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1999. -169 с.
13. Буасье А. Уроки молодого Листа. Л., 1965.
14. Бэлза И.Ф. Ф. Шопен. -М.: Музыка, 1991,- 140 с.
15. БэлзаИ.Ф. Шопен. -М.: Наука, 1968.-380 с.
16. Бэлза И.Ф. Шопен: Музыкальная энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1982. -Т.6. - 1008 с.
17. Бэлза И.Ф. Фредерик Францишек Шопен. М.: Академия наук СССР, 1960.-463 с.
18. Ванслов С.А. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 403 с.
19. Варгафтик А. Музыкальные шедевры тысячелетия//Музыкальная жизнь. -2000. №4. - С.31-33.
20. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1986. -С.126-129.
21. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.
22. Вульфсон Б.Л. Великая французская революция и народное образова-ние//Педагогика. 1992. - №9/10. - С.99-105.
23. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и современная педагогика//Педагогика. -1992.-№9-10.
24. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. -Т.1.- 1460 с.
25. Градони 3. Лист и народная музыка//Советская музыка. 1968. - №10. -С.64-68.
26. Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм//Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: Сб. науч. тр./Московская консерватория. М., 1994.- 156 с.
27. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1999. - С.245-259.
28. Гуревич Е.Л. Творчество Ф. Листа и музыкальная культура Венгрии: Учеб. пособие для студ.муз фак. пед. вузов М., 1994. - С.237-248.
29. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения А. Дистервега//Семья и школа, 1885. №5. - С. 179-191.
30. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. -С.121-141.
31. Друскин Н.М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1980. - Вып. 4.- 528 с.
32. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924. - 140 с.
33. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. -448 с.
34. Занков J1.B. Обучение и развитие. М., 1975. - 440 с.
35. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. М., 1991.
36. Зилоти А.И. Лучший из смертных/УМузыкальная жизнь. 2001. - №8-С.27-30; №9. - С. 27-29.
37. Зилоти А.И. Мои воспоминания о Ф. Листе//Наука и жизнь. 1970. -№Ц.-с.114-128.
38. Зольгер К.В. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном в искусстве. М., -1815. - Т.1-2.
39. Игумнов К.Н. Пианисты рассказывают. М., 1990. - Вып.1. - 155 с.
40. Калькбреннер Ф. Метода учения на фортепиано с помощью руковода. для музыкальных консерваторий Европы. СПб, 1836.
41. Кенинсберг А. Ференц Лист. М.: Знание, 1961.-32 с.
42. Книга по эстетике для музыкантов. Москва-София: Музыка, 1983. -272 с.
43. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М., 1967. - С. 135-153.
44. Конен В. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1972. - Вып. 3. -572 с.
45. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982. 446 с.
46. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. М.: Наука, 1974. - 626 с.
47. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965. - 238 с.
48. Корыхалова Н.П. Педагогическая деятельность молодого Листа (на материалах записок А. Буасье): Труды Ленинградского гос. библ. института. -Л., 1965.-Т.13.-440 с.
49. Краевский В.В., Скаткин М.П. Принципы обучения//Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. -Т.2. - 672 с.
50. Крауклис Г.В. Юбилей Ф. ЛистаУ/Советская музыка. 1987. - №3. -С.124-127.
51. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. -М.: Музыка, 1975.- 551 с.
52. Кюи Ц.А. Избранные статьи. М.: Музыка, 1957. - С. 137-161.
53. Левашева О.В. Ференц Лист. Молодые годы. М.: Музыка, 1998. - 334 с.
54. Лист//БЭС. М.: Музыка., 1998. - 672 с.
55. Лонг М. Фортепиано. Школа упражнений. Л., 1963. - 125 с.
56. Лушников A.M. История педагогики. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 368с.
57. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. Романтизм и борьба эстетических направлений. -М.: Музыка, 1968. -Т.2. 687 с.
58. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика XXI, 2002. - 118 с.
59. Маслоу А.Х. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -425 с.
60. Матюшкин Л.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-551 с.
61. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Педагогика, 1972. - 551 с.
62. Милынтейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. -119с.
63. Мильштейн Я. Ф. Лист. М.: Музыка, 1970. -Т.2. - 600 с.
64. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. - 176 с.65.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.