Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Фирстова, Елена Владимировна

  • Фирстова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 193
Фирстова, Елена Владимировна. Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2001. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фирстова, Елена Владимировна

Введение.

Глава I. Творчество как социокультурная и психолого-педагогическая проблема

1.1 Творчество в жизнедеятельности личности: философский и социокультурный аспект.

1.2 Творчество как психолого-педагогическая проблема.

1.3 Творчество в различных видах предметно-практической деятельности человека.

Глава II. Становление творческой личности в условиях опытно-экспериментальной работы в педагогическом процессе colb циалыю-педагогического колледжа.

II. 1 Организация деятельности творческих мастерских как средство становления творческой личности учащегося.

11.2 Взаимодействие и интеграция разнообразных видов творческой деятельности в опытно-экспериментальной работе социально-педагогического колледжа.

11.3 Опытно-экспериментальная проверка становления творческой личности учащегося в педагогическом процессе социальф но-педагогического колледжа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа»

Можно полагать, если в XX веке больше всего превозносился «человек разумный», то XXI век будет жить под знаком «человека творческого».

А. Галин

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. «Тот, кто не овладел творчеством, не может управлять процессом объединения личного опыта. Он зависит от тех условий и обстоятельств, в которых жил и формировался» (3 1, 109). Поэтому проблема творчества давно и непрестанно интересующая представителей различных отраслей знаний, в последнее время особенно привлекает внимание многих исследователей. О стабильном интересе к теме творчества свидетельствуют постоянно появляющиеся публикации как в нашей стране, так и за рубежом. Состоявшийся в г. Бостоне (США) 10-16 августа 1998 года XX Всемирный философский конгресс затронул практически все важнейшие стороны современного философского сознания. Одной из центральных проблем, обсуждавшихся как на пленарных заседаниях, так и в целом ряде секций стала проблема творчества. За 2001 год в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре были проведены международные конференции, основным вопросом которых стали проблемы педагогики творчества1.

Творчество - двигатель прогресса, созидатель культуры, форма качественного развития общества и окружающей его среды. И поскольку, как проявление высших потенций человека, оно способствует развитию общества, то, соответственно, чем выше творческая активность каждого члена общества, тем выше темпы

1 Москва 29 января - 4 февраля 2001 года: «Интеграция как методологический феномен худож ественного образования в и ¡меняющаяся России»; Санкт-Петербург 19-2] апреля 2Ü0J года: «Ребёнок в современном мире: детство и творчество»: Самара 10-12 октября: «Интеграция теории и практики формирования таирческой активности студентов педвуюв». его развития. Следовательно, мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях современной России и использовать его на благо общества - одна из важнейших задач нашего государства по выходу из кризиса, решения проблемы восстановления и укрепления политической, экономической, технологической, духовной независимости державы. Уровень развития творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, стать хозяином своей судьбы. Современное общество предлагает молодому человеку из множества нередко противоположных ценностей сделать выбор для себя, а затем на протяжении всей жизни строго спрашивает за этот выбор. Каким ценностям будет отдано предпочтение, зависит от воспитания, предшествующего жизненного опыта и актуальной среды общения каждого человека. В условиях роста безработицы и конкуренции специалистов на рынке труда, с одной стороны, а также расширения области реализации творческих возможностей в общественной жизни, с другой, - повышается спрос на творческих, активных и продуктивных работников. Современное российское общество остро нуждается в таких качествах человека как инициативность, духовность, стремление созидать, делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за всё, что происходит вокруг, делая наиболее актуальными ценностями физическое и психическое здоровье, духовность, нравственность, активный интеллект, склонности и способности к творчеству в их гармоничном сочетании и взаимодополнении в личности. Однако, всё растёт число людей, которые, вследствие особенностей жизненного пути и воспитания, не получили навыков выражать свою индивидуальность в творчестве и, пытаясь удовлетворить обычную человеческую потребность в самоутверждении, вынуждены искать пути жизнеосуществления во внешнем мире. Функцию творчества замещают для них приобретение и накопление, средством реализации и утверждения человеческой личности становятся вещи: они стремятся к тому, чтобы предстать в мире в виде «Я + сумма вещей», каждая из которых несет на себе знак человеческого достоинства и престижа. На принадлежность потребителя к более или менее престижным кругам общества указывает марка потребляемого. Достоинство человека оценивается его способностью быть потребителем. Деньги, которые лишь и могут превратить человека в потребителя, натурализуются, делаются выражением природной способности к приобретению, продолжением природных человеческих свойств и процессов, средством возвышения и упрочения положения их обладателя. В этой сложной, неоднозначной обстановке нравственно-духовной сферы жизнедеятельности российского общества, а также усиления деструктивных процессов, роста криминализации, в частности подростковой и молодёжной преступности, возрастает роль индивидуального поведения личности, индивидуальной воли, способной противостоять негативным тенденциям общества, отстоять духовно-нравственные приоритеты, что делает проблему становления творческой личности, как проблему раскрытия, социально приемлемого и приветствуемого использования её потенциала, одним из важнейших факторов развития общества.

Однако социальные условия нашей жизни, обучения, воспитания и деятельности зачастую не располагают к реализации творческой природы людей, создавая условия больше для образовательного, чем для творческого познания. Проблема же может быть решена только тогда, когда внешняя среда будет располагать не к повторению и исполнению, а к творческим поискам личности в разнообразных видах деятельности. Формирование же такой среды возможно лишь на основе глубоких и разносторонних исследований общих и специальных закономерностей творчества и творческого развития личности, при условии существенных преобразований во всех сферах развития, воспитания, образования, деятельности и, в особенности, отношений людей.

В современной науке междисциплинарная проблема человека становится ведущей: человек изучается в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах, среди которых одно из важнейших - быть субъектом, творцом своего жизненного пути, общества, культуры в целом. Понятие «творчество» охватывает собою громадный круг вопросов, постоянно привлекая внимание, вызывая интерес ученых и исследователей различных отраслей знаний. В научной литературе есть различные подходы к понятию феномена творчества, в связи с чем, обозначилось множество поправлении в изучении проблемы л творчества отечественными и зарубежными исследователями . Среди них: теоретико-социологический и социально-культурологический подход к про

2 Л. С. Выготский, И. П. Павлов, Я Л/ Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я. А. Пономарёв, Б.Г. Ананьев, Б.М. Топов, Г.С. Баппацев, ДБ. Богоявленская, B.C. Ротенберг, СО. Гружнберг, В.Л. Дранков, В.II Дружинин, Е.А. Корсунскии, АЛ. Гати, Г.С. Амьтшуллер, А.'Г. Шумичии, О.В. Афанасьева, С.А. Дероичева, ЕС. Громов, Г.Л. Ермаш, Б.М. Рунин, Г. Гиргинов, А. Лилов,

A.Н. Лук, ИИ. Мамы кии, ЕВ. Попов, Ю.М. Винокуров, U.M. Вертки», К.Д. Уишнскии, A.C. Макаренко,

B.А.Сухомлинский, E ll. Бе.чочерцев, Е.В Бондаревскш, К.И Вепцель, И.П. Волков, О.С. Гшман, В.И. Загвя-3UHCKUU, Е.Н.Ильин ,В.А.Кан-Ка:шк, В.А.Караковский, ВВ. Краевскии, М.В. Копосова, В.П. Куюачев, Б.Н. Никитин,Л.И.Новикова, Э.В.Папичева, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, Н.Ф. Родионова, В.В. Сериков, В. A. C.'iaemi'HUH , А. П.Трепицына, С Т. Шицский, С. А. Шмаков, М.П. Щетинин ЕЛ. Яковлева и многие др. блеме творческой деятельности личности, социальной группы, общества; ценностные аспекты творчества как феномена духовности; исследования структуры творческого процесса, психофизиологических основ, социально-психологических проблем творчества в различных сферах жизнедеятельности личности; исследование личностных качеств творца, его способностей и мотивации; педагогические проблемы становления творческой личности (развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания, самосозидачие и самовоспитание личности).

Проблема творчества и поиска путей повышения творческого потенциала личности являются актуальными в решении задач современного образования: общеобразовательной, профессиональной средней и высшей школы. Перед педагогами стоит сложный вопрос: помочь молодым людям социализироваться в соответствии с требованиями современности, не растеряв тот огромный капитал мировой культуры предыдущих эпох, который обязательно должен быть доставлен людям XXI века и третьего тысячелетия. Ведь мировая культура - бесконечная сокровищница общечеловеческого опыта, всемерно развивающая, обогащающая сферу сознания человека, является неисчерпаемым источником его социального, нравственного и творческого развития. Необходимо подобрать верные средства и способы воспитания поколения, которому предстоит не только жить, но и создавать общество будущего. На решение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого педагогического процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения.

На межгосударственном уровне проблема нашла отражение в положениях Конвенции о правах ребёнка (1989 г.), закрепляющих право личности на индивидуальность, свободное творчество и реализацию заложенных возможностей; на уровне отдельно взятого нашего государства - в Концепции воспитания учащейся молодёжи в современном обществе (63) и Законе РФ «Об образовании» (48) проблема развития творческой личности в процессе обучения и воспитания выдвигается как одна из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся, самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой, обществом, государством на основе гуманистических ценностей.

Изучению опыта организации развития творчества детей и молодёжи прошлого и современности посвящено много исследований. Анализ диссертационных работ по проблеме развития творчества детей и молодёжи за последние пять лет показал, что она активно разрабатывается, предлагаются различные варианты её решения. Исследования Г.Ю. Алексеевой, Е.И. Балакиревой, В.П. Барахсанова, М.С. Гафитулина, JI.M. Евдокимовой, В.Г. Кухаронак, О.С. Нечаевой, Л.И. Петровой, Н.В. Увариной, Е.А. Ходыревой освещают подходы решения рассматриваемой проблемы в младшем школьном возрасте; Н.К. Винокурова, A.B. Енин, Л.Ю. КругловаДЮ. Лешер, Е.В. Рогалёва, Т.А. Сидорчук, Т.П. Щербакова - в подростковом; Е.А. Глуховская, Л.В. Даниленко, И.Э. Кашенова, Е.А. Локтю-нина, Е.В. Мещерова - у старшеклассников; И.Е. Брякова, Л.К. Веретенникова, И.А. Карпачёва, Н.П. Меньшикова - у студентов; развитию творчества детей и молодёжи в системе внеклассной работы и дополнительного образования посвящены работы В.А. Березиной, М.Н. Бородатой, A.B. Енина, И.М. Красильникова, В.Ю. Лешер, Л.В. Цветковой; в отдельных видах творчества: научном - Н.П. Меньшиковой, Е.В. Мещеровой; техническом - М.Н. Поволяевой; в искусстве и художественном творчестве - Е.Ю. Александровой, В. А. Варданян, С.А. Валаханович, E.H. Зуйковой, Н.К. Карповой, И.Э. Кашеновой, В.И. Козловского, И.М. Красильникова, Т.К. Мурманцевой, О.С. Нечаевой, Р.Н. Наурызбае-вой, В.Н. Сафонова, Н.М. Сокольниковой, М.Ю. Торговкина; о развитии творчества учащихся, в том числе в школах нового типа повествуют работы В.А. Варданян, О.И. Воленко, Г.А. Крыловой, Т.К. Мурманцевой, Р.Н. Наурызбаевой, Л.Л. Редько, В.В. Садовой, С.А. Гайгиной, М.Ю. Торговкина, Е.Л. Яковлевой.

Дополнив результаты анализа перечисленных работ информацией из материалов публикаций периодической печати, а также опыта практической работы современных учреждений общего и дополнительного образования, мы сделали вывод о том, что традиционными организационными формами условий для выявления и реализации творческого потенциала личности являются кружки по интересам в учреждениях общего и дополнительного образования, тематические семейные клубы, где занятия с детьми проводят старшие члены семьи и т.п. Все они, несомненно, создают определённые условия для развития творчества, предоставляя, однако, возможности мононотворческого образования, что ставит перед человеком проблему выбора той или иной специальности. Возможности молодого человека попробовать себя в различных направлениях творчества оказываются сопряжены с временными и материальными (по нынешним временам - немалыми) затратами или становятся вовсе невозможны например, из-за отсутствия человека, который имел бы возможность сопровождать маленького ребёнка на занятия в различные заведения, а также времени у самого ребёнка на посещение ряда объединений (ведь от приготовления уроков его никто не освобождает, а объём дисциплин и сложность материала современного базового образования надо признать немалый). Ограничение для молодого человека возможности «искать себя» может привести его к попаданию в зависимость от навязанных кем-то интересов, не всегда совпадающих со способностями и склонностями человека, что ложится на него тяжёлым бременем, ведёт к неудовлетворённости собой, неврозам, фрустрациям, дипрессиям, накладывая отпечаток как на личность человека, так и на весь образ его жизни. При этом могут гак и не реализоваться способности к той деятельности, в которой лучше, свободнее всего и в большом объёме может проявиться творческий подход, ведь определить верное направление можно лишь в соответствующей деятельности. Освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности создает условия для его переноса и применения в других. В результате, независимо от того, с чего человек начал - с систематической изобретательской деятельности или сочинения стихов, - впоследствии нередко оказывается, что он способен лучше других подходить к решению многих вопросов, не связанных с его специальностью и областью интересов. Творчество приучает к тому, что новое может быть открыто в любой области знаний, и там, где сегодня знаешь всё, завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперёд в познании. Практика показывает, что изолированные формы работы, не объединённые в систему, имеют невысокую воспитательно-образовательную эффективность - необходимо создать целостные, интегрированные программы, способные, объединив, взаимообогатить разрозненные мероприятия основного и дополнительного образования в последовательно осуществляемую деятельность в целостном и непрерывном педагогическом процессе, создавая новую развивающую среду, способствующую достижению определённой цели.

Проведённый нами теоретический и практический анализ позволил выделить следующие противоречия:

1) с одной стороны - общепризнана значимость творчества как для каждой отдельной личности, так и для общества в целом; с другой - у педагогов отсутствует понимание сущности явления творчества в его многоаспектности и, в частности, психолого-педагогических основ развития творчества у учащихся;

2) определение того вида творчества, в котором наилучшим образом смогут реализоваться задатки человека возможно лишь через практическое вовлечение самого человека во всевозможные виды творческой деятельности; однако существующие программы и системы развития творчества в учреждениях базового и дополнительного образования предлагают, зачастую, лишь какой-либо один вид творческой деятельности в форме узкопрофильного объединения;

3) при увеличении объёма школьной программы и сокращении свободного времени учащихся учреждения базового образования не берут на себя решение проблемы организованного досуга во внеурочное время на базе самого общеобразовательного заведения, предоставляя это другим учреждениям.

Данные противоречия обусловлены рядом проблем: во-первых, в предлагаемых подходах к развитию творчества нами не встречен вариант политворческого подхода (более распространён монотворческий, узкоспециализированный -в пределах одного вида творчества); во-вторых, отсутствует методика развития творчества на основе интеграции базового и дополнительного образования в целостном педагогическом процессе общеобразовательного учебного заведения.

Создание в рамках школьного социума условий для становления творческой личности каждого учащегося требует разработки определённой модели образования. Основной целью инновационной деятельности школ разного типа является организация единой целостной структуры педагогического процесса, способствующей самореализации личности как учащегося на каждом этапе его развития, так и учителя в процессе совместной с воспитанником деятельности. В современных условиях реформирования школы возникает необходимость не простого совершенствования учебно-воспитательного процесса, а создания качественно новой системы развития творческой личности школьника с первого по выпускной класс.

Заинтересованность современного общества в решении проблемы развития творчества каждого его члена, в частности, молодых людей - потенциальных созидателей общественного прогресса, с чем неразрывно связаны знания о сущности творчества и механизмах его развития, определили выбор темы исследования: «Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа».

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное выявление педагогических условий становления творческой личности учащегося в образовательном процессе колледжа на основе взаимодействия и интеграции разнообразных видов творческой деятельности.

Объект исследования - творческая деятельность учащихся в педагогическом процессе колледжа.

Предмет исследования - педагогические условия становления творческой личности учащегося в деятельности творческих мастерских колледжа.

Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположения, что в деятельности образовательных учреждений любого типа и вида заложены возможности для становления творческой личности во взаимосвязи предметной и продуктивной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Процесс становления творческой личности учащихся в образовательных учреждениях будет протекать наиболее успешно, если:

- во-первых, в педагогическом процессе специально моделируются и реализуются социально ориентирующие педагогические технологии продуктивно-творческой деятельности учащихся в целостном педагогическом процессе;

- во-вторых, в образовательном учреждении создаётся атмосфера сотрудничества педагогов, родителей, учащихся, в которой удовлетворяются потребности личности в самоактуализации;

- в-третьих, целенаправленно создаются такие условия индивидуального развития творческого потенциала личности, которые предоставляют учащимся возможности продуктивной деятельности в различных социальных направлениях на основе осознанного самостоятельного выбора;

- в-четвёртых, результативность становления творчества учащихся проявляется в формировании мотивации творчества в творческой деятельности, улучшении психического состояния личности и её взаимодействия с окружающими, в умении вносить элементы творчества в любую деятельность: сначала - в рамках учебного заведения и коллектива сверстников за его пределами, а затем - в профессиональной сфере.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили выделить следующие основные задачи исследования:

1. Провести многоаспектный философский, социокультурный и психолого-педагогический анализ проблемы творчества.

2. Педагогически смоделировать и обосновать условия функционирования творческих мастерских в педагогическом процессе колледжа на основе интеграции и взаимодействия базового и дополнительного политворческого образования.

3. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий становления творческой личности учащегося колледжа с первого по выпускной класс в педагогическом процессе колледжа.

Методологической основой исследования являются: многоаспектное изучение феномена творчества - его сущности, функций, структуры, уровней, видов -на основе фундаментальных культурологических положений базирующихся на принципах диалектического и системно-структурного подхода к исследованию явлений в деятельностном аспекте; психофизиологические концепции творчества как естественной потребности личности, удовлетворение которой напрямую связано со здоровьем и успешной психосоциальной адаптацией человека в обществе; данные психолого-педагогических исследований об условиях, влияющих на эффективность процесса становления творчества у детей с учётом их возрастных особенностей и закономерностей развития, а также особом значении целостности педагогического процесса.

В ходе исследования применялся комплекс методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования: анализ диссертационных исследований по проблеме развития творчества; теоретический анализ научной литературы философского, социокультурного и психолого-педагогического профиля; конструктивно-проектные методы моделирования педагогических условий развития творчества учащихся в социально-педагогическом колледже; коллективно-педагогический лонгитюдный (в течение 9 лет) формирующий эксперимент и обработка его результатов: опытно-экспериментальная работа по реализации программы, осуществлённая в частности автором при непосредственной работе в должности преподавателя уроков творчества, педагога-психолога колледжа, руководителя творческого детско-юношеского движения «Мы» колледжа и художественного руководителя музыкального театра колледжа «Буратино», а также в должности руководителя организационно-развивающей программы «Вдохновение» Центра социальной адаптации детей и подростков при комитете по делам молодёжи администрации г. Воронежа; диагностические методы: включённое наблюдение, опрос в форме анкетирования, бесед, анализ результатов творческой деятельности детей и их личных карт интересов, графические тесты; тест-вопросник родителей учащихся.

Исследования проводились на базе социально-педагогического колледжа3 г. Воронежа с 1992 по 2001 год и включало ряд этапов:

- на первом этапе (1992-1996 гг.) работая в составе опытно-экспериментальной группы, руководимой Э.В. Паничевой, по теоретическому проектированию и практической реализации модели организации условий развития творчества в непрерывном педагогическом процессе социально-педагогического колледжа при ВГПУ, осуществлялось планирование и апробация программ политворческого развития учащихся на основе интеграции и взаимодействия базового и дополнительного образования, велось включённое наблюдение за развитием творчества у учащихся колледжа. Начало данного этапа совпадает с началом формирующего эксперимента.

- на втором этапе (1996 - 98 гг.) был проведён анализ научной литературы по проблеме исследования, на основании которого существующая система подвергалась корректировке и усовершенствованию; формирующий эксперимент продолжался.

- на третьем этапе (1998 - 2001 гг.) посредством различных психолого-педагогических методов исследования (конкретизированных выше) осуществлялся констатирующий эксперимент, осуществлялось обобщение, анализ, проверка и внедрение результатов эксперимента в практику учебных заведений г. Воронежа и Воронежской области, в частности в рамках программы «Вдохновение» областной детско-юношеской организации «Искра», городской молодёжной организации «Содружество Юных», Центра социальной адаптации детей и подростков комитета по делам молодёжи администрации г. Воронежа.

3 Соцнаяьно-пеОагогический колледж- - качественно новая система, демократическое устройство которой служит условием самореализации как учащихся, так и преподавателей. Отличительной особенностью данного учрежОения выступает личностно-ориешпированный образовательный процесс, стремление педагогического коллектива разносторонне развивать личность каждого учащегося на основе создания действительных условий его вовлечения в разнообразную творческую Оеягк'ль-ность с целью развития творческой личности каждого учащегося.

Научная новизна, теоретическая значимость диссертации заключается во многоаспектном анализе феномена и понятия «творчество», в том числе преодоление свойственного исследованиям предшествующих времён суженного понятия социально-духовного аспекта творчества в контексте иделогизированной концепции, раскрывающей рассматриваемое явление исключительно с атеистических позиций; в обобщении и раскрытии подходов психологов различных школ и научных направлений к решению вопроса о роли творчества в развитии, психическом состоянии и социальной адаптации личности; в выделении психофизиологических и психологических механизмов развития творчества; в определении педагогических условий успешного становления творческой личности на основе взаимодействия и интеграции разных видов творческой деятельности в педагогическом процессе образовательных учреждений.

Практическая значимость:

- разработаны образовательные программы для функционирования творческих мастерских в педагогическом процессе, основанные на интеграции базового и дополнительного образования, а также различных видов творчества (политворчества), являющихся доступными для широкого внедрения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях любого типа и вида;

- разработаны методические рекомендации для преподавателей образовательных учреждений по моделированию творческих мастерских и педагогических технологий, позитивно влияющих на становление творческой личности учащегося;

- разработана комплексная программа становления творческой личности учащегося и методика многофакторной оценки творческой личности.

Достоверность выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений многоаспектного анализа; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; теоретическим обоснованием анализа эмпирических данных и результатов, полученных во время опытной работы и в ходе внедрения её результатов в практику работы ряда образовательных учреждений города и области.

Результаты исследования отражены в 9-ти публикациях автора, включая 1 монографию. Общий объём печатных работ составляет около 100 страниц.

На защиту выносятся следующие положения:

- многоаспектный анализ и характеристика понятия «творчество» как обширного, многогранного, многоуровневого явления, имеющего общие и специфическое черты, в зависимости от того, в какой сфере деятельности проявляется;

- характеристика психофизиологических механизмов развития творческой личности каждого человека и необходимых условий для их актуализации;

- констатация возможности творчества в различных сферах жизнедеятельности людей и зависимость индивидуального развития творческих способностей от деятельности, в которую включена личность;

- теоретическое обоснование роли образовательного учреждения в становлении творческой личности как основного микросоциума для развивающейся личности на протяжении длительного времени в период её сензитивности к воспитательным воздействиям;

- необходимость создания педагогических условий для организации процесса становления творчества, предоставляющих учащимся возможность знакомства с широким спектром направлений творческой деятельности, самостоятельного, осознанного выбора творческих специализаций на основании собственного опыта, а также позволяющих учащимся не только овладевать различными навыками самореализации через творчество, но и развивать в себе личностные качества, необходимые для успешной творческой деятельности.

Апробация основных теоретических положении и выводов исследования осуществлялась посредством их внедрения в практику работы общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования г. Воронежа и Воронежской области, в частности, сельских общеобразовательных школы с. Данило Павловского р-на и Таловской школы-интерната Воронежской области, Воронежского монтажного техникума, Муниципального учреждения дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества г. Воронежа, лекционных и практических занятиях в Воронежском государственном педагогическом университете (1996-2001 гг.), на методических объединениях организаторов внеклассной работы, детского и молодёжного движения учебных заведений и общественных организаций г. Воронежа, а также на международных научно-практических конференциях в Москве, Санкт Петербурге, региональной - в Воронеже в 2001 году.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования, целесообразностью изложения материала, и логикой раскрытия темы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Фирстова, Елена Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволила установить, что процесс становления творческой личности учащегося в результате целенаправленного вовлечения их в творчество в целостном педагогическом процессе колледжа (уроки творчества в начальной школе, затем - творческие мастерские, специализированные профильные классы, привнесение элементов творчества в ль повседневную учебную и внеклассную деятельность), в условиях сотворчества учащихся и педагогов колледжа, позволяет каждому учащемуся «найти себя», овладеть возможно большим количеством приемов творческого самовыражения, и при желании проявить свою активность (самоактуализироваться) в социально приемлемых и приветсвуемых формах, испытывая радость творчества и даря радость людям, сформировать потребность в творческом подходе к повседневной жизни, потребность быть оригинальным и активным создателем общества, что в современных условиях имеет особую ценность. Особенной составляющей проекта явилась подготовка учащейся молодёжи к адаптации на рынке труда за счёт развития таких сторон личности как: умение учиться, овладевать навыками творчества, понимать себя, повышение ответственности и личной заинтересованности в результатах обучения.

Вовлеченный с первого класса в творческие виды деятельности ребенок воспринимает этот процесс как естественную и необходимую форму своего проявления, саморазвития и самоуправления. Творчество органично включается в педагогический процесс и становится потребностью личности. За период обучения в начальной школе ребята приобретают навыки, позволяющие продолжать занятия интересующей творческой деятельностью, а атмосфера колледжа

• воспитывает и поддерживает потребность учащихся в любом виде творчества.

Ребята под руководством интересных, творческих людей - мастеров - объединяются в разновозрастные группы по интересам, где им предоставляется свобода общения и творческой деятельности, предоставляется возможность проявить себя не только как способного, интересного исполнителя, но и попробовать свои силы в организации работы других.

Большим педагогическим потенциалом обладают творческие мастерские, имея определенные воспитательные функции и возможности: способствуют включению учащихся в многообразные социально-ценные и личностно-значимые виды деятельности, в систему гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, обогащая жизненность учащихся; позволяет соединить процессы обучения и соцадаптации: развивая интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности, необходимые для успешного вхождения в систему общественных отношений;

- способствуют социализации в общение и взаимодействии детей различных возрастных групп, обеспечивая преемственность между поколениями учащихся и студентов в рамках одного творческого объединения;

- предоставляют возможность социально приемлемого проявления и самоутверждения учащихся и играют значительную роль в решении проблем кризиса подросткового возраста;

- обеспечивают процесс приобретения технических навыков, стимулирования творчества в определённых направлениях деятельности, индукции творчества от мастеров и творчески активных сверстников, что приводит к актуализации и активизации творческого самовыражения учащихся;

- предоставляют учащимся возможность получить первый опыт предпринимательской деятельности (заработка посредством изготовления и реализации творческой продукции);.

- дают возможность профессионального самоопределения посредством включённого знакомства с определённым видом творческой деятельности, для других - возможность овладеть дополнительной специальностью или аспектом творческого самовыражения, способствующего улучшению психического здоровья личности.

Но главное, целостный и непрерывный педагогический процесс колледжа создаёт условия для воспитания личности, имеющей возможность пользоваться творчеством как инструментом во всей своей повседневной жизни, широко выражать себя в нём, ведь какую деятельность ни выбрали бы для себя наши воспитанники, они готовы подойти к ней в той или иной степени творчески, ведь за период обучения атмосфера колледжа воспитывает потребность каждого в творческой самореализации, творческое отношение к жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен творчества стал интегральной областью исследования для многих человековедческих наук, в связи с чем количество его общетеоретических и прикладных исследований неуклонно растёт. Различные стороны рассматриваемого феномена отражаются в понятиях: «творческое начало», «творческий потенциал», «творческие способности», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческое сознание», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность». В качестве основной категории данного исследования было избрано понятие «творчество». Многогранность этого понятия предопределили выбор методологического подхода: многоаспектный анализ.

Проанализировав определения понятия «творчество», предлагаемые авторами статей различных справочных изданий, а также научных трудов философского, социокультурного и психолого-педагогического профиля, мы установили, что в определении содержания категории творчества выделяются следующие признаки: творчество рассматривается как активность; высший вид деятельности человека; оно есть создание нового; творчество органически связано с познанием, отражением действительности; имеет просоциальную, созидательную направленность. Творчество - родовой признак и родовая сущность человека, способ его бытия, форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения - высшая и специфическая форма качественного развития человека, общества и окружающей его среды, всей культуры. В творчестве, наиболее ярко проявляется жизнедеятельность человека, его сущностные силы.

Психолого-педагогический анализ рассматриваемого явления раскрыл проблему влияния задатков и особенностей нервной системы, а также различных условий микро и макросоциума, в частности — обстановки в общеобразовательном заведении, которое посещает ребёнок, на особенности развития и проявления творчества. Психологами различных научных направлений подчёркивается особая роль мотивации, особенно - мотивации творчества и мотивации самоактуализации в процессе развития творчества, творчество характеризуется как искусственная человеческая потребность, подчёркивается необходимость раннего развития творчества, связь особенностей протекания процесса становления творческой личности и возрастных особенностей учащихся.

В работе рассмотрены также различные виды творчества, их общие и особенные характеристики, психологические основы формирования способностей к тому или иному его виду (за основу взяты положения С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о роли деятельности в указанном процессе), в частности, роль художественного творчества, особенно на начальном этапе творческого развития. Исследователи подчёркивают значение индивидуальных особенностей личности в творческой специализации, а также рассматривают проблему многогранности творческой личности.

Введение в педагогическое исследование многоаспектного социокультурного анализа феномена «творчество» и его индивидуально-личностных проявлений определило две основные позиции:

1) необходимость интегративного подхода со стороны педагогики и научных знаний психофизиологии, психологии, философии, культурологии, социологии и др. для возможно более полной характеристики творчества; 4Ц 2) необходимость при организации условий для становления творческой личности каждого учащегося обеспечения взаимодействия и взаимопроникновения целенаправленного обучения и воспитания, что возможно в целостном педагогическом процессе на основе интеграции базового и дополнительного образования, а также различных направлений творчества.

Перечисленные теоретические положения, легли в основу организации среды СП колледжа, а в сочетании с результатами первичного констатирующего эксперимента они обусловили организацию сети творческих мастерских, удовлетворяющей интересы учащихся, предоставляющей им возможность по-• литворческого развития и способствующей их дальнейшему творческому росту, на основе самостоятельного осознанного выбора направлений творческой деятельности, а также позволили выделить психологические, педагогические, методические, материально-технические, организационно-педагогические условия, которые являются необходимыми и благоприятными для становления творческой личности учащегося, способствуют эффективности организации и функционирования деятельности творческих мастерских.

В ходе экспериментальной работы было установлено, что условия, созданные в целостном педагогическом процессе колледжа оказывают значительное влияние на развитие творчества его учащихся, что проявляется не только на продуктивном, но и на глубинном личностном уровне. Сравнительный анализ результатов испытуемых контрольной и экспериментальной групп показал, что на процесс становления творческой личности учащегося оказывает влияние и временной фактор: учащиеся, находившиеся на обучении в колледже менее 4х лет в целом отставали по показателям от ЭГ. Изменение личностных характеристик зависит как от условий образовательной среды и длительности пребывания в ней, так и от возраста учащегося.

Таким образом, в ходе проведённого исследования выдвинутая гипотеза, в основном, подтвердилась.

Проведённое исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Становление творческой личности происходит в деятельности, для чего необходимы специально организованные условия.

2. Помимо развития практических навыков самовыражения становление творческой личности предполагает изменение глубинных личностных характеристик - без этого становится невозможным сам процесс творчества.

3. Основным объектом педагог ического воздействия должен стать мотива-ционный компонент личности. Ремесленные навыки в том или ином направлении творчества должны сочетаться со знаниями и практическими умениями применять на практике в разных ситуациях творческие приёмы и методы, позволяющие продуцировать новые комбинации.

4. Большое значение для успешности протекания процесса становления творческой личности имеют общение учащихся с творческими сверстниками, молодёжью, педагогами, особенно в условиях взаимодействия и сотворчества, знакомство с особенностями жизнедеятельности творческих знаменитостей -представителей различных исторических эпох и государств, владение приёмами гигиены творческой личности.

5. Направленность на продуктивное обучение даёт возможность практического применения знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, способствует активизации и социализации учащихся.

6. Возможность осознанного свободного выбора направлений творческой деятельности для освоения способствует формированию способностей самоанализа, самоконтроля и ответственности за принятое решение.

7. Интеграция базового и дополнительного образования, а также различных видов и направлений творческой деятельности, предоставляющих учащимся возможность политворческого развития в целостном педагогическом процессе с направленностью на продуктивное обучение реально способствует становлению творческой личности как на продуктивном, так и на глубинно-личностном уровне.

8. Проведённое исследование позволяет выделить педагогические условия эффективности организации деятельности, направленной на становление творческой личности каждого учащегося в целостном педагогическом процессе:

- стимулирование творческой активности учащихся в процессе организации их деятельности, направленное на их самореализацию и саморазвитие;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в процессе организации творческой жизнедеятельности коллектива учащихся;

- оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления в жизнедеятельности детского коллектива с самоорганизацией участников творческой деятельности;

- создание субъект-субъективных отношений в коллективе, как между учащимися, так и между ними и педагогами;

- создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений, сложившихся в учебном заведении;

- адекватность содержания предлагаемой творческой деятельности учащихся, педагогическим целям и возможностям организации;

- сотрудничество педагогов и родителей, экспертов и самих учеников;

- учёт индивидуальных особенностей учащихся;

Большое значение имеют среда учебного заведения и личностно-профессиональные особенности педагогов, обеспечивающих указанный процесс. Однако, исследование, проведённое среди студентов ВГПУ показало, что на начальном этапе студенческой жизни у большей части молодых людей отмечается низкий уровень творческой активности вследствие недостаточного уровня развития и творческих способностей, и собственно творческой мотивации. Тем ярче на их фоне выделяются студенты, склонные к творческому самовыражению, вследствие развитых на должном уровне личностных особенностей в период обучения в общеобразовательном учебном заведение, что ещё раз подтверждает значение данного периода для творческого развития личности. Во все времена, а сегодня - особенно - общество требует от человека гибкости, способности к адаптации в меняющихся условиях, преобразованию действительности - т.е. способности к творчеству. Личность воспитывает личность, и творческую личность может воспитать лишь личность творческая. В связи с этим актуальным вопросом педагогического образования становится проблема увеличения внимания к воспитанию личности студентов педагогического вуза, и, в частности, развитию творческого потенциала личности будущих учителей — проблема, представляющая интерес для научного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фирстова, Елена Владимировна, 2001 год

1. Айян Д. Эврика! СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -352 с.

2. Аллан Д. Формы, трансформации и креативный процесс // Вестник московского университета. Сер. 7. Философия, 1999, № 4. С. 110- 117.

3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.

4. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. - 157 с.

5. Аникин В.И. Магистрали технического творчества. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983. - 143 с.

6. Анохин П.К. За творческое содружество философов с физиологами. // Ленинская теория отражения и современная наука. М.: Наука, 1966. - 301с.

7. Артюхина Н.И. Нейрон // Здоровье, №1, 1986 . С. 16-17.

8. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогически задач. —• СПб., СпецЛит., 2000. 223 с.

9. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. Авт. дисс. на соиск. ученой степени докт. соц. наук. М.,1999. - 43 с.

10. Бандык И.А. Техническое творчество: его суть и задачи. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1976. - 107 с.

11. Басин Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности). — М.: Магистр, 1996. 171 с.

12. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. Коллективная монография. М.: Народное образование, 2000. - 248 с.

13. Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовногопроизводства. Ульяновск, 1970. - 248с.

14. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской души: очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

15. Белый А. Символизм как миропонимание. (Серия «Мыслители XX в.») / Сост., всгуп. Ст. и прим. Л.А. Сугай. -М.: Республика, 1994. 528 с.16.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.