Становление и развитие художественных центров в конце XVI-XVIII веках: иконопись Архангельского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Кольцова, Татьяна Михайловна

  • Кольцова, Татьяна Михайловна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 333
Кольцова, Татьяна Михайловна. Становление и развитие художественных центров в конце XVI-XVIII веках: иконопись Архангельского края: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2009. 333 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Кольцова, Татьяна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

История изучения темы

Источники

ГЛАВА I. Художественная культура Архангельского края в конце XVI - XVIII веках. Формирование местной иконописной традиции.

ГЛАВА II. Иконописные центры Архангельского края

Иконопись Холмогор

Иконопись Каргополъя

Иконописцы Архангельска

Сийский монастырь

Соловецкий монастырь

Крестный монастырь

ГЛАВА III. Иконография святых Архангельского края

Создание северной иконографии

Преподобный Антоний Сийский

Праведный Артемий Веркольский

Преподобный Варлаам Важский

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские

Преподобный Евфимий Архангелогородский

Блаженные Иоанн и Логгин Яренгские

Преподобный Пахомий Кенский

Праведный Прокопий Устьянский

Преподобный Никодим Кожеозерский

ГЛАВА IV. Монументальная живопись

ГЛАВА V. Северные иконописцы

Материалы и краски северных иконописцев

Игумен Феодосий Сийский

Архимандрит Сийского монастыря Никодим

Семен Спиридонов Холмогорец

Струнин Алексей Иванов

Федор Васильев Струнин

Григорий Попов

Поморские иконописцы Чалковы

Крестьянские иконописные артели на реке Онеге

Иван Иванов Богданов-Карбатовский

Иван Васильев Минин

ГЛАВА VI. Северные иконостасы

Онежские иконостасные мастера Спицыны

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Кольцова, Татьяна Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа позволяет заключить, что искусство Архангельского края — значительное и самобытное явление русской культуры. Тесная взаимосвязь с творчеством крупных художественных центров помогла заложить основы северной иконописи уже в конце XV века, обрести ей самостоятельность и пережить подлинный расцвет в XVI — XVIII веках. Благодаря особенностям историко-культурного развития региона искусство самой отдаленной от центра северной провинции поражает своей масштабностью и разнообразием. В Поморье, Подвинье и в Поонежье процветают разнообразные художественные ремесла: иконопись, серебряное дело, кузнечное ремесло, иллюстрирование книг, печатная гравюра, резьба по дереву и кости, гончарное искусство, выделка кож.

В результате исследования удалось установить, что искусство Архангельского края не является замкнутым изолированным явлением. Напротив, оно было открыто внешним влияниям и воздействиям. Административная подчиненность северных центров Новгороду, Москве, Ростову во многом определила стилистическую ориентацию искусства. Постоянные связи с Западной Европой вывели северных художников на новый уровень мастерства и знаний в области технологии живописи.

Энергичная строительная деятельность в Архангельском крае в XVII веке привела к созданию новых форм деревянных церквей и часовен. Удалось установить, что были разработаны индивидуальные формы тябловых и каркасных иконостасов, которые привнесли своеобразие в этот вид искусства. К примеру, появилась новая конструкция размещения иконостаса на трех гранях восьмерика (в храмах Зачачья, Ошевенского, Нёноксы).

Созданы специфические для Севера двух-трехрядные иконы, соединяющие в себе целый иконостас, которые писали для часовен и небольших придельных храмов. Сформирована уникальная иконографическая программа и структура иконостаса северной часовни. Автору удалось выявить несколько специфических видов маркировки икон в иконостасах, которые помогают делать их реконструкции.

Каменное строительство на Архангельском Севере в период средневековья было редким явлением. Поэтому местом творчества художников-монументалистов стали памятники деревянного зодчества. Северные живописцы разработали особую систему декорации деревянных храмов, которая включала орнаментальные и сюжетные росписи, располагавшиеся на фасадах и в интерьерах храмов. Иконописцы украшали живописью малые архитектурные формы («тощие свечи», киоты, аналои). Северными мастерами разработана уникальная конструкция перекрытия «небом» и иконографическая программа ее росписи.

В результате исследования удалось установить, что на землях Архангельского края сформировалось несколько самобытных художественных центров, искусство которых имеет общие исторические корни, технико-технологические и стилистические особенности. Крупнейшими центрами изобразительного искусства были города - Каргополь, Холмогоры; а также северные обители - Соловецкий, Антониево-Сийский и Кийский Крестный монастыри. Благодаря изучению многочисленных письменных источников, автором документально подтверждено, что в XVI - XVII века на Севере работали стабильные иконописные артели, которые не только длительное время удерживали единую стилистическую традицию, но и выполняли задачи иконописного образования. Наиболее значительной была артель иконописцев Холмогорского архиерейского дома, а также крестьянские иконописные артели, работавшие в Поонежье (артель М. Алексеева), Каргополье (Богдановых-Карбатовских) и Поморье (Чалковых). Благодаря выявленным архивным документам удалось проанализировать северное искусство в конкретных лицах и живых процессах. Архангельский край являет своеобразную, живую модель художественных процессов, протекающих на окраинах Руси.

После создания Холмогорской и Важской епархии в 1682 году, Хол-могоры становятся объединяющим культурным центром Архангельского края. Первые архиепископы задают высокий уровень художественного мастерства, ориентированный на лучшие образцы Москвы, Сольвычегод-ска. При архиерейском доме существовала иконная келья, работали граверы, кузнецы, медники, оловяннишники, резчики по дереву. Неподалеку от Холмогор был Антониево-Сийский монастырь, имевший глубокие иконописные традиции. К концу XVII в. Холмогоры обладали одним из лучших в России сводов образцов - Сийским иконописным подлинником. После «Соловецкого сидения» (1668 - 1676) знаменитый Соловецкий монастырь был подчинен архиепископу Холмогорскому и Важскому и «влился» мощной составляющей в общий культурный процесс региона.

Искусство иконописи Архангельского края было искусством контрастов. Для живописи характерно соседство архаики и классики, высокого профессионализма и незамысловатого ремесла. Это объясняется тем, что на Севере превалировала крестьянская иконопись, утвердившаяся благодаря особому укладу жизни и специфическим социальным условиям. На всех этапах развития народное искусство существовало параллельно с монастырской живописью и творчеством мастеров, работавших в крупных посадах и городах. Удельный вес крестьянской составляющей искусства Архангельского края был несравненно выше, чем на вологодских землях. В XVIII веке значение северной культуры состояло еще и в том, что она продолжала хранить и развивать древнерусские традиции, постепенно слабеющие в центральных областях России.

В XVI — XVII вв. в северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых. Среди них особое место занимают образы северных подвижников благочестия, сформированные и бытовавшие в местной среде: святых Артемия Веркольского, Антония Сийского, Никодима Кожеозерского Прокопия Устьянского и других. Их иконография разработана иконописцами Архангельского края. Созданы свои особые типы паломнических икон, которые были связаны с почитанием чудотворных мощей и монастырских святынь. Они являются важным изобразительным источником по истории и быту Архангельского края.

Архивные источники и изобразительные материалы позволили автору выявить около 300 новых имен иконописцев, художников-монументалистов и мастеров иконостасов, работавших на Севере в XVI -XVIII веков. В комплексе с подписными иконами они составляют богатую источниковедческую базу, существенно помогающую в вопросах атрибуции северных памятников.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.