Становление и развитие конституциализма в российском обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Батайкин, Владимир Петрович

  • Батайкин, Владимир Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 151
Батайкин, Владимир Петрович. Становление и развитие конституциализма в российском обществе: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2006. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Батайкин, Владимир Петрович

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Становление конституциализма в демократическом обществе 17

1.1. Конституциализм как феномен общественной жизни: возникновение и развитие 17

1.2. Соотношение универсального и уникального в современном конституциализме 38

Глава II. Конституциализм в России: детерминация, становление и развитие 61

2.1. Генезис и трансформации отечественного Конституциализма конца XIX - начала XX вв 61

2.2. Состояние и перспективы развития конституциализма в современной России 103

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие конституциализма в российском обществе: социально-философский анализ»

Одной из ведущих тенденций мирового развития выступает закономерный процесс становления и утверждения демократического общества и правового государства на основе парламентаризма и конституционных отношений. Как свидетельствует общественная практика, данная тенденция пробивает себе дорогу сложно и противоречиво, проявляясь неоднозначно и специфично в различных регионах мировой цивилизации, а также в каждой отдельной стране. В русле этой тенденции развивается и российское общество.

В постсоветской России произошли кардинальные перемены во всех сферах общественной жизни. Сущность социальных трансформаций во многом определяется радикальной ломкой прежней политической системы, властных отношений. Она касается также и переоценки базовых ценностей общественной жизни. Курс политических преобразований в России касался принципиального обновления политических ценностей: перехода от тоталитаризма к демократии, парламентаризму и конституциализму; от одно-партийности к многопартийности; от формальных провозглашений прав и свобод к реальному их обеспечению и т.д.

Переходное состояние политической и социальной систем общества не позволяет констатировать, что проводимые реформы позволили существенно оптимизировать властные и гражданские отношения. Сложность и специфика общественно-политической ситуации в России заключается в том, что приходится ставить под сомнение возможность использования классических западных моделей политического устройства в контексте отечественных реалий и искать пути утверждения важнейших социальных, политических и гражданских регулятивов в условиях российского социума. Свое веское слово должна сказать здесь и отечественная наука.

Актуальность социально-философского анализа процесса становления и развития конституциализма в России определяется следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, сложностью и противоречивостью взаимодействия общего и специфического в процессе утверждения конституционных отношений в каждом отдельном социуме. Конституциализм как результат эволюции европейского общества, институциализируется в условиях социума, функционирование которого предполагает достижение баланса политических, социальных и иных интересов, самоорганизацию и законное, правовое регулирование, утверждение прав и свобод личности. Данные ценности обозначены в период новоевропейской истории, когда формируется идеологический комплекс, построенный на демократии, индивидуализме, гуманизме и нацеленный на стимулирование социального (функционального), культурного, личностного роста.

Западный вектор общественно-политической жизни, безусловно, получил мировое распространение. Как указывает А.П.Назаретян, «за последние четыре столетия ось мирового развития сместилась к Западу»1. Однако, преломление данной системы ценностей к условиям иных типов социального развития требует учета культурной специфики социального воспроизводства, особенностей политических систем. Практика удостоверяет, что «по всему миру традиция продолжает оказывать активное влияние на модернизационпые процессы и, соответственно, сама модернизация нередко принимает культурные формы, укореняющиеся в традиции»2.

Во-вторых, существованием определенных преград и трудностей в теоретическом исследовании конституциализма как социального феномена.

1 Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.,

1995,- С.121 2

Вэймин Ту. Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.- С.240

Они заключаются в том, что, с одной стороны, исследователи европейских его вариаций недостаточно знакомы с восточноевропейскими и азиатскими моделями. С другой стороны, существует достаточно мощная прозападная позиция игнорировать и не вписывать чуждые Западу модели в общий сравнительный контекст мирового развития. Сказывается противоречие нормативно-правового и функционально-деятельностного подходов к анализу конституциализма в стабильных демократиях и прежде всего к анализу его модификаций.

Исторически сформировавшиеся стереотипы восприятия часто затрудняют достижение единства мнений, интерпретацию основных понятий конституционной теории. В данной методологической ситуации нельзя обойтись без использования обобщенных и универсальных выводов социально-философской теории, которая способна представить конституциа-лизм широко, как целостную совокупность идеологии, нормотворчества, институтов и отношений, а также обеспечить баланс многообразных интересов, позиций и подходов, взглядов и мнений по данной проблеме.

Наконец, в-третьих, и это самое важное, - наличием трудностей и противоречий становления и развития конституционных отношений в России, обусловленных особенностями ее исторического развития, национальными традициями, а также многообразными факторами пространственно-территориального, геополитического, демографического, социально-политического и духовного порядка.

История России и ее модернизационных процессов свидетельствует, что неоднократные попытки положительного восприятия западного опыта парламентаризма и конституциализма в России наталкивались на глубокие противоречия, вплоть до возникновения и борьбы противоположных общественно-политических движений - западничества и славянофильства. Историческая запоздалость цивилизационного развития, высокая прерывность исторического процесса, необъятность пространственного размаха, евразийское геополитическое расположение, многочисленность разнообразных регионов, многонациональность и поликонфессиональность, а также другие факторы объективного и субъективного порядка обусловили и сегодня генерируют многие сложности, трудности и противоречия на пути утверждения и развития конституционного строя, адекватного характеру и содержанию российского социума.

Исследовательский поиск автора направлен на поиск и социально-философский анализ основных факторов и проблем институциализации конституционных отношений в России, выявление универсального и уникального в конституциализме как феномене демократического общества применительно к российской действительности. Особое внимание уделялось анализу отечественных политических трансформаций как в историческом, так и в современном контексте, оценке эволюции конституционных идей и моделей в отечественном политическом опыте с целью нахождения оптимальных направлений совершенствования данной модели политической и общественной жизни.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы позволяет констатировать, что по данной проблематике имеется обширный пласт источников. В рассмотрении конституциализма автор опирается на разработки концепций либерализма. В качестве теоретической основы исследования основополагающих принципов либерализма и конституциализма использованы труды классиков общественно-политической науки: Д.Локка, Т.Гоббса, И.Канта, Ш.-JI. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, А.де Токвиля и других 1.

В работах Р.Арона, К.Байме, И.Берлина, В.Блэкстоуна, М.Вебера, Т.Джефферсона, Э.Коука, Дж.Мильтона, Дж.С.Милля, Дж.Мэдисона,

1 См.: Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1964; Локк Д. Два трактата о правлении. Соч. Т.З. М., 1990; Монтескье Ш.-JI. О духе законов. М., 1953; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы естественного права// Трактаты. М., 1969; Токвиль Ал. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992 и др.

Р.Михельса, М.Салье, В.Эбенстайна представлен обширный и глубокий материал по теории и практике становления западного либерализма и кон-ституциализма.

Осмысление политических ценностей современного общества с учетом экономических закономерностей развития проводится в работах J1. фон Мизеса, М.Фридмана, Ф.А.Хайека и др. В работах Дж.Хобсона, Т.Грина, Л.Хобхауза дано обоснование теории неолиберализма, нашедшее отражение в политических программах «Государства всеобщего благоденствия». В трудах Ж. де Местра, Дж.Эктона, Л.Дюги и других разработана политическая версия конституциализма.

Изучение русской либеральной конституционной мысли, особенностей ее формирования содержится в трудах А.Алексеева, В.Гессена, Б.Кистяковского, С.Котляревского, Н.Лазаревского, П.Милюкова, М.Сперанского, П.Струве, М.Туган-Барановского, П.Чаадаева, Б.Чичерина и других российских ученых дореволюционного периода.1 Изучение истории и теории конституциализма в России активизировалось в конце XIX в. Начало ему положили труды С.М. Соловьева и В.О.Ключевского.2 Революция 1905-1907 гг. активизировала интерес к либерально-демократической модели отечественного политического устройства.

В советский период интерес к изучению конституциализма в его классической модели в полной мере не был востребован. В 70-е гг. идеи о либеральных партиях и движениях развивались П.В.Волобуевым, В.С.Дякиным, А.Г.Слонимским, Л.М.Спириным, С.В.Тютюкиным и дру

1 См.: Алексеев А.С. Манифест 17 октября 1905 года и политическое движение, его вызвавшее. М., 1915; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Спб. 1903-1904; Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991; Чичерин Б.Н. Курс государственной науки.М., 1896; Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1886.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1877-1878; Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958. гими авторами, однако анализ этой проблемы проводился на основании господствующей марксистско-ленинской идеологии.

Со второй половины 80-х гг. начался качественно новый этап в исследовании истории и теории российского либерализма. В короткий срок многократно увеличилась доступная исследователям источниковая база, произошли сдвиги в осмыслении исторических судеб либеральной альтернативы в России, ее программных конституционных установок. Такие авторы, как Н.Пирумова, В.Шелохаев, К.Шацилло и Н.Думова ввели в научный оборот большой массив источников, сделав важные обобщения по истории либерального конституциализма |

В начале 90-х гг. в связи с укреплением многопартийности в России был опубликован ряд ценных работ, посвященных либерализму. Анализ современного периода конституциализма и его исторических истоков содержится в работах С.Алексеева, А.Ахиезера, К.Гаджиева, Р.Евстигнеева, i

В.Ильина, З.Зотовой, Л.Новикова, Ю.Пуздрача, Д.Шаховского, К.Шацилло, В.Шелохаева, В.Якушина и других авторов.

При всем многообразии научных работ указанных авторов и их многочисленных работ в настоящее время недостаточно исследованными яв

1 См.: Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Думова Н.Г. Либерализм в России: Трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова. М., 1993; Дякин B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. 1914-1917гг. М., 1975; Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. JL, 1978; Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977; Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века. М., 1986; Шапиро И. Либерализм. // Политические исследования. 1994. №3; Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918; Шаховский Д.И. Союз Освобождения // Зарницы, вып.1., СП б., 1909; Шацилло К.Ф. Новые сведения о псевдонимах в журнале «Освобождение» // Археографический ежегодник за 1977 г., М., 1981; Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1983. 179 е.; Шело-хаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907-1914 гг. М., 1999; Шелохаев В.В. Либеральная модель общественного переустройства России: поиски путей модернизации // Либеральная модель общественного переустройства России на рубеже XIX-XX веков. М., 1994; Шелохаев В.В. Социальная программа российского либерализма // Кентавр. 1994. №6. 1995 и др. ляются вопросы социокультурных особенностей реализации конституциа-лизма в государствах различных типов, очагов и потоков современной цивилизации. Не выявленными остаются также проблемы условий институа-лизации конституционализма в контексте незападного, в том числе и евразийского типа культуры. Наконец, нельзя признать окончательно решенными и теоретически разработанными многие проблемы становления, утверждения и развития конституционного социума в современной России

Объектом исследования в диссертации выступает конституциализм как явление общественной жизни России.

Предмет исследования - социально-философское содержание процесса становления, утверждения и перспектив развития конституциализма в современной России.

Цель исследования состоит в том, чтобы с социально-философских позиций выявить сущностные черты и особенности исторической эволюции российского конституциализма и на этой основе выдвинуть практически-политические рекомендации в области дальнейшего продвижения России по пути демократического общества и правового государства.

Реализация данной цели предполагает решение следующих научных задач:

- определить сущность конституциализма как европейского и обще-цивилизационного феномена общественной жизни государств и народов;

- проанализировать объективные и субъективные факторы социальной детерминации конституциализма в общественно-политической жизни демократических государств;

- выявить исторические этапы зарождения, становления и развития, а также институционального оформления отечественного конституциализма с учетом специфических (почвенных) условий России;

- оценить специфику, состояние, проблемы и перспективы становления, утверждения и развития конституциализма в современной России.

Методологические и теоретические основы исследования. В диссертации автор опирался на методологический и общетеоретический инструментарий социальной философии в целом, а также на содержание ее конкретных отраслей - философии политики и философии права.

В центре исследования — структурно-содержательный, функционально-деятельно стный и социокультурный подход, позволяющий выделить сущностные стороны конституциализма в российских условиях. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной реальности, эвристический остов исследования составили принципы единства и взаимодействия объективного и субъективного, исторического и логического, абстрактного и конкретного, общеисторического и национально-особенного, а также всесторонности, системности, реалистичности, объективности и динамизма рассмотрения. Особое внимание уделялось критике спекулятивно-схоластических, умозрительных построений, дезориентирующих научный поиск и искажающих трезвый взгляд на предметную сферу, принципы ее концептуализации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается: в выявлении существенных признаков и формулировке авторского социально-философского определения конституциализма; характеристике объективных процессов и субъективных факторов его социальной детерминации; обосновании особенностей и характеристике основных этапов зарождения, становления и развития конституциализма в России; теоретическом анализе противоречий, тенденций и перспектив совершенствования конституционных отношений в современной России.

Конкретно научная новизна диссертации выражается в следующих результатах исследования и положениях, вносимых автором на защиту.

1. Конституциализм оценивается как исторически эволюционный и закономерный этап либерализации и демократизации общественной жизни цивилизованных государств, детерминируемый объективными потребностями развития социума и необходимостью выработки гарантов социального функционирования. Он представляет собой объективно необходимый процесс функционирования цивилизованных государств на базе конституционного законодательства как основного правового регулятива общественных отношений.

Конституциализм находит отражение в реализации принципов ограничения и разделения властей как следствия развития гетерогенных социумов, где действуют независимые хозяйственные и политические субъекты, наличествует плюрализм политической культуры, признается институт права как наиболее оптимальный механизм регулирования социального взаимодействия, а демократические, гражданские начала составляют фундамент политической и в целом социальной культуры. В нем выражаются важнейшие начала эволюционно-демократического развития социумов -примат единой конституционной законности, демократический правопорядок, соразмерность властных полномочий и правовых ограничений государственной власти.

Конституциализм составляет закономерный этап эволюции политической системы, органическое завоевание институциального оформления политических свобод и механизмов правового регулирования социальных отношений. Вектор эволюции конституциализма отражает важнейшие ценностные завоевания в социальном развитии — свобода, личность, право, закон, что в идеале выступает гарантом стабильности межиндивидного взаимодействия не только в локальном, но и глобальном масштабах. Конституциализм проявляется в различных типах обществ согласно уровню развития их социальных систем и культурных приоритетов. В принципе он предстает оптимальным исходным началом осуществления политики цивилизованного, демократического, правового государства.

2. Содержание конституциализма носит системный характер и включает в себя целостную совокупность следующих основных элементов: конституционная идеология государства; конституционные принципы, нормы и процедуры (регламент); конституционный строй общества (устройство власти); конституционные отношения в социуме (взаимодействие между элементами социальной структуры по поводу исполнения конституционного права).

Мировая практика породила разнообразные типы, виды и формы конституциализма, обусловленные существованием и действием исторических, геополитических, культурно-цивилизационных, географических, территориальных, национальных, конфессиональных и других факторов объективного и субъективного порядка.

В развитии конституциализма наблюдается действие и проявление объективно закономерных противоречивых тенденций — взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов, централизации и децентрализации общественно-политической жизни, локализации и глобализации конституционных отношений, либерализации и тоталиризации власти, модернизации и консерватизма, эволюционных и радикально-революционных изменений.

Основными тенденциями развития конституционного права в современных условиях являются: целенаправленное регулирование и переустройство внутри государственных и международных отношений; общая демократизация конституций, политических режимов, правового статуса граждан, избирательного права; институализация многопартийности; закрепление черт социального правового государства, разделения властей; взаимное конституционное заимствование, унификация и оптимизация конституционных документов, все большая их ориентация на человека и общечеловеческие ценности; правовое укрепление основ гражданского общества; совершенствование механизмов согласования интересов социальных, национальных, языковых и религиозных групп; снижение идеологической конфронтации и усиление воспитательной, нравственноэтической роли основных законов. Магистральный путь развития конституций имеет исторически прогрессивную направленность.

3. Выявлены особенности становления, утверждения и функционирования конституциализма в России. Оценена почвенная специфика конституциализма, определяемая расколотостью культуры, нереализованностью правового регулирования общественной жизни, гражданского общества, демократических институтов. Становление институтов исполнительной и законодательной власти в стране тождественно политико-правовым процессам в Германской и Австро-Венгерских монархиях. Создание первого российского парламента стало уступкой абсолютистской власти социальным слоям; оформление политической системы происходило с преобладающим влиянием исполнительной власти. В силу исторических условий и причин российский парламентаризм имел слабую социальную базу.

Конституциализм как институт российской действительности обладает рядом особенностей, связанных с утрированной ролью института власти, отсутствием многопартийности, бюрократизмом, слиянием власти и собственности, раздробленностью политической элиты. Данные тенденции - следствие исторической эволюции политической культуры и политических институтов в стране, остающиеся непреодоленными в постперестроечное время.

4. Конституциализм в России прошел следующие исторические этапы зарождения, становления и развития: первый этап - с середины XVIII в. до конца XIX в., когда происходит зарождение либерально-конституционной идеологии развивается либеральная идеология, начинает функционировать либеральное общественно-политическое движение; второй этап - начало XX века. Это период великих реформ, когда были впервые созданы автономные конституционные структуры и осуществлена попытка превратить Россию в конституционную монархию; третий этап - послереволюционный период утверждения большевиками партийносоветской модели конституциализма, носящей декларативно-формальный характер; четвертый этап - конец 1985 по 1993 год, характеризующийся перестроечно-переходными процессами, когда в политической жизни страны вновь возрождаются и проявляются классические либерально-демократические ценности общечеловеческого порядка; пятый, современный этап - с 1993 г., когда принимается действующая Конституция Российской Федерации, в которой заявляются и утверждаются общепризнанные политические либеральные ценности на фоне кризиса экономической, социальной, духовной и политической жизни российского общества, отсутствия устойчивого механизма функционирования политической системы.

Развитие конституциализма в России определяется цивилизационной и исторической спецификой становления политических институтов в стране (централизм власти, экстенсивная модель державостроения, социальный синкретизм, неразвитость правовых и гражданских начал регулирования социального взаимодействия). В результате конституциализм не выступал традиционной составляющей социальной жизни. В советское время при формальном провозглашении конституционного строя его важнейшие ценностные приоритеты оставались нереализованными.

5. В настоящее время в России идет процесс формирования современного отечественного конституциализма. В современной политической практике конституционные нормы отражают баланс отношений между властью и обществом. Важнейший фактор эффективного взаимодействия ветвей власти — общенациональный консенсус по вопросу целей и путей развития общества. Движение России к утверждению конституционности, правового государства, гражданского общества - важнейшие стратегические политические начала. Достижение данных приоритетов возможно посредством эволюции политической системы на основе культивирования таких начал, как оптимальное соотношение общественного и личностного, соблюдение ценностей демократических, гражданских свобод, отстаивание идеалов правовой культуры.

Дальнейшее становление конституциализма в России напрямую связано с культивированием важнейших ценностных начал регулирования жизнедеятельности социума: право, закон, власть, собственность, личность. Последнее достигается посредством реализации соответствующей идеологии центризма, направленной на воплощение баланса интересов личности и общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования Полученные результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяя создать адекватную картину генезиса, становления и развития, а также социального статуса конституциализма в России, уяснить векторы его оптимальной эволюции, оптимальную меру и возможности использования западного опыта, а также основные тенденции и перспективы развития в современных условиях, что способствует развенчанию утопических проектов модернизации российского социума, принятию наиболее оптимальных и эффективных политических решений.

Результаты диссертационного исследования позволяют привлечь внимание научной общественности к более предметному и конкретному научному анализу проблем совершенствования и развития конституционного законодательства в нашей стране, повышению эффективности конституционного нормотворчества и правоприменительной практики в России, формированию политической и правовой культуры российского общества.

Данные диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, политологии, социологии, а также философии политики и права, а также ряда правовых дисциплин в высших учебных заведениях, при разработке учебных пособий, составлении учебных программ и тематических планов преподавания указанных дисциплин.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на теоретических и научно-практических конференциях, в частности на научной конференции «Шаг в будущее» (Москва, МГТУ, 2004), на «Ломоносовских чтениях» (Москва, МГУ, 2005), на теоретических семинарах и заседаниях кафедр философии, истории и политологии МГУУ Правительства Москвы в 2006 г. Результаты работы отражены в публикациях по теме исследования общим объемом 2,0 п.л.

Структурно содержание диссертации включает введение, две главы по два параграфа в каждой, заключение и список использованной литературы. Текст работы изложен на 151 страницах компьютерного исполнения через 1,5 интервала.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Батайкин, Владимир Петрович

Выводы по главе

1. Характерные особенности становления, утверждения и функционирования конституциализма в России и его почвенная специфика определяются расколотостью культуры, нереализованностью правового регулирования общественной жизни, гражданского общества, демократических институтов. Становление институтов исполнительной и законодательной власти в стране тождественно политико-правовым процессам в Германской и Австро-Венгерских монархиях. Создание первого российского парламента стало уступкой абсолютистской власти социальным слоям; оформление политической системы происходило с преобладающим влиянием исполнительной власти. В силу исторических условий и причин российский парламентаризм имел слабую социальную базу.

Процесс зарождения конституциализма в России начался с середины XVIII века и продолжался до конца XIX века. Важнейшими особенностями этого процесса были: относительно позднее начало в сравнении с европейским процессом, длительное господство и тормозящая роль царского самодержавия, высокая роль радикально-насильственных методов в попытках политической модернизации общества, борьба западничества и славянофильства в процессе становления либерально-конституционного мировоззрения, слабая представленность либеральной идеологии в общественном сознании и политической жизни российского общества.

В России в силу целого комплекса причин либеральная идеология и конституционное мировоззрение были сформированы лишь во второй половине XIX в., что значительно позже, чем в Европе и США. В теоретической модели русского либерализма разрабатывалась модель политической системы, основанной на идеях конституционности, разделения властей, обеспечения прав личности, учета расстановки политических сил и национальных традиций.

2. Можно выделить следующие исторические этапы становления конституциализма в России:

• первый этап — зарождение либерально-конституционной идеологии, с середины XVIII в. до конца XIX в., развивается либеральная идеология, начинает функционировать либеральное общественно-политическое движение;

• второй этап — начало XX века - период великих реформ, когда были впервые созданы автономные конституционные структуры и осуществлена попытка превратить Россию в конституционную монархию;

• третий этап - послереволюционный период утверждения большевиками советской модели конституциализма, носящей декларативно-формальный характер;

• четвертый этап - конец 1985-1993 гг., характеризующийся перестроечно-переходными процессами, когда в политической жизни страны проявляются классические либерально-демократические ценности;

• пятый, современный этап - с 1993 г., когда принимается действующая Конституция Российской Федерации, в которой заявляются и утверждаются политические либеральные ценности на фоне кризиса гражданской жизни, отсутствия механизма функционирования политической системы.

Развитие конституциализма в России определяется цивилизационной стезей становления политических институтов в стране (централизм власти, экстенсивная модель державостроения, социальный синкретизм, неразвитость правовых, гражданских начал регулирования социального взаимодействия). В результате конституциализм не выступает традиционной составляющей социальной жизни. В советское время при формальном провозглашении конституционного строя его важнейшие ценностные приоритеты оставались нереализованными.

3. Конституциализм как институт российской действительности обладает рядом особенностей, связанных с утрированной ролью института власти, отсутствием многопартийности, бюрократизмом, слиянием власти и собственности, раздробленностью политической элиты. Данные тенденции - следствие исторической эволюции политической культуры и политических институтов в стране, остающиеся непреодоленными в постперестроечное время.

В настоящее время в России идет процесс формирования современного отечественного конституциализма. В современной политической практике конституционные нормы отражают баланс отношений между властью и обществом. Важнейший фактор эффективного взаимодействия ветвей власти - общенациональный консенсус по вопросу целей, путей развития общества. Движение России к утверждению конституционности, правового государства, гражданского общества - важнейшие стратегические политические начала. Достижение данных приоритетов возможно посредством эволюции политической системы на основе культивирования таких начал, как оптимальное соотношение общественного и личностного, соблюдение ценностей демократических, гражданских свобод, отстаивание идеалов правовой культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ проблем становления и развития конституционных отношений в России позволяет сделать следующие общие выводы.

1. Конституциализм представляет собой теорию, принцип и политический порядок правового управления в государстве на базе принятия и действия конституционного законодательства. Конституция вводит эффективные ограничения полномочий государственной власти, налагает на нее необходимые обязательства ради достижения определенных социальных целей - социального благополучия, гарантий жизненных прав и свобод граждан. Поэтому конституция представляется как образующая целостная система, совокупность законов, институтов и традиций, в соответствии с которыми общество согласилось, чтобы им управляли, и которые основаны на некоторых определенных разумных принципах, имеющих своей целью достижение определенных общественных благ. Конституционная форма правления, уходящая корнями в систему либеральных политических идей, возникла в Западной Европе и США в качестве гаранта прав человека на жизнь и имущество, свободу слова, собраний, личной жизни, а также вероисповедания.

Формирование конституциализма отражает ход естественной эволюции государства как возрастания политической упорядоченности, граждански-представительного начала. Становление государственности предстает постоянной модификацией его структуры, функций, отражая изменение общественных отношений, рационализацию способов властвования, степени ценностных предпочтений человека как такового - его потребностей в государственном механизме как воспроизводящем политический порядок.

2. Конституциализм - важнейший итог социальной эволюции, проявляющийся в началах правовой регламентации социального взаимодействия. Складывание конституциализма как социального института связано с развитием начал правовой, гражданской жизни, утверждением закона, права как высших ценностных приоритетов социальных систем.

Конституциализм выступает как исторически эволюционный и закономерный этап либерализации и демократизации общественной жизни цивилизованных государств, детерминируемый объективными потребностями социума и необходимостью выработки гарантов социального функционирования. Он представляет собой объективно необходимый процесс функционирования цивилизованных государств на базе конституционного законодательства как основного правового регулятива общественных отношений.

Конституциализм составляет закономерный этап эволюции политической системы, органическое завоевание институциального оформления политических свобод и механизмов правового регулирования социальных отношений. Вектор эволюции конституциализма отражает важнейшие ценностные завоевания в социальном развитии - свобода, личность, право, закон, что в идеале выступает гарантом стабильности межиндивидного взаимодействия не только в локальном, но и глобальном масштабах. Конституциализм проявляется в различных типах обществ согласно уровню развития их социальных систем и культурных приоритетов. В принципе он предстает оптимальным исходным началом осуществления политики цивилизованного, демократического, правового государства.

3. Конституциализм находит отражение в реализации принципов ограничения и разделения властей как следствия развития гетерогенных социумов, где действуют независимые хозяйственные и политические субъекты, наличествует плюрализм политической культуры, признается институт права как наиболее оптимальный механизм регулирования социального взаимодействия, а демократические, гражданские начала составляют фундамент политической и в целом социальной культуры. В нем выражаются важнейшие начала эволюционно-демократического развития социумов -примат единой конституционной законности, демократический правопорядок, соразмерность властных полномочий и правовых ограничений государственной власти.

Конституциализм - это результат введения регламента социальной интеракции, в процессе которого обеспечивается соответствующая ценностная канва жизневоспроизводственных процессов: ценностями становятся право, участие личности в политике. В итоге конституциализм является гарантом стабильного жизнеобеспечения, гуманитарного существования. В условиях продвижения общества к дефицитной модели развития роль принципов права и государственности будет только возрастать, что выступает результатом необходимости введения соответствующих гарантий оптимального социального существования.

4. Мировая практика породила разнообразные типы, виды и формы конституциализма, обусловленные существованием и действием исторических, геополитических, культурно-цивилизационных, географических, территориальных, национальных, конфессиональных и других факторов объективного и субъективного порядка.

В развитии конституциализма наблюдается действие и проявление объективно закономерных противоречивых тенденций - взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов, централизации и децентрализации общественно-политической жизни, локализации и глобализации конституционных отношений, либерализации и тоталиризации власти, модернизации и консерватизма, эволюционных и радикально-революционных изменений.

Основными тенденциями развития конституционного права в современных условиях являются: целенаправленное регулирование и переустройство внутри государственных и международных отношений; общая демократизация конституций, политических режимов, правового статуса граждан, избирательного права; институализация многопартийности; закрепление черт социального правового государства, разделения властей; взаимное конституционное заимствование, унификация и оптимизация конституционных документов, все большая их ориентация на человека и общечеловеческие ценности; правовое укрепление основ гражданского общества; совершенствование механизмов согласования интересов социальных, национальных, языковых и религиозных групп; снижение идеологической конфронтации и усиление воспитательной, нравственно-этической роли основных законов. Магистральный путь развития конституций имеет исторически прогрессивную направленность.

5. Характерные особенности становления, утверждения и функционирования конституциализма в России и его почвенная специфика определяются расколотостью российской культуры, нереализованностью правового регулирования общественной жизни, слабостью развития гражданского общества, демократических институтов. Становление институтов исполнительной и законодательной власти в России было тождественно политико-правовым процессам в Германской и Австро-Венгерской монархиях. Создание первого российского парламента стало уступкой абсолютистской власти социальным слоям, а оформление политической системы происходило с преобладающим влиянием исполнительной власти. В силу исторических условий и причин российский парламентаризм имел слабую социальную базу.

Процесс зарождения конституциализма в России начался с середины XVIII века и продолжался до конца XIX века. Важнейшими особенностями этого процесса были: относительно позднее начало в сравнении с европейским процессом, длительное господство и тормозящая роль царского самодержавия, высокая роль радикально-насильственных методов в попытках политической модернизации общества, борьба западничества и славянофильства в процессе становления либерально-конституционного мировоззрения, слабая представленность либеральной идеологии в общественном сознании и политической жизни российского общества.

В России в силу целого комплекса причин либеральная идеология и конституционное мировоззрение были сформированы лишь во второй половине XIX в., что значительно позже, чем в Европе и США. В теоретической модели русского либерализма разрабатывалась модель политической системы, основанной на идеях конституционности, разделения властей, обеспечения прав личности, учета расстановки политических сил и национальных традиций.

6. Конституциализм в России прошел следующие исторические этапы зарождения, становления и развития:

• первый этап - с середины XVIII в. до конца XIX в., когда происходит зарождение либерально-конституционной идеологии развивается либеральная идеология, начинает функционировать либеральное общественно-политическое движение;

• второй этап - начало XX века. Это период великих реформ, когда были впервые созданы автономные конституционные структуры и осуществлена попытка превратить Россию в конституционную монархию;

• третий этап - послереволюционный период утверждения большевиками партийно-советской модели конституциализма, носящей декларативно-формальный характер;

• четвертый этап - конец 1985 по 1993 год, характеризующийся перестроечно-переходными процессами, когда в политической жизни страны вновь возрождаются и проявляются классические либерально-демократические ценности общечеловеческого порядка;

• пятый, современный этап - с 1993 г., когда принимается действующая Конституция Российской Федерации, в которой заявляются и утверждаются общепризнанные политические либеральные ценности на фоне кризиса экономической, социальной, духовной и политической жизни российского общества, отсутствия устойчивого механизма функционирования политической системы.

Развитие конституциализма в России определяется цивилизационной и исторической спецификой становления политических институтов в стране (централизм власти, экстенсивная модель державостроения, социальный синкретизм, неразвитость правовых и гражданских начал регулирования социального взаимодействия). В результате конституциализм не выступал традиционной составляющей социальной жизни. В советское время при формальном провозглашении конституционного строя его важнейшие ценностные приоритеты оставались нереализованными.

В настоящее время в России идет процесс формирования современного отечественного конституциализма. В современной политической практике конституционные нормы отражают баланс отношений между властью и обществом. Важнейший фактор эффективного взаимодействия ветвей власти - общенациональный консенсус по вопросу целей и путей развития общества. Движение России к утверждению конституционности, правового государства, гражданского общества - важнейшие стратегические политические начала. Достижение данных приоритетов возможно посредством эволюции политической системы на основе культивирования таких начал, как оптимальное соотношение общественного и личностного, соблюдение ценностей демократических, гражданских свобод, отстаивание идеалов правовой культуры.

7. В истории российского конституциализма выделяются такие достижения как: формирование либеральной идеологии, развитие либерального общественно-политического движения, возникновение либеральных политических движений, формирование первых конституционных структур политической власти, попытки институциализации конституционной монархии, своеобразная модификация конституциализма в послереволюционный период, а также возрождение либерально-конституционной идеологии и практики в перестроечный период и утверждение ее в настоящее время. Идеи конституциализма разрабатывались как в среде западников, так и славянофилов, что ознаменовало начальный период становления конституциализма.

Со второй половины XIX в. либеральные конституционные идеи становятся фактом общественной мысли. Русский конституциализм рассматривается как важное направление либеральной общественной мысли. Личная свобода как основа конституционного развития и условие становления правового государства стала главным завоеванием данного этапа. Возникли автономные в российской системе государственного управления конституционные структуры: земства, суды, адвокатура и др. Либеральные деятели, убежденные конституционалисты Б.Н.Чичерин, М.М.Ковалевский и другие видели в качестве идеала для России культурное правовое государство.

Начало XX в. принесло серьезные изменения в русский либерализм. Появляются новые черты, позволяющие судить о качественно новом этапе конституциализма в России. В данное время создана целостная система конституционных представлений русских либералов о путях формирования и темпах общественного прогресса применительно к русским условиям. Либералам начала XX в. принадлежит бесспорная заслуга создания целостной концепции русского конституциализма. Конституционные взгляды представителей либерализма отразили трагическую противоречивость переломной эпохи. Выдающимися представителями его стали ученые и деятели Государственной думы - лидеры созданных в 1905 г. партий конституционных демократов (кадетов), «октябристов», прогрессистов, каждая из которых представляла свои варианты либеральной концепции конституционного развития России.

Выделение в качестве отдельного этапа развития конституционной доктрины русского либерализма в начале XX века обосновывается также его новыми качествами: безоговорочным отрицанием самодержавия, требованием социальных реформ, готовностью к нелегальным формам борьбы и др. Такова историческая действительность, выражающаяся в отказе авторитарной власти поддержать конституционные программы российского либерализма. Неудачная попытка построения либералами в марте-октябре 1917 г. конституционного буржуазно-демократического государства в России означала конец не только третьего этапа либерального движения, но и завершение всего дореволюционного периода конституциализма в России.

Новый этап развития конституционной доктрины русского либерализма (конец 1985-1990 гг.) связан с тем, что неолибералы в условиях начавшейся в СССР «перестройки» более решительно в сравнении с Горбачевым отстаивали классические либерально-демократические ценности, в том числе и такие: частная собственность, многопартийность, политический плюрализм, демократическая конституция. На данном этапе новые либералы твердо встали на позиции «чистого либерализма», освобожденного от социалистических конституционных «идеалов».

Уклон новых либералов в сторону чистого конституциализма проявился в том, что наиболее популярными авторами средств массовой информации стали публицисты, отстаивавшие такие конституционные ценности, как свобода личности и права человека, разделение властей, парламент и т.д. Неолибералы стали рассматривать западную либеральную конституционную модель как образец для России и приняли в качестве «общечеловеческих» либеральные конституционные ценности стран Запада.

За образец западного либерализма была принята модель конституциализма, сводившая роль государства к минимуму. Либеральные конституционные лозунги свободы и прав человека сцементировали в единый антикоммунистический блок приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно конституционные идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие миллионы советских граждан. Триумф либерализма в 1989-1991 гг. был полным и повсеместным и обеспечил в июне 1991г. избрание Б.Н.Ельцина большинством голосов президентом России.

С 1993 года начался современный этап конституционного развития России. В условиях действовавшей до его начала Конституции РСФСР стало очевидно, что утопичной во многом оказалась программа неолибералов о скором конституционном переустройстве России. Не существовало сомнений, что разделение властей, правовое государство, многопартийность, политический плюрализм как основополагающие компоненты либеральной конституционной программы, восторжествуют незамедлительно.

Граждане России в своем большинстве во многом поверили в возможность утверждения конституционного общества после смены коммунистического режима. Они верили, что Россия должна равняться на западные либеральные конституционные институты и способна быстро достичь их основных стандартов. Часть либеральных движений считала возможным быстрейшее приобщение к конституционным ценностям западной цивилизации. В условиях политической нестабильности 1992-1993 гг. со всей остротой встал вопрос о принятии новой Конституции.

Конституция 1993 г. закрепила ряд основополагающих либеральных принципов: многопартийность, политический плюрализм, разделение властей. Принят Гражданский кодекс, соответствующий либеральным конституционным принципам. Регулярно проводятся свободные выборы, на которых соперничают политические партии и их лидеры. Политический спектр России широк - от крайне левых до крайне правых. Таким образом, конституционные завоевания либерально-демократической революции 1991 г. превратились из утопии в реалии, соответствующие закономерностям общественных взаимосвязей в буржуазном обществе, а не утопическим представлениям о нем.

Конституционный порядок, существующий несколько лет, сохраняет способность к позитивному, в первую очередь либерально-демократическому развитию. Если такая способность существует, она должна заключать в качестве важнейшей составляющей обращение к либеральным российским и западным ценностям в направлении конституционного расширения прав и возможностей большинства. Без реально действующей Конституции в России не может быть полноценного демократического, гражданского общества, не установятся на прочной демократической основе его взаимоотношения с государственным управленческим аппаратом. Затянувшийся системный кризис, разразившийся в России, требует практической работы, решительного продолжения экономической реформы. Но исходный рубеж для успешного решения задач преобразования российского общества - создание твердого и надежного, свободного и демократического конституционного строя. Его утверждение возможно в результате культивирования важнейших ценностей социальной жизни права, закона, свобод личности, наращивания потенциала социального развития в совершенствовании всех сторон жизнедеятельности общества.

Общетеоретический анализ становления и развития конституционных отношений в России позволяет сформулировать и предложить следующие рекомендации в области дальнейшего научного исследования поставленных вопросов. В частности, предметом специального теоретического анализа могут быть такие проблемы, как:

• взаимодействие объективных условий и субъективных факторов в системе детерминации возникновения, становления и развития российского конституциализма;

• исторические этапы становления и развития конституционных отношений в России;

• зарождение и развитие либерально-конституционной идеологии в специфических условиях российского социума;

• взаимодействие дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации в процессе демократизации российского общества;

• социально-философский анализ конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России;

• взаимодействие консервативных и модернизационных процессов обновления конституционного законодательства в современной России.

Наконец, теоретические выводы настоящего диссертационного исследования позволяют сформулировать и ряд практических рекомендаций в области дальнейшего совершенствования конституционного процесса в современной России.

Во-первых, в общественно-политической жизни российского общества необходимо обеспечить реализацию незыблемых принципов конституциализма, в частности - принципов верховенства Закона, ограничения полномочий всех ветвей власти, разделения властей, приоритета прав и свобод личности над интересами общества и государства. Применительно к Российской Федерации исключительно важно обеспечение неукоснительного соблюдения Конституции РФ всеми субъектами.

Во-вторых, всем ветвям власти РФ необходимо ответственно и строго относиться к процессу модернизации и внесения изменений в действующую Конституцию РФ. Важнейшими условиями и предпосылками этого процесса могут быть существенное изменение внутриполитических и внешнеполитических обстоятельств, соблюдение всех необходимых правовых процедур, согласование усилий всех основных ветвей государственной власти, позитивное отношение большинства субъектов Российской Федерации.

В-третьих, конституционного оформления и закрепления требуют ряд новых организационных структур политической жизни современного российского общества. Таковыми выступают Администрация Президента РФ, введение в России территориальных округов и полномочных пред ставителей Президента РВ в каждом округе, ряд организационно-политических структур, нацеленных на борьбу с терроризмом и другие существенные нововведения в политической жизни российского общества.

В-четвертых, в развитии российского конституциализма необходимо добиваться оптимального и эффективного взаимодействия между реализацией принципов либерализма и объективно необходимых требований централизации государственной власти, предохраняющей страну от хаоса и возможного распада в периоды обострения кризисных ситуаций. В отличие от западных демократий либерализм в России должен в большей мере содержать уступки процессу централизации государственной власти на конституционно-законной основе.

В-пятых, в процессе правотворчества и правоприменительной практики в России необходимо максимально обеспечивать четкие процедуры, регламенты и социальные механизмы реализации основных принципов конституциализма, законности и правопорядка, имея в виду развитие правовой системы Российской Федерации в целом, а также на территории всех ее субъектов.

В-шестых, теоретические выводы и положения диссертации целесообразно использовать в учебном процессе высших учебных заведений России, в частности при изучении таких социально-гуманитарных дисциплин, как социальная философия, социология, политология, философия права, конституционное право и т.п. Проблема конституциализма в России является комплексной, общетеоретической и потому она должна быть предметом постоянного обсуждения на теоретических семинарах, научных конференциях, симпозиумах, парламентских чтениях и т.п.

В заключение отметим, что в условиях политического плюрализма, сложности и противоречивости модернизационных процессов в современной России и ее многочисленных регионах соблюдение и упрочение принципов конституционного строя способно обеспечить высокую стабильность и социальное согласие в стране. По мере развития и упрочения конституционных отношений в России будут соответственно нарастать эффективность государственной власти, активность гражданского общества, а также политическая и правовая культура российских граждан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Батайкин, Владимир Петрович, 2006 год

1. Аврех А .Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

2. Алексеев А.С. Манифест 17 октября 1905 года и политическое движение, его вызвавшее. М., 1915

3. Алексеев С.С. Демократические реформы и конституция. Научно-публицистические заметки. М., 1992. 55с.

4. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

5. Алексеева А., Городецкий А., Гусейнов А., Межуев В., Толстых В. Центристский проект для России // Свободная мысль. 1994. №4.

6. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роуса. М., 1992.

7. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М., 1997.

8. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

9. Ахиезер А.С. Российская модернизация: проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1993. №7

10. Балашов Н.А. Российский либерализм начала XX в. Банкротство идей. М., 1981.

11. Бердяев Н.А. Источники и смысл русского коммунизма. М., 1990.

12. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституциализмкон-ституциализм в России. М., 2003.

13. Бутенко А.П. От социализма к демократизму // Экономика и политика постсоциалистических стран. Научный доклад ИМЭПИ. М., 1995.

14. Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1991. №1.

15. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии. 1991. №8.

16. Валюжный А.В. Американский либерализм: иллюзии и реальность. М., 1976.

17. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

18. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1993.

19. Вэймин Ту. Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

20. Габибуллина Н. Либерализм в России (историко-философский анализ) // Вестник высшей школы. 1993. №7-9.

21. Гаджиев К.С. О перспективах демократической государственности в России // Политические исследования. 1993. №3.

22. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

23. Галай Ш. Конституционалисты-демократы и их критики // Вопросы истории. 1991. № 12.

24. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1964.

25. Государственная дума. Стенографические отчеты 1906г. Сессия первая. Т.2. СП б., 1906. Стб.1404

26. Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, исполнительной и судительной власти в Российской империи. Спб., 1905

27. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

28. Думова Н.Г. Либерализм в России: Трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова. М., 1993.

29. Дякин B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. 1914-1917гг. М., 1975

30. Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978.

31. Евстигнеев Р. Российская реформа на фоне мирового опыта // Вопросы экономики, 1993. №2.

32. Евтеева М. Истоки российского конституционализма // Право и жизнь. М., 1994.

33. Ерошкин Н. Российское чиновничество // Политическое образование. 1989. №6.

34. Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» // Советская Россия. 1991, 19 апреля

35. Зотова З.М. Эволюция российского либерализма // Истоки современной политической мысли и российской многопартийности. М., 1993.

36. Зубов А.Б., Косолапов В.А. Что ищет Россия? // Политические исследования. 1994. №1.

37. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т.2. М., 1951.

38. Ильин В.В. Политология. М., 1999

39. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

40. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

41. Ильин М.В. Государство // Полис. 1994. № 1.

42. Капелюшников Р. Российский либерализм: быть или не быть. Либерализм в России. М., 1993.

43. Капустин Б.Г. Либеральная идея в России / Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.

44. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как политической философии // Политические исследования. 1995. №5.

45. Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах // Политические исследования. 1994. №4.

46. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян//Политические исследования, 1994. №1-2.

47. Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса // Политические исследования, 1994. №3.

48. Карпачев М.Д. Истоки российской революции: легенды и реальность. М., 1991., 268с.

49. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958. Т.5.

50. Ковалев Б.Н., Гоголевский А.В. Русский конституционализм в период думской монархии. М., 2003

51. Козлов С.Д. Сравнительный анализ политических теорий XX века. Методическое пособие в двух частях. Часть 2. Калининград, 1995.

52. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -М., 1993.-Т.1

53. Конституция (основной закон) Союза Советских социалистических республик. 5 декабря 1936г. // Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. М., 1939.

54. Конституция Российской Федерации. М., 1994.

55. Конституция США. М., 1993.

56. Корелин А.П. Политическая программа П.А. Столыпина: либерально-консервативный синтез // Либеральный консерватизм.

57. КПСС в резолюциях. Т.З, М., 1981.

58. Кравец И.А. Конституциализм и российская государственность. М., 2000.

59. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2005

60. Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XIX века // Вопросы философии. 1993. №7.

61. Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. М., 1995

62. Краткий политический словарь / Абраменков В.П., Аверкин А.Г. и др. М., 1987.

63. Кувшинов В.А. Разоблачение партией большевиков идеологии и тактики кадетов. М., 1982

64. Купряшин Г.А. Политическая модернизация. М., 1991.

65. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституциа-лизмконституциализма в США, Японии и Советской России. М., 2004.

66. Лафинович И.Н. Итоги российского конституционализма. СПб., 1907

67. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. М., 1995.

68. Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001

69. Локк Д. Два трактата о правлении. Соч. Т.З. М., 1990.

70. Лотарев К.А. Либеральные и консервативные тенденции в преодолении кризиса в России (теоретический аспект) / Политическая теория: тенденции и проблемы. Вып. 2. М., 1995.

71. Лукашева Е.Е. Права человека и формирование правового государства в условиях реформирования политического и экономического строя России/ Центральная и Восточная Европа. Проблемы прав человека и демократии. М., 1995.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, 27

73. Мартов Л. История российской социал-демократии. Изд.2. М.-Пг., 1923

74. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Спб. 19031904. 4.1-3.

75. Милюков П.Н.: историк, политик, дипломат. М., 2000

76. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. № 9

77. Многопартийность в России: блоки и коалиции. Программные документы. М., 1992.

78. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.

79. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.

80. Монтескье Ш.-JI. О духе законов. М., 1953.

81. Муромцев С.А. Председатель первой Государственной Думы. М., 1913

82. Муромцев С.А. Статьи и речи. Вып. V. М., 1910.

83. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.

84. Нарежный А.И. Проблема конституционализма в русской консервативно-либеральной мысли второй половины XIX в. Ростов н/Д., 1999.

85. Непролетарские партии в России. Урок истории. М., 1984

86. Новиков Н.И. О главных причинах, относящихся к приращению художеств и наук // Новиков и его современники. М., 1960.

87. Новикова Л., Сиземская И. Идейные истоки русского либерализма. // Общественные науки и современность. 1993. №3.

88. Новикова Л., Сиземская И. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность. 1993. №5

89. Овруцкий Л., Думова Н. Трагедия русского либерализма // Родина. 1990. №10.

90. Ольшанский Д.Б. Массовые настроения переходного времени // Вопросы философии. 1992. №4.

91. Опыт конституционного развития стран «третьего мира». М., 1992.

92. Основной государственный закон Российской Империи. Париж. 1905.

93. Пантин И.К. Драма противостояния (либерализм в старой и новой России) // Политические исследования. 1994. №3.

94. Пантин И.К. О странной судьбе либерализма в России / Либерализм в России. РАН. М., 1996.

95. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.

96. Первая Государственная дума. Сб. статей. Вып.1. Спб., 1906.

97. Петрункевич И.И. «Ближайшие задачи земства» // Юбилейный земский сборник. Спб. 1914.

98. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века. М., 1986.

99. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977.

100. Письма К.Д.Кавелина и И.С.Тургенева к А.И.Герцену. Женева, 1892.

101. Политические партии и объединения России 1991-1993. Справочное издание. Выпуск 1. М., 1993.

102. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

103. Политические партии современной России. Информационные и аналитические материалы об общероссийских партиях и общественных движениях (1990-1993). Вып. 1.М., 1993.

104. Политология: энциклопедический словарь. Общ.ред. Ю.А.Аверьянов. М., 1993.

105. Попов Г.Х. Снова в оппозиции. М., 1994.

106. Программные документы политических партий России начала XX века. / Сост. З.М.Зотов. М., 1992.

107. Протоколы Центрального комитета конституционно-демократической партии. Т. 3. 1915-1920 гг. М., 1998.

108. Пуздрач Ю.В. История русского конституционализма IX-XX веков. М., 2004

109. Рормозер Г. Пути либерализма в России // Политические исследования, 1993. №3.

110. Россия сегодня. Политический портрет в документах 19851991г. М., 1991.

111. Ш.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.

112. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

113. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы естественного права// Трактаты. М., 1969.

114. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или опыт о форме республик. М, 1955.

115. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. М., Прогресс, 1989.

116. Салье М. Катастрофа либеральных принципов // Независимая газета, 24 марта 1994.

117. Соловьев С.М. Императорские советы в России в XVIII веке // Русская старина. 1870. №2.

118. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1877-1878. Т.27-28

119. Соловьев С.М. Сенат в начале царствования императрицы Екатерины II // Древняя и новая Россия. 1875. №1.

120. Соломенников И.П. Проблемы конституционного развития в либеральном движении России на рубеже XIX XX вв. / Политические партии. История политической науки. М., 1992.

121. Социальная модернизация в России, материалы обсуждения за «круглым столом» в институте философии РАН // Вестник РАН. 1993. Т. 63. №3.

122. Спирин JI.M. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России. М., 1977.

123. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т. 3. Кн. 1.М., 2000.

124. Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Хабриевой ТЯ. М., 2000.

125. Токвиль Ал. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992

126. Топорнин Б.Н. Конституция Российской Федерации. Комментарии. М., 1994.

127. Тютюкин С.В. Война, мир, революция. М., 1972.

128. Тютюкин С.В. Оппозиция его величества // В.И.Ленин о социальной структуре и политическом строе капиталистической России. М., 1970.

129. Фонвизин Д.И. Сочинения. М., 1981.

130. Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. №3.

131. Фридман М. Капитализм и свобода. Хозяева своей судьбы. / Фридман и Хайек о свободе. Репринтное издание. Минск: Полифакт, 1990.

132. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3.

133. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.

134. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993.

135. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т.1.

136. Череванин Н. Эволюция октябризма // Наша заря. 1910. №2. С.75-82

137. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1993.

138. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. II. М., 1896.

139. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1989.

140. Шапиро И. Либерализм. // Политические исследования. 1994. №3.

141. Шаховский Д.И. Союз Освобождения // Зарницы, вьга.1., СП б., 1909.

142. Шацилло К.Ф. Новые сведения о псевдонимах в журнале «Освобождение» // Археографический ежегодник за 1977 г., М., 1981.

143. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 гг. М., 1983. 179 с.

144. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907-1914 гг. М., 1991.

145. Шелохаев В.В. Либеральная модель общественного переустройства России: поиски путей модернизации // Либеральная модель общественного переустройства России на рубеже XIX-XX веков. М., 1994.

146. Шелохаев В.В. Социальная программа российского либерализма//Кентавр. 1994. №6. 1995.

147. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918.

148. Эбенстайн В. Дилемма демократии: свобода и равенство. // Знание-сила. 1990. №6.

149. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т.23.

150. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона. Спб., 1903.

151. Якушин В.Б. Государственная власть и проекты реформ в России. Спб. 1906.

152. Carrere d'Encausse H. Victorieuse Russie. Paris, Fayard, 1992.

153. Ferro M. (s.d.) L'Etat de toutes les Russies. Les Etats et les nations de l'ex-URSS. Paris, La Decouverte / IMSECO, 1993.

154. Forrest, G. A. Constitution and Constitutional Law. Chicago, 1967, 6:398.

155. Laran M. Van Regemorter J.-L. La Russie et ex-URSS de 1914 a nos jours. Paris, 1996.

156. Sajo A. Limiting Government. An Introduction to Constitutionalism. Budapest, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.