Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Липаева, Ольга Михайловна

  • Липаева, Ольга Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Петрозаводск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 218
Липаева, Ольга Михайловна. Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Петрозаводск. 2008. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Липаева, Ольга Михайловна

Введение.

1 глава. Теоретические основы становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза

1.1. Философские и психолого-педагогические основы исследования проблемы творчества.

1.2. Понятие и сущность межсубъектной творческой деятельности

1.3. Психолого-педагогические основания использования драматических игр как средства организации творческой деятельности студентов.

Выводы по 1-й главе.

2 глава. Организационно-педагогические условия и процессуальные особенности становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза

2.1. Предпосылки актуализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

2.2. Использование драматических игр как средства реализации условий становления межсубъектной творческой деятельности.

2.3. Динамика становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза.

Выводы по 2-й главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр»

Инновационные процессы в политике, экономике, социальной и духовной жизни общества связаны с новым пониманием роли человека, его значимости во всех сферах общественной жизни. Возникает острая необходимость воспитания активного, творческого, ответственного человека. Способности к самоопределению, самосозидательности и самоактуализации являются важнейшими качествами личности в условиях развивающегося социума.

В последнее время в образовательном процессе отечественной школы достаточно широко признана гуманистическая парадигма, которая предполагает взаимодействие участников в режиме диалога и сотворчества. Развитие творческих способностей обучающихся — одна из приоритетных задач современной школы. Однако в системе высшего образования по-прежнему превалирует линейная модель коммуникации, при которой трансляция знаний занимает основное место в процессе обучения. Ограничение в свободе творчества, монологические действия и воздействия блокируют приобщение субъектов к гуманистическим ценностям, упраздняют полифонизм духа, ведут к неспособности разрешения конфликтных ситуаций и, в целом, препятствуют полноценному формированию и развитию человека. Воспитание подлинно субъектной и креативной личности, готовой к творческому взаимодействию с другими людьми в разнообразных условиях, скорее является не целеполагающей, а сопутствующей задачей обучения в вузе.

Одновременно социально-экономические перемены требуют принципиально новых системы знаний и способов деятельности, обеспечивающих креативно активное участие субъектов в профессиональной и общественной жизни. Только творчески-ориентированное образование создает условия для воспитания неординарного и оригинально мыслящего человека, способного эффективно действовать и взаимодействовать с другими людьми в различных предметных сферах и видах деятельности независимо от специальности, адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, конструктивно подходить к решению профессиональных задач, а также делать ценностный выбор.

Исследование сущности межсубъектной творческой деятельности позволяет актуализировать идею о том, что она является высшей формой проявления человеческого творчества, подразумевающей не только создание нового в отдельных сферах человеческой деятельности, но и оригинальность мышления, стремление к самоизменению и самосовершенствованию, возможность сотрудничества и творческого взаимодействия с другими людьми в режиме диалога. Участие в ней формирует нестандартное отношение к себе, своей профессиональной деятельности, общению, решению самых различных проблемных ситуаций и жизни в целом.

Межсубъектная творческая деятельность, распространяясь во все сферы человеческого бытия, дает возможность преобразовывать как действительность, так и внутренний мир индивида и может рассматриваться как механизм развития общества, культуры и человека. В связи с этим принципиально важным является актуализация онтологических начал в развитии субъектных качеств человека и переход всех участников образовательного процесса на уровень межсубъектных отношений. Это, в свою очередь, делает максимально возможным их вовлечение в межсубъектное творческое взаимодействие, которое в дальнейшем приводит к формированию умения каждого субъекта образовательного процесса эффективно сотрудничать с различными людьми не только в условиях ограниченного социума, но и в расширенных рамках межкультурного, межэтнического общения.

Проблема актуализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, А.А. Бодалев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, С. Ю. Степанов, В. Д. Шадриков и др.). Многие исследователи видят главный путь ее решения в системной организации целостного образовательного процесса. В качестве дополнительного пути может рассматриваться специально организованная интерактивная деятельность преподавателей и студентов, подразумевающая взаимодействие, ведущее к творческому сотрудничеству. Для формирования у человека установки на творчество, основанного на идеях межсубъектности, целесообразно использовать драматические игры, посредством которых педагог и обучающиеся создают единое игровое пространство общения, поддерживают атмосферу творческого поиска, участвуют в разнообразных видах деятельности. Кроме того, драматические игры являются одним из эффективных способов познания внутреннего мира обучающегося, его настроения, эмоционального состояния. Участвуя в таких играх, человек воспроизводит многое из своего личного опыта, выражает внешние впечатления об окружающем мире, воплощаясь в какой-то образ, он изображает пережитое и одновременно создает новую реальность.

Использование драматических игр способствует изменению отношения человека к себе самому и окружающему миру, а также развитию гуманных взаимоотношений в сообществе. В игре происходит приобретение навыков участия в диалоге, предотвращения и разрешения конфликтов, поиск выходов из различных ситуаций, переосмысление общечеловеческих ценностей. Все это обеспечивает возникновение предпосылок для творческого саморазвития личности, ее включения в субъектно-субъектное взаимодействие, тем самым, создавая пространство становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза.

В контексте сказанного, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями:

- между потребностью общества в творчески мыслящих личностях, готовых к продуктивному взаимодействию с другими людьми в различных обстоятельствах, и преобладающей традиционной системой преподавания в вузе, не позволяющей в полной мере удовлетворить эту потребность;

- между признанием значимости субъектно-субъектных отношений участниками образовательного процесса, в определенной степени способствующих творческому развитию человека, и недостаточной разработанностью 5 научно-методического и процедурного инструментария организации межсубъектной творческой деятельности;

- между неограниченной потребностью креативного человека в самоизменении, самоактуализации, саморазвитии и самосозидательности и невыявленностью необходимых и достаточных условий для осуществления данных процессов в системе вузовской подготовки.

Разрешение данных противоречий на теоретико-методологическом и научно-экспериментальном уровнях, обусловил выбор темы исследования'. «Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически реализовать организационно-педагогические условия становления межсубъектной творческой деятельности студентов и преподавателей в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр.

Объект исследования: образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования: процессуальные особенности и организационно-педагогические условия становления межсубъектной творческой деятельности участников образовательного процесса вуза на основе использования драматических игр.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой становление межсубъектной творческой деятельности участников образовательного процесса вуза будет эффективно осуществляться, если:

- принятие индивидуальности и уникальности каждого субъекта займет приоритетную позицию в образовательном процессе вуза;

- образовательный процесс будет ориентирован на создание условий для свободы творчества, способствуя, тем самым, развитию субъектных качеств студентов и актуализации их творческого потенциала;

- преподаватель вуза будет осознавать необходимость собственного творческого развития в профессиональной деятельности, что обеспечит становление его субъектной креативной позиции; 6

- организация межсубъектного взаимодействия студентов и преподавателей займет основное место в образовательном процессе, который будет благодаря этому носить преимущественно характер созидательного диалога;

- систематическое использование драматических игр будет способствовать развитию межсубъектных отношений между участниками и их трансформации на более высокий уровень духовно-нравственного взаимодействия.

Задачи исследования:

1. Актуализировать концептуальные положения субъектно-ориентированной парадигмы в педагогике и выявить на их основе сущность и понятие межсубъектной творческой деятельности.

2. Раскрыть особенности совместной творческой деятельности как возможного средства формирования субъектных качеств человека, определить структуру и содержание межсубъектной творческой деятельности, а также принципы ее становления.

3. Сформулировать и теоретически обосновать критерии и показатели субъекта творческой деятельности.

4. Определить возможности использования драматических игр и других интерактивных методов обучения в образовательном процессе как средств становления межсубъектной творческой деятельности.

Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- идеи философской антропологии о человеке как активном субъекте деятельности, вовлеченном в диалог не только с окружающими его людьми и обстоятельствами, но и с самим с собой. (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Н. М. Борытко, А. В. Брушлинский, В. В. Горшкова, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лузина, А. А. Осанов, С. Л. Рубинштейн и др.);

- философские и психологические положения теории развития творчества (Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ч. М. Гаджиев, М. С. Каган, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, А. П. Тряпицына и др-);

- положения гуманистической психологии и педагогики, признающих приоритетной ценностью человека как субъекта, личности, индивидуальности, универсальности и предполагающих его творческое саморазвитие, а также гармонизацию взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, И. Кант, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, В. А. Сухомлинский и др.);

- аксиологический подход, позволяющий определять и анализировать приоритетные ценности в образовании, воспитании и саморазвитии человека (А. А. Гусейнов, А. Г. Козлова, Н. М. Конжиев, А. Маслоу, М. Хайдеггер и др-);

- синергетический подход, рассматривающий взаимоотношения субъектов в процессе познания сложных самоорганизующихся и саморазвивающихся систем и требующий учета, принятия контекстности и многослойности мышления (В. И. Андреев, В. В. Горшкова, А. Маслоу, Н. М. Полетаева, И. А. Пригожин, Е. Н. Степанов, Г. Хакен, Э. Г. Юдин и др.);

- герменевтический подход, в основе которого лежит целостное смысловое понимание способов бытия человека, его деятельности и познание им культурных общечеловеческих ценностей (Л. П. Буева, В. М. Букатов, В. Дильтей, А. П. Ершова, Л. М. Лузина, Ф. Шлейермахер и др.); исследования игровой деятельности как одного из звеньев гуманистической психологии и педагогики, факторе саморазвития, самоорганизации, проявления индивидуальности человека (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, О. С. Газман, Д. Дьюи, О. А. Зязюн, Д. Н. Кавтарадзе, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко и др.);

- исследования театрального искусства как способа самопознания и самораскрытия личности (В. М. Букатов, П. М. Ершов, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, М. А. Чехов и др.).

Исследование выполнено в русле философско-антропологической концепции межсубъектной педагогики В. В. Горшковой на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет».

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение философской и психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, независимая экспертная оценка, анализ продуктов творческой деятельности студентов, наблюдение, педагогический эксперимент.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2003—2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, необходимой для получения информации о сущности межсубъектной творческой деятельности, ее структуры и содержания; была определена проблема исследования, обоснованы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Одновременно в процессе работы со студентами 1—2-го курсов факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Международного славянского института накапливался эмпирический материал, проводился его теоретический анализ.

На втором этапе (2004-2006 гг.) в процессе экспериментальной работы уточнялись гипотеза, цель, задачи исследования, разрабатывались и экспериментально апробировались формы и методы интерактивного образования.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, конкретизация теоретических и экспериментальных выводов.

Опытно-экспериментальной работой было охвачено 57 преподавателей, 225 студентов Петрозаводского филиала Международного славянского института, 9

Карельского государственного педагогического университета и 105 учащихся ГОУ «Лицей №1» г. Петрозаводска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен межсубъектной творческой деятельности определяется как постоянно обновляющийся, непосредственно развивающийся процесс взаимодействия уникальных, равноправных, равносвободных, равноответственных субъектов, целенаправленно и непрерывно совершенствующих себя, друг друга и окружающую действительность, постоянно выходящих за пределы достигнутого, поднимающихся на новые уровни отношений с другими участниками образовательного пространства и вовлекающих их в свободное креативное взаимодействие.

2. Концептуальное становление межсубъектной творческой деятельности базируется приоритетно на принципах презумпции субъектности, диалектики творческой свободы и ответственности, диалогической непрерывности, полифонизма, другодоминантности, реализация которых обеспечивает развитие ценностно-смысловых отношений между преподавателями и студентами, их сотрудничества и сотворчества, тем самым, возвышая образование до актуализации духовных потенциалов межсубъектного события.

3. В ходе становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза целесообразно использовать драматические игры как средство формирования взглядов, отношений, установок, развития у субъектов воображения, продуктивного мышления; эмпатийности, рефлексивности; актуализации потребности к творчеству, самореализации и самосозиданию.

4. Результатом становления межсубъектной творческой деятельности является не только создание совместного продукта, но и развитие принципиально новых глубоко нравственных и духовно-практических отношений между участниками образовательного процесса, основанных на творческих идеях диалогичности, полифонизма, принятия Другого как высшей ценности.

5. Эффективность становления и реализации межсубъектной творческой деятельности обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: а) включение в образовательный процесс специально организованной деятельности (в контексте настоящего исследования — игровой), в ходе которой возникают предпосылки для сотрудничества и сотворчества всех участников в режиме диалога; б) наличие у преподавателя вуза субъектной креативной позиции и осознание им необходимости собственного творческого роста в профессиональной деятельности; в) развитие субъектных качеств у студентов вуза и актуализация их творческого потенциала; г) организация межсубъектного взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза.

Научная новизна исследования заключается в том, что

- в образовательный контекст введено понятие «межсубъектная творческая деятельность», организация и реализация которой обеспечивает реформирование процесса и содержания высшего образования;

- разработаны концептуальные и процессуальные основы становления межсубъектной творческой деятельности посредством использования драматических игр и других интерактивных технологий;

- сформулированы принципы становления межсубъектной творческой деятельности, раскрыты сущность, содержание и механизмы их реализации в образовательном процессе вуза;

- представлена онтологическая интерпретация целей и содержания субъ-ектно-ориентированной парадигмы в педагогике и определены возможные пути инновационной организации образовательного процесса вуза.

Теоретическая значимость исследования:

- определены структура и содержание межсубъектной творческой деятельности преподавателей и студентов вуза, обозначены этапы ее становления;

- предложены критерии и показатели субъекта творческой деятельности, которые являются маркерами сформированности креативной позиции

11 участников образовательного процесса и их готовности к межсубъектному взаимодействию;

- выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия реализации межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза и разработаны основные принципы ее становления;

- обоснована и доказана возможность и эффективность использования драматических игр в образовательном процессе как средства становления ценностно-смысловых отношений участников межсубъектной творческой деятельности.

Практическая значимость исследования:

- результаты исследования обеспечивают педагогов научно-обоснованными и практически-значимыми рекомендациями по организации межсубъектной творческой деятельности в образовательных учреждениях;

- создан комплекс учебно-методических материалов по развитию у участников образовательного процесса вуза творческого потенциала и становлению их субъектных качеств;

- разработана и апробирована методика использования драматических игр, которая способствует актуализации креативной позиции участников образовательного процесса и формированию у них потребности к творчеству;

- материалы исследования могут быть использованы преподавателями лингвистического цикла и других предметов в общеобразовательных и высших учебных заведениях для активизации учебной деятельности студентов и повышения мотивации к творческому взаимодействию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на практических занятиях со студентами факультета лингвистики и межкультурной коммуникации ПФ МСИ, факультета иностранных языков КГПУ, МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска; курсах повышения квалификации работников образования Республики Карелия; методических советах (Лицей № 1), научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005-2008 гг.,

Петрозаводск, 2004, 2006, 2007 гг., Новокузнецк, 2007г.).

12

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Липаева, Ольга Михайловна

Выводы по второй главе.

Творчески развитый, креативный человек имеет больше возможностей для реализации своих потенций в условиях современного общества, т. к. он способен проявлять гибкость во взаимоотношениях с окружающими и легче адаптироваться к условиям труда. Ответственность за подготовку творчески-ориентированных профессиональных кадров в системе высшего образования ложится на ведущих преподавателей, которые занимают приоритетное место в формировании у студентов установки на творчество, развитие оригинального мышления и системы ценностей.

В ходе диагностического этапа экспериментального исследования было установлено, что уровень творческого потенциала студентов является достаточно высоким, что создает предпосылки организации образовательного процесса, базирующегося на творческом взаимодействии всех его участников.

В ходе исследования были определены организационно-педагогические условия, при которых возникает возможность становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза, а также сформулированы задачи для их реализации. Развитие эмоционально-личностной сферы субъектов образовательного процесса посредством их вовлечения в совместную игровую деятельность, развитие субъектных качеств и возможностей творческой индивидуальности, формирование способов творческого взаимодействия, непрерывная актуализация потребности к творчеству, интеграция потенциалов творческого взаимодействия в профессиональной и социально-практической деятельности рассматриваются как приоритетные задачи, решение которых позволяет реализовать условия становления межсубъектной творческой деятельности.

Для успешной организации межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе необходимо учитывать следующие принципы:

- принцип презумпции субъектности, согласно которому учитываются индивидуальные особенности и зоны творческого развития субъектов; принцип диалектики творческой свободы и ответственности, предполагающий свободу целеполагания и способов выбора средств и способов достижения целей;

- принцип диалогической непрерывности, подразумевающий непрерывность, преемственность творческого процесса и сотворчество всех студентов и преподавателей;

- принцип полифонизма, характеризующийся стремлением к общению и взаимодействию субъектов не только внутри данного образовательного пространства, но и в более широком социуме;

- принцип другодоминантности, в соответствии с которым человек в процессе самореализации посвящает свои достижения другому человеку, равному себе и такому же значимому в данном пространстве.

Использование драматических игр в различных формах (вербальные и невербальные упражнения, игры-импровизации, игры-перевоплощения, игры-имитации, театрализации) способствует формированию взаимоотношений между участниками, достижению эмоционального благополучия, развитию способностей каждого, раскрытию индивидуальных особенностей, что является необходимыми предпосылками для разрешения задач, обеспечивающих реализацию условий становления межсубъектной творческой деятельности. Комплексное введение игр позволяет достичь поставленной педагогической цели и добиться высоких результатов.

В ходе исследования было доказано, что межсубъектная творческая деятельность может осуществляться на уровнях речевых поступков, совместной практической деятельности, проектной деятельности, социально-практической деятельности, отношений и уровне бытийной реальности. Будучи участником межсубъектной творческой деятельности и переживая все

177 стадии ее становления, субъекты образовательного процесса не только достигают значимых результатов обучения и воспитания и актуализируют свою креативную позицию, но и переходят на новый уровень отношений с окружающими людьми, миром и самим собой. Данные изменения позволяют человеку проявлять свою креативность в разнообразных сферах жизнедеятельности, внося таким образом качественные изменения в социально-культурную жизнь общества.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о том, что межсубъектная творческая деятельность это постоянно обновляющийся, непосредственно развивающийся «живой» процесс взаимодействия уникальных, равноправных, равносвободных, равноответственных субъектов, целенаправленно совершенствующих себя, друг друга и окружающую действительность, постоянно выходя за пределы достигнутого, поднимаясь на новые уровни отношений с другими участниками образовательного пространства и вовлекая их в творческое взаимодействие, продуктом которого являются не только материальные объекты или интеллектуально-образные идеи, но и отношения глубинной духовности между внутренне принимающими друг друга субъектами. Становление межсубъектной творческой деятельности рассматривается в контексте настоящего исследования как непрерывное, открытое, достаточно изменчивое движение к истокам бытия, объединяющее предельное и бесконечное, свершившееся и недостигнутое в процессе которого происходит оформление новых структур совместной деятельности, ее проблемности, эвристичности, трансцендентности.

Структура межсубъектной творческой деятельности подразумевает наличие цели данной деятельности, распределение задач между участниками процесса, составление в соответствии с поставленной целью плана, который приобретает условный характер ввиду возможности выбора способов действия, постоянного внесения новых идей и корректив в сам процесс. Немаловажное значение играет мотивация субъектов, которая зависит от сформировавшейся потребности к творчеству. В процессе ' межсубъектной творческой деятельности приоритетное место занимают глубоко-нравственные, духовно-практические отношения между субъектами, дальнейшее развитие которых обеспечивает становление межсубъектного бытия, интегрирующего в себе полифонизм, сопричастность происходящему, приобщение к ценностям Другого, свободу целеполагания и возможность реализации себя как целостного человека.

В ходе исследования были установлены фазы становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза: подготовительная, интуитивно-сознательная, сознательная и результативная. На каждом этапе становления межсубъектной творческой деятельности происходит создание реального совместного продукта творческой деятельности и трансформация ценностно-смысловых отношений между субъектами на более высокий уровень.

При соблюдении принципов презумпции субъектности, диалектики творческой свободы и ответственности, диалогической непрерывности, полифонизма и другодоминантности становится возможным реализация следующих условий организации межсубъектной творческой деятельности:

1. Интеграция в образовательный процесс специально организованной деятельности (в контексте настоящего исследования — игровой), в ходе которой возникают предпосылки для сотрудничества и сотворчества всех участников в режиме диалога.

2. Наличие у преподавателя вуза субъектной креативной позиции и "1 осознание им необходимости собственного творческого развития в профессиональной деятельности.

3. Развитие субъектных качеств у студентов вуза и актуализация их творческого потенциала в процессе взаимодействия.

4. Организация межсубъектного взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза, реализация которых обеспечивает становление межсубъектной творческой деятельности.

Доказана эффективность интеграции драматических игр в образовательном процессе, использование которых позволяет субъектно интериоризировать образовательный материал посредством моделирования разнообразных ситуаций и проектирования способов действий в условиях предложенных моделей. Участие в драматических играх не только дает возможность человеку проявить свои субъектные качества, креативные способности и уникальные возможности в конкретном образовательном пространстве, но и способствует более качественной подготовке студентов к будущей профессиональной

180 деятельности, формированию творческого подхода к разрешению практических задач и взаимодействию с другими людьми.

Драматическая деятельность может приобретать различные формы в образовательном процессе, использоваться на разных стадиях обучения и выступать в качестве метода, приема, формы обучения, учебной программы и стиля взаимодействия субъектов образовательного пространства.

В ходе исследования были определены такие критерии субъекта творческой деятельности как креативная активность, уникальное проявление творческой индивидуальности, потребность в творческом самовыражении рефлексия. Показатели данных критериев являются маркером сформированности креативной позиции участников и их готовности к участию в межсубъектном творческом взаимодействии.

Организация межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза позволяет создавать условия взаимодействия субъектов на высоком духовно-нравственном уровне, развивать потребность в творчестве и способность привносить принципиально новые идеи и взгляды в развитие культуры, общества и жизни в целом.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы становления межсубъектного творчества связаны с изучением особенностей условий организации и реализации межсубъектной творческой деятельности в период последипломного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Липаева, Ольга Михайловна, 2008 год

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. -М., 1980. -276 с.

2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1973. 288 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.

4. Аланский Ю. JI. Азбука театра / Ю. JI. Аланский. — М.: Современник, 1998. — 238 с.

5. Андерсен-Уоррен М. Драма-терапия / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. — С-Пб.: Питер, 2001. 288 с.

6. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2000. - 608 с.

7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

8. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989-224 с.

9. Анцыферова JI. А. О закономерностях элементарной познавательной деятельности / JI. А. Анцыферова. М., 1961. — 234 с.

10. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. -М., 1966.-432 с.

11. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1979.- 151 с.

12. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. С-Пб.: РХГИ, 1997.- 464 с.

13. Батищев Г. С. Монолог второй: «За воспитание, но другодоминантное» / Г. С. Батищев // Вестник высшей школы. С. 35.

14. Батищев Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии.- 1995.-№ 3-С. 103-109.

15. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М., 1972. -118с.

16. Бахтин М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1998. - 607с.

17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

18. Бахтин М. М. pro et contra: личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли: антология, т. 1 / Под ред. Д. К. Бурлака; сост., вступ. ст., примеч., коммент. К.Г. Исупова. СПб., 2001. -550 с.

19. Белинский В. Г. О драме и театре: в 2 т. / В. Г. Белинский. М.: Искусство, 1983.-Т. 1.-324 с.

20. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 220 с.

21. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. -М.: Искусство, 1994. 542 с.

22. Березкин В. И. Творческое содружество / В. И. Березкин. — М., 1987. — 140с.

23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. — Екатеринбург, 2000. — 576с.

24. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии /'В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.

25. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975.-399с.

26. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т./ Под ред. А. В. Петровского. Т 1. — М.: Педагогика, 1979. — 304с.

27. Блок В. Б. Диалектика театра / В. Б. Блок. М.: Искусство, 1983, 294с.

28. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981.-96с.

29. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 1983. - 271с.

30. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.183

31. Бодалев. А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М., 1988. - 188с.

32. Божович JI. И. Проблемы формирования личности / JI. И. Божович. М., 1995.-209 с.

33. Большой психологический словарь в 2-х т. / Под ред. Мещерякова Б.Г., В.П. Зинченко. С-Пб., 2003. - 536, 672 с.

34. Борзова JI. П. Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ JI. П. Борзова. — М., 2000. -227 с. Библиогр.: С. 159 - 173.

35. Борисова Н. П. Творчество в процессах развития личности и социальной реадаптации подростков: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. / Н. П. Борисова. Защищена 23.09.2004. Таганрог, 2004. - 200 с. - Библиогр.: С. 177 - 192.

36. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: книга для учащихся / Г. Н. Бояджиев. М.: Просвещение, 1988. — 351 с.

37. Бояджиев Г. Н. Поэзия театра / Г. Н. Бояджиев — М.: Молодая гвардия, 1974.-464с.

38. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение /

39. A. В. Брушлинский М. - Воронеж, 1996, 392 с.

40. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов -М., 2003.-152 с.

41. Буров А. Г. Режиссура и педагогика / А. Г. Буров. М.: Современник, 1987. -157с.

42. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. — М.: Прогресс, 1990-192 с.

43. Воронин JL Г. Физиология высшей нервной деятельности / JI. Г. Воронин. — М., 1979.-158 с.

44. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни /

45. B. Вундт. СПб., 1887.-451с.

46. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М., 1994. 92 с.

47. Выготский JI. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский — СПб.: Союз, 1997.-222 с.

48. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С.Выготский. — М., 1986. — 572 с.

49. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. - 507 с.

50. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Смысл: Эксмо, 2004. 1136 с.

51. Гаврилова Е. Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Д. Гаврилова. СПб., 2002.- 155 с.-Библиогр.: С. 112-125.

52. Гаджиев И. М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества / И. М. Гаджиев. — Баку: «ЭЛМ», 1982. — 67 с.

53. Газман О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н.Е.Харитонова. — М.: Просвещение, 1991. 96 с.

54. Галин А. Л. Личность и творчество / А. Л. Галин. — Новосибирск, 1989. -128 с.

55. Ганелин Е. Р. Школьный театр / Е. Н. Ганелин. — СПб.: Нестор, 1999. — 165 с.

56. Горшкова В. В. Активность личности школьника в совместной деятельности с учителем: Учебное пособие по спецкурсу / Под ред. Л.К. Золотых. Хабаровск, 1989. - 129 с.

57. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования; Монография / В. В. Горшкова. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. -148 с.

58. Горшкова В. В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития: Монография / В. В. Горшкова. СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 237 с.

59. Горшкова В. В. Становление методологической и научно-методологической компетентности педагогов в современных условияхобразования: Учебно-методическое пособие / В. В. Горшкова, Т. А. Загривная. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. - 124 с.

60. Греф А. Э. Театр кукол / А. Э. Греф. М.: ВЦХТ, 2003. - 269с.

61. Громов Е. С. Художественное творчество Е. С. Громов. — М., 1970. — 263с.

62. Гулевич О. А. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия / О. А. Гулевич // Вопросы психологии. 2004. - №6. - С. 103.

63. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. -М.: Народное образование, 2001. 128 с.

64. Дерябо С. Д. Феномен субъективного восприятия объектных предметов / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 45.

65. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи / Пер. с англ. Н.М. Никольской. -М.: Лабиринт, 1999. 189 с.

66. Дьюи Д. Школы будущего / Д. Дьюи, Э. Дьюи. — Берлин, 1922. 179 с.

67. Дьюи Д. Школа и общество / Д. Дьюи. М., 1924. - 167 с.

68. Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. М.: Флинта, 1998. - 232с.

69. Ершов П. М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя / П. М. Ершов. М., 1998. - 336 с.

70. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология / П. М. Ершов. — М.: Искусство, 1972.-234 с.

71. Ершов П. М. Технология актерского искусства / П. М. Ершов. — М., 1959. -308 с.

72. Завадский Ю. А. Об искусстве театра / Ю. А. Завадский. — М., 1965. — 347 с.

73. Завадский Ю. А. Рождение спектакля / Ю. А. Завадский. — М., 1975. — 144 с.

74. Завадский Ю. А. Учителя и ученики / Ю. А. Завадский. — М.: Искусство, 1975.-335 с.

75. Зинченко В. П. Таинство творческого озарения / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2004. - №5. - С. 96.

76. Зобов Р. А. Философия о предмете и субъекте научного познания Р. А. Зобов / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — 211 с.

77. Иванов И.П. Воспитание коллективистов / И. П. Иванов. — М., 1982. — 80с.

78. Кабачек О. JI. Психологические условия становления субъектности в совместной литературно-творческой деятельности дошкольников / О. JI. Кабачек // Вопросы психологии. — 2006. — №6. — С. 31.

79. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Флинта, 1998. -191 с.

80. Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1998. - 319 с.

81. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. М.: Роспедагенство, 1995. - 109 с.

82. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: "Педагогика", 1990. 144 с.

83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. 190 с.

84. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. — М.: Педагогика, 1982. 704 с.

85. Киселева Н.В. Основы системы Станиславского / Н.В.Киселева, В. А. Фролов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 128 с.

86. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т / Я. А. Коменский. / Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656с.

87. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т / Я. А. Коменский. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 656с.

88. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца: сборник статей / Я. А. Коменский. / Пер. с чеш. С. Скорвида, В. Корчагина, пер. с латыни И. Маханькова. М.: МИК, 2000. - 311с.

89. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках / Я. А. Коменский. — М., 1957.-179 с.

90. Конжиев Н. М. Реализация ценностно-смыслового подхода в практике школы и вуза / Н. М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина. -Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006. 256 с.

91. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. М.: Знание, 1980. - 206 с.

92. Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. М.: Знание, 1977. — 64 с.

93. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Знание, 1979.-47 с.

94. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. -365 с.93 .Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, Т 1, 1983. 391 с.

95. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие / Д. А. Леонтьев // Вестник Высшей Школы. 1989. - №11. — С. 39.

96. Локк Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. М., 1896. - 232с.

97. Локк Д. Педагогические сочинения / Д. Локк. М., 1939. — 347с.

98. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984 - 444 с.

99. Лосев А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1965. 374 с.

100. Лукаш Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей / Е. Ю. Лукаш // Вопросы психологии. 2004. - №4. — С. 43.

101. Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. / И. В. Львова. Защищена 23. 06. 05. -Кемерово, 2005.-203 с. -Библиогр.: С. 156 170.

102. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л.Львова. М.: Просвещение, 1992. - 167 с.

103. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М., 1976. - 144 с.188

104. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. — 127 с.

105. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. -Челябинск, 1988.

106. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. М., 1950.

107. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта / А. С. Макаренко. -М.: Просвещение, 1964.

108. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1990. -414 с.

109. Маслоу А. Г. Мотивация личности / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

110. Маслоу А. Г. Психология бытия / А. Г. Маслоу. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.-304 с.

111. Матвеева Е. И. Диалог на уроке как средство развития индивидуальности подростка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. И. Матвеева. —Ярославль, 1999. -235с. Библиогр.: С. 170-186.

112. Матюшкин А. М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с.

113. Меерович М. И. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Минск: ACT. - 432 с.

114. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии — 1994. — № 5. -С. 86-95.

115. Моляко В. А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. — Киев, 1978.-48 с.

116. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников /

117. A. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.

118. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

119. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев . — Воронеж: Институт практической психологии, 1998. — 363 с.

120. Нечаев Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н. Н. Нечаев // Вопросы психологии. 2006. - №3. - С. 3.

121. Овчинникова С. И. Искусство в жизни, жизнь в искусстве / С. И. Овчинникова М.: Знание, 1988. — 63 с.

122. Песталоцци И. Г. Избранные сочинения: в 2т / И. Г. Песталоцци. / Под ред.

123. B. А. Ротенберг, В. М. Кларина, Т. 1. М.: Педагогика, 1987. - Т.1. - 334.

124. Петрова В. И. Игра как условие развития двигательной активности ребенка (на примере уроков физической культуры в начальной школе) : автореф. дис.канд. пед. наук / В. И. Петрова; JI. гос. обл. ун-т. — СПб., 2002.

125. Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. — М.: Политиздательство, 1956. — 247 с.

126. Пономарев Я. А. Закономерности общения в творческом коллективе / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев. — М.: Наука, 1990. 265с.

127. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. 280 с.

128. Попов П. Г. Театральная педагогика. Режиссура: учебное пособие / П. Г. Попов. М.: АПРИКТ, 2004. - 59 с.

129. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990 494 с.

130. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. М., 1967.- 272 с.

131. Пушкин В. Г. Сознание и творчество / В. Г. Пушкин // Творческая активность сознания. Межвузовский сборник научных трудов. — Ленинград, 1986.- 150 с.

132. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т.Е. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

133. Родари Д. Грамматика фантазии / Д. Родари. -М.: Прогресс, 1978, 212 с.

134. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / Пер с англ. -М.: Просвещение, 1994. 480 с.

135. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.

136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 2. - 670 с.

137. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.

138. Соколова Н. А. Творчество и субъект в ситуации современности: Философски-культурологический анализ: дис.канд. филос. наук: 24.00.01. / Н. А. Соколова. СПб.: 2006. - 134 с. - Библиогр.: С. 126 - 134.

139. Спенсер Г. Сочинения. Основания психологии: в 2х т. / Г. Спенсер. — М., \ 1898.-Т. 2.-440 с.

140. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М.: Вагриус, 2003.-507 с.

141. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1985. 479 с.

142. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 168 с.

143. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. - 174 с.

144. Столярова Н. Г. Формирование творческой позиции будущего учителя средствами искусства: автореф. дис.канд. пед. наук / Н.Г.Столярова; Уссурийский гос. пед. ун-т. Уссурийск, 2005. — 21 с.

145. Творческая активность сознания / Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1986. - 150 с.

146. Театральная энциклопедия: в 5 т / Под ред. П. А. Маркова. М., 1963. — Т. 2.-1213 с.

147. Театральная энциклопедия: в 5 т / Под ред. П. А. Маркова. М., 1967. — Т. 5.-1135 с.

148. Товстоногов Г. А. Беседы с коллегами / Г. А. Товстоногов. — М., 1988. — 527 с.

149. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены: в 2 книгах / Г. А. Товстоногов. М.: Искусство, 1984. - Т. 1.-304 с.

150. Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе: в 2 т. / Л. Н. Толстой. - М.: Советский писатель, 1958. — Т. 1. - 608 с.

151. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме / Л. Н. Толстой. СПб., 1907. - 94 с.

152. Толстой Л. Н. Что такое искусство / Л. Н. Толстой. — М.: Современник. — 1985.-592 с.

153. Тюрьмина Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. / Н. А. Тюрьмина Казань, 2004. - 228 с. — Библиогр.: С. 156- 175.

154. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: в 2 т. / К. Д. Ушинский. -М.:УРАО.-2002.-591 с.

155. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении: Из «Собрания педагогических сочинений» / К. Д. Ушинский. — СПб, 1905. 23 с.

156. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

157. Философский словарь / Под ред. А. А. Ивена. — М., 2004. — 588 с.

158. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии / Т. А. Флоренская. -М., 2001.-206 с.

159. Хейзинга Й. Homo Ludens В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. / Пер. с нидерл. В. В. Ошиса. — М.: Прогресс, 1992. — 459 с.192

160. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. // Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. -М.: Прогресс: Традиция, 1997. 417 с.

161. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2 т. / М. А. Чехов М.: Искусство, 1985.-457, 557с.

162. Чехов М. А. Об искусстве актера / М. А. Чехов. М.: Искусство, 1999. — 270 с.

163. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 т. / Ф. Шиллер М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 6.-791 с.

164. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. 234 с.

165. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 206 с.

166. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. 2004. - № 1. - С. 60-68.

167. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999. — 359 с.

168. Эфрос А. В. Продолжение театрального рассказа / А.В.Эфрос.- М.: Искусство, 1985. 397 с.

169. Эфрос А. В. Профессия: режиссер / А.В.Эфрос. М.: Вагриус, 2000. — 572 с.

170. ЭфросА. В. Репетиция любовь моя / А. В. Эфрос. -М., 1993. - 318 с.

171. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 111с.

172. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1980. 127 с.

173. Якиманская И. С. Развивающее обучение / И.С.Якиманская. — М.: Педагогика, 1979.-141 с.

174. Bennett, Neville. Teaching Through Play: Teacher's thinking and classroom practice. Philadelphia; Buckingham: Phil-Open Press, 1997. - 152 p.193

175. Bentley E. The Modern Theatre: A Study of Dramatists and the Drama / E. Bentley. London: Robert Hale Limited, 1950. - 290 p.

176. Maley A. Drama Techniques: A resource book of communication activities for language teachers / A. Maley, A.Duff. Cambridge: University Press, 2006. — 246 c.

177. Wessels C. Drama / C. Wessels. Oxford: OUP, 1987. - 234 p.

178. Байматова M. С. Диалогическое взаимодействие как характеристика педагогического процесса: Электронный ресурс. / М. С. Байматова. -Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://borvtko.nm.ru/papers/subiect2/baimatova.htm.

179. Журавлев A. JI. Психологические особенности коллективного субъекта: Электронный ресурс. / A. JI. Журавлев. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://new.hse.ru

180. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия: Электронный ресурс. / В. В. Знаков. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://institut.smysl.ru/article/14.php

181. Каган М. С. Общение как ценность и как творчество: Электронный ресурс. / М. С. Каган, А. М. Эткинд. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884025.htm.

182. Крылова Н. Культурные практики — основа открытого и свободного образования: Электронный ресурс. / Н. Крылова. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://alteredu.ru/userinfo.php?uid=5

183. Лосев А. Ф. Диалектика творческого акта: Электронный ресурс. / А. Ф. Лосев. Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://christianphilosophy.ru/node/30

184. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: Электронный ресурс. / Т. А. Мясоед. Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: www.vita-centr.ru/Other/343 .doc.

185. Осанов А. А. Бытие-с-Другим: Интерсубъективный уровень человеческого бытия // Сущность и структура человеческого бытия: Электронный ресурс. /194

186. A. А. Осанов. Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.vladimiфeople.com/osa/noteO 1 .html.

187. Осанов А.А. Интерсубъективность в контексте становления человеческого бытия // смысл человеческого бытия: Электронный ресурс. / А. А. Осанов. -Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.vladimirpeople.com/osa/noteO 1 .html.

188. Павлова JI. Н. К вопросу о структуре субъектной активности студентов: Электронный ресурс. / JI. Н. Павлова. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: res.krasu.ru/paradigma/3/pavlova-2.htm.

189. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения: Электронный ресурс. /

190. B. В. Рубцов. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.voppsy.ru/iournals all/issues/1998/985/985049.htm.

191. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического процесса: Электронный ресурс. / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: old.kspu.ru/divisions/science/progzap.doc

192. Хуторской А. В. Как обучать творчеству?: Электронный ресурс. / А. В. Хуторской. — Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://www.eidos.ru/journal/2001/0105. htm

193. Чудина Е. Е. Принципы реализации дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя: Электронный ресурс. / Е. Е. Чудина. — Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://borytko.nm.ru/papers/subiect6 1/chudina.htm

194. Юдина Ю. Г. Система условий для организации творческой деятельности учащихся основной школы: Электронный ресурс. / Ю. Г. Юдина. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.:http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik 11/vl 1 judina.htm.

195. Ярушева С. А. Деловые игры как особенность интерактивных технологий: Электронный ресурс. / С. А. Ярушева. — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.lib.csu.ru/vch/7/2005 01/020.pdf195

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.