Старообрядческая икона XIX - XX веков в Волго-Вятском регионе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Быкова, Екатерина Васильевна

  • Быкова, Екатерина Васильевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 249
Быкова, Екатерина Васильевна. Старообрядческая икона XIX - XX веков в Волго-Вятском регионе: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2006. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Быкова, Екатерина Васильевна

Введение 2 Первая

глава Источники изучения старообрядческой иконы.

1.1. Старообрядческая литература об иконе

1.2. Литературные и архивные материалы

1.3. Экспедиционные материалы и вещественные памятники. 44 Вторая

глава Иконографические особенности старообрядческих икон.

2.1. Почитание иконы в старообрядческой среде

2.2. Традиционность иконографических образов в старообрядческой среде.

2.3. К истории формирования новой иконографии 73 Третья

глава Иконы «суздальского письма» на Вятской земле.

Четвертая

глава. К истории иконописания старообрядцев Волго

Вятского края (мастерские и народные мастера)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старообрядческая икона XIX - XX веков в Волго-Вятском регионе»

Старообрядчество, на основе творческого осмысления древнерусских традиций, создало свою, богатую содержанием, яркую, самобытную культуру. Иконопись ее неотъемлемая часть и давно по праву заслуживает самого тщательного изучения. В последнее время появляется интерес к иконописанию XIX-XX веков, но старообрядческая икона редко является специальным предметом изучения в искусствоведении.

Объект исследования настолько специфичен, что предварительно требуется уточнить и конкретизировать термин «старообрядческая икона», хотя он и часто употребляется в литературе. Это понятие распространяется, во-первых, на икону, написанную до XVII века, бытовавшую в старообрядческой среде, во-вторых, на икону, написанную иконописцами в более позднее время для староверов с учетом их догматических правил и учений. Будучи частью общенационального явления, старообрядческая икона тем не менее чрезвычайно своеобразна. Предмет диссертационного исследования: иконография, художественно-стилистические и технологические особенности старообрядческой иконы XIX-XX вв. Волго-Вятского края.

На сегодняшний день знания о старообрядчестве не систематизированы, поэтому остается большое поле для научной и практической работы. Экспедиционный и архивный материал, собранный автором в этом регионе, позволил исследовать иконописное искусство в среде «ревнителей древлего благочестия» и поставить в предлагаемой работе следующие задачи: провести анализ письменных и литературных источников по теме; классифицировать памятники иконописи по отдельным направлениям; установить региональные особенности икон; выявить особенности иконографии старообрядческой иконы в различных толках; систематизировать сведения об иконописцах и иконописных мастерских. Для решения поставленных задач автор исследует старообрядческие иконы в молитвенных и частных домах Вятской, Нижегородской губернии XIX -начала XX века. Выбор именно этого региона представляется оправданным, так как здесь сосуществовали одновременно старообрядцы разных толков.

Многовековая история Волго-Вятского региона отразила самые разнообразные явления отечественной духовной культуры. К сожалению, до последнего времени исследователи обходили вниманием существование здесь совершенно особого пласта русской культуры - старообрядчества, его духовных традиций, литературы, музыки, изобразительного искусства. На Вятской и Нижегородской земле широко представлены толки и согласия в их многообразии, что важно для изучения и понимания этого сложного явления.

По данным всеобщей переписи населения 1897 г., в Вятской губернии насчитывалось 95 862 старообрядца1, а по информации департамента духовных дел МВД, к началу 1912 г. их было 159 958, что ставило ее на третье, после Пермской и Донской губерний, место по числу старообрядцев в л

России . Понимая всю сложность учета старообрядцев и, соответственно, условность приведенной статистической информации, все же можно говорить о том, что истинное их число в Вятской губернии было не меньше указанных цифр. (Приложение 1)

Появление старообрядцев на Вятской земле отмечено в XVII веке. Первые ростки церковного раскола в пределах Вятской епархии связаны с деятельностью епископа Александра (Вятского), принявшего реформы Никона лишь внешне, в душе же не имевшего ничего против «отеческого предания». В период его владычества едва ли не вся епархия была привержена к дониконовской обрядности. Однако преемники Александра

1 Извлечение из отчета Вятской епархии противорасколышчьего миссионера Николая Ергина за 1908 г - ВЕВ. 1910, № 28, с.822

По данным синодальной статистики, к 1898 г. в Вятской епархии насчитывалось 82 922 старообрядца, что ставило ее на седьмое мссто в России по числу старообрядцев.

2 Раскол и сектантство - ВЕВ.1912, № 21, с.1101

Сотрудники духовного ведомства отмечали, что их статистика никогда не отличалась большой точностью. довольно быстро обратили большинство в официальное православие, и только отдельные очаги (в Нолинском, Слободском, Глазовском уездах) донесли старую веру до середины XVIII века, когда началась активная миграция в край с Севера (Поморья, Заонежья, Вологодской губерний) и Поволжья (Костромской, Нижегородской, Казанской, Саратовской губерний).

Волго-Вятская земля стала местом скрещения двух миграционных волн, и этим обусловлено сочетание факторов, в рамках которых формировалась культура старообрядцев этого края. Большие старообрядческие общины сформировались здесь в XVIII - нач. XIX века. Именно поэтому на территории Вятской и Нижегородской губерний сосредоточились приверженцы разных религиозных толков. Массовое заселение «раскольниками» Вятского края началось при Петре I, когда стали разорять нижегородские скиты, и старообрядцы с реки Керженец бежали в глухие леса Приуралья. Распространению раскола в северных уездах губернии способствовала, в том числе, торговля с Архангельским портом через Орловскую и Ношульскую пристани, а также частое посещение этих мест насельниками Выговской пустыни для сбора милостыни, торговли крестами, иконами и другими вещами.3

Сегодня старообрядцев насчитывается около 12 тысяч человек.4 И именно в их среде, благодаря замкнутому образу жизни, почитанию древних традиций, сохраняется патриархальная культура, а также литература, изобразительное искусство (и икона как важная культовая принадлежность в жизни «ревнителей древлего благочестия»). Стремление во что бы то ни стало сохранить в неприкосновенности не только старый церковный обряд, но и сам образ жизни древней «допетровской» Руси, ее быт, ее культуру - все это, воспринятое как своего рода «типикон спасения»5 (по определению

3 Материалы для истории раскола за первое время его существования. Ред.Н.Субботип

М.,1875-1890, т.4 с.265 j

Статистический сборник по Кировской области. - Киров, 2002, с. 16

5 Розанов В.В. Психология русского раскола // Религия и культура - М., т. 1,1990, с.52

В.Розанова), - характерная особенность русского старообрядчества. Это желание староверов сберечь во всей полноте старину делает для нас научное изучение проблемы особенно актуальным.

Изучение культуры старообрядчества и иконы, как её составной части, предполагает знакомство с широким кругом литературы и письменных источников. Это необходимо для систематизации имеющихся сведений. Однако в большинстве случаев акцент в искусствоведческой литературе на конфессиональную принадлежность иконы не делается, не определяются ее специфические особенности как старообрядческой. Здесь мы наблюдаем лишь накопление материала, а не его анализ. До настоящего времени монографическое исследование, комплексно рассматривающее старообрядческую икону XIX-XX веков в Волго-Вятском регионе, не было осуществлено.

В XIX веке ученые пытались осознать и воссоздать историю развития иконописи, систематизировать произведения по школам и эпохам. В эти

6 7 годы труды об иконописи создавали ученые-словесники и литераторы . Их интересовали сюжет изображения, исторические обстоятельства возникновения и существования памятника, эпоха его создания. Это были первые опыты освоения «иконописной темы», поэтому в них ещё отсутствуют определения стилей и школ, датировки.

В 1848г. появилась книга И.Снегирева «О значении отечественной иконописи»8, написанная в эпистолярном жанре, как несколько писем к графу А.С. Уварову. Через год вышел первый том официального издания

6 Иванчин-Писарев Н.Д - Прогулки по древнему Коломенскому уезду - МД846; Шавырсв С.В. Поездка в Кирилло - Белозерский монастырь. 4.1,2- М,1850.

7 Мельников П.И. (Андрей Печерский) В Лесах в 2-х книгах, На Горах в 2-х книгах -Горький.: Волго-Вятское изд-во, 1978

Лесков Н.С. Запечатленный ангел -М., 1983, с.89-130. Мамин-Сибиряк Д.Н. Очерки и статьи-Свердловск, 1949

Подповекий Ф.Н. Обломки суеверия. Рассказы из быта поволжских раскольников- Н. Новгород, 1899

8 Снегирев И.М О значении Отечественной иконописи // Записки СПб археологическо-нумизматического общества т.1 - СПб.,1848

Древности Российского государства»9, где была напечатана статья с обобщенными историко-теоретическими суждениями Снегирева о древнерусской живописи. В это же время И.П. Сахаров опубликовал «Исследования о русском иконописании»10 в 2-х книгах. В этой работе автор особо выделил Суздальскую школу и дал характеристику мастерским Холуя, Палеха и Мстеры XVII и XIX веков. И.П.Сахаров и И.М. Снегирев пытались создать целостное научное представление о древнерусской живописи. Их труды - первая попытка разобраться в художественном материале, классифицировать его по школам. Информацию исследователи собирали у старообрядцев, ревностно хранивших традиции иконописания. Важно отметить, что И.М. Снегирев постоянно консультировался на Преображенском кладбище в Москве со старообрядцем - федосеевцем, иконописцем Федором Сидоровым, на Рогожском - с купцом Василием Якимовым, «знатоком иконописи», «человеком смышленым и начитанным»11.

В «Истории русских школ иконописания до конца ХУНв» 1

Д.А.Ровинский обратился к опыту коллекционеров, любителей старины, в основном, старообрядчества. Он дал развернутую и связную картину развития древнерусской живописи, много внимания уделив вопросам технологии. Ученый уважительно относился к старообрядческим собраниям икон, особенно на Преображенском и Рогожском кладбищах. В 1903 году появилось полное издание его книги «Обозрение иконописания в России до конца XVII века».13 Текст её необычайно важен сведениями о собраниях икон старообрядческих молелен.

9 Снегирев И.М. Древности Российского государства: отд.1 св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного - СПб.,1849

10 Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании - кн.1-2. СПб.,1849

11 Снегирев И.М. Древности Российского государства: св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного/отд.1/ - СПб.,1849, с. 16-17.

12 Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до к. XVII в. - СПб., 1856

13 Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до к. XVII в. - М.,1903

Ценность данных работ заключается в том, что авторы работали с фактическим материалом, опираясь на сведения, полученные у старообрядцев, и выделили стилистические особенности иконы, исходя из представлений о древнерусской живописи «ревнителей древлего благочестия».

В 1860-70-е годы не появляется крупных монографических исследований об иконе. Исключение составляют небольшие работы, посвященные иконописанию во Владимирском уезде.14 Владимирским губернским статистическим комитетом были собраны и опубликованы исторические акты о существовавшем здесь иконном промысле.15 Бесценные материалы по истории суздальского иконописания оставил ученый-краевед, этнограф и археолог И.А.Голышев16. Обширный материал по «суздальскому иконописному делу» был собран учеными, членами Комитета попечительства о русской иконописи. Заслуживают внимания статьи В.

17

Илларионова об иконописании в суздальских селах (Мстере, Палехе,

18

Холуе). Эти исследования были продолжены Н.П.Кондаковым . Он констатировал, что в Мстере, например, «не более пяти мастеров работают по старинным оригиналам, большинство, под давлением московских торговцев (влияние этой стороны крайне вредное), давно уже забросили старину и мешают ее со всякою новизною, потребованную рынком»19.

14 Максимов С.Н. В дороге (Из путевых заметок)- Отечественные записки I860, N 8; Безобразов П.В. Из путевых записок - Русский вестник ,1861 т.34, N7

15 Тихоправов К. Н. О промышленности и частных промыслах в губернии в 1852 г -Владимирские губернские ведомости, 1853, N 19; Выставка сельских произведений в с. Боголюбове Владимирской губернии в 1846 г.- Там же, 1856 N41; Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе Владимирской губернии -Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории археологии Владимирской губ - М.,1858

16 Голышев И.А. Суздальская иконопись. Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае - Ежегодник Владимирского губернского, 1875

1 Илларионов (Георгиевский) B.C. Иконописцы-суздальцы-Русское обозрение, 1895, N 3,

IS

Кондаков П.П. Современное положение русской народной иконописи - СПб, 1901 19 Там же, с.23

Поскольку на Вятской земле особенно были распространены иконы «суздальского письма», это заставляет нас внимательно изучить труды об иконописании в Мстере, Холуе и Палехе.

На рубеже XIX-XX веков появляются серьезные труды по иконографии и истории иконописи Н.Покровского20, Н.П.Лихачева21, Н.П.Кондакова . Они помогают при изучении иконографии и её истоков.

Примером наиболее ранней публикации по вопросам об особенностях изображения в старообрядческих иконах и книгах является исследование С.Быстрова «Двоеперстие памятников художественного искусства и

23 письменности», опубликованное в журнале «Церковь»(1913) .

П.Муратов в своих трудах отмечает особую роль древлеправославных христиан в деле коллекционирования, изучения и реставрации «старых правил». Он впервые в русском искусствознании применил стилистический анализ как ведущий метод изучения художественных произведений и обратил особое внимание на достоинства старообрядческих икон. В статье «Ближайшие задачи в деле изучения иконописи»24 он определил и составил программу действий для ее исследования: накопление фактического материала, систематическая расчистка икон, классификация произведений по стилистическим группам, изучение школ отдельных художественных направлений и выдающихся мастеров. В Берлине в 1923 г была написана

20 Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства.-Одесса,1887; Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских.- СПб,1892; Очерки памятников православной иконографии и искусства со 150 рисунками.- СПб, 1894; Сийский иконописный подли1Шик-СПб,1898; Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного искусства- СПб,1899

21 Н.П. Лихачев. Историческое значение италогреческой иконописи-СПб,1911

22 Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб, 1902; Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1-2, - Петроград, 1914-1915

23 Быстров С.Н. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности -Церковь, 1913, N 24, с.575

24 Муратов 11.П. Ближайшие задачи в деле изучения иконописи- Русская икона,1914 статья «Открытия древнего русского искусства»23. Исследователь подробно описывает, каким образом и где происходило открытие древнерусской живописи, отмечая вклад старообрядцев-собирателей. «Была только одна среда, хранившая крепкую любовь к подлинной древней иконе. Эта среда — русское старообрядчество. По соображениям, не художественным, конечно, но религиозным, бытовым и обрядовым, старообрядчество учило распознавать, беречь и даже освобождать от позднейших искажений древнюю икону. В его распоряжении не было церквей,. оно строило свои скиты в глухих лесах и тайные моленные в городах и деревнях. Оно создало

26 собирательство древних икон и выдвинуло первых русских собирателей» .

Однако публикации рубежа веков рассматривают только иконографические вопросы, не акцентируя внимание на художественных, стилистических и региональных особенностях в иконописании.

Изменившаяся после Октябрьской революции, в сторону антирелигиозной, политическая ситуация в стране предполагает изучение художественного творчества староверов уже в контексте крестьянского искусства, местных народных традиций, игнорируя их конфессиональную принадлежность.

Одна из первых работ, посвященных региональному искусству старообрядцев,- «К истории крестьянского искусства XVIII-XIX веков Олонецкой губернии: (Художественное наследие Выгорецкой поморской обители)» В.Г. Дружинина . Искусствовед выделяет характерные иконографические и стилистические особенности старообрядческих икон поморского письма, которые встречаются на Вятской земле. Его работы -результат многолетних исследований, поездок, коллекционирования икон и книг, вывезенных из Поморья.

Муратов П.П. Открытия древней русской живописи - Современные записки., Париж, 1923

26 Там же - с. 24

97

Дружинин. В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII-X1X в Олонецкой губернии: (Художественное наследие Выгорецкой поморской обители)// Известия АН СССР сср.6 -1926 вып.15-17

В 30-е годы Иван Никифорович Заволоко, старовер-федосеевец, один из крупнейших коллекционеров старообрядческих памятников, знаток духовной культуры Древней Руси, начал исследовать рукописные книги и орнаменты, делать сравнительный анализ и выделил неоспоримые признаки икон старообрядческого письма. На первое место он поставил характерные особенности надписей на иконе, а также текстов раскрытого Евангелия,

28 развернутого свитка. Поморскии полуустав или поморская вязь с характерными декоративными завитками вокруг буквиц являются атрибутирующими признаками поморской иконы. Однако иконы с надписями поморским полууставом встречаются редко. Что касается написания имени Спасителя «по-староверски» с одним «I» (1С ХС), в отличие от «никонианского» титла «1ИС ХС», то оно не является атрибутивным признаком, ибо, как полагал И.Н.Заволоко, многие православные иконописцы XIX—XX веков употребляли традиционное написание имени Христа, подражая древним мастерам. По той же причине надпись на дщице Распятия Христова «Царь Славы» не обязательно свидетельствует о старообрядческом происхождении данной иконы. То же самое можно сказать об изображении восьмиконечного креста. В рисунке поздней русской иконы, указывал И.Н. Заволоко, старообрядческий элемент можно усмотреть в обязательном для адептов старой веры двоеперстии,

ЛА особенно в изображении фигур преподобных . Другая характерная деталь в рисунке заключена в изображении Распятия Христа. На иконах старообрядцев Его пречистое тело как бы вписано в очертания креста на почти горизонтально протянутых руках, а не виснет на Его пригвожденных ладонях. Только учитывая совокупность перечисленных признаков, включая почти не изученные особенности колорита, технические приемы, характерные материалы и т.д., исследователь может опознать старообрядческую икону.

28 Маркелов Г.В. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского дома. - СПб, 1998, с.12

29

Там же, с. 1 б и

Одновременно продолжается исследование стиля мстерской и палехской иконописи, которая была широко распространена в старообрядческой среде начала XX века в Волго-Вятском регионе. Значительным вкладом в разработку данной темы явились книги профессора А.В. Бакушинского и В.М. Василенко «Искусство Мстеры»30 и А.В.

Ч1

Бакушинского «Искусство Палеха» , изданные в 1934 году. Авторы внимательно рассмотрели эволюцию мстерского и палехского иконописания, выделив три линии: «подстаринные письма», реставрационное дело и массовое производство икон-краснушек на широкий рынок. Иконописцы писали в стиле Новгорода, Поморья, Москвы и в «строгановском стиле». Такая классификация «суздальских икон» может быть использована в данной работе при атрибуции.

В 50-60-е годы появляются каталоги с собраниями икон крупных

32 музейных и частных церковных коллекций. Каталог В.Ф. Королева с описанием древних икон старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве посвящено иконам из старообрядческой коллекции. Позднее появился «Каталог древнерусской живописи ГТГ», составленный В.И. Антоновой и Н.Е.Мневой33, затем каталог древнерусского искусства в собрании Павла Корина34, подготовленный теми же авторами. Эти труды интересны с точки зрения методологии исследования, а также сведений о старообрядческих иконах в за Бакушинский А.В. Василеико В.М. Искусство Мстеры- М., 1934

31 Бакушинский А.В. Искусство Палеха- M-J1 .,1939

32 Королев В.Ф. Древние иконы кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве- М,1956.

Каталог В.Ф.Королева не единственное издание, посвященное иконам Рогожского кладбища: Сиимки древних икон старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве - М.,1913; Древности и духовные святыни старообрядчества: иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве -М.,2005 it

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI- k.XVIII в.: Опыт историко-художсственной классификации -М.: Искусство, т.1,2.1963 Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина - М.: Искусство, 1966 этих собраниях. К сожалению, сведений немного, и все они разрознены, часто неизвестно их происхождение.

В 1970-80-е годы усиливается интерес к народной культуре и искусству. Появляются первые публикации о народных (крестьянских) иконах.35 Заботой о сохранении традиций искусства Палеха обусловлено появление книги И. Зиновьева «Искусство Палеха»36. Автор подробно рассказывает об истории палехской иконописи, ее стилях и технике. Как продолжение книги «Искусство Палеха», выходит альбом «Стилистические традиции искусства Палеха»37. Рисунки сопровождаются аннотацией с детальным анализом характерных изобразительно-пластических особенностей иконописных композиций. Палехские мастера часто выполняли заказы для старообрядцев, проживавших в Вятской губернии, поэтому труды Н. Зиновьева являются ценным справочным материалом в атрибуции икон.

В 1988 году появляется монография В.А.Барадулина о декоративной росписи Приуралья.38 Автор отмечает региональные стилистические особенности росписей, выделяет отдельные школы, связывая их с иконописью и местными промыслами. Он показывает особую роль старообрядческой культуры (в частности фольклора) в развитии народного искусства на Вятской земле.

Комплексное изучение иконописания в разных регионах начинается только с середины 80-х гг. Появляется ряд фундаментальных теоретических исследований об истории изучения древнерусской живописи, её стилистических направлениях. Авторы обращаются к наследию

35 Каменская Е.Ф. Иконы-красиушки.// Вопросы русского и советского искусства. Материалы научных конференций 1972-1973, вып.З - М.:ГТГ., 1974, с.67-68; Вылегжанииа Н.Г. Народные иконы Новосибирской области из Новосибирской картинной галереи// Музей-4 - М., 1983, с. 87-92.

36 Зиновьев Н.М. Искусство Палеха - JL: Искусство,! 968

37 Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха - JL: Художник РСФСР ,1981

38 Барадулин. В.А Народные росписи Урала и Приуралья. - М., Художник РСФСР, 1988 старообрядческих коллекций в молитвенных домах, церквах и у коллекционеров. Монография В.Г. Брюсовой о русской живописи XVII века дает представление об искусстве эпохи, классифицирует памятники по отдельным направлениям, выявляет почерк отдельных мастеров. Ее исследования важны с точки зрения методологии анализа памятников иконописания. Автор, проводя стилистический, технологический, иконографический анализ, свои доводы убедительно подкрепляет архивными материалами и письменными источниками, считая это необходимым условием научной работы.

Г.И. Вздорнов в книге «История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX века»40 отмечает значение старообрядчества в сохранении памятников старины, перечисляет богатые коллекции икон у старообрядцев и подчеркивает бережное отношение к древнерусскому искусству. Автор также указывает на преобладание икон строгановской школы в собраниях староверов. Это первый и пока единственный фундаментальный труд, в котором автор использует большой историографический материал.

Для настоящего исследования особый интерес представляет каталоги Казани и Сарапула, т.к. эти земли до 1917 года входили в Вятскую губернию, старообрядческие центры юга были связаны друг с другом, что отразилось в их художественной культуре41. В каталогах описаны иконы, поступившие из молельни даниловского толка и старообрядческой церкви Белокриницкого согласия.

К 300-летию основания Выговского поморского общежительства (1994 год) Историческим музеем в Москве была подготовлена большая выставка.

39 Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в- М.: Искусство, 1984

40 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи - М.: Искусство,1986

41

Каталог собрания икон. Музей истории и культуры среднего Прикамья. - Министерство культуры УАССР, 1992;

Русская икона Нового времени. Каталог выставки. - Татарстан, 1993.

Её каталог-«Неизвестная Россия»42 - включает разделы, посвященные деятельности староверов Выги в самых разных областях творчества. Рассматривая иконописную школу, авторы отмечают, что в настоящее время старообрядческое иконописание является наименее изученной областью искусства. В каталоге выставки «Культура староверов Выги»43 представлены произведения искусства из Карельского Краеведческого и Художественного музеев. В статье об иконописи В. Платонов44 определяет характерные стилистические особенности икон. Каталоги, посвященные старообрядческому имуществу Поморья, являются ценным материалом при изучении раскольнического искусства северных поселений староверов Волго-Вятского края.

В 90-ые годы в России были напечатаны труды ученых, работавших на Западе после революции. Исследования J1.A. Успенского45, в основу которого легли лекции курса иконоведения, - это богословское осмысление иконы и иконописного канона. Интерес для данной работы представляет глава о Московских Соборах XVI века и об искусстве XVII века, где автор подробно останавливается на особенностях русской иконографии, долгое время обсуждавшейся на Соборах.

Интересны статьи об иконе, написанные в эмиграции В.П. Рябушинским, одним из представителей династий старообрядцев предпринимателей. В 1994 году был опубликован сборник его статей под названием «Старообрядчество и русское религиозное чувство»46. В статьях «Религиозный смысл русской иконы», «Что такое икона» В. Рябушинский говорит об эстетическом и духовном значении иконы в жизни человека, а

42 Неизвестная Россия, ред. Е.М. Юхименко- М.:ГИМ 1994

43 Культура староверов Выга. Каталог- Петразоводск,1994

44.Платоиов В.Н. Иконопись// Культура староверов Выга. Каталог - Петрозаводск, 1994, с.56

45 Успенский J1.A. Богословие иконы православной церкви-М.,1989

46 Рябушинский В.В. Старообрядчество и русское религиозное чувство - М.: Мосты,1994 также определяет ее место «в мире художества».Его оценка приобретает особую актуальность в контексте времени.

Особую ценность при рассмотрении поздней иконописи представляет монография О.Ю. Тарасова «Икона и благочестие»47. В книге сделана попытка историко-культурного исследования иконного ' дела в Императорской России. Автор подчеркивает, что нравственно-религиозные системы благочестия определяли не только место икон в системе культа и их производство, но и особенности их художественного языка, круг сюжетов и иконографических тем. Основное внимание в книге сосредоточено на культуре низовой и повседневной, точнее - на известных народных иконах «суздальских писем». Развиваясь преимущественно на уровне народно-ремесленной культуры, одна часть иконного дела представляла синодальную православную икону, другая - старообрядческую иконопись, связанную с неофициальной религиозной культурой старообрядчества и предполагавшую полулегальное изготовление икон и полулегальное их распространение. «Икона и благочестие» О.Ю.Тарасова не имеет аналогов в русском искусствознании по полноте освещения и комплексному анализу поздней иконописи, в том числе и старообрядческой.

В конце XX века появляются альбомы-монографии о развитии иконописания в различных регионах. Уникальный словарь с именами мастеров- иконописцев, работавших в Приуралье и на Урале, представлен в альбоме «Невьянская икона»48. В каталогах «Уральская икона»49 и «Сибирская икона»50 помещены статьи об иконописных центрах Урала и Зауралья, о роли старообрядцев в развитии иконописного ремесла, о региональных особенностях икон.

47 Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России-М.: Прогресс, 1995

48 Голынец Г.В, Гончарова Н.А. Невьянская икона- Екатеринбург: Уральский университет, 1987

49 Гончарова Н.А. Уральская икона - Екатеринбург: Уральский университет, 1987

50 Велижапипа П.Г. Сибирская икона- М., 2003

Необходимо обратить внимание на то, что мы называем примитивом, народной или наивной иконописью. Она обладает своими характерными чертами исполнения, которые нередко определяются местом их создания. Сейчас еще трудно убедительно выявить весь спектр местных стилистических особенностей, а также определить четкие границы между так называемой народной иконописью и профессиональной, но вполне реально назвать некоторые иконы, которые составляют большую группу в крестьянских домах. Так, например, иконы «краснушки» имеют ряд общих типических черт: им свойственны крайне упрощенный рисунок, ограниченная цветовая гамма, употребляемая с присущей их авторам свободой; лаконичный изобразительный язык отличается определенным аскетизмом, граничащим со своеобразием знаковой системы. Интересно, что эти черты можно назвать в какой-то степени общими для большинства народных икон разных регионов.

Многие особенности народной иконы явились результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы. Икону в контексте народной культуры рассматривает К.Х.Цеханская.51 Региональным особенностям икон

52 посвящена статья М.М.Красилина . Автор предлагает новые методы ее атрибуции и отмечает технологические особенности создания икон в народной среде.

Е.В Гладышева в сборнике «Примитив в России XVIII-XIX веков»53 вводит понятие примитива в иконописи. В этом исследовании автор

51 Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа - М.: Паломник, 1998

32 Красили» М.М. Народные иконы: региональные особенности.// Русское народное искусство. Сообщения 1996 г - М.: Подкова, 1998

33 Гладышева Е.В. Примитив в икопописи// Примитив в России - М.,1995 проводит комплексный анализ «примитивной иконописи», делая сравнительный анализ с фольклором.

В 1998 году появляется уникальный труд Г.В.Маркелова с прорисями и переводами с икон из собрания Пушкинского дома54, а также книга, посвященная изображениям древнерусских подвижников.55 Большое количество прорисей находилось в старообрядческих иконописных мастерских на территории Латвии и Эстонии, позже они попали в коллекцию Н.Заволоко, которая в 60-е годы была им передана в Пушкинский дом. Для рассмотрения развития иконографии и выявления связи с древними образцами важны также издания: «Пречистому образу твоему поклоняемся»56, «Энциклопедия православной святости»57.

В 90-е годы XX века искусствоведческие работы носили разноплановый характер. Исследовались вопросы иконографии, стилистики, атрибуции, были выделены критерии примитива в иконописи, обозначены региональные особенности старообрядческой иконы Поморья и Уральского региона. В последнее десятилетие (1995-2005 гг.) появляется литература о

58 старообрядческой культуре и молитвенных домах. Большой интерес представляют статьи И.Л.Бусевой-Давыдовой о западноевропейских источниках в русской иконописи и новой иконографии, появившейся после

С 4

Маркелов Г.В. Святые Древней Руси - СПб.: Дмитрий Буланин,1998

55 Маркелов Г.В. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского дома - СПб.: Дмитрий Булапип, 1998

56 «Пречистому образу Твоему поклоняемся». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея - СПб.: ГРМ,1995

57

Энциклопедия православной святости- М.,1998 со

Павлов С.Н Старообрядческая поморская икона: Вопросы атрибуции// СПб. фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1993-июнь1994) - СПб.,1994. вып.6, с. 116

Захарова С.О. Некоторые особенности богослужебной культуры старообрядцев Выга и их отражение в памятниках иконописи// История культуры в памятниках и исследованиях. Сб.иаучиых трудов - Челябинск, 1999, с.34-35

Пивоварова Н.В. Старообрядческие памятники Нижегородской губернии в Музее христианских древностей Императорской Академии художеств// Памятники христианской культуры Нижегородского края. Материалы научной конференции 29-30 марта 2001 года -Нижний Новгород, 2001, с.81-86

XVII века, а также проблемах примитива в русской иконописи Нового времени59.

Но старообрядческая икона в искусствоведении еще не стала объектом комплексного изучения.

Значительным вкладом в этом направлении стали труды ученых-литературоведов, историков, археографов, занимающихся изучением и публикацией источников и документов старообрядческой письменности. Среди работ археографов следует отметить исследования В.И.Малышева, Д.С.Лихачёва, Е.Н.Юхименко, Н.С.Демковой, А.Н.Робинсона, В.С.Румянцевой, Н.Н.Покровского. В 30-е годы XX века В.И.Малышев60 открыл новые сочинения Аввакума и опубликовал их. Он же организовал экспедиции, которые обследовали старообрядческие центры. Это помогло археографам целенаправленно формировать и исследовать старообрядческие рукописные и старопечатные книги. А.Н.Робинсон61 проанализировал труды

Аввакума и обратил внимание исследователей на эстетические взгляды

62 старообрядцев на иконопись. Д.С.Лихачев рассматривал старообрядчество в контексте русской культуры и литературоведения. Е.М. Юхименко63, на основе изучения документального материала и обширного рукописного наследия Выго-Лексинского общежительства, дает анализ основных направлений деятельности выговских книжников по организации культурной и церковной жизни монастыря. Она также рассматривает традиции почитания наставников и прославления благодетелей, сформировавшие

59 Бусева-Давыдова И.Л. Новые иконографические источники в русской живописи XVII века// Русское искусство позднего средневековья. - М.,1993, с.190-206; Бусева-Давыдова И.Л. Западноевропейские источники русской иконописи и проблема примитива// Примитив в изобразительном искусстве. Материалы научной копференции-М.:ГТГ, 1997, с.53-66

60 Малышев В.И. Два неизвестных письма протопопа Аввакума - ТОДРЛ,т.14 М-Л.,1958; Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума»//Древнсрусская книжность: По материалам Пушкинского Дома - Л., 1965

61 Робинсон А.Н. Идеология и внешность. (Взгляды Аввакума на изобразительное искусство.)- ТОДРЛ., вып. 22, М-Л.: Наука, 1966

62 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси - М.,1973

63 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т.1- М.: Языки славянской культуры., 2002 литературную культуру, определившие характер поморской агиографии и положившие начало иконографии поморской старообрядческой иконописной школы.

Вятская и Нижегородская земли вызвали особый интерес у археографов библиотеки Академии наук Санкт-Петербурга. С 1984 по 1988 год было проведено 8 экспедиций, что помогло сформировать фонд (более 200 рукописей). В каталоге «Памятники письменности. Новые находки»64 один из разделов посвящен вятской старообрядческой книжной культуре. В 1991 году вышла небольшая книга «К истории книжной культуры Южной Вятки»65. Она открывается двумя очерками - отчетами об экспедиционной деятельности петербургских и свердловских археографов. За очерками следуют описания находок, сделанных в экспедиции. Эти каталоги важны для нас с точки зрения возможных методов исследования.

В 1996 году появился уникальный словарь «Старообрядчество. Лица. Предметы. События. Символы.»66. Это первая серьезная научная попытка систематизировать знания об истории и обычаях русского старообрядчества, о его виднейших деятелях. Словарь был составлен по историографическим, археографическим и экспедиционным материалам. В этом издании впервые даны обозрение и характеристика всех толков и направлений в старообрядческом движении. Несколько статей посвящено иконописцам и организаторам старообрядческих типографий, работавших в Москве, Поморье, Приуралье.

Обзор искусствоведческой литературы и археографических материалов позволяет сделать вывод о том, что исследование старообрядческой иконы остается практически не изученным. Упоминание отдельных памятников и

64 «Славны города Устюг и Вятка»-Памятпики письменности. Новые находки- Л:БАН с.45-58

65К истории книжная культура Южной Вятки- JI.: БАП.,1991

66 Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лнца, предметы, события и символы-М.: Церковь,1996 их редкая публикация не создает общей картины существования старообрядческой иконы в различных толках.

К концу XX века в истории искусств научный интерес к поздней иконописи снова возрастает. Настоящая работа посвящена изучению особенностей иконографии и стилистики иконы XIX-XX веков в разных толках и согласиях старообрядчества: беспоповского (даниловцы, федосеевцы, поморцы, филипповцы, рябиновцы, бегуны) и поповского (белокриницкого) - на территории Вятской, Нижегородской губернии и в районах Среднего Приуралья.

Методологическую базу исследования составили труды искусствоведов, культурологов, историков, филологов, археографов, этнографов посвященные широкому кругу проблем старообрядческой культуры. Диссертация опирается на тематический принцип организации материала. Отбор, систематизация и изучение носит междисциплинарный характер и осуществлены на основе сравнительно-исторического, искусствоведческого и культурологического подходов.

В основу работы легли как искусствоведческая, художественная, старообрядческая, справочная литература, так и материалы архива и экспедиций. Собранные в экспедициях материалы позволяют определить основные методы исследования старообрядческих икон. Используются не только собственные наработки, но и разработки археографов, этнографов. Особую ценность представляет опыт работы археографов и тот способ классификации (индексации), которую они предлагают для описания и атрибуции рукописных книг.67

При рассмотрении памятников старообрядчества был использован комплексный метод исследования, основанный на сравнительно-историческом, стилистическом и типологическом анализе памятников. Для

67 Починская И.В. Старообрядческое книгопечатание XVIII - первой четверти XIX веков -Екатеринбург, 1994; Вознесенский А.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918):Материалы к словарю - Екатеринбург, 1996. атрибуции следует рассмотреть икону с разных точек зрения: иконографической, стилистической, технологической. Это поможет выявить особенности иконографии и классифицировать памятники по отдельным направлениям, установить региональные особенности икон.

На данном этапе начала исследования необходима не только атрибуция (где, когда, кем), но и строгая организация памятников в определенную систему. Это и стройный порядок описания, и тщательный отбор необходимых и достаточных данных о памятнике (помимо атрибутивных), наконец, логика и обусловленность терминов.

Для методики атрибуции старообрядческой иконы целесообразно выделить критерии, позволяющие достаточно легко разбивать их на группы, сравнительно небольшие, легко обозримые, например иконографические. Внутри каждой иконографии выделяются признаки, позволяющие определять время создания иконы, регион и, если это возможно, имя иконописца. Методика исследования старообрядческой иконы сочетает в себе несколько видов анализа. Необходимо учитывать наработки искусствоведов, изучающих примитив, так как происхождение памятников сходно и изучается одна среда. Изучение условий бытования иконы в контексте культуры XVII-XX века особенно важно в связи с многообразием толков и согласий, а также полиэтнической среды. Отсюда вытекают особенности иконографии, характер типологии иконы, связь её с фольклором и литературными источниками. Работа по выявлению иконографии в контексте традиций старообрядчества очень объемна, поэтому пришлось ограничиться решением нескольких задач: определение, по возможности, конфессиональной принадлежности иконы по месту получения; выделение общих, распространенных сюжетов; вычленение сюжетов, распространенных в конкретной конфессиональной группе; выявление сюжетов, присущих данной локальной традиции.

Данное исследование проводится на стыке наук: искусствоведения, этнографии, археографии, палеографии, истории, истории религии. Это обусловлено темой работы, так как само понятие «старообрядческая икона» определяет конфессиональную принадлежность предмета. Выявление их из общего числа икон XVIII-XX веков и атрибуция, то есть определение принадлежности произведения искусства конкретному историческому периоду, стилю, направлению, мастерской или мастеру, его создавшему (т.е. времени и месту создания), является задачей очень сложной, требующей немалого опыта, непосредственного общения с материалом и знания специфики и иконографии различных старообрядческих согласий и толков.

С 1993 по 2001 год автор работы принимала непосредственное участие в исследованиях старообрядческих поселений в составе экспедиций археографов и филологов из БАН С-Петербурга, МГУ, Удмуртского университета. В результате проделанной работы, выявлен современный внутренний состав старообрядцев Заволжья. На сегодняшний день здесь насчитывается 10 относительно крупных толков и согласий как поповского (белокриницкое и беглопоповское), так и беспоповского (часовенное, поморское, федосеевское, филипповское, даниловское, спасовское, рябиновское, странническое) направлений. Были составлены точечные карты расселения старообрядцев в Кировской области, Удмуртии, Республики Коми (южные районы), заволжской части Нижегородской области, по толкам и согласиям, которая включает в себя около 300 пунктов. (Приложение 1)

Целью настоящего исследования является рассмотрение старообрядческих икон в молитвенных и частных домах Вятской, Нижегородской губернии XIX- начала XX века, анализ старообрядческих письменных, литературных и вещественных источников, систематизация и выделение особенностей иконографии старообрядческой иконы в различных толках, классификация икон по региональным иконописным мастерским. Цель, задачи исследования определили структуру работы.

В первой главе рассматриваются источники изучения старообрядческой иконы: труды старообрядцев об иконе; художественная и историческая литература, архивные материалы; экспедиционные материалы и вещественные памятники старообрядческой культуры.

Вторая глава посвящена иконографическим особенностям икон. Анализируется традиционная иконография и формирование новой. Подчеркивается особое место иконы в молитвенном доме, её почитание в старообрядческой среде.

В третьей главе исследуются иконы «суздальского письма» - Палеха, Мстеры и Холуя. Выделяются их характерные особенности, впервые приводятся сведения о палехских и мстерских мастерских в Поволжском и Приуральском регионах.

Региональные особенности иконописных мастерских, выполнявшие заказы для «ревнителей древлего благочестия» различных толков рассматриваются и анализируются в четвертой главе. В работе 3 Приложения.

Первая глава Источники изучения старообрядческой иконы

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Быкова, Екатерина Васильевна

Заключение

Последнее десятилетие XX века открывает новый этап в осмыслении культуры Православия в целом и поздней иконописи в частности. В различных регионах России появляются первые исследования, посвященные старообрядчеству. В основном, они связаны с археографией и фольклором. Новой страницей в еще недостаточно изученном русском религиозном искусстве XIX - XX вв. является старообрядческая икона. Будучи частью общенационального явления, она тем не менее чрезвычайно своеобразна. Русское старообрядчество на основе творческого осмысления древнерусских традиций создало свою богатую содержанием, яркую новую культуру. Иконопись служит ее неотъемлемой частью и давно по праву заслуживает самого тщательного изучения.

Настоящая работа посвящена исследованию особенностей иконографии и стилистики иконы XIX-XX вв. в разных толках и согласиях старообрядчества: беспоповского (даниловцы, федосеевцы, поморцы, филипповцы, рябиновцы) и поповского (белокриницкого, часовенного) - на территории Вятской, Нижегородской губернии и в районах Приуралья. Данное исследование подробно описывает бытование иконы в старообрядческой среде. Икона представлена как важная и неотъемлемая культовая принадлежность в жизни «ревнителей древлего благочестия». В работе предпринята попытка систематизации архивных материалов о старообрядческих моленных и распространении икон в раскольнической среде, а также приведен и проанализирован исследовательский материал, собранный автором непосредственно в экспедициях к старообрядцам в различные толки и согласия. В основу данной работы легли ранее никем не использованные архивы, а также материалы экспедиций по Кировской, Нижегородской областям, Республике Татарстан и Удмуртии. Первые раскольники в этом лесном крае появились в когще XVII века. Большие старообрядческие общины различных толков и согласий сформировались здесь в конце XVIII - начале XIX века в результате скрещения миграционных волн бежавших раскольников из Москвы, Поморья, Нижнего Новгорода и Казани. В это время на территории Вятской и Нижегородской губерний сосредоточились приверженцы разных религиозных толков: даниловцы, федосеевцы, поморцы, филипповцы, рябиновцы, белокриницкое, часовенное согласия. И именно в их среде, благодаря замкнутому образу жизни, почитанию древних традиций, сохраняется патриархальная культура, изобразительное искусство и икона как важная культовая принадлежность старообрядцев.

Для определения сущности старообрядческой иконы рассмотрена догматическая литература «адептов» старой веры. Прокомментированы труды об иконописании протопопа Аввакума и «Поморские ответы» С.Денисова. Впервые с точки зрения искусствознания проанализированы постановления некоторых старообрядческих Соборов. Все эти источники помогают установить особенности символики и иконографии в различных толках, а также уточнить датировки ряда иконописных памятников. Использование периодических изданий старообрядцев разных толков способствует формированию целостной картины их быта, помогает выявить зависимость иконографии от местных условий и уточнить адреса иконописных мастерских и имена иконописцев, работавших там.

В результате анализа литературы было дано определение, что можно считать старообрядческой иконой. К старообрядческой иконе можно относить иконы, написанные старообрядческими мастерами, а также образа, не принадлежащие работе старообрядческих иконописцев, но находящиеся в церквах, молельнях, частных домах старообрядцев, написанные согласно сложившихся традиций.

Многочисленные архивные сведения помогают более точно атрибутировать иконы, установить их заказчика и место исполнения, а также содержат описания и чертежи молитвенных домов с описями всех предметов XIX в. Функцию этнографических исследований фактически выполняет и художественная литература XIX - XX вв. (произведения А.П.Мельникова-Печерского, Н.С.Лескова).

Анализ особенностей иконографии старообрядческих икон в Вятской губернии, выявление ее специфики может явиться основой методологии и систематизации при атрибуции широкого круга памятников. Повествовательный характер сюжетов икон, своеобразие содержательного уровня, их назидательность позволили выявить особенности мироощущения и миропонимания старообрядчества, их уровень нравственного осмысления мира («Отче наш»). Это, несомненно, представляет ценность общекультурологического характера.

Для старообрядческой иконы была характерна тесная связь с народным искусством, которая проявилась в заимствовании сюжетов из фольклора, зависимость художественных приемов от местных декоративных традиций предметов народного прикладного и изобразительного искусства, взаимосвязь с металлопластикой и лубком, а также с книжной миниатюрой.

Старообрядческое иконописное ремесло на Вятской земле долгое время развивалось в рамках нелегального искусства. В таких условиях вырабатывались свои стилистические и иконографические особенности. Последнее, в значительной степени, могло зависеть от самого круга почитаемых святых, характерных для того или иного уезда. Это объясняется восприятием местных традиций. Другой причиной, повлиявшей на особенности иконографии, является результат освоения редких литературных и изобразительных источников, которые могли быть привнесены из других губерний и являлись важными для того или иного толка. Выявлено, что в некоторых согласиях с радикальными взглядами не поклоняются иконе (рябиновцы), в других (дапиловцы, филипповцы, федосеевцы) поклоняются только образам древнего письма или выполненным в подражание строгановским или другим старым письмам.

Как всякий живой организм, старообрядцы не могли жить только тем, что было унаследовано от прошлого. Следовало создать свой мир, с собственными традициями. Глубокая историческая память, отличавшая старообрядцев, получила практическое преломление в создании новой иконографии своих почитаемых святых: протопопа Аввакума, Феодоры, епископа Павла Коломенского.

Старообрядческая иконография развивается и по сей день, особенно активно в Белокриницком согласии поповского толка, где пишут иконы с новых прорисей. В отличие от поповцев, беспоповцы намного строже относились к иконам, которые писали новообрядцы или иконописцы других согласий.

Конкретное знание особенностей иконографии старообрядческих толков необходимо не только для атрибуции икон, но является важным звеном в развитии исторической, филологической, археографической, этнографической и искусствоведческой наук.

Древние иконы на Вятской земле встречаются не часто. В большей степени распространены иконы «суздальского» письма XIX-XX вв. Их богатые крестьяне и купцы заказывали в Палехе и Мстере с разнообразными вариациями древнерусских школ иконописи. В основном - образа, воспроизводящие традиции московской и строгановской школ в сочетании с элементами искусства XX века («Минея» из молитвенного дома города Нолинска).

На Вятской земле старообрядцы (поморское согласие и филипповский толк) - основные заказчики «подстаринных» или «стильных икон». Покупателей не смущало, что «подстаринные письма» сильно отличались от древних произведений. Для них мстерские иконописцы придерживались неписанного правила: создавать новое па основе старого. Их живопись была, по существу, импровизацией, в которой каждый раз по-повому варьировались элементы традиционной, оговоренной заказчиками, иконографии.

В результате проделанной автором работы были выявлены две иконописные мастерские Поволжья, выполнявшие старообрядческие заказы: одна - в Сызрани, династии Бочкарёвых-Фроловых, другая Г.Мордвинина в Балаково, выходцев из Палеха. Было установлено, что мастерские работали в начале XX века.

На севере Вятской губернии (Подосиновский, Орловский, Лузский, Слободской районы) встречаются иконы из Поморья, на юге и западе (Семёновский, Уреньский, Ветлужский районы Нижегородской губернии, Яранский, Малмыжский, Вятско-полянский, Нолинский районы Кировской области) у поморцев распространены иконы из Москвы, соседних Нижегородской и Казанской губерний, куда старообрядцы ездили на ярмарки и на праздники в молитвенные дома. Установлены фамилии владельцев иконных лавок на Нижегородской ярмарке.

Известно, что в старообрядческих скитах писали иконы, но пока сведений об этом немного и эта тема требует дальнейшего исследования. Встречаются иконы из мастерских Семенова и Городца - центра старообрядчества в Нижегородской губернии.

Мастерская Колчиных в Сарапуле выполняла заказы старообрядческих скитов в период с 1789 года по 1902. Иконы выполнялись по Подлиннику XVIII века.

В начале XX века культурным центром старообрядцев поморского толка в Вятской губернии становится Старая Тушка. Иконописная мастерская Тушки работала по прорисям Палеха и Мстеры, также писала иконы в «рублевском стиле». Л. Гребнев - владелец иконописной и меднолитейной мастерской, типографии - создавал комбинированные иконы с врезными произведениями медного литья. В его иконописной мастерской работало еще три иконописца: Григорий Федосеевич Фукалов из Дергачей, Родион Иванович Ваганов из Старой Тушки, писал иконы и сын Гребнева - Фома Лукич. Эта мастерская обслуживала многие старообрядческие общины поморского толка Вятской губернии.

Иконописная мастерская в деревне Верхний Услон удовлетворяла запросы старообрядцев поповского толка Вятской и Казанской губернии. Эта мастерская существовала с 60-х годов Х1Хв.

Еще одним центром иконописания была мастерская в Вознесенском монастыре близ станции Шамары Кунгурского уезда Пермской губернии -резиденция старообрядческого Владыки Антония (Паромова). Эта обитель просуществовала 15 лет и была уничтожена в 1918 году.

Итак, икона в настоящем исследовании представлена как важная и неотъемлемая культовая принадлежность в жизни «ревнителей древлего благочестия». При изучении старообрядческой иконы проведено её комплексное исследование: изучены условия бытования иконы в контексте культуры XVII-XX вв.; сделан анализ иконографии, выявлена связь с фольклором, литературными источниками.

В работе предпринята попытка систематизации архивных материалов о старообрядческих моленных и распространении икон в раскольнической среде, а также приведен и проанализирован исследовательский материал.

Именно такие формы системного изучения русского позднего иконописания сегодня представляются наиболее реальными и одновременно отвечающими актуальности общих задач.

Опыт изучения старообрядческой иконы применяется не только в этом регионе, для конкретных памятников, но может быть в дальнейшем использован при изучении других старообрядческих центров.

Таким образом, проведенные исследования расширяют представления о традиционной культуре старообрядцев, помогают выявить региональную специфику и сделать обобщающие выводы относительно механизмов самосохранения этноконфессионалыюй подгруппы в полиэтнической среде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Быкова, Екатерина Васильевна, 2006 год

1. Агеев П.Я. Старинные руководства по технике живописи Вестник изящных искусств. - СПб, т.5, 1887, т.6, 1888, т.7, 1889.

2. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI нач. XVIII веков: Опыт историко-художественной классификации, т. 1-2, - М.: Искусство, 1963.

3. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: 1967.

4. Байдин В.И. К вопросу о старообрядческом иконописании на горнозаводском Урале в XVIII-XIXbb.- Древнерусская традиция в культуре Урала.-Челябинск, 1992

5. Бакушинский А.В. Василенко В.М. Искусство Мстеры. М., 1937.

6. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Л.: Художник РСФСР, 1988.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи М.: Просвещение, 1993.

8. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи СПб.: Мифрил, 1995.

9. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., Художник, 1987.

10. Ю.Большева А.К. Крестьянская живопись Заонежья Крестьянское искусство СССР.-Л., 1927.

11. ГБрюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984.

12. Быстров С. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности Церковь, 1913, N24 с.575.

13. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир,1994.

14. Бусева-Давыдова ИЛ. Новые иконгргафические источники в русской живописи XVII века.-Русское искусство позднего средневековья.-М.,1993, с.190-206;

15. Бусева-Давыдова ИЛ. Западноевропейские источники русской иконописи и проблема примитива Примитив в изобразительном искусстве. Материалы научной конференции.- М.:ГТГ,1997,с.53-66;

16. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. М., 1866.

17. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного Суда по русским подлинникам -Исторические очерки русской народной словесности. Т. II.-M., 1861.

18. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.

19. Введенский А.А. Заметки по истории труда на Руси в XVI XVII веке. Очерк II Строгановские иконники, - 1956.

20. Велижанина Н.Г. Сибирская икона- М.,2003

21. Гладышева Е.В. Примитив в иконописи.- Примитив в России.- М.1995

22. Гребешок Т.Е. Ветковская икона.- Старообрядчество в России XVII-XX века. Вып.З.-м.:Языки славянской культуры, 2004, с.274-291.

23. Гурьянов В.П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве М., 1904.

24. Дамиан, иеромонах. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению: нсторико-критический очерк, 1905.

25. Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX в.в. в Олонецкой губернии: (художественное наследие Выгорецкой поморской обители) Известия АН СССР, сер.6, 1926, вып. 15-17.

26. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха Л.,

27. Художник РСФСР, 1981. 34.3отова Е.Я. «Подлежат изъятию.»: Меднолитая пластика по архивным документам 1850-1870-х гг.- Старообрядчество в России XVII-XX века. Вып.З.-м.:Языки славянской культуры, 2004, с.285-405.

28. Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулки по древнему Коломенскому уезду, М., 1846.

29. Из коллекции Н.П.Лихачева. Каталог выставки СПб.: ГРМ, 1993.

30. Иконописцы и икопопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во вт. пол. XVIII столетия. ТВУАК, 1910, вып. 2-3 с.78-96.

31. Илларионов В. Иконописцы-суздальцы Русское обозрение, 1895 N3, т.32.

32. Искусство строгановских мастеров в собрании ГРМ. Каталог выставки. -Л.: Искусство, 1987.

33. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок k.XVIII-h.XX в. из собрания ГИМа. М.: Русская книга, 1992.

34. Каменская Е. Иконы "краснушки". - Вопросы русского и советского искусства. Материалы научных конференций. 1972-1973 - М.; 1974.

35. Каргер М.К. Материалы для словаря русских иконописцев. Материалы по истории русского искусства - Л., 1928, г.1

36. Каталог собрания икон. Музей истории и культуры среднего Прикамья -Министерство культуры УАССР, 1992.

37. Князева Л.П. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея Палехского искусства М.: Прогресс, 1994.

38. Кобеко Д.Ф. О суздальском иконописании СПб, 1896.

39. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. -СПб, 1901.

40. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник: I Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб, 1902.

41. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1-2, Петроград, 19141915.

42. Королев В.Ф. Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956.

43. Королюк В.Д. Русская крестьянская иконопись (традиции и развитие -Etudes balcanigues). Sofia, 1971 с.83-101.

44. Косцова А.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб.; Искусство, 1992.

45. Косцова А.С. Побединская А.Г. Русские иконы XVI-h.XX в. с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л., 1990.

46. Красилин М.М., Данченко Е. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX в.в.-М., 1994.

47. Красилин М.М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР. Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. - М., 1985.

48. Культура староверов Выга. Каталог Петрозаводск, 1994.

49. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков, ч. 1-2. СПб, 1906.

50. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. СПб, 1911.

51. Муратов П. Ближайшие задачи в деле изучения иконописи. Русская икона, 1914.

52. Муратов П.П. Древнерусская иконопись в собрании И.С.Остроухова. -СПб, 1914.

53. Неизвестная Россия. Ред. Е.М.Юхименко. М.: ГИМ, 1994.

54. Новикова Л.Н. Эпистолярное наследие старообрядцев. К вопросу о старообрядческой символике XX в. Из сб. Мир старообрядчества. Живые традиции М., 1998,с. 206-216

55. Павлов. С.Н. Старообрядческая поморская икона: Вопросы атрибуции-СПб. фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов (ноябрь 1993 июнь 1994). -СПб., 1994. вып.6, с. 115-116

56. Петтерсон Л. Иконописная мастерская Заонежья. Памятники культуры -М.: Наука. 1994.64."Пречистому образу твоему покланяемся." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея СПб.: ГРМ, 1995.

57. Поздняя русская икона k.XVIII-XIX век. сос. Ярыгина И. СПб, 1994.

58. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. вып. 1-4.

59. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб, 1892.

60. Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1887. Т. 3.

61. Покровский Н.В. Памятники христианского искусства и иконографии. -СПб, 1910.73 .Постников Н.М. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888.

62. Реформаторская М.А. Северные письма.- М.: Искусство, 1968.

63. Ровинский Д.А. Обозрения иконописания в России до k.XVII в. М., 1903.

64. Ровииский Д.А. История русских школ иконописания до k.XVII в. СПб, 1856.

65. Русская икона Нового времени. Каталог выставки Татарстан, 1993.

66. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.: Мосты, 1994.

67. Сахаров И.П. Исследование о русской иконописи, кн. 1,2 СПб, 1850.

68. Семеновский Д. Мстера М., 1939.

69. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX в. т.1 кн. 1,2, сост. Гренберг 10.И. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.

70. Снегирев И.М. О значении отечественной иконописи. Записки С.Петербург археологическо-нумизматического общества, т.1, СПб, 1848.

71. Снегирев И.М. Древности Росиийского государства, отд.1 Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. М., 1849.

72. Тренев Д.К. Иконопись мстерцев. М., 1903.

73. Тренев Д.К. Русская иконопись и ее желаемое развитие. М., 1903.

74. Тренев Д.К. Несколько слов о древней и современной русской иконописи. -М., 1905.

75. Тренев Д.К. Сохранение памятников древнерусской иконописи. Иконописный сборник, т.1 СПб, 1907.

76. Философия русского религиозного искусства XVI-XX в. Антология. М.: Прогресс - Культура, 1993.

77. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1994.

78. Успенский В.В. Очерки по истории иконописи. СПб, 1899.

79. Успенский А.И. Древние иконы из разных церквей и частных собраний. -М., 1905.

80. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995.

81. Цодикович В.К. Русское религиозное искусство.

82. Цодикович В.К. Семантика иконографии Страшного Суда в русском искусстве XV-XVI веков. Ульяновск, 1995

83. Г.Е.Фролов. Свв.Отцы о иконопочитании- Родная старина, 1928, № 5-6 96.1Цавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок Древней Руси. М., Л., 1935.

84. Шабалин В.И. Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия.-ТВУАК.- Вятка., 1914

85. Шевырев С.В. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь 1847, ч.1,2 М., 1850.

86. История и культура старообрядчества

87. Барсков ЯЛ. Памятники первых лет русского старообрядчества.-СПб.: Тип. Александров, 1912

88. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранившихся в Выголексинской библиотеке. СПб, 1874.

89. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядства XVIII-XVIII веков М.: Унив. тип., 1890

90. Белокуров С.А. Сказания о Павле, епископе Коломенском Вып. 2 -М., 1905.5. 5. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб, 1900.

91. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во вт.пол. XVII века. -СПб.: БАН, 1995.

92. Быковский И.К. Преображенский приход (Федосеевского старопоморского согласия). М., 1907.

93. Бударагин В.П. Маркелов Г.Б. Орнаментика крестьянской рукописной книги XVIII-XIX в. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы, т.38 Л., 1985. с.476-502.

94. Власов П.П. Письма старообрядческих деятелей. Вып.1-М.:Типография И.М. Машистова ,1915.- (Материалы для истории старообрядчества второй пол. XIX стол- Содерж.: Письма архиеп. Антония, еп. Конона, еп. Пафнутия казанского)

95. Вознесенский А.В. Старообрядческие издания XVIII-h.XIX в. Введение в изучение. СПб.: Университет, 1996.

96. И. Вознесенский А.В. и др. Книгоиздательская деятельностьстарообрядцев (1701-1918):Материалы к словарю Екатеринбург, 1996.12. Вургафт С.Г. Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. - М.: Церковь, 1996.

97. Вятский епархиальный вестник. Раскол и сектантство. 1910. № 28, 1912. №21.

98. М.М.Громыко Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

99. Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб, 1911.

100. Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний-Изд. Имп. Археогр. ком.- СПб :Тип. М.А. Александрова, 1912.18. Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII в. СПб, 1861.

101. Зеньковский С. Русское старообрядчество, М.: Церковь, 1995.

102. Журавлев.А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках т. н. старообрядцах -М., 1855 , ч. II, стр. 39

103. Казанцева М.Г. Древнерусские традиции в певческой культуре Вятского края. История и культура Волго-Вятского края. - Киров.; Волго-Вятское книжное издательство, 1994.

104. Казанцева М. Г. Духовные стихи в свете исторических и эсхатологических воззрений старообрядцев // Личные архивы и коллекции ученых в научных библиотеках. Тезисы конференции. /Сыктывкар, ноябрь. 1997/- Сыктывкар, 1997;

105. Казанцева М.Г. История России в музыкально-поэтическом наследии старообрядцев Урала // Урал в панораме веков. Тезисы конференции. Екатеринбург. 1998. Т. 2.;

106. Казанцева М. Г., Филоеофова Т. В. Музыкально-поэтическое наследиепоморского севера в вятской старообрядческой традиции Уральскийсборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998.

107. Кириллов И.А. Правда старой веры М., 1916.

108. К истории книжной культуры Южной Вятки, ред. А.Амосов. СПб.: БАН, 1988.

109. Костомаров Н.М. История раскола у раскольников Вестник Европы, 1870.

110. Лесков Н.С. Запечатленный ангел. М., 1983.

111. Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. СПб, 1880.

112. Лисовский М. Русская периодическая печать 1703—1900г.-1915. № 65

113. Любомиров П.Г. Выговское общежительство: исторический очерк. -Саратов, 1924.

114. Малышев В.М. Древнерусские рукописи Пушкинского дома. М. - Л., 1965.

115. Малышев В.М. Материалы и статьи о Аввакуме. ТОДРЛ т.6-23.

116. Материалы для истории раскола за первое время его существования, ред. Н.И.Субботин. М., 1875-1890, т. 1-9.

117. Мельников П.И. (Андрей Печерский) В лесах 2 кн; На Горах - 2 кн. -Горький, Волго-Вятское издательство, 1978.

118. Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки.-Нижний Новгород., 1993

119. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославнойстарообрядческой) церкви,- Барнаул.1999

120. Митрополит Макарий (Булгаков) История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб, 1889.

121. Миссионерский спутник: настольная справочная книжка по расколосекто-ведению и миссионерству. Под ред. В.М.Скорцова. СПб, 1904.

122. Онучков Н.Е. Старина и старообрядцы. (Поездки в Поморье и Заонежье) Живая старина, вып.З - СПб, 1905.

123. Островский Д.Н. Выговская пустынь и ее значение Петрозаводск, 1914.

124. Подновский Ф. Обломки суеверия. Рассказ из быта поволжских раскольников Н.Новгород, 1899.

125. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях.-СПб, 1892.

126. Починская, И.В. Старообрядческое книгопечатание XVIII первой четверти XIX веков. -Екатеринбург, 1994

127. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века: Очерки из новейшей истории раскола. М. ,1904

128. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни М., 1905.

129. Пругавин А.С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости: С портретами епископов-узников.- М.: Типография И.Н. Кушнерев,1908

130. Робинсон А.Н. Идеология и внешность. Взгляды Аввакума на изобразительное искусство. ТОДРЛ, т.22.

131. Розанов В.В. Психология русского раскола. Религия и культура. - М., 1990, с.47-81.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. Старец Губернские очерки - Удмуртия, 1985.51. «Славны города Устюг и Вятка» // Памятники письменности. Новые находки Л.: БАН, 1988, с.45-58.

133. Смирнов П.С. Древнерусский духовник- М.,1913

134. Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века.- СПб.,1909

135. Старообрядчество. История. Культура. Современность. Тезисы. Конференции. М., 1996.

136. Старообрядчество. История, традиции, современность, вып. 1-4 М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 1994. 56. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в XVII-пер.пол. XIX в. - Пермь. Пермский университет., 1995.

137. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб, 1862.

138. Е.М.Юхименко Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т.1- М.: Языки славянской культуры.,2002

139. Старообрядческая литература

140. Аввакум Сочинение, // Памятники истории старообрядчества, кн. 1 вып. 1 JL: 1927. 2. Андриан, Епископ. Похвала иконе - Остров веры, Екатеринбург,2001 3. Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. - М.,1913

141. Денисов А. Поморские ответы М.: Преображенская типография Горбунова, 1909.

142. Денисов Симеон. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие- М.,1906

143. Деяния первого Всероссийского собора христиан поморцев, приемлющих брак, сошедшегося.в Москве в лето 7417- М.,1911

144. Канон первомученице Фекле. Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1910.

145. Канон преподобному Паисию. Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1910/11.

146. Канон мученику Уару. Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1909/10.

147. Карабинович Г.М. Закон Божий для старообрядческих школ. М., тип. К.Рябушинского, 1910.

148. И. Книга, именуемая Щит или Ответы на вопросы поповщины XIX в. -1864/65.

149. Минеи. Январь декабрь. - М.: Преображенский богоделенный дом. 1914/15.

150. О масле, возжигаемом перед иконами. Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1910.

151. Псалтырь Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1914.

152. Старообрядческий церковный календарь 1962-1993. Рига.: Рижская Гребенщиковская община.

153. Справедливо ли глаголемые старообрядцы приводят во свидетельство о двуперстии Тихвинскую икону Пресвятые Богородицы М., 1889.

154. Часослов Тушка, тип. Л.А.Гребнева, 1911.

155. Список архивных материалов

156. ГАКО ф.56 оп.1 Малмыжский уездный суд. XIX в.

157. ГАКО ф. 132 оп.1 Малмыжский земский суд. XIX в.

158. ГАКО ф.170 оп.1,2 Вятская ученая архивная комиссия. 1905-1917 г.

159. ГАКО ф.241 оп.1 Малмыжское духовное правление XVIII-XIX в.

160. ГАКО ф.325 оп.3-15 Духовная консистория. Дела о раскольниках. XVIII-XIX в.

161. ГАКО ф.574 Вятский губернский статистический комитет. XIX-XX в.

162. ГАКО ф.583 Вятское губернское правление. XVIII-XX в.

163. ГАКО ф.716 Малмыжское уездное полицейское правление. кон.ХУШ-ХХ в.

164. ГАКО ф.811 Вятский епархиальный комитет миссионерского общества. 1890-1916.

165. Ю.Отеческия завещания. Рукопись Владимирской Семинарии. № 75, л. 234.

166. ГАКО ф.538 оп.1 Описание раскола в Русском Туреке.1902

167. ГАКО ф.236. оп.2. д658. с.7-об

168. ГАКО ф.228. оп.1 д.114 с.2

169. ГАКО. ф.237 оп.1 д. 54 Протоколы заседаний и Указы Духовной Консистории 1757 г.

170. ГАКО. ф.56 оп.1 д.175 Малмыжский уездный суд. Дело о раскольниках Порекской волости.

171. ГАКО. ф.132 оп.1 д. 16 Малмыжский земский суд. Докладной распорядительный регистр 185217. ГАКО ф.1089 д.27

172. ГАКО ф. 327 on. 1 д. 58. Протокол Духовной консистории

173. ГАКО ф. 1126 д. 478-пр. Дело о раскольниках. 1849-1852142

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.