Старообрядчество Рязанской губернии в контексте государственной конфессиональной политики в середине XIX – начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Савинцев Вячеслав Александрович

  • Савинцев Вячеслав Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 207
Савинцев Вячеслав Александрович. Старообрядчество Рязанской губернии в контексте государственной конфессиональной политики в середине XIX – начале XX в.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2022. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Савинцев Вячеслав Александрович

ВВЕДЕНИЕ

1. СТАРОВЕРИЕ В РЯЗАНСКОМ КРАЕ

1.1. Начальный этап развития старообрядчества

1.2. Религиозные направления ревнителей старого обряда: поповцы, беглопоповцы и беспоповцы

2. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В

2.1. Численность, социальный состав и размещение по уездам

2.2. Религиозно-бытовой уклад староверов в Рязанской губернии

3. РЯЗАНСКИЕ СТАРОВЕРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В

3.1. Государственная политика по оформлению правового статуса старообрядцев

3.2. Православная миссия в старообрядческой среде

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старообрядчество Рязанской губернии в контексте государственной конфессиональной политики в середине XIX – начале XX в.»

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях, с нарастанием глобальных экономических и социальных проблем, вопрос о консолидации общества приобретает первенствующее значение. В связи с этим представляется актуальным осмысление драматических расколов и коллизий в историческом прошлом для предотвращения их в настоящем и будущем.

Консолидация социума невозможна без духовно-культурного единения народа. Бережное отношение к своему культурному и историческому наследию является залогом процветания любого государства.

Последние тридцать лет Россия испытывает влияние кризисных явлений в духовной сфере. С одной стороны, последнее время мы были свидетелями отхода от традиции, утраты гордости за свое Отечество и ее исторического наследия. С другой, отмечалось засилье западной культуры, проявляющей себя в новых ценностях, нормах поведения и языка.

Преодоление негативных явлений процесса заимствования чужого опыта возможно только путем осмысления традиционной русской культуры. Носителем традиционализма в большой степени является старообрядчество. Традиционализм проявляется у ревнителей старой веры, как в области сознания, так и в бытовой сфере. Сам факт существования в течение более трех столетий свидетельствует о высокой степени адаптивности старообрядцев с одной стороны, с другой их бережном отношении к наследию предков.

Изучение истории развития государственной конфессиональной политики в России по отношению к неортодоксальным религиозным группам, в частности к старообрядцам, способствует в настоящее время выстраиванию оптимальных взаимоотношений государственной власти с представителями различных религиозных культов. В современной многоконфессиональной России толерантность в государственной вероисповедной политике является залогом

для будущего мирного сосуществования, как представителей старообрядческих и православных групп, так и для других инославных конфессий и деноминаций.

В настоящее время научный интерес к истории старообрядчества возрос не только вследствие оживления деятельности старообрядческих общин, но и в связи с возникшей общественной потребностью поиска оптимальных моделей социально-культурной адаптации к быстро меняющимся условиям общественной жизни.

В последние десятилетия исследованы истории и культуры староверов в Курске, Оренбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове. Однако история старообрядческих общин Рязанского края не только как самобытный культурный феномен, но и как общественное явление в контексте государственной конфессиональной политики остается практически неизученной. Это придаёт данной работе актуальность и востребованность.

Степень разработанности проблемы. В дореволюционный период (до 1917 г.) в отечественной историографии в изучении истории раскола и эволюции старообрядчества господствовало обличительное направление. Исследователи стремились оправдать реформаторскую деятельность патриарха Никона и осудить упорство «необразованных» раскольников.

В дореволюционный период монументальным исследованием по исследованию истории Русской Церкви, в целом, и староверов в частности, являются труды митрополита Макария (Булгакова)1. Его произведения влияют на формирование официальной концепции по отношению к старообрядчеству в церковной академической науке. Это направление можно назвать охранительным. «Вобрав в себя миссионерско-обличительские традиции заложенные предшественниками, они развивались в сторону "научного обоснования" уже сформулированных положений»2. Так же и в трудах

1 Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви: в 9 кн. Кн. 7. М., 1996. Его же. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855.

2 Костров А. В. Развитие концепции старообрядчества в официально-церковном и старообрядческом направлениях отечественной историографии во 2 пол. XIX - нач. XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2004. С. 130.

А. Гейдена3 прослеживается идея заблуждения раскольников из-за невежества, целью был непременный возврат староверов в лоно Православной Церкви. Шло непременное оправдание реформ патриарха Никона, осуждение упорства и косности раскольников.

Социально-политическая природа раскола была изучена историком-антропологом А. П. Щаповым4. «Несмотря на разнообразие согласий и толков, старообрядчество предстает в работе А. П. Щапова как единое движение, противостоящее государству и Церкви и стремящееся к расширению сферы влияния, а в дальнейшем - к господству в России»5.

Во второй половине XIX в. в духовных академиях и семинариях в Российской империи открываются кафедры по изучению церковного раскола. В связи с этим происходит пересмотр некоторых традиционных историографических концепций по изучению старообрядчества происходит переход, от схоластически-бездоказательного к научно-объективному исследованию. Так прогрессивным исследователем старообрядчества в это время был профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. Ф. Нильский6, с именем которого связано появление ряда новых концепций в отношении истории староверия, а также смягчение радикального взгляда на церковный раскол середины XVII в.

Хранителем и продолжателем консервативно-охранительной традиции был профессор Московской духовной академии Н. И. Субботин7. Он склонялся к описанию внешних сторон современного ему староверия. Николай Иванович

3 Гейден А. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне. СПб., 1886.

4 Щапов А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII: опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859.

5 Архипова Е. А. Формирование экономической концепции старообрядческого движения в трудах А. П. Щапова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2011. № 1. С. 27.

6 Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. Вып. 1. СПб., 1869.

7 Субботин Н. И. Дело патриарха Никона. Историческое исследование по поводу XI т. «Истории России», проф. Соловьева. М., 1862; Его же. О сущности и значении раскола в России. 1892; Его же. История Белокриницкой иерархии. Т. 1. 1874.

критиковал старообрядцев не за сохранение старого обряда, а за неподчинение официальной церкви.

Таким образом, в трудах указанных историков происходила модернизация официальной охранительной церковной доктрины по осмыслению старообрядчества путем сокращения радикализма, привлечения научно-исследовательского концепта, а также привлечения критики предшественников.

В конце XIX - начале XX вв. дальнейшая модернизация официальной концепции по изучению церковного раскола в большей степени происходит в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Например, московский историк И. М. Громогласов8 сделал «определенный шаг вперед, прямо признав, что официальные "искусственные" данные количества "раскольников", имевшиеся в распоряжении светских и духовных властей, не только не согласуются между собой, но и не согласуются с действительным количеством старообрядцев»9. Все же и в трудах этого автора остается терминология официальной доктрины, а староверы продолжают приравниваться к сектантам.

Другим известным московским исследователем истории старообрядчества был профессор Е. Е. Голубинский10. Евгений Евсигнеевич, оставаясь на позиции официальной церковной концепции по отношению к староверам, все же показывал некоторые слабые места в полемических доводах православных. Так, Голубинский признавал разность старого и нового греческого обряда, также и приводил примеры латинского влияния в византийском богословии. «Подходя к косвенному признанию правомерности существования "старого обряда", автор, вместе с тем, доказывал неправомерность существования старообрядчества, как направления, во многом вышедшего из акта неподчинения реформе проводимой патриархом Никоном и греческими иерархами, которые для официально-

8 Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядства. М., 1895.

9 Костров А. В. Развитие концепции старообрядчества... С. 161.

10 Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 1896.

церковного историка по понятным причинам выступали историческими авторитетами»11.

Петербургский профессор П. С. Смирнов12 написал труд, который стал классическим учебником по изучению раскола в духовных семинариях. Признавая исторические факты, подготовившие церковный раскол, Смирнов оставался на пути охранительной доктрины, основную вину возлагал на вождей старообрядчества. Изыскания Петра Семеновича являли собой пример сочетания консервативного охранительного взгляда с научным методом изучения исторических источников.

Московскому профессору Н. Ф. Каптереву13 удалось преодолеть барьер консервативно-охранительной традиции в изучении старообрядчества. В своем исследовании он не ставил перед собой цели обличения староверов. Николай Федорович на основании исторических источников доказал закономерность, а не случайность церковного раскола, объясняя это не только церковными, но и политическими явлениями. Новым в концепции Каптерева было и оправдание расколоучителей как выдающихся церковных деятелей. Кроме того, в работах Николая Федоровича четко показан сребролюбивый интерес греческих иерархов в утверждении церковной реформы, когда Московский царь оплатил их согласие. Именно объективно-научный подход в исследовании исторической проблемы способствовал Каптереву отойти от классической охранительной концепции.

В результате отхода от официальной историософской концепции по старообрядческой проблеме Н. Ф. Каптерев приобрел много противников среди ученых коллег, главным из которых стал Н. И. Субботин. Защита докторской диссертации опального профессора, состоялась только с третьей попытки.

В целом, начале XX в. официально-церковная историография «старообрядчества характеризуется ростом удельного числа публицистических

11 Костров А. В. Развитие концепции старообрядчества... С. 165.

12 Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. Рязань, 1893.

13 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович: в 2 ч. М., 1996.

изданий, основывающихся на концептуальных наработках предыдущих периодов, без создания чего-либо нового на концептуальном уровне»14.

Второй период - советский - в изучении указанной проблемы формировался вокруг одного аспекта, а именно заострял внимание на значимости старообрядчества в ряде антифеодальных противогосударственных выступлений.

В 1930 г. была издана монография Н. М. Никольского15 по истории русской церкви, которая определила вектор дальнейшего исследования истории старообрядчества, в социально-экономическом направлении. Староверы, по мнению автора, были оппозицией «против крепостнического государства и церкви как орудия его господства»16. Важными исследованиями этого периода являются труды следующих исследователей - Н. В. Устюгова17, Н. С. Чаева18, В. С. Шульгина19, Н. С. Гурьяновой20, А. И. Клибанова21 и др. Познавательная ценность достижений указанных историков «в значительной мере обусловлена

богатейшей теоретической основой ее изучения и дальнейшей разработки, какой

22

являются достижения исторической науки дореволюционного периода»22.

За рубежом, в этот период, в 40-е гг. XX в. французским славистом Пьером Паскалья23 был написан труд о ранней истории раскола русской церкви. Исследование было основано на изучении многочисленных первоисточников, с

14 Костров А. В. Развитие концепции старообрядчества... С. 188-189.

15 Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1988.

16 Там же. С. 139.

17 Устюгов Н. В. Русская церковь в XVII в. // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 140-159.

18 Чаев Н. С. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1668-1676 гг. // Очерки истории СССР: период феодализма, XVIII в. М., 1955. С. 312-325.

19 Шульгин В. С. Общественная мысль и раскол в XVII в. // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4: XVII в. М., 1973. С. 8-11.

20 Гурьянова Н. С. Об отношении крестьян Филипповского согласия XVIII в. к государственной власти // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987. С. 142-143.

21 Клибанов А. И. Народные противоцерковные движения // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 562-615.

22 Молзинский В. В. Историография истории старообрядчества в отечественной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 1. С. 32.

23 Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2011.

которыми французскому ученому довелось в 20 - 30-е гг. работать в московских архивах. В 1970 г. в Мюнхене, а в 1995 г. в Москве выходит в свет книга С. А. Зеньковского24. Зеньковский приводит интересные характеристики исторических личностей, связанных с трагическими событиями XVII в. Еще один исследователь церковной истории А. В. Карташев25 в своих очерках «отмечал, что повседневное сознание людей не было приковано к осуществлению чаяний идеологии "Москва - Третий Рим" и поэтому не находился отклик в душах русских людей реформам патриарха, а греки умело подыгрывали Алексею Михайловичу в его мечтах о завоевании Константинополя»26. В фундаментальном исследовании И. К. Смолича27 по истории Русской Церкви в синодальный период, один из разделов его книги называется «Миссионерская работа Церкви среди старообрядцев». Здесь автор хронологически, с момента возникновения раскола до 1917 г., прослеживает изменение методов миссионерской работы Православной Церкви. В работе приводится оценка деятельности миссионерских братств в деле обращения староверов в Православие.

Ценность этих монографий в том, что они стали одними из первых попыток XX столетия объективного научного исследования появления и развития русского старообрядчества.

В XX в. в старообрядческой среде появляется труд Ф. Е. Мельникова28, в котором история раскола русской церкви и дальнейшая эволюция староверов представлена в апологетическом свете. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович - главные виновники раскола, и только они ответственны за

24 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. М., 2006.

25 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: учеб. Пособие: в 2 т. Т. 1. М., 2019.

26 Быковская Г. А. Проблемы взаимоотношений государства и Церкви: историография церковного раскола XVII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 3. С. 200.

27 Смолич И. К. История Русской Церкви 1700 - 1917. Кн. 8. Ч. II. М., 1997.

28 Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999.

церковную реформу. Стремление оправдать старообрядцев и представить их мучениками веры прослеживается на протяжении всего авторского труда.

Современный период в деле изучения старообрядчества в контексте государственно-конфессиональной политики характеризуется научной объективностью и всесторонним исследованием данной проблематики.

После 1991 г. в отечественной историографии, в результате снятия идеологических ограничений, появляется значительный интерес к изучению истории старообрядчества. Так в диссертационном исследовании К. А. Кузоро29 тщательно проработана дореволюционная историография староверия. Причины и ход церковной реформы середины XVII в. изучала Е. В. Скрипкина30.

Отдельные моменты в истории старообрядчества в России изучались в следующих диссертационных исследованиях. В своей работе А. В. Чибисов31 изучил появление и развитие белокриницкой иерархии (до 1988 г.). На основании архивных источников автором были исследованы не известные страницы жизни старообрядцев поповцев как период Российской империи, так и в советской России. Изучением отдельных староверческих согласий занимались И. Н. Никаноров32, М. В. Першина33, Е. Н. Мокшина34.

Бытовые и обрядовые стороны семейной жизни староверов исследовала А. П. Веселова35. Ею были изучены семейные традиции старообрядцев поповцев и беспоповцев. Территориальными рамками автор ограничилась двумя уровнями: на макроуровне они составили территорию России как Митрополию

29 Кузоро К. А. Церковная историография старообрядчества: возникновение и эволюция: вторая половина XVII - начало XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Томск, 2009.

30 Скрипкина Е. В. Самодержавие и церковный раскол в России во второй половине XVII в.: царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Омск, 2006.

31 Чибисов А. В. Образование и развитие старообрядческой белокриницкой иерархии 1846 -1988 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Иваново, 2012.

32 Никаноров И. Н. Федосеевское согласие в XVIII - XIX веках: оформление традиции: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Новосибирск, 2017.

33 Першина М. В. Филипповское согласие в XIX в.: идеология, полемика: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Новосибирск, 2010.

34 Мокшина Е. Н. Старообрядчество среди мордвы // Социально-политические науки. 2013. № 3. С. 112-113.

35 Веселова А. П. Семья в старообрядческой культуре: опыт исторического исследования: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Томск, 2007.

Русской Православной Старообрядческой Церкви, включающую в себя белокриницкие епархии и приходы, на микроуровне - территорию Томской области.

Государственную политику в отношении старообрядцев в период реформ Александра III исследовал Е. Л. Кузьмишин36. Он проследил генезис репрессивного законодательства в Российской империи к староверам вплоть до либеральных реформ. Автор на основе цивилизационного подхода рассмотрел суть и структуру взаимоотношений между государственной властью и старообрядцами во второй половине XIX в.

Изучению конфессионально-этического аспекта старообрядческого предпринимательства посвящены фундаментальные работы В. В. Керова37. В них была определена роль староверов в модернизационных процессах в сравнении с господствующей официальной церковью, католичеством и протестантизмом. В. В. Керов выдвинул идею о развитии старообрядцами альтернативной модели национальной модернизации, реализованной на основе национальных русских ценностей. В работах Д. Е. Раскова38 и Ю. В. Боровикова39 осмысляется религиозная составляющая старообрядческого купечества, выясняется, был ли успех в торговле напрямую зависим от исполнения христианского долга перед Богом и людьми. В целом, указанные работы предоставляют общую картину понимания староверческого купечества.

Стоит отметить, что старообрядческий капитал не был сколь-нибудь значимым фактором для экономики Рязанской губернии, поскольку всецело был направлен на развитие и укрепление общинной жизни.

36 Кузьмишин Е. Л. Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи в период правления Александра III: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2012.

37 Керов, В. В. Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России в конце XVII - XIX вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2004; Его же. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII - XIX веках // Отечественная история. 2001. № 4. С. 18-40; Его же. «Се человек и дело его.»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. М., 2016.

38 Расков Д. Е. Дискуссии о проценте у староверов // Христианское чтение. 2010. № 35. С. 85108.

39 Боровиков Ю. В. Предпринимательская культура старообрядчества // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1. № 1. С. 278-282.

Вклад в историографическое наследие в изучение старообрядчества на региональном уровне был внесен следующими исследователями: А. В. Апанасенок40 -в Центрально-Черноземном регионе России в последнюю треть XVII - начало XX века; Г. С. Егоровой41 - деятельность династий купцов-старообрядцев Владимирской губернии во второй половине XVIII в.; А. В. Стадниковым42 - московское старообрядчество; П. И. Мангилевым43 -старообрядчество Южного Урала и Зауралья в XVIII - начале XX вв.; В. В. Катьковой44 - старообрядчество Самарской губернии; С. Н. Абакумовым45 -староверы Орловской губернии.

Отдельно стоит упомянуть о научных изысканиях историка А. В. Пыжикова46. Исследователь пришел к выводу, что русскому человеку со второй половины XVII в. стерли историческую память. Церковная реформа патриарха Никона - самое страшное преступление в истории человечества, поскольку русскую церковь захватили малороссы, изменив русский обряд под свои устои и правила. По концепции Пыжикова, беспоповщина это и есть реакцией на этот украинский дух. Только разрушение существующей церковной структуры РПЦ, по стойкому убеждению, А. В. Пыжикова, поможет вернуть русскому обществу истинную церковь.

40 Апанасенок А. В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2004.; Его же. Формирование и функционирование старообрядческих сообществ Центрально-Черноземного региона России: последняя треть

XVII - начало XX века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. Курск, 2010.

41 Егорова Г. С. Предпринимательская деятельность династий купцов-старообрядцев Владимирской губернии: вторая половина XVIII в. - 1917 г.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Владимир, 2012.

42 Стадников А. В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - начала XX веков: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2000.

43 Мангилев П. И. Старообрядчество и крестьянская книжность Южного Урала и Зауралья в

XVIII - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2008.

44 Катькова В. В. Старообрядчество Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Оренбург, 2010.

45 Абакумов С. Н. Эволюция старообрядчества в Орловской губернии в конце XVIII - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Орел, 2010.

46 Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года. М., 2013. Его же. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России. М., 2020.

Систематическим исследованием истории старообрядчества Рязанщины в целом не занимались. В основном печатались историко-статистические заметки, наподобие очерка И. И. Проходцова47, в которых говорилось о состоянии старообрядчества в Рязанской губернии за определенный год.

В советский период изучением истории рязанских староверов почти не занимались. Заслуживает внимания статья В. Ф. Миловидова48, освещающая историю старообрядцев в Рязанской области в середине XX в. Ее ценность заключается в приведении этнографических наблюдений, а также использовании архивных документов, которые в настоящее время утеряны.

С изменением политического реалий в 1991 г. в России, меняется и ситуация в отношении изучения истории рязанских староверов. Появляются научные труды, на всероссийских конференциях представляются доклады по истории старообрядчества на Рязанщине.

Истории рязанского старообрядчества посвящена статья Горбунова Б. В. и В. Е. Исаковой49. Она довольно информативна и содержательна, опирается на архивные материалы о старообрядчестве XIX в. Недостаток работы заключается, пожалуй, в том, что исследование оканчивается началом XX столетия, опуская последовавший «золотой век» рязанских староверов, когда происходит существенное умножение ревнителей старого обряда, проводится государственная регистрация их общин (кратко упоминается в статье). Отсутствует информация о рязанских епископах-староверах, постройке старообрядческих храмов в Рязанской губернии.

Нельзя не отметить книгу В. Морозова50, содержащую небольшой раздел, в котором приводится некоторое описание истории староверов на Рязанщине в XIX в. К сожалению, приходится констатировать, что особо ценная информация

47 Проходцов И. И. Состояние раскола и сектантства в Рязанской губернии // Календарь Рязанской губернии на 1905 г. Рязань, 1905. С. 368-382.

48 Миловидов В. Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области // Вопросы истории, религии и атеизма: сборник статей XI. М., 1963.

49 Горбунов Б. В. Старообрядчество в Рязанском крае // Рязанская энциклопедия / гл. ред. В. Н. Федоткин. Рязань, 1995. С. 457-458.

50 Морозов В. Уезд Пресвятой Богородицы. Рязань, 1995.

в работе отсутствует, тем более что автор делает не совсем обоснованные выводы, не подкрепленные исследовательскими изысканиями. Например, он заявляет: «Сколько же действительно было в XIX веке в наших краях старообрядцев - указать невозможно»51. Это неверно, т.к. по архивным документам, сохранившимся до настоящего времени, вполне возможно узнать точное количество ревнителей старого обряда не только в XIX, но ив XX столетии. Там же утверждается, что в XIX в. «больше не было тех фанатичных, страстных исповедников старообрядчества, подобных протопопу Аввакуму или боярыне Морозовой»52. Хотя нам такие примеры известны. Показательна в этом плане биография старообрядческого епископа неокружника Павла (Туркина), фанатично исповедавшего свою веру во времена репрессивного законодательства, как в царский, так и в советский период. Даже в 20-е гг. XX в. он отлучал от церкви прихожан (в том числе собственных родственников), вступивших в колхоз.

В статье М. Ю. Киселева53 предпринята попытка выявления основных проблем в изучении истории староверов в Рязанской губернии. Источники, приведенные в статье, не вполне помогают осветить упомянутую проблему. Нельзя согласиться и с утверждением, что «большую научную ценность представляют многочисленные не опубликованные беседы со сторонниками старой веры»54. Часть их была опубликована в отчетах Братства св. Василия, епископа Рязанского. На деле большой научной ценности эти беседы все же не представляют, поскольку не сообщают никаких статистических данных о староверах по губернии и не предоставляют этнографического или культурно -религиозного материала. Единственная ценная информация, которую можно узнать из материалов бесед, это имя оппонента православного миссионера. Содержание бесед почти всегда одинаковое: причины церковной реформы, кто

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Савинцев Вячеслав Александрович, 2022 год

2. Литература

2.1. Монографии, статьи, сборники статей

100.Архипова, Е. А. Формирование экономической концепции старообрядческого движения в трудах А. П. Щапова / Е. А. Архипова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. -2011. - № 1. - С. 25 - 37.

101. Бирмилеева, О. А. Архивные материалы по истории дореволюционных епархиальных братств: братство святителя Василия, епископа Рязанского / О. А. Бирмилеева // Свет Христов просвещает всех Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. - Вып. 22. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. - С. 40 - 58.

102.Боровиков, Ю. В. Предпринимательская культура старообрядчества / Ю. В. Боровиков // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 1. -№ 1. - С. 278 - 282.

103.Быковская, Г. А., Проблемы взаимоотношений государства и Церкви: историография церковного раскола XVII в. / Г. А. Быковская, В. Д. Черных, А. Н. Злобин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 3. - С. 198 - 202.

104.Воздвиженский, Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии / Т. Воздвиженский. - М., 1820. - 349 с.

105.Вургафт, С. Г. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: Церковь, 1996. - 317 с.

106. Гейден, А. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне /

A. Гейден. - СПб., 1886. - 71 с.

107. Голубинский, Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами / Е. Е. Голубинский. - М., 1896. - 80 с.

108.Горбунов, Б. В. Старообрядчество в Рязанском крае / Б. В. Горбунов,

B. Е. Исакова // Рязанская энциклопедия / гл. ред. В.Н. Федоткин. - Рязань: Стиль, 1995. - С. 457 - 458.

109. Горячева, Т. Д. Источники по истории Рогожской старообрядческой общины (вторая половина XIX - начало XX в.): Опыт источниковедческой характеристики / Т. Д. Горячева // Мир старообрядчества. - Вып. 5, 1999. -

C. 118 - 152.

110.Государственный архив Рязанской области: Путеводитель / Главное архивное управление Рязанской области; ГКУ РО «Государственный архив Рязанской области». - Рязань, 2014. - 444 с.

111.Громогласов, И. М. О сущности и причинах русского раскола, так называемого старообрядчества / И. М. Громогласов. - М., 1895. - 56 с.

112.Гурьянова, Н. С. Об отношении крестьян Филипповского согласия XVIII в. к государственной власти / Н. С. Гурьянова // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. - Новосибирск, 1987. - С. 142 - 143.

113. Диспут со старообрядцами проведенный в стенах Рязанской Духовной Семинарии. - Рязань, 1908. - 64 с.

114. Добролюбов, И., свящ. Историко-статическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных / И. Добролюбов. В IV Т. - Рязань, 1891. - 453 с.

115.Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. / сост. Г. М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина / С. А. Зеньковский. - М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. - 688 с.

116. Исторические очерки беглопоповщины на Иргизе с 1762 по 1866 год. Вып. 5. Бытовая сторона раскола с приложением безпоповщинского словаря и каталога. - М., 1866. - 220 с.

117.История одной губернии: очерки истории Рязанского края 1778 - 2000 гг. / под ред. к.и.н. П. В. Акульшина. - Рязань: ГУ-издательство «Пресса», 2000. - 480 с.

118.История религии: в 2 т. Т. 2. Учебник / И. Н. Яблоков, Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др. - М.: Высш. шк., 2007. - 676 с.

119.История Русской Православной Старообрядческой Церкви. Краткий очерк. - М., 2000. - 32 с.

120.Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Каптерев. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 528 с.

121.Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Каптерев. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 610 с.

122.Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Учебное пособие: в 2 т. Т. 1. / А. В. Карташев. - М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019. - 624 с.

123.Катькова, В. В. Особенности правовых взаимоотношений старообрядчества с официальной властью и Русской Православной Церковью (РПЦ): на материалах Самарской губернии второй половины XIX в. / В. В. Катькова // Modern Trends in Scientific Thought Development. - Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2011. -С. 84 - 87.

124.Керов, В. В. «Се человек и дело его.»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства / 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Керов. - М.: Экон-Информ, 2016. - 590 с.

125.Керов, В. В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII - XIX веках / В. В. Керов // Отечественная история. -2001. - № 4. - С. 18 - 40.

126. Кириллова, И. Н. Под покровом Божией Матери / И. Н. Кириллова. -Рязань, 2010. - 35 с.

127. Киселев, М. Ю. Основные проблемы изучения рязанского старообрядчества. Конец XVII - начало XX века / М. Ю. Киселев // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т. 8. - Рязань, 2005. - С. 253 - 254.

128.Клибанов, А. И. Народные противоцерковные движения / А. И. Клибанов // Русское православие: вехи истории. - М., 1989. С. 562 - 615.

129.Комарова, О.А. Старообрядческая периодическая печать 1905 - 1917 гг. О. А. Комарова // Старообрядчество: история, культура, современность. -1998. - № 6. - С. 10 - 16.

130.Кулиев, Ф. М. «Основные изменения в конфессиональном законодательстве Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.» / Ф. М. Кулиев // Электронный научный журнал Теория и практика общественного развития - 2011 - № 6. - С. 231 - 235.

131.Кусова, И. Г. Рязанская община старообрядцев и предприниматели Масленниковы / И. Г. Кусова // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Материалы. - М., 1998. - С. 142 - 144.

132.Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества / Макарий Булгаков. - СПб., 1855. - 367 с.

133.Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви: в 9 кн. Кн. 7 / Макарий Булгаков. - М., 1996. - 658 с.

134.Макаров, И. Ю. Экспедиция Ю. К. Арсеньева в Новгородскую губернию 1853 - 1854 годов. (К вопросу о статистическом исследовании старообрядчества России.) / И. Ю. Макаров // Старообрядчество: история, культура, современность. - Вып. 3. - М., 1995. - С. 2 - 8.

135.Мелетия (Панкова), мон. Иларион, митрополит Рязанский / Мелетия Панкова, Серафим Питерский // Православная Энциклопедия. Т. XXII. -М., 2009. - С. 157 - 159.

136.Мельников, Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Ф. Е. Мельников. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 557 с.

137.Миловидов, В. Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области / В. Ф. Миловидов // Вопросы истории, религии и атеизма: сборник статей XI. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - С. 126 - 137.

138.Михайлов, С. С. Из истории старообрядческих храмов-моленных Егорьевского уезда в XX столетии / С. С. Михайлов // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т. 17. - Рязань, 2008. - С. 210 -214.

139.Михайлов, С. С. Из истории старообрядчества в Ряжском уезде в XIX столетии / С. С. Михайлов // Материалы 6 краеведческих чтений памяти Гаретовского 25 - 27 февраля 2010. - Рязань, 2011. - С. 138 - 145.

140. Михайлов, С. С. Конфессиональный состав старообрядчества Егорьевского уезда Рязанской губернии в XIX - XX столетиях / С. С. Михайлов // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т. 5. - Рязань, 2004. - С. 99 - 106.

141. Михайлов, С. С. Староверие Егорьевского края: Старообрядческие общества Егорьевского уезда Рязанской губернии в XIX - XX вв. / С. С. Михайлов. -М.: Рус. деревня; АИРО-ХХ1, 2013. - 254 с.

142.Мокшина, Е. Н. Старообрядчество среди мордвы / Е. Н. Мокшина // Социально-политические науки. - 2013. - № 3. - С. 112 - 113.

143. Молзинский, В. В. Историография истории старообрядчества в отечественной культуре / В. В. Молзинский // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2017. - № 1. - С. 29 - 35.

144.Морозов, В. Уезд Пресвятой Богородицы / В. Морозов. - Рязань, 1995. -111 с.

145.Николаев, К. Н. Очерки истории поповщины с 1846 года / К. Н. Николаев.

- М., 1865. - 139 с.

146.Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. - М., 1988. - 320 с.

147.Нильский, И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. - Вып. 1 / И. Ф. Нильский. - СПб., 1869.

- 406 с.

148.Панкратов, А. В. Белая Криница / А. В. Панкратов // Православная Энциклопедия. Т. IV. - М., 2002. - С. 503 - 504.

149.Планк, П., свящ. Православная Церковь и православное богословие Буковины времен Габсбургов (1774 - 1918) / П. Планк // Альфа и Омега. -2009. - № 54. - С. 105 - 118.

150.Полунов, А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России / А. Ю. Полунов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 374 с.

151.Пыжиков, А. В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года / А. В. Пыжиков. - М.: Древлехранилище, 2013. -647 с.

152.Пыжиков, А. В. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России / А. В. Пыжиков. - М.: Концептуал, 2020. - 272 с.

153.Расков, Д. Е. Дискуссии о проценте у староверов / Д. Е. Расков // Христианское чтение. - 2010. - № 35. - С. 85 - 108.

154.Рудаков, С. Дело епископа Павла / С. Рудаков // Старообрядец. - 1999. -№ 14. - С. 12 - 13.

155.Семина, М. В. Рязанские земляные пещеры / М. В. Семина // Рязанский историк. Научный журнал. - 2007. - № 6. - С. 72 - 76.

156.Семина, М. В. Старообрядчество в контексте Рязанского края / М. В. Семина // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Т. 1. - М., 2007. -С. 194 - 198.

157.Серафим (Питерский), игум. Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия / Серафим Питерский, Мелетия Панкова // Рязанский богословский вестник. - 2011. - № 5. - С. 14 - 101.

158.Серафим (Питерский), игум. Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Житие. Акафист / Серафим Питерский, Т. П. Панкова. - Рязань: «Зерна». 2002. - 63 с.

159. Смирнов, П. С. История русского раскола старообрядчества / П. С. Смирнов. - Рязань: Типография В. О. Тарасова, 1893. - 340 с.

160.Смолич, И. К. История Русской Церкви (1700 - 1917). Кн. 8. Ч. II / И. К. Смолич. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 799 с.

161. Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. - М.: Издательство «ФАС-медиа», 2005. - 127 с.

162. Степанов, И. И. Социальное служение Русской православной церкви в конце XIX - начале XX века (на примере Рязанской епархии) / И. И. Степанов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия история. Международные отношения. - 2012. - № 1. - С. 31 - 37.

163. Субботин, Н. И. Дело патриарха Никона. Историческое исследование по поводу XI т. «Истории России», проф. [С. М.] Соловьева / Н. И. Субботин. -М., 1862. - 249 с.

164. Субботин, Н. И. История Белокриницкой иерархии. Т. 1 / Н. И. Субботин -М., 1874. - 145 с.

165.Субботин, Н. И. Летопись раскола за1876 - 1879 годы / Н. И. Субботин. -М., 1880. - 152 с.

166. Субботин, Н. И. Любопытный ответ на «вопросы глаголемым старообрядцам» / Н. И. Субботин. - М., 1866. - 21 с.

167. Субботин, Н. И. О сущности и значении раскола в России / Н. И. Субботин. 1892. - 47 с.

168. Субботин, Н. И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой, Австрийской, или Белокриницкой иерархии / Н. И. Субботин. -М., 1874. - 512 с.

169.Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1887 год / под ред. А. В. Селиванова. Т. II. - Рязань, 1888. - 200 с.

170.Устюгов, Н. В. Русская церковь в XVII в. / Н. В. Устюгов // Религия и церковь в истории России. - М., 1975. - С. 140 - 159.

171. Феоктистова, Л. А. Эпизод из истории старообрядческой общины с. Селезнево Клепиковского района / Л. А. Феоктистова // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т. 5. - Рязань, 2004. - С. 99 - 100.

172.Фирсов, С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.) / С. Л. Фирсов. - М.: «Типография Наука», 2002. - 621 с.

173.Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. Т 2. Л-С / С. С. Аверинцев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 452 с.

174.Чаев, Н. С. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1668-1676 гг. / Н. С. Чаев // Очерки истории СССР: период феодализма, XVIII в. - М., 1955. - С. 312 - 325.

175. Шульгин, В. С. Общественная мысль и раскол в XVII в. / В. С. Шульгин // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4: XVII в. - М., 1973. - С. 8 - 11.

176.Щапов, А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII: опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения рус. Раскола / А. П. Щапов. - Казань, 1859. - 547 с.

2.2. Диссертации и авторефераты диссертаций

177. Абакумов, С. Н. Эволюция старообрядчества в Орловской губернии в конце XVIII - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Абакумов Станислав Николаевич. - Орел, 2010. - 275 с.

178.Апанасенок, А. В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX -начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Апанасенок Александр Вячеславович. - Курск, 2004. - 201 с.

179. Апанасенок, А. В. Формирование и функционирование старообрядческих сообществ Центрально-Черноземного региона России: последняя треть XVII - начало XX века: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Апанасенок Александр Вячеславович. - Курск, 2010. - 438 с.

180.Веселова, А. П. Семья в старообрядческой культуре: опыт исторического исследования: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Веселова Анна Петровна. - Томск, 2007. - 229 с.

181.Егорова, Г. С. Предпринимательская деятельность династий купцов-старообрядцев Владимирской губернии: вторая половина XVIII в. - 1917 г.:

дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Егорова, Галина Сергеевна. - Владимир, 2012. - 26 с.

182.Камзина, А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859

- 1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Камзина, Алина Джанаровна.

- Оренбург, 2004. - 203 с.

183.Катькова, В. В. Старообрядчество Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Катькова, Валентина Владимировна. - Оренбург, 2010. - 311 с.

184.Керов, В. В. Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России в конце XVII - XIX вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Керов Валерий Всеволодович. - М., 2004. - 40 с.

185.Костров, А. В. Развитие концепции старообрядчества в официально-церковном и старообрядческом направлениях отечественной историографии во 2 пол. XIX - нач. XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Костров Александр Валерьевич. - Иркутск, 2004. - 337 с.

186.Кузоро, К. А. Церковная историография старообрядчества: возникновение и эволюция: вторая половина XVII - начало XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Кузоро Кристина Александровна. - Томск, 2009.

- 249 с.

187.Кузьмишин, Е. Л. Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи в период правления Александра III: дис. . канд. ист. наук: 07.00.02 / Кузьмишин Евгений Леонидович. - М., 2012. - 213 с.

188.Мангилев, П. И. Старообрядчество и крестьянская книжность Южного Урала и Зауралья в XVIII - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Мангилев Петр Иванович. - Челябинск, 2008. - 322 с.

189.Никаноров, И. Н. Федосеевское согласие в XVIII - XIX веках: оформление традиции: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Никаноров Иван Николаевич. - Новосибирск, 2017. - 26 с.

190.Першина, М. В. Филипповское согласие в XIX в.: идеология, полемика: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Першина Мария Валерьевна. -Новосибирск, 2010. - 265 с.

191. Повод, И. В. Реализация государственной политики в отношении инославных конфессий и нехристианских (авраамических) вероисповеданий в регионе с преимущественно православным населением: на примере Рязанской губернии конца XVIII - начала XX века: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Повод Илья Владимирович. - Рязань, 2018. - 32 с.

192.Скрипкина, Е. В. Самодержавие и церковный раскол в России во второй половине XVII в.: царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Скрипкина Елена Владимировна. - Омск, 2006. -216 с.

193.Стадников, А. В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - начала XX веков: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Стадников Антон Владимирович. - М., 2000. - 247 с.

194. Степанов, И. И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.: на примере Рязанской епархии: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Степанов Игорь Ильич. - М., 2012. - 248 с.

195.Тимченко, К. В. Административные реформы Екатерины Великой (по материалам Рязанской губернии): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Тимченко Кирилл Владимирович. - Рязань, 2017. - 218 с.

196. Трофименко, В. Г. Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере России в 1864-1918 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Трофименко Василий Георгиевич. -Архангельск, 2010. - 232 с.

197. Федотова, М. Я. Совместное проживание крестьян различных этноконфессиональных общностей в конце XVIII-XIX вв.: на примере Касимовского уезда Рязанской и Меленковского уезда Владимирской

губерний: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Федотова Мария Яновна. -Владимир, 2010. - 197 с. 198.Чибисов, А. В. Образование и развитие старообрядческой белокриницкой иерархии 1846 - 1988 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Чибисов Андрей Владимирович. - Иваново, 2012. - 270 с.

Приложение 1. Динамика численности старообрядцев в середине XIX - начале XX в.

Таблица 1. Количество старообрядцев в 1896 г.481

Уезд Поповцы Беспоповцы (филипповцы, федосеевцы) Всего

Австрийцы Беглопо-повцы Отрицающие брак Принимающие брак

Егорьевский 5203 6 204 50 5463

Рязанский 1577 425 - 1103 3105

Пронский 150 - - 1513 1663

Спасский 518 392 211 40 1161

Зарайский 152 8 15 59 234

Сапожковский 113 2 179 754 1048

Раненбургский - - - - -

Михайловский 4 - 140 - 144

Скопинский 173 18 - - 191

Данковский - - 128 - 128

Ряжский 24 - 95 - 119

Касимовский - - - 3 3

Уезд Поповцы Беспоповцы (филипповцы, федосеевцы) Всего

Австрийцы Беглопо-повцы Отрицающие брак Принимающие брак

Егорьевский 5214 46 41 282 5583

Рязанский 1568 523 15 1273 3388

Пронский 137 - - 1719 1856

Спасский 601 480 - 197 1278

Зарайский 187 - 44 14 245

Сапожковский 77 - 300 788 1165

Раненбургский - - - - -

Михайловский 4 - 132 - 136

Скопинский 192 - - 3 195

Данковский - - 135 - 135

Ряжский 16 - 94 - 110

Касимовский - - - 3 3

Уезд Поповцы Беспоповцы (филипповцы, федосеевцы) Всего

Австрийцы Беглопо-повцы Отрицающие брак Принимающие брак

Егорьевский 5792 36 50 148 6026

Рязанский 1861 608 74 917 3460

Пронский 191 - 1659 - 1850

Спасский 593 462 153 85 1293

Зарайский 518 - 44 14 576

Сапожковский ? ? ? ? 1156

Раненбургский - - - - -

Михайловский 4 - 140 - 144

Скопинский 191 34 - 2 227

Данковский - - 133 - 133

Ряжский 15 - 94 - 109

Касимовский 10 - 2 23 35

Уезд Поповцы Беспоповцы (филипповцы, федосеевцы) Всего

Австрийцы Беглопо-повцы Отрицающие брак Принимающие брак

Егорьевский 5387 48 236 136 5817+ 4965= 10783

Рязанский 2296 761 59 1466 4582

Пронский 209 - 2031 - 2240

Спасский 626 587 17 30 1260

Зарайский 533 9 18 12 572

Сапожковский 164 - 482 989 1635

Раненбургский - - - - -

Михайловский - - - 217 217

Скопинский 239 34 - - 273

Данковский - - 146 - 146

Ряжский - - 36 91+350 477

Касимовский 5 - - 11 16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.