Становление профессионального самосознания у студентов театрального ВУЗа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат наук Терещенко, Вячеслав Владленович
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат наук Терещенко, Вячеслав Владленович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
«Профессиональное самосознание как предмет психологического
исследования»
§1 Основные подходы и теории в рамках исследования
профессионального самосознания
§2 Проблема рефлексии в контексте становления профессионального
самосознания
§3 Профессиональное самосознание в контексте творчества
ГЛАВА ВТОРАЯ
«Экспериментальное исследование процесса становления
профессионального самосознания студентов-режиссеров»
§1 Специфика обучения в творческом ВУЗе
§2 Структурно-содержательные характеристики эксперимента по исследованию процесса становления профессионального самосознания
студентов-режиссёров
§ЗАнализ и интерпретация результатов экспериментального
исследовании
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
«Технологические основы формирования профессионального
самосознания студентов-режиссеров»
§1 Режиссура как область профессиональной деятельности
§2 Методология и технология обучения режиссёрской специальности в
контексте становления профессионального самосознания
§3 Реализация методики и технологии обучения режиссуре в контексте
становления профессионального самосознания студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Развитие самостоятельности профессионального мышления в процессе подготовки режиссера-педагога2001 год, кандидат педагогических наук Белякова, Наталья Витальевна
Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе2005 год, кандидат педагогических наук Деркач, Ирина Ивановна
Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность1998 год, кандидат педагогических наук Марков, Владимир Петрович
Педагогическое наследие выдающихся российских театральных режиссеров конца XIX - первой трети XX в.2018 год, кандидат наук Жаворонкова, Вера Николаевна
Тренинг как средство реализации художественно-педагогических задач в процессе подготовки режиссера: На материалах вузов искусств и культуры1997 год, кандидат педагогических наук Жабровец, Марина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессионального самосознания у студентов театрального ВУЗа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с профессиональным развитием человека, традиционно находятся в центре внимания психологов. Многочисленными исследованиями неоднократно доказывалось, что личность, как субъект профессионального становления, характеризуют определенные психологические особенности: высокая степень развития рефлексии, зрелое целеполагание, адекватная оценка своей профессиональной зрелости, обогащение личности опытом профессии и способности к преобразованию себя как профессионала с учетом изменения требований профессии. В настоящее время новые исследовательские разработки начинают вовлекать в общий круг исследований по психологии профессий профессии «актер» и «режиссер». Подчиняясь общим закономерностям развития науки, соответствуя в полной мере принципам формирования профессиональной среды и динамике формирования профессионального самосознания, на первый план, в этом, частном случае, выдвигается изучение проблем, связанных с исследованием специфики формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности в рамках творческих специальностей.
Рассматривая проблему становления профессионального «я», в приложении к режиссёрской специальности, необходимо говорить о том, что этот конструкт включает в себя систему представления человека о себе, как субъекте собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом в большинстве случаев, происходит взаимоналожение, фактически «слипание» этих характеристик, в результате чего возникает высокий риск формирования личностных деструкций, искажения в предъявлении я-образа. В процессе профессионального развития вне всякого сомнения происходит изменение я-концепции личности, формируется представление о своем профессиональном будущем и о реализации профессиональной цели, но при этом в норме существует и определённый баланс, паритетное равновесие между составляющими целостной я-концепции. Понимая, анализируя и
разрешая возникающие противоречия, актеры и режиссеры получают возможность полностью реализовать себя в выбранной профессии и добиться успехов в области театрального творчества.
Важно отметить, что творческий вуз, включающий в себя специализированные факультеты, имеет большие возможности для формирования профессиональной компетентности студентов. Это связано с особенностями профессиональной подготовки режиссеров-педагогов (в частности, объединение теории и практики в единый целостный процесс, системность, коллективный характер профессиональной деятельности, возможность поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом психофизических особенностей студентов), ценностно-смысловой направленностью профессиональной деятельности.
Несмотря на достаточно большую историю, часть театральной педагогики, которая связана с формированием профессиональных установок и разграничением личностных характеристик, а также психологические аспекты актерского и еще более - режиссерского творчества, остаётся за рамками серьезных исследований. Крупные научные работы в этой области практически отсутствуют, исключение составляют фундаментальные разработки П.С.Ершова, Н.Н.Демидова, Э.Бутенко, Л.С.Выготского. Различные направления профессиональной деятельности, театральные законы, методы работы с учениками в большинстве своем рассматриваются лишь в публицистических и мемуарных произведениях опытных театральных режиссеров-педагогов. При этом существуют научные исследования различных направлений, которые могут служить фундаментом для изучения профессионального самосознания студентов творческих специальностей. Так, в частности, представления о психологических аспектах формирования Я-концепции описаны в работах В.С.Агапова, Р.Бернса, А.А.Бодалева, Ю.Н.Галкиной, Н.А.Пешковой, К.Роджерса, М.Г.Селюч.
Профессиональное самосознание (профессиональное «Я»), как важнейшее психическое новообразование и интегральный регулятор процесса профессионального становления будущего специалиста, исследовали К.А.Абульханова-Славская, М.Н.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, О.В.Москаленко, К.К.Платонов, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др. Вопросы профессионального самоопределения рассматривались в исследованиях Е.А.Климова, М.Р.Гинзбурга, Н.С.Пряжникова. Механизмам воздействия театрального искусства на личность посвящены труды искусствоведов Г.Н.Бояджиева, В. В. Власенко и др.; режиссеров В.И.Немировича-Данченко, Н.П.Охлопкова, Б.А.Покровского, Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса и др.; философов Н.В.Гармиза, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Ю.Б.Бореева. Самореализация личности в процессе актерского и режиссерского творчестве рассматривалась М.С.Каганом, Э.В. Соколовым, С.Т.Шацким и др.
Рассматривая закономерности самосознания, его развития в рамках специфического профессионального поля, исследуя и описывая психолого-педагогические технологии работы со студентами-режиссёрами по его активации, мы тем самым формируем пусть нормативной творческой и личностно-профессиональной реализации.
Цель исследования: выявить, проанализировать и описать процесс становления профессионального самосознания и специфику его проявления для творческих специальностей, а именно на примере подготовки студентов-режиссеров (на материале режиссерского факультета ТИ им.Б.Щукина). Объект исследования: самосознание студентов-режиссеров и профессиональная составляющая Я-концепции.
Предмет исследования: значимые компоненты самосознания студентов-режиссеров, влияющие на становление профессионального «Я». Гипотеза исследования: определяющей для процесса становления профессионального самосознания является развитие специфической личностной и творческой рефлексии, влияющей на изменение самовосприятия и восприятия окружающего мира (в контексте постановки и
реализации профессиональных целей и задач), реконструкцию образа «Я», смену ценностных и смысловых ориентиров. Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления профессионального самосознания, развития и оформления соответствующего ему компонента Я-концепции.
2. Выявить специфику и закономерности становления профессионального самосознания для студентов творческих специальностей (на примере режиссерского факультета ТИ им.Б.Щукина).
3. Выявить особенности профессионального «Я» студентов-режиссеров, специфику профессионального самовосприятия на разных стадиях развития профессионального самосознания.
4. Представить систему психолого-педагогической деятельности, способствующую становлению, оформлению и закреплению профессионального «Я» студентов-режиссеров - с одной стороны, создающую условия для профилактики развития личностных деформаций в связи с реорганизацией Я-концепции - с другой.
Теоретической основой исследования является культурно- историческая концепция Л.С.Выготского, тезис о развитии рефлексии как основе самосознания. Значимыми явились положения о природе и организации рефлексии, изложенные в работах С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, В.А.Петровского, В.В.Столина, В.К.Шабельникова и др.
Рассмотрение профессионального самоопределения, самосознания и самоидентификации личности велось с позиций, представленных в работах К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, Л.И.Божович,
Е.М.Борисовой, М.Р.Гинзбурга, К.М.Гуревича, Т.В.Кудрявцева, А.К.Осницкого, В.А. Петровского, С.Л.Рубинштейна, Л.Б.Шнайдер и др. Анализировались исследования в области психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Р.М.Грановская, Н.Н.Демидов, В.Г.Зазыкин,
Т.В.Пахомова, Н.В.Рождественская, В.К.Шабельников, А.И.Савостьянов, О.С.Соболева, И.М.Слободчиков, Е.В.Фетисова и др.)
В контексте проблемы диссертационного исследования принципиально важными явились труды по театральной педагогике К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, А.В.Таирова, Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса, Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, Б.Е.Захавы, М.О.Кнебель, Л.В.Кулешова,
B.Э.Мейерхольда, А.А.Гончарова, А.М.Вилькина, Н.А.Зверевой,
C.В.Гиппиус, Ю.А.Завадского, А.М.Поламишева, и др., раскрывающие содержание и специфику работы режиссеров.
Методы исследования:
Использованные в исследовании методы условно можно разделить на теоретические и эмпирические. К первым относится метод сравнения философско-исторического и психологического взглядов на проблему и структуру сознания; анализ театрально-педагогических подходов к формированию профессионально-значимых качеств личности режиссера, включая феноменологический анализ и системные его составляющие.
В качестве основных эмпирических методов исследования были выбраны самоактуализационный тест (CAT) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.); диагностика рефлексии (А.В.Карпов); комплекс авторских методов исследования на основе методики исследования «Я» М.Куна-Т.Мак-Партленда. В качестве вспомогательных, в целях проверки и уточнения достоверности данных, полученных в ходе эмпирического исследования студентов, использовались методы беседы и анализа продуктов творческой деятельности, велось включённое наблюдение за поведением студентов, направленностью, качеством и зрелости их интересов, в центре внимания находились характерологические особенности обучающихся. Отдельным методом целевой диагностики профессиональной зрелости являлись индивидуальные беседы со студентами, в рамках выбора, разбора и анализа произведений мировой литературы, драматургического материала,
тяготение к тем или иным героям, соотнесение результатов этого анализа с системой собственных жизненных ценностей.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются соответствием материала инструментальных методик разработанному теоретическому конструкту, а теоретического конструкта -избранному методологическому подходу. Также достоверность исследования обеспечивается подборкой научной литературы по теме; репрезентативностью и объемом выборок респондентов; качественной и количественной обработкой экспериментальных данных и статистической значимостью полученных закономерностей; комплексным характером использованных методов исследования. Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 168 абитуриентов и студентов режиссерского факультета Высшего театрального училища им.Б.Щукина (ныне ТИ им.Б.Щукина), г.Москва.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в расширении представлений о психологических закономерностях формирования профессионального самосознания, исследовании в этом контексте творческих (театральных) специальностей, выявлении специфики формирования профессионального самосознания режиссеров. Впервые было проведено комплексное исследование, анализ и описание закономерностей становления профессионального самосознания студентов - театральных режиссеров в рамках формирования профессионального «Я» как ведущей зоны личностной самореализации. Выделены и описаны риски, связанные с вытеснением профессионального «Я» другими значимыми компонентами Я-концепции, и наоборот. На примере студентов-режиссеров показана специфика проявления этих рисков для творческих специальностей. Проанализирована и описана психолого-педагогическая концепция обучения профессии «режиссер театра», включающая в себя профилактику личностных деструкций и деформаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании исследования поля профессионального «Я», выявления закономерностей формирования профессионального самосознания студентов-режиссеров разработаны комплексы учебно-практических занятий, проводимых в ряде театральных Вузов г. Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Разработаны методические рекомендации по обучению специальности «режиссура театра», комплекс обучающих программ по специальности «режиссура драмы». Положения, выносимые на защиту:
1. Становление профессионального самосознания проходит ряд стадий - этапов, каждый из которых имеет свою содержательную специфику и значимо влияет на формирование целостного образа «Я-профессиональное».
2.Процесс становления профессионального самосознания режиссеров имеет специфику, проявляющуюся в реструктуризации Я-концепции, в результате чего происходит смена личностных и смысловых ориентиров, изменения системы ценностей, восприятия себя и других.
3.В основе становления профессионального самосознания лежит процесс специфической личностной рефлексии, в контексте освоения режиссерской специальности данный процесс является единым центральным образованием как для профессиональной, так и для личностной (вне профессии), позиции.
4.Технология психолого-педагогической работы со студентами-режиссерами, в рамках которой решаются две основные задачи: 1) формирование паритетного соотношения Я-профессионального и других компонентов Я-концепции, 2) ранняя профилактика личностных деформаций и деструкций , в связи с особенностями формирования профессионального Я. Апробация результатов работы.
Содержание работы докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры режиссуры ТИ им.Б.Щукина в период с 2007 по 2010 гг., на заседаниях кафедры проектирующей психологии Института Психологии им. Л.С.Выготского РГГУ в период 2009-2011 гг., на международных
практических конференциях по проблемам режиссуры в 2008-2010 гг., г. Москва; международной конференции по проблемам актерского и режиссерского творчества, г.С.-Петербург (2009 г.). Результаты исследования внедрены в практику обучения на режиссерских факультетах Театрального института им. Б. Щукина, Российской Академии Театрального Искусства, Екатеринбургского Государственного Театрального Института. В 2007-2008 учебном году результаты исследования стали основой для составления ряда разделов государственной базовой программы обучения на факультетах режиссуры и актерского мастерства театральных ВУЗов Российской Федерации (госстандарт). На основе материалов исследования разработан ряд учебных комплексов и программ для факультетов актерского и режиссерского мастерства театральных ВУЗов России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. Библиографический список литературы включает 225 источников, из них на русском языке - 186, на английском языке - 39.
ГЛАВА ПЕРВАЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ » §1 Основные подходы и теории в рамках исследования профессионального самосознания.
Специальные исследования регулятивной роли самосознания в сфере профессионального труда начаты такими отечественными психологами, как Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Д. Шадриков и др. Но сам термин "профессиональное самосознание" появился относительно недавно. В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель
профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.
В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т. д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются
характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И.С. Кон, 1976 №54, А.Г.Спиркин 1988 №148, А.И.Титаренко 1974 №157] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968 №12; И.И.Чеснокова, 1977 №166; С.Л.Рубинштейн, 1989 №120] и др.;
социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [ Л.И.Божович, 1968 №12; И.И. Чеснокова, 1977г. №166, С.Л.Рубенштейн, 1989г. №120] ;
социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [ А.В.Захарова, №34; А.И. Липкина, 1976г. №76; В.В.Столин, 1983г. №147] и др.
В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина, 1980г. №77; В.В.Столин, 1983г. №147).
Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон -когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г. №147]. Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И. Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о
себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [И.М.Чеснокова, №166]
И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №55, с.72-73].
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [В.В.Столин №147]. По мнению М.И. Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ
имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. [М.И.Лисина, №77].
С.Л.Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [С.Л.Рубенштейн, 1989г., № 120, с.247]
Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы2004 год, доктор искусствоведения Дворко, Нина Ивановна
Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования2004 год, кандидат педагогических наук Маркова, Светлана Валериевна
Формирование речевой культуры режиссера социально-культурных программ в вузах и учреждениях культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Конович, Наталья Дмитриевна
Современная телевизионная режиссура в аспекте работы над художественным текстом2010 год, доктор культурологии Суленёва, Наталья Васильевна
Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов2003 год, кандидат педагогических наук Бондарева, Елена Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Терещенко, Вячеслав Владленович, 2012 год
Библиография
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.-М.:Фонд «За экономическую грамотность», 1995 - 296 с.
2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243 с.
3. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 1987.- 167 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.-230с.
5. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.Д 973. -280с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-380с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 339с.
8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань, 1988. - 236с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — 378с.
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М. Искусство, 1979.-423 с
11. Бодалев A.A., В.В. Столина. Общая психодиагностика - М.,-1987 с. 124-128.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог, исследование. -М.,1968. - 464с.
13. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов у советских школьников.
14. Буякас, Т.М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала /Т.М.Буякас //Акмеология. 2001. - №1.-С.24-30
15. Вахтангов Е. «Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи.», М. «ВТО», 1982 г.
16. Вилар Ж. «О театральной традиции».
17. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. -206 с.
18. Виноградская, К.Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись: в 4т. - М.: ВТО, 1971.-Т.3.-611 с.
19. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986
20. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.
21. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30® годы XX века)./Под ред. Зинченко В.П и др. -М.,1983. - 358с.
22. Гильман, P.A. Художественная роспись тканей / Р. А. Гильман. -М.:ВЛАДОС, 2003.-159с.
23. Годфруа Жо. Что такое психология.: Т.2 /Под ред. Г.Г. Аракелова. -М.,1992. -376с.
24. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986. -142с.
25. Горчаков Н. «Режиссёрские уроки К.С. Станиславского».
26. Горчаков Н. «К.С. Станиславский о работе режиссёра с актёром», М. «ВТО».
27. Горчаков Н. «Режиссёрские уроки Евг. Вахтангова», М. «Искусство», 1957 г.
28. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. - 273 с.
29. Дидро Д. «Парадокс об актёре».
30. Ермолаева М. В. Психология развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2006.
31. Ершов, П.М. Искусство толкования: в 2 ч./ П. М. Ершов // Режиссура как практическая психология: 4.1. - Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.- 352с
32. Ершов, П.М. Сочинения: в 3 т. / П. М. Ершов - М.: ТТО «Горбунок», 1991.-Т. 1.-288 с.
33. Захава Б.Е. «Мастерство актёра и режиссёра», ч. II.
34. Захарова, A.B. Психология формирования самооценки /A.B. Захарова. Минск: Изд-во БГУ, 1993. - 99с.
35. Зверева, H.A. Замысел спектакля / Н. А. Зверева. - М.: Сов. Россия, 1983 -108 с.
36. Зверева, H.A. Развивается творческая самостоятельность / Н. А. Зверева//Вестник высшей школы. - 1983. - №5. - с. 18-26
37. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция в норме и патологии /Б.В. Зейгарник //Психолог, журнал. -1989. Т. 10., №2. - С. 122-132.
38. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. -с. 46 — 48.
39. Ителъсон, Л.Б. Проблемы современной психологии учения / Л. Б. Ителъсон. - М.: Учпедгиз, 1969.-186 с.
40. Казакина, Е.Я., Рождественская Н.В. Психология на службе театральной педагогики / Е. Я. Казакина, Н. В. Рождественская // Художественное творчество. -Л.: Наука. Лен. отд., 1986.-286 с.
41. Кан - Калик К разработке теории общего профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.//Формирование личности в ВУЗе. Сб.науч. тр-Грозный,1980с.5-13.
42. Каменская E.H. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /E.H. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
43. Кедров, М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки / М. Н. Кедров. - М.: ВТО, 1978.-430с.
44. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: уч. пос. / В. Е.Кемеров.- М.: Наука, 1994.-187 с.
45. Климов В.А. Введение в психологию труда. М., 1988 - 300 с.
46. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.
47. Кнебель М. «Вся жизнь», М. «ВТО», 1967 г.
48. Кнебель М. «О действенном анализе пьесы и роли», журнал «Театр», № 1,2.
49. Кнебель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным / М. О. Кнебель.- М.:Искусство, 1971.- 487с
50. Кнебель М. «Поэзия педагогики», М. «ВТО», 1976 г.
51. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970 -391с.
52. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. Л., 1957-1960.-264с.
53. Коклен- старший «Искусство актёра».
54. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.Политиздат, 1984.- 335 с.
55. Кон, И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367с.
56. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности (Учеб. Пособие для пед. Ин-тов). - М., 1976 -175 с.
57. Коротеева, Е.И. Искусство и ты / Е. И. Коротеева / под ред. Б.М. Неменского.-М. :Просвещение, 1997.-144с.
58. Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997.- 75 с.
59. Кох И. «Основы сценического движения», М. «Искусство», 1970 г.
60. Крутецкий, В.А. Интенсификация обучения и формирования активного, самостоятельного, творческого мышления / В. А. Крутецкий // Психология обучения и воспитания школьников: книга для учит, и кл.рук.-
М.¡Просвет,ение, 1976. -303 с.
61. Крэг Г. «Искусство театра».
62. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятии решении о выборе профессии//профессиональная ориентации школьников : (Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. Ред.) и др.). - Ярославль, 1976. - 84с.
63. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. - 1984. - №1. -с. 20 -27.
64. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование личности. JL, 1967 - 183с.
65. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -JI.,1985. -32 с.
66. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.., 1961. -98 с.
67. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984. -215 с.
68. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н, Кулюткин, Г. С Сухобская . -М.: Педагогика, 1971.-111 с.
69. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. — Новосибирск, 1995.
70. Ласкина М. Н. ДЗО Творческое наследие. Т. 3. Кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 480с.
71. Леви В.Л. Искусство быть другим. - М., 1980.- 207 с.
72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
73. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983.-Т. 1-391 с, Т.2.-318 с.
74. Леонтьев А.Н. Современная психология / Под ред. A.B. Запорожца и др. М. М.: Изд-во МГУ, 1983;
75. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - изд. 3.-М.: Мысль, 1981.-584 с.
76. Липкина, А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. М.: Педагогика, 1986.- 347с.
77. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / Психология формирования личности и проблемы обучения. Под ред. Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. -М., 1980.
78. Лук, А.Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 127с.
79. Макаров, СП. Технология индивидуального обучения / СП. Макаров //Педагогический вестник. - 1994. - №1.- с.2-10
80. Малочевская, К.Б. Выразительные средства спектакля: уч. пос. / К. Б.Малочевская. - Л.: ЛГИТ-МиК, 1988 - 68 с.
81. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
82. Мейерхольд В. «Дневники, статьи, письма», М. «Искусство», 1968 г.
83. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.
84. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей, (материалы конференций, 2224 июня 1960 г. Ленинград) Отв. Ред. Чл. Кор. АПН РСФСР проф. Мясищев. М., 1962-308 с.
85. Немирович В.И. - Данченко «О творчестве актёра», М. «Искусство», 1973 г.
86. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра / В. и. Немирович-Данченко. - М.: Правда, 1989. - 576с.
87. Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие: в 2т./ В. И. Немирович- Данченко. - М.: Искусство, 1952. - Т. 1.- 256 с.
88. Нефедова, Е.Г. Творчество как фактор формирования личности художника-режиссера: мон. / Е. Г. Нефедова. - Тамбов-Москва: ТГУ, 1987.-550с.
89. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// - С. - Петербург, 1991. - 152 с.
90. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.
91. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006.
92. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.
93. Орлов, А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению / А. Б. Орлов // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - №2.- с.33-39
94. Пансо, В.Я. Труд и талант в творчестве актера / В. Я. Пансо. - М.:ВТО, 1972.-240с.
95. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., - 1973. - 87 с.
96. Петров, Н.В. Беседы о режиссуре. 1 курс / Н. В. Петров// Мастерство режиссера: сб.-М.:ГИТИС, 1982- 192с.
97. Петров, Н.В. Режиссер читает пьесу / Н. В. Петров. - М.: Искусство, 1962.-215 с.
98. Петровский, A.B. Вопросы истории и теории психологии: избр. Труды. А. В. Петровский. -М.: Педагогика, 1984.- 271 с.
99. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., - 1969. - 659 с.
100. Пиаже Ж. История зарубежной психологии. Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986.
101. Платонов К.К. Структуры и развитие личности /Отв. Ред. Глаточкин А.Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254с.
102. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека /Ю.П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 159с.
103. Поламишев А. «Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы». М. «Просвещение», 1982 г.
104. Поливанова К.Н. Аннотация "Возрастные кризисы глазами психолога и педагога". Статья, эссе, 2003.
105. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев.-М.: Педагогика, 1976. -280с.
106. Попов, А.Д. Творческое наследие / А. Д. Попов / под ред. Ю.С. Халапшикова. -М.: ВТО, 1979. - 517с.
107. Попов, А.Д. Художественная целостность спектакля / А. Д. Попов. М.:ВТО, 1959.-295с.
108. Поташник, М.М, Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. М. М. Поташник. - Киев: Рад. шк., 1988.- 189 с.
109. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. - М.: Знание, 1987.- 78 с.
110. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной деятельности) / Е.С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975.- 184 с.
111. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога//Вопр. Психол.-1965. -№6 - 126-135 с.
112. Реана А.А. Психология подростка: учебник - СПб.; ПРАИМ-EBP03HAK,2006.
113. Резвицкий, И.И. Личность, индивидуальность, общество: проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл / И. И. Резвицкий.-М.: Политиздат, 1984.- 141 с.
114. Ремез, О.Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля / О. Я. Ремез. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.Ремез, О.Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля / О. Я. Ремез. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
115. Ремез О. «Мизансцена- язык режиссёра», «Искусство», 1983 г.
116. Ремез, О.Я. Ты - режиссер / О. Я. Ремез. - М.: Искусство, 1968. - 161с.
117. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. JL, 1986. - 36с.
118. Ростовецкая, J1.A. Самостоятельность личности в познании и общении (опыт теоретического и экспериментального исследования) / JI. А. Ростовецкая.- Ростов/Д: Рост. пед. ин-т, 1975.-297 с.
119. Рождественская, Н.Б. Творческая одаренность и свойство личности / Н. Б. Рождественская // Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980.- 285с.
120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1.
121. Рубинштейн, С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / СЛ. Рубинштейн // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: в 3 т. / под ред. И Л.Ильясова. - М.: МГУ, 1980.-Т.2.-304с.
122. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М., 1988. -136 с.
123. Рудкевич Л.А. Талант : психология и становление//Социальная психология личности/ Науч ред. A.A. Бодалев. Л., 1974. - 246 с.
124. Рудницкий К. «Режиссёр-Мейерхольд».
125. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособ. Л, 1990. 256 с.
126. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология ¡Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с
127. Сазонова, В.А. Методические основы и программные требования по курсу режиссура и мастерство актера. 1-П курс: уч. пос. / В. А. Сазонова -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 128с.
128. Сазонова, В.А. Театральная педагогика Вл.И. Немировича-Данченко: лекции для студентов режиссерско-театрального отделения / В . А. Сазонова. - Тамбов: Изд-во ТГУ,2000.- 36с.
129. Сазонова, В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского: уч. пос. / В. А. Сазонова - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.-127с.
130. Салов, Ю.И. Психолого-педагогическая антропология: уч. Пос. для студ. высш. учебн. Заведений / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюников. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с.
131. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: уч. / Н. В. Самоукина. - М.: ЭКМОС, 2000.- 351 с.
132. Сахновский, В.Г. Работа режиссера / В. Г. Сахновский. - М.: Искусство, 1937. -286с.
133. Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания / В. Г. Сахновский. - М.,Л.: Искусство, 1939.-238с. 176
134. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия.- Мн.: Харвест,2003г.
135. Сериков, Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов Г. Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. -232 с,
136. Серый A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 1996. - 25 с.
137. Симонов Р. «С Вахтанговым», М. «Искусство», 1969 г.
138. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе /В.И.Слободчиков. — М.: Школа Пресс, 2000.-416с.
139. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М.: Аспект-Пресс, 1995.-271 с.
140. Смирнов-Несвицкий, Ю.А. Евгений Вахтангов / Ю. А. Смирнов-Несвицкий. - Л.: Искусство, 1987. - 248с.
141. Спиридонов Л.И., Я.И. Гилинский. Человек как объект социологического исследования -Л., 1977. -197 с.
142. Станиславский К.С. «Работа актёра над собой в процессе воплощения», собр. соч., т.З.
143. Станиславский К.С. «Работа актёра над ролью», собр. соч., т.4.
144. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве», собр. соч., М. «Искусство».
145. Станиславский, К.С. Статьи, речи, беседы, письма.- М.: Искусство, 1953.-784 с.
146. Строева М. «Режиссёр Станиславский», 2 т., «Наука», 1973 г.
147. Столин, В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. М.: Смысл, 1983. -248с.
148. Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
149. Сулимов, М.В. Начальный этап работы режиссера над пьесой: уч. пос. М. В. Сулимов. - Л.: ЛГИТМиК, 1979.-146с.
150. Суслова, Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя: дис: докт. пед. наук / Т. Д. Суслова.- М., 1998.- 453 с.
151. Суханова, Э.М. Совершенствование подготовки студентов-заочников как условие общего и профессионального развития специалистов в вузах культуры / Э. М. Скханова / Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры: межвуз. сб. научн. тр. - М.: МГРНС, 1989.- с.
152. Сухомлинский, В.П. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / В. П.Сухомлинский.- М.: Педагогика, 1981. -Т.З.- 639 с.
153. Таиров, А .Я. О театре / А. Я. Таиров. - М.: ВТО, 1970. - 600 с.
154. Театральная энциклопедия: в 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1965.
155. Тейяр де Шарден. Феномен человека: пер. с франц. / Тейяр де Шарден.-М.: ACT, 2002.- 553 с.
156. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.:АПН РСФСР, 1961.-182с.
157. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М. 1974;
158. Товстоногов Г. «Зеркало сцены», т. I и II, Л. «Искусство», 1980 г.
159. Товстоногов Г. «О профессии режиссёра», М. «ВТО», 1967 г.
160. Туманишвили, М.И. Режиссер уходит из театра / М. И. Туманишвили.-М.: Искусство, 1983.-279с.
161. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11т / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948.. Т.8.-774с
162. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. -366с
163. Хейфец JI. «Призвание» изд. «ГИТИС» 2001 г.
164. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т.1: Пер. с нем. -М., 1986.-392с.
165. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии М.: Наука, 1977. - 144 с.
166. Чехов М. «Литературное наследие» в II- х томах.
167. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.
168. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М., 1994. -320 с.
169. Шадриков В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. -М., 1982. -185 с.
170. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
171. Шаронов, В.В. Смысл жизни: постижение и обретение / В. В. Шаронов //Человек и духовно-культурные основы возрождения России. - СПб.:«Лань», 1996.-201 с.
172. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Москва-Воронеж, 2004
173. Щедровицкий Т.П. Рефлексия и ее проблемы. М., 1975. С. 10-16.
174. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М., 1975.
175. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. -Л., 1968. -120 с.
176. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1994. -
с. 169-175.
177. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
178. Эфрос А. «Репетиция- любовь моя», М. «Искусство», 1975 г.
179. Эфрос А. «Профессия- режиссёр», М. «Искусство», 1979 г.
180. Юнг, К.Г. Проблема души современного человека / К. Г. Юнг // Вопросы философии. - 1989. - №1.- с.25-34
181. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 1994.-317с
182. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Педагогика, 1975.- с. 42-55
183. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.
184. Ярлыков, Г.И. О совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов театральной специализации.
185. Ярлыков, Г.И. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры: межвуз. сб. научн. тр. - М.: МГРЖ, 1989.
186. Ярошевский, Т. Личность и общество: пер. с польск. / Т. Ярошевский. -М.:Прогресс, 1973.- 543 с.
187. Allport G.W. Personality and Social Encounter. Boston, I960.- 386p.
188. Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. Princeton, N. J., 1964.
189. Baars Bernard J. Understanding Subjectivity: Global Workspace Theory and the Resurrection of the Observing Self Journal of Consciousness Studies. 3, No. 3, 1996, pp. 211-216.
190. Barresi I. On Becoming a Person Philosophical Psychology, 1999, 12, 79-98 Socio-Historical and Cultural Constitution of Persons.
191. Bern S.L.' Self-perception theory', in Berkowitz, L. (ed.) Advances in Experimeital Social Psychology, New York: Academic Press, 1972.
192. Bieri, J. Cognitive complexity and personality development. In: Harvey OJ.
193. Bieri J. Experience structure and adoptability- N.Y.: Springer, 1966.-p. 532.
194. Boud D., Cohen R., Walker D. reflection: turning experience into learning 1985.
195. Bourdieu P., Wasquant L. The purpose of the reflexive sociology Chicago 1980.
196. Brown J.D. The Development of creativen. Teacher - Scholars. Jn: Creative and learning, ed. by J. Kagan. Boston, 1976, p. 164-180.
197. Bugental J. F. T. Investigations into the self - concept: III. Investigations for the Way method - Psychological Reports, 1964, 15, p.p. 643-650.
198. Covington, M.V. The will to learn. A guide for motivating joung people / M.Covington. -London : Camdridge University Press, 1998.- 135 p.
199. Dittman-Kohli, F. (1994). Cognitieve veranderingen in de volwassenheid: interpretatie van zelf en leven Cognitive changes in adulthood: interpretation of self and life. Tijdschrift voor Ontvikkelinpsychologie, 21, 23-37.
200. Dürkheim E. Professional ethics and civic morality London, 1985.
201. Ellow M., Henkel M. Learning and teaching in social work - London 1995.228 p.
202. Fisher S., Cleveland S. Body - image and personality. New York., 1958.
203. Fisher S. The body - image as a source of selective cognitive sets. Journal: Per sonality, 1965, 33.
204. Fukuyama Sh. F-test for apparaising the ability to cheose metodicallyamong occupations Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977 (1-st ed.); 1980 (2-nded.); 1984 (3-d ed.).
205. Goldschmidt, B. Modular Instruction in Higner Education / B. Goldschmidt, M. Goldschmidt // Higner Education.- 1972. - № 2. - p. 15 - 32.
206. Heymans, P.G. & Brugman, G.M. (1990). Plasticity and ageing: at the nexus of person and context. In W. Koops, H.J.G.Soppe, J.L. van der Linden & J.J.F. Schroots (Eds.). Developmental Psychology behind the Dikes, pp. 109-122. Delft: Eburon.
207. Holland J.L. The psychology of vocational choice.- Waltham (Mase): Braisdell, 1966.- P.110-116.
208. Holly M.L. Writing to grow: keeping a personal-professional journal. Portsmouth 1989.
209. Kuhn M.H., Macpartland T.S. An empirical investigation of Self - attitudes. - American Sociological Review . 1954, vol. 14, № 1, p.p. 68-76. 260p
210. Love J.M., Kisker E.E. and other The Effectiveness of Early Head Start for 3-Year-Old Children and Their Parents: Lessons for Policy and Programs // Developmental Psychology. - 2005. - Vol. 41, No. 6. - p. 885-901.
211. Maslow A.H. Motivation and personality . New York, 1987.
212. Mead G.H. Mind, Self and Society, Chicago: University of Chicago Press, 1934.
213. McClelland D.C. Personality. New York, 1971.
214. Murray H. Explorations in personality. N.Y., 1938.
215. Prokopenko, J. Modular Course Format for Supervisory Development / J.
216. Prokopenko, L. Bittel // Training and Development Journal. - 1981. -February.- p. 7-9
217. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1965. 560 p.
218. Rogers, C. The Rust Workshop / C. Rogers // J. of Humanistic Psychology. -1986.-Vol. 26(3).
219. Rüssel, Gd. Moduler Istruction / Gd. Russel // A Guide to the Desing, Selektion, Utilization and Evalution of Moduler Materials.- Minnapolis: BPS,1974.-P. 15-21
220. Schon D.A. Educating the Reflective Practitioner. San-Francisco Josseu-Bass Publishers. 1996. 354 p.
221. Sigelman C. K., Shaffer D. R. Life-span human development. .2 ed. Grove, California: Brook/Cole Publishing Company Pasific, 1989.
222. Super D.E. Vocational development. N.Y., 1957.
223. Super D.E., Bahn N. Y. Occupational psychology. London: Tavistok, 1971.
224. Tyson K.B. A new approach to relevant scientific research for practitioners: the heuristic paradigm. 1992 Review Social Work 1992.
225. Walch W. B., Osipov S.H., etc. Handbook of Vocational Psychology. V.2. New Jersey; London, 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.