Становление истории русской философии как области научного исследования в середине XIX - начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Заборских, Юрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Заборских, Юрий Владимирович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
1.1. Философская историография как область научного исследования
1.2. История русской философии как предмет историко-философского исследования
ГЛАВА II. НАКОПЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ФАКТУАЛЬНО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ
2.1. Формирование историко-философского подхода к русской философской мысли в трудах представителей церковной академической науки (архим. Гавриил, Ф.Ф.Сидонский, В.Н.Карпов)
2.2. Методологические и фактуально-историографические предпосылки научной истории отечественной философии в трудах славянофилов
ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ В ТРУДАХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СЕРЕДИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
3.1. Переход к систематическим исследованиям истории русской философии (Я.Н. Колубовский, В.В. Чуйко, А.И. Введенский)
3.2. История русской философии на рубеже веков (П.Н. Милюков, Е.А.Бобров, А.А.Никольский, В.Ф. Эрн, С.Л.Франк, Э.Л.Радлов, Р.В.Иванов-Разумник, Г.В. Плеханов)
ГЛАВА IV. ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
4.1. Проблемы истории русской философии в философских журналах конца XIX - начала XX веков
4.2. Научный потенциал истории русской философской второй половины XIX - начала XX веков и его использование в последующем развитии отечественной истории русской философии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века2011 год, доктор философских наук Мачкарина, Ольга Дмитриевна
Проблема человека в русской духовно-академической философии первой половины XIX века2021 год, кандидат наук Нифонтова Ольга Ивановна
Российское любомудрие в первой половине XIX века: философия и история философии в университетах и духовных академиях2003 год, кандидат исторических наук Ганиянц, Мария Владимировна
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Духовно-академическая философия первой половины XIX века в исследованиях отечественных и зарубежных мыслителей и историков философии2015 год, кандидат наук Коцюба, Вячеслав Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление истории русской философии как области научного исследования в середине XIX - начале XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Для рубежа XX — XXI веков характерен устойчивый интерес к истории русской философии. Благодаря устранению идеологических барьеров, идейной реабилитации наиболее авторитетных философских школ и конкретных персоналий открылись широкие возможности для изучения наследия русской философской мысли.
Важно, однако, помнить, что любое серьезное историко-философское исследование должно базироваться на анализе истории философии. Без изучения исследований в области истории философии невозможно сформировать целостную картину интеллектуального прошлого ни одной страны, в том числе — и России.
Особого внимания сегодня заслуживает исследование богатейшего опыта отечественной историко-философской мысли середины XIX — начала XX века. Если работы историков философии XX века (В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета1 и ряда других) не только тщательно исследованы, но и широко используются в качестве учебных пособий при изучении курсов истории русской философии, то работы авторов середины XIX — начала XX века по истории русской философии изучены в незначительной степени и только ожидают своей адекватной интерпретации.
Среди историков русской философии середины XIX — начала XX века необходимо указать на фигуры архимандрита Гавриила (Н.В. Воскресенского), Е.А. Боброва, А.И. Введенского, Н.Я. Грота, Р.В. Иванова-
1 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001; Лосский Н.А. История
русской философии. М., 1991; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии / Отв. ред,-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2008.
Разумника, В.Н. Карпова, Я.Н. Колубовского, И.И. Лапшина, А. Никольского, Э.Л. Радлова, Ф.Ф. Сидонского, H.H. Страхова, В.В. Чуйко, М.М. Филиппова2. Каждый из названных авторов, имея собственный взгляд на сущность русской философии, ее отличительные черты и основные этапы развития, внес неоценимый (и пока недооцененный) вклад в зарождение и эволюцию истории русской философии как самостоятельной философской дисциплины.
В связи со сказанным представляется необходимым и своевременным осуществить научное исследование творческого наследия историков русской философии середины XIX — начала XX века с тем, чтобы ввести достижения данных авторов в широкий научный оборот. Осуществление данной задачи послужит, с нашей точки зрения, вкладом в дело восстановления единства отечественной философской традиции.
Перед исследователями истории русской философии в указанный период стояли такие задачи, как разработка методологической базы историко-
2 Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. — Вып. 1—
6. Казань, 1899—1902; Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. — Свердловск, 1991; Гавриш, архимандрит. История философии. — Казань, 1839—1840; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. — СПб., 1907; Карпов В.Н. Введении в философию. — СПб., 1840; Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии. 1890, кн. 4—5; 1891, кн. 6—8; Он же Философия у русских И Ибервег Ф., Гейнце М. Г. История новой философии в сжатом очерке. — СПб., 1890; Лапшин И.И. Очерк по истории философии XIX века. —СПб., 1907; Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. 1907, кн. 2—5, 9; Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. — СПб., 1833; Страхов H.H. Борьба с Западом в нашей литературе. — СПб., 1887; Чуйко В.В. Русская философия // Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. — СПб., 1902; Филиппов М.М. Судьбы русской философии. — СПб., 1904.
философского исследования; реконструкция реального образа истории отечественной философии в его возможной целостности и полноте; решение вопросов о времени возникновения русской философии и ее периодизации; спецификация русской национальной философии как самобытного культурного феномена и анализ русской философской традиции в контексте истории мировой (европейской) философии; описание, анализ и оценка философского наследия представителей русской философской мысли. Данные задачи каждым из исследователей решались по-своему. В этой связи основной целью настоящего исследования является реконструкция основных подходов к изучению истории отечественной философии в России в середине XIX — начале XX века.
Русская историко-философская наука середины XIX — начала XX века оказала существенное влияние на последующее развитие отечественной историко-философской мысли. Так, работы В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, Г.Г. Шпета во многом основываются на той методологической и источниковой базе, которая была предложена историками середины XIX — XX веков.
В едином процессе становления и развития истории русской философии как самостоятельной области исследования труды, созданные в середине XIX — начале XX века занимают центральное положение, прежде всего потому, в них были заложены идейные интенции, послужившие основой для дальнейшего развития научной истории русской философии, вплоть до современности. При этом исследования истории русской философии середины XIX — начала XX века остаются пока недостаточно глубоко изученными, а их научный потенциал — мало освоенным современной историей философией.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является процесс становления научной истории отечественной философии в России в середине XIX — начале XX века. Предметом исследования являются отличительные особенности данного этапа развития истории русской философии как самостоятельной области научного поиска.
Степень разработанности проблемы
Можно обоснованно констатировать, что с начала 1990-х годов история русской философии как область философского знания развивалась достаточно успешно. Были опубликованы яркие и серьезные исследования русской религиозно-философской мысли, в том числе труды представителей русского философского идеализма; работы, анализирующие роль и значение философии в системе российского образования (университетская и духовно-академическая философия); немало сделано в плане исследования философских оснований российской либеральной и консервативной мысли; к числу приоритетных исследовательских тем относится и задача определения роли философии в мире русской культуры различных эпох, ее многообразных связей с художественным творчеством, богословием, мировоззренческой и идеологической сферами.
На этом фоне сравнительно слабую изученность историко-философских исследований середины XIX — начала XX века можно объяснить отчасти тем, что их принято рассматривать как подготовительный этап формирования отечественной историко-философской мысли.
В то же время определенные теоретические предпосылки предпринимаемого исследования существуют. Нельзя обойти вниманием тот факт, что теоретическое освоение материалов, представленных русскими
историками философии середины XIX — начала XX века, было начато их младшими современниками — H.A. Бердяевым, Н.Я. Гротом, В.В. Зеньковским, А.Ф. Лосевым, H.A. Лосским, Г.В. Флоровским, С.Л. Франком, Г.Г. Шпетом и др3.
Ряд принципиаьных аспектов темы исследования затронут в трудах современных исследователей философской историографии — Л.Р. Авдеевой, В.В. Ванчугова, К.И. Власенко, М.Н. Громова, Б.В. Емельянова, О.Т. Ермишина, A.A. Ермичева, В.В. Ильина, Н.С. Козлова, В.А. Кувакина, М.А. Маслина, O.A. Митрошенкова, А.Т. Павлова, Ю.Б. Сенчихиной, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего и др4.
3 Грот Н.Я. Памяти H.H. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания. — М.: Типография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1896; Зенъковский В.В. История русской философии. — Париж, 1948; Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991; Лосский H.A. История русской философии. — Нью-Йорк, 1951; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — Париж: YMCA-PRESS, 1983; Франк С.Л. Русское мировоззрение. — СПб., 1996; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2008.
4 Авдеева Л.Р. Русские мыслители. — М„ 1992; Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». — М., 1994; Власенко К.И. Концепции истории русской философии: конец XIX — начало XX в. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988, № 5. С. 16— 23; Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X — XVII вв. — М., 1990; Емельянов Б.В. Апология русской философии // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. 2005; Он же. Емельянов Б.В. Историография русской философии // Русская философия. Словарь. М., 1995; Он же. Русская философия на путях самопознания: страницы истории // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. — Свердловск, 1991; Ермичев A.A. О философии в России: исследования, полемика, заметки. — СПб., 1998; Он же. Основные слагаемые русской истории философии // Русская философия. Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. — СПб., 2001; Он же. Философское содержание русских журналов начала XX в. Статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и
Безусловно, современное исследование истории русской философии и ее места в контексте мировой интеллектуальной культуры не может обойтись без опоры на опыт зарубежных исследователей. В этой связи особый интерес представляют работы таких западных авторов, как И. Берлин, А. Валицкий, В. Гердт, X. Дам, А. Койре, Ф. Коплстон, В.В. Леонтович, Т. Масарик, Дж. Скэнлан и др5.
Цель исследования
философских изданиях 1901—1922 гг. Библиографический указатель / Отв. редактор A.A. Ермичев. — СПб.: РХГИ, 2001; Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец XIX — первая треть XX в.) — М., 2004. —160 е.; История русской философии: Учебник для вузов / Под редакцией Маслина М.А. M.: Республика, 2001; Митрошенков O.A. Русская филоософия. Имена и идеи. — м, 2007; Он же. Философия славянофилов в современной российской историографии. — M.: Издательство «Весь Мир», 2005; Павлов А.Т. Существует ли русская философия // Философская Россия. 2006, № 1; Он же. Университетская философия в России // Философские науки. 1998. № 1; Он же. Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты) // Вестник Московского государственного университета. Сер. «Философия». 1996. № 4 — 5; Русская идея / Под ред. М.А. Маслина. - М., 1992; Сенчшина Ю.Б. История русской философии. М., 2005; Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991, №5.
5 Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы
философии. 1994, №1; Дам X. Русская философия. Традиции и современность // Русская философия XIX — начала XX вв. — М.: Институт философии Академии наук СССР, 1987; Леонтович В.В. История либерализма в России. — М.: «Русский путь», 1995; Copleston F. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. — Notre Dame, Indiana, 1986; Masaryk Th. Zur Russischen Geschichts- und Religionsphilosophie, Bd 1-2. — Jena, 1913; Berlin I. Russian Thinkers (co-edited with Aileen Kelly). — London: Hogarth Press, 1978; Russian Philosophy, ed. J. Edie, J. Scanlan, M. Zeldin, G. Kline, v. 1—3, — Knoxville, 1976; Walicki A. A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism. — Stanford, 1979; Goerdt W. Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. — Freiburg - Münch., 1984; Koyre A. La philosophi et la probleme national en Russe au debut du XIX-е siecle. - P., 1929.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе историко-философского анализа становления истории русской философии как самостоятельного направления в рамках философского знания в середине XIX — начале XX века реконструировать ключевые модели подходов к изучению истории отечественной философии в указанный период. Таким образом, настоящее исследование является историографическим по своей сути.
Задачи исследования
Задачи исследования обусловлены его целью и состоят в том, чтобы:
1) в ходе анализа методологических оснований историографического исследования в философии дать общую характеристику философской историографии как области научного исследования, а также выявить специфику исследовательских задач, стоящих перед историографией русской философии и выработать методологические принципы ее изучения;
2) исследовать процесс становления научной истории русской философии в трудах отечественных философов и историков середины XIX — начала XX века, знаменующих переход от имплицитных к систематическим исследованиям истории русской философии; реконструировать основные точки зрения авторов указанного периода на развитие русской философии;
3) выявить значение и научный потенциал истории отечественной философии середины XIX — начала XX века для дальнейшего развития научной истории русской философии.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Исследование строится на основе системного (комплексного) анализа рассматриваемой проблемы; методов философско-концептуального и
сравнительно-исторического анализа истории русской философской середины XIX — начала XX века и современной историко-философской литературы; принципа историографической достоверности, в соответствии с которым анализируются труды как историков философии указанного периода, так и исследующих их творчество авторов (историографов); сочетания принципов исторического и логического. В работе использованы положения и выводы, сформулированные классической и современной философской мыслью и посвященные рассматриваемым в диссертации проблемам.
Теоретической и источниковедческой базой диссертации послужили, прежде всего, тексты произведений историков русской философии середины XIX — начала XX века. Помимо этого рассматриваются историко-философские и философско-культурологические тексты наиболее значимых авторов соответствующего периода, а также современных отечественных и зарубежных исследователей.
Методологически диссертация основана на идеях, выработанных отечественной и зарубежной историко-философской наукой и философской методологией и, прежде всего, на работах A.B. Гулыги, Б.В. Емельянова, A.A. Ермичева, З.А. Каменского, А.П. Козырева, П.В. Копнина, В.А. Кувакина, М.К. Мамардашвили, М.А. Маслина, Т.Н. Ойзермана, А.Т. Павлова, В.Ф. Пустарнакова, В.В. Сербиненко, Д. Гердта, Р. Рорти и др.6
6 Емельянов Б.В. Апология русской философии // София: Рукописный журнал
Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. 2005; Он же. Русская философия на путях самопознания: страницы истории // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. — Свердловск, 1991; Ермичев A.A. О философии в России: исследования, полемика, заметки. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. — 117 с; Копнин П.В. К вопросу о методе историко-философского исследования // Вопросы философии. 1967. № 5; Кувакин В.А. Религиозная
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Научная новизна работы заключается, в первую очередь, в том, что в нем впервые предпринята попытка целостного историко-философского анализа истории русской философии середины XIX — начала XX века. В ходе исследования диссертантом получен ряд результатов, обладающих научной новизной:
1) осуществлен анализ генезиса истории русской философии как самостоятельной области исследования в середине XIX — начале XX века, а также ее интерпретаций в современной российской научной литературе;
2) исследована специфика истории русской философии середины XIX — начала XX века и индивидуальные особенности творчества ведущих историков философии этого периода;
3) выявлены и систематизированы основные позиции и точки зрения современных российских исследователей на историю русской философии середины XIX — начала XX века, предложена собственная трактовка последней;
философия в России: Начало XX века. - М., 1980; Мамардашвили М.К. К проблеме метода истории философии // Вопросы философии. 1965. № 5; Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. — М., 1988; Ойзерман Т.И. Проблема историко-философской науки. М., 1969; Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. — СПб., 2003; Сербиненко В.В. Современные исследовательские проблемы истории русской философии // Вестник МГТУ. 2007, № 3. — С. 453—457; Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // Джохадзе И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. - М.: УРСС, 2001.
4) подтверждена преемственность идей русской историко-философской мысли середины XIX — начала XX века и последующих отечественных историко-философских исследований.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование обогащает историко-философскую науку новым знанием, способствуя, таким образом, ее дальнейшему развитию. Диссертационное исследование позволяет глубже осмыслить творчество историков русской философии середины XIX — начала XX века, а также открывается новые возможности для философского исследования новых аспектов такого многогранного феномена, как история русской философии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории и историографии русской философии, а также в качестве составной части различных учебных и научных изданий, освещающих вопросы истории философских исследований в России.
Положения, выносимые на защиту
На основании проведенного исследования выработаны следующие теоретические положения, выносимые на защиту:
1) В середине XIX — начале XX века история русской философии складывается в качестве самостоятельного направления философского исследования, имеющего свои предмет и метод исследования. В качестве предмета историко-философского исследования в этот период впервые стало непосредственное исследование конкретно-исторического бытия философского знания в его эволюционно-динамическом аспекте.
2) Уже в первоначальный период развития истории русской философии авторами был сформулирован круг принципиальных для отечественных
историко-философских исследований тем, а именно: время возникновения русской философии и проблема ее периодизации; соотношение русской философии с западной философской традицией, а также проблема «самостоятельность — заимствованность» в развитии русской философии; анализ содержательных особенностей русской философии (ярко выраженная ценностная составляющая; тесная связью с социальной и духовной практикой, а также художественной и публицистической литературой; заметное преобладание религиозной философии и т.д.).
3) В отличие от периода первой половины XIX века (а также в советский период развития истории русской философии), когда по основным, принципиальным вопросам оценки русской философии существовало единодушие исследователей, вторая половина XIX века, а в особенности конец XIX — начало XX века характеризуется большей диверсификацией общефилософских взглядов и позиций историков философии. В отличие от предшествующего периода, оценка самобытности русской философии, ее взаимоотношения с философией западной, вопросы периодизации ее истории, соотношения в ней рационального и интуитивного, метафизического и практического начал определяются собственными философскими и общественно-политическими позициями историков философии, в числе которых теперь имеются представители разных взглядов и общественных слоев.
4) Центральным вопросом историко-философских исследований середины XIX — начала XX века являлся вопрос о сущности русской философии. Стержневым пунктом теоретических исканий историков философии становится поиск своего рода «национальной идеи» русской философии. Предпринимаются попытки определить место русской
философии в мировом культурном наследии, указать на самобытность русской национальной мысли.
5) Четкое понимание роли историко-философской науки для развития самосознания русского общества сформировалось в российском обществе благодаря деятельности философских журналов конца XIX — начала XX веков.
6) В ходе исследования доказана преемственность последующих отечественных историко-философских исследований идеям русской историко-философской мысли середины XIX — начала XX века, что подтверждается анализом работ историков русской философии первой половины XX века (В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, Г.Г, Шпета), а также современных авторов.
Апробация работы. Материалы диссертации использованы автором в процессе подготовки следующих статей: 1) Заборских Ю.В. Становление Русской философской историографии: первые теоретические и методологические проблемы/УВестник славянских культур. 2011. 1 ( XIX). С. 44_49; 2) Заборских Ю.В. Проблема нравственного развития личности в русской философской историографии первой половины - середины XIX века (на примере работ Архимандрита Гавриила, Ф.Ф. Сидонского и В.И. Карпрова)//Педагогическое образование и наука №2 2011г. Г.Москва, стр. 5254.; 3) Заборских Ю.В. Архимандрит Гавриил и начало истории русской философии//Управление мегаполисом, №6 , 2010г. (декабрь), стр. 132-136; 4) Заборских Ю.В. Становление научной историографии русской философской мысли конца Х1Х-начала XX вв.//Христианская культура и славянский мир: Материалы круглого стола от 27 января 2010г. Международные образовательные Рождественские чтения., г. Москва. Стр. 95-102.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
1.1. Философская историография как область научного исследования
Приступая к анализу отечественной истории философии середины XIX — начала XX вв., необходимо, прежде всего, определить основные задачи и методологические принципы историко-философского исследования. Это даст возможность из существующих методов историко-философского исследования выбрать наиболее соответствующий цели диссертационного исследования — описать и проанализировать основные направления развития отечественной истории философии середины XIX — начала XX веков.
Проблемы исследования истории русской философии в методологическом плане имеют универсальный характер. Это те же проблемы, которые возникают перед каждым, кто занимается историей философии или идей различных эпох, народов и культур. Другими словами, современные проблемы истории мировой философии в решающей мере определяют круг вопросов, значимых и для исследователя отечественной философской традиции7.
Любая из существующих наук — гуманитарных или естественных — имеет свою историю. Знание истории той или иной науки (физики, математики, социологии и т.д.) является необходимым условием для ее прогресса. Не менее важную роль знание прошлого играет в функционировании философии.
7 См.: Сербиненко В.В. Современные исследовательские проблемы истории русской
философии // Вестник МГТУ. 2007, № 3. С. 453.
Словосочетание «история философии» может пониматься двояко. Во-первых, под историей философии понимается процесс развития философии с момента ее возникновения и до настоящего времени. Во-вторых, история философии может обозначать отрасль философского знания, особую философскую дисциплину, предметом которой является реконструкция, описание, анализ истории философии как процесса8. В данном случае нас будет интересовать именно вторая ипостась истории философии, т.е. история философии как область исследования.
В этом своем качестве история философии может быть определена как «философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания... <и> представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности»9.
Основными целями (задачами) историко-философского исследования (в том числе и применительно к исследованию истории русской философии), таким образом, являются10:
— фиксация, описание и систематизация философских идей и
направлений;
8 См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. —
М.: Республика, 2001. — 719 с.
9 История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом,
2002, — 1376 с.
10 См.: Богданов Б.В. История философии как история философских проблем и их решений // Философские науки. 1965. № 6. С.54-61; Каменский З.А. Методология историко-философского исследования. М.: ИФ РАН, 2002.
— выявление причин и объяснение процесса происхождения и развития
конкретных философских идей;
— актуализация философского наследия, демонстрация значимости и общественной важности тех или иных составляющих философского дискурса.
Очевидно, что перечисленные цели различны по своему идейному содержанию. Первые две исходят исключительно из внутренних потребностей истории философии как науки, их непротиворечивая реализация обеспечивает состоятельность историко-философского исследования. Третья же цель, фактически, выходит за пределы внутренних потребностей науки и обнаруживает ее общественную роль.
В соответствии с указанными целями выделяются различные формы историко-философского исследования. Одним из наиболее распространенных и теоретически обоснованных является деление форм историко-философского исследования на «всемирно-историческую» и «национальную» формы. Предметом изучения историка философии при его «всемирно-исторической» ориентации является процесс развития философского знания как глобального, общемирового явления. Объектом исследования, в данном случае, становится именно всемирная история философии. В том случае, если историк философии склоняется ко второй — «национальной» — форме, объектом его изучения становится конкретно-историческое бытие философского знания. Отправной точкой анализа и в том, и другом случае является изучение отдельной философской системы, конкретной системы того или иного мыслителя. При этом не зависимо от формы исследования одной из главных его задач должно стать отслеживание развития философского знания, его поступательного движения в процессе обогащения понятий и категорий, иными словами — отслеживание эволюции
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философские воззрения М.И. Каринского2014 год, кандидат наук Шевцов, Александр Викторович
Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в русской философии конца XIX - начала XX века2018 год, кандидат наук Ковалева, Елена Олеговна
Духовно-академическая философия в России XIX в.: Историко-философский анализ2002 год, доктор философских наук Цвык, Ирина Вячеславовна
Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода1998 год, кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна
Георгий Флоровский как историк русской философской культуры2001 год, кандидат философских наук Черняев, Анатолий Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Заборских, Юрий Владимирович, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. Бердяев H.A. Два типа мировоззрения (о книге Франка «Предмет
знания») // Вопросы философии и психологии. 1916, кн. 134.
2. Бердяев H.A. О новом русском идеализме // Вопросы философии и психологии. 1904, кн. 76.
3. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. — М., 1990.
4. Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества — М.: Правда, 1989. — 607 с.
5. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. - М.: Молодая гвардия, 1991.
6. Блонский П. П. Кн. С. Н. Трубецкой и философия // Мысль и слово. М., 1917. Т. 1.
7. Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. — Вып. 1—6. Казань, 1899—1902.
8. Бобров Е.А. Литература и просвещение в России XIX в. Материалы, исследования и заметки. В 3 тт. - СПб.: 2001 - 2002.
9. Булгаков С.Н. Трансцедентальная проблема религии // Вопросы философии и психологии. 1914, кн. 124—125.
10. Буткевич Т. И. Метафизические воззрения князя Сергея Трубецкого. Харьков, 1890 (отд. оттиск из журнала «Вера и Разум»).
11. Введенский А.И. О задачах современной философии в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 20. С. 125—157.
12. Введенский А.И. О задачах философии в России // Вопросы философии и психологии. 1898, кн. 42.
13. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. - СПб.: Изд-во: БалашеваЕ.С., 1892. - 120 с.
14. Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. — СПб., 1888.
15. Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -- С. 96 - 216.
16. Галич А.И. История философских систем: В 2 ч. -- СПб., 1818,
1819.
17. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Герцен А.И. Избр. философ, произв. В 2 т. ТЛ. - М.: Госполитиздат, 1946.
18. Герцен А.И. Русский народ и социализм // Герцен А.И. Избр. философ, произв. В 2 т. Т.2. - М.: Госполитиздат, 1946.
19. Грот Н.Я. Еще раз о задачах журнала // Вопросы философии и психологии. 1891, кн. 6.
20. Грот Н. Я. Рец. на кн.: Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890 // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 2.
21. Грот Н.Я. Памяти H.H. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания. — М.: Типография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1896.
22. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования 1804 - 1904. Окончание части второй и часть третья (1814 - 1819 и 1819 - 1827). Т. 3 / Загоскин Н.П., заслуж. орд. проф. - Казань: Типо-лит. Имп. Казан, ун-та, 1903. - 650 с.
23. Записки Петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). -М.: Республика, 2005. - 543 с.
24. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. - Пг., 1907.
25. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. В 2-х томах. Изд. второе. — СПб.; Типография М.М. Стасюлевича, 1911.
26. Иванов-Разумник Р.В. О смысле жизни. Ф. Сологуб. Л. Андреев. Л. Шестов. — СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1908.
27. История философии архим. Гавриила. Ч. 1 ~ 6. ~ Казань, 1839 ~
40
28. Карпов В.Н. Введение в философию. ~ СПб., 1840.
29. Карпов В.Н. Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений // Журнал Министерства народного просвещения. 1856. Ч. 92.
30. Карпов В.Н. Философский рационализм новейшего времени // Христианское чтение. 1860, ч. I.
31. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики. — СПб., 1856.
32. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Русская беседа, 1856 Киреевский И. В. Избранные статьи. ~ М., Современник, 1984. 383 с.
33. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений в 2 т. Т 1. ~ М., 1911.-287 с.
34. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений в 2 т. Т 2. — М., 1911. -- 300 с.
35. Колубовский Я.Н. Философия у русских // Ибервег Ф., Гейнце М. История новой философии в сжатом очерке. — СПб., 1890.
36. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии, 1890, № 4-5; 1891, № 6-8; 1898, № 44.
37. Лютославский В. Ф. О значении и задачах истории философии // «Вопросы философии и психологии». 1890.
38. Лосский Н.О. Обоснование мистического эмпиризма // Вопросы философии и психологии. 1904, кн. 75.
39. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции: Сб. статей и этюдов. — СПб., 1902.
40. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1—3. — М, 1993—1995.
41. Никольский A.A. Несколько слов о существовании русской философии // Вера и разум, 1901.
42. Никольский A.A. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум.- Харьков, 1907.- № 2-5, 9.
43. Плеханов Г.В. Собр. соч. — М., Л. 1925.
44. Радлов Э.Л. Несколько замечаний о философии H.H. Страхова. — СПб., 1900.
45. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
46. Радлов Э.Л. Научная деятельность Каринского. ~ СПб, 1895.
47. Радлов Э.Л. Учение Соловьева о свободе воли. ~ СПб, 1911.
48. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. ~ СПб., 1912; 2-е издПг., 1920.
49. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. - СПб, 1913.
50. Радлов Э.Л. Введение в философию. ~ Пг., 1919.
51. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. — СПб., 1833.
52. Соловьев В. С. Разбор книги С. Н. Трубецкого «Метафизика в Древней Греции» // Соловьев В. С. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. -- СПб., б. г.
53. Страхов H.H. О задачах истории философии // Вопросы философии и психологии. 1894, кн. 21.
54. Франк C.J1. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.
55. Франк C.JI. Русское мировоззрение. — СПб., 1996.
56. Филиппов М.М. Судьбы русской философии. СПб, 1904.
57. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — Париж, 1983.
58. Ходзинский, А. Проф. философии П.Д. Юркевич. — Харьков,
1915.
59. Хомяков A.C. О старом и новом - М.: Современник, 1988.
60. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. - М.: Наука, 1991.
61. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство наук // Вопросы философии и психологии. 1892, кн. 13.
62. Чуйко В.В. Русская философия // Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. ~ СПб., 1902.
63. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
64. Шпет Г.Г. Философия и история // Вопросы философии и психологии. 1916, кн. 134.
65. Шпет Г. Г. Философское наследство П. Д. Юркевича. — М.,
1915.
66. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.
67. Эрн В.Ф. Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912.
68. Эрн В.Ф. Природа философского сомнения // Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 105.
69. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. — Берлин, 1922.
70. Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии. 1900—1929 // Философские науки. 1991. № 10.
Исследования, критика, комментарии
71. Авдеева JI.P. Русские мыслители. — М., 1992.
72. Алексеев П. В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2002.
73. Аристов Н.Я. Афанасий Прокофьевич Щапов. Жизнь и сочинения. — СПб.: Типография A.C. Суворина— 1883.
74. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Vil. - М.: АН СССР, 1955.
75. Белов В. Н. Апологет морали: А. И. Введенский // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. — СПб., 1999. — С.106-113.
76. Биллингтон Д.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. - М.: Рудомино, 2001. - 880 с.
77. Богданов Б.В. История философии как история философских проблем и их решений // Философские науки. 1965. № 6. С.54—61.
78. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М., 1970.
79. Бросова Н.З. H.H. Страхов как историк философии.
80. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994, №1.
81. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». — М, 1994.
82. Власенко К.И. Концепции истории русской философии: конец XIX — начало XX в. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988, № 5. — С. 16—23.
83. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. —М., 1994.
84. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.
85. Гадамер Г.Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.
86. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв.-Л., 1989.
87. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1.
88. Громов М.Н. История русской философии // История философии: Запад - Россия - Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995.
89. Громов М.Н. Философская мысль на Руси в XI - XVII вв. // Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995. С. 557 -561.
90. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв.-М., 1990.
91. Гулыга А.В. Стать зеркалом души народа // Вопросы философии. 1988. №9.
92. Дам X. Русская философия. Традиции и современность // Русская философия XIX — начала XX вв. — М.: Институт философии Академии наук СССР, 1987. — 162 с.
93. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? ~ СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.
94. Емельянов Б.В. Апология русской философии // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. 2005.
95. Емельянов Б.В. Историография русской философии // Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 195—199.
96. Емельянов Б.В. Русская философия на путях самопознания: страницы истории // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов ЭЛ., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. — Свердловск, 1991.
97. Ермичев A.A. Александр Иванович Введенский — русский философ-кантианец // Введенский А. А. Статьи по философии. — СПб., 1996.
98. Ермичев A.A., Никулин А.Г. А. И. Введенский и Н. О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. — СПб., 1999. — С.87 -- 105.
99. Ермичев A.A. Главная особенность русской истории философии // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 6. — СПб., 1996.
100. Ермичев A.A. О философии в России: исследования, полемика, заметки. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. — 117 с.
101. Ермичев A.A. Основные слагаемые русской истории философии // Русская философия. Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. — СПб., 2001. — С. 26-38.
102. Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль (конец XIX — первая треть XX в.) — М., 2004. —160 с.
103. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия: Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. - Ростов: РГУ, 1993.
104. Журавлева JI.А. Первый учебник по истории русской философии // Методология и история преподавания истории философии. — Свердловск, 1982. —С. 130—139.
105. Зеньковский В. В. История русской философии /ред. С.А.Лебедев. - М.: Раритет: Академический Проект, 2001. - 880 с.
106. Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах.-М., 1997.
107. Иовчук М.Т. Некоторые методологические вопросы истории философии. М., 1957.
108. История русской философии: Учебник для вузов / Под редакцией Маслина М.А. М.: Республика, 2001. — 639 с.
109. История философии в СССР. - М.: Наука, 1968.
110. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
111. История философской мысли в Московском университете. — М.,
1982.
112. Кабанов П.И. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова. - М: Госполитиздат, 1954. - 88 с.
113. Каменский З.А. Методология историко-философского исследования. М.: ИФ РАН, 2002.
114. Каменский З.А. О понятиях «метод историко-философского исследования» и «рациональная реконструкция историко-философского процесса»: Императивно-целевая концепция методологии историко-философского исследования // Историко-философский ежегодник, 2001. — М.: Наука, 2003. — С.135—143.
115. Каменский З.А. Русская философия с точки зрения всемирной // Вопросы философии. 1988. № 9.
116. Ключеский В.О. Собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1987.
117. Козьмин H.H. А.П. Щапов, его жизнь и деятельность. - Иркутск,
1902.
118. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
119. Копнин П. В. К вопросу о методе историко-философского исследования // Вопросы философии. 1967. № 5.
120. Крюков И.Б. Учебники по истории философии — 97 // История философии № 3. / РАН. Ин-т философии; Ред. В.А. Жучков. — М.: РАН, 1998. С. 157—175.
121. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М., 1980.
122. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. — М., 1988.
123. Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории - Екатеринбург: УГУ, 1991.
124. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. ~ М.: Прогресс,
1990.--512с.
125. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа,
1991. - 559 с. (Серия: Библиотека философа).
126. Малинов А. В. А. И. Введенский в историко-философской литературе.// Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 16. — СПб., 2004. — С.283 -- 306.
127. Мамардашвили М.К. К проблеме метода истории философии // Вопросы философии. 1965. № 5.
128. Митрошенков А.О., Митрошенков O.A. Философия славянофилов в современной российской историографии. — М.: Издательство «Весь Мир», 2005.— 168 с.
129. Митрошенков O.A. Русская философия. Имена и идеи. — М.,
2007.
130. Мысливченко А.Г. Методологические проблемы историко-философского страноведения // Мысливченко А.Г. Философская мысль в Швеции. М., 1972.
131. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993, № 9.
132. Нижников С. А. К специфике русского неокантианства: Заметки о философии веры А. И. Введенского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». — 1998. — № 1. — С. 58 -- 65.
133. Никольский Б.В. Николай Николаевич Страхов. Критико-биографический очерк. — СПб.: Типография A.C. Суворина, 1896.
134. Новиков А.И. Из истории формирования историко-философской науки // Методологические проблемы истории общественной мысли. — JL, 1971.
135. Ойзерман Т.И. Проблема историко-философской науки. М., 1969.
136. Павлов А.Т. П.Д. Юркевич в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 2007. ~ С. 97 ~ 108.
137. Павлов А.Т. Существует ли русская философия // Философская Россия. 2006, № 1. — С. 128 — 138.
138. Павлов А.Т. Университетская философия в России // Философские науки. 1998. № 1.
139. Павлов А.Т. Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты) // Вестник Московского государственного университета. Сер. «Философия». 1996. № 4 — 5.
140. Половинкин С.М. Колубовский Я. Н. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. -
науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2001. - С. 296.
141. Половинкин С. М. Колубовскнй Я. Н. // Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков - М.: Алгоритм, 2007. - С. 255.
142. Поляков JI.B. Философия в России или русская философия // Вопросы философии. 1988.
143. Проблемы изучения истории русской философии и культуры // Вопросы философии. 1994, №1.
144. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. — СПб., 2003.
145. Рождественский Н.П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций отца Сидонского // Христианское чтение. 1876, №9 — 10.
146. Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // Джохадзе И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. — М.: УРСС, 2001. — 256 с.
147. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. — М., Наука, 1993. 368 с.
148. Русская идея / Под ред. М.А. Маслина. - М., 1992. - 496 с.
149. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Республика, 1995.
150. Русские философы. Конец XIX — середина XX века. Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений. — М.: Книжная палата, 1993. — 368 с.
151. Сенчихина Ю.Б. История русской философии. М., 2005.
152. Сербиненко В.В. Современные исследовательские проблемы истории русской философии // Вестник МГТУ. 2007, № 3. — С. 453—457.
153. Серебряков Ф.Ф. Философское образование и философская мысль в Казанском университете. — Казань, 2009.
154. Ситницкая Е.А., Лойко О.Т., Пеннер Н.Е. Архимандрит Гавриил
— первый интерпретатор русской философии / Христианские Чтения. — СПб., 1995. № 10. С. 96—97.
155. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. —М., 1995.
156. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
157. Философское содержание русских журналов начала XX в. Статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901—1922 гг. Библиографический указатель / Отв. редактор A.A. Ермичев.
— СПб.: РХГИ, 2001. — 480 с.
158. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991, №5. — С. 26-57.
159. Шлегель Ф. История европейской литературы // Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. — М., 1983.
160. Шуранов Б. М., Бирюков Б. В. Российская логическая наука на переломе начала XX века: идеи А. И. Введенского и Н. О. Лосского // Вестник Международного славянского университета. — 1996. — Выпуск 1.
161. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб., Наука, 2000. -
245 с.
162. Berlin I. Russian Thinkers (co-edited with Aileen Kelly). — London: Hogarth Press, 1978.
163. Berlin I. Russian Thought and the Slavophile Controversy // The Slavonic and East European Review. 1981. Vol. 59. № 4.
164. Copleston F. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. —Notre Dame, Indiana, 1986.
165. Goerdt W. Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. —
Freiburg - Münch., 1984.
166. Koyre A. La philosophi et la probleme national en Russe au debut du XIX-е siecle. - P., 1929.
167. Masaryk Th. Zur Russischen Geschichts- und Religionsphilosophie, Bd 1-2. —Jena, 1913.
168. Russian Philosophy, ed. J. Edie, J. Scanlan, M. Zeldin, G. Kline, v. 1—3, —Knoxville, 1976.
169. Seebohm Th.M. Ratio und Charisma: Ansätze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschfatlichen weltverstandnisses in Moskauer Russland. Bonn, 1977.
170. Shein L.J. Readings in Russian Philosophical Thougth. Logic and Aesthetics. - P., 1973.
171. Walicki A. A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism. — Stanford, 1979.
Диссертации и авторефераты
172. Аверьянов B.B. Проблема традиции в русской философии XX
века: Русское Зарубежье. - Дисс.... канд. филос. наук. - М., 2000. -- 208 с.
173. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1994. — 21 с.
174. Востриков И.В. Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге 1901 ~ 1903 гг. Историко-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2007. - 26 с.
175. Ермишин О.Т. Историко-философская традиция в русской философии конца XIX - первой трети XX вв. Дисс.... докт. филос. наук. - М., 2004. - 263 с.
176. Крыжановская A.B. Детерминация особенностей русской философии: историко-социокультурный, этнопсихологический и
лингвистический аспекты. Дисс. ... канд. филос. наук.---Тюмень, 2009. ~
149 с.
177. Никулин C.B. С.Л. Франк как историк русской философской культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. -М., 2017. ~ 127 с.
178. Усачев A.B. Проблема онтологического статуса религиозного компонента русской философии конца XIX-первой половины XX века. Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - Тула, 2008. ~ 48 с.
179. Черноскутова Л.Б. Немецкий акцент историографии русской философии // Аспирантский вестник Поволжья. № 5—6. 2009. — С. 92-95.
180. Черноскутова Л.Б. Основные идеи и направления современной историографии русской философии. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -СПб., 2010.--23 с.
181. Шалимов П.Б. Н.О. Лосский как историк русской философии. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993. - 20 с.
182. Шмелева Е.А. Французская историография русской духовности и философии. Автореф. дис.... канд. филос. наук. - СПб., 1996. — 18 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.