Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX - XX веков: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Ачмиз, Марина Мухтаровна

  • Ачмиз, Марина Мухтаровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 159
Ачмиз, Марина Мухтаровна. Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX - XX веков: историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Краснодар. 2007. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ачмиз, Марина Мухтаровна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ИСТОКИ, ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕЦИЙ МАССОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

1.1. Эволюция теоретического осмысления проблемы массовых общностей в истории философской мысли.

1.2. Идейно-теоретические предпосылки философских исследований массовых общностей во Франции и Италии.

1.3. Методологические основания концепций массовых общностей в творчестве Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле.

2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАЗБОТКИ ТЕОРИИ МАССОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

2.1. Историософское решение проблемы социальной роли массовых общностей в историческом процессе.

2.2. Социально-философский анализ сущности, структуры и основных сфер жизнедеятельности массовых общностей.

2.3. Философско-культурологическое осмысление проблем духовности в условиях массового существования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX - XX веков: историко-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Современная эпоха внесла в мировую историю значительные изменения, которые глубже и серьёзнее по своим последствиям, чем многие масштабные перемены других исторических эпох. В исторической науке современные изменения сравнивают с переменами, которые произошли в жизнедеятельности людей в далёкой истории при открытии огня, изобретении орудий труда, появлении самых ранних государств. В ряду важнейших последствий, которые обусловлены современным развитием, выделяется возникновение и развитие нового, массового типа существования людей с такими характерными для него масштабными явлениями, как массовое сознание и массовое поведение, массовая культура и массовые коммуникации, массовое производство и массовое потребление. Со времени Французской революции многовековой уклад человеческой жизнедеятельности и традиционные общественные связи радикально трансформируются и возникает новое общество, в котором новую социальную роль обретают широкие народные массы, те, кто испокон веков именовался плебсом, чернью, толпой. Стали неотъемлемой частью современного мира бесчисленные движущиеся толпы на улицах и площадях, сменяющая друг друга публика в зонах отдыха и зрелищно-увеселительных заведениях, массовые аудитории средств передачи информации и учебных заведений, потоки покупателей в торговых предприятиях, скопления людей в транспорте, колонны демонстрантов и пикеты протестующих, локальные и транснациональные массовые движения с экономическими, политическими, экологическими и иными лозунгами. Эти и многие другие феномены, основой которых является функционирование разнообразных массовых общностей, стали отличительной чертой современности.

Характерные для Европы XIX века и первой половины XX столетия непрекращающиеся массовые деструктивные выступления людей во второй половине минувшего века в индустриально развитых странах мира стали казаться преодоленными. Сформировалась точка зрения, согласно которой спонтанно возникающие и разрушительно проявляющие себя массовые общности отступают перед научно-техническим прогрессом, ростом образованности, правовой защищенности и материальной обеспеченности людей, а сами массовые общности надежно интегрированы в состав устойчивых социальных структур и контролируются мощными государственными учреждениями. Однако и в наши дни время от времени действия массовых общностей в различных странах потрясают общественные и правительственные устои. Определенные импульсы, придающие массовым явлениям новый прилив сил, отмечаются за пределами благополучного западного мира, в частности, в современной России, стремящейся к демократии и процветанию, хотя и в ней массовые феномены способны играть существенную и во многом непредсказуемую общественную роль.

Все эти обстоятельства определяют актуальность философского осмысления проблем жизнедеятельности массовых общностей. Потребность в углублении анализа этой проблематики делает необходимым её историко-философское исследование, что предполагает и изучение исходных основ современной теории массовых общностей.

Степень разработанности темы. Рост общественного значения массовых явлений еще в XIX веке привлек внимание философов. Среди них -А. де Токвиль, Э. Берк, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Я. Буркхардт, и др. Хотя они, по оценке К. Ясперса, ощутили и выразили нарастание угрозы для человечества со стороны массовых феноменов, эта опасность философией и наукой, как правило, игнорировалась; прозрения этих мыслителей считались «чудаческими и несерьёзными»; на периферии общественного сознания остались и предупреждения других дальновидных людей. Но, несмотря на эпизодичность обращений философов к данной проблеме, высказанные ими проницательные суждения нацелили внимание ряда исследователей на проблему массовых общностей, чему способствовало и то обстоятельство, что во второй половине XIX века в общественном сознании стала утверждаться мысль К. Маркса о всемирно-исторической миссии пролетарских масс. Ряд десятилетий проблема массовых общностей с трудом осознавалась как проблема исследования, она считалась в первую очередь проблемой общественно-политической, которую следует тем или иным способом решить.

Первые попытки систематического осмысления жизнедеятельности массовых общностей (толп, публики, массовых движений и других группирований) предприняты в последнем десятилетии XIX века во Франции и Италии благодаря творческим усилиям Гюстава Лебона, Габриэля Тарда и Сципиона Сигеле. В произведениях этих мыслителей дан продуктивный анализ жизнедеятельности массовых общностей в философско-историческом и социально-философском аспектах, представлены результаты философско-культурологического осмысления проблем духовности людей в условиях массового существования и высказан ряд ценных теоретико-методологических положений по их изучению. Их работы считаются сегодня основополагающими при изучении данной проблематики. В «Краткой философской энциклопедии» (1994г.), где особо отмечается творческий вклад Г. Лебона, говорится, что его работа «Психология толп» является «первой попыткой - в своих основных положениях сохранившей значение еще и сегодня - показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс».

Созданные Г. Лебоном, Г. Тардом и С. Сигеле философские концепции оказали ощутимое воздействие на возникновение современных теоретических представлений о феномене массовых общностей и в целом способствовали становлению и развитию таких научных дисциплин, как социология, социальная психология и политическая наука. Многие философы и ученые, обращавшиеся в XX веке к изучению массовых общностей, испытали в той или иной степени влияние идей первых разработчиков этой проблематики, что обстоятельно показано в труде известного французского ученого С.Московичи «Век толп». Философскому осмыслению подвергались в основном деструктивно-разрушительные проявления и тенденции в жизнедеятельности массовых общностей, а их функционирование и развитие анализировалось в негативно-критическом ключе, что характерно для исследований О. Шпенглера, В. Парето, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Марселя, Э. Фромма, Э. Канетти, Х.Арендт, и др. Обозначилось и стремление к более конструктивному анализу жизнедеятельности массовых общностей, что проявилось в разработках А. Фуллье, М. Вебера, Э. Кассирера, Р. Парка, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Р. Гвардини, Г. Блумера, и др. Вместе с тем исследования выявили недостаточную эффективность существующих теоретико-методологических средств постижения массовых феноменов. Установлено, что имеющиеся методы научного познания не позволяют увидеть и адекватно оценить многие стороны мифологического мышления и спонтанного поведения, присущего современным массовым общностям (Э. Кассирер). Более продуктивные средства познания массовых явлений еще предстоит найти (Э.Канетти). Поиск таких средств побуждает философов обращаться к истокам систематических исследований массовых явлений.

В России устойчивый интерес к изучению массовых общностей возник еще в XIX веке, о чем свидетельствует творчество Н.К.Михайловского, и получил развитие в начале XX столетия, когда проводили исследования П.И.Ковалевский, В.М. Бехтерев, А.А. Богданов, П.А.Сорокин, и др. Однако впоследствии анализ массовых феноменов свелся в основном к комментированию положений, высказанных в официальной марксистско-ленинской доктрине, а результаты исследований, полученные за рубежом, по идеологическим причинам отвергались. Но со временем эта ситуация стала меняться. Заметную роль в привлечении внимания к этой проблематике сыграли монографии Г.К. Ашина «Доктрина «массового общества»», вышедшая в свет в 1971 г., и Б.А. Грушина «Массовое сознание», изданная в 1987 г. В первой из них в критическом ракурсе представлены ключевые западные теории массовых явлений и сделан принципиальный вывод о том, что ошибочно считать теорию массового общества «пустой выдумкой», поскольку в ней получили своеобразное отражение реальные процессы, характерные для капиталистической действительности в стадии её зрелости. Во второй работе основное внимание уделяется процессам «омассовления» людей в современном обществе; с учетом достижений зарубежных исследователей автор дает развернутое определение массовых общностей и осуществляет социально-философский анализ их жизнедеятельности в качестве носителей специфического массового сознания, существенно отличающегося от группового сознания.

Рост интереса российских авторов к изучению массовых явлений наблюдается в последнее десятилетие. Вышел в свет ряд монографий, где освещаются различные аспекты данной проблематики. Это - работы философов С.В. Туманова «Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение», М.А. Хевеши «Толпа, массы, политика», А.Н. Шишминцева «Философское постижение современного массового человека» и «Социальная вера столетия масс»; психологов В.Ю. Большакова «Эволюционная теория поведения», Д.В. Колесова «Человек и толпа», А.П. Назаретян «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи», Д.В. Ольшанского «Психология масс», Д.Л. Спивак «Изменённые состояния массового сознания»; социологов О. Карпухина и Э. Макаревича «Формирование масс»; сборники научных статей «Массовое сознание и массовые действия» и «Массовая культура»; ряд диссертационных исследований. В большинстве представленных трудов отражены результаты научных исследований. Философское осмысление данной проблематики осуществляется главным образом в рамках социальной философии, как правило, без обращения к его предшествующим этапам. Поэтому особый интерес вызывают немногочисленные работы, выполненные в историко-философском ключе. Это - цикл статей М.А. Хевеши «Феномен «толпы» в трактовке философии XX века», «Политика и психология масс», «Массовое общество в XX веке»; статьи А.Н.Шишминцева «Психологизм во французской философии (концепция Г.Лебона)», «Прототип массового человека в философии Г. Тарда», «Вождь и масса: антропологические константы истории в философии М. Шелера»; статья Р.Е.Гергель «Социология массы Ф.Степуна»; и др. Определенное значение в историко-философском анализе данной темы имеет ряд разделов в монографиях Г.К.Ашина, В.Ю. Большакова и С.Московичи. Отмечая рост активности учёных в изучении массовых явлений, следует заметить, что в этой сфере ощущается недостаток работ историко-философского характера, в которых рассматривались бы начальные этапы анализа данной проблематики. С учетом разработанности данной темы, в настоящем диссертационном исследовании осуществлен историко-философский анализ процесса разработки теории массовых общностей в творчестве Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле.

Объект исследования - эволюция теоретического осмысления массовых явлений в истории философской мысли.

Предмет исследования - разработка теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-XX веков.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в осмыслении процесса становления теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-XX веков. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть эволюцию теоретического осмысления проблемы массовых общностей в истории философской мысли.

2. Выяснить идейно-теоретические предпосылки философских исследований массовых общностей во Франции и Италии.

3. Определить методологические основания концепций массовых общностей в творчестве Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле.

4. Показать историософское решение проблемы социальной роли массовых общностей в историческом процессе.

5. Раскрыть особенности социально-философского анализа сущности, структуры и основных сфер жизнедеятельности массовых общностей.

6. Выявить специфику философско-культурологического осмысления проблем духовности людей в условиях массового существования.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации осуществлен историко-философский анализ процесса становления теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-XX веков.

Научная новизна конкретизируется в следующих положениях:

- проанализирована эволюция теоретического осмысления проблемы массовых общностей в истории философской мысли;

- выявлены идейно-теоретические предпосылки философских исследований массовых общностей во Франции и Италии;

- определены методологические основания концепций массовых общностей в творчестве Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле;

- показано историософское решение проблемы социальной роли массовых общностей в историческом процессе;

- раскрыты особенности социально-философского анализа сущности, структуры и основных сфер жизнедеятельности массовых общностей;

- выявлена специфика философско-культурологического осмысления проблем духовности людей в условиях массового существования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эволюция философской мысли вплоть до XIX столетия характеризуется преобладанием интереса мыслителей к изучению жизнедеятельности выдающихся личностей и господствующих общественных групп при одновременном незначительном внимании к осмыслению жизни подчиненных и зависимых социальных групп и массовых общностей; это обстоятельство оказало сдерживающее влияние на формирование теоретического знания о массовых явлениях.

2. Исторические события Великой французской революции стимулировали осмысление европейскими философами её уроков, опыта и последствий, включая наметившееся изменение социальной роли широких народных масс, что составило со временем идейно-теоретические предпосылки систематических исследований многообразных массовых общностей.

3. Первые попытки систематического осмысления жизнедеятельности массовых общностей (толп, публики, массовых движений) осуществлены во Франции и Италии в 90-е годы XIX века Г.Лебоном, Г.Тардом и С.Сигеле в общем русле философского познания с использованием методологических подходов переживавших период становления социологии и психологии, что обусловило как познавательно-концептуальное своеобразие проведенных исследований, так и их продуктивность в деле разработки теории массовых общностей, а также для последующих исследований в данной области.

4. В историософском плане исследователи массовых общностей, новаторски развивая циклическую модель понимания истории, зафиксировали принципиальные изменения в социальном положении масс, выявили факторы возрастания роли массовых общностей в современном мире, показали первые ростки возникновения «массового» общества и перспективы его развития.

5. Социально-философский анализ позволил исследователям массовых общностей осмыслить их природу, структуру и основные сферы проявления на основе предварительного разграничения сфер социального и массового поведения людей, теоретического отделения сферы спонтанного массового поведения, базирующегося преимущественно на эмоциях и чувствах, от области жизнедеятельности социальных групп, основанной на тех или иных рациональных системах норм, предписаний, ценностей.

6. Изучение проблем духовности основоположниками теории массовых общностей позволило обосновать ключевое значение веры в реализации современного массового поведения и показать существенную роль средств массовой информации и искусства в становлении массовой культуры.

Теоретико-методологические основы диссертационной работы. В исследовании диссертант руководствуется методологией, которая содержится в классической историко-философской литературе; используется ряд методологических положений философской теории познания и истории социальных наук. В работе применяются принцип единства исторического и логического анализа, конкретно-исторический и сравнительно-исторический методы, структурный и функциональный подходы, элементы герменевтического истолкования, и т.д. Решение задач исследования базируется на изучении произведений основоположников теории массовых общностей, учтены и результаты других историко-философских исследований. В анализе первостепенное внимание уделяется сочинениям Г. Лебона «Эволюция цивилизаций», «Психология толп», «Психология социализма»; С. Сигеле «Преступная толпа»; Г. Тарда «Законы подражания», «Социальная логика», «Мнение и толпа». Диссертант разделяет точку зрения, согласно которой в этих произведениях, созданных на рубеже XIX-XX веков, можно найти истоки тех теорий, направлений, исследовательских программ, которые в настоящее время «в новой яркой обертке и при соответствующей рекламе подают на стол» многие современные авторы (В.Н.Дружинин). Приводимые в диссертации материалы и сведения со ссылкой на отечественных и зарубежных исследователей, результаты осуществленного критического анализа подчинены конструктивному историко-философскому осмыслению процесса разработки теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-XX веков.

Научная и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют расширить имеющиеся философские представления о первых попытках и итогах систематического изучения массовых общностей, их идейных истоках и теоретических предпосылках, основополагающих познавательных подходах и концептуальных особенностях. Материалы исследования могут быть использованы в модернизации учебных курсов по философии и социальным наукам в практике высшей школы.

Апробация работы. Основные выводы исследования докладывались на Всероссийской научно-теоретической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в сентябре 2006 г., региональных и городских научных конференциях в гг. Краснодаре, Ростове н/Д., Майкопе в 2003-2006 гг. Материалы диссертации использовались при чтении лекционных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам в высших учебных заведениях. Диссертация обсуждалась на заседаниях и семинарах кафедры философии Кубанского государственного технологического университета. Основные положения исследования опубликованы в научном издании «Эволюция философского осмысления проблемы массовых общностей», научных статьях и тезисах конференций.

Структура и объём диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (244 источника). Главы включают в себя по три параграфа. Общий объём диссертационной работы 159 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Ачмиз, Марина Мухтаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать ряд общих выводов по теме и определить перспективные, хотя и остающиеся пока малоизученными области дальнейшего её изучения.

1. Эволюция философской мысли характеризуется повышенным интересом мыслителей к изучению жизнедеятельности выдающихся личностей и господствующих общественных групп при одновременном незначительном внимании к осмыслению жизни подчиненных и зависимых социальных слоев. Второстепенная историческая и подчиненная социальная роль широких народных масс в общественной жизни считается философами нормальной, установленной и освященной обычаями и религиями еще в глубокой древности. Поэтому специальное изучение проблем жизнедеятельности широких народных масс многие века по существу не проводилось, хотя отдельными философами и высказывались те или положения по их поводу, и эта исследовательская ситуация длительное время не менялась. Вместе с тем в ходе многовековой истории философской мысли происходило постепенное «прояснение» такой существенной, хотя и неявной предпосылки социального мышления, согласно которой второстепенная и подчиненная роль масс в общественной жизни является традиционной и не нуждается в изменении, и эта предпосылка со временем подверглась сомнению. В Новое время и в эпоху Просвещения в философии появились первые высказывания мыслителей о необходимости пересмотра существующего социального порядка в пользу широких народных масс, выдвигались также предложения о необходимости философского и научного изучения многообразных массовых общностей, однако исторически сложившееся положение дел в данной исследовательской области сохранялось до конца XIX века.

2. Исторические события Великой французской революции стимулировали осмысление европейскими философами её уроков, опыта и последствий, включая наметившееся изменение социальной роли широких народных масс. Именно массовые народные выступления в ходе революционных событий поставили вопрос о необходимости кардинального изменения исторически сложившейся исследовательской ситуации, и этот вопрос стал предельно злободневным, на что с различных политических позиций обратили внимание в своих произведениях такие крупные мыслители, как Э.Берк, Ж. де Местр, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, К.Маркс, С.Кьеркегор, А.де Токвиль, И.Тэн, и др. В трудах этих исследователей содержались также положения и идеи, которые со временем стали непосредственной теоретической основой многопланового осмысления феномена масс.

3. Первые систематические исследования современных массовых общностей (толп, публики, массовых движений) осуществлены во Франции и Италии в 90-е годы XIX века творческими усилиями таких ученых, как Г.Лебон, Г.Тард и С.Сигеле, на стыке философии и переживавших период становления социологии и психологии, что обусловило как познавательно-концептуальное своеобразие этих исследований, так и их продуктивность для последующего изучения данной проблематики. Своеобразный синтез классических философских подходов с методами и установками зарождающихся социологической и психологической наук, осуществленный создателями основ теории массовых общностей, позволил им добиться значительных результатов и положить начало новому исследовательскому направлению. Разработка первых философских концепций массовых общностей сопровождалась бурной полемикой как с традиционно мыслящими философами, так и с новаторами в областях социологии и психологии, среди которых было немало видных ученых. Создание первых философских концепций массовых общностей стало возможным благодаря общественному запросу, таланту, оригинальности мышления и мастерству первых исследователей и умелому использованию ими ранее достигнутых научных результатов в ходе эволюции философской мысли. В XX веке на основе результатов первоначального осмысления и изучения феномена масс развернулись его углубленные и многоплановые исследования силами ряда видных философов и ученых. Новую актуальность данная проблематика обретает в современном обществе, характерными чертами которого стали массовое производство, массовое потребление, массовые движения, массовая культура.

4. В философско-историческом плане исследователи массовых общностей зафиксировали принципиальные изменения в социальном положении масс, трансформацию и возрастание их исторической роли в важнейших областях жизни современного общества, показали первые ростки возникновения «массового» общества и перспективы его развития. В трудах основоположников данного исследовательского направления «масса» рассматривается в качестве типического общественного образования, тесно связанного исторически и социально с «избранным меньшинством» (элитой). Разделение на элиту и массу рассматривается как одно из общественных проявлений человека как такового, социально-исторической и социокультурной реализацией его двойственной природы. В своём противоречивом единстве эти исторические типы в известном смысле исчерпывающим образом представляют всякое человеческое общество. Во все исторические периоды жизни человечества на общественной сцене, на которой люди разыгрывают свои драмы, трагедии и комедии, присутствуют индивиды заурядные, посредственные, лишенные дарований, ограниченные повседневными делами, и индивиды мыслящие, приобщенные к достижениям культуры, занятые эффективной общественно-исторической деятельностью. До современной эпохи массовые индивиды обычно находились на задворках истории, однако в условиях современности они в форме массовых общностей потребовали равноправия, свободы, благополучия и во многих областях жизнедеятельности навязали обществу свою волю, образ жизни, культуру, правила, нормы, ценности. Первые исследователи проблем массового существования современных людей продуктивно осмыслили ранние, наиболее существенные стороны данного исторического процесса.

5. В условиях глубинной трансформации традиционных устоев жизнедеятельности европейцев создатели основ теории массовых общностей проявили значительный интерес к изучению таких социально-философских проблем, как сущность и социальная природа современного общества, его социально-структурное деление, взаимодействие «верхов» и «низов», осуществление общественных преобразований в современных условиях, и др. Конструктивное осмысление ими актуальных социально-философских вопросов дало значимые исследовательские результаты. Ощутимый вклад своими разработками первые исследователи массовых явлений и процессов внесли в дело создания теории социальной структуры общества. Социально-философский анализ позволил исследователям массовых общностей впервые разграничить сферы социального и массового поведения людей, отделить сферу спонтанного массового поведения, базирующегося преимущественно на вере, эмоциях и чувствах, от области жизнедеятельности социальных групп, основанной на тех или иных рациональных системах норм, предписаний, ценностей, и, наконец, определить природу и структуру массовых явлений. Определенное влияние разработки первых исследователей массовых явлений и процессов оказали на формирование и развитие современной теории элиты.

Главным достижением «психологии толп» стало создание основ теории массовых общностей, что в свою очередь дало импульс для формирования нового исследовательского направления в XX веке. Его первые разработчики показали в своих трудах, что современные массовые общности, будучи генетически связаны с людьми низших сословий минувших исторических эпох, вместе с тем по ряду основополагающих характеристик отличаются от них. Они представляют собой человеческие группирования, жизнедеятельность которых обусловлена достижениями научного и технического прогресса, демократического переустройства общества, успехами образования, ростом информированности людей, и т.д. Не имея ещё прочных и устоявшихся традиций собственной жизнедеятельности, в силу исторических обстоятельств вынужденные пробивать себе дорогу наперекор устоям традиционного общества, современные массовые общности, как показали их первые исследователи, часто проявляют себя более всего в своих отрицательных свойствах. Однако они, как и современные элиты, вырабатывают в себе положительные свойства, отвечающие требованиям современности, и создают новые возможности для движения человечества в будущее. Но и в условиях современности основные характеристики современных массовых индивидов формируются в процессе жизнедеятельности под определяющим влиянием людей неординарных, творческих, сильных волей и духом. В этом смысле для современных массовых общностей характерна большая открытость в восприятии авторитетных воздействий со стороны элиты, стимулирующей постоянно обновляющиеся вариации массового существования.

Первые исследователи современных массовых общностей показали, что существенной особенностью современных массовых общностей является свойственное им устремление к свободе и, одновременно, к бегству от свободы и от той ответственности, которую накладывает бремя свободы. Ведь вынести бремя подлинной свободы могут лишь люди, руководствующиеся разумом, долгом, моралью, люди конструктивные и творческие, волевые и настойчивые, способные добиться успеха в своих начинаниях. В ранних исследованиях массовых общностей показано, что входящие в них индивиды характеризуются инфантильностью, способностью утрачивать критическое мышление и даже собственную свободу ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений под руководством авторитетных представителей элиты. Массовая инфантильность включает в себя и почти не осознаваемое стремление людей переложить бремя ответственности за разумное и свободное существование на плечи некоего «высшего» создания, поэтому они, даже претендуя на равноправие, во многих отношениях остаются внутренне несвободными, зависимыми существами, для которых осуществление свободы есть лишь переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое ими равенство является только временным состоянием перед неизбежно наступающим новым неравенством. Современные же исследования показывают, что возможность обретения свободы для массовых индивидов остаётся открытой.

6. Осмысление проблем духовной культуры основоположниками теории массовых общностей позволило обосновать ключевое значение веры в реализации современного массового поведения и показать существенную роль средств массовой информации и искусства в становлении массовой культуры. В сфере духовной жизни в отличие от массовых индивидов прошлого, занятых вопросами веры и спасения своей души, считают первые исследователи феномена масс, современные массовые индивиды в первую очередь озабочены получением материальных благ и возможностей для развлечений. Угасание устремления к возвышающей душевной жизни рассматривается первыми исследователями как закономерность сферы массового поведения. Более поздние исследования подтвердили, что забвение самой возможности осмысленной духовной жизни массовыми индивидами стимулируется и усугубляется современным миром, который наполнен однообразной механической деятельностью, которая всё меньше заполняет души людей подлинно человеческим, что приводит к тому, что люди начинают ощущать себя частью бездушной гигантской машины, привыкают жить сияминутными интересами, утрачивают интерес к духовным высшим ценностям. Дух массового существования в данной сфере выявляется во внутреннем сопротивлении влиянию высших достижений культуры и в стремлении остаться преданным поделкам массовой культуры.

Необходимость дальнейшей историко-философской разработки проблем жизнедеятельности современных массовых общностей представляется несомненной. Имеет смысл продолжить изучение эволюции философского осмысления процессов возникновения, функционирования и развития массовых общностей в историко-сопоставительном аспекте. Перспективной выглядит работа по более углубленному изучению ранних концепций массового поведения и установлению их связи с различными современными социальными и психологическими теориями. Заслуживает внимания освещение различными мыслителями вопроса о взаимодействии элиты и массы, их социальной природы и сущности, свойств и качеств, а также условий и факторов, детерминирующих сферы их жизнедеятельности, Значительное число актуальных исследовательских вопросов связано с проблемой демассификации различных сообществ в современном мире, гуманизацией и оптимизацией условий их жизнедеятельности, обеспечением возможностей для реализации свободного, творческого и ответственного поведения современных людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ачмиз, Марина Мухтаровна, 2007 год

1. Азаров Н.И. Политическая психология, личности и масс // Социально-политический журнал. 1997. № 2. С. 116 -125.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект - Пресс, 2003.- 363 с.

3. Античная культура: Словарь-справочник.-М.: Лабиринт, 20002.-351с.

4. Антология мировой философии. Т. 1.Античность.- М.; Минск: Изд-во АСТ-Хервест, 2001.-959 с.

5. Арендт X. Социальная философия.- СПб.: Алетейа, 2003.- 437 с.

6. Аристотель Сочинения: в 4-х т. Т. 4.-М.: Мысль, 1984.- 839с.

7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. -303с.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. 607с.

9. Анискевич А.С. Массы и лидер в условиях перехода от диктатуры к демократии //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.1992. № 2. С. 35-39.

10. Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». М.: Политиздат, 1971.- 91 с.

11. Ашин Г.К. Философская составляющая элитологии // Вопросы философии. 2004. №7.С. 60-72.

12. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 42- 53.

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. - 325 с.

14. Бердяев Н.А. Смысл творчества: (опыт оправдания человека).- М.: ACT, 2004. 679 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 с.

16. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. -237с.

17. Берк Э. Размышления о революции во Франции.- М.: Рудомино, 1993.-143 с.

18. Блумер Г. Коллективное поведение / Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495с.

19. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - 494с.

20. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993.5. С. 94-110.

21. Бохенский Ю. Современная европейская философия. М.: Научный мир,2000. 200с.

22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУ1П вв. В 3 т.- М.: Прогресс, 1986.- Т.1.-442 с.

23. Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990,- 805 с.

24. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист,1994. - 702 с.

25. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 162-173.

26. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 183-190.

27. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. - 687 с.

28. Войтоловский JI.H. Очерки коллективной психологии. Часть И. Психология общественных движений. M.-JL: Госиздат, 1925.- 118 с.

29. Вольф Р. О философии. М.: Аспект Пресс, 1995. - 415 с.

30. Гвардини Р. Конец Нового времени / Феномен человека: Антология. М.: Высш.шк., 1993.- 349 с.

31. Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы философии.2001.№ 8. С.157-166.

32. Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. - 423 с.

33. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение / Философия истории: Антология. М., 1995. С. 70-99.

34. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Философия истории: Антология. М., 1995. С. 49-56.

35. Герцен А.И. Собр. сочинений. В 30-ти т. М/. Наука, 1955. Т. 6. - 548 с.

36. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2 т. М.: Центрполиграф, 1998. -510 с.

37. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995.-204с.

38. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 106-114.

39. Гриненко Г.В. История философии. М.: Юрайт-Издат, 2003. -288с.

40. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.- 367 с.

41. Гуревич А .Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

42. Гуревич П. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997.№ 11. С. 34-44.

43. Джери Д. Большой социологический словарь. В 2 т. М.:Наука,1999.- 543 с.

44. Дидье Ж. Философский словарь. М.: Междунар. Отношения, 2000.- 245 с.

45. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986.- 256с.

46. Дмитриев А.В. Влияние толп // Социс. 1997. № 11. С. 135-142.

47. Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции сов. литературы. СПб.: Акад. Проект, 1997.- 321с.

48. Дружинин В.Н. Лебон и Тард: два взгляда на развитие общества // Психология толп. М.: КСП+, 1999. - 416с.

49. Дружинин В.Н. Толпа и революция. Палачи и жертвы / Революционный невроз. М.: КСП+,1998.- 572с.

50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990.- 574с.

51. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод. М.: Канон, 1995. -352с.

52. Дюркгейм Э. Социология образования.- М.: Канон, 1996. 321 с.

53. Задорожнюк И. Изучение толпы: столетние итоги или новые начала? // Свободная мысль. 1997. № 5. С. 124-126.

54. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России // Вопросы философии. 2003 .№ 9.С.З-17.

55. Земцов Б. Ментальность масс в канун «великих потрясений» // Свободная мысль. 1997. № 11. С. 80-93.

56. Зиммель Г. Избранное. ТЛ.Философия культуры.- М.: Юрист,1996.- 670 с.

57. Зотов А.А. Путь В.Парето к социологии// Социс. 1995. № 10. С. 133-137.

58. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. -М.: Интерпракс, 1994.- 432 с.

59. Зудин А. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма//Общественные науки и современность. 1999.№1. С.45-65.

60. Из письма В.Парето М.Панталеони // Социс. 1995. № 10. С. 137.

61. История теоретической социологии. В 5 т. Т.2. Социология XIX века. Профессионализация социально-научного знания.- М., 1997. 447 с.

62. История социологии / Под ред. А.Елсукова. Минск: Выш.шк., 1997.- 381с.

63. Кабанес О., Насс JI. Революционный невроз / Революционный невроз. -М.: КСП+,1998.- 572с.

64. Канетти Э. Власть и личность // Социс. 1986. № 4. С. 139-153.

65. Канетти Э. Масса и власть. СПб.: Северо - Запад, 1995.- 576с.

66. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. М.: Мысль, 1963- 1966.

67. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 / Философия истории: Антология. М., 1995. С. 57-69.

68. Каплстон Ф. История философии. XX век. М.: Центрполиграф, 2002.-269 с.

69. Каратини Р. Введение в философию. М.: изд-во ЭКСМО, 2003.- 732 с.

70. Карпухин О. Формирование масс.-Калининград, Янтарный сказ, 2001.-546 с.

71. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7. С. 153-164.

72. Кимелев Ю.А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология. М.: Аспект- Пресс, 1995.- 349 с.

73. Ковалевский М.М. Социология. СПб., Тип М. Стасюлевича, 1997.- 296 с.

74. Коваленко С.В. Человек в толпе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.1992. № 3.

75. Козлова Н.Н. Социализм и сознание масс (социально-философские проблемы).- М.: Наука, 1989. 158 с.

76. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.- 416с.

77. Колесов Д.В. Человек и толпа. М.- Воронеж: МОДЭК, 2001.- 464с.

78. Коломийцев В.ф. К двухсотлетию Токвиля социолога и политолога, либерала и консерватора// Социс. 2005. № 10. С.128-133.

79. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Философия истории: Антология. М., 1995. С. 38-48.

80. Констан Б. О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1994. № 2. С. 87-95.

81. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). -СПб.: Вестник знания, 1910. -76с.

82. Конт О. Дух позитивной философии / Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.- 383 с.

83. Конт О. Курс положительной философии. Первая лекция // Философия и общество. 1999. С. 3-17.

84. Конт О. Закон трех стадий истории / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.

85. Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии / Западно-Европейская социология XIX века. М.: Междунар.ун-т,1996.- 352 с.

86. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.- 574 с.

87. Кузанский Н. О мире веры // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 3-15.

88. Кукушкина Е.И., Насонова Л.И. Обыденное и массовое сознание // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12.1991. № 1. С. 22-33.

89. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Унив. книга, 1997.- 630 с.

90. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Союз, 2000.- 154 с.

91. Лебон Г. Эволюция материй. СПб.: Общ. польза, 1912. -222с.

92. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. СПб., 1906.- 90 с.

93. Ле Бон Г. Возникновение и исчезновение материи. Харьков: Изд. Нового времени, 1909.- 56 с.

94. Ле Бон Г. Психология воспитания. СПб.: Изд-во С. Будаевского, 1910.-255 с.

95. Ле Бон Г. Эволюция сил. СПб.: Общ. польза, 1911.- 351 с.

96. Лебон Г. Психология толп / Психология толп. М.: КСП+, 1999. - 416с.

97. Лебон Г. «Толпотворение» // Новое время. 1994. №3. С. 57-59.

98. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.-316 с.

99. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1995.- 544 с.

100. Лебедев А. Предисловие. // Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1995.С. 3-7.

101. Лепехин В.А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // Общественные науки и современность. 1999. №1. С. 66-82.

102. Лосев А. Ф. Словарь античной философии: Избранные статьи. М.: Мир идей: АО Акрон, 1995,- 230 с.

103. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. -М.: Изд. Дом «Альпина», 2003.- 332 с.

104. Макиавелли Н. Избр. произведения. М.: РИПОЛ, Классик, 1982,- 797 с.

105. Маритен Ж. Знание и мудрость. М.: Научный мир, 1999.- 243 с.

106. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997.- 384 с.

107. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, Т.5.- 643 с.

108. Маслоу А. Мотивация и личность // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7.1991. № 3. С. 66-75.

109. Массовая коммуникация / Социальная философия: Словарь / Сост.и ред. В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов. М.: Акад. Проект, 2003.- 506 с.

110. Массовая культура России конца XX века. Часть 1 / Под ред. В.Е.Васильева, Е.Г.Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. -216 с.

111. Массовая культура. М.: Альфа - М: ИНФРА, 2004.- 303с.

112. Массовое сознание и массовые действия: Сб. ст.- М.: Поиск, 1994.- 159 с.

113. Массовое сознание: тенденции и перспективы // Свободная мысль. 2002. №3. С. 40-50.

114. Массовый утилитаризм как импульс динамики общества. «Круглый стол» учёных // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 51-63.

115. Медушевский А.Н. Алексис де Токвиль. Социология государства и права. // Социс. 2005. № 10. С. 119-128.

116. Местр Жозеф де. О порождении политических конституций // Полис. 1997. №2. С. 141-147.

117. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.:Изд-во МГУ, 1994. 495 с.

118. Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше // Вопросы философии. 2005. № 11.С. 163-176.

119. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды. В 2-х т. СПб.: Алетейя, 1998. Т.1.1998.- 362с.; Т.2.1998.- 361 с.

120. Михельс Р. Отношение вождей к массам на практике // Диалог.1990.№ 5. С.81-86.

121. Михельс Р. Демократия и железный закон олигархии // Диалог. 1991. № 3. С. 42-46.

122. Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия // Социс. 2000. № 1. С 107-116.

123. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № ю. С. 187-190.

124. Моска Г. Элементы политической науки // Социс. 1995. № 4. С. 138-146.

125. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс.- М.: Центр психологии и психотерапии, 1996,- 478 с.

126. Московичи С. Машина, творящая богов.- М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.

127. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: ПИТЕР, 2003. - 189 с.

128. Налимов В.В. На изломе культуры // Полис. 1992. № 1. С. 150-166.

129. Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социс. 2006. № 2. С. 13-19.

130. Ницше Ф. Антихристианин / Сумерки богов. М.:Политиздат,1990.- 256с.

131. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.- 573 с.

132. Новикова Л. Русская философия истории. М.: Аспект-Пресс, 2000,- 399 с. 133.0вчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: критический анализ.-Минск: Вышейш. шк, 1990.-203с.

133. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: ПИТЕР, 2002. - 363 с.

134. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: сборник. М.: Радуга,1991. - 638 с.

135. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука,1991.- 403 с.

136. Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10. С. 137-146.

137. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и др. Т.2.- М.: Мысль, 1990. 528 с.

138. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. М.: РИПОЛ Классик, 1998.- 669 с.

139. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания. -М.: Аспект Пресс, 2002.- 203 с.

140. Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор коллоквиума) // Полис. 1994. №6. С. 155-178.

141. Поупкин Р., Строл А. Философия. М.: Логос, 1997. - 261 с.

142. Преступная толпа. М.: Ин-т психологии РАН; Изд-во КСП+, 1998.-313 с.

143. Психология масс: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2001.- 591 с.

144. Психология толп,- М.: Изд-во КСП+, 1999.- 412 с.

145. Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.; СПб.: Эксмо, 2003,- 794 с.

146. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т.2. М.: МИФ,1994,- 731с.

147. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Унив.кн., 1997.- 380 с.

148. Рациональное и внерациональное.-Ростов н/Д: Изд. Рост, ун-та, 2003.-304с.

149. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 кн. /4.1: Античность,- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 320 с.

150. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.

151. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, М.Аврелий.-М.: Республика, 1995.-463 с.

152. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социс. 1993. № 3. С. 121-129.; №5. С. 144-151.

153. Робер М.-А. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988,- 255 с.

154. Рукетт М.-Л. О знании масс.-М.: Иридия, 1998.265 с.

155. Руткевич A.M. Человек и толпа // Диалог. 1990. № 12. С. 102-104.

156. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991.- 366 с.

157. Самсонова Т. Концепция правящего класса Г. Моски // Социс.1994. № 10. С. 176-187.

158. Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб.: Лань, 2002.- 608с.

159. Сигеле С. Преступная толпа / Преступная толпа. М.:КСП+, 1998.- 320с.

160. Скирбекк Г. Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2001.- 799 с.

161. Словарь античности. М.: Прогресс, 1994. -704 с.

162. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат,1990- 432 с.

163. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. - 272 с.

164. Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1988. -735с.

165. Социальная философия: Словарь. М.: Акад. Проект, 2003,- 560с.

166. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Вист - С, 1997.- 511 с.

167. Спивак Д.Д. Изменённые состояния массового сознания. СПб.: Ювента, 1996.-295 с.

168. Судас Л.Г. Массовое сознание. М.: Мысль, 1978. - 189 с.

169. Сумерки богов. М., Политиздат, 1990.- 256 с.

170. Сэв Л. Современная французская философия. Исторический очерк: от 1789г. до наших дней. -М.: «Прогресс», 1968.- 391 с.

171. Таранов П.С. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2004.- 672с.

172. Тарасов А.Н. Затмение. Не по Антониони (Студенческие беспорядки и mass media: исследование одного явления) // Полис. 1997. № 6. С. 87-108.

173. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Изд. И.Яздовского, 1892.- 370с.

174. Тард Г. Преступник и преступление. М.: ИНФРА, 2004. - 389 с.

175. Тард Г. Публика и толпа / Психология толп.- М., 1999.- 412 с.

176. Тард Г. Социальные законы. СПб.: Изд. П.П. Сойкина, 1901.- 63с.

177. Тард Г. Социальные этюды. СПб., Изд. Ф. Паленкова, 1902.- 366 с.

178. Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб.: Изд. А. Большакова, 1903.- 178с.

179. Тард Г. Сравнительная преступность. М.: Б.и., 1907.- 267с.

180. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Соц.-психолог. центр, 1996,- 553 с.

181. Тард Г. Мнение и толпа / Психология толп.- М., 1999.- 412 с.

182. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995.- 448с.

183. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М.: Наука,1994.-383 с.

184. Тернер Д. Социальное влияние. М.; СПб. И др.: ПИТЕР, 2003.- 256 с.

185. Титаренко Л.Г. «Парадоксальный белорус»: противоречия массового сознания // Социс. 2003. № 12.С.96-108.

186. Токвиль А. Старый порядок и революция. СПб., Тип. Н. Тиблена и К,1861.- 335с.

187. Токвиль А. Влияние демократических чувств и идей на политическое Общество // Свободная мысль. 1991.№ 9. С.87-94.

188. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. - 560 с.

189. Тоффлер А. Эра смещения власти / Философия истории. Антология. М.,1995. С. 332-339.

190. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.- 781 с.

191. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. - 654с.

192. Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М.: Изд-во МГУ, 2000.192 с.

193. Тэн И. Об уме и познании. В 2-х т. СПб.: Б.и., 1872.- 329с.

194. Тэн И. Французская философия первой пол. XIX в.- СПб.: Б.и.,1896.- 395с.

195. Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб.,Тип П.Ф. Пантелеева, 1907.- 259 с.

196. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.- 351 с.

197. Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или лич ности? // Полис. 2005. № 2.С.158-172.

198. Феномен человека: Антология. М.: Высш.шк., 1993.- 349 с.

199. Философия: учеб.для вузов.- М.: Юрайт, 2004. 520 с.

200. Философия вождизма: Хрестоматия.-М.: Белые альвы, 2006. 608 с.

201. Философия истории: Антология. М., Аспект- Пресс, 1995.- 349 с.

202. Философия: Энциклопедический словарь. М., 2004.- 839с.

203. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции //Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 138-148.

204. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. 4.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. -1989. - 575 с.

205. Фрейд 3. Избранное. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 352с.

206. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. СПб.: ПИТЕР,1989.- 284 с.

207. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.- 448с.

208. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М.: Рефл-бук., 1998.- 288 с.

209. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой / Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.-383 с.

210. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс: Универс,1995.- 253 с.

211. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992,- 430 с.

212. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Изд. В.П. Ильин, 1997. - 416 с.

213. Фуллье А. Психология французского народа / Революционный невроз. -М.: КСП+,1998.-572с.

214. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии: Влияние коммунистических идей на европейскую интеллигенцию. М., 1998.- 639 с.

215. Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. Исследование о культе, праве, учреждениях Греции и Рима. М., Изд. Н.Н. Спиридонова, 1895.-546 с.

216. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7. С. 143-176.

217. Хакуз П.М. Проблемный анализ как направление изучения науки и философии. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1997.- 192 с.

218. Хевеши М.А. Феномен «толпы» в трактовке философии XX в. // Философские науки. 1999. № 1-2. С. 29-41.

219. Хевеши М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999. № 12. С. 32-42.

220. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001. № 7. С.3-13.

221. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. М.: ИФ РАН, 2001.-222с.

222. Хелли Р. Холопство в России, 1450-1725. М.: Академия, 1998. - 707 с.

223. Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997.-310 с.

224. Целлер Э. Очерк истории греч. философии. Спб.: Алетейа,1996. - 294 с.

225. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: ПИТЕР, 2004.- 286 с.

226. Чанышев А.Н. Философия Древнего Мира. М.: Высшая лига, 2003.- 703 с.

227. Чернов Б.Ю. Социально-массовые явления. Дубна: Феникс, 2002. 208 с.

228. Чикин П.Н. Толпа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12.1990. № 6. С. 29-43.

229. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Аккад. Проект, 1999.-447 с.

230. Шишминцев А.Н. Лекции по философии. Краснодар, 2006. 230 с.

231. Шишминцев А.Н. Социальная вера столетия масс. Опыт реконструкции концепции. Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 2001.- 128 с.

232. Шишминцев А.Н. Философское постижение современного массового человека. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2002.- 192 с.

233. Шнайдер Г. Массовые беспорядки глазами криминолога // Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 32-41.

234. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.-М.: Республика, 1992.-448 с.

235. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М.: Мысль, 1993-1998.- 667 с.

236. Шпенглер О. Закат Европы. Введение / Философия истории: Антология. -М., 1995. С. 158-186.

237. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Мысль, 1996.- 416 с.

238. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.- 540с.

239. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.: Рефл - бук: Ваклер, 1994.- 295 с.

240. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.- 463 с.

241. Ясперс К. Будущий мировой порядок // Век XX и мир. 1990. № 9. С. 3-8.

242. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1991.- 527 с.

243. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000.-273 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.