Иконография Серафима Саровского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Буркин, Александр Иванович

  • Буркин, Александр Иванович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 277
Буркин, Александр Иванович. Иконография Серафима Саровского: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2004. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Буркин, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ.2 стр.

ГЛАВА 1.

ЖИТИЕ СЕРАФИМА САРОВСКОГО КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. 19 стр.

- История почитания Серафима Саровского.

- Житие Серафима Саровского как основной литературный иконографический источник.

- Облачения преподобного, их символика.

ГЛАВА 2.

ИКОНОГРАФИЯ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.47 стр.

- Поясное изображение Серафима Саровского.

- Ростовое изображение Серафима Саровского.

- Изображение Саровского старца на фоне монастыря.

- Изображение преподобного на фоне леса.

- Серафим Саровский с избранными святыми.

- Произведения изобразительного искусства и иконы с отдельными сюжетами из Жития Серафима Саровского.

- Житийные иконы преподобного Серафима Саровского.

- Редкие иконографические сюжеты.

- Скульптурный образ Серафима Саровского.

- Монументальные настенные храмовые росписи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконография Серафима Саровского»

Актуальность темы

Конец XX - начало XXI столетий - время подведения итогов во многих сферах человеческого бытия и, прежде всего, в истории культуры, поскольку это та сфера, которую человечество творило в течение последних нескольких тысячелетий, в которой оно существовало и продолжает жить вплоть до сегодняшнего дня. Одним из величайших открытий минувшего века в плане культурном, художественном и духовном явилась древнерусская икона. Ее «открытие» произошло в канун грандиозных исторических потрясений: первой мировой войны и последующих революций и войн, в преддверии «целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные»1, - писал в 1916 году князь Е.Н.Трубецкой.

В данный сложный переломный период Отечественной истории древнерусская икона открылась в качестве одной из величайших сокровищниц мировой художественной культуры. Все усилия ученых были сосредоточены на изучении древнерусской художественной культуры. Искусствоведческая наука пришла к выводу: исчезла средневековая культура, а вместе с ней ушла в прошлое и икона. Точно оценивая духовную, эстетическую, высокохудожественную значимость живописи средневекового периода, большинство ученых скептически относятся не только к произведениям иконописи XVIII - начала XX веков, но и конца XVII.

В настоящее время актуальной теоретической проблемой является пересмотр оценки иконы Нового времени, важно представить феномен поздней русской иконописи. По сравнению со средневековым в данный период значительно изменились характер иконного образа, художественные приемы, техника письма, но икона продолжала оставаться

1 Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. - Париж, 1965. - С. 157. святыней, образом молитвенного почитания. Русской Православной Церковью в Синодальный период были прославлены многие почитаемые в России святые: Тихон Задонский, Митрофаний Воронежский, Феофан Затворник, Серафим Саровский, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и др., явившиеся «духовными светочами» Отечества. Известно много чудотворных икон XVIII - начала XX столетий. В связи с этим встает несколько проблем, среди которых актуальной является исследование иконографии русских святых Нового времени, поскольку именно она как основа создания образа свидетельствует о преемственности традиций византийской и древнерусской иконописи.

Степень разработанности проблемы

Иконография Серафима Саровского не разработана не только потому, что он был причислен к лику святых в 1903 году. Подобное положение можно объяснить рядом объективных обстоятельств. Обращение к изучению русской культуры состоялось только в конце XVIII века. В последней трети этого столетия возникла проблема оценки культурного наследия России, но она никак не была сформулирована.

В XIX веке, после победы России над французами в Отечественной войне 1812 года, отмечен подъем национального самосознания народа, наблюдался особый интерес к отечественной культуре. Выдающиеся историки С.М.Соловьев и его ученик В.О.Ключевский большое внимание уделяли вопросам отечественной культуры. Одним из серьезнейших достижений С.М.Соловьева была разработка целостного взгляда на историко-культурный процесс развития Руси и России.

Первое научное издание о русской культуре появилось в 1896 году; это был трехтомник ученика В.О.Ключевского П.Н.Милюкова «Очерки по истории русской культуры». Автор отмечал полную несостоятельности русской культуры и искусства.

В середине XIX века обращаются к русскому искусству и памятникам церковных художеств России. Изучение иконописи до начала

XX столетия имело исторический и иконографический характер (И.М.Снегирев, И.П.Сахаров, С.П.Шевырев, Ф.И.Буслаев, Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, Е.Поселянин, Н.П.Лихачев и др.). Императорская Академия художеств направляет в различные отдаленные уголки России научные экспедиции, которые призваны были описать храмы, настенные храмовые росписи, иконостасы, иконы и т.п. Большое значение имело издание работ Ф.И.Буслаева, И.П.Сахарова, И.М.Снегирева, ставших первыми исследованиями по русской иконописи1.

Значительную роль в изучении иконописи играло Императорское археологическое общество, в его «Известиях» были опубликованы интересные статьи по истории русской иконописи2.

Новый период в изучении иконописи наступил в начале XX века. В период с 1905 по 1908 годы произошла переоценки древнерусской живописи; была проведена расчистка икон и организованы их первые выставки. Икона из памятников археологии (древностей) превратилась в уникальное явление искусства, обладающее строгой системой художественных выразительных средств.

С началом XX столетия обозначился долгий и постепенный процесс постижения эстетического, художественного и духовного смысла православной иконы Руси и России. Новому отношению к иконе во многом способствовала деятельность художников М.В.Нестерова, А.М.Васнецова, философов В.В.Розанова, В.Н.Лосского, А.Ф.Карташева, протоиерея Сергия Булгакова, отца Павла Флоренского, протоиерея Г.В.Флоровского, князя Е.Н.Трубецкого.

Икону воспринимали уже не только как художественную или культурную ценность, но и как художественное откровение духовного

1 Снегирев И.М. О значении отечественной иконописи. - СПб., 1848; Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. - Кн. 1.2. - СПб., 1849; Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусств. - СПб., 1861.

2 Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания // Известия Императорского археологического общества. - Т. 5. - Вып. 5. - СПб., 1865. опыта. Е.Н.Трубецкой очень точно охарактеризовал икону как «умозрение в красках». Большое значение имело издание работ Н.П.Кондакова по иконографии Богоматери и Иисуса Христа, Д.А.Ровинского, П.П.Муратова, Ф.И.Буслаева, Ю.А.Алсуфьева, Н.Н.Пунина, Д.В.Айналова, И.Э.Грабаря, Н.П.Лихачева, А.И.Анисимова по истории иконописания в России. В их работах рассматривались вопросы эстетических качеств иконы, а также предлагались варианты их смысловой трактовки. В трудах Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, протоиерея Сергия Булгакова дается символическое и богословское понимание православной иконы.

После 1917 года в России существовало особое отношение к православной иконе. В советский период религия понималась как отжившее прошлое, которому нет места в новом советском обществе; все, что создавалось в прошлом, считалось культурным наследием, поэтому подлежало сохранению и изучению. Все, что находилось в храмах, в том числе и иконы, становилось государственной собственностью; национализировались частные собрания икон, открывались государственные реставрационные мастерские, организовывались выставки; в 1947 году создали музей имени Андрея Рублева, ставший единственным музеем, в фондах которого содержались лишь памятники православной культуры.

В советский период, с одной стороны, утрачено много храмов и памятников церковных художеств, с другой - проведена колоссальная работа реставраторов, исследователей, в результате которой были определены художественно-эстетические качества древнерусской иконы, выявлены художественные иконописные центры Древней Руси: Новгород, Псков, Тверь, Москва и другие.

В силу идеологических установок основные исследования ученых советского периода были направлены на изучение художественных, эстетических и стилистических аспектов в иконописи. О.С.Попова в своих работах наиболее последовательно рассмотрела взаимосвязь духовной и художественной жизни Византии и Руси. Н.А.Демина, Н.К.Голейзовский и др. художественно-смысловой анализ иконописи проводили в связи с учением исихастов.

В 1920 - 1950-е годы особую роль в изучении православной иконы России сыграли русские эмигранты, а также многие деятели, находившиеся в России в заключении, труды которых стали доступны в нашей стране в конце 1980 - 1990-х годов (Л.А.Успенский, П.А.Флоренский, Г.В.Флоровский, А.Н.Грабар, протоиерей Сергий Булгаков и др.).

Л.А.Успенский в своих трудах впервые рассмотрел не только истоки иконописи (происхождение христианского образа), историю православной иконы России, включая XX столетие, главное - богословие иконы, ее связь с литургической жизнью Православной Церкви.

Большое значение имел Богословский институт преподобного Сергия, Русское студенческое христианское движение (РСХД), Религиозно-философская академия, издание журналов «Путь», издательство «ИМКА-Пресс», «Вестник РСХД (с 1974 г. - «Вестник РХД). Важную роль играло основанное в 1927 году в Париже общество «Икона». Председателем его был В.П.Рябушинский, представитель известной династии московских старообрядцев белокриницкого согласия, воспитанник Гейдельбергского университета, председатель Старообрядческой общины в Париже, брат мецената и собирателя икон С.П.Рябушинского. Фактически зарубежье стало хранителем русских культурных традиций, способствовало развитию культуры, искусства, а также одним из немногих мест, где возможно было (из-за сложившейся в

СССР социально-политической обстановки) заниматься изучением духовной культуры народа, проблемами иконописания.

В России новый этап изучения иконописи и культуры начался с середины 1950-х годов (определен изменениями в социально-политической жизни страны, где особую роль сыграла победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Для этого периода характерно появление фундаментальных исследований по иконописи; выдающиеся ученые В.Н.Лазарев, И.Э.Грабарь, Н.Н.Воронин и другие приняли участие в подготовке к изданию «Истории русского искусства», в котором были представлены все этапы развития иконописи Древней Руси.

1960-е годы можно определить как время преодоления советского историко-культурного нигилизма и позитивизма, период нового отношения к национальному искусству. Наблюдается обращение к духовным традициям народа. Особое значение приобрели труды Д.С.Лихачева, С.С.Аверинцева, А.М.Панченко, Г.К.Вагнера, которые остро обозначили проблему духовных и морально-нравственных качеств русской культуры и православной иконы.

Значительные изменения в России наступили после 1988 года, когда в стране отметили 1000-летие Крещения Руси. В Москве, в Академии художеств, была организована большая всесоюзная выставка, посвященная этому событию, на которой были представлены разнообразные памятники церковных художеств. Выставка знакомила с иконописью XVIII - начала XX столетий, значительная часть экспозиции была посвящена русским святым. Для конца XX века характерно появление работ, обобщающих фундаментальные исследования в области изучения иконописных центров Руси и России (Э.С.Смирнова, Г.В.Попов, И.С.Родникова, А.А.Рыбаков, С.И.Масляницын и др.).

Впервые в конце XX столетия была обозначена проблема изучения поздней иконописи. Следует заметить, что на искусство церковной живописи XVIII - начала XX веков обращали внимание выдающиеся исследователи древнерусской иконописи в XIX - начале XX веков: архиепископ Анатолий Мартыновский, И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, И.В.Голышев, Г.Д.Филимонов, Н.П.Кондаков, Ф.Ф.Горностаев, А.В.Бакушинский.

Большое значение для изучения поздней церковной живописи России имела программа Министерства культуры Российской Федерации по выявлению, учету движимых памятников истории и культуры, разработанная в 1960 - 1980-е годы. В 1990-е годы определился интерес целого ряда ученых к изучению искусства и культуры русской провинции. В данных условиях было закономерным обращение к церковным художествам в различных центрах русской провинции, где была сосредоточена большая часть икон и храмовых росписей XVIII - начала XX веков.

В конце XX столетия вышли работы С.И.Масляницына об иконописи Ярославля, А.А.Рыбакова - о вологодской иконе, Ю.А.Тарасова - об иконописи Российской Империи, О.П.Губкина - об уральской иконописи и др.; раздел о русских иконах конца XVIII - начала XX веков включен в «Историю иконописи. Истоки. Традиции. Современность», изданную в Москве (2002 г.).

В том, что ныне поздняя церковная живопись России рассматривается как феномен особого рода, большая заслуга Государственного научно-исследовательского института реставрации, сотрудники отдела экспертизы которого обследовали более тысячи церквей Советского Союза, описали и зафиксировали тысячи памятников. В институте ведущим исследователем этой темы был М.М.Красилин.

В Москве 27-30 ноября 1995 года в Московском Государственном гуманитарном университете была проведена международная научная конференция «Поздняя икона: феномен на рубеже Средневековья и Нового времени». Основные материалы ее опубликованы в сборнике ГосНИИР «Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия» (редактор-составитель М.М.Красилин. - М., 2001).

Подводя итог обзора литературы по общим вопросам развития иконописи в России, необходимо отметить, что в этой сфере накоплен определенный опыт. Процесс познания - сложный, многоступенчатый; первоначально исследователями икона рассматривалась в историческом и иконографическом аспекте, позднее - в художественном, эстетическом, стилистическом.

Современное состояние церковных художеств России, имеющиеся исследования делают возможным и необходимым переход к комплексному изучению иконописи, чтобы представить православную икону целостно, с учетом ее духовной и эстетической значимости, а также в контексте истории Русской Православной Церкви и Российского Государства. В конце XX столетия встала проблема изучения иконописи ХУШ-ХХ столетий, осмысления ее как некоего самобытного феномена; первостепенное значение имеет изучение иконографии русских святых данного периода.

Общие труды по истории русской иконописи содержат лишь единичные и краткие упоминания о Серафиме Саровском, что вполне объяснимо, поскольку к лику святых Русской Православной Церковью он причислен лишь в 1903 году. Как и большинство святых ХУШ-ХХ столетий, иконография Серафима Саровского не изучена.

Следует отметить, что иконные изображения Серафима Саровского имелись до его прославления Церковью, в XIX - начале XX веков существовали живописные портреты святого, гравюры, книжные иллюстрации, повествующие о преподобном и его Житии.

Впервые материалы по иконографии Серафима Саровского встречаются в работах Л.И.Денисова1 в начале XX столетия, переизданных в Москве в 1997 году. Материалы этого автора являются ценным источником для современных исследователей. В 1993 году, после

-л обретения мощей Серафима Саровского, А.Н.Стрижев опубликовал статью, посвященную изображению святого, в которой повторил сведения Л.И.Денисова, а также включил новые материалы. Ценные сведения об иконных образах Серафима Саровского имеются в каталогах Центрального музея древнерусской культуры и искусства3, в работах Н.Н.Чугреевой4, Л.А.Щенниковой5, З.П.Морозовой6. Я.Э.Зеленина рассмотрела литографии второй половины XIX - начала XX веков, выполненные в мастерских Серафимо-Дивеевского монастыря с изображением Серафима Саровского7. Данное исследование важно, поскольку литографии являются важным источником для изучения иконографии Серафима Саровского.

Важный литературный иконографический источник - Житие преподобного Серафима Саровского, а также устные предания, архивные материалы и летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Впервые архивы и устные предания Саровского монастыря были составлены в 1839

1 Денисов Л.И. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. - М., 1903. (Переиздание. — М., 1997). Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытия святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С историческими очерками Саровской пустыни и женских монастырей, основанных под благодатным воздействием преподобного Серафима. -М., 1904. (Репринтное изд. - М., 1997).

2 Стрижев А.Н. Об изображении старца Серафима // Угодник Божий Серафим. - Т.1. - М., 1993.

3 «О тебе радуется». Русские иконы Богоматери XVI - начала XX веков. Каталог выставки из фондов музея имени Андрея Рублева. - М., 1995. Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. - М., 1995; Духовные светочи России. - М., 1999.

4 Чугреева H.H. Старец Серафим Саровский, чудотворец (1759-1833). Ко второму обретению и перенесению мощей // Московский журнал, 1991. - № 7.

5 Щенников Л.А. Житийные иконы преподобного Серафима Саровского // Макарьевские чтения. - Вып. V. -Можайск, 1998.

6 Иконные образы XVII - начала XIX вв. Иконография русских святых. Из коллекции ГИМ. Предисловие и составление З.П.Морозовой. - М., 1994.

7 Зеленина Я.Э. К истории монастырских художественных мастерских: литография Серафимо-Дивеевского монастыря // Искусство Древней Руси и Византии. ЦмиАР. Итоги исследований 2002 года. -М., 2003; Художественные мастерские Серафимо-Дивеевского монастыря. Иконография и стиль произведений // Светильник. - № 2. - М., 2003. и году; архивы и летопись Дивеевского монастыря изданы в 1903 году архимандритом, впоследствии архиепископом Серафимом (Чичаговым).

Литература, посвященная описанию жизни и подвигов Серафима Саровского, обширная. Первые биографические сведения о нем имеются в книге иеромонаха Сергия, изданной в Москве в 1841 оду - «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника».

Большинство изданий, повествующих о Житии Серафима Саровского, было опубликовано в связи с прославлением святого в 1903 году, многие из них имели литографии, портреты, а также иконы с его изображением. Нижегородские епархиальные ведомости печатали различные сведения о жизни Серафима Саровского, его прославлении, об истории монастырей. Среди данного круга литературы следует выделить работы архимандрита Серафима (Чичагова)1, который познакомил читателей с архивами женской Серафимо-Дивеевской обители (который до сего времени не обнаружен), а также составил житие преподобного. Труды архимандрита Серафима имеют важное значение и являются ценным источником для исследователей. К жизнеописанию Серафима Саровского обращались ученые-историки начала XX века, среди работ данного типа следует отметить труд Г.Бочарова .

В 1920 - 1930-е годы о Серафиме Саровском писали русские эмигранты во Франции - профессор В.Н.Ильин3, философ Н.О.Лосский4,

1 Серафим, архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда; с жизнеописанием основателей его схимонахини Александры, урожденной А.С.Мельгуновой, и блаженного старца иеромонаха Серафима и его сотрудников: М.Мантурова, протоиерея о. Садовского, блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Н.А.Мотовилова, сподвижниц обители и других. - М., 1896; Серафимо-Дивееский монастырь. - Спб., 1903; Житие приснопамятного старца Серафима Саровского. - СПб., 1903.

2 Бочаров Г.К. - родословной преподобного отца Серафима Саровского чудотворца// Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. - Вып. 1. - Курск, 1911.

3 Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. - Париж, 1930.

4 Лосский Н.О. Преподобный Серафим Саровский // «Путь». - № 2. - Париж, 1926.

В.Федченков1, а также зарубежные авторы2. Иеромонах Иоанн (Кологривов) в изданной в Брюсселе в 1961 году книге «Очерки по истории Русской Святости» впервые предпринял попытку проанализировать духовный путь Серафима Саровского.

В России к жизнеописанию Серафима Саровского вновь обратились лишь в 1990-е годы, когда были второй раз обретены его святые мощи. Из современных авторов заслуживают внимания работы протоиерея Всеволода Рошко3, А.Н.Стрижева4, В.А.Степашкина5. Особое значение имеют работы В.А.Степашкина, основанные на данных архивных материалов. Автор предпринимает попытку составить объективную, научно обоснованную историю жития Серафима Саровского.

Новейшие исследования в области изучения историко-культурного и духовного наследия святого были представлены на научных конференциях в Сарове в августе 1998, феврале 1999 годов, посвященных проблемам истории, культуры и воспитания, и в Нижнем Новгороде в марте 2001 года «Памятники христианской культуры Нижегородского края». Особый интерес представляли сообщения В.А.Степашкина «К вопросу о прижизненном изображении иеромонаха Серафима и местночтимых иконах Саровской пустыни на основе новых архивных находок», Н.Н.Бахаревой «Келейный образ Серафима Саровского - икона Богоматери Серафимо-Дивеевской «Умиление» (вопросы истории, иконографии и семантики образа), В.Ф.Пак «Изображения святого Серафима Саровского в современной ростовской финифти». Важное значение имеет выставка 2003 года, подготовленная Министерством культуры РФ, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

1 Вениамин Федченков, митрополит. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. - Париж, 1933.

21.Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (der hl. Seraphim von Sarov), - Wien, 1936.

3 Рошко В., протоиерей. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. - М., 1994.

4 Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества // Сост. А.Н.Стрижев. - М., 2001.

5 Степашкин В. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. - Саров, 2002. совместно с Московской Патриархией к юбилею Серафима Саровского, на которой впервые представлены в своей полноте различные изображения святого.

Итак, подводя итог обзора литературы, посвященной Серафиму Саровскому, следует отметить следующее. Несмотря на то, что он был прославлен Русской Православной Церковью в 1903 году, с 40-х годов XIX столетия начали издаваться различные материалы, посвященные описанию жизни и духовному подвигу святого. Много изданий было приурочено к важным событиям: канонизации Серафима Саровского (1903 г.), второму обретению святых мощей (1991 г.), 100-летнему юбилею прославления (2003 г.). В конце XX - начале XXI веков наметился новый этап в изучении духовного, культурного и художественного наследия Серафима Саровского. Для данного периода важны обобщающие работы, основанные на комплексном подходе к исследованию. Одним из актуальных направлений представляется изучение иконографии Серафима Саровского.

Цель данной работы

- представить иконографию русского святого Нового времени Серафима Саровского.

В связи с этим автор ставит следующие задачи:

1. Изучение духовного, историко-культурного наследия и произведений изобразительного искусства, связанных с Серафимом Саровским.

2. Исследование литературных иконографических источников.

3. Изучение взаимодействия светского и церковного искусства в процессе формирования иконного и скульптурного образа Саровского старца.

4. Описание различных изводов образа Серафима Саровского в пределах определенного иконографического типа.

5. Определение художественной значимости и характера иконного и скульптурного образа Серафима Саровского.

Предметом исследования является определение влияния источников (литературных, исторических, произведений изобразительного искусства и т.п.) и церковного канона на формирование иконного и скульптурного образа Серафима Саровского.

Объект исследования - Житие преподобного Серафима Саровского; письменные памятники о почитании святого, по истории Саровского монастыря, Серафимо-Дивеевской обители; живописные и графические произведения, памятники церковных художеств и прикладного искусства, содержащие изображения Серафима Саровского.

В процессе исследования исходным положением является следующее: иконография Серафима Саровского определяется сложившимися в иконописании правилами церковного канона, важную роль играют литературные источники, повествующие о Житии преподобного, а также произведения изобразительного искусства. В формировании иконного и скульптурного образа Саровского старца важное значение имеют духовные традиции и художественно-эстетические представления российского общества XIX — начала XX столетий.

Методологическая основа исследования отразила необходимость пересмотра и критической переоценки основных принципов научного изучения иконописи. Эта проблематика находится на стыке различных методологических подходов и испытывает более сильную, чем когда-либо, потребность в совершенствовании всего инструментария исследования.

Иконографию русского святого Серафима Саровского следует рассматривать в целостной системе художественно-эстетических и религиозных связей, в историко-культурном контексте эпохи, особое внимание должно быть уделено духовным православным традициям, особенностям Жития святого, а также взаимодействию различных культурных направлений.

В теоретико-методологическом отношении особое значение имеет метод структурно-функционального анализа иконографии Серафима Саровского. В связи с этим осуществлено исследование следующих направлений:

1. Изучение духовных традиций, определяющих Житие Серафима Саровского. Данный аспект исследования включает синкретическое единство духовной основы и материальной структуры социокультурной среды пребывания преподобного.

2. Выявление особенностей духовного служения Серафима Саровского и специфики исторических, культурных, эстетических представлений, характеризующих иконопись России XIX — начала XX столетий. Данные положения определяются на основе изучения исторических источников (Жития Серафима Саровского, летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, книг, архивных материалов и т.п.), а также памятников церковных художеств.

3. Изучение источников, являющихся основой иконографии Серафима Саровского. В этой связи исследуются жизнеописание святого, его духовный подвиг, чудеса после кончины, а также графические, живописные работы с изображением преподобного.

4. В ходе исследования прослеживается влияние церковного канона, византийской и древнерусской иконописи на иконографию Серафима Саровского.

В работе использован принцип комплексного подхода, в котором ярко выражена интеграционная тенденция современной научной методологии (Д.С.Лихачев, М.Н.Громов, М.М.Бахтин, Г.К.Вагнер, В.Л.Янин, В.В.Бычков, Ю.М.Лотман, Я.Н.Щапов). В основе его лежит представление о том, что полные результаты в решении определенных исследованием задач не могут быть достигнуты ни работой внутри одной дисциплины, ни простым суммированием или сравнением результатов, полученных отдельным исследователем в области нескольких различных дисциплин, а требуют от него достаточно полного владения методами критики источников, используемых во всех необходимых ему областях, при опоре на те дисциплины, которыми он владеет профессионально. Такой метод необходим при постановке сложных задач, характеризующих именно изучение иконографии Серафима Саровского.

Важнейшим методологическим приемом является принцип, позволяющий исследователю учитывать сакральное содержание иконного образа и духовные традиции в качестве «внутреннего содержания» иконографии святого (А.Н.Грабар, Г.К.Вагнер, В.В.Бычков, М.Н.Громов,

B.Н.Катасонов). Духовная традиция превращается в решающий фактор интерпретации «внутренних смыслов» (П.А.Флоренский, В.Н.Лосский,

C.С.Аверинцев, Е.Н.Трубецкой, В.В.Бычков, Г.К.Вагнер, Д.С.Лихачев, Н.К.Голейзовский).

При изучении иконографии Серафима Саровского имеют место структурно-образный аспект (И.Тэн, С.А.Хан-Магомедов, П.А.Флоренский), иконологический метод (Н.П.Кондаков, Е.Поселянин, А.Н.Грабар, Аби Варбург, Эрвин Панофский), стилистический анализ памятников, учитываются сакральное содержание, семиотика и символика.

Использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по теме исследования (агиографической, богословской, исторической, искусствоведческой, философской, справочно-библиографической, работ по эстетике);

- анализ исторических источников с целью выявления времени создания памятников церковных художеств, определения культурных связей;

- аналитико-стилистический анализ икон и скульптур Серафима Саровского с целью определения путей взаимодействия культуры Саровской пустыни со столицами и другими художественными центрами;

- анализ произведений изобразительного искусства (портретов, графических работ, жанровых произведений, произведений прикладного искусства и т.п.) в качестве источников для определения основных иконографических сюжетов;

- визуальное исследование памятников церковных художеств и произведений изобразительного искусства, содержащих образ Серафима Саровского.

Новизна научной работы определяется тем, что впервые представлена иконография русского святого - Серафима Саровского, определены ее основные типологические виды, разнообразие изводов в рамках каждого из них.

Автор использует и вводит в научный оборот новый материал исследования памятников церковных художеств, произведений изобразительного и прикладного искусства, содержащих образ Серафима Саровского. В работе использован ряд специально выявленных или ранее не обработанных и не включенных в научный оборот иконографических материалов, произведений изобразительного и прикладного искусства.

Собранный и проанализированный материал дает возможность подойти к решению круга взаимосвязанных проблем искусствоведческого, исторического, эстетического, философско-богословского характера в их единстве и взаимосвязи.

Разработаны критерии, по которым формируется иконография русского святого Нового времени. Результаты исследования расширяют традиционное представление об иконографических источниках, а также о круге памятников, содержащих образ Серафима Саровского.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данные теоретические материалы могут быть использованы реставраторами памятников архитектуры, церковных художеств и другими специалистами, которые занимаются восстановлением памятников истории и культуры России, создают новые иконы, иконостасы, настенные росписи храмов.

Особую значимость материалы имеют для преподавателей истории искусств вузов, средних специальных учебных заведений, а также могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, гимназий, колледжей и т.п. при изучении истории и культуры России.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются опорой на использование широкого спектра памятников церковных художеств, произведений искусства, использованием исторического и архивного материалов, а также современных методологических основ.

Источником для исследования послужили материалы государственных и частных архивов, библиотек, музеев, художественных галерей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Курска, Твери, Вологды, церковные художества (иконы, иконостасы, монументальные настенные храмовые росписи, произведения прикладного искусства, книжная графика и т.п.) Сарова, Нижнего Новгорода и др., станковые произведения художников Х1Х-ХХ веков Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Нижнего Новгорода, Сарова, книжная графика XIX - начала XX столетий, а также произведения народного декоративно-прикладного искусства данного периода.

На основе изучения духовного, историко-культурного, художественного наследия формируется целостное представление об иконографии русского святого Нового времени - Серафима Саровского.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Буркин, Александр Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе на основе изучения письменных источников, произведений изобразительного искусства, с учетом сложившейся в средневековой период в Византии и Древней Руси системы иконописания, церковного канона, была представлена иконография Серафима Саровского, русского святого Нового времени. Исследование проводилось в историческом и современном контексте, включило произведения первой трети XIX - начала XXI столетий. В диссертации использован обширный материал, отразивший не только основные события из Жития Серафима Саровского, но и историю почитания святого, особенности его духовного подвига, что позволило понять важные моменты, которые в значительной мере определили иконографию.

В диссертационной работе исследование проводилось с учетом духовных, культурных и художественно-эстетических представлений российского общества первой трети XIX - начала XXI столетий; использовались труды зарубежных авторов, иконописцев, обращавшихся в 1920 - 1980-е годы к образу Серафима Саровского, поскольку подобное было невозможно в советский период в силу идеологической и политической обстановки в стране.

На основе изучения различных списков Жития Саровского старца, летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, разнообразных исторических, архивных, публицистических материалов, исследования многочисленных памятников церковных художеств (икон, графических работ, произведений прикладного искусства), произведений изобразительного искусства (живописных портретов, этюдов, рисунков), посвященных святому, рассматривались различные аспекты его иконографии. В ходе изучения многообразия достоверных источников сложилась целостное представление об иконографии святого Нового времени, особо почитаемого в России, преподобного Серафима Саровского.

Данные исследования позволяют автору сделать ряд выводов, связанных с иконографией образа преподобного. Иконописцы и живописцы, мастера церковных художеств Нового и Новейшего времени в России, создавшие образ Саровского старца, в своих работах использовали иконографические схемы, сложившиеся в средневековой культуре Византии и Древней Руси. К образу Серафима Саровского обращались как прославленные столичные иконописцы, живописцы, так и неизвестные провинциальные авторы из различных регионов России, в XX столетии -зарубежные авторы. Особая роль в создании икон Саровского старца принадлежала сестрам художественной мастерской Серафима-Дивееского монастыря.

В соответствии с традициями, сложившимися в средневековый период в Византии и Древней Руси, в Новое время широкое распространение получили иконы Серафима Саровского с его поясным и ростовым изображением, а также на фоне монастыря, житийные образы. В рамках каждого иконографического вида наблюдается разнообразие изводов образа святого.

Особенностью церковных художеств России Нового времени явилось широкое бытование икон на отдельные сюжеты из Жития Серафима Саровского; в средневековый период подобные композиции входили лишь в состав клейм житийных икон. Отличительной особенностью иконографических решений образа Серафима Саровского являлось то, что в ряд композиций включались события новейшей российской истории (преподобный Серафим и святой Государь-страстотерпец Николай II со своей семьей). Большинство образов

Саровского старца выполнено в новой, не традиционной для средневековой иконописи технике - маслом, смешанной (темпера, масло), а также печатной графике. В диссертации приводятся редкие примеры, когда образ Серафима Саровского использовался на предметах декоративно-прикладного искусства, исполнялся в технике коллажа.

В Новое время создается принципиально новый образ святого - его икона-портрет, подобного явления не наблюдалось в средневековой иконописи Византии и Древней Руси. Как отмечалось в диссертации, тенденции к подобному явлению были заложены царскими мастерами Оружейной палаты в XVII столетии, когда иконники начали писать лики святых «живоподобно», «тенно и румяно». Позднее был совершен следующий шаг - создана икона-портрет.

Появление подобных образов святых в Новое время объясняется, прежде всего, особенностью духовных традиций, сложившихся в Синодальный период истории Русской Православной Церкви, культурно-эстетическими установками общества в это время, а также изменениями техники иконописания (использование масла). Важное значение имели художественные образцы, которыми пользовались мастера, создавая иконы святых Нового времени и в частности - Серафима Саровского: его прижизненные живописные портреты, а также графические работы, натуралистически точно передавшие его облик. Первые портреты Саровского старца выполнили художники, получившие образование в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга: Д.Евстафьев, С.Серебряков, П.Борель. С первых прижизненных портретов святого было создано много живописных списков, которые также явились образцами для создания икон Серафима Саровского.

В период Нового времени в качестве образцов широкое распространение получила печатная графика - литографии, хромолитографии, созданные с прижизненных или ранних портретов

Серафима Саровского. В древнерусской иконописи с XVI века начали использовать в качестве образцов западноевропейские гравюры, широкое распространение они получили в XVII столетии в работе мастеров Оружейной палаты. В XIX - начале XX столетий подобная практика в сфере церковных художеств занимала одно из ведущих направлений. Логичным результатом явились картины на сюжеты из Жития преподобного Серафима Саровского.

Важно отметить, что в Новое время сложившаяся в средневековый период традиционная иконографическая схема являлась основой композиционного решения многих иконных образов преподобного Серафима, но при этом трактовка формы была совершенно иной, поскольку иконный образ выполнялся в новой технике, включал новые художественные приемы и имел в качестве образца живописные портреты Саровского старца, т.е. те источники, которыми не обладали средневековые иконописцы. Реальные, натуралистически точно исполненные портретные элементы были включены в контекст икон Серафима Саровского, придавали им непривычную образность. Подобно этому натуралистически точно выполненные элементы ландшафта и интерьера содержали иконы Серафима Саровского, посвященные отдельным сюжетам Жития святого. В результате, как отмечалось в диссертации, некоторые подобные образы святого воспринимались как картины на тему жизнеописания преподобного Серафима Саровского.

Художественный и стилистический уровень исполнения образа

Саровского старца различен: ряд работ соответствует древнерусским иконописным традициям, другие - отражают традиции академической живописи, стиля модерн, иные - народного примитива. Характер образа Серафима Саровского разнообразен, он определяется как мастерством исполнения автора, так и художественным, стилистическим решением. Данное положение характеризует иконопись средневековой Византии и Древней Руси, при этом в каждый исторический период характер иконного образа имеет свои специфические черты, но непременным остается, как правило, сохранение конкретных черт лика и облика святого. В изображении Серафима Саровского в начале XX столетия (литографии мастерской И.А.Морозова) полностью утрачены характерные черты облика святого; о том, что на литографии представлен именно Серафим Саровский, свидетельствует лишь надпись.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что пример образа Серафима Саровского свидетельствует: в рамках церковных художеств России в период Нового времени получил развитие новый вид иконописи - живописная икона. Это новое феноменальное явление, имеющее специфическое иконографическое решение образа святого: с одной стороны - повторение традиционных средневековых иконографических схем, с другой - совмещение их с новой, натуралистически трактованной формой в изображении людей, природного ландшафта, архитектурного интерьера. Характерной особенностью живописных икон Серафима Саровского является то, что несмотря на различное художественное и стилистическое решение, все они воспринимаются как иконные образы, подобно традиционным древнерусским иконам России. Именно это обстоятельство объясняет широкое распространение икон Саровского старца. Поскольку как в древности, так и в Новое время мастера, создававшие образ Серафима Саровского, следовали канону, который понимался как найденная форма наиболее адекватного выражения божественного откровения.

Исследование показало, что иконография Серафима Саровского типична для иконографии русских святых Нового времени, однако же имеет и свои специфические черты, а именно: наличие большего количества икон с разнообразными сюжетами из Жития преподобного Серафима. Подобное положение объясняется особым почитанием Саровского старца в России, его духовным подвигом: прославление святого в 1903 году, второе обретение мощей и 100-летие со дня канонизации в 2003 году явились большими церковно-государственными праздниками, которые отмечала как Русская Православная Церковь, так и руководители государства.

В предлагаемом исследовании дана оценка значимости иконного образа святого Нового времени - преподобного Серафима Саровского, содержащего нетрадиционные для древнерусской иконописи характеристики. Автор разделяет позицию известного богослова, реставратора, иконописца XX столетия Л.А.Успенского, доказавшего, что «православная икона - единственное в мире искусство, которое на любом художественном уровне, даже ремесленном, несет откровение непреходящего смысла жития, потребность в котором пробуждается в современном мире»1.

В диссертации делается вывод: все иконы Саровского старца следует рассматривать не только с точки зрения художественной, эстетической, исторической, иконологической и т.п.; основной критерий оценки определяется духовными традициями. Значение икон Серафима Саровского велико, все они являются святынями, объектом молитвенного поклонения, поэтому они особо почитаемы в России.

1 Успенский Л.А.Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского экзархата Московской Патриархии. - М., 1989. - С. 403-404.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Буркин, Александр Иванович, 2004 год

1. Алексеев C.B. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. СПб., 2002.

2. Бакушинский A.B. Искусство Палеха. M.-JL, 1934.

3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.

4. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

5. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусств. СПб., 1861.

6. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866.

7. Васнецов В.М. О русской иконописи // Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Кн. V. - Пг., 1918.

8. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. -М., 1986.

9. Грищенко А. Вопросы живописи. Вып. 3. Русская икона как искусство живописи с 110 воспроизведениями. - М., 1917.

10. Ю.Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. М., 1917.11 .Данченко Е.А., Красилин М.М. Материалы к словарю иконописцев XVIII-XX веков. М, 1994.

11. Денисов Л.И. Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?-М., 1901.

12. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII начала XX века. Авт. Сост. Рахманова М.П., Красилин М.М. - М., 1996.

13. Н.Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М., 1970.

14. Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник Имп. Московского общества истории и древностей российских. Кн.7. -М., 1870.

15. Записки для чтения о Храме, с приложением об иконописи, с картинами в тексте. Сост. священник Святое лавский, законоучитель Набилковского учебно-ремесленного училища. М., 1879.

16. Иконописный сборник. Вып. 1. - СПб., 1907.

17. Иосиф Волоцкий, преподобный. Послание иконописцу. М., 1994.

18. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века. -М., 2002.

19. Каменская Е.Ф. Иконы-краснушки // Вопросы русского и советского искусства. ГТГ. Вып.З. - М., 1973.

20. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. -М., 1901.

21. Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 1-4. - Прага, 1933.

22. Королюк В.Д. Русская крестьянская иконопись (традиции и развитие) // Etudes Balkanique. Sofia, 1971.

23. Красилин М.М. Народные иконы: региональные особенности // Русское народное искусство. Сергиев Посад. М., 1998.

24. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994.

25. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

26. Лихачев Н.П. Род иконописцев. СПб., 1908.

27. Маковская С. Иконописцы и художники // Русская жизнь, 1965. № 5440 (3 ноября).

28. Масляницын Н.С. Ярославская иконопись. М., 1973.

29. ЗО.Маслов К.И. К истории церковной живописи XIX века. 1858 год //

30. Искусство христианского мира. Вып. VI. - М., 2002. 31 .Невьянская икона. - Екатеринбург, 1997. 32.06 иконописании Архиепископа Анатолия. - СПб., 1867.

31. Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания // Известия Императорского археологического общества. Т.З. - Вып.5. - СПб., 1865.

32. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. 3-е изд. - СПб., 1910.

33. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. // Памятники древней письменности. Вып.1. - М., 1895.

34. Попов Г.В. Тверская икона XIII-XVI веков. СПб., 1993.

35. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. Сост. Александр Стрижев. М., 1998.

36. Православное учение о почитании святых икон и другие, соприкосновения с ним истины православной веры. Сост. Сергий, епископ Могилевский и Мстиславский. Могилев на Днепре. Скоропечатня и литографии Ш.Фридланда, 1887.

37. Псковская икона XIII-XVI веков. Сост. и автор каталога И.С.Родникова. -Л., 1990.

38. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. -СПб., 1903.

39. Русская икона. Сборники. Вып. 1-2. - СПб., 1914.

40. Русская поздняя икона от XVIII до начала XX столетия. Сб. статей. Ред.-сост. М.М.Красилин. М., 2001.

41. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849.

42. Снегирев И.М. О значении отечественной иконописи // Записки археолого-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. Т.1 - Ч.З. -СПб, 1848.152

43. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVI веков. Л., 1988.

44. Соколов В.П. Язык древнерусской иконописи. Казань, 1916.

45. Строгановский иконописный лицевой водлинник. М., 1869.

46. Третьяков H.H. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято

47. Введенская Оптина пустынь, 2001.

48. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. М., 1993.

49. Уральская икона. Екатеринбург, 1998.

50. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост. Н.К.Гаврюшин. М., 1995.

51. Флоренский Павел. Избранные труды по искусству.- М., 1996.153

52. РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ АВТОРОВ

53. Вениамин Федченков, митрополит. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. Париж, 1933.

54. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории Русской Святости. Брюссель, 1961.

55. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1930.

56. Кари Котковаара. О творчестве так называемых «художников-иконописцев»: мастера русской эмиграции первого поколения. // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сб. статей. Ред-сост. М.М.Красилин. М., 2001.

57. К тритдцатипятилетию открытия мощей преподобного Серафима Саровского. 1903-1938. Однодневный журнал под редакцией протоиерея Д.Троицкого, благочинного Парижских церквей. -Париж, 1938.

58. Лосский Н.О. Преподобный Серафим Саровский // «Путь», Париж, 1926.

59. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997.

60. I.Smolitsch Leben und Lehre der Starzen (der hl. Seraphim von Sarov). -Wien, 1936.

61. ЛИТЕРАТУРА О СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ

62. Авель, иеромонах. Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание. Исправленное и дополненное. М., 1862.

63. Авель, иеромонах. Описание Сатисо-Градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. -М., 1856.

64. Аксакова А.Ф. (урожд. Тютчева). Святой Серафим Саровский в Царской семье. СПб., 1903; Угодник Божий Серафим. Сост. игум. Андроник (Трубачев), А.Н.Стрижев. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - М., 1993.

65. Александров В. Митрополит Филарет и преподобный Серафим Саровский. К 150-летию издания «Жития преподобного Серафима» // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 12.

66. Альбом видов «Открытие мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца». С фотографий М.И.Грибова. М., 1903.

67. Альбом видов «Саровская пустынь». М., 1913.

68. Архимандрит Андрей (Ухтомский). Царь и народ. Казань, 1903. Переизд. СПб., 1998.

69. Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь. Спб., 1903.

70. Базаров Э.Л. К вопросу о семантике культового ландшафта (на примере Саровской обители) // Материалы II и III научно-практической конференций по проблемам истории, культуры и воспитания (август 1998, февраль 1999). Саров, 1999.

71. Ю.Бакаев Е.И. Саровская пустынь (странички истории) // Саранские епархиальные ведомости, 1993. № 7-9.

72. П.Бахарева H.H. Келейный образ Серафима Саровского икона Богоматери Серафимо-Дивеевской «Умиление». (Вопросы истории,иконографии и семантики образа) // Материалы II и III конференции. Саров, 1999.

73. Библиотека императрицы Александры Федоровны (старшей) в собрании Российской Государственной библиотеки. М., 2002.

74. Богданович Е.В. Святой Серафим Саровский. Новоявленный чудотворец земли Русской. Бесплатное иллюстрированное изд. -СПб., 1903.

75. Бочаров Г. К родословной преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца // Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Курск, 1911.

76. Булгаков С. Преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец и его духовные наставления. Курск, 1903.

77. Васильев М. Преподобный Серафим Саровский как подвижник. -Тамбов, 1904.

78. В гости к батюшке Серафиму. Составил Фомин. М., 1977.

79. Вениамин (Федченков), архиепископ. Записки о преподобном Серафиме и Дивеевском монастыре. // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 8.

80. Виды Саровской пустыни. Издание С.П.М., типолитография И.Ефимова (литографии Н.Осташева). М., 1903.

81. Викторов А. Преподобный Серафим Саровский: перемещение мощей преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево (июль-август 1991 г.) // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 12.

82. Второе обретение мощей преподобного Серафима // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 12.

83. Горчакова Е.С. Серафимо-Дивеевский общежительный женский монастырь. С приложением жизнеописаний отца Серафима, иеромонаха Саровского, и матери Александры, первоначальницы Серафимо-Дивеевской общины. М., 1889.

84. Денисов Л.И. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М, 1903.

85. Денисов Л.И. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М, 1903.

86. Дивеевские предания. Изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М.,1996.

87. Дмитриев Д.С. Старец Серафим, пустынник и затворник Саровской обители. М, 1903.

88. Добронравов Н.Е. Чудеса, явленные при открытии святых мощей преподобного Серафима в Сарове. Из достоверных источников. М, 1903.

89. Добротворский И. Поездка в Саров ко дню открытия святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (19 июля 1903 года). Н.Новгород, 1914.

90. Дуров В.А. Книга в семье Романовых. М., 2000.

91. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII начала XX веков. - М, «МСД», 1999.

92. Есаулов И.А. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А.Мотовиловым и проблема границ между земным и небесным в русской культуре // Материалы II и III конференций. Саров, 1999.

93. Жизнь, подвиги и чудеса преподобного Серафима Саровского. С приложением описания Саровской пустыни. М, 1903.

94. Жизнь и подвиги преподобного отца Серафима, чудотворца Саровской пустыни. М, 1903.

95. Житие блаженного Серафима, Саровского пустынножителя и затворника. Изд. А.Д.Сазонова. М., 1903.

96. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Изд. М.Т.Соловьева. М., 1903.

97. Житие преподобного и богоносного отца нашего старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни, пустынножителя и затворника. Изд. Н.П.Баркова. -М., 1903.

98. Житие преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Изд. Саровской пустыни. М., 1903.

99. Житие преподобного отца Серафима, чудотворца Саровского. С приложением краткого описания случаев чудодейственной помощи прибегающим к его заступлению и краткого очерка Сарова и Дивеева. М., 1903.

100. Зайцев Б.К. Около святого Серафима // Христианство и русская литература. СПб., 1999.

101. Зеленина Я.Э. Художественная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Иконография и стиль произведений // Светильник. Религиозное исскуство в прошлом и настоящем. М., 2003. - № 1 (2).

102. Зеленина Я.Э. К истории монастырских художественных мастерских: литография Серафимо-Дивеевского монастыря. // Искусство Древней Руси и Византии. ЦМиАР. Итоги исследований 2002 года. М., 2003.

103. Ивановский К.В., священник. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб., 1903.

104. Изгоев С. Саровские торжества и уроки жизни и учение преподобного богоносного отца нашего Серафима, нового чудотворца. СПб., 1903.

105. Из новых поступлений. Каталог выставки из фондов музея имени Андрея Рублева. М., 1995.

106. Иконные образцы XVII начала XIX вв. Иконография русских святых. Из коллекции ГИМ. Предисл. и сост. З.П.Морозовой. - М., 1994.

107. Ильин В.Н. Серафим Саровский. -Париж, ИМКА-пресс, 1925.

108. Калымагин Б. Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского. // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 4.

109. Калымагин Б. Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву. // Журнал Московской Патриархии, 1991. № 5.

110. Коваль В.В. Дивеево село и монастырь. // Материалы I и III конференции. - Саров, 1999.

111. К портрету святого о. Серафима Саровского // Русская старина, 1904, ноябрь.

112. К тридцатипятилетию открытия мощей преподобного Серафима Саровского. 1903-1938. Однодневный журнал под редакцией протоиерея Д.Троицкого, благочинного Парижских церквей. -Париж, 1938.

113. Лазарь, монах. Дивный старец первое полное жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. - М., 2000.

114. Левитский Н.М. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1905.

115. Любомудров A.M. Прибежище и надежда. Саровский чудотворец в рассказах русского зарубежья // Христианство и русская литература. СПб., 1999.

116. Макаревский М.И. На празднике у преподобного Серафима Саровского. Воспоминания и впечатления очевидца. СПб., 1904.

117. Макаревский М.И. Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. С рисунками и приложениями. СПб., 1903.

118. Малицкий П.И. Преподобный старец Серафим, великий подвижник Саровской пустыни. Посвящается простому русскому богомольцу. -Тула, 1903.

119. Муравьев А.Н. Саровская пустынь. СПб., 1849.

120. Нижегородские епархиальные ведомости. 1887, № 8.

121. Новые чудеса и исцеления у источника преподобного Серафима, чудотворца Саровского. М., 1904.

122. Открытие мощей и прославление св. преподобного Серафима Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года. М., 1903.

123. Павлович М.К. Российская периодика и торжества в Сарове в июле 1903 г. // Материалы II и III конференций. Саров, 1999.

124. Пак В.Ф. Изображения святого Серафима Саровского в современной ростовской финифти // Материалы II и III конференций. Саров, 1999.

125. Паозерский М. Преподобный Серафим Саровский. М., 1924.

126. Подурец A.M. Саров: памятник истории, культуры, Православия. -Саров, 1998.

127. Поселянин Е. Отец Серафим Саровский. Составлено по печатным источникам, с рисунками Лебедева K.B. М, 1896.

128. Поселянин E.H. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. С новыми сведениями о старце. СПб, 1908.

129. Преподобный отец наш Серафим, чудотворец Саровский. Житие его и чудеса. Наставления и келейное молитвенное правило. Торжественное открытие мощей преподобного в Сарове. М, 1904.

130. Преподобный Серафим как прозорливец. Замечательные случаи прозорливости преподобного Серафима. -М, 1904.

131. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Сборник рассказов и статей о жизни и чудесах его. СПб, 1903.

132. Пять веков Дивеевской земли. Составители: Карпушов В.И, Промахина И.М. Н. Новгород, 1998.

133. Розанов В. По тихим обителям // Угодник Божий Серафим. Изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М, 1996.

134. Рошко В, протоиерей. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. -М, 1994.

135. Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории // Труды отдела древнерусской литературы. -СПб, 1999.

136. Русская эмаль XVII начала XX века из собрания музея имени Андрея Рублева. - М, 1994.

137. Русский Л.И. Преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец. С изображением преподобного Серафима и 5 рисунками. М, 1903.

138. Савельев A.A. Николай II в Саровской пустыни. Из воспоминаний земского деятеля // Голос минувшего, 1918. № 4-6.

139. Святые источники Дивеевской земли. Изд. Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, 2001.

140. Серафим (Чичагов), архимандрит. Краткое содержание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей

141. А.С.Мельгуновой и о. Серафима Саровского и подвижниц обители». -М, 1996.

142. Серафимо-Дивеевские предания. Житие, Воспоминания. Письма. Церковные торжества. Составитель А.Н.Стрижев. М., 2001.

143. Серафимо-Дивеевский монастырь и подвижницы, в нем обитавшие, с приложением жизнеописания устроителя обители преп. Серафима Саровского. М., 1904.

144. Сергий, иеромонах. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. 1-е изд. 1841.

145. Сергий, иеромонах. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. Начертание жизни старца Саровской пустыни Марка и мысли святых отцев о смирении и молитве Иисусовой. М., 1858.

146. Сказание о жизни и подвигах старца Серафима, затворника и пустынножителя Саровской пустыни. М., 1903.

147. Сказание о жизни и чудесах преподобного Серафима, подвижника Саровской пустыни. М., 1903.

148. Соколов Ф.С. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. -Тамбов, 1904.

149. Степашкин В.А. Год рождения преподобного Серафима Саровского. (Новые архивные находки) // Памятники христианской культуры Нижегородского края. Материалы научной конференции 29-30 марта 2001 года. Н. Новгород. 2001.

150. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. Саров, 2002.

151. Стрижев А.Н. Об изображениях старца Серафиа // Угодник Божий Серафим. Т. 1. - М., 1993.

152. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

153. Тютчева А.Ф. Святой Серафим Саровский в Царской семье. СПб., 1903.

154. Угодник Божий Серафим. Составители: игумен Андроник (Трубачев), Стрижев А.Н. Т. 1-2. - М., 1993.

155. Успенский Н., диакон. Житие и чудеса новоявленного чудотворца св. преподобного Серафима Саровского. М., 1903.

156. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. М., 2002.

157. Федоров A.B. Возрождение православной жизни в Сарове // Радость моя. Москва-Саров, 1993.

158. Феодоровский Государев собор и Царском Селе. Пещерный храм во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Изд. Феодоровского Государева собора, 1915.

159. Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В.Ступина. Арзамас, 2002.

160. Чугреева H.H. Старец Серафим Саровский чудотворец (1759-1833). Ко второму обретению и перенесению мощей // Московский журнал. -М., 1991. -№ 7.

161. Царевский А. Саровская пустынь. Ко дню прославления великого подвижника Саровского, отца Серафима. Казань, 1903.

162. Чугреева H.H. Иконы преподобного Серафима Саровского в собрании музея имени Андрея Рублева // Материалы II и III конференций. Саров, 1999.

163. Чугреева H.H. О почитании преподобного Серафима Саровского163семьей святого Царя-страстотерпца Николая II // Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. М., 2003. - № 1 (2).

164. Щенникова Л.А. Прославленные иконы Пресвятой Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 1. -М, 1996.

165. Щенникова Л.А. Житийные иконы преподобного Серафима Саровского // Макарьевские чтения. Вехи русской истории в памятниках культуры. Вып. V. - М., 1998.

166. Щенникова Л.А. Житийные иконы преподобного Серафима Саровского // Материалы II и III конференций. Саров, 1999.164

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.