Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна

  • Шамина, Людмила Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 167
Шамина, Людмила Алексеевна. Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Ростов-на-Дону. 1998. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна

Введение.

Глава 1. Развитие философии в России 18 века.

1.1 Русская религиозная философия второй половины 18 века в историографии отечественной философии. Основные теоретико-методологические подходы.

1.2 Культура России 18 века и развитие философского творчества.

Глава 2. Философское учение русских розенкрейцеров второй половины 18 века.

2.1. Определение цели и предмета философского познания в учении русских розенкрейцеров второй половины 18 века.

2.2. Вера, чувство и разум в учении о цельном «живом» знании русских розенкрейцеров.

2.3. Немецкая мистика и православное богословие в философии Н.И. . Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца.

Глава 3. Философия Г. С. Сковороды.

3.1. Истоки философского учения Г.С. Сковороды.

3.2. Концепция знания Г.С. Сковороды.

3.3 Судьба философских идей Г.С. Сковороды в развитии русской религиозной философии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода»

Актуальность темы исследования. Изучение религиозной философии России второй половины 18 века тесно связано с самой актуальной для русской философской мысли проблемой - вопросом существования самобытной национальной философии в России. Доказательство существования национальной философской культуры, то есть наличия не только оригинальных идей и проблем, концептуальных подходов к «вечным философским» вопросам, но и самобытного стиля философствования, возможно в ходе историко-философского исследования традиций отечественной философии и ее теоретических источников.

Историко-философский анализ предполагает поиск отличительных черт философской мысли России, определивших ее «инаковость» по отношению к другим философским традициям и культурам. Только определив место русской , духовности в мировом культурном пространстве, обозначив формы и линии мысли, присущие ей и традиции, связывающие ее с другими культурами, можно с уверенностью утверждать существование г оригинальной философии в России.

Основная проблема в контексте данного диссертационного исследования заключается в оценке вклада русской религиозной философии второй половины 18 века в формирование отечественной философской культуры. В историографии русской философии зачастую эта оценка была негативной. Это связано с двумя факторами, двумя временными этапами. Первый - увлечение критически настроенными отечественными мыслителями 19 и 20 веков западной философией. Второй - идеологическая несовместимость основ философии советского периода с религиозной формой философствования. Поэтому значение русской религиозной философии второй половины 18 столетия для отечественной культуры, практически, не изучено, а сама она незаслуженно забыта.

Актуальность настоящей диссертации, таким образом, определяется обращением к одному из истоков формирования отечественных философских и культурных ценностей - к неакадемической русской религиозной философии второй половины 18 века. В диссертации это направление представлено философией русских розенкрейцеров и Г.С. Сковороды.

Вторая половина восемнадцатого столетия в истории России - это время полное духовных исканий, смены нравственных ценностей, время выхода философского творчества за пределы православного богословия, представляет собой благодатную почву для изучения специфики русской философии. Мыслители России 19 и 20 веков являются духовными наследниками культурных процессов, философских и религиозных движений восемнадцатого столетия, определивших во многом последующее развитие философского творчества в России.

Актуальность изучения русской религиозной мысли второй половины 18 века обусловлена не только историко-философскими интересами, но и решением задач, стоящих сегодня перед философским сообществом. Одной из важнейших среди них, является проблема создания целостного мировоззрения, сочетающего рациональные научные f методы освоения действительности с внерациональными средствами познания, включая художественное и религиозное восприятие мира. Этим обусловлено обращение к традициям русской религиозной философии, ведь именно ее представители А.С Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, B.C. Соловьев и многие другие разрабатывали в своих произведениях идею «цельного знания», в котором чувственное, рациональное и внерациональное (религиозное) познание, дополняют друг друга и образуют органическое единство.

С идеей «цельного знания» связаны так же основные положения критики западноевропейской философии русскими мыслителями, отрицавшими всесильность ratio и стремившихся к созданию «живого» целостного образа мироздания, в противовес научной картине мира. Религиозная философия России 19 и 20 веков является результатом предшествующего развития отечественной философии, она аккумулирует ее особенности, итоги и смыслы. Поэтому для осмысление самобытных идей русских мыслителей 1.9 и 20 столетий, . а так же решения проблем современной философии необходимо исследования идей религиозных философов второй половины восемнадцатого столетия. Возрождение забытых имен, традиций и направлений религиозной мысли России является залогом успешного развития отечественной философии и культуры.

Степень разработанности темы. Начало изучения русской философии второй половины 18 века совпадает с моментом зарождения историографии отечественной философской мысли. Первым дал анализ развития философии в России восемнадцатого столетия архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) в своей «Истории русской философии», высоко оценив вклад религиозных мыслителей второй половины 18 века в формирование философской культуры России.(61,6) Следующими обобщающими исследованиями истории русской философии были очерки Я.Н. Колубовского . (71) и В.Н. Чуйко (109), в которых перспективы процветания русской мысли связывались с усвоением западных идей, поэтому в них не было отражено творчество русских религиозных мыслителей. А.И. Введенский, опубликовавший в 1898 году работу «Судьбы философии в России», развитие философского знания во второй половине 18 веке отождествлял с деятельностью Московского университета, а роль русских религиозных мыслителей второй половины 18 века оценивал отрицательно^ 109, 28-31)

В 19 веке впервые появляются историко-философские исследования, посвященные отдельным представителям религиозной философии России второй половины 18 века. Среди них статьи о Сковороде как первом русском философе, принадлежавшие Ф. Надеждину, А. Краевскому, А. Хиждеу. (37, 53-57) В конце 19-начале 20 века были опубликованы также исследования о Г.С. Сковороде В.И. Срезневского, В.В. Зеленогорского, A.C. Лебедева. (37, 67-68) К середине 19 века относится начало изучения такого явления русской культуры как масонство. М.Н. Лонгинов (77), В. Ключевский (72), С. Ешевский (50), П. Пекарский ( 98), В. Вернадский (39) посвятили свои исследования истории русского масонства, в том числе и русского розенкрейцерства второй половины 18 века. Однако эти исследования проводились с исторической точки зрения, тогда как философские идеи Н.И. Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца оставались неизученными.

В первой половине 20 века творчество религиозных мыслителей России второй половины 18 века получило высокую оценку в историко-философских исследованиях В.Ф. Эрна (153), H.A. Бердяева (95), Н.О. Лосского (81), Г.П. Флоровского (136), В.В. Зеньковского (54), А.Ф. Лосева (78). А.Ф. Лосев, В.В. Зеньковский, H.A. Бердяев в рамках своих концепций истории русской философии дали общие характеристики философским идеям русских масонов и Г.С. Сковороды, характеризуя их'как первые опыты религиозно-философского творчества в России, вышедшие за пределы православного богословия. В.Ф. Эрн в 1912 году опубликовал книгу «Сковорода. Жизнь и учение», в которой Сковорода представлен как продолжатель традиций восточно-христианского «логизма». (153)

Г.Г. Шпет, напротив, в «Очерке развития русской философии» охарактеризовал восемнадцатое столетие как период, не оставивший после себя ни философского наследия, ни философского «завета», негативно оценив и творчество русских розенкрейцеров второй половины 18 века, и философские идеи Г.С. Сковороды .(109, 306)

Г.В. Плеханов в книге «История русской общественной мысли» впервые дал характеристику русской философии 18 века на основе марксистской методологии анализа исторических процессов. (99) В его интерпретации религиозная мысль второй половины 18 века представлена в качестве реакционной, идеологии господствующих классов. Первые советские исследования по русской философии вышли в свет в 40-50-ые годы, их авторами были Максимов М. (86), М.Т. Иовчук (60) (61), Г.С. Васецкий (38), З.А. Каменский (67), И.Я. Щипанов '(146).

В 50-ые годы в СССР выходили «Очерки по истории философии народов СССР», статьи, посвященные отдельным направлениям и школам в материалистической интерпретации. Среди них сборники «Из истории русской философии 18-19 вв.» (57), «Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века» (59), «Избранные произведения русских естествоиспытателей второй половины 18 в.» ( 58). В 1961 году вышла в свет впервые «История русской философии» А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, затем много раз дополнявшаяся и переиздававшаяся. (42) В 1968 году началось издание 5-ти томной «Истории философии в России».( 64)Однако логика изложения развития философии в России сводилась к эволюции материализма и марксизма. Поэтому, в отличие от просветительского направления, русская религиозная философии второй половины 18 века не стала предметом всестороннего осмысления, и рассматривалась лишь как антипод идей Просвещения.

Религиозная философия второй половины 18 века в советской историографии отечественной философии получила название консервативно-идеалистического направления в русской мысли. В этом ключе написана статья И.Я. Щипанова «Идеалистическая и религиозно-мистическая философия второй половины 18 века», исследования А.И. Болдырева «Проблема части и целого в русской философской мысли второй половины 18 века» (35), «Проблема человека в русской философии 18 века» (34). . Из этого видения историко-философского процесса в России исходят В.М. Ничик (94), Н.Ф. Уткина (127), Б.В. Емельянов, В.Г. Томилов (47), В.А. Кувакин (74), И.А. Табачников (123).

В отечественной историко-философской литературе в последнее десятилетие в связи с переосмыслением духовной истории России вырос интерес к русской религиозной мысли 18 века. В 1992 году П.С. Шкуринов опубликовал «Философию России 18 века», в которой достаточно остро заявил о необходимости всестороннего систематизированного анализа этого периода в развитии отечественной философии. Попытку переосмысления истории отечественной философии, в том числе и русской религиозной философии второй половины 18 века представляет собой «Введение в русскую философию» под редакцией А.И. Абрамова, Л.Р. Авдеева, В.В. Лазарева. (27)

Большое значение для осмысления творчества русских религиозных мыслителей второй половины 18 века имеют также исследования С.С. Хоружего, посвященные анализу православных корней русской философии (143), (144), (145), работы А.И. Абрамова о культурных связях Руси (25), А.Ф. Замалеева о развитии философской мысли в средневековой Руси (52), книга В. Ванчугова о становлении . историографии отечественной философии, написанная в форме антологии (37).

На сегодняшний день в историко-философской литературе ощущается недостаток глубоких исследований, посвященных осмыслению русской религиозной философии второй половины 18 века. Мы обладаем лишь фрагментарной картиной развития отечественного религиозно-, философского творчества. Недостаточная изученность религиозной философии России второй половины 18 века не случайна, она является следствием определенных теоретико-методологических схем, мировоззренческих и идеологических установок, повлекших за собой негативную оценку вклада русской религиозной неакадемической философии второй половины 18 века в развитие отечественной философской культуры.

Изучение русской религиозной философии данного периода осложняется так же тем, что необходимый для историко-философского, исследования круг первоисточников ограничен. Многие из них не переиздавались с конца 19 - начала 20 веков или вообще находятся в рукописном варианте, как например сочинения И.В. Лопухина, тексты лекций И.Г. Шварца.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертации используются традиционные методы историко-философского исследования, разработанные в отечественной историографии русской философии 19-20 веков, советской и зарубежной • истории философии. Среди них: тщательный анализ . первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение, анализ особенностей духовной культуры изучаемого периода, сравнительная характеристика философских взглядов мыслителей различных направлений и школ. В работе применяется «проблемный метод», соединяющий воедино теоретический и культурно-исторический аспект реконструкции мысли, а так же способы и приемы, разрабатываемые в рамках компаративистского подхода к изучению развития философии и культуры.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования - анализ русской неакадемической религиозной философии второй половины 18 века как одного из теоретических источников формирования отечественной философской культуры в контексте генезиса идеи «цельного знания». Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач; представить анализ основных подходов к изучению русской неакадемической религиозной философии второй половины 18 века и оценок ее значения для русской философской культуры, сложившихся в историографии отечественной философии;

- определить культурно-исторические особенности развития религиозно-философского творчества в России восемнадцатого столетия;

- обозначить основные концептуальные подходы к изучению проблемы соотношения философского, научного и религиозного знания в различных направлениях философии России второй половины 18 века;

- дать анализ философских взглядов русских розенкрейцеров второй половины 18 века и Г.С. Сковороды в русле становления и развития идеи «цельного знания»;

- проследить развитие идей религиозных мыслителей России второй половины 18 века в русской философии 19 и 20 столетий.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1. Рассмотрены, сложившиеся в историографии русской философии теоретико-методологические подходы к изучению отечественной неакадемической религиозной философии второй половины 18 века, связанные с различием оценок ее вклада в формировании отечественной философии и культуры.

2. Проведен анализ онтологических, гносеологических, аксиологических аспектов идеи «цельного знания» в учении русских розенкрейцеров второй половины 18 века.

3. Изучено религиозно-философское творчество Г.С. Сковороды в русле становления концепции «цельного знания» в отечественной философской культуре.

4. Обозначено развитие идей русских розенкрейцеров второй половины 18 века в философии славянофилов и В.С. Соловьева.

5. Определена преемственность религиозно-философского учения Г.С. Сковороды в отечественной философии 19 и 20 веков.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Изучение русской религиозной философии, начиная лишь с 19 века приводит к потере значительного пласта духовной культуры России и возможности проследить развитие проблем, ставших основой ее национальной философии. Анализ русской религиозной неакадемической философии в контексте развития идеи «цельного знания» позволяет не только изучить философские взгляды мыслителей данного периода, но и истоки, особенности, основные проблемы русской философии 19 и 20 веков как уже сложившегося явления в мировой культуре.

2. В русской религиозной неакадемической философии второй половины 18 века, в отличие от просветительско-материалистической традиции, опирающейся на рациональные средства познания и достижения естественнонаучных дисциплин, формируется философская традиция, направленная на синтез религиозной веры и научно-рационального познания.

3. Русские розенкрейцеры второй половины 18 века (Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, И.Г. Щварц) понимали философию как нравственное познание истины, достижение которой возможно только в единстве чувства, веры и разума. Скрепление в акте познания во едино . сердца, разума и религиозно-нравственного порыва делает познание «живым» личностным процессом. Философские идеи русских розенкрейцеров получили развитие в учении славянофилов 19 века о «зрячем разуме», «живознании», цельном знании как единстве воли, рассудка и веры, а так же в концепции цельного знания В.С. Соловьева.

4. Г. С. Сковорода создал философскую концепцию знания, основными элементами которой являются: обоснование веры в качестве высшего типа познания, онтологическое понимание истины, учение о сердце как органе, способном к восприятию «света истины». В его учении познающий не есть абстрактный субъект познания, но конкретная личность, а процесс познания представляет собой обретение цельного знания, в котором неразделимы чувственное, рациональное и религиозное знание.

5. Философские идеи Г.С. Сковороды получили развитие в концепции « цельного знания» славянофилов и В.С. Соловьева, в «метафизике сердца» П.Д. Юркевича, «интуитивизме» Н.О. Лосского, «логизме» В.Ф. Эрна, в учении об онтологическом статусе истины Е. Трубецкого, П. Флоренского, «философии имени» А.Ф. Лосева, С. Булгакова.

Научно-практическая значимость исследования. Изучение русской религиозной философии второй половины 18 века имеет теоретическое значение для создания целостной картины развития философской культуры в России, для осмысления истоков и путей развития отечественной философии и культуры в целом. Так же результаты исследования имеют практическое применение, так как могут быть использованы для создания учебных пособий, курсов, методических материалов по изучению истории религии, философии и культуры России. г

Апробация работы. Тезисы и основные положения данной диссертации содержатся в выступлениях на научных конференциях: Всероссийская конференция «Восток - Запад - Россия» Ростов- на - Дону 1993 год, Региональная научная конференция «Духовность России: истоки и современность». Ростов-на-Дону, 1996. Всероссийская научная конференция «Философия гуманитарного знания. Российская академическая традиция и современность» Санкт-Петербург, 1997 год;

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 167 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Шамина, Людмила Алексеевна

Заявленная в диссертации цель исследования заключалась в изучении русской религиозной неакадемической философии второй половины 18 века как одного из теоретических источников формирования отечественной философской культуры. Конкретные задачи исследования решались в контексте генезиса идеи «цельного знания» - самобытной концепции русской философии, разработанной в 19-20 веках. В заключение проведенного анализа можно сделать некоторые обобщающие выводы и наметить перспективы для дальнейшего исследования.

Недостаточная изученность русской религиозной философии второй половины 18 века является следствием нескольких причин. Среди них: во-первых ориентация отечественных мыслителями 19 и начала 20 века на западную философию как образец философской деятельности, во-вторых безусловный приоритет марксистской методологии историко-философских исследований и ее идеологическая направленность в советский период.

Необходимость критического переосмысление теоретико-методологических схем, мировоззренческих и идеологических установок по отношению к оценке религиозно-философского творчества в России второй половины 18 века определила тему работы. Философские идеи русских розенкрейцеров и Г.С. Сковороды должны стать предметом глубокого, предельно объективного историко-философского анализа. Попытка такого анализа проведена в диссертации.

В философии России второй половины 18 века можно выявить два основных подхода к проблеме соотношения философского, научного и религиозного знания. Представители просветительскоматериалистического направления опирались на рациональное познание и достижения естественнонаучных дисциплин, при этом идеалом для построения философских систем служили методы и принципы научной деятельности.

Второе направление - русская религиозная неакадемическая философия, представленная в диссертации, философией русских розенкрейцеров и Г.С. Сковороды была ориентирована на синтез философского, научного и религиозного - этического знания. На ее развитие огромное влияние оказали реформационные процессы, наметившиеся в Русской Православной церкви. Благодаря этим процессам в духовную жизнь России, с одной стороны, были привнесены элементы протестантского мировоззрения, с другой - произошло возрождение восточно-христианского богословия; религиозно-философских идей исихазма.

Философское учение русских розенкрейцеров второй половины 18 века Н.И. Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца было критической реакцией на распространение в русском обществе идей французских просветителей и материализма. Русские розенкрейцеры отождествляли философское знание с нравоучительной философией, дающей как знание истины, так и практические нравственные принципы бытия человека.

Суть философии русских розенкрейцеров - учение о цельном «живом» постижении истины. Путь познания истины в этой концепции включает в себя нравственное самосовершенствование, «очищение сердца», познание природы, используя рациональные методы познания и опираясь на веру как акт религиозной интуиции. Идея «живого» цельного знания, прозвучавшая в творчестве русских розенкрейцеров, получила продолжение в 19 веке в творчестве И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, B.C. Соловьева. Эта преемственная связь в диссертации лишь обозначена и требует особого исследования.

Философское учение Г.С. Сковороды представляет собой концепцию цельного знания, истоки которой уходят в восточно-христианское богословие, в учение исихазма. Основными элементами этой концепции . являются: обоснование возможности богопознания через самопознание, учение о символической реальности Библии, в котором истинность слова получает онтологическое обоснование, учение о вере как о высшем типе познания, где раскрывается бытие божественной истины. Центр этой концепции - учение о сердце как средоточии всей духовной жизни человека.

Философские идеи Г.С. Сковороды о цели и средствах философского познания получили развитие в духовно-академической философии 19 века (В .И. Несмелов, Ф.А. Голубинский, М.М. Тареев), в концепции цельного . знания славянофилов и B.C. Соловьева. Учение о сердце нашло продолжение в философии П.Д. Юркевич, идея веры как высшего вида познания - «интуитивизме» Н.О. Лосского, в «логйзме» В.Ф. Эрна, учение об онтологической природе истины в философии Е. Трубецкого, П. Флоренского, в «философии имени» А.Ф. Лосева, С. Булгакова и др.

Понятие « цельное знание» появляется в русской философии в 19 веке в творчестве славянофилов, И.В. Киреевским и A.C. Хомяковым были изложена идея «живознания», идея «цельной личности» и «цельного духа» как основного условия познания истины. Глубокое философское . обоснование концепция цельного знания получил в творчестве B.C. Соловьева. Именно идея « цельного знания» является одной из основных тем в русской философии 19 и 20 веков, определивших оригинальность отечественной философской культуры по отношению к другим традициям и культурам. Однако, следует подчеркнуть, что формирование этой концепции относится не к девятнадцатому столетию. Философские учения русских религиозных мыслителей второй половины 18 века уже объединены идеей «цельного знания»

Русская религиозная неакадемическая философия второй половины 18 века - свободная и ищущая - это итог, результат духовных процессов, происходивших во внутренней жизни православной церкви и российской культуры 18 века в целом. Но она одновременно является прологом к творчеству русских религиозных мыслителей 19 и 20 веков, в котором уже определились характерные черты и направления развития самобытной отечественной философской мысли. Результаты и выводы, проведенного анализа открывают дальнейшие перспективы изучения истории русской философии. Они могут быть использованы для исследования формирования основных проблем, особенностей и традиций отечественной философии, выявления линий преемственности, связующих русскую духовную культуру восемнадцатого столетия с идеями русских мыслителей 19 и 20 веков.

Закончить данное исследование русской религиозной неакадемической философии второй половины 18 века хотелось бы словами Георгия Флоровского: «. именно на Руси впервые сложилось такое обширное движение, одухотворенное одной идеей, которое философствует, исходя от цельной жизни духа и для нее, впервые на Руси создалась школа цельного знания с преемством поколений. И в этом залог будущего развития русской философии, будущие перспективы философского прогресса вообще.Русская философия есть философия цельного знания, философствование цельного духа». (136, 402-403)

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна, 1998 год

1. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. // Творения Василия Великого. Ч. 1.-М., 1991.

2. Григорий Панама. Извлечения из сочинений. // Памятники византийской литературы 9 -14 вв. М., 1969.

3. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Приазовский край, 1992. - 465 с.

4. Максим Грек. Извлечения из сочинений. // Громов М.Н. Максим Грек. -М.: Мысль, 1983.-200 с.

5. Максим Исповедник. Творения. Ч. 1 Троице-Сергиева лавра, 1915.

6. Конисский Г. Натурфилософия или физика. // Кашуба М.В. Георгий Конисский. М.: Мысль, 1965. - 211 с.

7. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1965

8. Лопухин И.В. Записки сенатора И.В. Лопухина. М.: Наука, 1990.

9. Лопухин И.В. Масонские труды. М., 1913.

10. Ю.Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней церкви.// Русская философия второй половины 18 века. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 400 с.

11. Новиков Н.И. Заключение журнала под названием «Утреннего света». // Русская философия второй половины 18 века. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 400 с.

12. Новиков Н.И. Избранные сочинения. // Н.И. Новиков и его современники. М.: Издательство АН СССР, 1961.

13. Новиков Н.И. Избранные сочинения. М.:Л.: Госполитиздат, 1951.

14. Новиков Н.И. Исторический журнал Н.И. Новикова. М.: Книга, 1986.

15. Новиков Н.И. О достоинстве человека в отношении к Богу и миру. // Русская философия второй половины 18 века. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 400 с.

16. Новиков Н.И. Статьи и заметки из сатирического журнала «Трутень», «Живописец», «Предисловие к первому изданию «Древней Российской Вивлиофики».// Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века. Т.2 -М.: Госполитиздат, 1959.

17. Платон Левшин. Избранные мысли. // Калитин П.В. Распятие миром. М., 1992.

18. Платон Левшин. Полное собрание сочинений. В.2-х т., Т. 1 Спб., 1912

19. Сковорода Г.С. Собрание сочинений. С биографией Г.С. Сковороды М.И. Ковалинского. Спб., 1912. - 530 с.

20. Сковорода Г.С. Собрание сочинений. В 2-х т., Т. 1 М., 1973

21. Сковорода Г.С. Собрание сочинений. В 2-х т., Т. 2 М, 1973

22. Рассуждение о бессмертии души. // Русская философия второй половины 18 века. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. -400с.

23. Феофан Прокопович. Сочинения. -М., 1961.

24. Шварц И.Г. Отрывки из лекций.// Русская философия второй половины18 века. Свердловск: Издательство Уральского универстета 1990. - 400 с.2. Исследования.

25. Абрамов А.И. Первое и второе болгарские влияния в философской мысли русского средневековья. // Международные идейно-философские связи Руси 11-17 вв. -М., 1991

26. Абрамов А.И., Авдеева Л.Р., Лазарев В.В. Введение в русскую философию. М.: Интерпракс, 1995. - 304 с.

27. Абрамов А.И., Коваленко A.B. Философские взгляды Г.С. Сковороды в кругу его историко-философских интересов. // Некоторые особенности русской философской мысли 18в. М., 1987.

28. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. // Новый мир.1988 №7.

29. Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М/. Республика, 1992. - 528 с.

30. Безобразова М.В. Исследования, лекции, мелочи. Спб., 1912.

31. Бердяев H.A. Новые книги о Якове Беме.// Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 № 5,1926 М.: Прогресс, 1992. - 752 с.

32. Боголюбов В. Новиков и его время. М., 1916. - 311 с.

33. Богомолов A.C., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.

34. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии 18 века. М.: Издательство Московского университета, 1986.

35. Болдырев А.И. Проблема части и целого в русской философской мысли второй половины 18 века. // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 9 М., 1981.

36. Булгаков С. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. - 415 с.

37. Ванчугов В. Очерк истории философии самобытно-русской. М.: Пилигрим, 1994 - 405 с.

38. Васецкий Г.С., Иовчук М.Т. Очерки по истории русского материализма 18 и 19 веков. М., 1942.

39. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины. Пг., 1917.-285 с.

40. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988.

41. Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. Сергиев Пасад. 1913.

42. Галактионов A.A., Никандров П.В. История русской философии. Л.,1989

43. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1932.

44. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 7. М., 1955.

45. Гносеология в системе философии. М., 1986.

46. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.-402 с.

47. Емельянов Б.В., Томилов В.Г. Русские мыслители 18 века. М., 1980.

48. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. М., 1987.

49. Ерыгин А.Н. Восток. Запад. Россия. Ростов -на-Дону, 1993.

50. Ешевский С. Сочинения по русской истории. М., 1900.

51. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. -191с.

52. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. (11-16 вв.) -Л.: Наука, 1987.

53. Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 1718 вв. (Стефан Яворский). Киев, 1982.

54. Зеньковский В .В. История русской философии. В 2-х т. Т.1. 4.1. Л.: Эго, 1991.-222 с.

55. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.1 4.2. Л.: Эго, 1991.-280 с.

56. Зырянов H.A. Из истории идейно-философской борьбы в России 60-80-ых годов 18 века.// Философские исследования. Л., 1968.

57. Из истории русской философии 18-19 вв. М., 1940.

58. Избранные произведения русских естествоиспытателей второй половины 18 века. М., 1952 г. В 2-х т. Т.1.

59. Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века. Т. 1. М. Издательство политической литературы, 1952. - 711 с.

60. Иовчук М.Т. Основные этапы и особенности развития русской философии. М., 1946

61. История философии Архимандрита Гавриила. Казань, 1840.

62. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. Спб.: Лань, 1997. - 480 с.

63. Историко-философские исследования. Проблемы методологии. -Свердловск. 1988. 260 с.

64. История философии в СССР. В 5-ти т. Т.2. М.: АН СССР, 1968.

65. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре. М., 1989.

66. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М.: Просвещ., 1990. - 287 с.

67. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

68. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

69. Киреевский И.В. Полн. Собр. Соч. под ред. М. Гершензона. В 2-х т. Т.1.1911

70. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.71 .Клубовский Я.Н. История русской философии. // Фр. Иберверг-Гейнце. История философии. Спб., 1900.

71. Ключевский В. Воспоминания о Новикове и его времени.// Русская мысль 1895 г. Кн. 1.

72. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энгма,1997. -512 с.

73. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980

74. Курдюков В.Е. Особенности развития русской философской мысли последней трети 18 века. Куйбышев, 1968.

75. Лаппо-Данилевский. История русской общественной мысли и культуры 17-18 вв. -М., 1990.

76. Лонгинов М. Новиков и московские мартинисты. М.: Тип. Грачева, 1867.

77. Лосев А.Ф. Русская философия.// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. •* М., 1991.- 525 с.

78. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М.: Центр, 1991.-288 с.

79. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 624 с.

80. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.

81. Лошиц Ю.М. Сковорода. М.: Мысль, 1972.

82. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение 18 века. -М.Л., 1951.

83. Масонство. Сборник статей. В 2-х т., Т.1 М.: ИКПА., 1991. - 256 с.

84. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2 , Ч. 2. -М.: Прогресс Культура, 1994. - 496 с.

85. Максимов М. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М., 1940.

86. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. М., 1988.

87. Методологические проблемы историко-философской науки. Воронеж. 1986.

88. Московский университет в развитии философской и общественно-политической мысли в России. М., 1957.

89. Моряков В.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей конца 18в. М. 1981.

90. Некоторые особенности русской философской мысли 18в. М., 1987.

91. Несмелов В.И, Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

92. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, Т. 2, 1906.

93. Ничик В.М. Из истории отечественной философии конца 17-начала 18в. -Киев, 1978.

94. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 528 с.

95. Ойзерман В. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.

96. Орлов В. Русские просветители 1790-1800 гг. М.: Художественная литература, 1953. - 543 с.

97. Пекарский П. Дополнения к истории масонства в России 18 столетия. -Спб., 1869

98. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. В 3-х кн. Кн. 1 -М.Л.: Гудок, 1925.

99. Проблемы изучения истории русской философии и культуры. «Круглый стол». // Вопросы философии. 1988 № 9.

100. Проблемы русского Просвещения в литературе 18в. М., 1961.

101. Протасенко З.М. Историко-философская концепция марксизма. JL, 1985.

102. Пушкин A.C. Собр. Соч. в 10-ти т. Т.7. М., 1981.

103. Пыпин А.Н. Русское масонство 18 и первой четверти 19в. М., 1916.

104. Реформа 1861 года. Сборник статей. М.: Типография Скарятина, 1911.-530 с.

105. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста. // Вопросы философии. 1991 №5.

106. Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах (18-20 вв.) Т. 5-М., 1994.

107. Россия и Германия. Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. -352 с.

108. Русская философия. Очерки истории. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991.-592 с.

109. Русская философия в век Просвещения. М., 1991.

110. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР. Конец 18-пер. треть 19в. М.: Высшая школа 1990. - 288 с.

111. Семека A.B. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины против масонов. Спб., 1902.

112. Смысл жизни. Антология. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М.: Прогресс - Культура, 1994. - 592 с.

113. Соколовская Т.О. Капитул Феникса. Высшее тайное масонское направление в России. Пг., 1916.

114. Соловьев В. О христианском единстве. М.: Рудамино, 1994. - 335 с.

115. Соловьев В. Собр. Соч. Т.1 Спб, 1901.

116. Соловьев В. Собр. Соч. Т.2. Спб, 1901.

117. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989.-768 с.

118. Солодкий Б.С. К вопросу об оценке русского масонства в современной философской литературе. // Актуальные проблемы истории общественной мысли. М., 1973.

119. Солодкий Б.С. Проблема человека в русском масонстве.// Проблема гуманизма в русской философии. Краснодар: Издательство Крсндарского универ-та, 1974.

120. Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. -Киев. 1982.

121. Сухов А.Д. Русская философия. М., 1989. - 207 с.

122. Табачников И.А. Григорий Сковорода. М.: Мысль, 1972. - 250 с.

123. Тареев М.М. Христианская философия. Ч. 1. М., 1917.

124. Таубе М.Ф. Познание ведение по любомудрию соборного восточного просвещения славянофилов. Спб., 1912.

125. Трубецкой E.H. Метафизические предпосылки познания. М., 1917.

126. Уткина Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России 18в. М., 1971.

127. Уткина П.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986.

128. Финдел И.Г. История франк-масонства от возникновения до наших дней. Спб.: Типография Скрятина 1874. - 312 с.

129. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Спб., 1991.

130. Фишер Куно. История новой философии. Т.1 Спб.: Мифрил, 1994. -560 с.

131. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914.

132. Флоренский П.А. Богословские труды. М., 1972.

133. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. М.: Паломник, 1992. - 240 с.

134. Флоровский Г.В. Восточные отцы 5-8 вв. М.: Паломник,1992. -260 с.

135. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991. -600 с.

136. Франк С.Л. Предмет знания. Пг., 1915

137. Франк С.Л. Непостижимое. -М., 1989.

138. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447 с.

139. Хижняк 3.И. Киево-Могилянская академия. Киев, 1988.

140. Хомяков А.С. Поли. Собр. Соч. В 8 т. Т.1 М., 1900 .

141. Хомяков А.С. Поли. Собр. Соч. В 8 т. Т. 2. М„ 1900.

142. Хоружий С.С. Диптих Безмолвия. М., 1991.

143. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия. // Вопросы философии. 1994. № 5.

144. Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии. Спб.: Алетейа, 1994. - 446 с.

145. Щипанов И.Я. Идеалистическая и религиозно-мистическая философия второй половины 18в. // История философии в СССР. В 5-ти т. Т.2. М. 1968.

146. Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения. Вторая половина 18 века. -М. 1971.

147. Щипанов И.Я. Общественно-политические и философские воззрения ранних русских просветителей второй половины 18в.// Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2-х т. Т.2. М. : Наука, 1955.

148. Шкуринов П.С. Мировоззрение Г.С. Сковороды. М.: Мысль, 1962.

149. Шкуринов П.С. Философия России 18 века. М.: Высшая школа, 1992 -256 с.

150. Эпоха Просвещения. J1. 1967.

151. Эрн В.Ф. Жизнь и учение Сковороды. М., 1912.

152. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. - 575 с.

153. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

154. Buschman С. Pilosophische Preisfragen und Preisschriften der Berliner Akademie 1747 1768. // Deutsche Zeitschriften fur Pilosophie. 1987; 9

155. Coplston F. Philosophy in Russia: From Herzen and Berdyev. Univ. Of Notr Dame. 1986

156. Fritzche A. Filosophiren als Christ. Zur russiche " geistlichen Pilosophen" am Beispil V. Karpov. München. 1987.

157. Goldenbaum U. Aufklärung in Berlin. // Deutche Zeitschrift fur Philosophie. 1987;10

158. Goerdt W. Russische Pilosophie; Zugange und Durchblicke. Freiburg. 1984.

159. Grasshoft H. A.D. Kantemir und Westeuropa. Berlin. 1966.

160. Gudopp W.D. Der junge Heidegger. Akademie Verlag. Berlin. 1983.

161. Ignatov A. Zwischen "Selbstkritik" und neuere Hoffnung. Die marxistische Theorie Debatte in Russland. // Bericht der BJOst. 1996;28. Köln.

162. Marker G. Publishing. Printing and the Origins of Intellectual Life in Russia 1700-1800.-Princeton 1985.

163. Mendelssohn M. Schriften über Religion and Aufklarung. Berlin. 1989.

164. Scholzel A. Philosophie an der Universität Berlin zwischen 1848 und 1945. // Deutsche Zeitschrift fuf Philosophie. 1989; 9.

165. Urena E.M. K.C.F. Krause: Philosoph, Freimaurer, Weltburger. Stuttgart. 1991.

166. Winkler N. Normativität und Reflexion: Meister Eckhart Metaphysik der entobjektiviren Guten. // Dt. Ztschr. Fur Philosophie. Berlin. 1993. Jg. 41. H.2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.